Эволюция идей прагматизма в архитектуре Запада: На примере США и Швеции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, доктор архитектуры Птичникова, Галина Александровна
- Специальность ВАК РФ18.00.01
- Количество страниц 304
Оглавление диссертации доктор архитектуры Птичникова, Галина Александровна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ИСТОКИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕНДЕНЦИЙ ПРАГМАТИЗМА В АРХИТЕКТУРЕ ЗАПАДА
1.1. Влияние капиталистических форм организации экономической деятельности и религиозно-этических принципов протестантизма на прагматизацию мышления в западном обществе.
1.2. Возникновение массового общества и массового потребителя архитектуры.
1.3. Рождение философии прагматизма и ее целевые установки для архитектуры.
1.4. «Архитектура прагматизма». «Прагматический подход» в теории
• проектирования.
Выводы.
ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ АРХИТЕКТУРОЙ И 1 ФИЛОСОФИЕЙ ПРАГМАТИЗМА
2.1. «Чикагская школа архитектуры» и «Чикагская школа прагматизма».
2.2. «Прагматический фундамент» функционализма.
2.3. Влияние положений философии прагматизма на архитектуру американских университетов/ «воспитание средой».
2.4. Идеи неопрагматизма в формировании американского постмодернизма.
Выводы.
ГЛАВА 3. ПРАГМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД В ТВОРЧЕСКОМ
ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
3.1. Архитектура как товар.
3.2. Фактор конкурентоспособности и «имиджевая архитектура».
3.3. «Архитектура для удовольствия».
3.4. «Романтизирующий прагматизм».
3.5. Плюрализм в формообразовании.
Выводы.
ГЛАВА 4. ИЗМЕНЕНИЯ В СОДЕРЖАНИИ И ФОРМЕ АРХИТЕКТУРНОЙ ПРОФЕССИИ
4.1. Архитектор как предприниматель на профессиональном рынке.
4.2. Взаимодействие с потребителями архитектуры и «партиципация».
4.3. Деловое партнерство в архитектурной практике.
4.4. Феномен «архитектурных звезд» и транснационализация архитектурных услуг.
Выводы.
ГЛАВА 5. НЕОПРАГМАТИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: НОВЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ
5.1. Зрелищность среды в «обществе Зрелищ».
5.2. Спрос на образы и «архитектурная эмуляция».
5.3. «Диснеезация» архитектуры: прагматическая утопия.
5.4. Поиски «формулы архитектуры» в эпоху глобализации.
Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК
Архитектура и социальное моделирование жилища2005 год, доктор архитектуры Кияненко, Константин Васильевич
Проблемы типологии и композиции в ландшафтной архитектуре второй половины XX - начала XXI вв.: зарубежный опыт2011 год, кандидат архитектуры Унагаева, Наталья Александровна
Дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной среды: теоретико-методологическая концепция2011 год, доктор искусствоведения Михайлов, Сергей Михайлович
Нижегородская архитектура XX века как отражение российского и зарубежного зодчества2009 год, доктор архитектуры Орельская, Ольга Владимировна
Архитектурно-градостроительное наследие Юга России: Его формирование и культурный потенциал2004 год, доктор архитектуры Есаулов, Георгий Васильевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция идей прагматизма в архитектуре Запада: На примере США и Швеции»
Актуальность исследования. Прагматизм, распространенный в западном обществе как форма обыденного сознания и как философское учение, во многом изменил профессиональное архитектурное мышление, вызвав целый ряд трансформаций и в самой профессии архитектора и в методах его деятельности. Ориентация архитектурного творчества на успех, известность, получение выгодных заказов в условиях жесткой конкуренции на проектном рынке приобрела глобальные черты. Архитектура, сориентировавшаяся на потребителя, на потребительское общество как таковое, оказалась вовлечена в сферу его рыночных интересов и отношений. В связи с этим происходит переориентация характера архитектурной образности на потребительские ценности с учетом их чувственно-эмоционального восприятия - архитектура приобретает нарочитую образность, броскость, зрелищность. На смену одному господствующему творческому направлению приходят плюрализм и полистилизм, программно обращенные к массовому потребителю-непрофессионалу с его вкусовыми предпочтениями. Методология проектирования обращается к использованию исторических стилей, избираемых в соответствии с контекстом, требованиями и предпочтениями заказчика.
Названные тенденции архитектурного развития требуют глубокого изучения и оперативного критического анализа для понимания происходящих процессов и поисков перспектив развития архитектуры России. В особенности это касается формо - и стилеобразования, которые во многом определяются глобальными условиями и движениями мировой культуры в совокупности со стилевым «саморазвитием» архитектуры. Сегодня в нашей стране сформировались социально-экономические условия архитектурно-проектной деятельности, сходные с западными.
Появились частные заказы и заказчики, возникли новые проектные структуры в виде частных проектных фирм и бюро, сформировался рынок архитектурных услуг, куда уже устремились зарубежные строители и проектировщики. Одновременно происходят сдвиги и в российском общественном сознании в связи с изменившимися социально-экономическими условиями: прагматизм из сферы новой политики России постепенно распространяется в другие сферы жизнедеятельности общества, в том числе и в архитектуру. Таким образом, появляется противоречие между необходимостью понимания причин возникновения и закономерностей форм проявления прагматических тенденций в новейшей архитектуре, прогнозирования результатов их действия и отсутствием специальных исследований по данному научному направлению.
Проблема исследования. Прагматичность как «практическая полезность» изначально входит в понятие архитектуры. Об этом свидетельствует и знаменитая триада, сформулированная Витрувием: "firmitas, utilitas, venustas" («прочность, польза, красота»), историческая эволюция которой показывает изменение общественного взгляда на различные категории архитектурных ценностей.
Всем историческим периодам было свойственно предъявлять к архитектуре требования «пользы», которая по-разному понималась в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации в обществе. Однако, начиная со второй половины XIX века, на протяжении последних полутора столетий наполнение понятия «польза» постепенно обрело в экономически развитых западных странах новое содержание, главным образом, связанное с «экономическим успехом» и «прибылью». Вышеназванным явлениям способствовали не только экономические законы рынка. Если даже сдвиги в новейшей архитектуре западных стран можно объяснить высоким уровнем строительства, распространением формообразующих идей авангардного искусства или появлением компьютерных технологий, то ряд явлений свидетельствует о том, что причинная связь в таких случаях, как, например, появление специфических качеств товара в объектах архитектуры носит своеобразный характер. Эта связь обусловлена изменениями архитектурного мышления, на которое в свою очередь большое влияние оказали идеи прагматизма, которые проникали в архитектуру и через обыденное мышление, и в теоретической форме философии прагматизма. Итак, проблема исследования состоит в раскрытии следующих вопросов: влияние прагматизма на профессиональное архитектурное мышление и осознание роли архитектора в обществе, его отношений с потребителями и другими участниками проектно-строительного процесса; роль идей прагматизма в развитии архитектурного формо- и стилеобразования.
Из вышеизложенного следует, что предметом исследования являются формы художественно-проектной реализации идей прагматизма в архитектурно-градостроительной теории и практике.
Объектом данного исследования являются архитектура и градостроительство западных стран, архитектурно-градостроительная деятельность и совокупность результатов этой деятельности.
Границы исследования. Временные границы определяются периодом с середины XIX в. до настоящего времени - начала XXI в., что соответствует времени становления и широкого распространения идей прагматизма. Пространственные границы охватывают экономически развитые страны Запада, в том числе США, Великобританию, Германию, Швецию, Финляндию. Результаты исследования подробно раскрываются, главным образом, на материале двух стран - США и Швеции.1 Они являются характерными представителями различных проявлений
1 Автор отмечает, что, несмотря на безусловные отличия, именно эти две страны «подарили» миру двух самых богатых людей планеты. Это - Билл Гейтс, владелец компании Майкрософт (США) и Ингвар Кампрад, владелец компании ИКЕА (Швеция). прагматической идеологии и мышления и одновременно представляют собой крайние точки в диапазоне действия прагматических тенденций в архитектуре. В США наглядно проявляется «классическая версия» прагматизма, основанная на свободной рыночной экономике и крайнем индивидуализме, с претензией на глобальное распространение. В Швеции дает о себе знать «региональная модель» прагматизма, сформировавшаяся в условиях относительной географической изоляции и в рамках национальной культуры, развивающейся на социально ориентированном фундаменте контролируемой государством рыночной экономики.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемами развития новейшей архитектуры Запада занимается много авторов. Однако гораздо уже круг специалистов, исследующих влияние прагматизма на различные процессы в архитектуре и градостроительстве. Практически все они представлены зарубежными учеными и специалистами.
