Этические проблемы зороастризма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Бердиев, Шохназар Пирназарович

  • Бердиев, Шохназар Пирназарович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 145
Бердиев, Шохназар Пирназарович. Этические проблемы зороастризма: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Душанбе. 2011. 145 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Бердиев, Шохназар Пирназарович

ВВЕДЕНИЕ . 3

ГЛАВА 1. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ ЗОРОАСТРИЗМА

§ 1. Возникновение зороастризма и его основатель.15

§ 2. Зороастрийский космогенезис: эволюция мироздания и ее связь с этикой.29

§ 3. Этика зороастризма - философия жизни .38

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ ЗОРОАСТРИЗМА

§ 1. Учение о добродетелях.57

§ 2. Истоки добра и зла в этике зороастризма.76

§3. Проблема свободы выбора человека и целостности мира.110

§4. Зороастризм и правила ритуальной чистоты.120

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этические проблемы зороастризма»

Актуальность темы исследования. В силу особых социально-исторических условий, сложившихся сейчас во всем мире и в том числе в Таджикистане, в центре внимания и общества, и ученых самого различного профиля оказались нравственно-этические проблемы. В рамках исследуемой темы следует отметить, что этический компонент авестийской культуры и духовности, сконцентрировавший в себе многовековой моральный опыт, даже более фундаментален, чем религиозный. При всей кажущейся нераздельности и очевидной взаимозависимости этих компонентов генетическое первенство и логический примат принадлежат все-таки этике, а не религии, так как этика зороастризма отражает практическое применение основных положений веры. Более того, авестийская религия возникла именно как результат отчаянных поисков человеческой души и разума социальной и моральной справедливости, как компенсация всеобщего пессимизма и неудовлетворенности, безнадежности и беспомощности, как фундаментальный ответ не столько на религиозные, философско-мировоззренческие вопросы, сколько на социальные, гуманитарные и особенно моральные запросы общества и индивида.

Изучение философско-этического содержания зороастризма, одной из древнейших этических концепций, располагающих древнейшим письменным наследием, во многом способствует не только познанию закономерностей развития морального сознания, но и пониманию современных общественно-экономических и духовных проблем. Безусловно, осмысление и восприятие наследия прошлого, мудрость и жизненный опыт минувших эпох могут послужить упрочению интеллектуальной и духовной связи между прошлым и настоящим.

Этика зороастризма, как одна из первых иранских нравственных систем, приобретает особую актуальность, в первую очередь, потому, что она была и остается,- надежным источником для развития морально-этических воззрений поколений последующих веков.

Актуальность исследуемой темы заключается также в том, что, с одной стороны, изучение этики зороастризма расширяет поле современных морально-этических исследований, а с другой, этика зороастризма может служить ценным практическим источником для нравственного воспитания подрастающего поколения в условиях трансформации постсоветского общества и деградации многих моральных принципов. Исходя из этого, обращение к истокам этого учения, к нравственно-этическим размышлениям о цели человека в обществе имеет исключительно важное значение для познания человеком своей сущности, осмысления своего прошлого, настоящего и определения ориентира для будущего развития человечества.

Актуальность проведенного исследования обусловлена также потребностями развития современной отечественной этики, которая должна вобрать в себя лучшие достижения философской мысли прошлых времен.

Анализ авестийской этики, в которой отразились все богатство и разнообразие идей в области античной и раннесрсдневековой нравственной мысли, воссоздает адекватную картину этико-философских учений наших предков в целом.

Степень научной разработанности проблемы. О религии зороастризма, ее пророке Зороастре и священной книге зороастрийцев —

Авесте существует обширная литература на многих языках мира. Книги, диссертации, монографии и статьи отечественных и зарубежных ученыхавестологов охватывают широкий круг вопросов о пророке Зороастре, времени и месте его рождения, начале проповеди, проблеме локализации и датировки Авесты, становлении зороастризма как государственной религии и т.д. Философско-этическая и мировоззренческая система зороастризма нашли отражение в трудах и исследованиях нескольких поколений крупных советских и российских ученых таких, как В.И.Абаев, В.В.Бартольд,

Е.Э.Бертельс, И.С.Брагинский, Б.Г.Гафуров, Э.А.Грантовский, И.С.Дьяконов, 4

М.А.Дандамаев, В.Г.Луконин, А.О.Маковельский, С.Ф.Ольденбург, И.М.Оранский, С.Н.Соколов, В.В. Струве, Л.А. Лелеков и др.1

Зарубежные ученые, такие, как Э.Бенвенист, М.Бойс, Э.Браун, А.Брюнхобер, Э.Диллень, Ж.Дюмезиль, Ф.Женью, Р.И.Зенер, А.В.Кайбарр, А.Кристенсен, Дж. Маркварт, Г.С.Нейберг, Б.Рассел, М.Хенри, В.Б.Хеннинг и др. так же рассматривали философско-этическую проблематику зороастризма в контексте общего своего анализа проблем зороастризма.2

В исследование проблем этики зороастризма большую лепту внесли и индийские авторы. В их числе можно назвать Анклесария, Ф.Боде, П.Санджана, Дж. Тавадия, Н.Тарапоревала и др. У этих исследователей наблюдается повышенный интерес к более поздней этико-религиозной системе зороастризма.3

Значимую роль в изучении основ зороастризма, его этических аспектов играли и играют иранские исследователи.4 Абаев В. И. Осетинской язык и фольклор M.JI, 1949. Т.]; Бартольд В.В. Иран: Исторический обзор. Ташкент, 1926; Он же. История культурной жизни Туркестана. Л., 1927; Он же. История изучения Востока в Европе и России. Л.', 1925; Бертельс ЕЭ. Отрывки из Авесты //Восток: Журнал литературы, науки и искусства. М.Л., 1924. Ки.4; Он же. Новые рабсггы но изучению Авесты //Учёные записки Института востоковедения АН СССР. М., 1951. Т. 1; Он же. Избранные труды: История гаджикско-персидской литературы /Отв. ред. И.С.Брагинский. М., I960; Брагинский И С. Древнеиранская лmераiура //Поэзия и проза древнего Востока. М.,1973; Он же. Из истории таджикской народной поэзии: Элементы народнопоэтического творчества в памятниках древней и средневековой письменности. М., 1956; Гафуров Б.Г. История таджикского народа. 3-е изд. М., 1955. T.1; Гранговский Э. А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. М, 1970; См. также: Библиография Ирана. М., 1967; Дьяконов И.М. Очерк истории древнего Ирана М., 1961; Он же. История Мидии: От древнейших времён до кониа 1У в. до н. э. М.;Л., 1956; Дандамаев М. А. Иран при первых Ахеменидач. М., 1963; Луконин В. Г. Иран в эпоху первых Сасанидов. Л., 1961; Он же. Культура Сасанидского Ирана М., 1969; Он же. Сасанидское серебро: Собрание Государственного Эрмитажа. М., 1987; Он же. Искусство древнего Ирана. М., 1977; Маковшнлкнй А.О. Авеста. Баку, 1960; Массон В.Н,'Ромодин В.А. История Афганистана. iVL 1964. T.1; Оранский И.М. Введение в иранскую (филологию. М.,1960; Соколов С.11.Авестийский язык. М., 1961; Струве В.В. История древнего Востока 2-е изд. М., 1941; Он же. Родиназороастризма//Советское востоковедение. M.JI. 1948. Вып.V; Лелеков Л.А. Авеста в современной науке // http://avesta.isatr. org/ zoroasti/LeIekov020302.htm

2 Бенвенист Э. Дини ирони. Табриз, 1350; Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995; Бойс М.

