Этнокультурные факторы развития современной Калмыкии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Санджиев, Николай Джамбулович

  • Санджиев, Николай Джамбулович
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2002, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 133
Санджиев, Николай Джамбулович. Этнокультурные факторы развития современной Калмыкии: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Краснодар. 2002. 133 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Санджиев, Николай Джамбулович

ВВЕДЕНИЕ

Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО НАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА

Раздел П. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КАЛМЫКИИ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКОВ

Раздел Ш. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ

ПРОЦЕССОВ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАЛМЫКИИ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнокультурные факторы развития современной Калмыкии»

Актуальность диссертационного исследования .

Период конца XX - начала XXI вв. в очередной раз подтвердил тот факт, что культура в России развивается через «прерывность» и «изменение типа цивилизации» (Н.А. Бердяев). В стране резко изменилась политическая, социально-экономическая ситуация, на месте одной идеологии стал формироваться мировоззренческий плюрализм, новая система ценностных ориентаций, возникла опасность разрушения единого образовательного, культурного пространства. Иными словами, реальными стали противоречия между недавним прошлым и настоящим в сфере культуры, требующие осмысления и, по возможности, преодоления. В Калмыкии многие из этих противоречий пока еще не были предметом специальных научных исследований.

Новая социокультурная ситуация в этот период получила развитие в условиях бурного роста самосознания этносов, наслоения ценностей традиционных религий, прежде всего буддизма и православия, на чувства и настроения людей, воспитанных в традициях атеизма, недоверия к потенциалу иных мировоззренческих систем. Тенденции углубления интереса к религиям нуждаются в научном анализе, учете в практике управления процессами в духовной жизни.

Многие традиции и культурные ценности прошлых поколений стали непонятными молодежи в результате, с одной стороны, ослабления воспитательной работы в семье, школе и, с другой, - ее практически неограниченных контактов с другими культурами. Ранее закрытая от внешних воздействий, современная культурная среда интенсивно насыщается заимствованиями, отличными от традиционных феноменов. В бытовой и художественной культуре наметилась тенденция к упрощенности.

Все новые проявления специфики этнокультурного, религиозного сознания калмыков и роли его в развитии республики на новом историческом этапе не получили пока еще культурологического осмысления. В последние годы проведены лишь локальные исследования музыкальной культуры, некоторых направлений народного и профессионального творчества. Однако их авторы изучали избранные проблемы в контексте ставшей популярной в последние годы концепции евразийства1. Между тем есть настоятельная потребность в многопрофильных исследованиях, формировании на их основе фундамента результативной государственной политики в сфере культуры. При этом особого внимания требует изучение практики разработки и реализации этой политики, участия в ней, помимо государственных властных структур, других деятельных субъектов.

Культура калмыков за всю многотрудную историю их существования накопила огромный пласт духовных и материальных ценностей, норм и правил общежития, которые пока недостаточно включены в контекст современной духовной жизни республики и России, в том числе и по причине слабой их представленности в научных публикациях. В частности, пока еще не стал предметом специального исследования опыт взаимодействия органов и учреждений культуры республики с религиозными объединениями, в том числе буддистскими, православными и другими, содержанием которого стала совместная деятельность в целях нравственного оздоровления социума. Диссертант, профессионально занимающийся этой сферой, ставил своей целью в определенной степени восполнить этот пробел. Представляется, что

1 См.: Кутушова К.В. Евразийский ренессанс музыкальной культуры калмыков. Автореф. канд. культурологии-. Краснодар. 2000; Горяев A.T. Евразийство: «научный замысел» и практические реалии. - М.-Элиста. 2001. и др. уникальность этого опыта и этой национальной культуры в состоянии содействовать развитию не только калмыцкой, но и российской государственности.

Соотношение традиции и новаторства в культуре народа, ценностных ориентациях отдельных людей и социальных групп в условиях формирования новой общественно-политической эпохи приобретает особую актуальность, поскольку помогает уточнить параметры государственной культурной политики, изыскать возможности повышения ее эффективности.

Степень научной разработанности проблемы.

Изучив научную литературу, близкую теме исследования, диссертант сгруппировал труды по отраслям знания и областям общественной жизни.

Наиболее значительную часть историографии составили методологические работы западных исследователей, в которых культура рассматривается как способ регуляции жизни человека и социума (Э.Дюркгейм, Г. Зим-мель, М. Вебер), как предмет культурной антропологии (Б. Малиновский), как повод для критики современного западного общества (Н. Элиас, Ю. Ха-бермас), а также те сочинения отечественных ученых Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, B.C. Библер, В.М. Межуев и других в которых осуществлены социально- философские и социологические подходы к изучению роли культурного фактора в общественном развитии.

Широко представлена проблематика культуры как фактора социокультурной регуляции общественной жизни, формирования и развития лич

1 См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод в социологии. - М. 1990; Вебер М. Избранные произведения. - М. 1991; Малиновский Б. Магия и религия // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. - М. 1996; Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М. 1989; Бердяев Н.А Кризис искусства. - М. 1990; Ильин И.А. Родина. Русская философия. Православная культура. - М. 1992; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. -М.1992 ности в работах Б.А. Грушина, М.С. Кагана, Э.В. Соколова, А.К. Уледова, В.Б. Чурбанова, Ю.А.Жданова, Э.А. Баллера

Значительная часть этих фундаментальных публикаций выполнена на достаточно высоком абстрактном уровне, предпринята, как правило, в минувшие времена, относится к иным условиям развития социально-политической, экономической и культурной сфер и потому оценки и рекомендации их авторов могут быть использованы лишь частично для решения актуальных задач .

