Эстетическая картина мира и проблемы ее формирования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат философских наук Суворова, Ирина Михайловна
- Специальность ВАК РФ09.00.04
- Количество страниц 177
Оглавление диссертации кандидат философских наук Суворова, Ирина Михайловна
Глава 1. Эстетическая картина ьпфа в системе фхшософскогомтфовоззрения
1.1.Картина М1фа, ее особенности и разиовидности
1.2.Сиецифика, структура и функции эстетической картхшыМ1фа
1.3.Соотиошение эстетической картгшымзфас иаучнойкарттшойМ1фа.26Выводы
Глава 2. Закоиомерности исторического форшфования и развития эстетическойкартииы М1фа
2.1.Эстетическая каришашфапротоиаушой эпохи
2.2.Эстетическая карттша мгфа эиохи классической науки 60Выводы
Глава 3. Эстетика и KapTinia мира иостклассического иериода
3.1.Научные иодходы к ироблемам современного ьпфа
3.2.Методология исследования современной картины М1фа каксхшергетической системы
3.3. Эстетическое в ирхфоде
3.4.Эстетическое в обществе
3.5.Эстет1гческое в искусстве
3.6.Виртуальность и эстетическая карттшаьшра 133Выводы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК
Ирония как актуальная форма комического2011 год, кандидат философских наук Кирюхин, Юрий Алексеевич
Эстетические воззрения в Учении Живой Этики2005 год, кандидат философских наук Шлемова, Наталья Анатольевна
Эволюция образа вещи в культуре2000 год, кандидат философских наук Збинякова, Татьяна Викторовна
Воображение как эстетическая способность2003 год, кандидат философских наук Басова, Алла Александровна
Красота человека как способ бытия человеческой сущности2014 год, кандидат наук Андреева, Наталья Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетическая картина мира и проблемы ее формирования»
В последние десяпшетия в социальной и духовной сферах обществапроисходят знач1ггельные изменения. Дршамично развивающеесяинформационное общество признает высшей цетшостью человека,обладающего высокой стеиенью свободы, самостоятельности иответствсгаюсти. Смена геоиолитической ситуацюг, изменениетехнологического уклада, рост коммугапсацш! повлекли за собой существеиныеизменения в пространстве жюнн современного человека, прежде всего, вкультурной его части.Актуальность исследованияЭстетические исследования все больше обращаются к проблемефоршфования и крушеиия культурных парадигм п вытекаюицшп из этогошменснияьп! в эстетическом созиагиш общества и человека. Актуальностьтемы исследовашм обусловлена не только объектнвным процессом культурноисторического движения человечества, но и динамикой личиостногостановлешш человека в современном сложном н ненредсказуемом мгфе. Какутверждают ученые нейрофтснологи (Метцгер, Хосиерс)^ в личностномстановлешпг каждого человека есть сиособиость общепринятых эстетическихсуждений, что объясняется особенностью человеческого мозга сводить всесложное и хаотичное к порядку и симметрии, а также в воспригашаемыхформах испытывать так называемую «радость узнаваши» - эстетическоенаслаждешге. Поэтому все объекты окружающего ьпгра подшшеныэстетической оценке, которая форшфует у человека способность упорядоченновоспр1шимать окружающее и заполпшать восприиятое, т.е. «целостиое видениедолжно включать эстетическое начало».^ Этот фактор эстетическоговосприятия приводит к акттшиому иоиску 1щформац1П1 и зиачительиоповышает социальную адаитацию человека в окружающем' См.. Красота и мозг. Биологаческне аспекгы эстетики: Пер. с ангя/Подред. И.Ренчлера. -1Л. 1993. -С.24.^ Налимов В.В. В поисках иных смыслов. - М., 1993. - 31.4Следовательно, формирование единой целостной универсальной эстетгпгескойкартины мира является необходимым условием существования человека вмгфе.В теоретическом плане одна из современных тенденций состоит ввыдвижешш, номимо традищгонных классических понятий, множестванеклассических, нодчас антиэстетических (с точки зрения классики) категорий(абсурд, жестокость, и др.). Подобная поляризация эстетических оценококружающей действнтельпостп требует введения в категориальный аппаратэстетюаг универсальных философских понятга!, объедш1яющих всемногообразие явлений и образов современного сощ1ума, искусства и ир1фоды.Большую роль здесь 1прает категория эстетического', разработка которойобусловила появление в эстетике ircследовательских принцгагов реляпшпости,полисемии, полиморфрп! ценностей, а также тенденщгю перерастания эстетикив пшернауку, которая объедгпшст философию, филолоппо, искусствознагагс,культуролоппо, семиотику, синергетику и глобалистику.Подобные тенденщ1И обобщения и углубления М1фовоззренчесю1х, атакже методолопгческих осиовшнаг иознання нроявляются во всех областяхгуманитарной и естественнонаучной мысли. Так, в начале XX века в связи спроблемами М1фовоззренческого кризиса в фшике и философы!^ началоскладываться ноняше универсальной картхшы лпфа, получ1шшее вдальнейшем ьоюгоаспектную разработку на ф1шософско-теоретическомуровне.''' Широко ювестна дискуссия 1960-1970-х годов по проблеме сущносга эстетического, в ходе которойнаиболее полно были обоснованы философско-эстетические концепции, вошедшие в историю подназваниями «пр1фодническая» (Н. А Дмитриева, М. Ф.Овсянников, Г.Н.Поспелов, П.В.Соболев, Ю.В. Линники др.) и «общественническая», развернутая впоследствиии как аксиологическая теория эстетаческихценностей (М.С.Каган, Л.Н.Столович, Ю.Б.Борев и другие). Особое место в эстетике заняла позиция, всоответствии с которой эстетическое трактуется как выразительность, выразительная форма. Эта теорияполучипа развитие в работах ЛФ. Лосева и нашла свое отражение и использование в работах В.В.Бычкова,О.АКривцуна, Ю. А Овчинникова и других авторов.^ В работах О.Шпенглера, Л.Витгенштейна, М.Вебера, В.И.Вернадского, М.11ланка, АЭйнштейна и другах.^ См. работы П.В. Алексеева, Р.АВихалемма, В.Г.Изанова, В.НМихайловского, В.В.Казютинского,Р.С.Карпинской, А. АКоролькова, АККравченко, Б.Г.Кузнецова, Л. Ф.Кузнецовой, М. Л.Лезпп10й,М.В.Мостепаненко, В.С.Степина, П.Н.Федосеева, Г.Шляхтенко и других. В зарубежной философии инауке к этой теме обращались М.Бунге, Л.Вайсбергер, М.Хайдеггер, Дж:.