Проблемы нравственности в "Шахнамэ" Абулкосима Фирдавси тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Атоев, Атоулло Мухторович

  • Атоев, Атоулло Мухторович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1998, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 136
Атоев, Атоулло Мухторович. Проблемы нравственности в "Шахнамэ" Абулкосима Фирдавси: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Душанбе. 1998. 136 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Атоев, Атоулло Мухторович

ВВЕДЕНИЕ

ШВА I. КЖТУРОЛОГЙЧЕСКОЕ И ЗГЖ0-ФИЮС0ФСК0Е

ШАЧВНИВ "ШАХЕАМЭ".

§ I. О Фирдавеи ж культурологическом значении

Шахаамэ".

§ 2, Этико-фадософская направленность содержанш "Шахнаш".

§ 3* Теоретические жстокж этшескжх взглядов

Щ>давсж.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ШВДЙШ В 1Ш

§ I. Добро ж зло - кохода© категории этического уадвш Фирдавсн.;.

§ 2. Пржвдш справедливости.

§ 3. О мужестве» патриотизме, гуманизме, любви ж дружб©. * . *.

§ 4. Об этжке правителя.

ЗАКЛЮЧЕН! В.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛШРАТОТ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы нравственности в "Шахнамэ" Абулкосима Фирдавси»

Актуальность теш исследования. Коренные ж глубинные жзме- . нения, происходящие ныне в общественно-экономической ж социально-политической .жизни Республики Таджикистан» порттт острее коллизии и противоречивые процессы в духовной и культурных областях, придают остроту моральным проблемам человеческого общежития, побуждают исследователей обращаться к этической проблематике и фшюсофоко-сощажьвым учениям в целях выявления путей и форм моральных отношений в современном обществе.

В этой евши исследование этических проблем в поэме "Шахна-мэ" §ирдавси, ставшей "национальным достоянием всего иранского народа^» чрезвычайно актуально и весьма значимо.

По словам К.ГЛернышевского, "первостепенный поет" ж шшш-тель Х-П столетия Фирдавои своими рационалистическими идеями оказал значите,жьное влияние не только на литературу, но и на философскую и культурную жизнь постзороастрийского Ближнего и Среднего Востока. Критически осмысливавший реалыаде факты дегуманизации общества, Фщщавси дал выразительные характеристики кризисных явлений реальной действительности в период полной "исла-мизации" древней и богатой культуры иранских народов. Своей творческой деятельностью он способствовал возрощению традиций таджикского и других ираноязычных народов. Его поет, как "неисчерпаемый родник высокоинтеллектуальных идей", служила и продолжает служить источником вдохновения не только ираноязнчных народов, но и интеллектуальной эдйетй.всего.мира.

Культурная, социальная, историческая и гуманистическая значимость "Шахнамэ" не потеряла свое! актуальности ж на современном этап® развития мирово! цивилизации. В современном таджикском обществе она должна , стать символом независимости и возрож дения нации. Заложенные в ней идеи мира, дружбы народов, благосостояния, благонравжя, справедливости, свободы и рационализма до сих пор являются необходимы?® атрибутами человеческого обще-'жития. .

В наши дни актуализация щей Фирдавси может служить отправным пунктом конструирования философско-этических ж культурно-социальных концепций современного таджикского общества. Необходимость анализа морально-нравственных идей Фщдавси, как важного источника ж компонента высокой духовности, актуализируется ж тем обстоятельством, что на современном этапе развития Таджикистана весьма сильно ощущается потребность в восстановлении, укреплении и развитии подлинно гуманистических идей, теорий ж морально-этических концепций*

Исследование содержаний и сущностных определений этико-мо-рального элитаризма Фирдавси обретает сегодня особую важность ж в связи с необходимостью укрепления ж развития в сознании нашего народа идей гуманизма, патриотизма и социальной справедливости, когда больше надезды возлагаются на национальные I щровые штел-лзктуальнве силы, которые могли бн серьезно обогатить духовный и этический потенциал современного таджикского общества ж эффективнее повлиять на нравственное воспитание человека. Ведь именно "благодаря; деятельности цело! плеяды мыслителей 1Х-ХХ вв. , прежде всего Фирдавси, поднимается на новую ступень этическая мысль. "Шахнамэ" не только кннга, в которой возрождены историко-культурные, мифологические, релжгаозно-философские идеи ж учения древних иранских народов, ее пронизывают идеи справедливости, добра, щедрости и сострадания"^88*^. Без знания истории отечественных этических учений, без обращения к истокам нравственных идеалов народа, без учета традиционных, восточных духовных ценностей трудг но уйти от метафизических, оторванных 01? жизни дефиниций, а также от.прошлых, идеологических установок ж эффективно приобщиться к передовой общечеловеческой культуре ж ценностям.

Новое ярочтенш этики Фирдавси имеет смысл и с точки зрения того, что в постсоветском и постконфликтном таджикском обществе острые нравственно-политические и идеологические противоречия особенно обострились. Сейчас все настойчивее ощущается потребность в философском осмыслении ж научной разработке проблем этики ненасилия и соотношения политики и морали. Глубинные изменения, происходящие ныне в социально- политической и морально-нравствен-яых сферах, обусловлена противоборством двух идеологий - светско-демократической и исламско-фундаменталистской. Стремление таджикской нации к возроящению, приобщение ее к общечеловеческим ценностям, сознательному свободное творчеству, а также масштабность проблем,-возникающих в процессе ломки старого стереотипного мышления и влекущих за собой нравственные и психологические стрессы,-вот те основные факторы, которые определяют роль и место проблемы взаимосвязи политики и морали в современном общественном развитии Республики Таджикистан. При этом необходимо также учитывать нарастающую. деполитизацию общественного сознания ж одновременное возрастание роли моральных факторов в жизни таджикского общества.

Исследование проблем нравственности в поэме Фирдавси актуально ж с точки зрения современных этических дискуссий. Обновление нравственных ориентиров, защита высоких духовных ценностей предполагают объективное выяснение конкретно-исторических причин деформаций в области морали, политической этики. В публицистике все чаще доводится тезис о присущих средневековому исламскому учению о фундаментализме, ^рационализме, этических постулатов, которые якобы чужды демократическому и светскому строю. Такой тенден

V1 циозный подход является не только не обоснованным, но и приводит к искажению сущности светского государства ж нарушению традиционной свяви нравственных ценностей таджиков с общечеловеческими ценностями.

Степень научной разработанности проблемы, В мировой ориенталистике о Фирдавси и его "Шахнамэ" имеется значительная исследовательская тература195'202^^^ 234;225;237;249;245;246;131;154;49;62;93;136;178;188).

Учеными-востоковедами обстоятельно изучены жизнь и творчество поэта, дан общий анализ его литературного наследия, философских, социально-этических и эстетических взглядов, определены его место и роль в развитии персидской и мировой литературы и культуры. Большая работа проделана по переводу "Шахнамэ" почти нн все языки мира.

Европейское востоковедение, особенно начиная с XIX в., посвятило Фирдавси и его поэме много трудов. Практически ни одна работа по истории литературы Ирана не обходилась без упоминания Фирдавси и его поэмы.

