Красота человека как способ бытия человеческой сущности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат наук Андреева, Наталья Сергеевна

  • Андреева, Наталья Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Тюмень
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 170
Андреева, Наталья Сергеевна. Красота человека как способ бытия человеческой сущности: дис. кандидат наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Тюмень. 2014. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Андреева, Наталья Сергеевна

Содержание

Введение

Глава 1. Красота человека в смыслогенезе, в надприродном

совершенствовании и становлении человеческой сущности

§ 1. Онтологизация надприродной, богоподобной, соразмерной

человеческой сущности средствами античного искусства § 2. Красота человека как способ выражения идеи 32 Первосущности, основополагающего принципа Христианского Средневековья

§ 3. Олицетворение как эстетический способ обнаружения начал 45 индивидуализации духа Ренессанса

§ 4.Способы эстетической объективации сущности человека в её 50 социальном, субъектном и экзистенциальном началах культуры Нового Времени

Глава 2. Красота человека как способ актуализации человеческого 69 бытия

§ 1. Онто-гносеологический принцип взаимного

совершенствования красоты и сущности человека

§ 2. Субъективные и объективные характеристики эстетического 83 способа самопознания, определяющие развитие человеческой сущности

§ 3. Антропологические ветви онтологий 20 века,

интегрировавшие красоту человека как эстетический компонент антропогенеза

§ 4. Красота человека как способ гармонизации индивидуального 121 и социального начал человеческой сущности Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Красота человека как способ бытия человеческой сущности»

Введение

Актуальность исследования. Тема философского обоснования человека в его сущностном единстве, как и в его феноменальной и индивидуальной экзистенции, не утратила своей актуальности, что связано с ростом философского интереса к факторам и способам субстанциальной представленности человека в современном мире. Красота человека, в классической философии исследуемая в качестве феномена непосредственного восприятия, в современных антропологических версиях онтологических теорий предстает в качестве выразительной формы или способа человеческого бытия. Это ставит нас перед необходимостью исследования красоты человека как способа выражения и онтологизации его сущностных аспектов.

Каждый человек невольно наделяет мир и его объекты, живых существ и себе подобных человеческих существ эстетическими характеристиками, воспринимая природу и людей сквозь призму собственного эстетического чувства. В индивидуальной личностной и социальной истории, в филогенезе и онтогенезе человека, в художественных и экзистенциальных формах человеческого опыта наблюдается также и отчаянное стремление стать объектом такой эстетической оценки. Человек, так или иначе, желает, чтобы другие люди оценивали его эстетически, вне зависимости от степени или прочих характеристик оценки. Вопрос о природе непосредственного эстетического восприятия не утратил своей актуальности, занимая достойное место в ряду вопросов «вечных» и вечно насущных. Очевидное, но мало изученное бессознательное и опосредованное сознанием человеческое стремление к красоте, обусловленное символически-образными компонентами процессов смыслообразования в филогенезе и онтогенезе, порождает множество версий о природе этого стремления.

Разнообразные и всевозможные «места приложения» или объекты универсальной эстетической самооценки человека, такие как красота человеческого тела и красота души, красота лица и фигурально выраженная красота человека, обладают и характеризуются разной степенью символически-образной выразительности. Красота человека, определяемая классически в категориях непосредственного восприятия, на протяжении истории претерпевала существенные изменения, что позволяет говорить о развитии феномена человеческой красоты и о средствах искусства как основных факторах такого развития.

Тревога человека по поводу собственной красоты имеет довольно глубокие и существенные основания. Образное определение красоты у Платона («Пир») оказалось успешнее определения аналитического («Гиппий больший»). Человеческая красота, определенная Платоном как «стремление родить в прекрасном», то есть как единственно возможная среда для человеческих рождений, буквальных и фигуральных, затрагивает сущностные аспекты человеческого бытия. Тревога человека по поводу его красоты коренится в причастности к человечеству, к общечеловеческой или родовой норме - природно-биологической и духовно-социальной, осуществленной и выраженной именно в красоте, где сама категория выразительности несет онтологизирующий человеческую сущность потенциал. К существенным аспектам человеческой красоты можно отнести и выражение индивидуальной самобытности. Индивидуально-социальные аспекты человеческой сущности, таким образом, сходятся в красоте человека, что позволяет представить исследование эстетического способа гармонизации исторически противоречивой диалектики индивидуального и социального развития человечества как актуальное и своевременное.

Мы предпримем попытку обоснования эстетических факторов, средств, способов развития и становления человеческой сущности.

Человеческая красота может быть представлена в ряду эстетических компонентов антропогенеза как способ трансценденции за пределы биологической, родоплеменной данности. Человеческая красота -определенный способ перехода к качественно иным человеческим состояниям, к духовно-социальной представленности смыслов, идей в континууме социального пространства, времени, движения.

В гносеологической интерпретации в постулатах материалистической картины мира и человеческого познания то или иное чувственное восприятие обнаруживает соответствующее свойство мира, данное нам в ощущениях. Вопрос о наличии источника, объективного основания чувства красоты, трактуемый как «основной вопрос эстетики», оставался на протяжении XX столетия спорным. Важный вопрос эстетики об объективных основаниях красоты (в контексте данного исследования -красоты человека) и её субъективной оценки остается актуальным и в настоящее время.

Степень разработанности проблемы. В истории эстетической мысли различные аспекты прекрасного исследовались и разрабатывались достаточно широко. Эстетические параметры человеческого бытия и познания, онтологические, гносологические, аксиологические, культурно-исторические грани красоты - необходимый и подчас завершающий, интегрирующий компонент основных философских доктрин, когда-либо претендовавших на полноту миропонимания и системность.

Гносеологические интерпретации красоты традиционно имеют статус, определяющий категорию красоты как феномен познания. Для понимания предмета нашего исследования мы рассматривали их как ключевые, дающие наиболее широкое определение красоты человека, выводящее исследование в область смыслогенеза, социогенеза, в область антропологическую. Исследование непосредственного эстетического восприятия человека имеет историю в традиции классического идеализма,

артикулировавшей эстетику как науку о чувственном познании и самопознании человека.

Феномен красоты человека является объектом исследований в ряде философских и эстетических доктрин. Первые теоретические интерпретации красоты связаны с трудами Платона и Аристотеля, причем последний обозначает мир человеческой красоты как мир эстетико-художественного отражения объектов социального и сущностно-человеческого героически-архетипического мира - как способность к мимесису (к миметическому удвоению мира) и обладание катарсической эмоциональной способностью к саморазвитию в единстве индивида и рода.

В Античности красота человека интересовала Сократа, Платона, Аристотеля, исследовавших воспитательные функции искусства как особой эстетической сферы бытия идеальной и совершенной либо материальной и соразмерной человеческой природы. В эпоху Возрождения издаются труды, посвященные вопросам бытия красоты в человеческом мире; в контексте гуманистической направленности философии этой эпохи разрабатывается терминологическая система для обоснования социальных функций прекрасного, мира человеческих эмоций и мира человеческой красоты.

Развитие системы категорий эстетического измерения человека происходило во Франции и Германии, где создавалась классическая терминология эстетического измерения человека. Эстетико-философские взгляды Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро, Ф.Вольтера оказали влияние на развитие эстетических представлений в их связи с социальными изменениями эпохи Просвещения. А.Баумгартен провозглашает эстетику как новую философскую дисциплину. Эстетика фундируется как сфера деятельности и раздел философии, имеющий важное общественное значение.

Существенное значение для исследования человеческой красоты в её антропологическом, экзистенциальном, идеальном и художественном

аспектах имеют работы, посвященные общим философским проблемам бытия и проблемам искусства. В частности, онтологии эстетической реальности, идеальным сферам человеческого бытия, природе художественного творчества, отношению искусства к действительности, содержанию и форме в искусстве. Данная проблематика разрабатывалась в трудах Аристотеля, У.Хогарта, Н.Г.Чернышевского, П.П.Гнедича, Н.Гартмана, Г.Г.Гадамера, К.В.Зольгера, Вл.Соловьева, Э.Берка, Ю.М.Лотмана, Л.С.Выготского, Е.М.Вейцмана, У.Эко, С.Герасимова, М.Н.Щербинина, М.М.Позднеева, Е.Л.Бобылева, Н.В.Гладких, Е.Г.Яковлева и др.

Поскольку восприятие и интерпретация, значение и функции человеческой красоты как непосредственного и спонтанного феномена чувственного восприятия в социокультурном пространстве связаны с исследованием глубин человеческой психики, её бессознательных и архетипических истоков, то работы основателей психоаналитического направления З.Фрейда, К.Г.Юнга, Ж.Лакана и др.., а также исследования культуросозидающей функции центральной категории аналитической психологии «архетип» в трудах К.Г.Юнга, Г.Маркузе, Р.Барта, М.Кундеры, Е.А.Колчановой и др. отнесены к базовым в разработке проблемы человеческой красоты.