Создание комплексной картины формирования тенденций прагматизма в архитектуре Запада обусловило изучение широкого ряда работ, принадлежащих нескольким направлениям. К первой группе работ относятся фундаментальные труды, посвященные критическому анализу архитектурно-градостроительного развития капиталистических стран в XX в. В их числе работы А.В. Бунина, Р. Бэнэма, 3. Гидиона, Э.Гольдзамта, Ч. Дженкса, А.В. Иконникова, Т.Ф. Саваренской, Ю.Ю. Савицкого, В.И. Тасалова, О.А. Швидковского, К. Фремптона, B.JI. Хайта, С.О. Хан-Магомедова.
Вторую группу работ составляют труды по исследованию различных аспектов развития творческих направлений в архитектуре Запада Р. Вентури, Т.Н. Возвышаевой, А.А. Воронова, А.П. Гозака, Ч. Дженкса, Г.В. Есаулова, П.П. Зуевой, Ю.Б. Кликича, Т.Ю. Николенко, Г.И. Ревзина, А.В.
Рябушина, П.А. Рычкова, А.П. Соколиной, А.А. Стригалева, А.Н. Шукуровой.
Третью группу составляют работы по исследованию проблем формообразования в современной архитектуре И.А. Азизян, А.В. Бокова, Ю.П.Волчка, А.Ф. Гольдштейна, И.А. Добрицыной, А.В. Иконникова, И.Г. Лежавы, К.Линча, О.В. Масловской, Ф.Л. Райта, А.Г. Раппапорта, Л. Салливена. Особый интерес для анализа изменений в профессии архитектора в XX в. представляют исследования Б. Бродбента, В.Л. Глазычева, И. Дергалина, А.П. Зинченко, Т.Миллера, М.Р. Савченко, Р. Свенсона, В.Л. Хайта, А. Холгейта.
К следующей группе относятся труды, авторы которых в той или иной мере касались различных аспектов влияния идей прагматизма в архитектуре. К ним относятся работы А. Бетски, Д. Вандербурга, П. Голдбергера, Ф. Джеймисона, Дж. А.Мура, М. Х.Митиаса, Дж. Т. Стрёмгрена, Дж. Окман, Дж. Рэчмана, Г. Райт, П.Хоффера. Вопросы использования прагматического метода в теории проектирования исследовались в работах Б. Моландера, Ю. Лундеквиста, Л. Эстмана. Определяющее значение на исследование философско-культурологических аспектов концепции «архитектуры прагматизма» оказали работы американских философов- прагматистов Ч.С.Пирса, У.Джемса, Дж. Дьюи, Р.Рорти. Непосредственное отношение к изучению влияния идей прагматизма на архитектуру имеют исследования в области эстетики Р. Арнхейма, Ю.Б. Борева, Л. Мамфорда, Н.Б. Маньковской, Ч. Морриса, М.Ф. Овсянникова, С. Пеппера, С. Финкелстайна, Дж. Хосперса, С. Хука.
Большое влияние на выработку обобщающей концепции оказали работы зарубежных авторов, касающиеся общих перспектив развития общества и культуры. Среди них выделяются труды Г. Дебора, Р.Йенсена Э.Тоффлера.
Раскрытие заявленной темы требовало привлечения работ по истории архитектуры США: Дж. Бачарда, А.Буш-Брауна, А. Уэйна, JT. Мамфорда, Г.-Р. Хичкока. Среди работ по истории архитектуры Швеции выделяются труды Г.Л. Бьёр, Р. Верна, К. Калденби, Ё.Линдвалля, Ю.Мартелиуса, Т. Холла, У. Хултена, К.Эндхол. В нашей стране специальные исследования, посвященные истории архитектуры и градостроительства США и Швеции в первой половине XX в., принадлежат А.В. Иконникову. Результаты были опубликованы в двух монографиях «Архитектура США» (1979) и «Современная архитектура Швеции» (1978). В своей работе автор также опирался на труды, отечественных ученых, посвященные рассмотрению истории развития архитектуры и градостроительства США - Б.Б. Келлер, Г.К. Мачульского, Т.Ф. Саваренской; архитектуры и градостроительства Швеции - А.П. Гозака, М.И. Мильчика, Н.Ф. Хомутецкого.
Цель исследования: выявление истоков и закономерностей формирования тенденций прагматизма в архитектуре Запада, определение особенностей проявления этих тенденций на различных временных этапах и в различных социально-культурных условиях, а также их влияние на формо - и стилеобразование в архитектуре.
Задачи исследования: выявление мировоззренческих истоков, социально-экономических и культурных предпосылок формирования тенденций прагматизма в архитектуре Запада; историко-генетический анализ связей между архитектурой и философией прагматизма; исследование специфики прагматического подхода в творческой деятельности в условиях рынка; выявление изменений в архитектурной профессии, обусловленных прагматизацией профессионального мышления; определение своеобразия новейших тенденций в архитектуре Запада в условиях глобализации.
Методология и методы исследования.
Методологической базой исследования является культурологическая концепция архитектуры как системного и целостного явления, имеющего внутренние закономерности, обусловленные спецификой ее саморазвития, и внешние, определяемые социально-экономическими условиями. Настоящее исследование опирается также на методологию изучения и изложения истории архитектуры, разработанную в трудах B.JI. Хайта, которая предполагает расширение объектно-фактологической основы исследования, использование «включающего» подхода в получении данных, определение роли творческой личности в развитии архитектуры, верификацию источников.
Методы исследования включают в себя: анализ отечественных и зарубежных документальных и литературных первоисточников и материалов научных исследований в русле заявленной проблемы («вторичных источников»), анализ проектных чертежей и материалов. Автором проводились натурные обследования объектов архитектуры и градостроительства, включающие в себя фотофиксацию построек с последующей систематизацией и обобщением результатов. На отдельных этапах работы использовался метод экспертного опроса в форме интервью, а также методы историко-генетического и пространственного анализа.
Научная новизна. Выявлены мировоззренческие истоки и предпосылки возникновения тенденций прагматизма. Одним из факторов, способствовавших пониманию феномена прагматизации архитектурного мышления, является так называемый «принцип Пирса», который позволяет по-новому осмыслить соотношение архитектуры и философии в современных условиях.
Впервые определена взаимосвязь различных явлений теории и практики западной архитектуры и градостроительства, основанных на общих прагматических тенденциях (например, исторические связи между Чикагской школой архитектуры и Чикагской школой прагматизма).
Новой содержательной авторской концепцией является разработка проблемы глобализации в архитектуре Запада в свете действия прагматических тенденций и определение факторов, способствующих этому процессу.
Раскрыты изменения социальной роли архитектора в современном обществе и новейшие тенденции делового партнерства и соучастия потребителей в архитектурно-градостроительной практике.
Новое содержание несут выводы автора о потребностях в «эмоциональной функции» и зрелищной образности в новейшей архитектуре западных стран, в результате удовлетворения которых появляются такие направления как «архитектура для удовольствия», «тематические парки», «архитектурная эмуляция». На основе этих выводов анализируются причины плюрализма в архитектурном стилеобразовании и поиска необычных форм, нацеленных на возбуждение сильных эмоциональных переживаний потребителя архитектуры.
Положения, выносимые на защиту: методологический подход к описанию изменений профессионального архитектурного мышления в контексте его связей с современной философией и национально-культурной средой; принципы реализации тенденций прагматизма в новейшей архитектуре Запада; принцип влияния потребительского спроса на формообразование, отражающий включение архитектуры в сферу рыночных отношений.
Теоретическое значение работы определяется вкладом в раздел архитектурной науки, ориентированный на критический анализ и оценку современной зарубежной теории и практики. Работа содействует углублению исследований проблем формо - и стилеобразования, истоков формирования новейших тенденций в западной архитектуре. Следует также отметить значение работы для анализа современной архитектуры России в условиях рынка.
Практическое значение заключается в целесообразности использования научных результатов в работах по истории и теории архитектуры и градостроительства, в научных разработках и в учебной литературе для вузов по специальности «Архитектура», в сфере повышения квалификации архитекторов и преподавателей.
Апробация диссертации. Результаты исследования и основные положения диссертации опубликованы в печати и в Интернете, в более чем 30 научных работах по теме общим объемом 36,2 п.л. Монография «Градостроительство и архитектура Швеции: 1980-2000», 1999 награждена Дипломом II степени на Восьмом Российском фестивале «Зодчество-2000» (Москва) и стала дипломантом в конкурсе на медали и дипломы Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) в 2001 г. Ряд положений диссертации нашел отражение в учебном пособии «Архитектурно-ландшафтные основы проектирования городов», 2002 (в соавт.). Научные статьи автора по теме диссертации были отмечены Дипломом победителя смотра-конкурса «Архитрав-2003» III ЮжноРоссийского архитектурно-строительного форума в номинации «Лучшие статьи об архитектуре» (Ростов-на-Дону, 2003).
