Феномен справедливости: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Кураженков, Дмитрий Сергеевич
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 140
Оглавление диссертации кандидат наук Кураженков, Дмитрий Сергеевич
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОСТИ В ФИЛОСОФИИ: ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ
1.1. Справедливость как общее благо. Холизм
1.2. Справедливость как максимизация пользы. Утилитаризм
1.3. Справедливость как индивидуальная свобода. Либерализм
ГЛАВА 2. ДОГОВОР КАК ОСНОВАНИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ
2.1. Проблема корректности и содержания концепта социальной справедливости
2.2. Проблема места справедливости в праве
2.3. Проблема субъекта справедливости
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Феномен социальной справедливости2007 год, кандидат философских наук Кочергин, Михаил Сергеевич
Справедливость как морально-политическая категория2005 год, кандидат политических наук Канарш, Григорий Юрьевич
Этические содержание и смысл либеральных теорий справедливости2005 год, доктор философских наук Кашников, Борис Николаевич
Справедливость как социокультурный феномен2016 год, кандидат наук Карчагин, Евгений Владимирович
Коммуникативный дискурс справедливости2009 год, кандидат философских наук Слоян, Геворг Гагикович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен справедливости: социально-философский анализ»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На начальных этапах развития человеческих обществ феномен справедливости понимался как всеобщее равенство. В качестве самостоятельного элемента общественной жизни он начинает фиксироваться сознанием человека с развитием первых иерархических коллективов. «Она [справедливость] проявлялась как реакция мифологического сознания на неравенство в распределении жизненных благ, возникшее с развитием начальной структуры первобытного общества» [123]. С этого момента человеческой истории и вплоть до сегодняшнего дня справедливость понимается как первая добродетель общественного бытия человека.
Этот момент неоднократно отмечался самыми авторитетными авторами. Широко известна фраза американского исследователя Джона Ролза, заявившего, что «справедливость - это первая добродетель общественных институтов, точно так же как истина - первая добродетель систем мысли. Теория, как бы она ни была элегантна и экономна, должна быть отвергнута или подвергнута ревизии, если она не истинна. Подобным же образом законы и институты, как бы они ни были эффективны и успешно устроены, должны быть реформированы или ликвидированы, если они несправедливы» [112, с. 19].
Данный тезис, полностью воспринятый в зарубежной философской мысли, постепенно начинает оказывать свое влияние и на отечественных исследователей. Сегодня не подлежит сомнению тот факт, что, в целом, интерес к вопросам, связанным с изучением феномена справедливости, растет. Тем не менее, в настоящий момент необходим не просто постепенный количественный рост числа публикаций, исследующих природу справедливости, но определенный качественный скачок: всеобщее понимание важности феномена справедливости, создание общенаучного дискурса в этой
сфере, ведь, как верно указал ГЛО. Канарш, «теоретического дискурса справедливости в нашей общественной науке так и нет» [50, с. 160].
Проблема слабой теоретической разработанности вопросов, связанных с феноменом справедливости, в еще большей степени обостряется практическими нуждами современного российского общества. Семьдесят лет господства советского строя и идеологии, рассматривающей право лишь как орудие подавления и принуждения, осуществили деформацию в сознании общества, крайний нормативизм большевиков «вынул из права душу» [135, с. 76]. Именно поэтому сегодня именно задача возвращения души права, справедливости, является первоочередной для любого законодателя, стремящегося к нормализации общественных отношений в нашей стране.
Современное российское общество все настойчивее требует не просто сильного государства, надындивидуального субъекта, способного осуществлять принуждение, но справедливых общественных институтов, и выявление научным сообществом того, что мы можем понимать под этим словосочетанием, является самой главной задачей.
Вместе с тем, поиск желаемого, справедливости, является лишь первой частью задачи, подлежащей решению. Не секрет, что нередко выявление механизмов реализации наших желаний оказывается гораздо сложнее, чем определение того, чего мы добиваемся. Именно поэтому любое исследование феномена справедливости будет неполноценным без выявления тех путей и инструментов, которые позволят социуму достичь желаемого результата -справедливых общественных институтов. Необходимо сказать, что вопросы реализации представлений о справедливости уже в античности занимали важное место в теориях мыслителей, ведущие мыслители возвращаются к ним и сегодня.
Все большее внимание сегодня начинает уделяться уровню жизни населения в том или ином государстве. Фактически указанный показатель становится приоритетным в оценке деятельности того или иного правительства. Данной тенденции следуют и многие исследователи, рассматривающие
распределение имущества, сложившее в том или ином обществе, с точки зрения справедливости. Этот вопрос особенно актуален для нашего государства, где разделение между самыми богатыми и самыми бедными слоями населения, достигнув критической отметки, является одним из самых высоких в мире.
Еще одной областью, в которой поведение субъектов все чаще оценивают с точки зрения соответствия нормам справедливости, является сфера международных отношений. Современная геополитическая ситуация, характеризующаяся стремлением к многополярному миру (который, безусловно, еще не достигнут, но о достижении которого зачастую говорят как о явлении исключительно положительном), имеет насущную необходимость в формировании правил справедливого поведения для государств, а также общественных институтов, способных обеспечивать реализацию таких правил.
За последние два десятилетия мир стал свидетелем нескольких военных конфликтов, оценка которых вызывает затруднение у многих специалистов в области международных отношений (речь идет, прежде всего, о военных операциях против так называемых режимов, не соблюдающих права и свободы человека). Между тем, очевидно, что именно суждение о справедливости или несправедливости вмешательства во внутренние дела государств должно стать основанием не только для критики или одобрения действий тех или иных государств, но и основанием для установления институтов, препятствующих либо, наоборот, способствующих тем или иным силовым акциям.
Степень разработанности проблемы. Помимо социальной философии феномен справедливости исследуется этикой и юриспруденцией. Вместе с тем, изучая единый предмет, каждое из названных направлений философской и научной мысли использует свой собственный подход.
Не рассматривая все отличия, мы обратим внимание лишь на самое главное. Этический и юридический анализ концепта справедливости осуществляется с позиции должного. Так, этика учит человека нравственному поведению по отношению к другому человеку, апеллируя к категориям добра и зла. Юриспруденция, в свою очередь, аргументируя свои требования
принятыми государством правовыми актами, показывает как необходимо себя вести в ходе социального взаимодействия. Социальная философия, безусловно, не может полностью исключить вопросы должного - правильного устройства общества, но помимо этого содержит и еще один важный элемент -рассмотрение общества в том виде как оно есть.
Именно поэтому справедливость как характеристика общественного устройства (в разной степени присущая разным историческим типам обществ), а также вопросы ее реализации, взаимодействия с иными добродетелями социального бытия должна быть рассмотрена с точки зрения современного социума. Данная позиция зрения принималась нами как основополагающая при определении степени исследованности проблематики темы настоящей диссертации, а также проведении собственного исследования.