В русском и советском востоковедении о Фирдавси и месте его поэмы в литературе и истории писали многие. К примеру, в работах Базарянца^30\ Ф.Л.Розенберга^154\ В.В.Вартольда^9^, Е.Э.Бер-тельса^5^, И.С.Брагинского^, М.И.Занда^^ описываются жизнь и творчество Фирдавси, при этом акцентируется внимание именно на его бессмертной поэме "Шахнамэ". Хотя указанные авторы косвенно или непосредственно и затрагивали некоторые вопросы этической системы поэта, тем не менее они ограничивались лишь художественно-литературным толкованием поэмы Фирдавси, ее гуманистическим содержанием и раскрытием образов героев.

В работах И. 0рбели^135), А.А.Ромаскевича^155) Д.В. Треве|^8) И.К.Чайкина А.Н.Самойловича^^ наряду с жизнью и творчеством поэта анализируются .основные аспекты поэмы "Шахнамэ" Фяр™ давси, .©в.историческая направленность, исторжко-мифологическнй характер и .ее влияние на литературу других народов шра. Следует подчеркнуть» что хотя вышеназванные работы являются бесценным вкладом в.изучение ,жизни и творчества Фирдавси, однако они не свободны от классового подхода к решению вопросов, поставленных поэтом в своем цроизэедеяии.

В. связи с исследуемой проблематикой, нельзя не отметить работы М. М* Дьяконова М.Н.Османова®^, И.В.Пьянкова^4^, в. которых авторы» анализируя жизнь и творчество Фирдавси в историко-филологическом ключе, уделяют некоторое внимание.и природе моральных.ценностей в "Шахнамэ", и отдельным мировоззренческим вопросам поэта.

Из исследований, посвященных философско-этической цро.блема-тще в "Шахнамэ", презде всего следует отметить весьма ценную книгу таджикского ученого М.Раджабова "Фирдоуси и современность" В данной работе.наряду с мировоззренческими и философскими проблемами (бог, природа, человек) и социально-политическими взглядами поэта рассматриваются и его этические идеи. При этом исследователь считает, что принципы разума,, знания, добра.й зла в "Шахнамэ" - главные в этической системе Фирдавси. Другим же категориям этики поэт якобы не придавал большого зна-чения^^. Но это не совсем так. В поэме имеет место множество добродетелей и категорий и кащая из которых в учении поэта-мыслителя нашла соответствующую интерпретацию.

Кроме того, на наш взгляд, анализ тех этических принципов, которые рассмотрены исследователем, носит характер узкофилософени!, цели,же и идеи поэта-мыслит8ля, которые заключены в данных категориях, в сущности М.Раджабовым до конца не раскрыты.

Одним из первых таджикских исследователей, который этическим воззрениям Фирдавси посвятил специальную работу, была 0.1а-санова. В своей кандидатской диссертации®^ она проанализировала .различные, аспекты этики мыслителя. Наряду с этжкой она исследовала и социально-политические взгляды Фирдавси, а это уже особая тема. В результате основополагающие вопросы этики Фирдавси оказались как бы на втором плане. Кроме того » автор анализировала этику §ирдавси через призму официальной идеологии, на основе классовых, партийных ж атеистических принципов. Свою роль здесь сыграло и то, что при исследовании этики Фирдавси СДасанова сосредоточила свое внимание на назидательности моральной системы Фирдавси. По ее мнению, именно назидательность является, .главной особенностью нравственных принципов поэта, в то время как назидание - лишь один из элементов этической системы Фирдавси.

В статье Н.Саркорова®^ исследуется проблема добра в "Шах-наме". Анализируя этот главный этический принцип поэмы, автор во главу угла поставил борьбу Ахримана - Злого Духа, существующего со времен. появления первого человека - Каюмарса, с Ормузом - Духом Добра. Олицетворением этой борьбы в поэме стал злой и хит-, рвгй Захок. Н.Оаркоров в первую очередь обращает внимание на мифологические и исторические аспекты этих принципов и почти не затрагивает их философской основы.

Взглядам Фирдавси на моральное воспитание посвящена статья современного иранского исследователя Махмуда Шафии "Знание, и. разум у Фирдавси"^33). в не! освещены проблемы разума и знания, поставленные в "Шахнамэ". По мнению ученого, поэма Фйрдавси. -это гшш знанию и разуму, и поэтому именно на них акцентирует он свое.внимание. Только разум и знание могут очеловечить человека и укрепить ©го нравственную позиции. Но при всех этих утвервденяях исследователя у. не го отсутствует философская интерпретация проблемы звания и разума. .

В связи с исследуемой проблематикой нельзя также не отметить работу индийского ученого Дж.Кояджи "Исследование в "Шахнамэ"^®. Автор в первом параграфе, названном "Теология и философия Фирдавси", рассматривает этические идеи мыслителя в контексте его теологии и философии, а также эволюцию этих идей. Коя-джи шсказал ценные суждения по вопросам гносеологического и онтологического характера, философии-Фирдавси и о ее взаимосвязи с его этическими воззрениями. Тем не менее автор анализирует идеи мыслителя односторонне и его "поучения владыкам" считает слабым местом.в поэме.

Отметим, что из всех названных исследований, книга Дж.Коя-джи "Исследование.в "Шахнамэ" отлетается хорошим философским изложением вопросов и может служить примером .для исследователей, изучающих философско-теологические идеи мыслителя»

Интерес представляет для нас и исследование Мухита Табота-бои "Фирдавси и "Шохнама"^3^. Автор почти не затрагивает проблем этиет в. мировоззрении мыслителя, тем не менее, раскрывая некоторые аспекты религиозного верования Фирдавси и влияние религии на мировоззрение и духовно-нравственные позиции. шслителя, он высказал ценные .суждения по интересующей нас теме. .

Из числа исследований, посвященных различным аспектам этики Фирдавси, особо выделим работы М.Муллоахмадова "Влаго й бла-годвянш о точки зрвяш Фирдоуси"(188'5), н.Федшшой, К.Кадырова "Гуманистические идеалы. "Шахнамэ" Фирдоуси"^88*®, Аскара Додбеха "Гуманизм Фирдоуси"®®*® * Р.Хокжроева "Рыцарские тенденции в поэме "Сиявуш"®^'3^; А.Д.Дтяилова "Рыцарство, рыцарская литература и "Шахнамэ" Фирдоуси"^^»33)^ дж.Бобокалоно5 вой "Концепция любви и становление образа женщины в поэме "Зол и Рудоба" Фирдоуси"^188,35 \ Курбана Восеъ "Фирдоуси и джавон-марди,пхии'^Л Эти статьи являются определенным вкладом в изучение рационалистического характера "практической философии" поэта. Названные авторы, анализируя вопросы наставления и нравоучения, благородства, верности родине и нации, храбрости и правдивости, определяя практическое и теоретическое значение гуманизма Фирдавси и его место в истории мировой цивилизации» раскрывают некоторые важные стороны этики поэта. .

Спорными, на наш взгляд, являются рассузвдеяил некоторых из авторов (Н.Федюнина, К.Кадыров) "о свободной личности, противостоящей року", "о правдивости, как основе добра" (Курбан Восеъ) и др. Эти идеи не совсем соответствуют истинному звучанию поэш, и это можно подтвердить многочисленными аргументами, почерпнутыми из "Шахнамэ", что и будет сделано в соответствующем параграфе нашей диссертаций.

