Философско-педагогическая идея семьи в публицистике В. В. Розанова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Павленко, Андрей Иванович

  • Павленко, Андрей Иванович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Елец
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 182
Павленко, Андрей Иванович. Философско-педагогическая идея семьи в публицистике В. В. Розанова: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Елец. 2000. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Павленко, Андрей Иванович

Введение

Глава I. Теоретические основы исследования философско-педагогического содержания публицистики

В.В.Розанова.

§ 1. Особенности организации научного подхода к творческому наследию В.В.Розанова в современном розановедении.

§ 2. Методология изучения философско-педагогического компонента публицистики

В.В.Розанова.

§ 3. Философско-педагогические идеи В.В.Розанова в историко-культурном контексте конца XIX - начала XX вв.

Глава II. Семья и семейное воспитание в публицистике

В.В.Розанова.

§ 1. Генезис семейной темы: проблема соотношения творчества и биографии.

§ 2. Теоретические поиски начала 1890-х годов: социально-педагогический взгляд на семью.

§ 3. Публицистика второй половины 1890-х - начала 1900-х годов: философско-педагогическое обоснование "семейного вопроса".

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-педагогическая идея семьи в публицистике В. В. Розанова»

Актуальность исследования определяется значимостью изучения духовного наследия отечественных мыслителей для целостного осмысления проблем современности. Конструктивный диалог с прошлым позволяет увидеть историческую глубину многих сегодняшних проблем и, тем самым, по-другому оценить перспективы их решения.

Одна из таких проблем - характерная для последних лет "дисфункция семьи как воспитательного института"( 29,28 ), первопричину которой специалисты в области теории семьи усматривают в том, что в понятие человеческого благополучия сегодня не входит понятие семьи и детей (88). Следовательно, трудности реализации воспитательного потенциала современной семьи нельзя объяснить только социально-экономическими условиями - нужен более общий подход к семье. Об этом свидетельствуют, в частности, тенденции к объединению усилий представителей разных наук в рамках специально обобщающей знания о семье дисциплины - фамилистики, нуждающейся, по мнению большинства ученых, прежде всего в разработке собственной методологии (экспертный опрос проводился в 1996г. Государственным НИИ семьи и воспитания (45)).

Представляется, что в поисках такой методологии способно помочь обращение к русской религиозно-философской традиции второй половины XIX - начала XX веков, когда, в размышлениях Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, В.С.Соловьева, Н.Ф.Федорова, П.А.Флоренского и др., проблемы семьи связывались не только с социокультурным контекстом, но и с фундаментальными вопросами бытия и познания. К этому периоду и к этим традициям относится и творчество В.В.Розанова (1856-1918 гг.) писателя, философа и педагога, чье наследие одухотворяет своеобразная "поэзия семьи" (М.М.Пришвин) и буквально пронизывает идея "защиты" семьи как нравственной основы общества (В.В.Зеньковский).

Благодаря появившимся в последнее десятилетие исследованиям, где предпринимались попытки целостного осмысления жизни, личности и творчества В.В.Розанова (А.Н.Николюкин, 1998г.; С.Н.Носов, 1993г.; В.К. и С.В. Пишун, 1994г.; В.Г.Сукач, 1992г.; В.А.Фатеев, 1991г.), известны его заслуги в деле реализации этой идеи на практике - именно В.В.Розанов был одним из инициаторов изменения семейного законода-тепьства Российской Империи и отмены статуса "незаконнорожденных детей" в начале 1900-х гг. Добился этого В.В.Розанов прежде всего своей литературной деятельностью, в которой законченному проекту религиозно-правового регулирования семейных отношений (книга "Семейный вопрос в России», 1903г.) предшествовали философские размышления о семье в литературной и педагогической публицистике 1890-х гг. (работы о Ф.М.Достоевском и Л.Н.Толстом, сборник "Сумерки просвещения»).

Не случайно в посвященной В.В.Розанову литературе достаточно давно утвердилось мнение о "семейной теме" как одной из центральных в его творчестве (А.С.Глинка-Волжский, 1904г.; А.Белый, 1910г.; Д.С.Мережковский, 1913г.; Н.А.Бердяев, 1914г.; В.Б.Шкловский, 1921г.). Некоторые современные авторы вообще считают именно вопросы семьи главными для В.В.Розанова: с одной стороны, определяющими идейную направленность и проблемное "поле" его работ, с другой -опосредующими розановский подход к любым темам и потому придающими этому подходу неповторимый колорит (Е.В.Барабанов, ^.Н.Николюкин).

Однако и в прижизненных В.В.Розанову комментариях, и в более поздних работах (судя по в высокой степени репрезентативной антологии "В.В.Розанов: pro et contra", 1995г.), а также в розановедении 1990-х годах, семейная проблематика его творчества рассматривается главным образом в контексте особенностей его судьбы и идейных исканий (вопросы брака/пола в религиозном аспекте на грани антихристианства), но задача выяснения философско-педагогического значения семейной темы специально не ставится. В то же время исследователи достаточно определенно указывают на наследие В.В.Розанова как яркий пример свойственного русской культуре рубежа XIX-XX вв. философско-педагогического подхода, подчеркивая, ito именно В.В.Розанову принадлежит приоритет постановки вопроса о необходимости философского осмысления событий и явлений повседневной образовательной и воспитательной практики (А.В.Барабанщиков, Е.П.Белозерцев, С.А.Золотцев, С.В.Пишун, В.Н.Щербаков). Подтверждают этот тезис и недавние кандидатские диссертации, позволяющие судить об особенностях образовательной концепции В.В.Розанова (А.Е.Крикунов, 1999г.) и связи его философии семьи с традициями христианского воспитания (Е.Ю.Санкевич, 1999г.). Последняя работа, однако, философско-педагогический аспект семейной темы творчества В.В.Розанова далеко не исчерпывает, поскольку рассматривает "розановскую концепцию семьи и личности" как результат, не останавливаясь на логике философско-педагогического поиска В.В.Розанова.

Очевидное препятствие к выяснению этой логики - публицистический характер большинства работ В.В.Розанова, где он выступает не как ученый-теоретик (философ или педагог), а как литератор, внешне не очень заботящийся о доказательности и аргументации собственных идей (С.Н.Трубецкой, В.В.Бибихин). Поэтому судить о том, какова действительная научно-теоретическая (философско-педагогическая) ценность размышлений В.В.Розанова о семье и семейном воспитание, в изобилии представленных в его публицистике, без специального анализа невозможно.

Перспективы организации такого анализа во многом определяются традициями гуманитарного научно-исследовательского направления, сложившегося в Елецком государственном педагогическом институте , в частности, опытом изучения наследия В.В.Розанова в историко-педагогическом (Е.П.Белозерцев, А.Е.Крикунов) и литературно-краеведческом (Н.В.Борисова, А.А.Дякина, Г.П.Климова, С.В.Краснова, В.Ш.Кривонос, А.М.Стрельцов) аспектах, а также философско-методологическими разработками (Н.А.Белканов, В.И.Коротких).

С учетом изложенного была сформулирована проблема исследования : является ли семейная тема творчества В.В.Розанова отражением оригинальной философско-педагогической идеи?

Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объектом исследования выступает философско-педагогическое наследие В.В.Розанова, а предметом - семейная тема в публицистике В.В.Розанова.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

- доказать возможность трактовки публицистики В.В.Розанова как философско-педагогического источника; обосновать закономерность присутствия в публицистике В.В.Розанова семейной темы в философско-педагогическом выражении;

- раскрыть особенности эволюции философско-педагогической идеи семьи в публицистике В.В.Розанова.

Методологической основой исследования служат: культурно-исторический подход к изучению персоналий, представленный в работах Л.С.Выготского, Ю.М.Лотмана, М.К.Мамардашвили, позволяющий, перенося акцент с хронологии на типологию исторически отдаленного объекта исследования, уверенно различать общее и особенное в творческом наследии В.В.Розанова; положение о генетической связи философии и педагогики, которая в отечественной духовной традиции выражается своеобразным синтезом науки - религии - творчества как трех форм познания мира (в работах Е.П.Белозерцева, В.Н.Ганичева, В.Г.Распутина, Ю.И.Селиверстова); трактовка семьи как объекта комплексного исследования, требующего, для адекватного описания воспитательного потенциала, интеграционных усилий специалистов самого широкого спектра человековедческих дисциплин ( А.И.Антонов, И.В.Бестужев-Лада).

Основными методами исследования являются: сравнительно-исторический, ретроспективный и прогностический анализ источников, характеризующих процесс становления и развития философско-педагогических взглядов В.В.Розанова; формальная, содержательная и конструктивно-диалогическая критика посвященной В.В.Розанову историографии; системный анализ философско-педагогической идеологии В.В.Розанова.

Источники исследования: педагогическая, литературная и религиозная публицистика В.В.Розанова, его философские работы, книги "Опавшие листья", "Уединенное", "Смертное", "Апокалипсис нашего времени", прижизненные В.В.Розанову отклики, рецензии и комментарии к его творчеству; мемуарная литература; публикации эпистолярного жанра; обобщающие жизненный путь, личностное становление и творческую проблематику В.В.Розанова работы Э.Голлербаха, В.Б.Шкловского, З.Н.Гиппиус, В.В.Зеньковского, Ю.П.Иваска,

A.Д.Синявского, Е.В.Барабанова, А.В.Гулыги, В.В.Ерофеева,

B.А.Фатеева, А.Н.Николюкина, В.Г.Сукача, В.К. и С.В.Пишунов,

C.Н.Носова и других авторов; материалы из дневников М.М.Пришвина; труды классиков отечественной семейной педагогики Л.Н.Толстого,

П.Ф.Лесгафта, П.Ф.Каптерева, А.С.Макаренко; публикации по философ-ско-педагогической и семейной проблематике.

Организация исследования. Исследование состоялось в несколько этапов.

Первый этап (1994-1997 гг.) - поисковый: знакомство с творческим наследием В.В.Розанова, возникновение замысла исследования философско-педагогической идеологии В.В.Розанова.

Второй этап (1997-1999 гг.) - теоретический: определение теоретико-методологических оснований исследования, изучение, анализ и систематизация историографии.

Третий этап (1999-2000 гг.) - обобщающий: апробация и уточнение концептуальных подходов, публикация отдельных полученных результатов, литературное оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения^

Научный подход к публицистике В.В.Розанова как объекту исто-рико-педагогического анализа требует обязательного обращения к традициям розановедения - отдельного исследовательского направления на стыке философии, литературоведения, культурологии, педагогики, психологии, религиоведения. Это позволяет организовать условный диалог "внутри"исследовательской традиции, служащий средством интерпретации публицистики В.В.Розанова как научно-значимой в фило-софско-педагогическом смысле.

Философско-педагогическая идея семьи в творчестве В.В.Розанова в своей эволюции в основном соответствует динамике его духовных поисков от "философии понимания" к "философии жизни" и от последней к мифологии "Уединенного" и "Опавших листьев". Специфическим, в развитии розановского взгляда на семью, является соединение социологии и метафизики, что выразилось в первой половине 1890-х годах, в трактовке семьи как социального института, опирающегося на мистические основания. Литературную критику и педагогическую публицистику В.В.Розанова 1891-95 гг. можно представить как последовательное выяснение недостаточности социально-педагогического подхода к семье, служащего фактически оправданием подчинения семьи государственным интересам. Понимание государством и обществом семьи как только социального института, наряду со школой и церковью, неизбежно, согласно трактовке Розанова, ведет к тому, что семья утрачивает воспитательные функции, поскольку любовь (внутренняя, мистическая тайна семьи) подменяется общественным долгом репродукции. Выход из положения В.В.Розанов усматривает в изменении образовательной политики, должной учитывать особое место семьи в социальной структуре, ее естественное стремление к автономии.

Во второй половине 1890-х начале 1900-х гг. социально-педагогический подход Розанова к семье сменяется религиозно-философским поиском в области мистических оснований семьи, что приводит в итоге к концепции "семейной метафизики». В публицистике этого периода семейный вопрос выступает у В.В.Розанова как синоним вопроса женского, от этого особое значение для философско-педагогической идеи семьи приобретает проблематика брака и пола. В розановских декларациях "семьи как религии», "семьи как ступеньки поднятия к Богу", социальная сторона семьи откровенно игнорируется, репродуктивная функция квалифицируется как воспитательная, мистика семьи оказывается первичной по отношению к мистике церкви.

Философско-педагогический поиск В.В.Розанова в области семьи и семейного воспитания привел его в итоге к идее семьи как краеугольного камня мироздания, универсальной формы, где "окультуривается пол" и, тем самым, оказывается возможным первичное религиозное нравственное воспитание человека. Оригинальность этой идеи, по сравнению с характерными для конца XIX в. естественнонаучными и религиозно-философскими (в духе христианской антропологии) концепциями, обусловливается тем, что в публицистике В.В.Розанова семья рассматривалась, во-первых, как с точки зрения проблем воспитания, так и с позиций проблематики брака/пола, во-вторых, как частное дело, автономная самодостаточная и саморазвивающаяся воспитывающая система, первичная культурно-образовательная среда. Философско-педагогическая идея семьи в публицистике В.В.Розанова выступает как идеал родственных отношений, которые держатся мистикой тайны любви и потребностью общего созидательного труда. Культ любви и долг труда, "организуя" семью как внутренне мистическую и внешне социальную форму человеческой жизнедеятельности, одновременно являются главными факторами религиозно-нравственного воспитания и социализации ребенка. Естественным союзником семьи в деле воспитания детей В.В.Розанов считал церковь, а обязательное условие такого союза, гарантирующего в семье гармонию любви и долга, видел в необходимости "освящения" семьи и легализации "семейственности" в церкви.

Научная новизна и теоретическая значимость работы: показана возможность отношения к публицистике В.В.Розанова как философско-педагогическому источнику; выявлены особенности философско-педагогической идеологии В.В.Розанова в историко-культурном контексте второй половины XIX - начала XX вв.; прослежена эволюция в творчестве В.В.Розанова философско-педагогической идеи семьи в связи с тематикой его литературной и педагогической публицистики, а также впервые проведен анализ традиций розановедения для выяснения особенностей методологии изучения наследия В.В.Розанова.

Практическая значимость исследования видится в возможности использовать полученные результаты в преподавании философии и истории образования, истории философии, истории русской литературы, истории религии, истории педагогики, в организации ориентированных на изучение отечественного культурно-философского опыта курсов по выбору, в создании учебно-методических пособий краеведческого характера, а также в перспективе актуализации описанной в работе методологии научного поиска В.В.Розанова в сфере проблем семьи для выработки теоретических основ современной семейной политики.