Существенное значение также имели работы в гносеологической области непосредственного человеческого восприятия и человеческой способности к его опосредованию. Анализ эстетического восприятия связан с именами И.Канта, А.Н.Леонтьева, О.Хаксли, Э.П.Юровской, Е.А.Науменко и др.

В целом наблюдается картина недооценки сложности и многогранности феномена человеческой красоты, его существенности как фактора антропогенеза, генезиса человеческой психики. Феномен красоты человека в случае большинства его философских и обыденных

интерпретаций не получает заслуженной глубокой оценки как феномена, обладающего потенциалом, интегрирующим культуру, и визуализирующим, отображающим культурно-социальные изменения.

Феномен человеческой красоты в большинстве случаев объясняется либо на уровне конкретного искусствоведческого анализа, либо на уровне достаточно общих характеристик, не отражающих всю многомерность красоты человека и её сущностную представленность в сфере человеческого бытия. Таким образом, представляется вполне очевидным, что, несмотря на солидную теоретическую базу, в постановке философских проблем человеческой красоты недостает работ, посвященных эстетико-антропологической проблематике человеческой красоты.

Однако здесь наличествуют работы, рассматривающие красоту в онтологическом аспекте, как и в аспекте антропологической онтологии: анализ красоты как эмоционально-субъективного феномена в трудах Аристотеля, И.Канта, Л.С.Выготского, А.П.Воеводина, Е.Л.Бобылева; как идеального объекта вне сознания - в трудах Платона, Плотина, Г.В.Ф.Гегеля и др.; как трансцендентной сущности - в трудах Э.Гуссерля, М.Хайдеггера, М.К.Мамардашвили, С.Н.Жарова, М.Д.Купарашвили и др; как феномена, функционирующего в механизмах естественного отбора, в трудах И.А.Ефремова; как культуросозидающего феномена и феномена социальной идентичности в работах А.Бергсона, Г.Маркузе, Э.Фрома, М.Фуко, А.Крёбера, А.Б.Белинской, Е.А.Девдараидзе, И.Б.Муравьева, А.И.Павловского и др.

Значимой для настоящего исследования является игровая концепция культуры, в том числе идеи, связанные с игрой как эстетическим способом самовыражения, представленные в философии, эстетике и культурологии. Художественная концепция игры была представлена Г.Гессе и Т.Манном; игру как способ трансценденции человеческой сущности рассматривали

И.Кант, Ф.Шиллер, Г.-Г.Гадамер, Л.Витгенштейн, М.Хайдеггер; Дж.Мид конкретизирует понятие игры как фундамента социально-ролевого самосознания; игру как основу культуры обосновывает И.Хёйзинга и Э.Финк.

В основу настоящего исследования положены также работы отечественных философов, посвященные анализу природы и сущности красоты: А.В.Гулыги, В.Ф.Асмуса, М.С.Кагана, Е.Я.Басина, В.П.Крутоуса, Н.И.Крюковского, О.В.Буткевича, Э.П.Назаренко-Кривошеиной,

A.Кучиньской, Ю.Б.Борева, В.Ф.Мартынова, Р.Хлодовского, В.Россмана, Л.Перловского, А.Л.Ястребова, Д.Е.Яковлева, В.В.Шестакова и др., появившиеся в 60-90 гг. XX века и в начале нынешнего века.

Для исследования символически-образной выразительности красоты человека мы обращались к феномену символа, исследуемого Ф.Ницше,

B.Тэрнером, Э.Кассирером, К.-Г.Юнгом, Г.Гадамером, Э.Гуссерлем, М.Хайдеггером, А.Белым, М.М.Бахтиным, В.С.Библером, Л.С.Выготским, Вяч.Ивановым, А.Я.Гуревичем, Ю.М.Лотманом, К.Свасьяном, А.Н.Чанышевым и др., а также культурными антропологами Б.Малиновским, Э.Дюркгеймом, Л.Леви-Брюлем, Э.Тайлором, Д.Фрэзером и др.

Теоретическое осмысление проблемы развития и становления человеческой сущности в связи с эстетическими аспектами антропогенеза разрабатывалось Аристотелем, Т.Гоббсом, Ж.-Ж.Руссо, И.Кантом, Ф.Шеллингом, Г.В.Ф.Гегелем, Л.Фейербахом, К.Г.Юнгом, Н.Г.Чернышевским, Н.А.Бердяевым, Н.О.Лосским, К.Марксом, Г.В.Плехановым, М.Хайдеггером, Г.Маркузе, Х.Ортегой-и-Гассетом, М.М.Бахтиным, Л.Н.Столовичем, К.Н.Любутиным, А.С.Чупровым, Н.В.Осинцевой и др.

Следует отметить, что при анализе и интерпретации красоты человека большинство существовавших в истории философской мысли

подходов характеризуются отсутствием целостного представления о красоте человека как сфере его бытия. В этой связи, особую значимость для данного диссертационного исследования в формировании целостного представления о красоте человека имели эстетико-антрополоогические работы М.Н.Щербинина, в основании которых заложен синтез искусства и философии в генезисе смыслообразования.

Для определения символически-образной выразительности красоты как принципа, обуславливающего возможность становления человеческой сущности и её бытия, разрабатываемого философской мыслью наряду с принципом отражения или отображения в красоте внутреннего духовного мира человека и его сущности, были использованы идеи Августина, И.Канта, Г.Гегеля, Ф.Шеллинга, Г.Лейбница, Сартра Ж.-П., М.О.Гершензона, А.Ф.Лосева, М.М.Бахтина, Н.В.Гоголя, Р.Барта, Э.Левинаса, М.Ямпольского, Ж.Делеза, а также взгляды современных отечественных исследователей - Л.С.Выготского, С.Герасимова, М.Н.Щербинина, С.М.Халина, Т.И.Борко, М.Г.Ганопольского, И.Н.Унжаковой и др.

Объект исследования: красота человека и специфика её восприятия, развиваемая средствами искусства.

Предмет исследования: выразительная природа воздействия человеческой красоты на развитие и гармонизацию диалектически противоречивых оснований человеческой сущности.

Цель и задачи исследования. В рамках диссертационного исследования была сформулирована следующая цель: обосновать собственно эстетические факторы антропо- и социогенеза и исследовать красоту человека на онтологическом уровне в ряду этих факторов. Для её достижения были поставлены следующие задачи: • раскрыть природу воздействия человеческой красоты, представленной средствами скульптурного искусства, на рост и

гармонизацию социокультурных оснований человеческой сущности античного периода;

• выявить специфику средневекового идеала человеческой красоты в двух ипостасях культуры - церковной и народной («низовой») как способа символически-образного осуществления человеческого бытия в каждом из этих идеалов;

• показать специфичность такого способа бытия индивидуальных начал человеческой сущности, каковым явилась красота человека, олицетворенная изобразительными средствами эпохи Ренессанса;

• рассмотреть художественно-выразительные средства эпохи Нового Времени, вопредметившие в характерных типах человеческой красоты процессы обнаружения, становления и гармонизации социальных начал человеческой сущности;

• определить статус и сходное значение философских категорий «бытие», «красота», «сущность человеческая» и сформулировать принцип бытия и становления человеческой сущности в красоте человека как способе самосовершенствования, самопознания и самоосуществления;

• выявить соотношение онтологической и гносеологической проблематики человеческой красоты;

• дать целостную картину онто-гносеологических парадигм XX столетия, обнаруживающих способность человека в красоте познавать непосредственно, визуализировать свою родовую или общечеловеческую сущность, а также совершенствовать, гармонизировать, онтологизировать её параметры и аспекты;

• обосновать роль красоты человека в гармонизации соотношения индивидуальных и социальных аспектов человеческой сущности в их диалектической взаимосвязи.

Теоретико-методологическая основа диссертации.

Интегрирующую функцию в данном исследовании выполняет эстетическая антропология, представленная авторским коллективом во главе с М.Н.Щербинины, и разрабатываемый здесь категориально-методологический аппарат. Эстетическая антропология исследует смыслообразующие функции искусства, представляющие собой способ раскрытия глубинных сущностных характеристик человеческого бытия, обеспечиваемый искусством в частности и эстетической сферой человеческого бытия вообще. В гносеологическом плане здесь работает категория символически-образного обнаружения человеческой сущности. Онтологический аспект проблематики эстетической антропологии -исследование процесса антропологизации средствами искусства человеческой сущности как онтологизации именно человеческого. Понятие «визуализации» социального бытия средствами искусства включает в себя онтологический и гносеологический, антропологический и антропометрический аспекты: образы искусства, участвуя в процедуре самопознания человеком своей сущности, участвуют и в антропологическом процессе развития-становления этой сущности. Категория выразительности используется для описания принципа непосредственной данности бытия.

Используется концепция лидирования видов искусств в их очередности, которой придерживались Г.Гегель, Ф.Шлегель, Г.Лессинг и др., полагавшие, что накапливание и своеобразное обобщение философских смыслов в архитектуре, скульптуре, живописи, театре, литературе, музыке, кинематографе обуславливает смыслообразующее влияние искусства на обобщающее мышление человечества.

