Феномен "Тройчатки" в русской литературе 1830-х годов: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.Ф. Одоевский тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Генина, Нинель Евгеньевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 197
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Генина, Нинель Евгеньевна
Введение
1. Замысел альманаха «Тройчатка» в истории русской литературы 14 1830-х годов
1.1. История замысла
1.2. Ключевые концепты: «Дом»
1.3. «Альманах в три этажа» как особый вид издания
1.4. «Тройчатка» и «триумвират» в литературной борьбе 1830-х 49 годов
2. «Несобранные тройчатки» в творчестве А. С. Пушкина, 65 Н. В. Гоголя, В. Ф. Одоевского
2.1. «Несобранные тройчатки» как особый способ творческого 65 взаимодействия писателей.
2.2. Тематические «тройчатки» в литературном наследии 70 А. С. Пушкина, Н. В, Гоголя, В. Ф. Одоевского.
2.2.1. «Гениальные безумцы», «гуляка праздный» и «художник 70 петербургский»: судьба творческой личности в современном мире.
2.2.2. «Самодовольство фокусника» или «приближение бога»: 88 импровизационность в искусстве
2.2.3. «Итальянский текст» в творчестве А. С. Пушкина, 97 Н. В. Гоголя, В. Ф. Одоевского.
2.2.4. Мотивы и образы карточной игры в творчестве 108 А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, В. Ф. Одоевского.
2.3. Карнавальное мироощущение «Тройчатки» циклов.
2.4. Жанрово-нарративные «тройчатки» в литературном 123 наследии А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, В. Ф. Одоевского
2.4.1. Коммуникативные стратегии нарратива в циклах повестей
Вечера на хуторе близ Диканьки», «Пестрые сказки», «Повести покойного И.П. Белкина»
2.4.2. Три ансамбля Пушкина, Гоголя и Одоевского: «Дом 149 сумасшедших», «Арабески», «Современник»
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Художественная проза В.Ф. Одоевского в контексте периодических изданий первой половины 1830 - х годов2013 год, кандидат филологических наук Сытина, Юлия Николаевна
Публикации Н.В. Гоголя в периодических изданиях пушкинского круга2010 год, кандидат филологических наук Стратийчук, Елена Анатольевна
"Современник" А.С. Пушкина как единый текст2006 год, кандидат филологических наук Фрик, Татьяна Борисовна
В.Ф. Одоевский - издатель, редактор и журналист: 1820 - 1848 гг.2013 год, кандидат филологических наук Гусев, Никита Владимирович
Гоголь и Пушкин: к особенностям литературного процесса 30-40-х годов XIX века2003 год, кандидат филологических наук Белоногова, Валерия Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен "Тройчатки" в русской литературе 1830-х годов: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.Ф. Одоевский»
Общая характеристика работы и постановка проблемы
Диссертационное исследование посвящено изучению творческого взаимодействия А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, В. Ф. Одоевского как особого феномена в историко-литературном процессе 1830-х годов.
Русская литература пушкинской поры — уникальный феномен единства в разнообразии. Индивидуальные творческие поиски здесь органично перерастают в диалог художественных миров, в создание соотнесенных друг с другом жанровых моделей, наконец, в совместные публикации в виде сборников, альманахов, журналов. Проза А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и В. Ф. Одоевского, связанных достаточно тесными дружескими отношениями и обращавшихся, особенно в начале 1830-х гг., к схожей тематике, типам героя, мотивам и повествовательным формам, - чрезвычайно плодотворное поле сравнительного анализа.
Творчество А. С. Пушкина, Н. В, Гоголя, В. Ф. Одоевского в силу своей глубокой контекстуальности и сегодня остается объектом сравнительно-типологических и компаративистских исследований, актуализирующих проблему диалога культур и выявляющих природу гоголевской творческой индивидуальности. Значимость этих трех писателей невозможно переоценить, их художественные открытия оказали большое влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Говоря о Пушкине, Гоголе и Одоевском критики и исследователи выявляют закономерности литературного процесса через судьбу отдельных жанров, художественных приемов, поскольку творческие поиски этих писателей можно назвать отражением идей и форм времени, репрезентантом характерных явлений русской словесной и общественно-философской культуры.
В современном гоголеведении и пушкиноведении проблема литературных взаимосвязей с другими писателями, как русскими, так и зарубежными, остается одной из наиболее актуальных, поскольку позволяет ярче раскрыть особенности развития литературы в целом и процесса формирования индивидуального творчества отдельного писателя.
1830-е годы — период активного развития русской литературы, появления новых форм и жанров, становления принципов прозаического творчества. Кроме того, это период оформления русской критики и журналистики, профессионализации писательского труда и формирования масштабной читательской аудитории. Новые принципы художественного творчества вырабатываются в ходе бурной полемики между различными литературными группами. Объединение писателей-единомышленников происходит на разных основаниях: если в начале 19 века кружки и общества формируются, в первую очередь, на чувстве братства и дружбы, то к 1830-м годам на первый план входит идеологическая составляющая: единство эстетических установок, политических взглядов и мировоззрения в целом.
При этом подобные объединения могут быть как специально оформленными, иметь свою официально объявленную программу (как, например, редакции журналов), так и являться лишь феноменом рецепции -восприниматься современниками и исследователями как некоторый творческий союз благодаря сходству эстетических принципов, мировоззренческих установок, однако не быть оформленным в подобный союз в реальности.
Одним из наиболее ярких примеров такого явления может быть назван феномен «Тройчатки» - творческое взаимодействие А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и В. Ф. Одоевского в 1830-е годы. Исходной точкой в изучении данного феномена является нереализованный замысел совместного альманаха «Тройчатка», идея которого была предложена А. С. Пушкину, Н. В. Гоголем и В. Ф. Одоевским в 1833 году. Совместный альманах издан не был, однако при изучении литературного, эпистолярного и публицистического наследия трех писателей можно говорить о своеобразной реализации данного замысла в особом типе творческого диалога. Мотивные и тематические переклички, близость эстетических концепций, развитие сходных принципов художественного творчества, а также роль писателей в формировании дальнейшего направления движения русской литературы — все это позволяет говорить о «Тройчатке» Пушкина, Гоголя и Одоевского как о реальном феномене. Именно эти три писателя заложили основу русского прозаического творчества, представив в своем художественном наследии образцы новых жанров и форм, поставив проблему ответственности человека за свою судьбу и судьбу мира. Решение этих вопросов идет в непрерывном творческом диалоге на разных уровнях, «притяжение-отталкивание» друг к другу формирует уникальное пространство феномена, проявившегося в замысле альманаха «Тройчатка», феномена глубокого сопряжения философско-эстетических концепций трех ведущих писателей эпохи.
История вопроса
Феномен «Тройчатки» как таковой в исследовательской литературе не становился предметом специального анализа. Одно из наиболее полных исследований этого вопроса - работа С. А. Фомичева «Праздник жизни: этюды о Пушкине»1, где дана гипотеза о возможном составе нереализованном «Тройчатки», описаны возможные причины неудачи замысла. Кроме того, элементы реконструкции замысла встречаются в исследовании П. Н. Сакулина «Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель» , реконструкция строится на материале рукописей Одоевского; а также в книге М. А. Турьян «Странная моя судьба: о
0 жизни В. Ф. Одоевского» , где акцент делается на характеристике причин возникновения замысла у Гоголя и Одоевского и попытке реконструкции причин отказа Пушкина от участия в альманахе. В целом, история и характер творческих связей трех писателей в литературоведческой традиции рассматривается в двух основных аспектах.
С одной стороны, работы строятся, в основном, на материале творчества одного писателя, произведения других привлекаются для
1 См.: Фомичев С. А. Праздник жизни: Этюды о Пушкине. СПб, 1995. С. 194 - 208.
