Симулятивные и несимулятивные игры как антропологические конфигурации одиночества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Калмыкова, Зоя Александровна

  • Калмыкова, Зоя Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 148
Калмыкова, Зоя Александровна. Симулятивные и несимулятивные игры как антропологические конфигурации одиночества: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Москва. 2013. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Калмыкова, Зоя Александровна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОДИНОЧЕСТВА

1.1. Природа одиночества

1.2. Пути преодоления одиночества

1.2.1. Самоубийство

1.2.2. Безумие

Выводы к главе 1

Глава 2. ИГРА КАК СПОСОБ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

2.1. Философские концепции игры

2.2. Строение и основные принципы функционирования игры

Выводы к главе 2

ГЛАВА 3. СИМУЛЯТИВНЫЕ И НЕСИМУЛЯТИВНЫЕ ИГРЫ: ИХ ОСОБЕННОСТИ И РАЗЛИЧИЯ

3.1. Проблема симулякра в философии

3.2. Актерские игры как основные инструменты создания образов

в симулятивной игре

3.3. Симулятивные и несимулятивные игры. Их сущность, различия

и принципы функционирования

3.4. Примеры взаимодействия симулятивных и несимулятивных игр. Гламур как симулятивная игра, ставшая несимулятивной

3.5. Выводы к главе 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Симулятивные и несимулятивные игры как антропологические конфигурации одиночества»

ВВЕДЕНИЕ

Исторические потрясения XX века — крах советского строя как апофеоза коллективистской культуры и кризис ценностей индивидуалистического «западного мира», проявившийся в падении нравственности (на это указывал, например, О. Шпенглер в работе «Закат Европы»1), экономических кризисах и т. п., - показали, что для успешного функционирования общества необходимо найти более или менее гармоничный баланс между личностью и социумом.

В настоящее время можно говорить о существовании двух полярных традиций при анализе проблемы человек-общество. Это - индивидуализм, где человек рассматривается, как пишет М. Бубер, соотнесенным лишь с самим собой, что, по его мнению, искажает лицо человека, и коллективизм, где человеческое лицо и вовсе отсутствует2. Поэтому человек не может быть рассмотрен в рамках только одной из этих концепций, т. к. индивидуализм «видит человека в его соотнесенности с самим собой, коллективизм же вообще не видит человека, он рассматривает лишь общество»3.

В философии исторически сложились две традиции в понимании сущности человека. Первая рассматривает человека как существо, прежде всего, социальное и восходит к Аристотелю, провозгласившему человека «политическим животным», для которого жизнь вне социума или вне государства является отклонением от нормы. Такой человек рассматривается Аристотелем или как зверь, или как Бог, а его поведение сравнивается с существованием изолированной пешки на игральном поле4.

' Шпенглер О. Закат Европы. Образ и действительность. Новосибирск, 1993.

2 Бубер М. Проблема человека. Перспективы //Лабиринты одиночества. М., 1989.

J Бубер М. Проблема человека. URL: http://www.krotov.info/library/02_b/ub/er_07.htm

4 Аристотель. Политика // Антология мировой философии. М.: ACT, 2001. С. 419.

Этому подходу противостоит традиция, восходящая к И. Канту, который определил человека как животное одинокое и избегающее соседства5. В дальнейшем это направление получило широкое распространение: идеи Канта нашли отражение в работах С. Кьеркегора6, рассуждавшего об одиночестве человека перед Богом, и Ф. Ницше7, указывавшего на то, что люди отделены друг от друга бесконечной бездной. Своего апогея данная традиция достигла в учении экзистенциалистов (Хайдеггер8, Сартр9, Камю10), рассматривавших человека как существо, заброшенное в мир не по своей воле. X. Ортега-и-Гассет в своей работе «Восстание масс»11 указывает еще на неслиянность человека с миром. Понятно, что одиночество данная традиция рассматривает как абсолютно естественное состояние человека, дающее, как следствие, человеку абсолютную свободу. На это

1 7

указывают также и А. Шопенгауэр ~ («Кто не знает одиночества, тот не знает свободы»), и Ж.-П. Сартр13 («Человек обречен быть свободным»). При этом обреченность на свободу выступает как следствие заброшенности человека в мир, в котором его изначально ничего не держит. Современный русский философ Ф. И. Гиренок14 рассматривает одиночество как «адекватное состояние человека». Он отмечает, что коммуникация привязывает человека к Другому, нарушая полноту его бытия: «Только между одинокими может быть настоящее общение, потому что у одинокого есть вся полнота бытия. <...> Чтобы быть самим собой, нужно быть одиноким. Свободно говорит только тот, кто говорит наедине с самим собой...» Т.е. состояние одиночества дополняется неким другим, противоположным ему состоянием - коммуникацией. Существование феномена коммуникации говорит о том, что людям не всегда комфортно находиться в одиночестве. Но если одиночество является естественным состоянием человека, то противоположное

5 Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Сочинения. Т 6. М., 1966. С. 575.

6 Кьеркегор С. Несчастнейший. М., 2005.

7 Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. М., 1990.

8 Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

9 Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2004.

10 Камю А. Миф о Сизифе или эссе об абсурде // Сумерки богов. М., 1989.

11 Ортега-и-Гассет X. Восстание масс// Эстетика. Философия. Культура. М.Д991.