Многочисленные подходы к красоте человека интегрируются в категории «выразительность», онтологизирующий потенциал которой

исследован в работах М.Н.Щербинина, М.К.Мамардашвили, Т.И.Борко и

др.

При анализе специфики человеческой красоты были затронуты проблемы механизмов непосредственного человеческого восприятия, его опосредования и интерпретации, с использованием методологических основ теории восприятия и психоанализа.

Для описания игровой концепции становления человеческой сущности автор опирается на работы Й.Хейзинги, Г.Гадамера и др.

Использование категорий, сопутствующих категории человеческой красоты и участвующих в её развитии, таких, как «образ», «символ», «сущность», «игра», «эстетическое», «идеал», «катарсис» и др. производилось на основании обоснования этих категорий в античной, средневековой, новоевропейской философии. В частности, в работах Аристотеля, Августина, Василия Великого, Фомы Аквинского, И.Канта, Ф.Шиллера, Ф.Шеллинга, Г.В.Ф.Гегеля, Ф.Ницше и др.

В исследовании используется философско-культурологический подход, изучающий характеристики той или иной культуры через определенные типы эстетических идеалов, характеристики мировоззрения, главные интуиции и прасимволы, культурные коды, через характерный стиль жизни. Данный подход выделяет культурные факторы, положенные в основу формирования культур. Философско-культурологический подход к человеческой красоте рассматривает последнюю во взаимосвязи с искусством и представлен О.Шпенглером, А.Ф.Лосевым, И.Винкельманом, П.Бурдье. Категория символа и её роль в развитии выразительных характеристик человеческой красоты используется нами на основе исследований Э.Кассирера, А.Белого и др.

Основные категории деятельностного подхода применялись для рассмотрения способов самоактуализации личности как актуализации её

сущностного потенциала на основании работ А.Маслоу, М.К.Мамардашвили, Г.Щедровицкого, Н.И.Непомнящей и др.

При исследовании сложного и многомерного феномена человеческой красоты потребовался комплексный подход. При этом основным методологическим принципом нашего исследования является диалектический метод, при использовании сравнительного, герменевтического, феноменологического подходов.

Для конкретизации диалектического метода нами использован системный подход, позволяющий выявить содержание диалектического единства как объективно существующего основания красоты. Принцип системности и методология системного и структурно-функционального анализа позволили выделить структуру формирования эстетического идеала человека, определить красоту человека как системообразующую эстетическую категорию, развивающуюся в комплексе сопутствующих эстетических состояний и во взаимной обусловленности с человеческой сущностью в процессе её развития и становления.

Поскольку настоящее исследование проведено на стыке сфер онтологии и гносеологии, соотношение которых подлежит обоснованию в рамках процедуры герменевтического круга, то одним из методологических принципов является принципы герменевтики. Герменевтический метод использовался и для интерпретации человеческой красоты, основанной на понимании этого феномена в его смыслообразующей роли.

Историко-сравнительный метод использовался для обобщения представлений о человеческой красоте, её сущности и исторически обусловленном восприятии на протяжении истории культуры.

Принцип единства исторического и логического позволил проанализировать эволюцию формирования феномена человеческой

красоты средствами искусства как средствами художественно-образной выразительности.

Среди наиболее общих методов использовались метод абстрагирования и конкретизации, анализа и синтеза; принцип развития, целостности и системности; красота человека в смыслогенезе описывалась в категориях потенциального и актуального, процесса и состояния, части и целого, системы и элемента. Категории общего и единичного, абстрактного и конкретного, объективного и субъективного позволили охарактеризовать человеческую красоту в её сущностных аспектах как многоуровневую категорию.

Научная новизна исследования:

1. В результате историко-философского анализа автором обнаружено единство онтологических, антропологических, эстетических оснований антропо- и социогенеза.

2. Выявлено единство эссенциальной, эстетической и экзистенциальной представленности человека, обнаруживаемое в сложной и многомерной категории человеческой красоты.

3. Воссоздана целостная картина антропологической части онтологических направлений современной философии, интегрировавшей эстетические компоненты.

4. Произведена рефлексия сложного и многомерного феномена красоты человека, его категориальной определенности, онтологических и антропологических оснований, гносеологического, выразительного и онтологизирующего человеческую сущность потенциала человеческой красоты.

5. Впервые выявлена обусловленность гармонизации социальных и индивидуальных аспектов человеческой сущности историческими канонами, идеалами, типами, способами изображения, выражения, восприятия и трактовки красоты человека.

Положения, выносимые на защиту:

1. Классическая эстетическая гносеологическая традиция производит рефлексию выразительного потенциала красоты человека, который в истории культуры определенным образом накапливается.

2. Красота человека - экзистенциальный феномен, выводящий самовосприятие человека за пределы сферы искусства и при этом сохраняющий символическую сущность художественного эстетического образа. Красота человека является символически и архетипически «нагруженным» способом выражения, данным в определенной форме -образе.

3. Способность осуществить человеческое бытие красота обретает в соответствии с принципом выразительности человеческой красоты. Феномен выразительности человеческой красоты, как сущностной характеристики человека, развивается изобразительными и выразительными средствами искусства в качестве онтологизирующего человеческую сущность потенциала красоты.

4. Выразительность человеческой красоты как способа становления, способа бытия человеческой сущности определяют следующие свойства человеческой красоты: комплексность (восприятие в комплексе сопутствующих эстетических состояний), образность и символичность, экзистенциально-художественное (материальное и идеальное) проявление, объективность и субъективность оснований красоты.

5. Человеческая красота - универсальный феномен выражения общих индивидуально-социальных динамичных и статичных характеристик, воспринимаемых непосредственно в единичном как чувство красоты, как открытие, восторг, потрясение, радость. Красота человека представляет собой способ бытия человеческой сущности, поскольку принцип выражения обуславливает единство онто-гносеологических оснований красоты.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Результаты данного исследования могут иметь широкое применение в решении культурно-социально-философских проблем и образовательных задач.

Научная ценность работы заключается в возможности использования полученных выводов:

- в дальнейших теоретических разработках проблем эстетики и социальной антропологии;

- при подготовке и ведении учебных занятий по дисциплинам «Философия», «Мировая художественная культура», «Культурология» и других дисциплин в рамках программ высшего профессионального образования, в том числе по направлениям подготовки «Философия», «Культурология», «Искусствоведение» и др.;

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Андреева, Наталья Сергеевна

Заключение

В данном исследовании была предпринята попытка раскрыть природу воздействия человеческой красоты, представленной средствами искусства, на рост и гармонизацию социокультурных оснований человеческой сущности.

Античная Греция испытала на себе влияние чувства красоты в процессах самопознания и объективации человеческой сущности. Однако в этот период преобладают онтологические трактовки красоты. Красота воспринималась как явление объективное и онтологическое по своей сути, связанное с совершенством Универсума, с пониманием космоса как миропорядка, универсальной гармонии древнегреческими натурфилософами, Пифагором, Гераклитом. Платоном красота трактуется как эйдос, объективно существующий лишь в мире идей (и обуславливающий материальный мир и мир человека как гармоничный). Аристотель интерпретирует красоту как заключающиеся в самих вещах материального мира «величие и порядок», при этом определяя сферу обитания человеческой красоты как сферу человеческих эмоций, где обнаруживаются законы эстетического воздействия трагической фигуры на зрителя - так называемые мимесис и катарсис. Плотин определяет красоту как способ восхождения к божественному.

Античность приоткрывает завесу тайны человеческой красоты, предстающей здесь в исходном, генетическом виде.

В этот период обнаруживается некий принцип влияния человеческой красоты на собственно человеческое, человечность, находящуюся в процессе становления, как и некие факторы, это воздействие усилившие и визуализировавшие. Сохраняющаяся смыслообразность мировосприятия усилила архетипическое воздействие красоты античной скульптуры на «очеловечивание» человека как существа духовного и социального. Статуарная античная скульптура, воплотившая человеческую красоту в её

гармонической соразмерности, изображала и выражала собой социальность неосознанно и непосредственно, когда в пропорции и симметрии частей человеческого тела было визуализировано гармоническое взаимоотношение частей социума. Так красота человека впервые обнаруживает себя в качестве способа бытия человеческой сущности.

Позднее в эпоху средневековья силу и способы воздействия человеческой красоты на становление собственно человеческого, как и качественные параметры нового идеала человеческой красоты, обусловило возникновение и накапливание опыта личностного мировосприятия, собирающего личность в духовном преодолении телесности, искушений и грехопадения рода человеческого на пути к единству с Абсолютом.

Возрождение привносит в идеал человеческой красоты опыт индивидуализации и субъективации человеческого духа и человеческих усилий. Дробление Первосущности как человеческой божественно-трансцендентной природы в идее Вездесущности Бога, привнесенное в каноническую ортодоксальную христианскую доктрину Фомой Аквинским, явилось мировоззренческим основанием индивидуализации как духовно-социально-политического процесса Возрождения. Идеал красоты этой эпохи визуализирует, отражает, выражает магистральные духовно-социальные процессы, участвует в становлении качественных параметров и аспектов индивидуализации человеческой сущности.

