Феномен одиночества: опыт культурологического анализа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Рыжакова, Елена Владимировна

  • Рыжакова, Елена Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Шуя
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 151
Рыжакова, Елена Владимировна. Феномен одиночества: опыт культурологического анализа: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Шуя. 2012. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Рыжакова, Елена Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Феномен одиночества: историко-культурологическнй анализ

§1.Понятие «одиночество» в интерпретации античной философско-

культурологической мысли

§2.0диночество как культурологическая проблема эпохи

Средневековья

§З.Проблема одиночества в гуманистической культурологии

Возрождения

§4.Философия одиночества в период Нового и Новейшего

времени

§5.Феномен одиночества в русской культурологии XIX - XX веков

§6.Проблема изучения одиночества в современной философии культуры

ГЛАВА ВТОРАЯ. Сущность и альтернативные виды феномена одиночества

§1.Истоки и сущность феномена одиночества

§2.Альтернативные виды одиночества

2.1. Возвышенное одиночество как явление культуры

2.2.Низменное одиночество как явление антикультуры

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен одиночества: опыт культурологического анализа»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблема одиночества как феномена культуры - одна из важнейших теоретических проблем современного гуманитарного знания (познания).

Несмотря на то, что в последние десятилетия появились отдельные исследования как у нас, так и за рубежом, посвященные анализу одиночества, тем не менее, понятие одиночества до сих пор не имеет сколько-нибудь ясных очертаний.

Неисследованность, непроясненность обозначенной проблемы проявляется, в частности, в том, что одни исследователи считают одиночество положительным явлением в человеческой жизни, другие -сугубо отрицательным. Данная оценка одиночества как сложного и противоречивого явления, на наш взгляд, во многом объясняется тем, что тема одиночества исследуется, как правило, либо в плане социологии, либо с точки зрения психологии, а значит, она не берется и не анализируется целостно - с позиции культурологии (как интегративной социо-гуманитарной науки).

К сожалению, до последнего времени данное понятие было дискредитировано в отечественной науке вульгарным социологизмом. Необходимость культурологического изучения одиночества прежде всего объясняется тем, что одиночество - это такое явление, без (вне) которого трудно представить себе сущностные основания создания культурных ценностей как форму духовно-творческой (художественной, научной и др.) самореализации человека, как способа индивидуального самоопределения человека в мире. Об этом, в частности, свидетельствуют многие

высказывания выдающихся творцов - авторов известных художественных произведений, научных открытий и технических изобретений.

Нельзя не признать и то, что теоретико-методологические подходы к изучению одиночества (как в прошлом, так и в настоящем) различны, а порою весьма эклектичны, и некоторые из них не только не приближают к истине, а, напротив, отдаляют от нее.

Негативно тут сказывается и тот факт, что авторы, исследуя феномен одиночества, нередко не отдают должного внимания истории вопроса, степени разработанности его мировой культурологической мыслью.

Исследование одиночества как культурологического феномена имеет существенное значение. Оно открывает возможности для более обоснованной и глубокой критики разного рода поверхностных, упрощенных спекулятивных воззрений не только на сущность, природу культуры, но и на смысл, содержание и назначение человеческой жизни.

Вместе с тем, изучение одиночества в культурологическом ракурсе важно помимо культурологии и для эстетики, этики, искусствознания, психологии, педагогики и других наук.

Культурологическое осмысление проблемы одиночества важно для решения практических задач, прежде всего, в области духовного формирования и развития человека, его мировоззрения, культуры чувств и интеллекта, т.е. той духовной основы бытия людей, без которой невозможно полноценное существование человечества.

Степень научной разработанности проблемы. Осмысление

феномена одиночества начинается с эпохи античности, и, прежде всего,

связано с такими именами, как Платон («Государство»), Аристотель

(«Сочинения в 4-х т.», Сенека («О блаженной жизни»), Эпикур («О

предпочтении и избегании»), Аврелий («Размышления»). В последующие

4

периоды проблеме одиночества уделяют внимание такие известные мыслители, как Б. Паскаль («Мысли»), Ф. Фихте («Назначение человека»), Г. Гегель («Философия религии»), С. Кьеркегор («Страх и трепет»), Г. Topo («Уолден, или Жизнь в лесу»), Ф. Ницше («Так говорил Заратустра»), Э. Гуссерль («Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии»), К. Ясперс («Истоки истории и ее цели»), М. Хайдеггер («Бытие и время»), Ж.-П. Сартр («Бытие и ничто»).

Из анализа представлений античных мудрецов (Платона, Аристотеля, Сенеки, Эпикура и др.) становится ясно: для того, чтобы стать Homo Solus, необходимо иметь особые, экстраординарные причины, способные выдвинуть/выбросить человека за границы обыденного, социума - мудрость и преступление. Большинство античных мыслителей сходятся во мнении, что одиночество человеку просто необходимо, чтобы понять себя, окружающий мир. Однако в целом в античности прослеживается двойственное отношение к одиночеству, что является одной из особенностей данного феномена на указанном историческом этапе: стремление к одиночеству и, напротив, стремление избежать его.

Если античному человеку была свойственна гармония души и тела, то в средневековой системе человек уже не вещь среди вещей, нет у него прочного положения во Вселенной. В эпоху Средневековья переосмысливается опыт античного понимания проблемы одиночества и ветхозаветное отношение к одиночеству. Основные посылки ее таковы: все люди, несмотря на постоянное, повседневное, - осознаваемое или нет -общение, от рождения до смерти в своей душевной жизни пребывают в глубоком и неизбывном одиночестве, о котором предпочитают забывать. Суть одиночества в период Средневековья сводится к затворничеству во имя Бога, отказу от общества других людей.

С завершением средневекового этапа развития начался медленный сдвиг в попытках человека облегчить свое чувство одиночества. Во второй половине XV века предпочтение отдается уединенной, одинокой свободе мудреца. В эпоху Возрождения одиночество понимается, прежде всего, как благоприятное для человека одиночество-уединение. Известна концепция Монтеня (1553-1592 гг.), который вводит в мыслительное пространство Человека Обыкновенного, Homo Ordinalis, способного на одиночество-уединение, и более того, находящего в одиночестве-уединении не просто способ самопознания, но и обретающего цель и смысл бытия. Монтень («Опыты») призывает сознательно жить в одиночестве и при этом жить с удовольствием.

