Экологическая культура кочевников Байкальского региона: общее и особенное тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Иванова, Татьяна Валерьевна

  • Иванова, Татьяна Валерьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2011, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 148
Иванова, Татьяна Валерьевна. Экологическая культура кочевников Байкальского региона: общее и особенное: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Улан-Удэ. 2011. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Иванова, Татьяна Валерьевна

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Кочевничество и экологическая культура: культурфилософский и историко-культурологический анализ

1.1. Кочевничество как объект культурологического дискурса

1.2. Экологическая культура кочевников как предмет культурологического исследования

Глава 2. Экологическая культура кочевников Байкальского региона

2.1. Особенности этнокультурной идентичности кочевников Байкальского региона как фактор зарождения и развития экологической

культуры

2.2. Роль архаических верований и шаманизма в процессе зарождения экологической культуры

2.3. Буддизм и его влияние на экологическую культуру аборигенов

Байкальского региона

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экологическая культура кочевников Байкальского региона: общее и особенное»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В XXI в. угроза экологической катастрофы становится одной из самых насущных проблем современности. Стало очевидно, что вопросы экологосберегающего развития современной цивилизации вышли на первый план научного поиска. Однако всевозможные природоохранные мероприятия, разработка безотходных и замкнутых технологий переработки ресурсов могут лишь замедлить наступление экологического кризиса или как-то смягчить его, но они не в состоянии предотвратить его полностью. Современная экологическая ситуация требует создания, причем, в достаточно короткие сроки, нового... «нравственного императива -нового характера взаимоотношений людей между собой и природой» [141, с. 11]. По своей масштабности и сложности этот переход вполне может быть квалифицирован в истории общечеловеческой культуры как революционный. В поисках дополнительного резерва в обеспечении экологической безопасности необходимо обратиться к историческим и этнокультурным традициям различных народов, каждый из которых накопил за многие столетия как негативный, так и позитивный экологический опыт.

Возникнув в доиндустриальную эпоху в экстремальных природных условиях, кочевники создали своеобразную культуру, хорошо приспособленную к «степной экологии», основу которой составляет экоцентристский тип сознания. В связи с этим актуальной становится тема изучения экологического наследия кочевых народов, традиционная культура которых имела особую природосообразующуюся и природосберегающую направленность. В западных странах такого рода исследования проводились в рамках научной школы «глубинной экологии» и мало касались проблем кочевничества, хотя сами по себе они исследовались достаточно плодотворно. В большом количестве статей и монографий нашли отражение особенности хозяйствования кочевников, их этническая и политическая история, но недостаточно внимания было уделено экологическим аспектам кочевой культуры, которые по своей сути для кочевого образа жизни являются базисными.

Необходимость изучения места и роли кочевничества в мировом культурном пространстве обусловлена не только тем, что в научной литературе имеются определенные пробелы в этом отношении, но и тем, что номады выработали более оптимальные методы регуляции взаимоотношений человека и природы. Исследование кочевничества в ракурсе экологической культуры позволит в новом свете раскрыть его содержание, показать актуальность и практическую значимость его культурно-исторического наследия в условиях глобального экологического кризиса.

Интерес к кочевничеству, вызванный необходимостью целостного его изучения в контексте современной культурологии, продиктованный потребностью культурологического анализа и осмысления его позитивного экологического опыта, определил характер и содержание данной работы.

Степень научной разработанности. В настоящее время существует обширная научная литература, посвященная изучению социально-экономических и культурных институтов кочевых народов. Она представлена рядом крупных монографических работ и обобщающих коллективных трудов.

Многие кочевые народы древности и средневековья сегодня доступны для изучения: хунны - по исследованиям М.И. Артамонова, А.Н. Бернштама, JI.H. Гумилева, С.И. Руденко; население Алтая скифской эпохи - по работам А.Д. Грача; тюрки - по трудам C.B. Киселева, М.И. Артамонова, С.А. Плетневой, А.Х. Халикова; монголы - по исследованиям Г.Е. Маркова, И.М. Майского, И.Я. Златкина, Е.И. Кычанова; казахи - по публикациям Д.К. Кшибе-кова, Н.Э. Масанова, С.Е. Толыбекова и т.д.

В то же время на фоне значительного числа работ, посвященных истории и культуре отдельных кочевых народов ощущается определенный недостаток комплексных исследований по кочевой культуре в целом. Авторы перечисленных исследований в основном ограничиваются традиционным эмпирическим описанием культуры номадов, уделяя основное внимание процессам модернизации кочевого общества. Излишняя социализация проблем нома-

дизма оставила без внимания многие важные стороны жизни кочевых обществ, а поведение кочевников интерпретировалось, главным образом, с рационалистической (экономической) точки зрения.

С 1980-90-х гг. рождаются новые подходы к методологии познания кочевой культуры. Появились работы, в которых при исследовании её генетической структуры и содержания широко используются понятия и категории теории цивилизации. А.И. Мартынов, A.M. Буровский, Д.К. Кшибеков, Н.Н. Крадин отмечая важную роль, которую сыграли номады в истории мировой культуры, все же рассматривают их культуру как своеобразное и маргинальное явление [126, 40, 111, 104].

С совершенно другой стороны к изучению культуры номадов предложил подойти М.С. Каган [88]. Основываясь на применении давно им разработанных принципов синергетического изучения истории культуры, он поставил кочевую и оседлую культуры в один ряд эволюционного развития мирового культурного процесса.

Г.Д. Гачев, продолжая свое сравнительное исследование национальных культур, попытался по-новому раскрыть мировоззренческие основы культуры (космоса) кочевников через единство их национальной природы, характера (склада психики) и менталитета [51]. Одним из оригинальных и, несомненно, эвристически ценных аспектов его исследования является попытка обнаружения типологических связей культуры кочевников древности и средневековья с американской культурой, созданной своего рода «кочевниками» -переселенцами из Европы.

Неоценимый вклад в изучение культуры кочевников внесли российский монголовед H.JI. Жуковская и казахский культуролог З.Ж. Наурзбаева [77, 147]. В работах этих авторов подробно рассмотрены некоторые категории и символы кочевой культуры (время и пространство, мифы, этикет и т.д.), выделены специфические черты, присущие только кочевому миру.

На рубеже 1980-90-х гг. внимание к проблемам экологии заметно усилилось. В отечественных исследованиях утвердился принципиально новый

взгляд на изучение номадизма как экологического феномена. Стало ясно, что без исследований экологических особенностей и выявления факторов, повлиявших на жизнедеятельность кочевничества, невозможно правильно понять и полноценно оценить его содержание. Необходимо заметить, что этот т.н. «прорыв» был подготовлен целым рядом серьезных теоретических и истори-ко-этнологических исследований отечественных кочевниковедов: Б.В. Андрианова, С.И. Вайнштейна, В.В. Грайворонского, JI.H. Гумилева, Т.А. Жданко, H.JI. Жуковской, В.И. Козлова, Г.Е. Маркова, Н.Э. Масанова, А.И. Першица, В.А. Пуляркина, С.И. Руденко, С.Е. Толыбекова, A.M. Хазанова и Др.

