Эстетические основания права тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Пухова, Тамара Бахышевна

  • Пухова, Тамара Бахышевна
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2008, Владимир
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 176
Пухова, Тамара Бахышевна. Эстетические основания права: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Владимир. 2008. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Пухова, Тамара Бахышевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Методологические проблемы использования эстетики в познании права.

§ 1. Методологические возможности эстетики в познании права.

§ 2. Эстетическое восприятие истории права.

Глава II. Эстетические критерии оценки правовых явлений

§ 1. Красота как критерий эстетической оценки права и правовых явлений.

§ 2. Гармония как эстетико-правовая категория.

§ 3. Роль эстетической оценки права и'правовых явлений.

Глава III. Эстетика формы выражения права

§ 1. Эстетические характеристики языка права.

§ 2. Эстетика правовых символов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетические основания права»

Актуальность темы исследования. Углубление представлений о праве и расширение познавательных возможностей юридической науки значимы на всех этапах правового развития. В настоящее время вряд ли можно прогнозировать появление каких-либо революционных теорий, которые радикально изменили бы существующие представления о праве, скорее возможен поиск необычных трактовок отдельных сторон права и правовых явлений, вычленение нюансов в результатах уже проведенных исследований. Таким оригинальным взглядом на право может выступить исследование его эстетического компонента. Итогом данного исследования должно стать формулирование основных наиболее общих положений, характеризующих место и роль эстетических качеств права, их отличительные черты, способность эстетической оценки выступать в качестве критерия правовых ценностей, особенности эстета ко-юридического вкуса и эстетических потребностей юристов и др. Все это позволит выделить ранее не привлекавшую внимания исследователей грань права, акцентировать внимание на его эстетическом измерении.

Таким образом, очевидно, что использование эстетики как подхода к познанию права и ее категорий как средства оценки правовых явлений способствует обогащению метода юридической науки и расширению ее гносеологических возможностей.

Актуальность обращения к проблеме эстетического в праве обусловлена также необходимостью повышения уровня правосознания граждан России и роста авторитета права в обществе. В своей инаугурационной речи Президент РФ Д. А. Медведев отметил: «Особое внимание придаю фундаментальной роли права, на котором основывается и наше государство, и наше гражданское общество. Мы обязаны добиться истинного уважения к закону, преодолеть правовой нигилизм, который серьезно мешает современному развитию»1. Знание эстетических характеристик права и возможностей его эстетического воздействия на личность позволит более эффективно использовать различные

1 Президент Медведев: шаг первый // Рос. газ. 2008. 8 мая. формы и средства правового воспитания граждан для достижения высокого уровня их правовой культуры и преодоления отрицательно-пренебрежительного отношения к праву в обществе.

Существенным потенциалом эстетика права обладает и в формировании профессионального правосознания. Результаты исследования эстетического компонента в праве могут способствовать становлению юриста как всесторонне развитой творческой личности, обладающей развитым эстетическим вкусом, дополняющим арсенал логических средств, которые юрист использует в процессе профессиональной и научно-теоретической деятельности, и тем самым повысить эффективность правового регулирования в обществе.

Таким образом, есть все основания утверждать, что проблема, составляющая предмет настоящего исследования, является актуальной как в практическом, так и в научно-теоретическом плане, что подтверждается и степенью ее научной разработанности.

Степень научной разработанности темы. До настоящего времени право с позиций эстетики на монографическом уровне не анализировалось. Не подвергался исследованию эстетический компонент права и с позиций юридической науки в силу акцентирования внимания исследователей преимущественно на рациональной стороне права и недооценки возможностей эстетики в его понимании, познании, создании и реализации. Ввиду «неюридической природы» основные категории эстетики для анализа правовых явлений не использовались. Вопрос о возможности и необходимости введения в структуру метода правовой науки эстетики как инструмента познания права в юридической литературе не обсуждался и даже не ставился. Не рассматривалась также возможность использования эстетической оценки совершенства научных теорий в сфере права. Анализ источников свидетельствует, что, кроме статьи Р. фон Йеринга, написанной в 1883 г., специальных работ об эстетическом компоненте юриспруденции в настоящее время не существует.

Таким образом, эстетические основания права, а также гносеологические возможности эстетики в правопонимании и правопознании в отечественной юридической науке практически не изучены. В силу этого представляется возможным утверждать, что проблема, анализируемая в настоящей работе, в общей теории права и государства ставится и решается впервые.

Объектом исследования выступает сфера права во всем многообразии образующих ее явлений: законодательства, правового сознания, правовой науки и практики, правоотношений и др.

Предмет исследования - эстетический компонент права и правовых явлений.

Цель исследования заключается в создании теоретико-методологических предпосылок для формирования теории эстетики права.

Для достижения указанной цели предпринимается решение следующих исследовательских задач:

- обнаружение области эстетического в сфере права;

- оценка методологических возможностей использования эстетики в правопознании;

- рассмотрение гносеологического потенциала эстетического восприятия истории права;

-характеристика красоты как критерия эстетической оценки права и правовых явлений;

- анализ гармонии как эстетико-правовой категории;

- исследование роли эстетической оценки правовых явлений;

- выявление и описание эстетических характеристик языка права;

- раскрытие эстетики правовых символов.

Методологической основой исследования выступает диалектический материализм. Диссертант строил исследовательский процесс с учетом требований принципов историзма, объективности, всесторонности, комплексности и конкретности.

В работе широко используются общенаучные (анализ, синтез, аналогия, сравнение, индукция и дедукция) и частнонаучные методы исследования (сравнительно-правовой, социологический, логический).

Теоретической основой диссертации выступают философско-эстетические воззрения мыслителей античности, Нового времени (Аристотеля, Г. В. Ф. Гегеля, И. Канта, Дж. Локка, Платона) и современных философов-эстетиков (Т. Адорно, Ю. Борева, В. В. Бычкова, X. Г. Гадамера, А. Н. Илиади, М. С. Кагана, А. Ф. Лосева, X. Ортеги-и-Гассета, Л. Н. Столо-вича, В. П. Шестакова и др.), понимание эстетики науки выдающимися учеными XX в. (А. Пуанкаре, А. Эйнштейном и др.), взгляды крупных зарубежных юристов на эстетику в мире права (Г. Дж. Бермана, Р. фон Иеринга, X. Кетца, Ф. У. Мейтланда, О. Холмса, К. Цвайгерта), а также концепции и идеи видных отечественных теоретиков относительно природы и основных характеристик права, методов его исследования и эстетических свойств (С. С. Алексеева, М. И. Байтина, В. М. Баранова, Н. А. Власенко, Н. Н. Во-пленко, Г. К. Гинса, О. Э. Лейста, В. С. Нерсесянца, А. С. Пиголкина, Т. Н. Радько, В. М. Сырых, Ю. А. Тихомирова, А. И. Экимова и др.).

Эмпирической базой исследования являются памятники права, нормы действующего законодательства, публикации в периодической печати и материалы, размещенные на сайтах в сети Интернет, содержащие информацию об эстетическом компоненте права.

Научная новизна диссертационного исследования определяется, прежде всего, его предметом, а также тем, что в ней расширяются представления о праве и о методе юридической науки и раскрываются гносеологические возможности эстетики в процессах правопознания и правопонимания (правоосмысления); выявляются те правовые институты, правовые явления и отдельные стороны права в целом, которые могут быть оценены посредством эстетических категорий; вскрываются причины возникновения и сохранения до настоящего времени эстетических компонентов различных правовых явлений; показываются методологические и гносеологические возможности основных категорий эстетики; выявляются особенности и роль эстетической оценки правовых явлений; характеризуется эстетика формы объективации права: языка права и правовых символов.

