Философские и этические воззрения Абулкосима Фирдавси тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Гулам Наби Якин Секандер
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 151
Оглавление диссертации кандидат философских наук Гулам Наби Якин Секандер
Введение.
Глава 1: Философские воззрения Абулкосима Фирдавси. 1. Идейные, культурные и социально-политические предпосылки философских воззрений Абулкасима Фирдавси.
§2. Философские проблемы в воззенияхФирдавси.
§3. Рационализм Абулкосима Фирдавси.
§4. Философия сотворения мира и человека в «Шахнаме» Абулкосима
Фирдавси.
Глава 2: Антропософия Абулкосима Фирдавси.
§1. Добродетельная природа человека.
§2. Воспевание разума и мудрости, философия справедливости и воздаяния.
§3. Преданность, правдивость и добродетель.
Глава 3: Отрицательные качества в «Шахнаме» Абулкосима
Фирдавси.
§1. Порицание лжи и неправоты.
§2. Порицание насилия и угнетения.
§3. Порицание гнева и вражды.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Философско-эстетическая концепция Фирдавси в "Шахнаме"2009 год, кандидат философских наук Маллаев, Рахимходжа Каримович
Философские и этические взгляды Абубакра ар - Рази2012 год, кандидат философских наук Хайдарова, Сабохат Саидовна
Проблемы нравственности в "Шахнамэ" Абулкосима Фирдавси1998 год, кандидат философских наук Атоев, Атоулло Мухторович
Этические проблемы зороастризма2011 год, кандидат философских наук Бердиев, Шохназар Пирназарович
Поэма "Шахнаме" Фирдоуси как источник по изучению этногеографии, истории и культуры ираноязычных народов2013 год, кандидат исторических наук Омид Шива
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философские и этические воззрения Абулкосима Фирдавси»
Актуальность исследования обуславливается неиссякаемым интересом к наследию Абулкасима Фирдавси, тем обстоятельством, что к его мудрости не перестают обращаться во всех регионах мира, а его «Шахнаме» продолжает оставаться одним из читаемых и востребованных современной цивилизацией памятников персидско-таджикской культуры. Прежде всего, философские, социальные и этико-эстетические идеи Фирдавси являются предметом всеобщего интереса, так как его апелляция к разуму не имеет аналогов ни в его эпоху, ни в последующие века. Вместе с тем, идеи Фирдавси все еще остаются недостаточно изученными, и в востоковедческой литературе, за исключением отдельных работ, нет ни одного специального исследования, в котором была бы системно проанализирована эта тема. Изучение философских, социальных и этико-эстетических взглядов «Шахнаме» и Абулкосима Фирдавси с позиции историко-философского анализа достаточно актуально.
Далее, крупнейшие востоковеды и известные ученые Запада и Востока склонны считать, что на «Шахнаме» Абулкосима Фирдавси можно встретить влияние большинства популярных религиозных, философских и культурных направлений, а так же наличие исторических традиций и ценностей. На этом фоне компаративистский анализ социально-исторических факторов влияющих на создание великого произведения Фирдавси, может способствовать более обоснованным заключениям относительно философских воззрений, социальной философии и других мировоззренческих представлений Абулкосима Фирдавси.
Социальная философия Абулкосима Фирдавси является той частью его мировоззрения, которая требует теоретического осмысления во всей своей полноте. В связи с этим сравнительное изучение социальной философии Абулкосима Фирдавси вызвано необходимостью определения и составления объективной картины и направленности его философских идей в целом и общественно-политических взглядов.
Актуальность изучения философских воззрений Абулкосима Фирдавси обусловлена также следующими обстоятельствами и причинами:
- сохраняющаяся социальная напряженность в мусульманском мире, межэтнические и межконфессиональные конфликты, религиозно-экстремистские настроения часто ставят остро проблему социальной стабилизации, установления мира и консенсуса различных общественных групп через разработку стратегии согласия и мира. Исследование философии разума Абулкосима Фирдавси в сравнительном ракурсе наравне с другими современными общественными и гуманитарными науками предоставляет значительный материал для разработки данной стратегии;
- исследование проблемы совершенного, зрелого общества (на примере концепции «торжества разума»), которая рассматривалась Фирдавси в его «Шахнаме», актуально в плане того, что дальнейшее поступательное развитие социума возможно только при условии апелляции на разум, с одной стороны, и его действительным развитием, с другой, и воспитания в социуме зрелого, адекватного человека, способного разумно отвечать на современные вызовы;
- изучение вопроса о государстве, действующего на основе разума и логики, как и разумного общества характеризующегося, с одной стороны, многообразием, с другой — единством и взаимосвязью составляющих ее элементов так же немаловажно для современного общества, в том числе и для Таджикистана. Обоснование понятий «государство» и «власть», структурно-функциональных аспектов государства, определение значимости властителя, лидера, воителя, патриота, защитника отечества по Фирдавси также достаточно актуально. Основные положения учения «Шахнаме» и Абулкосима Фирдавси о государстве имеют рациональное зерно, и обстоятельное их изучение могло бы в значительной мере помочь разработке новых подходов к данной проблеме;
- в социальной философии Абулкосима Фирдавси особое внимание уделено вопросу о социальных группах, условиях их взаимодействия и взаимоотношений, а также профессиональной деятельности и творческих возможностей человека. Он видит причины бесконфликтного сосуществования социальных слоев в составе социума в наличии высокого ментального уровня членов групп;
- Актуально также изучение личности человека в «Шахнаме» Абулкасима Фирдавси, где одним из центральных тезисов является утверждение, что индивид и личность формируются и развиваются в процессе своей жизнедеятельности через приобретение определенного социального опыта;
- вопрос о харизматическом лидерстве в социальной философии Абулкосима Фирдавси связан с понятием добродетели, которое взаимосвязано как с существовавшими традициями, так и влиянием исторических философских представлений, влиявших на формирование коллективного сознание современного ему общества. Они оставили глубокий след в философии, литературе, искусстве, в образе жизни, ритуалах и традициях современного Фирдавси общества и отражаются в его нетленном произведении, что также определяет актуальность темы; онтологические и гносеологические аспекты философии разума Фирдавси способствуют реконструкции позитивного и светского мировоззрения, способствовавшего в мусульманской культуре средневековья сохранить баланс рационального и иррационального и через это-оставаться востребованным современностью. исследование социально-этических вопросов добра и зла, справедливости, гуманизма и др., обозначение роли нравственных и эстетических ценностей в жизни человека, обращение внимания на важность этического фактора в организации всего социального уклада, остается особенно актуально для современного общества. Анализ социально-этических проблем в «Шахнаме» Абулкосима Фирдавси позволяет определить и сформулировать аксиологические основания воспитания человека, базирующиеся на принципах добродетели, разумности и апелляции на разум, гуманизма, справедливости, гармоничного и всестороннего развития личности и общества.
