Феофилакт Болгарский: Философско-религиозные принципы толкования Священного Писания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Литвинюк, Ольга Леонидовна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 167
Оглавление диссертации кандидат философских наук Литвинюк, Ольга Леонидовна
Введение
Глава I. Интеллектуальная биография Феофилакта Болгаого
Глава II. Общие принципы толкования "затекстовой реальни"
§ 1. Догматичий метод
§ 2. оричий метод
§ 3. Типологичий метод
§ 4. Этиологичий и телеологичий методы
Глава III. Фило-религиозные предплки отношения Феофилакта к языку и чные приемы толкования библеого теа
§ 1. Метод этимологизации
§ 2. Метод прямого толкования лечого значения
§ 3. Методмволико-аллегоричого толковани
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
"Изъяснение таин" Илария Пиктавийского: Традиция и метод христиан. типол. экзегезы1998 год, кандидат филологических наук Нестерова, Ольга Евгеньевна
Метод символико-аллегорической экзегезы в древнерусской философской мысли: На примере творчества Илариона Киевского и Кирилла Туровского1998 год, кандидат философских наук Торговец, Татьяна Анатольевна
Особенности экзегезы Оригена: на материале "Комментария на Иоанна"2013 год, кандидат философских наук Кулиев, Олег Игоревич
Аллегореза как философский метод в поздней патристике: "Ареопагитики", преп. Максим Исповедник2005 год, кандидат философских наук Доброцветов, Павел Кириллович
Герменевтический метод исследования теологии протестантизма в России: на материале богословия И.В. Каргеля2011 год, кандидат философских наук Макаренко, Иван Иванович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феофилакт Болгарский: Философско-религиозные принципы толкования Священного Писания»
В последние десятилетия XX века мы наблюдали небывалый взлет интереса к сущности самого феномена религии и к христианской культуре в частности, что связано с ощущением духовного вакуума, который образовался после того как перестала существовать единая идеология. Оказавшись перед выбором системы ценностей, люди ищут новые ориентиры в жизни и обращаются к забытой древней религии.
Публикуются работы таких русских религиозных философов, как П. Флоренский, Г. В Флоровский, В. В. Зеньковский, В. Н. Лосский, JL П. Карсавин, А. Мень. Среди русскоязычных читателей становятся популярными труды Э. Жильсона, Ж. Маритена, М. Малерба, М. Элиаде, Д. Д. Фрезера, и других мыслителей. Появляются многочисленные издания библейских текстов, специализированные журналы, интернет-сайты и форумы, содержащие обсуждение различных религиозных проблем, в учебных заведениях для обязательного изучения вводится дисциплина "Религиоведение". Широко издаются произведения "Отцов церкви": Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова. В числе религиозных мыслителей, произведения которых не раз переиздавались за последние несколько лет, и Феофилакт, архиепископ Болгарский - византийский ученый конца XI - начала XII веков.
Имя Феофилакта не относится к тем именам, которые известны большей части научного сообщества. Экзегезу Феофилакта Болгарского постигла судьба многих классических произведений: высказанные в них суждения считаются общепринятыми, на них многие ссылаются, но далеко не каждый представляет, кем они впервые были высказаны - настолько мысли толкователя и мотивы его экзегезы представляются сегодня соответствующими аутентичному содержанию христианской религии.
Между тем, Феофилакт Болгарский является одним из самых заметных представителей средневековой экзегетики. Об огромной популярности, которой в свое время пользовались толкования Феофилакта, свидетельствуют многочисленные списки его работ (См.: Православная богословская энциклопедия под ред. Проф. А.П. Лопухина. Петроград, 1901г. т.2 ч.1 с.619). Высказанные в экзегезе Феофилакта мысли во многом заложили основу не только средневекового, но и современного понимания библейских идей. Толкования Феофилакта часто называют в числе самых авторитетных. Его комментарии к Евангелиям и к Посланиям ап. Павла оказали сильное влияние на строй мыслей Эразма Роттердамского. Они были важным источником, из которого не только восточное православие, но и западный мир в эпоху Возрождения черпал познания в греческом богословии.
Актуальность данной темы обусловлена также обращением к вопросам, имеющим большое значение для современной философии: теории интерпретации, вопросам адекватного понимания и толкования смысла высказывания, герменевтической проблематике, которая первоначально разрабатывалась в русле средневековой религиозной экзегетики. В философии XX века наблюдается поворот к проблемам соотношения языка и мышления, понимания текста, исследования специфической роли языка в процессе познания действительности. Ведущими направлениями современной мысли становятся философская и религиозная герменевтика, деконструкция, структурализм, связанные с такими именами, как Г.-Г. Гадамер, М. Хайдеггер, П. Рикер, Ж. Деррида.
Поэтому проблематика, которой посвящено данное исследование, не является чисто философско-религиозной, это также и круг проблем, которыми интересуются семиотика, теория коммуникации, история философии, философия культуры, этика, чем обусловлена междисциплинарная значимость работы. Так как любая культура основывается на традиции, то мы имеем дело с проблемой преемственности в культуре, способов передачи культурной информации, а значит, и с проблемой толерантности, которая особенно актуальна сегодня в связи со множеством межнациональных конфликтов, в том числе и на религиозной почве.
Такие ученые, как М. Малерб, говорят и об определенном практическом значении изучения религии сегодня. В современном мире, когда люди ежедневно сталкиваются с огромным потоком информации, и человеческая деятельность часто уводит нас далеко за пределы привычного нам культурного универсума, недостаточное знание религий и связанных с ними культур наносит большой вред и питает шовинизм, что может поставить нашу страну в невыгодное положение перед всем мировым сообществом, а значит, способно снизить качество политических и экономических связей.
Статей и монографий, посвященных толкованиям Феофилакта на библейские тексты и анализирующих философско-религиозные принципы и приемы его экзегезы, не издано. Феофилакта как "замечательного церковного писателя" упоминает церковный историк Н. Тальберг. И. П. Сусов называет его в числе других представителей Охридской философско-лингвистической школы (Климента Охридского, Иоанна Экзарха Болгарского, черноризца Храбра). Статью о Феофилакте находим в собрании трудов В. Г. Васильевского: она содержит в основном сведения о биографии толкователя. Некоторые биографические данные можно почерпнуть также в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, в предисловиях к различным изданиям "Благовестника", отдельные упоминания встречаются в "Истории поместных православных церквей" К. Е. Скурата, "Истории Болгарии" Н. С. Державина.