2См.: Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель. Т.1. 4.2. М., 1913. С. 336-337
3 См. об этом: Турьян М. А. Странная моя судьба: О жизни В. Ф. Одоевского. М., 1991. С. 214-220. 6 описания литературного контекста. В первую очередь это касается анализа поэтики произведений, стилистики текстов, принципов нарративной организации, идейно-эстетических концепций. Данное направление ' представлено широким спектром литературоведческих работ, начиная от статьи В. Г. Белинского «О русской повести и повестях Гоголя», описывает «полный круг истории русской повести»4 - произведения Марлинского, Одоевского, Погодина, Полевого, Павлова, - и сравнивает с ними тексты Гоголя, подчеркивая их принципиальное отличие от названных писателей, но, в то же время, вписывая Гоголя в общее движение русской литературы.
Сопоставление творчества трех писателей делается, в первую очередь, на материале повестей начала 1830-х годов, в качестве примера могут быть
S (л 1 названы работы Ф. 3. Кануновой , А. С. Янушкевича , М. А. Турьян , С. Г. Бочарова8, Н. Н. Петруниной9, В. С. Киселева10 и других.
С другой стороны, специфика творческих взаимоотношений трех писателей раскрывается при характеристике литературного процесса в целом, при изучении особенностей журнальной деятельности, цензурной политики, анализе особенностей издательских стратегий редакторов альманахов и журналов - в первую очередь, предметом исследования становится совместная деятельность А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, В. Ф. Одоевского в журнале «Современник». В качестве примера можно
4 Белинский В. Г. О русской повести и повестях Гоголя («Арабески» и «Миргород») // Белинский В. Г. Поли, собр. соч. Т. 1. М., 1953. С. 283.
5 Канунова Ф. 3. Эстетика русской романтической повести: А. А. Бестужев-Марлинский и романтики-беллетристы 20-30-х годов XIX века. - Томск, 1973. - 307 с
6 Янушкевич А. С. Особенности прозаического цикла 30-х годов и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя: автореф. дис. . канд. филол. наук. Томск, 1971. 24 е.; Янушкевич А. С. Русский прозаический цикл: нарратив, автор, читатель // Русская повесть как форма времени: Сб. статей / Отв. ред. А. С. Янушкевич - Томск, 2002. - С. 97-107.
7 Турьян М. А. Из историй взаимоотношений А. С. Пушкина и В. Ф. Одоевского // Пушкин. Исследования и материалы. Т. 11. Л., 1983. С. 174-191.
8 Фомичев С. А. Праздник жизни: Этюды о Пушкине. - СПб., 1995.-312 с.
9 Петрунина Н. Н., Фридлендер Г. М. Пушкин и Гоголь в 1831-1836 годах // Пушкин. Исследования и материалы. Т. 6. Л., 1969. С. 197-228.
10 Киселев В. С. Метатекстовые повествовательные структуры в русской прозе конца XVIII — первой половины XIX века. - Томск, 2006. - 542 с.
11 l'' назвать исследования В. Э. Вацуро и М. И. Гиллельсона , А. И. Рейтблата
Т. С. Грица13, Т. Б. Фрик14.
В целом, феномен творческого взаимодействия А. С. Пушкина,
Н. В. Гоголя и В.Ф.Одоевского в историко-литературном процессе 1830х годов не был подробно изучен в научной литературе до сих пор, не проведено комплексное исследование, подробно описывающее особенности творческих и личных взаимоотношений трех выдающихся писателей эпохи.
Недостаточная глубина исследованности феномена «Тройчатки» Пушкина,
Гоголя и Одоевского в данном аспекте и определяет актуальность работы, научная новизна которой состоит в новом подходе к осмыслению феномена
Тройчатки»: в центре внимания - не реконструкция возможного состава несостоявшегося альманаха как факта истории литературы, а изучение его как особой тенденции в литературном процессе 1830-х годов - тенденции к консолидации писателей пушкинского круга в решении ключевых проблем и выработки концепции развития русского искусства и культуры.
Объект исследования
Творческое взаимодействие Пушкина, Гоголя и Одоевского в литературном процессе 1830-х годов. Цель исследования
Рассмотрение феномена «Тройчатки» как проявления особого типа творческого взаимодействия трех выдающихся художников слова в 1830-е годы.
Задачи исследования
1) Исследование особенностей личного и творческого общения Пушкина, Гоголя и Одоевского и их позиций в литературном процессе
11 Вацуро В. Э., Гиллельсон М. И. Сквозь «умственные плотины»: очерки о книгах и прессе пушкинской поры. 2-е изд., доп. М., 1986. 381 е.; Гиллельсон М.И. Молодой Пушкин и арзамасское братство. Л., 1974. 226 е.; Гиллельсон М. И. От арзамасского братства к пушкинскому кругу писателей.Д, 1977. 198 с.
12 Рейтблат А. И. Как Пушкин вышел в гении. Историко-социологические очерки о книжной культуре Пушкинской эпохи. М., 2001. С. 77-78.
13 Гриц Т., Тренин В. Никитин М. «Словесность и коммерция (Книжная лавка А. Ф. Смирдина)» / под ред. В. Б. Шкловского и Б. М. Эйхенбаума. М., 2001. 304 с.
14 См. об этом: Фрик Т.Б. «Современник» А.С. Пушкина как единый текст: дис. . канд. филол. наук. Томск, 2006. С. 80-111. эпохи: обращение к архивному материалу, изучение воспоминаний современников, собственного эпистолярного и публицистического наследия А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и В. Ф. Одоевского, а также обращение к истории их работы в составе редакции «Современника»: распределение ролей в издательском процессе, материал, представленный в журнале.
2) Исследование замысла несостоявшегося альманаха как основы для выделения феномена «Тройчатки»: выстраивание предполагаемого состава, варианты текстов, причины неудачи.
3) Изучение специфики реализации творческого взаимодействия А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и В. Ф. Одоевского в художественном творчестве: анализ «несобранных тройчаток» в творческой биографии писателей, разработка типологии, анализ текстов
Материал исследования
Творческое наследие А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и В. Ф. Одоевского: художественные произведения, критические статьи, переписка, мемуарно-биографические материалы, воспоминания современников, материалы журналов и альманахов 1820-30-х годов.
Методика исследования:
Комплексный подход, объединяющий сравнительно-типологический, структурный, семиотический, историко-литературный анализ текстов с элементами рецептивной эстетики — на материале работ М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, В. Э. Вацуро, А. Н. Веселовского, Ю. В. Манна, В. Н. Топорова, А. В. Михайлова; трудов современного пушкиноведения (С. Г. Бочаров, Ю. Н. Чумаков), гоголеведения (М. Н. Виролайнен, В. Ш. Кривонос, С. А. Гончаров, М. Вайскопф, Е. И. Анненкова, В. В. Прозоров, Г. П. Макогоненко) и исследователей в области циклообразования и поэтики жанров (М. Н. Дарвин, В. И. Тюпа, Л. Б. Ляпина, А. С. Янушкевич, В. С. Киселев, Т. Б. Фрик и др.)
Теоретическая значимость работы
Полученные результаты позволяют прояснить и конкретизировать особенности историко-литературного процесса 1830-х годов, выявить специфику творческого взаимодействия А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и В. Ф. Одоевского: сходство и различие их идейно-эстетических установок, влияние и вклад каждого в развитие русской литературы и формирование читательской аудитории, в становление русской критики и журналистики.
Практическая значимость работы
Результаты исследования могут быть использованы при подготовке курсов по истории русской литературы, критики и журналистики первой трети 19 века, при изучении творческого наследия А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и В. Ф. Одоевского; в издательской практике публикации текстов русских писателей; при культурологическом анализе событий первой трети 19 века.
Положения, выносимые на защиту
1. В историко-литературном процессе 1830-х годов имена А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и В. Ф. Одоевского сопрягаются в восприятии критиков и читателей не случайно: самоощущение и восприятие их как некоторого творческого союза обусловлено, во-первых, близостью идейно-эстетических установок, общностью направления их творческой эволюции (при всем различии художественных индивидуальностей), значимостью в литературной жизни эпохи.