В этом плане уникальными являются исследования A.M. Хазанова. Он стал первым, кто попытался охватить весь комплекс проблем исторического, культурологического, социологического, этнографического, экономического, географического, экологического и частично лингвистического характера. Ученым поставлен и рассмотрен ряд важнейших дискуссионных вопросов истории кочевых и полукочевых народов. Изучая в своих работах проблему происхождения номадизма, A.M. Хазанов, в отличие от многих своих предшественников, на первый план выводит природные (экологические), а не социальные факторы в генезисе кочевничества [182]. Результаты исследований A.M. Хазанова дают широкое и вместе детальное представление не только о феномене номадизма в целом, но и его евразийской модели, частью которой является культура кочевников Байкальского региона.

A.M. Буровский, пытаясь выделить ключевые критерии описания и анализа «степной скотоводческой цивилизации», впервые предпринял попытку рассмотреть кочевничество как комплексную экологическую систему. Автор убежден, что «скотоводческие и земледельческие общества неоднозначны по характеру своего воздействия на природу - скотовод живет в ландшафтах, слабее затронутых непосредственной деятельностью человека, а земледелец обитает в ландшафте, который резко контрастирует с естественным и перенасыщен следами его деятельности» [40, с. 159].

Со второй половины 80-х и начала 90-х гг. XX в. наблюдается некоторое оживление интереса к экологическим традициям бурят, эвенков, тувинцев, хакасов и др. Одним из первых крупных исследований в этой области стала коллективная монография «Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии», в которой рассматриваются вопросы соотношения религиозных, социокультурных и психологических традиций в экологической культуре Центрально-Азиатского региона. Основной акцент в этой работе делается на выявление духовных аспектов экокультуры в историческом развитии региона через религиозные традиции шаманизма и буддизма. Значительное внимание уделено изучению роли рассматриваемых аспектов в межнациональном диалоге и во взаимодействии общества и природы [190].

Этноэкологические традиции как социокультурный элемент жизнедеятельности населения Байкальского региона подробно рассмотрены в работе Ц.Б. Будаевой [38, 39]. Исследуя эти вопросы в свете изменения цивилизаци-онных парадигм развития общества, автор рассматривает их как категорию подвижную, выполняющую в первую очередь функцию нормативно-правового регулирования природопользования.

Ценные результаты, характеризующие философские, экономические, правовые, этические, научно-технические, культурно-исторические аспекты экологической культуры, содержатся в работах A.M. Галеевой, Ю.Ю. Галкина, М.Д. Зверева, JI.H. Когана, Э.С. Маркаряна, Ю.П. Ожегова, М.Ю. Солдат-киной, A.B. Яблокова и др. Непосредственно проблемам формирования экологической культуры посвящены работы С.Н. Глазычева, Э.В. Гирусова, Е.А. Когой, Е.В. Никоноровой, Н.Ф. Реймерса и др.

Представления о природе бурят, сойотов, эвенков весьма содержательно отражены в работах этнографов начала XX в. М.Н. Хангалова, Ц. Жамсарано, П.П. Баторова, С.П. Балдаева и продолжены в исследованиях Т.М. Михайлова, Г.Р. Галдановой, JI.P. Павлинской и др. Более пристальное изучение огромного материала, собранного этими учеными, позволяет систематизиро-

вать и обобщить эколого-культурологическое наследие байкальских кочевников.

Проблематика этноконфессиональной экологической культуры центрально-азиатских кочевников разрабатывается в философской, культурологической, исторической и историко-этнографической литературе в работах Н.В. Абаева, Л.Л. Абаевой, О.В. Доржигушаевой и др.[1, 3, 4, 6, 7, 8, 71]. Исследователи отмечают, что именно буддизм с его специфическим отношением к миру и взглядами на место человека в мире оказал сильнейшее влияние на формирование самобытной экологической культуры всех народов Байкальского региона, дав толчок для развития экологической этики.

Актуальность проблемы формирования экологической культуры находит отражение во все увеличивающемся количестве защищенных в последние годы диссертаций на соискание степени кандидата культурологии. Среди них можно выделить, например, диссертационные исследования С.П. Козыревой «Экологическая культура и образование» (Улан-Удэ, 2004); В.И. Хади-евой «Становление и развитие экологической культуры в контексте современного культурологического знания (Улан-Удэ, 2004); А.Д. Середкина «Аксиологические основания экологической культуры: сравнительный анализ религиозных и светских парадигм» (Улан-Удэ, 2005) и др. Авторы этих научных трудов внесли определенный вклад в исследование экологической культуры. Однако, несмотря на высокую научную и практическую ценность этих работ, они в большей степени носят общетеоретический характер, раскрывают, главным образом, понятийные проблемы экокультуры. При всем конкретно-тематическом различии перечисленных диссертаций никто из вышеназванных авторов задачу комплексного исследования экологической культуры кочевников Байкальского региона перед собой не ставил.

Анализ степени изученности темы настоящего исследования позволяет автору отметить явный недостаток работ теоретического и обобщающего характера, посвященных, прежде всего, культурологическому анализу феноме-

на кочевничества. Этот вывод и предопределил выбор темы данного диссертационного исследования, его объект, предмет, цель и задачи.

Объектом исследования является кочевничество как социокультурный феномен.

Предметом исследования выступает экологическая культура кочевников Байкальского региона: общее и особенное.

Цель исследования заключается в определении места и роли экологической культуры в становлении и развитии кочевничества.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• уточнить и конкретизировать содержание понятий «кочевничество» и «кочевая культура», обосновать в русле культурологического анализа методологические аспекты исследования культуры номадов, выявить ее типологические характеристики;

• раскрыть содержание, особенности понятия «экологическая культура кочевников» и определить ее место в структуре традиционной культуры номадов;

• выявить роль экологической культуры в формировании культурной идентичности кочевников Байкальского региона;

• рассмотреть становление и развитие экологической культуры в рамках ранних архаических верований и шаманизма бурят, эвенков, сойотов;

• показать роль буддизма в формировании экологического мировоззрения и поведения байкальских кочевников.

Методологической базой исследования послужили теоретические труды зарубежных и отечественных исследователей кочевничества и кочевой культуры: культуролога (Г.Д. Гачева), историков (H.H. Крадина, Н. Масано-ва), философа (М.С. Кагана).

Специфика объекта исследования, поставленные цели и задачи определили необходимость применения следующих методов:

• типологического, который позволил путем идеализации и логического конструирования отдельных элементов культуры номадов подойти к построению общей теоретической модели кочевой культуры;

• системно-синергетического, который предполагает анализ кочевой культуры как целостной системы. Ее элементы - кочевой образ жизни, мировоззрение, религия, менталитет, экологическая культура и т.д. находятся во взаимообусловленности и взаимозависимости;

• структурно-функционального, который позволил рассмотреть экологическую культуру как базовый элемент культуры кочевников, выполняющий целый комплекс социокультурных функций.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. в свете культурологического подхода к изучению кочевой культуры выявлены методологические аспекты исследования, даны ее типологические характеристики;

2. определено содержание понятия «экологическая культура кочевников», описаны особенности и определено ее место в структуре традиционной культуры номадов;

3. обоснована роль экологической культуры в формировании культурной идентичности кочевников Байкальского региона;

4. раскрыто экологическое содержание архаических дошаманских и шаманских религиозных культов;

5. выявлено влияние буддизма на формирование экологического мировоззрения и поведения кочевых народов.