О Феофилакте и "Пространном житии Климента Охридского", которое, как считается, ему принадлежит, написано несколько десятков страниц в книге Б. Н. Флоря, А. А. Турилова, С. А. Иванова "Судьбы Кирилло-Мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия". Наиболее интересное русскоязычное исследование личности и творчества Феофилакта, на наш взгляд, представляет собой отдельная глава в книге Д. Оболенского "Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов", посвященная Феофилакту Болгарскому. Д. Оболенский также рассматривает Феофилакта в контексте кирилло-мефодиевской традиции и в ряду таких деятелей, как Владимир Мономах, Климент Охридский, Максим Грек.
На английском языке изданы работы Маргарет Маллетт (Mullett М. Е.), которые представляют собой изучение писем Феофилакта, в основном в качестве исторических источников. К ним относятся статьи "Patronage in action: the problems of an eleventh - century bishop" (Manchester, 1987), "Byzantium and the slavs: the views of Theophylact of Ochrid" (София, 1996), "Byzantium: a Friendly Society?" (Oxford, 1988) и два монографических исследования: "Theophylact of Ochrid: reading the letters of a Byzantine Archbishop" (Birmingham, 1997) и "Theophylact through his letters: the two worlds of an exile bishop" (Birmingham, 1981).
Если говорить об исследованиях, посвященных философии, религии и культуре Средних веков, то общие философско-мировоззренческие основания, позволившие нам выделить и описать принципы средневековой экзегетики, разработаны в трудах
С. С. Аверинцева, П. М. Бицилли, В. В. Бычкова, А. Я. Гуревича, А. Ф. Лосева, Г. Г. Майорова, В. В. Соколова и многих других. Их работы посвящены картине мира и идеалам средневекового человека, отражению различных эстетических категорий в его сознании, особенностям мышления и познания, отдельным философско-религиозным системам. Среди авторов, специально изучавших методы и приемы средневековой экзегетики, особенно интересными оказались О. Нестерова, Е. Казенина, Дж. Лео Гарретг, К. Д. Зееман, Т. Миллер и другие.
Объектом данного исследования является экзегетическое творчество Феофилакта Болгарского. Предмет диссертации - философско-религиозные принципы и методы толкования Священного Писания Феофилактом, архиепископом Болгарским. Материалом для диссертации послужили толкования на книги Нового Завета.
Цель настоящего исследования заключается в выявлении философско-мировоззренческих, религиозно-мифологических предпосылок и принципов толкования Феофилактом Болгарским Библии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику личности и творчества Феофилакта Болгарского.
2. Рассмотреть общефилософские теоретические проблемы, связанные с герменевтикой, толкованием текста.
3. Выявить основополагающие методы толкования Феофилактом Библии, классифицировать и исследовать их.
4. Определить роль каждого метода и приема в экзегетической системе Феофилакта.
5. Установить источники экзегетической системы Феофилакта Болгарского.
Методологической основой диссертации стали культурологический метод, позволяющий оценить мировоззренческие предпосылки, которые легли в основу толкования Священного Писания; исторический метод, важный для ретроспективного исследования экзегетических приемов, используемых Феофилактом; диалектический метод, с помощью которого анализируется, в частности, символико-аллегорические толкования Феофилакта Болгарского.
Для характеристики философско-религиозных принципов и соответствующих им приемов толкования в работе используется метод научного описания, для определения количественной доли каждого из выделенных способов и приемов толкования - статистический метод.
С целью более глубокого проникновения в рациональные философско-религиозные установки, ставшие основой экзегезы Феофилакта, а также восстановления неосознанных представлений и образов толкователя, повлиявшие на составление комментария, используется метод философской реконструкции.
Работа состоит из трех глав. В первой главе дается общая характеристика личности и интеллектуального творчества Феофилакта Болгарского. Во второй и третьей главах производится анализ философско-религиозных принципов и методов толкования Библии, которые разделены на две группы по объекту толкования (комментарий, направленный на денотативную составляющую, содержательную сторону текста, описанные в нем события - так называемую "затекстовую реальность" - с одной стороны, и толкование, обращенное к сигнификативной стороне текста, его словесной ткани), обусловившему выбор тех или иных экзегетических приемов.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Рецепция Шестоднева Иоанна экзарха Болгарского в древнерусской литературе2006 год, кандидат филологических наук Полещук, Юлия Викторовна
Философские основания герменевтики и экзегенетики Филона, Климента и Оригена1999 год, кандидат философских наук Саврей, Валерий Яковлевич
Экзегетика и становление онтологической проблематики у Аврелия Августина2008 год, кандидат философских наук Селиверстов, Виктор Леонидович
Герменевтика литургической поэзии: историко-лингвистическое исследование2010 год, доктор филологических наук Чевела, Ольга Всеволодовна
Проблема взаимодействия религии и философии в генезисе христианской культуры: Опыт культурологической реконструкции учения Оригена Александрийского2002 год, кандидат культурол. наук Цуркан, Алексей Викторович
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Литвинюк, Ольга Леонидовна
Заключение
Характер открыто провозглашаемых Феофилактом принципов вполне позволял бы отнести толкователя к мистическому направлению философско-религиозной мысли. Решая проблему соотношения сверхразумного и рационального способов познания, Феофилакт утверждает, что к истине нельзя приблизиться рассудочным способом, путем размышлений, он провозглашает приоритет веры над разумом. Эта мысль звучит во многих фрагментах его толкований: "Смотри: прежде вера, а потом от нее познание, но не от рассудочных изысканий" (толк, на Тит. 1,1), "Показывает и путь, которым приходит тать: это философия" (толк, на Кол. 2, 8).