Главный результат работы, детерминирующий ее новизну, заключается не только в определении места эстетического компонента в праве и той роли, которую он играет в познании права, но и в создании теоретико-методологических предпосылок для формирования теории эстетики права.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечиваются применением апробированных юридической наукой методов исследования, опорой на общепризнанные концептуальные положения современной науки и, прежде всего, общей теории и истории права и государства, а также широким кругом источников исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Право в целом и отдельные правовые явления обладают эстетическими качествами, способными оказывать воздействие на субъектов права, являющихся одновременно субъектами эстетического отношения, обладающими эстетическим вкусом и потребностями. В свою очередь, субъекты права - юристы выступают творцами обладающих эстетической значимостью феноменов - правовых явлений. Таким образом, в праве, представляющем собой одну из областей общественного сознания и деятельности человека, даже при учете его специфики, имеют место эстетические отношения.

2. Эстетическое восприятие истории права представляет собой сложный комплексный процесс получения эстетических ощущений в ходе познания историко-правовых закономерностей, явлений и фактов, обусловленный рядом обстоятельств, а именно: а) наличием эстетических свойств у самой истории, то есть прошлого человечества; б) эстетическими способностями (потребностями, вкусом, чуткостью) ученого-историка, выступающего связующим звеном между объектом исторического познания и познающим субъектом; в) эстетическими способностями познающего историю права субъекта; г) особенностями истории права как науки: ее предметом и методом, оперированием подлинными событиями, способствующими возникновению эмоциональных переживаний, а также тем, что исторические обобщения представляют собой своеобразный синтез теоретического и эстетического освоения мира.

3. Красота, признаваемая одним из главных свойств всей области эстетического, не тождественна прекрасному в узком смысле слова, поскольку подразумевает обращение к внешней, формальной, стороне явлений, хотя и не сводится к ней. В этом смысле категория «красота» может быть применима в первую очередь к догме права как наиболее устойчивому, действующему независимо от отношения к нему элементу объективного (позитивного) права, той форме, в которой отлиты фрагменты правовой материи, образующие социальное и политическое содержание права.

4. Аналитическая юриспруденция содержит строгие и точные данные математического порядка, поэтому красота элементов догмы права может быть соотнесена с красотой естественных наук и заключаться в доходчивости, компактности, простоте, ясности, завершенности и других качествах, способствующих восприятию, осознанию, исследованию и передаче заключенной в них информации. Вместе с тем в отличие от красоты естественных наук красота элементов догмы права обладает рядом особенностей: зависимостью от значимости социального и политического содержания права, пренебречь которой нельзя даже в пользу самой совершенной формы; ограниченностью эвристических функций; сложностью идентификации (восприятие такого рода красоты возможно только юристами - носителями профессионального правосознания).

5. Эстетический компонент гармонии права тесно связан с той ее стороной, которая отражает особенности права и юридической деятельности. Тем не менее, будучи сложным для вербальной передачи, он все же наличествует как относительно самостоятельный, представляя собой весьма существенный элемент сохранения стабильности правовой системы и эффективности действия права как социального регулятора, а также как важный фактор самореализации и идентификации человеческих, личностных качеств юристов в процессе их деятельности.

Конкретными проявлениями гармонии в праве выступают гармонизирующий общественные отношения характер юридической и научно-теоретической деятельности и ее результаты: юридические формы государственно-властных волеизъявлений, нормативно-правовые и правоприменительные акты, система права и в конечном итоге упорядоченность, гармоничность общественной жизни.

6. Эстетические свойства права и правовых явлений могут оцениваться посредством основных категорий эстетики: «прекрасное», «возвышенное», «трагическое» и «комическое». При этом следует учитывать специфику, предопределяемую особенностями права, его местом и ролью в системе социального регулирования. Оценка права через призму основных эстетических категорий выполняет ряд важных социальных функций различной направленности: с одной стороны, она способствует познанию правовых явлений, выявлению недостатков и пробелов в правовом регулировании, формированию правового мышления и тем самым встраивается в общую положительную оценку права, повышает его авторитет как явления культуры, средства достижения человеком свободы, обеспечения его индивидуального самовыражения.

С другой стороны, в ряде случаев эстетическая оценка правовых явлений может иметь и негативное значение, позволяя манипулировать людьми (пафос возвышенного) или оказывать воспитательное воздействие неприемлемыми для современного демократического общества средствами (страх, ужас).

7. Процесс юридизации как правовой специализации русского языка, не закончившийся до настоящего времени, обусловливает сохранение образности, использование изобразительно-выразительных средств, стремление к благозвучности, фидеизацию слова и другие свойства естественного русского языка. Язык права не является «одностилевым монолитом», наоборот, в нем четко прослеживаются различные градации художественности. Максимально приближен к художественному слову язык судебной риторики, минимально -язык законодательства, обладающий собственными канонами красоты. Дальнейшее развитие языка права нуждается в привлечении «элементов художественности», под которыми в данном случае следует понимать чувство меры, юридико-художественный вкус, что позволит сохранить элементы, делающие язык более богатым (архаизмы, благозвучные слова и формулы, декларативный стиль изложения) в тех случаях, где это не наносит ущерба смыслу правовых предписаний и соответственно вреда правовому регулированию.

8. Правовые символы представляют собой глубокий и разноплановый феномен, объединяющий смысл и предметный образ и обладающий эстетической составляющей. Графическое, живописное, музыкальное или словесное выражение многих естественных и искусственных символов нередко граничит с художественными образами, а их создание - с художественной деятельностью. Эстетическая составляющая смыслового содержания правовых символов связана с их декодированием, требующим вживания, колоссальной духовной работы, сопровождаемой вербально трудно определимой радостью понимания, узнавания, родственной ощущениям, испытываемым художниками в процессе творчества и учеными во время научного открытия.

С эстетико-правовой точки зрения необходимость правовых символов обусловлена выполнением функций предоставления дополнительной информации о правовом регулировании, привлечения внимания субъектов права, предупреждения их о правовых последствиях, констатации юридической значимости действий. Кроме того, правовые символы обеспечивают преемственности правовых процедур, а также обеспечивают соответствие происходящего ожиданиям людей, усвоенным благодаря культурным, историческим и в ряде случаев религиозным стереотипам, то есть способствуют достижению гармонии и порядка. Сложность эстетического восприятия смысла правовых символов, особого ощущения постижения тайны логики развития права делает его доступным исключительно юристам: ученым и практикам - и диктует необходимость популяризации информации о них среди населения России.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Работа развивает положения общей теории права и государства, дополняя характеристики права, а также уточняя и конкретизируя учение о методе юридической науки. Ряд выводов и предложений диссертанта может быть использован в научных исследованиях права, процессе правового воспитания граждан и профессиональной подготовки юристов. Отдельные положения могут оказаться полезными в правотворческой, интерпретационной и праворазъясни-тельной практике.

Кроме того, материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе высших учебных заведений юридического профиля при проведении занятий по теории государства и права и профессиональной этике, а также написании курсовых и дипломных работ по данной тематике.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и практические выводы диссертации: 1) обсуждались на заседаниях кафедры государственно-правовых дисциплин Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний; 2) излагались на научно-практических конференциях и научно-методических семинарах; 3) используются в процессе проведения занятий с курсантами и слушателями во Владимирском юридическом институте Федеральной службы исполнения наказаний; 4) отражены в опубликованных работах автора.

12

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Пухова, Тамара Бахышевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель настоящего исследования заключалась в формулировании основных наиболее общих положений, характеризующих место и роль эстетических качеств права, их специфику, способность эстетической оценки выступать критерием правовых ценностей, особенности эстетико-юридического вкуса и эстетических потребностей юристов.

Цепь логических операций, направленных на познание эстетических оснований права, состояла из следующих звеньев: 1) обоснование правомерности и целесообразности исследования эстетического компонента права; 2) выявление на конкретном материале эстетических свойств правовых явлений; 3) установление места, роли и значения эстетических отношений в праве, соотношения и степени их стихийного или сознательно воздействия на правовое регулирование, определение возможностей использования эстетического компонента права в целях повышения его авторитета и оптимизации регулятивного потенциала.