Зороастрпйиы: верования и обычаи /Пер. с англ. И. М.Сгсблин-Каменского /Отв. ред. Э. А. Грангавский. М., 1988; Она же. Указ. раб. 3-е изд., полностью переработанное. СПб., 1994; Браун Э. Таърихе адабийате Иран. Тегеран, 1338; Брюнхобер А. 11рон ва Турон. Лейпциг, 1898; Диллень Э. Дуализм в Авесте. СПб, 1881; Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986; Он же. Скифы и сарты. М., 1990; Женыо Ф. Ардаевирафнама. Тегеран, 1373; Зенер Р.И. Учение магов. М., 1993; Кайбарр А.В. Диёнати Зарцушт. Тегеран, 1353; Кристенсен А. Афарениш-с зийанкор дар равайат-е ирани. Табриз, 1335; Его же. Иран дар замон-е сасанийан. Тегеран, 1336; Его же. Карнама-йе шахан. Тегеран, 1327; Его же. Кайанийан. Тегеран, 1336; Его же. Маздаиарасти дар Иран-е кадим. Тегеран. 1336; Маркварт Дж. Вехрод ва Аранг. Тегеран, 1368; Нейберг Г.С. Динха-йе Иран-е бастан. Тегеран, 1359; Рассел Б. Асар-е фалса(1)и. Тегеран, 1351; Хенри М. Мотакедат ва адаб-е Иран-е бастан. Тегеран, 1348;ХеннингВ.Б. Зардоштсийасатмацарйджодигар? Тегеран, 1348. J См.: Брагинский И.С. Авеста. - С 44.

4 См.: Бахар М. Важанаме-йе Бондахеш. Тегеран, 1332; Его же. Гозидеха-йе Затспарам. Тегеран, 1351; Вахиди X. Виспарад. Тегеран, 1367; Вахиди X. Гатха. Тегеран, 1366; Его же. Хордеавеста. Тегеран, 1368; Джафари А. Сатават ясн. Тегеран,1359; Дусмхох Дж. Авеста. Тегеран, I370.T. 1; Казим М. сиалсас|за дар иран-с бастан.Тегеран,1353; Карнама-йе бозарган-е Иран. Тегеран, 1340; Маджмоа-йе хетабеха-йе дуюмпн кангра-йе тахкекат-е ирани. Тегеран, 1352. Т. 1; Маджмоа-йе хетабеха-йе дуюмин кангра-йе тахкекаг-е

В последние годы, наряду с широкомасштабными исследованиями зороастризма в Таджикистане в аспекте разных наук - археологии, филологии, источниковедения, этнографии, антропологии, под непосредственным руководством академика М.Д. Диноршоева начато философское осмысление наследия зороастрийцев - написаны монографические исследования, защищены кандидатские и докторские диссертации по различным проблемам зороастризма. Так, М.Д. Диноршоев сам представил развернутое философское исследование, которое рассматривает зороастризм в контексте арийской культуры, выявляет его характерные особенности, представляет ключевые принципы и категории его мировоззрения. В его исследовании проблемы этики зороастризма представлены как составляющие целостного зороастрийского мировоззрения1.

Вопросы этики затронуты в исследованиях других таджикских ученых последних лет, в частности в работах М.Хазраткулова2, К.О.Олимова3, М.Муминджонова4, С.Х.Рахимова5. Проблемы этики зороастризма рассмотрены в первом томе «Истории таджикской философии»6. ирани.Тегеран, 1353. -Т.2; Макбари М. Андарз-е Хосров-е Кватан. Тегеран, 1339; Махяр Н.Манзоме-йе драхт-е асорик. Тегеран, 1346; Машкур дж. Иран дар ахд-е бастан. Тегеран, 1343; Мехрин М. Иран-е бастан. Тегеран, 1344; Мехрин М. Фалсафа-йе Шарк. Тегеран, 1337; Мирас-е Иран. 1336; Моле М. Иран-е бастан. Тегеран,1373; Муин М. Маздаясна ва адаб-е парси. Тегеран,1338; Муин М. Маздаясна ва та сир-е ан дар адабийате парен. Тегеран,1326; Мукаддам А. Падшахи ва падхашан аз дида-йе ираннйан. Тегеран,1343; Нафиси С. Таърих-е тамаддон-е Иран-е сасани. Тегеран, 1331; Озаргошасб Ф.Гатха-сород\а-йе Зардошт. Тегеран, 1352.-Т. 1; Его же. .Гатха-сородха-йе Зардошт. Тегеран, 1359.Т.2; Ошчияни Дж. Зардошт. Маздаясна ва хукумат. Мюнхен, 1894; Оштияни Дж. Модерйиат на хукумат. Мюнхен, 1980; Парвиз А. Таърих-е 2500-сала-йе Иран. Тегеран, 1343. ТА; Парвиз В. Мпрасха-йе тамаддонхо-йе иранп дар сарзаминха-йе Асия-йс шурави. Тегеран, 1351; Пирние X. Иран-е бастн йа таърих-е мафоссал-е Иран-е кадим Тегеран, 1317.Т.3; Рази X. Зардошт ва таалим-е у. Тегеран, 1336; Хедаят С. Зандвахоман ва Карнама-йе Арташир-е Бабакан. Тегеран, 1336 и др.

1 Диноршоев М.Д. Аз таърихи фалсафаи точик. Душанбе, 1988. - С. 12.

2 Хазраткулов М. Философия ишрак (озарения): истоки, проблемы, тенденции развития: Автореф. дисс. д.ф.н. Ташкент, 1991; Его же. Ориёиё ватамаддуни ориёи. Тегеран, 1387.

Олимов К. Назаре ба фалсафаи ичтимоии зардуштия /Юлимов К. Баррасихо дар тасаввуф. Душанбе, 1999. - С.76-88.

4 См.: Муминчонов X. Философские проблемы зороастризма. — Душанбе, 2000. - 244 е.; его же. Турон-гахвораи тамаддуни ориёи. Душанбе, 2004.

5 Рахимов С.Х. Эстетика зороастризма. Душанбе: Дониш, 2006. -406 с. с илл.; его же Три этапа из истории эстетических воззрений таджикского народа. Душанбе: Главная научная редакция Таджикской национальной энциклопедии, 2006. - 247 с. с илл.

6 Истории таджикской философии (с древнейших времен до XV в.). В трех томах. Том I. -Душанбе: Дониш, 2010. -504 с.

В работе названных выше авторов обращается внимание на недостаточную глубину разработки многих проблем зороастризма. К их числу относится и проблема его этической концепции. Критика подобного рода правомерна, она основывается на стремлении таджикских ученых изучать зороастризм по линии дальнейшего углубления и детализации её основополагающих принципов, прежде всего - на базе позитивной разработки тем, которые подверглись искажениям в западноевропейской востоковедческой и историко-философской литературе.

К сожалению, во всех работах вышеназванных авторов нет ни одной, где система этического учения зороастризма рассматривалась бы целостно и комплексно. В этих работах этические проблемы зороастризма рассматриваются в составе общей или аспектной проблематики зороастризма. Анализ некоторых результатов, исследования представленных выше работ по этике зороастризма, диссертант осуществил в ходе рассмотрения конкретных проблем этической концепции зороастризма.