Рефлексия феномена справедливости впервые наблюдается в культуре Древней Греции. Для философов указанного периода: Аристотеля, Гераклита, Платона, Сократа, Хрисиппа характерно понимание справедливости как некого естественного закона природы, блага, в соответствии с которым человек должен согласовать свою собственную жизнь. В качестве еще одной важной особенности данного периода необходимо отметить ориентацию на целое (общество) как базовый субъект общественного бытия. Понимание феномена справедливости в таком виде (с теми или иными незначительными изменениями) сохранилось в учениях большинства философов вплоть до Нового времени: Аврелия Августина, Фомы Аквинского, Цицерона.
Сегодня выделяются два направления, использующие некоторые аспекты теорий перечисленных мыслителей: коммунитаристы (Ш.Авинери, Д.Белл, С.Бенхабиб, А.Макинтайр, М.Сэндел, Ч.Тейлор, М.Уолцер) и перфекционисты (М.Нассбаум, А.Сен).
Новым этапом в развитии феномена справедливости стало его либеральное толкование, которое было в окончательном виде оформлено Дж. Локком и развивалось И. Кантом, Ш.-Л. де Мотескье, Ж.-Ж. Руссо. При этом важным этапом в оформлении либерального понимания справедливости стала
классическая естественно-правовая школа, основателем которой можно назвать Г. Гроция, и идея конвенционального формирования справедливости, впервые предложенная софистами и возрожденная Т. Гоббсом. Заслуга в дальнейшем развитии либеральных идей принадлежит И. Берлину, Р. Дарендорфу, Б. Леони, Дж.С. Миллю, Р. Нозику, Дж. Ролзу, А. Рэнд, Г. Спенсеру, А. де Токвилю, Ф. фон Хайеку.
В качестве первой серьезной попытки объединения тезисов холистской философии Древней Греции и либеральных взглядов Нового времени стал утилитаризм И. Бентама, Дж.С. Милля, Г. Сиджвика. Среди современных исследователей, следующих доктрине утилитаризма, необходимо выделить П. Сингера, С. Харриса, P.M. Хэйра.
Видным направлением понимания феномена справедливости явилась школа юридического позитивизма, представители которой сводили феномен права к результатам политической жизни общества. Впервые данные тезисы были озвучены Т. Гоббсом, развивались Дж. Остином, Дж. Рацем, Г. Хартом, а их логическим завершением стали идеи Г. Кельзена, полностью отрицавшего наличие какой-либо объективной справедливости, кроме той, что закреплена в законе.
Вопросы социальной справедливости как механизма перераспределения материальных благ впервые были поставлены в трудах экономических либералов: Т.А. Гобсона, Л.Т. Гобхауза, Т.Х. Грина, Дж. Дьюи, Дж.С. Милля. Предложенные указанными исследователями тезисы пытались опровергнуть или подтвердить Б. Аккерман, Т. Бетелл, Д. Готиер, Р. Дворкин, Б. де Жувенель, B.C. Нерсесянц, Р. Нозик, Л.Ю. Пионткевич, В.М. Розин, Дж. Ролз, М. Сэндел, Дж. Финнис, М. Фридман, Ф.А. фон Хайек, Дж. Хосперс, Г. Шек, Э. де Ясаи. С нелиберальных позиций вопросы перераспределения материальных благ в своих трудах рассматривали К. Маркс, Ф. Энгельс. Экономический аспект проблемы содержится в трудах Дж.К. Гэлбрейта, Дж.М. Кейнса, Л. Лахманна, Л. фон Мизеса, Д. Рикардо, М. Ротбарда, А. Смита.
Способам практической реализации, а также роли феномена справедливости в общественной жизни внимание уделили Аристотель, К.С. Аксаков, Р. Алекси, Ж. Бенда, И. Бентам, Т. Гоббс, A.A. Гусейнов, Э. Д'Амато, Г.Ю. Канарш, Б.Н. Кашников, Г. Кельзен, Б. Леони, Дж. Локк, Р. Нозик, A.M. Орехов, Платон, Г. Радбрух, П. Рикер, Дж. Ролз, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Финнис, Л.Л. Фуллер, Ю. Хабермас, О. Хеффе, В.А. Четвернин. Важные особенности права, учет которых необходим деле имплементации принципов справедливости в юридические нормы, были отмечены представителями реалистической школы права: К.Н. Ллевеллином, Р. Паундом, М. Тропером, Дж. Фрэнком, О.У. Холмсом, Р.Л. Хэйлом.
Вопросы международной справедливости специально рассматривались И. Кантом, Б.Н. Кашниковым, Дж. Ролзом, Р. Рорти, К.Л. Сазоновой, М. Уолцером, Ю. Хабермасом, Г. Эвансом; некоторые аспекты международных отношений, затрагивающие проблемы практической реализации международной справедливости, изучали В.М. Абдрашитов, В.В. Асташин, Дж. Бест, М.О. Гузикова, М.Ю. Ижиков, Н.С. Розов, Г.Л.А. Харт, Б.С. Шалютин.
Объект исследования — справедливость как социальный феномен, как характеристика устройства общественных институтов.
Предмет исследования — содержание феномена внутригосударственной и международной справедливости, порядок и условия их практической реализации.
Цели и задачи исследования. Цель диссертации - осуществить комплексный анализ феномена справедливости, определить его роль в общественной жизни, механизмы реализации. В соответствии с заявленной целью формируются следующие задачи:
1. Произвести типологизацию и критический анализ основных концепций справедливости, представленных в социальной философии и социальной науке.
2. Эксплицировать сущностное ядро понятия «социальная справедливость», осуществить анализ его соотношения с понятием «справедливость».
3. Исследовать механизмы реализации принципов справедливости в современных нормативно-правовых и политических системах.
4. Проанализировать возможности реализации международной справедливости в современной геополитической ситуации и путей их расширения.
Методология и методы исследования. Методологической основой диссертации являются:
- системный подход, представляющий общество в качестве сложной системы, целостного комплекса взаимосвязанных элементов, выявляющий закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования;
- диалектический метод, рассматривающий различные общественные феномены во взаимодействии противоположных сил, разнообразии связей в процессе своего развития;
- междисциплинарный подход, использующий различные отрасли науки (философию, юриспруденцию, историю, социологию, политологию), полученные ими результаты и интегрирующий их в единое непротиворечивое целое.
Также в работе используются общенаучные методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод единства логического и исторического.