Холтон5Ученые разных отраслей наук носвящалн свои исследованияонределенным сферам реальной действительности, формировали конкретноеиредставление о той, или 1шой части мира, а в результате описывалисиециальиые, 1ши частиоиаучные, картины Шфа. Оказалось, что научноетеоретическое знание не есть простое обобщение данных опыта, а есть синтездисцинлинарных идей с эстетическими критериями (совершенство, симметрия,изящество, тармогаш теоретических nocTpoeiiirii). Научная теория толысо тогдаотражает физическую реальиость, считал Эйиштейн\ когда обладаетвнутренним совершенством. Следовательно, в форьпфовашш физической,астрономической и др. научных карт1ш ш ф а присутствует и эмощюиальнообразный сиособ иознашш реальности. Так в эстетическом освоешшдействительности все части и свойства явления осознаются в нх отношении кего целому и осмысляются через единство в целом. Здесь все ошутиьплеособенности частей явлешм и их колшкствешше соотношегаы выстуишот всвоем соподшшешп! целому. Прилагать к явлешгю его собственную меру - этои есть осмыслять в ием целостность в совокупности всех свойств, зиачитосмыслять эстетически. Такое осмыслеиие может иметь иоложительный иотрщательный результат, что соотносится с эстетически положительнымн иотрщательными категориялш.В практическом илане, можно отметить, что эстетическое всегдастимултфует человека предельно прошпсать в его суть, искать его глубинныесмыслы, а в качестве инструментария выстуиают известные эстетическиекатегорш!. «Теорет1гческая разработка иаучной эстетической картины мира»будет способствовать «методолопиески надежной и эвристическинасыщешюй научной базой для форьпфования устойчгшых и ппфокихэстетических це1шост11ых ориентации».^ Миогие исследователииодчеркивают, что разработка картииы шфа является особо актуальной' Эйнштейн А. Автобиографические заметки, - Собрнауч. тр., Т. 4., - М., 1967. - 542.^ Овчинников Ю.А У Эстетическая картина мира и ценностные ориентации // Ценностные ориентацииличности, пути и способы их формирования. Тезисы докладов научной конференции. -Петрозаводск, 1984.С.73.6именно сегодня, когда человеческая щшклгаацня встунгша в периодбифуркащюнного слома н смены культурной нараднгмы. Прн этомотмечается, что решение этой задачи невозможно без вннмання кэстетическому началу^ Особое значенне эта проблематика имеет в областнформгфовання М1фовоззрення будущнх снецналнстов^ нрактнческне задачнобразования в связи с реформами в этой сфере особо подчеркиваютшстуалыюсть избранной темы.Актуальность проблемы, недостаточность ее теоретической разработкин необходнмость определения статуса понятия обозначгшп темунсследовання: «Эстетическая картина шфа и проблемы ее форшфовання».Степень разработанностн проблемыПонягае картггаы ьпфа в фхшософнн явилось предметом исследованиядля представителей самых разных философских направленга!(диаискпгческого материализма, философии аапшг, зкзистстщиашсма,феноменолопш и др.). Развитие этой фтшософской проблематики показало,что общая картина ьпфа не опнсывается в рамках одной спещ1альной науки,но каждая наука, часто претендуя на создание своей сиециальной картиныьпфа, вносит свой вклад в форм1фоваш1е и иекой универсальной картинымира, которая объединяет все области знания в ед1шую снстему описанияокружающей действительности.Широко разработана проблема картгагы ьпфа в работахС.С.Аверинцева, М.Д.Ахундова, Е.Д.Бляхера, Ю.Борева, В.В. Бычкова,Л.Вайсбергера, Е.И.Внсошшой, Л.Внтгенигтейна, В.С.Даниловой,Р.А.Зобова, А.И.Кравченко, Л.Ф.Кузнецовой, И.Я.Лойфмана, Б.С.Мейлаха,А.Б.Мигдала, А.М.Мостепанеико, Н.С.Новиковой, Ю.А.Овч1шш1К0ва,Г.Рейшша, В.М.Руднева, Н.С.Скурту, В.С.Стенгша, М. Хайдеггера,Дж.Холтона, Н.В.Череш1снной, И.В.Черншсовой, О.Шпенглера.' Налимов В.Н. В поисках иных смыслов. М., 1993. 31.^ Валицкая АП. Новая школа России: культуротворческая модель. Монография. Под ред.проф.В.В.Макаева. - Санкт-Петербург, 2005.7Мировоззрение всегда иоиималось как совокуиность взглядов ииредставлений о М1фе, где находят свое отражение и эстетическиеотношения человека к действительности. Поэтому и ионятие карт1шы мира всвязи с искусством и эстетическим сознанием явилось логическизакономерным фактом в развитии теоретического мышления. Так, висследовашш исторшг эстетической мысли часто реконструхфовалнсь самыеобицш ирсдставлешш о шфс в ту или iniyio историческую эиоху, которыенередко оиределялись историками как картш1а М1фа, ирисуш;ая созиаииюкоикретной культуры. Подобиые нредставлеиня в античиой эстетике ноказалА-Ф.Лосев, в средиевековой культуре - А.Я.Гурев1и, в русской эстетикевторой нолов1шы XVIII века - А.П.Вал1ш;кая.^ На рубеже 1970 - 80-х годовиоявляется и активио обсуждается ионятие художествениой карттшы ьпфа^,образы и модели М1фа в различиых национальных культурах исследуетГ.Д.Гачев, уделяя особое значение ироизведениям литературного творчества.Термин «эстетическая картина мгфа» исиользуют в своих работахЮ.А.Овчгшшпсов (1984 г.) и Е.Д.Бляхер (1985 г.),'' где иоставлен рядисследовательских задач ио ироблеме и формушфуются важные асиектынового иоиятия эстетики. Суи];ествениое измеиение в HomiMamie иредметаэстетики виосит В.В.Бычков, оиределяя ее как науку «о гармошш человека сУшшерсумоьо).' Постановка ироблемы эстетической карттшы ьпфаиоказывает, г^го это ионятие иеиосредственно связано со сложхшшимся вэстетике ироишого века ионятием эстетического и является в известномсмысле одшгм из его важнейших нреломлешп!. Вторая группа исследовательской литературы - работы, носвяш;енныеобразы мира в истории культуры различных стран рассматривали также М.ДАхундов, Л.М.Баткин,О.Бенеш, Т.П.Григорьева, К.Г.Мяло, В.Н. То поров и другие.^ См. работы С. Аверинцева, Е.И.Височиной, Ю.Б.Борева, Р.АЗобова и А.М.Мостепаненко, Б.Мигдала,Б.С.Мейлаха, НС.Скурту и других авторов.^ Ряд существенных вог^осов, связанных с языковой, научной и эстетической картинами мира, рассматривалиИ.Я.Лойфман, Н.С.Новикова, ГРейнин, Н.В.Черемисина, КВ.Черникова.8философскому и искусствоведческому анализу искусства разных культурныхэнох II художественные нроизведення - настолько велика, чтозатруднительно ее иредставить иростым неречислеиием имен. Наибольшуюзначимость для данного диссертационного исследования имеют работыТ.В.Адорно, Аристотеля, В.Ф.Асмуса, О.Бальзака, М.Бахтина, О.Бенеша,Г.Бергсона, В.В.Бычкова, А.П.Вал1щкой, Вершлия, Вольтера, Г.В.Ф.Гегеля,Горащш, А.В.Гулып1, А.Я.Гуревича, М.С.Кагана, В.В.Кш1ДШ1ского, И.Кшгга,Ю.М.Лотмана, АФ.Лосева, М.Мамардашвили, Б.С.Мейлаха,М.Ф.Овсянникова, Х.Ортега-и-Гассет, Петрарки, Платона, В.С.Соловьева,В.Татаркевича, Э.Фромма, Й.Хейзеига, В.П.Шестакова, Ф.Шлегеля,Ф.Шиллера, У.Эко.Третья груииа источников - новейшие исследования в областиэстетических новаций н синергетики культуры - работы В.С.Даниловой,Е.Н.Киязевой, Л.В.Лескова, П.Б.Маиьковской, Л.В.Морозовой,И.Пригожина, И.Ш.Сафарова, В.С.Стенина, Л.Ф.Кузнецовой.Необходимо заметить, что иредщ)Ш1ятое в данной работеисследование, оиираясь на данные, иолученные философами,культурологами, искусствоведами, С1шергетиками и глобалисталш,обосновывает собственное видение нроблематики эстетической картинымира, которая была затронута в работах иредшествешшков. В ряде работсодерж1ггся характеристика отдельных важных асиектов ионятия картиныМ1фа, ее особенностей н разновидностей, а также нроблем ее формировшпшв конкретные исторические эиохи. Одиако целый ряд исторических итеоретических асиектов ироблемы остается вне исследовательского интереса.