Различные аспекты исследования представлялись на 15 научных и научно-практических конференциях (международных, российских, региональных, межвузовских), в том числе в Санкт-Петербурге (2000), Нижнем Новгороде (2002), Волгограде (1997, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003,
2004), Пензе (1998), Стокгольме (Швеция, 1995), Хаммамете (Тунис, 2000), Оксфорде (Огайо, США, 2001), Москве (2001, 2005).
Апробация основных теоретических положений диссертации проходила в процессе педагогической деятельности автора при чтении лекционных курсов «История архитектуры, градостроительства и строительной техники», «Планировка, застройка и реконструкция городов», «Реконструкция городской застройки», «Теория градостроительства» для студентов архитектурной и строительной специальностей в ВолгГАСУ и Международном центре экологического образования ВолгГАСУ. Часть представленной работы была включена в план научно-исследовательских работ НИИТАГ РААСН.
Проведенные исследования, касающиеся архитектурноградостроительной теории и практики Швеции, выполнены в рамках программ международного сотрудничества Минобразования РФ и Шведского института (Swedish Institute, Sweden). Автор диссертации получила ряд международных грантов и научных стипендий, благодаря которым были проведены натурные исследования городов Швеции, США и Германии:
• Шведского Института (Swedish Institute, Sweden) - 1994-95 .
• Веннер-Грен Центра (Wenner-Gren Center Foundation, Sweden)
1996, 1997, 1998.
• Американских Советов по международному образованию
American Councils for International Education, USA) - 2001.
• Немецкого общества исследований (DFG, Germany) - 2002.
Структура, состав и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографии и приложения общим объемом 280 страниц, а также включает 23 таблицы графического материала.
Во введении раскрываются актуальность темы, цель и задачи диссертации, определяется объект исследования, освещаются научная новизна работы и теоретическая и практическая ценность полученных результатов.
В первой главе «Истоки и предпосылки формирования тенденций прагматизма в архитектуре Запада» исследуются условия и причины возникновения прагматических тенденций в западном обществе во второй половине XIX - начале XX вв. Анализируются основные положения философии прагматизма и ее целевые установки для архитектуры.
Во второй главе «Исторические связи между архитектурой и философией прагматизма» раскрываются исторические взаимосвязи между Чикагской школой архитектуры и Чикагской школой прагматизма. Определяются особенности влияния положений философии прагматизма на создание «воспитательной среды» американских университетов. Выявляются воздействие прагматических идей на теорию раннего американского функционализма и специфика развития функционализма в условиях социального прагматизма в Швеции. Анализируется влияние идей прагматизма на формирование постмодернизма в архитектуре США.
В третьей главе «Прагматический метод в творческом процессе в условиях рынка» раскрывается подход к архитектуре как специфическому товару с особыми потребительскими качествами. На этой основе определяется влияние фактора конкурентоспособности на возникновение концепции имиджа в архитектуре, анализируется использование психоэмоционального подхода в «архитектуре для удовольствия». Исследуется влияние прагматизма на свободу формообразования и распространение архитектурного плюрализма.
В четвертой главе «Изменения в содержании и форме архитектурной профессии» анализируются изменения социальной роли архитектора, связанные с тенденциями прагматизма. Рассматриваются формы делового партнерства в архитектурно-строительной практике, особенности взаимодействия с потребителями архитектуры. Анализируются феномен «архитектурных звезд» и их участие в процессе транснационализации архитектурных услуг.
В пятой главе «Неопрагматизм в условиях глобализации: новейшие тенденции» дается оценка новым явлениям и процессам в западной архитектуре, в том числе рассмотрены направления и концепции, сформировавшиеся под влиянием усиления тенденций прагматизма в условиях глобализации.
В заключительной части формулируются основные выводы и рекомендации диссертационного исследования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК
Архитектурная теория эпохи романтизма в Германии и развитие западноевропейского зодчества конца XVIII - первой половины XIX вв.2001 год, доктор архитектуры Кожар, Нина Владимировна
Современные тенденции архитектурно-художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования2011 год, доктор искусствоведения Наумова, Вера Ивановна
Стилевые тенденции в архитектуре городов Западной Сибири: 1920-1930 гг.2011 год, кандидат искусствоведения Попова, Наталья Сергеевна
Концепции человека в американском прагматизме и неопрагматизме2008 год, кандидат философских наук Семёнов, Дмитрий Владимирович
Классическая традиция в архитектуре США и Западной Европы последней трети XX века2010 год, кандидат искусствоведения Грабовенко, Алексей Юрьевич
Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Птичникова, Галина Александровна
Выводы
Архитектура XXI века - часть культуры нового общества. Прагматизм в новых условиях предлагает архитектору свои пути в поисках «формулы архитектуры» эпохи глобализации: «форму определяет спрос». В качестве главного ориентира прагматический подход выбирает требования и вкусы потребителей, предлагает встать на путь «архитектурного маркетинга». Метод поиска нужного решения отталкивается от психоэмоциональных предпочтений потребителей.
Прагматический подход в новых условиях поддерживает тенденцию развития архитектуры как огромного зрелищного действия. Сценическое пространство современного города представляет собой концентрированное выражение самой человеческой жизни. Архитектура больших городов становится все более зрелищной и направленной на возбуждение сильных эмоций. Ее стержнем и нервом стал эмоциональный мир человека.
Результатом воздействия зрелищной архитектуры является симуляция вовлечения человека в срежиссированный спектакль. Реальный потребитель становится потребителем иллюзий, приобретая в своих глазах значимость, как участник яркого действия. В мире глобализации, где внешние границы размываются, связь между внутренними историями субъекта и его идентичностью становится все важнее. Архитектура дает возможность человеку переживать эмоциональные события, пусть даже отчужденные от его собственной жизни и переживаний.
Новейшими тенденциями прагматизма в архитектурно-градостроительной практике Запада можно назвать:
- использование «архитектурных эмуляций» для удовлетворения спроса на повышенную образность и привлекательных мест как копий реальных или идеальных архитектурных оригиналов, приспособленных для современных требований комфорта и удобства;
- разработку новых форм повышенной сложности для удовлетворения спроса в визуальной зрелищности, использование новых материалов и конструкций для возбуждения в потенциальных потребителях сильных радостных эмоций;
- «диснеезация» архитектуры, которая удовлетворяет естественные «невысокие» желания среднего массового потребителя в удовольствиях побывать «в сказке», «в городе своей мечты», «в будущем»; распространение масштабов «тематической архитектуры» вплоть до размеров города.
Список литературы диссертационного исследования доктор архитектуры Птичникова, Галина Александровна, 2005 год
1. Адорно Т. Философия новой музыки// Пер, с нем. Б. Скуратова.- М.: Логос, 2001. 352 с. Азизян И.А., Добрицына И.А., Лебедева Г.С. Теория композиции как поэтика архитектуры. М.: Прогресс-Традиция, 2002.-568 с. Азизян И.А. Историческая эволюция основных категорий архитектурной формы и комнозиции//«Архитектура мира. ЗападВосток: искусство композиции в истории архитектуры». Вып. 5/ Под ред. П. Смолиной. М.: ARCniTECTURA, 1996. с. 265
2. Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972.- 348 с. 3. 4.
3. Антюфеев А.В., Птичникова Г.А., Самуленкова Н.А. Из прошлого в будущее: эволюция образа города// Вестник ВолгГАСА, вып. 2(5). Волгоград: ВолгГАСА, 2002. с.49-55.
4. Антюфеев А.В., Птичникова Г.А. Предпроектные исследования при реконструкции городов и районов исторической застройки: Уч.-метод. Указ. Волгоград: ВолгГАСА, 2000. 27 с.
5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.- М.: Прогресс, 1974.- 392 с.
6. Архитектура и антропософия/ Сост. и отв. ред. А. Соколина. М.: Издательство КМК, 2001. 268 с.
7. Архитектура капиталистических стран XX в. Всеобщая история архитектуры, т.ХТ/ Отв. ред. А.В. Иконников. М.: Стройиздат, 1973.-888 с.
8. Архитектура XIX- начала XX вв. Всеобщая история архитектуры, т. X/ Отв. ред. СО. Хан-Магомедов. М.: Стройиздат, 1972. 592 с.
9. Баррис Р. Питер Эйзенмен и «эрозия правды»// «Архитектура мира. Запад-Восток: античная традиция в архитектуре». Вып. 3./ Под ред. П. Смолиной. М.: ARCniTECTURA, 1994. с. 159160.
10. Белоголовский В. Архитектура, приносящая удовольствие// "Архитектурный вестник", 3, 2003//http:// archi.ru/press/belogolovsky/vestnik0603.htm.
