Концепции человека в американском прагматизме и неопрагматизме тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Семёнов, Дмитрий Владимирович
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 138
Оглавление диссертации кандидат философских наук Семёнов, Дмитрий Владимирович
ВВЕДЕНИЕ.3
Глава первая
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ УЧЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ В АМЕРИКАНСКОМ ПРАГМАТИЗМЕ.13
1.1 Поиски самотождественности американской философии.13
1.2 Исходные философские идеи американского прагматизма.20
1.3 Концепция человека как иерархической структуры У.Джемса.29
1.4 Концепция человека как динамической структуры Д.Дьюи.35
Глава вторая
ЧЕЛОВЕК В ПРОБЛЕМНОМ ПОЛЕ АМЕРИКАНСКОГО НЕОПРАГМАТИЗМА.63
1.1 Социокультурный контекст неопрагматизма.63
1.2 Методологические основы концепции человека Р.Рорти.79
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Неопрагматизм Ричарда Рорти как продолжение традиций классической американской философии2006 год, кандидат философских наук Куликов, Михаил Вячеславович
Прагматистская философия Ричарда Рорти как парадигма постнеклассической эпистемологии2010 год, кандидат философских наук Малхосьян, Наталья Валерьевна
Философия неопрагматизма и теория свободы в современном либерализме2002 год, кандидат философских наук Казначеев, Петр Феликсович
Статус языка в трансцендентальной прагматике2006 год, кандидат философских наук Огарева, Светлана Станиславовна
Проблема коммуникативной рациональности в западной философии второй половины 20-го - начала 21-го века2009 год, кандидат философских наук Лозина, Джульетта Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепции человека в американском прагматизме и неопрагматизме»
Актуальность темы исследования. Актуальность исследования определена многими тенденциями современности, которые выдвигают в центр философского и научного анализа проблему человека и изучение различных антропологических концепций. Рассмотрение американского прагматизма и неопрагматизма способствует возобновлению в новых исторических условиях начала XXI века диалога между американской и русской мыслительными традициями.
Вполне очевидна актуальность изучения американского прагматизма в аспекте всего его проблемного поля и концептуальных оснований учения о человеке, так как это раскрывает духовные основы тех социальных процессов, ожиданий, политических и социальных действий, которые свойственны США и странам Запада.
Изучение концепций человека в американском прагматизме и неопрагматизме значимо для сравнительного анализа моделей человека, которые различаются в философско-антропологических учениях США, Запада и России. Философско-антропологический анализ прагматизма и неопрагматизма позволяет в полной мере поставить вопрос о том, сводима ли в принципе неповторимость индивидуального, субъективного «я» к набору функционально-теоретических установок (даже если речь идет о модных ныне социальных и политических технологиях); и может ли быть критерием полноты человеческого бытия категория «эффективности»; не оборачивается ли «крестовый поход» против классического онтологизма фатальным упрощением понимания социальной природы человека?
Обращение к философии американского прагматизма актуально в связи с тенденциями глобализации, в которых США играют значимую роль. Гло-балистские претензии трансатлантического культурно-исторического комплекса, скрытое и явное навязывание экспансионизма, консюмеризма и индивидуализма в качестве единственно допустимой модели поведения и перспективы развития мировой цивилизации — все это в совокупности выходит за рамки гуманитарного дискурса, и давно стало в полном смысле слова проблемой, имеющей выраженный футурологический аспект.
Философия американского прагматизма раскрывает тему человека на основе обращения к типологии взаимодействия индивида и социума. Данный подход является актуальным также, как актуальным становится в современной философии и социальной науке изучение вопросов человека как субъекта (социального действия, культуры и т.п.) и его субъектного потенциала с учетом изменившейся коммуникативной ситуации.
Актуально и значимо изучение американского прагматизма в философ-ско-культурологическом плане, поскольку это учение является достаточно уникальным и, вместе с тем, влиятельным, и исследование его важно в смысле развития межкультурных, межстрановых коммуникаций.
Современность и актуальность американского прагматизма наиболее ярко обнаруживает себя на фоне происходящей в настоящее время интенсификации коммуникативных процессов, которая влечет за собой интенсивность включения в их сферу человека и, соответственно, изменения его качеств и образа жизни. В связи с этим в современном мире, и в сфере коммуникаций и социального взаимодействия в особенности, многое зависит от того, как понимают человека, как относятся к нему.
В отечественной философской литературе на сегодняшний день не существует сколько-нибудь обстоятельного, целостного анализа данной проблемы в традиции американского прагматизма и неопрагматизма, и в частности — в контексте развития основных тенденций новоевропейской философии в целом, смены базовых философских парадигм, особенно в аспекте учения о человеке.
Между тем, именно ориентация на праксис и претензия на полезность со стороны классиков этих философских направлений делают необходимым и актуальным рассмотрение эффективности их рекомендаций, в части, касающейся социальной жизни, поскольку в современной России нередко слышны явные или скрытые призывы к адаптации западных (прежде всего, американских) схем социального бытия, системы ценностей и стереотипов поведения.
Рассмотрение американского прагматизма и неопрагматизма может помочь углублению наших знаний о том, как происходит генезис современной либеральной мифологии, насколько реалистичны перспективы наступления «культуры нарратива» (Р. Рорти) и не является ли нарочитая внеметафи-зичность этого стиля философствования лишь разновидностью метафизического мышления.
В целом, философское изучение антропологической составляющей избранных направлений, в особенности с использованием аутентичных текстов, не переведенных на русский язык, по нашему мнению, будет способствовать лучшему пониманию причин отказа от классической модели философии в Новое и Новейшее время, а также определению тенденций к более взвешенной оценке перспектив методологии исследования человека в американской и западной философской мысли.
Степень научной разработанности проблемы. В диссертационном исследовании широко представлены произведения классиков американского прагматизма Ч.Пирса, У.Джемса и Д.Дьюи, а также труды представителя современной школы американского неопрагматизма Р.Рорти.
В философской литературе существует ряд работ, раскрывающих различные стороны проблемы содержательного анализа антропологического аспекта американского прагматизма. В отечественной философии данной проблеме уделяется явно недостаточное внимание. Среди работ, посвященных анализу антропологического аспекта прагматизма можно выделить исследования Ю.П. Барановой, В.В. Горшкова, А.Ф.Грязнова, А.В.Гуреевой, А.Ф.Зотова, А.Б.Зыковой, А.М.Каримского, O.JI. Краевой, И.П.Красненковой, Е.А. Митковец, Г.М. Нажмудинова, JI.E. Павловой, A.B. Рубцова, Н.Л.Соколовой, A.A. Сыроедовой, В.В.Целищевой и др.