12 Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. СПб., 1991.

13 Сартр Ж.-П. Экзистенциализм-это гуманизм//Сумерки богов. М., 1989.

14 Гиренок Ф. И. Удовольствие мыслить иначе. М., 2008. С. 31.

состояние - коммуникация - должно было бы рассматриваться как чуждое существу человека. Большинство же людей, однако, стремятся к тому, чтобы стать частью социума и находиться в состоянии коммуникации с другими, т. е. преодолеть состояние одиночества.

Тем самым реальность подсказывает нам, что на самом деле две представленные выше позиции не являются взаимоисключающими, как это декларировалась их приверженцами. Напротив, они представляют собой две стороны некоего единства. Их связанность обусловливается тем, что человек одновременно является существом одиноким, так как отделен от мира и осознает свою «выделенность», и, в то же время, стремится преодолеть свою отделенность, что и порождает его связь с социумом. На эту связь указывал еще Шопенгауэр: «Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так — все ночи напролет»15. Приведенная цитата ярко иллюстрирует колебания личности в жизненном цикле между двумя крайними состояниями: от полного одиночества до растворения в коллективном, где человек теряет себя, и обратно... Для многих это движение превращается, образно говоря, в порочный круг, разрушающий личность.

Вот почему нам представляется остро актуальным рассмотрение человека в обеих его ипостасях - и как отдельной личности, и как существа, взаимодействующего с другими существами. Данное исследование ставит целью переосмысление феномена одиночества и рассмотрение его во взаимодействии с возможными способами его преодоления. Представленная работа посвящена связи двух важнейших феноменов человеческого бытия: одиночества, проявляющего внутренний мир человека, и игры, реализующей принципы взаимодействия человека с другими людьми. Автору близка мысль Ф. Шиллера,

|5Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. С. 89.

что «именно игра делает человека совершенным и сразу раскрывает его двойственную природу»16. Таким образом, актуальность данного исследования проявляется, прежде всего, в том, что оно рассматривает сосуществование понятий «одиночество» и «игра» и их взаимопроникновение, а также проявление их в бытии через новые характеристики.

Основной целью исследования является обоснование тезиса о двойственности человеческой природы, заключающейся в том, что человек, с одной стороны, является существом одиноким ввиду его изолированности от мира, а с другой стороны — существом, стремящимся к восстановлению целостности с миром, частью которого он является и от которого изолирован. Восстановление ощущения целостности, в свою очередь, происходит за счет различных игровых практик, которые и были рассмотрены в данной работе. Данная работа в этой связи имеет подцели:

- Показать связь между состоянием одиночеством и путями его преодоления.

- Проанализировать процесс нахождения баланса между индивидуальным и коллективным началом человека.

- Выявить значение состояния одиночества как изначального состояния человека и игры как основного способа его преодоления.

В этой связи объектом исследования является природа человека, заключающаяся в том, что он одновременно является частью мира и изолирован от него — физически и экзистенциально, и игровое начало, которое появляется как способ преодоления состояния, вызванного такой природой.

Предметом исследования является взаимосвязь одиночества как неотъемлемого свойства человека и игры как одного из возможных способов его преодоления.

Сложность данного предмета обусловливается не только его двойственностью, но и тем, что оба понятия - одиночество и игра — исследуются одновременно несколькими дисциплинами - психологией, социологией,

|6Шиллер Ф. Собрание сочинений в б томах. М., 1957. С. 302.

философией и т. д. Это, в свою очередь, породило ряд трудностей, с которыми автору пришлось столкнуться в ходе данного исследования.

Первая трудность была связана с тем, что хотя данное исследование носит философско-антропологический характер, нам пришлось погрузиться и в другие научные дисциплины, ознакомиться с их спецификой и особенностями терминологического аппарата.

Вторая трудность была связана с тем, что именно философских исследований, посвященных проблеме одиночества, оказалось крайне мало. Более того, хотя проблема одиночества является предметом исследования множества научных дисциплин (как сказано выше, проблема изучается философией, социологией, психологией и т. д.), исследования данной проблемы, по большей части, носят обрывочный характер или характер частных теорий.

Отсюда - еще одна трудность, связанная с отсутствием единой и четкой дефиниции понятия «одиночество». Эта трудность порождается еще и этимологией самого слова «одиночество», которая, в первую очередь, отсылает нас к корню «один». Таким образом, одиночество ассоциируется, прежде всего, с единственностью. А эти понятия, как известно, не всегда являются синонимами. Под одиночеством понимается как изолированность, вызванная болезнью, тюремным заключением или другими внешними обстоятельствами, так и одиночество в толпе, связанное с жизнью в большом городе, отсутствием налаженного диалога с окружающими и т. д.

Отсюда — второй тезис, который нам предстоит обосновать в ходе данного исследования: одиночество - это прежде всего внутреннее состояние, связанное с осознанием человеком его изолированности от мира. Это состояние свойственно каждому человеку без исключения, поэтому на нем строятся все особенности человеческого существования. Оно является причиной большинства человеческих поступков и событий в его жизни.