Однако те глубинные принципы, которыми руководствуется Феофилакт в толковании Библии, свидетельствуют о прямо противоположных декларируемым внутренних установках толкователя. Феофилакт не предлагает использовать мистические способы проникновения в смысл текста Писания: очищение -"освобождение духа при посредстве аскетизма от уз чувственной природы", освящение - "внутреннюю чисто духовную жизнь, когда дух живет и действует, совершенно свободный от влияний чувственного мира"), исполнение "существование в Боге, которое наполняет все существо человека; исполненный присутствия Божества, человек находится в состоянии озарения и экстаза, который проявляется здесь, на земле" [142, с. 360], или применить "экзегезис через опыт", свойственный монашеской традиции и проповедуемый Симеоном Новым Богословом [62, с. 72].
Общие методы толкования Феофилактом Болгарским содержания Библии связаны с рационалистическим способом постижения божественного учения: Феофилакт использует догматический, исторический, типологический, этиологический и телеологический методы. Частные приемы толкования текста Писания также основаны на логическом мышлении. Они включают этимологизацию, толкование лексического значения слова, символико-аллегорический метод.
Специфика использования символико-аллегорического метода также позволяет говорить о рационалистичности мышления Феофилакта. В символико-аллегорическом методе толкования Феофилактом библейского текста преобладает аллегорический компонент, связанный с рациональным способом освоения действительности (в отличие от символического, который связан с работой интуиции и подсознания). В пользу данного вывода свидетельствует тот факт, что Феофилакт не подвергает символико-аллегорическому толкованию простые по форме, воспринимаемые сугубо визуально и действующие в основном на чувства и подсознание символы, роль слова в восприятии которых практически сведена к нулю (символика цвета, креста). В тех же случаях, когда объектами символико-аллегорического толкования становятся слова-символы, которые являются древнейшими мифологическими, архетипическими образами, Феофилакт опрерирует с ними лишь как с условными обозначениями других явлений, а не как с действительными объектами поклонения, "живыми" символами. Предельно конкретизируя понятия, толкуемые им посредством символико-аллегорического метода (говорит, например, не просто о растении, "лекарстве" от греха, части человеческого тела, но о "меркуриальной траве", пластыре, желудке), он разрушает многозначность символа и превращает его в аллегорию, наделенную определенным, рационально постигаемым значением.
Практически на всех уровнях экзегетического анализа Феофилакт демонстирует бинарность мышления, которая присуща рационалистическому взгляду на мир. Применяя типологический метод толкования, Феофилакт основывается на идее о двух мирах, идеальном и реальном, и двух в определенной мере противопоставленных периодах истории. Исторический метод состоит во взаимном соотнесении сакральной и профанной истории, которые в его экзегезе не противопоставлены, но четко выделяются. В толковании лексического значения слова Феофилакт подразделяет явления по принципу их соотнесенности со сферой божественного и человеческого. В символико-аллегорическом толковании бинарность проявляется в толковании акватического символизма, делении (правда, не всегда последовательном) животных на чистые и нечистые, увлечении телесным символизмом, соответствующим оппозиции "свое - чужое" и др.
Все сказанное выше позволяет нам сделать вывод о преобладании схоластического метода в экзегетическом мышлении Феофилакта Болгарского. Общий подход Феофилакта к толкованию Священного Писания показывает стремление к воздействию в основном не на чувства и интуицию человека: пока они развиты недостаточно сильно и не могут уберечь от неверного понимания божественных речей, пока человек не получил просветления свыше, единственным способом наставления на путь истинной веры все же остается, по Феофилакту, обращение к человеческой мудрости. И, как замечает Э. Жильсон, "это обращение к философии с целью сделать более легким для разума принятие религиозной истины и есть схоластическая теология" [52, с. 15].
Мы утверждаем, что экзегеза Феофилакта Болгарского является формой конгруэнтного расширения семиотического пространства Библии, то есть толкования, основанного на тех мотивах, идеях и образах, которые содержатся в самой Библии: грех как болезнь, восприятие объектов неживой природы, растений и животных как заключающих высший смысл и представляющих сферу сакрального, символизация числа, идея гомоморфизма человеческого тела и космоса, человека и дома (его микрокосма). Феофилакт развивает те приемы, которые сама Библия применяет для собственной "автоинтерпретации" [99, с. 48-49] (исторический, типологический методы, этимологизация, символико-аллегорический метод).
В ходе исследования определены основные источники экзегезы Феофилакта Болгарского. Среди них следует назвать гносеологию Платона, которая обусловила, прежде всего, применение Феофилактом частных приемов толкования текста, а также применение типологического метода. В работе также установлено, что, возражая явно в апологетических выступлениях против идей гностицизма, Феофилакт неосознанно использует гностические образы и мотивы: отождествление света и человеческого ума, света и божества; образ брака между божественной и человеческой природой, восприятие греховности и добродетели как "одежды" человеческой природы; представление о трехчастном строении человека. Это соответствует той тенденции, в соответствии с которой "гнозисный" тип интеллектуального усилия мы обнаруживаем у авторов, внешне активно боровшихся против него" [126, с. 57].
В числе других источников экзегезы Феофилакта Болгарского необходимо назвать философию стоицизма, от которой толкователь унаследовал идею глубинной связи между именем и вещью, а также учение пифагорейцев о числе, на основе которого толкователь воспринимает число как нечто содержащее высший смысл и нуждающееся в расшифровке. Мифологические корни экзегезы охридского архиепископа связаны с тотемизмом, анимизмом, фетишизмом. Как было сказано выше, большая часть таких представлений содержится в самой Библии, "впитавшей" в себя древнейшие мифологические образы [смю: 161]. Сейчас очень сложно установить, в какой мере присутствие мифологических образов в экзегезе Феофилакта объясняется влиянием древнейшей мифологии, воплощением архетипическйх представлений, а в какой - непосредственно Библейским влиянием. Вероятно, это могло бы стать темой дальнейшего исследования.
Влияние Михаила Пселла проявилось в общей рационалистичности мышления толкователя, стремлении к установлению причинно-следственной связи между событиями, поиске естественных причин. Достаточно сказать, что "главное, что берет Пселл из "эллинской мысли" - это ее рационализм и детерминизм. Как и эллинские мыслители, византийский философ видит в демиурге "внешнюю причину" и в то же время для каждого явления ищет "причину непосредственную" [91, с. 200].