С публикациями монографий Ю.К.Мельвиля, Н.С.Юлиной, И.Д. Джо-хадзе, В.В. Кирющенко связан новый период в понимании антропологического аспекта американского прагматизма, рассматривающий данную проблему с аксиологической точки зрения, с учетом социокультурных особенностей Нового Света и историко-философской преемственности.
В диссертации широко представлены разработки зарубежных исследователей по данной проблеме - Ф.Р. Анкерсмита, Р.Дж. Бернстайна, П. Курт-ца, Э.Лаклау, К.Нельсена, М.Хука, М.Фейербэнкса, Е.Нейдтела, М. Уайта. В них анализируются вопросы генезиса прагматической философии Америки, влияния на нее европейской традиции, широкий спектр воззрений философии Нового Света.
Таким образом, анализ источников и литературы по теме диссертации показывает, что накоплен достаточный материал по изучению различных аспектов американского прагматизма и неопрагматизма, его уровней, взаимосвязи с другими тенденциями развития новоевропейской философии. Вместе с тем приходится констатировать, что исследование американского прагматизма и неопрагматизма в части, касающейся социальной природы человека, методологии ее изучения еще не стали предметом антропологического анализа. Проделанное нами исследование должно стать определенным шагом в решении этой важной проблемы в современной истории западной философии.
Объектом диссертационного исследования выступает философия американского прагматизма в аспекте концептуальных и методологических оснований учения о человеке.
Предметом исследования выступают концепции человека американского прагматизма и неопрагматизма.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в выявлении особенностей концепций человека, концептуальных и методологических оснований трактовки человека в американском прагматизме и неопрагматизме. Рассмотрение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• определить характеристики самотождественности американского прагматизма и неопрагматизма, его связь с магистральными тенденциями развития философского сознания в Новое и Новейшее время;
• выделить антропологическую составляющую этих направлений, обозначить круг проблем, входящих в контекст антропологического дискурса в рамках американского прагматизма и неопрагматизма;
• дать анализ истолкованию человека как социального субъекта в различных концепциях человека прагматистского и неопрагматистсткого толка с учетом иерархической и динамической моделей последнего в традиции американского прагматизма и неопрагматизма;
• определить общефилософские и методологические особенности понимания человека и общества в рамках избранных направлений.
Методология диссертационного исследования. Теоретическую и методологическую основу исследования составляет большой круг источников (произведения основных представителей указанных направлений, монографические исследования, статьи отечественных и зарубежных специалистов), в которых дается изложение философских позиций представителей американского прагматизма и неопрагматизма, оценка различных аспектов их творчества, анализ отдельных сторон антропологической составляющей их теоретических воззрений.
Методологической основой диссертации являются принцип историзма и компаративистский подход к истолкованию различных сторон философского дискурса в рамках избранных направлений. Среди методов, использовавшихся в работе, необходимо выделить метод системного анализа, позволяющий адекватно оценить типологические характеристики и модели отношения человека и общества, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Определены типологические характеристики и специфические особенности американского прагматизма и неопрагматизма, связь этих направлений с основными тенденциями развития философии Нового и Новейшего времени.
2. Выделена антропологическая составляющая этих направлений, дана ее интерпретация в аспекте проблем, относящихся к природе человека как социального субъекта.
3. Проанализирована типология взаимодействия индивида и социума как концептуальное основание учения о человеке американского прагматизма и неопрагматизма.
4. Впервые раскрыт генезис моделей человека в американском прагматизме и неопрагматизме.
5. В научный оборот введен ряд оригинальных, неадаптированных источников по указанной теме (непереведенные тексты американских классиков, новейшая монографическая литература 2005-2008 гг.).
6. Выявлена связь предложенных прагматизмом и неопрагматизмом антропологических рекомендаций с современной социокультурной ситуацией.
7. Обозначена актуальность содержательных аспектов прагматизма для современной социокультурной ситуации в России.
Положения, выносимые на защиту:
1. Американский прагматизм и неопрагматизм можно считать одним из следствий свойственного всему новоевропейскому сознанию процесса онтологического редукционизма, последовательного отказа от метафизической парадигмы реальности, восходящей к парменидовско-платоновской традиции с присущими ей эссенциальностью, фундаментализмом и универсализмом. Сведение бытия к вещественно-материальной одномерности означало истолкование социальных процессов, всего спектра отношений индивида и общества в модусе имманентного, без сколько-нибудь значимой отсылки к Абсолюту.
2. Рекомендательный, вероятностный характер антропологических теоретических положений американского прагматизма и неопрагматизма отвечает свойственной философии Нового и Новейшего времени тенденции отказа от «диктатуры идей», «тираний», «идеалов», во многом навязанных сознанию метафизическим ригоризмом классического философствования.
3. Вместо поиска неких раз и навсегда данных социальных законов в сугубо описательном ключе американские прагматики и неопрагматики исследуют ситуации, в которых индивид, взаимодействуя с окружающей средой, достигает наилучших результатов. Таким образом, деонтологизация реальности ведет к деонтологизации социальной сферы. Фиксизм классической философии меняется на конвенционально-ситуативный подход к описанию социальных процессов.
4. Вытекающие из этого заведомая субъективизация социальных процессов в рамках американского прагматизма и неопрагматизма может быть оценена как протестное движение в отношении свойственных классической философии антропологических моделей.
5. В американском прагматизме представлены разные типы взаимодействия индивида и социума: субъективно-психологический тип взаимодействия индивида и социума У.Джемса; основанный на принципе непрерывного роста и развития тип взаимодействия человека и общества Д.Дьюи и тип интеракции человека и социума Р.Рорти, в котором взаимодействие индивида и социума переводится в область языка и коммуникаций.
6. Американский прагматизм, исходя из непризнания за человеком какой-либо субстанциально неизменной «природы» и истолкования его как лабильного социального типа, видит задачу антропологии в поиске оптимальных способов адаптации индивида к существующему положению вещей, ради чего и провозглашается цель увеличить адаптивные возможности человека.