Научно-практическая значимость диссертации. Содержащиеся в исследовании выводы могут быть полезными для дальнейшего комплексного изучения кочевничества. Результаты работы могут быть использованы при разработке и преподавании общих или специализированных курсов по истории, культурологии, этнологии, религиоведении в высших и средних учебных заведениях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Кочевничество - сложное и целостное социокультурное явление, своеобразный тип культуры, сложившийся в определенных природно-экологических и исторических условиях. Его фундаментом, культурообразу-ющим компонентом является кочевое скотоводство, на основе которого происходило формирование не только самобытной материальной культуры, характера мировосприятия, системы ценностей, ментальных характеристик, но и особого отношения к природе, построенного на принципах единения с ней. Сущность кочевой культуры, ее особенности можно определить только исходя из характеристики взаимоотношений кочевника с природной средой.

2. Созданная кочевниками в экстремальных природно-климатических зонах уникальная экологическая культура становится одним из имманентных элементов, органично встроенных в общую культуру номадов. Она является исторически сложившимся типом отношения к природной среде, функционирующим в качестве норм, идеалов, стереотипов мышления и поведения, ценностно-ориентационных структур, передаваемых из поколения в поколение.

3. Связь человека с природой осуществляется через этнические коллективы, поэтому естественной и необходимой составляющей культуры любого этноса является его экологическая культура. Выполняя функцию сохранения, воспроизводства и трансляции этнической культуры, она может выступать, наряду с языком, этническим самосознанием, религией, важнейшим фактором культурной самоидентичности кочевников Байкальского региона.

4. На ранних этапах культурогенеза кочевников Байкальского региона решающую роль в формировании экологической культуры сыграли архаические дошаманские и шаманские верования, основу которых составляли культы почитания природы.

5. Наряду с шаманизмом и еще более архаическими традиционными верованиями, культами и обрядами существенное влияние на развитие экологической культуры кочевников Байкальского региона оказал тибетский буд-

дизм. Буддизм как система миропонимания, ценностных установок способствовал формированию более высокого уровня их экологического сознания и ознакомил их с экологическими традициями других народов Востока.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены автором в виде докладов на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей, сотрудников и аспирантов БГСХА (Улан-Удэ, 2004, 2005, 2006, 2008, 2009), международном симпозиуме «21 век: Диалог цивилизаций и устойчивое развитие» (Улан-Удэ, 2001), всероссийской конференции «Язык, культура, общество: социально-культурные аспекты развития регионов Российской Федерации» (Ульяновск, 2002); международной научно-практической конференции «Народы Центральной Азии в XXI в.» (Улаанбаатар, 2003), международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне (Улан-Удэ, 2005), всероссийской научно-практической конференции «Сибирь и Россия: освоение, развитие, перспективы» (Улан-Удэ, 2009), региональной молодежной научно-практической конференции «Народы Сибири в составе Российского государства: история и современность» (Улан-Удэ, 2011).

Важнейшие положения и выводы исследования отражены в 12 авторских публикациях, в том числе в 2 статьях, опубликованных в рецензируемом научном журнале. Общий объем публикаций по теме исследования -2,5 п.л.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами, стоящими перед исследователем. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и библиографии.

Глава 1. КОЧЕВНИЧЕСТВО И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

§ 1.1. Кочевничество как объект культурологического дискурса

К настоящему времени собрано много сведений о кочевых обществах, истории их возникновения и дальнейшего развития, однако, до сих пор большинство входящих в эту проблему вопросов далеки от научного разрешения. Проблема осложняется и тем, что в литературе долгое время отсутствовало общепринятое понимание термина «кочевничество», а также его международного синонима «номады», что порождало и порождает определенные трудности при исследовании проблем, связанных с особенностями кочевой культуры.

Под этим термином многими исследователями объединяются все народы, ведущие подвижный образ жизни, которые представлены весьма обширно: «это рыболовы, охотники и оленеводы Евразии и Америки; бродячие собиратели и охотники Америки, Африки и Австралии; цыгане, и, наконец, кочевые скотоводы» [14, с. 53].

Таким образом, определение данного термина ставится в зависимость только от одного критерия - географического, т.е. перемещения человеческих групп в пространстве. При таком чрезмерно обширном понимании этого термина в число кочевников причисляются народы, составляющие существенную часть оседло-земледельческого социального организма, однако необходимо подчеркнуть, что термин «кочевник» отличен от значения слова «движение», к которому его традиционно приписывают.

Кочевание номадов практически никогда не носило беспорядочного характера, т.е. кочевники не двигались за скотом в любом направлении. По мнению большинства исследователей, «чистые кочевники», не имеющие никаких элементов оседлости, являются большой редкостью, большинство номадов ведут или вели полукочевой образ жизни. Каждое племя и отдельный

семейно-родовой коллектив имели ясное представление о границах территории своих традиционных кочевий и не допускали хозяйничания на них посторонних.

Кочевники жестко привязаны к земле, двигаясь за скотом в рамках определенной замкнутой территории, они строго соблюдали районы своего передвижения. Их жизнь была также по-своему оседлой, естественно, эта оседлость имела определенные особенности. «Экодом» кочевников занимает значительно большие, чем у земледельцев, пространства, охватывая крупные географические объекты - реки, горы, подразделяясь на отдельные микрозоны, обжитые родоплеменными группами.

Часто при использовании определения, основанного на критерии подвижности населения, наряду с кочевниками-номадами подразумеваются и бродячие охотники-собиратели и конные охотники. Но необходимо вспомнить, что сам термин «номады» восходит к греческому «nomades», что в переводе означает «пастбище, пастух». Именно в этом значении кочевые народы вошли в отечественную научную традицию [160, 124, 43, 182], а затем стали их международным синонимом. Поэтому представляется целесообразным в контексте данной работы использовать термины «номады» и «кочевники» как синонимы и закрепить их лишь за специфическими формами подвижного скотоводства, а остальные виды хозяйственной деятельности, также сопряженные с подвижностью, именовать «бродячими».

Кочевое скотоводство редко отделено от других видов хозяйственной деятельности. Как известно, ни один хозяйственный тип, в том числе и кочевничество, никогда не существовал в чистом виде. Хозяйство всегда комплексно, но при этом одни виды деятельности занимают подчиненное положение, тогда как другие составляют основные способы добывания средств к существованию, определяя их хозяйственный тип. Кочевники на разных этапах своей истории занимались и земледелием, и торговлей, и охотой, но основу их существования всегда составляло экстенсивное скотоводство.

В связи с этим представляется, что термин «кочевничество» следует применять к обществам, у которых основной способ добывания жизненных благ осуществляется средствами экстенсивного пастбищного кочевого скотоводства, а другие виды хозяйственной деятельности связаны с ним различными переходными формами.

Остается неясным, какие же типы или виды скотоводческого хозяйства объединяются термином «кочевничество», а какие находятся за его пределом. К сожалению, несмотря на важность выработки критериев для разграничения кочевых, полукочевых и полуоседлых форм скотоводческого хозяйства, в этом вопросе до сих пор нет общепринятой точки зрения. Имеющиеся в научной литературе классификации основываются, главным образом, на технологической стороне хозяйствования, а все другие факторы жизнедеятельности общества остаются без внимания. Разные по характеру явления -кочевания номадов и отгонное скотоводство полуоседлого и оседлого населения обозначались, таким образом, одними и теми же терминами. Но лагерь пастухов-скотоводов - это не то же самое, что лагерь кочевников, необходимо, чтобы мобильной была вся социальная группа, и только в этом случае можно будет говорить о скотоводческом кочевничестве. Это уточнение крайне важно, поскольку корни скотоводческого кочевничества и оседлого скотоводства не совпадают.