Предпринятый для достижения поставленной цели анализ памятников права, норм действующего законодательства, публикаций в периодической печати, монографической литературы по философии, эстетике, теории права позволяет сделать следующие выводы:

1. Право в целом и широкий круг правовых явлений материального и идеального порядка так же, как и явления, относящиеся к другим областям общественной жизни, обладают ярко выраженными эстетическими свойствами и способны вызывать у людей эстетические эмоции, чувства и переживания, идеи, поскольку как следование правовым нормам, так и их нарушение порождают события различного характера: от трагедии до фарса.

Вместе с тем обнаружение области эстетического в сфере права осложняется рядом обстоятельств: во-первых, на практике эстетическое восприятие, как правило, не выделяется из целостного восприятия различных явлений, они как бы сплавлены с общей чувственной картиной действительности; во-вторых, различные явления действительности воспринимаются неодинаково. Эстетическое восприятие общественных явлений в отличие от естественных чрезвычайно сложно и в своей полноте доступно только глубокому логическому анализу. Это в полной мере относится к праву, красота которого доступна только юристам. Для носителей обыденного правового сознания правовые явления, как правило, эстетическими ценностями не признаются.

2. Эстетика в ряде случаев и при определенных условиях не только может, но и должна быть включена в методологический инструментарий ученых-юристов в качестве средства познания правовой действительности, поскольку эстетика выполняет познавательную, эвристическую, воспитательную функции, а также функции оптимизации процессов восприятия и осознания правовых явлений, их фиксации и коммуникации.

Это обусловлено тем, что в настоящее время эстетические понятия становятся неотъемлемыми от практики познания и необходимость применения эстетического подхода наряду с диалектическим, логическим и математическим становится присущей сознанию человека. Эстетика как метод уже длительное время успешно применяется в естественных науках, прежде всего, математике и физике, поэтому представляется нелогичным исключение права и правовых явлений из числа ее объектов. Вместе с тем возможность использования эстетики как нового метода изучения государственно-правовых явлений должна тщательно увязываться с особенностями права, юридической деятельности и профессии юриста.

Применение к праву метода эстетической оценки может рассматриваться и как один из способов повышения его авторитета в обществе, средство формирования истинного уважения к закону и преодоления правового нигилизма.

3. Эстетическое восприятие истории права представляет собой сложный комплексный процесс получения эстетических ощущений в ходе познания историко-правовых закономерностей, явлений, процессов и фактов, обусловленный рядом обстоятельств, а именно: а) наличием эстетических свойств у самой истории, понимаемой как прошлое человечества; б) эстетическими способностями (потребностями, вкусом, чуткостью) ученого-историка, выступающего связующим звеном между объектом исторического познания и познающим субъектом; в) эстетическими способностями познающего историю права субъекта; г) особенностями истории права как науки: ее предметом и методом, оперированием подлинными событиями, способствующими возникновению эмоциональных переживаний, а также тем, что исторические обобщения представляют собой своеобразный синтез теоретического и эстетического освоения мира.

В поисках эстетического компонента истории права целесообразно обратиться, прежде всего, к древней и средневековой истории судебного процесса и различным религиозным обрядам и ритуалам, имевшим также вследствие синкретичности сознания юридическое и нравственное значение. Ри-туализированность общественной, в том числе юридической, практики способствовала возрастанию роли юридических отношений, создавала неповторимую специфическую атмосферу духовной жизни. Обладая эмоциональной убедительностью, они делали присутствующих не только созерцателями и слушателями, но и активными участниками событий, позволяли привязать права и обязанности, с одной стороны, к букве закона, а с другой, к насущным общественным потребностям, позволяя выражать творческое, возвышенное в человеке.

Существенным моментом слияния правового и эстетического является язык древних правовых актов и формул, а точнее, их связь с поэзией, обусловленная, с одной стороны, отсутствием письменности (поэзия, как известно, лучше запоминается), а с другой - необходимостью их запоминания.

История как наука порождает эстетические эмоции в связи с интеллектуальным характером работы ученого. Эстетический компонент истории проецирует общее «назначение» эстетического освоения мира, помогая выполнению гносеологической функции и формируя полноценную личность исследователя-ученого и просто любителя истории как творца, активного преобразователя мира на началах гармонии.

4. Красота с древнейших времен и до наших дней признается главным свойством всей области эстетического. Данное обстоятельство, а также признание рядом ученых-юристов наличия свойств, выступающих проявлениями красоты, у права и отдельных правовых явлений обусловливает необходимость анализа этой категории в качестве критерия эстетической оценки права.

В узком смысле слова, то есть не отождествляемая с прекрасным, красота подразумевает обращение к внешней, формальной, стороне явлений, хотя и не сводится к ней. В этом смысле в рамках настоящего исследования была рассмотрена догма права как наиболее устойчивое, действующее независимо от отношения к нему и действий по его изменению в каждый данный момент объективное (позитивное) право, та форма, в которой отлиты фрагменты правовой материи (С. С. Алексеев).

Красота элементов юридической догмы заключается в ее интеллектуальном потенциале, являющемся одновременно итогом и предпосылкой юридических знаний самого высокого науковедческого уровня. Поскольку аналитическая юриспруденция - наука, занимающаяся разработкой догмы права, - содержит строгие и точные данные математического порядка, особенности красоты элементов догмы права могут быть соотнесены с красотой естественных наук и заключаться в доходчивости, компактности, простоте, ясности, завершенности и других качествах, способствующих восприятию, осознанию, исследованию и передаче заключенной в них информации.

Вместе с тем в отличие от красоты естественных наук красота элементов догмы права обладает рядом особенностей: зависимостью от значимости социального содержания права, пренебречь которой нельзя даже в пользу самой совершенной формы; ограниченностью эвристических функций; сложностью идентификации (восприятие такого рода красоты возможно только юристами - носителями профессионального правосознания) и др.

5. Категория «гармония» и производное от нее понятие «гармонизация» находят применение практически во всех областях научного знания, в том числе в праве. Вместе с тем до настоящего времени не обращалось внимания на эстетическое содержание гармонии, что отчасти объясняется трудностью ее вербальной передачи и некоторой таинственностью данной категории.

Универсальная потребность человека в красоте и гармонии находит отражение как в самой юридической деятельности (например, гармонизация позиций и интересов в судебном процессе), правовой науке (попытки согласования различных типов правопонимания), так и в ее результатах (римское право, правовые аксиомы, юридические конструкции, нормативно-правовые акты и др.).

Эстетический компонент гармонии тесно связан с той ее стороной, которая отражает особенности права и юридической деятельности. Это, в свою очередь, выражается в «участии» изначально не имеющей утилитарного значения гармонии в осуществлении правом регулятивной функции и наделении гармонии не свойственной ей идеологической окраской. Отличительной чертой эстетической составляющей правовой гармонии выступает однозначно негативная оценка дисгармонии.

Таким образом, «незаметный невооруженному глазу» эстетический компонент гармонии в праве все же присутствует, представляя собой весьма существенный элемент сохранения стабильности правовой системы и эффективности действия права как социального регулятора, а также важный фактор самореализации и идентификации личностных качеств юристов в процессе их деятельности.

6. Многообразие эстетических ощущений, вызываемых восприятием права и правовых явлений, делает необходимым анализ возможности их оценки посредством основных категорий эстетики: «прекрасное», «возвышенное», «трагическое» и «комическое», - а также определение роли такой оценки.

При этом следует учитывать специфику права, предопределяемую его особенностями, местом и ролью в системе социального регулирования. Право может быть оценено через категорию «прекрасное», если понимать его как феномен, выражающий требования цивилизации, как явление культуры, средство достижения человеком свободы, обеспечения его индивидуального самовыражения.