Достоверность результатов исследования обеспечивается аргументацией и доказательностью избранной методологии, широким кругом включенных в анализ текстов самого В.В.Розанова и источников историографического характера, использованием взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету и задачам.

Апробация и внедрение результатов исследования. Замысел, теоретические основания и главные положения исследования обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии и кафедры педагогики ЕГПИ, в работе аспирантского семинара, а также на "круглом столе" по философии и истории образования. Внедрение результатов исследования осуществлялось путем их публикации, а также использованием в лекционных курсах "История педагогики», "Философия и история образования", в курсах по выбору "Философско-педагогические идеи в русской культуре XIX - начала XX вв.", "Проблемы семейной педагогики в общественной мысли России XIX - начала XX вв.".

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Павленко, Андрей Иванович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Задача представления философского, по преимуществу, наследия как содержащего некие элементы педагогической теории, безусловно, сложна в выполнении, о чем, например, свидетельствует уже имеющийся подобный опыт ( 18; 35; 116). Однако неизбежность такого пути для современного историко-педагогического знания очевидна (3; 4; 12; 19; 73; 79; 89; 157; 180), в том числе и применительно к проблеме педагогического смысла "философии семьи" В.В.Розанова. Значимость его фило-софско-педагогического поиска определяется, прежде всего, вечной актуальностью семейной темы для отечественной культуры - 90-е годы XIX в. и самое начало XX в. в этом отношении являются "прообразом", "идеей" (в платоновском смысле) той семейной проблематики, что кажется присущей лишь сегодняшнему дню. Поэтому, наверное, справедливо высказывание авторитетами современной историко-педагогической науки сожаление о "позднем прозрении и прочтении" В.В.Розанова (134, 6) - многие трудности нынешней семейной педагогики действительно выглядит по-иному, если иметь в виду то, что уже было в свое время сказано по аналогичному поводу В.В.Розановым.

Значение В.В.Розанова в том, что он показал семью как глобальную социокультурную проблему, фактически замкнув "на нее" прошлое, настоящее и будущее человеческой цивилизации. Но разве не на этом же сегодня настаивают наиболее прозорливые ученые, видящие именно в обычной ("нормальной", "естественной") семье залог национального выживания России? (7; 15; 59; 88; 102; 117). Пресловутая противоречивость В.В.Розанова применительно к семье оказывается фикцией -здесь, в культе семьи и деторождения (202,6), он от начала и до конца последователен, какие бы соблазнительные перспективы ему не обещались (вроде тех, что рисовал Д.С.Мережковский в письме к В.В.Розанову в 1901 г.: "Какую бы неодолимую силу приобрели Ваши слова, если бы вы порвали навсегда последнюю связь с этим космическим началом всякого мещанства, всякой середины - с Семьею" [149, 239]. Гораздо более масштабные и изящные, по сравнению с розановской, теоретические конструкции многих знаменитых современников В.В.Розанова не имеют подобной определенности по отношению к семье, поддерживая духовно скорее "анти", чем "про- семейную" идеологию (достаточно вспомнить Л.Н.Толстого с его так и не решенной дилеммой "чадородие" или "аскетизм", или В.С.Соловьева, противопоставлявшего в "Смысле любви" истинной духовности идеальной личности именно семью, а в частном письме однажды заметившего: "по-моему это очень гадко иметь жену и четверых детей, но что же делать?" [188, 12].

Опасность подобной неопределенности В.В.Розанов увидел еще в 90-х годах XIX в., считая их источником в том числе и иллюзию возможности формирования в рамках семьи и школы некоего "гомункулуса" с заранее кем-то "государственно мыслящим" заданными параметрами образованности и воспитанности. Поэтому тяга В.В.Розанова к семье как идеальному "Дому" не только отражала пробуждающую в европейской и русской культуре жизнеутверждающую тенденцию (49, 15; 179, 23), но и сопровождалась попытками "ухватить" неразличимый в своей метафизической природе "воспитательный потенциал семьи". Поэтому относительно последней задачи (особенно если сравнивать розановский подход с современными научными изысканиями - 37; 39; 59; 76; 90; 154; 196; 217) В.В.Розанов, безусловно, должен быть признан одним из основоположников национально ориентированной семейной педагогики в России.

Подтверждает эту оценку в целом настоящее исследование, которое не претендует на исчерпывающую полноту в освещении "семейной темы" творчества В.В.Розанова, но позволяет в результате утверждать, что эта тема выступает отражением оригинальной философско-педагогической "идеи семьи". Такой общий вывод проведенного в данной работе анализа публицистики В.В.Розанова 1890-х годов, т.е. до сих пор "малоизученного" периода его жизни (106, 135; 192, № 3, 136).

Раскрытие сущности взглядов В.В.Розанова на семью в их фило-софско-педагогическом измерении потребовало обращения как к традициям розановедения (учитывая статус творчества В.В.Розанова как "феномена") так и к собственно розановским работам (различной жанровой и содержательной принадлежности). Полученные таким путем аргументы (мнения исследователей, аутентичные свидетельства, внутренняя динамика розановского философствования) в комплексе, совокупно, указывают, во-первых, на наличие определенной философско-педагоги-ческой позиции Розанова по отношению к теме семьи уже в начале его творческого пути, во-вторых, на присущую этой позиции тенденцию к соединению социологического подхода с метафизическим (в рамках, как литературной критики, так и педагогической публицистики), в-третьих, на определенную методологическую противоречивость этой тенденции, отчего "внешняя" (социальная) сторона семьи фактически никак не соотносится с ее "внутренними" (мистическими) основаниями.

Исследование розановской публицистики 1890-х годов как части творческого наследия В.В.Розанова в целом и, одновременно, в качестве ис-торико-педагогического (философско-педагогического) источника, позволяет следующим образом сформулировать общие итоги исследования:

1. Современный уровень научного освоения творческого наследия В.В.Розанова характеризуется преобладанием симфоническо-биографи-ческой модели описания, предполагающей обязательную детерминированность идейного поиска философа обстоятельствам его жизни, психологической спецификой и этапами личностного становления. Поэтому перспективы организации научного подхода к творчеству В.В.Розанова, как теоретически значимому, связаны с культурно-историческим подходом, предполагающем различение "языка объекта" и "языка исследования", что позволяет сосредоточить исследовательское внимание на внутренней логике развития розановского творчества. Последнее тем самым оказывается объектом законных аналогий и сравнений в историко-культурном контексте конца XIX - конца XX вв., появляется возможность корректной и достоверной интерпретации интересующих исследователя текстов В.В.Розанова.

2. Философско-педагогический компонент творческого наследия В.В.Розанова обнаруживается при условии рассмотрения свойственного русской философской традиции культурно-просветительского подхода как философско-педагогического. Тем самым присущая творчеству Розанова культурно-просветительская мотивация может трактоваться как признак наличия в его текстах определенного философско-педагогического содержания. Исследовать последнее, в свою очередь, возможно при определении философско-педагогической идеи как выполненного в философском дискурсе и получившего универсальное значение свидетельства о проективности воспитания - обучения - образования, как культурных феноменов. Поэтому философско-педагогический компонент творческого наследия В.В.Розанова не ограничивается лишь его взглядами на практику воспитания/образования конца XIX в., а включает самый широкий круг публицистических текстов.