7. Типология моделей человека в американском прагматизме включает в себя: иерархическую модель человека У.Джемса, который склонен выделять телесное Я внизу и духовное Я вверху, а между ними экстрателесные материальные Я и различные социальные Я. В этом он верен западной традиции дуалистического рассмотрения потенциала человека; американский прагматизм дает нам и пример динамического подхода к пониманию человека Д.Дьюи, который рассматривает природу человека, исходя из своей концепции развития, согласно которой все существующее, в том числе и человек, есть непрерывное взаимодействие и развитие. Современная модель ком-муницирующего человека Р.Рорти характеризует противоречивость генезиса моделей человека в традициях прагматизма в контексте новых веяний в философии, так как, с одной стороны, он все-таки редуцирует понимание человека в сторону натурализма, с другой — обращает внимание на творческий потенциал личности, большое значение и роль языка, языковой коммуникации.
8. Современная социокультурная ситуация характеризуется динамизмом и интенсификацией коммуникативных процессов, которой соответствует созданная американским неопрагматизмом современная модель ком-муницирующего человека Р.Рорти. Кроме того, современную социокультурную ситуацию отличает стремление создать такие модели человека, которые бы помогали ему адаптироваться к динамичному и постоянно изменяющемуся положению дел. На сегодня также достаточно рельефно выступает установка на успех, успешную модель поведения, которая свойственна американскому прагматизму. Современная эпоха склоняется в сторону человека как субъекта общественной жизни, поскольку увеличиваются возможности человека влиять на окружающий мир, особенно в условиях современного информационного общества с его интенсивными коммуникациями, и эта тенденция также привлекла внимание прагматиков и неопрагматиков.
9. Отмеченные особенности социокультурной ситуации характерны и для современной России. Актуальность антропологического подхода американского прагматизма для России связана с тем, что наша страна уже довольно длительное время находится в состоянии социальной трансформации, которая, с одной стороны, требует от человека максимальной развитости адаптационных качеств и, с другой — дает возможность проявить себя, достичь успеха.
10. В диалоге идей, споре о человеке России, Америки, Запада осуществляет себя духовная жизнь современности, которая может, в случае развития этого диалога, оказывать влияние на характер глобализационных процессов. Исследование моделей человека для изучения этих процессов и их развития имеет большое значение.
Научно-практическая значимость работы. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы как теоретическая основа для подготовки лекций по философии, культурологии, межкультурной коммуникации и философии языка, а также при чтении курса по истории философии в разделе «Философия прагматизма». Кроме того, диссертационное исследование может служить основой для чтения спецкурса по философской антропологии.
Апробация диссертационного исследования. Основное содержание и выводы диссертации изложены в 7 научных публикациях автора.
Основные положения и результаты работы были представлены на научных конференциях:
• Человек в системе коммуникации: VII международная научно-практическая конференция по региональной культуре. Нижний Новгород: НГЛУ, 6-8 июня 2006 г.
• Молодёжь в современном мире: вызовы цивилизации: VIII международная научно-практическая конференция «Человек в системе коммуникации». Нижний Новгород: НГЛУ, 28-30 мая 2007 г.
• Антропологический потенциал культурогенеза: Межрегиональная научно-практическая конференции. — Нижний Новгород: ННГУ, 2007.
• XII Нижегородская сессия молодых ученых. Нижний Новгород: база отдыха «Татинец», 21-25 октября 2007 г.
Основные положения диссертационного исследования использовались также в процессе учебной работы в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. H.A. Добролюбова.
Диссертантом опубликовано 7 работ (в том числе, статья в периодическом научном издании, рекомендованная ВАК для публикации научных работ), каждая из которых имеет непосредственное отношение к теме исследования.
Структура диссертационного исследования. Диссертация изложена на 138 страницах машинописного текста, состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка литературы, включающего 158 источников (из них - 98 на русском и 60 на иностранном языке).
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Соотношение эпистемологии и герменевтики в неопрагматизме Р. Рорти2005 год, кандидат философских наук Пазолини, Бернардетта
Педагогика прагматизма и ее влияние на теорию и практику советской школы 1920-1930-х годов1999 год, кандидат педагогических наук Бочкарева, Марина Владимировна
Элиминативная постфилософия Ричарда Рорти в контексте европейского нигилизма2003 год, кандидат философских наук Рыбас, Александр Евгеньевич
Политическая философия Джона Дьюи и проблемы формирования гражданского общества2011 год, кандидат политических наук Белоцветова, Екатерина Михайловна
Эволюция концепций рационального действия в англо-американской социологической мысли2009 год, кандидат социологических наук Крючкова, Юлия Олеговна
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Семёнов, Дмитрий Владимирович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Американский прагматизм и неопрагматизм представляют собой разновидность субъективного идеализма в философии. Возникновение этих философских направлений связано с периодом бурного развития капитализма в США, превращением Америки в ведущую супердержаву современного глобализированного мира.
Эмпирический метод и субъективно-идеалистически понимаемая практика в рамках развития этого философского течения Нового Света стали мощными инструментами создания того мифа о практической деловитости американцев, который до сих пор сохраняет свое значение, является силой прямого воздействия для общественного сознания этой страны, да и остального мира. Хотя степень воздействия прагматизма и неопрагматизма на формирование политической мифологии современной Америки еще предстоит оценить в полной мере, нет никаких сомнений в том, что это влияние было колоссальным.
С нашей точки зрения, существуют все основания рассматривать американский прагматизм и неопрагматизм в лице наиболее выдающихся представителей этих течений (прежде всего У.Джемса, Д.Дьюи и Р.Рорти), в качестве одного из следствий процесса, свойственного сознанию Нового Времени как в Европе, так и в Новом Свете. Прагматизм и неопрагматизм США выражают тенденции онтологического редукционизма, т.е. последовательного отказа от метафизической парадигмы реальности, которая восходит к парме-нидовско-платоновской традиции и в качестве своих сущностных характеристик содержит эссенциальность, фундаментализм и универсализм.
Истоки этого процесса надо искать в особенностях западноевропейской версии христианства, с присущей ей тенденцией сближения земного и трансцендентного аспектов реальности, с последующим их слиянием в рамках пантеистических теорий новоевропейской философии и фактическим отождествлением божественного и земного.
Преодоление онтологического дуализма, свойственного христианской ортодоксии, обернулось переносом на материю тех атрибутов, которые традиционное христианское богословие относит к характеристикам надмирного Бога. Божественное сначала растворяется в природе, затем становится всего лишь предикативной характеристикой последней, поэтической метафорой, которая в конце концов отбрасывается за ненужностью, оставляя индивида один на один с сферой имманентного, одномерной материальной реальностью, в которой больше нет места ссылки на Абсолют, вне положенный по отношению к ней и которая сама становится абсолютной в своих базовых онтологических характеристиках и значении. Здесь не следует недооценивать и базисных изменений в структуре европейского общества позднего Средневековья, Возрождения и Нового Времени, связанных с бурным развитием капиталистических отношений и торжеством того урбанистического типа культуры, который пришел на смену европейскому традиционализму эпохи феодального Средневековья.