Восприятие права как прекрасного явления подразумевает понимание его сущности, убежденность в его социальной ценности, умение абстрагироваться от тех присущих ему характеристик, которые рождают ассоциации не с гармонией и красотой, а с безобразным, жестоким, злым, отталкивающим, ужасным, шокирующим и др.

Возвышенное» применительно к сфере права может характеризовать различные события, которые, будучи юридически закрепленными, оказывают существенное влияние на судьбы отдельных людей, государств и человечества в целом (например, принятие деклараций, конституций и др.), язык определенных правовых актов, а также героические поступки, имеющие место в профессиональной деятельности юристов (в том числе «героизм обычной работы»).

Категория «трагическое» к праву не применима в принципе, поскольку к эстетике имеет отношение исключительно трагическое в искусстве. Трагическое в жизни отношения к эстетике не имеет, так как при его созерцании и тем более участии в трагической коллизии не возникает эстетического события, никто не получает эстетического наслаждения.

Комические явления в праве многообразны, но в большинстве случаев связаны с ним лишь косвенно (юридические анекдоты «по поводу права»). Комичность собственно юридического отмечается гораздо реже, поскольку важнейшим условием восприятия «юридически-комического» кроме чувства юмора является знание права и правовой действительности.

Эстетические компоненты права, выражаемые через основные категории эстетики, «встраиваются» в общую положительную оценку права, повышая его авторитет, выполняя познавательную функцию и формируя юридическое мышление. Вместе с тем в ряде случаев эстетическая оценка правовых явлений может иметь и негативное значение, позволяя манипулировать людьми (пафос возвышенного) или оказывать воспитательное воздействие посредством методов, неприемлемых для развитого демократического общества.

7. Наличие эстетических свойств у языка права может быть объяснено тем, что юридический язык нельзя полностью и абсолютно отрывать от языка естественного. Закономерный процесс юридизации как правовой специализации русского языка, начавшийся на ранних ступенях развития права, не закончен до настоящего времени, поэтому сохраняется ряд отдельных черт (образность, использование изобразительно-выразительных средств, стремление к благозвучности, фидеизация слова), свидетельствующих об общности естественного языка и языка юристов.

Язык права не является «одностилевым монолитом», наоборот, в нем четко прослеживаются различные градации художественности. Максимально приближен к художественному слову язык судебного процесса, минимально - язык законодательства, обладающий собственными канонами красоты.

Дальнейшее развитие языка права нуждается в привлечении «элементов художественности», под которыми в данном случае следует понимать чувство меры, юридико-художественный вкус, что позволит сохранить элементы, обогащающие язык (архаизмы, благозвучные слова и формулы, декларативный стиль изложения), если это не наносит вреда правовому регулированию, и осуществлять процесс специализации и формализации языка в условиях, максимально приближенных к естественным.

8. Правовые символы, представляющие собой глубокое и разноплановое явление и объединяющие смысл и предметный образ, оказывают воздействие на чувственную сферу человека.

Графическое, живописное, музыкальное или словесное выражение многих символов нередко граничит с художественными образами, а их создание - с художественной деятельностью. Образность, художественные достоинства правовых символов совместно с их собственно юридическим содержанием способствуют выполнению ими их функций: предоставления дополнительной информации о правовом регулировании, привлечения внимания субъектов права, предупреждения их о правовых последствиях, констатации юридической значимости действий.

Сохранение до настоящего времени эстетического компонента некоторых ритуалов, имеющих символическое значение (например, правил и формул судебного процесса), способствует преемственности правовых процедур, а также выполняет важную в психологическом отношении функцию достижения гармонии и порядка, обеспечивая соответствие происходящего ожиданиям людей, усвоенным благодаря культурным, историческим и в ряде случаев религиозным стереотипам.

Эстетической составляющей обладает не только знаковый компонент правовых символов, но и их смысл. Колоссальная духовная работа, сопровождающая его дешифровку, предоставляет возможность испытать эстетические ощущения радости понимания, узнавания.

Эстетические ощущения, возникающие в процессе расшифровки смысла правовых символов, обладают спецификой, предопределяемой их юридической природой: 1) сложность эстетического восприятия правовых символов делает постижение тайны логики развития права доступным только юристам; 2) типизация отражаемых правовыми символами социальных процессов, явлений и связей принципиально иная, чем у художественных символов. Кроме того, эстетический компонент правовых символов не обладает самостоятельностью, он в значительной степени подвержен влиянию политики, неразрывно связан с правовой нормой.

Длительный и сложный процесс формирования правовых символов сделал их недоступными для понимания субъектами, не обладающими специальными знаниями в области юриспруденции. В связи с этим следует приветствовать реализацию различного рода мероприятий по популяризации их истории, смысла и требований к внешней форме выражения.

Для того, чтобы искусственные правовые символы выполняли свое социальное предназначение, следует юридически закрепить эстетические критерии, предъявляемые к оценке правовых символов, в качестве одного из обязательных условий их охраноспособности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Пухова, Тамара Бахышевна, 2008 год

1. Официальные документы и нормативные акты

2. Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон : принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.. М., 2007.

3. О Государственном флаге Российской Федерации : федер. консти-туц. закон : от 25 дек. 2000 г. № 1-ФКЗ. : [в ред. от 7 марта 2005 г.] // СЗ РФ. -2005. -№ 10.-Ст. 753.

4. О Государственном гербе Российской Федерации : федер. конституц. закон : от 25 дек. 2000 г. № 2-ФКЗ. : [в ред. от 30 июня 2003 г.] // СЗ РФ. 2003. - № 27 (ч. 1). - Ст. 1696.

5. О противодействии экстремистской деятельности : федер. закон : от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ. // СЗ РФ. -2002. -№ 30. Ст. 3031.

6. Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов : федер. закон : от 10 мая 1995 г. № 80-ФЗ. //СЗ РФ. 1995.-№21.-Ст. 1928.

7. О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров : закон РФ : от 23 сент. 1992 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. - № 42. - Ст. 2322.1.. Монографии, учебники, учебные пособия

8. Алексеев, В. П. История первобытного общества / В. П. Алексеев, А. И. Першиц.-М., 1990.

9. Адорно, Т. Эстетическая теория / Т. Адорно ; пер. с нем. А. В. Дра-нова. М., 2004.

10. Алексеев, С. С. Избранное / С. С. Алексеев. М., 2003.

11. Алексеев, С. С. Право: азбука теория - философия: Опыт комплексного исследования / С. С. Алексеев. - М., 1999.

12. Алексеев, С. С. Право на пороге нового тысячелетия: Некоторые тенденции мирового правового развития надежда и драма современной эпохи / С. С. Алексеев. - М., 2000.

13. Андреева, Г. Н. Конституционное право зарубежных стран : учебник / Г. Н. Андреева. М., 2005.

14. Анисимов, А. Ф. Исторические особенности первобытного мышления / А. Ф. Анисимов. Д., 1971.

15. Аннерс, Э. История европейского права / Э. Аннерс. М., 1994.

16. Аристотель. Сочинения : в 4 т. : пер. с др.-греч. / Аристотель. -М., 1983.

17. Артамонов, С. Д. Литература средних веков : кн. для учащихся ст. классов / С. Д. Артамонов. М., 1992.

18. Бабаев, В. К. Общая теория права : крат, энцикл. / В. К. Бабаев, В. М. Баранов. Н. Новгород, 1997.

19. Баранов, В. М. Концепция законопроекта / В. М. Баранов. Н. Новгород, 2003.

20. Бартошек, М. Римское право / М. Бартошек. М., 1989.

21. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. -М., 1979.

22. Берман, Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Г. Дж. Берман. М., 1994.

23. Большой толковый словарь русского языка. СПб., 2000.

24. Большой энциклопедический словарь. -М., 2000.

25. Борее, Ю. Б. Эстетика/Ю. Б. Борев. -М., 1975.