В статьях японского исследователя, профессора Карио Ноги "Фатализм" в "Шахнамэ" Фирдоуси" 44) й иранского ученого Раищда Ёсими "Убеждение Фирдавси о свободе воли и предопределенности50^ дается подробный анализ проблем, определенных уже в названиях работ.

Профессор .Карио Ноги, критически анализируя бейты "Шахнамэ", которые включают проблемы фатализма, разделяет их на 5 груш. Исследователь приходит к правильному выводу, что "хотя Фирдавси, с одной стороны, и не отрицает идеи рока, но с другой стороны, он призывает .людей .к активности и целеуотрешенности"437-446)

Рашвд Ёсими, также придерживаясь этого мнения, акцентирует. внимание на том, что Фирдавси не был столь уж убезденным сторонником предопределенности, и в тех бейтах, где "рок" ставится выш человеческих.намерений.,. поэт» исходя из нравственных соображений, .призывает людей к "золотой середине»»(250,61-62) ^

Из последних работ,.посвященных Фирдавси и его поэме, можно.назвать. статьи Х.Мухаббатова "Фирдавси - основоположник национально-патриотического мышления персоязычяых народов"^ З.Ахрорж "Образ Фирдавси в персидской литературе"^46 М.Хуро-сони "Гарщаспноме" - первое и лучшее подражание "Шахнамэ" и ее великтг идеям" М.Муллоахмада "Искусство творения личности у Фирдавси"^124'8^, Т.Шрзода "Несколько строк о невинном дворце , В.Самада "Василь Васильевич Фирдавси и Николай

Гаврилович Чернышевский"^157'^, Х.Шарифова "Фирдавси.и его панегирическое стихотворение султану llaxмyдy"^8'?,6\ С.Б.Бузургмехра "Фирдавси - философ-энциклопедист и монотеист"

Бекзода "Фнрдавсн - не изученный философ"^'8), А,Мухаммадходжя

А. Мухаммадходжаев) "Место и роль разума в идеях Абулкасима Фирдавси"126,8^.

Указанные.статьи посвящены жизни и творчеству Фирдавси, в основном, они носят философский и исторический характер. Тем не менее, из вышеперечисленных авторов необходимо упомянуть работы С.Б.Бузургмехра, А.Щухаммадходжаева и К.Бекзода, Хотя эти авторы не ставили цель предметного изучения этики Фирдавси, тем не менее они, анализируя мировоззренческие основы идей поэта,-выявляют преемственную связь медцу воззрениями мыслителя ж доисламскими философскими учениями.

А.Мухаммадходжаев, раскрывая сущность разума в .идеях Фирдавси, определяет его как учителя в достижении лучшего .духовного блага. Анализируя роль "практического разума" в "Шахнамэ" и сопоставляя, трактовку его Фирдавси с идеями Аристотеля, он приходит. к. выводу, что Фирдавси так же, , как и Аристотель, интерпретирует разум как "мышление мышления". С этими выводами исследовав теля нельзя не согласиться, так как рационалист иче с кий анализ роли разума у Фирдавси приводит к логическому выводу о том, что разум, по Фирдавси, представляет собой мышление,

К.Бекзода в своей статье о "Шахнамэ" показывает историчность философии Фирдавси. Он считает, что поэма "Шахнамэ" - это . не .только национальная эпопея, но и эпопея о создании мира, .вообще, поэма о разуме и, главное, о сущности жизни на земле. Фирдавси, по. мнению ученого, не-просто, философ, а философ истории. На наш взгляд, утверждения К.Бекзода весьма оригинальны и представляют большой научный интерес. Нельзя видеть в "Шахнамэ" только отражение величия ж трагедии персоязычных народов. Это эпопея о . зароадеяии ж эволюционном развитии человеческого общества,.эпопея об.истории самосовершенствования человека и жизни на земле. Действительно, для того, чтобы заглянуть "в душу истории", необходим философский подход к истории. .И именно этот метод является. .одним из главных методов интерпретации истории в "Шахнамэ" Фирдавси".

Из числа последних исследований иранских ученых особый на

243) учный интерес имеют книги Мухаммада Карами "Эпос всех эпосов* ж Манучехра Джамоли "Охотник и его бегущая дичь"®4), Если М. Карами, давая литературный анализ поэмы Фирдавси, затрагивает некоторые стороны философских воззрений поэта в контексте его социально-политических идей, то М.Джамоли старается выявить философский смысл, многих проблем "Шахнамэ". Доказывая мистическую направленность отдельных поэм "Шахнамэ", в частности, поэш "Полет Кайковуса в небо" и "Семь скатертей Рустама", он определяет сущность духовной связи человека-иранца с Истиной - (Богом). Взаимосвязь и взаимообусловленность мифологии с доисламской историей Ирана и место человека в определении Истины - главные тег мы исследования М.Джамоли.

На наш взгляд, М.Джамоли взглянул на "Шахнамэ" по-новому. Его произведение открывает свои перспективы для исследования известнейшего эпоса.

Отдавая должное научной и практической значимости работ» посвященных некоторым .аспектам этики .поэта-мыслителя, следует констатировать, что все же многие вопросы этики Фирдавси до сих пор не исследованы или исследованы не в достаточной степени ж остаются спорными.

Остется спорной даже сама идея о наличии или отсутствии единой этической системы в поэме. Причины подобного подхода, к ' нравственным воззрениям поэта заключаются не только в неконтекс-туалъиом. анализе мировоззренческой сущности "Шахнамэ ", но. и в игнорировании значения важности традиции "поучения" на средневековом мусульманском Востоке, .которая.являлась одним из важнейших жанров этической и политической литературы. Такую литературу отличает сильное светское начало, хотя в ней "присутствует призыв . следовать "божественному закон ©установлению" (шарж * а, шариат). В отличие от исламских законоведов, .опиравшихся,. .в первую очередь., на Коран и сунну пророка Мухаммада, авторы "поучений" . настоятельно советуют извлекать пользу из всей известной политической истории, в том числе ж из истории немусульманских наро-л,(101,23)

Опорной остается бытующая в научной литературе точка зрения, согласно которой якобы мировоззрение .Фирдавси носит сугубо рационалистический характер .и ему чувды иррационализм, фатализм и. исламская форма мышления. Б ходе нашего анализа его идей, мы докажем, что философско-этическая система Фирдавси значительно отягощена элементами фатализма, иррационализма и исламского мировоеприятия. И, главное, .ни в отечественной,, ни в зарубежной историко-философской литературе до сих пор нет работы, посвященной системному изучению особенностей процессов становления этической проблематики в наследии Фирдавси»

В связи с этим, в настоящей работе диссертант.предпринимает попытку восполнить этот пробел в отечественной историко-философской науке, считая, что этическая концепция Фирдавси, .являясь . ядром мировоззрения мыслителя, имеет принципиальное значение для глубинного .понимания, его философии и наследия в целом.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы заключается в анализе основоположений этики Фирдавси. в выявлении значения его этической концепции в общем контексте отечественной истории этики*

Данная цель. обусловливает необходимость решения следующих конкретных задач: .

- выявление основных культурологических факторов и идейных источников формирования этических воззрений Фирдавси;

-. анализ основных структурных элементов этической концепции мыслителя;

- исследование философских аспектов нравственных ценностей в учении мыслителя;. - выявление характера и особенностей этических воззрений Фирдавсж;

-. определение рационалистических и гуманистических тенденций в. этической концепции мыслителя; .