Источниковая база исследования. Теоретической и эмпирической базой исследования послужили: а) классические философские тексты зарубежных и отечественных мыслителей (К.С. Аксаков, Аристотель, И.Бентам, Т.Гоббс, Г.Гроций, И.Кант, Дж.Локк, Н.Макиавелли, Дж.С.Милль, С.А.Муромцев, П.И.Новогородцев, Платон, Г.Радбрух); б) исследования современных отечественных философов (В.Ф.Асмус, А.А.Гусейнов, Г.Ю.Канарш, Б.Н.Кашников, В.С.Нерсенсянц, А.М.Орехов, В.М.Розин, Н.С.Розов,
Г.А.Торгашев, Б.С.Шашотин); в) исследования современных зарубежных философов в переводе (Р.Алекси, Р.Дворкин, Б.де Жувенель, Г.Кельзен, М.ван Кревельд, Р.Нозик, П.Рикер, Дж.Ролз, М.Сэндел, Дж.Финнис, Ф.А.фон Хайек, Г.Л.А.Харт, Г.Шек, Э.де Ясаи и другие); г) иностранная философская литература на языке-оригинале (ХАиБЙп, О.Р.Вагоп, О.М.СаПшип, А.О'Атаиэ, К.О\уогкт, 1.Ргапк, СЛ.РпесМсИ, 0.\У.Но1тез, Т.Б.БсЬарко, Н.8репсег).
Научная новизна исследования.
1. Разработана новая типология концепций справедливости, представленных в историко-философской и современной литературе. Предложена авторская дефиниция термина «справедливость».
2. Исследована проблема правомерности идеи «социальной справедливости» на основе критического анализа ее основных концепций. Предложено авторское понимание категории «социальная справедливость».
3. На основе анализа сложившихся подходов к соотношению права и справедливости выделены механизмы внедрения принципов справедливости в правовые нормы в рамках принятой сегодня в большинстве стран системы разделения властей.
4. Проанализирована идея международной справедливости, сделаны выводы о невозможности ее реализации в рамках существующей геополитической ситуации, обозначены пути преодоления препятствий для установления в рамках международного сообщества справедливых институтов.
Положения, выносимые на защиту.
1. Все наиболее значимые существующие модели справедливости можно разделить исходя из того, чье благо они рассматривают в качестве приоритетного. Семейство холистских теорий указывает на приоритетность блага общества как целого. Все права и обязанности в социуме распределяются исходя из идеи максимизации такого блага. Индивидуалистская либеральная теория делает акцент на достоинстве человека делать свой собственный выбор и, соответственно, максимально ограничивает власть общества над индивидом; благо последнего становится первичным. Утилитаризм — первая и наиболее
значимая попытка объединить указанные направления философской мысли в единое непротиворечивое целое.
Исследование вопроса позволяет заключить приоритетность использования термина «справедливость» в значении, отдающем приоритет индивидуальной свободе, праву человека на собственный выбор.
Справедливость представляет собой результат честного, исполнимого и некабального (заключенного свободно и дающего выгоду каждой из сторон) соглашения между индивидами.
2. Большинство теорий социальной справедливости, в частности наиболее известная версия - второй принцип справедливости как честности Дж. Ролза, опираются на идею использования политических инструментов для определения порядка, способов и объема перераспределения материальных благ. Между тем, политические инструменты в силу своей природы непригодны в деле достижения справедливости. Таким образом, используя идею о договорном характере феномена справедливости, можно сделать заключение о том, что идея социальной справедливости, предполагающая участие политической власти в ее окончательном определении в реальной жизни, была бы признана индивидами, находящимися в естественном состоянии, неисполнимой. Вместе с тем социальная справедливость может рассматриваться как условие о некабальности общественного договора.
3. Все юридические нормы, существующие в обществе, можно разделить на три группы: исторические, политические и нормы справедливости. Причем первые две категории (исторические и политические правила) не апеллируют к справедливости как своему обоснованию. Нормы политические, являясь выражением идеи общего блага, ограничивают индивидуальную свободу, а значит, и противостоят справедливости. Данная классификация предполагает разделение источников возникновения политических норм и норм справедливости. Органом принятия первых должен быть парламент (как высший представительный орган), а источником возникновения вторых - судебное толкование правовых норм.
4. Анализ концепции международной справедливости показывает, что последняя не связана с идеей применения экономических и силовых санкций к государствам, не соблюдающим права и свободы своих граждан. Данная идея может быть применима к феномену общемирового блага, однако на сегодняшний день указанный феномен зачастую служит лишь оправданием действий наиболее сильных государств в своих интересах. Выходом из ситуации может стать обеспечение каждого субъекта международных правоотношений инструментами для защиты своей независимости, что должно заинтересовать каждого члена международного сообщества в ведении диалога.
Теоретическая значимость работы.
В работе обоснована важность феномена справедливости в общественном бытии любого общества, в том числе и российского. Помимо этого отмечена потребность современного мирового сообщества в регуляции поведения участников международных отношений, в том числе на базе принципов справедливости. Сделано предположение о противостоянии в любом сообществе идей целостности, общего блага и справедливости, выраженной в праве и достоинстве каждого индивида на самостоятельный выбор. Указанное предположение способно выступить хорошим инструментом в деле исследования многих социально-политических процессов, происходивших и происходящих в западных обществах, а также России, начиная с Нового времени.
Практическая значимость работы.
Результаты исследования могут послужить материалом для формирования курсов по социальной философии, теории государства и права, истории государства и права. Кроме того, возможно использование данной работы в качестве базиса для учебных курсов «Справедливость», являющихся частью подготовки юристов в европейских ВУЗах, но не введенных в России. Предположения, сделанные в настоящей работе, примененные в практическом измерении, способны стать одним из инструментов на пути движения России к правовому государству.
Степень достоверности и апробация результатов.
Основные положения и выводы автора получили апробацию на выступлениях в ряде конференций, в том числе: VI Международной конференции «Правовая система и вызовы современности» (Уфа, 2009); Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация России: власть, общество, экономика» (Курган, 2010); II Всероссийской научно-теоретической конференции «Проблемы развития правовой системы современной России» (Курган, 2010); VII Международной научно-практической конференции «Современные проблемы юридической науки» (Челябинск, 2011); IX региональной научной конференции молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований» (Новосибирск, 2011); III Всероссийской научно-теоретической конференции «Проблемы развития правовой системы современной России» (Курган, 2012); VI Всероссийском философском конгрессе (Нижний Новгород, 2012); VIII Международной научно-практической конференции молодых исследователей «Современные проблемы юридической науки» (Челябинск, 2012); а также в 21 научной публикации автора, 3 из них в журналах, рекомендованных ВАК.
Структура и объем диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих по 3 параграфа каждая, заключения и списка литературы. Содержание работы изложено на 140 страницах машинописного текста. Список литературы включает в себя 152 наименования.
ГЛАВА 1
ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОСТИ В ФИЛОСОФИИ: ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ
Любая предлагаемая позиция по тем или иным вопросам должна быть четко артикулирована на фоне иных теоретических позиций. Наше исследование не является исключением, именно поэтому критическое рассмотрение некоторых вопросов предваряет исследование и классификация теорий справедливости.