Процесс индивидуализации духа обнаружил историческую миссию олицетворения и лицедейства, красоты лица как иного, в сравнении с античной скульптурой, способа собирания разрозненных элементов человеческой сущности, капитала общественной психики. Художники Возрождения стремятся выразить свое собственное, сугубо индивидуальное отношение к объекту; живопись Возрождения предстает историческим способом «овнешнения внутреннего», способом внешнего

обнаружения «своего человечески индивидуализированного «я»» (М.Н.Щербинин).

Новое время явилось временем социальной солидаризации и типизации, возрастающей рефлексии социальной активности. Теперь эстетическое опредмечивание «опыта растущего межличностного общения» в человеческой красоте приобретает характер действия. Театр как лидирующий и смыслообразующий вид искусства расширил возможности европейского, уже активизированного, самосознания за рамки возможностей индивидуального смыслообразования, олицетворенного в живописи Ренессанса, осуществил влияние на смыслорождение глобального, общечеловеческого масштаба в критическое для истории Европы время.

Рационалистическая философия Нового времени, немецкая классическая философия порождают эстетические концепции, которые характеризует перевес рационалистических гносеологических эстетических теорий, при сохраняющемся влиянии онтологических идеалистических представлений о красоте (представленных как субъективным идеализмом И.Канта, так и объективным идеализмом Г.В.Ф.Гегеля). В идеалистических представлениях постулируется действительное существование идеального эстетического объекта. И. Кант обосновывает эстетические эмоции как фундамент познавательного акта. Классическая философия фундирует и вводит в аксиологический тезаурус основные категории эстетического измерения человека: прекрасное, вкус, чувство удовольствия, игра, нескованная фантазия и т.д. Философия рубежа ХУП1-Х1Х веков противопоставила себя рассудочному рационализму и его моралистическому пафосу, что проявилось в романтическом движении, но присутствует и в философии И.Канта, красота у которого соединяет моральный пафос с истинностью

нравственной оценки, с открытием нравственных истин, а также служит преддверием к истине научной.

Родовая сущность разворачивается в общечеловеческую. Возрастает сущностная представленность человека в мире и, вместе с тем, значимость исследований способов человеческого сущностного бытия, в том числе в эстетических слоях реальности, в сфере человеческой красоты.

В истории философской мысли существует значительное число взаимосвязанных и дополняющих друг друга онтологических концепций красоты и антропологических концепций, объясняющих природу и сущность человека. Антропологическая традиция рассматривает человека как целостность, объединяющую в себе биологические и социальные компоненты, детерминированную необходимостью сохранения и развития духовной культуры, духовной сущности человека и общества, представлений о пользе, истине, добре, красоте, справедливости. В бытии высших ценностей развертывается, осуществляется глубинная сущность человека. В понимании высших ценностей происходит самопознание человеком своей сущности.

В бытии высших ценностей раскрывается глубинная сущность человека. Мы рассмотрели красоту человека в ряду высших смыслов, не просто раскрывающих человеку его сущность, но осуществляющих человеческое сущностное бытие.

В истории человеческих обществ имела место историческая динамика развития канонов человеческой красоты. Переход общества как социокультурной системы к качественно иному состоянию, связанному с новым ему присущим пониманием, новым «набором» высших смыслов свободы, справедливости, чести, индивидуальности, красоты сопровождается развитием форм эстетического абсолюта, идеала или канона красоты человека.

Однако мы можем предположить, что в истории человеческой культуры эстетическое самовосприятие человека не было однородным или неизменным, оно усложнялось, от восприятия и эстетической оценки лишь внешней телесной гармонии в античности, до восприятия гармонии более полной в современности.

Красота человека - развивающийся феномен. Средства искусства, которые на протяжении истории видоизменялись и сменяли друг друга в поочередно лидирующих видах искусства, влияли и на восприятие человеческой красоты, развивали и совершенствовали это восприятие.

В процессе самотворения и самосовершенствования находится и человеческая сущность - в масштабе общечеловеческом либо абстрактном. Сущность человека состоит в его незавершенности, его открытости миру, свободе, способности к трансцендированию, т. е. преодолению себя и своей ситуации в мире. Антропологические и экзистенциальные ветви новых онтологий (XX века) постулируют вопрос о становлении сущности человека, самоосуществлении человеком себя. Провозгласив антропологический принцип философии, Л.В.Фейербах задал отсчет человеку от его природного начала к бесконечному осуществлению себя в мире социальном.

Категория красоты в эстетике является интегральной и общей, как и категория бытия в философском знании в целом. Если понятие «бытие» является смысловым ядром, задающим предметную область исследования в системе философского знания в целом, то понятие «красота» выполняет подобную системосозидающую роль в эстетике как подсистеме философского знания. Сходные по своему философскому статусу категории красоты и бытия в целом дают картину взаимного осуществления человеческого сущностного бытия и бытия красоты человека в её отнесении к ряду философских абсолютов, высших сущностных духовных человеческих смыслов. Красота и истина также

соразмерны друг другу. В красоте заключено объективное основание, истина человеческой природы, истина развития и саморазвития, самообнаружения человеческой сущности.

Красота человека сопутствует эстетическим, в том числе художественным и внехудожественным, формам человеческого опыта. Она имманентна и миру экзистенциальному, и миру сущностному. Красота человека является способом перевода понятий, идей и идеальных представлений из сферы художественной (сферы искусства) в сферу экзистенциальную, объединяя сферу художественного вымысла и сферу человеческой экзистенции, обитая в каждом из этих двух миров, идеальном и материальном. Прекрасное в человеке - сфера соприкосновения сферы искусства со сферой человеческой экзистенции, идеального мира с миром человеческой реальности, обыденности, повседневности. Развитие феномена человеческой красоты определило его современное комплексное восприятие, его неоднозначность и многоаспектность. Красота человека воспринимается с участием комплекса её параметров, ряда факторов, эстетизирующих восприятие человеком себя и других, поддающиеся рефлексии в терминах игры и артистизма, фигуры и маски, архетипов и архетипичности лиц и образов. Мы можем полагать, что в структуру целостного восприятия красоты человека входит ощущение радости, выражение и изображение гармонии внешнего телесного и внутреннего духовного содержания, игрового начала, идеального или архетипического основания сущности человека, ощущение динамики, развития, многозначности.

Систематизация всех характеристик эстетического переживания помогает нам обнаружить сущность человека в красоте. Эстетическое переживание не сводится к чувственности как таковой. Оно является непосредственным, но не чувственным в физиологическом значении этого слова. Эстетическое ощущение и восприятие являются первыми,

элементарными звеньями в структуре эстетического чувства или отношения, которое не сводится лишь к чувственности. Эстетическое восприятие человека включает переживание и оценку полученной при помощи органов чувств - зрения, слуха - информацию. И хотя мы далеко не всегда способны дать себе отчет в том, что именно и почему нам нравится в объекте эстетического восприятия, мы тем не менее испытываем именно ощущение красоты, испытываем одно и то же совершенно особое радостное чувство при встрече с теми или иными объектами самого различного характера. Это ощущение мы всегда легко отличаем от множества других. Его сущность, несмотря на различие объекта восприятия (красота цветка, красота формы, красота движения, красота поступка, красота события, красота общественного устройства, красота мысли и т.п.), остается неизменной: мы воспринимаем именно красоту и испытываем при этом эстетическую радость.

Эстетическое переживание является родом интуитивного восприятия внутренней сущности предмета, явления или процесса в его внешней форме, внешнем облике Эстетическое восприятие имеет активный характер, являясь способом «выхода за пределы» внешнего облика предмета восприятия к познанию его внутреннего смысла или сущности. Эстетическое восприятие (ощущение) фиксирует выразительность формальных характеристик объекта.

Вопрос о наличии источника, объективного основания чувства красоты, нередко трактуется как «основной вопрос эстетики». Важный или даже «основной» вопрос эстетики об объективных основаниях красоты (в контексте данного исследования - красоты человека) и её субъективной оценю! остается актуальным. Об источнике чувства красоты говорили еще философы древности. В древнем мире этот источник был обнаружен как гармоничное сочетание частей в том предмете, который представляется прекрасным. Чувство красоты вызывается особым сочетанием,

взаимосвязью элементов, гармоничным взаимодействием частей, например, сочетанием цветов или звуков.

В понимании и определении объективно существующего источника чувства красоты философская мысль двигалась в направлении конкретизации этого источника красоты вне сознания, от абстрактного и наиболее общего его понимания (как гармония, норма, универсальное диалектическое единство мира) к конкретному (целесообразность универсальная, целесообразность бесцельная, гомеостатическое равновесие систем). Источником чувства красоты, объективно существующим вне сознания и являющимся свойством или закономерностью объектов мира, может выступать гармония, универсальное диалектическое единство, норма, целесообразность, гомеостатическое равновесие в концепциях системности мира и его объектов. При этом категория «идеала красоты» служит художественному и собственно эстетическому выражению исторических представлений о красоте, преимущественно о красоте человека.