Объектом исследования является эстетическая карттша М1фа какформа ушшерсального иостижеиия действительности.Предметом исследования является форьпфоваиие эстетическойкартины лшра в теоретическом и историческом аспектах, а также тесмысловые и структуриые измеиення эстетической картш1ы шфа как формыэстетического иознарпш мгфа, которые совершаются в ее истории.9Цель проводимого псследовашш: осмыслеппе понятпя эстетическойкартппы шфа как универсальной эстетической категорхш, как способаоппсаппя эстет1иеской выразительностп окружающей действительностичерез npiDMy категорий эстетпкп.Из поставленной целн вытекают задачи псследованпя:на основе аналгаа фгшософско-эстетнческой п научной литературы пошучаемой теме рассмотреть стаповленпе понятия эстетшкской картшш!мпра;рассмотреть соотношение эстетической карт1шы мгфа с научной нхудожественной картиной мгфа;осуществить аналга нонятня эстет1гческой картхшы мгфа, определить егоместо в эстетическом познашш п статус в рамках философскогомрфовоззренпя п научного познания;на материале западноевропейской эстетпкп рассмотреть процесс развитияэстетической картнпы ш ф а н выявить характерные особенности пхформирования на разных этапах псторнн культуры (Античности,Средневековья, Возрождения, Классщгама, Просвещения, романтизма псимволизма, натурализма н реализма);рассмотреть спещгфпку форшфования эстетической картинысовременного Шфа, ее структурные н содержательные отличия отпредшествующих картш! М1фа; установить ее роль в форшфовшпшпредставлений человека об окружающей действительиости.Методология исследоваиияВ диссертацгаг применяется фнлософско-эстетический, HCTopincoтеоретический, схшергетический методы исследования/ В работеиспользуются элементы сравгагтелыю-исторпчсского анализа, 1сученнеисторических идей сочетается с исследованием их сощюкультуриогоСм. Пригожий И. Природа, наука и новая рациональность/ КПригожин // Философия и жизнь. 1991. № 7 ; Пригожий И., Стенгарс И. Время, хаос, квант. - М., 1994.10контекста. Исто^шикамн нсследовання являются труды философов иэстетиков XVIII - XXI вв., занимавшихся проблемой эстетической картиныМ1фа; работы, посвященные Teopini н истории искусства, глобальнымпроблемам современного мира, а также работы, в которых анализ1фуютсяконкретные прогаведения литературы, изобразительного, музыкального,мультимедийного искусства; идеи и образы, относящиеся к разным энохам инаиболее ярко их выражающие.Исследованне разворачивается в следуюпщх направлениях: в первойглаве подробно обсуждается трактовка картины М1фа н эстетической картхшыМ1фа в русской и западноевронейской философгш и эстетики XX - XXI века.Здесь же выясняется соотношение эстетической и иаучной карттш мгфа. Вовторой главе рассматриваются закономерности исторического формировашшэстетической картгшы М1фа иротонаучного периода, периодов классическойпауки и посткласс1гческой науки. В третьей главе иа основе слож1шшпхся всовременной эстетике представлений о пр1фоде, обществе, искусстверассматрхшается общая ироблема формирования совремеиной эстетическойкартины Шфа как модели синергетнческой системы.Пшотеза: В исследовашш проводится мысль о том, что эстетическаякартина шфа может быть >гниверсальной фнлософско-эстетнческой категорией(в качестве формы теоретического обобщения) н во многах аснектах иметьметодолопгческое и образовательпо-восшггательпое значещ1е. Это связано сзадачами развития гумашгтарного образования и необходимостьюформрфовашш целостного мгфовоззрення современного человека. В рамкахданного исследования проводится пе только теоретический анашо, но нэкспериментальное нзученне вонроса.Научная новизна нсследованняНаучная новизна псследова1П1я cocToirr в анашпе теоретическогосодержания нового наушого понятия - «эстеттпеской картины мира», внопытке его уточнения и нрименения к юучешпо исторш! художествеинойкультуры н эстетической мысли; в обнаружешш характерных особегшостей11форшфовашш исторических карттш мира и их иреемствеииоп связи; воиределении специфического статуса эстетической картииы мира какиоиятия, относящегося одиовремешю к иаучиому i[ к альтериативиомумироиошшанию.Впервые в свете идей совремеииой эстетики и схшергетикиаиализхфуется своеобразие и иеодиозиачность эстетической картииысовременного ьпфа, г^го обусловлено особыьш условняьш ее форьпфовшпш вусловиях системного кризиса общества и культуры. При этом результатыисследования иодчеркивают огромную значимость эстетического вфоршфовашп! нового мзфоношшания, снособного создать основы длявыхода человечества IG тупиковой ситуацщ!.Научная значимость исследованияОсновные выводы диссертационного исследования позволяютутверждать, г^го эстетическая картина лпфа входит в эстетику в качествеодной из ушшерсальных категорий современной науки и задает иовыйракурс ее развотня как философской иауки. Материалы и выводыдиссертац1П1 могут быть исиользованы в дальнейипгх исследованиях нофнлософщ!, эстетике, культуролопш, искусствознанию при разработкепроблем исторической и теоретической направленности.Практическая зиачнмость исследованияРезультаты исследовшпш мог>т быть исиользованы при чтенш!соответствующих разделов курсов но фнлософш!, эстетике, спецкурсов поHCToprai педагопгки и теорю! воспитания.Разработанный автором концентуальный иодход сиособен служитьосновой для дальнейщего шучения своеобразия эстетических картииа ьпфаконкретных энох, связей с другими картинами М1фа.Основные ноложення днссертацгаг, выносньпле на защиту:1. Акттшная разработка в современной науке н ф1шософщ1 нонятиякартины ш ф а нриводит к ноявленшо такой ее разновндности какэстетическая картина мира. Отражая все эстетическое разиообразие12действительности в ее целостности, понятне эстеттиеской картины мгфавьшолняет важные научные и мировоззренческие функции.2. Будучи тесно связанным с самой сутью категории эстетгиеского,нонятне эстетической картхшы М1фа выявляет его важнейшую роль всовремегаюм научном и лшровоззренческом поиске.3. Историческое форшфование эстетической картины ьпфа нроисходитна основе развивающегося мгфопонимания, при этом эстетические категоршгобеснечивают определенную устойчивость общей тенденцтш в iicTopiniиредставлений об эстетической выразительности окружающего мрфа,состоящую в стремлении видеть М1ф гармошиески устойштым.4. Основныьп! объсктаьп! при построении эстетической карттшы ьпфапостоянно являются нр1фода, общество н искусство; нашшая с XVIII века, вфоршфовашп! эстетической картхшы ьпфа возрастающую роль играют наукан собственно эстетика, офорьпшшаяся в качестве самостоятельнойфилософской ДИСЩ1ПЛ1ШЫ.