Кроме того, как не раз отмечалось, большое влияние на экзегезу Феофилакта Болгарского оказали идеи каппадокийских отцов (в частности, о соотношении буквального и иносказательного смыслов Писания), особенно Иоанна Златоуста, толкования которого в сокращенном виде зачастую включал в свои тексты охридский архиепископ.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Литвинюк, Ольга Леонидовна, 2003 год
1. Благовестник, или Толкование Блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского на Святое Евангелие: в 4 кн. - М.: Афон, 2000. - Кн. 1 - 318 е.; кн. 2 - 156 е.; кн. 3-380 е.; кн. 4-444 с.
2. Блаженного Феофилакта Болгарского Толкования на Деяния и Соборные Послания Святых Апостолов. М.: 2000. - 358 с.
3. Блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского толкование на послания апостола Павла. М.: Скит, 1993. - 678 с.
4. Деяния святых апостолов с толкованием блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского. М.: Сретенский монастырь, "Новая книга", "Ковчег", 1998.-464 с.
5. Пространное житие Климента Охридского // Флоря Б. Н., Турилов А. А., Иванов С. А. Судьбы Кирилло-Мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия / Б. Н. Флоря, А. А. Турилов, С. А. Иванов. СПб.: Алетейя, 2000. - 314 с.
6. Migne J.-P. Patrologiae cursus completus. Series Graeca. T. 124 Paris, 1879. -1429 стб.
7. Migne J.-P. Patrologiae cursus completus. Series Graeca. T. 125 Paris, 1864. -1358 стб.
8. Абдуллаева Ф. И. Персидская кораническая экзегетика (тексты, переводы, комментарии) / Ф. И. Абдуллаева; предисл. Е. Резван. С-Пб.: Петербургское Востоковедение, 2000. - 189 е.: илл.
9. Абрамов М. А. Непредсказуемые судьбы свободы / Абрамов М. А. // Причинность и телеономизм в современной естественно-научной парадигме. М., 2002. - С. 22 - 39.
10. Аверинцев С. С. Античная риторика и судьбы античного рационализма / С. С. Аверинцев Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., Языки русской культуры, 1996. 446 с.
11. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы / С. С. Аверинцев. М.: СОДА, 1997.-343 с.
12. Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции /Аверинцев С. С. М.: Языки русской культуры, 1996. - 446 с.
13. Акчурин И. А. Причины телеономические и формообразующие: первые шаги в рациональном понимании / И. А. Акчурин // Причинность и телеономизм в современной естественно-научной парадигме. М., Наука, 2002. - С. 39 - 51.
14. Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т. 2. Об истолковании / Аристотель. М.: Мысль, 1978.-687 с.
15. Аристотель. Соч. в 4-х т. Т. 3. Физика. / Аристотель. М.: Мысль, 1981. -613 с.
16. Арсеньев В. Р. Звери-боги-люди / В. Р. Арсеньев. М.: Изд-во политич. литры, 1991.- 160 с.
17. Архимандрит Киприан (Керн К. Э). Антропология Св. Григория Паламы / Киприан (Керн). М.: Паломник, 1996. - 449 с.
18. Архимандрит Киприан (Керн К. Э.). Золотой век свято-отеческой письменности / Киприан (Керн). М.: Паломник, 1995. - 176 с.
19. Бауер В. Энциклопедия символов / В. Бауер, И. Дюмоц, С. Головин. М.: Крон-Пресс, 1995. - 502 с.
20. Безобразов П. В. Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл. Михаил Пселл: личность и творчество / П. В. Безобразов, Я. Н. Любарский. С.-Пб.: Алетейя, 2001. - 544 с. - (Византийская библиотека. Исследования)
21. Белова О. В. Библейская символика животных в памятниках средневековой славянской книжности / О. В. Белова //Российский православный университет апостола Иоанна Богослова. Ученые записки. М.: 1998. - Вып. 4: Филология. - С. 161 - 172.
22. Белова О. В. Славянский бестиарий. Словарь названий и символики / О. В. Белова, отв. ред. А. А. Турилов. М.: Индрик, 2001. - 320 с.
23. Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры / П. М. Бицилли; предисл. Б. С. Кагановича; комментар. А. Г. Федорова, Ю. Ю. Гурыменко. С-Пб.: МИФРИЛ, 1995. XXVIII + 244 с.
24. Блок А. Собр. соч. в 8 т. Т. 5. Поэзия заговоров и заклинаний. //Блок А. -М.; Л.: гос. изд-во худ. лит-ры, 1962. 798 с.
25. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви: в 4 т. Т. 2. История церкви до Константина Великого. М.: 1994. Репринт: С-Пб., 1917.-491 с.
26. Бунге М. Причинность / Бунге М. М.: изд-во иностр. Лит-ры, 1962. - 147 с.
27. Бычков В. В. Малая история византийской эстетики / В. В. Бычков. Киев: Путь к истине, 1991. - 378 с.
28. Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина / Бычков В. В. М.: Искусство, 1984.-312 с. ч
29. Бычков В. В. Эстетика отцов церкви / Бычков В. В. М.: Ладомир, 1995. -593 с.
30. Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография / О. Л. Вайнштейн. М.; Л.: Наука, 1964. - 483 с.
31. Валенцова М. М. Первый в славянской традиционной культуре / М. М. Валенцова //Признаковое пространство культуры. М., 2002. - С. 192 - 208.
32. Васильевский В. Г. Феофилакт Болгарский и его сочинения // Васильевский В. Г. Труды. Т. 1. С.-Пб., типография императорской академии наук, 1908. 619 с.
33. Винкельман Ф. Византийская церковная историография / Ф. Винкельман // Византийский Временник. М., 1992. - № 53. - С. 68-81
34. Вышеславцев Б. П. Сердце в христианской и индийской мистике / Б. П. Вышеславцев // Вопросы философии. 1990. - № 4. - с. 62 - 88.
35. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса / Б. П. Вышеславцев. Вечное в русской философии. М.: Республика, 1994. - С. 368 с.
36. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. / Х.-Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1998. - 704 с.
37. Гесиод. Теогония / Гесиод //Эллинские поэты. М.: Ладомир, 1999. - 515 с.
38. Гесиод. Труды и дни / Гесиод //Эллинские поэты. М.: Ладомир, 1999. - 515с.