26. Борейко, В. Е. Введение в природоохранную эстетику / В. Е. Борей-ко. Киев, 2001.

27. Борн, М. Физика в жизни моего поколения / М. Борн. М., 1963.

28. Буткевич, О. В. Красота. Природа, сущность, форма / О. В. Бутке-вич. Л., 1983.

29. Бэррес, Р. Документы американской революции: Декларация независимости, Конституция Соединенных Штатов, Билль о правах / Р. Бэррес. -Тверь ;М., 1994.

30. Бычков, В. В. Эстетика : учебник / В. В. Бычков 2-е изд. - М.,2006.

31. Васильев, А. М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий права / А. М. Васильев. М., 1976.

32. Гаджиев, К. С. Введение в политологию / К. С. Гаджиев и др.. -М., 1993.

33. Власенко, Н. А. Язык права / Н. А. Власенко. Иркутск, 1997.

34. Вопросы марксистко-ленинской эстетики. М., 1956.

35. Вопросы методологии общественных и гуманитарных наук. М.,1972.

36. Всеобщая история государства и права : учеб. для вузов / под ред. К. И. Батыра.-М., 1999.

37. Выэ/слецов, Г. П. Эстетика в системе философского знания / Г. П. Вы-жлецов. Л., 1984.

38. Гадамер, Г. Г. Актуальность прекрасного : пер. с нем. / Г. Г. Га-дамер. -М., 1991.

39. Гачев, Г. Жизнь художественного сознания / Г. Гачев. М., 1972.

40. Гегель, Г. В. Ф. Полное собрание сочинений. Т. 14 / Г. В. Ф. Гегель. -Л., 1976.

41. Гинс, Г. К. Право и культура. Процессы формирования и развития права / Г. К. Гинс. Харбин, 1938.

42. Гольденшрихт, С. С. О природе эстетического творчества / С. С. Голь-деншрихт. М., 1977.

43. Гольденшрихт, С. С. Специфика эстетического сознания / С. С. Гольденшрихт, М. П. Гальперин. М., 1974.

44. Гулыга, А. В. Принципы эстетики / А. В. Гулыга. М., 1987.

45. Гулыга, А. В. Эстетика истории / А. В. Гулыга. М., 1974.

46. Голяков, И. Т. Суд и законность в русской художественной литературе XIX в. / И. Т. Голяков. М., 1956.

47. Горшков, А. И. Теоретические основы истории русского литературного языка / А. И. Горшков. М., 1983.

48. Графский, В. Г. Всеобщая история права и государства / В. Г. Графский.-М., 2000.

49. Гусев, В. Е. Эстетика фольклора / В. Е. Гусев. Л., 1967.

50. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. -М, 1984.

51. Давид, Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид, К. Жоффре-Спинози. М., 1998.

52. Данилевский, И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.) / И. Н. Данилевский. М., 1998.

53. Деев, А. Н. Категория «гармония»: понимание и история эволюции / А. Н. Деев. Новосибирск, 1999.

54. Дэ/сидарьян, И. А. Эстетическая потребность / И. А. Джидарьян. -М., 1976.

55. Дземидок, Б. О комическом : пер. с пол. / Б. Дземидок. М., 1973.

56. Дигесты Юстиниана : пер. с лат. / отв. ред Л. Л. Кофанов. М.,2002.

57. Дирак, П. Электроны и вакуум / П. Дирак. М., 1957.

58. Дмитриев, А. В. Смех: социофилософский анализ / А. В. Дмитриев, А. А. Сычев.-М., 2005.

59. Жалинский, А. Э. Введение в специальность «юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста : учебник / А. Э. Жалинский. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

60. Жидков, О. А. Избранные труды / О. А. Жидков ; отв. ред. Г. И. Муромцев, Е. Н. Трикоз. М., 2006.

61. Законодательная техника : науч.-практ. пособие / под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 2000.

62. Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии : науч.-практ. пособие / отв. ред. Р. Ф. Васильев. М.5 2000.

63. Замбровский, Б. Я. Некоторые проблемы становления объекта эстетического отношения / Б. Я. Замбровский. Воронеж, 1971.

64. Земпер, Г. Практическая эстетика / Г. Земпер. М., 1970.

65. Золкин, А. Л. Эстетика : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманит.-социальным спец. / A. JI. Золкин. -М., 2008.

66. Зотов, А. Ф. Структура научного мышления / А. Ф. Зотов. М.,1973.

67. Ильин, И. А. Теория права и государства / И. А. Ильин. М., 2003.

68. Ион, Э. Введение в эстетику / Э. Ион. М., 1964.

69. Исаев, И A. POLITICA HERMETIKA: скрытые аспекты власти /И. А. Исаев.-М., 2002.

70. Каган, М. С. Эстетика как философская наука / М. С. Каган. СПб.,1997.

71. Калантар, A. JI. Красота истины. Об эстетическом начале научного знания / A. JI. Калантар. Ереван, 1980.

72. Кант, И. Сочинения. В 6 т. Т. 5 / И. Кант. М., 1965.

73. Карбонье, Ж. Юридическая социология / Ж. Карбонье. М., 1986.

74. Карташов, В. Н. Теория правовой системы общества : учеб. пособие. В 2 т. Т. 1 / В. Н. Карташов. Ярославль, 2005.

75. Кашанина, Т. А. Происхождение государства и права / Т. А. Каша-нина. М., 1999.

76. Кении, А. В. Научность: эталоны, идеалы, критерии / А. В. Кенин. -М., 1985.

77. Керимов, Д. А. Законодательная техника / Д. А. Керимов. М.,2000.

78. Кистяковский, Б. А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права / Б. А. Кистяковский. М., 1916.

79. Ковлер, А. И. Антропология права / А. И. Ковлер. М., 2002.

80. Кожина, М. И. К основаниям функциональной стилистики / М. И. Кожина.-Пермь, 1968.

81. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А. А. Чекалин ; под ред. В. Т. Томина, В. В. Сверчкова. 4-е изд., пере-раб. и доп. - М., 2007.

82. Кондаков, Н. И. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков. -М, 1976.

83. Копнин, П. В. Диалектика логики науки / П. В. Копнин. -М., 1973.

84. Копнин, П. В. Проблемы диалектики как логики и теории познания / П. В. Копнин.-М., 1982.

85. Коркунов, Н. М. Лекции по общей теории права / Н. М. Коркунов. -М., 1914.

86. Крымский, С. Б. Научное знание и принципы его трансформации / С. Б. Крымский. Киев, 1974.

87. Крюковский, Н. И. Логика красоты / Н. И. Крюковский. Минск,1965.

88. Крюковский, Н. И. Основные эстетические категории: Опыт систематизации / Н. И. Крюковский. Минск, 1974.

89. Кузнецов, Б. Г. Эйнштейн / Б. Г. Кузнецов. М., 1963.

90. Культура русской речи : учеб. для вузов / под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. М., 2000.

91. Лейст, О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права / О. Э. Лейст. М., 2002.

92. Ленин, В. И. Полное собрание сочинений. Т. 39 / В. И. Ленин.

93. Ликас, А. Л. Культура правосудия / А. Л. Ликас. М., 1990.

94. Логика и развитие научного знания. СПб., 1992.

95. Лопатин, В. В. Малый толковый словарь русского языка / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. М., 1993.

96. Лосев, А. Ф. Проблемы символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев.-М., 1976.

97. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. М.,1991.

98. Лосский, Н. О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики /Н. О. Лосский.-М., 1998.

99. Лукич, Р. Методология права / Р. Лукич. М., 1981.

100. Любимова, Т. Б. Трагическое как эстетическая категория / Т. Б. Любимова. -М., 1985.

101. Мамардашвипи, М. К. Кантианские вариации / М. К. Мамарда-швили.-М., 1997.

102. Мамардашвипи, М. К. Эстетика мышления / М. К. Мамардашвили. -М., 2001.