5. Особая роль иауки проявляется в форшфовашш современнойэстетической карт1шы М1фа, в создании которой значительное местопртшадлежит, в частиости, схшергетике и глобалнсттпсе.Апробация идей, положешгых в основу псследованияОсновные положения н выводы днссертащпг нзложены в рядепублшсацнй, а также были нредставлены н обсуждались на регнональныхконференщ1ях: «Унравление: история, наука, культура» (Петрозаводск,Северо-западная академия государственной службы, Карельскш! филиал,2004); «Управление: история, наука, культура» (Петрозаводск, Северозападная акадешш государственной службы. Карельский филиал, 2005); намеждународной коиферепщп! «Реальность этпоса 2006. Роль образоваюш вформ1фовашш этнической и гражданской ндентнчностн» (Санкт-Петербург,2006); а также на ежегодных научно-исследовательских конференцияхКарельского государственного педагопиеского унгшерситета. Диссертащы13обсуждалась заседашш кафедры философии КГПУ и иа кафедре эстетикиРГПУ. Структура диссертации: содержашю диссертациоииого исследовашшизложеио иа 158 страшщах осиовиого текста. Работа состоит из введеиия,трех глав, каждая из которых разделеиа иа иараграфы, выводов ио каждой изглав, заключеиия, сииска источииков и литературы ио даииой тематике,иртшожегаш с результатами эксисримеиталыюго исследования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК
Генезис и эстетическая эволюция испанского барочного мироощущения2009 год, доктор философских наук Устинова, Ирина Владимировна
Архитектоника культуры: проблемы этико-эстетического синтеза2008 год, доктор философских наук Симонова, Светлана Анатольевна
Своеобразие интерпретации категории "традиция" в эстетической теории и практике постмодернизма: на материале творчества Э. Денисова2009 год, кандидат философских наук Данилова, Анна Викторовна
Идея прекрасного и ее художественное выражение в творчестве Вл.С. Соловьева2007 год, кандидат филологических наук Заболотская, Альбина Равилевна
Философско-эстетический анализ древнерусского монументального искусства: на примере мозаичного искусства Киевской Руси2011 год, кандидат философских наук Лапшина, Анна Евгеньевна
Заключение диссертации по теме «Эстетика», Суворова, Ирина Михайловна
1. В современном эстетическом сознашш нарастает тенденция воснрнятия
мнра с Н03НЦШ1 новых эстеттгческнх нонятш!, Воснрнятне явлений и
снмулякров этой картины мнра нронсходнт с нознщш нротшн н гары. Вся
картина современного мира предстает как игровой калейдоскоп текстов,
смыслов, форм, формул, символов II снмулякров. 2. В этой карттпге эстеттпеская оценка объектов ьпгра находятся в прямой
завнснмости от субъективных установок самого художника н зрителя. 3. Прннцгатнально релятивистская устаиовка на восприятрге современного мгфа
далека от упрощенного понимания познттшностн порядка н негатхшности хаоса. Она предполагает постоянное нротхюоборство упорядовачгшающего начала и
хаоса, в котором происходит развитие жизненного нроцесса. «Хаос, т.е. само безобразне, есть необходимый фон всякой зеьшой 1фасоты, н эстеттгческое
значетпге таких явлегагй, как бурное море или ношгая гроза, зависит именно от
того, что «нод raani хаос шевелится».'
4. В этом слшсле нр1фода выглядит в карт1ше ьпфа как образец
преобразователя хаоса в упорядоченную красоту, а нскусство, нодобно
нрироде, должно преобразовывать человеческие отношеш1Я, облекая их
красотой и гармонией. Так еш;е Вл.Соловьев утверждал что, человек в такой
ситуащп! должси выступить со-ТБорцом, который свободно и на основе
собственных знаний, веры, разума сможет окончательно органюовать
действ1гтельность в соответствшг с божественным замыслом. «Эту задачу я онределяю как задачу искусства, элементы ее нахожу в нро1пведеш1ях
человеческого творчества, и вопрос об осуш;ествлешп1 истхшы переношу таким
образом в сферу эстетическую».^ Та карттша, которая перед нами
выстршшается, будучи рассмотреиной с точки зрения эстетических категорш!,
демоистррфует то состояшге и содержание, которое соответствует
посткласстргескому перноду искусства и эстет1П1еской теортпг. ' Соловьев B.C. Собр. Соч. Т. 7. - М . - 127. ^Тамже, 352. Заключение
Исследование по теме диссертации проводилось в рамках принцшюв
классической эстетгпси с учетом кардгшальных трансформационных
процессов в культуре и эстетическом созиангаг. В ходе диссертацнонного
исследования был выиолнен ряд задач, связанных с теоретическим и
историческим изучением процесса форьпфовашш эстетической картины
лпфа. На основе выводов, сделаюгых в ociroBiroM тексте диссертацтпг, можно
сделать следующее обобщение осиовиых результатов исследования. На основе аналша философско-эстетггческой литературы (Глава 1)
показано, что в связи с общими тенденщ1ями развития науки и философского
М1фовоззреиия в современной эстетике акпшно формхфуется ионятие
эстетической карт1шы М1фа, претендующее на роль ушшерсальной категор1ш
эстетического познания. Отражая лпф в его ед1шстве п систеьшой
оргагпоовагаюсти х^ерез npiDRiy основных эстет1Г1еских категортш,
эстетическая картина М1фа нредставляет собой сложную структуру макро- и
шпфообразов. Сравнение эстеттгческой, художественной н научной картин
лпфа иоказывает, эстетическая карт1ша М1фа имеет особый статус - научной
и альтернативной картин мхфа одиовременно. Поэтому она может
взаимодействовать и с искусством и с наукой, вбирая в себя художественные
образы и научные идеи, а также принимая на себя ряд функцш! научного
характера (систематизтфующую, познавателыю-анашгпшескую, оцепошгую). Историко-эстетическш! (Глава 2) аиализ процесса развития различных
эстетических картин М1фа (Античности, Средиевековья, Возрождеиия,
Классгщгама, Просвещеиия, романтюма и симвошома, натурализма и
реализма) позволил выявить не только особенности их формхфования на
каждом ш трех основных HCTopiniecKiLX этапов, но прежде всего -
уникальность каждой из них, зависимость их от мгфовоззрения и
М1фоощущеш1я эпохи. Смена культурных эпох означает радгпсальное
1смененне и самой эстетической картхшы лпфа. При этом обнаруживается и
определенная преемственность в развхшт эстетической картины МЕфа от
ЭПОХИ К эпохе. Она обесиешгвается эстеттиескими категориями, прежде всего
категорией прекрасиого. Одновременно расширяется спектр эстетических
оцеиок. На основе ирименения сииергетических пр1ШЩ1пов и методов для
описания эстетической картины современиого мира (Глава 3) показано, что
эстетическое сознание обш;ества XXI века восиришгмает весь М1ф (пртфоду,
искусство, социум) в качестве реляттгоистской смысловой хаотической
системы. Восприятие явлеиий и симулякров этой системы ироисходит с
иоз1щш[ 1фошп1 и игры. Вся карт1ша современного ьпфа предстает как
игровой калейдоскоп текстов, смыслов, форм, формул, символов и
симулякров. И, однако, прхфода дает образец гармонюг и красоты, которому
должно следовать искусство, должиое иреобразовать оби1;ество. Эстетическое
сознашге XX века развивалось в условиях кризиса, развивая саьпле разиые
методолопгческие ycTairoBiar, и поэтому хорактеризуется проттгворечиялпг,
борьбой идей и концепш1й. Отсюда вытекает и вся острота проблем,
связанпых с создаш1ем современной картины мтфа в эстетике. Универсальное понятие «эстетическая карт1ша М1фа» как целостное
системное оиисание выразительных образов, ндей и явленш! общества,
ирироды, искусства, данных через иризму эстетических категорий, может
сыграть большую роль в форьпфоваЕПш М1фовоззреш1я. Это открывает иовые
возможности в сфере образовать, в частности - в иреиодаван1ш курса
эстетики. В Прршожешш показаны результаты экспериментального учебного
задания, выиолненного студентами, которые с иитересом выиолпяли его
требоваш1я, связанные с проблемамп построения эстетической картины
В заключение диссертащюиного исследования необходимо отметить
дальнейшие философско-теоретические пути исследовашш и ирименешш
дшпгого кaтeгopиaлIJIroгo понятия в системе эстетических категорю!