- определение. места и роли "Шахнамэ" в возрождении и развитии духовно-нравственных.традиций в истории таджикской культуры.

Научная новизна работы. В диссертации впервые в та,дакской историко-философской науке предпринимается попытка дать системный анализ этического .учения Фирдавеи. Новизна работы также состоит в том, что в ней впервые: - раскрывается теоретико-методологическая преемственность этической концепции Фирдавеи;.

- делается .попытка определить место Фирдавеи в истории этических учений на мусульманском Востоке;

- выявляются основные факторы и идейные источники практической философии Фирдавеи; . . .

- дается подробный анализ понятий добра, зла, справедливости и других категорий в поэме "Шахнамэ"; .

-. вводится в научный оборот ряд ценных идей и шелей, обоснованных в результате глубоко изучения этики "Шахнамэ".

Методологической основой диссертации являются сформулированные в работах ведущих современных философов и философов прошлых., лет принципы исследования истории философской и этической мысли, которые предполагают строгий историзм ж логико-объективное рассмотрение той или иной философско-этической .концепции. В диссертации особенно делается упор на такой важный методологический принцип современных историков философии, как анализ духовного наследия.прошлого.с.позиции общечеловеческих ценностей. . Те оретиче ской баз ой работы стали принципиальные выводы. и положения, содержащиеся в.исследованиях I.С.Брагинского, В.В.Бар-толь да, А.М.Богоутдинова, М.Дшоршоева, Г.Ашурова, К.Олшова, Н.Назарянца» М.М.Дьяконова, М.Н.Османова, С.Забиулло, М.Табота-бои, СДафиси, М.Шафии, Р.Ёсими» Ф.А.Розенберга, Е.Э.Бертельса, М.Й.Занда, М.Орбели, К.В.Тревера, И.В.Пьянкова, М.Раджабова, М. Хазраткулова, А.М.Мухаммадаоджаева, М.Султонова, А.Л.Гусейнова, Н.Кулматова: (Арабз.ода), НЛф5Ибекова и др. .

Источниками для исследования послужили: "Шахнамэ" Абулкасима Фирдавси; "Тадбжри манзид" ("Домоводство") Ибн Сипы; "Тахзиб-ул-ахлок ва татхир-ул-аърок" ("Улучшение нравов и очищение натура") Ибн Мискавейха; "Ахлоки Носари" ("Носирова этика") Насирид-дша Туси; "Сиёсати мудун" ("Политика") Фараби; "Никомахова этика" и "Большая этика" Аристотеля; "Вахориотон" Абдуррахмана Джами; "Тибби рухонж" ("Духовная медицина") Абу Бакра Рози"; "Ахлоки Джалоли" ("Дталолова этика") Дав они; "Кабуснамэ" Унсур-улмаоли Кайковуса; "Бустон", "Гулистон" Оаади; "Футувватномаж суятонж" Кошифи.

В диссертации также использованы другие источники и исследования отечественных и зарубежных авторов по этике ж истории философии.

Фактическая значимость исследования. Основные нолошшжя ж вывода работы могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории философии, этики, литературы, эстетики, культурологи, в дальнейшем изучении этической проблематики Ближнего ж Среднего Востока. Результаты работы могут быть врвтненв в преподавании разделов иоторш философии и этики, при разработке курсов лекций но философии, культурологии, этике, а такте в нравственном ж патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Апробапжя работы. Основные положения и вывода диссертации изложены в докладах ж выступлениях на республиканских ж международных научных конференциях ( г.Душанбе, 1996; г.Худжанд, 1997), в опубликованных статьях, докладах, тезисах.

Диссертация была обсуадена на заседании кафедры философии культуры Худжандского государственного университета имеет академика В.Г.Гафурова ( февраль, 1998 г.) и на заседании отдела истории философии Института философии и права Акадешж наук Республики Таджикистан (март, 1998 г.),

Структура и объем работы подчинены ее общей задаче. Диссертационное исследование состоит мз введения» двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Атоев, Атоулло Мухторович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гениальная эпопея "Шахнамэ" шсдзотеля-татриота Абулкасима Фирдавои является величайшим памятником духовной культуры таджикского народа. Она вобрала в себя наилучшие, высшие достижения миологической, религиозной, философской, этической, эстетической, исторической и других культурных традиций наших предков.

Морально-этические факторы, традиции этики всегда превалировали в историй общественного сознания таджикского народа. Они составляют одну из основополагающих сфер культуры таджиков. Этот факт особенно ярко отразился в этических воззрениях Фирдавси. В его наследии проблемы нравственности занимают весьма важное место. В "Шахнамэ" наиболее полно воплотились национально'*'нравственные традиции, особенно традиции рыцарской этики, имеющей древнейшую историю. Этика рыцарства играла огромную роль в общественной жизни, в развитии его духовной и материальной культуры, поскольку она синтезировала в себе многовековой богатейший морально-нравственный опыт таджиков. Она содержала в себе глубокий философский смысл, имела большое практическое значение и вся была пронизана жизнеутверздающим гуманистическим и оптимистическим духом.

Фирдавси внее свой весомый вклад в возрождение именно рыцарской этики, при этом он опирался на богатейший исторический материал* В то же время мыслитель обогатил ее новыми культурными и философскими идеями, новым историческим опытом.

Рыцарская этика, кроме философских и практических аспектоз, охватывала и проблемы профессиональной этики. В частности, мыслитель уделяет много внимания этике правителя. Наилучшие достижения этической мысли, считает Фирдавси, должны повлиять на духовное просвещение, воспитание и совершенствование царей. Он понимал, какое значение играет политика в жизни общества и какова должна быть роль главы государства в общественной жизни.

Фирдавсн в своей этике развивал и назидательную традицию, которая имела глубокие, древние корни. В "Шахнамэ" переложены в стихи, в прекрасные бейты саше лучшие образцы из древней назидательной литературы предков, которые в течение нескольких столетий духовно обогащали и воспитывали многие поколения людей.

Фжрдавсж оказал значительное влияние на последующий ход развития общественной шсли» в частности, истории этики, этико-философской литературы. Это особенно хорошо прослеживается в наследии таких поэтов-мыслителей, как Аттор, Низами, Саади, Ру-ми, Джамж, Бинои, Воиз Кошифи, Восжфи, Хилоли, Ходжа Самандар Тирмизи и др.

Шахнамэ" Фирдавси стала не только выдающимся достижением национальной духовной культуры, но и приобрела мировое значение. Й в первую очередь благодаря именно своему глубокому зтико-фило-софскому содержанию, суть которого состояла в утверждении самоценности человека, в культе духовности, разума, знания, красоты, добра, любви, справедливости, мира, дружбы, сострадания, взаимопонимания, терпимости, гуманизма, патриотизма ж других общечеловеческих ценностей.

Эти извеонне истины, нравственные идеалы в нашу эпоху, эпоху кризисов ж катастроф приобретают еще большее значение. Пропаганда идей "Шахнамэ", в особенности ее этических принципов - это веление времени. Актуальность, жизненность этического учения Фирдавси имеют непреходящее значение.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Атоев, Атоулло Мухторович, 1998 год

1. Аль-Фараби. Историко-философские трактаты /АН. КазССР.- Ин-тфилософии и права.- Алма-Ата:Наука, 1985.-.624 с.