103. Мантатов, В. В. Образ, знак, условность / В. В. Мантатов. М.,1980.

104. Маркс, К. Сочинения. Т. 31, 33, 37 / К. Маркс, Ф. Энгельс.

105. Математики о математике. -М., 1967.

106. Матяш, Т. П. Сознание как целостность и рефлексия / Т. П. Ма-тяш. Ростов н/Д, 1988.

107. Мещеряков, В. Т. Гармония и гармоническое развитие / В. Т. Мещеряков.-Л., 1978.

108. Мигдал, А. Б. Поиски истины / А. Б. Мигдал. М., 1978.

109. Михеева, И. Н. Соотношение нравственных и эстетических потребностей / И. Н. Михеева. М., 1985.

110. Мороз, О. В поисках гармонии / О. Мороз. М., 1978.

111. Мэн, Г. Древнее право, его связь с древней историей общества и его отношение к новейшим идеям / Г. Мэн. Спб., 1873.

112. Наумова, В. В. Психология : учебник / В. В. Наумова, Н. Б. Березовская. М., 2004.

113. Наьииц, А. Правотворчество. Теория и законодательная техника /А. Нашиц.-М., 1974.

114. Неновски, Н. Право и ценности / Н. Неновски. М., 1987.

115. Нерсесянц, В. С. Философия права / В. С. Нерсесянц. М., 2001.

116. Новицкий, И. Б. Римское право / И. Б. Новицкий. М., 1994.

117. Буркова, В. В. Психология : учебник / В. В. Нуркова, Н. Б. Березовская. М., 2004.

118. Овчинников, А. И. Правовое мышление в герменевтической парадигме / А. И. Овчинников. Ростов-н/Д, 2002.

119. Овчинников, А. И. Правовое мышление: теоретико-методологический анализ / А. И. Овчинников. Ростов н/Д, 2003.

120. Остроумов, Г. С. Правовое осознание действительности / Г. С. Остроумов. -М., 1969.

121. Павлов-Силъванский, Н. П. Феодализм в России / Н. П. Павлов-Сильванский. М., 1988.

122. Подгурецкий, А. Очерк социологии права / А. Подгурецкий. М.,1974.

123. Похлебкин, В. В. Международная правовая символика и эмблематика/В. В. Похлебкин.-М., 1989.

124. Прикладная юридическая психология : учеб. пособие для вузов / под ред. А. М. Столяренко. М., 2001.

125. Природа и функции эстетического. М., 1968.

126. Пэнто, Р. Методы социальных наук / Р. Пэнто, М. Гравитц. М.,1972.

127. Рачков, П. А. Науковедение / П. А. Рачков. М., 1974.

128. Розенталъ, Д. Э. Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Ро-зенталь. 4-е изд. - М., 1977.

129. Розин, В. М. Юридическое мышление в исторической и современной перспективе / В. М. Розин. Тольятти, 1996.

130. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание / С. JL Рубинштейн. М.,1957.

131. Руднев, В. П. Словарь культуры X века. Ключевые понятия и тексты / В. П. Руднев. М., 1997.

132. Рузавин, Г. И. Научная теория. Логико-методологический анализ /Г. И. Рузавин.-М., 1978.

133. Рулан, Н. Юридическая антропология /Н. Рулан. -М., 2000. ХЪЪ.Сараф, М. Я. Введение в эстетику спорта : учеб. пособие / М. Я. Сараф, В. И. Столяров. -М., 1984.

134. Семенюк, Э. П. Общенаучные категории и подходы к познанию: Философский анализ / Э. П. Семенюк. Львов, 1978.

135. Сергеич, П. Искусство речи на суде / П. Сергеич. М., 2008.

136. Словарь философских терминов / науч. ред. В. Г. Кузнецова. -М., 2004.

137. Соколов, Н. Я. Профессиональное сознание юристов / Н. Я. Соколов.-М., 1988.

138. Спиркин, А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин. М., 2004.

139. Средний, Д Д. Основные эстетические категории / Д. Д. Средний. -М., 1974.

140. Столович, Л. Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии / Л. Н. Столович. — М., 1994.

141. Столович, Л. Н. Эстетическое в действительности и искусстве /Л. Н. Столович. -М., 1959.

142. Столяров, В. И. Эстетические проблемы спорта : учеб. пособие / В. И. Столяров, М. Я. Сараф. М., 1982.

143. Сырых, В. М. Н. В. Крыленко идеолог советского правосудия /В.М. Сырых.-М., 2003.

144. Сысоев, Л. С. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание / Л. С. Сысоев. Томск, 1989.

145. Тарасов, JI. Этот удивительно симметричный мир / JI. Тарасов. -М, 1982.

146. Тарасов, Н. Н. Методологические проблемы юридической науки / Н. Н. Тарасов. Екатеринбург, 2001.

147. Толковый словарь русского языка : в 4 т. / под ред. Д. И. Ушакова. -М., 1993.

148. Тройский, Н. М. История античной литературы : учеб. для ун-тов и пед. ин-тов / Н. М. Тронский. 5-е изд., испр. - М., 1998.

149. Федъко, В. П. Товарный знак / В. П. Федько. М., 1998.

150. Философия : учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. -М., 2003.

151. Философия : энцикл. слов. М., 2004.

152. Френкин, А. А. Эстетика физической культуры / А. А. Френкин. -М, 1963.

153. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. Т. 1. Древний мир и средние века / сост. тома О. JI. Лысенко, Е. Н. Три-коз ; отв. ред. Н. А. Крашенинникова. -М., 2004.

154. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. Т. 2. Современное государство и право / сост. тома Н. А. Крашенинникова ; отв. ред. Н. А. Крашенинникова. М., 2004.

155. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права : хрестоматия / В. Н. Хропанюк. М., 1998.

156. Цвайгерт, К. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права : в 2 т. : пер. с нем. / К. Цвайгерт, X. Кетц. М., 1998.

157. Черданцев, А. Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике / А. Ф. Черданцев. Екатеринбург, 1993.

158. Черииловский, 3. М. Всеобщая история государства и права / 3. М. Чер-ниловский. М., 2002.

159. Чехов, А. 77. Полное собрание сочинений. Т. 15 / А. П. Чехов. М.,1949.

160. Шевелев, И. Формообразование. Число, форма. Искусство. Жизнь / И. Шевелев. Кострома, 1995.

161. Шершеневич, Г. Ф. Общая теория права : учеб. пособие. В 2 т. Т. 2 / Г. Ф. Шершеневич. М., 1995. - Вып. 2, 3, 4.

162. Шестаков, В. 77. Гармония как эстетическая категория. Учение о гармонии в истории эстетической мысли / В. П. Шестаков. М., 1973.

163. Шестаков, В. 77. Эстетические категории: Опыт систематического и исторического исследования / В. П. Шестаков. М., 1983.

164. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. В 2 т. Т. 2. Всемирно-исторические перспективы / пер. с нем. и примеч. И. И. Миханькова. М., 1998.

165. Эйнштейн, А. Собрание научных трудов. В 4 т. Т. 4 / А. Эйнштейн.-М., 1967.

166. Эйнштейн, А. Физика и реальность / А. Эйнштейн. М., 1965.

167. Эко, У. Искусство и красота в средневековой эстетике / У. Эко. -СПб, 2003.

168. Этическое и эстетическое. -Л, 1971.

169. Эстетика : словарь / под общ. ред. А. А. Беляева и др.. М, 1989.

170. Эстетика природы. М, 1994.

171. Юлдашев, Л. Г. Эстетическое чувство и произведение искусства / Л. Г. Юлдашев. М, 1969.

172. Язык закона / под ред. А. С. Пиголкина. М, 1990.

173. Яковлев, Е. Г. Проблема систематизации категорий в марксистко-ленинской эстетике / Е. Г. Яковлев. М, 1983.