ионклассики. Развнтне современного М1фа глобалисты и схшергетики связывают с
иоиуляриой идеей форшфовашш нообиогеосферы, такого состояшш
биосферы, при котором разумная деятельность человека становится
решаюнцшЕ фактором ее развития. Путь в иоосферу лежит через повышеиие
роли интеллектуального начала, постепенное преобладание духовно материальных факторов над материальными, что, ио мнеш1ю синергетиков,
позволит вьп"гг11 человеческой ц1Ш11Ш1зац1П1 ID ТОЧКИ бифуркационного слома
на аттрактор. Поскольку ноосферный разум - это и индттидуальный разум,
и интегральный интеллект цивишоацш!, то возршкает синергетическнй
эффект объедгшения знания человека и технических средств. Наукадш
ноосферного класса называется комплекс естественных, гумантгтарных наук
и этико-релэтиозных ученш!, в которых осуществляется формироваш1е
глубинной срштетической структуры ю нроцессов живой, неживой и
духовной природы. ПолпЕмо этого, форлпфовагпге иообиогеосферы
иредставляется как процесс самооргаш1зац1П1 устойчивых целостгюстей в
пр1фоде и обш;естве, поэтому такая категория науки, как эстетическая
картина М1фа может быть использована как ОДРШ ИЗ аспектов консолидациг
эстетического оиыта на пути к «иоосферному бытийствоваиию».
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Суворова, Ирина Михайловна, 2006 год
1. Абдеее Р.Ф. Философиятшформациоииой щшхшизации: Диалектика ирогрессивиой лишш развития как гуманная общечеловеческая философиядля 21 века : Учеб.иособие. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 335с.
2. Августин Аврелий. Творения. Исиоведь Блаженного Авгуспша. кн. VI гл.17/А.Августрш. - М. 1991. -488с.
3. Аеерипцее С. Предварителыгые заметки к изучеигао средневековой эсте1тики/ С. Авериицев//Древнерусское искусство. - М. 1970. - 170с.
4. Лдорно Г.5. Эстетическая теория./Т.В.Адорно. - М., 2001.-343с. 5. у4/71/с/иошгль. Сошшения.: В 4т./Арнстотель. Т.4. - М., 1983.-830с.
5. Аристотель. Об искусстве иоэзии./ Аристотель. - М., 1957. - 183с.
6. Асмус В.Ф. Искусство и действительность в эстетике Аристотеля./ В.Ф.Асмус. // № истории эстетической мысли древности и средиевековья. -М. 1968.-б54с.
7. Афасижев М. Н. Эстетика Канта / М.Н. Афаснжев ; Акад. наук СССР. - М. : Наука, 1975. - 136 с.
8. Ахундов М.Д. Картина мира: от мифа к науке./ М.Д.Ахундов // Прнрода.-1987.№12.
9. Бахтин М. Вонросы литературы и эстетики./ М.Бахтин. // Исследования разных лет. - М., 1975. - 502с.И.БепегиО. Искусство Северного Возрождения./ О.Беиеш. - М., 1973. - 222с.
10. Бергсон Г. Смех в жюнн и на сцене. Hep. иод ред. А.Е.Яновского. / Г.Бергсон. - Сиб., 1990.144
11. Бердяев Н. Самопознанне./Н.Бердяев. - М., 1991.-445с.
12. БердяееН. Фгшософия творчества, культуры и искусства : В 2т / Вступ.ст.,сост., примеч. Гальцевой Р.А., Т.2. - М.: Искусство, 1994. - 509с.18.^<знда/?ге/О. Дпалоп! о формулах п красоте./Ю.Бондарев. - М., 1990.-222с.
13. Бляхер Е.Д. Научная картпна мнра как форма миропредставления: вопросы типологии. // Научиая картииа мира:Общекультурное и внутрннаучное функцноннрованне: Сб. науч.тр. - Свердловск: Урал.ГУ. 1985.
14. Борее.Ю. Эстетгаса. Учебное пособне./Ю Бореев.- М., 2005.-830с.
15. Бычков В. Искусство нашего столетня. Ност-адеквацнн./В.В.Бычков // КорневиЩе ОБ. Книга неклассической эстетюси. - М., 1998. - 230с.
16. Бычков В.В. Эстетгоса. Учебное нособне./ В.В.Бышсов. - М., 2005. - 55бс. 23..Бычков В.В., Мсишковская Н.Б. О XVI Международном конгрессе ноэстетике. // Вопросы ф1шософга1. № 2. - 2005 .
17. ВстищаяАП. Как прочитать лекцгао по исторш! русской эстетики./ А.Н.Вал1щкая. - Л. 1983. -20с.
18. ВалищаяА.П. Русская эстетика XVIII века: Историко-нроблемный очерк иросветительской мысли./А.П.Валицкая. - М. 1983. - 238с.
19. Вси1ицкая АЛ.Новая школа России: культуротворческая модель. Монография. Под ред. ироф. В.В.Макаева./ А.П.Валицкая. - Саикт-Петербург, 2005. - 146с.
20. Витгенштейн Л. Коричневая кш1га: Лекцш! и беседы об эстетике, ПСНХ0Л0ПП1 н релнгш1./Внтге1пнтейн Л. Кн. 2. - М. 1999. - 158с.145
21. Гегель Г.В. Ф. Соч. в 12т./Г.В.Ф.Гегель., Т 12. - М., 1967. -472с. Зб.Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4т./Г.В.Ф.Гегель. Т.2. - М., 1969. - 326с.
22. Гердер И.Г. Избр. Соч ./И.Г.Гердер. - М., 1959. - 392с. ЗЗ.Гилберт К, Кун Г. История эстетики./ К.Гилберт, Г.Куи. - СПб., 2000. -653с.
23. Горичееа Т. Православие и иостмодернизм./Т.Горичева. -Л., 1991.-298с.
24. Гурьянова Н. Эстетика шшрхш! в теории раннего русского авангарда // Вонросынскусствознання.-1996.-М2.-С.390-404
25. ДеркачА. Л. В иоисках смысла иознающей себя культуры, гшн Философия культуры в контексте национапьного осмысления / Деркач А. А., Суслова Е.А. // Мир нсихологии. - 2004. - N 1. - 254-260.
26. Диененко О.В. Хрестоматия но эстетике. / О.В.Днвненко. - М., 1995. - 245с. А^.Данилова B.C. Фгшософское обосновшше конценцнн нообногеосферы. //В.С.Данилова. Вестннк МГУ. Серия 7, философия, - 2004. № 2.146
27. Егоров В. Философия открытого шфа / В. Егоров; Рос. акад. образовашш, Моск. психол.-соц, ин-т. - Москва: МПСИ; Воронеж : МОДЭК,2002.-317 с.
28. Жидкое В. С, Соколов К. Б. Искусство и картина М1фа./В.С.Жидков, К.Б.Соколов. -СПб., 2003.-464 с.5\.Жильсон Э. (1884-1978). Философия в средние века: От истоков натристикидо конца XIV века/ЭтьСП Жильсоп; пер. с фр. А. Д. Багсулова.. - М.,2004. -678 с.
29. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XXвеков: ТраЕСтаты, ст., эссе / Сост. общ. ред. Г.К. Косикова; Редкол.: В.Л. Янин и др. - М.:, 1987. -512 с.
30. Ингиаков АС. Философия в мире художественного образа: Учебно- метод.иособие но философии и литературе / Мнчурхшская гос.с.-х.акад. - М.,1995. - 77с.
31. Каган М.С. Эстетическое сознание как феиомеи культуры/ М.С.Каган // Культура и эстетг1ческое сознание. - Петрозаводск., 1989.- 15-22.147
32. Каган М.С. МорфолопЕЯ искусства/ М.С.Каган // - Л., 1972. - 440с.
33. Калинин Е.С. Эстетическое развитие личности в совремеииой культуре // Культура и эстетггческое сознание. - Петрозаводск, 1989. - 92-102.
34. Камю А. Бунтующий человек: Философия. Полхгтика. Искусство: сборник статей. / Альбер Камю ; общ. ред., сост. и иредисл. А. М. Руткевича. - М.,1990.-415 с.бЪ.Кандинский В.В. О духовном искусстве./В.В.Каидиискгш. - М., 1992. - 107с.
35. Кант И. Собр. соч: в 8 т./И.Кант// Т. 5 .Критика сиособности суждещш.- М., 1994.-414с.