Проблема структуры человеческого сознания связывает традиционную гносеологическую направленность исследований красоты с онтологической и антропологической областями знания. Гносеологическая проблематика красоты человека оказывается переплетенной с проблематикой онтологической во взаимной обусловленности проблем самопознания, бытия и становления.

Объективным основанием эстетической оценки, объективным основанием человеческой красоты является обнаруживаемая в эстетическом восприятии сущность человека в её идеале, в её потенциале, в единстве противоречивых сторон. Объективность феномена человеческой красоты является залогом актуализации человеческой сущности как результата её самоузнавания и самопознания.

Субъективные основания человеческой красоты, рассматриваемой в качестве феномена непосредственного восприятия, смещают исследовательский акцент из гносеологической плоскости в плоскость антропологическую и социально-философскую с их проблематикой развития самосознания и смены культур.

Большинство онтологических исканий XX века развернулось по линии антропологического подхода в его многочисленных вариантах, где в центре внимания представлено человеческое бытие. Неклассические онтологии с антропологической направленностью ознаменовали отход от классического гносеологизма. Эстетические категории при этом используются в онтологическом ключе.

При этом многие варианты онтологической мысли XX в. вытекают из феноменологического источника. Э.Гуссерль исследует эстетическую предметность, имеющую двойственную природу, когда сущность слита с единичным предметом. Созерцание эстетической предметности включает помимо чувственности созерцание "второго порядка", то есть самой сущности предмета. Бытийное основание эстетической предметности выходит за пределы сознания. Эстетический предмет характеризуется двумя планами, такими как чувственный образ и идея. Н.Гартман производит попытку рационализировать и систематизировать различные трактовки эстетического чувства с позиций феноменологии.

М.Хайдеггер связывает разрешение кризиса культуры со способностью человека слышать бытие. Обитание человека в истине бытия доступна через искусство. Поэтому проблема искусства - это проблема бытия в со-бытии человека с другим человеком. Искусство и красота есть способ присутствия, когда человек изымает бытие из сокрытости, способ существования истины или несокрытости.

В трансцендентально-феноменологических категориях трансцензуса и «собирания» М.К.Мамардашвили решает проблему саморазвития

человеческой сущности. Трансцензус в широком смысле означает выход, прорыв человека за пределы исторической ограниченности, обусловленности природной или социальной средой. Красота человека рассматривается как способ трансцензуса за пределы утилитарного и обусловленного случайными факторами существования к сущностному бытию. «Собирание» у М.К.Мамардашвили обозначает самоинтеграцию человека в форму, матрицу человеческого. Эстетическая форма имеет статус трансцендентальной архетипической ситуации, в которой индивид становится «полным», «собранным», дополненным до сущностного единства. Поскольку человеческая природа трансцендентна, избыточна и надутилитарна, красота является способом трансценденции за пределы индивидуального существования к надиндивидуальному сущностному бытию.

В целом в рамках феноменологической тенденции утверждается восприятие мира, основанное на эмпатии, на способности человека к сочувствованию, сопереживанию, постижению бытия с помощью эмоционального отклика.

Одним из направлений антропологических неклассических онтологий являются теории, основанные на психоанализе, исследующем структуры бессознательного в качестве ключа к тайнам человеческой сущности. Особую роль в разработке этой онтологической парадигмы сыграл К.Г.Юнг с идеей коллективного бессознательного и архетипов как его носителей. В теории К.Г.Юнга онтология сближается с искусством. Искусство - ключ, с помощью которого человеческим сознанием были раскрыты архетипические истоки человеческого бытия. Категория архетип заключает в себе синтез физического и социального в природе человека, обозначая, с одной стороны, изначальные структуры психики, аккумулирующие психическую энергию, а с другой стороны, - «мир великих реальностей духа» (К.Г.Юнг). Поскольку эти символы

коллективно-бессознательных глубин человеческой сущности достигают сознания лишь иконически, посредством образов искусства, посредством прекрасной формы прекрасного человека, а кроме того, посредством религиозных и мифологических символов и образов, то архетип относят к категориям эстетического измерения человеческого бытия. В данной категории заложен онтологизирующий потенциал. Архетипизация - не просто способ обнаружения причастности к родовому началу, но и способ вопредмечивания мира идеального, онтологизации идей.

Диалогистские онтологии человеческого бытия подразумевают эстетическую основу этого бытия, художественную основу смыслов взаимной толерантности субъектов в «экзистенциальном диалоге». Красота несет амбивалентный этический смысл, вопредмеченный в политике толерантности. Так, М.М.Бахтин исследует знаковость гротескных образов средневекового романа, визуализировавших диалог сословий и индивидов в архетипах и эстетических кодах. М.М.Бахтин устанавливает факт этической амбивалентности эстетических категорий, адекватной ценностной амбивалентности мира и человеческого существа в их незавершенности, становлении, переходе от смерти к рождению, в состоянии незаконченной метаморфозы.

Одной из онтологических версий XX столетия является культурологическая концепция нидерландского философа Й.Хейзинги. Здесь игровые параметры человеческого существования (а их сопричастность красоте отмечает сам автор) положены в основание культуры, социальных аспектов человеческого бытия. И.Хейзинга находит основания человеческой культуры и человеческого социума в игре -атрибуте красоты

В онтологиях экзистенциальной направленности значительно усилен статус понятия Самости как человеческого атрибута: «Самость» лежит в основе категорий самобытия, самосознания, самопознания, самооценки,

самосовершенствования человека в его экзистенции. Самость и самоидентичность поколений формируется в том числе эстетическими средствами. Один из «пробных камней» антропологической линии новых онтологий - проблема отчуждения человека от собственной сущности, преодоления отчуждения. Красота как способ преодоления отчуждения определена К.Марксом в терминах творчества «по законам красоты», то есть по законам бесцельной целесообразности природы именно в антропологическом контексте становления сущности человека, её актуализации в преодолении отчуждения.

Г.Маркузе в парадигме фрейдо-марксизма выводит фундаментальный принцип свободы, подлинно человеческого бытия, используя категорию «эстетического измерения» человека. Пафос разотчуждения звучит в разоблачении репрессивного «принципа реальности», фундирующего несвободу и отчуждение человека от его сущности. В концепцию Г.Маркузе включены как эстетические категории игры, удовольствия, фантазии и песни, так и категории психоанализа, довольно успешно шагнувшие за рамки породившего их континуума психологии (архетип, принцип реальности, принцип удовольствия). В онтологической парадигме Маркузе эти категории работают в ключе онтологии человеческого бытия, создавая оригинальную картину отчужденности человека от собственной сущности и свободы. Согласно Г.Маркузе, в основе эстетических форм, то есть в основе «эстетического измерения» человека, или в основе красоты человека, лежит гармония чувственности и разума, вытесненная и отчужденная человеческой цивилизацией. Эстетическое измерение предполагает восстановление этой гармонии, отчужденной логикой цивилизации - «логикой господства». •

Постнеклассическую философию характеризует размытость и инвариантность традиционных эстетических категорий, в том числе категории «прекрасное» - ключевой категории эстетики. При изучении

подобных феноменов основной акцент делается на необходимости перехода от «понятия» к «метафоре». Подобные методы применяет эстетическая антропология в своем арсенале средств и методов. XX век возрождает теории художественной формы и её катарсического воздействия (Л.С.Выготский); исследует способы включения зрителя в реальность эстетического вымысла (Ю.М.Лотман). Континуум постмодернизма заключает в себя принцип визуальной самоподачи, хотя при этом сам смысл человеческой сущности оказывается амбивалентным, «растекающимся», неопределимым. Ризоматичный характер мира, постулируемый здесь, однако, вполне соответствует неуловимому чувству красоты объектов мира.

Красота человека является определенным способом выражения идеи социальной гармонии. В истории человечества накапливалась диалектическая оппозиция индивидуального и социального, которая находила исторически своевременные способы визуализации в эстетических, эмоциональных, выразительных представлениях о красоте человека в лидировавших видах искусства, развивающих эту представленность человеческой сущности в человеческой красоте.

Всеобщее находит своё представление и выражение в красоте индивидуального. Художественная или эстетическая форма выражает в единичном общее, в феноменальном - сущностное, в материальном предмете - идею или идеал совершенства или гармонии. Катарсис как свойство красоты является способом гармонизации индивида и рода.

Целесообразность внешней и внутренней формы и строения, а также присутствие в индивиде свойств и качеств родовой и общечеловеческой природной или социальной нормы расцениваются как сущность человеческой красоты, являющейся выражением общечеловеческого и сущностного в индивидуальном феномене, поскольку в нем наличествует красота.

В XX веке общественная тематика наполнила эстетические и антропологические концепции, совершенствуя их категориальный аппарат. Бесцельная целесообразность - сущность красоты - была определена в общественном континууме К.Марксом, Г.В.Плехановым. Человеческая сущность, как и человеческая красота, приобрела общественное измерение и общественные параметры и прочно их закрепила.