3. Особенностью философско-педагогической публицистики В.В.Розанова является ее направленность на просветительство "наоборот" ("просвещение просвещенных"), призванное показать не народу, но, прежде всего интеллигенции, образованным сословиям недостаточность и пагубность механически приобретаемого "позитивного знания". Философско-педагогические поиски Розанова выразились в фактической ревизии традиционных для XIX в. педагогических представлений об истории и литературе как простой совокупности воспитывающих примеров и идеалов, о семье и церкви как социальных институтах, выполняющих воспитательные функции исключительно в рамках сознательного выбора их членов. Тем самым присущее публицистике В.В.Розанова внимание к вопросам Истории, Литературы, Семьи и Церкви можно рассматривать как свидетельство имплицитного присутствия в его текстах соответствующих философско-педагогических идей. История, Литература, Семья и Церковь в публицистике В.В.Розанова выступают как культурные феномены, воспитательный потенциал которых срабатывает помимо любого знания того факта, что это человек в определенных условиях жизни продуцирует культуру, а не наоборот.

4. Место и значение семейной темы в творчестве В.В.Розанова определяется не столько его биографией и психологией, сколько логикой его философского поиска. Философско-педагогическая идея семьи про-изводна от интереса В.В.Розанова к культуре как феномену и выступает неотъемлемой частью розановской идеологии "нерепрессивной культуры". Проявление и развитие философско-педагогической идеи семьи в публицистике В.В.Розанова опосредуется его исследованием и философским осмыслением литературы как формы общественного сознания. Поэтому именно литературная критика, понимаемая как педагогическая деятельность, выступает в творчестве В.В.Розанова наиболее адекватным средством анализа проблем семьи и семейного воспитания, позволяющим непротиворечиво координировать в общих рамках рассуждения социально-философский и религиозно-метафизический подходы.

5. Семейная тема в публицистике В.В.Розанова развивается как философско-педагогическая, литературная публицистика выступает как корректирующая и уточняющая публицистику педагогическую, и в этом проявляется характерное для В.В.Розанова стремление говорить о проблемах семьи на языке родной культуры и тем самым "разрешить" их, дистанцируясь как от бытового примитивизма, так и от высокопарного теоретизирования. В публицистике В.В.Розанова русская классическая литература, а прежде всего творчество Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого, выступает выражением религиозно-философского поиска семейного идеала, и в рефлексии по поводу этого поиска развивается собственно розановская философско-педагогическая идея семьи.

6. Взгляды В.В.Розанова на семейное воспитание практически ни в чем не совпадают с "дидактикой семьи", которую разрабатывали в 1890-е годы

П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт, А.Н.Острогорский, а также с представлениями о семейной педагогике Н.К.Крупской и А.С.Макаренко. Расхождение обусловлено прежде всего пониманием сущности семьи, которая для названных теоретиков педагогики выступала преимущественно как социальный институт, призванный выполнять государственный /социальный заказ, а для В.В.Розанова первостепенна мистика, метафизика семьи, делающая ее священной, "малой Церковью". Воспитание в такой семье строится не на сознательных усилиях родителей и даже не на их непосредственном примере (как в представлениях Л.Н.Толстого), а на тайне связи "крови, с-емени и тела" в род, соединяющей родителей и детей в особый религиозный союз. Поэтому В.В.Розанов не предлагал соответствующих своей идее семьи педагогических принципов ее (идеи) реализации, считая, что нормальная (религиозно освященная) семья сама в процессе своей жизнедеятельности способна естественно обеспечить верное воспитание. Такие современные понятия, как "воспитательный климат семьи", "педагогика семейных отношений", кажутся наиболее точно отвечающими сути взглядов В.В.Розанова.

Перспективы дальнейшего исследования философско-педагоги-ческой идеи семьи в публицистике В.В.Розанова связаны со следующими, обозначившимися в ходе данной работы, сюжетами:

- особенности восприятия В.В.Розановым традиций народной семейной педагогики и "Домостроя"; компаративный анализ трудов по семейному воспитанию П.Ф.Лесгафта и П.Ф.Каптерева и "Сумерек просвещения" В.В.Розанова;

- выяснение специфики работы В.В.Розанова "Семейный вопрос в России" как комплексного подхода к религиозной, правовой, философской, социальной, педагогической и психологической проблематики семейной темы;

- философско-педагогический аспект "семейной мифологии" В.В.Розанова, присущей его творчеству 1910-х гг. XX в.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Павленко, Андрей Иванович, 2000 год

1. Абросимова В.К. К спорам о "Крейцеровой сонате" Л.Н.Толстого // Вопросы литературы, 1990. -№ 7. -С. 251 - 258.

2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. -М.: Аргументы и факты, 1993. 608 с.

3. Ан С.А. Философские основания русской педагогической мысли конца XIX начала XX вв (историко-философский анализ). Дис.докт. филос. наук. -Екатеринбург, 1994. - 263 с. .

4. Ан С.А., Голубева Л.Н. Педагогика как форма существования русской философии. -Барнаул: Изд-во АКИПРО,1996. -223с.

5. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. -СПб.: Университетская книга, 1997. 728 с.

6. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в./ Сост. П.А.Лебедев. - М.: Педагогика, 1990.- 608с.

7. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. -М.: Изд-во МГУ, 1996.

8. Барабанов Е.В. Василий Розанов: Ненавижу цветные одежды // Наше наследие, 1989. -№6. -С.43-46.

9. Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности // Вопросы философии, 1991. № 8. - С. 102 - 116.

10. Бахтин М.М. Из черновых тетрадей. Послесловие В.Кожинова. Подг. текста Вл.Славецкого // Литературная учеба, 1992. -№ 56. -С.144-152.

11. Белозерцев Е.П. В.В.Розанов и И.А.Бунин об образовании в России // Материалы международной научной конференции, посвященной 850-летию г.Ельца. -Елец: ЕГПИ, 1996. -С. 192196.

12. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы. Очерки прикладной философии образования. -М.: Волгоград: Елец, 2000.- 429 с.

13. И.Беляев В.И. Становление и развитие инновационной концепции С.Т.Шацкого: ( В контексте эволюции отечественной педагогики конца XIX первой трети XX в.). - М.: Изд-во МНЭПУ,1999,- 224с.

14. Бердяев Н.А. Самопознание: Сочинения. / Сост., вступ. статья, примечания М.А.Блюменкранца, -М: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во Фолио, 1998. 624с.

15. Бестужев-Лада И., Бургьер А. Семья // 50/50: Опыт словаря нового мышления / Под общ. ред. М.Ферро и Ю.Афанасьева. -М.: Прогресс, 1989. -С. 119-127

16. Бибихин В.В. Время читать Розанова // Розанов В.В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. C.IX-XXV.

17. Бибихин В.В. Узнай себя. СПб.: Наука, 1998. - 577 с.

18. Бим-Бад Б.М. Путь к спасению: Педагогическая антропология Иммануила Канта. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Из-во УРАО, 1997.-60с.

19. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие. -М., Изд-во УРАО, 1998. -576с.

20. Богатова О.А. Этические взгляды В.В.Розанова (Проблемы взаимоотношения природы, культуры и морали). Дисс.канд. филос. наук. Саранск, 1995.

21. Борисова Н.В. Поиски жизненной правды в творчестве М.М.Пришвина // Педагогическое краеведение Липецкой области: Учеб. пособие / Под ред. В.П.Кузовлева и Е.П.Белозерцева. -Елец: ЕГПИ, 1999. -С.394 403.