Накопление обширного материала, появление ряда публикаций, содержащих рекомендации по классификации скотоводческого хозяйства в различных регионах, сделали возможным попытку обобщения имеющихся данных по кочевничеству. Исследования в области скотоводства выделяют следующие его формы: оседлое, подвижное (полуоседлое) и собственно кочевое [125, с. 85; 42, с. 71-73].

Время возникновения кочевой культуры определяется весьма различно, и предложенные даты варьируются очень сильно: III тысячелетие до н.э. [132, с. 112]; рубеж II -1 тысячелетия до н.э. [155, с. 5; 61, с. 76]; некоторые отечественные ученые полагают, что хозяйственно-культурный тип кочевого

скотоводства сложился в скифскую эпоху, датируя его утверждение серединой или началом I тыс. до н.э. [115, с. 9; 12, с. 45; 183, с. 27] и даже I тыс. н.э. [13, с. 96-97; 16, с. 13]. При этом одни исследователи полагают, что переход от комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства к кочевому образу жизни имел характер скачка и был совершен в течение одного-двух поколений [123], другие считают, что это был длительный и постепенный процесс, растянувшийся на века и тысячелетия [132]. Подобный разброс во мнениях связан с неоднозначным пониманием сущности кочевничества и предпосылок, необходимых для его возникновения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Иванова, Татьяна Валерьевна, 2011 год

Библиография

1. Абаев Н.В. Культурные традиции народов Востока и современное экологическое сознание / Н.В. Абаев, Ю.А. Асоян // Методолог, аспекты изучения истории дух. культуры Востока. - Улан-Удэ, 1988. - С.33-54.

2. Абаев Н.В. Некоторые мировоззренческие и духовно-культурные факторы организации и самоорганизации «кочевой» цивилизации / Н.В. Абаев // Вестник ТГУ. Социальные и гуманитарные науки. - 2009. - №1. - С.4-13.

3. Абаев Н.В. Человек и природа в даосизме и буддизме / Н.В. Абаев // Обществ. науки за рубежом. Сер. Востоковедение и Африканистика. - 1981. - №

4. - С.213-217.

4. Абаев Н.В. Экологическая культура народов Центральной Азии и буддизм / Н.В. Абаев // К 250 - летию официального признания буддизма в России: тез. докл. науч. конф., г. Улан-Удэ, 16-17 июля 1991 г. - Улан-Удэ, 1991. - С.40-45.

5. Абаева Л.Л. Исторические корни этнического самосознания и самоидентификации бурят в культурном и пространственно-временном измерении / Л. Л. Абаева // Буряты в контексте современных этнокультурных и этносоциальных процессов. Традиционная культура, народное искусство и национальные виды спорта бурят в условиях полиэтничности: сб. ст. - 2006. - Т. 3: Диаспоры в контексте современных этнокультурных и этносоциальных процессов. - С.3-14.

6. Абаева Л.Л. Культ гор и буддизм в Бурятии (Эволюция верований и культов селенгинских бурят) / Л.Л. Абаева. - М.: Наука, 1992. - 142 с.

7. Абаева Л.Л. Особенности этноэкологических традиций народов региона Байкала / Л.Л Абаева., Н.В. Абаев // Стратегия устойчивого развития Байкальского региона. - Улан-Удэ, 1998. - С.295-316.

8. Абаева Л.Л. Этноэкологические традиции и культура народов Центральной Азии / Л.Л. Абаева, Н.В. Абаев // Интеллигенция: проблемы гуманизма, народа, власти: Мат. науч.-практ. конф., Улан-Удэ, 21-24 сент. 1994 г. - Улан-Удэ: 1984. - Ч. 3. - С.7-11.

9. Аванесова Г.А. Культура как самоорганизующаяся система / Г.А. Аване-сова // Синергетика, философия, культура. - М., 2001. - 119 с.

10. Адыгбай И.О. Этноэкологические аспекты традиционной культуры кочевников / И.О. Адыгбай // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центр. Азии: материалы междунар. науч. конф. - Улан-Удэ, 2000. - Т.1.

- С.219-222.

11. Акимова Т.А. Экология: Учебник для вузов / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин.

- М.: ЮНИТИ, 1998. - 340 с.

12. Акишев К.А. К проблеме происхождения номадизма в ариадной зоне древнего Казахстана / К.А. Акишев // Поиски и раскопки в Казахстане. - Алма-Ата, 1972. - С.31-46.

13. Андрианов Б.В. Некоторые проблемы этнографии ариадной зоны / Б.В. Андрианов, Э.М. Мурзаев // Сов. этнография. - 1964. - № 4. - С 91-102.

14. Андрианов Б.В. Неоседлое население мира (историко-этнографическое исследование / Б.В. Андрианов. - М.: Наука, 1985. - 280 с.

15. Андрианов Б.В Хозяйственно-культурные типы и исторический процесс / Б.В. Андрианов // Сов. этнография. - 1968. - № 2. - С.23-33.

16. Андрианов Б.В. Хозяйственно-культурные типы и проблема их картографирования / Б.В. Андрианов, H.H. Чебоксаров // Сов. этнография. - 1972. - № 2.- С.3-16.

17. Анисимов А.Ф. Космологические представления народов Севера / А.Ф. Анисимов. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1959. - 105 с.

18. Арешян Г.Е. Роль неоседлых скотоводов в развитии цивилизаций Евразии / Г.Е. Арешян // Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. -Алма-Ата, 1989. - С.21-24.

19. Арутюнов С.А. Культурологические исследования и глобальная экология / С.А. Арутюнов // Вестн. АН СССР - 1980. - № 12. - С.92-97.

20. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. - М.: Наука, 1989. - 243 с.

21. Арутюнов С.А. Проблемы типологического исследования механизмов жизнеобеспечения в этнической культуре / С.А. Арутюнов, Ю.И. Мктрумян // Типология основных элементов традиционной культуры. - М., 1985. - С.19-33.

22. Асоян Ю.А. Реликты ранних представлений о природе в традиционной культуре бурят / Ю.А. Асоян // Сов. этнография - 1990. - №5. - С. 126-132.

23. Афонина В.Н. Глобальная экология и проблема культурной традиции /

B.Н. Афонина // Взаимоотношение общества и природы (философско-методологические аспекты экологической проблемы). - М.: Наука, 1986. -

C.308-314.

24. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян / А.К. Байбурин. - Л., 1983. - 188 с.

25. Басилов В. Н. Что такое шаманство? / В.Н. Басилов // Этнограф, обозрение. - 1997. - №5. - С.3-16.

26. Баторов П.П. Культ орла у северобайкальских бурят / П.П. Баторов // Бу-рятиеведение - 1927. - № 3-4. _ С.79-82.

27. Баторова Е.Б. Методологические аспекты определения сущности цивили-зационного развития бурят / Е.Б. Баторова // Взаимоотношение народов России, Сибири и Дальнего Востока: история и современность. Нац., соц. и эконом. развитие Байкал. Азии: материалы III междунар. науч.-практ. конф., г. Улан-Удэ, 16-20 сент. 1999 г. - Улан-Удэ, 2000. - С.29-32.

28. Баторова Е.Б. Социокультурные признаки кочевой цивилизации / Е.Б. Баторова, Е.К. Митупова // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центр. Азии: материалы междунар. науч. симп., г. Улан-Удэ - оз. Байкал, 20-26 июня 2000 г. - Улан-Удэ, 2000. - Т.2. - С.47-50.

29. Бахарев В.В. Экологическая культура как фактор устойчивого развития социума / В. В. Бахарев. - Ульяновск: Изд-во Ульян, гос. ун-та, 1999. - 446 с.