2. Адь-Фараби. Социально-этические трактаты /АН КазССР. Ин-т философии и права. Алма-Ата: Наука, 1973. - 399 с,

3. Аль-Фараби. Философские трактаты /АН КазССР. Ин-т философии иправа. Алма-Ата: Наука, 1970. - 430 с.

4. Аристотель. Сочинения: В 4-х т.- М.:Мысль, 1975-1983.- Т.1-4.

5. Аристотель. Этика /Пер.с греч.Э.Радлов.- СПб.,1884.- 209 с.

6. Беруни А, Китоб-ут-тафхим ли авоили саяоат-ит-танчим /АФ PCO .

7. Точикистон. Шуъбаи фалсафа; Мухаррири масьул М.Диноршоев.-Душанбе: Дониш, 1973. 285 с.

8. Внруни Абу Рейхан. Избранные произведения /АН УзССР. йн-т "'.востоковедения. Ташкент, Х957.- T.I: Памятники минувших поколений.- 488 с.

9. Давони, Чалолщщин. Ахлоки Чалоли. Нувалкишур, 1823.-327 с.

10. Джами А. Избранные произведения: В 4-х т.- Душанбе: Ирфон,1972-I981. Т.1-4.

11. Дониш А. Наводир-ул-вакоеъ /АФ РСС Точикистон. Шуъбаи фалсафа.

12. Душанбе: Дониш, 1988. Китоби I. - 286 с.

13. Зокони У. . Ахлок-ул-ащроф: Рукопись библиотеки Института, языкаи литературы АН Республики Таджикистан. J6 555. .

14. Йбн Сино., Абуали. Илм-ул-ахлок. Миср, 1910. - .216 с.

15. Ибн Сино, Абуали. Тадбири манзил //Осори мунтахаб.- Душанбе,1980. Чилди 2. - С.25-37.

16. Изведать дорога д.пути праведных: .Пехлевийские назидательные .тексты /Введ., транскрипция текстов, пер. ,коммент.,глоссарий и указ.0.М.Чунаковой. И.: Наука, 1991, - 191 с.

17. Кашифи K.I. Бадаи ал-афкор фи санаи ал-аш'ар / Изд.текста,предисл., прим. и указ. Р.Мусульманкулова.- М.: Наука, 1977. 310 с.

18. Кошифи В» Ахлоки мухсини,- Нувалкишур, 1280.- 180 с.

19. Кошифи В. Футуватяомаи султони.- Техрон, 1973.

20. Мискавайх И. Тахзиб-ул-ахлок.- Бейрут, 1966.- 432 с.

21. Низомулмулк. Сиёсатнома /Ба чоп тайеркунанда Д.Девонакулов.

22. Душанбе: Адиб» 1989,- J6 200 с.

23. Платон. Сочинения: В 3-х т. М.: Мысль, 1968-1972.- Т.1-3.

24. Рози, Закариёи. Тибби рухони //Рози 3. Муятахаби осор.- Душанбе, 1989.- С.45-122.

25. Туси II. Ахлоки носари.- Техрон: Хуршед, Б.г.- 301 с.

26. Фирдавси А. Шохнома: Иборат аз 7 чилд.- Техрон,1373.- Чидди 1-7.

27. Фирдоуси А. Шахнамэ: В 6 т.- М.: Изд-во АН СССР, 1957-1968,1. T.I-6.

28. Фирдоуси А. Шохнома: Иборат аз 9 чшщ.- Душанбе: Дциб, 19871. Х331С • * 1-9 *

29. Хамадони А. Захират-ул-мулук.~ Локур, 1323. 280 с.

30. Шерози С. Гулистон / АИ РСС Точикистон. Ин-ти шаркишиноси

31. Душанбе: Дониш, 1988,- 216 с.1. Книги и статьи

32. Абаев М. Миф и история в Гетах Зороастра.- М. ,1974.- 207 с.

33. Абдуллоев А. Абулкосими Фирдавси: Очерки илмию бадей.- Душанбе: Адиб, 1987. 176 с.

34. Абдуллоев А. Шоир ва шох // Илм ва хает. 1994. - № 3/6,1. С. 12-13.

35. Абу-л-Касым и его творчество,- I. ,1935, 173 с.

36. Азимов К.А. Современнее буржуазные концепции этического наследия средневекового Востока //Мораль, общество, личность. М., 1979. - С.79-39.

37. Азимов К.А., Сатыбекова O.K. У истоков гуманистической традиции общественной мысли народов Советского Востока: (Анализ зороастрийской концепции человека) // Филос.науки. 1987,- II 3. - С,71-80.

38. Айни С. Дар бораи Фирдавси ва "Шохнома" у // Куллжет,- Душанбе, 1963. Чшщи 2, Кит оби I.- С. 7-50.

39. Айрумян Л. Фирдавси дар адабиети немис //Мактаби совети.1985. 1 I. - С.28-32.

40. Акбарзод Ю. "йлхом" ва "Шохнома" //Садои Шарк. 1995.- II1/3. С.93-99.37» Амжр С. Фирдавси дар мактаби адабии Ахмади Дониш. Душанбе, 1995. - 64 с.

41. Анвари С. Вожахои низоми дар "Шохнома".- Душанбе: Маориф,1994. 120 с,

42. Андарзномаи Фвдавси.- Душанбе :йрфон, 1992,- 272 с.

43. Антология мировой философии: В 4-х т./АН СССР, Ия-т философии.- М. ,1969.- T.I: Философия .древности и средневековья, 4.1. 572 е.; 4.2. - С.577-936.

44. Асимов М., Диноршоев М. йбн Сина и ©го роль в развитии шаровой цивилизации // йбн Сина (Авиценна). Избранные философские произведения. М.,1980. - С.7-44.

45. Асрор Ш. Укёнусхои хикмату андарз // Адабиёт ва санъат-1990,1 6. С.5.

46. Асроров Ш. Инсон аз назари Фирдавси // Садои Шарк. Л II.1975. С.130-135.

47. Афсахзод А. Тахаввули афкори Абдурахмони Чоми /Мухарриримасъул М.Р.Рачабов. Душанбе: Донш, 1981. - 158 с.

48. Афсахов А. '"Тахкики "Шохнома" дар Эрон //Садои Шарк.- 1977.1. 9. С,145-148,

49. Ахрори 3. Симои Фирдавси дар сухани порей // Чунбиш.- 1997.1. Дек.(№ 10)*- 0.6.

50. Ашуров Г,А. Античные философы в поэме Джами "Хиродномаи Йскандари" // Абдурахмони Чоми.-- Душанбе, 1973.-Чшщи 2.-С.45-54.

51. Ашуров Г.А. Философские взгляды Носира Хисрава (На основеанализа трактата "Зад-ал-мусафирин").- Душанбе: Донш, **** 113 с*

52. Бартольд В.В. К истории персидского эпоса //Соч.- М.,1971.1. Т.7.- С.383-408.

53. Бартольд В.В. Халиф и султан //Соч.~ М. ,1965.- Т.6. С.15-78.

54. Бекзода К. Фирдавси файласуфиношинохта ,// Чунбиш.- 1997.1. Окт.Ц! 5).- С.8.

55. Беков К. Мухаммад Шахристани историк философии.- Душанбе:1. Дониш, 1967.- 116 с.