Степень разработанности темы. «Шахнаме» великого Фирдавси является своеобразной энциклопедией, где поэтически изложены философские, социальные, нравственные, религиозные и эстетические взгляды мыслителя. Образ всесторонне развитого прекрасного, совершенного человека - идеала Фирдавси, который изображен в «Шахнаме» несмотря на то, что прошло тысячелетие, является актуальным и сегодня.
Ориенталистами Европы, начиная с XIX века, обстоятельно изучены жизнь и творчество поэта, дан общий анализ его литературного наследия, философских, социально - этических и эстетических взглядов, определены его место и роль в развитии персидской и мировой культуры. Большая работа проделана по переводу «Шахнаме» на многие языки мира1. Европейское востоковедение, посвятило Фирдавси и его поэме много трудов. Ни одно исследование по истории и литературе Ирана не обходилась без освещения жизни и деятельности Фирдавси и его бессмертного наследия.
В советском востоковедении В. В. Бартольд, Е. Э. Бертельс, И. С. Брагинский уделили большое внимание и оценили место Фирдавси и его поэмы в литературе и истории, косвенно или непосредственно затронув некоторые аспекты этической системы поэта-мыслителя . В работах И. Орбели, A.A. Ромаскевича, К.В. Травера, M. Н. О. Османова, M. М.
1 См: Atkinson J. The shah name of the Persian poet Firdausi translated and abridged in prose and verse;, with notes and ill striations; Coyajoe C. st dies in shahnameh- Bombay, 1939; Francisrek Machalski. Firda si I jego «Shah-name». - Krakow. 1970; Macan T rne. The a Shah-Nameli: An heroic poem. tta. 1829; Vol.1. CalkNoedeke Th. Das iranische nationalepos. Cr dris. Der iranischen philology. B.II, straseb rg. 1896-1904; Pertsch W. Verzeichniss der persischen handschr; ften der Königlichen Bibliothek z - Berlin. 1988; R garli vitlorio. K k il Montanaro poema persiano tradotto da. Bologna. 1891; Sehack A.F. v. Heldesagen des Febda si. 3 a fige. St ttgart. 1877; The Shahnama of Firdausi. Done into English by. Vol.I-IX. London. 1905-1923;
2 Бартольд В. В. К истории персидского эпоса Соч. М., 1971 Т.7 С. 383-408; Бертельс Е. Э. История персидско-таджикской литературы М., 1960. 556с.; Брагинский И.С. Из Истории персидской и таджикской литератур - М., 1972. - 524 е.; Раджабов М. Фирдоуси и современность (Анализ мировоззрения) Душанбе. 1976. - 136с.; Ромаскевич А. А. Очерк истории изучения Шахнаме. И Л. - 1934 -с. 13-50;
Дьяконова, Б. Г. Гафурова, И. В. Пьянкова наряду с жизнью и творчеством поэта, анализируются основные аспекты поэмы «Шахнаме», ее историческая направленность и историко-мифологический характер3. В них анализируется жизнь и творчество Фирдавси, между тем, как философско-этические и эстетические проблемы его мировоззрения остаются открытыми. Ученые внесли бесценный вклад в изучение жизни и творчества Фирдавси, при этом они стремились объективно, непредвзято оценивать творчество великого мыслителя. И в этом — их одна из главных заслуг.
В большом количестве иранских исследований Фирдавси представляется как проповедник исламской религии шиитского толка, при этом упускаются из вида другие аспекты его воззрений. В работах 3. Сафо, С. Нафиси и Дж. Мисгар-Нажода4 есть некоторые идеи по поводу философии, этики и эстетики Фирдавси.
Из числа исследований таджикских ученых посвященных философско-этической проблематике в «Шахнаме», прежде всего, следует отметить ценное исследование таджикского ученого М. Раджабова «Фирдоуси и современность»5. В данной работе рассматриваются мировоззренческие и философские проблемы (Бог, природа, человек), социально политические взгляды поэта и его этические идеи. Исследователь определяет мировоззрение Фирдавси как философско - этическую систему и считает главными в ней принципы разума, знания, добра и зла. В работе Маллаева Р.К. данный тезис подвергается критике и подчеркивается, что в поэме особое внимание уделено изображению образа прекрасного и совершенного (калокагатийного) человека и кроме того, все категории эстетики в «Шахнаме» имеют свое отображение.
3 Орбели И. Шахнаме. Фердовси, 934-1934. Л., 1934 с. 1-11; Ромаскевич А. А. Очерк истории изучения Шахнаме. Там же. - с. 13-50; Тревер К. В. Сасанидский Иран в Шахнаме. Там же. с. 177-196; Османов М. Н. О. Фирдоуси жизнь и творчество М., 1959;
4 Сафо 3. Хамосасарое дар Ирон. - Тегеран 1954. (На перс. Языке); Нафиси С. Чанд сохан дар барае Фирдавси. // Паеме нав. 1948. - №5; Дж. Мисгар-Нажод. Рисолате бузурге Фирдавси дар назме Шахнаме.// Ашна, № 10, - 2006г.
5 М. Раджабов. Фирдоуси и современность Душанбе. 1976. — С. 136. Маллаев Р.К. Философско-эстетическая концепция Фирдавси в "Шахнаме"-2009.