В 1997 году в Москве Клычева М.М. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Этические идеи зороастризма»'. Поскольку исследование Клычевой М.М. была одной из первых » целостных в философской литературе, посвященных проблемам этики зороастризма, то автор, справедливо отмечет, что завершение данной темы не посильно для одного исследователя. Поэтому она попыталась в основном реконструировать содержащиеся в сохранившихся текстах Авесты важнейшие аспекты этики зороастризма. В этой связи Клычева освещает социально-экономические и идейные истоки возникновения зороастризма; дает характеристику критериям морали Заратуштры; выявляет природу дуализма в морали зороастрийцев; подвергает философскому анализу зороастрийское учение о шести нравственных понятиях "Амэша-Спэнта"; моральный закон о благих мыслях, благих словах и благих делах; учение о

1 Клычева М.М. Этические идеи зороастризма. Диссерт. на соиск. учен, степени канд. филос. наук.— М.,1997. -155 с. душе - "фраваши"; вскрывает значение понятия "истина" как моральной ценности; рассматривает соотношения зороастрийской морали и зороастрийской эсхатологии. Клычева М.М. в частности отмечает: «Учение Заратуштры не выросло в философию в современном понимании, но в нем можно выделить этику, антропологию, космологию, онтологию.

Заратуштра выдвигает на передний план социальную проблему Добра и Зла и переносит акцент из сферы религии в сферу этики. В учении пророка весь мир рассматривается сквозь призму кардинальных этических категорий. Цель его реформаторства — предложить новую, нравственную концепцию бытия. Древние ■ маздеистские божества стали олицетворяться высокими понятиями справедливости, благочестия, благомыслия. В трактовке Заратуштры этика стала важным компонентом религии. Вера сводилась не к вере в бога, а к вере в высшее добро. Таким образом, этика является некоторым сущностным ядром учения Заратуштры»1.

Опираясь на вышеизложенные исследования, мы в своей диссертации попытаемся рассмотреть этические идеи зороастризма в развитии.

В настоящей диссертационной работе автор стремится показать, что, хотя первоисточники религии зороастризма носят сугубо религиозный характер, тем не'менее, в последующие века в трудах арийских мыслителей концептуальная разработка вопросов этики велась за рамками официальный догматики - на основе философских, аподиктических посылок. В частности, одна из важнейших исторических заслуг этих мыслителей усматривается в том, что они в поисках справедливого, разумного общества пришли к идее совершенного человека, нравственно идеальной личности, к мысли о добродетельных, благоразумных и справедливых, с их точки зрения, взаимоотношениях между членами арийского общества на основе принципов, теоретическая разработка которых является прерогативой не теологии, а философии Авесты.

1 Клычева М.М. Этические идеи зороастризма. Автореферат диссерт. на соиск. учен, степени канд. филос. наук.-М., 1997. -С. 2-3.

Этическая концепция зороастризма рассматривается в диссертации на основе первоисточников этой религии, в том числе Авесты и более поздних пехлевийских назидательных текстов, которые дошли до наших дней. Была использована старейшая из пехлевийских рукописей, известная под шифром МК или который дан рукописи ее первым издателем Дж.Джамасп - Асаной по имени переписчика.

Объектом исследования является этика зароастризма.

Цель и задачи исследования. В данной диссертационной работе ставится цель выявить и обобщить сущность зороастрийской этики, систематизироватье ее как целостную доктрину, проанализировать ее основные проблемы, определить место нравственного учения зороастризма в системе этической мысли таджикского народа. В связи с этим, задачи диссертации сводятся к следующим:

- рассмотреть проблемы возникновения зороастризма и проследить их связь с этикой; проанализировать зороастрийский космогенезис и эволюцию мироздания в контексте этической доктрины;

- систематизировать важнейшие этические мысли зороастризма, подвергнуть их научному анализу, раскрыть содержание, характер и общую направленность нравственного учения зороастризма; проанализировать специфический понятийный аппарат и мыслительные структуры, лежащие в основе этической доктрины зороастризма;

- выяснить сущность нравственной концепции зороастризма в контексте Авесты и других, в частности, пехлевийских источников;

- выявить идеи и общечеловеческие ценности в этических принципах зороастризма;

- объяснить значение проблемы добра и зла в этике зороастризма;

- объяснить правила ритуальной чистоты в зороастризме; 9

- определить место этики зороастризма в становлении и развитии этических учений, как на Востоке, так и на Западе;

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- этические проблемы зороастризма рассматриваются в развитии, и в широком историческом пространстве, т.е. диссертант представляет истоки зарождения этики зороастризма, период активного ее функционирования, время после Заратуштры, период Сасанидов, исламский период и последующие этапы, где ключевые этические идеи зороастризма сливаются с поздними этическими идеями, доктринами; сделана попытка новой систематизации этического учения зороастризма: это учение внутри себя градируется на глобальную этику, этику Ахура-Мазды и его ангелов (космическую этику), на этику их противников — этику Ангра-Маныо, и этика общины, этику отдельного человека. В двух первых этика однозначна — первая идеально плюсовая, позитивная; вторая - этика Ангра-Манью и его сторонников — однозначно минусовая, негативная. В третьем случае - этика общины и этика человека -смешанная. В нем соседствует, проникает друг в друга плюсовая и минусовая этика. Это происходит потому, что общине и человеку предоставлено право выбора любой из двух глобальных этик. Однако при этом, свобода выбора впоследствии имеет вопрошай ия и оценку (зороастрийская эсхатология). В этой связи одним из принципиальных проблем этики зороастризма становится проблема очищения, которая приобретает большое значение. Категория очищения, хотя является многофункциональной, тем не менее, основная суть ее определяется нормами этики;

- зороастризм отвергает анархическую абсолютную свободу, сопровождаемую дайнами Ангра-Манью - Друджыо (ложью), Аишмой (злостью, яростью), Индрой (агрессивностью), Саини (двурушничеством), Араском (завистью), Акташом (отвращением), Фрефтаром (обманом), Пасу зловонием), Сауру (леностью), Тарамати (эгоизмом), Заириком (голодом),

10

Тауру (жаждой), Маршуном (разрушением), Кундаком (тупостью) и множеством других отрицательных явлений. Он воспевает разумную творческую свободу, которую олицетворяют Порядок, Дисциплина, Красота, Соразмерность, Координация, Благополучие, Грация, Счастье, Чистота, Прозорливость, Безупречность, Правдивость, Честность, Истина, Здоровье, Процветание и множество других благих качеств. Зороастр призывает людей к сознательной борьбе против дайан Ангра-Манью. Он считает, что человек, руководствуясь Доброй Мудростью, Благой Мыслью, Лучшей Истиной и Святым Благочестием, может достичь Желанной Власти, Целостности и Бессмертия.

- этическая доктрина зороастризма вытекает из всего его мифо-религиозного мировоззрения. Исходя из этого, антиномии становятся характерной особенностью этики зороастризма. Ключевыми, как правило, парными антиномиями этической доктрины является категории Добро и Зло. Эти категории являются в доктрине зороастризма концептуальными, основополагающими и пронизывают все грани мировоззрения зороастризма, распространяются по всей зороастрийской картине мира. Поэтому мы рассматриваем эти антиномии как лштаантииолши, метакатегории.