39. Глубоковский Н. Н. Благовестив Святого апостола Павла и иудейско-раввинское богословие / Н. Н. Глубоковский. Светослав: 1998. -192 с.
40. Голар А. Миф и символ / А. Голан. М.: Руслит, 1993. - 375 с.
41. Грыжанкова М. Ю. Языковое сознание как социально-философская доминанта ранневизантийского миросозерцания. /Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева. Саранск, 2000. Деп. в ИНИОН РАН 16.03.00, № 55467.
42. Гуревич А. Я. Западный портал церкви Сен-Лазар в Отене и парадоксы средневекового сознания / А. Я. Гуревич //Актуальные проблемы семиотики культуры. Труды по знаковым системам, 20. Тарту, 1987. - Вып. 746. - С. 39 - 49.
43. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. М.: Искусство, 1984. - 350 с.
44. Дамаскин Иоанн. Точное изложение православной веры / Иоанн Дамаскин. Репринт: Точное изложение православной веры. Творение св. Иоанна Дамаскина. Перевод магистра богословия А. Бронзова. - С-Пб.: 1894. - М.: Лодья, 2000. - 464 с.
45. Дани Джеймс Д. Единство и многообразие в Новом Завете. Исследование природы первоначального христианства: Пер. с англ. / Дж. Д. Данн / Науч. ред. А. Бодров. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея. - 1997. - 526 с.
46. Державин Н.С. История Болгарии: в 2 т. Т. 2. Болгария времени Первого и Второго царств (679-1393) / Н. С. Державин. М.; Л.: АН СССР, ин-т истории, 1946. -163 е.: табл.
47. Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейского Средневековья / Добиаш-Рождественская О. А. М.: Наука, 1987. - 348 с.
48. Долинин К. А., Любарский Я. Н. Повествовательные структуры в византийской историографии (к постановке проблемы) / Я. Н. Любарский, К. А. Долинин // Византийские историки и писатели. С-Пб: Алетейя, 1999. - С. 355-372.
49. Донини А. Люди, идолы, боги. Очерк истории религии: Пер. с итал. / А. Донини. М.: Политиздат, 1966. - 368 с.
50. Дорофей Авва. Душеполезные поучения и послания /Авва Дорофей. М: Отчий дом, 2000.-319 с.
51. Жильсон Э. Философ и теология: Пер. с фр. / Э. Жильсон. М.: Гнозис, 1995.- 192 с.
52. Журинская М. Самые меньшие братья / М. Журинская // Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. -1999.-№3(21). С. 247-258.
53. Зверева В. В. Аллегории в каролингской культуре (на примере сочинений Рабана Мавра) / В. В. Зверева // Карл Великий: реалии и мифы. М., 2001. - С. 94 -106.
54. Звиревич В. Т. Обожение человека в античности: Учеб. пособие / В. Т. Звиревич. Екатеринбург, изд-во Уральского университета, 2001. - 108 с.
55. Зееман К. Д. Приемы аллегорической экзегезы в литературе Киевской Руси. // ТОДРЛ, Т. 48. С-Пб.: РАН, 1993. - С. 105 - 121.
56. Зенец Н. Г., Карловская Н. Н. Этимологическое пространство как поле философствования / Н. Г. Зенец, Н. Н. Карловская // Омские философские чтения. Философия и язык культуры. Омск: изд-во ОмГУ, 1995. С. 3 - 4.
57. Зырянов И. В. Заговор и свадебная поэзия / И. В. Зырянов // Фольклор и литература Урала. Пермь, 1975. - Вып. 2. С. 49 - 81.
58. Иванов В. В. Эстетическое наследие древней и средневековой Индии / В. В. Иванов //Литература и культура древней и средневековой Индии. М.: Наука, 1979. -236 с. С. 6 - 36.
59. Иванов С. А. Пространное Житие Климента Охридского и его автор // Флоря Б. Н., Турилов А. А., Иванов С. А. Судьбы Кирилло-Мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. СПб, Алетейя, 2000. 314 с.
60. Иванова Е. В. Мифология добра и зла / Е. В. Иванова. Под ред. Д. В. Пивоварова. Екатеринбург: изд-во Уральского университета, 1999. - 88 с.
61. Иеромонах Иларион (Алфеев) "Преподобный Симеон Новый Богослов и Священное Писание" / И. Алфеев //Альфа и Омега. 1996. - №2/3 (9/10). С. 34 - 58.
62. Иоселева М. Я. Происхождение магических чисел / М. Я. Иоселева // Страны и нарЬды востока. Под ред. академика В. В. Струве и А. В. Королева. М., 1965.-Вып. IV.-С. 239-241.
63. История философии: Запад Россия - Восток. Кн. 1. Философия древности и средневековья / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. - М.: Греко-латинский кабинет, 1995.- 480 с.
64. Каждан А. П. Византийская культура (Х-ХИ вв.) / А. П. Каждан. 2-е изд. -С-Пб.: Алетейя, 2000. - 280 с. - (Византийская библиотека).
65. Казенина Е. Иоанн Златоуст в истории библейской экзегетики / Е. Казенина // Альфа и омега. 2001. - № 3 (29). С. 64 - 81.
66. Казютинский В. В. Антропный принцип и современная телеология / В. В. Казютинский // Причинность и телеономизм в современной естественно-научной парадигме. М., 2002. - С. 58 - 73.
67. Калиганов И.И. Болгарская литература IX-XIII вв / И. И. Калиганов // Очерки истории культуры славян . М., 1996. - С.327-341.
68. Кант И. Соч.: в 6 т. Т. 3. Критика чистого разума / Ред. Т. И. Ойзерман / И. Кант; под общ. ред. В. Ф. Асмуса и др. М.: Мысль, 1964. - 799 с.
69. Карсавин JI. П. Философия истории / Л. П. Карсавин. С.-Пб.: АО Комплект, 1993. - 351 с.
70. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители церкви (раскрытие православия в их творениях) / Л. П. Карсавин. Предисл. и коммент. С. В. Мосоловой. М.: 1994. - 176 с.
71. Кириллин В.М. Символика чисел в литературе Древней Руси (XI XVI века) / В. М. Кириллин. - С - Пб.: Алетейя, 2000. - 311 с.