В монографии А. М Атаева «Проблемы нравственности в «Шахнаме» Абулкасима Фирдавси» уделяется особое внимание теоретико-практическим аспектам нравственной философии Фирдавси и анализируются идеи мыслителя о добре и зле, о справедливости и мужестве, о патриотизме и гуманизме, о любви и дружбе, о морали и этикете правителей и т.д.6
Из числа исследований, посвященных эпохе и различным аспектам идей Фирдавси, особо можно выделить работы: А.М.Богоутдинова, Г.Ашурова, М. Диноршоева, А.Мухаммадходжаева, А.А.Шамолова, М.Хазраткулова, X. X. Муминджанова, С. Рахимова, Курбонмамадова А., Хасановой С., К. Бекзода, Н. Федюнина, К. Кадырова, А. Додбеха, Ф.Турсунзаде7. Исследования этих авторов являются определенным вкладом в изучение рационалистического характера мировоззрения Фирдавси.
В статье Ф. Турсунзаде предпринята попытка исследования эстетических идей Фирдавси, где указывается, что его поэзия покоится на единой эстетической платформе и основана на единых эстетических принципах. Отдельную группу составляют научные сборники, издававшиеся в разных странах, а также переводы и издания произведений Абулкасима Фирдавси на языках мира, которые содержат статьи, предисловия, примечания и комментарии философско-научного характера, в том числе социально-философской направленности. Самый весомый научный сборник — выпущенный в честь 1000-летия Абулкасима Фирдавси, включает в себя ряд статей ученых и исследователей разного уровня, освещающие различные аспекты философского мировоззрения Абулкасима Фирдавси.
6 А. М. Атаев. Проблемы нравственности в «Шахнаме» Абулкасима Фирдавси. Душанбе, 1999.
7 См.: Турсунзаде Ф. Идеалхои эстетики Фирдавси. // Садои Шарк. 1995. № 1-3.; Рахимов С. Эстетика зороастризма. Душанбе, 2006; Его же. Из истории эстетических воззрений таджикского народа. -Душанбе, 2005; Его же. Истоки зороастрийской эстетики //Зороастризм и его значение в развитии народов Ближнего и Среднего Востока. Душанбе, 2003. - С. 295-317.; Муминджонов X. X. Философские проблемы зороастризма. Душанбе, 2000; Его же. Зардушт ва ойини у - Душанбе, 1993.; Его же. Турон - гахвораи таммадуни ориёи. Душанбе, 2004; Хазраткулов М. К анализу категории средневекового восточного мышления «вахдат» и «касрат»//Актуальные проблемы философской и общественной мысли зарубежного Востока. Душанбе, Дониш-1983.-С.75-84. Хазраткулов М. Ориёихо ва тамадцуни ориёи. - Душанбе, 2006; Музаффари М. Антропологияи ориёи. - Душанбе. 2006; Юсупов X. Классическое искусство и развитие эстетической мысли таджикского и персидского народов. Автореф. — М., 1981;
Между тем, приведенный, далеко не полный, перечень работ, демонстрируя широкий дисциплинарный и проблемный спектр изучения «Шахнаме» Фирдавси, доказывает отсутствие комплексного философского, социально-этического и эстетического анализа «Шахнаме» Фирдавси и выявления места и значения его философской, социально-этической и эстетической позиции в развитии духовной культуры Центральной Азии и Афганистана8. Тогда как динамику современных многоплановых и противоречивых тенденций в духовно-культурной жизни общества данного региона вряд ли можно глубоко понять, не учитывая её специфики (как исторической, так и современной).
Более того, остается спорной даже сама идея о наличии или отсутствии единой философской, социально-этической и эстетической системы в эпопее. Причиной тому служит не только неконтекстуальный анализ мировоззренческой сущности «Шахнаме», но и в ориенталистском и европоцентристском подходе к исследованию данного произведения. В связи с этим, в настоящей диссертации предпринимается попытка восполнить указанный пробел в историко-философской науке. Ставя перед собой эту задачу в качестве одной из основных, мы стремились в то же время продемонстрировать актуальность исследования философского, социально-этического учения Фирдавси в плане ее социокультурной значимости.
Цель и задачи исследования. Основная цель данной работы -выявление основных положений философского, социально-этического учения Абулкосима Фирдавси на основе его «Шахнаме».
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
8 Хакими Махмуд. Чахонбини ва хикмати Фирдавси. -Техрон: Фарханги исломи. 1370. -С. 18. Иктибос аз «Шохнома»и Фирдавси, Сокибфар Муртазо. Шохномаи Фирдавси ва фалсафаи таърих. -Техрон: Катра, 1377 х.ш.; Чубина Саччод. Хикмати назари ва амали дар Шохномаи Фирдавси. -Шероз: Навид. 1377 х.ш.; Якин, Гуломхайдар. Андарзномаи Фирдавси. Холлланд: Якин Арт. 1389 х.ш. -С. 104; Ф.Чавоншер. Хамосаи дод. -Техрон, 1370 х.ш.
- определение онтологических и гносеологических аспектов и параметров философии Абулкасима Фирдавси;
- выявление социально-политических факторов и идейных источников формирования социальной философии Абулкосима Фирдавси;
- выделение общего и отдельного в социальной философии и реконструкция социальной философии Абулкасима Фирдавси;
- анализ концепции всеобщего разума, природы власти, государства и социальных групп, нравственных и духовных основ общества в ракурсе общественной деятельности человека;
- оценка общности и различия взглядов Абулкосима Фирдавси и его современников через анализ философских, социальных и этико-эстетических проблем.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются философские, социальные, этико-эстетические воззрения Абулкосима Фирдавси, предметом - его взгляды на разум, общество, государство, власть, социальные группы, человека и его мораль, добродетель и прекрасное.
Теоретико-методологическая основа исследования. В процессе диссертационного исследования были использованы компаративный, исторический, логический и системный методы, что способствовало комплексному изучению проблемы. В работе использованы положения и выводы, сформулированные отечественными и зарубежными исследователями, которые занимались изучением рассматриваемых в работе проблем.
Источники исследования. Основным источникам данного исследования является «Шахнаме» Абулкасима Фирдавси и подобные ему по стилистике произведения.
Новизна исследования. Настоящая работа является первой попыткой комплексного сравнительного анализа философских, антропологических, социальных, этико-эстетических идей Абулкосима Фирдавси.
