Дух в понимании В.В. Розанова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Гребениченко, Татьяна Васильевна
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 167
Оглавление диссертации кандидат философских наук Гребениченко, Татьяна Васильевна
Введение.
Глава I. Философско-методологические основания анализа категории «дух».
1.1. Формирование понятая духа в античной философской традиции.
1.2. Понятие духа в немецкой классической философии.
1.3. Опыт анализа сущности духа в русской религиозной философии конца XIX - начала XX вв. Основные смыслы понятия «дух» в философии В.В. Розанова.
Глава II. В.В. Розанов о религии и искусстве как сферах бытия духа.
2.1. Особенности религиозного сознания.
2.2. Искусство как вид духовного существования.
Глава III. Русская философия и «русский дух».
3.1. Область (предмет) философии. Особенности русской философской мысли.
3.2. «Русский дух».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Философско-религиозное учение В.В. Розанова о браке и семье2009 год, кандидат философских наук Лысенко, Виталина Владимировна
Религия, искусство, политика в философской антропологии В. В. Розанова2003 год, кандидат философских наук Пилюгина, Елена Владимировна
Парадигма философии пола и семьи В.В. Розанова в контексте современных духовно-нравственных и религиозных отношений России2011 год, кандидат философских наук Юрданова, Марина Эдуардовна
Творческий феномен В.В. Розанова и "новое религиозное сознание"2008 год, доктор филологических наук Сарычев, Ярослав Владимирович
Ценности веры в философии культуры В.В. Розанова2010 год, кандидат философских наук Гончарова, Любовь Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дух в понимании В.В. Розанова»
Актуальность темы исследования. Сегодня очевидным представляется тот факт, что Россия подошла к одному из критических рубежей своей многовековой истории. Кризисные явления мы наблюдаем в общественно - политической, экономической и особенно духовной сферах жизни нашего отечества. Ушло мировоззрение, которое не смогло себя защитить и не стало общим мировоззрением, на смену старому не пришло новое. Богатое духовное наследие России внушает оптимизм и веру в то, что утраченные исторические и ценностные ориентиры не дадут реализоваться реальной угрозе: прекращения исторического бытия, утраты национального самосознания, духовной и культурной самобытности.
Общеизвестно, что новое обретение своего «Я» лежит на пути самоидентификации, осмысления социокультурного опыта народа, его истории и культуры как определённой смысловой и ценностной устойчивости. В этой связи важным представляется опыт философской рефлексии. Философия, являясь одним из пластов духовной жизни общества, сохраняет «генетический код» развития человечества.
Актуальность исследования определяется также постоянно возрастающим интересом, как в России, так и на Западе к идейно - философскому наследию русской философской мысли, которая, несомненно, оригинальна, имеет своё историческое бытие, своё уникальное место в истории философии.
Возрождение России - это, прежде всего духовное самоопределение, понимание того, что истоки человеческого бытия - в деятельности духа. Признание духа организующим началом всех духовных процессов, всех структур личности, регулятивным базисом всей жизнедеятельности человека актуализирует интерес к определению природы духа, сфер его проявления и основных свойств.
Современная философия, используя опыт теософского и психологического анализа духовных структур, утверждается в мысли, что основной особенностью человеческого существования является отсутствие у человека объективной гарантии подлинности своего бытия. В неоклассической философской традиции утверждается духовно - материальное понимание бытия человека. Исследование духовного бытия человека в философии убеждает в том, что объективная фиксация проявлений духа неадекватна природе духа.
Философская наука сегодня стоит на пути признания научности следующих словосочетаний: Духосфера, Духовное начало, Духовное здоровье, Духовное самоопределение, Духовное наследие, Духовный рост, культура Духа, Духовная жизнь, Духовный свет, Духовное самоотречение, Духовная близость, Духовная красота, Духовное величие, Духовное бытие, а также трагической окрашенности словосочетаний: духовная смерть, духовное небытие, нищета духа. Выявление их смыслов производно от понимания нами природы духа.
Исследовать природу и свойства духа, сфер его проявления поможет обращение к прочной «эмпирической» основе - к творчеству отдельных представителей русской философии.
Актуальным в этой связи представляется изучение богатого наследия философов русского духовного возрождения конца XIX - начала XX вв. Одним из ярких представителей русского религиозного ренессанса был В.В. Розанов. Учение о духе этого мыслителя является оригинальным с точки зрения рассмотрения им природы и свойств духа в тесной связи с природой человека, с его телесностью и чувствительностью. В.В. Розанов на протяжении всей жизни и творчества находился в поиске абсолютных смыслов бытия, но при этом понимая неограниченные возможности в акте творчества и личностного духа. Философ накопил большой опыт в анализе процессов рождения, преображения и возрождения духа, воплощении его в реальном бытии в формах культуры и искусства, который заслуживает детального изучения.
Кроме того, актуальность данного исследования обусловлена важностью изучения проблемы человека, как таковой, сущностных, бытийственных характеристик индивидуума. Поэтому важной представляется теоретическая реконструкция учения Розанова о свойствах человеческого духа, его способности воплощаться в религии, искусстве, мыслительных процессах.