К числу наиболее развитых направлений исследований можно отнести историко-этнографическое с выраженным акцентом на верованиях калмыков. Так, в монографии Э.П. Бакаевой2 представлены краткий очерк формирования калмыцкого этноса и истории буддизма в Калмыкии, раскрыты особенности календарных обычаев и обрядов, специально выделены обряды годового и жизненного циклов. Книга написана на базе архивных документов, изданий дореволюционных и первых послереволюционных лет, что делает ее особо востребованной.

Буддизм непосредственно в Калмыкии исследовали ученые республики, городов и субъектов Российской Федерации. Ему посвящены несколько защищенных диссертаций. Одна из них - работа Г.Ш. Дорджиевой на тему «Социальная роль ламаистской церкви в Калмыкии (последняя треть ХУП - первая половина XIX в.)» - защищена в 1976 г. Работа посвящена анализу социальной роли религии и христианской миссии среди калмыков. Диссертация С.И. Убушиевой (1983 г.) содержит реконструкцию истории борьбы за преодоление влияния ламаизма в Калмыкии в годы строительства Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М. 1973; Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. - М. 1990Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. - Ростов-н-Д 1979;Уледов А.К. Духовная жизнь общества. - М. 1980; Чурбанов В.Б. Культура и развитие личности в социалистическом обществе. -М. 1981;

2 Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии. Историко-географические очерки.- Элиста. 1994. 128 с. основ социализма. Наиболее близким нам оказалось исследование К.А. Над-неевой, в котором с критических позиций рассмотрены некоторые нравственные доктрины ламаизма (1969).

Определенный интерес представляют публикации, раскрывающие религиозный культ1, искусство буддизма, в том числе архитектуру 2; живопись и скульптуру 3. В 60-80-е годы XX в. роль буддизма в развитии народного и профессионального искусства калмыков исследовалась крайне слабо. Его праздники и обряды по известным причинам не были в центре внимания ученых. Потому и сегодня актуальны историко-этнографические очерки У.Э. Эрдниева4, работа А.Г. Митирова 5, альбом «Старокалмыцкое искусство» 6, в котором представлены произведения культового искусства -зодчества, скульптуры, живописи - сложного, синкретичного по своему происхождению и структуре художественного явления.

Все анализируемые в этих работах явления и факты имеют место в жизни населения современной Калмыкии.

Некоторые из них находятся в поле зрения исследователей республики, однако собственная историография этой проблемы пока еще только

1 Культ - один из основных элементов религии, вид религиозной деятельности, строго определенная в каждой религии совокупность символических действий, долженствующая, согласно вероучениям различных конфессий и представлениям верующих, установить непосредственные отношения между религиозным сообществом или верующим индивидом и сверхъестественным объектом поклонения (Богом, святыми, духами предков, тотемом и т.п.). Эффективности воздействия культа на сознание верующих в значительной мере способствует широкое использование искусства и произведений художественной культуры: архитектура в оформлении интерьера культовых зданий (стенные росписи, иконы, мозаики, витражи, скульптура), музыка (орган и другие музыкальные инструменты, хоровое и сольное пение, колокольные звоны), акустика, световые эффекты.

2 См.: Пюрвеев Д.Б. Культовое зодчество калмыков в ХУП-Х1Х вв.// Вопросы истории ламаизма в Калмыкии. Элиста. 1987.

3 Батырева С.Г. Старокалмыцкая живопись в фольклорной традиции калмыков // Калмыцкий фольклор. Элиста. 1985. С. 65-83; Она же. Калмыцкая национальная школа культовой скульптуры и живописи // Вопросы истории ламаизма в Калмыкии. Элиста. 1987. С. 40-57.

4 См.: Эрдниев У.Э. Калмыки (конец XIX - начало XX вв.). историко-этнографические очерки. Элиста. 1970.

5 См.: Митиров А.Г. Об особенностях ламаистской культовой практики калмыков // Вопросы истории ламаизма в Калмыкии. Элиста. 1987. С. 50-70

6 См.: Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство. Альбом - Элиста. 1991.- 127 с. начинается К тому же пока нет ни одной научной работы, в которой роль буддизма, других религий рассматривалась бы в более широком, культурологическом контексте.

В диссертации использованы появившиеся в последние годы исследования ученых Калмыкии 2, раскрывающие историю формирования этноса, его верований, развития материальной культуры, обусловленной особенностями хозяйственной жизни калмыков, их образа жизни.

Социально-экономическое реформирование России, начавшееся в 90-е годы XX в., стимулировало поиск новых теоретико-методологических подходов к осмыслению роли культуры в развитии общества.

В публикациях последнего времени исследователя привлекли темы, связанные с пониманием национальных и региональных культурных традиций как основы устойчивого развития^, с анализом природы кризиса ценностных ориентации4, с разработкой концепции повышения роли жизненных сил человека5 и др.

В конце XX столетия активизировались исследования различных аспектов федеральной и региональной культурной политики, в которых по

1 См.:Дякиева Р.Б. Традиции народа как элемент социокультурной стабильности // Народы Калмыкии: перспективы социокультурного и этнического развития: Сб. научных трудов. - Элиста. 2000; Калмыкия: этно-политическая панорама. Том 1-2,- М.1995;Материальные и духовные основы калмыцкой государственности в составе России. Материалы международной научной конференции. 22-25 мая 2002. Т.1-2. Элиста. 2002; Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Тезисы докладов П Международного Конгресса 15-20 сентября 1998 г. - Пятигорск. 1998 и др.