174. Яковлев, Е. Г. Эстетика : учеб. пособие / Е. Г. Яковлев. М, 2004.

175. I. Статьи, лекции, диссертации, авторефераты диссертаций

176. Алексеев, С. С. Проблемы теории права : курс лекций. В 2 т. Т. 1 / С. С. Алексеев. Свердловск, 1972.

177. Антология юридического некролога / сост. В. М. Баранов, П. П. Баранов, В. И. Каныгин ; отв. ред. В. А. Назаров. 2-е изд. - Н. Новгород, 2005.

178. Аубекеров, С. X. Достоевский о суде присяжных: pro et contra / С. X. Аубекеров // Государство и право. 2004. - № 5.

179. Бакланов, П. А. Профессиональные символы государственной службы (социологический анализ) : автореф. дис. . канд. социол. наук. — М., 2007.

180. Баранов, В. М. Гармонизация законодательства России: философские и правовые аспекты / В. М. Баранов, М. А. Пшеничнов // Философия права.-2000.-№ 1.

181. Баранов, В. М. Правовая гармония / В. М. Баранов, М. А. Пшеничнов // Государство и право на рубеже веков. Проблемы теории и истории : материалы всерос. конф. М., 2001.

182. Баранов, П. П. Правовая сфера духовного мира человека / П. П. Баранов // Сев.-Кавказ, юрид. вестн. 1998. - № 1.

183. Барциц, И. Н. Управление на основе права Формула Ю. А. Тихомирова / И. Н. Барциц // Журн. рос. права. - 2007. - № 7.

184. Бланк, Т. А. Красота в науке / Т. А. Бланк // UNIVERSITATES. 2007. -№ 1.

185. Бражников, М. Ю. К вопросу об отражении средневекового менталитета в нормах обычного средневекового права / М. Ю. Бражников // Государства и право. 2002. - № 10.

186. Брызгалов, А. И. О некоторых теоретико-методологических проблемах юридической науки на современном этапе / А. И. Брызгалов // Государство и право. 2004. — № 4.

187. Ванслов, В. В. Прекрасное и возвышенное / В. В. Ванслов, П. С. Трофимов // Вопросы марксистско-ленинской эстетики. М., 1956.

188. Величко, А. М. Нравственный идеал и право / А. М. Величко // Правоведение. 2002. - № 2.

189. Виноградов, С. М. Выразительные средства в парламентской речи / С. М. Виноградов // Рус. речь. 1994. - № 1.

190. Вопленко, Н. Н. Правовая символика / Н. Н. Вопленко // Правоведение. 1995. -№4-5.

191. Вопленко, Н. Н. Правовая символика и международное право / Н. Н. Вопленко // Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия. Н. Новгород, 1998.

192. Гаджиев, К. С. Политическая культура / К. С. Гаджиев // Введение в политологию. М., 1993.

193. Горелик, Г. О чувстве мироздания, или физические вопросы эстетики / Г. Горелик // Знание сила. - 1993. - № 4.

194. Горленко, С. А. Гармонизация законодательства по товарным знакам продолжается / С. А. Горленко // Патенты и лицензии. 1993. - № 9/10.

195. Гриб, В. В. Проблемы формирования правосознания современных российских юристов / В. В. Гриб // Научные тр. : в 3 т. / Рос. акад. юрид. наук.-М., 2005.-Т. 1, вып. 5.

196. Гусейнов, А. И. Право как феномен культуры : автореф. дис. . д-ра юрид. наук. М., 2007.

197. Гюнтер, X. Эстетика государства и трагедия смеха / X. Гюнтер // Обществ, науки и современность. 1992. - № 4.

198. Дирак, П. Воспоминания о необычайной эпохе : сб. ст. / П. Дирак. -М., 1990.

199. Доронина, Н. Г. Унификация и гармонизация права в условиях международной интеграции / Н. Г. Доронина // Журн. рос. права. 1998.-№6.

200. Доронина, Н. Г. Унификация и гармонизация права в условиях экономической интеграции государств / Н. Г. Доронина // Право и экономика.-1997.-№ 17/18.

201. Дроэюжин, В. Правосудие в средние века / В. Дрожжин // Рос. юстиция. 1995. -№ 1.

202. Думанов, X. М. Мононорматика и начальное право. Статья вторая / X. М. Думанов, А. И. Першиц // Государство и право. 2001. - № 9.

203. Дюрягин, И. Я. Об истинности содержания правоприменительного акта / И. Я. Дюрягин // Сов. государство и право. 1975. - № 2.

204. Егоров, И. Некоторые проблемы психологических закономерностей восприятия символов и эмблем / И. Егоров // Марс. 2005 - № 2.

205. Желтова, В. 77. Философия и правосознание / В. П. Желтова, О. Г. Дробницкий // Философия и ценностные формы сознания. М., 1978.

206. Жохов, В. 77. Практика разработки и использования товарных знаков / В. П. Жохов // Вопросы изобретательства. 1984. - № 7.

207. Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование : сб. ст. В 2 т. Т. 1 / под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород, 2001.

208. Законы Ману / пер. С. Д. Эльмановича, пров. и испр. Г. Ф. Ильиным. -М., 1961.

209. Замай, Н. Н. Художественная культура как фактор формирования политического сознания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации : дис. . канд. полит, наук. М., 2004.

210. Зуев, К. А. Парадигма мышления и границы рациональности / К. А. Зуев, Е. А. Кротков // Обществ, науки и современность. 2001. — № 1.

211. Исаев, И. А. Символизм правой формы / И. А. Исаев // Правоведение. 2002. - № 6.

212. Иеринг, Р. фон. Задача современной юриспруденции / Р. фон Ие-ринг // Юрид. вестн. Моск. юрид. о-ва. М., 1883. - Т. 8, № 8.

213. Кант, И. Из лекций по этике / И. Кант // Этическая мысль. М.,1988.

214. Козявин, А. А. Истина в системе целей современного уголовного судопроизводства России / А. А. Козявин // Научные тр. : в 3 т. / Рос. акад. юрид. наук. -М., 2005. Т. 1, вып. 5.

215. Кониченко, Е. Б. Правовая культура сотрудников пенитенциарной системы в современном Российском государстве : автореф. дис. . канд. юрид. наук. Владимир, 2005.

216. Корюкин, В. И. Проблема уровней научного познания / В. И. Ко-рюкин // На пути к теории научного знания / отв. ред. В. И. Корюкин. М., 1984.

217. Косарев, А. И. О закономерностях развития в истории государства и права / А. И. Косарев // Государство и право. 2007. - № 4.

218. Косцов, Р. И. Об эстетической стороне научного познания / Р. И. Косцов // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов : сб. науч. тр. JL, 1973.-Вып. 5.

219. Кулакова, Ю. Ю. Язык права / Ю. Ю. Кулакова // Юрид. техника. 2007. - № 1.

220. Лавровский, К Эстетика власти. Красота как проекция величия / К. Лавровский // Независимая газ. 2000. - 4 апр.

221. Лебедев, С. А. Метафора как средство познания: традиционная и нетрадиционные модели / С. А. Лебедев, И. В. Полозова // Вестн. Моск. унта. Сер. 7, Философия. 1993. - № 4.

222. Лейст, О. Э. Сущность и исторические типы права / О. Э. Лейст // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11, Право. 1992. - № 1.

223. Мартысевич, И. Д. Абсолютная монархия в России (вторая половина XVII конец XVIII в.) / И. Д. Мартысевич // История государства и права СССР : в 2 ч. - М, 1967.-Ч. 1.

224. Мартышин, О. В. Проблема ценностей в теории государства и права / О. В. Мартышин // Государство и право. 2004. - № 10.

225. Масленников, А. В. Правовые аксиомы : автореф. дис. . канд. юрид. наук. Владимир, 1996.