При этом необходимо учесть, что философское изучение феномена справедливости как характеристики общественного устройства имеет глубокие корни и интенсивность его исследования была не ниже (а, возможно, и выше), чем любого другого явления, присущего совместной жизни людей. По этой причине сегодня, наверное, ни одна работа не может охватить и описать все, что было сказано по изучаемой проблематике. В этой связи каждый исследователь, желающий, чтобы его труд был не просто набором цитат, должен говорить не о том, что мы можем назвать справедливым, а о том, что мы можем назвать справедливостью. Мы при написании настоящего исследования будем стараться следовать этой установке и описание взглядов философов о том, какой должна быть справедливость, будет подчинено единственной цели - изучению сущности интересующего нас феномена.
Строго говоря, предлагаемая нами классификация не может быть в полном смысле этого слова названа исчерпывающей: какие-то из известных сегодня концепций справедливости оказались не охвачены, а их особенности не рассмотрены. Тем не менее, представленная классификация позволяет сгруппировать три главных направления в деле изучения справедливости и тем самым охватить основной массив того, что было сказано относительно интересующего нас феномена.
1.1. Справедливость как общее благо. Холизм
Предваряя любое рассуждение, необходимо, прежде всего, условиться о значении терминов, которые будут в нем использоваться. Для наименования данного параграфа использован термин «Холизм», достаточно хорошо известный современной философии, но, тем не менее, требующий дополнительного разъяснения своего значения.
«Новая философская энциклопедия» следующим образом определяет холизм. Это «позиция в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия целого по отношению по отношению к его частям. В онтологии холизм опирается на принцип: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. Соответственно его гносеологический принцип гласит: познание целого должно предшествовать познанию его частей ... Его исходные принципы дополняются рядом других положений. В частности, с точки зрения холизма совокупность предметов, образующих целостность, обретает некое новое качество, которое отсутствует в входящих в нее предметах. Связи между элементами такой совокупности имеют законоподобный характер и определяют место в ней каждой части. Наконец, целое придает своим частям новые свойства» [88, с. 299-300]. В дальнейшем изложении мы будем понимать термин «холизм» именно таким образом.
Судя по всему, первым, кто отметил значимость феномена справедливости, стал крестьянин-поэт Гесиод. Дж.М. Кэлхаун следующим образом оценивает роль трудов названного греческого философа: «Впервые автор сознательно и преднамеренно обращается к рассмотрению социальных и политических проблем своего дня. Он энергично критикует объективную реальность и предлагает программу реформ, основанием которой должны были стать личное трудолюбие граждан и справедливость тех, кто управляет обществом» [143, с. 34].
Однако первым, кто поставил проблему справедливости в центр своих рассуждений, стал Платон. Рассматривая в диалоге «Государство» различные точки зрения на содержание термина «справедливость», философ выделил следующие три: это то, что пригодно сильнейшему, то, что предписывает закон, о котором договорились граждане, и способность убедить других в своей справедливости. Анализируя эти мнения, Платон приходит к выводу, что, прежде всего, этот термин должен употребляться не по отношению к человеку или его действиям, а к форме государственного устройства.
Здесь необходимо сделать важную ремарку. Под термином «государство» греческие мыслители подразумевали и общество, первое поглощало и олицетворяло второе [14, с. 6]. У Платона указанный тезис выражен следующим образом: «Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение получает у нас название государства» [99, с. 130]. Таким образом, рассуждая о справедливости государственного устройства, философ имел в виду не порядок формирования государственных органов (политическое устройство), а общество в целом.*
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Проблема справедливости в русской этико-философской мысли: В.С. Соловьев и И.А. Ильин2012 год, кандидат наук Кирсанова, Ольга Викторовна
Справедливость как принцип этико-правового регулирования социальных отношений2011 год, кандидат философских наук Макеева, Марина Васильевна
Справедливость как фактор устойчивого развития: социально-философский анализ2011 год, кандидат наук Князев, Александр Петрович
Проблема справедливости в политико-правовой мысли второй половины XX – начала XXI вв.2022 год, кандидат наук Балашов Дмитрий Викторович
Роль дискурса социальной справедливости в формировании общества делиберативной демократии2010 год, кандидат философских наук Углов, Дмитрий Владимирович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кураженков, Дмитрий Сергеевич, 2014 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адыгезалова, Г. Э. Карл Никерсон Ллевеллин [Текст] / Гюльназ Адыгезалова // Правоведение. - Правоведение. - 2009. - № 2. - С. 182-191.
2. Аксаков, К. С. Несколько слов о русской истории, возбужденных Историею г. Соловьева. По поводу тома I [Текст] / К. С. Аксаков // Аксаков К. С. , Аксаков И. С. Избранные труды / Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). - М., 2010. - С. 209-226.
3. Актон, Дж. История свободы в античности [Текст] / Джон Актон // Полис (Политические исследования). - 1993. - № 3. - С. 108-119.
4. Алекси, Р. Понятие и действительность права (ответ юридическому позитивизму) [Текст] / Роберт Алекси ; перевод с нем. А. Лаптева, Ф. Кальшойера ; [предисл. В. Бергманна]. - М. : Инфотропик Медиа, 2011. - 192 с.
5. Американский эксперт: Путину навязали украинский кризис [Электронный ресурс] // Деловая газета «Взгляд». - 2014. - 3 марта. - Режим доступа: http://vz.ru/news/2014/3/3/675260.html.
6. Аннерс, Э. История европейского права [Текст] / Эрик Аннерс ; перевод со швед. Р. М. Валинского, А. М. Волкова, М. А. Исаева, Т. Л. Шенявской ; [отв. ред. В. Н. Шенаев] - М. : Наука, 1994. - 397 с.
7. Арбластер, Э. Взлет и падение западного либерализма [Текст] / Э. Арбластер // Социально-философские аспекты современного либерализма. Реферативный сборник / ИНИОН РАН, Общественные движения и проблемы общественного сознания. - М., 1986. - С. 5-130.
8. Аристотель. Большая этика [Текст] / Аристотель // Этика / Астрель. -М., 2012.-С. 281-360.
9. Аристотель. Никомахова этика [Текст] / Аристотель // Этика / Астрель. -М., 2012. -С. 39-279.
10. Аристотель. Политика [Текст] / Аристотель // Политика / ACT : Астрель. - М., 2012. - С. 21-290.
11. Аристотель. Риторика [Текст] / Аристотель // Риторика. Поэтика / Лабиринт. - М., 2000. - С. 5-148.
12. Асмус, В. Ф. Античная философия [Текст] / Валентин Асмус. - М. : Высш. шк, 1998.-400 с.