В эпоху Ренессанса предназначение человека усматривается, прежде всего, в стремлении к достижению высшего предела земного совершенства, а не в отшельничестве во имя ухода от мирских забот. В рамках эпохи Возрождения человек понимает свою уникальность, независимость, значимость. Все это ведет к зарождению личности. Наряду с этим в период Возрождения человек переживает свою отдаленность, собственное одиночество, чувствует недостаток связей с похожими на него людьми.

Проблема одиночества в период Нового времени тесно связана с темой заброшенности человека во Вселенной.

Важное место тема одиночества занимает в творчестве Блеза Паскаля (1623 - 1662 гг.). Эту тему мыслитель раскрывает с позиции заброшенности человека в бесконечности Вселенной. В суждениях Б.Паскаля феномен одиночества предстает как неприкаянность человека в бесконечности Вселенной и как неуютность человека наедине с мыслями о себе самом. Преимущество одиночества Блез Паскаль видел только в том, что это состояние души заставляло людей задуматься о возможных путях достижения счастья и о смысле бытия.

Пристальное внимание исследованию феномена одиночества было уделено в период XIX столетия. Одним из новых методологических ориентиров в исследовании одиночества стали концепции американских трансценденталистов, среди которых видную роль играл писатель, натуралист Генри Topo.

Существенно то, что трансценденталисты первыми в истории западной мысли стали проводить различие между одиночеством и уединением. Проводя различие между этими понятиями, трансценденталисты приписывают первому отрицательный характер, а второму - положительный. Основная позиция трансценденталистов выражается в преобразовании отчужденного одиночества в состояние уединения, где возможна реализация индивидуальных творческих способностей. Трансценденталисты далеки от мысли об «изначальном одиночестве» человека.

В свою очередь, такое направление как экзистенциализм, напротив, пронизано настроением человеческой «бездомности». Одиночество личности становится принципом замкнутого антропологического универсума. Экзистенциалист, принимая одиночество за вечное и неизменное состояние человека в обществе, пытается преодолеть его при помощи духовного уединения, ухода от общества.

Воззрения русских культурологов, философов и художников слова XIX-XX вв. на феномен одиночества имеют отличительные черты. Среди русских мыслителей, занимающихся разработкой данной проблемы стоит особо выделить П.Я. Чаадаева («Отрывки и разные мысли»), B.C. Соловьева («Об упадке средневекового миросозерцания»), H.A. Бердяева («Философия свободного духа»), Л.И. Шестова («Апофеоз беспочвенности: опыт адогматического мышления»), И.А. Ильина («Аксиомы религиозного опыта»), С. Л. Франка («Непостижимое. Онтологическое введение в

философию религии»), М. Мамардашвили («Одиночество - моя профессия...»).

П.Я. Чаадаев считал, что одиночество ведет к объединению умов и душ. Проблема одиночества в работах Чаадаева осмысляется на основе решения проблемы взаимодействия отдельного человека и социума (как некой общности).

А.Н. Бердяев стремится показать, что чувство одиночества - это не только результат жизненных обстоятельств, оно коренится в самом бытии человека, в способе существования «Я».

Тема одиночества нашла отражение и в трудах Вл. Соловьева, который считал, что человек не должен изолировать себя от других, становиться одиночкой лишь во имя эгоистических целей спасения собственной души. В его трудах индивидуальное одиночество противопоставляется общественному бытию.

Понимание феномена одиночества И.А. Ильина несколько отличается от вышеобозначенных представлений. Ильин обращает особое внимание на противоречие, которое существует между замкнутостью одинокой личности и духовным всеединстве людей.

В свою очередь М.К. Мамардашвили полагал, что человек через одиночество должен обрести некую глубокую истину о себе, о человеке вообще, о природе любви и о природе отношений между людьми.

Образ одинокого, «лишнего» человека, который отвергнут обществом, или сам его отвергает, представлен в русской литературе, в частности, в произведениях М.Ю. Лермонтова, A.C. Пушкина, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского. В трудах русских мыслителей одинокий человек - это чаще всего личность, которая в силу своей духовности, возвышенности переросла людей «обыкновенных», составляющих большую часть социума.

Осмысление одиночества в русской культурологии основывается на взаимоотношении личности с «другим», с обществом, с Богом. Можно утверждать, что православная духовная традиция оказала значительное влияние на представление об одиночестве в русской культурологии и литературе.

Немаловажный вклад в разработку проблемы одиночества внесла марксистская философия. Согласно представлениям марксистов, появление феномена одиночества связано с процессом отчуждения человека от рода (от себе подобных), от природы, а вместе с тем с утверждением его «я».

В рамках социокультурных исследований Э. Дюркгейма («Социология и философия»), Р. Мертона («Социология сегодня: проблемы и перспективы») одиночество - социальное явление, которое сравнивается с такими понятиями как аномия, самоизоляция и т.п.

Представители западной культурологии часто рассматривают одиночество с позиции теории общих систем. Так, Дж. Фландерс рассматривает данный феномен не только как патологическое состояние, но и как необходимый механизм обратной связи, который в значительной степени может способствовать как благополучию отдельного индивида, так и общества в целом.

В настоящее время проблема одиночества очень интенсивно разрабатывается в западной культурологии, в рамках когнитивного подхода. Согласно Д. Расселу («История западной философии»), Л. Пепло и Д. Перлману («Теоретические подходы к одиночеству»), одиночество наступает в ситуации, когда индивид осознает несоответствие между двумя факторами - желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.

В 80-90 гг. XX века в связи с существенными изменениями в

политической и социально-экономической ситуации в России исследователи

установили новый статус проблемы одиночества. Среди диссертационных

9

исследований, в которых наиболее полно отражена сущность феномена одиночества, выявлены его основные типы, а также причины и возможные пути преодоления можно выделить работы A.C. Гагарина («Homo Solus: Одиночество как феномен человеческого бытия // Рациональность иррационального»), Л.И. Старовойтовой («Одиночество: социально-философский анализ»), Ж.В. Пузановой («Антропология одиночества // Социальная антропология на пороге XXI века»), М.И. Михайлова («Одиночество» // Высокие технологии в педагогическом процессе. Труды VII Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов), Р.К. Нуреевой («Одиночество и уединение как негативное и позитивное выражение инстинкта жизни»), Н.Е. Покровского («Универсум одиночества: социологические и психологические очерки»). Вместе с тем, в вышеобозначенных работах одиночество определяется по-разному.