Не меньшее значение в этическом мышлении зороастрийцев имеют и антиномии Рости (истина) и Дурудж (ложь), Hyp (свет) и Зулмот (тьма), Прекрасное и Безобразное. Применяя эти категории в сфере своего познания мира, нанизывая их функции через призму борьбы противоположностей, зороастрийцы, саму сущность этих антиномий определяли через свою этику. Иными словами все грани мировоззрения зороастрийцев, система их ценностей детерминированы этическими нормами, антиномическими категориями;

- Авеста рассматривает совесть (даепа) не как простое нравственно этическое понятие, а как конкретную божественную духовную силу, заложенную для контроля над деятельностью человека. Чувство совести, присущее каждому индивиду, - одна из этических доктрин зороастризма.

11

Внешний мир индивида составляют общество, природа, окружающий мир и Космос, и его индивидуальный прогресс обусловлен координацией, соразмерностью его внутреннего и внешнего миров;

- человек и его счастье — главная тема Авесты. В соответствии с ней, жизнь священна, неповторима, благородна и является высшим божественным проявлением. Надежда, радость, счастье — это божественные блага. В отличие от современных мировых религий, зороастризм отвергает мысль о приобретении потустороннего счастья ценой лишения радости в этом мире. По зороастризму, радость, счастье, наслаждение должны реально присутствовать "в жизни человека. Этот божественный дар не только необходимо принять с благодарностью и ценить, но и стремиться к его умножению;

- сегодня зороастризм, как и много веков назад, учит человека порядку, чистоте, бережного отношения к природе, честности в выполнении взятых на себя обязательств, благодарности к родителям, помощи единоверцам. В этой религии пет строгих канонов, она предполагает выбор человеком своего места в жизни. Религия не обязывает вести себя правильно, а только предостерегает от неверных поступков. Зороастризм сегодня не противоречит общечеловеческим ценностям и морали. И, тем не менее, это, как и другие конфессиональные этические догмы является фокусированной этикой, носит печать тех ценностей и уровня мышления, когда это учение формировывалось.

Эти отмеченные положения и выносятся на защиту.

Теоретико-методологическая и практическая значимость исследования.

Теоретико-методологической базой исследования послужили концептуальные идеи и положения классиков философской мысли, известных отечественных и зарубежных исследователей по истории философии и этики, а также методы системного, структурнофункционального и сравнительно-сопоставительного анализа. Научная

12 концепция исследования базируется на традиции реалистического, рационального, исторического анализа предмета исследования.

Материалы диссертации могут быть использованы при:

- разработке различных этических концепций с учетом исторических корней, определяющих менталитет таджикского народа;

- написании истории этической мысли стран Ближнего и Среднего Востока, чтении курсов лекций по истории философии, теории и истории этики, истории политико-правовых учений, составлении учебников и учебных пособий для высших и средних образовательных заведений.

Положения этического учения зороастризма, рассмотренные в диссертации, могут быть включены в различные программы по воспитанию молодёжи.

Источники исследования. Основными источниками диссертационного исследования являются «Гаты - песни Зороастра», «Ясна», «Яшты», «Хорде Авеста», пехлевийские назидательные сочинения, рукописи МК и др.

Область внедрения полученных результатов. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке различных этических концепций с учетом исторических корней, определяющих менталитет таджикского народа, написании истории этической мысли стран Ближнего и Среднего Востока, чтении курсов лекций по истории философии, теории и истории этики, истории политико-правовых учений, составлении учебников и учебных пособий для высших и средних образовательных заведений.

Положения этического учения зороастризма, рассмотренные в диссертации, могут быть включены в различные программы по воспитанию молодёжи.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в выступлениях автора па республиканских конференциях, посвященных 2700-летию Авесты в 2000 г., «Арийской цивилизации» в 2007 г., на научно-практических и ежегодных конференциях в ТГПУ им.С.Айни, в статьях и сообщениях на страницах республиканской печати, в научных сборниках, в «Известиях Академии наук Республики Таджикистан. Серия: философия и право».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 7 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Бердиев, Шохназар Пирназарович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Зороастризм - первая мировая .религия, утвердившая структуру, основные догмы и принципы монотеизма, что было результатом естественноисторического процесса развития арийских народов. Духовная эволюция в данном случае шла от митраизма, брахманизма - к зороастризму, от политеизма - к монотеизму. Как переходный этап от древнейшего и древнего периодов к новому периоду, зороастризм сконцентрировал в себе самые ценные прогрессивные и практические идеи первых ступеней развития человеческого общества и передал их очередной исторической эпохе.

2. Философия зороастризма интересна, содержательна и многогранна. Она отражает богатое внутреннее своеобразие, чистоту, духовный мир человека и его непрерывное стремление к совершенству, представляет его главным действующим лицом. Ахура-Мазда (макрокосмос), сотворив человека (микрокосмос), возложил на него часть своих полномочий по обновлению Вселенной. Идея реформы, обновления красной шпыо нроходич через всю Авесту. Зороастризм, как глубоко жизнеутверждающая философия, поставил человека в центр Вселенной. При этом деятельность всех элементов и явлений материального и /духовного миров координируется Ахура-Маздои, и-'человек— первый и главный его помощник в этом деле.

3. Решение проблем бытия, гармоничное развитие материального и духовного миров в зороастризме происходит на основе закона единства и борьбы противоположностей — Добра и Зла, Света и Тьмы, Совершенства и Несовершенства.

4. В Авесте говорится о двух формах разума - разуме естественном и разуме приобретенном. При этом второй оценивается весьма высоко.

Поставив во главу угла самопознание человека, пророк зороастризма считал, что этот процесс особенно активно реализуется через познание окружающей среды. Познание же человека опирается па целый ряд этических и эстетических принципов, соблюдение которых открывает широкие

129 возможности для каждого индивидуума. Все сотворения Ах>ра-Мазды, в гом числе человек, не только священны, но и совершенны изначально. Л 1ак как все они обладают прекрасной формой, они должны иметь и прекрасное этическое и эстетическое содержание. Все олемешы священною пюрения наделены благом и раскрывают себя с помощью благой мысли, блаюго слова, благого дела, аши, фраваши, волн, даены. Последние в свою очередь являются критериями существования бытия.

5. Философия зороастризма - это «философия природы», философия гармоничного развития тел, элементов и явлений материального мира, философия координации деятельности человека и Вселенной. Из всех творений Ахура-Мазды лишь человек располагает способностью и умением изменять и обновлять мир. В этом 01 ношении человек и его сознание могут играть двоякую .роль: созидательную и разрушительную. Пророк в Гатах многократно выражает свою убежденность в силе разума, опыта. Он говорит, что разумный (опытный, знающий) человек никогда не пойдет против своей выгоды и интересов. В Авесте выгода и интерес индивида, сопровождаемые ашой, неразрывно связаны с обществом, природой, космосом.

6. Философия зороастризма - это эстетическая и этическая философия, основанная на реальном опыте повседневной человеческой жизни. Три ее принципа (благая мысль, благое слово, благое дело) охвашвакл всю деятельность человека, любой его значительный и незначительный поступок.

В соответствии с ними, труд, характер труда, о ¡ношение к трудх могут проявить истинную сущность человека. Иными словами, человека и духовный мир может изменить только целенаправленный, созидательный и общественно полезный труд. Выделяя индивида как основного самостоя[ельного, творческого исполнителя в созидании или разрушении мира, зороастризм поставил его в центр бытия, связал его с коллективом, обществом и природой. А так как благополучие индивида, коллектива, общества и природы напрямую связано с духовными, морально-')!пческимн и эстетическими ценностями человека, с его отношением к предметам и

130 явлениям материального мира, среду обитания можно усовершенствовать посредством созидательного труда. В Гатах и других частях Авесты много стихов, где Зороастр призывает своих последователей к обновлению, перестройке материального мира. Любой труд, имеющий благое направление, обновляет не только мир, но и самого человека.