2 См.:Ульянов И.И. Астраханские калмыки, их домашне-религиозный быт и общественно-религиозные нуж-ды.-СПб.1910.; Душан У. Обычаи и обряды дореволюционной Калмыкии // Этнографический сборник. Вып. 1. Элиста. 1976 ; Народы Калмыкии: перспективы социокультурного и этнического развития. -Элиста 2000;Межнациональные отношения в Республике Калмыкия: состояние, проблемы и перспективы развития. - Элиста 2002; Динамика ценностных и культурных ориентации народов Калмыкии. - Элиста 2001 и др.; Дарбакова В.П. Ламаизм в социокультурном пространстве этноса. Автореф. . доктора культурологии,-Краснодар. 2002 и др.

3 См.: Вебер А.Б. Устойчивое развитие как социальная проблема. - М. 1999.

4 См.: Покровский М.Н. От кризиса ценностей к обретению нравственных ориентиров. Россия: поиск пути,-М. 1999.

5 См.: Григорьев С.И. Основы построения социологической теории жизненных сил человека: контекст развития культуры социальной жизни на пороге XXI века // Социология на пороге XXI века. Новые направления исследования. - М. 1998. следняя рассматривается чаще всего либо как управление, либо как регулирование, либо как самоорганизация. Наиболее интересными представляются работы Л.Е.Вострякова, Э.А. Орловой, И.И. Горловой, О.И. Карпухина, Ю.А. Лукина1 .

Таким образом, можно констатировать, что существует широкий круг публикаций, в которых в той или иной степени рассматриваются проблемы данной диссертации. Тем не менее, ни одним из известных авторов не ставились в сколько-нибудь явной форме вопросы социокультурной среды Калмыкии конца XX - начала XXI вв. и этнокультурных факторов, содействующих ее совершенствованию. Весьма фрагментарны попытки выявить логику культурного развития последних лет в республике, раскрыть связи между отдельными направлениями духовной жизни ее многонационального народа. Этими обстоятельствами и обусловлены выбор темы и основные направления данного диссертационного исследования.

Объект исследования - социокультурная среда в Калмыкии конца XX - начала XXI вв.

Предмет исследования - этнокультурные процессы в многонациональной социокультурной среде в период реформирования социально-экономической, духовной сфер общественной жизни.

Цель исследования - выявить совокупность национальных, духовных, в том числе религиозных, экономических и иных факторов, активизация которых является резервом повышения эффективности управления сферой культуры в республике.

Реализации цели способствует решение следующих групп задач:

1 Востряков Л.Е. Региональные управленческие отношения в сфере культуры: поиск новой управленческой парадигмы. - М.1996; Шишкин С.В. Экономика и управление в сфере культуры: поиск новых моделий. - М. 1992; Астафьева О.Н. Самоорганизация и управление в культуре: пределы совместительства// Синергетика и социальное управление. - М. 1998; Каменец А.В. Культурная политика и современная социокультурная си-туация/Юриентиры культурной политики. - М. 1994.

- обосновать теоретико-методологические основы исследования проблем культуры, современной социокультурной среды, этноса и социума; уточнить сущность и содержание понятий «этнокультурные факторы», «социально-культурная среда», «управление сферой культуры в регионе» и др.;

- осуществить анализ современного состояния духовной жизни региона, системы учреждений и организаций культуры, выявить основные позитивные и деструктивные тенденции в развитии социокультурной ситуации;

- выявить, систематизировать и проанализировать совокупность факторов, влияющих на содержание культурной жизни региона, ее оптимизацию;

- определить основные пути и направления модернизации управления сферой культуры в регионе.

Методологическая основа диссертационного исследования.

Общеметодологической основой диссертации стала совокупность идей, теорий, концепций, содержащихся в трудах отечественных авторов и раскрывающих аргументацию в пользу преимуществ пространственного подхода к исследованию реалий духовной жизни социума; сущности, специфики каждого этноса; эффективности системного анализа целостности и отдельных ее элементов, в частности, феноменов «культура», «социокультурная среда» региона, диалектическое рассмотрение их в контексте истории и современности.

Исследование осуществлено на основе принципов историзма, диалектического соотношения общего, особенного и единичного, единства логического и исторического, системности, целостности и взаимодополняемости.

В качестве источников диссертантом использованы публикации первых исследователей истории калмыцкого народа Н.И. Страхова, П.И. Небольсина, И. М. Житецкого, Н.Н. Пальмова; труды ученых Калмыцкого государственного университета и Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН второй половины XX - начала XXI вв., Центра социальных, гуманитарных и культурных инициатив, материалы проведенных ими социологических исследований; государственная и ведомственная статистика; документы Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры, национальной политики и по делам религии Республики Калмыкия. В работе учтены также материалы, опубликованные в диссертациях, защищенных в последние годы преимущественно в территориях Южного федерального округа что позволило соотнести опыт соседних территорий с аналогичным в республике, учесть их достижения и просчеты.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и научная новизна исследования состоят в комплексном анализе специфики развития социокультурной среды региона в условиях системного реформирования важнейших сфер общественной жизни.