Таким же образом дело обстоит и с понятием «игра». Сгазан Миллер в

1 7

своей работе «Психология игры» отмечала, что термин «игра» давно уже превратился в «лингвистическую мусорную корзину», так как этим термином обозначают и актерскую игру, и детскую игру, спортивные, азартные игры и т. д. Это значит, что в ходе нашего исследования нам предстоит дать дефиницию не только одиночеству, но и игре.

Главной целью нашего исследования является обоснование тезиса о двойственности природы человека.

Цель исследования порождает его основные задачи:

1. Восстановить и развить аппарат исследования проблемы одиночества. Для этого потребуется:

— рассмотреть все существующие ныне концепции одиночества;

— разделить их на несколько групп: по исследующей их дисциплине и по особенностям подхода к проблеме.

2. Разработать собственную дефиницию понятия «одиночество»;

3. Показать, что одиночество — это фундаментальное состояние, с которого начинается любой человек, которое пугает человека и от которого он бежит.

4. Показать все возможные пути ухода от одиночества.

5. Развить и структурировать аппарат исследования понятия «игра».

6. Рассмотреть разные подходы к пониманию данного понятия, чтобы на их основании построить собственное понимание.

6. Построить модель играющего человека, показать, как работает эта модель.

7. Дать оригинальную классификацию игр. На ее основании выделить симулятивные и несимулятивные игры и показать их связь, сходства и различия.

8. Показать, как эти игры функционируют в условиях современного социума; показать, что игрой является и сам социум.

17Миллер С. Психология игры. СПб., 1999.

9. На примерах показать, как работают модели играющего человека и играющего социума.

Степень разработанности проблемы

Ввиду того, что предметом исследования являются два феномена — одиночество и игра, то и работы, составившие теоретическую основу исследования, можно разделить на две группы: посвященные исследованию одиночества и посвященные исследованию игры.

Приступая к исследованию проблемы одиночества, мы столкнулись с

неоднозначностью данного понятия. Это заключается в следующем. Во-первых,

исследованием данного феномена занимались сразу несколько дисциплин

(социология, психология, философия). Кроме того, имеется огромное количество

подходов к исследованию одиночества (например, Дэниела Перлман и Петиция 18

Энн Пепло выделяют восемь подходов к проблеме одиночества: психодинамический, феноменологический, экзистенциально-гуманистический, социологический, интерракционистский, когнитивный, интимный и теоретико-системный. Такая классификация оказалась весьма неудобной для дальнейших исследований из-за большого количества подходов и отсутствия четкости при их выделении. Примером этому служит тесное переплетения психодинамического подхода с феноменолого-гуманистическим, или когнитивного с интимным и феноменологическим). Поэтому для удобства исследования мы начали с выделения четырех подходов в понимании одиночества в соответствии с дисциплинами, которые занимались изучением одиночества. Был выделен натуралистический подход, который мы рассмотрели на примере статьи Дж. Рэлфа Оди «Человек — существо одинокое. Биологические корни одиночества»19. От этого подхода взят тезис о том, что одной из основных причин одиночества человека является тот факт, что человек сам отделил себя от своей среды обитания и постоянно пытается адаптировать ее под себя.

18Перлман Д . и Пепло Л. Э. Теоретические подходы к одиночеству//Лабиринты одиночества. М., 1989. С. 152-168.

1ЭОди Дж. Р. Человек - существо одинокое: биологические корни одиночества //Лабиринты одиночества. М., 1989. С. 129-151.

Далее автором был выделен социологический подход, который рассмотрен

20

на примере работ Кариа Рубинстайна и Филиппа Шейвера «Опыт одиночества» ,

"У |

Р. Вейса «Вопросы изучения одиночества»" , Ю. М. Черепухина «Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города»"", а также был рассмотрен ряд диссертационных работ по данной теме: «Социологические измерения одиночества» Ж. В. Пузановой23, посвященная критическому анализу различных концепций и методологических подходов к изучению одиночества с целью построения собственного методологического подхода к пониманию одиночества на эмпирическом уровне; «Одиночество и аномия» д.с.н. Н. Е. Покровского24, посвященная фундаментальному анализу различных подходов к пониманию одиночества. Социологи предоставляют реальные цифры, данные о количестве одиноких людей в обществе или в той или иной его части. Акцент на практическое исследование феномена одиночества является одновременно и достоинством, и недостатком данного подхода. Недостаток заключается в том, что данный подход не позволяет проникнуть в саму суть явления, его причины и основу. Однако на основе социологических исследований можно сделать выводы о следствиях данного явления, что, безусловно, является его достоинством.

В рамках психологического подхода автором были рассмотрены работы М. Мид «Одиночество, самостоятельность и взаимозависимость в контексте культуры»25, Э. Фромма («По ту сторону порабощающих нас иллюзий»26,

0*7 ОЙ

«Бегство от свободы»" , «Человек для себя»" ). Одиночество в данном подходе рассматривается в основном как следствие, а не как причина: то есть его чаще рассматривают как следствие каких-либо глубоких переживаний в детстве или

20 Рубинстайн К. и Шейвер Ф. Опыт одиночества //Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. С. 275-300.

21 Вейс Р. Вопросы изучения одиночества //Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. С. 114-128.

22Черепухин Ю. М. Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города : дис.... канд. соц. наук. М., 1995.

23Пузанова Ж. В. Социологические измерения одиночества : дис.... канд. соц. наук. М., 2009.