7. В зороастризме высоко ценится свобода человека, и поэтому она должна быть предоставлена каждому индивиду. Согласно этому учению, свобода может быть абсолютной и разумной. Абсолютная свобода игнорирует любое ограничение - законы природы, общества, моральные принципы. Она отрицает знание, опыт, традиции. Зороастризм исключает из своих рядов последователей абсолютной свободы. Разумная же свобода определяется тем, что воля, даена, аша в Авесте выступают как средства постоянного совершенствования. Человек рождается свободным, и основная его задача - это выбор того или иного пути. Выбор человека должен быть обусловлен его знанием, навыками, опытом, способностями. Эти качества в Авесте оцениваются очень высоко. Зло же в этой древней книге соотносится со слепотой, недальновидностью, безысходностью. Любой выбор человека, который не имеет знаний, опыта, навыков, который незнаком с тайнами явлений и элементов материального мира, бесперспективен. Такой выбор, лишая человека всех преимуществ, делает его рабом Апгра-Манью, ибо он основан не на истине, а на лжи.

8. Большое значение в зороастризме имеют фраваши праведных и достойных. Мир фравашей связывает прошедшее, настоящее и будущее человека с его деятельностью. Праведные и достойные, по зороастризму, -это активные, умные, деятельные, мудрые люди, много повидавшие и много сделавшие для обновления и воссоздания мира. Мир фравашей аккумулирует и концентрирует их эмпирическую деятельность. Зороастрийский мир фравашей анализируется в сопоставлении с анамнезисом и «миром идей» Платона.

9. Ангелология - одна из главных составляющих зороастризма, придающая ему одновременно пантеистический, дуалистический и монотеистический характер. Она весьма обширна и интересна и отражает бесконечное многообразие потребностей и желаний человека, его неиссякаемое воображение. В то же самое время она характеризует интеллектуальную среду, нравственные, этические и эстетические потребности людей эпохи древнего пророка. Если сегодня мы можем назвать два-три десятка положительных и отрицательных качеств человека, то зороастризм определяет их в несколько сотен.

10. Зороастризм отвергает анархическую абсолютную свободу, сопровождаемую дайнами Ангра-Маныо - Друджыо (ложью), Аишмой (злостью, яростью), Индрой (агрессивностью). Саини (двурушничеством), Араском (завистью), Акташом (отвращением), Фрефтаром (обманом), Пасу (зловонием), Сауру (леностью), Тарамати (эгоизмом), Запри ком (голодом), Тауру (жаждой), Маршуном (разрушением), Кундаком (тупостью) и множеством дрчшх офпцательных явлений. Он воспевае! разумную творческую свободу, которую олицетворяю! Порядок, Дисциплина, Красота, Соразмерность, Координация, Благополучие, Грация. Счастье, Чистота, Прозорливость, Безупречность, Правдивость, Честность, Истина, Здоровье, Процветание и множество других благих качеств. Зороастр призывает людей к сознательной борьбе прошв дапап Ашра-Маныо. Он считает, что человек, руководствуясь Доброй Мудростью, Благой Мыслью. Лучшей Истиной и Святым Благочестием, может достичь Желанной Власти, Целостности и Бессмертия.

11. Авеста рассматривает совесть (даена) не как просюе нравственно этическое понятие, а как конкретную божественную духовную силу. заложенную для--контроля над деятельностью человека. Чувство совести, присущее каждому индивиду, - одна из этических доктрин зороастризма.

Внешний мир индивида составляют общество, природа, окружающий мир и

Космос, и его индивидуальный прогресс обусловлен координацией,

132 соразмерностью его вну треннего и внешнего миров. Если бы сегодня все жители нашей планеты во всех ситуациях поступали по велению своей совести, то мы смогли бы избежать множество политических, общественных и социальных проблем.

12. Человек и его счастье — главная тема Авесты. В соответствии с пей, жизнь священна, неповторима, благородна и является высшим божественным проявлением. Надежда, радость, счастье - это божественные блага. В оыичис о г современных мировых религий, зороастризм отверкшг мысль о приобретении потустороннего счастья ценой лишения радости в этом мире. По зороастризму, радость, счастье, наслаждение должны реально присутствовать в жизни человека. Этот божественный дар не только необходимо принять с благодарностью и пенить, но и стремиться к его умножению.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бердиев, Шохназар Пирназарович, 2011 год

1. Абаев В.И. Миф и история в Гатах Зороастра. — М., 1974. 21 1 с.

2. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М.:Л., 1949. Т.1.-601 с.

3. Авесто. Кухантарин сурудахо ва матнхои ирони. Техрон, 1380. Ч. 1-2.-1195 с.

4. Авеста/Пер. Стеблин-Каменского И.М. -Душанбе, 1990. -173 с.

5. Авеста. Пер. и исслед. Дутхох. Дж. Душанбе, 2001. -792 с.

6. Авеста в русских переводах (1861-1996) /Сост., общ. ред., примеч., справ, раздел И.В.Рака. СПб., 1998.- 478 с.

7. Авеста. Видевдат. Фрагард тринадцатый /Вступление, пер. с авест. и комм. В.Ю.Крюковой/Восток, 1994. -212 с.

8. Авеста: Избранные гимны: Из Видевдата. /Пер. с авест. И.И.Стеблин-Каменского. -М.,1993. -205 с.

9. АврангМ. Барраси-йе Ясна. Тегеран, 1338. Т.1.-271 с.

10. Авранг М. Гозариш-е Гатха. — Тегеран, 1341.— 181 с.11 .Авдиев В.И. История древнего Востока. -2-е изд.(Пер. с араб, и доп.) -М.,1953. 758 с.

11. Алави А . Таърих-е камил-е Аден. Тегеран, 1342. - 584 с.

12. Алимпур Н. Додгохи Чам. Тегеран. 1384. — 278 с.

13. Александров В.А. Космический феномен человека. М., 199.-213 с.

14. Антология мировой филосоии. М., 1971.Т.4. — 760 с.

15. Аристотель. Сочинение. М.; Мысль. 1983. В 4-х т. Т.4. 832 с.

16. Атои У. Паёмбари ориён. Решахои иронии дар кисмхои джахони. Тегеран. 1386.-270 с.

17. Аш-Шахристани М.А. Книга о религиях и сектах / Пер. с араб. М., 1984. 4.1: Ислам.-281 с.

18. Аяткар-е Зарир-ан. Муин М.Маздаясна ва та, сир-е ап дар адабий ат-е парси. Тегеран,1348. -360-361 с.

19. Бахар М. Важанаме-йе Бондахеш. Тегеран,1332. -173 с.

20. Бахар М. Гозидеха-йе Затепарам. Тегеран, 1351. -157 с.

21. Бахар М. Асатир-е Иран. Тегеран, 1351. -240 с.

22. Бахар М. Сабкшенаси йа таърих-е татаввор дар Иран. -Тегеран, 1323- 592с.

23. Баландин Р. Сто великих богов. М.,2003. -227 с.

24. Бартольд В.В. Сочинения. М., 1971. Т.2. - 662 с. J 26.Бенвенист Э. Дине-е ирани. — Табриз,1350. - 254 с.