72. Климков О. Опыт безмолвия. Человек в миросозерцании византийских исихастов / С-Пб., Алетейя, 2001. 285 с. - (Византийская библиотека. Исследования)
73. Кобзев А. И. Учение о символах и числах в китайской классической философии / А. И. Кобзев. М.: Наука, Восточная литература, 1994. - 432 с.
74. Ковтун Jl. С. Рождение Жемчуга (знак и образ в приточном символе) / Л. С. Ковтун // Исследования по древней и новой литературе. Л., 1987. - С. 17-34.
75. Коплстон Ф. Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя: Пер. с англ. / Ф. Ч. Коплстон. Долгопрудный: Вестком, 1999. - 274 с.
76. Корогодин В. И., Корогодина В. Л. Информация как основа жизни и целенаправленные действия / В. И. Когордин, В. Л. Когордина // Причинность и телеономизм в современной естественно-научной парадигме. М., 2002. С. 189-213.
77. Круткин В. Л. Телесный символизм "древнего благочестия" и проблема отчуждения / В. Л. Круткин // Философская жизнь Урала. Проблемы истории философии. Екатеринбург, 1999. - С. 232 - 242.
78. Крывелев И. А. История религий. В 2 т. Т. 2. / И. А. Крывелев. М.: Мысль, 1988.-382 с.
79. Культура Византии второй половины VII XII вв. - М.: Наука, 1989. - 680 е.: илл.
80. Кюнг Г. Великие христианские мыслители: пер. с нем. / Г. Кюнг. С-Пб.: Алетейя, 2000. - 442 с.
81. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990 - 685 с.
82. Литаврин Г. Г. Условия развития Болгарской культуры в XI XII вв / Г. Г. Литаврин // История и культура Болгарии. - М.: 1981.-351 с.
83. Лосев А. Ф. Античная философия истории / А. Ф. Лосев. СПб.: Алетейя, 2000. - 258 с.
84. Лосев А. Ф. Диалектика мифа / Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. - 655 с.
85. Лосев А. Ф. Философия имени / Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. 655 с.
86. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность / А. Ф. Лосев. Общ. ред. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. - 919 с.
87. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви / В. Н.Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: центр "СЭИ", 1991.-288 с.
88. Лурье С. Я. Демокрит: тексты. Перевод. Исследования / С. Я. Лурье. Л.: Наука, 1970. - 664 с.
89. Любарский Я. Н. Византийцы о "двигателях истории". (К проблеме идейных течений XI в.) / Я. Н. Любарский. Византийские историки и писатели. СПб.: Алетейя, 1999. - с. 295 - 308.
90. Любарский Я. Н. Михаил Пселл: личность и творчество. К истории византийского предгуманизма // Две книги о Михаиле Пселле. С.-Пб.: Алетейя, 2001.-544 с.
91. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика) / Г. Г. Майоров. М.: Мысль, 1979. - 431 с.
92. Малерб М. Религии человечества / М. Малерб. М., С-Пб.: Рудомино, Университетская книга, 1997. - 600 с.
93. Малинова И. П. Юридическая герменевтика и правопонимание: мат-лы к спецкурсу / И. П. Малинова. Екатеринбург: изд-во Урал. гос. юрид. акад. (УрГЮА), 1999.- 100 с.
94. Малков Я. Древо спасения (символика Креста в христианстве и гностицизме) / Я. Малков //Альфа и омега. 1996. - № 2/3 (9/10). - с. 301 - 321.
95. Мамчур Е. А. Причинность и рационализм / Е. А. Мамчур //Причинность и телеономизм в современной естественно-научной парадигме. М., 2002. - С. 5 - 22.
96. Маркиш С. Знакомство с Эразмом из Роттердама / С. Маркиш. М.: Художественная литература, 1971. - 223 с.
97. Марков Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории. Учеб. Пособие / Б. В. Марков. С.-Пб.: Лань, 1997. - 381 с.
98. Марова Н. Д. Об автоинтерпретации / Н. Д. Марова //Актуальные проблемы лингвистики. Материалы ежегодной региональной научной конференции 1- 2 февраля 2000 г. Екатеринбург, 2000. - № 13. - С. 48-49.
99. Марру А.-И. Святой Августин и августинианство: Пер. с фр. / А.-И. Марру. Долгопрудный, Вестком, 1999. - 207 с.
100. Медведев И. П. (Рец. на книгу) В. А. Сметанин. Византийское общество XIII XV вв. (по данным эпистолографии). - Свердловск: издательство Уральского университета, 1987 // Византийский временник. - М., 1993. - № 54. - с. 190-193.
101. Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV XV в. в / И. П. Медведев. -С.-Пб.: Алетейя, 1997. - 340 с.
102. Мейендорф И. Литургия, или Введение в духовность Византии / И. Мейендорф // Альфа и Омегаь. 1995. - №1(4). - с.95-108.
103. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. М.: Ран, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - 3-е изд., репринт: М.: Восточная литература, 2000. - 408 с.
104. Мечковская Н. Б. Язык и религия: лекции по филологии и истории религи: учебное пособие / Н. Б. Мечковская. М.: Гранд, 1998. - 350 с.
105. Миллер Т. Византийская экзегеза 4: христианское учение о природе и человеке ("Шестоднев" Василия Великого и "Беседы" преп. Макария Египетского) / Т. Миллер //Альфа и Омега. 1995. - № 2 (5). - С. 63 - 76.
106. Немировский А. И. Исторический труд Луция Аннея Флора / А. И. Немировский // Луций Анней Флор историк Древнего Рима. - Воронеж: изд-во Воронежского университета, 1977. - 122 с.
107. Немировский А. И. Рождение Клио: у истоков исторической мысли / А. И. Немировский. Воронеж: изд-во Воронежского университета, 1986. - 349 с.
108. Немировский А. И. У истоков исторической мысли / А. И. Немировский. -Воронеж: изд-во Воронежского университета, 1979. 210 с.
109. Нестерова О. Типологическая экзегеза: спор о методе / О. Нестерова // Альфа и омега. 1998. - № 4 (18). - С. 63 - 77.
110. Оболенский Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов / Д. Оболенский. М.: Янус-К, 1998. - 655 е.: илл.
111. Овидий Публий Назон. Метаморфозы / Публий Овидий Назон. М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 560 с.