2. Нереализованный замысел совместного альманаха «Тройчатка» проявил и обозначил своеобразную философию и эстетику реализованного взаимоотношения трех творческих индивидуальностей в русском историко-литературном процессе 1830-х годов. Это взаимодействие реализуется на трех уровнях:
• В критических статьях писателей конца 1820-х — начала 1830-х годов формируется новая концепция русской литературы, на основе идей гуманизма, нравственности, ответственности творца перед публикой, подчеркивается ведущая роль художника в воспитании и просвещении общества на примере высоких идеалов, пропагандируемых им в произведениях. В центре внимания литературы — человек и взаимоотношения с миром, различные способы строения собственной судьбы, поиск героя времени.
• В художественных текстах, посвященных эстетическим проблемам, Пушкин, Гоголь и Одоевский непосредственно в ткани текста реализуют выдвинутую им концепцию литературы, раскрывая сложный комплекс взаимоотношений художника и власти, художника и общества, гения и посредственности в эпоху профессионализации писательского труда и перехода к рыночной системе отношений.
• Проблема человека и его судьбы осмысляется не только в образе художника, но расширяется до вопроса о самостоянии в мире личности как таковой, о способности человека вступить в поединок с судьбой, сохранив при этом собственное достоинство, честь и нравственные идеалы.
3. Изучение всего комплекса художественного, эпистолярного и публицистического наследия трех писателей, а также материалов журналистики и критики 1830-х годов позволяет говорить о том, что «Тройчатка» все-таки была реализована: не как непосредственный факт истории литературы, а как феномен особого «притяжения-отталкивания» (термин М.А. Турьян), концептуального и идеологического взаимодействия трех выдающихся художников эпохи, оказавших наиболее значительное влияние на становление новой русской прозы, новой системы взаимоотношений писателя и читателя в литературном процессе, на профессионализацию писательского труда и формирование ключевых понятий и принципов критики и журналистики.
4. Эта реализация происходит в виде «несобранных тройчаток» -особой совокупности произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и В. Ф. Одоевского, не объединенных под одной обложкой, не созданных специально в результате договоренности, однако представляющих собой некоторое концептуальное единство (тематическое, посвященное одному комплексу проблем, или жанрово-структурное, выделяемое по сходству принципов нарративной организации текста), которое может быть названо своеобразной реализацией замысла совместного альманаха «Тройчатка» -реализацией не в виде общего издания, а в особой форме творческого диалога писателей в 1830-е годы. При этом термин «тройчатка» не означает обязательное объединение именно трех произведений в рамках такого микроцикла - на первый план выходит соединение текстов трех писателей, уникальное взаимодействие в литературном процессе, выделяющее их как особую творческую группу
Структура работы:
Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка использованных источников и литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Метатекстовые повествовательные структуры в русской прозе конца XVIII - первой трети XIX века2006 год, доктор филологических наук Киселев, Виталий Сергеевич
Литературная позиция О.И. Сенковского в 1830-х гг.: на материале повестей, подписанных псевдонимом А. Белкин2010 год, кандидат филологических наук Назарова, Нина Владимировна
В.Ф. Одоевский - теоретик и практик печати и цензуры 1830-1840-х гг.2004 год, кандидат филологических наук Паршукова, Надежда Алексеевна
В.Ф. Одоевский в истории книжной культуры России: 1820-е - 1860-е гг.2010 год, кандидат исторических наук Вишневская, Евгения Эдуардовна
Мотив "живого портрета" в повести Н.В. Гоголя "портрет": текст и контекст2011 год, кандидат филологических наук Баль, Вера Юрьевна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Генина, Нинель Евгеньевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творческое наследие А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и В.Ф. Одоевского, особенно произведения 1830-х годов, представляет собой уникальный пример «притяжения - отталкивания» трех выдающихся писателей, принадлежащих одной литературной среде, исследующих один и тот же круг проблем, во многом сходных в эстетических установках, но в то же время создавших совершенно разные образцы художественной прозы. Исследование особенностей их творческого диалога показывает, что в процессе взаимодействия каждый писатель четче определяет собственную уникальную творческую манеру, обогащает свое творчество использованием художественных открытий другого.
С одной стороны, Гоголь и Одоевский следуют за Пушкиным как ученики, считающие творения учителя образцом. Так, Гоголь просит Пушкина править его тексты, Одоевский «по упреку Пушкина» пытается «быть более пластическим»295. С другой стороны, оба писателя^ активно переосмысляют художественные открытия Пушкина, продолжая двигаться каждый своим путем, и уже Пушкин, используя их приемы поэтики, вступает в соревнование с учениками. Примером можно назвать «Пиковую даму»296, «Египетские ночи» как своеобразный ответ на «Импровизатора».
Феномен «Тройчатки» сложен для исследования, в первую очередь, своей неопределенностью. Невозможность полной реконструкции замысла несостоявшегося альманаха обусловлена, прежде всего, отсутствием документальных свидетельств, за исключением письма Одоевского Пушкина с примерным проектом издания и ответного письма Пушкина с отказом от участия в альманахе.
Однако главная задача исследования состояла не в реконструировании проекта альманаха как такового, а в определении самой возможности и
295 Одоевский В. Ф. О литературе и искусстве/ Вступит, статья, составл. и коммент. В. И. Сахарова. М., 1982. С. 103.
296 См. об этом § 4 Главы 1, гипотеза С. А. Фомичева о возможном составе «Тройчатки». закономерности его возникновения на основе творческих и личных контактов трех писателей.
Как было показано, в произведениях Пушкина, Гоголя и Одоевского первой половины 1830-х можно найти множество точек соприкосновения, как на смысловом уровне, в тематической близости текстов, так и на уровне формальной организации повествования, вплоть до совпадения отдельных элементов словесной ткани. Во многом, это обусловлено единством литературной среды, в которой существуют писатели, общим кругом наиболее актуальных для литературы и культуры этого времени проблем. Кроме того, в рамках литературного сообщества творческие лаборатории писателей открыты друг другу, процесс создания текста совмещается с активным обсуждением его в кругу единомышленников. К тому же использование сходных мотивов, образов и сюжетных ходов позволяет писателю подчеркнуть собственную индивидуальность, показав новое решение уже существующей темы.
В то же время, несмотря на тесные личные и творческие контакты в указанный период каждый писатель формирует собственную уникальную творческую манеру, по-своему решая актуальные вопросы эпохи. Однако в целом «Тройчатка» стала знаком объединения сил пушкинского круга писателей, в первую очередь, своеобразного центра этого круга - Пушкина, Гоголя и Одоевского - заложивших основы новых принципов организации нарратива, создания образа героя, выстраивания системы взаимодействий героя и времени в формирующейся русской прозе.
Замысел альманаха нашел своеобразное воплощение в творчестве писателей. С одной стороны, их тексты организуют особые «несобранные тройчатки», сплетаясь в единое смысловое целое, пусть и без объединения под одной обложкой по воле авторов. С другой стороны, участники «Тройчатки» сформировали ядро редакции пушкинского «Современника», воплотив тем самым идею совместного проекта не в альманахе, а в журнале.
Постановка проблемы «Тройчатки», как воплощения тенденции к ансамблевости и сотворчеству, открывает перспективы для дальнейшего исследования феномена творческих союзов в литературе.
Сам материал «Тройчатки» дает материал для продолжения работы в следующих направлениях:
1. Изучение дальнейшего развития данного феномена в контексте следующей литературной эпохи - после гибели Пушкина. Непосредственный диалог прерывается: Пушкина нет в живых, Гоголь уезжает за границу -однако творческое взаимодействие в литературном процессе продолжается, художественные открытия каждого из писателей не перестают быть объектом рефлексии остальных.