22. Бочаров С.Г. Холод, стыд и свобода: История литературы sub specie Священной истории // Вопросы литературы, 1995. Вып. V.-C. 126 - 157.

23. В.В.Розанов. Материалы к биографии: Публикация Т.В.Померанской // Российский архив. История Отечества всвидетельствах и документах. XVIII-XX вв. Выпуск первый. -М.: Студия "ТРИТЭ" "Российский архив", 1991.-С.249-463.

24. В.В.Розанов. Письма 1917 1919 годов / Вступ. статья Евг.Ивановой. Публикация и примечания Т.Померанской // Литературная учеба, 1990. -№ 1. -С.70-88.

25. В.В.Розанов: pro et contra. Личность и творчество Василия Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология / Сост., вступ. статья и примечания В.А.Фатеева. -СПб.: РХГИ, 1995. -Кн.1. -512с.: Кн. II. 576с.

26. Вехи. Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910 / Сост., комментарий Н.Казаковой; предисловие В.Шелохаева. -М: Молодая гвардия, 1991. 462 с.

27. Видякова З.В. Рождение и развитие демократической школы России (историко-педагогические очерки). -Липецк, 1998.-161с.

28. Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I. Перевод с немецкого / Сост., вступ. статья, примечания М.С.Козловой. -М.: Гнозис, 1994. 612 с.

29. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика, 1999. № 4. -С.27 - 39.

30. Выготский Л.С. Психология искусства. -Минск: Современное слово, 1998.-480 с.

31. Вышеславцев Б.П. Комментированный конспект книги В.Розанова "Великий инквизитор" // Вопросы философии, 1996. -№ 6.-С. 134- 140.

32. Газданов Г.И. Миф о Розанове // Литературное обозрение, 1994. -№9-10.-С.73-78.

33. Галковский Д.Е. Бесконечный тупик // Наш современник, 1991. -№ 1. -С. 128 153; - № 2. -С. 120 - 135; Новый мир, 1992. -№ 9. -С.78-120; -№ 11. -С. 228 - 283.

34. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-Пресс, 1995. -448 с.

35. Глухова Е.М. Философско-педагогическая концепция В.С.Соловьева в контексте его философской системы "всеединства". Дис. . канд. пед. наук. -М.: ИТО и П, 1998.

36. Голлербах Э.Ф. В.В.Розанов. Жизнь и творчество // Розанов В.В. Уединенное: Сочинения. -ML: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.-С/798 868.

37. Голод С.И. Стабильность семьи. -Л.: Наука, 1984. -136 с.

38. Гранкин А.Ю. Семейная педагогика в России во второй половине XIX начале XX века. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, .1996.

39. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. -ML: Знание, 1976. -40с.

40. Грякалов А.А. Образ человека в философии В.В.Розанова // Начала, 1992. -№ з. с.66 74.

41. Гулыга А.В. "Как мучительно трудно быть русским" (о жизни и творчестве В.В.Розанова) // Розанов В.В. Опавшие листья: ли-рико-философские записки. -ML: Современник, 1992. -С. 3-18; //Лепта, 1991. -№> 5.-С.143-151.

42. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. -ML: Соратник, 1995. -308 с.

43. Гулюкина О.Н. Антропоцентризм философско-педагогической мысли русского зарубежья // Ненасилие как условие развития творческой личности. Межвузовская научная конференция: Тезисы докладов. -Ч. II. Елец, 1997. -С.86-87.

44. Даведьянова Н.С. Становление и развитие естественно-научной теории семейного воспитания в России (конец XIX начало XX вв.)// Автореф. канд. пед. наук. -Владимир, 1995.

45. Дармодехин С.В. Государственная семейная политика. Авторская концепция. -М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999.-98 с.

46. Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания личности в наследии русских философов конца XIX -начала XX вв. -М., 1994. -140 с.

47. Долженко О.В. Очерки по философии образования: Учеб. пособие. -М.: Промо-Медиа, 1995. -240 с.

48. Долженко О.В. О философии "выпоротого человека" (к 80-летию со дня смерти В.В.Розанова) // Alma mater. Вестник высшей школы, 1999. -№ 9. -С. 45-47.

49. Дякина А.А. И.Бунин и А.Блок. Соотношение творческих индивидуальностей поэтов. Автореф. канд. филолог, наук. -М., 1992.

50. Дякина А.А. "Домо-строй" В.В.Розанова и творчества Д.Блока // Розановские чтения. -Елец, 1993. -С.28-29.

51. Емельянов Б.В. Очерки русской философии начала XX века. -Екатеринбург, 1992. 100с.

52. Ефимов И.М. Жемчужина страданья. Лермонтов глазами русских философов // Звезда, 1991. -№ 7. -С. 189-196.

53. Ерофеев В.В. Розанов против Гоголя // Вопросы литературы, 1987. -№ 8. -С. 146- 175.

54. Ерофеев В.В. Разноцветная мозаика розановской мысли // Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. -С.6-36.

55. Ерофеев Вен. Василий Розанов глазами эксцентрика // Зеркала: Альманах. -Вып.1. -М.: Московский рабочий, 1989. -С.32- 45.

56. Журавлев В.И. Педагогика и философия: новые аспекты связи // Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. -М.: Педагогика, 1990.-С. 105-127.

57. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии: В 2-х частях. -4.1: XI начало XX вв. -СПб: Изд-во СПб. ун-та, 1994. -172 с.

58. Захарова В.Т. Импрессионизм мысли. "Уединенное" и "Опавшие листья" В.В.Розанова // Российский литературоведческий журнал, 1994. -№ 5-6. -С. 177 188.

59. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Учеб. пособие. -М.: Издат. центр "Академия", 1999.-160с.

60. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. -М.: Школа-Пресс, 1996. 272 с.

61. Зинченко В.П. Образование, культура, сознание // Философия образования для XXI века: Сб. статей / Под. ред. Н.Н.Пахомова, Ю.Б.Тунталова.-М., 1992.-С.87 103.

62. Золотцев С.А. В сумерках просвещения // Слово, 1991. -№ 7. -С.51 -53.

63. Иваницкая Е. Круженье сердца и ума // Октябрь, 1993, -№ 6. -С.171 177.

64. Иванова Евг. Об исключении В.В.Розанова из Религиозно-философского общества // Наш современник, 1990. -№ 10. -С. 104 110.

65. Иваск Ю.П. Вступительная статья к "Избранному" В.В.Розанова // Волга, 1991. -№ 5. -С. 121 141.

66. Из русской думы / Сост., авт. портретов и текста "От сложи-теля" худож. Ю.И.Селиверстов; вступ. статья В.Н.Ганичева и

67. B.Г.Распутина. -М.: Роман-газета, 1995.-Т.1. -256с.: T.II -256с.

68. Кантор В.К. Федор Степун: Российская мысль в контексте европейских катаклизмов // Вопросы философии, 1993. -№ 3.1. C.112-136.

69. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М.Арсеньева. -М.: Педагогика, 1982. -704 с.

70. Каргашин И.А. Розанов и Бахтин // Материалы международной научной конференции, посвященной 850-летию г.Ельца. -Елец: ЕГПИ, 1996.-С. 134-136.

71. Карпов С.П. Актуальность в исторических исследованиях // Общественные науки, 1989. -№5. -С.96-101.