Перспективным представляется также определение бытия человеческой сущности в терминах её актуализации и определение красоты человека как способа такой актуализации и как антропологической константы.

Таким образом, способ воздействия красоты человека на развитие и становление человеческой сущности был охарактеризован нами как продуцирование духовно-социальных смыслов посредством выразительных характеристик человеческой красоты.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Андреева, Наталья Сергеевна, 2014 год

Библиография

1. Адорно Т. Эстетическая теория. - М.: Республика, 2001. - 527 с.

2. Акиндинова Т.А. Актуальность прекрасного: эстетика Канта накануне XXI в.// Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.6, Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. -2001,- Вып. 1 (№ 6). - С. 59-63.

3. Ансуорт Б. Моралите: роман. -М.: ACT: Транзиткнига, 2004. - 239 с.

4. Аристотель. Поэтика// Древнегреческая философия: От Платона до Аристотеля. - М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2003. -829 с.-С. 700-735.

5. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высш. шк., 2005. - 408 с.

6. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. - М.: Высшая школа, 2005. - 439 с.

7. Базулева T.JI. Истина красоты и красота истины (вариации на тему философско-эстетических рассуждений Аристотеля и Шеллинга)// Вестник Санкт-Петербургского университета, 2002, Сер.6, вып. 1 (№6) - С. 39-56.

8. Барт Р. Лицо Греты Гарбо// Барт Р. Мифологии. - М.: Академический проект, 2008.-351 с.-С. 133-135.

9. Басин Е.Я., Крутоус В.П. Философская эстетика и психология искусства. - М.: Гардарики, 2007. - 287 с.

Ю.Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1990. - 543 с.

11. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.

12. Бахтин М. М. Площадное слово в романе Рабле// Мир Рабле: В 3 т. Т.З. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2003. - 480 с. - С. 65-108.

13. Белинская А.Б. Идентичность в социальном познании// Вестник Российского философского общества, 2007, № 2 - С. 101-104.

14. Белый А. Душа самосознающая. - М.: Канон+, 1999. - 560 с.

15. Белый А. Символизм как миропонимание. - М.: Республика, 1994. -525 с.

16. Бергсон А. Творческая эволюция. - М.: ТЕРРА, 2001. - 384 с.

17. Бергсон А. Смех// Бергсон А. Смех. Сартр Ж.-П. Тошнота. Роман. Симон К. Дороги Фландрии. Роман. - М.: Панорама, 2000. - 608 с.

18. Бердяев H.A. О назначении человека. - М.: «Республика», 1993. -383 с.

19. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. - М.: Искусство, 1979. - 237 с.

20. Бобылев E.JI. Психология искусства Л.С.Выготского как общественная техника чувств// Высшее образование сегодня, 2007, № 11.— С. 69-70.

21. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. - М.: Добросвет, 2000. - 267 с.

22. Бодрийяр Ж. Соблазн. - М.: Издательство Ad Marginem, 2000. - 317

с.

23. Бодрийяр Ж. Совершенное npecTymieHHe//www.antropolog.ru.

24. Бореев Ю.Б. Эстетика. - М.: Русь-Олимп: ACT: Астрель, 2005. - 829

с.

25. Борко Т.И. Антропологические характеристики первобытного искусства. Интерпретация в аспекте самопознания// Эстетическая антропология: Коллективная монография. - Тюмень: «Вектор Бук», 2007. -248 с.-С. 100-110.

26. Буткевич О.В. Красота: Природа. Сущность. Формы. - Л.: Художник РСФСР, 1983.-438 с.

27. Вебер М. Хозяйство и общество// Социологические исследования, 1988, №5.

28. Вейцман Е.М. Очерки философии кино. - М.: Искусство, 1978. - 232

с.

29. Винер Н. Человек управляющий. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

30. Воеводин А.П. Эстетическая антропология: Монография. Луганск: РИО ЛГУВД им. Э.А.Дидоренко, 2010. - 368 с.

31. Вольтер. Вкус// Вольтер. Эстетика. Статьи, письма, предисловия и рассуждения. -М.: Искусство, 1974. - С. 267-279.

32. Выготский Л.С. Психология искусства. - Ростов Н/Д: Изд-во «Феникс», 1998.-480 с.

33. Гадамер Г.Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. -М.: Прогресс, 1988.-201 с.

34. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. - 367

с.

35. Ганопольский М.Г. Человек на своем месте// Эстетическая антропология: Коллективная монография. - Тюмень: «Вектор Бук», 2007. -248 с. - С. 70-77.

36. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т.1. -М.: Искусство, 1968.-312 с.

37. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т.2. - М.: Искусство, 1969. - 626 с.

38. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т.З. - М.: Искусство, 1971. - 621 с.

39. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. - СПб.: Наука. - Т.1. - 1999. - 622

с.

40. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. - СПб.: Наука. - Т.2. - 1999. - 603

с.

41. Герасимов С. Современность, проза, поэзия. - в сб. ст. «Кинематограф сегодня» - М.: Искусство, 1971, 279 с. - С. 33-59.

42. Гершензон М.О. Творческое самосознание// Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. - Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1991.-240 с.-С. 69-93.

43. Гессе Г. Степной волк. - СПб: Азбука-классика, 2005. - 288 с.

44. Гладких Н.В. Катарсис смеха и плача// Вестник Томского государственного педагогического университета. Сер.: Гуманитарные науки. - Томск, 1999. - Вып.6 (15). - С. 88-91.

45. Глазман М.С. Проблема прекрасного в эстетике Гегеля. -Сталинабад, 1960. - 246 с.

46. Гнедич П.П. История искусств: Живопись. Скульптура. Архитектура. - М.: Эксмо, 2010.-544 с.

47. Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т 2. - М.: Мысль, 1991.-731 с.

48. Гоббс Т. О человеке // Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т 1. - М.: Мысль, 1989.-622 с.

49. Гоббс Т. Человеческая природа // Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т 1. - М.: Мысль, 1989.-622 с.

50. Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине. - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001.-304 с.

51. Гоголь Н.В. Арабески. -М.: Молодая гвардия, 1990. - 431 с.

52. Гулыга A.B. Немецкая классическая философия. - М.: Рольф, 2001. -416 с.

53. Гулыга A.B. Эстетика Канта// Кант И. Критика способности суждения. - М.: Искусство, 1994. - 367 с. - С. 9-35.

54. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. - М.: Лабиринт, 1994. - 108 с.

55. Девдараидзе Е.А. Культурно-охранительная природа красоты: автореферат дис. канд. филос. наук: спец. 24.00.01 «Теория и история культуры». - Омск: Типография ОмГУПса, 2012. - 25 с.

56. Далмайр Ф. Прекрасная свобода: Шиллер об «эстетическом воспитании» человечества// Вопросы философии, 2006, № 6. - С. 138-155.

57. Делез Ж. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. - Екатеринбург: У-Фактория, 2008. - 672 с.

58. Делез Ж. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения. - Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010. - 895 с.

59. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.- М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2009. - 608 с.

60. Ефремов И.А. Туманность Андромеды. Звездные корабли. Сердце Змеи. - М.: ООО «Издательство ACT», 2001. - 478 с.

61. Ефремов И.А. Лезвие бритвы: роман // Ефремов И.А. Сочинения в 3-х тт. Т.З (Книга первая). - М.: Молодая гвардия, 1975. - 672 с.

62. Ефремов И.А. Час быка. - Свердловск: Сред-Урал. кн. изд-во, 1989. -448 с.

63.Жаров С.Н. Трансцендентное в онтологических структурах философии и науки. - Воронеж: Издательство ВГУ, 2006. - 352 с.

64. Зольгер К.В. Эрвин. Четыре диалога о прекрасном и об искусстве. -М.: Искусство, 1978.-431 с.

65. Искусство побеждать противника. Изречения и афоризмы Макиавелли. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. - 303 с.

66. История красоты/ Под редакцией Умберто Эко. - М.: СЛОВО/SLOVO, 2010. - 440 с.

67. Каган М.С. Эстетика как философская наука: университетский курс лекций. - СПб.: Петрополис, 1997. - 544 с.

68. Калинников Л.А. Кант в русской философской культуре. -Калининград: Изд-во РГУ им. И.Канта, 2005. - 311 с.

69. Кант И. Критика чистого разума/ Пер. с нем. Н.Лосского. - М.: Эксмо, 2011.-736 с.

70. Кант И. Пролегомены/ Пер. с нем. Вл.Соловьева. - М.: Академический проект, 2008. - 174 с.

71. Кант И. Критика способности суждения/ Пер. с нем. Н.Лосского. -М.: Искусство, 1994. - 367 с.

72. Кассирер Э. Философия символических форм. Т 3: Феноменология познания. - М.; СПб.: Университетская книга, 2002. - 398 с.

73. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу: становление греческой философии. -М.: Мысль, 1972.-312 с.

74. Колчанова Е.А. Архетип как категория философии культуры: автореферат дис. канд. филос. наук: спец. 24.00.01 «Теория и история культуры». - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2006.-26 с.