2. «Тройчатка» стала воплощением идей пушкинского направления в литературе — и с этой точки зрения интересным было бы проанализировать характер взаимодействия писателей «Тройчатки» с другими художниками пушкинского круга, немыслимого без имен В. А. Жуковского, П. А. Вяземского и других.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ
ОР РНБ - Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, г. Санкт-Петербург;
РО ИРЛИ - Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинского Дома), г. Санкт-Петербург;
ГБЛ - Государственная библиотека имени В.И. Ленина, г. Москва.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Генина, Нинель Евгеньевна, 2010 год
1. Гоголь Н. В. Арабески / Н. В. Гоголь ; подг. текстов, послесл., примеч. П. Паламарчука. — М. : Мол. гвардия, 1990. -429 с.
2. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений и писем : в 23 т. / Н. В. Гоголь. М. : Наследие, 2001. - Т. 1. - 920 с.
3. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений : в 14. т. / Н. В. Гоголь ; гл. ред. Н. Л. Мещеряков. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1937-1952. - Т. 3, Т. 5, Т. 8, Т. 10, Т. 11.
4. Одоевский В. Ф. О литературе и искусстве / В. Ф. Одоевский. -М. : Современник, 1982. 221 с.
5. Одоевский В. Ф. Пестрые сказки / В. Ф. Одоевский.- СПб. : Наука, 1996.-205 с.
6. Одоевский В. Ф. Повести и рассказы / В. Ф. Одоевский. М. : Гослитиздат, 1959. - 495 с.
7. Одоевский В. Ф. Повести и рассказы / В. Ф. Одоевский ; вступ. ст., сост. и примеч. А. Немзера. -М. : Худож. лит., 1988. 382 с.
8. Одоевский В. Ф. Русские ночи / В. Ф. Одоевский. Л. : Наука, 1975.-320 с.
9. Одоевский В. Ф. Сочинения : в 2 т. / В. Ф. Одоевский ; сост., коммент. В. И. Сахарова. М. : Худож. лит., 1981. - Т. 2 : Повести. - 365 с.
10. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений : в 10 т. / А. С. Пушкин. Л. : Наука, 1977. - Т. 2-4.
11. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений : в 19 т. / А. С. Пушкин. М. : Воскресенье, 1996. - Т. 15. - 418 с.
12. Сенковский О. И. Сочинения Барона Брамбеуса / О. И. Сенковский ; сост., вступ. ст. и примеч. В. А. Кошелева, А. Е. Новикова. -М. : Сов. Россия, 1989. 496 с.
13. Мемуарно-биографическая и критическая литература, архивные материалы, публицистика
14. А.С. Пушкин критик / сост. Е. Н. Лебедев, В. С. Лысенко ; примеч. В. С. Лысенко. - М. : Сов. Россия, 1987. - 672 с.
15. Анненский И. Ф. О формах фантастического у Гоголя // Книги отражений / И. Ф. Анненский. М., 1979. - 675 с.
16. Белинский В. Г. О русской повести и повестях Гоголя («Арабески» и «Миргород») // Полное собрание сочинений : в 13 т. / В. Г. Белинский. М., 1953.-Т. 1. - С. 259-307.
17. Белинский В. Г. Сочинения князя В.Ф. Одоевского // Полное собрание сочинений : в 13 т. / В. Г. Белинский. М., 1955. - Т. 8. - С. 297323.
18. Библиотека для чтения : журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод. Издание книгопродавца Александра Смирдина. СПб. : Тип. Изд. Смирдина, 1836. - Т. 15, 16.
19. В память о князе В.Ф. Одоевском. Заседание Общества любителей российской словесности. 13 апреля 1869 года. — М. : Тип. «Русского», 1869. 120 с.
20. Взгляд на кабинеты журналов и политические их отношения между собою // Московский вестник. 1830. -Ч. 2, № 8. - С. 383-389.
21. Взгляд на кабинеты журналов и политические их отношения между собою // Московский вестник. 1830. - Ч. 2, № 9. - С. 85-92.
22. Винокурова И. Князь Одоевский феномен русской культуры // Юность. - 2004. - № 5. - С. 68-69.
23. Вяземский П. П. А.С. Пушкин (1816-1837). По документам Остафьевского архива и личным воспоминаниям // Русский архив. 1884. -Кн. 2, №4. - с. 420-421.
24. Голубева О. Д. В.Ф. Одоевский. / О. Д. Голубева. СПб. : Изд-во Рос. нац. б-ки, 1995.- 192 с.
25. Григорьев А. А. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина // Искусство и нравственность / А. А. Григорьев. М., 1986. - С. 70-228.
26. Григорьев А. А. Эстетика и критика / А. А. Григорьев. М. : Искусство, 1980.-495 с.
27. Гриц Т. Словесность и коммерция (Книжная лавка
28. A. Ф. Смирдина) / Т. Гриц, В. Тренин, М. Никитин ; под ред.
29. B. Б. Шкловского, Б. М. Эйхенбаума. М. : Федерация, 2001. — 304 с.
30. Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками / сост., вступ. очерки и примеч. В. В. Кунина. — М. : Правда, 1987. — Т. 2. : Переписка; воспоминания; дневники. 702 с.
31. Каверин В. А. Барон Брамбеус: история Осипа Сенковского, журналиста, редактора «Библиотеки для чтения» / В. А. Каверин. М. : Наука, 1966.-237 с.
32. Клейменова Р. Н. Книжная Москва первой половины XIX века / Р. Н. Клейменова. М. : Наука, 1991.-240 с.
33. Кошелев В. А. «.Закусившая удила насмешка» / В. А. Кошелев, А. Е. Новиков // Сочинения Барона Брамбеуса / О. Сенковский. М., 1989.1. C.3-22.
34. Кулиш П. А. Записки из жизни Николая Васильевича Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых, и из его собственных писем / П. А. Кулиш ; вступ. ст. и коммент. И. А. Виноградова. М. : ИМЛИ РАН, 2003. -702 с.
35. Литературная газета, издаваемая бароном Дельвигом. — СПб. Тип. К. Крайя, 1830-1831.-Т. 1-3.
36. Лотман Ю. М. Пушкин / Ю. М. Лотман. СПб. : Искусство, 1999. - 847 с.
37. Максимович М. А. Письма В.Ф. Одоевскому // ОР РНБ. Ф. 539. -Он. 2. — №. 729.
38. Манн Ю. В. Гоголь. Труды и дни : 1809 1845 / Ю. В. Манн. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 813 с.
39. Мельгунов Н. А. Письма В. Ф. Одоевскому // ОР РНБ. Ф. 539. -Оп. 2. - №. 758.
40. Мережковский Д. С. Гоголь и черт // В тихом омуте : ст. и исследования разных лет / Д. С. Мережковский. — М., 1991. — С. 213-309.
41. Надеждин Н. И. «Новоселье» // Литературная критика. Эстетика / Н. И. Надеждин. М., 1972. - С. 337-345.
42. Никитенко А. В. Записки и дневник : в 3 т. / А. В. Никитенко. -М. : Захаров, 2005. Т. 1. - 640 с.
43. Одоевский В. Ф. О литературе и искусстве / В. Ф. Одоевский ; вступ. ст., сост. и коммент. В. И. Сахарова. -М. : Современник, 1982. 205 с.
44. Переписка Н.В. Гоголя : в 2 т. / сост. и коммент. А. А. Карпова, М. Н. Виролайнен. М. : Худож. лит, 1988. - Т. 2. - 526 с.
45. Переписка Н.В. Гоголя : в 2 т. / сост. и коммент. А. А. Карпова, М. Н. Виролайнен. М. : Худож. лит., 1988. - Т. 1. - 479 с.
46. Погодин М. П. Воспоминание о князе В.Ф. Одоевском // Последний квартет Бетховена : повести, рассказы, очерки. Одоевский в жизни / В. Ф. Одоевский ; сост., вступ. ст., примеч. В. Муравьева. М., 1987. -С. 321-326.
47. Проскурин О. Литературные скандалы пушкинской эпохи / О. Проскурин. М.: ОГИ, 2000. - 368 с.
48. Северная Пчела : газета политическая и литературная. СПб., 1836.-№ 98 (1 мая). - С. 1-4.
49. Современная библиография. Книги 1830 года // Московский телеграф. 1830.-Ч. 31, № 1-4.- С. 355-356.