Важно иметь ввиду, что сведение бытия к вещественно-материальной одномерности (П.П.Гайденко) означало истолкование социальных процессов и всего спектра отношений индивида и общества сугубо в модусе имманентного, без сколько-нибудь значимой отсылки к божественному Абсолюту. Взамен двухуровневой онтологической парадигмы христианства индивид эпохи Нового Времени оказался заложником одномерно экстенсивной реальности материального, подчиненной устойчивым связям и закономерностям, которые новоевропейская наука и философия постигали рационально и выражали в виде математических пропорций.
Убежденность в разумном, рациональном характере действительности, квинтэссенцией которой стала знаменитая гегелевская формула «все действительное разумно, все разумное действительно», нашла свое выражение и в части, касающейся историко-философской и социально-философской проблематики, прежде всего, в истолковании человека в модусе количественного. Если реальность исчисляется математически и подчиняется физическим законам, раз и навсегда данным детерминантам, стало быть общую для материи парадигму существования можно спроецировать и на социум. Он начинает мыслиться, как некое подобие механизма, либо машины, функциональное предназначение элементов которой может быть отлажено в соответствии с определенными научными рекомендациями и оптимизированы таким образом, чтобы свести к минимуму отрицательный коэффициент социального бытия человека: традиционные для общества язвы, такие как бедность, безработица или агрессивно-криминогенный характер деятельности социальных низов.
Американский прагматизм вносит существенный вклад в развитие этих базовых для философии Нового Времени установок, поскольку его рекомендации носят заведомо вероятностный характер. Эта тенденция отвечает свойственной философии Нового и Новейшего Времени установки на отказ от диктатуры идеи, тирании идеалов, во многом навязанных сознанию метафизическим ригоризмом классического философствования.
Поскольку социальное бытие не несет никакой неизменной метафизической матрицы и не заключает в себе даже намека на фиксизм, американские прагматики и неопрагматики не ставят перед собой задачу найти некие раз и навсегда данные социальные законы. Пожалуй, это отличает их от европейцев, чей рационалистический догматизм, во многом подпитывавшийся христианской установкой на восприятие реальности как упорядоченного творения, побуждал новоевропейских философов искать раз и навсегда данных социальных законов исторического развития с тем, чтобы согласно знаменитому тезису Маркса о Фейербахе, не объяснять реальность, а преобразовывать последнюю.
Как известно, мифологема «упорядоченности» и рациональности бытия будет преодолена в рамках новоевропейской философии только с наступлением эры иррационализма. Что же касается американских прагматизма и неопрагматизма, то вместо ориентации на открытие неизменных социальных закономерностей, они, в сугубо описательно-феноменологическом ключе, предлагают исследования ситуаций, в которых индивид, взаимодействуя с окружающей средой, достигает наилучших результатов. Таким образом, де-онтологизация реальности ведет здесь к деонтологизации социальной сферы. А фиксизм классической философии, во многом сохранившийся в традиции новоевропейского секулярного философского сознания, меняется в Новом Свете на конвенциально-ситуативный подход к описанию социальных процессов.
На наш взгляд, есть все основания усматривать в этой тенденции своеобразную реакцию или протестное движение в отношении свойственных классической философии и имперсоналистских моделей социально-исторического развития, кульминацией которых являются гегельянство и марксизм, подменяющие человеческую индивидуальность здесь и сейчас некоей абстрактной схемой манипуляции, с которой вытесняют человеческую субъективность на периферию социальных процессов и приносят конкретного человека в жертву человеку абстрактному. Опыт русского большевизма тому наилучшее подтверждение.
В качестве антитезы, отмеченной выше тенденции, в рамках прагматической философии превалируют субъективно-идеалистический подход, провозглашающий в качестве задачи обретение внутренней гармонии (Джемс), ради достижения которой необходимо, в частности, использовать программу прогрессивного обучения, теорию мелиоризма (Дьюи). Американский прагматизм и неопрагматизм исходит из убежденности в отсутствии у человека какой-либо субстанциально-неизменной природы и следует истолкованию человека как лабильного социального типа. В результате в рамках истории философии переосмысливается и задача, как социальной философии, так и философской антропологии, которая теперь сводится к поиску оптимальных способов адаптации индивида к существующему положению вещей, ради чего и провозглашается цель увеличить адаптивные возможности человека.
Несмотря на все усилия классиков американского прагматизма и неопрагматизма представить свои рекомендации как практически состоятельные и эффективные, на наш взгляд, есть все основания отнести эту традицию к разряду социальной утопии, которая была свойственна всему новоевропейскому сознанию и шла на смену европейскому традиционализму и метафизическому онтологизму в истолковании социальных процессов. Пожалуй, этот тип социального утопизма можно охарактеризовать как мягкий в сравнении с жесткими моделями социальной утопии, которые были созданы в рамках новоевропейской философской традиции.
Исходя из того, что сущность новоевропейского утопического сознания заключается в переносе идеала совершенного бытия из области трансцендентного в сферу имманентного, социальная проекция подобного рода переносов означает постепенное формирование идеалистических моделей социальной жизни, которые в полной мере находят свое воплощение в контексте развития американского прагматизма. Речь идет о таких идеалах пост традиционного общества как свобода личности, демократия, гражданская правовая ответственность и т.д.
Важно отдавать себе отчет в том, что эти установки, подпитывавшиеся, подчас, чрезмерной переоценкой наличествовавшей тогда социальной реальностью, ее нарочитой идеализацией, находились в некотором противоречии с конкретной исторической ситуацией. Пафосность оценок Джемса и Дьюи относительно американской демократии, американского общества в целом также, с нашей точки зрения, может быть вполне отнесена за счет отмеченной выше утопичности новоевропейского философского сознания.
Рассмотрение индивида в модусе количественного, бывшее доминантой социально-философской и антропологической традиции Старого Света в той или иной мере находит свое отражение и в философии американского прагматизма и неопрагматизма. Неизбежная в рамках этой установки тоталитарно стандартизирующая тенденция в контексте реализации социальных проектов в полной мере нашла свое воплощение в трагической истории и Европы Нового и Новейшего времени.