56. Берте ль с 1.Э. История персидско-таджикской литературы.- М.:

57. Изд-во вост.лит.,1960. 556 с.

58. Богоутдинов А.И. Избранные произведения /Отв.ред.Г.А.Ашуров.

59. Душанбе: Дониш, 1980.- 418 с.

60. Бойматоза Т. Панду хикматхо дар "Шохнома* //Садои Шарк,1976. Л 2. - С.109-115.

61. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи.- М.: Наука, 1987,301 с.

62. Босворт К.З. Мусульманские династии: Справочник по хронологии и генеалогии.- М., 1971. 324 с.

63. Брагинский И.О. 12 миниатюр: От Рудаки до Джами,- 2-е изд.,доп. М.: Худож.лит.,1976. - 303 с.

64. Брагинский И.О. Из истории персидской и таджикской литератур: Избранные работы.- М.: Наука, 1972. 524 с.

65. Брагинский И.О. Иранское литературное наследие.- М.: Наука,1984. 296 с.

66. Брагинский И.О. Океан "Шах-наме" и некоторые его тайны //

67. Фирдоуси. Шахнаме.- М.,1964. Т.1. - 0.5-22.

68. Брагинский И.О. От Авесты до Айни (Исследование по историитаджикской литературы). Душанбе: Ирфон, 1981.- 256 с.

69. Брагинский И.О. Таджикская литература //История литературнародов Средней Азии и Казахстана.- М., 1960.-С.21-110.

70. Бузургмехр О.Б. Фирдавси хакимест доиратулмаориф ва дархадци боло муваххид //Чунбшп.- 1997.- Нояб.(№ 7),- С.7.

71. Буссь Г. Возрождение персидской монархии при Буддах //Мусульманский мир: 950-1150. М., 1981. - С,5-9.

72. Вагабов М.В. Ислам и семья.- Махачкала: Даг.кн.изд-ва,1973.- 47 с.

73. Васильев Л.С. История религий Востока: Учеб.пособие для вузов. 2-е изд.перераб. и доп. - М.: Высш.шкл., 1988,416 с.

74. Вдовиченко В.Г. Проблема интуиции в марксистско-ленинскойгносеологии: Автореф.дис.канд.филос.наук.- Киев, 1987.-16 с.

75. Гассенди II. Сочинения? В 2-х тт. М.: Мысль,1966.-Т.I.-431 с.

76. Гафуров Б., Касымджаиов А.Х. Ал-Фараби в истории культуры.1. М.: Наука, 1975. 176 с.

77. Гафуров Б., Касымжанов А.Х. Социально-этические воззрения аль-Фараби //Алъ-Фараби. Социалъяо~ э т иче ские трактаты. -Алма-Ата, 1973,- С.27-35.

78. Гашуров Б.Г. Таджики: Древнейшая, древняя ж средневековаяистория.- 2-е изд. Душанбе: йрфоя, 1989,- КнД,-382 е.; Кн.2. - 480 с.

79. Гафуров Б., Прохоров Н. Таджикский народ в борьбе за свободу и независимость своей родины. Очерки из истории таджиков и Таджикистана.- Стаяжнабад: Таджикгосиздат., j.943. — 212 с.

80. Гафуров Б. Фирдоуси слава и гордость мировой культуры //

81. Фирдоуси. Шахнаме. М., 1985. - 0,3-10.

82. Геюшев 3. Этическая мысль в Азербайджане (Исторические очерки). Баку: Гянджлик, 1968. - 564 с.

83. Геадев 3. Этические взгляды восточных мыслителей (перипатетиков). Баку, 1982. - 180 с.

84. Горский Д.П., йвин A.A. Слово к читателю //Философия любви.1. М., 1990. 4.1. - С.5-8.

85. Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана в

86. Л1-ХП вв. М.: йзд-во АН СССР, 1960. - 330 с.

87. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и

88. Среднего Востока. М.: Наука, 1966. - 352 с.

89. Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. 2-е изд.,испр. и доп. М.: Искусство, 1984. - 350 с.

90. Гусейнов A.A. Золотое правило нравственности.- М,: Мол.гвардия, 1988. 269 с.

91. Гусейнов A.A., Нррлитц Г. Краткая история этики.- М.:Мысль,1987. 589 с.

92. Гусейнов A.A. Этика Аристотеля.- М.:Знание,1984.-. 64 с.

93. Дандамаэв М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика Древнего

94. Ирана.- М.: Наука, 1980.- 416 с.

95. Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Ömm /Отв.ред.М.С.Асимов.1. ГА Г2 о

96. Душанбе: Дониш, 1985. 255 с. 86. Динрршоев М. Философия Насириддина Туси /Отв.ред. М.Асимов.

97. Душанбе: Дониш, 1968. 156 с. 8?. Доватур А.И. Политика и нодитии Аристотеля.- М.;!.: Наука, 1965. - 390 с.

98. Дорошенко Е.А, Зороастриицы в Иране (йсторико-этнографигеескжй очерк). М.: Наука, 1982. - 133 с.

99. Драч Г.В. Проблема человека в ранне греческой философии.1. Postob /нД., 1987. 174 е.

100. Дрезден М, Мифология Древнего Ирана //Мифология древнегомира. 1,,1977. - С.337-365.

101. Дробшщкий О,Г, Понятие морали, Историко-вритзчеокий очерк»1. М.: Наука, 1974. 388 с,

102. Дробницкий О,Г. Проблемы нравственности.- М. : Наука, 1977.333 с »

103. Дьяконов М.М. Очерк истории древнего Ирана. M», 1961.444 с.

104. Дьяконов М.М. Фирдоуси. Жизнь и творчество.-М. ;1. ,1940137 с.

105. Дьяконова Н.В. Два дидактических отрывка "Шах-наме" Фирдоуси: Дне. . канд.филол.наук.-Л.,1946. 109, ХУ л.

106. Занд M.I. Шесть веков славы: Очерки персидско-таджикскойлитературы,- М.: Наука, 1964.- 252 с.

107. Заходер Б.Н. История Восточного средневековья (халифат и

108. Ближний Восток). М,,1944, - 152 с,

109. Ибн-аль-Мукаффа. Калила и Димна /Пер.с араб.Б.Шадфара,- М. :1. Худож.лит.,1986. 301 с.

110. Иванов В.Г. История этики древнего мира. I.: Нзд-во .ЛГУ, 1980, - 224 с.

111. Иванов В.Г. История этики средних веков. 1., Изд-во1. ЛГУ, 1384. 279 с.

112. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 1Х-Х1У вв. / АН СССР, йн-т философии. -М.: Соцэкгиз, 1961. 629 с.

113. Ислам. Энциклопедический словарь / AJI СССР, йн-т востоковедения. М.: Наука, 1991. - 312 с.

114. История Ирана с древнейших времен до конца ХУШ века /Ленигр. гос.ун-т. I., 1958. - 390 с.

115. Касыщжанов А.Х. Проблема разума в мировоззрении Аль

116. Фараби // Рационалистическая традиция и современность: Ближний и Средний Восток. М., 1990. -C.I00-II3.

117. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу ( Становление греческойфилософии ). М.: Мысль, • *** о!2 с*

118. Кессиди Ф.Х. Сократ. 2-е изд., доп. - М.: Мысль, 1988.220 с.