24Покровский Н. Е. Одиночество и аномия : дис.... докт. соц. наук. М., 1996.

25 Мид М. Одиночество, самостоятельность, взаимозависимость в контексте культуры //Лабиринты одиночества. М. : Прогресс, 1989. С. 98-114.

26Фромм Э. По ту сторону порабощающих нас иллюзий. М., 2011. С. 178.

27 Фромм Э. Бегство от свободы. М., 2006.

28 Фромм Э. Человек для себя. Минск, 2006.

внутренних конфликтов самой личности, или как особенность той или иной культуры (например, М. Мид рассматривает одиночество как свойство присущее именно американской нации. Причины этого коренятся в особенностях детского воспитания в Америке - малыша с детства приучают спать одного, не поют ему колыбельных песен и не берут на руки, что приучает его к мысли об одиночестве), то есть, одиночество в понимании психологического подхода — это явление либо временное, связанное с отсутствием кого-то, либо постоянное, которое испытывается человеком независимо от того, где человек находится и чем занимается. Однако, поскольку одиночество все же рассматривается как следствие какой-либо более серьезной проблемы, то и преодолевать нужно не одиночество, а саму проблему, следствием которой оно стало.

Что касается философского подхода, то здесь имеется четыре традиции:

1. Одиночество-«бездомность». Одним из главных представителей данного подхода был М. Бубер. Исследуя феномен одиночества, в работе он выделил два подхода к пониманию проблемы, назвав их «эпохами обустроенности» (периоды, когда человек рассматривался как часть гармоничного мира, его неотъемлемая составляющая) и эпохи «бездомности», характеризующейся неопределенностью роли и смысла человеческого пребывания в мире; неприкаянностью человека в бесконечности и отсутствием предустановленной гармонии человека с миром29. Единственным способом преодолеть эту «бездомность», по Буберу, является проникновение в мир «Ты» через любовь и открытость миру: «Пока человек спасается в самом себе, он не может принести миру ни радости, ни горя, миру нет дела до него. Лишь тому, кто верит в этот мир, дано взаимодействовать с ним, если он отдается этому взаимодействию, он не может оставаться безбожным»30. Также этого подхода придерживались Б. Паскаль, рассматривавший человека как

31

«мыслящий тростник, колеблющийся между пустотой и бесконечностью , С. Кьеркегор, Ф. Ницше, рассматривавший одиночество как бесконечную бездну,

23 Бубер М. Проблема человека. URL: http://www.krotov.info/library/02_b/bub/er_07.htm

30 Бубер М. Я и ТЫ. М., 1993.

31Паскаль Б. Мысли. Спб., 2005.

лежащую между людьми32, и Кьеркегор, рассматривавший человека как существо, оставленное богом и потому постоянно ощущающее свое одиночество перед ним и перед миром33.

2. Одиночество-неслиянность - это невозможность человека соединиться с миром, его осознание собственной изолированности от мира. Именно этот подход и лег в основу данного исследования. Подход был рассмотрен автором, прежде

34

всего, на примере работы X. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс» , где он обосновывает тезис об отделенности человека от мира через невозможность прочувствовать чужую боль и т. д. О невозможности человека «вторгаться» в мир писал и Э. Фромм35, настаивавший также на том, что осознающий свою неслиянность с миром человек находится на грани помешательства.

Обосновывая неслиянность человека с миром через физическую изоляцию, автором также был рассмотрен ряд проблем, посвященных соотношению души и тела. Здесь также имеются две традиции: первая восходит еще к орфикам и Платону36 и рассматривает тело как темницу души. Главным доводом в пользу данной концепции является наличие границ у любого тела, находящегося в

37

пространстве (на это указывал Р. Декарт ). Вторая традиция, восходящая к

38

стоикам (например, Сенека считает душу неотделимой частью тела ), Спинозе и постмодернистам (Делез и Фуко), напротив, снимает антиномию внешнего и внутреннего и рассматривает тело и душу как единое целое.

3. Одиночество-ответственность. Этот подход связан, прежде всего, с именами Ж.-П. Сартра и М. Хайдеггера. Одиночество здесь понимается как «обреченность» каждого человека на самостоятельный выбор образа действия, невозможность переложить ответственность за свой выбор на другого39 или как

32 Ницше Ф. Соч. в 2-х томах. Т. 1. М., 1990.

33 Кьеркегор С. Несчастнейший. М., 2005.

340ртега-и-Гассет X. Восстание масс//Эстетика. Философия. Культура. М., 1991.

35Фромм Э. По ту сторону порабощающих нас иллюзий. М., 2011.

36Платон. Диалоги. Ростов-на Дону, 1998.

37Декарт Р. Сочинения. Т. 2. М., 1994. С. 354.

38 Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. URL:

http://www.modernlib.ru/books/seneka_luciy/nravstvennie_pisma_kJuciliyu/read/

39Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

абсолютная свобода выбора, где человек каждую минуту конструирует посредством этого выбора свою жизнь40.

4. Одиночество-уединение — добровольное избегание контактов с другими людьми, преследующее цель сосредоточиться на каком-то деле, предмете, самом себе. Главным представителем данного подхода был Г. Topo41. Именно он первым дал четкое разделение одиночества и уединения. Рассмотрение этого подхода позволило автору диссертации развести понятия одиночества и уединения и определить их основные различия.