50. Современник. Литературный журнал, издаваемый Александром Пушкиным. -М. : Книга, 1987. Т. 1-4.
51. Сумцов Н. Ф. Князь В.Ф. Одоевский / Н. Ф. Сумцов. Харьков : тип. М. Зильберберга, 1884. - 63 с.
52. Одоевский В Ф. // ОР РНБ. Ф. 539. - On. 1. - №. 3
53. Одоевский В. Ф. // ОР РНБ. Ф. 539. - On. 1. - №. 4.
54. Одоевский В. Ф. // ОР РНБ. Ф. 539. - On. 1. - №. 10
55. Одоевский В. Ф. // ОР РНБ. Ф. 539. - On. 1. - №. 20
56. Одоевский В. Ф. // ОР РНБ. Ф. 539. - On. 1. - № 80.
57. Одоевский В. Ф. // ОР РНБ. Ф. 539. - Оп. 2. - №. 100
58. Одоевский В. Ф. // ОР РНБ. Ф. 539. - Оп. 2. - №. 105
59. Одоевский В. Ф. // РО ИРЛИ. Ф. 392. - № 1.
60. Одоевский В. Ф. // РО ИРЛИ. Ф. 392. - № 10,
61. Одоевский В. Ф. // РО ИРЛИ. Ф. 392. - № 11
62. Сакулин П. Н. // РО ИРЛИ. Ф. 272. - On. 1. - №92.
63. Сакулин П. Н. // РО ИРЛИ. Ф. 272. - On. 1. - №87.
64. Храпченко М. Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величиеписателя / М. Б. Храпченко. М. : Современник, 1984. - 653 с.
65. Шевырев С. В. Письма В.Ф. Одоевскому // ОР РНБ. Ф. 539. -Оп. 2. — №. 1168.
66. Энгельгардт Н. А. Очерк развития русской цензуры в связи с развитием печати. 1703-1903 / Н. А. Энгельгардт. СПб. : Изд. А. С. Суворина, 1904.-389 с.
67. Общетеоретическая литература
68. Барт Р. Избранные работы: семиотика, поэтика : пер. с фр. / Р. Барт ; сост, общ. ред. и вступ. ст. Г. К Косикова. М. : Прогресс : Универс : Рея, 1994.-615 с.
69. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. — 4-е. изд.-М. : Сов. Россия, 1979.-316 с.
70. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин ; сост. С. Г. Бочаров. М. : Искусство, 1979. - 421 с.
71. Березина В. Г. Русская журналистика второй четверти XIX века (1826-1839 годы) / В. Г. Березина. JI. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1965. - 102 с.
72. Березкина С. В. А. А. Орлов и антибулгаринская борьба 18301833 годов // Временник Пушкинской комиссии. — Л., 1987. Вып. 21. - С. 181-185.
73. Борзова Л. П. Повесть о художнике в русской прозе 30-х годов XIX века : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.01.01 / Л. П. Борзова. -Саратов, 1999.-20 с.
74. Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина : очерки / С. Г. Бочаров. М. : Наука, 1974.-207 с.
75. Бушмин А. С. Преемственность в развитии литературы : монография / А. С. Бушмин. 2-е изд., доп. - Л. : Худож. лит., 1978. - 224 с.
76. В.-Г. Вакенродер и русская литература первой трети XIX века / под ред. И. В. Карташовой. Тверь : ТГУ, 1995. - 95 с.
77. Вацуро В. Э. «Великий меланхолик» в «Путешествии из Москвы в Петербург» // Временник Пушкинской комиссии 1974 г. Л., 1977. - С. 4364.
78. Вацуро В. Э. Письма Андрея Тургенева к Жуковскому / В. Э. Вацуро, М. Н. Виролайнен // Жуковский и русская культура : сб. науч. тр.-Л., 1987.-502 с.
79. Вацуро В. Э. Сквозь «умственные плотины»: очерки о книгах и прессе пушкинской поры / В. Э. Вацуро, М. И. Гиллельсон. — 2-е изд., доп. -М. -.Книга, 1986.- 381 с.
80. Веселовский А. Н. Избранное. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. М. : РОССПЭН, 2006. - 688 с.
81. Виноградов В. В. Избранные труды. Поэтика русской литературы / В. В. Виноградов. М. : Наука, 1976. - 510 с.
82. Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения : пер. с англ. / Ф. Гартман. М. : Новый Акрополь, 1997. - 288 с.
83. Гиллельсон М. И. Молодой Пушкин и арзамасское братство / М. И. Гиллельсон. JI. : Наука, 1974. - 226 с.
84. Гиллельсон М. И. От арзамасского братства к пушкинскому кругу писателей / М. И. Гиллельсон. Л. : Наука, 1977. - 198 с.
85. Гиппиус В. В. Пушкин в борьбе с Булгариным в 1830—1831 гг // Временник Пушкинской комиссии. М.; Л., 1941. - Вып. 6. - С. 235-255.
86. Грибкова Е. М. Литературный салон XIX века // Русская словесность. 2007. - № 4. - С. 14-18.
87. Гукасова А. Г. Болдинский период в творчестве А. С. Пушкина / А. Г. Гукасова. -М. : Просвещение, 1973. 301 с.
88. Гуревич А. М. Тема маленького человека у Пушкина и ее романтический подтекст // Известия Академии наук СССР. Сер. литературы и языка. 1983. - Т. 42, № 5. С. 433-443.
89. Еремеев А. Э. Русская философская проза (1820-1830-е годы) / А. Э. Еремеев. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1989. — 192 с.
90. Жирмунский В. М. Гете в русской литературе / В. М. Жирмунский. Л. : Наука, 1982. - 568 с.
91. Измайлов Н. В. Очерки творчества Пушкина / Н. В. Измайлов. -Л. : Наука, 1976.-340 с.
92. Историческая поэтика: итоги и перспективы изучения / Акад. наук СССР, Ин-т мировой лит. М. : Наука, 1986. - 335 с.
93. Канунова Ф. 3. Повесть как литературный жанр (к формированию теории жанра в русской литературе первой трети XIX века) // Проблемы метода и жанра. Томск, 1976. - Вып. 3. - С. 3-17.
94. Канунова Ф. 3. Эстетика русской романтической повести: А.А. Бестужев-Марлинский и романтики-беллетристы 20-30-х годов XIX века / Ф. 3. Канунова. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1973. - 307 с.
95. Кардаш Е. В. Повесть В. П. Титова «Уединенный домик на Васильевском» // Пушкин и его современники : сб. науч. тр. / под ред. Е. О. Ларионовой, О. С. Муравьевой. СПб., 2009. - Вып. 5. - С. 373-390.
96. Карпов А. А. «Повести Белкина» и мотив «книжного сознания» в русской литературе конца XVIII первой трети XIX века // Iberica : к 4000-летию романа Сервантеса «Дон-Кихот» : сб. ст. - СПб., 2005. - С. 90-105.
97. Киселев В. С. Метатекстовые повествовательные структуры в русской прозе конца XVIII первой половины XIX века / В. С. Киселев. -Томск : Том. гос. ун-т, 2006. - 542 с.
98. Кузнецов И. В. Коммуникативная стратегия притчи в русских повестях XVII-XIX вв. / И. В. Кузнецов. Новосибирск : НИПКиПРО, 2003. -168 с.
99. Кулишкина О. Н. Романтическая философия искусства и русская проза первой половины XIX века : учеб. пособие / О. Н. Кулишкина. -Кемерово : КГУ, 1995. 109 с.
100. Курганов Е. Анекдот как жанр / Е. Курганов. СПб. : Акад. Проект, 1997. - 123 с.
101. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века) / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство-СПб, 1994. - 339 с.
102. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров : Человек текст -семиосфера - история / Ю. М. Лотман. - М. : Яз. рус. культуры, 1999. - 464 с.
103. Лотман Ю. М. История и типология русской культуры / Ю. М. Лотман. СПб. : Искусство-СПБ, 2002. - 768 с.