119. Кирабаев И,С. Идея совершенства человека в этике Аль

120. Газали // Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека. М,, 1986. - С. 8591.

121. Кременцова O.B. Од оби муошират. Душанбе: Маориф, 1985.99 л1. Угч/ *

122. Кулматов Н. Фазфидцин Рози. Краткий анализ философской концепции /Отв.ред.Г.Ашуров. Душанбе: Дошли Д980.- 66 с.

123. Кулматов II. Этические взгляды Саади /Отв.ред.М.Н.Болтаев.

124. Душанбе: Донш, 1969. 129 с.

125. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.Политиздат, 1988.- 364 с.

126. Луконин В.Г. Культура сасанидского Ирана в Ш-У вв. .-Очеркипо истории культуры.- М. ,1969. 242 с.

127. Майоров Г.Г. Этика в средние века.- М.: ЗнаниеД986,- 62 с.

128. Махмаджонова М. Этические взгляды Джалолудцина Руш: Автореф. дис, . канд.филос.наук.- Душанбе,1995. 22 с.

129. Мец А. Мусульманский ренессанс /Пер.с нем.Д.Е.Бертельс.1. М.: Наука, 1966. 458 с.

130. Мирбобоев М.К. Заметки о философах Мавераннахра и Хорасанав 17 веке //Изв.АН ТаджССР. Отд-ние обществ.наук. -1983. .1 4. - 0.33-39.

131. Мирбобоев М.К. К характеристике практической философии таджикско-персидских перипатетиков // История философии и современность: Тез.выступлений.- Душанбе,1988,-0.67-69.

132. Мирбобоев М. Мавзуи илми ахлок аз назари Чалолиддин Давони //

133. Изв.АН ТаджССР. Отд-ние обществ.наук.- 1974. № 4.-С.71-75.

134. Мирбобоев М. Назари Давони ба чамъият //Садои Шарк.- 1975.2. С.143-147.

135. Мирбобоев М.К. Этика Джалолиддина Давони /Отв.ред.Г.Ашуров.

136. Душанбе: Дошли, 1992. 138 с.

137. Мирз од Т. Сухане чанд. перумони кохи бегазанд //Чунбшн.1997. Дек.(Л 9).- С.7.

138. Муллоахмад M, Хунари шахсиятофаринии Фирдавси // Чунбиш.-1997. Дек. (II 10). - С.8.

139. Мухаббатов X. Фирдавси асосгузори андешаи мшши-ват анпарастии мардуми форсизабон //Чунбшд.- 1998.- янв.Ой I).-C.I.

140. Мухаммадхоча А. Макоми харад аз назари Фирдавси //Чуябшп.1997.- 0ент.(! 3). 0.8,

141. Мухаммадходжаев А. Гносеология суфизма /Отв.ред.М.Р.Раджабов.- .Душанбе: Дониш, 1990. ИЗ с.

142. Мухаммадходжаев А. Ццеология накшбаидизма /Отв.ред.M.Р.Раджаб ов. Душанбе: Дониш, 1991. - 231 с,

143. Мухаммадходжаев А. Мировоззрение Фарнцдина Аттора / Отв.ред. М.Р.Раджабов, Душанбе: Дониш, 1974. - 116 с.

144. Назарянц Н. Абуль-Касем Фердовси Тусокий творец книги царей, известной под названием "Шах-намэ". Казань: Типография Ун-та, 1849. - 78 с.

145. Низами Арузи Самарканда. Собрание редкостей или Четыре беседы, М.: йзд-во вост.лит., 1963» - 173 с.

146. Олимов К. 5Мировоззрение Санои /Отв.ред. Г.А.Ашуров.- Душанбе: Дониш, 1973. 136 с.

147. Олимов К. Хорасанский суфизм,- Душанбе, 1994. 348 с.

148. Олимов К. Чахонбинии Абдуллохи Ансори /Мухаррири масъул М.

149. Диноржоев. Душанбе: Дониш, 1988, - 133 с.

150. Орбели И. Шахнамэ // Фердовси.934-1934,- Л.,1934.- СД-П.

151. Османов М.Н. Место "Шах-наме" Фирдоуси в таджикской литературе IX-X вв. М. ,1954. - 215с.

152. Османов М.И. Фирдоуси. Жизнь и творчество. М. : Изд-вовост.лит., 1959. 183 с.

153. Очерки истории этики /Под ред.Б,АЛапша.- М.: Мысль,1969.430 с.

154. Периханян А.Г. Общество и право Ирана в парфянский и саса-нидский периода. М.:Наука, 1983. - 383 с.

155. Периханян А.Г. Сасанидский судебник = "Книга тысячи судебных решений" Ереван, 1973. - 574 с.

156. Петрушевский Й.П. Ислам в Иране в УП-ХУ веках.- Л.:Нзд~во1. ЛГУ, 1966. 400 с.

157. Пиотровский М.Б. Исторические судьбы мусульманского представления о власти //Социально-политические представления в исламе: История и современность. М., 1987. -С.6-20.

158. Проблемы этики в философских учениях стран Востока /АН СССР.

159. Йн-т философии. М,: Наука, 1986. - 126 с.

160. Пьянков И.В. Кадимтарзю силсилахои хамосии "Шохнома" //

161. Садои Шарк. 1995, - 1 1/3. - С.74-78. 14!?. Пьянков Й.В. Ктеций о Заратуштре //Материальная культура Таджикистана, - Душанбе, 1968. - Вып.1. - С.55-69.

162. Пьянков Й.В. Некоторые вопросы этнической предыстории таджикского народа //Проблема этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана: Тез.докл.Все-союз.конф. М., 1988. - С.102-103.

163. Пьянков Й.В. Скифская генеалогическая легенда в "Ростамиаде" //Творческое наследие народов Средней Азжв памятниках искусства, архитектуры и археологии: Тез.докл. науч.конф. Ташкент, 1985. - С,103-105.

164. Раджабов М. Абдурахмаа Джамж и таджикская философия ХУ вэка.

165. Душанбе: Йрфон, 1968. 318 с.

166. Раджабов М. Мировоззрение Убайда Закани. Сталинабад:Таджикгосиздат, 1958. 115 с.

167. Раджабов М. Фирдоуси и современность (Анализ мировоззрения).)

168. Душанбе: Ирфон, 1976. 136 с.

169. Рассел Б. История западной философии. М#: Иностр.лит.,1959. 935 с.

170. Рзакулизаде С.Д. Пантеизм в Азербайджане Х-ХП вв. Баку:1. Элм, 1982. 124 с.

171. Рифгин БД. Метод в средневековой литературе Востока //

172. Вопр.лит. 1969. - Л 6. - С.75-93.

173. Розенберг Ф.А. Вступительная статья //Абу-л-Касым-ал-Туси,называемый Фирдоуси. Книга царей Шахнаме: Избранные места М.; Л., 1934. С.7-25.

174. Ромаскевич A.A. Очерк истории изучения Шах-наме //Фердовси.934.1934. JE., 1934. - С.13-50.

175. Садыков A.C. Этика Абунасра ал-Фараби //В oirp. истории философии. Душанбе, 1977. - С.48-61.

176. Самад В. Васнль Васильевич Фжрдавси ва Николай Гаврилович

177. Чернышевский //Чунбшд.- 1997.- Нояб.(1 8). С.7.