Что касается социального проектирования, осуществленного в том числе и благодаря развитию американского прагматизма и неопрагматизма, то, пожалуй, будет справедливым заметить, что оно было лишено тех печальных для Европы эксцессов тоталитаризма, о которых говорилось выше, хотя и отрицать наличие некоей стандартизирующей тенденции, пусть не явной, но, тем не менее, вполне отчетливо присутствующей в контексте американской политической мифологии также вряд ли возможно. Вклад классиков прагматической традиции Нового Света в создание последней заслуживает отдельного изучения и представляется вполне очевидным.
В современном российском обществе в связи с процессами глобализации и постепенным вхождением России в более широкий контекст экономических, социальных и культурных взаимодействий, гиперкритическое отношение к прагматической традиции Америки постепенно сменяется более взвешенным подходом. Пафос борьбы против догматизма «культуры пропо-веди»и «трактата», призыв заменить ее «культурой нарратива», свободного творчества, «игры ситуации» при всей своей эпатирующей деструктивности может быть отнесен к числу проявлений одного из базовых законов диалектического развития.
Тезису классического онтологизма должен быть противоположен антитезис деонтологизированного прагматизма, чтобы появилась возможность выйти к некоторому синтезу двух этих традиций. Для современной России этот синтез тем более необходим, что дальнейшее развитие страны вряд ли возможно без построения эффективного гражданского общества с высоким уровнем правовой культуры, демократизацией всех сторон жизни человека и общества в целом.
В этом смысле учет теоретических достижений, в том числе и творцов американской прагматической и неопрагматической традиции, как сильных, так и слабых их сторон может пойти всем нам только на пользу. Думается, российская культура, и тот тип ортодоксально догматизированной менталь-ности, который лежит в ее основе, нуждаются в прививке здорового скептицизма или даже умеренного цинизма в оценке человека и общества. Следствием подобного рода интеллектуальной инъекции может стать жизненно необходимое для современного российского общества преодоление догматичности мышления и привычных для россиян фетишизированных форм социально-политического бытия, без которого движение вперед вообще невозможно.
Выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе 2007 года, будущий президент России Д.А. Медведев подчеркнул, что Россия в XX веке «. была подвергнута тяжелейшим испытаниям: революциям, Гражданской войне, мировым войнам, экономическому коллапсу. Сегодня мы строим новые институты, основанные на базовых принципах полноценной демократии. Демократии без ненужных дополнительных определений. Демократии эффективной, опирающейся на принципы рыночной экономию!, верховенства закона и подотчетности власти остальному обществу. И хорошо понимаем, что еще ни одно недемократическое государство не стало по-настоящему процветающим. По одной простой причине: свобода лучше несвободы»1. По нашему мнению, американский прагматизма и неопрагматизм, как образец неортодоксального философского мышления и социальной теории может обеспечить подобного рода инъекцию в российское общественное сознание как нельзя лучше.
1 Медведев Д.А. Выступление на Всемирном экономическом форуме в Давосе. 27 января 2007 года / Д.А. Медведев // Национальные приоритеты. Статьи и выступления. М., 2008. С.116-117.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Семёнов, Дмитрий Владимирович, 2008 год
1. Анкерсмит Ф.Р. Возвышенный исторический опыт / Ф.Р. Ан-керсмит //М.: Издательство «Европа», 2007. 612 с.
2. Антропономия (Общая теория человека). Нижегородский философский клуб. Н. Новгород: НАСИ, 1991. 172 с.
3. Апресян Р.Г. Пределы релятивизма / Р.Г. Апресян // Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст. М.: Традиция, 1997. С. 189-211.
4. Баиндурашвили Г.А. Проблема религиозности человека в философии У. Джемса / Г.А. Баиндурашвили // Автореф. дис. . канд. филос. наук. Тбилиси, 1990. 22 с.
5. Баранова Ю.П. Прагматистская концепция истины У.Джемса / Ю.П.Баранова //Автореф. дис. . канд. филос. наук. Вильнюс: Гос. университет им. В. Кансукаса, 1986. 22 с.
6. Барулин B.C. Основы социально-философской антропрологии / В.С.Барулин. М.: Академ-книга, 2002. 455 с.
7. Бернстайн Р.Дж. Возрождение прагматизма / Р.Дж. Бернстайн // Вопросы философии. 2000, №5. С.107-120.
8. Боуз Д. Либертарианство. История. Принципы. Политика / Д.Боуз. М.: Социум, Cato Institute, 2009. 428 с.
9. Буржуазная философская антропология XX века. М.: Наука, 1986.295 с.
10. Бэттлер А. Общество: прогресс и сила (критерии и основные начала / А.Бэттлер. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 328 с.
11. Вольф Ж.-К. Прагматизм с методом или без такового? Рорти versus Дьюи / Ж.-К. Вольф // Логос, 1996.№8. С.92-116.
12. Гаджиев К. С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. Изд. 2-е, перераб. и доп. / К.С. Гаджиев. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. 544 с.
13. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX127века / П.П.Гайденко. М.: Республика, 1977. 495 с.
14. Гевин У. Понятие «Смутности» в философии Уильяма Джемса / Гевин У. //Вопросы философии. 1996.№3. С.79-91.
15. Горшкова В .В., Митковец Е.А. Педагогическая философия Джона Дьюи / В.В. Горшкова, Е.А.Митковец. М.: Петрополис, 2008. 168 с.
16. Горшкова В.В., Митковец Е.А. Педагогическая философия Джона Дьюи: формат истории и современности / В.В. Горшкова, Е.А. Митковец // Педагогика, 2008. №8. С. 107-120.
17. Грей Д. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности / Д.Грей. Пер с англ. Л.Е.Переславцевой, Е.Рудницкой, М.С.Фетисова и др., по общей ред. Г.В.Каменской. М.: Праксис, 2003. 368 с.
18. Грязнов А.Ф. Два «Введения в философию» (англо-американский вариант) / А.Ф.Грязнов // Джемс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии. Пер. с англ., общ. ред., послесл. и примеч. А.Ф.Грязнова. М.: Республика, 2000. С. 280-299.
19. Гуреева A.B. Эстетика прагматизма / А.В.Гуреева // Современная буржуазная эстетика: Критич. очерки. Под общ. ред. Овсянникова М.Ф. и Самохина В.Н. М.: Мысль, 1978. С.53-68.
20. Джемс У. Беседы с учителями о психологии / У. Джемс. Пер. с англ. Л.А.Громбаха. М.: Скирмунт, 1902. XIV 186 с.