1. На основе культурологического подхода в диссертации проанализирована динамика, особенности социокультурного развития региона в условиях модернизации общественных отношений, описаны процессы и закономерности возникновения новых явлений в жизни этносов, сформулированы основные исследовательские категории .

Регион представляет собой целостную, пространственно организованную форму жизнедеятельности социума, состоящего из взаимодействующих индивидов, социальных общностей и групп, социальных институтов и т.п. Изменения социума и его отдельных компонентов детерминируют' См.: Горлова И.И. Культурная политика в условиях переходного периода: федеральный и региональный аспекты. - М. 1997; Денисов Н.Г. Региональные субъекты социокультурного развития : структура и функции. - М. 1999; Нагой А.А. Культура региона и культурная политика в России в 90-е годы XX века. - Краснодар. 1999; Цекоева Л.К. Художественная культура региона: генезис, особенности формирования. - Краснодар. 2000; Темиров С.С. Социальные функции культуры малых этносов в постсоветский период (на примере Карачаево-Черкессии), - Краснодар. 2000 и др. ся воздействием социально-экономических, политических, географических факторов и системой управления.

Социокультурная среда рассматривается диссертантом в качестве триединства, включающего территорию, время, пространство, социокультурное развитие которого подчинено задачам духовного становления личности; этнокультурные традиции организации жизни, быта, досуга; культурную самодеятельность людей в сфере межнациональных отношений.

Этнокультурные факторы оптимизации среды - это сложная динамическая система взаимосвязи и взаимодействия различных компонентов духовной жизни и материальной культуры социума, учитывающая этнопсихологические особенности народа, его духовно-нравственные предпочтения, историко-культурные традиции и стереотипы массового поведения, а также реальные финансовые, кадровые, организационные и иные условия, имеющиеся в распоряжении органов управления в сфере культуры.

Под управлением в сфере культуры в регионе понимается процесс, обеспечивающий оптимальное сочетание сил и средств, направляемых на решение приоритетных задач (например, сохранение и дальнейшее развитие культурно-исторического наследия этносов, активизация и актуализация культурной самодеятельности различных групп населения, поиск и поддержка талантов и дарований и т.п.), развитие экономических связей органов и учреждений культуры, направляемых на поддержание культурной среды.

2. В процессе работы над диссертацией выявлены основные тенденции в содержании духовной жизни 90-х годов XX в. - начала XXI в. в республике, оказавшиеся аналогичными тенденциям для страны в целом. В качестве позитивных выступают рост национального самосознания и понимания ценностей национальной культуры (в частности, пробуждение чувства национального достоинства, ценностей традиций предков, обращение к религии); обогащение культурной среды ценностями отечественной культуры прошлого ( «вернувшейся» из эммиграции, запасников, и т.п.); плюрализм ценностей и свобода их выбора, диалог культур и т.п. К негативным отнесены неопределенность направления движения общества, в том числе в сфере культуры; засилие в СМИ (наиболее доступных средствах распространения культуры) не самых лучших образцов массовой культуры; существенное сокращение доли участия государства в поддержании культуры региона и т.п.

3. Определена группа факторов, позитивно влияющих на повышение уровня культурной жизни региона, к числу которых диссертант относит опору на здоровые традиции народов; оптимизацию культурной политики федеральных и региональных властных структур за счет совершенствования законодательства, перераспределения властных полномочий между центром и регионом, овладения новыми технологиями в управлении; углубление профессионального мастерства творческих кадров и менеджеров в культуре; рациональное использование социальных и культурных ресурсов региона, в том числе включение в актуальную практику органов и учреждений культуры явлений традиционной народной культуры; внедрение программно-целевого подхода в решении приоритетных задач, обеспечение взаимодействия всех субъектов культурно-творческого процесса в регионе, согласования сил и средств на магистральных направлениях развития социума.

4. Выявлены основные направления модернизации управления процессами в сфере культуры в регионе, в числе которых определение приоритетов для органов культуры в условиях недостаточного финансирования, внедрение программно-целевого метода планирования их деятельности на конкретный период времени; объединение усилий государственных, общественных, хозяйственных органов и учреждений в целях углубления позитивных тенденций в жизни населения региона; развитие системы партнерских отношений между органами, учреждениями, общественными институтами (религиозные объединения, инициативные этнические группы граждан и т.п.), функционирующими в духовной сфере; совершенствование подготовки кадров специалистов, в том числе менеджеров в культуре, способных работать в системе рыночных отношений.

5. В научный оборот введены данные о новых фактах и явлениях, характеризующих содержание, формы развития социокультурной среды в Калмыкии конца XX - начала XXI вв., материалы об этнокультурных процессах, возрождении религиозности населения республики и учете их в процессе управления.

Научно-практическая значимость диссертации определяется тем, что содержащийся в ней материал (теоретический анализ реальной социокультурной ситуации, выводы и рекомендации) может быть использован (и частично уже используется) при разработке основ национальной, вероисповедной политики региональных и федеральных органов власти, а также в учебных целях в системе вузовского и поствузовского образования по специальностям «Культурология», в системе повышения квалификации работников государственной службы, органов местного самоуправления.

Апробация исследования осуществлена на многочисленных международных, региональных научных и научно-практических конференциях, в серии публикаций.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех разделов, Заключения, Списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Санджиев, Николай Джамбулович

Заключение

В годы исследуемого периода существенно изменилось представление общества о культуре: для подавляющего большинства людей очевидным стало, что ее ценности определяют идентичность, формируют отношение к труду, к себе подобным и себе самому, что культура способствует мобилизации ресурсов для роста, а ее отсутствие провоцирует провал программ и планов.