226. Мачин, И. Ф. К вопросу о происхождении права / И. Ф. Мачин // Проблемы теории государства и права : учеб. пособие / под ред. М. Н. Марченко. -М., 2002.

227. Международная научно-практическая конференция «Проблемы гармонизации законодательства Украины с международным правом» (Киев, октябрь 1998 г.) // Государство и право. 1999. — № 9.

228. Международная научно-практическая конференция «Развитие конституционного права государств участников СНГ: общее и особенное» (Санкт-Петербург, февраль 1998 г.) // Государство и право. - 1998. - № 7.

229. Мурашов, В. И. Идея образования. Российская идея образования как основа образовательной политики XXI в. / В. И. Мурашов // Школа духовности. 1999. - № 2.

230. Найман, Е. А. Эстетические основания философской онтологии : дис. д-ра филос. наук. — Томск, 2004.

231. Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации : сб. ст. / под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород, 2003.

232. Нечкина, М. В. «Капитал» Карла Маркса как художественное целое / М. В. Нечкина // Печать и революция. 1927. - № 5.

233. Нечкина, М. В. Литературное оформление «Капитала» К. Маркса /М. В. Нечкина. -М, 1932.

234. Никитин, А. В. Правовые символы : дис. . канд. юрид. наук. -Н. Новгород, 1999.

235. Николаев, Ю. П. Основные эстетические категории и их значение в деятельности органов внутренних дел : лекция / Ю. П. Николаев. М, 1993.

236. Николаев, Ю. П. Основные эстетические категории и их значение в деятельности органов внутренних дел : лекция / Ю. П. Николаев. М, 1993.

237. Общая теория права : курс лекций / под общ. ред. В. К. Бабаева. -Н. Новгород, 1993.

238. Паханов, М. Ю. Ритуальность и иррациональность судебного процесса (на материалах средневековой Англии) / М. Ю. Пахалов // Государство и право. 2007. - № 6.

239. Пахомов, Б. Я. Проблемы изменения значения научных понятий / Б. Я. Пахомов // Вопр. философии. 1973. - № 1.

240. Першиц, А. И. Проблемы нормативной этнографии / А. И. Першиц // Исследования по общей этнографии. М., 1979.

241. Плахотнюк, В. Земные и небесные тайны солнечной свастики / В. Плахотнюк // Техника молодежи. - 1998. - № 11/12.

242. Погребинская, Т. Ю. Соответствие общественным интересам, принципам гуманности и морали как условие охраноспособности товарного знака в Российской Федерации : дис. . канд. юрид. наук. М., 2003.

243. Попов, В. А. Роль эстетического фактора в историко-культурном процессе : дис. . канд. филос. наук. Липецк, 2004.

244. Проблемы этики и эстетики / под ред. А. Н. Илиади. Ленинград, 1975. - Вып. 2 : Природа искусства и механизмы художественной деятельности.

245. Пшеничное, М. А. Гармонизация законодательства России: философские и правовые аспекты / М. А. Пшеничнов, В. М. Баранов // Философия права. 2000. - № 1.

246. Пшеничнов, М. А. Формы дисгармонии российской и европейской правозащитных систем / М. А. Пшеничнов // Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации : сб. ст. / под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород, 2003.

247. Рубашкин, В. Ш. Математическая логика и язык науки / В. Ш. Ру-башкин // Вопр. философии. 1983. - № 1.

248. Саидов, А. X. Юридическая типология и основные правовые системы современности / А. X. Саидов // Общая теория права : курс лекций / под общ. ред. В. К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.

249. Смоленцев, А. В. Правовое чувство : автореф. дис. . канд. юрид. наук. -Н. Новгород, 1999.

250. Соколов, Н. Я. Юридическая профессия: понятие, сущность и содержание / Н. Я. Соколов // Государство и право. 2004. - № 9.

251. Суворов, Н. Н. Катастрофа как эстетическая категория / Н. Н. Суворов // Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века : материалы науч. конф., 10 окт. 2001 г. СПб., 2001. - (Сер. Symposium ; вып. 16).

252. Сыровапко, В. Трудный путь к гармонии: О проблемах реализации Федерального договора / В. Сыровапко // Нар. депутат. 1992. - № 16.

253. Тихомиров, Ю. А. Юридическая коллизия, власть и правопорядок / Ю. А. Тихомиров // Государство и право. 1994. - № 1.

254. Третьяков, С. В. Формирование концепции секундарных прав в германской цивилистической доктрине (к публикации русского перевода работы Э. Зеккеля «Секундарные права в гражданском праве») / С. В. Третьяков // Вестн. гражд. права. 2007. - № 2.

255. Уваров, А. И. Категориальная структура теории и метода в исторической науке / А. И. Уваров // Вопросы методологии общественных и гуманитарных наук. Калинин, 1972.

256. Устюгова, Е. Н. Современная эстетика разрыв с традицией / Е. Н. Устюгова // Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века : материалы науч. конф., 10 окт. 2001 г. СПб., 2001. - (Сер. Symposium; вып. 16).

257. Филиппов, Л. И. Проблема воображения в работах Гастона Башля-ра / JL И. Филиппов // Вопр. философии. 1972. - № 3.

258. Филипъев, Ю. А. Сигналы эстетической информации / Ю. А. Фи-липьев. -М., 1971.

259. Халфина, Р. О. О закономерностях права / Р. О. Халфина // Проблемы совершенствования советского законодательства // Труды ВНИИСЗ. -М., 1978.-Вып. 13.

260. Холмс, О. У. Профессия юриста / О. У. Холмс // Правоведение.- 2007. № 1.

261. Хохлов, Е. Б. Юридические химеры как проблема современной российской правовой науки / Е. Б. Хохлов // Правоведение. 2004. - № 1.

262. Четвернин, В. А. Лекции по теории права / В. А. Четвернин. М.,2000.-Вып. 1.

263. Чухвичев, Д. В. Логика, стиль и язык закона / Д. В. Чухвичев // Право и политика. 2005. - № 2.

264. Шаповалов, И. А. Некоторые теоретические аспекты формирования российского правосознания / И. А. Шаповалов // Государство и право. -2005.- №4.

265. Шоломова, Т. В. Нравственно-эстетические аспекты современного терроризма / Т. В. Шоломова // Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века : материалы науч. конф., 10 окт. 2001 г.- СПб., 2001. (Сер. Symposium ; вып. 16).

266. Шпренгер, Г. Взаимодействие: соображения по поводу антропологического понимания масштабов справедливости / Г. Шпренгер // Государство и право. 2004. - № 5.

267. Щедрина, К. Г. Экологическая эстетика и универсализация эстетического / К. Г. Щедрина // Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века : материалы науч. конф., 10 окт. 2001 г. СПб.,2001. (Сер. Symposium ; вып. 16).

268. Якунин, В. И. Государственная идеология и национальная идея: конституционно-ценностный подход / В. И. Якунин // Государство и право. -2007.- №5.о1.. Электронные ресурсы

269. Коркия, Э. Д. Театрализация жизни общества / Э. Д. Коркия // Россия и социальные изменения в современном мире : сб. ст. аспирантов. Т. 2. Режим доступа: http:/lib.socio.msu. ru/library.

270. Кострова, М. Б. К вопросу об использовании изобразительно-выразительных средств языка в уголовном законе / М. Б. Кострова. Режим доступа: http://irbis.asu.ru/mmc/juris5/.

271. Мечковская, Н. Б. Язык и религия / Н. Б. Мечковская. Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/mechkO 1/.

272. Мурадьян, Э. М. Цивилистика: право и процесс. Синхронность правил : материал подгот. с использ. правовых актов. : [по состоянию на 21 февр. 2000 г.] / Э. М. Мурадьян. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

273. Сандулски, С. Г. Воспитание эстетического восприятия математики / С. Г. Сандулски. Режим доступа: http:math.ort.md/download/sandul-schisqvospmatem 155 .pdf.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.