21. Джемс У. Введение в философию / У.Джемс // Джемс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии. Пер. с англ., общ. ред., послесл. и примеч. А.Ф.Грязнова. М.: Республика, 2000. С.5-152.
22. Джемс У. Воля к вере / У.Джемс // Воля к вере: Пер. с англ. Сост. Л.В. Блинникова, А.П. Поляков. М.: Республика, 1997. С. 9-206.
23. Джемс У. Зависимость веры от воли и другие опыты популярной философии / У. Джемс // Пер. с англ. С.И. Церетели. СПб.: М.В.Пирожков, 1904. 375 с.
24. Джемс У. Многообразие религиозного опыта / У. Джемс. М.: Наука, 1993. 432 с.
25. Джемс У. Прагматизм. / У.Джемс // Воля к вере: Пер. с англ. Сост. Л .В .Блинникова, А.П. Поляков. М.: Республика, 1997. С.207-324.
26. Джемс У. Прагматизм. Новое название для некоторых старых методов мышления. Популярные лекции по философии: Пер. с англ. П.Юшкевич с приложением статьи переводчика о прагматизме / У. Джемс. Изд. Второе. СПб.: Шиповник, 1910. 237 с.
27. Джемс У. Психология / У. Джемс // Под ред. Л.А. Петровской. М.: Педагогика, 1991. 368 с.
28. Джохадзе И.Д. Демократия после модерна / И.Д. Джохадзе. М.: Праксис, 2006. 112 с.
29. Джохадзе И.Д. Неопрагматизм Ричарда Рорти / И.Д. Джохадзе. М.: УРСС, 2006. 256 с.
30. Джохадзе И.Д. Неопрагматизм Ричарда Рорти и аналитическая философия / И.Д. Джохадзе // «Логос», 1999. №6 (16). С. 94 118.
31. Джохадзе И.Д. Обзор книг и статей Р.Рорти, изданных на русском языке с 1990 по 1999 годы / И.Д. Джохадзе // История философии, 2000. №5. С.276-286.
32. Дьюи Д. Демократия и образование / Д.Дьюи // Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. С. 7-324.
33. Дьюи Д. Опыт и образование / Д.Дьюи // Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. С. 326-380.
34. Дьюи Дж. Общество и его проблемы / Д.Дьюи. М.: Идея-Пресс, 2002. 160 с.
35. Дьюи Д. Проблема человека / Д.Дьюи // Реконструкция в философии. Проблема человека. Пер. с англ., послесл и примеч. Л.Е. Павловой. М.: Республика, 2003. С.133-450.
36. Дьюи Дж. Реконструкция в философии / Дж. Дьюи // Пер.с англ. М.Занадворов, М.Шиков. М.: «Логос», 2001. 168 с.
37. Зеленов Л.А. Методология человековедения / Л.А. Зеленов. Н.у Новгород: Нижегородская школа эффективного управления, 1991. 76 с.
38. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX начала XX века / А.Ф.Зотов, Ю.К. Мельвиль. М.: Высшая школа, 1988. 520 с.
39. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Прагматизм Д.Дьюи / А.Ф.Зотов, Ю.К. Мельвиль // Западная философия XX века. В.2 тт. T.I: Учебное пособие М.: Интерпракс, 1994. С.41-63.
40. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения / И.Кант. СПб.: Наука, 2002. 471 с.
41. Каримский A.M. Философия американского натурализма / A.M. Каримский. М.: Изд-во МГУ, 1972. 170 с.
42. Кирющенко В.В. Язык и знак в прагматизме / В.В. Кирющенко. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в СПб, 2008. 200 с.
43. Краева О.Л. Диалектика потенциала человека: монография / О.Л. Краева. М.;Н.Новгород: Нижегород.гос.с.-х. академия, 1999. 192 с.
44. Краева О.Л. Проблема человека в философии: Учебно-методическое пособие для студентов университета / О.Л.Краева. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А.Добролюбова, 2008. 57 с.
45. Красненкова И.П. Проблема человека в прагматизме У.Джемса / И.П. Красненкова // Антропологическая проблематика в западной философии. По ред. М.А.Гарнцева. М.: МГУ, 1991. С.47-55.
46. Красненкова И.П. Проблема человека в прагматизме У.Джемса / И.П. Красненкова// Автореф. . дис.канд. филос.наук. М., 1992. 27 с.
47. Куртц П. Что такое прагматический натурализм? / П.Куртц // Прагматический натурализм в американской философии. Пер. с англ. В. Ку-вакин, А. Митрофанова. М.: РГО, 2003. С. 15-33.
48. Кутырев В.А. Апология человеческого (предпосылки и контуры консервативного философствования) / В.А. Кутырев // Вопросы философии, 2003. №.1. С.63-75.
49. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров / В.А. Кутырев. Н. Новгород: Изд-во «Нижний Новгород», 1994. 199 с.
50. Кутырев В.А. Оправдание бытия (явление нигитологии и его критика) / В.А.Кутырев // Вопросы философии, 2000. №5. С. 15-32.
51. Кутырев В.А. От какого наследства мы не отказываемся / В.А.Кутырев // Человек, 2005. № 1. С.33-48.
52. Кутырев В.А. От какого наследства мы не отказываемся / В.А. Кутырев // Человек, 2005. №2. С.5-19.
53. Кутырев В.А. Философия иного или Небытийный смысл трансмодернизма / В.А. Кутырев // Вопросы философии, 2005. №12. С.3-18.
54. Лавин Т. 3. В защиту американского неопрагматизма / Т.З. Лавин // Прагматический натурализм в американской философии. Пер. с англ. В. Кувакин, А. Митрофанова. М.: РГО, 2003. С.34-48.
55. Лаклау Э. Общество и его парадоксы: «либеральная утопия» Ричарда Рорти. Пер. А.Смирнова / Э. Лаклау // Логос, 2004. №6. С. 100-115.
56. Медведев Д.А. Выступление на Всемирном экономическом форуме в Давосе. 27 января 2007 года / Д.А.Медведев // Национальные приоритеты. Статьи и выступления. М.: Издательство «Европа», 2008. С. 107-117.
57. Мельвиль Ю.К. Прагматическая философия человека / Ю.К. Мельвиль // Буржуазная философская антропология XX века. М.: Наука, 1986. С.104-119.
58. Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии XX века / Ю.К. Мельвиль. М: Мысль, 1983. 247 с.