36. Князева Е.Н. Случайность, которая творит мир./Е.Н.Князева // Философия и жшнь. - № 7 . 1991.
37. Ковалев А.М. Целостность и многообразие мира: (Филос. размышлегаш), Т.1. -М., 1996.-368с.
38. Красота и мозг. Биологические асиекты эстетики/Под ред.:И.Реичлера,Б.Херцбергер,Д.Энстайна. - М.: Мхф, 1995. - 335с.
39. КорневнЩЕ: Кн. неклассической эстетики: Сб./ Редкол.: В.В.Бычков. - М., 1999.-303с.1\.КривцунО.А. Эстетика. Учебное иособие./О.А.Кр1Шцун// - М., 1998.-430с.
40. Кривцун, О. А. Ритмы искусства и ритмы культуры: формы исторических сонряженнй / О. А. Крнвцун // Воиросы фнлософнн. - 2005. - N б. - 50-62
41. Культура и культурология : Словарь/ иод ред. Кравченко А.И.- М., 2003.- 92бс.
42. Культура, человек и картина мира/Отв. ред. д.ф.н. А И. Арнольдов, к.ф.н. В. А Кругликов. - М., 1987. - 350 с.
43. Лангер Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ргауала и искусства / Сыозен Лангер; Пер. с англ. СП. Евтушенк ; Общ.ред. инослесл. В.П. Шестаков ; Примеч. Р.К. Медведевой. - М.: Реснублнка,2000. - 287 с.
44. Лебедев, А. (ф1шософ; 1940-). Философия науки : словарь основных тершшов / А. Лебедев. - Москва: Академический ироект, 2004. - 316с.
45. Лекции по истории эстетики. I Под ред. проф. М.С.Кагана - Л., 1973-1980.
46. J7^cKoe^'.5. С1шергетикакультуры.//Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2004. - № 4.
47. ЛескоеЛ.В. Синергетика культуры. // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. - 2004. № 5.
48. Лойфман И.Я. Научная картина мира как форма систематизации знаний./И.Я.Лойфман// Научная картнна мира.Сбориик науч. тр. - Свердловск, 1985. -156с.
49. Лотман Ю.М. Об искусстве:Структура художественного текста./Ю.М.Лотман. - СПб. 2002. - 621с.Ы.ЛосевЛ.Ф. ЭстетикаВозрождення./АФ.Лосев - М., 1998. - 750с.
50. Ле}ссикоп нопклассики: художестветпю-эстетпчсская культура XX века./под общей ред. В.В.Бычкова. - М. 2003. - 606с.
51. Лшиаее А. Эстетика другого: эстетическое расиоложеиие и деятельность/ АЛишаев - Самара, 2003. - 293с.
52. Майданое, А Миф как источник знания / А С . Майданов // Воиросы философии. - 2004. - N 9. - 91-105.
53. МамардашеилиМ.К. Беседы о мышлении // Мысль шреченная...:Сб.науч.ст. - М., 1991. - 13-50.
54. Мамарда1Ш11пи М.К. Эстеттшеские исследоваггия: методы и критерю! / РАП, Ин-т философии ; Отв.ред.К.М.Долгов. - М.: ПФР АН, 1996. - 235с.
55. Мамардашв1ши, М.К. Символ и сознатше: Метафизичесюге рассужде1пш о сознании, символике и языке / Под общ. ред. Ю.П. Сеиокосова. - М.:Языки русской культуры, 1999. - 216 с.150
56. Маньковская Н. Эстетика русского постмодершома./Н.Маньковская // КорневиЩЕ 2000: Книга неклассической эстетики. - Сб., 2000г. - 330с.
57. Манькоеская Н., Могилееский В. Виртуальный мрф н искусство./Н.Маньковская, В.Могилевский// Архетип, 1997,- №1.
58. Мартынов В Ф. Философия красоты. - Мииск : ТетраСистемс, 1999. - 333с. - Библиогр.:с.307-324.-Имен.указ.:с.325-331
59. Меплах Б. «Фтшософия искусства» и «художествегагая кпрттша м1фа»./Б.С.Мейлах // Художествеииое творчество.Вопросы комплексиогоизучеиия. - Л., 1983. 13-25.
60. МейлахБ.С. На рубеже науки и искусства. Спор о двух сферах познания и творчества,/Б.С.Мейлах. - М., 1971. - 151с.
61. Мигуное АА Философия и просвещение в России XVIII века // Вестник Московского универс1гтета.Сер11я 7.Ф1шософия.-1995.-К1.-С.74-78
62. Михайлов М.И. Эстеттпча Ф.М.Достоевского:ирекрас1гое как "снятие" трашческого // Русская культура и ш ф . - Нижиш! Новгород, 1993. -С.191-193.
63. Мережковский Д.С. Эстетика и критика: В 2т / Вступит.ст.,сост.и пр1шеч.Е.А.Аидрущеико,Л.Г.Фр1пмана ; Худож.В.М.Мельшгков, Т.1. - М. ;Харьков : Искусство : Фолтю, 1994. - 670с.
64. Миголатьев А А. Философия цивилизации // Социально-гуманитарные зиаиия. - 2003. - N4. - 64-80.
65. Миголатьев АА. Философия культуры // Социально-гуманитарные зиаиия. - 2003.
66. Мостепаненко AM., Р.АЗобое. Нау^шая и художественная картины мира (некоторые иараллели)/ А.М.Мостеианенко, Р.АЗобов// Художественноетворчество. - Л., 1983. - 5-13.
67. Музыкальная эстетика занадноевронейского средневековья и Возрождения./ Сост. В.П.Шестаков - М., 1966. - 574с.
68. Налимов В.В. В иоисках 1шых смыслов./ В.В.Налимов. - М., 1993. - 123с.
69. Нш{ше Ф. Соч.: В 2 т. /Ф.Ницше. Т. L- М., 1990. - 829с.
70. Яоеолмс. Фрагменты/Новалис// Зарубежная литература XIX века: Ромакт1см. - М., 1990. - 45-47.
71. НовиковаН.С., ЧеремисинаН.В. Миогошфие в реалш! и общая Т1шология языковых картии мира./Н.С.Новикова, Н.В.Черемисина //Филологические науки. - 2000., №1.
72. Оесянникое М.Ф. История эстетической лгысли./ М.Ф.Овсягаппсов - М. 1985.-463с.
73. Овчинников Ю.А. Эстетическая карт1ша М1фа и цеиностные ориентации./ Ю.АОвчииииков // Ценностные ориентации личности, иути и сиособы ихформ1фования. Тезисы доклада иаучной конференцш!. - Петрозаводск, 1984.- 72-74.
74. Овчинников ЮЛ. Задачи художественного развития детей в начальной школе/Ю. А.Овшппшков //Новые недагопшеские техтголоши в начальнойшколе: Материалы научно-ирактической конференцин.- Петрозаводск,2000. - 73 - 77.
75. Овчинников Ю.Л. Основные художественные стили в истории 1чультуры./Ю. АОвчииигасов - Петрозаводск, 2003. - 47 с.
76. Огородников ЮЛ. Фтшософия: взгляд в начале XXI века / Ю.А. Огородников, Г.Т. Тавадов // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - №4.-С. 316-320
77. ОгурцоеА.П. Философия иаугш эиохи Просвещения / РАН,Ии-т ф1шософш1; Отв.ред.Б.Г.Юдин. - М., 1993. - 213с.
78. Ортега-и-ГассетХ. Эстетика. Философия культуры./Х.Ортега-и-Гассет. - М., 1991.-586с.
79. Орудокее, 3. М. Культура и цивилизация / 3. М. Оруджев, Т. В. Кузнецова // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2005. - N 2. - 82-102.-
80. Паси И. Лтггературио-фтшософские этгоды./И.Паси. - М. 1974. - 230с.
81. Паскаль Б. Мысли./Б.Паскаль. - М. 1995. - 480с.