13. Балтачева, М. Британские запчасти для армии Асада [Электронный ресурс] / Марина Балтачева // Деловая газета «Взгляд». - 2013. - 17 июля. -Режим доступа : http://vz.rU/world/2013/7/17/641694.html
14. Барулин, В. С. Социальная философия [Текст] : Учебник / Владимир Барулин. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 560 с.
15. Батиев, Л. В. Закон и справедливость в философии Аристотеля [Текст] / Левон Батиев // Правоведение. - 2004. - № 3. - С. 165-178.
16. Батиев, Л. В. Закон и справедливость в философии Платона [Текст] / Левон Батиев // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 2005. -№5.-С. 164-174.
17. Бенда, Ж. Предательство интеллектуалов [Текст] / Жюльен Бенда ; перевод с франц. В. П. Гайдмака, А. В. Матешук. - М. : ИРИСЭН, Мысль, Социум, 2009. -310 с.
18. Бентам, И. Введение в основания нравственности и законодательства [Текст] / Иеремия Бентам. - М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998.-415 с.
19. Берлин, И. Два понимания свободы [Текст] / И. Берлин // Философия свободы. Европа / Научное литературное обозрение. - М., 2001. - С. 122-185.
20. Бест, Дж. Война и право после 1945 г. [Текст] / Джеффри Бест ; перевод с англ. М. Юмашева ; [под ред. Ю. Юмашева, Ю. Кузнецова]. - М. : ИРИСЭН, Мысль, 2010. - 676 с.
21. Бетелл, Т. Собственность и процветание [Текст] / Том Бетелл ; перевод с англ. Б. Пинскера. - М. : ИРИСЭН, 2008. - 480 с.
22. Бубон, К. В. Справедливость : поддается ли она юридическому описанию? [Текст] / Константин Бубон // Адвокат. - 2011. - № 6. - С. 21-33.
23. Бузский, М. П. Человек и общество : опыт освоения целостности [Текст] / Марат Бузский // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. - 2007. - № 10. - С. 80-88.
24. Валицкий, А. Философия права русского либерализма [Текст] / Анджей Валицкий ; перевод с англ. О. В. Овчинниковой, О. Р. Пазухиной, С. JI. Чижкова, Н. А. Чистяковой ; [под науч. ред. С. Л. Чижкова]. - М. : Мысль, 2012. - 567 с.
25. Всеобщая декларация прав человека [Текст] : принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. //Российская газета. - 1995. - 5 апреля.
26. Вудс, Т. Как Католическая церковь создала западную цивилизацию [Текст] / Томас Вудс ; перевод с англ. В. Кошкина. - М. : ИРИСЭН, Мысль, 2010.-280 с.
27. Впервые отмечается Всемирный день социальной справедливости [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2009. - 20 февраля. - Режим доступа : http ://www.rg.ru/2009/02/20/spravedlivost-anons.html.
28. Гаврилова, И. Н. Современные теории социальной справедливости [Текст] / Ирина Гаврилова // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии с социологии политики). - 2009. - № 1. С. 182-189.
29. Гаджикурбанова, П. A. Summum bonum в классическом утилитаризме [Текст] / Полина Гаджикурбанова // Этическая мысль. - 2010. - № 10. - С. 114130.
30. Гасюк, А. «Призма» вышла наружу [Электронный ресурс] / Александр Гасюк // Российская газета. - 2013. - 11 июня. - Режим доступа: http://www.rg.rU/2013/06/l 1/snouden.html.
31. Гераклит. Фрагменты Гераклита [Текст] / Гераклит // Материалисты Древней Греции / Государственное издательство политической литературы. -М., 1955.-С. 39-52.
32. Гоббс, Т. Сочинения [Текст]. В 2 ч. Ч. 2. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Томас Гоббс. - М. : Мысль, 1991. -731 с.
33. Гобхауз, Л. Либерализм [Текст] / Л. Гобхауз / О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века) / Прогресс-Традиция. - М., 2000.-С. 83-182.
34. Готфрид, П. Странная смерть марксизма [Текст] / Пол Готфрид ; перевод с англ. Б. Пинскера. - М. : ИРИСЭН, Мысль, 2009. - 249 с.
35. Гришаева, Л. Е. Косово : кризис миротворчества ООН (1999-2008 гг.) [Текст] / Лидия Гришаева // Новый Исторический вестник. - 2008. - № 17. - С. 133-145.
36. Гроций, Г. О праве войны и мира [Текст] / Гуго Гроций ; перевод с лат. А. Л. Саккетти ; [под общ. ред. С. Б. Крылова]. - М. : Ладомир, 1994. - 868 с.
37. Гузикова, М. О. Ценности против суверенитета: государство в «мировом сообществе» [Текст] / Мария Гузикова // Научный диалог. - 2013. - № 1 (13).-С. 93-109.
38. Гусейнов, А. А. Справедливость [Текст] / А. А. Гусейнов // Новая философская энциклопедия. В 4 ч. Ч. 3 / Мысль. - М., 2010. - С. 622-624.
39. Давид, Р. Основные правовые системы современности [Текст] / Рене Давид, Камилла Жоффре-Спинози ; перевод с франц. В. А. Туманова. - М. : Междунар. отношения, 2009. - 456 с.
40. Дворкин, Р. О правах всерьез [Текст] / Рональд Дворкин ; перевод с англ. М. Лахути, Л. Макеевой ; [ред. Л. Макеевой]. - М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЕН), 2004. - 392 с.
41. Джейранов, Ф. Е. Платон и его учение о человеке и обществе : тоталитаризм или гуманизм? [Текст] / Федор Джейранов // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - № 6. - С. 221-233.
42. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [Текст] / Диоген Лаэртский ; перевод М. Л. Гаспарова ; [вступит, статья А. Ф. Лосева]. - М. : Мысль, 1986. - 571 с.
43. Дорохов, Р. Сноуден: АНБ держит «под колпаком» все телефонные переговоры в одной из стран мира [Электронный ресурс] / Роман Дорохов //
Электронное периодическое издание «Ведомости». -2014.-19 марта. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/tech/news/24174651/snouden-anb-derzhit-pod-kolpakom-vse-telefonnye-peregovory-v.
44. Дыои, Дж. Либерализм и социальные действия [Текст] / Дж. Дыои // Демократия и XX век : Хрестоматия по курсу гражданского образования для педагогических университетов / Нижегородский гуманитарный центр. -Нижний Новгород, 1997. - С. 55-70.
45. Жувенель, Б. де. Власть : Естественная история ее возрастания [Текст] / Бертран де Жувенель ; перевод с франц. В. Гайдмака, А. Матешук. - М. : ИРИСЭН, Мысль, 2011. - 546 с.
46. Жувенель, Б. де. Этика перераспределения [Текст] / Бертран де Жувенель ; перевод с франц. - М. : Институт национальной модели экономики, 1995.- 160 с.