104. Лотман Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. М. : Гнозис : Прогресс, 1992.-272 с.
105. Лотман Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. СПб. : Искусство-СПБ, 2000. - 704 с.
106. Лотман Ю. М. Тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века // Ученые записки Тартуского государственного университета. 1975. — Вып. 365, сб. 7 : Труды по знаковым системам. — С. 120-143.
107. Лотман Ю. М. Успенский Б.А. Миф имя - культура // Избранные статьи : в 3 т. / Ю. М. Лотман. — Таллин, 1992. — Т. 1. — С. 59-74.
108. Ляпина Л. Е. Лирический цикл в русской поэзии 1840-х годов : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.01.01 / Л. Е. Ляпина. — Л., 1977. — 12 с.
109. Майофис М. Л. «Воззвание к Европе: литературное общество «Арзамас» и российский модернизационный проект 1815-1818 годов» / М. Л. Майофис. — М. : Новое лит. обозрение, 2008. — 799 с.
110. Манн Ю. В. Русская философская эстетика / Ю. В. Манн. М. : Искусство, 1969. - 304 с.
111. Маркович В. М. Тема искусства в русской прозе эпохи романтизма // Искусство и художник в русской прозе первой половины XIX века : сб. произведений / сост. и авт. коммент. А. А. Карпов ; авт. вступ. ст. В. М. Маркович. Л., 1989. - С. 5-42.
112. Марченко М. А. Быт и нравы пушкинского времени / М. А. Марченко. СПб. : Азбука-Классика, 2005. - 432 с.
113. Мелетинский Е. М. Трансформации архетипов в русской классической литературе (Космос и Хаос, герой и антигерой) // Литературные архетипы и универсалии / под ред. Е. М. Мелетинского. М., 2001.-С. 150-225.
114. Михайлов А. В. Обратный перевод: русская и западноевропейская культура: проблемы взаимосвязей / А. В. Михайлов ; сост., подг. текста и коммент. Д. Р. Петрова, С. Ю. Хурумова. М. : Яз. рус. культуры, 2000. - 852 с.
115. Михайлов В. Н. Роль ономастической лексики в структурно-семантической организации художественного текста // Русская ономастика : сб. науч. тр. / отв. ред. Ю. А. Карпенко. Одесса, 1984. - С. 101-109.
116. Морозов В. Д. Очерки по истории русской критики второй половины 20-30 годов XIX века / В. Д. Морозов. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1979.-306 с.
117. Новые безделки : сб. ст. к 60-летию В. Э. Вацуро / ред. С. И. Панов ; сост. Е. О. Ларионова. М. : Новое лит. обозрение, 1995-1996. — 496 с.
118. Очерки по истории русской журналистики и критики. — Л. : Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1950. Т. 1 : XVIII век и первая половина XIX века. -604 с.
119. Пропп В. Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки : собр. тр. / В. Я. Пропп ; ред. Г. Н. Шелогурова ; коммент. Е. М. Мелетинского, А. В. Рафаевой. М. : Лабиринт, 1998. - 512 с.
120. Пушкин и его современники : сб. науч. тр. / под ред. Е. О. Ларионовой, О. С. Муравьевой. СПб. : Нестор-История, 2009. - Вып. 5.-448 с.
121. Ратникова И. Э. Имя собственное: от культурной семантики к языковой / И. Э. Ратникова. Минск : БГУ, 2003. - 214 с.
122. Рейтблат А. И. Как Пушкин вышел в гении. Историко-социологические очерки о книжной культуре пушкинской эпохи /
123. A. И. Рейтблат. -М.: Новое лит. обозрение, 2001. 328 с.
124. Русская повесть XIX века: история и проблематика жанра / под ред. Б. С. Мейлаха. JI. : Наука, 1973. - 565 с.
125. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века : в 2 т. — М. : Искусство, 1974. Т. 2. - 647 с.
126. Сахаров В. И. «.Предвижу большой талант» (В. Ф. Одоевский и Гоголь) // Русская проза XVIII-XIX веков. Проблемы истории и поэтики. Очерки / В. И. Сахаров. М., 2002. - С. 83-97.
127. Сахаров В. И. Страницы русского романтизма : кн. ст. /
128. B. И. Сахаров. М. : Сов. Россия, 1988. - 352 с.
129. Селезнев М. Б. Литературная репутация Ф. В. Булгарина в литературно-эстетических дискуссиях 1820-1840-х годов : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.01.01 / М. Б. Селезнев. Магнитогорск, 2008. - 26 с.
130. Теория литературы : в 4 т. М. : Наследие, 2001. - Т. 4 : Литературный процесс. - 616 с.
131. Теория литературы : учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений : в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2004. - Т. 1 : Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. — 512 с.
132. Толстой Н. И. Имя в контексте народной культуры / Н. И. Толстой, С. М. Толстая // Язык о языке : сб. ст. / под общ. рук. и ред. Н. Д. Арутюновой. М., 2000. - С. 597-624.
133. Топоров В. Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (введение в тему) // Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического : избранное / В. Н. Топоров. М., 1995. - С. 259-367.
134. Тюпа В. И. Анализ художественного текста / В. И. Тюпа. М. : Академия, 2008. - 331 с.
135. Флоренский П. А. Имена // Сочинения : в 4 т. / П. А. Флоренский. М., 1999. - Т. 3 (2). - С. 169-359.
136. Фомичев С. А. Праздник жизни: этюды о Пушкине / С. А. Фомичев. СПб.: Наука, 1995. - 312 с.
137. Фридлендер Г. М. Литература в движении времени: историко-литературные и теоретические очерки / Г. М. Фридлендер. М. : Современник, 1983. - 300 с.
138. Фрик Т. Б. «Современник» А.С. Пушкина как единый текст : дис. . канд. филол. наук : 10.01.01 / Т. Б. Фрик. Томск, 2006. - 243 с.
139. Фрик Т. Б. «Современник» А.С. Пушкина как единый текст : монография / Т. Б. Фрик. Томск : Изд-во Том. политехи, ун-та, 2009. -192 с.
140. Хейзинга Й. Homo Ludens : ст. по истории культуры / И. Хейзинга ; пер., сост. и авт. вступ. ст. Д. В. Сильвестрова ; коммент. Д. Э. Харитоновича. -М. : Прогресс-Традиция, 1997. -416 с.
141. Циклизация литературных произведений. Системность и целостность : межвуз. сб. науч. тр. Кемерово : Изд-во Кемеров. гос. ун-та, 1994.- 106 с.
142. Чаша Гермеса: гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция / сост., авт. вступ. ст. и коммент. О. Ф. Кудрявцев. — М. : Юристь, 1996. 366 с.
143. Шевцов В. В. Карточная игра в России (конец XVI начало XX века): история игры и история общества / В. В. Шевцов ; под ред. А. Н. Жеравиной, Э. Л. Львовой. - Томск : Том. гос. ун-т, 2005. - 242 с.
144. Шеллинг Ф. В. Й. Философия искусства / Ф. В. Й. Шеллинг ; пер. с нем. П. С. Попова ; под общ. ред. М. Ф. Овсянникова. М. : Мысль, 1999. -608 с.
145. Шмид В. Нарратология / В. Шмид. М. : Яз. славян, культуры, 2003.-312 с.
146. Щербакова Г. И. Споры о зарождении русской массовой журналистики / Г. И. Щербакова. М. : Реглант, 2004. - 240 с.
147. Янушкевич А. С. В мире Жуковского / А. С. Янушкевич. М. : Наука, 2006. - 524 с.
148. Янушкевич А. С. Особенности прозаического цикла 30-х годов и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.01.01 / А. С. Янушкевич. Томск, 1971. - 24 с.
149. Янушкевич А. С. Проблема жанрово-родовых синтезов в аспекте исторической поэтики // Проблемы литературных жанров : материалы IX междунар. науч. конф., посвящ. 120-летию со дня основания Том. гос. ун-та, 8-10 дек. 1998 г. Томск, 1999. - С. 6-10.