A.C. Гагарин определяет одиночество, как экзистенциал (необходимая черта человеческого существования), концентрирующий смысложизненную проблематику в едином топосе - в «точке» Я, окруженной личностными границами.

В свою очередь, Л.И. Старовойтова отмечает, что одиночество - это изолированная жизнедеятельность личности, которая сопровождается нарушением гармонии между желаемым и достигнутым качеством социального общения.

Ж.В. Пузанова считает, что одиночество тесно связано с кризисом межличностного общения. Она полагает, что большинство связей в современном социуме не обеспечивают взаимопонимания, духовно объединяющего людей.

М.И. Михайлов утверждает, что одиночество - явление духовного порядка, которое служит возвышению человека.

Р.К. Нуреева, напротив, считает, что одиночество эгоистично, лишено творческого начала.

Н.Е. Покровский в своих трудах отмечает, прежде всего, неоднозначность феномена одиночества. Он связывает «одиночество» с понятием «аномия», утверждая, что одиночество не исчезает из жизни современного человека, а приобретает все более широкий общественный резонанс, социальный контекст, в котором оно стало восприниматься как прогрессирующая аномия.

Ю.Н. Давыдов, Г.В. Осипов, Ю.А. Левада придерживаются мнения, что современный человек зачастую ощущает одиночество и в условиях постоянного общения, прежде всего, потому что общение не всегда является полноценным, чаще всего, это поверхностные связи, которые не находят отклика в душе отдельного индивида.

Все вышесказанное приводит к выводу, что существующие характеристики и определения одиночества (при всей их содержательности) не отменяют и не исключают дальнейших возможностей и новых путей, направлений в исследовании темы.

Недостатком исследования одиночества в современных литературных источниках является то, что в них в основном описывается «психология» одиночества. Но что такое «одиночество», каков культурологический статус этой категории, в чем кроется его истинный смысл и каковы его глубинные основания (?) - эти вопросы остаются во многом еще нераскрытыми.

Необходимо отметить, что как фундаментальная проблема - проблема одиночества заслуживает постоянного изучения, независимо от того, как давно она рассматривается и насколько глубоко она изучена на сегодняшний день.

Актуальность проблемы исследования и ее неполное изучение определили основную цель и выявили задачи диссертационной работы.

Цель и основные задачи исследования. Целью диссертационной работы является культурологическое исследование феномена одиночества, раскрывающее его сложную природу и содержание как важного, противоречивого духовного выражения человека.

В рамках данного исследования решаются следующие задачи:

• выявить и представить в систематизированной форме состояние проблемы одиночества в истории мировой культурологической мысли;

• раскрыть основания и сущность одиночества как феномена культуры;

• в ходе анализа проблемы одиночества провести разграничение одиночества и уединения;

• представить двойственную природу (альтернативные виды) культурологического феномена одиночества.

Объект исследования. Объектом данной диссертационной работы является одиночество как культурологический феномен.

Предмет исследования. Предметом анализа выступает феномен одиночества как сложное и противоречивое явление культуры, его природа, сущность и альтернативные виды.

Теоретической базой и источниками исследования стали работы

отечественных и зарубежных культурологов. В этих работах обращалось

внимание на особенности феномена одиночества как явления культуры, на

сравнение одиночества с другими близкими понятиями, исследовались

различные культурологические подходы к изучению одиночества. Таким

12

образом, анализ проблемы ведется с учетом достижений мировой культурологической мысли.

Методологической основой исследования является диалектический метод и его принципы: развития, взаимосвязи, поляризации, системности и др. Немаловажны для автора такие принципы, как восхождение от абстрактного к конкретному, историзм и др. Исследование автора ведется с опорой на деятельностный подход. В процессе исследования темы автор особое значение придает идеализации как методу научного познания.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что автором:

• раскрываются соответствующие (культурологические, социальные, гносеологические) истоки (предпосылки) возникновения одиночества как феномена культуры;

• дается интерпретация сущностной природы одиночества как культурологического феномена;

• выявляются сходство и различие понятий «одиночество» и «уединение» как определенных форм проявления человеческого бытия в культурологическом измерении;

• выделяются и анализируются альтернативные виды одиночества, а именно: возвышенное (положительное) как явление культуры и низменное (отрицательное) как явление антикультуры.

Теоретическая значимость работы состоит в: • научно-теоретических результатах исследования, которые имеют

существенное значение для решения проблем, связанных с

жизнедеятельностью современного человека и общества;

• культурологическом анализе феномена одиночества, как сложного, противоречивого явления современной действительности;

• изучении одиночества в российской и зарубежной социо-культурной реальности.

Практическая значимость работы состоит в следующем:

• результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего анализа феномена одиночества в культурологии и философии.

• материалы диссертации могут быть использованы при изучении курсов «Культурология», «Философская антропология», при написании по данным дисциплинам учебных пособий и научно-популярных работ;

• авторский материал может быть использован для преподавания специальных курсов по различным гуманитарным дисциплинам.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре философии

и истории мировоззрения Нижегородского государственного

педагогического университета, где она была выполнена. Содержание

диссертации представлено в публикациях автора, в том числе в научных

журналах, в сборниках статей, в сборниках тезисов, докладов конференций.

Многие результаты апробированы автором на лекционных и семинарских

занятиях со студентами при чтении курса «Культурология». Основные

положения диссертации отражены в публикациях, а также выступлениях на

конференциях и семинарах: на научно-практической конференции X

Всероссийской межвузовской конференции студентов и аспирантов «Наука и

молодежь» (Н. Новгород, 2009); Международных научно-методических

конференциях «Инновации в системе непрерывного профессионального

образования» (Н. Новгород, 2009, 2010); Межвузовских научно-практических

конференциях преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов,

14

студентов «Социально-экономические проблемы и перспективы развития высшего профессионального образования» (Н. Новгород, 2009-2011); VI, VII, VIII Всероссийских межвузовских научных конференциях «Мировоззренческая парадигма в философии» (Н.Новгород, 2008-2010), II заочная научная объединенная сессия «Трибуна ученого: актуальные проблемы современного образования (Шуя, 2012).