47. Зотов, Д. А. Проблема определения идейной сущности либерализма [Текст] / Дмитрий Зотов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: в 3 ч. Ч. 2. - 2012. - № 12 (26). - С. 79-84.
48. Ижиков, М. Ю. Культурный релятивизм как проблема взаимодействия международного и внутригосударственного права в области защиты прав и свобод человека [Текст] / Максим Ижиков // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2012. - № 1. - С. 184-191.
49. История политических и правовых учений [Текст] : Учебник / Е. А. Воротилин [и др.] ; под ред. О. Э. Лейста ; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. - М. : Издательство «Зерцало», 2000. -688 с.
50. Канарш, Г. Ю. К вопросу о российском дискурсе справедливости [Текст] / Григорий Канарш // Полис (Политические исследования). - 2008. - № 5.-С. 160-169.
51. Канарш, Г. Ю. Концепция «справедливого общества» в гуманитарных науках [Электронный ресурс] / Григорий Канарш // Информационный
гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2007. - № 1. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.rU/e-zpu/l/Kanarsh/html.
52. Канарш, Г. Ю. Социальная справедливость : философские концепции и российская ситуация [Текст] : монография / Григорий Канарш. - М. : Изд-во Моск. Гуманит. ун-та, 2011. - 236 с.
53. Кант, И. Сочинения [Текст]. В 8 ч. Ч. 7. К вечному миру. Философский проект / Иммануил Кант. - М. : Чоро, 1994. - 495 с.
54. Кант, И. Сочинения [Текст]. В 4 ч. Ч. 1. О поговорке «Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики» / Иммануил Кант. - М. : Издательская Фирма АО «Ками», 1993. - 586 с.
55. Кашников, Б. Н. Концепция общей справедливости Аристотеля : Опыт реконструкции [Текст] / Борис Кашников // Этическая мысль. - 2001. - № 2. - С. 89-117.
56. Кашников, Б. Н. Либеральные теории справедливости и политическая практика России [Текст] / Борис Кашников. - Великий Новгород : НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2004. - 260 с.
57. Кашников, Б. Н. Современный дискурс справедливости и глобальный патримониализм [Текст] / Б. Н. Кашников // Постигая добро: сборник статей. К 60-летию Рубена Гранатовича Апресяна / Альфа-М. - М., 2013. - С. 249-265.
58. Кельзен, Г. Право, государство и справедливость в Чистом учении о праве [Текст] / Ганс Кельзен // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 2013. - № 2. - С. 226-240.
59. Кельзен, Г. Чистое учение о праве [Текст] / Ганс Кельзен ; перевод с нем. С. В. Лезова, Ю. С. Пивоварова. - М. : АН СССР ИНИОН, 1997. - 195 с.
60. Керри пригрозил Москве экономической изоляцией [Электронный ресурс] // Lenta.ru. - 2014. - 2 марта. - Режим доступа: http://lenta.ru/news/2014/03/02/kerry.
61.Козлихин, И. Ю. Позитивизм и естественное право [Текст] / Игорь Козлихин // Государство и право. - 2000. - № 3. - С. 5-11.
62. Комарова, Л. А. Пути достижения истинного счастья в философском учении Эпикура [Текст] / Любовь Комарова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2012. - № 146.-С. 47-52.
63. Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства. - 2014. - 14 апреля.
64. Кревельд, М. ван. Расцвет и упадок государства [Текст] / Мартин ван Кревельд ; перевод с англ. Ю. Кузнецова, А. Макеева. - М. : ИРИСЭН, 2006. -544 с.
65. Куда ж нам плыть? Будущее России глазами ее граждан [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. Пресс-выпуск. - 2013. - 26 июня. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=l 14258.
66. Ламажаа, Ч. К. Архаизация общества в период социальных трансформаций [Текст] / Чимиза Ламажаа // Знание. Понимание. Умение. -2011. - № 3. - С. 35-42.
67. Леони, Б. Свобода и закон [Текст] / Бруно Леони ; перевод с англ. В. Кошкина ; [под ред. А. Куряева]. - М. : ИРИСЭН, 2008. - 308 с.
68. Литвиненко, Н. Концепция справедливости Джона Ролза [Текст] / Наталья Литвиненко // Философско-литературный журнал Логос. - 2006. - № 1 (52). - С. 26-34.
69. Ллевеллин, К. Н. Извлечения из трудов К. Н. Ллевеллина [Текст] / Карл Н. Ллевеллин // Известия высших учебных заведений. - 2009. - № 2. - С. 192-207.
70. Логинов, В. Минкомсвязи накажет связистов за безделье [Электронный ресурс] / Виктор Логинов // Деловая газета «Известия». - 2013. -19 августа. - Режим доступа: http://izvestia.ru/news/555610.
71. Локк, Дж. Сочинения [Текст]. В 3 ч. Ч. 3. Два трактата о правлении / Джон Локк. - М. : Мысль, 1988. - 668 с.
72. Макинтайр, А. После добродетели [Текст] / Аласдер Макинтайр ; перевод с англ. В. В. Целищева. - М. : Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2000. - 384 с.
73. Макьявелли, Н. Государь [Текст] / Н. Макьявелли // Сочинения исторические и политические. Сочинения художественные. Письма / НФ «Пушкинская библиотека», ООО «Издательство АСТ». - М., 2004. - С. 58-135.
74. Маркс, К. Критика Готской программы [Текст] / К. Маркс // Сочинения. В 50 ч. Ч. 19 / Государственное издательство политической литературы. - М., 1961. - С. 9-32.
75. Медведев, Д. А. Конституция, функции Правительства России и эффективные технологии управления [Текст] / Дмитрий Медведев // Закон. -2013. -№ 12. - С. 32-40.
76. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [Текст] : принят 16 декабря 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН // Ведомости ВС СССР. - 1976. - 28 апреля.
77. Мизес, Л. фон. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории [Текст] / Людвиг фон Мизес ; перевод с англ. В. Куряева. - Челябинск : Социум, 2005. - 876 с.
78. Милль, Дж. С. О свободе [Текст] / Дж. С. Милль // О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли / Наука. - М., 1995. - С. 288-392.
79. Милль, Дж. С. Размышления о представительном правлении [Текст] / Дж. С. Милль. - СПб : Яковлев, 1863. - 263 с.
80. Милль, Дж. С. Утилитарианизм. О свободе [Текст] / Дж. С. Милль. -СПб : Изд. книгопродавца И. П. Перевозникова, 1900. - 428 с.
81.Момот, М. В. Либерализм и демократия Джона Стюарта Милля [Текст] / Максим Момот // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии с социологии политики). - 2009. - № 4. - С. 173-184.
82. Монтескье, Ш. Л. О духе законов [Текст] / Шарль Л. Монтескье. - М. : Мысль, 1999. - 672 с.