59. Мельвиль Ю.К., Зыкова А.Б. Прагматическая философия прагматизма / Ю.К. Мельвиль, А.Б.Зыкова // Буржуазная философская антропология XX века. М.: Наука, 1986. С.104-119.
60. Нажмудинов Г.М. Проблема человека в немарксистской философии США XX века. Свердловск: Издательство Урал. Ун-тая, 1989.
61. Нельсен К. Натурализм без оснований / К. Нельсен // Прагматический натурализм в американской философии. Пер. с англ. В. Кувакин, А. Митрофанова. М.: РГО, 2003. С.84-100.
62. Павлова Л.Е. Исследование как кредо жизни и философии. / Л.Е. Павлова // Дьюи Д. Реконструкция в философии. Проблемы человека. Пер. с англ., послесл и примеч. Л.Е.Павловой. М.: Республика, 2003. С.451-467.
63. Павлова Л.Е., Гуревич И.С., Хорьков М.Л. Философское благовестив прагматизма / Л.Е.Павлова, И.С.Гуревич, М.Л.Хорьков. М.: Республика, 1997. С.394-408.
64. Пассмор Д. Сто лет философии / Д.Пассмор. М.: Прогресс-Традиция, 1998. 496 с.
65. Пирс Ч. Закрепления верования / Ч. Пирс // Вопросы философии, 1996. № 12. С.106-120.
66. Пирс Ч. Как сделать наши идеи ясными / Ч.Пирс // Избранные философские произведения. Пер. с англ. К.Голубович, К. Чухрукидзе, Т.Дмитриева. М.: Логос, 2000. С. 266-295.
67. Пирс Ч. Некоторые последствия четырех неспособностей / Ч.Пирс // Начала прагматизма. Пер. с англ. В.В.Кирющенко, М.В.Колопотина. СПбГУ: Алетейя, 2000. С.10-50.
68. Пирс Ч. О новом списке категорий / Ч.Пирс // Избранные философские произведения. Пер. с англ. К.Голубович, К. Чухрукидзе, Т.Дмитриева. М.: Логос, 2000. С. 96-115.
69. Пирс Ч.С. Феноменология / Ч.С. Пирс // Избранные философские произведения. Пер. с англ. К.Голубович, К. Чухрукидзе, Т.Дмитриева. М.: Логос, 2000. С. 116-161.
70. Пирс Ч.С. Что такое прагматизм / Ч.С. Пирс // Избранные философские произведения. Пер. с англ. К.Голубович, К. Чухрукидзе, Т.Дмитриева. М.: Логос, 2000. С. 296-321.
71. Покровский Н.Я. Ранняя американская философия. Пуританизм /
72. Н.Я. Покровский. М.: Высшая школа, 1989. 246 с.
73. Проблема человека в прагматизме У.Джемса // Антропологическая проблематика в западной философии. Под ред. М.А.Гарнцева. М.: МГУ, 1991. С.47-55.
74. Рено А. Эра индивида. К истории субъективности / А. Рено. М.: Фонд «Университет», Владимир Даль, 2002. 480 с.
75. Рорти Р. Вспоминая Джона Дьюи и Сиднея Хука / Р. Рорти // Прагматический натурализм в американской философии. Пер. с англ. В. Ку-вакин, А. Митрофанова. М.: РГО, 2003. С.49-56.
76. Рорти Р. Историография философии: четыре жанра / Р.Рорти // Джохадзе И. Д. Неопрагматизм Ричарда Рорти. М.; Эдиториал УРСС, 2001. С. 256.
77. Рорти Р. Обретая нашу страну: Политика левых в Америке XX века / Р. Рорти. Пер. И.В.Хестановой и Р.З. Хестанова. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. 128 с.
78. Рорти Р. От религии через философию к литературе: путь западных интеллектуалов / Р.Рорти // «Вопросы философии», 2003. №3. С. 3041.
79. Рорти Р. Случайность, ирония, солидарность / Р. Рорти. М.: Русское феноменологическое общество, 1996. 280 с.
80. Рорти Р. Троцкий и дикие орхидеи / Р. Рорти // Неприкосновенный запас, 2001. №3. С.7-17.
81. Рорти Р. Философия и будущее / Р. Рорти // Вопросы Философии. 1994, №6. С. 29-34.
82. Рорти Р. Философия и зеркало природы / Р. Рорти // Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та, 1997. 320 с.
83. Рубцов A.B. Универсализм без берегов и с берегами / A.B. Рубцов // Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст. М.: Традиция, 1997. С.249-284.
84. Семенов B.C. О перспективах человека в XXI столетии / B.C. Семенов // Вопросы философии, 2005. № 9. С. 26-37.
85. Соколова Н.Л. В поисках «эстетической жизни»: Р. Рорти и Р. Шустермана / Н.Л.Соколова // Вестник СамГУ. 2007, №5/2 (55).С.5-15.
86. Соловьев Э.Ю. Права человека у Канта и Рорти / Э.Ю. Соловьев // Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст. М.: Традиция, 1997. С.72-86.
87. Сыроедова А. А. Философия возможного / А. А. Сыроедова // Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст, М.: Традиция, 1997. С. 212- 226.
88. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. М.: Наука, 1987. 240 с.
89. Философия без оснований. Беседа М. Рыклина с Р. Рорти. «Логос», 1996. №8. С. 132-154.
90. Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст // Отв. ред. Л.В.Рубцов. М.: «Традиция», 1997. 288 с.
91. Фредерик Р., Петри Э. Деловая этика и философский прагматизм /Р.Фредерик, Э.Петри//Вопросы философии, 1996.№3. С.47-56.
92. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э.Фромм. М.: Республика, 1994. 447 с.
93. Хук С. Моральная теория Джона Дьюи / С. Хук // Прагматический натурализм в американской философии. Пер. с англ. В. Кувакин, А. Митрофанова. М.: РГО, 2003 С.70-83.
94. Целищев В.В. Предисловие к русскому изданию книги «Философия и зеркало природы» / В.В .Целищев // Новосибирск. Изд-во НГУ, 1997. С.1Х-ХУП.
95. Юлина Н.С. Очерки по истории философии в США. XX век / Н.С. Юлина. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 301 с.
96. Юлина Н.С. Постмодернистский прагматизм Ричарда Рорти / Н.С. Юлина. Долгопрудный: Вестком, 1998. 100 с.
97. Юлина Н.С. Теология и философия в религиозной мысли США
98. XX века / Н.С. Юлина. М.: Наука, 1986. 159 с.
99. Юлина Н.С. Философия Джона Дьюи и постмодернистский прагматизм Ричарда Рорти / Н.С. Юлина // Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст, М.: Традиция, 1997. С.156-188.