11. Белоголовский В. Чистая архитектура Питера Айзенмана// «Современный дом», 1, 2004 //http:// archi.ru/press/belogolovsky/domO 104.htm.
12. Белоголовский В. Shopping: дорога к искусству// "Новое русское слово", Нью-Йорк, 28.01.2002//http:// www.a3d.ru/des/int/kulh.php.
13. Бердяев Н.А. О расширении опыта. Рецензия на книгу У.Джемса «Многообразие религиозного оныта Вопросы философии и психологии. Кн. 103 (III) М, 1910. 14. Бердяев Н.А. Россия и мир Запада// «Самопознание». М.: Книга, 1991.-с. 245-292.
15. Бердяев Н. Смысл творчества// Библиотека "ВЕХИ".http://www.vehi.net/berdyaev/tvorch.html
16. Богатуров А.Д. Глобальная прагматизация// НГ, Я»109, 3 июня 2003.
17. Боков А.В. Архитектор должен уметь и знать все// ПроектРоссия, JVb27. с.8-14.
18. Боков А.В. Геометрические системы в архитектуре// Семиотика и язык архитектуры.- М.: ВНИИТАГ, 1991.
19. Бондаренко И.А. Творчество без образца// Вопросы теории архитектуры. Архитектурное сознание XX и XXI веков: разломы и переходы. Эдиториал УРСС, 2001. 90-103 с.
20. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд.- М.: Политиздат, 1988. 496 с.
21. Бофилль Рикардо. Пространства для жизни.- М.: Стройиздат, 1993.-136 с.
22. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Градостроительство XX века в странах капиталистического мира. ТII. М.: Стройиздат, 1969. 412 с.
23. Буров А.К. Письма, дневники. Беседы с аспирантами. Суждения современников. М.: 1980.- с.41-42.
24. Бэнэм Р. Взгляд на современную архитектуру. Эпоха мастеров Пер. с англ. А. М. Христиани, Е. Гринкруг; Под ред. Е. В. Асса, А. В. Бокова. М. Стройиздат, 1980. 172 с.
25. Вазари Дж. Жизнеонисание Леон-Баттисты Альберти. T.I, Т. II.М.: Всес. Акад.арх.,1935.
26. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий// Избранное. Образ общества. Пер. с нем. М.: Юрист, 1994. с. 43-77.
27. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 650 с.
28. Вейбулль Й. Краткая история Швеции. Стокгольм: Шведский институт, 1997. 164 с,
29. Вентури Р. Банальный символизм в архитектуре// http://www.ussr.to/All/ tibetian/ кофи5/когс.
30. Взаимодействие культур СССР и США в 18-20 вв./ Отв.ред. О.Э.Туганова. М: Наука, 1987. 232 с.
31. Вистин А.К. Прагматизм и «массовое искусство»// «Эстетика, искусство, человек (О судьбах буржуазного искусства)». М.: Наука, 1977.-с.239-259.
32. Возвышаева Т.И. Генезис. Роль и перспективы архитектуры хай-тек//«Актуальные тенденции в зарубежной архитектуре и их мировоззренческие и стилевые истоки»: Сб.н.тр.-М.:НИИТАГ, 1998.-с. 60-72.
33. Волчок Ю.П. Тектонический подход к организации пространственной среды// «Проблемы теории и истории архитектуры. Архитектурная деятельность и формирование окружающей среды». М.: ЦНИИТИА, 1979. с 26-31.
34. Воронов А.А. Архитектурно-теоретические концепции 60-70-х годов//«Современная архитектура США. Критические очерки»/ ЦНИИТиА. М.: Стройиздат, 1981. с. 73 -83.
35. Вуек, Якуб. Мифы и Утопии архитектуры XX века. М.: Стройиздат, 1990. 286 с.
36. Пространство, время, архитектура. М.: Стройиздат, 1984.-455 с.
37. Глазычев В.Л. Салливен, Райт и органическая архитектура// Теоретические концепции современной зарубежной архитектуры (конец XIX- первая треть XX в.). М.: Стройиздат, 1975. с.4766.
38. Глазычев В.Л. Эволюция творчества в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986. 496 с.
39. Гозак А.П. Берлин две тысячи один. Личные впечатления// ABJ4o5, 2001.-с. 42-51.
40. Гозак А.П. Композиционные проблемы взаимосвязи архитектуры и природного ландшафта (на примере современной архитектуры Финляндии, Швеции, Норвегии). Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. арх. МАРХИ. М., 1971.
41. Гозак А.П. Трансформация европейского рационализма// Архитектура Запада-1: Мастера и течения. ЦНИИТИиППСА. М.: Стройиздат, 1971. с. 24-37.
42. Голдхоорн Б. Международная панорама//Проект Россия. «Чужие/Aliens», 34, 2005. с. 18-19.
43. Гольдзамт Э.А., Швидковский О.А. Градостроительная культура европейских социалистических стран. М.: Стройиздат, 1985.- 463 с.
44. Гроссман В.Г. Городские жилые дома в Швеции. М.: Госстройиздат, 1958. 136 с.
45. ГутновА.Э. Мир архитектуры.-М.: Молодая гвардия, 1985.350 с.
46. Дебор Г. Общество снектакля. Пер. с фр. Перевод Офертаса и М. Якубович.- М.: Издательство "Логос", 1999. 224с.
47. Джемс У. Что такое прагматизм?// http:// www.pholosophv.ru/librarv/iames/pragma.html 5О.Дженкс Ч. Новая парадигма в архитектуре// http://www.a3d.ru/archi/article.php
48. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М.: Стройиздат, 1985. 137 с.
49. Добрицына И.А. Нелинейная парадигма в архитектуре 90-х годов XX века// «Архитектурное сознание XX-XXI веков: разломы и переходы». М Эдиториал УРСС, 2001. 146-206 с.
50. Добрицына И.А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре: архитектура в контексте современной философии и наукию М.: прогресс-Традиция, 2004. 416 с.
51. Душкина Н. Проблемы этики в архитектуре. Опыт формирования архитектурной среды в Оксфорде и Кембридже// «Архитектура мира. Запад-Восток: античная традиция в архитектуре». Вып. 3/ Под ред. Н. Смолиной. -М.: ARCHITECTURA, 1994. с. 38-47.
52. Дьюи Дж. Демократия и образование.- М.: Педагогика-Пресс, 2000.-384 с.
53. Дьюи Дж. Реконструкция в философии Пер. с англ. М. Занадворова, М. Шикова. М.: «Логос», 2001. 168 с.
54. Есаулов Г.В. Синхронно-иконологический подход как основа персонального освоения традиций в архитектуре// Архитектура мира. Запад-Восток: Личность в истории архитектуры. М.: НИИТАГ, 1995.-с. 165-168.
55. Земпер Г. Практическая эстетика Сост. В.Р.Аронов. -М.: Искусство, 1970.-320 с.
56. Зиммель Г. Философия денег Теория общества: Фундаментальные нроблемы, М., 1999. с. 309-383.
57. Зись А.Я. Философское мышление и художественное творчество. М.: Искусство, 1987. 255 с.
58. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX начала XX века. М.: Высшая школа, 1988. 520 с.
59. Зуева П.П. Американские архитекторы для 1990-х годов// «Архитектура мира. Занад-Восток: Взаимодействие традиций в архитектуре». Вын.2 /Под ред. Н. Смолиной. М.: ARCHITECTURA, 1993.- с. 109-115.
60. Зуева П.П. Архитектурные импровизации Фрэнка Гер и// «Архитектура мира. Занад-Восток: искусство композиции в истории архитектуры». Вып. 5/ Под ред. П. Смолиной. М.: ARCHITECTURA, 1996. с. 206-212.
61. Иконников А.В. Архитектура США: Архитектура в системе буржуазной культуры. М.: Искусство, 1979. 199 с.
62. Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность/ Т. I-IL М Прогресс-Традиция, 2001-2003.
63. Иконников А.В. Гроппиус, Мис ван дер Роэ и история функционализма// Теоретические концепции современной зарубежной архитектуры (конец XIX- первая треть XX в.). М.: Стройиздат, 1975. с. 146- 176.
64. Иконников А.В. Современная архитектура Швеции. М.: Стройиздат, 1978. 152 с.
65. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986.-288 с.
66. Иконников А.В. Архитектура: рубеж веков и выбор пути// АиСМ, 2-3, 2001// http:// www.rusk.ru/Press/ASM/01/Asm23/asm2_4/htm.
67. Интервью с Фредериком Самитаром Смитом (девелопером реконструкции Мариинского театра)/Ирина Коробьина// http://www/archcenter/ru/rus/news/ArchThought/Smith/asp.