72. Кацис Л.Ф. Гейне. Розанов. Маяковский. К проблеме иудео-христианского диалога в русской культуре XX века // Литературное обозрение, 1993. -№ 1-2. -С.85-92.

73. Кацис Л.Ф. В.Жаботинский и В.Розанов // Литературное обозрение, 1998. -№4. -С.52-61.

74. Кларин В.М., Петров В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX -начала XX вв. -М., 1996. -124с.

75. Климова Г.П. Диалектика елецкого бытия в жизни и творчестве В.В.Розанова // Розановские чтения. -Елец, 1993. -С.33-35.

76. Климова Г.П. Творчество И.А. Бунина и М.М.Пришвина в контексте христианской культуры. Автореф. докт. филолог, наук.-М., 1993

77. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод, материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни". -М.: Просвещение, 1988. 208 с.

78. Константин Леонтьев. Письма к Василию Розанову / Вступ. заметка А.Н.Богословского. Вместо предисловия глава из фундаментальной творческой биографии К.Н.Леонтьева, написанной Ю.П.Иваском. Публикация П.Алешковского // Волга, 1992. -№1.-С. 109-136.

79. Корзинкин А.А. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование. Автореф. . канд. пед. наук.-Курск, 1999.

80. Королева К.П. Семейное воспитание и школа в России. -М.: АО "Капитал и культура", 1994.

81. Коротких В.И. Очерк исследования структуры философии Гегеля. -М.: Прометей; Елец: ЕГПИ, 1999. 371 с.

82. Коротких В.И. Преподавание философии как педагогическая проблема (или размышления о том, о какой "философии" студенты не будут вспоминать с сожалением) // Alma mater. Вестник высшей школы, 1999. -№ 4. -С.28 31.

83. К.П. Победоносцев о В.В.Розанове. / Публикация и примечания А.Ю.Полуянова. // Вопросы философии, 1993. № 2. -С.87-89.

84. Краевский В.В. Педагогика между философией и психологией // Педагогика, 1994. -№6. -С.24-31.

85. Краснова С.В. ".Где найду оазис душевный я горю перед ним лампадой" // Розановские чтения. -Елец, 1993. -С.39-41.

86. Кривонос В.Ш. "Путь Розанова" и "путь Гоголя" // Розановские чтения. -Елец, 1993. -С.25-26.

87. Кривонос В.Ш. "Демон Гоголь" (Гоголь глазами Розанова) // Российский литературоведческий журнал, 1994. -№ 5 - 6. -С.155 - 176.

88. Кривонос В.Ш. В.В.Розанов: у истоков гоголевского мифа // Материалы международной научной конференции, посвященной 850-летию г. Ельца. -Елец.: ЕГПИ. 1996. -С.134-136.

89. Кризис семьи и депопуляция в России. Материалы к Всероссийской научно-практической конференции. -М., 1999. -37 с.

90. Крикунов А.Е. Образовательная концепция В.В.Розанова (ис-торико-педагогический анализ). Дис. канд. пед. наук. -Елец, 1999.-142 с.

91. Крупина И.В. Основы теории и технологии семейного воспитания // Педагогика. Учеб. пособие./ Под ред П.И.Пидкасистого. -М.:Педагогическое общество России, 1996. -С.490-512.

92. Крупская Н.К. Дети наше будущее: Сб. статей и речей о дошкольном воспитании. - М.: Просвещение, 1984. - 272 с.

93. Крюков В.М. Вокруг России: синтаксис Василия Розанова // Вопросы философии, 1994. -№ 11. -С.63 80.

94. Кублановский Ю. Обретение Розанова // Вестник РХД, 1993. -№ 1 (167). С.109 - 114.

95. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: начало XX века. -М.: Мысль, 1980. 310 с.

96. Кувакин В.А. В.В.Розанов: "Моя душа сплетена из грязи, нежности и грусти" // Вестник МГУ. Серия философия, 1989. № 3. - С.43-57.

97. Культура: теории и проблемы. Учеб. пособие / Т.Ф.Кузнецова, В.М.Межуев, И.О.Шайтанов и др. М.: Наука, 1995. -279 с.

98. Кумарин В.В. Вместо педагогики "философия образования" ? // Педагогика, 1997. -№3.-С.110-118.

99. Кудрявая Н.В. Духовно-нравственные основы развития личности в педагогике Л.Н.Толстого. Автореф. . докт. пед. наук. -М., 1994.

100. Курганов Е. Розанов и Флоренский // Звезда, 1997. -№ 3. С. 211 - 220.

101. Латынина А.Н. "Во мне происходит разложение литературы" (В.В.Розанов и его место в литературной борьбе эпохи) // Вопросы литературы, 1975. -№2. -С. 169-205.

102. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение // Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. Сост. И.Н.Решетень. -М.: Педагогика, 1988. -С. 16-228.

103. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс. Учеб. пособие. -М.: Прометей, 1995. -282 с.

104. Ломинадзе С.В. Розанов как читатель // Вопросы литературы, 1995.- Вып. VI. -С.132-159.

105. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. -М.: Прогресс,1990.-720 с.

106. Лосев А.Ф. Конспект лекций по эстетике Нового времени. Романтизм // Литературная учеба, 1990. -№ 6. -С. 139-145.

107. Лосев А.Ф. Первая книга о В.В.Розанове // Москва, 1991. -№ 10.-С.135 136.

108. Лосев А.Ф. О методах религиозного воспитания. Доклад в Педагогическом Кружке Н.Г.У. 29 марта 1921г. (Публикация и комментарии А.А.Тахо-Годи) // Вестник РХД, 1993. -№ 1 (167). -С.63-87."

109. Лосский Н.О. История русской философии. / Вступ. статья, коммент. В.А.Кувакина, М.А.Маслина. -М.: Высшая школа,1991.-559с.

110. Лотман Ю.М. Изъявление Господне или азартная игра? // Искусство кино, 1994. -№ 1. -С. 126-132.

111. Лотман Ю.М. О русской литературе. -СПб.: "Искусство -СПБ", 1997.-848с.

112. Макаренко А.С. Книга для родителей. -Л.: Лениздат, 1981. -320с.

113. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. -М.: Прогресс, 1990. -368с.

114. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Лекции, Статьи. Философские заметки. -М.: "Лабиринт", 1996. -432с.

115. Мамардашвили М.К Лекции по античной философии. -М.: "Аграф", Л 997.-320с.

116. Мандельштам О.Э. О природе слова // Мандельштам О.Э. Собр. соч. -Т.П. Проза. -М.: "Терра", 1991. -С.241-259.

117. Меньшиков В.М. Проблема формирования и воспитания личности в теоретическом наследии Гегеля. Автореф. . канд.пед.наук.-М., 1988.

118. Миронов Б.Н. Семья: нужно ли оглядываться в прошлое? // В человеческом измерении / Под ред. и с предисл. А.Г.Вишневского. -М.: Прогресс, 1989. -С. 226-246.

119. Михайлов Ф.Т. Философия образования: ее реальность и перспективы // Вопросы философии, 1999. № 8. -С. 92-118.

120. Неволин С.Б. Василий Васильевич Розанов // Русские философы (конец XIX середина XX века). Антология. Вып. II. -М.: Книжная палата, 1994. -С.26-42.