82. Пееницкая Е.Л. Эстетика и мышлешш // Философские науки. - 2003. - N9, - 70-80.
83. Петрое-Стромский, В. Ф. Эстетика нормы, эстетика ндеала, эстетика виртуальности / В. Ф. Петров-Стромский // Воиросы философии. - 2005. - N5.-С. 68-81.
84. Петуикина, Л. Е. Эстетшгеское пространство: иамяттпгкп культуры как объекты форм1фованиявкуса/ Петункнна Л. Е. //Культура: уиравление,экономика, ираво. - 2004. - N 3. - 39-43.
85. Ялашон. Федр: (Беседы с Сократом)/Платой. - М., 1989.-132с.
86. Плетникое Ю.К. Глобалистика как наука. // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. - 1998. - № 4.
87. Поспелов ГЛ. Искусство и эстетика./ Г.Н.Посиелов. - М., 1984. - 325с.
88. Пригожин И. Пргфода, паука и новая рацпопальпость. // Философия и жшиь. № 7 . - 1991.153
89. Пригожин И., Стенгарс И. Время, хаос, квант./ И.Прпгожин И.Стенгарс. - М., 1994.-431с.
90. Пропп В.Я. Проблемы коьивма и смеха./В.Я.Пропп. - М., 1976. - 183с.
91. Рабинович, В. Л. Заумь - род ума: футуристический дгттих / В. Л. Рабиновргч // Вопросы философии. - 2005. - N 3. - 38-57.
92. Ракитое, А. И. Регулятивиый М1ф: зпание и общество, оспованиое иа зтгагашх / А. И. Рактгтов // Вопросы философгаг. - 2005. - N 5. - 82-94.
93. Рассел Б. История западной философии./ Б.Рассел. - СПб. 2001. - 956с.
94. Рейнин Г. Картииа М1фа, его оиисание и патогеииые системы верован1п1. / Психолопш решшюзиостп и мистгщизма: Хрестоматия // Сост.СельчепокК.В. - Мииск. 2001. - 543с.
95. Россия и Запа : Диалог или столкновение культур: Сб. ст. / М-во культуры Рос. Федерации. Рос. ин-т культуролопш ; Сост. В.П. Шестаков. -М., 2000. - 236 с.
96. Руднев В. М. И Энциклопедическш! словарь культуры XX века: ключевые поиятия и тексты. - М. 2003г. - 599с.
97. Сарычев ВА. Кубофутуризм и кубофутуристы: Эстетика. Творчество. Эволюция / В. А. Сарычев. - Липецк: Липецкое шдательство, 2000. - 254с.
98. Сафарое И.Ш. Созпаггие, эстетика, сииергеттпса./ И.Ш.Сафаров. - М. 1998.-55с.
99. Синергетическая парадигма: Нел1шейиое мышлеппе в иауке и искусстве./ Пригожий П., Арипшов В.И., Кагаи М.С. - М. 2002. -495с.
100. C/cv/»wjЯ.Я. Искусство и карт1шамира./Н.П.Скурту. -Юшишев. 1990.- 84с.
101. СкуртуН.П. Искусство кагс позиаиие. /Н.П.Скурту. - Кхшпшев, 1988. - 76с.
102. Современная западно-европейская и американская эстетика: Сб. пер: (Хрестоматия)/ Под обшей ред. Е.Г.Яковлева. - М., 2002. - 224с.154
103. СовременныйЛаокоон.Эстетические проблемы синестезии : Сб.ст.по материалам науч.конф. / Моск.гос.ун-т,Филос.фак.,Казан.авиац.ин-т,СКБ"Прометей". - М.: МГУ, 1992. - 128с.
104. Соколинский, В. М. Феномен глобашпацтш: надежды н соьшешы / В. М. СоколинскюХ Д. Ю. Минчев // Фннансовш! бизнес. - 2004. - N 3. - 52-62.
105. Соловьев B.C. Полн.собр. соч. п писем: в 20 т./В.С.Соловьев. Т. 7. - М. 2001.-546с.
106. Солодовников Ю.Л. Человек в мтфовой художествегаюй культуре. - М. 2002.- 112с.
107. Солонин Ю.Н. Философия культуры:методолоп1ческая оценка кршиса культур // Гуманитарное знанне:Су1ИНОсть и функцшг. - СПб.,1991. -С.128-136.
108. Степанов Г.П. Композиционные проблемы синтеза искусств ./Г. П. Степанов. - Л., 1984. - 319с.
109. СтепинВ.С, Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цив1Ш1пации./В.С.Стешш, Л.Ф.Кузнецова. - М. 1994. - 274с.
110. Степин, В. Философия как деятельность по построению моделей возможного будущего / В. Степин // В1фтуалистика: экзистеициальные иэпистемологические аспекты : сборник статей.. - Москва, 2004. - 10-25.
111. Суслова Т.Н. Традтщю! и новации, как одна из ироблем современной эстетической теоршг./ Т.И.Суслова // Вестник МГУ. Философия. № 4.2003.
112. Татаркевич В. История философш!: Античная и средневековая фш1ософр1я./ В.Татаркевич. -Пермь. 2002. - 482с.
113. Торшилова Е.М. Можно лн поверить алгебру гармогагей?: крггпгческпй очерк эксперимепталыюй эстетгаси. / Е.М.Торшилова. -М. 1989. - 207с.
114. Гэн i/.M Философия искусства /Подгот.пзд.,общ.ред.,сост.пмеп.указ.,послесл.А.М.Мпшш1а;Вступ.ст.П.С.Гуревич. - М.: Республгаса, 1996. - 351с155
115. Урсул, А. Д. Становление ноосферной науки и устотгпшое развшгне / Аркадш! Урсул, Татьяна Урсул // Безонасность Евразии, 2004. - N 4. - 329-360.
116. Философия не кончается...: нз HCTopini отечественной фнлософин, XX век, Кн. 2, 1960 - 80-е годы / нод ред. В. А. Лекторского. - 2-е нзд. - Москва :РОССПЭН, 1999.-767 с.
117. Философия русского религиозного искусства 16-20ее.: Антолопш / Сост.,общ.ред.ннреднсл.Н.К.Гаврюш1ша. - М.: Прогресс: Культура, 1993. -399с.
118. Философия сознания е 20 веке: проблемы ирегиения: Межвуз.сб.науч.тр. / Иван.гос.ун-т; Редкол.:А.Н.Портнов (отв.ред.)н др. - Иваново: Ивановскийгосударстветпгый университет, 1994. - 236с.
119. Философия: Современные проблемы мира и человека: Учеб.нособне / Гос.ком.Рос.Федерацш! но высш.образован1Ш),Моск.гос.нн-траднотехннкн,электронша1 н автоматики (Техн.ун-т). - М., 1995. - 142с.
120. Философия для аспирантов: Учеб. нособне / В. И. Кохановскнй, Е. В. Золотух1ша, Т. Г. Лешкевич, Т. Б. Фатхн. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 447 с.
121. Философия реализма: Из истории русской мысли I Отв.ред.н пвт.предггсл. А.Ф.Замалеев ; Межвуз.науч.программа "Русская философскаямысль как основа возрождения нравственности". - СПб.: Изд-воС.Петербург, ун-та, 1997. - 147с.
122. Философия природы в античности и в средние века I РАН,Ин-т фнлософгш ; Под ред.П.П.Гайденко,В.В.Петрова, 4.1. - М., 1998. - 276с.
123. Философия, Наука, Цивилизация I Отв.ред.В.В.Казюткнский. - М.: Эдггторнал УРСС, 1999. - 367с.
124. Философия , культура и образование : (Материалы "круглого стола") // Вонросы фнлософнн .-1999.-N3.-C.3-54
125. Фромм Э. Иметь 1ши быть?/Э.Фромм. - М. 1990. - 330с.