68. Йенсен Р. Общество мечты. СПб: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004. 267 с.
69. Каплун А.И. Стиль и архитектура. М.: Стройиздат, 1985. 232 с.
70. Келлер Б.Б. Поиски новой монументальности (Луис Канн)// «Архитектура Запада-1: Мастера и течения». ЦНИИТИиППСА. М.: Стройиздат, 1971.-е. 152-166.
71. Косицына Э.С., Птичникова Г.А,, Иванова Н.В. Архитектурноландшафтные основы проектирования городов: Уч. пособие. Волгоград: ВолгГАСА, 2003. 144 с.
72. Красненкова И.П. Проблема человека в прагматизме У.Джемса// Автореф. на соиск. уч. ст. к.фил.н., М: МГУ, 1992. 21 с.
73. Кувакин В.А. Предисловие: Натурализм, прагматизм, гуманизм// «Прагматический натурализм в американской философии». М.: p r o 2003. 7-15 с.
74. Кудрявцев А.П. Власть-общество-архитектор// «Архитектура в истории русской культуры. Вып. 75. Власть и творчество» (отв. ред. И.А. Бондаренко). М.: Эра, 1999. с. 4-6.
76. Кудрявцев П. Единые стандарты Пола Хайетта// http://www/archcenter/ru/rus/news/2002-07-08/Standards/asp.
77. Кулхаас Р. Лекция в ЦДА// http://www.a3d.ru/archi/article.php.
78. Лебедева Г.С. Теоретик в пространстве истории архитектуры (О «красоте» в триаде Витрувия)// «Проблемы истории архитектуры», ч. II. М.: НИИТАГ, 1990. с. 9-15.
79. Лебедева Г.С. Новейший комментарий к трактату Витрувия «Десять книг об архитектуре». М.: Едиториал УРСС, 2003. 160 с.
80. Лежава И.Г. О стилевых особенностях современной архитектуры// Вопросы теории архитектуры: Сб.н.тр. М.: СА СССР, 1976.-с. 33-40.
81. Линч К. Образ города/ Пер. с англ. В.Л. Глазычева; сост. А.В. Иконников; под ред. А.В. Иконникова. М.: Стройиздат, 1982. 328 с.
82. Линч К. Совершенная форма в градостроительстве/ Пер. с англ. В.Л. Глазычева; под ред. А.В. Иконникова. М Стройиздат, 1986.-264 с.
83. Малинин Н. По-венициански буднично// "Консерватор", 20.09.2002.
84. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000.-347 с.
85. Масловская О.В. Формообразование и архитектурнохудожественная интерпретация высотной застройки (на примере городов США)/ Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. архит. М., 2002.- 25 с.
86. Массовая культура К.З. Акопян, А.В. Захарова, Я. Кагарлицкая и др. М.: Альфа-М; ИНФРА-М. 2004. 304 с.
87. Мастера архитектуры об архитектуре. М.: Искусство, 1972. 543 с.
88. Мельвиль Ю.К. Прагматизм// «Современная буржуазная философия»/ Под ред. А.С. Богомолова, Ю.К. Мельвиля, И.С. Нарвского. М.: Изд-во МГУ, 1972. -с. 225-308.
89. Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии XX века.- М.: Мысль, 1983.-247 с.
90. Мельвиль Ю.К. Чарльз Пирс и прагматизм. У истоков американской буржуазной философии XX века). М.: Из-во МГУ, 1968-499 с.
91. Мерфи Р. Американский город. М.: Прогресс, 1972. 320 с.
92. Московичи Век толп. М.: Центр психологии и психотерапии, 1996.—181 с.
93. Мюллер В.К. Англо-русский словарь. 20-е изд.- М.: Рус. Яз., 1985.-864 с.
94. Ожегов СИ. и Шведова П.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1995. 928 с.
95. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.- 588 с.
96. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства// Самосознание культуры и искусства XX века. Западная Европа и США. М.; СПб: Университетская книга, 2000. 640 с.
97. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия?/ Серия «Золотая философия» http://www. amvir.ru/Iib/ortigass_whatisphyl.html.
98. Палладио А. Четыре книги об архитектуре/ Пер. с итал. И.В. Жолтовского; Под ред. А.Г. Габричевского. М.: Стройиздат, 1989.-352 с.
99. Панкрухин А.П. Маркетинг города//11ир://\у\у\у.ко18т.га§8.ги /publ/ articles/pankrukhin.html.
100. Пирс, Чарльз.С. Избранные произведения. М.: Логос, 2000.
101. Попов СИ. Буржуазная идеология на пороге XXI столетия.- М.: Мысль, 1988.- 268 с.
102. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М Рефл-бук, К.: Ваклер, 2002. -704 с.
103. Проскурякова Т.С «Запад-Восток» в контексте архитектурной науки// «Архитектура мира. Запад-восток: Взаимодействие традиций в архитектуре», вып. 2.- М.: ARCniTECTURE, 1993. с. 186-187.
104. Птичникова Г.А. Американская архитектура и философия прагматизма (исторические связи)// США, Канада: экономика политика, культура, 1 1 2004 с. 69-85.
105. Птичникова Г.А. «Архитектурные звезды»//Архитектура, Строительство, Дизайн, 9, 2004 с. 38-41.
106. Птичникова Г.А. Архитектурное образование в условиях рыночных отношений (российская и шведская образовательные модели)// Архитектурное образование в III тысячелетии: Сб. докл. научи, конф. ВолгГАСА. Волгоград: ВолгГАСА, 2003 с. 7-10.
107. Птичникова Г.А. Архитектура и проблемы философии и этики (взаимодействие архитектурного образа и философско-этических идей на примере развития американских университетов)// JERЖурнал евразийских научных исследований 2002, №1- с. 45-54.
108. Птичникова Г.А. Архитектура соучастия в жилищном строительстве (зарубежный опыт) //Жилишное строительство, №10, 2004-с. 21-25.
109. Птичникова Г.А. Архитектура в условиях рынка: "utilitas" как товар// Вестник ВолгГАСУ. Гуманитарные науки. Выпуск 7, 2005.-с. 205-211.
110. Птичникова Г.А. Архитектурный образ американского университета: этика и прагматизм «Американа». Вып.
111. Волгоград: ВолГУ, 2002- с. 141-158.
112. Птичникова г.А. Гламурная архитектура// Архитектура, Строительство, Дизайн, 2004, 5 с. 14-15.
113. Птичникова Г.А. Городское пространство информационных технологий (современный город Запада глазами евразийского архитектора)// «Взаимовлияние культур Востока и Запада. Трансформации в архитектуре». Иркутск: ИГТУ, 1997- с. 76-82.
114. Птичникова Г.А. Градостроительство и архитектура Швеции: 1980-2000. СПб: Наука, 1999. 199 с.
115. Птичникова Г.А. Заметки о новейших стратегиях организации городской среды// Архитектура и строительство Москвы, 1, 2005- с.42-49.
116. Птичникова Г.А. Изменения в архитектурной профессии под влиянием рыночных факторов// http: ptichnikova.iatp.ru/article4.html.
117. Птичникова Г.А. Имидж города в политике городского планирования Сб. докл. конф. «Царицынские встречи». Волгоград: «Ковчег», 2001 с. 65-67.
118. Птичникова Г.А., Антюфеев А.В., Самуленкова Н.А. Имидж города как фактор его конкурентоспособности// «Политика», Волгоград: ВолгГУ, 2003 с. 78 82.
119. Птичникова Г.А. Концепция экологизации среды: шведский опыт// Вестник ВолгГАСА, серия: «Строительство и архитектура», выпуск 2(5), Волгоград, 2002 с. 206-209.
120. Птичникова Г.А., Антюфеев А.В. Метод «Градостроительной акупунктуры» в политике городского развития// Архитектура, Строительство, Дизайн, 2004, №4. с.52-53.
121. Птичникова Г.А., Антюфеев А.В. Новая научная парадигма и современное градостроительство// «Ресурсо- и энергосбережение как фактор устойчивого развития городов и территорий»: Сб. научн. статей РААСП М: РААСН, 2004 с. 147- 149.
122. Птичникова Г.А. Новейшие тенденции мировой архитектурноградостроительной практики в условиях глобализации// Вестник ВолгГАСА, серия: «Строительство и архитектура», выпуск 8, Волгоград: ВолгГАСА, 2004.- с.201-205.
123. Птичникова Г.А. Новые тенденции делового сотрудничества в архитектурно-строительной практике Швеции// ПГС, N2 10, 2004 с. 42- 44.
124. Птичникова Г.А. Новые факторы развития городов в условиях глобализации//«Архитектура и строительство. Наука и образование как фактор оптимизации среды жизнедеятельности»: Сб. тр. межд. конф Хаммамет, Тунис. Волгоград: ВолгГАСУ, 2004-с. 107-108.