121. Неизвестный Розанов (Между классиками и современниками) / Вступ. заметка и подг. текста В.Сукача // Вопросы литературы, 1993. -Вып.II. -С. 171-226.

122. Нейфельд И. Достоевский. Психоаналитический очерк под редакцией проф. З.Фрейда // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / Сост. и автор вступ. статьи В.М.Лейбин. -М.: Республика, 1994. С.52 - 88.

123. Неопубликованные письма С.Н.Булгакова к В.В.Розанову (предисловие к публикации М.А.Колерова) // Вопросы философии, 1992. -№ 10.-С.147-157.

124. Нечкина М.В. Функция художественного образа в историческом процессе. -М.: Наука, 1982. -320с.

125. Николюкин А.Н. В.В.Розанов и его миросозерцание // Розанов В.В. Уединенное. -С.5-20.

126. Николюкин А.Н. В.В.Розанов литературный критик // Розанов В.В. Мысли о литературе. -С. 5- 40.

127. Николюкин А.Н. Последняя книга В.В.Розанова. Из судеб русской интеллигенции в послереволюционное время // Литературное обозрение, 1990. -№ 1. -С.83-88.

128. Николюкин А.Н. Голгофа Василия Розанова. -М.: Русский путь, 1998. -504с.

129. Новое о жизни и педагогических взглядах В.В.Розанова (публикация и комментарии А.Малышевского) // Педагогика, 1993. -№ 2. -С.91-94.

130. Носов С.Н. Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. -М.: Советский писатель, 1990. -192 с.

131. Носов С.Н. В.В.Розанов. Эстетика свободы. -СПб.: Изд-во "Логос", Дюссельдорф: "Голубой всадник", 1993. -208с.

132. Носов С.Н. Исторический фетишизм // Звезда, 1994. -№ 9. -С.163-168.

133. Образцова О.Ю. Развитие ведущих идей зарубежной педагогики в русской педагогической журналистике конца XIX начала XX вв. Автореф. .канд. пед. наук. -Петрозаводск, 1996

134. О новом курсе и состоянии педагогической науки ("круглый стол" в Елецком госпединституте) // Alma mater. Вестник высшей школы, 1998. -№11.- С.24 30.

135. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX в. / Под ред. Э.Д.Днепрова,

136. С.Ф.Егорова, Ф.Г.Паначина, Б.К.Тебиева. -М: Педагогика, 1991.- 448с.

137. Павлова М.М. "Распоясанные" письма В.В.Розанова // Литературное обозрение, 1992. -№ 11. -С.67-71.

138. Палиевский П.В. Розанов и Флоренский (доклад, прочитанный на симпозиуме, посвященном творчеству П.А.Флоренского в Бергамо) // Литературная учеба, 1989. -№ 1. -С. 111-115.

139. Парамонов Б.М. Чевенгур и окрестности//Искусство кино, 1991. -№ 12. -С. 128-137.

140. Парамонов Б.М. Голая королева. Русский нигилизм как культурный проект // Парамонов Б.М. Конец стиля. -М.: Аграф, Алетейя, 1997. -С.55 72.

141. Парамонов Б.М. Американец Розанов // Парамонов Б.М. Конец стиля. -М.: Аграф, Алетейя, 1997. -С.357-366.

142. Педагогическое наследие: Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. / Сост. А.Ф.Смирнов. -М.: Педагогика, 1988,- 496с.

143. Педагогическое наследие: Коменский Я.А.,Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. / Сост. В.М. Кларин, А.Н.Джуринский. -М.: Педагогика, 1989. -416с.

144. Переписка В.В.Розанова и С.А.Рачинского // Стеклов М.Е. Четыре портрета: С.А.Рачинский, В.П.Вахтеров, Х.Д.Алчевская, К.Н.Вентцель. -М.: Вердикт, Смоленск: Траст-Имаком, 1995. -С.127-154

145. Перцов П.П. Воспоминания о В.В.Розанове / Публикация и предисловие В.Г.Сукача // Новый мир, 1998. -№ 10. —С. 146160.

146. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. -М.: Педагогика, 1984. -272с.

147. Пиманова О.В. Развитие идей ненасилия в отечественной педагогике второй половины XIX начала XX вв. Автореф. . канд.пед.наук.-М., 1996.

148. Письма В.В.Розанова к Э.Ф.Голлербаху / Подготовка текста, публикация и комментарии Е.Голлербаха // Звезда, 1993. -№ 8. -С.98-137.

149. Письма В.В.Розанова к Б.А.Грифцову / Публикация и комментарии Е.В.Барабанова // Наше наследие, 1989. -№ 6. -С.57-61.

150. Письма В.В.Розанова к Н.Н.Страхову (1888 1890) / Подготовка текста А.А.Мурашова. Вступ. заметка и коммент.

151. A.Н.Николюкина // Российский литературоведческий журнал, 1994. -№5-6 .-С. 189 233.

152. Пишун С.В. Социальная философия В.В.Розанова. -Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1993. -152с.

153. Пишун С.В., Пишун В.К. "Религия жизни" В.Розанова. -Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1994. -208с.

154. Померанц Г. Мыслители читают Достоевского // Октябрь, 1993. -№3.-С.185-189.

155. Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Общ.ред. и предисл. В.Я.Пилиповского. -М.: Прогресс, 1992. -256 с.

156. Пришвин М.М. О В.В.Розанове (Из "Дневника") //

157. B.В.Розанов: pro et contra. Кн.1. -С.102-131.

158. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической-мысли. -М.: Новая школа, 1995. -96 с.

159. Равкин З.И. Современные проблемы историко-педагогических исследований // Педагогика, 1994. -№1. -С. 8996.

160. Розанов В.В. Семейный вопрос в России. СПб.: "Мерку-шев", 1903.-Т.1.-312 с; -Т.2.-516с.

161. Розанов В.В. Мысли о литературе / Вступ. статья, сост., коммент. А.Н. Николюкина. -М.: Современник, 1989. -607.

162. Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития / Сост., вступ. статья В.В.Ерофеева. Коммент. Олега Дарка. -М.: Искусство, 1990. 605 с.

163. Розанов В.В. О себе и жизни своей / Сост., предисл., коммент. В.Г.Сукача. -М.: Московский рабочий, 1990. 876 с.

164. Розанов В.В. Сочинения. В 2-х тт. Т. I. Религия и культура. / Вступ. статья Е.В. Барабанова. -М.: Правда, 1990. -636 с.

165. Розанов В.В. Сочинения. / Сост., вступ. статья А.Л.Налепина. -М.: Советская Россия, 1990. 592 с.

166. Розанов В.В. Сумерки просвещения / Сост. В.Н.Щербаков. -М.: Педагогика, 1990. -624 с.

167. Розанов В.В. Уединенное / Сост., вступ. статья, коммент., библиогр. А.Н.Николюкина. -М.: Политиздат, 1990. -543 с.

168. Розанов В.В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания / Предисл. В.Г. Сукача; Вступ. статья В.В.Бибихина. -М.: Тана-ис, 1995.-808с.

169. Розанов В.В. Собрание сочинений. В мире неясного и нерешенного. Из восточных мотивов / Под общ. ред. А.Н.Николюкина. -М.: Республика, 1995. -462 с.

170. Розанов В.В. Собрание сочинений. Около церковных стен / Под общ. ред. А.Н.Николюкина. -М.: Республика, 1995. -558 с.