В конце XX - начале XXI вв. заметным стал явный рост национального самосознания этносов, в том числе и в области культуры. Это привело к возвращению в жизнь традиций и обычаев предков, разнообразных форм народного творчества, религии, правил человеческого общежития. В Калмыкии, как и в стране в целом активизировались буддистские, православные, мусульманские и иные религиозные объединения, появились новые хурулы, храмы, другие молельные дома. Усилилась религиозно-просветительская и благотворительная деятельность конфессий. Заметными стали инициативы этнических сообществ, что ведет к разнообразию культурной жизни в регионе.

Одновременно в этот же период выявились противоречия между традиционными культурными ценностями и упрощенными формами массовой культуры. Острота этих противоречий нередно осознается как угроза национальной самобытности, безопасности страны. Отдельные исследователи и деятели культуры ставят вопрос о сохранении культурного потенциала страны, обеспечении преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой разнообразия культурной жизни, культурных инноваций; об обеспечении связности культурного пространства, создании условий для диалога субкультур в многонациональном государстве; о формировании ценностей, обеспечивающих интеграцию разных социальных и территориальных групп как граждан единого государства 1.

В годы исследуемого периода социокультурная среда и страны, и ее регионов, в том числе Калмыкии, развивалась в условиях разрушения традиционных плановых основ функционирования культуры, с одной стороны, и отсутствия новых, учитывающих специфику рыночной экономики, -с другой. Правительство рассматривало затраты на социальную сферу в целом и на культуру, в частности, как дополнительную нагрузку на федеральный бюджет и стремилось минимизировать эту нагрузку. Это имело своим последствием не только существенное сокращение финансирования сферы культуры, но и не могло не сказаться на снижении эффективности ее функционирования. Хотя, сокращение ассигнований из федерального бюджета частично компенсировалось увеличением затрат из местных бюджетов, что выражается в перераспределении нагрузки между федеральным и местным бюджетами, проблему в целом это не решает.

При отсутствии достаточных средств на финансирование культуры государство и республика создавали более благоприятные налоговые условия для организаций и физических лиц, поддерживающих учреждения культуры и искусства, стимулировали благотворительную и спонсорскую деятельность, внедряли организационно-экономические механизмы привлечения средств к реализации государственных, региональных и муниципальных программ, а также систему мер государственного протекционизма в отношении распространения произведений отечественного искусства. В Калмыкии протекционизм со стороны государства получил наибольшее развитие в отношении национальных культур различных этносов .

1 См.: Культурная политика России. История и современность: два взгляда на одну проблему. С.44.

Анализ содержания культурной политики в конце XX - начале XXI вв. показал, что она была направлена в основном на сохранение культурного потенциала, созданного в прошлом (комплекса учреждений культуры и искусства, их кадров, учебных заведений, обеспечение доступности художественного образования, содействие сохранению памятников истории и культуры, различных форм народного творчества).

В организационном плане культурная политика существенно модернизировалась: она стала многосубъектной и включает в себя несколько групп «управленцев» на федеральном, региональном уровнях, на уровне муниципального и поселенческого управления; национально-культурные объединения граждан, коммерческие организации, фонды, отдельных спонсоров, участвующих в культуре; людей, которым адресована культурная политика, деятельность всех институтов культуры и объединений. Оптимизация функционирования каждого из названных звеньев управления напрямую зависит от активности потребителей культурных услуг и организаторов духовной жизни региона, поселка, профессиональной культуры и ответственности последних, от финансовых возможностей отрасли.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Санджиев, Николай Джамбулович, 2002 год

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. -М. 1994

2. О культуре. Закон Республики Калмыкия. Принят 7 июля 1997 г. -Элиста. 1997.

3. О свободе совести и о религиозных объединениях. Федеральный закон от 26 сентября 1997. Свод законов РФ. 1997. Ст.4465

4. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3.// Российская газета. 2002. 26 июня

5. Об охране и использовании памятников истории и культуры. Закон РСФСР'от 15 декабря 1978 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1978. №51. Ст. 1387

6. Основы законодательства Российской Федерации о культуре . 9 октября 1992 г.-М. 1993

7. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). СПб. 1830 Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия. С изменениями и дополнениями. Принято 15 апреля 1994 г. - Элиста. 1994.-Сборник Законов. № 83- П- 3 от 13.11.2000 г.1. Литература:

8. Абдулатипов Р.Г. и др. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации. М. 1997. - 237 с.

9. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения.- Ставрополь . 1993. 127с.

10. Актуальные направления совершенствования и перестройки управленияiсфере культуры.- М.- 1988.-301 с.

11. Арнольдов А.И. Культура: современный портрет. М. 1997. - 31 с.

12. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М. 1981.-432 с.

13. Ахиезер А. С. Россия: Критика исторического опыта (Социокультурная динамика России).- Новосибирск. 1997. Т.1: От прошлого к будущему.

14. Бадмаев Н.В. Из калмыцкой жизни (Калмыцкие праздники)// Астраханские епархиальные ведомости. 1899. № 8. С. 9-17

15. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры: Уч. пособие. М. 1994. - 120 с.

16. Батыров Г.К. Нация и государство (В помощь лектору). -Волгоград. 2002,- 16 с.

17. Батыров Г.К., Седова Н.Н. Философские принципы исследования нации и национального. Волгоград. 2002,- 24 с.