Новизну проведенного исследования более конкретно отражают следующие результаты:
- выявлены общность и различие историко-политических предпосылок формирования философских, антропологических, социальных, этико-эстетических воззрений Абулкосима Фирдавси на основе анализа его основного произведения и реальных событий эпохи их жизни и деятельности;
- впервые предложена авторская концепция структуры учения Абулкосима Фирдавси с фокусом на определении значимости идеи торжества разума, добродетели, антропологических и социальных идей в рамках его мировоззрения; впервые реконструирован синкретизм воззрений Абулкосима Фирдавси, базирующийся на разных философских и социальных, этико-эстетических концепциях древнегреческой философской мысли, доисламских и исламских философских и религиозных школ;
- дан анализ значимости человека, его разума и добродетели в обществе и истории;
- в сопоставительном плане изложен вопрос о формировании философских, социальных, этических воззренийи Абулкосима Фирдавси об обществе и государстве. Дан обстоятельный сравнительный анализ концепции разума и добродетели в формировании личности, общества и государства, их происхождение, значение их структуры, функции государства, выявлены предпосылки и целевые интенции в развитии понимания власти и др.;
- по социальным идеям «Шахнаме» и Абулкосима Фирдавси определены принципы классификации социальных групп на основе отношения людей к освоению знаний, принадлежности к религиям, к духовным, нравственным ценностям и их взаимоотношения в социуме;
- выявлены общность и различия в понимании и интерпретации таких понятий, как воля и свобода человека и их соотношение в добродетелью.
Вскрыты общефилософские причины восприятия Фирдавси свободы воли в системном, ценностном и субстанциональном плане;
- исследованы этические взгляды «Шахнаме» и Абулкосима Фирдавси, где особое внимание уделено аксеологическому анализу, выявлению значения добродетели, этических норм, нравственности и морали в развитии человека в его взаимоотношениях с другими людьми и общества в целом.
Основные положения, выносимые на защиту;
1. Истоки формирования философских и социальных, этико-эстетических идей в «Шахнаме» Абулкосима Фирдавси показаны в контексте истории развития мусульманского общества при правлении древнеиранских царей. Фирдавси крайне критически относится к узурпации власти и ее легитимизации, что отражается в его мировоззрении, социальной философии и принципах порицания.
2. Философские, социальные, этико-эстетические воззрения Абулкосима Фирдавси имеют синкретический характер. Синтез древнегреческой, средневековой мусульманской философии, философских и теологических идей различных религий формирует его рациональное мировоззрение и его подход к решению философских, социальных, этико-эстетических проблем.
3. Структура общества Абулкосима Фирдавси многомерна и представляет собой совокупность множества различных слоев со своими отличительными знаками. Общество также характеризируется единством своего организма через структурирование слоев социума в иерархию. Общественная же сбалансированность достигается путем развития элементов общества через самосовершенствование с помощью «'акл» («разум») и «'гтм» («знание, науки»), которые являются аксиологически главными критериями определения статуса человека в обществе.
4. Фирдавси выделяет два вида государства: государство добродетельных людей и государство недобродетельных людей, которые, чередуясь во времени, сменяют друг друга. Фирдавси конкретно не рассматривает государство в подобных двух формах и в такой трактовке, но косвенно оно нашла отражение в его произведении через его отношение (хвала или критика) к правителям своего времени, которых он, как и государства, разделяет на «хороших» и «плохих».
5. При анализе проблемы человека Фирдавси выделяет аспекты, связанные с вопросом соотношения и взаимодействия духовного, биологического, социального и приобретенного и унаследованного в человеке.
6. Фирдавси делит власть и закон в соответствии с их происхождением на естественную и божественную. Его трактовка проблем, связанных с политикой, вытекает из отношения мыслителя к правителям своего времени в свете существующих культурно-религиозных традиций.
7. Фирдавси опирается на такие категориальные основы свободы человека, как предопределенность воли человека в рамках воли Бога и независимая воля человека. Волю Бога Фирдавси толкует в свете существовавших культурно-религиозных традиций. В антропологии Фирдавси не лишает человека возможности проявлять собственную волю, хотя констатирует ее зависимость от Божественного предопределения.
8. Фирдавси призывает в рамках общественных законов активно следовать добродетели, хотя призыв к законопослушности и подчиненности в его этических воззрениях также остаются актуальными. Он не призывает людей к пассивному образу жизни, а труд и добывание счастья собственными руками считает задачей человека.
9. Фирдавси связывает нравственность с формированием и совершенствованием души человека. Этика и нравственность Фирдавси связаны с практическим анализом вопроса о благе и счастье общественного человека. Добро и зло рассматриваются им как ценностные категории и определяющие нормы его поведения.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы определяется тем, что полученные результаты и содержащийся в работе материал значительно расширяют знания о философских, социальных, этико-эстетических воззрениях Абулкосима Фирдавси, способствуют углубленному изучению социальной, антропологической и феноменологической основ существования человека в условиях социума. Разработанный диссертантом подход к изучению парадигм важнейших понятий, теорий, методов и принципов на основе философии, антропологии, этики и эстетики «Шахнаме» Абулкосима Фирдавси позволяет создать концептуальную основу для целостного философского исследования смысла человеческого существования.
Разработанные в диссертации положения и выводы могут быть использованы при написании учебных пособий по истории социальной философии, истории философии, философии религии, антропологии, культурологии, а также при проведении лекционных и семинарских занятий.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались на научных конгрессах, конференциях, симпозиумах, семинарах, среди которых наиболее значимыми является: международная конференция, посвященная 1000-летию «Шахнаме» Абулкосима Фирдавси (Душанбе, декабрь 2011),
Основные идеи исследования нашли своё отражение также в монографии: Философские, социальные, этические и гностические воззрения Фирдавси в его «Шахнаме» (Кабул, 2010) и статьях:
1. Историческое значение и философия человеческих качеств в «Шахнаме» Фирдавси// Известия АН РТ, философия, право и политология. №2 (2010).
2. Воспевание разума и мудрости в «Шахнаме» Фирдавси // Известия АН РТ, философия, право и политология. № 2 (2010).
3. Положительные качества человека с позиции Фирдавси // Известия АН РТ, философия, право и политология. № 3, (2011)
4. Философия прощения и справедливости в «Шахнаме» Фирдавси // Известия АН РТ, философия, право и политология. №4, ( 2011).