171. Розанов В.В. Собрание сочинений. О писательстве и писателях / Под общ. ред. А.Н.Николюкина. -М.: Республика, 1995. -734 с.

172. Розанов В.В. Уединенное: Сочинения / Сост., вступ. статья В.Ю.Кузнецова. -М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998. -912 с.

173. Розанов В.В. Смертное / Публикация и коммент. Е.В.Барабанова // Наше наследие, 1989. -№ 6. -С.46 57.

174. Розанов В.В. Философия урожая / Вступ. статья В.Сукача // Литературная учеба, 1992. № 1 -3. - С. И2-134.

175. Розановские чтения: Материалы к республиканской научной конференции. -Елец, 1993. 48 с.

176. Розин Н.П. Розанов В.В.//Краткая литературная энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия, 1971. -Т. 6. -Стб. 329-331.

177. Романова А.Л. Цели и средства духовного воспитания личности в педагогической концепции В.В.Зеньковского. Дис.канд. пед. наук. -Владимир, 1996. -175 с.

178. Российская педагогическая энциклопедия. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. -Т. 1. -А-М. -608с.

179. Рочко Г.В. Воспоминания попутчика. В начале и в конце жизни. Переписка Г.В.Рочко с В.В.Розановым и А.Т.Твардовским//Новый мир, 1996. -№ 3. -С. 190 216.

180. Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. / Под ред. В.П.Нерознака. -М.: Academia, 1997.-320 с.

181. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. -М.: Политиздат, 1991. -366 с.

182. Санкевич Е.Ю. Духовно-педагогические основы возрождения семьи и личности в философском наследии В.В.Розанова. Дис . канд. пед. наук. -Липецк, 1999. 189с.

183. Сарнов Б. Величие и падение "мовизма" // Октябрь, 1995. -№3.-С. 174-190.

184. Сербиненко В.В. Лекция 4. Философия жизни В.Розанова // Сербиненко В.В. Русская религиозная метафизика (XX век). Курс лекций. -М.: Изд-во РОУ, 1996. -С.45-59.

185. Скалдин А.Д. Затемненный лик (по поводу книги В.В.Розанова "Метафизика христианства") // Юность, 1994. -№ 5. -С.2-8.

186. Синявский А.Д. "Опавшие листья" Василия Васильевича Розанова. -М.: Захаров,, 1999. -318с.

187. Синявский А.Д. Преодоление литературы. Жанровое своеобразие "Опавших листьев" В.В.Розанова // Наше наследие, 1989. -№ 1.-С. 84- 94.

188. Словарь литературоведческих терминов / Редакторы-составители Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. -М.: Просвещение, 1974.-509с.

189. Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е.Кемерова. 2-е изд., испр. и доп. -Лондон, Франкфурт -на Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: "ПАНПРИНТ", 1998.-1064 с.

190. Соловьев B.C. Спор о справедливости: Сочинения / Сост., вступ. статья В.В.Шкоды. -М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Из-во "Фолио", 1999. 864с.

191. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. -Вильнюс: МИНТИС, 1977.-226 с.

192. Стрельцов A.M. "Уединенное", "Опавшие листья" В.В.Розанова и "Дневники" М.М.Пришвина // Литературное краеведение в Липецкой области. Учеб. пособие. -Елец, ЕГПИ, 1997.-С.167-171.

193. Сукач В.Г. Загадка личности В.В.Розанова // Розанов В.В. О себе и жизни своей. -С. 7-30.

194. Сукач В.Г. Жизнь Василия Васильевича Розанова "как она есть" // Москва, 1991. -№ 10. -С. 136-176; 1992. -№ 1. С. 108-131;-№2-4.-С. 120-128;-№7-8.-С. 121-141.

195. Сукач В.Г. На последнем изломе. В.В.Розанов в записках дочери // Литературная газета, 1999. -№ 6(10/ II). -С. 12.

196. Суриков В. В.В.Розанов и Д.Е.Галковский // Литературное обозрение, 1995. -№ 6. -С. 10-14.

197. Тарасова А.Л. Метафизика любви в русской религиозной философии конца XIX начала XX вв. Дис. канд. филос. наук. -М.: МГУ, 1993.-170 с.

198. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. -М.: Мысль, 1987.-352с.

199. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. Изд-е второе, дополненное. / Вступит, статья В.А.Вейкшана -М.: Гос.уд. Уч.-пед. изд-во МП РСФСР, 1953,- 444с.

200. Толстой Л.Н. Об истине, жизни и поведении. Круг чтения / сост., предисловие А.Н.Николюкина. -М.: ЭКСМО -ПРЕСС, 1998.-1040 с.

201. Тульчинский Г.Л. Об одной ошибке русской философии // Звезда, 1994. -№ 9. -С. 153 162.

202. Урбан А. О критике//Звезда, 1991.-№ 7. С. 171-180.

203. Фатеев В.А. В.В.Розанов. Жизнь. Творчество. Личность. -Л., 1991.-368 с.

204. Фатеев В.А. Публицист с душой метафизика и мистика // В.В.Розанов: pro et contra. Кн.I. -С.5-36.

205. Федоров Н.Ф. Сочинения / Общ. ред. : А.В.Гулыга. -М.: Мысль, 1982.-711 с.

206. Федякин С. Розанов и Зощенко. Два пути преодоления литературы // Литературное обозрение, 1995. -№ 1. -С. 58 61.

207. Философия, культура и образование : Материалы "Круглого стола" // Вопросы философии, 1999. -№ 3. -С. 3-54.

208. Философия образования: "Круглый стол" журнала "Педагогика // Педагогика, 1995. -№ 4. -С. 3-28.

209. Философия образования: Состояние, проблемы и перспективы (материалы заочного "Круглого стола") // Вопросы философии, 1995.-№ 11.-С. 3-34.

210. Флоренский П.А. Имена: Сочинения. / Сост., вступ. статья и примечания С.А. Филоненко -М: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во ФОЛИО, 1998. -912 с.

211. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. В.В.Розанов и философско-педагогическая мысль о воспитании личности // Фрадкин "Ф. А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики : Учеб. пособие. -М.: ТЦ СФЕРА, 1995.-С.4-26.

212. Фрейд 3. Достоевский и отцеубийство // Фрейд 3. "Я" и "ОНО". Труды разных лет. Тбилиси: Мерани, 1991. -Кн. 2. -С.407-426.

213. Хёйзинга Й. Homo ludeus. В тени завтрашнего дня. -М: Изд. Группа "Прогресс", Прогресс-Академия, 1992. -464 с.

214. Хоружий С.С. Трансформация славянофильской идеи в XX веке // Вопросы философии, 1994. -№ 11. -С. 52 62.

215. Шаталов А.А. Проблемы народной школы в педагогике Л.Н.Толстого. Автореф. . докт. пед. наук. -М., 1995.

216. Шкловский В.Б. Розанов // В.В.Розанов: pro et contra. Кн. II. -С. 321-342.

217. Шкловский Евг. Необязательные заметки. По мотивам "Апокалипсиса нашего времени" В.Розанова // Октябрь, 1992. -№ 10. С.180-188.

218. Щербаков В.Н. Второе пришествие В.В.Розанова // Розанов В.В. Сумерки просвещения. С.595- 621.

219. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. -Л.: Медицина, 1989. -192 с.

220. Энциклопедический словарь Ф.Павленкова в 1 т. 2-е изд., исправ. -М., 1905.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.