18. Белевич Т.В. Обзор основных законодательных актов Российской Федерации по вопросам культурной политики // Ориентиры культурной политики. -М. 1993- № 2; 1993. № 4; 1993. № 8.

19. Белова Т.В. Культура и власть. М. 1991. - 211 с. Богатырева Т.Г. Современная культура и общественное развитие. -М. 2001.-171 с.

20. Богачева О. Государственное финансирование сферы культуры и искусства (опыт индустриально развитых стран) // Вопросы экономики. 1996. № 10.-С. 64-77

21. Боев А.А. Единое культурное пространство (теоретикометодологический аспект). Автореф. . канд. филос. наук. -М. 1993

22. Борисенко И.В., Горяев А.Т. Очерки истории калмыцкойэммиграции. Элиста. 1998. - 235 с.

23. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии: Очеркитеории и истории. М. 1981. - 388 с.

24. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры //

25. Вопросы философии. 1996. № 2.- С. 3-9

26. Буева Л.П. Методологические проблемы общественнойдетерминации развития личности // Проблемы психологии личностисоветско-финский симпозиум). М. 1982. - С.31-37 i

27. Васильчук Ю.А. Культура и свобода совести, правосознание и достоинство гражданина: Концепция гуманитарного образования в вузах России// Политические исследования. 1992.- № 3.- С. 8-19

28. Введение в культурологию: Конспект лекций. Ростов-на-Дону. 1993.-С.129

29. Введение в культурологию: Учебное пособие. -М. 1995.-335 с.

30. Викторов А.Ш. История русской культуры. Курс лекций. М. 1997

31. Викторова Л.Л. Основные этапы формирования монгольскихэтнических общностей // Проблемы алтаистики и монголоведения. Вып. i1.Элиста. 1974

32. Вопросы управления и экономики учреждений культуры. М. 1989.- 93с.

33. Востряков JI.E. Региональные управленческие отношения в сфере культуры: поиск новой управленческой парадигмы. М. 1996. - 112 с.

34. Галуцкий Г.М. Основы финансов и финансирование культурной деятельности,- М. 1996. 224 с.

35. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. М. 1999.390 с.

36. Горлова И.И. Культурная политика в современной России: региональный аспект. Краснодар. 1998. - 320 с.

37. Горлова И.И. Культурная политика в условиях переходного периода: федеральный и региональный аспекты. Автореф. . доктора философ.наук. М. 1997

38. Горяев А.Т. Евразийство: «научный замысел» и практические реалии. М.-Элиста. 2001. - 159 с.

39. Гумилев JI.H. От Руси к России. Очерки этнической истории. М.1992

40. Гуревич П.С. Культурология. Уч. пособие. М. 1996,- 288 с.

41. Дарбакова В.П. Ламаизм в социокультурном пространстве этноса. Автореф. . доктора культурологии.- Краснодар. 2002

42. Денисов Н.Г. Региональные субъекты социального развития: структура и функции. Автореф. . д-ра филос. наук. М. 1999

43. Денисов Н.Г. Субъекты социокультурного развития для XXI века: региональные аспекты. Краснодар. 1999. - 320 с.

44. Динамика ценностных культурных ориентаций народов Калмыкии. Сб. научных трудов. Элиста. 2001. - 196 с.

45. Дискин И.Е. Культура: стратегия социально-экономического развития.-М. 1990,- 109 с.j

46. Диссертации, авторефераты диссертаций:

47. Дорджиева Г.Ш. Буддизм и христианство в Калмыкии. Опыт анализа религиозной политики правительства Российской империи (середина ХУП-начало XX вв.). Элиста. 1995. - 127 с.

48. Дорджиева Г.Ш. Социальная роль ламаистской церкви в Калмыкии (последняя треть ХУП-первая половина XIX вв. Дисс. канд. иси. наук.- М. 1976

49. Дробижева JI.M. Социальная и культурная дистанция. М. 1998.263 с.

50. Дубровин Ю.Д., Туник Г.А. Национально-культурное развитиенародов России: политико-правовые аспекты. Изд-е Государственной1. Думы. М. 2002. -95 с

51. Душан У. Обычаи и обряды дореволюционной Калмыкии //

52. Этнографический сборник. 1. Элиста. 1976

53. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентоввысших уч. заведений. М. 1996. - 480 с.

54. Жидков B.C. Перестройка системы управления в сфере культуры.-М. 1988.- 153 с.

55. Житецкий И.А. Астраханские калмыки. Наблюдения и заметки.1. Астрахань 1982. 95 с. t

56. Житецкий И.А. Очерки быта Астраханскихъ калмыковъ. Этнографические наблюдения 1884-1886 гг. -М. 1893. 75 с.

57. Жуковская Н.Л. Критерии и символика традиционной культуры монголов. -М. 1988i Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. М. 1977 Зиновьев А.А. Смута - М. 1994. - 220 с.

58. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М. 1980.303с. i

59. Зотов С.В. Коммерциализация как фактор совершенствования деятельности учреждений культуры. Дисс. .канд. филос. наук. М. 1998

60. Иванов В.Н. Межнациональные отношения в России: Состояние и перспективы // Социально-политический журнал. 1993. № 4. С. 3-11

61. Из истории культуры дореволюционной Калмыкии. Волгоград. 1967.-72 с.