75. Колчанова Е.А. Архетип как категория философии культуры: дис. канд. филос. наук: спец. 24.00.01 «Теория и история культуры». - Тюмень, 2006.- 160 с.

76. Кроче Б. Эстетика как общая наука о выражении и как общая лингвистика. - М.: «Intrada», 2000. - 171 с.

77. Крутоус В.П. Категория прекрасного и эстетический идеал. - М.: Изд-во МГУ, 1985.- 168 с.

78. Крутоус В.П. Родословная красоты: прекрасное и целесообразность. - М.: Искусство, 1988. - 223 с.

79. Крюковский Н.И. Homo pulcher. Человек прекрасный: Очерк теоретической эстетики человека. - Минск: Изд-во БГУ, 1983. - 303 с.

80. Крюковский Н.И. Кибернетика и законы красоты: Философский очерк. - Минск: Изд-во БГУ, 1977. - 254 с.

81. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе// Ксенофонт. Сократические сочинения. Киропедия. -М.: ООО «Издательство ACT»: «Ладомир», 2003. -757 с.-С. 19-167.

82. Кундера М. Занавес. - СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2010. -240 с.

83. Кундера М. Нарушенные завещания: Эссе. - СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008.-288 с.

84. Купарашвили М.Д. Трансцензус в онтологии разума: дис. доктора филос. наук: спец. 09.00.01 «Онтология и теория познания». - Тюмень, 2004.- 160 с.

85. Купарашвили М.Д. Трансцензус в онтологии разума: автореферат дис. доктора филос. наук: спец. 09.00.01 «Онтология и теория познания». -Тюмень, 2004.-38 с.

86. Кучиньская А. Прекрасное: миф и действительность. - М.: Прогресс, 1977.-164 с.

87. Кьеркегор С. Ольвье Коли. - М.: Астрель: ACT, 2009. - 192 с.

88. Левинас Э. Гуманизм другого человека// Левинас Э. Избранное: Трудная свобода. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 752 с.

89. Левинас Э. Тотальность и бесконечное: эссе о внешности// Вопросы философии, 1999, № 2. - С. 54-67.

90. Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М.: Академический проект, 2008. - 555 с.

91. Лем С. Диалоги. - М.: ACT: Транзиткнига, 2005. - 522 с.

92. Лем С. Философия случая. - М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 767 с.

93. Лифшиц М. В мире эстетики. - М.: Изобразительное искусство, 1985. -320 с.

94. Лифшиц М. Эстетика Гегеля и современность// Вопросы философии, 2001, № 11.-С. 98-122.

95. Лосев А.Ф. Диалектика мифа// Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. -М.: Политиздат, 1991. - 525 с. - С. 21-186.

96. Лосев А.Ф. Из предисловия к книге «Философия имени»// Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - 525 с. -С. 237-246.

97. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. - М.: Науч.-изд. центр «Ладомир», 1994. - 538 с.

98. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т 4. Аристотель и поздняя классика. - М.: ACT; Харьков: Фолио, 2000. - 880 с.

99. Лосев А.Ф. Логика символа// Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - 525 с. - С. 247-274.

100. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М.: Мысль, 1993.-959 с.

101. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения.-М.: Мысль, 1978.-623 с.

102. Лосский И.О. Мир как осуществление красоты: основы эстетики. -М.: Прогресс-Традиция, 1998.-416 с.

103. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. - Таллин: Изд-во «Ээсти Раамат», 1973 // bookz.ru.

104. Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб.: Искусство, 2000. - 704 с.

105.Любутин К.Н., Чупров A.C. Истоки философской антропологии. Кант. Шопенгауэр. Фейербах. Челябинск, 2005. - 298 с.

106. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. - М.: «Московская школа политических исследований», 2000. - 416 с.

107. Мамардашвили М.К. Опыт физической метафизики. - М.: Прогресс-Традиция, 2008.-304 с.

108. Мамардашвили М.К. Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно // Сознание и цивилизация. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. - 288 с. -С. 180-200.

109. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003.-526 с.

110. Мартынов В.Ф. Философия красоты. - Минск: ТетраСистемс, 1999. -336 с.

111. Микеланджело Буонаротти. Письма. Поэзия. - СПб.: Издательская группа «Азбука-классика», 2010. - 416 с.

112. Миронов В.В., Иванов A.B. Онтология и теория познания: Учебник. - М.: Гардарики, 2005. - 447 с.

ПЗ.Можейко Н.С., Можейко М.А. Ефремов И.А.// Всемирная энциклопедия: Философия XX век. - М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002. - 976 с. - С. 257-258.

114. Муравьев И.Б. Эстетико-антропологический идеал в истории европейской культуры// Эстетико-антропологическое бытие социума: Коллективная монография. - Тюмень: «Вектор Бук», 2010.-217 с. — С. 7487.

115. Назаренко-Кривошеина Э.П. Прекрасен ты, человек? - М.: Молодая гвардия, 1987. - 172 с.

116. Науменко Е.А. Ориентиры интуитивности. — Тюмень, Издательство «Вектор Бук», 2000. - 184 с.

117. Непомнящая Н.И. Целостно-личностный подход к изучению человека // Вопросы психологии, 2005, № 1. - С. 116-125.

118. Ницше Ф. «О пользе и вреде истории для жизни». - М.: ООО «Издательство ACT», Минск: Харвест, 2008. - 383 с.

119. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и для каждого. -М.:АСТ: Хранитель, 2007. - 380.

120. Общественное животное. Исследования/ Под ред. Э.Аронсона. Том 1. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 448 с.

121. Ортега-и-Гассет X. Эссе на эстетические темы в форме предисловия// Ортега-и-Гассет X. «Дегуманизация искусства» и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. Сборник. - М.: Радуга, 1991. - 639 с. - С. 479-499.

122. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. - М.: Искусство, 1991.-588 с.

123. Ортега-и-Гассет X. Две главные метафоры (К двухсотлетию Канта)// Ортега-и-Гассет X. Восстание масс: Сб. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003.-509 с.-С. 463-481.

124. Ортега-и-Гассет X. Смерть и воскресение// Ортега-и-Гассет X. Восстание масс: Сб. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 509 с. - С. 455-462.

125. Осинцева Н.В. Танец в аспекте антропологической онтологии. Автореферат диссертации кандидата философских наук: специальность 09.00.01 «Онтология и теория познания». - Тюмень: Изд-во ТГАСУ, 2006. -22 с.

126. Павловский А.И. Подражание природе как античный идеал прекрасного: рождение символа// Вестник Тюменского государственного университета, 2005, № 2. - С. 45-50.

127. Перловский JI. Красота и математический интеллект // Звезда, 2000, №9, с. 190-201.

128. Платон. Государство// Древнегреческая философия: От Платона до Аристотеля. - М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2003. -829 с.-С. 91-438.

129. Платон. Ион. Гиппий больший// Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т.1. - М.: Мысль, 1990. - 860 с. - С. 372-417.

130. Платон. Пир. Федр// Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т.2. - М.: Мысль, 1993. - 528 с. - С. 434-469.

131. Плеханов Г.В. Литература и эстетика: В 2 т. Т.1. Теория искусства и история эстетической мысли. - М.: Художественная литература, 1958. -614 с.

132. Подорога В.А. Феноменология тела: Введение в философскую антропологию: Материалы лекционных курсов 1992-1994 гг. - М.: Ad Marginem, 1995.-339 с.

133. Подорога В.А. Полное и расчлененное// Психология телесности между душой и телом. - М.: ACT: ACT Москва, 2007. - 736 с. - С. 67-138.

134. Позднеев М.М. Смерть на сцене («Отождествление» и «соаффект» в эстетике Аристотеля)// Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.

6. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. - 2002. - Вып.1 (№ 6). - С. 24-38.

135. Психология телесности между душой и телом. - М.: ACT: ACT Москва, 2007. - 736 с.

136. Рассел Б. История западной философии. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 992 с.

137. Рашковский Е.Б. Три стержневые темы философии Вл.Соловьева 1890-х годов// Вопросы философии, 2001, № 6. - С. 94-104.

138. Роден О. Беседы об искусстве. - СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2006. - 320 с.

139. Россман В. Разум под лезвием красоты// Вопросы философии, 1999, № 12.-С. 52-62.

140. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании// Педагогическое наследие. -М.: Педагогика, 1989.-416 с.

141. Рустанович С.Н. «О солнце любви» и «сумраке сердца»// Человек и искусство. - М., 1999. - Вып. 1. - С. 65-84.

142. Самохвалова В.И. Достоевский и Мисима (о метафизике красоты)// Вопросы философии, 2002, № 11. - С. 196-211.

143. Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии -М.: Республика, 2000. - 639 с.

144. Сартр Ж.П. Воображаемое: феноменологическая психология воображения. - СПб: Наука, 2001. - 319 с.

145. Сартр Ж.-П. Жан Жироду и философия Аристотеля. Заметки по поводу романа «Выбор избранных»// Сартр Ж.П. Проблемы метода. Статьи. - М.: Академический Проект, 2008.-222 с. - С. 181-196.