Вторую большую группу составляют работы, посвященные исследованию игры. Их также можно разделить на несколько групп. Фундаментальную основу построения концепции игры составили работы мыслителей, строивших собственные целостные концепции игры - Финка42, Хейзинги43, Сартра44, Камю45, Канта46 и Шиллера47, Витгенштейна48.

Само понятие «игра» впервые введено в философский дискурс именно И. Кантом. Он рассматривал игру как нечто, помогающее определить сущность искусства49. И хотя в его исследованиях игра еще не была выделена как самостоятельная проблема, именно с Канта началось исследование игры как самостоятельной проблемы. Развивая его идеи, Шиллер, с одной стороны, также рассматривал игру в связи со своей эстетической концепцией, но с другой, именно он первым заговорил о том, что именно игра делает человека человеком, то есть попытался определить человека через игру50.

Наиболее значимый вклад в исследование феномена игры внес Й. Хейзинга своей работой «Homoluidence. Человек играющий». Здесь он структурирует все

40Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

41Торо Г. Д. Уолден, или Жизнь в лесу. М., 1962.

42Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблемы человека в западной философии. М., 1988. С. 357-402.

43Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. СПб., 2007.

44 Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2004.

45 Камю А. Миф о Сизифе или эссе об абсурде // Сумерки богов. М., 1989.

46Кант И. Критика способности суждения // Сочинения в 6 томах. Т. 5. М., 1966.

47Шиллер Ф. Собрание сочинений в 6 томах. М., 1957.

48Витгенштейн Л. Философские исследования // Философские работы. Часть 1. М., 1994.

Кант И. Критика способности суждения // Сочинения в 6 томах Т. 5. М., 1966.

50Шиллер Ф. Указ. соч. Т. 6. С. 302.

то, что было сделано до него, и приходит к выводу о том, что «Культура первоначально возникает в форме игры. Культура первоначально разыгрывается»51. Это утверждение и легло в основу нашего исследования, однако, в отличие от Хейзинги, мы рассматриваем саму культуру как игру, возникшую вследствие попытки человека преодолеть свое одиночество в мире.

Также, для создания полной картины, автором были рассмотрены и

52 53 54

отрывочные рассуждения об игре в работах Платона , Аристотеля , Лукреция и Плотина53.

Для рассмотрения феномена игры изнутри, а также для построения модели игры автор рассмотрел феномены детской и актерской игры. Детская игра была рассмотрена, прежде всего, на основе работы Д. Эльконина «Психология игры»56. Именно его рассмотрение сюжетно-ролевой игры как подвида детской игры и легло в основу построения модели игры.

Углубляясь в суть феномена игры, автор рассмотрел основные методы создания актерами своих сценических образов. Это было необходимо для того, чтобы наложить модель актерской игры на выстраиваемую автором модель игры общечеловеческой и обосновать тезис о том, что в основе общечеловеческих игр лежат те же методы, что и в основе актерской игры. С этой целью автором рассмотрены методы К. С. Станиславского («Статьи, речи, беседы»37, «Работа актера над собой»58 и «Режиссерский план «Отелло»39), М. А. Чехова («О технике актера»60, «Путь актера»61) Е. Б. Вахтангова и В. Э. Мейерхольда62.

51Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. С. 76.

52Платон. Законы. Сочинения в 4-х томах. М., 1994.

"Аристотель. Поэтика. Риторика. СПБ., 2012 мЛукреций Кар. О природе вещей. URL:

http://nibiryukov.narod.ru/nb_russian/nbr_teaching/nbr_te3chJibrary/nbr_library_classics/nbr_classics_lucretius_de_re rum_natura_books-l-4.htm#KHHra_4

55Плотин. Третья Эннеада, III. О провидении. URL: http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=19442

56Эльконин Д. Психология игры. М. : Владос, 1999. 360 с.

"Станиславский К. С. Статьи, речи, беседы, письма. М., 1953.

^Станиславский К. С. Работа актера над собой. М., 2008.

^Станиславский К. С. Режиссерский план «Отелло». М., 1945.

60 Чехов М. О технике актера. М., 2006.

61 Чехов М. Путь актера. М., 2007.

62 Мейерхольд В. Э. «Учитель Бубус» или проблема спектакля на музыке // Статьи, письма, речи, беседы. М., 1968.

Немаловажную роль в данном исследовании сыграли и работы, посвященные исследованию феноменов самоубийства (А. Шопенгауэр63, А. Камю64, К. Ясперс65, Н. Бердяев66, Дюркгейм67, Мэри Асберг, Дж. Рональд Комер68), безумия (Фуко - «История безумия»69, «Рождение клиники»70 и

71 7*7 73

«Ненормальные» , Р. Д. Лэйнга Lids) , гламура (Р. М. Гусейнов , П. А. Сафронов , А. С. Куликова , Ю. В. Якутии , Е. В. Михайлова , Стивен Ганди78).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Обоснована двойственность человеческой природы, заключающаяся в том, что человек одновременно является существом одиноким и, в стремлении преодолеть свое одиночество, оказывается существом играющим.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Калмыкова, Зоя Александровна, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Августин А. / Исповедь Блаженного Августина, еп. Иппонийского // Богословские труды. - Сб. 19.- М., 1979.