112. Овчинников Н. Ф. Ограниченность причинности как принципа объяснения / Н. Ф. Овчинников // Причинность и телеономизм в современной естественнонаучной парадигме. М., 2002. С. 87 - 111.
113. Панченко А. И. Понятия состояния, вероятности и причинности в физике (от классической физики к нерелятивной квантовой физике) / А. И. Панченко //Причинность и телеономизм в современной естественно-научной парадигме. М., 2002.-С. 213 -225.
114. Патти Г. Причинность, контроль и эволюция сложности / Г. Патти // Причинность и телеономизм в современной естественно-научной парадигме. М., 2002.-С. 137- 154.
115. Перельмутер И. А. Философские школы эпохи эллинизма / И. А. Перельмутер // История лингвистических учений. Древний мир / Л.: Наука, 1980. -с. 180-214.
116. Платон. Собрание сочинений в 4-х т. Т. 4. Пер. с древнегреч. / общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи / Платон. - М.: Мысль, 1994. - 830 с.
117. Посеянное в тернии. Современное евангелие истины / Составитель В. Ю. Ирхин. Екатеринбург: издательство Уральского университета, 2003. - 195 с.
118. Поснов М. Э. Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним / Брюссель: Жизнь с богом, 1991. Репринт: Киев, 1917. 825 с.
119. Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики / В. В. Похлебкин. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Международные отношения, 1994. - 560 с.
120. Резван Е. А. Коран и его толкования. Тексты, переводы, комментарии / Е. А. Резван. С-Пб.: Петербургское востоковедение, 2000. - 203 е.: илл.
121. Роднянская И. Б. Схватка С. Н. Булгакова с Иммануилом Кантом на страницах "Философии имени" / И. Б. Роднянская //Булгаков С. Н. Соч. в 2 т. Т. 2. Философия имени. Икона и иконопочитание. М.: Искусство, Инапресс, 1999. 439 с.
122. Роттердамский Эразм. Похвала глупости. М., Эксмо-Пресс, 2000. - 687 с.
123. Савельев A. JI. Из истории античной диалектики: учение о правильности имен // АКАДЕМЕ1А. Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 3: межвуз. сб. Под ред. к. ф. н. А. В. Цыба. С.-Пб.: Изд-во С.-Пб ун-та, 2000. - С. 75 -117.
124. Сагарда А. И. Сидоров А. И. Антиохийская богословская школа и ее представители / А. И. Сагарда, А. И. Сидоров // Российский православный университет ап. Иоанна Богослова. Ученые записки. - М., 1998. - Вып. 3. - С. 140 160.
125. Светлов Р. В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика / Р. В. Светлов. С-Пб.: изд-во санкт-петербургского университета, 1996.
126. Светлов Р. В. Гнозис и экзегетика / Р. В. Светлов. С-Пб.: изд-во русского гуманит. ин-та, 1998. - 479 с.
127. Севальников А. Ю. Телеологический принцип и современная наука / А. Ю. Севальников // Причинность и телеономизм в современной естественно-научной парадигме. М., 2002. - С. 73 - 87.
128. Седакова А. И. Семантика и символика второго у болгар (с некоторыми славянскими параллелями) / А. И. Седакова // Признаковое пространство культуры. -М., 2002. С. 209 - 224.
129. Сидоров А. И. Начало Александрийской школы: Пантен. Климент Александрийский / А. И. Сидоров // Российский православный университет ап. Иоанна Богослова. Ученые записки. М., 1998. - Вып. 3. - С. 62.
130. Сидоров А. И. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество / А. И. Сидоров // Творения Преподобного Максима Исповедника. Мартис, 1993. -С. 7 - 74.
131. Скабланович Н. Византийское государство и церковь в XI в. / Н. Скабланович. С-Пб.: типография Ф. Елеонского, 1884. - С. LX.
132. Скурат К. Е. История поместных православных церквей. Учебное пособие. В 2 т. / К. Е. Скурат. М.: Русские огни. - Т. 1 - 336 е., т. 2 - 319 с.
133. Соколов В. В. Средневековая философия. Учебное пособие для вузов / В. В. Соколов. М., Высшая школа, 1989. - 448 с.
134. Соколова 3. П. Животные в религиях / 3. П. Соколова. СПб.: Лань, 1998. -288 с.
135. Сорокин В. Предисл. к кн.: Глубоковский Н. Н. Благовестие Святого Апостола Павла и иудейско-раввинское богословие. С-Пб.: Светослав, 1998. - 192 с.
136. Спасский А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов / А. Спасский. М.: Новая книга, Паломник. Репринт: Сергиев Посад, 1914. - 650 с.
137. Степанова А. С. Философия Древней Стой / А. С. Степанова. С.-Пб.: Алетейя, 1995* - 272 с.
138. Сусов И. П. История языкознания. Учеб. Пособие для студ. старших курсов и аспирантов / Сусов И. П. Тверь: изд-во тверского ун-та, 1999. - 191 с.
139. Сюзюмов М. Я. Философия и богословие / М. Я. Сюзюмов // История Византии. В 3 т. Т. 3. М., Наука, 1967. - 505 с.
140. Тайлор Э. Б. Первобытная культура: Пер. с англ. / Э. Б. Тайлор. М.: изд-во политической литературы, 1989. - 573 с.
141. Тальберг Н. История христианской церкви / Тальберг Н. М.: изд-во Свято-Тихоновского Богословского института, 2000. - 519 с.
142. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Т. 1. СПб.: 1911. 407 с.
143. Творения преподобного Максима Исповедника. В 2-х кн. Кн. 1. Богословские и аскетические трактаты. Главы о любви / Максим Исповедник. -Мартис, 1993.-352 с.
144. Тимофеев М. А. Оракул Европы (Эразм Роттердамский, 1469 1536) / предисл. к кн: Эразм Роттердамский. Похвала глупости. - М., Эксмо-Пресс, 2000. -687 с.
145. Тов Э. Текстология Ветхого Завета / Э. Тов. М.: Библейско-богословский институт Святого апостола Андрея, 2001. - 424 с.
146. Тодоров Ц. Теории символа / Э. Тодоров. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. - 384 с.