146. Сартр Ж.-П. Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность// Сартр Ж.П. Проблемы метода. Статьи. - М.: Академический Проект, 2008.-222 с. - С. 177-180.

147. Свасьян К.А. Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2010. - 206 с.

148. Свасьян К.А. Философия символических форм Э.Кассирера: Критический анализ. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2010. -243 с.

149. Свендсен JI. Философия зла. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 352 с.

150. Скляренко Е. Мераб Мамардашвили за 90 минут. - М.: ACT; СПб.: Сова, 2006.-94 с.

151. Соболева М.Е. Карнавал деконструкции: бахтинская концепция диалогического разума// Вопросы философии, 2009, № 12. - С. 80-93.

152. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. - М.: Искусство, 1991. - 699 с.

153. Сорокин П.А. Кризис...катарсис...харизма...возрождение// Вестник РАН, 1999, Т.69, № 3. - С. 268-272.

154. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. - Мн.: Современный литератор, 1998. - 1408 с.

155. Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье; Трактат об усовершенствовании разума; Этика. - М.: Мир книги, Литература, 2007. -480 с.

156. Столович Л.Н. Категория прекрасного и общественный идеал: Историко-проблемные очерки. - М.: Искусство, 1969. - 352 с.

157. Тэн И. Философия искусства. - М.: Республика, 1966. - 351 с.

158. Уайльд О. Замыслы// Уайльд О. преступление лорда Артура Сэвила: Повести, рассказы, эссе. - СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008.-352 с.

159. Улыбина Е.В. Тело и слово в теории катарсиса Выготского// Психология телесности между душой и телом. - М.: ACT: ACT Москва, 2007.-736 с.-С. 371-393.

160. Унжакова И.Н. Выразительность как принцип музыкального бытийствования (опыт феноменалистической онтологии музыки): автореф. канд. филос. наук: спец. 09.00.01 «Онтология и теория познания». -Тюмень, 2006 г. - 20 с.

161. Фихте И. Основные черты современной эпохи// Фихте И. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение. - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000.-784 с.-С. 3-272.

162. Фромм Э. Революция надежды. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2006. -238 с.

163. Хайдеггер М. Искусство и пространство// filosof.historic.ru.

164. Хайдеггер М. О сущности истины// filosof.historic.ru.

165. Хайдеггер М. Отрешенность// filosof.historic.ru.

166. Хайдеггер М. Мой путь в феноменологию// filosof.historic.ru.

167. Хайек Ф. Дорога к рабству. -М.: ACT: Астрель, 2012.-317 с.

168. Хаксли О. Двери восприятия. Рай и ад: Трактаты. - СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. - 224 с.

169. Халин С.М. Эстетическое - классическое выражение идеального как особой формы движения материи// Эстетическая антропология в системе экологического воспитания: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Эстетическая антропология: Красота как «экосистема»», 23 декабря 2010 г. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011.- 196 с.-С. 5-11.

170. Халин С.М., Ересько М.Н. Идеальное как особая форма движения материи// Вестник Тюменского государственного университета, 2012, № 2. -С. 190-193.

171.Хейзинга Й. Homo ludens: статьи по истории культуры. - М.: Прогресс - Традиция, 1997. - 416 с.

172. Хлодовский Р. Спасет ли мир красота?: Идеалы и иллюзии европейского гуманизма// Вопросы искусствознания, 1997, № 2. - С. 476484.

173. Хогарт У. Анализ Красоты. - Ленинград: Искусство, 1987. - 254 с.

174. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности// Чернышевский Н.Г. Сочинения в 2-х т. Т. 1. - М.: Мысль, 1986. - 805 с. - С. 71-204.

175. Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии// Чернышевский Н.Г. Сочинения в 2-х т. Т.2. - М.: Мысль, 1987 - 687 с. - С. 146-229.

176. Чехов А.П. Красавицы// Чехов А.П. Избранные произведения. В трех томах. - М.: Госуд. изд-во худож. литер-ры, 1960. - Т.1. - 610 с.

177. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. - М.: Мысль, 1966. - 496с.

178. Шестаков В.П. Катарсис: от Аристотеля до хард рока// Вопросы философии, 2005, № 9. - С. 95-106.

179. Шиллер Ф. Статьи по эстетике. Письма об эстетическом воспитании человека// Шиллер Ф. Избранные произв. в 7-ми т. Т.6. - М., 1957.

180. Шкода В.В. У истоков европейской философии// Древнегреческая философия: От Платона до Аристотеля. - М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2003. - 829 с. - С. 3-6.

181. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. - Мн.: Харвест, 2007. - 848 с.

182. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. - Мн.: ООО «Попурри», 1999. - Т.2. - 832 с.

183. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 1 образ и действительность/ Пер. с нем. Н.Ф.Гарелин. - Минск: Попурри, 2009.-656 с.

184. Щербинин М.Н. Законы и категории диалектики на ступенях интеллектуального прогресса// Вестник ТюмГУ, 1999, № 1. - С. 3-16.

185. Щербинин М.Н. Искусство и философия в генезисе смыслообразования (Опыт эстетической антропологии): Монография. -Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2005. -312с.

186. Щербинин М.Н. Эстетическая антропология: предмет, метод, проблематика// Эстетическая антропология: Коллективная монография. -Тюмень: Вектор Бук, 2007. - 248 с. - С. 10-70.

187. Щербинин М.Н. Экспериментальный смысл эстетической антропологии (вместо предисловия)// Человек в фокусе самотворения: эстетическое измерение. Материалы научно-практической конференции, 27 ноября 2007 г. - Тюмень: «Вектор Бук», 2007. - 221 с. - С.5-13.

188. Щербинин М.Н. Эстетико-антропологическое бытие социума// Вестник Тюменского государственного университета, 2009, № 5. - С. 190199.

189. Щербинин М.Н. Эстетико-антропологическое освоение социума// Эстетико-антропологическое бытие социума: Коллективная монография. -Тюмень: Вектор Бук, 2010. - 217 с. - С.6-32.

190. Щербинин М.Н. Фигуративность социальности// Вестник Тюменского государственного университета, 2011, № 10. - С. 6-15.

191. Щербинин М.Н., Халин С.М., Богомяков В.Г. Сущность и бытие человека в эстетико-антропологическом измерении// Вестник Тюменского государственного университета, 2012, № 2. - С. 177-180.

192. Щербинин М.Н. Субъект и субъективность в фигуративности эстетико-антропологического поискаЛ Эстетическая антропология: фигуративный аспект. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Тюмень, 13 декабря 2013 г.). - Тюмень: Мандр и Ка, 2013. -232 с. - С. 3-10.

193. Щербинин М.Н. Фигуративность в самопознании: эстетико-антропологический опыт// Эстетическая антропология: фигуративный

аспект: коллективная монография. - Тюмень, Мандр и Ка, 2014. — 192 с. — С.3-21.

194. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. - СПб: Издательство «Алетейя», 2003. - 372 с.

195. Эко У. Заметки на полях «Имени розы». - М.: Астрель: CORPUS, 2011.- 160 с.

196. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. - Мн.: Харвест, 2004. - 400

с.

197. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного// www.philosophy.allru.net.

198. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству// Феномен духа в искусстве и науке. - М.: Ренессанс, 1992. - 320 с.

199. Юнг К.Г. Собрание сочинений: В 19т. Т.15. Феномен духа в искусстве и науке. - М.: Ренессанс, 1992. - 320 с.

200. Юнг К.Г. Тавистокские лекции// www.fictionbook.ru

201. Юровская Э.П. Актуален ли поиск понятий?// Вестник СПбУ, 2001, Сер.6, №6.

202. Яковлев Д.Е. Пути эстетизма// Философия и общество, 2002, № 3. -С. 133-148.

203. Яковлев Е.Г. «Перипетия» Аристотеля и современное искусство// Вестник МГУ. Сер. 7, Философия, 1999, № 3. - С. 84-90.

204. Яковлев Е.Г. «Calos-agathos» в истории мировой эстетики// Философия и общество, 2000, № 2. - С. 115-121.

205. Ямпольский М. Демон и лабиринт (Диаграммы, деформации, мимесис). -М.: Новое литературное обозрение, 1996. - 335 с.

206. Ямпольский М. О близком: очерки немиметического зрения. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 240 с.

207. Ямпольский М. Ткач и визионер: очерки истории репрезентации, или О материальном и идеальном в культуре. - М.: Новое литературное обозрение, 2007. - 616 с.

208. Ястребов A.JI. Трансформация границ бытийных констант: репрессия красоты и реабилитация уродства// Вестник Амурского государственного университета, 2002, Вып. 16. - С. 48-52.

209. Arendt Н. What was authority?// Authority. - Cambridge: Harvard University Press, 1958.-P. 81-112.

210. Jessop Т.Е. The Definition of Beauty// Art and Philosophy Reading in Aesthetics.-N.Y., 1970.-P. 531.

211. Kroeber A. Style and Civilizations. - N.Y., 1957. - P. 57-82.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.