2. Аристотель. О природе вещей . Сочинения в 4-х томах. - М. : Мысль, 1976-1983.-Том IV.

3. Аристотель. Политика. - М., 2001.

4. Батай, Ж. Внутренний опыт / Ж. Батай. - СПб., 1997.

5. Батай, Ж. Танатография эроса / Ж. Батай. - СПб., 1994.

6. Бердяев, Н. А. О самоубийстве. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Berd/Suid.php

7. Бердяев, Н. А. Эрос и личность / Н. А. Бердяев. - СПБ., 2006.

8. Бердяев, Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. - М., 2004.

9. Берман, А. Суицид — общие теории и предотвращение. — Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library.рЬр?раг1=аг11с1е&1с1=1676

10. Берн, Э. За пределами игр и сценариев / Э. Берн. - Минск, 2008.

11. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. - Минск, 2003.

12. Берн, Э. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. — Минск, 2007.

13. Бодрийар, Ж. Симулякры и симуляция. - Режим доступа: http://lit.lib.rU/k/kachalow_a/simulacres_et_simulation.shtml

14. Бубер, М. Проблема человека. - Режим доступа: http://www.krotov.info/library/02_b/ub/er_07.htm

15. Бэкон, Ф. Новый органон (афоризмы об истолковании природы и царства человека) / Ф. Бэкон // Сочинения в 2-х томах. — М., 1977.

16. Бэкон, Ф. Великое восстановление наук / Ф. Бэкон//Сочинения в 2-х томах. -М., 1977.

17. Вахтангов, Е. Материалы и статьи. / Е. Вахтангов. -М.,1959.

18. Вейс, Р. Вопросы изучения одиночества / Р. Вейс // Лабиринты одиночества. - М., 1989.

19. Ветров, С. А. Отчуждение в трансформируемом обществе : дис. ... канд. филос. наук / С. А. Ветров. - Омск, 1996.

20. Витгенштейн, Л. Философские исследования / Л. Витгенштейн // Философские работы. - Часть 1. - М., 1994.

21. Вульф, Т. Взгляни на дом свой, ангел / Т. Вульф. - М, 2008.

22. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Стенограмма лекции, прочитанной в 1933 г. в ЛГПИ им. А. И. Герцена / Л. С. Выготский. — Режим доступа: ЬИ:р://с1оЬ. 18ер1етЬег.ги/агис1е£рИр?ГО=200500510

23. Ганди, С. История гламура / С. Ганди. - М., 2008.

24. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика в 4-х томах / Г. В. Ф. Гегель. — М., 19731973.

25. Гиренок, Ф. И. Аутография языка и сознания / Ф. И. Гиренок. — М.,

2009.

26. Гиренок, Ф. И. Удовольствие мыслить иначе / Ф. И. Гиренок. - М.,

2008.

27. Глебова, Т. О. Проблемы одиночества и надежды в антропологии Педро Лаина Энтральго / Т. О. Глебова // Сборник материалов научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Философия. Язык. Культура». - М. : Праксис, 2010. - С. 115-121.

28. Гоголь, Н. В. Избранные сочинения / Н. В. Гоголь. - М., 1978.

29. Гоголь, Н. В. Записки сумасшедшего / Н. В. Гоголь. - М., 2011.

30. Горчаков, Н. Н. Режиссерские уроки К. С. Станиславского / Н. Н. Горчаков. - М., 1950.

31. Гусейнов, Р. М. Меритократия деградирующего общества / Р. М. Гусейнов // Философия хозяйства. - № 5(59). - М., 2008.

32. Дебор, Ги-Э. Общество спектакля / Ги-Эрнст Дебор. — М., 2000.

33. Декарт, Р. Сочинения в 2-х томах / Р. Декарт. — М., 1994.

34. Делез, Ж. Платон и симулякр. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Delez/plat_sim.php

35. Деррида, Ж. Позиции / Ж. Деррида. - К., 1996.

36. Долгинова, О. Б. Одиночество и отчуждённость в подростковом и юношеском возрасте : дис. ... канд. психол. наук / О. Б. Долгинова. - СПб., 1996.

37. Дьяченко, И. С. Демонстрируемые и скрываемые качества в системе личности : дис. ... канд. психол. Наук / И. С. Дьяченко. - М., 1995.

38. Дюркгейм, Э. Самоубийство. Социологический этюд / Э. Дюркгейм. -М., 1994.

39. Кабанис, П. Ж. Отношение между физической и нравственной природой человека / П. Ж. Кабанис. - М., 2011.

40. Камю, А. Миф о Сизифе или эссе об абсурде / А. Камю // Сумерки богов.-М., 1989.

41. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант // Сочинения в 6 томах. — Т. 6. - М., 1966.

42. Кант И. Критика способности суждения / И. Кант // Сочинения в 6 томах. - Т. 5. - М., 1966.

43. Карабанова, О. А. Возрастная психология : конспект лекций / О. А. Карабанова. - М., 2005.

44. Кьеркегор, С. Несчастнейший / С. Кьеркегор. - М., 2005.

45. Кирпиков, А. Р. Позитивные аспекты переживания одиночества : дис. ... канд. психол. наук / А. Р. Кирпиков. - М., 2002.