Положения, выносимые на защиту:

1. В чистом виде одиночество проявляется в эпоху Нового времени. До Нового времени человек не существовал как «я-для-себя», поскольку он был в единстве с природой. Человек античности (античной культуры) не утратил тесной связи с природой (космосом), а также с обществом (коллективом). Утверждение человека тут осуществляется в аспекте общественного бытия (мира вещей, тел, предметов), а соответственно оно носит внеличностный, точнее, доличностный характер. Не знает человека как «себя самого» не только античная (древнегреческая) культура, но и более поздняя -средневековая, поскольку она ограничивала проявление человека жесткими социальными и религиозными рамками (нормами). В период же Нового времени происходит зарождение индивидуального «я». Человек теряет жизненные опоры в рамках природы, общественной жизни и становится одиноким существом.

2. Феномен одиночества представляет собой неукорененность человека в мире, удаленность его от обыкновенного, обычного в жизни, от того, что принято считать нормой в жизнедеятельности людей.

3. Уединение - совершаемый человеком акт, одиночество -универсальное, сущностное переживание. Одиночество является состоянием души, осознанием своей отдельности, особенности, неповторимости.

4. Автор выделяет два альтернативных вида феномена одиночества: возвышенное и низменное.

А) Возвышенное одиночество раскрывает, являет себя как индивидуально-универсальное «Я» человека. Оно позволяет человеку установить внутреннее, душевно-духовное родство между собой и другими людьми (человеческим родом), выразить и утвердить себя на уровне чувств (переживания) общей, всеобщей жизни, а значит, внутреннего единства с человечеством и Вселенной (Универсумом). Следовательно, возвышенное одиночество представляет собой позитивную устремленность «общечеловеческого Я».

Б) Низменное одиночество есть внутренняя пустота человека, его & ничтожность, прикрывающаяся внешностью. Как антипод возвышенной % устремленности низменное одиночество представляет собой негативное нисхождение, проявление субъекта в соответствии не с духовными, а с биологическими потребностями, инстинктами. Низменное одиночество — ЭТО ^т своеобразный феномен самоотчуждения и самоуничтожения человека.

Структура работы. Цели, задачи и основные идеи диссертации определяют логику работы и ее структуру. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 204 наименования, в том числе 35 на иностранном языке.

Соответствие диссертации паспорту специальности. Диссертация

соответствует паспорту специальности «Теория и история культуры»

16

согласно пунктам: «культура и общество», «культурно-исторический процесс», «личность и культура».

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Феномен одиночества: историко-культурологический анализ

§1. Понятие «одиночество» в интерпретации античной философско-культурологической мысли

Из анализа представлений античных мыслителей (Демокрита, Эмпедокла, Гераклита, Сократа, Антисфена, Диогена Синопского, Платона, Аристотеля, Сенеки, Эпикура, Марка Аврелия) становится ясно: для того, чтобы стать Homo Solus, необходимо иметь особые причины, способные выдвинуть/выбросить человека за границы обыденного, социума - мудрость и преступление. Достижение гармонической бесстрастности, покоя под сенью безличного абсолюта чаще всего оставалось для древнего грека декларируемым идеалом, доступным лишь редким мудрецам, обладающим огромной силой духа и не убоявшимся одиночества и невзгод, подстерегающих на пути к единению с безличной истиной/космическим порядком. Идеал античного мудреца таков: мудрец должен пребывать в интеллектуальном одиночестве в рамках социума, независимо от того, согласен ли с этим реальный, конкретный социум (община, род, народ), разделяет ли социальное окружение взгляды самого мудреца.

Античный Homo Solus проявлялся в двух формах: 1) Ощущающий одиночество как ущербность собственной самости, изъян, не позволяющий ему быть внутри жизни полиса или же быть другом, иметь дружеские связи. Это или «дурной человек», достойный участи изгоя, смертника, раба, либо, как исключение, - человек мудрый, но (в силу изначальной трагической вины) обреченный неумолимым роком, как царь Эдип, на, говоря инокультурно, «кармическую» плату за преступления рода; 2) Homo Solus -

мудрец, стремящийся к достижению идентичности с Богом, беседующий с самим собой1.

Мифологический сюжет античности про царя Эдипа является иллюстрацией трагической «вины» героя, который пытался избежать предначертаний судьбы. Причем в «вине» героя его персональной вины нет, он был лишь жертвой античного фатализма. Зло, обращенное на других, в итоге привело Эдипа ко злу, обращенному не себя: он обрекает себя на полное одиночество, символизируемое слепотой, самоизгнанием и самозабвением. Таким образом, одиночество в античном мировосприятии ассоциировалось не столько с волевым актом, сколько со «статусом» изгоя, с божественным наказанием. Одиночество как следствие совершенного преступления проявлялось и в иных мифологических сюжетах - о Прометее, Нарциссе или Сизифе и т.д.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Рыжакова, Елена Владимировна, 2012 год

Библиографический список:

1. Абульханова, К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологический журнал, 1999. -№ 5. - С.5-14.

2. Абеляр, П История моих бедствий / П Абеляр. - М: Республика, 1992. - 335с.

3. Адамович, Г. Одиночество и свобода / Г. Адамович. - М.: Республика, 1996. -447с.

4. Аксаков, ИС. Отчего так нелегко живется в России? / И.С. Аксаков. - М.: РОССПЭН, 2002.

5. Алейникова, О.С. Одиночество: философско-культурологический анализ. Дис... ,канд.филос.наук: 24.00.01 / О.С. Алейникова - СПб., 2005. - 165с.

6. Алексеев, ПВ. Социальная философия: Учеб. пособие. / П.В. Алексеев. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 256с.

7. Антология мировой философии в 4-х томах. - М.: Мысль, 1969.

8. Анциферова, Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. - М, 1989.- С.426-433.

9. Аристотель. Соч. В 4 т. / Аристотель. - М.: Мысль, 1984.