Результаты исследования использовались диссертантом при чтении учебных курсов по истории философии, истории социальных учений, педагогике, этике и эстетике в Университетах г. Кабула и г. Герата (Афганистан).
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании отдела истории таджикской философии и стран ближнего зарубежья Института философии, политологии и права им. Ак. А.М.Богоутдинова АН РТ (протокол № от «20»апреля 2012 г.).
Структура исследования. Диссертация включает введение, три главы (10 параграфов), заключение и библиографию.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Лексика "Шахнаме" Абулькасима Фирдоуси2011 год, доктор филологических наук Касимов, Олимджон Хабибович
Педагогические взгляды мыслителей таджикского народа в XI веке2010 год, доктор педагогических наук Ходжаев, Курбан Таирович
Антропологические проблемы в философии Азизуддина Насафи2011 год, кандидат философских наук Шарифов, Исомуддин Умарович
Философские проблемы зороастризма2001 год, доктор философских наук Муминджанов, Хамдам Хамидович
Антропология Абу Али Ибн Сины: Авиценны2004 год, доктор философских наук Рахимов, Мухсин Хусейнович
Заключение диссертации по теме «История философии», Гулам Наби Якин Секандер
Заключение
Если даже абстрагироваться от бесподобного гения самого Абулкосима Фирдавси, на формирование его инновационных размышлений влияли множестсво факторов: традиции и ценности родины, местности, политические события и существование Газнинского двора, условия жизни, наличие письменных и словесных источников. Немаловажным фактором является мировоззрение Фирдавси, лишенное религиозного фанатизма, позволившее ему бросить взор поверх исторических мировых процессов и оставить в наследство эпическое произведение о древней истории ариев. В философии Абулкосима Фирдавси все благие дела и поступки осуществляются с опорой на Бога и его помощь, это является основой для осуществления хороших дел и развития, а также является символом приобретения успеха и удачи правителями и богатырями.
Между тем, одной из целей философских воззрений Абулкосима Фирдавси по отношению к чез ловеку является то, чтобы он постоянно был в раздумии о приобретении удовлетворенности Бога и его рабов, так как он связывает счастье человека с удовлетворенностью Бога и наоборот, с удовлетворенностью Бога связывает счастье его рабов.
Для Фирдавси религия - это явление общечеловеческого порядка, включающее в себя такие поступки и действия человека, как социально-общественные, так и государственные, позволяющие ему разумное, осмысленное существование. Однако, она может существовать и выполнять своё гуманистическое предназначение лишь тогда, когда опирается на разум («Хар он дин, ки бошад бо хирад ба пой, бар он дин бошад хирад рахнамой»). Для Фирдавси религия без разума - заблуждение. Религия в единстве с разумом способна обеспечивать человеку мирное, гармоническое существование. Религия и разум призваны обуздать человека в его животных устремлениях. Они должны сообща воссоздать единство, понимание между людьми, должны согласовываться с разумом в своих действиях.
Взгляды Фирдавси на зороастризм во всех отношениях совпадают с воззрениями его предшественника Дакики. Они считали, что зороастризм как «чистая религия» (покиза дин) рассеивал человеческие заблуждения, противостоял и не допускал несправедливости (бедоди) и родовой мести, способствовал обеспечению должного порядка в человеческом общежитии, направлял человека на истинный путь правды и мудрости. Дакики сравнивал учение Зардушта с ветвистым и благоухающим деревом, каждый лист которого - наставление (панд) и каждый плод - мудрость (хирад). Оба в нем находили некое соответсвтие со своим внутренним бытием, видели полноту и осмысленность жизни, форму осуществления своего человеческого назначения, отождествляли зороастризм с высшим Благом, формой утверждения самоценности человека.
Что касается определения религиозного направления, которому был привержен Абулкосим Фирдавси, то необходимо отметить, что разум Абулкосима Фирдавси находится выше того, чтобы он был последователем одного направления или особого пути. Однако, изучение его мировоззрения позволяет предположить, что мысли и чаяния мудрого старца представляют его как мусульманина, который был предан исламу. Вместе с тем очевидно, что Абулкосим Фирдавси оказывал великое и безграничное уважение ко всем религиям и религиозным направлениям.
Абулкосим Фирдавси опираясь на свое мировоззрение, объясняет, что, удивительная система мира бытия находится в балансе с существующей общественной системой, что является свидетельством существования великого, абсолютно могущественного и всемогущего Бога. Таким образом, те, кто в силу своей узости мышления, желают показать Абулкосима Фирдавси как чуждого исламскому мировоззрению, обратившись внимательно к «Шахнаме», могут убедиться в том, что мудрец Туса не только не чужд учению ислама, а призывая человека к монотеизму и единению.
Философия Абулкосима Фирдавси об устройстве мира бытия отражает идею о том, что мир и вселенная есть место неустойчивое, разве что в нем постоянно Ахурамаздо противопоставляет добро против Ахриманового зла, ставя на колени тем самым, ахриманово зло и устанавливая добро и добродетель. Абулкосим Фирдавси на всем протяжении «Шахнаме» проповедует монотеизм и единение, считая добро и зло от Бога, однако он все же не может окончательно ответить на вопрос о том, как Бог может желать зла человечеству и не препятствовать появлению зла.
Считая разум величайшим божественным даром и важнейшим богатством человека, Абулкосим Фирдавси начинает свое «Шахнаме» с восславления Творца души и разума, называя душу и разум величайшим богатством человека.
Великий Абулкосим Фирдавси в своем нетленном «Шахнаме» провозглашает о школе разума и мысли, утверждая их обязательность и необходимость каждому человеку, называет разум наставником человека и решающим все его проблемы, призывает следовать ему. Он считает, что разум есть успокоение души и хранитель речей и поступков человека, основной базой для приобретения им блага и счастья в своей жизни. Абулкосим Фирдавси подчеркивает значение апелляции к разуму в государственных делах: не следующий разуму правитель и государственный деятель, не сможет получить прибыли от своего положения и богатства. Эта проблема отражает ту истину, что правителей, не пользующихся разумом, преследуют ошибки в их повелениях и распоряжениях, а сами они остаются с несбывшимися надеждами и делами.