25. Бехруз 3. Заман-е Зардошт. — Тегеран, 1346. 211 с.

26. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. — М.,1995. -454 с.

27. Бируни А. Асар-ол-бакийе. — Тегеран, 1343. 377 с.

28. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. 3-е изд. СПб., 1994.-278 с.

29. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. 2-е изд., испр. и доп. - М.,1983. - 206 с.

30. Бонгард-Левин Г.М., Пльян Г.Ф. Древнеиндийская цивилизация. — М.,1980. 304 с.

31. Брагинский И.С. Иранское литературное наследие. М.:Наука,1984,- 295с.

32. Брагинский И.С. Исследование по таджикской культуре. М.:Наука,1977. -288 с.

33. Брагинский И.С. Из истории таджикской народной поэзии. М., 1956. -493 с.

34. Браун Э. Таърих-е адабийат-е Иран. Тегеран, 133 8. Т.1. -410 с.

35. Бундахеш (ирани). Тегеран, 1369. -240 с.

36. Вахиди X. Виспарад. Тегеран, 1367. - 94 с.

37. Вахиди X. Гатха. Тегеран, 1366. - 124 с.135

38. Вахиди X. Хордеавеста. Тегеран, 1368. -1 15 с.

39. Васильев J1.C. История религий Востока. Учебное пособие для вузов. 4-е изд.-М.,1999. -375 с.

40. Вестник зороастрийской общины Санкт-Петербурга. 1996-1999.

41. Волченко Л.Б. Добро и зло как этические категории. М., 1975. -318 с.

42. Гатха // «Садои Шарк». 1989. №9. 63-82 с.

43. Гафуров Б.Г. Таджики. Душанбе: Ирфон,1989. Кн.1. - 384 с.

44. Гегель Г.В. Эстетика. М.:Искусство,1969. - 326 с.

45. Гегель Г.В. Логика. М., 1948. 172 с.

46. Геродот. История. М.,Л., 1972. - 890 с.

47. Герасимов А. Тело Света. М.: «Современное слово»,2003. -1 18 с.

48. Горгани Ф. Вис ва Рамин. Тегеран, 1349. - 63-82 с.

49. Городская среда и культура Бактрии, Тохаристана, Согда. Ташкент, 1986. -286 с.

50. Грантовский Э.А. Племенное объединение парсу в истории культуры древней Индии. М.,1963. - 301 с.

51. Грантовский Э.А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. -М.:Наука,1970. 395 с.

52. Гуревич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. М.:3нание,1985. - 64 .

53. Гусейнов A.A. Великие моралисты. М.,1995. -204 с.

54. Гусейнов A.A. Учителя человечество. М., 2006. 286 с.

55. Гусейнов A.A. Этика. М., 2009.-386 с.

56. Гусейнов A.A. Введение в этику. М., 1985. 244 с.

57. Дандамаев М.А. Иран при первых Ахеменидах. М. Изд-во вост.лит.,1963. - 270 с.

58. Дапдамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. -М.:Наука,1985. '319 с.

59. Дандамаев М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика древнего Ирана. -М.:Наука,1980. 416 с.

60. Дармстетер Ч. Тафсир-е Авеста ватарджоме-йе Гатха.-Тегеран,1348. -353

61. Дармстетер С.И. Тафсири Авесто ва тарчумаи Готхо. — Техрон,1348.

62. Джафари А. Сатават ясн. Тегеран, 1359. -414 с.

63. Джалоли А. Пахлав, пахлаванан дар «Шахнама». Тегеран, 1354. - 285 с.

64. Джахнз. Ахлак-ол-молок. — Тегеран, 1308. 516 с.

65. Джохадзе Д.В. Основные этапы развития восточной философии. М.: Наука. 1977.-295 с.

66. Джаммапада /Пер. Топорова В.Н. М., 1960.- 193 с.

67. Диншах-е Ирани. Фалсафа-йе Иран-е бастан. -Тегеран, 1361. 1 12 с.

68. Диноршоев М.Д. Аз таърихи фалсафаи точик. Душанбе, 1988.

69. Диншохи Эрони. Ахлоки Эрони бостон. Техрон. 13 12. - 289 с.

70. Диллень Э. Дуализм в Авесте. — СПб., 1881.- 247 с.

71. Довуд И.П. Ясно. Техрон, 1337. 4.2.

72. Домусульманские верования и обряды Средней Азии. М.:Наука, 1975. -295 с.

73. Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране (Историко-этнографический очерк). М.: Наука, 1982. - 133 с.

74. Древнеиндийская философия. — 2-е изд. — М.:Мысль,1972. 271 с.

75. Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии.: Ист.-этнограф. очерк. М.:Наука, 1986. - 206 с.

76. Дрезден М. Мифология древнего Ирана /Мифология древнего мира. -М.,1977.

77. Дустхо Дж. Авеста. Тегеран, 1380. -Т. 1. -528 с.

78. Дубровина Т.А., Ласкарева Е.Н. Заратуштра. М.: «Олимп», 1999.

79. Дуренко С.И. Горноалтайские находки и скифы. М.,Л.,1952. - 302 с.

80. Дьяконов И.М. Очерк истории древнего Ирана. М., 1981.- 443 с.

81. Дьяконов И.М. История Мидии от древнейших времен до конца 1У века до н.э. -М.,Л,1956. -415 с.

82. Дьяконов И.М., Лившиц В.А. Документы из Нисы 16 в до н.э. М.,1960. -279 с.

83. Дюшен-Гийемен Ж. Зардошт ва джахан-е гарб. Тегеран, 1350. М.гНаука, 1977.-295 с.

84. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев /Пер. с фр. -\ М.:Наука,1986. 279 с.

85. Дюмезиль Ж. Скифы и сарты. М.:Наука,1990. - 23 1 с.)

86. Езник К. Об обучении персидских магов. СПб., 1858. - 38 с.

87. Езник К. Книга опровержений (О добре и зле). Ереван, 1968. - 174 с.

88. Женыо Ф. Ардаевирафнама. Тегеран, 1373. - 268 с. 95.3енер Р.Ч. Учение магов. - М., 1993. -256 с. 96-Зервапо-Зороастризм. - Мн.,1997. -196 с.

89. Зинковский В.И. История русской философии. М., 1999. 98.Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. Р/на-Допу, 1995.-238 с. \ 99.3ороастрийская мифология. - СПб., М.,1998. -339 с.

90. ЮО.Зороастрийские тексты. Суждения Духа разума. (Дадестан-и мепог-и ^ храд).

91. Ю1.Ибн-ал Балхи. Форснома. Душанбе, 1989. - 159 с. Ю2.Ибн-ан-Надим. Ал-фехраст. - Каир, 1348.

92. Идибеков Н. Этика Насуриддина Туси в свете его теории свободы. Душанбе. 1987.- 147 с.

93. Изведать дороги и пути праведных. Пехлевийские назидательные тексты. М.,1991. -192 с.

94. Иностранцев К. Моталоат-дар бара-йе сасанийан. -Тегеран, 1347. 277 с.

95. Иностранцев К. Древнейшие арабские известия о праздновании науруза в ^ Сасанидской Персии. СПб., 1904. - 164 с.

96. История и культура сарматов.-Саратов, 1983. 140 с.

97. История зороастризма. Минск., 1997. -279 с.

98. История таджикского народа. — М., 1963. Т. 1. -494 с.

99. История таджикской философии с древнейших времен до XV в. Т. 1. Душанбе, 2010. -504 с.