46. Клоссовски, П. О симулякре в сообщении Жоржа Батая. - Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/klossovski_o/

47. Комер, Дж. Р. Основы патопсихологии. - Режим доступа: http://bookap.info/genpsy/komer/gl37.shtm

48. Кравченко, С. А. Играизация общества: блага и проблемы / С. А. Кравченко // Сб. научно-попул. статей-победителей конкурса РФФИ 2007. — Выпуск 11.-М., 2008.

49. Кравченко, С. А. Играизация общества: контуры новой постмодернистской парадигмы / С. А. Кравченко // Общественные науки и современность. — № 6. - М, 2002.

50. Крэг, Э. Г. Актер и сверхмарионетка / Э. Г. Крэг // Воспоминания, статьи, письма. — М., 1988.

51. Куликова, А. С. Гламур как феномен моды и стиля жизни / А. С. Куликова // Философия хозяйства. - № 5(59). - М., 2008.

52. Куртиян, С. В. Одиночество как социальное явление : дис. ... канд. соц. наук / С. В. Куртиян. - М., 1995.

53. Лукреций Кар. О природе вещей. — Режим доступа: http://nibi17ukov.narod.ru/nb_russian/nbr_teaching/nbr_teach_library/nbr_library_classi cs/nbr_classics_lucretius_de_rerum_natura_books-l-4.htm#. - Книга 4.

54. Лэйнг, Р. Д. Феноменология переживания / Р. Д. Лэйнг // Феноменология переживания. Райская птичка. О важном. - Львов, 2005.

55. Мейерхольд, В. Э. Статьи, письма, речи, беседы / В. Э. Мейерхольд. — М., 1968.

56. Мейерхольд, В.Э. «Учитель Бубус» или проблема спектакля на музыке / В. Э. Мейерхольд // Статьи, письма, речи, беседы. - М., 1968.

57. Мид, М. Одиночество, самостоятельность и взаимозависимость в контексте культуры / М. Мид // Лабиринты одиночества. — М., 1989.

58. Микушевич,. В. Игра в человека / В. Микушевич // The Prime Russian Magazine. -№ 4 (13), июль - август 2012.

59. Миллер, С. Психология игры / С. Миллер. - СПб., 1999.

60. Мильнер, Б. 3. Теория организаций / Б. 3. Мильнер. — М., 1998.

61. Михайлова, Е. В. О слове гламур и его производных / Е. В. Михайлова // Русский язык в школе. - № 4. - М., 2005.

62. Никифоров, А. Л. Философия науки: история и методология / А. Л. Никифоров. - М., 2010.

63. Николаева, Н. А. Понимание и переживание изолированности в юношеском возрасте : дис. ... канд. психол. наук / Н. А. Николаева. — М., 1999.

64. Ницше, Ф. Антихристианин / Ф. Ницше // Сумерки богов. - М., 1990.

65. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. - М., 1990.

66. Оди, Дж. Р. Человек — существо одинокое: биологические корни одиночества / Дж. Р. Оди // Лабиринты одиночества. -М., 1989 .

67. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс / X. Ортега-и-Гассет // Эстетика. Философия. Культура. - М., 1991 .

68. Осипов, Г. В., Кравченко, А. И. Институциональная социология / Г. В. Осипов, А. И.Кравченко // Современная западная социология. Словарь. — М., 1990.

69. Павленко, А. Н. Теория и театр / А. Н. Павленко. - СПб., 2006,

70. Паскаль, Б. Мысли / Б. Паскаль. - СПб., 2005.

71. Перешеина, Н. В. Психология одиночества у законопослушных и криминальных подростков : дис. ... канд. психол. Наук / Н. В. Перешеина. - М., 1999.

72. Перлман, Д., Пепло Л. Э. Теоретические подходы к одиночеству / Д. Перлман, Л. Э. Пепло // Лабиринты одиночества. -М., 1989.

73. Платон. Законы. Сочинения в 4-х томах / Платон. — М., 1994.

74. Платон. Государство. Сочинения в 3-х томах // Платон. - М., 1970.

75. Платон. Диалоги III Платон. - Ростов-на-Дону, 1998.

76. Плотин. Третья Эннеада. - Режим доступа: http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=19442

77. Покровский, Н. Е. Одиночество и аномия : дис. ... докт. социол. наук / Н. Е. Покровский. - М, 2008.

78. Пузанова, Ж. В. Одиночество: опыт социально-философского анализа адис. ... докт. социол. наук / Ж. В. Пузанова. - М, 1998.

79. Рансьер, Ж. Эстетическое бессознательное / Ж. Рансьер. - СПб., 2004.

80. Ретюнских, Л. Т. Философия игры / Л. Т. Ретюнских. - М., 2005.

81. Розанов, В. В. Избранное / В. В. Розанов. - М., 1970.

82. Рубинстайн, К. и Шейвер, Ф. Опыт одиночества / К. Рубинстайн, Ф. Шейвер // Лабиринты одиночества. - М., 1989.

83. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто / Ж.-П. Сартр. - М., 2004.

84. Сартр, Ж.-П. Воображение. Феноменологическая психология воображения / Ж.-П. Сартр. - М., 2001.

85. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. -М., 1989.