Абулкосим Фирдавси основываясь на своей апелляции к разуму, считает, что разумному и в этом мире присуще телесное спокойствие, также как и на том свете ему обеспечено спокойствие души и постоянное пребывание в радости и благополучии.
По мнению Абулкосима Фирдавси Бог создал мир из 4-х основ-огня, воды, ветра и земли и первый элемент, который Бог создал, был огонь, который охладился и на земле создались ветер, вода и земля, условия для существования живых существ на планете Земля. Так, Бог своим разумом и естественной мудростью, создал человека и вдохнул ему жизнь (душу).
Фирдавси подчеркивает, что научные законы и человеческие знания не раз подтверждали, что созданное Богом, не есть вечное и не есть тленное. Это в том смысле, что только появившиеся живые существа имеют точку исчисления, то есть они появились, между тем, когда их до тех пор не было, и эта проблема с точки зрения мудрости Абулкосима Фирдавси есть необходимое доказательство того, что оно отражает живой мир, находящийся в его подчинении. По этой причине, позиция веры Абулкосима Фирдавси по отношению к философии сотворения мира и человека отражает мысль, что космос в абсолюте находится в подчинении единого Бога. Абулкосим Фирдавси считает создания Бога соответствующими мудрости и разуму божественному, восславляет их, ибо эти творения являются взаимо необходимыми для жизнедеятельности и процветания человека.
В отношении создания мира и человека Абулкосим Фирдавси так же считает, что Бог создал мир и человека в соответствии со своими сущностными качествами, и одним из подобных качеств Бога есть его всемогущество, поэтому, создание мира и человека является источником силы и мощи его и отражением его безграничной мудрости и знания.
Абулкосим Фирдавси говорит: Создатель, сотворив небо и землю для службы человеку и для его помощи, хочет от него самосовершенствования. На сколько человек нуждается в своей жизни в принадлежности рабам Создателя, также земля и небо являются из числа нужд и принадлежностями, способствующими его развитию до достижения статуса божественного величия.
С точки зрения Абулкосима Фирдавси мир состоит из вечного сожаления, которое подобно попутному ветру и нельзя человеку надеяться на мир слишком много, ибо мир и вселенная находятся в изменчивом состоянии, развитии и крахе, поэтому, он уверен в том, что жизнь должна состоять только из служения страждущим и неимущим.
В «Шахнаме» трагические события, ситуации, конфликты прямо и непосредственно основаны на общечеловеческих (мардуми) идеях и идеалах, и вытекают из несовершенства социальных и нравственных отношений между людьми, глубокого разлада между природой человека и его желаниями, страстями и возможностями.
Фирдавси для анализа единства и противоположности понятий «смерть» и «жизнь» широко оперирует понятием война. Война считается первой формой осознания человеком своего места в мире, Фирдавси глубоко проникает в ее суть. Лишь руководствуясь разумом, человечество по Фирдавси может жить в мире без войн. Фирдавси постоянно подчеркивает, что человек подвержен каждодневной опасности быть убитым, но нуждается в мире и спокойствии. Патриотизм -как противоположное понятие -выступает у Фирдавси как величайшая человеческая ценность. В сознании поэта патриотический порыв человеческой души приобретает непреходящий общечеловеческий характер.
По поводу жизни и смерти у Фирдавси существует такая философия, что смерть права, а жизнь - сотворена для утверждения божественной справедливости. С точки зрения Абулкосима Фирдавси смерть есть обязательная необходимость и нет кому-либо возможности избежать ее, поэтому необходимо хорошо жить и избегать высокомерия и эгоизма. В вопросе жизни и смерти он не стоит на устойчивой позиции, особенно в отношении смерти добрых и справедливых, достойных людей или плохих людей, злодеев и тиранов.
С позиции Абулкосима Фирдавси мир и небеса вращающиеся -нестабильны и полны обмана и не имеют жалости к людям, не открывают тайн им. Мир и небеса не питают любви к людям, безжалосты и злотворны, и как только приходит надежда на победу и ожидание добра, то тебе от них достается неудача и вред, нет в них кроме печалей ничего ни в начале и ни в конце.
Абулкосим Фирдавси придерживается той философской позиции, что единственным путем спасения и возвеличивания человека в пучине жизни является религия, знания, преданность и правдивость. Человек счастлив тогда, когда он следует пути религии, знаний и освобождения.
Другой темой философии Абулкосима Фирдавси есть идея непричинение зла другим в крайней форме, когда проповедуется непричинение зла даже муравью, которого не стоит весь мир. Между тем, для Фирдавси свобода означает жизнь, то есть те, кто борются во имя свободы и независимости, увековечивают себя. Благие качества и привычки человека можно назвать благой натурой человека, которые развиваются на всем протяжении человеческой жизни с приобретением им хороших этических качеств.
Добро и добродетель по отношению к людям являются еще одной частью благих качеств, имеющих воздаяние в земной и неземной жизни. Абулкосим Фирдавси считает, что добро и добродетель хороши от каждого, а еще более хороши, когда они исходят от власть имущих, о чем он наставляет правителя. Он наставляет, что человек, имеющий достаточно ума, всегда будет смиренен и кроток с народом, так как смирение и кротость являются вечным капиталом человека. С точки зрения Абулкосима Фирдавси придерживаться принципа «золотой середины» и знать границы во всех делах является так же важными благими качествами человека и хорошей привычкой.
Любовь и милосердие к людям есть часть врожденных наклонностей и отражением божественной основы и духовной красоты, так же считающиеся благими человеческими качествами и основой привязанности людей друг к другу, данная привязанность к людям на основе любви есть необходимое для человека, являющейся источником духовного удовольствия и удовлетворения человека.
Абулкосим Фирдавси верил в то, что человек является вечным существом и эта вечность его выкристаллизовывается в разуме и мудрости его. Поэтому разум и мудрость с глубин понимания Абулкосима Фирдавси-есть источник всех качеств человеческих и может служить человеку как стальная крепость для преодоления жизненных препятствий.
Абулкосим Фирдавси разум называет великим богатством человека и подчеркивает, что разум и знания направляют человека к истинному и истине, отдаляя его от бед и бесчинств.