125. Птичникова Г.А. Особенности реализации идей прагматизма и рационализма в архитектуре и градостроительства Х1Х-начала XX вв. Сб.н.тр. «2002 год год Волгоградской области в ЮРО РААСН. Первые итоги». Волгоград: ЮРО РААСН, 2003 с. 9096.
126. Птичникова Г.А. Перелом архитектурной парадигмы в идеях прагматизма// Архитектура в истории русской культуры. Вьш.
127. Перелом эпох. М.: Эдиториал УРСС, 2005. с. 451-465.
128. Птичникова Г.А. Прагматическая утопия диснеевской архитектуры //«Academia: архитектура и строительство», РААСН,№2,2004-с. 11-15.
129. Птичникова Г.А., Антюфеев А.В. Ресурсная архитектура: тема нового столетия (по итогам XXI Всемирного конгресса архитектуры)// Вестник ВолгГАСА, серия: «Гуманитарные науки», выпуск 2-4 (7), Волгоград: ВолгГАСА, 2003. с.231-236.
130. Птичникова Г.А., Антюфеев А.В. Социальное градостроительство: зарубежные технологии общественного участия// «Проблемы международного сотрудничества в области архитектуры, строительства и охраны окружающей среды»: Сб. тр. межд. конф Хаммамет, Тунис. Волгоград: ВолгГАСА, 2000. -с.21-23.
131. Птичникова Г.А. Стратегия прагматизма и Архитектор как продавец// А.С.С. Проект Волга, 7, 2005. с. 51-52.
132. Птичникова Г.А. Тенденции в архитектуре и градостроительстве Швеции на рубеже XX и XXI веков// Тез.докл. юбил.н.-т. конф.- Волгоград: ВолгГАСА, 2000. с.51.
133. Птичникова Г.А., Антюфеев А.В. Утопии экологической архитектуры// «Вопросы планировки и застройки городов»: Сб. научн. тр. 5-ой межд. конф ПГАСА, ПДЗ. Пенза: ПГАСА, 1998 с. 46-50.
134. Птичникова Г.А. Фактор прагматизма в формировании архитектуры постмодернизма США// «Американа», вып.
135. Волгоград: ВолГУ, 2004 с. 151- 165.
136. Птичникова Г.А. Шведская модель архитектурного образования// Архитектурное образование в III тысячелетии: Сб.н. тр. Волгоград: ВолгГАСА, 2003. с. 7-11.
137. Птичникова Г.А. Экология духа: антропософская архитектура Эрика Асмуссена/ Архитектура, строительство, экология: Сб. тр. межд. научн.-практ. конф.-сем., Барселона, Испания. Волгоград: ВолгГАСА, 2002 с. 49-51.
138. Раппапорт А.Г. Форма в архитектуре: Проблемы теории и методологии. М.: Стройиздат, 1990. 344 с.
139. Раппапорт А. Г. Три беседы об архитектуре// http://www.circle.ru/personalia/rappaport/main/html.
140. Расцвет и кризис функционализма. Жилищное строительство Швеции 1930-1980.- Стокгольм: Музей архитектуры Швеции, 1980.-46 с.
141. Родин Ю.М., Смирнов Б.Н., Жагар О.А. Гражданское строительство в Швеции. М., 1969. 102 с.
142. Рорти Р. Вспоминая Джона Дьюи и Сиднея Хука// «Прагматический натурализм в американской философии». М РГО, 2003.-49-57 с.
143. Рорти Р. Философия и зеркало природы.- Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1997. 320 с. 144.РЫЧКОВ Н.А. Теоретические концепции постмодернизма (истоки, принципы, противоречия). Автореф. на соиск. уч. ст. к. арх.МАРХИ.-М, 1981.
144. Рябушин А.В. Новые горизонты архитектурного творчества, 1970-1980-е годы. М Стройиздат, 1990. 327 с.
145. Рябушин А.В., Шукурова А.Н. Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада.- М,: Стройиздат, 1986. 272 с.
146. Саваренская Т.Ф. Западноевропейское градостроительство XVII-XIX веков.-М.: Стройиздат, 1987.- 191 с.
147. Саваренская Т.О., Швидковский Д.О., Петров Ф.А. История градостроительного искусства. М.: Архитектура-С, 2004. 392 с.
148. Савицкий Ю.Ю. Архитектура капиталистических стран. М.: Стройиздат, 1973. 136 с.
149. Савченко М.Р. Архитектура как наука: методология прикладного исследования.- М.: Едиториал УРСС, 2004. 320 с.
150. Салливен Л. «Мастера архитектуры об архитектуре». М.: Искусство, 1972. с. 40-58.
151. Самосознание культуры и искусство XX века. Западная Европа и США. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. 640 с.
152. Свенссон Р. Социальное планирование в градостроительной практике.- М.: Стройиздат, 1991. 112 с.
153. Современная архитектура США: Критические очерки/ ЦНИИТиА. М.: Стройиздат, 1981. 176 с.
154. Современная буржуазная эстетика: критические очерки/Под общ. ред. М.Ф. Овсянникова и А.Н. Самохина.- М.: Мысль, 1972. 253 с.
155. Современная западно-европейская и американская эстетика/ Под ред. Е.Г. Яковлева. М.: Книжный дом «Университет», 2002. 224 с.
156. Стригалев А.А., Хан-Магомедов СО. Новейшие течения в архитектуре капиталистических стран/ «Архитектура Запада-1: Мастера и течения». ЦНИИТИиППСА. М.: Стройиздат, 1971. с. 202-215.
157. Тасалов В. И. Очерк эстетических идей архитектуры капиталистического общества. М.: Наука, 1979. 335 с.
158. Терранова А. Небоскребы. М.: АСТ-Астрель, 2004. 312.
159. Толстых В.И. Искусство и мораль (о социальной сущности и функции искусства).- М: Политиздат, 1973 -440 с.
160. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ACT, 2002. 557 с.
161. Ульяновский А.В. Мифодизайн как метод социальной конвенции в маркетинговых коммуникациях/ Автореф. на соиск. уч. ст. канд. культуролог.- СПб, 2000.- с. 22.
162. Федоров Н.А. Семантическая специфика термина Venustas в текстах Цицерона// «Античность в контексте современности. Вопросы классической филологии». Вып. X. М., 1990.- с.
163. Философский энциклопедический словарь. М.: ПНФРА-М, 2001.-576 с.
164. Франк Л. Прагматизм как гносеологическое учение// Новые идеи в философии. Сб.7. СПб, 1913. с. 115-157.
165. Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития/ Под ред. В.Л. Хаита, М.: Стройиздат, 1990. 535 с.
166. Хаит В.Л., Николенко Т.Ю. Пересмотр представлений о социальной роли архитектуры и стилевой парадигмы в конце XX века// «Актуальные тенденции в зарубежной архитектуре и их мировоззренческие и стилевые истоки».- М.: НПИТАГ, 1998. с. 6-22.
167. Хаит В.Л. История современной архитектуры как профессиональная рефлексия// «Архитектура мира. ЗападВосток: 200 лет архитектурной книги», вып. 6.- М.: ARCHITECTURE, 1997.-е. 89-97.
168. Хаит В.Л. Культурное взаимодействие и проблема глобализации истории архитектуры// «Архитектура мира. ЗападВосток: Взаимодействие традиций в архитектуре», вып. 2.- М.: ARCHITECTURE, 1993.-е. 162-164.
169. Хаит В.Л. Об архитектуре, ее истории и проблемах. М.: Едиториал УРСС, 2003. 456 с.
170. Хайт В.Л., Кликич Ю.Б. Большая архитектура «больших пространств»/ В кн. Саксон Р. Атриумные здания/ Пер. с англ. А.Г. Раппапорта; под ред. В.Л. Хаита. М Стройиздат, 1987. 127-134.
171. Хаксли О. О дивный новый мир! О дивный новый мир: Английская антиутопия. М., 1990. 174.Хан-Магомедов С О От «школы Миса» к позднему Ле Корбюзье (Ээро Сааринен)// «Архитектура Запада-1: Мастера и течения». ЦНИИТИиППСА.-М.: Стройиздат, 1971.-с.115-135. 175.Хан-Магомедов С О Претензии классицистической концепции на формирование стиля XX века// «Архитектура мира. ЗападВосток: античная традиция в архитектуре». Вып. 3/ Под ред. И. Смолиной.-M.:ARCHITECTURA, 1994.-е. 181-182.
172. Холл П. Городское и региональное планирование. М.: Стройиздат, 1993. 247 с.
173. Хомутецкий Н.Ф. Стокгольм. Л Стройиздат, 1969. 79 с.
174. Хорунженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997. 640 с.
175. Художественные модели мироздания. Кн. 1: Взаимодействие искусств в истории мировой культуры Под общ. ред. В. П. Толстой, Д. О. Швидковский; НИИ теории и истории изобраз. искусств PAX. М.: НИИ PAX, 1997. 399 с. 180. Хук Моральная теория Джона Дьюи// «Прагматический натурализм в американской философии». М.: РГО, 2003. 7084 с.
176. Цытович И.Г. Историческое развитие архитектуры университетов// «Проблемы истории архитектуры», ч. П. М.: НИИТАГ, 1990.-С.186-188.
177. Шукурова А.Н. Архитектура Запада и мир искусства XX века. М.: Стройиздат. 1989. 318 с.
178. Эмерсон Р. Нравственная философия. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001.-384 с.
179. Эстетика: Словарь/ Под общ. ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. 147 с.
180. Юлина П.С. Очерки по философии США. XX век.- М: Эдиториал УРСС, 1999. -304 с.
181. Юзбашев В. Пелинейная перспектива// http:// www.archcenter.ru/ rus/news/nonlinear/
182. Юшкевич П. Приложение// У.Джемс. Прагматизм. Повое название для некоторых старых методов мышления. Популярные лекции по философии: Пер. с англ. СПб: Шиповник, 1910. 234 с.
183. Яковлева Г.П. Массовое сознание власть архитектура// «Архитектура в истории русской культуры. Власть и творчество». Вып. 4. Отв. ред. П.А. Бондаренко. М.: Эра, 1999. с. 26-31.
184. Abercrombie, M.L.J. The nature and nurture of architects. Trans. Bartlett Soc, Bartlett School of Architecture, v.2, London, 1963-4.
185. Allsopp, B. Towards a humane architecture. London: Muller, 1974. -p.l5.
186. Animated Disney Architecture. Is negel Rolling Over Tn His Grave?// http://home.conicast.net/pelanth/disnevarchitecture.html.
187. Anyhow/ Ed. by C. Davidson. NY: Anyhow Corp.; Cambridge, Mass.: MIT Press, 1998. 217 p.
188. Architecture in America: A Battle of Styles/ Ed. By W.A. Coles, П.Н. Reed, Jr. N Y Appleton-Century-Crofts. Inc, 1961. -415 p. 194. The Architecture of Reassurance: Designing the Disney Theme Parks// http://www.walkerart.org/Disney/programs/pro_02.html
189. Battles П.К., Brengleman F., Haider N.L. Contemporary English: Frame works.- New Jersey:Morris-town, 1976.
190. Berger J. Ways of seeing. London: Penguin Books Ltd., 1972. 176 p.
191. Betsky A. James Gamble Rogers and The Architecture of Pragmatism. NY: MIT Press, Art History Foundation, 1994. 320 P
192. Bodenschatz П. New Urbanism in The USA and Urban design Reform in Europe: Common Ground, Differences and Contradictions/ In "Resource architecture. Main Congress. Report and Outlook". UIA Berlin 2002 e.V. (Ed.).- Basel- Boston-Berlin: Birkhauser, 2002. p.100-106.
193. Boyd, R. The puzzle of architecture.- Melbourne: Melbourne University Press, 1965. p.37. 2OO.Burchard, J., Bush-Brown, A. The architecture of America: A Social and Cultural History. Boston: An Atlantic Monthly Press Book, 1961.-595 p. 2Ol.Burdett, R. Architecture between Pragmatism and High-Tech// In "New Building Today: European Architecture in 1990s"/ Ed. By Architektur Zentrum Wien, Basel-Boston-Berlin: Birkhauser Verlag, 1995.-P.253-258.
194. Butters, Ch. Architects in Time and Space: Understanding Sustainability// In "Resource architecture. Main Congress. Report and Outlook". UIA Berlin 2002 e.V. (Ed.).- Basel- Boston- Berlin: Birkhauser, 2002. p. 154-157.
195. Carlson, Allen. Reconsidering the Aesthetics of Architecture/ The Journal of Aesthetic Education, #20, 1986. p.23
196. City Centre Projects: Office buildings and Business premises. Berlin: Grafic Buro Adler&Schmigt, 1993. 38 p. 2O
197. Churchville, S. Make Way for MiMO// http://www.southbeachusa.com/ features/ features 1/mimo/mimo.htm
198. Conversations with architects. -New York: Praeger, 1973. p l 5
199. Craven, J. Disney Architects// http://www.architecture.about.com/Iibrary/ disneyarchitects. html.
200. Cultural Identities in Unity. Final Report. 28 Congress of the International Society of City and Regional planners. Cordova: ISoCaRP, 1993.-206 p.
201. Czamiawska-Joerges, B. Sweden: A Modem Project, a Postmodern Implementation// David J. Hickson (ed.). Management in Western Europe. Society, Culture and Organization in Twelve Nations; 1993.pp. 229-247.
202. Dezypco E. R. Origins of Functional Theory. NY, 1975. 21 l.Dergalin, I. The good city. Stockholm: KTH, 1993. 53 p. 212. The development of Stockholm. Stockholm: Arkitektkopia, 1987. 8 0 p.
203. Dewey, J. Art as Experience. New York: Perigee Books, 1934. 355p.
204. Durth, W. Globalization and Regionality// In "Resource architecture. Main Congress. Report and Outlook". UIA Berlin 2002 e.V. (Ed.).Basel- Boston- Berlin: Birkhauser, 2002. p. 183-187.
205. Egbert, D. The Idea of Organic Expression and American Architecture.- New Haven, 1967. 405 p.
206. Egelius,M. Ralf Erskine, architect. Stockholm: Byggforlaget, 1990. -220 p.
207. Friedman, A. The Luxury of Lapidus: Glamour, Class and architecture in Miami Beach// Harvard Design Magazine, Summer, 2000, #11.
208. Functionalism Utopia or the way forward// The 5* Alvar Aalto Symposium. -Helsinki: F.G. Lonnberg, 1992.
209. Gatuvisioner.-Stockholm: Stokholmsstadsbyggnadskontor, 1994. 140 s.
210. Ghirardo, D. Introduction to "Out of Site"// A Social criticism of architecture. Seattle: Bay press, 1981. 258 p.
211. Gould, W. Cities in need of reviving could use some suфrises// Milwaukee Journal Sentinel. July 1, 2001.
212. Gottdiener, M. Culture, Ideology, and the Sign of the City//The City and the Sign: an Introduction to Urban semiotics. NY: Columbia University Press, 1986. p.216. 224. A guide to Swedish architecture/ Ed. R. Wem. Vamamo: Falth& Hassler, 2001.-380p.
213. Hall, Th. Planning and urban growth in Nordic countries. London: EandENSPON, 1991.-262p.
214. Hammarby Sjostad. Stockholm: Stockholmsstadsbyggnads, 2001.p.24.
215. Hanru, H. An Event city A Pandoras Box// In "Resource architecture. Main Congress. Report and Outlook". UIA Berlin 2002 e.V. (Ed.).- Basel- Boston-Berlin: Birkhauser, 2002. p. 190-192. 228. The Harvard Design School Guide to Shopping Harvard Design School Project on the City 2. /Ed. Chuihua Judy Chung. NY: Taschen, 2002.- 800 p.
216. Hassenpflug, D. Citytainment Staging the City and Public Space// In "Resource architecture. Main Congress. Report and Outlook". UIA Berlin 2002 e.V.(Ed.).- Basel- Boston-Berlin: Birkhauser, 2002. p. 192-196. 23O.Huvighurst, W. The Miami years 1809-1984. NY: G.P.Putnams sons, 1984.-410 p.
217. Hine, Th. Populuxe. New York: Alfred A. Knopf, 1986.
218. Hoffer, P. The New Commercialism// Architectural Review, 1980, #3.
219. Holgate, A. The art in structural design. http://home.vicnet.net.au/aholgate/structdes/taisd/taisd_chap07.html
220. Hunt, W.D. Total design: architecture of Welton Beckett and Associates.- New York: McGraw-Hill, 1972. 244 p. 235.The Icon Critical Dictionary OF POSTMODERN THOUGHT. Edited by Stuart Sim. London: Icon Books Ltd, 1998. 236.1mhof, M., Krempel, L. Berlin. Architecture 2000. A guide to new buildings from 1989 to 2
221. Dusseldorf,Wasmuth, Berlin: EUeer&Eller, 2002.-160p.
222. Ivy, R. From Dawn to Decadence// AR, 2002, #1/ http://www.archrecord.com/EDITORIAL/ED01_0.
223. Jameson, F. Postmodernism and Consumer Society// Postmodernism and its Discontentment. Theories, Practices. L., NY, 1988.