10. Архангельский, Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. / Л.А. Архангельский. - М., 1974. - 221с.

11 .Барулин, B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антрополоши. / B.C. Барулин. -М., 1994. - 256с.

12. Баткин, Л.М. Европейский человек наедине с собой: Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. / Л.М. Баткин. - М, 2000.-1005с.

13. Бахтин, ММ Из жизни вдей. / ММ. Бахтин. - М., 1995. -152с.

14. Бердяев, H.A. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды. / НА. Бердяев.-М, 1999.-312с.

15. Бердяев, НА. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М.: Международные отношения, 1990.-336с.

16. Бердяев, H.A. Трагедия и обыденность // Типы религиозной мысли в России. -Париж: УМСА-Press, 1989.

17. Бердяев, НА. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения / НА. Бердяев Философия свободного духа -М., 1994. - С. 230-316.

18. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. -СПб.: Лениздат, 1992.- 400с.

19. В тени молчаливого большинства, или конец социального / Ж. Бодрийяр. -Екатеринбург, 2000. - 96с.

20. Боуэн, М.В.-Б. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии.- 1990.- №2-3.- С.24-33.

21. Блок, A.A. Собрание сочинений. В 8 т. / Под общ.ред. В.Н. Орлова. - МЛ.: Гослитиздат, 1960-1963.

22. Брюнинг, В. Философская антропология / В. Брюннг. - М., 2005. - 325с.

23. Брюсов, В.Я. Стихотворения. Поэмы / В.Я. Брюсов. - М.: Художественная литература, 1957.

24. Бубер, М.ЯиТы/7 БуберМ. Два образа веры.- М: Республика, 1995. - 464с.

25. Вакулич, Н.Р. Свобода и личность: Социокультурные основания. Дис. канд. фил. наук: 09.00.11.-Саратов, 2001. - 131с.

26. Вальденфельс, Б. Границы понимания и слушания (способности слышать) Чужого // Понимание и существование: Сборник докладов международного научного семинара. Минск: Издательство Европейского гуманитарного университета, 2000. - С.5-22.

27. Васильева H.A. Теоретическая модель феномена выбора: социальный идеал и реализация: Теоретико-методологический аспект: Дис. канд. филос. наук: 09.00.11.- Иркутск, 2004. - 173с.

28. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200с.

29. Вербицкая, СЛ. От описания особенностей восприятия одиночества - к его определению//Прикладная психология. - 2001. - № 5. - С. 1-9.

30. Винничук, JI. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и РимА / Л. Винничук. - М.: Высш. шк., 1988. - 140с.

31. Воронцов, Б.Н. Капитализм и отчуждение личности // Вестник Московского университета. - Серия философия. - 1972. -№4.-C.3-13.

32. Габцдулин, P.C. Идея свободы в истории России / P.C. Габидулин. - М.: Юпитер, 2005.-205с.

33. Габигова, P.M. Человек и общество в немецком экзистенциализме / P.M. Габитова -М., 1972.- 222с.

34. Гагарин, A.C. Homo Solus: Одиночество как феномен человеческого бытия // Рациональность иррационального. - Екатеринбург, 1991. - С.110.

35. Гагарин, A.C. Одинокий полет над бездной (Экзисгенциалы человеческого бытия в европейской культуре) // Культура и традиции: Сб.научных трудов. - Екатеринбург, 1995.-С.56-72.

36. Гагарин, A.C. Человек одинокий в мифологии и философии античности // Человек в философско-культурном измерении: Материалы республиканской научно-теор. конф. - Нижневартовск, 1998. - С.235-240.

37. Гадамер, Г.-Г. Истина и метод/Г.-Г. Гадамер. - М.: Прогресс, 1988. - 699с.

38. Гарнцев, М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта) / МА Гарнцев. - М.: Изд-во МГУ, 1987. -216с.

39. Гачев, Г. Творчество, жизнь, искусство / Г. Гачев. - М.: Дет. лит., 1980.- 143с.

40. Гегель, Г.В.Ф. Философия религии. В 2 т. / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1976.

41. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1977. Т. 3. Философия духа. - 471с.

42. Гердер, И. Щей к философии истории человечества / И. Гердер. - М.: Наука, 1977.- 703с.

43. Григорьева, ТЛ. Человек и мир в системе традиционных китайских учений // Проблема человека в традиционных китайских учениях. - М.: Наука, 1983. -С. 6-16.

44. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т 1. / Э. Гуссерль. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. -336с.

45. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 12 т. / В.И. Даль - М.: Мир книги, 2004.

46. Джуссани, JI. Христианство как вызов / JI. Джуссани - М.: Изд-во «Московский философский фонд», 1993. - 158с.

47. Долгинова, ОБ. Изучение одиночества как психологического феномена // Прикладная психология.-2000.- №4.- С.28-36.

48. Долгинова, О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07. - СПб., 1996. - 166с.

49. Донских, O.A., Кочергин, АН. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 240с.

50. Дюрренматт, Ф. О смысле художественного творчества в наше время // Называть вещи своими именами: Программа выступления мастеров западноевропейской литературы XX в.- М.: Прогресс, 1986.- С.403-408.

51. Зюскинд, П. Парфюмер: история одного убийцы / П. Зюскинд. - СПб: Азбука-классика, 2003. - 309с.

52. Ильенков, ЭБ. Философия и культура / ЭБ. Ильенков. - М.: Политиздат,

1991.- 464с.

53. Ильин, И.А. Аксиомы религиозного опыта / И.А. Ильин Собрание сочинений: В 10-ти т. -М., 1999.

54. Ильин, И.А. О любезности / И.А. Ильин Собрание сочинений: В 10-ти т. -Т.З. -М., 1999.

55. Ильин, И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний / И.А. Ильин Собрание сочинений: В 10-ти т. - Т.З. - М., 1999.

56. Иошкин, В.К. Несвобода и свобода как формы рационального осмысления мира / В.К. Иошкин. - СПб.: Русь, 2005. - 347с.

57. Каган, В.Е. Мастерская одиночества // Психологическая газета, 1998. -№11. - С.10-12.

58. Каган, М.С. Мир общения. Проблемы межсубъективных отношений / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1988. - 319с.

59. Каган, М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1974. - 328с.