86. Сафронов, П. А. Гламур как искушение и как польза / П. А. Сафронов // Философия хозяйства. - № 5(59). - М., 2008.

87. Селли, Дж. Очерки по психологии детства / Дж. Селли. - М., 2007.

88. Слободчиков, И. М. Социально-педагогическое прогнозирование одиночеств как средство предупреждения дезадаптивного поведения подростка / И. М. Слободчиков. - М., 2002.

89. Слободчиков, И. М. Современные исследования переживания одиночества / И. М. Слободчиков // Психологическая наука и образование. — № 3. М, 2007.

90. Советский энциклопедический словарь. - М., 1982.

91. Социология : энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. -М., 2003.

92. Спенсер Г. Основания социологии. - Режим доступа: http://abc.vvsu.ru/Books/sotsiologij/page0002.asp

93. Станиславский, К. С. Режиссерский план «Отелло» / К. С. Станиславский.-М., 1945.

94. Станиславский, К. С. Статьи, речи, беседы, письма / К. С. Станиславский.-М., 1953.

95. Станиславский, К. С. Работа актера над собой / К. С. Станиславский. — М., 2008.

96. Старовойтова, Л. И. Одиночество: социально-философский анализ : дис. ... канд. филос. наук / Л. И. Старовойтова. -М., 1995.

97. Тихонов, Г. М. Феномен одиночества: опыт философско-социологического анализа : дис. ... канд. филос. наук / Г. М. Тихонов. — Екатеринбург, 1992.

98. Topo, Г. Д. Уолден, или Жизнь в лесу / Г. Д. Topo. - М., 1962.

99. Трубникова, С. Г. Психология одиночества: генезис, виды, проявления : дис ... канд. психол. наук / С. Г. Трубникова. -М., 1999.

100. Финк, Э. Основные феномены человеческого бытия / Э. Финк // Проблемы человека в западной философии. -М., 1988.

101. Фрейд, 3. Будущее одной иллюзии / 3. Фрейд // Сумерки богов — М.,

1989.

102. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. - М., 2006.

103. Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм. - М., 2002.

104. Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм. - Минск, 2006.

105. Фуко, М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко. - М.,

2010.

106. Фуко, М. Ненормальные / М. Фуко. -М., 2005.

107. Фуко, М. Психическая болезнь и личность. — Режим доступа: http://www.rulit.net/books/psihicheskaya-bolezn-i-lichnost-read-241353-1 .html

108. Фуко, М. Рождение клиники / М. Фуко. - М., 1998.

109. Хайдеггер, М. Письмо о гуманизме / М. Хайдеггер. — М., 1993.

110. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. - М., 1997.

111. Хайдеггер, М. Кант и проблема метафизики / М. Хайдеггер. — М.,

1997.

112. Хёйзинга, Й. Homo ludens. Человек играющий / Й. Хёйзинга. — СПб.,2007.

113. Холл, С. Дети: любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения : очерки по детской психологии и педагогике -М., 2012.

114. Черепухин, Ю. М. Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города / Ю. М. Черепухин. - М., 1996.

115. Чехов, М. О технике актера / М. Чехов. - М., 2007.

116. Чехов, М. Письма Виктору Громову. — Режим доступа: http://md-eksperiment.org/etv_page.php?page_id=37&album_id=17&category=Library

117. Чехов, М. Путь актера / М. Чехов. - М., 2006.

118. Шестов, JI. Апофеоз беспочвенности / Л. Шестов. - М., 2004.

119. Шиллер, Ф. Собрание сочинений в б томах / Ф. Шиллер. -М., 1957.

120. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. - М.,

1992.

121. Шопенгауэр, А. Афоризмы и максимы / А. Шопенгауэр. - Спб., 1991.

122. Шпенглер, О. Закат Европы. Образ и действительность / О. Шпенглер. -Новосибирск, 1993.

123. Эльконин, Д. Психология игры / Д. Эльконин. -М. : Владос, 1999.

124. Юнг, К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / К. Г. Юнг. - М., 1997.

125. Юнг, К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного. - Режим доступа: http://psiland.narod.ru/psiche/ob_arh.htm#[l]H

126. Юнг, К. Г. О перерождении. - Режим доступа: http://jungland.net/node/l 59

127. Якутии, Ю. В. Гламур как высшая стадия общества потребления // Философия хозяйства. - № 5. - М., 2008.

128. Ясперс К. Философия.-М., 2012.

129. Asberg, М. (1996) Biochemical aspects of suicidal behaviour. In: 6th Europ. Sypm. on suicide and suicidal behaviour, 12-15 June 1996, Lund, p. 66.

130. Asberg, M., Traskman L., Thoren P. (1976) 5HIAA in the cerebrospinal fluid: a biochemical suicide predictor. Arch. Ge. Psychiatry. 33: 1193-1197.

131. Groos, K. Die Spiele der Menschen. - Jena, 1899.

132. Lain, Entralgo P. La espera y la esperanza. Historia y teoria del esperar humano. — Madrid: Revista de Occidente, 1957.

133. Lain, Entralgo P. Teoria y realidad del otro. - Madrid: Revista de Occidente, 1961.

134. Lain, Entralgo P. La empresa de ser hombre. — Madrid: Taurus, 1963.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.