150. Янушкевич А. С. Русский прозаический цикл: нарратив, автор, читатель // Русская повесть как форма времени : сб. ст. / отв. ред. А. С. Янушкевич. Томск, 2002. - С. 97-107.
151. Исследования, посвященные творчеству А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и В.Ф. Одоевского
152. Анненкова Е. И. Гоголь и декабристы : (творчество Н.В. Гоголя в контексте литературного движения 30-40х гг XIX в.) / Е. И. Анненкова. М. : Прометей, 1989.-172 с.
153. Барабаш Ю. «Художник петербургский!» // Вопросы литературы. — 2002. — № 1.-С. 157-205.
154. Бахтин М. М. Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура) // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М. М. Бахтин. М., 1975. - С. 484-495.
155. Белый А. Мастерство Гоголя / А. Белый. М. ; JI. : Гослитиздат, 1934.-322 с.
156. Белькинд В. С. Принцип циклизации в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина // Вопросы сюжетосложения : сб. ст. Рига, 1974. — Вып. 3. -С. 118-128.
157. Берковский Н. Я. О «Повестях Белкина» (Пушкин 30-х годов и вопросы народности и реализма) // Статьи о литературе / Н. Я. Берковский. -М., 1962.-С. 242-356.
158. Благой Д. Д. Повести Белкина («Выстрел», «Станционный смотритель») // От Кантемира до наших дней / Д. Д. Благой. М., 1973. - С. 191-212.
159. Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина : очерки / С. Г. Бочаров. М. : Наука, 1974.-205 с.
160. Бочаров С. Г. Пушкин и Белкин // Поэтика Пушкина : очерки / С. Г. Бочаров. -М., 1974. С. 127-185.
161. Букалов А. М. Пушкинская Италия: записки журналиста /
162. A. М. Букалов. СПб. : Алетейя, 2004. - 318 с.
163. Вайскопф М. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст / М. Вайскопф. М. : Радикс, 1993. - 590 с.
164. Виноградов В. В. Стиль Пушкина / В. В. Виноградов. М. : ОГИЗ, 1941.-618 с.
165. Гиппиус В. В. От Пушкина до Блока / В. В. Гиппиус. М. ; JI. : Наука, 1966.-345 с.
166. Гончаров С. А. Дефектный текст и странный персонаж гоголя в контексте русской прозы (Статья 1) // Н.В. Гоголь и славянский мир (русская и украинская рецепции). Томск, 2007. - Вып. 1. - С. 146-159.
167. Гончаров С. А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте / С. А. Гончаров. СПб. : Изд-во РГПУ, 1997. - 338 с.
168. Греков В. «Последний день Помпеи» глазами Н.В. Гоголя и
169. B.Ф. Одоевского: от разрушения «идиллии» к разрушению космоса // Гоголь как явление мировой литературы : сб. ст. по материалам междунар. науч. конф., посвящ. 150-летию со дня смерти Н.В. Гоголя / под ред. Ю. В. Манна. -М., 2003.-С. 321-326.
170. Гуковский Г. А. Реализм Гоголя / Г. А. Гуковский. — М. ; JI. : Гослитиздат, 1959. 530 с.
171. Дарвин М.Н. Мужское и женское в «Повестях Белкина» : (о некоторых особенностях построения цикла) // Сюжет и мотив в контексте традиции : сб. науч. тр. / отв. ред. Е. К. Ромодановская. Новосибирск, 1998. -С. 172-186.
172. Дарвин М. Н. Циклизация в творчестве А.С. Пушкина : опыт изучения поэтики конвергентного сознания / М. Н. Дарвин, В. И. Тюпа. Новосибирск : Наука, 2001. - 293 с.
173. Дилакторская О. Г. Фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя / О. Г. Дилакторская. — Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1986.-208 с.
174. Канунова Ф. 3. Из истории русской повести конца XVIII — первой трети XIX в. (Карамзин. Марлинский. Гоголь) : автореф. дис. . д-ра филол. наук : 10.01.01 /Ф. 3. Канунова. Томск, 1969.-43 с.
175. Канунова Ф. 3. Некоторые особенности реализма Гоголя: о соотношении реалистического и романтического начал в эстетике и творчестве писателя / Ф. 3. Канунова. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1962. -135 с.
176. Кривонос В. Ш. Повести Гоголя: пространство смысла / В. Ш. Кривонос. Самара : СГПУ, 2006. - 442 с.
177. Кривонос В. Ш. Проблема читателя в творчестве Гоголя / В. Ш. Кривонос. Воронеж : Изд-во Воронеж, ун-та, 1981. - 167 с.
178. Кривонос В. Ш. Художественная проза Гоголя и проблема реалистического повествования : автореф. дис. . д-ра филол наук : 10.01.01 / В. Ш. Кривонос. Свердловск, 1989. - 30 с.
179. Лебедева О. Б. «Я неаполитанский художник.»: личностная модификация неаполитанского мифа А. С. Пушкина в повести «Египетские ночи» // Италия в русской литературе / под ред. Н. Е. Меднис. -Новосибирск, 2007. С. 23-40.
180. Лобыцина М. В. Своеобразие русской фантастической повести 1820-1830-х годов (Н. В. Гоголь и В. Ф. Одоевский) : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.01.01 /М. В. Лобыцина. М., 1991. - 16 с.
181. Лотман Ю. М. Из наблюдений над структурными принципами раннего творчества Гоголя // Ученые записки Тартуского государственного университета. 1970. - Вып. 251, сб. 15 : Труды по русской и славянской филологии. - С. 17-45.
182. Лотман Ю. М. О «реализме» Гоголя // О русской литературе : сб. ст. / Ю. М. Лотман. СПб., 1997. - С. 694-712.
183. Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь : кн для учителя / Ю. М. Лотман. -М., 1988. С. 251-266.
184. Маймин Е. А. Владимир Одоевский и его роман «Русские ночи» // Русские ночи / В.Ф. Одоевский. Л., 1975. - С. 247-276.
185. Макогоненко Г. П. Гоголь и Пушкин / Г. П. Макогоненко. Л. : Сов. писатель, 1985. - 351 с.
186. Макогоненко Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы (1830-1833) / Г. П. Макогоненко. Л. : Худож. лит., 1974. - 374 с.
187. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя / Ю. В. Манн. 2-е изд., доп. - М. : Худож. лит., 1988. - 413 с.
188. Манн Ю. В. Фантастическое и реальное у Гоголя // Вопросы литературы. 1969. - № 9. - С. 106-125.
189. Манн Ю. В. Эволюция гоголевской фантастики // К истории русского романтизма : сб. ст. М., 1973. - С. 219-258.
190. Маркович В. М. Петербургские повести Гоголя / В. М. Маркович. Л. : Худож. лит., 1989. - 208 с.
191. Медовой М. И. Пути развития философской прозы В. Ф. Одоевского в середине 1820-1830х годов : автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.01/М. И. Медовой.-Л., 1971.-18 с.
192. Муравьев В. Русский Фауст // Последний квартет Бетховена: повести, рассказы, очерки. Одоевский в жизни / В. Ф. Одоевский ; сост., вступ. ст., прим. В. Муравьева. -М., 1987. С. 3-34.
193. Паршуков Н. А. В. Ф. Одоевский теоретик и практик печати и цензуры 1830-1840-х годов : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.01.01 / Н. А. Паршуков. - СПб., 2004. - 15 с.
194. Петрунина Н. Н. Проза Пушкина : (пути эволюции) / Н. Н. Петрунина. Л. : Наука, 1987. - 333 с.
195. Петрунина Н. Н. Пушкин и Гоголь в 1831-1836 годах / Н. Н. Петрунина, Г. М. Фридлендер // Пушкин : исследования и материалы. -Л., 1969.-Т. 6.-С. 197-228.
196. Попа П. В. Романтизм и реализм в литературном творчестве В.Ф. Одоевского : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.01.01 / П. В. Попа. -М., 1967.- 18 с.