147. Торчинов Е. А. Даосизм. Опыт историко-религиозного описания / Е. А. Торчинов. СПб.: Лань, 1998. - 448 с.
148. Тронский И.М. Основы стоической грамматики / И. М. Тронский // Романо-германская филология. Сборник статей. С. 302-303.
149. Трубников Н. Н. О категориях "цель", "средство", "результат" / Н. Н. Трубников. М.: Высшая школа, 1968. - 148 с.
150. Удальцова 3. В. Церковные историки ранней Византии / 3. В. Удальцова // Византийский временник. М., 1982. - Т. 43. - С. 3 - 21.
151. Усачева В. В. Растения апотропеи в славянской традиционной культуре / В. В. Усачева // Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова. - М.: 1998. - Вып. 4. - С. 144 - 153.
152. Феофилакт//БСЭ. изд. - М.: 1977. Т. 27. - С. 239.
153. Феофилакт // Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. -СПб., 1904 т. XLI а, с. 932.
154. Филон Александрийский //Еврейская энциклопедия. 3-е изд. М.: TERRA, 1991. В 16т.-Т. 15.- С. 255-275.
155. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. -М.: Республика, 2001. - 719 с.
156. Флоренский П. А. Бирюзовое окружение Софии и символика голубого и синего света // Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. Т. 1 ч. II. М.: Правда, 1990. - 827 с.
157. Флоренский П. А. Небесные знамения (размышление о символике цветов). -Маковец, 1922. № 2. - С. 14 - 16.
158. Флоровский Г. В. Восточные отцы IV века. / Г. В. Флоровский. М.: Паломник, 1992 (репринт: Париж, 1931). - 237 с.
159. Фрайданк Д. Литературный прием синкризиса в трех древних славянских текстах / Д. Фрайданк // Исследования по древней и новой литературе. Л., 1987. - С. 224.
160. Фрэзер Д. Д. Фольклор в Ветхом Завете: Пер. с англ. / Д. Д. Фрэзер. М.: изд-во политической литературы, 1989. - 542 с.
161. Хвостова К. В. Понимание общественных явлений прошлого и настоящего в Византии XIV XV вв / Хвостова К. В. // Византийский временник. - М., 1991,- №. 52. - С. 70 - 84.
162. Цицерон М. Т. Философские трактаты / М. Т. Цицерон. М.: Наука, 1985. -382 с.
163. Чайковский Ю. В. Причинность, сложность и разные формы случайности / Ю. В. Чайковский // Причинность и телеономизм в современной естественнонаучной парадигме. М., 2002. - С. 111 - 137.
164. Школа Валентина: фрагменты и свидетельства / Пер., предисл. и коммент. Е. В. Афонасина. С.-Пб.: Алетейя, 2002. - 320 с.
165. Экономцев И. "Золотой век" Симеона и древнерусская культура // Экономцев И. Православие, Византия, Россия. Сб. ст. Paris: YMCA-PRESS, 1989. -298 с.
166. Элиаде М. Избранные сочинения. Очерки сравнительного религиоведения: Пер. с англ. / М. Элиаде. М.: Ладомир, 1999. - 488 с.
167. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. 1. От каменного века до элевсинских мистерий. М.: Критерион, 2001. С. 324.
168. Элиаде М. Священное и мирское: Пер. с фр. / М. Элиаде. М.: Изд-во МГУ, 1994.- 144 с.
169. Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий / К. - Г. Юнг. -М.: Медиум, 1994. - 254 с.
170. Юнг К. Г. Человек и его символы / К. - Г. Юнг, М. - Л. Франц, Джозеф Л. Хендерсон и др. - М.: Серебряные нити, 1997. - 367 е.: илл.
171. Юркевич П. Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия / П. Д. Юркевич. Философские произведения. М.: Правда, 1990.-669 с.
172. Языкова И. К. Богословие иконы (учебное пособие) / И. К. Языкова. М.: изд-во Общедоступного Православного Университета, 1995. - 212 с.
173. Ямпольский М. Б. К символике водопада / М. Б. Ямпольский // Символ в системе культуры. Труды по знаковым системам XXI. Тарту: 1987. - 144 с.
174. Garrett J. L. Systematic theology / J. L. Garrett. Michigan: William B. Eerdmans Publishing Company, Grand Rapids, 1990. - 658 c.
175. Mullett M. E. Byzantium and the slavs: the views of Theophylact of Ochrid / Mullett, M. // Год. на Софийския унив. "Св. Климент Охридски" / Център за славяно-византийски проучвания "Иван Дуйчев". С., 1996. - Т. 87: 1994. - С. 55 - 70.
176. Mullett М. Е. Byzantium: a Friendly Society? / М. Е. Mullett // Past and present. Oxford, 1988. - № 118. - с. 3 - 24.
177. Mullett M. E. Patronage in action: the problems of an eleventh century bishop / M. E. Mullett // Church and people in Byzantium. - Manchester: 1986. - C. 125 - 147.
178. Mullett M. E. Theophylact of Ochrid: reading the letters of a Byzantine Archbishop / M. E. Mullett. Birmingham, 1997. - 549 c.
179. Mullett M. E. Theophylact through his letters: the two worlds of an exile bishop / M. E. Mullett. * Birmingham, 1981.-432 c.
180. Rogers E. F. How the virtues of an interpreter presuppose and perfect hermeneutics: the case of Thomas Aquinas / E. F. Rogers // J. Of religion. Chicago, 1996. -Vol. 76, № l.-C. 64-81.
181. Thorne G. W. A. The structure of Philo's commentary on the Pentateuch / G. W. Thorne // Dionysius. Halifax, 1989. - Vol. 13. - C. 17 - 50.
182. Булгаков С. H. Образ и первообраз / С. Н. Булгаков. Соч. в 2 т. Т. 2. Философия имени. Икона и иконопочитание. С-Пб.: Искусство, ИНАПРЕСС, 1999. - 448 с.
183. Kohler J. Der medizinische in halt der Briefe des Theophylact von Bulgarien (Inaugural-Dissertation zur Erlangung der Doktorwurde in der Medizin, Leipzig, 1918).
184. Lerua-Molingen A. Medicins, maladies et remedes dans les Lettres de Theophylacte de Bulgarie. Byzantion, iv/2 (1985).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.