224. Jameson, F. Postmodernism or Cultural Logic of Late Capitalism.London, New York: Verso, 1991. 420 p.
225. Jencks, Ch. Modem Movements in Architecture.- Harmondsworth, 1973.-p.210.
226. Jenks, Ch. The Perennial Architectural Debate. AD Profile 48: Abstract Representation// The Architectural Design. 1983, #7/8.
227. Koolhaas, R. Delirious New York: A Retroactive Manifesto for Manhattan. NY: Monacelli Press, 1994. 320 p.
228. Koolhaas, R., Mau, В., Werlemann, H. S, M, L, XI. NY: Monacelli Press (May 1), 1998. 1344 p.
229. Kupfer, J. Architecture: Building the Body Politic// In: Social Theory and Practice, II, no. 3 (Fall 1985). p.3O5.
230. Kurokawa, K. Eco-City: The Philosophy of Symbiosis From age of Machine to the age of Life// In "Resource architecture. Main Congress. Report and Outlook". UIA Berlin 2002 e.V. (Ed.).- BaselBoston- Berlin: Birkhauser, 2002. p. 108-110.
231. Lainevuo, A. Natural cities. Features of ecological planning in Finland and Japan// The Unit for research into Housing and the Environment/ The University of Tampere. Tampere: Housing &Environment #4, 1997. 107 p.
232. Lapidus, M. An Architecture of Joy.- Miami: E.A. Seeman Publishing Inc, 1979.
233. Lapidus, М. A Quest for Emotion in Architecture// AIA Journal, 36, November, 1961, p.55.
234. Ledrut, R. The Image of the City// In Gottiener M. and Lagopoulos. eds. "The City and The sign: An Introduction to urban Semiotics,NY: Columbia University Press, 1986. 303 p. 25O.Libeskind, D. "Potsdamer Platz" radix-matrix/Architecture and Writing// The New York Times Magazine, February 5, 1995.
236. Vamamo: Arkitektur museet, 1994.-189 p.
237. Longman Language Activator. Longman Group UK L, 1993. p. 1150.
238. Lundequist, J. Design och produktutveckling: Metoder och begrepp. -Lund: Studentlitteratur, 1995.
239. Lynch, K. A Theory of Good City Form. Cambridge, Mass and London The MIT Press, 1981. 514 p.
240. Mac, P. Architecture as commodity//The Guardian, November 21, 2001.
241. Mackinnon, D.W. The personality correlates of creativity: a study of American architects. Proceedings of the 14th Congress on Applied Psychology, Vol. 2, Munksgaard. Exceфts in Vemon, 1970. pp. 289-311.
242. Miller, Th. Consulting citizens in Sweden: Planning participation in context.- Stockholm: Spangbergs Tryckeri AB, 1988. 172 p.
243. Molander, B. Kunskap i handling. Goteborg: Daidalos, 1993.
244. Mumford, L. Techniques and Civilization. NY: Harcount, Brace and Co., 1934.
245. Museum of Contemporary Art, Chicago: A Brief architectural history of Chicago// http://www.tc.umn.edu/peikxOOl/chichist.htm.
246. Pagano, M.A., Bowman, A.O M. Cityscapes and capital .Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press, 1995. 188 p.
247. Park, R.E., Burgess, E.W., McKenzie, R.D. The City. Chicago: The University of Chicago Press, 1925. 263.The Pragmatic Twist and Turn: MoMA Conference seeks to close the gap between theory and practice. By S.Stephens// AR, December, 2000.-p. 44-45.
248. Ptichnikova G., Tchernjavskaya Т., Antyufeev A. The cultural environment as a resource of an urban identity and stability//
249. Pyatok, M. Architecture in a commodity culture// http://www.pvatok.com/writinRs/archl.html.
250. Romantic Pragmatism and Lyric Continuity// In "LArchitecture dAujourdhui" (France), #11, 1976.
251. Roots of contemporary American Architecture.- NY.: Grove Press Inc., 1959-p.35.
252. Rorty, R. Consequences of Pragmatism. U of Minnesota, 1982.
253. Rorty, R. Contingency, Irony and solidarity. Cambridge: UP, 1989. 150 p. 27O.Rudberg, E. THE STOCKHOLM EXHIBITION 1930: Modernisms Breakthrough in Swedish Architecture. -Stockholm: Stockholmia Forlagl998.-p.322.
254. Sewing, W. From Deleuze to Dewey?// In "ARCH+" (Germany), 157, 2002// http://www.baunetz.de/arch/archplus/157/html.
255. Sidenbladh, G. Norrmalm fomyat 1951- 1
256. Stockholm: Arkitektur Forlag AB, 1985.-281 s.
257. Sikiaridi, E., Vogelaar, F. Idensity®Public Space in the Information/ Communication Age// In "Resource architecture. Main Congress. Report and Outlook. UIA Berlin 2002 e.V.(Ed.).- Basel- BostonBerlin: Birkhauser, 2002. p. 146-150.
258. Silverstone, M. What One Man Did with $13,000,000: Put It Where It Shows// Interiors, 144, May 1955.
259. Smith, J.E. The Spirit of American Philosophy. New York, 1963.
260. Shopping: A Century of Art and Consumer Culture//NrY:Hatje Cantz Publishers, 2002. 256 p.
261. Shriver, Ph.R. Miami University: a personal history. Oxford, Ohio: Miami University Press, 1998. 222 p.
262. Stenros, A. The New Economy and the City Image// In "Resource architecture. Main Congress. Report and Outlook". UIA Berlin 2002 e.V. (Ed.).- Basel- Boston-Berlin: Birkhauser, 2002. p. 86-88.
263. Stern, R. Modem Classicism. NY: Rizzoli, 1988. 296 p.
264. Stromgren, J. Toward an architecture of pragmatism// Thesis (M.A.)Miami University, Dep. of architecture, 1991. 101 p.
265. Swedish planning in times of transition. Boras: The Swedish Society for Town and Country Planning, 1991. 179 p.
266. Swedish planning Towards Sustainable Development. Boras: The Swedish Society for Town and Country Planning, 1997. 156 p. 284. Tay Kheng Soon. Architects and architecture for a New World// In "Resource architecture. Main Congress. Report and Outlook". UIA Berlin 2002 e.V.(Ed.).- Basel- Boston-Berlin: Birkhauser, 2002. p. 214-219. 285.Ten lectures on Swedish architecture. Stockholm: SAR, 1949. 121 p.
267. Tietz, J. The story of Architecture of the 20 century. Cologne: Konemann Verlagesellschaft mbH, 1999. 120 p.
268. Upham A. Old Miami: The Yale of the Early West/ Hamilton, Ohio. The Republican publishing со. 1909. 274 p.
269. Vanderburgh, D. Reading Mead: Architecture and Pragmatism.Berkeley: University of California, Center for Environmental Design Research, 1991.
270. Venturi, R. Learning from Denise and Bob: Robert Venturis Disorderly Ode// http://www.metropolismag.com/html/vsba/robert_venturi.html
271. Venturi, R. Complexity and Contradictions in Architecture. NY: MoMA, 1977.-136 p.
272. Venturi, R., Scott Brown D. Ugly and ordinary architecture or decorated shed Architectural Forum, v.l35, 171, #4-5.
273. Venturi, R. "Another hey! Concerning Pragmatism, Complexity and Contradiction in architecture, teems with pragmatism, as a word and as method and content" http://www.metropolismag.com/html/vsba/robert venturi .html.
274. Venturi, R., Scott Brown D., Izenour S. Learning from Las Vegas Revised Edition: The Forgotten Symbolism of Architectural Form. TheMITPress.-193p.
275. Vitruvius Ten Books//http://www.lih.gre.ac.uk
276. Wallen, G. Pragmatism: Scientific knowledge and personal experience// In "The Role of Pragmatics in contemporary Philosophy". Papers of the 20" International Wittgenstein
277. Ward, J. The Americanization of the New Berlin// In "Resource architecture. Main Congress. Report and Outlook". UIA Berlin 2002 e.V. (Ed.).- Basel- Boston- Berlin: Birkhauser, 2002. p. 187-190.
278. West, С The politics of American Neo-Pragmatism. Afterwards to "Post-analytic Philosophy"/Ed. By J. Rajchman and C. West.- NY: Columbia University Press, 1985.
279. Wright, G. Situated Visions of American Urban Design// Pragmatism and Urban Environments: History, Aesthetics, Politics/ Ed. by Th. С Hilde and A. Light http://trill.cis.fordham.edu/gsas/vanhollebeke/toc.htm
280. Ostman L. bCnowledge Elicitation through a Pragmatic Inquiry.Helsinki: Swedish Polytechnic, Finland, 2002. 300. http://www.m-yamasaki.com
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.