60. Как построить свое «Я»? / Под ред. В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1991.-136с.

61. Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю. - М., Политиздат, 1990. -415с.

62. Камю, А. Посторонний/Камю А. Избранное. - М.: Радуга, 1989. - 464с.

63. Кандалинцева, Л.Е. Проблема свободы как путь к моральным ценностям в экзистенционализме / Л.Е. Кандалинцева. - М.: Рос. гос. аграр. заоч. ун-т, 2001. -122с.

64. Кант, И. Критика чистого разума/И. Кант. - М.: Наука, 1998.- 656с.

65. Кантемиров, Е.В. Проблема другого в современном обществе: Дис. канд. филос. наук: 09.00.11. - Екатеринбург, 2004. - 131с.

66. Кассирер, Э. Избранное. Опыт о человеке / Э. Кассерер. - М.: Гардарика, 1998. - 784с.

67. Киппнер, С. Американская психология: новые направления исследований // Психологическая газета. 1998, № 11. - С. 10-12.

68. Киреев, Р. Теория положительного одиночества. // Литературная газета, 1994.- №41.-С.16.

69. Кнабе, Г.С. Историческое пространство и историческое время в культуре Древнего Рима // Культура Древнего Рима. Т.2. - М.: Наука, 1985. - 397с.

70. Князева, Е.Н., Курдюмов, С.П. Синергетика: начало нелинейного мышления // Общественные науки и современность. -М., 1993. -№2. - С.42.

71. Костылева, С.Ю. «Одиночество»: историко-литературный контекст и поэтика: Дис. канд. филол. наук: 10.01.01. - Тамбов, 2004. - 204с.

72. Кузнецов, О.Н., Лебедев, В.И. Психология и психопатология одиночества. - М.: Медицина, 1972. - 336с.

73. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. -608с.

74. Леви-Строс, К. Структурная антропология / К. Леви-Строс. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 512с.

75. Лейнг, Р. Разделенное Я / Р. Лейнг. - Киев, 1995. - 320с.

76. Леонтьева, М.О. Одиночество поэта в интерпретации М. Цветаевой // Образ России в отечественной литературе от «Слова о Законе и Благодати» митрополита Иллариона до «Пирамиды» Л.М. Леонова: движение к многополярному миру: Материалы VI Международной научной конференции. - Ульяновск, 2009. - С. 102.

77. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. - М.: Политиздат, 1991.- 525с.

78. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: 1997. - 688с.

79. Майленова, Ф.Г. Два лика одиночества // Человек. - 2002. - № 2. - С. 129135.

80. Максимов, А.М. Свобода как противоречие самобытия и инобытия. -Екатеринбург: Изд-во Ур. ун-та, 1998. - 197с.

81. Мамардашвили М.К. Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки. - М.: Лабиринт, 1996. - 432с.

82. Мамардашвили, М.К. Одиночество - моя профессия...// Конгениальность мысли. О философе Мерабе Мамардашвили. - М., 1994.

83. Мандельштам, О. Стихи / О. Мандельштам. - Пермь: Кн. изд-во, 1990. -381с.

84. Маркс К., Энгельс Ф. Экономико-философские рукописи 1844 г. / Из ранних произведений. - М., 1956. VIII.- 689с.

85. Марсель, Г. К трагической мудрости и за ее пределами // Проблема человека в Западной философии. Сборник переводов с английского, немецкого, французского. -М.: Прогресс, 1998.

86. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. - М.: Изд. группа «Евразия», 1997. - 430с.

87. Мертон, Р. Социология сегодня: проблемы и перспективы / Р. Мертон. -М., 1965.

88. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. - М., 2006. - 873с.

89. Мид, М. Одиночество, самостоятельность и взаимозависимость в контексте культуры // Лабиринты одиночества. -М.: Прогресс, 1989. - С.98-114.

90. Михайлов, М.И. Культурология. Материалы к лекциям по теории культуры / М.И. Михайлов. -Н. Новгород: ВГИПУ, 2007. - 74с.

91. Михайлов, М.И. Лирика как род литературы / М.И. Михайлов. - Н. Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2004. - 98с.

92. Михайлов, М.И. Одиночество // Высокие технологии в педагогическом процессе. Труды VII Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и

специалистов (26-27 апреля 2006 г.) - Т.1. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2006 г. - С.39-40.

93. Михайлов, М.И. Основные эстетические категории: опыт систематизации / М.И. Михайлов. - Саратов: СГУ, 1990.

94. Михайлов, М.И. Основы эстетики / М.И. Михайлов. - Н. Новгород, 2011.-173с.

95. Михайлов, М.И. От индивида - к личности // Человек, 2002 г. №4. -С.188-192.

96. Миюскович, В. Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989. - С.52-88.

97. Моисеев, H.H. Человек во вселенной и на Земле // Вопросы философии, 1990. - №6. - С.32-46.

98. Монтень, М. Опыты / М. Монтень. - М.: Голос, 1992. - 384с.

99. Назлоян, Г. К концепции патологического одиночества // Московский психотерапевтический журнал. - 2000. - № 2. -С. 51-73.

100. Николаева, Н.С. Художественная культура Японии XVI столетия / Н.С. Николаева. - М.: Искусство, 1986. - 240с.

101. Ницше, Ф. Ангихристианин // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - С. 17-94.

102. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра: Повесть / Ф. Ницше. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 384с.

103. Ницше, Ф. Утренняя заря: Мысли о моральных предрассудках / Ф. Ницше.- Свердловск:Воля, 1991.- 304с.

104. Нуреева, Р.К. Социально-философский анализ духовного одиночества / Р.К. Нуреева. - Уфа: РИО Баш ГУ, 2006. - 52с.

105. Оди, Р. Человек - существо одинокое: биологические корни одиночества //Лабиринтыодиночества.-М.: Прогресс, 1989.- С.129-152.

106. Ожегов, С .И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Русский язык, 1990.-917с.

107. Ордокова, Т.Ж. Когда одиночество в радость / Т.Ж. Ордокова. -М., 2004.-423с.

108. Орлов, АБ. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С.5-19.

109. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет.

- М.: Искусство, 1991 - 588с.

110. Паскаль, Б. Мысли / Б. Паскаль. - М.: ACT; Харьков: Фолио, 2003. -236с.