30. Безертинов Р. Н. Древнетюркское мировоззрение. Тэнгрианство / Р.Н. Безертинов. - Казань: РИЦ «Школа», 2006. - 164 с.

31. Беляева JI.А. Проблемы экологии в системе ценностей и поведенческих практик населения России / Л.А. Беляева // Экологическая этика и образование в целях устойчивого развития. Материалы Байкальской конференции ЮНЕСКО, Улан-Удэ, 2006. - С.28-33.

32. Бертагаев Т.А. Культ богини матери и огня у монгольских племен / Т.А. Бертагаев // Сов. этнография. - 1973. - № 6. - С.120-125.

33. Бондаренко В.Д. Культура общения с природой / В.Д. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1987. - 184 с.

34. Борейко В. Е. Постижение экологической теологии / В.Е. Борейко. - Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2000. - 88 с.

35. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. - М.: Наука, 1983. -411 с.

36. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография / Ю.В. Бромлей. - М.: Наука, 1973. -283 с.

37. Бромлей Ю.В. Цивилизации в системе общественных наук / Ю.В. Бромлей // Цивилизации. - М., 1993. - Вып. 2. - С.229-234.

38. Будаева Ц.Б. Экологические традиции коренного населения Байкальского региона (на примере Республики Бурятия)/ Ц.Б. Будаева. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. - 190 с.

39. Будаева Ц.Б. Этноэкологические традиции: история и современность

( на примере экологических традиций бурят) / Ц.Б. Будаева.- Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2003. - 192 с.

40. Буровский A.M. Степная скотоводческая цивилизация: критерии описания, анализа и сопоставления /A.M. Буровский // Цивилизации. - М.Д995. -Вып. 3.-С. 151-164.

41. Бурятско-русский словарь / Под ред. K.M. Черемисова. - М.: Сов. энциклопедия, 1973. - 804 с.

42. Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства / С.И. Ванштейн. - М.: Наука, 1972. - 311 с.

43. Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии / С.И. Ванштейн - М.: Наука, 1991. -296 с.

44. Владимирцов Б .Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм / Б.Я. Владимирцов. - JL: Изд-во Академия наук, 1934. - 224 с.

45. Вязников A.B. Экология в религиозных верованиях народов Центральной Азии / A.B. Вязников // Центрально-азиатский шаманизм: филос., ист., рели-гиоз. аспекты: материал, междунар. науч. симп., г. Улан-Удэ - оз. Байкал, 2026 июня 1996 г. - Улан-Удэ, 1996. - С. 134-135.

46. Вяткина К.В. Культ коня у монгольских народов / К.В. Вяткина // Сов. этнография. - 1968. - №6. - С.117-122.

47. Гаврюшин Н.К. Христианство и экология / Н.К. Гаврюшин // Вопр. философии - 1995. - №3. - С.53-59.

48. Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят / Г.Р. Галданова. - Новосибирск: Наука, 1987. - 116 с.

49. Галданова Г.Р. Ритуал шаманского посвящения и культ дерева в бурятском шаманизме/ Г.Р. Галданова // Центр.-азиат. шаманизм: философ., ист., религиоз. аспекты: материалы междунар. научн. симпозиума, г. Улан-Удэ -оз. Байкал, 20-26 июня 1996 г. - Улан-Удэ, 1996. - С. 102-104.

50. Галданова Г.Р. Традиционные верования бурят в системе буддизма / Г.Р. Галданова // Бурят, буддизм: история и идеология. - Улан-Удэ, 1997. - С.92-103.

51. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Евразия - космос кочевника, земледельца и горца / Г.Д. Гачев. - М.: Институт ДИ-ДИК, 1999. - 368 с.

52. Герасимова K.M. Буддизм и онтология традиционных верований / K.M. Герасимова // Буддизм и культурно-психолог. традиции народов Востока. -Новосибирск, 1990. - С.43-63.

53. Герасимова K.M. Культ обо как дополнительный материал для изучения этнических процессов в Бурятии / K.M. Герасимова // Этнограф. Сборник-Улан-Удэ, 1969. - Вып. 5. - С.105-144.

54. Гирусов Э. В. Основы социальной экологии: Учеб. пособ. для вузов по спец. «Экология» / Э.В. Гирусов. - М.: Изд - во РУДН, 1998. - 172 с.

55. Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры / Э.В. Гирусов // Экология, культура, образование - М., 1989. - С. 11-18.

56. Гирусов Э.В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма / Э.В. Гирусов // Философия и общество. - 2009. - №3-4. - С.74-92.

57. Глазачев С.Н. Сохраним и приумножим ценности экологической культуры мира / С.Н. Глазачев // Эпосинформ. - 1998. - №6. - С. 11-39.

58. Глазачев С. Экологическая культура мира - приоритет безопасности планеты / С. Глазачев // Зеленый мир. - 2003. - № 9-10. - С.17.

59. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя: исследования и разработки экогуманитарной парадигмы / С. Глазачев. - М., Современный писатель, 1998. - 432 с.

60. Глазачев С.Н. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии / С.Н. Глазачев, Е.А. Когой. - М.: Горизонт, 1999. - 174 с.

61. Грайворонский В.В. От кочевого образа жизни к оседлости (на опыте МНР) / В.В. Грайворонский. - М.: Наука, 1979. - 177 с.

62. Грязнов М.П. Некоторые вопросы сложения и развития ранних кочевников Казахстана и Южной Сибири / М.П. Грязнов // Краткие сообщ. ин-та этнографии (КСИЭ). - 1955. - Вып. 24. - С. 19-29.

63. Гумилев JI.H. Истоки ритма кочевой культуры Срединной Азии / JT.H. Гумилев // Народы Азии и Африки. - 1966.- № 4. - С.85-94.

64. Гумилев JI.H. Роль климатических колебаний в истории народов степной зоны Евразии / Л.Н. Гумилев // История СССР. - 1967.- № 1. - С.53-66.

65. Гумилев Л.Н. Люди и природа Великой степи (Опыт объяснения некоторых деталей истории кочевников) / Л.Н. Гумилев // Вопр. истории. - 1987. -№ 11.-С. 64-77.

66. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. - М.: «Институт Ди Дик», 1997. - 640 с.

67. Давыдов Ю. Н. Культура-природа-традиция / Ю.Н. Давыдов // Традиция в истории культуры. - М., 1978. - С.41-60.

68. Дандарон Б.Д. 51 психический элемент виджнянавадинов / Б.Д. Дандарон // Гаруда. - 1994. - №2. - С.3-8

69. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов -на -Дону: Феникс, 1996. - 480 с.

70. Долгосурэн Ж. Обряды поклонения и сакрализации природы в традиционной культуре монголов / Ж. Долгосурэн // Обсерватория культуры. - 2009 .- №5. - С.65-69.

71. Доржигушаева О.В. Экологическая этика буддизма: Учеб. пос. / О.В. Доржигушаева.- СПб.: Изд-во «Карма Йеше Палдрон», 2002.- 68 с.

72. Жамбалова С.Г. Традиционная охота бурят / С.Г. Жамбалова. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 174 с.

73. Жуковская Н.Л. Буддийско-шаманский синкретизм у монголов и бурят / Н.Л. Жуковская // Актуал. проблемы истории религии и атеизма. - Чебоксары: Изд-во ЧТУ, 1982. - С.22-31.