100. История древнего Востока. М.,1979.138

101. Казвини X, Таърих-е гозиде. -Тегеран, 1339. -602 с.

102. Кесснди Ф.Х. Философские и этические проблемы человека. М., 1994. -275 с.

103. Кирмани К.Ш. Айина-йе айин-с маздаясна. -Тегеран, 1337. -202 с.

104. Киселев C.B. Древняя история Южной Сибири. -М.,1951. 643 с.121 .Клычева М.М. Этические идеи зороастризма. Диссерт. на соиск. учен, степени канд. филос. наук.-М., 1997. -155 с.

105. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. Р/на Дону, 1998.

106. КрасицкийЯн. Бог, человек и зло. М., 2009.— 371 с.

107. Кристенсен А. Афарениш-е зийапкар дар ревайат-е ирани. Табриз,1335. -202 с.

108. Кристенсен А. Иран дар заман-е сасанийап. -Тегеран, 1336.- 372 с.

109. Кристенсен А. Карпама-йе шахан. -Тегеран, 1327. -219 с.

110. Кристенсен А. Каянийан. -Тегеран, 1336. -273 с.

111. Кристенсен А. Маздапарасти дар Иран-е кадим. -Тегеран, 1336. -176 с.

112. Крюкова В.Ю. Зороастризм. СПб, 2005. -288 с.

113. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. -М.,1960. -520 с.

114. Ксенофот. Керопелии. М.,1977. - 144 с.

115. Ксенофонт. Анабасис. М.,Л., 1951. - 299 с.

116. Кузьмина Е.Е. В стране Каната и Афрасиаба,- М.,1977. -144 с.

117. Лаут Р. Философия Достоевского. М., 1966. 167 с.

118. Лелеков Л.А. Авеста в современной науке // http://avesta.isati\ org/ zoroastr/Lelekov020302.htm

119. Зб.Литвинский Б.А. Древние кочевники «Крыши Мира». -М., 1972. 269 с.

120. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Основы этики. Характер русского народа. -М., 1991. -176 с.

121. Луконин В.Г. Культура Сасанидского Ирана. -М., 1972. 269 с.

122. Луконин В.Г. Иран в III веке. М., 1969. - 174 с. МО.Луконин В.Г. Иран в эпоху первых Сасанидов. — Л., 1961 — 81 с.

123. Маджмоа-йе хетабеха-йе дуюмин кангра-йе тахкекат-е ирани. -Тегеран,1352. Т.1. 601 с.

124. Маджмоа-йе хетабеха-йе дуюмин кангра-йе тахкекат-е ирани. -Тегеран,1353. -Т.2. -419с.

125. Макбари М. Андарз-е Хосров-е Кватан. -Тегеран, 1339.-143 с.

126. Маковельский А.О. Авеста. Баку, 1960. - 144 с.

127. Маркварт Дж. Вехрод ва Аранг. -Тегеран, 1368. -214 с.

128. Малкур. Эрон дар ахди бостон. Техрон, 1341. -299 с.

129. Масуди А. Ал-танбих в-ал ашраф. -Багдад,1938. -371 с.

130. Махяр Н.Манзоме-йе драхт-е асорик. -. Тегеран, 1346. 42 с.

131. Машкур Дж. Иран дар ахд-е бастан. -Тегеран, 1343. -502 с.

132. МачаллахоиЯгмо: Сухан, Аргмон, Варрасихои таърихи. Хунар ва мардуми (чопи Эрон). 1338-1351.

133. Мейтарчиян М.Б. Погребальный обряд зороастрийцев. — М., Институт востоковедения РАН, 1999. -189 с.

134. Меркурии М. Иран-е бостан. Тегеран. 1384.-388 с.

135. Мехрин М. Иран-е бастан. -Тегеран,1344.-396 с.

136. Мехрин М. Фалсафа-йе Шарк. -Тегеран, 1337. -217 с.

137. Мероси Ирон (13 та мустамриини урупои). Техрон, 1336.

138. МИТРА: зороастрийский журнал. № (11). СПб, 2004. -119 с.

139. Мифы народов мира: энциклопедия. В 2-х т. М., 1991-1992. -898 с.

140. Мирас-е Иран. 1336. -298 с.

141. Мирфатах М. Зардушт чехраи тобноки Ирони бостон. Техрон. 1387. -315 с.

142. Моле М. Иран-е бастан. -Тегеран, 1373. -124 с.140

143. Музаффари М. Антропологияи ориёи. Душанбе, 2006. 124 с.

144. Муин М. Маздаяена ва адаб-е парен. -Тегеран, 1338. -417 с.

145. Муин М. Маздаяена ва та сир-е ан дар адабийате парси.-Тегеран,1326.

146. Мукаддам А. Падшахи ва падхашан аз дида-йе иранийан. Тегеран, 1343. -347 с.

147. J 165.Муминзаде Х.Х. Зардушт ва ойини у. Душанбе, 1993. В 2-х ч. 398 с.

148. Муъминчонов Х.Х. Туран гахвораи тамаддуни ориёи. - Душанбе, 2004. -297 с.

149. Муминджанов Х.Х. Философские проблемы Зороастризма. Душанбе, 2000.-244 с.

150. Мухаммадободи Н. Айинха дар Шахнаме. -Тегеран, 1341. -253 с

151. Наршахи. Таърих-е Бухара. Тегеран, 1337.-403 с.

152. Нафиси С. Таърих-е тамаддон-е Иран-е сасани. -Тегеран, 133 1. 291 с.

153. Нейберг Г.С. Динха-йе Иран-е бастан. -Тегеран, 1359. -526 с.

154. J 172.Негмати А. Земледельческие календарные праздники древних таджиков и их предков. Душанбе, 1989. - 126 с.

155. Низамолмолок. Сиясатнаме. Тегеран,1369. -354 с.

156. Никитина В.В. Древнеиранская литература. М.,1962. - 351 с.

157. Пандж гофтор дар замина-йе адаб ва таърях-е Иран. Тегеран, 1348. -193 с.

158. Парвиз А. Таърих-е 2500-сала-йе Иран. -Тегеран, 1343. -ТА. -572 с.

159. Парвиз В. Мирасха-йе тамаддонхо-йе ирани дар сарзаминха-йе Асия-йе шурави. -Тегеран, 1351. -244 с.

160. Периханян А.Г. Сасанидский судебник. Ереван, 1973. - 307 с.

161. Периханян А.Г. Общество и право Ирана в парфянский и Сасанидский периоды. М.,1983. - 383 с.

162. Пирние X. Иран-е бастан йа таърих-е мафоссал-е Иран-е кадим -Тегеран, 1317. -Т.З -960 с.

163. Пирние X. Иране бастан йа таърих-мофассал-е Иран-е кадим. -Тегеран,1314. -Т.2. -879 с.

164. Платон. Онтология мировой философии. М., 1971. Т.З. -759 с.

165. Поэзия и проза древнего Востока. — М;,1973. 735 с. 191 .Прошлое Средней Азии. — Душанбе, 1987. - 279 с.

166. Пури Давуд И. Виспарад. Тегеран, 1342. -193 с.

167. Пури Давуд И. Гата-ха соруд-ха-йе Зардошт. Тегеран, 1353. -219 с.

168. Пури Давуд И. Хорде Авеста. Тегеран, 1351. -248 с.

169. Пури Давуд И. Ясна- Тегеран, 1345.-Т. 1. -317 с.