83. Моска, Г. История политических доктрин [Текст] / Гаэтано Моска ; перевод с итал. Е. И. Темнова. - М. : Мысль, 2012. - 326 с.
84. Муромцев, С. А. Образование права по учениям немецкой юриспруденции [Текст] / С. А. Муромцев // Немецкая историческая школа права / Социум. - Челябинск, 2010. - С. 227-314.
85. Нерсесянц, В. С. Право и закон [Текст] / Владик Нерсесянц. - М. : Наука, 1983.-366 с.
86. Нерсесянц, В. С. Философия права: либертарно-юридическая концепция [Текст] / Владик Нерсесянц // Вопросы философии. - 2002. - № 3. -С. 3-15.
87. Нерсесянц, В. С. Философия права [Текст] : Учебник для вузов / Владик Нерсесянц. - М. : Норма, 2005. - 656 с.
88. Никифоров, А. С. Холизм [Текст] / А. С. Никифоров // Новая философская энциклопедия. В 4 ч. Ч. 4 / Мысль. - М., 2010, - С. 299-300.
89. Нисбет, Р. Прогресс: история идеи [Текст] / Роберт Нисбет ; перевод с англ.; [под ред. Ю. Кузнецова, Гр. Сапова]. - М. : ИРИСЭН, 2007. - 557 с.
90. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра [Текст] / Фридрих Ницше ; перевод с нем. Ю. М. Антоновского. - М. : ИФ РАН, 2004. - 384 с.
91. Новгородцев, П. И. Историческая школа права. Ее происхождение и судьба [Текст] / П. И. Новгородцев // Немецкая историческая школа права / Социум. - Челябинск, 2010. - С. 1-225.
92. Нозик, Р. Анархия, государство и утопия [Текст] / Роберт Нозик ; перевод с англ. Б. Пинскера ; [под ред. Ю. Кузнецова, А. Куряева]. - М. : ИРИСЭН, 2008. - 424 с.
93. Одар, К. Индивидуальность и солидарность : Дж. С. Милль и «новый» солидарный либерализм [Текст] / Катрин Одар // Философский журнал. - 2010. -№ 2. - С. 84-97.
94. Олсон, М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп [Текст] / Мансур Олсон ; перевод с англ. Е. Окороченко. - М. : ФЭИ, 1995.- 174 с.
95. Орехов, А. М. Справедливость как базисный принцип устройства общества : путь к очевидности [Текст] / Андрей Орехов // Вопросы философии. -2010.-№9.- С. 60-73.
96. Пико делла Мирандола, Дж. Речь о достоинстве человека [Текст] / Дж. Пико делла Мирандола // Антология мировой философии: Возрождение / ООО «Издательство ACT» ; Харвест. - Мн.; М., 2001. - С. 266-274.
97. Пионткевич, JI. Ю. Проблема справедливости в социальной философии [Текст] / Лариса Пионткевич // Философия и общество. - 2009. - № 2.-С. 100-109.
98. Платон. Менон [Текст] / Платон // Диаолги / ACT: Астрель. - М., 2011. - С. 227-275.
99. Платон. Собрание сочинений [Текст]. В 4 ч. Ч. 3. Государство / Платон. - М. : Мысль, 1994. - 654 с.
100. Платон. Собрание сочинений [Текст]. В 4 ч. Ч. 4. Законы / Платон. -М. : Мысль, 1994. - 830 с.
101. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2013. - 13 декабря. -Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/12/poslanie.html
102. Поппер, К. Нищета историцизма [Текст] / Карл Поппер ; перевод с англ. - М. : Прогресс, VIA, 1993.- 187 с.
103. Потапова, О. В. «Право народов» Джона Ролза и концепция справедливости в международных отношениях [Текст] / Ольга Потапова // Вопросы философии. - 2010. - № 9. - С. 74-78.
104. Права человека [Текст] : учебник / Т. А. Васильева [и др.] ; отв. ред. Е. А. Лукашева ; Институт государства и права РАН. - 2-е изд., перераб. - М. : Норма, ИНФРА-М, 2011. - 560 с.
105. Радбрух, Г. Философия права [Текст] / Густав Радбрух ; перевод с нем. Ю.М. Юмашева. - М. : Междунар. отношения, 2004. - 240 с.
106. Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней [Текст] / Бертран Рассел ; перевод с англ. - М. : Академический Проект, 2000. - 768 с.
107. Рикер, П. Справедливое [Текст] / Поль Рикер ; перевод с франц. Б. Скуратова, П. Хицкого ; [послесл. Э. Шлоссер]. - М. : Издательство «Гнозис», Издательство «Логос», 2005. - 304 с.
108. Розин, В. М. Дискурс социальной справедливости [Текст] / Вадим Розин // Вопросы философии // Вопросы философии. - 2014. - № 3. - С. 41-51.
109. Розов, Н. С. Закончилась ли вестфальская эпоха? Мировая политика после Иракской войны [Электронный ресурс] / Николай Розов // Режим доступа: http:// http://www.nsu.ru/filf/rozov/publ/westphalia.htm.
110. Ролз, Дж. Право народов [Текст] / Джон Ролз // Вопросы философии. - 2010. - № 9. - С. 79-105.
111. Ролз, Дж. Справедливость как честность [Текст] / Джон Ролз // Философско-литературный журнал Логос. - 2006. - № 1 (52). - С. 35-60.
112. Ролз, Дж. Теория справедливости [Текст] / Джон Ролз ; перевод с англ. В. Карповича, А. Шевченко ; [науч. ред. и предисл. В. Целищева]. - М. : ЖИ, 2010.-536 с.
113. Рорти, Р. Справедливость как более широкая лояльность [Текст] / Ричард Рорти // Философско-литературный журнал Логос. - 2006. - № 5 (62). -С. 54-69.
114. Ротбард, М. Власть и рынок: государство и экономика [Текст] / Мюррей Ротбард ; перевод с англ. Б. Пинскера ; [под ред. Г. Сапова]. -Челябинск : Социум, 2010. - 418 с.
115. Румянцева, Н. Л. Историческая эволюция индивидуализма и коллективизма как базовых ценностей человека и социума [Текст] / Нина Румянцева // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 1 (11).-С. 219-223.
116. Руссо, Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права [Текст] / Ж.-Ж. Руссо // Трактаты / Издательство «Наука». -М., 1969.-С. 151-256.
117. Сазонова, К. Л. Концепция «Ответственность за защиту» в миротворческой деятельности Организации Объединенных наций [Текст] / Кира Сазонова // Юридическая наука. - 2012. - № 1. - С. 96-100.
118. Сазонова К. Л. Концепция «справедливой войны» в современном международном праве [Текст] / Кира Сазонова // Журнал российского права. -2014.-№5.- С. 117-125.