Из размышлений Абулкосима Фирдавси становится ясно то, что разум есть причина радости человека во всех делах - социальных, экономических и культурных и воистину, представляет собой кольчугу, против стрел неграмотности и предрассудков, а также пагубных страстей. Таким образом, можно сказать, что разум находится на самом верху среди благих человеческих качеств и является предводителем и защитником человеческой души и тела.
Абулкосим Фирдавси разум ставит выше и ценнее всех божественных ценностей, дарованных Богом своим рабам и считает, что разум есть корона на голове всех предводителей и украшение всех великих и путеводная звезда всех ученых, которые мечтают служить себе и другим.
По мнению Абулкосима Фирдавси кроме того, что человек должен быть знаменит своей щедростью и справедливостью на практике, необходимо, чтобы его речи и слова также соответствовали постулатам справедливости и воздаяния, распространяя культуру справедливости и щедрости в обществе.
Призывая людей к поддержке страждущих и оступившихся, подвергшихся насилию, что есть само по себе добродетель, сила мышц данные человеку Богом, необходима для помощи униженным и нуждающимся, что и есть добродетель, так он воспевает помощь слабым.
По Фирдавси помощь и благотворительность сиротам, старикам и детям является истинной добродетелью и может служить положительной философией для предприимчивых и людей власти, которую можно увидеть обращаясь к положительной практике передовых держав, которые поддерживают школы благодетельства, милосердия и помощи, называя их первыми добродетелями.
Абулкосим Фирдавси считает верность слову добродетелью. Он также считает, что человек, способный укрощать свой гнев и умеющий прощать является истинно добродетельным гражданином, уважение к которому растет день ото дня.
Абулкосим Фирдавси заслуженно признан мировым сообществом величайшим поэтом мира, так как в его поэзии предприняты все необходимые меры для призыва людей к человеколюбию и добродетели, справедливости и рационализму, преданности и чистоте, отрицая такие отрицательные качества как ложь, злодеяние, насилие, гнев, угрозы, корысть и стяжательство, зависть и вражду и называет их в «Шахнаме» ненужными и неправильными, призывая человека воздерживаться от них.
Фирдавси выстраивая дихотомные этические категории достаточно сил тратит на описание, пояснение и порицание отрицательных качеств человека, где не останавливается на простом призыве к добродетели. Он призывает активно распознавать отрицательные качества и предпринимать меры для их искоренения. Первой из этих мер является отстранения от плохих качеств, стремление избегать соприкосновения со злом. При этом Фирдавси перечисляет данные отрицательные качества и дает их определение, иллюстрируя данный анализ яркими примерами и образами. Он рассматривает данные качества как на примере отдельного человека-индивида, переходит на анализ отрицательного качества с позиции психофизиологических данных гражданина, заканчивает рассмотрением влияния отрицательного качества на общество в свете деятельности людей власти.
Как очевидно из наставлений, Абулкосим Фирдавси со своим глубоким видением проблемы, понимает, что деспотия и насилие становятся причиной разрушения общественного строя и нации и приводит в результате к низвержению и пленению деспота и угнетателя. Анализируя отрицательные качества Фирдавси подвергает изучению существовавшие традиции, например - кровопролитие, кровную вражду и кровавую месть и демонстрирует их недостойные человечества, негуманные аспекты.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гулам Наби Якин Секандер, 2012 год
1. Авесто. Душанбе.2001.
2. Аристотель. Политика. Спб, 1911. Т.У.
3. Арузии Самарканди. Чахор макола. Техрон: 1349 х.ш. (1970).
4. Аттор Фаридуддин. Асрорнома. Душанбе, 1990.
5. Аттор Фаридуддин. Мантику-т-тайр. -Техрон: Асотир, 1369 х.ш. -С. ЗЗб.Ал. Фараби. Социально-этические трактаты.А-А., 1973.6. Готхо.Техрон,1382.
6. Ибн Сина. Избранные философские произведения. М., 1980.
7. Низомии ГанЧави. Хамса. -Техрон: 1360 х.ш.
8. Фирдавси Абулкосим. Шохнома. Бо тасхехи Жул Мул ва мукаддимаи Мухаммадамини Риёхи. -Техрон: Сухан, 1312 х.ш.
9. Фирдавси. «Шахнаме», ба кушиши Мухаммади Рамазони. -Техрон: Ховар, 1312 х.ш. Чилди аввал.
10. Фирдавси. Шохнома. -Техрон: Навид, 1346 х.ш. (1967).
11. Абулкосими Фирдавси. Шохнома. Ба тасхехи Мухаммади Рамазони. -Техрон: Ховар, 1369 х.ш. Чилди аввал.13. Куръон.1. Исследования
12. Ашуров. Философия эпохи Саманидов. Душанбе, Ирфон, 2006.
13. Атаев. А. М Проблемы нравственности в «Шахнаме» Абулкасима Фирдавси. Душанбе, 1999.
14. Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии. Душанбе, 1961.
15. Бартольд В. В. К истории персидского эпоса Соч. М., 1971 Т.7
16. Брагинский И.С. Из Истории персидской и таджикской литератур М., 1972.
17. Бертельс Е. Э. История персидско-таджикской литературы М., 1960.
18. Диноршоев М. Рационалистическая тенденция гносеологии Ибн Сины// Рационалистичекая традиция и современность. М., Наука, 1990., -с.114.
19. Диноршоев М. Фалсафаи бостони точик. Фалсафа.Т.1.1997.
20. Диноршоева З.М. Мухамад ал-Газзали и его отношение к философии. Душанбе,2002.
21. История этических учений.М.2003.
22. Касымджанов А.Х. Аль Фараби., М., 1982.
23. Кирабаев Н.С.Добродетельный город Ибн Баджжи // V Российский философский конгресс «Наука. Философия. Общество» Материалы. Том II, Новосибирск, 2009.
24. Курбонмамадов А. Эстетика Абулкасима Фирдавси. Ташкент, 2010.
25. Маллаев Р.К. Философско-эстетическая концепция Фирдавси в «Шахнаме». Душанбе, 2009.
26. Махмаджонова М.Т. Этические воззрения Джалолуддина Руми. Душанбе, 2001.
27. Махмаджонова М.Т. Философия Джалолуддина Руми. Душанбе. 2007.
28. Махмаджонова М.Т. Проблема божественного и человеческого бытия: Абухамид Газзали и Джалолуддин Руми. // Известия АНРТ, серия философия и право. №2.2009.-С.25-32.