62. Иконникова С.Н. Диалоги о культуре. JI. 1987. - 205 с. Иконникова С.Н. История культурологии. Идеи и судьбы. - СПб.1996.-264 с.

63. Илюмжинов К., Максимов К. Калмыкия на рубеже веков. М.1997.-310 с.

64. Илюмжинов К.Н. Калмыкия курсом радикальных реформ. -Элйста. 1997.- 187 с.

65. Имкенова А.Б. Этническая идентичность калмыков. Элиста. 1999.-90 с.

66. Каменец А.В. Методические основы системы управления на федеральном и региональном уровнях в сфере культуры // Ориентиры культурной политики. М. 1994. № 5. - С. 16-27

67. Кантор В.К. Феномен русского европейца: Культурофилософскийочерк,- М. 1999.-32 с. »

68. Карпухин О.И. Культурная политика.- М. 1996. 240 с. Катушов К.Калмыкия в геопространстве России.- Элиста. 1998.335 с.

69. Кичиков M.JI. Исторические корни дружбы русского и калмыцкого народов. Образование калмыцкого государства в составе России. Элиста. 1965. - 182 с.

70. Комиссаров С.Н. Художественная интеллигенция: противоречия в сознании и деятельности. М. 1991. - 302 с.

71. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М.1997. 240с. (

72. Кондаков И.В. Культура России. Учебное пособие. М. 2000.- 360с.

73. Концепция развития культуры и искусства Российской Федерации // Ориентиры культурной политики. М. 1995. № 6. - С.56-75

74. Костенков К.И. О распространении христианства у калмыков // Миссионерский сборник. Астрахань. 1910. С. 23-37

75. Кочешков Н.В. Этнические традиции в искусстве монголоязычных народов МНР и СССР (Х1Х-70-е гг. XX в.). Автореф. д-ра ист. наук,-М.Д980. 32 с.

76. Кудрина Т.А. Политика и культура. М. 1993. - 75 с. Кудрина Т.А. Религия и культура // Государственно-церковные отношения в России. Курс лекций. Часть 1. - М. 1995. - С. 190-230

77. Культура и искусство Калмыкии (цифры и факты). Элиста. 19^6.- 32 с.

78. Культура России: возрождение или упадок? (Материалы «круглого стола»)/ Сост. Н.Н. Беляков, А.В. Кормашов, С.В. Пуртов. М. 1997. (Клуб «Реалисты» Информационно-аналитический бюллетень. № 34. 42с. ,

79. Культурная политика России: История и современность. Два взгляда на одну проблему. М. 1998. - 296 с.

80. Культурные традиции этносов Поволжья и Уральского региона и проблемы современного образования. Тезисы научн.-практ. конф. Саранск. Сентябрь 1993. Элиста. 1993.- 83 с.

81. Культурология. XX век.: Энциклопедия: В 2 т.- СПб. 1998. Т. 1 -445 е.; Т. 2-447 с.

82. Культурология: история и теория культуры. Учебное пособие.- М. 1996.-340 с.

83. Лиджинов И.С. Особенности развития духовной культуры республики Калмыкия. Уч. пособие.- Элиста. 1996.- 90 с.

84. Липкин А.И. Духовный кризис и национальное возрождение (Попытка культурно-исторического анализа): Философский очерк.-Нижний Новгород. 1993

85. Лифшиц Мих. Очерки русской культуры. Из неизданного. М.1995

86. Лихачев Д.С. Декларация прав культуры (Проект) // Российскийобозреватель. М. 1996. - С.26-33

87. Личность и власть: интеркультурный диалог.- М. 1998 Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1 Статьи по семиотике и типологии культуры,- Таллинн. 1992

88. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М. 1992

89. Лях В.И. Культурогенез как проблема теории культуры. Автореф. доктора филос. наук. М. 1999

90. Манзанов Г.Е. Религиозные традиции в ценностных ориентацияхбурятской молодежи. Улан-Удэ. 1997. - 115 с. >

91. Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологии. -СПб. 1996

92. Материальные и духовные основы Калмыцкой государственности в составе России. Т. 1 ( к 360-летию со дня рождения хана Аюки) . Материалы конференции. Элиста. 2002. - 212 с.

93. Материальные и духовные основы Калмыцкой государственности в составе России. Т. 2. Элиста 2002. - 156 с.

94. Межнациональные отношения в Республике Калмыкия: состояние, проблемы и перспективы развития. Материалы конференции. 2002 г. -Элиста. 2002.- 152 с.

95. Межуев В.М. Культура как философская проблема // Вопросы философии. 1992. № 10. С. 42-52

96. Мигалкин А.В. Социокультурные факторы развития народов Севера в условиях перехода к рынку (на примере републики Саха (Якутия). Автореф. . канд. филос. наук. -М. 1994

97. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3-х т. М. 1993-1995

98. Минина В.Н. Методология социального программирования. Автореф. .д-ра социолог, наук. СПБ. 1999

99. Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру.

100. Тезисы докладов П Международного Конгресса. Ч. 11998. Пятигорск.1998.- 124 с.

101. Мирзоев Г.М. Особенности развития культуры в многонациональном регионе. Автореф. . канд. культурол. Краснодар. 1999

102. Моль А. Социодинамика культуры. М. 1973. - 406 с. Нагой А.А. Культура региона и культурная политика в России в 90-е годы XX века. Автореф. .канд. Культурологии - Краснодар. 1999

103. Народное творчество: перспективы развития и формы социальной организации /Под ред. Н.Г. Михайловой. -М. 1990. 190 с.