197. Прозоров В. В. Проблема читателя и литературный процесс в России XIX века : автореф. дис. . д-ра филол. наук : 10.01.01 / В. В. Прозоров. Л., 1979. - 28 с.
198. Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель / П. Н. Сакулин. М. : Изд. М. и С. Сабашниковых, 1913.-Т. 1,ч. 1.-480 с.
199. Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель / П. Н. Сакулин. М. : Изд. М. и С. Сабашниковых, 1913. - Т. 1, ч. 2. - 616 с.
200. Сахаров В. И. Движущаяся эстетика В.Ф. Одоевского // О литературе и искусстве / В. Ф. Одоевский ; вступ. ст., сост. и коммент. В. И. Сахарова. М., 1982. - С. 5-22.
201. Сидяков JI. С. Художественная проза А.С. Пушкина : учеб. пособие / JI. С. Сидяков. Рига, 1973. - 216 с.
202. Синявский А. Д. В тени Гоголя : избранное / А. Д. Синявский. -М. : Аграф, 2001.-415 с.
203. Степанов А. В. Журнальная деятельность Н.В. Гоголя : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.01.01 / А. В. Степанов. Л., 1954. - 15 с.
204. Степанов Н. Л. Романтический мир Гоголя // К истории русского романтизма : сб. ст. -М., 1973. С. 188-218. '
205. Турьян М. А. «Пестрые сказки» Владимира Одоевского // Пестрые сказки/В. Ф. Одоевский.-СПб., 1996.-С. 131-168.
206. Турьян М. А. Из историй взаимоотношений А. С. Пушкина и
207. B. Ф. Одоевского // Пушкин. Исследования и материалы. — Л., 1983. — Т. 11.—1. C. 174-191.
208. Турьян М. А. Странная моя судьба : о жизни В. Ф. Одоевского / М. А. Турьян. М. : Книга, 1991.-400 с.
209. Фомичев С. А. Повесть Н.В. Гоголя «Вий» : (заметки комментатора) // Новые безделки : сб. ст. к 60-летию В.Э. Вацуро / С. А. Фомичев ; ред. С. И. Панов ; сост. Е. О. Ларионова. М., 1995-1996. -С. 441-446.
210. Хализев В. Е. Пушкинское и белкинское в «Станционном смотрителе» // Болдинские чтения. Горький, 1984. - С. 18-30.
211. Хализев В. Е. Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина» : учеб. пособие для филол. спец. вузов / В. Е. Хализев, С. В. Шешунова. М. : Высш. шк., 1989.-80 с.
212. Хин Е. В.Ф. Одоевский // Повести и рассказы / В. Ф. Одоевский.- М. : Гослитиздат, 1959. С. 3-38.
213. Цявловская Т. Г. Вокруг Пушкина / Т. Г. Цявловская, М. А. Цявловский. М. : Новое лит. обозрение, 2000. - 336 с.
214. Чумаков Ю. Н. Стихотворная поэтика Пушкина / Ю. Н. Чумаков.
215. СПб. : Гос. Пушкин, театр, центр, 1999. — 430 с.
216. Шварцбанд С. М. Жанровая природа «Повестей Белкина» А. С. Пушкина (Соотношение сюжета, стиля и жанра) // Вопросы сюжетосложения : сб. ст. Рига, 1974. - Вып. 3. - С. 129-142.
217. Шмид В. Проза Пушкина в поэтическом прочтении: «Повести Белкина» / В. Шмид. СПб. : Изд-во С-Петерб. ун-та, 1996. - 372 с.
218. Эйхенбаум Б. М. Болдинские побасенки Пушкина // О литературе : работы разных лет / Б. М. Эйхенбаум. М., 1987. - С. 343-347.
219. Эйхенбаум Б. М. Как сделана «Шинель» Гоголя // О прозе. О поэзии : сб. ст. / сост. О. Эйхенбаум ; вступ. ст. Г. Бялого. — Д., 1986. С. 4564.
220. Янушкевич А. С. «Пестрые сказки» В.Ф. Одоевского: становление философского нарратива в русской прозе // Поэтика русской литературы в историко-культурном контексте / Ин-т филологии СО РАН. — Новосибирск, 2008. С. 552-568.
221. Янушкевич А. С. Итальянская общественно-философская мысль в русской рецепции 1800-1840-х годов // Италия в русской литературе / под ред. Н. Е. Меднис. Новосибирск, 2007. - С. 59-69.
222. Янушкевич А. С. Особенности прозаического цикла 30-х годов и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.01.01 / А. С. Янушкевич. Томск, 1971. -24 с.
223. Янушкевич А. С. Философия и поэтика гоголевского Всемира // Вестник Томского государственного университета. Сер. Филология. — 2006. — №291.-С. 145-154.
224. Словари, энциклопедии, справочные материалы
225. Блинова Е. М. «Литературная газета» А. А. Дельвига и А. С. Пушкина. 1830-1831 : указ. содерж. / Е. М. Блинова. М. : Книга, 1966. -206 с.
226. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб. : Норинт, 2000. - 1536 с.
227. Гофман Э. Т. А. Библиография русских переводов и критической литературы / Э. Т. А. Гофман ; сост. 3. В. Житомирская ; отв. ред. Л. 3. Копелев. -М. : Книга, 1964. 132 с.
228. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в. 4 т. / В. И. Даль. М. : ГИС, 1956. - Т. 3-4.
229. Краткая литературная энциклопедия / гл. ред. А. А. Сурков. — М. : Сов. энцикл., 1962. Т. 1, Т. 6.
230. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина ; ИНИОН РАН. М. : Интелвак, 2001. - 1600 стб.
231. Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. М. : Сов. энцикл., 1991. - 736 с.
232. Ожегов С. И. Словарь русского языка : 70000 слов / С. И. Ожегов ; под ред. Н. Ю. Шведовой. 22-е изд., стер. - М. : Рус. яз., 1990. - 921 с.
233. Подосинов А. В. LINGUA LATINA : лат.-рус. сл. / А. В. Подосинов, Г. Г. Козлова, А. А. Глухов. 2-е изд., испр. - М. : Флинта : Наука, 1999. - 150 с.
234. Прижизненные и редкие издания А.С. Пушкина : каталог / сост. Н. А. Попкова; отв. ред. А. В. Зюзин. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1999. -64 с.
235. Славянская мифология : энцикл. сл. Изд. 2-е. - М. : Междунар. отношения, 2002. - 509 с.
236. Словарь языка Пушкина : в 4 т. / отв. ред. В. В. Виноградов. 2-е изд., доп. - М. : Азбуковник, 2000. - Т. 1 : А-Ж. - 975 с.
237. Смирнов-Сокольский Н. П. Рассказы о прижизненных изданиях Пушкина / Н. П. Смирнов-Соколовский ; ред. Н. С. Ашукин. М. : Изд-во Всесоюз. книж. палаты, 1962. - 631 с.
238. Смирнов-Сокольский Н. П. Русские литературные альманахи и сборники XVIII-XIX вв. : библиография / Н. П. Смирнов-Сокольский. М. : Книга, 1965.-592 с.
239. Современник. Литературный журнал, издаваемый Александром Пушкиным. Приложение к факсимильному изданию. М. : Книга, 1987. -247 с.
240. Суперанская А. В. Словарь русских личных • имен / А. В. Суперанская. М. : Аст, 1998. - 528 с.
241. Толковый словарь русского языка : в 4 т. / под ред. Д. И. Ушакова. М. : Астрель : Аст, 2000. - Т. 1 : А-Кюрины. - 1562 с.
242. Указатель заглавий произведений художественной литературы. 1801-1975 : в 7 т,-М. : ГБЛ, 1985.-Т. 1 : А-Г.-487 с.
243. Что ты знаешь о своем имени / под ред. А. Дмитриевой. -Екатеринбург : Сунгирь, 1992. 80 с.
244. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / сост. В. Андреева и др.. М. : ЛОКИД-МИФ, 2000. - 556 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.