100. Almeder R. Fallibilism and the Ultimate Irreversible Opinion // Studies in Epistemology, Oxford, 1975.
101. Ayer A. The Origins of Pragmatism. Studies in the Philosophy of Charles Sanders Peirce and William James. L., 1968.
102. Barthes, Roland, Roland Barthes par Roland Barthes. Paris, 1975.
103. Berlin I. Four Essays on liberty. Oxford University Press, 1969.
104. Bertilsson M. Towards a Social Reconstruction of Science Theory. Pierce's Theory of Inquiry and Beyond. Lund, 1978;
105. Bird G. William James. London, N. Y., 1986.
106. Buchler J. Charles S. Peirce's Empiricism. N. Y., 1939.
107. Dewey J. Experience and Nature. Chicago London, 1926.
108. Dewey J. Logic: the Theory of Inquire. NY, 1955.
109. Dewey J. Problems of Men. NY, 1946.
110. Dewey J. Reconstruction in Philosophy. Boston, 1949.
111. Emerson R. The poet // Essays and Lectures. N. Y. Library of America, 1983.
112. Essays on Heidegger and Others, Philosophical Papers, vol. 2, Cambridge University Press, 1991.
113. Fairbanks M. Ch. S. Peirce and Positivism // The Modern Schoolman, 1964, vol. 41, 4.
114. Feibleman J. An Introduction to the Philosophy of Charles S. Peirce, Interpreted as a System, 2 ed. Cambr. (Mass.), L., 1970.
115. Freedom and Culture. London, 1963.
116. Freeman E., Scolimovsky H. The Search for Objectivity in Peirce and Popper // The Philosophy of Karl R. Popper, vol. 1. La Salle, 1974.
117. Goudge T. The Conflict of Naturalism and Transcendentalism in
118. Peirce // Journal of Philosophy, 1947, vol. 44, 2.
119. Haack S. Fallibilism and Necessity // Synthese, 1979, vol. 41.
120. Hacking J. Imre Lakatos's Philosophy of Science // British Journal for the Philosophy of Science, 1979, vol. 30, 4.
121. Hooker M. Peirce's Conception of Truth // Philosophy of Wilfrid Sel-lars: Queries and Extensions". Dordrecht etc., 1978.
122. James W. Pragmatism // The works of William James. Vol. 1 Cambridge (Mass), London, 1975.
123. James W. The Principles of Psychology, London, 1891. Vol. 1.
124. Mead G. H. Mind, Self and Society. Chicago, 1934.
125. Mead G. H. The Philosophy of the Act. Chicago, 1938.
126. Morris Ch. Logical Positivism, Pragmatism, and Scientific Empiricism. Paris, 1937.
127. Nagel E. Charles S. Peirce Pioneer of Modern Empiricism // Philosophy of Science, 1940.
128. Peirce Ch. The Collected Papers. Cambr., 1965, vol. 5.
129. Pierce Ch. Chance, Love and Logic, NY, 1923.
130. Pierce Ch. Collected Papers, vol. I YIII. Cambridge (Mass.), 1958 -1960, Vol.5.
131. Pierce Ch. Values and a Universe of Chance. NY, 1958.
132. Progress and Rationality in Science. Dordrecht etc., 1978.
133. Quine W. V. From a Logical Point of View. N. Y., 1963.
134. Rayan Alan, John Dewey and the peek of American liberalism, Norton, 1997.
135. Reichenbach I. Experience and Prediction. Chicago, 1938.
136. Rescher N. Methodological Pragmatism. A Systems-Theoretic Approach to the Theory of Knowledge. Oxford, 1977.
137. Rescher N. Peirce's Philosophy of Science. Critical Studies in His Theory of Induction and Scientific Method. Notre-Dame, L., 1978.
138. Rorty and Pragmatism: The Philosopher Responds to His Critics.1. Nashville & L., 1995.
139. Rorty R. Nineteenth-Century Idealism and Twentieth-Century Tex-tualism//The Consequences of Pragmatism. Minnesota, 1982.
140. Rorty R. Pragmatism as Romantic Polytheism // The Revival of Pragmatism; new essays on social thought, law and culture. Duke University Press, 1998.
141. Rorty R. Solidarity or objectivity Post analytic philosophy. Ed. By Raichman J. and West C N. Y., 1985.
142. Rorty R. The Consequences of Pragmatism. Minnesota, 1982.
143. Rorty R. Contingency, Irony and Solidarity. Cambridge, 1989.
144. Rorty R. Inquiry as Recontextualisation: An Anti-Dualist Account of Interpretation // Objectivity, Relativism and Truth.
145. Rorty R. Philosophy and the Mirror of Nature. Princeton, 1979.
146. Rorty R. Pragmatism, Relativism, and Irrationalism//Consequences of Pragmatism, Minnesota, 1982.
147. Rorty R. The Consequences of Pragmatism. Minnesota, 1982.
148. Rorty R. The Contingency of Selfhood. Illinois, 1986.
149. Rorty R. The Linguistic Turn. Resent Essays in Philosophical Method (Ed. and with an introd. by R. Rorty). Chicago — London, 1967.
150. Rorty R. Objectivity, Relativism, and Truth. Philosophical Papers. Volume 1. Cambridge University Press. 1991.
151. Rorty R. On the Consequences of Pragmatism. In: Haber, Honi Fern, Beyond Postmodern Politics. Lyotard. Rorty. Foucault. Routledge, NY, London, 1994.
152. Rothbard, Murray, For a New Liberty. The Libertarian Manifesto. Collier Books, NY, 1978.
153. Skagestade P. Pragmatic Realism: The Peircean Argument Reexamined // Review of Metaphysics, 1980, vol. 33, 3.
154. Skagestade P. Charles S. Peirce on Biological Evolution and Scientific Progress // Synthese, 1979.
155. The Lingvistic Turn /Ed. R.Rorty. Chicago, London, 1967.
156. Thompson M. Peirce's Verificationist Realism // Review of Metaphysics, 1970.
157. Transcendental Arguments and Science. Essays in Epistemology. Dordrecht etc., 1979.
158. White M. Pragmatism and the American Mind. London, Oxford, New York, 1973.
159. Whitman W. Complete poetry and selected prose. New York, Library of America, 1982.158. www.amstud.msu.ru/full texts/confl995/ulina27.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.