29. Махмаджонова М.Т. Учение о вахдати вуджуд как основа суфийской метафизики.// Известия АНРТ, серия философия и право. №2.2009.-С.33-42
30. Махмуд Махди Домгони. Чилвахои дини дар «Шохнома» нашриёти Донишкадаи Илохиёт ва маориф исломии Машхад. № 19,1355.
31. Мисгар-Нажод Дж. Рисолате бузурге Фирдавси дар назме Шахнаме.// Ашна. № 10, 2006г.
32. Мортаза Мотаххари. Знакомство с исламскими науками. Душанбе, 2004.-С 41.
33. Музаффари М. Антропологияи ориёи. Душанбе, 2006;
34. Муминджонов X. X. Философские проблемы зороастризма. Душанбе, 2000; Муминджонов X. X. Зардушт ва ойини у Душанбе, 1993.;
35. Муминджонов X. X. Турон гахвораи таммадуни ориёи. Душанбе, 2004; Нафиси С. Чанд сохан дар барае Фирдавси. /7 Паеме нав. 1948, -№5;
36. Ыачмободи Кайвон Зарвон//'Мачаллаи Эронзамин. Канада.2005.№2.28.0рбели И. Шахнаме. Фердовси, 934-1934. Л., 1934;
37. Османов М. Н. О. Фирдоуси жизнь и творчество М., 1959;
38. Партав А. Андешахои фалсафии зрони. Техрон. 1373.
39. Раджабов М. Фирдоуси я современность (Анализ мировоззрения) Душанбе, 1976.
40. Рахимов С. Эстетика зороастризма. Душанбе, 2006;
41. Рахимов С. Из истории эстетических воззрений таджикского народа. -Душанбе, 2005;
42. Рахимов С. Истоки зороастрийской эстетики //Зороастризм и его значение в развитии народов Ближнего и Среднего Востока Душанбе, 2003.
43. Рахими Мустафо. Трагедияи кудрат дар Шохнома. -Техрон: Нагма, 1369 х.ш. -С. 29.
44. Рационалистическая традиция и современность. Ближний и средний Восток. Москва, Наука, 1990.-С.5.
45. Ромаскевич А. А. Очерк истории изучения Шахнаме. /У Л., 1934;
46. Сагадеев A.B. учение Ибн Рушда о соотношении философии, теологии и религии и его истоки в трудах Аль Фараби-Аль Фараби. Научное творчество. М., 1875.
47. Семенов. А.А.Эпоха Рудаки.//Рудаки и его эпоха. Сталинабад, 1958.
48. Сайид Нурулхак Ковиш. Мачмуаи маколахо. Душанбе, 2000.
49. Сафо 3. Таърихи адабиёти Эрон. Т.1.
50. Сафо 3. Хамосасарое дар Ирон. Тегеран 1954. (На перс. Языке);
51. Сокибфар Муртазо. Шохномаи Фирдавси ва фалсафаи таърих. -Техрон: Катра, 1377 х.ш.;
52. Таърихи фалсафаи точик.Фалсафаи ахди бостон.Ч. 1 .Душанбе, 2011.
53. Тойнби А. Хулосаи баррасии таърихи тамаддун. Техрон,1376.
54. Тревер К. В. Сасанидский Иран в Шахнаме. Там же;
55. Турсунзаде Ф. Идеалхои эстетики Фирдавси. // Садои Шарк. 1995. № 13.;
56. Хазраткулов М. К анализу категории средневекового восточного мышления «вахдат» и «касрат»//Актуальные проблемы философской и общественной мысли зарубежного Востока. Душанбе, Дониш-1983.
57. Хазраткулов М. Ориёихо ва тамаддуни ориёи. Душанбе, 2006;
58. Хакими Махмуд. Чахонбини ва хикмати Фирдавси. -Техрон: Фарханги исломи, 1370. -С. 18. Иктибос аз «Шохнома»и Фирдавси,
59. Хасантабор, Карим. Чахонбини ва хикмати Фирдавси. -Техрон: Фарханги исломи, 1372. чопи сеюм.
60. Чавоншер. Ф.Хамосаи дод. -Техрон, 1370 х.ш Чубина Саччод. Хикмати назари ва амали дар Шохномаи Фирдавси. -Шероз: Навид, 1377 х.ш.;
61. Чубина Саччод. Хикмати назари ва амали дар Шохномаи Фирдавси. -Шероз: Навид, 1377 х.ш.
62. Шамолов A.A. Сравнительый анализ этики Абухамида Газали и Насируддина Туси. Душанбе. 1994.
63. Шамолов A.A. Сравнительый анализ этики Абухамида Газали и Насируддина Туси. Душанбе. 1994.
64. Шамолов А.А.Хикмати назми ниёгон. Душанбе, 1999.
65. Юсупов X. Классическое искусство и развитие эстетической мысли таджикского и персидского народов. Автореф. — М., 1981;
66. Якин, Гуломхайдар. Андарзномаи Фирдавси. Холлланд: Якин Арт. 1389 х.ш.
67. Чубина Саччод. Хикмати назари ва амали дар Шохномаи Фирдавси. -Шероз: Навид, 1377 х.ш. иктибос аз Шохномаи Фирдавси. -С. 2169.
68. Atkinson J. The shah name of the Persian poet Firdausi translated and abridged in prose and verse;, with notes and ill striations; Coyajoe C. st dies in shahnameh- Bombay, 1939;
69. Francisrek Machalski. Firda si I jego «Shah-name». Krakow. 1970;
70. Macan T rne. The a Shah-Nameli: An heroic poem. tta. 1829; Vol.1.
71. CalkNoedeke Th. Das iranische nationalepos. Cr dris. Der iranischen philology. B.II, strasebrg. 1896-1904;
72. Pertsch W. Verzeichniss der persischen handschr; fiten der Königlichen Bibliothek z Berlin. 1988;
73. R garli vitlorio. К k il Montanaro poema persiano tradotto da. Bologna. 1891;
74. Sehack A.F. v. Heldesagen des Febda si. 3 a fige. Stuttgart. 1877;
75. The Shahnama of Firdausi. Done into English by. Vol.I-IX. London. 19051923;
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.