111. Пепло, Л.Э., Мицели, М., Мораш, Б. Одиночество и самооценка // Лабиринты одиночества.- М.: Прогресс, 1989.-С.169-192.

112. Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т.1. / Платон. - М.: Мысль, 1990. -860с.

113. Покровский, Н.Е. Генри Topo / Н.Е. Покровский. - М.: Мысль, 1983.- 188с.

114. Покровский, Н.Е. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки / Н.Е. Покровский. - М.: Университетская книга, Логос, 2008. - 192с.

115. Приходько, Д.Н. Отчуждение и пути его преодоления: ав-тореф. дис. на соиск. учен, степ, д-ра филос. наук: (09.00.11)/ Томск, гос. ун-т. - Томск, 1995.

- 71с.

116. Пузанова, Ж.В. Антропология одиночества // Социальная антропология на пороге XXI века -М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998. - С. 363-365.

117. Рено, А. Эра индивида К истории субъективности / А. Рено. - СПБ.: «Владимир Даль», 2002. - 474с.

118. Розанов, В.В. Уединенное / В.В. Розанов. -М.: Политиздат, 1990. - 543с.

119. Рубинов, А. Семья, одиночество, любовь / А. Рубинов. - М.: Сов. Россия, 1976. - 186с.

120. Рубинстайн, К, Шейвер, Ф. Опыт одиночества // Лабиринты одиночества. -М.: Прогресс, 1989.- С.275-301.

121. Рубинштейн, СЛ. Бытие и сознание. Человек и мир / СЛ. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2003. - 512с.

122. Рыжакова, Е.В. Одиночество как философская проблема // Вестник ННГУ. Социальные науки. - Выпуск 4. - Н. Новгород, 2011. - С.137-142.

123. Рыжакова, Е.В. О сущности феномена одиночества // «Инновации в системе непрерывного профессионального образования». - Н. Новгород: ВГИПУ, 2011.

124. Рыжакова, Е.В. Проблема одиночества в учебном курсе философии // «Актуальные вопросы современной науки и образования». - Красноярск, 2010.

125. Рыжакова, Е.В. Феномен одиночества. Многообразие понятий // «Гуманитарные и общественные науки». - Красноярск, 2011.

126. Садлер, У.А., Джонсон, Т.Б. От одиночества - к аномии // Лабиринты одиночества - М.: Прогресс, 1989.

127. Сальский, Ф. О беседах и одиночестве // Silentium: Философско-художественный альманах. Вып. 1. СПб: Фило-софско-культурологическая исследовательская лаборатория «Эйдос», 1991. - 304с.

128. Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991.-336с.

129. Самоукина, Н.В. Женское одиночество // Прикладная психология. -2002. - № 5-6. - С.65-82.

130. Сартр, Ж.П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Ж.П. Сартр. - М.: Республика, 2000. - 639с.

131. Сартр, Ж.П.Стена/Ж.П.Сартр.-М.:Прогресс, 1991.

132. Сартр, ЖЛ. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989.- С.319-345.

133. Серма, В. Некоторые ситуативные и личностные корреляты одиночества / В. Серма. -М., 1989.

134. Симеонова, JI. Человек рядом / Пер. с болг. М.: Политиздат, 1989. -159с.

135. Сиполенцев, Ю.М., Прохоровцева, Т.К. Особенности морального отчуждения // Вестник Московского университета. - М., 1995. - С.48-55.

136. Современная западная философия. Словарь. - М.: Изд-во политической литературы, 1991. - 414с.

137. Соловьев, B.C. Об упадке средневекового миросозерцания. Собрание сочинений: В 2-х т. / B.C. Соловьев - М., 1998.

138. Соловьев, B.C. Соч.: В 2 т. - Т.2. Чтения о богочеловечестве. Философская публицистика / B.C. Соловьев. - М.: Правда, 1989. - 736 с.

139. Старовойтова, Л.И. Одиночество: социально-философский анализ: Дис. канд. филос. наук: 09.00.11. - М., 1995. - 126с.

140. Стрельцова, Г\Я. Паскаль и европейская культура / Г Я. Стрельцова. - М.: Республика, 1994.

141. Сэлинджер, Дж.Д. Над пропастью во ржи. Повести. Рассказы / Дж.Д. Сэлинджер.-М.: Правда, 1991. - 608с.

142. Тихонов, Г.М. Антология одиночества: философский аспект // Простор. -1996. -№1.-С.89-92.

143. Тихонов, ТМ. Одиночество: стереотип и реальность / ГМ. Тихонов. - Ижевск, 2005.-374с.

144. Токарев, С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. - М.: Политиздат, 1990. - 622с.

145. Topo, Г.Д. Уолден, или Жизнь в лесу / Г.Д. Topo. -M., 1980.

146. Фейербах, JI. Сущность христианства. В 2-х т. Т.2. / Л. Фейербах. - М., 1995.- 425с.

147. Фихте, И.Г. Несколько лекций о назначении ученого; Назначение человека; Основные черты современной эпохи: Сборник. - Мн.: ООО «Попурри», 1998. - 480 с.

148. Франк, С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии / С.Л. Франк- М.: Правда, 1991.

149. Фрейд, 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1/3. Фрейд. -Тбилиси: Мерани, 1991. - 398с.

150. Фрейд, 3. Введение в психоанализ: Лекции. - М.: Наука, 1989. - 456с.

151. Фрейд, 3. Неудовлетворенность культурой / Избранное. Т. 1. - С.255-333.

152. Фриш, М. Общественность как партнер // Называть вещи своими именами: Программа выступления мастеров западно-европейской литературы XX в. -М.: Прогресс, 1986. - С.408-415.

153. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. - М.: Республика, 1994. - 447с.

154. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. - М.: Прогресс, 1989. -272с.

155. Фромм, Э. Человеческая ситуация / Э. Фромм. - М.: Смысл, 1995. -238с.

156. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. - Харьков: «Фолио», 2003. - 503с.

157. Хьел, Л., Зиглер, Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер-Пресс, 1997. - 608с.

158. Чаадаев, П.Я. Отрывки и разные мысли / П.Я. Чаадаев Полное собрание сочинений и избранные письма. - М.: «Наука», 1991. - Т. 1.