126. Фромм Э. (1900 -1980). Человек для себя / Эрих Фромм. - Мтшск: Харвест, 2004. - 350, 1. с.
127. Хайдеггер М. Время картхшы м1фа/М.Хайдеггер // Новая техпократпческая волпа па Западе. - М. 1986. - 46-54.
128. Хайдеггер М. Время п бытпе: Ст. п выступления / Мартпп Хайдеггер; Сост., пер., вступ. ст., коммепт. п указ. В.В. Бпбпхппа. - М.: Республика,1993.-447 с.
129. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Избр. ст. нозд. перпода творчества / Мартпн Хайдеггер; Пер.: Т.В. Васильева п др ; Под ред. А.Л.Доброхотова. - М.: Высшая школа, 1991. - 192 с.
130. ХЛлсен-Леее. Эстетика тпгчтожпого п пошлого в московском кощептуашоме // Новое литературное o6o3pemie.-1997.-N25.-C.215-245
131. Хейзинги И. Осепь Средпевековья./ И.Хейзпнгн. - М. 1988. - 450с.
132. Хогарт V. Анализ красоты./У.Хогарт. - Л., 1987. - 345с.
133. ХолтонДою. Что такое аш11наука?/Дж.Холтон. // Вонросы фнлософнп. №2. 1992. 34-45.
134. Художественная жизнь современного общества: В 4 т./Сб. — СПб., 1996. -313с.
135. Цищрон М.Т. Эстетика:Трактаты.Речн.Ппсьма / Сост.н вступ.ст.Г.С.Кнабе ; Коммент.:Н.А.Кулькова,Е.П.Ореханова. - М.:Искусство, 1994. - 540с.
136. Человек — наука — природа: Дпалектпко-матерпалпсттгческпе основы научного миропонимания / Под ред. В. Г. Р1ванова. - Л., 1986. - 137 с.
137. Х^Ъ.Человек. Наука. Цивилизация. (К 70-лет11Ю акад. В. Стешша). - М., КапопЧ-, 2004.-810 с.
138. Чумаков А. Н. Глобализация. Контуры целостного ьпфа: монография. - М.: ТК Велбп, Изд-во Проспект, 2005.-432 с.157
139. Черникова И.В. Современная наука и научное познание в зеркале философской рефлексш1./И.В.Черникова. Вестник МГУ. Сер.7. Философия.2004. № 6.
140. Чернышевский Н.Г Соб^. Соч. в 5 т./Н.Г.Черньипевский. Т. 5. - М. 1974. - 324 с.
141. ЧумокоеЛ. Н. Глобашпяция. Ко1ггуры целостного ivnrpa: монография./А.Н.Чумаков. - М., 2005. -432 с.
142. Шелабаееа, Г.К. Эстетическое и художественное как реалии национального самосознания : (На матерналах казахской Л1ггературы) //Вестник Московского ушшерсхгтета.Сер.7.Философия.-1996.-К2.-С.72-83
143. Шеллинг Ф.В. Философия искусства.(иод общей ред. М.Ф.Овсянш1кова)./Ф.В.Шелл1Шг. - М., 1966.-495с.
144. Шестокое В.П. Эстетические категории: опыт стгстематического и исторического исследования./В.П.Шестаков. - М. 1983.-358с.
145. Шестакое В.П. Очерки по истории эстетики: От Сократа до Гегеля./ В.П.Шестаков. - М., 1979. - 372с.
146. Шестакое, В. П. Катарсис: от Аристотеля до хард рока / В. П. Шестаков // Вопросы философии. - 2005. - N 9. - 95-106.
147. Шлегель Ф. Эстетика. Фхшософия. Крггтика: В 2 т./Ф. Шлегель. - М., 1983.-Т.1.-479с.
148. Шпенглер О. Закат Европы./ О.Шиенглер. - Новосибгфск. 1993. - 667с.
149. Шиллер Ф. Письма об эстетическом восшпанни/Ф. Шиллер // Собр.соч.: В 8 т. - М. 1957. Т. 6.- 785с.
150. Шиллер Ф. Статьи ио эстетике./Ф.Шиллер. - М. 1935. - 671с.
151. Шишков, А. М. Философия как "служанка теолопш": удался ли схоластический эксиернмент? / А. М. ШРППКОВ // Наука - философия -религия: в поисках общего знаменателя. - М., 2003. - 135-149
152. Эйнштейн А. Автобиографические заметки./А.Эй1Ш1тейн. - Собр.иауч. тр., Т. 4., - М., 1967.-357С.158
153. Якимоаич, А. К Художшгки Нового времешг: к omicaHino социопсихологического тгшажа / А. К. Якнмович // Вопросы философхш. -2005.-N3.-С. 71-80.
154. Экгитут Философия случайпостп: О жюшг идей в исторхш культуры // Свободная мысль.-1994.-N2/3.-C. 113-121
155. Эстетика. Словарь./Под общей ред. А. А.Беляева и др.- М., 1989. - 445с.
156. Эстетическое отпогиепие искусства к действительности: Слов.-справ./ Отв. ред. М.В.Строгапов. - Тверь, 1998. - 112с.
157. Эстетические аспекты единства : Сб.ст. / М-во образования Рос.Федерац1ш,Карел.гос.пед.пн-т; Науч.ред.Ю.В.Линиик. - Петрозаводск :Издательство Карельского государственного педагогического гшститута,1995. - 85с.
158. Эстетика природы/ Долгов К.М. п др. - М. 1994. - 230с.
159. Эко У. Эволюция средисвековой эстетюсп/ У.Эко - СПб. 2004. - 28бс.
160. Эстетика: 1шформациопный подход/ Межд5шар. акад. информатизации/ Редкол: И.М.Андреева. - М., 1997. - 138с.
161. Эстетические закономерности и конкретные особенности историко- художестеенного процесса: Сб.науч.тр./Тшикеш:. - 1984. - 120с.
162. Эстетические исследования: методы и критерии. /М.К.Мамардаышили и др.-М. 1996.-235с.
163. Эстетические отношения искусства и действительности '. Словарь- справочник / Тверской гос.ун-т ; Отв.рсд.М.В.Строганов. - Тверь, 1998. -112с.
164. Эстетическое самосознание русской культуры: 20-е годы XXвека: Антология / Рос. гос. гуманитар, ун-т ; сост. Г. А. Белая ; авт. вступ. ст.: Е.159Трубецкован др.; авт. бногр. заметок: А. Белыр! и др... - Москва: РГГУ,2003. - 718с.
165. Эстетика природы I РАН,Ин-т философтш. - М., 1994. - 230с.
166. Эстетика: информационный nodxojj, I Междунар.акад.тшформашзации Акад.гуманит.наук, Моск.гос.консерватория; Редкол:И.М.Андрееваи др.;Науч.ред.:10.С.Зубов,В.М.Петров. - М: Смысл, 1997. - 138с.
167. Этимологический словарь русского язьпса: в 4 т./ Фасмер М. Т.2. - СПб. 1996. -671с.
168. Я<^ е'/?на:я энциклопедия./Сост. А АЯро1ШП1Ская. - М. 1996. -616с.
169. Яковлев Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религаоведеиие. (Избр. труды) / Е.Г.Яковлев. - М. 2002. - 639с.
170. Яковлев Е.Г. Эстетика молчания, тишииы и света // Вестн.Моск.ун- та.Сер.7.Философ11я.-1993.-К2.-С.50-63
171. Яковяее Е. Г. Эстетика. Искусствозиатпге. Рслигиоведегаге: Нзбр. труды. / Е.Г. Яковлев. - М.: Университет, 2003. - 639 с.
172. Яценко Л.В. Картина М1фа как универсальное средство регуляцхи/Научная картрша М1фа как компонент совремершогоШфовоззрения. 4.1.М. - Обнинск, 1983.160
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.