104. Народы Калмыкии: перспективы социокультурного и этнического развития. Сб. трудов. Элиста. 2000. - 178 с.t

105. Национально-культурная политика в Российской Федерации: принципы и механизмы // Ориентиры культурной политики. М.1994. № 1. С. 3-24

106. Национально-культурные автономии и объединения. Антология в 3-х, томах /Отв. Ред. М.Н. Губогло. М. 1996

107. Новаторов Е.Е. Маркетинг культурных услуг. Омск. 1992. - 102с.

108. Новая волна: Русская культура и субкультуры на рубеже 80-90-хгг. М. 1994.- 145 с. i

109. Новиков А.И. История русской философии. СПб. 1998. 406 с. Номинханов Д. Ц.-Д. Очерки истории культуры калмыцкого народа. - Элиста. 1969. - 138 с.

110. Ожиганов Э. Сумерки России. М. 1996. 278 с. t Орлова Э. Культурная политика в контексте модернизационных процессов // Теоретические основания культурной политики. - М. 1993. -С . 19-42

111. Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. М.1967.-211 с. »

112. Погонченков А.А. Государственная политика в сфере культуры современного российского общества: сущность, особенности, тенденции развития. Автореф. . канд полит, наук. -М. 1999

113. Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. Вып. 1 -М. 1990.-С. 2110-243

114. Рождественский И., Шишкин С. Реформы в социально-культурной сфере: в чьих интересах? //Вопросы экономики. 1996. № 1. С. 33-46

115. Розин В., Жежко И. Культура и культурная политика Теоретические основания культурной политики : Сб. научн. Тр. РИК. -МЛ993. С. 39-46

116. Ромах О.В. Провинциальная культурная среда как фактор формирования досуга молодежи. Автореф. д-ра филос. наук. -М. 1997

117. Россия на пороге XXI века. М. 1996. - 334 с. Руднев А.Д. Заметки о технике буддийской иконографии у современных зурачинов Урги, Забайкалья и Астраханской губернии. -СПб. 1905,- 136 с.

118. Рудник Б.Л., Куштанина Е.В. Экономические аспекты культурной политики // Ориентиры культурной политики. М. 1995. № 2. - С.3-44

119. Свободное слово. Интеллектуальная хроника десятилетия: 1985*1995 / Ред.-сост. А.А. Гусейнов, В.М. Межуев, В.И. Толстых. М. 1996.320 с.

120. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.1995

121. Сидоров Е. Государственная культурная политика на современном этапе: Доклад на заседании правительства РФ 14 сентября 1995 г. // Ориентиры культурной политики. М. 1995. № 6. - С. 50-55

122. Силанян К.Г. Пространственная среда как социокультурный феномен. Автореф. . .филос.наук. Краснодар. 2002

123. Совершенствование структуры и перспективы развития многоуровневого образования в сфере культуры и искусства.Тезисы. -Волгоград. 1996. 178 с.

124. Современное студенчество: состояние, проблемы и перспективы развития. Сб. трудов Элиста. 2001. - 135 с.

125. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Опытисследования. М. 1997.-824 с. <

126. Суник Б. Дворцы, дома культуры, библиотеки: смена хозяев финансирования // Ориентиры культурной политики. М. 1996. № 1. С 25-32

127. Сущий С.Я., Дружинин А.Г. Очерки географии русской культуры. Ррстов-н-Д. 1994. - 320 с.

128. Театр в современной России (состояние и перспективы). Инф.-аналит. материал. -М. 1998

129. Теоретические основания культурной политики. М. 1993,- 230 с. Терентьев А.А. К вопросу о каталогизации ламаистскихiколлекций в музеях СССР // Музеи в атеистической пропаганде. Сб. трудов ГМИРиА.- Л. 1981. с. 43-50

130. Федеральная целевая программа «Развитие и сохранение культуры и искусства РФ (1997-1999 гг.) // Ориентиры культурной политики. М. 1996. №5. -210 с.

131. Флиер А.Я. О новой культурной политике России // Общественные науки и современность. 1994. № 5. С 14-25

132. Фролов А. Праздник душа народа. - Элиста. 2000. - 49 с. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовывремени (социально-философский анализ). Майкоп. 1997.- 196 с.

133. Челышев Е.П. Судьба культуры и путь России // Российский обозреватель. 1996. № 4. - С. 169-178

134. Черников С.С. Памятники архитектуры ойрат-калмыков // Записки КНИИЯЛИ.- Элиста. 1960. С. 23-29

135. Чижиков В.М. Диалектика взаимодействия социокультурных систем города и села. Автореф.д-ра культурологии. М. 1999

136. Чурбанов В.Б. Новая культурная политика или новая культурнаяреволюция? М. 1993,- 59 с. <

137. Шендрик А.И. Культура и рынок // Общественное сознание в условиях перехода к рынку. М. 1991.- С. 58-69

138. Эрдниев У.Э. Калмыки. Историко-этиографические очерки. -Элиста. 1985

139. Этнопедагогика калмыков и национальная школа. Элиста. 1997. - 176 с.

140. Языки народов России: перспективы развития. Материалы

141. Международного семинара. 1999 . Элиста. 2000. - 544 с. >1. Журналы:

142. Вопросы философии»; «Этнографическое обозрение»; «Наука и религия»; «Жизнь национальностей»; «Социологические исследования»; «Регионология»; «Федерация» за 1992-2002 гг.t

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.