159. Чаадаев, П.Я. Философские письма / П.Я. Чаадаев Полное собрание сочинений и избранные письма. -М.: «Наука», 1991. - Т. 1.

160. Чуринов, Н.М. Совершенство и свобода: Философские очерки. -Красноярск: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2003.-515с.

161. Шел ер, М. Избранные произведения / М. Шелер. - М.: Гнозис, 1994. -413с.

162. Шестов, JI. Апофеоз беспочвенности: Опыт догматического мышления / JI. Шестов. - JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. - 216с.

163. Шестов, Л. Лекции по истории греческой философии / Л. Шестов. - М.: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2001. - 304с.

164. Штирнер, М. Единственный и его собственность / Пер. с нем. Б.В. Гиммельфарба, М.Л. Гохшиллера. - СПб.: Азбука, 2001. - 442с.

165. Юм, Д. Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам // Сочинения. В 2 т. - М.: Мысль, 1965, т. 1. - 847с.

166. Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени / К.Г. Юнг. - М.: Прогресс, 1994.- 336с.

167. Ялом, И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы / Пер. с англ. А.Б. Фенько. - М.: Класс, 1997. - 288с.

168. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Т.С.

Драбкиной. - М.: Класс, 1999. - 576с.

169. Янг Д.И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и ее

применение. М., 1989. - С. 167.

170. Andersson, L., Mullins, L., Johnson, D. Parental Intrusion versus Social Isolation: A Dichotomous View of the Sources of Loneliness // Loneliness:

Theory, Research and Applications. - Newbury Park, California: Sage Publishing. - 125-134p.

171. Armstrong, D. A Combinatorial Theory of Possibility. Cambridge University Press, Cambridge. - 156p.

172. Baron, R., Byrne, D. Social Psychology. -Boston: Allyn & Bacon, 2000. -178 p.

173. Becker, T. On latency. The Psychoanalytic Study of the Child. New York: International Universities Press, 1974, №29. - p.3-11.

174. Bernikov, L. Alone in America. - New York, Harper and Row, Publishers, 1986.

175. Boas, Franz. Anthropology in North America. - New York: G. Stechert & Co., 1915.-378p.

176. Bondevik, M., Skogstad, A. The oldest old, social network and loneliness // Western Journal of Nursing Research, 1998. - Vol.20. - Issue 3. - p.325.

177. Bowlby, J. Affectional Bonds: Their Nature and Origin. In Weiss R. Loneliness: The Experience of Emotional and Social Isolation. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press. - 1973. - p.38-52.

178. Burnes, D. Intimate connections. - Penguin Books USA Inc., New York, 1985.

179. Cacioppo, J., Hawkley, L., Berntson, G. The anatomy of loneliness. Current Directions in Psycological Science. - 2003. - p.71-74.

180. Cacioppo, J., Hawkley, L., Crawford, L., Kowaleski, M. Loneliness and health: Potential mechanisms. Psycosomatic Medicine. - 2002. - p.407-417.

181. Calvin, J. Works. Philadelphia, 1938. vol. 1 -p.771.

182. Cramer, D. Living alone, marital status, gender and health. Journal of Community and Applied Social Psychology. - 1993. - p. 1-15.

183. Cramer, K., Neyedly, K. Differences in Loneliness: The role of Masculinity and Femininity. - 1998. - p.645-652.

184. Dykstra, P. Loneliness among the never and formerly married: The Importance of supportive friendships and desire for independence. Journal of Gerontology: Social Sciences. - 1995. -p.321-329.

185. Ernst, J., Cacioppo, J. Lonely hearts: Psychological perspectives on loneliness. Applied Preventive Psychology, 1999. - p.93-106.

186. Ferreira, A. Loneliness and psychopathology. American Journal of Psychoanalysis, 1962, №22. -p.201.

187. Flanders, J. A general Systems approach to loneliness. //Loneliness. A. Sourcebook of Current Theory, Research and Therapy. - A Wiley-Interscience Publication, 1982. - p. 179.

188. Fromm- Reichmann, F. Loneliness. / The Anatomy of loneliness. - New York: Intern. Univ. Press, 1981.-XIV,-p.338-361.

189. Henry, J. Loneliness and Vulnerability // The Anatomy of loneliness. - New York: Intern. Univ. Press, 1981. - XIV. - p.95-110.

190. Horowitz, L.& French, R. de S. Interpersonal problems of people who describe themselves as lonely. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1979. - p.762-764.

191. Hojat, M., Crandall, R. Loneliness: Theory, Research and Applications. Newbury Park, California: Sage Publishing, 1987.

192. Jong-Gierveld. Developing and Testing a model of Loneliness. Journal of Personality and Social Psycology, 1987, Iss 1. - p.l 19.

193. Leiderman P. Loneliness: A psychodynamic interpretation. New-York, 1982.-p.181.

194. Leiderman, P.H. Pathological Loneliness: A Psychodynamic Interpretation. // The Anatomy of loneliness. - New York: Intern. Univ. Press, 1981. - XIV, -p.377-393.

195. Lopata H. Loneliness: Antecedents and coping strategies in the lives of widows, 1982.-p.316.

196. Moustakas, C. Loneliness and love. - N. J.: Prentice-Hall, 1972. - 171p.

197. Moustakas, C. Creative Live. - N.Y.: Van Nostrand Reinhold Company, 1977.- 116p.

198. Perlau, L. A longitudinal study of loneliness. Paper presented at the annual meeting of the Western Psychological Association. San Diego, 1979.

199. Rook, K. Toward a more differentiated view of loneliness. - New York, 1988. -p.571-589.

200. Rubenstein, C, Shaver, P. The experience of loneliness. In L. Peplau, D. Perlman: Loneliness: A Sourcebook of current theory, research and therapy, 1979. -p.206-223.

201. Sermat V. Sources of loneliness. Essens, 1978. - p. 276.

202. Sullivan G. The anatomy of loneliness. New-York, 1980. - p. 185.

203. Weiss, R. Loneliness: The Experience of Emotional and Sociale Isolation. Cambridge: MIT Press, 1973.

204. Weiss, R. The Study of loneliness. -New York, 1981. -p.152-164.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.