74. Жуковская Н.Л. Влияние монголо-бурятского шаманизма и дошаманских верований на ламаизм / Н.Л. Жуковская // Проблемы этнографии и этнич. истории народов Вост. и Юго-Вост. Азии. - М., 1968. - С.211-237.

75. Жуковская Н.Л. Пространство и время в мировоззрении монголов / Н.Л. Жуковская // Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. - М.: Наука, 1986.-С.118-135.

76. Жуковская Н.Л. Формы проявления культа природы в пантеоне и ритуалах ламаизма / Н.Л. Жуковская // Религия и мифология народов Вост. и Южной Азии. - М., 1970. - С.99-120.

77. Жуковская Н.Л. Судьба кочевой культуры: рассказы о Монголии и монголах / Н.Л. Жуковская. - М., 1990. - 122 с.

78. Жуковская Н.Л. Цаган Эбуген // Мифы народов мира. Т. 2. - М., 1992. -С. 611.

79. Златкин И.Я Концепция истории кочевых народов А.Тойнби и историческая действительность / И.Я. Златкин // Соврем, историография стран зару-беж. Востока. Проблема соц.-полит, развития. -М., 1971.-С.131-194.

80. Златкин И.Я. А. Тойнби об историческом прошлом современном положении кочевых народов / И.Я. Златкин // Вопр. истории. - 1971. - №2. - С. 88102.

81. Златкин И.Я. Некоторые проблемы социально-экономической истории кочевых народов / И.Я. Златкин // Народы Азии и Африки. - 1973. - №1. - С. 61-71.

82. Иванова Т.В. Экологические ценности в общественном сознании / Т.В. Иванова // Вопросы философии. - 1999. - № 3. - С. 83-88.

83. Игнатова В.А. Интегрированные учебные курсы как средство формирования экологической культуры учащихся: автореф. дис. ... док. пед. наук: спец. 13.00.01 / В.А. Игнатова. - Тюмень, 1999. - 46 с.

84. Игнатова В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика / В.А. Игнатова. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 1998. - 195с.

85. Игнатова В.А. Экологическая культура: грани постижения / В.А. Игнатова // Формирование эколог, культуры учащихся: проблемы и перспективы: материалы межрегион, науч.-практ. конф. - Тюмень, 1999. - 145 с.

86. Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции. - Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2004. - 262 с.

87. Инэда К. Экологическая проблематика в контексте буддизма / К. Инэда // Глоб. проблемы и общечелов. ценности. - М., 1990. - С. 289-308.

88. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Т.1 / М.С. Каган.-СПб., 2003.-368 с.

89. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание / М.С. Каган. - Л. Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. - 384 с.

90. Каган М.С. Синергетика и культурология / М.С. Каган // Синергетика и методы науки. - СПб., 1998. - С. 201-219.

91. Казначеев В.П. Экология культуры и народная экология / В.П. Казначеев, Л.Г. Борисова, Р.П. Зверева, Е.П. Маточкин // Культура народностей Севера традиция и современность. - Новосибирск, 1986. - С. 18-31.

92. Коган Л.Е. Урбанизация и природа / Л.Е. Коган, Ф.М. Листерунг // Природа. - 1975. - №3. - С. 12-26.

93. Когой Е.А. Экологическая парадигма культуры и образования / Е.А. Ко-гой / Соц.-гуманитар. знания. - 2000. - № 4. - С. 114-118.

94. Кодар А. Тенгрианство в свете номадологии Делеза-Гваттари / А. Кодар // Новые исслед. Тувы. - 2009. - №4. - С.82-91.

95. Козлов В.И. Что же такое этнос / В.И. Козлов // Природа. - 1971.- № 2. -С.71-74.

96. Козлов В.И. Основные проблемы этнической экологии / В.И. Козлов // Сов. этнография. - 1983. - №1. - С.3-15.

97. Козырева С.П. Экологическая культура и образование: автореф. дис. ... канд. культурологии: спец. 24.00.01 / С.П. Козырева. - Улан-Удэ, 2004. - 21 с.

98. Кокшаров Н. Духовная культура и состояние природной среды / Н. Кок-шаров // Человек. Природа. Современность: мат-лы науч. конф. Курск, -1991.- С.25-26.

99. Коновалов П.Б. Этнические аспекты истории Центральной Азии (древность и средневековье) / П.Б. Коновалов. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999.-214 с.

100. Корнев В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии / В.И. Корнев. - М.: Наука, 1983. - 248 с.

101. Кочергин А.Н. Экология и техносфера / А.Н. Кочергин. - М., 1995. -199 с.

102. Кочешков Н.В. Культ природы в фольклоре монгольских народов / Н.В. Кочешков // Этнос и природ, среда. - Владивосток, 1997. - С.45-58.

103. Крадин H.H. Кочевые общества. Проблемы формационной характеристики /H.H. Крадин. - Владивосток: Дальнаука, 1992. - 240 с.

104. Крадин H.H. Кочевничество в цивилизационном и формационном развитии / H.H. Крадин // Цивилизации. - 1995. - Вып. 3 - С. 164-179.

105. Крадин H.H. Стадиальные и цивилизационные особенности кочевых обществ / H.H. Крадин // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центр. Азии: материалы междунар. науч. симп., г. Улан-Удэ - оз. Байкал, 20-26 июня 2000 г. - Улан-Удэ, 2000. - Т.1. - С.74-80.

106. Крадин H.H. Кочевники Евразии / H.H. Крадин. - Алма-Ата: Дайк-Пресс, 2007. - 416 с.

107. Крупник И.И. Арктическая этноэкология. Модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии / И.И. Крупник. - М.: Наука, 1989. - 272 с.

108. Кукк A.A. Экологическая культура социалистического природопользования: автореф. дис. ... канд. филос. наук: спец. 09.00.01 / A.A. Кукк. - Л., 1984.- 26 с.

109. Культура: теории и проблемы: Учеб. пособ. для студентов и аспирантов гуманитар, спец. / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. - М.: Наука, 1995. - 279 с.

110. Кушнер П.И. Этнические территории и этнические границы / П.И. Кушнер.- М.: Наука, 1951. - 280 с.

111. Кшибеков Д.К. Кочевое общество как тип цивилизации / Д.К. Кшибе-ков // Вестн. АНКаз. ССР. - 1991. - №9. - С. 13-18.

112. Кшибеков Д. Кочевое общество: генезис, развитие, упадок / Д.К. Кшибеков. - Алма-Ата: Наука, 1984. - 338 с.

113. Лапина З.Г, Шилин К.И. Экософия духовной культуры будущего / З.Г Лапина, К.И. Шилин // Энциклопедия живого знания. Т. 14. - М.,- 2007. - 640 с.

114. Лашук Л.П. Кочевничество и общие закономерности истории / Л.П. Лашук // Сов. этнография - 1973. - №2. - С.83-95.

115. Левин М.Г. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические общности (к постановке вопроса) / М.Г. Левин, H.H. Чебок-саров // Сов. этнография. - 1955. - №4. - С.3-18.

116. Лихачев Б.Т. Философия воспитания / Б.Т. Лихачев. - М.: Владос, 1995.- 335 с.

117. Мазин А. И. Традиционные верования и обряды эвенков-ороченов (конец XIX - начало XX в.) / А.И. Мазин. - Новосибирск: Наука, 1984. - 231 с.

118. Мазур И.И. Путь к экологической культуре / И.И. Мазур, О.Н. Козлова, С.Н. Глазачев. - М.: Горизонт, 2001. - С. 17-19.