170. Пури Давуд И. Яштха. Тегеран, 1347. -Т.1. - 629 с.

171. Пьянков И.В. Средняя Азия в известиях античного историка Ктесия. -Душанбе, 1975.-191 с.

172. Радха Кришна. Индийская философия. М., 1992. -324 с.

173. Разави Т. Ое парсийан ахл-е кетабанд? Тегеран. 1328. -Т. 1 -193 с.

174. РазиХ. Авеста. -Тегеран, 1346. -311 с.

175. Рази X. Зардошт ватаалим-е у. -Тегеран, 1336-. -170 с.

176. Рази Х.Таърих-е адйан. -Тегеран, 1341. -Т.2.- 772 с.

177. Раппопорт. Ю. Из истории религии древнего Хорезма. М.,1971.- 243 с.

178. Рассель Б. Асар-е фалсафи. -Тегеран,1351. -550 с.

179. Рахимов С.Х. Эстетика зороастризма. -Душанбе:Дониш,2006. 406 с.

180. Рахимов С.Х: Три этапа из истории эстетических воззрений таджикского народа. Душанбе: Главная научная редакция Таджикской Национальной Энциклопедии, 2006. — 247 с. с илл.

181. Рашшад М. Фалсафа аз огоз-и таърих. -Душанбе, 1990.- 478 с.

182. Рашшод М. Фалсафа дар огози таърих. Душанбе, 1970. -498 с.142

183. Религии мира. М., 1997. - 352 с.

184. Ригведа Избранные гимны /Пер. Елизаренковой Т.Я. М.,1972. 418 с.

185. Рогозина 3. История Индии времен Ригведы. СПб, 1905. -311 с.

186. Рози М. Джаведан херад. Мешхед, 1974. — 251 с.

187. Сарватиен Б. Барраси-е фарр дар «Шахнаме». — Тегеран, 1349. — 218 с.

188. Сафо 3. Маздопарасти дар Эрони кадим. — Техрон,1329. -439 с.

189. Сваранков М. Философские истоки концепции ненасилия в древних культурах Индии и Китая. М., 1994. - 179 с.

190. Сиддик И. Таърих-е фарханг-е Иран. Тегеран, 1342. - 303 с.

191. Смирнова О.И. Каталог монет с городища Пенджикент,- М., 1963.-174 с.

192. Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М.,1969. - 365 с.

193. Соколов С.Н. Авеста. Религиозная система зороастризма. —Душанбе, 1998.-752 с.

194. Сотворение основы (Бундахишн) и другие тексты /Издание подготовлено О.М.Чунаковой. М., 1997. (Памятники письменности Востока. СХ). -196 с.

195. Соми А. Тамаддон-е сасани. Тегеран, 1342. - 303 с.

196. Страбон. География. М.,1994. - 943 с.

197. Струве В.В. История древнего Востока. М.,1941. - 250 с.

198. Струве В.Родина зороастризма. М., 1948. Т.5.

199. Струве В.В. Этюды по истории Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии.-Л., 1968.-355 с.

200. Табари М. Таърих-ал русал в-ал-муллук. Тегеран, 1351. - 348 с.

201. Табари Э. Джаханбиниха ва джонбешха-йе дар Иран. Нашри Хезб-е туда-йе Иран. 1336.

202. Такизаде X. Гахшомари дар Иран-е кадим. Тегеран, 13 16. - 209 с.

203. Тамаддон-е Ирани. Тегеран,1337. -31 1 с.

204. Тафсил А. Важанаме-йе Мино-йе хирад. Тегеан,1338. - 14 с.231 .Таърих Табари. Душанбе, 1992. - 655 с.

205. Таърих-е Якуби. Тегеран, 1348. - 479 с.143

206. Токарев В.И.Религии в истории народов мира.-М., 1948. 198 с.

207. Толстов С.П. По древним дельтам Окса и Яксарта. М.:Изд.-во вост.лит., 1962.-322 с.

208. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997.

209. Тэрапиано Ю. Маздеизм. М., 1991.

210. Фарханг Михр. Фалсафа-йе Зардошт. Тегеран, 1368. — 137 с.

211. Фарханг-е Иранзамин. Тегеран,1334. - 509 с.

212. Фирдоуси. Шахнаме. -М.,1957.

213. Фрай Р.Ы. Наследие Ирана. М., 1972. - 467 с.

214. Фридрих И. Дешифровка забытых письменностей и языков /Пер. с нем. — М.,1961. 207 с. '

215. Хавандшах М. Таърих-е «Равзат-ус-сафо». — Б-ка Фирдоуси,4504.

216. Хазраткулов М. Эътикод ва анъанахои бостони Ачам. -Душанбе, 1986. — 214 с.

217. Хазраткулов М. Ориёнихо ва тамаддуни ориёи. -Терон. 1387. 750 с.

218. Хазраткулов М. Доисламские верования. Душанбе, 1986. — 127 с.

219. Хайем У. Нуруз-нам-е. Тегеран,1344. - 143 с.

220. Хакекат А. Таърих-е улуму флсафа-йе Ирни. Тегеран, 1372 - 881 с.

221. Хенри М. Мотакедат ва адаб-е Ирани бастан. Тегеран, 1348.-407 с.

222. Хеннинг В.Б. Задошт сиясатмадар йо джодугар. Тегеран, 1365,-128 с.

223. Хеннинг Р. Неведомые земли. В 4-х т. — М.Д961.Т.1. -515 с.

224. Хидаят С. Зандвахоман ва Карнама-йе Арташир-е Бабакан. -Тегеран, 1336.

225. Хуршедиён А. Посух ва пурсишхои дини зардуштиён. Техрон. 1387. -233 с.

226. Хунари М. Ойинхои наврузи. Техрон, 1353.

227. Шайбани Н. Таърих-е таммадон. Тегеран, 1337. Т.1. — 394 с. 255.111ейнан-Топштейн С .Я. Платон и ведийская философия.- М., 1978.-199 с. 256.Школьный философский словарь /Т.В.Горбунова, Н.С.Гордиенко, В.А.Капунин и др. - М.,1995.

228. Шрейдер Ю.А. Этика. М.,1998.

229. Шуштари А. Гатха сородха-йе Зардошт. -Тегеран, 1354. -304 с.

230. Шуштари А. Ираннам-е йа карнама-йе иранийан. -Тегеран, 1321. 411 с.

231. Якубовский А. Культура и искусство Средней Азии. JL, 1940. - 270 с.2. СТАТЬИ

232. Антонова Е.В. Мифологические покровители первобытнообщинных земледельцев на Востоке //Народы Азии и Африки,-1981 .-15, С. 17-24.

233. Иванов В.А. Магическая семерка //Наука и религия. 1990. 34 2.-С.54-59, 3-С57-61.

234. Периханян А.Г. Ордалия и клятва //Переднеазиатский сборник. М.,1979.-Вып.5. -С.182-192.

235. Периханян А.Г,-Агнатическая группа//Вестн. древн.истории. -BJT. 1968.- 23. -С.28-53.

236. Сарианиди. Сиро-Хеттские божества в бактрийско-маргианском пантеоне // Советская археология.-1984. №4.- С. 19-25.

237. Смирнова О.И. Каталог монет с городища Согд /Палестинский сборник. -1970.-Вып.21.-С.121-150.

238. Фейман A.A. Древненерсидский календарь //Вестник древней истории. ВП Г- 946, №3.-С.77-86.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.