178. Самойлович А.Н. Иранский героический эпос в литературахтюркских народов Средней Азии //Фердавси. 934-1934.-I.,1934. C.I6I-I76.

179. Саркоров й. Ситоиши неки ва накухиши бади дар "Щохнома" и

180. Фжрдавси //Мактаби совети.- 1986. )§ 3. - С.23-26.

181. Сатыбекова С.К. Гуманизм Аль-Фараби. Алма-Ата: Наука,1975. 143 с.

182. Свасьян К.А. Иоганн Вольфганг Гете. М. :Шсль, 1989.-191 с.

183. Содиков А. Акидахои ахлокии мутаффакирони Шарк. Душанбе:1. Ирфон, 1989. 144 с.

184. Социально-утопические идеи в Средней Азии /АН УзССР. Ин-тфилософии и права им.И.М.Муминова, Ин-т востоковедения im Лбу Райхана Беруни. Ташкент: Фан, 1983.- 139 с.16416516616?1681691701.!172173174175176177

185. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М.:Наука, 1987. - 190 с.

186. Султанов Р.И. Роль дискуссий о свободе в оформлении теологической этики мутазшштов (УШ-1Х вв.): Автореф.дис. .канд.филос.наук.- М.,1984. 25 с.

187. Султонов М. Суфийская доктрина Али Хамадани /Отв.ред.М.Д. Диноршоев. Душанбе: Дониш, 1993. - 135 с.

188. Табунов Н.Д. Влияние научных знаний на поведение личности// Вопр.философии.- 1973. Л II. - 0.48-57.

189. Тревер К.В. Сасанидский Иран в Шах-наме//Фердавси.934-1934.-Л., 1934. С.177-196.

190. Турсунзода Ф. Цдеалхои эстетики Фирдавси //Садон Шарк.-1995. $ 1/3. - С.89-91.

191. Турсунов А.Т. К дискуссиям вокруг концепции восточного ренессанса. Культурологические аспекты // Памир,- 1981. -II 10. С.78-88.

192. Турсунов А. Эхёи ачам. Душанбе: Мрфон, 1984. - 208 с,

193. Умаров И. Философские и этические взгляды Айнулкузота. -Душанбе: Нрфон, 1984. 62 с.

194. Уразбакоз А.У. Этическая концепция Фараби и йбн Сино // Торжество разума. Душанбе, 1988. - С.275-278.

195. Усманова З.М. Миф как феномен культуры: Дис. .канд.филос. наук. Душанбе, 1993. - 142 с.

196. Фрейд 3.0 нарциссизме// Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. Минск, 1990. - С.102-127.

197. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет.-М.: Политиздат, 1989. 558 с.

198. Хайруллаев М.М. Мировоззрение Фараби и его значение в истории философии. Ташкент: Фан, 1967. - 355 с.

199. Хамидов. Узбекски© переводы "Шах-наме" Фирдоуси. Ташкент, 1967. 26 с.

200. Хасанова 0. Аквдахои Фирдавси дар бораи одобу ахлок // Мактаби совета. 1967. - 16 10. - С.35-39.

201. Хасанова С. Социально-этические взгляды Абулкасыма Фирдоуси: Автореф. дис. . канд. филос, наук. Душанбе, 1967. - 23 с.

202. Хуросони М. Таршаспнома" аввалину бахтарин пайрави аз "Шохнаме" ва андешахои волои он //Чунбиш. 1997. - Дек. (is 10). - С.7.

203. Чайкин К.И. Асади старший ж Асади младший // Фердавси.9331934. Л., 1934. - С.119-160.

204. Чалоян В.К. Восток-запад: Преемственность в философии античного и средневекового общества. 2-е изд., испр, и доп. - М.: Наука, 1979. - 213 с.

205. Чернышевекий Н.Г. Избранные философские сочинения: В 3-хтомах. М., Госполитиздат, 1951. - Т.З. - 916 с.

206. Шаймухамбетова Г.В. Арабоязычная философия средневековья иклассическая традиция (Начальный период). М.: Наука, 1979. - 152 с.

207. Шамалов A.A. Сравнительный анализ этических концепций Аб~духамвда Газ а ли и Насириддина Туси: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Душанбе, 1993. - 23 с.

208. Шарифов X. Фирдавси ва мадхи Султон Махмуд // Чунбиш.1997. Нояб. (II 8). С.6.188. "Шахнаме" Фирдоуси величайшее художественное творение вистории мировой цивилизации: Тез.докл. и сообщ, М&шту-нвр, симпоз., посвящ. 1000-летию "Шахнаме" Фирдоуси.

209. Душанбе, 5-9 сент. 1994 г. Душанбе; Тегеран, 1994. -105, 87, 124. - Текст, парал. рус., англ., форси.

210. Шахнович М.й. Первобытная мифология и философия. Предыстория философии. JI.: Наука, 1971, - 240 с.

211. Шишкин А.Ф. Из историй этических учений. М.: Госполитиздат, 1959. 344 с.

212. Шишкин А.Ф. Основы марксистской этики. М.: йзд-во ИМО,1961. 528 с.

213. Этическая, мысль: Науч.-публицист, чтения, 1991. М.: Политиздат, 1992. 447 с.

214. Этическая мысль: Науч.-публицист, чтения, 1988. М.: Политиздат, 1988. 283 с.

215. Юсим М.А. Этика Макиавелли. М.: Наука, 1990. - 155 с.

216. Atkinson J. The shah Nameh of the Persian Poet Firdausitranslated and abridged in prose and Terse , with notes and ill strations.

217. Bailey H.M. Zoroastrism Problems in the Nirth-Centery1. Books. Oxf., 1971.19?. Boyce M.A. History of Zoroastrianism Vol.1 (Handboch der

218. Orientalistik)Leiden, 1975. 198« Boyce M.A. Persian Stronnhold of Zoroastrianism, Oxf., 1977.

219. Boyoe M.A. Textual Sourses for the Study of Zoroastrianism., Manchester, 21984.

220. Bulaaro J,P. Bird's Eye Picture of the Persic Bombay. 1969.

221. Browne E.G. A Literary history of Persio. YII .- Cambridge, 1928.

222. Coyajce С. Studies in Shahnameh.m Bombay, 1939«

223. Dhalla M.N. Zoroastrian Theology. N. Y., 19H.

224. Francishek Machalski. Firdausi i л ego "Shah-name1. Krakow, 1970.205« Gershevitch L. The Avestan Hymn to Mithra. Cambridge, 1967.

225. Macan Turne. The Shah-Nameh : An Heroik Poem«- V©1.1.~

226. Calkutta, 1829. 207« Noldeke Th. Das iranische Nationalepos. Grudris* Deriranischen Philologie. В. II. - Strassburg*s 1896.1904.

227. The Shahnama of Firdausi» Done into English bjr. Vol.I-Ix«1.ndon, 1905-1923. 212» Tritton A.S. The Caliphs and Ion-Muslim Subjects.- L., 1970.213• Yarshater E. Cambrudge History of Iran.» Vol.3.- Cambridge, 1982.

228. TV» »ff) ¿/ Û&Wll/jl^ÏÏ&Wy248. е-) ¿/Mrr^à^^^^-^^.^vçj«^ 245. 1Г-ГД ¡f l¿ ¿¿Csófl) tyfazfj; v Ut t a 'y251. rt'-i-r ¿y244245.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.