119. Сазонова, К. Л. Участие «Великих держав» в миротворческой деятельности Организации Объединенных наций [Текст] / Кира Сазонова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. - 2009. - № 9. - С. 173-179.
120. Спенсер, Г. Социальная статика [Текст] / Герберт Спенсер ; перевод с англ ; [вступит, статья М. И. Бойченко]. - Киев : Гама-Принт, 2013. - 496 с.
121. Суханова, М. И Философские основы социального либерализма [Текст] / Маргарита Суханова // Политико-философский ежегодник. - 2008. - № 1.-С. 169-183.
122. Сэндел, М. Справедливость : Как поступать правильно? [Текст] / Майкл Сэндел ; перевод с англ. А. Калинина. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013.-352 с.
123. Торгашев, Г. А. Становление и развитие представлений о праве и справедливости [Электронный ресурс] / Геннадий Торгашев // Правовая инициатива. - 2012. - № 4. - Режим доступа: http://49e.ru/ru/2012/4/5.html.
124. Тропер, М. Реалистическая теория толкования [Текст] / Мишель Тропер // Сравнительное Конституционное обозрение. - 2006. - № 1. - С. 136143.
125. Финнис, Дж. Естественное право и естественные права [Текст] / Джон Финнис ; перевод с англ. В. Гайдмака, А. Панихиной. - М. : ИРИСЭН, 2012.-554 с.
126. Фридман, М. Свобода выбирать : Наша позиция [Текст] / Милтон Фридман, Роуз Фридман ; перевод с англ. Т. Югай. - М. : Новое издательство, 2007. - 356 с.
127. Фуллер, Л. Л. Мораль права [Текст] / Лон Л. Фуллер ; перевод с англ. Т. Даниловой ; [под ред. А. Куряева]. - М. : ИРИСЭН, 2007. - 308 с.
128. Хабермас, Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории [Текст] / Юрген Хабермас ; перевод с нем. Ю. С. Медведева ; [под ред. Д. В. Скляднева]. - СПб. : Наука, 2001. - 417 с.
129. Хабермас, Ю. Религия, политика и право. Политическая справедливость в мультикультурном Мир-Обществе [Текст] / Юрген Хабермас // Полис (Политические исследования). - 2010. - № 2. - С. 7-21.
130. Хайек, Ф. А. фон. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики [Текст] / Фридрих А. фон Хайек ; перевод с англ. Б. Пискера, А. Кустарева ; [под ред. А. Куряева]. - М. : ИРИСЭН, 2006. - 644 с.
131. Харт, Г. Л. А. Позитивизм и разграничение права и морали [Текст] / Герберт Л. А. Харт // Известия высших учебных заведений. Правоведение. -2005.-№5.-С. 102-136.
132. Харт, Г. Л. А. Понятие права [Текст] / Герберт Л. А. Харт ; перевод с англ. Е. В. Афонасина, М. В. Бабака, А. Б. Дидикина, С. В. Моисеева ; [под общ. ред. Е. В. Афонасина, С. В. Моисеева]. - СПб. : Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2007. - 302 с.
133. Хеффе, О. Справедливость: Философское введение [Текст] / Отфрид Хеффе ; перевод с нем. О. В. Кильдюшова ; [под ред. Т. А. Дмитриева]. - М. : Праксис, 2007. - 192 с.
134. Цицерон. О законах [Текст] / Цицерон // Диалоги / Издательство «Наука». - М., 1966. - С. 89-150.
135. Шабуров, А. С. Теоретические проблемы российской государственности и правовой системы [Текст] : Учебное пособие / Анатолий Шабуров. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. - 112 с.
136. Шалютин, Б. С. Происхождение и сущность права и государства [Текст] / Борис Шалютин, Игорь Кисель. - Екатеринбург : Изд-во Уральского института экономики управления и права, 2012. - 115 с.
137. Шалютин, Б. С. К вопросу о происхождении права [Текст] / Борис Шалютин // Вестник Курганского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2009. - № 2(16). - С. 147-155.
138. Шек, Г. Зависть : теория социального поведения [Текст] / Гельмут Шек ; перевод с англ. В. Кошкина ; [под ред. Ю. Кузнецова]. - М. : ИРИСЭН, 2010.- 544 с.
139. Энгельс, Ф. Введение к работе К. Маркса «Гражданская война во Франции» [Текст] / Ф. Энгельс // Сочинения. В 50 ч. Ч. 22 / Государственное издательство политической литературы. - М., 1962. - С. 189-201.
140. Ясаи, Э. де. Государство [Текст] / Энтони де Ясаи ; перевод с англ. Г. Покатовича ; [под ред. Ю. Кузнецова]. - М. : ИРИСЭН, 2008. - 410 с.
141. Austin, J. The province of jurisprudence determined [Text] / John Austin. - New York : Cambridge University Press, 1995. - 298 p.
142. Baron, D. P. Review of Grossman and Helpman's Special Interest Politics [Text] / David P. Baron // Journal of Economic Literature. - 2002. - № 4. - P. 1221-1229.
143. Calhaun, G. M. The Growth of Criminal Law in Ancient Greece [Text] / George M. Calhaun. - Clark : The Lawbook Exchange Ltd., 1999. - 146 p.
144. D'Amato, A. On the Connection Between Law and Justice [Text] / Anthony D'Amato // U. C. Davis Law Review. - 1993. - № 26. - P. 527-582.
145. Dworkin, R. Law's Empire [Text] / Ronald Dworkin. - Cambridge : The Belknap Press of Harvard University Press, 1986. - 470 p.
146. Frank, J. Law and the Modern Mind [Text] / Jerome Frank. - New Brunswick : Transaction Publishers, 2009. - 446 p.
147. Friedrich, C. J. The Philosophy of Law in Historical Perspective [Text] / Carl J. Friedrich. - Chicago : The University of Chicago Press, 1958. - 253 p.
148. Holmes, O. W. The Common Law [Text] / Oliver W/Holmes. - Toronto : University of Toronto Law School Typographical Society, 2011. - 382 p.
149. Holmes, O. W. The Path of the Law [Text] / Oliver W. Holmes / Harvard Law Review. - 1897. - № 8. - P. 457-478.
150. Schapiro, J. S. John Stuart Mill, Pioneer of Democratic Liberalism in England [Text] / Jacob S. Schapiro // Journal of the History of Ideas. V. 4. - 1943. -№2.-P. 127-160.
151. Spencer, H. Over-legislation [Text] / H. Spencer // Essays : Scientific, Political and Speculative. In 4 v. V. 3 / Williams and Norgate. - London, 1891.-516 P-
152. Walzer, M. Just and Unjust Wars : A Moral Argument with Historical Illustrations [Text] / Michael Walzer. - New York : Basic Books, 2006. - 373 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.