119. Мангатаева Д.Д. Эволюция традиционных систем жизнеобеспечения коренных народов Байкальского региона / Д.Д. Мангатаева. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. - 215 с.

120. Манжигеев И.А. Бурятские шаманские и дошаманистические термины. Опыт атеистической интерпретации / И.А. Манжигеев. - М.: Наука, 1978. -127 с.

121. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука / Э.С. Маркарян. -М.: Мысль, 1983.-284 с.

122. Маркарян Э.С. Сравнительный анализ цивилизаций сквозь призму поиска стратегии экологического выживания / Э.С. Маркарян // Цивилизации. -М., 1993. -Вып.2.-С.112-121.

123. Марков Г.Е. Кочевники Азии: структура хозяйства и общественной организации / Г.Е. Марков. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 320 с.

124. Марков Г.Е Некоторые проблемы возникновения и ранних этапов кочевничества в Азии / Г.Е. Марков // Сов. этнография - 1973. - №1. - С. 101113.

125. Марков Г.Е. Скотоводческое хозяйство и кочевничество. Дефиниции и терминология / Г.Е. Марков // Сов. этнография - 1981. - №4. - С.83-94.

126. Мартынов А.И. О степной скотоводческой цивилизации I тыс. до. н.э. / А.И. Мартынов // Взаимодействие кочевых культур и древ, цивилизаций. -Алма-Ата, 1989. - С.284-292.

127. Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов. Основы жизнедеятельности номадного общества / Н.Э. Масанов. - Алма-Ата - Москва, 1998. - 319 с.

128. Масанов Н.Э. Проблемы социально-экономической истории Казахстана на рубеже XYIII - XIX вв. / Н.Э. Масанов. - Алма-Ата: Наука, 1984. - 176 с.

129. Массон В.М. Номады и древние цивилизации: динамика и типология взаимодействия / В.М. Массон // Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций.- Алма-Ата, 1989. - С.81-89.

130. Медведев А.П. К исторической оценке скотоводческих обществ на Юге Восточной Европы II-I тыс. до н.э. / А.П. Медведев // Вестн. Воронеж, ун-та. Сер. гуманит. науки. - 2001. - №2. - С.159-180.

131. Медведев А.П. «Степная цивилизация» или «степная альтернатива цивилизации»? / А.П. Медведев // Исторические записки. - Вып.9. - Воронеж, 2003. - С.101-114.

132. Мерперт Н.Я. Древнейшие скотоводы Волжско-уральского междуречья / Н.Я. Мерперт. - М.: Наука, 1974. - 152 с.

133. Миненко H.A. Экологические знания и опыт природопользования русских крестьян Сибири XVIII - пер. пол. XIX в. / H.A. Миненко. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние. - 1991. - 208 с.

134. Минкявичус Я.В. Место и роль культуры во взаимодействии общества и природы / Я.В. Минкявичус // Философия и культура: материалы XYII Всемир. философ, конгр.: проблемы, дискуссии, суждения. - М., 1987. -С.216-235.

135. Михайлов Т.М. Анимистические представления бурят / Т.М. Михайлов // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. - Л., 1976. - С.292-319.

136. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура, социальная функция / Т.М. Михайлов. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1987. - 287 с.

137. Михайлов Т.М. Влияние ламаизма и христианства на шаманизм бурят / Т.М. Михайлов // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири. -Л., 1979.-С.127-149.

138. Михайлов Т.М. Природа и человек в шаманизме монгольских народов: Препринт / Т.М. Михайлов. Новосибирск, 1983. - 50 с.

139. Михайлов Т.М. Шаманизм, социум и культура тюрко-монгольских народов / Т.М. Михайлов // Материалы междунар. науч. симп. «Центр.-азиат. шаманизм: философ., ист., религиоз. аспекты. - Улан-Удэ, 1996. - С.108-110.

140. Моисеев H.H. Нравственность и феномен эволюции. Экологический императив и этика XXI в. / H.H. Моисеев // Общественные науки и современность. - 1994. - № 6. - С. 131-139.

141. Моисеев H.H. Сохранить человечество на Земле / Обращение к участн. кругл, стола по книге H.H. Моисеева «Быть или не быть... человечеству?» // Экология и жизнь. - 2000.- №1 (13). - С.11-12.

142. Моисеев H.H. Экологический образ гуманитарного знания: поиск пути / H.H. Моисеев // Alma Mater: Вестник высшей школы. - 2007. - №6. - С.37-42.

143. Моисеев Н.Н О необходимых чертах цивилизации будущего / H. Н. Моисеев // Вестник экологического образования в России. - 2010. - № 1 (55). -С. 23-25.

144. Мордкович В.Г. Судьба степей / В.Г. Мордкович, А.М. Гиляров, A.A. Тишков, С.А. Баландин - Новосибирск: «Мангазея», 1997. - 208 с.

145. Морохоева 3. П. Личность в культурах Востока и Запада / З.П. Морохо-ева. - Новосибирск: ВО "Наука".Сиб. издат. фирма, 1994. - 206 с.

146. Мэнэс Г. О семантике теонима Ульген / Г. Мэнэс // Исследования по исторической этнографии монгольских народов. -М., 1986. - С.93-102.

147. Наурызбаева З.Ж. Мифоритуальные основания казахской культуры / З.Ж. Наурызбаева.- Алма-Ата, 1999. -211с.

148. Ногтева Е.В. Развитие экологической культуры учащихся / Е.В. Ногте-ва, И.Д. Лушников. - Вологда: ВИРО, 2004. - 246 с.

149. Нуржанов Б. Город и степь / Б. Нуржанов // Евраз. сообщ-во: экономика, политика, безопасность. - 1997. - .№ 3. - С.183-198.

150. Ожегов Ю.П. Экологический импульс. Проблемы формирования экологической культуры молодежи / Ю.П. Ожегов, Е.В. Никонорова. - М.: «Молодая гвардия», 1990. -271 с.

151. Окладников А.П. История культуры Бурятии / А.П. Окладников. -Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1976. - 458 с.

152. Осмонова Н.И. Культурные основания мифа как фактора национальной идентификации / Н.И. Осмонова // Общечелов. и нац. в философии: II меж-дунар. науч.-практ. конф. КРСУ, 27-28 мая 2004 г. Материалы выст. - Бишкек, 2004.-С. 158-165.

153. Павлинская JI.P. Кочевники голубых гор. (Судьба традиционной культуры народов Восточных Саян в контексте взаимодействия с современностью) / JI.P. Павлинская. - СПб.: Изд-во «Европейский дом», 2002. - 263 с.

154. Павлинская JI.P. Становление и развитие хозяйственной традиции на территории Прибайкалья и Забайкалья / JI.P. Павлинская, С.Г. Жамбалова // Культур, традиции народов Сибири. - JL, 1986. - С.237-261.

155. Плетнева С.А. Кочевники Среденевековья: поиски исторических закономерностей / С.А. Плетнева. - М.: Наука, 1982. - 186 с.

156. Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая пол. XIX-нач. XX вв). - Л.: Наука, 1976. - 331 с.

157. Реймерс Н.Ф. Начала экологических знаний: Учеб. пособ. / Н.Ф. Рей-мерс. - М.: МНЭПУ, 1993.- 261 с.

158. Реймерс Н.Ф. Новая тенденция в развитии современной культуры / Н.Ф. Реймес // Вест. АН. СССР. - 1980. - №12. - С.86-91.

159. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Словарь -справочник. - М.: Просвещение, 1992. - 320 с.

160. Руденко С.И. К вопросу о формах скотоводческого хозяйства и кочевниках / С.И. Руденко // Материалы по отд. этнографии географ, общ-ва СССР. - Л., 1961. - Вып. 1. - С.2-15.

161. Сафронов И.П. Экологическая культура общества: проблема развития / И.П. Сафронов // Аспекты развития. - Оренбург, 1993. - Вып.1. - С.28-32.

162. Середкина А.Д. Аксиологические основания экологической культуры: сравнительный анализ религиозных и светских парадигм: автореф. дис. ... канд. культурологии: спец. 24.00.01 /А.Д. Середкин. - Улан-Удэ, 2005. - 20 с.

163. Ситаров В.А. Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Ситарова, В.В. Пустовойтов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 280 с.

164. Смирнов А.П. Скифы / А.П. Смирнов. - М.: Наука, 1966. - 200 с.

165. Содномпилова М. В. Природные и культурные ориентиры жизненного пространства номадов Центральной Азии / М.В. Содномпилова // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации: сб. науч. тр. - Иркутск: Типография «Оттис». - 2003. - С.90-112.

166. Содномпилова М. В. Концепт Родины в культуре монгольских народов / М.В. Содномпилова // Этнографическое обозрение. - 2007. - №3. - С.124-134.

167. Соколова З.П. Культ животных в религиях / 3.П. Соколова. - М.: Наука, 1972.-214 с.

168. Сыргакбаева A.C. Соотношение традиционного и урбанистического модусов бытия в современном казахстанском обществе [Электронный ресурс]: / A.C. Сыргакбаева Алматинский гос. ун-т им. Абая. Режим доступа: http://lpur.tsu.ru/Seminar/a0102/050.htm, свободный - Загл. с экрана.

169. Тишкин A.A. Социальная структура и система мировоззрений населения Алтая скифской эпохи / A.A. Тишкин, П.К. Дашковский. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та. - 2003. - 430 с.

170. Тойнби А. Религиозные основы современного экологического кризиса. Средство спасения? / А. Тойнби. Пер. А. Рыкаловой // Наука и религия. -1974. - №6. - С.52-54.

171. Толыбеков С.Е. Кочевое общество казахов в XYII - начале XX в.: политико-экономический анализ / С.Е. Толыбеков. - Алма-Ата: Наука, 1971. - 620 с.

172. Тортика Л.А. Некоторые эколого-демографические и социальные аспекты истории кочевых обществ / Л.А. Тортика, В.Н. Михеев, Р.И. Кортиев // Этнограф, обозрение. - 1994. - №1. - С.49-62.

173. Уайт Л., мл. Исторические корни нашего экологического кризиса / Пер. Л.И. Василенко // Гуманитарный экологический журнал [Киев]. Т.2. - 2000, Вып.1 - С.49-55.

174. Урбанаева И.С. Шаманизм монгольского мира как выражение тенгри-анской эзотерической традиции Центр. Азии / И.С. Урбанаева // Центр.-азиат. шаманизм: философ., ист., религиоз. аспекты. Материалы междунар. науч. симп., г. Улан-Удэ - оз. Байкал, 20-26 июня 1996 г. - Улан-Удэ, 1996. - С.48-65.

175. Урбанаева И.С. Человек у Байкала и мир Центральной Азии: философия истории / И.С. Урбанаева. - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 - 288 с.

176. Урманбетова Ж.К. Истоки и тенденции развития кыргызской культуры / Ж.К.Урманбетова, С.М Абдрасулов. - Бишкек: Илим, 2009. - 212 с.

177. Усачева H.A. К анализу проблемы экологической культуры / H.A. Усачева // Природоохранное воспитание и образование - М.: МГУ, 1983. - С.23-29.

178. Фельдман В.Р. Традиционное общество народов Центральной Азии: пространственно-временные характеристики, механизмы организации и самоорганизации / В.Р. Фельдман. - Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2009.- 191 с.

179. Флоренская В.В. Единство человека и природы в традиционном обществе / В.В. Флоренская // Известия Уральского государственного университета. - 2009.- №3(65). - С. 59-70.

180. Фролова Е.А. Человек - мир - бог в средневековой исламской культуре / Е.А. Фролова / Бог - Человек - Общество в традиционных культурах Востока. - М., 1993. - С.144-155.

181. Хадиева В. И. Становление и развитие экологической культуры в контексте современного культурологического знания: автореф. дис. ... канд. культурологии: спец. 24.00.01 / В.И. Хадиева. - Улан-Удэ, 2004. - 18 с.

182. Хазанов A.M. Кочевники и внешний мир / A.M. Хазанов. 3-е изд. - Ал-мааты: Дайк-Пресс, 2000. - 604 с.

183. Хазанов A.M. Некоторые проблемы экологии номадизма / A.M. Хазанов // Карта, схема и число в этнической географии. - М., 1975. - С.43-51.

184. Хазанов A.M. О периодизации истории кочевников европейских степей / Проблемы этнографии Востока / A.M. Хазанов. - М.: Изд-во. Моск. филиала географ, общества СССР, 1973. - С.5-11.

185. Хазанов A.M. Роль природных и социальных факторов в происхождении кочевого скотоводства / A.M. Хазанов // Проблемы взаимодействия общества и природы. - М., 1978. - С.75-76.

186. Хазанов A.M. Социальная история скифов: основные проблемы развития древних кочевников евразийских степей / A.M. Хазанов. - М.: Наука, 1975. - 343 с.

187. Хангалов М.Н.Преданья и поверья унгинских бурят. Шаманские поверья инородцев Восточной Сибири / М.Н. Хангалов // Записки ВСО РГО по этнографии. - Т.2, Вып.11. - Иркутск, 1890. - 450 с.

188. Чимитдоржиев Ш.Б. Начало распространения буддизма в Бурятии / Ш.Б. Чимитдоржиев // Бурят, буддизм: история и идеология. - Улан- Удэ, 1997.-С. 18-27.

189. Шаисламов А.Р. Кочевая цивилизация: проблема поиска и разработки научных критериев / А.Р. Шаисламов // Вестник Челябинского государственного университета.- 2007. - №18. - С. 109-110.

190. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии / Н.В. Абаев [и др.] - Новосибирск: ВО Наука. Сиб. издат. фирма, 1992. - 160 с.

191. Экология американских индейцев и эскимосов. Проблемы индеанисти-ки. - М.: Наука, 1988. - 338 с.

192. Этническая экология: теория и практика. - М.: Наука, 1991. - 370 с.

193. Этнические и этносоциальные категории: Свод этнографических понятий и терминов. Вып.2: - М.: ИЭА РАН, 1995. - 216 с.

194. Юнг К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. - М.: Ренессанс, 1991. - 304 с.

195. Ямсков А.Н. Традиционное скотоводство и природная среда: культурно-экологические аспекты взаимодействия / А.Н. Ямсков // Этническая экология: теория и практика. - М.: Наука, 1991. - С.287-303.

196. Ямсков А.Н. Экологически значимые культурные архетипы поведения человека / А.Н. Ямсков // Этноэкологические аспекты духовной культуры. -М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2005. - С.266-296.

197. Яницкий О.Н. Индустриализм и инвайронментализм: Россия на рубеже культур / О.Н. Яницкий // Социологические исследования. - 1994. - № 3. -С.3-14.

198. Ясвин В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2000. - 456 с.

199. Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология / В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996,- с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.