Особое значение в наше время переоценки многих ценностей и смены мировоззренческих ориентаций приобретает определение целей и смысла жизни каждого конкретного человека. Человек часто осуществляет акт выбора, прислушиваясь к собственному «внутреннему голосу» и ему необходима уверенность в справедливости своих ценностных предпочтений. Для того чтобы получить эту уверенность, человек должен обратиться к природе собственного внутреннего мира, своей духовной природе. Богатым представляется опыт духовной самоидентификации В.В. Розанова, который знал минуты смятения духа и способы восстановления его целостности.
Понимание мыслителем того факта, что особенности народного духа прочно зафиксированы в религии, в языке, в искусстве, в бытийственных слоях народного сознания, в народной памяти и поведении, также актуализирует тему данного исследования.
Степень изученности проблемы. Отечественная историография, называемая «розановедением», обширна. Она берёт начало ещё с 1886 г., когда появилась первая рецензия на книгу В.В. Розанова «О понимании», опубликованная JI.3. Слонимским в либеральном журнале «Вестник Европы» [176]. Рецензия имела критическую направленность: по выражению её автора, мыслителю не удалось доказать, что понимание способно дать истинное знание. Впервые талант Розанова - философа в полной мере оценил русский критик, учёный H.H. Страхов [187]. Философ, как отмечает H.H. Страхов, принадлежит к мыслителям, которые выросли на Достоевском. Заслугой В. Розанова является характеристика славянства и православия как стихии, в которой возможно примирение душевных сил. Рецензии на работы философа критиков - современников: И.С. Книжника [80], А.И. Богдановича [30,31,32], В.В. Бородаевского [33], Н. Вальтмана [35], П. Березина [27], М.А. Протопопова [118], М.О. Меньшикова [99] и полемические статьи в журналах «Мир божий», «Русский вестник», «Русская мысль», «Мир искусства» представляют большую ценность с точки зрения передачи духа эпохи, взглядов Розанова и его оппонентов. Богатый материал для исследователя содержит и эпистолярное наследие: переписка философа с К.Н. Леонтьевым [72,85], B.C. Соловьёвым [153], A.C. Сувориным [154].
Признание В.В. Розанова выдающимся мыслителем, одобрение его социально - философских взглядов связано с именем Э.Ф. Голлербаха [45]. Религиозные искания, по его мысли, являются ядром философии Розанова.
Попытку разобраться в «религии жизни» философа предпринимали Б.А. Грифцов [49], Д.С. Мережковский [100], A.A. Измайлов [73], признавая достоинства такого подхода к решению реальных проблем семьи, брака. Широта интересов, по выражению Б.А. Грифцова, и необычайной силы талант позволили Розанову в исследовании пола открыть новый закон всеобщей связи - связи человека, природы, Бога; трансцендентного и бытового. A.A. Измайлов указывал на метафизический характер трудов мыслителя, отмечал тот факт, что Розанов - первый с такой смелостью и искренностью исследует жизнь пола как той области, где человек более всего касается Божией тайны и Бога. Семья воспевается им как святая земля, как союз целомудрия и чистоты. Д.С. Мережковский сравнивал В.В.Розанова с Ницше по гениальности прозрений.
Критическому анализу религиозных взглядов мыслителя как антихристианских посвящены статьи А.К. Закржевского [58], Волжского (A.C. Глинки) [37], H.A. Бердяева [23, 18]. По мысли А.К. Закржевского, Лик Христа Розанову представляется тёмным и мрачным, в божественном акте распятия он видит только трагическую сторону христианства. Философ не сумел понять, что Христос преодолел человеческое, что человек в христианстве - лишь оболочка духа, лишь переход к высшей жизни: от тела к духу. Для В.В. Розанова, по выражению A.K. Закржевского, пол важнее Христа, важнее истории, важнее смерти. Мир философа «обесцвечен», из него исключён трагический элемент, страдание и боль, посредством которых и постигается высшая свобода, высшая тайна.
H.A. Бердяев называет мироощущение Розанова имманентным пантеизмом, так как в нём заложено первоощущение божественности мировой жизни, непосредственной радости жизни и семейного благополучия и слабо чувство трансцендентного. Мыслитель, по выражению Бердяева, переживает натуралистический фазис религиозного откровения, отвергая возможность спасения посредством обожения мира Сыном Божьим. Для H.A. Бердяева в споре с В.В. Розановым по вопросам христианства принципиальной является позиция «быть на стороне личности против рода, свободы духа против объективированной магии плоти, в которой тонет образ человека» [18].
Антихристианство у Розанова, как указывал Волжский (A.C. Глинка), переходит в теизм рождающегося начала, Отчей Ипостаси, Отчества. Философ ставит перед христианством огромный вопрос о тайне плоти, о жизни, рождении, который, безусловно, требует осмысления в христианской литературе.
В 20-е гг. XX столетия центр розановедения перемещается за границу, в эмигрантскую среду. В этот период уменьшаются нападки на «антихристианство» Розанова, более детально изучается социальная философия и признаётся вклад мыслителя в историю русской культуры. Традиции розановедения продолжили Г.П. Федотов [195], В.В. Зеньковский [62], З.Н. Гиппиус [44], Н.О. Лосский [86].
3. Гиппиус признавала в Розанове «одного из гениальных наших писателей». В.В. Зеньковский исключительно высоко оценивал именно философское значение его творчества, подчёркивал, что Розанов является «одним из наиболее даровитых и сильных русских религиозных философов. В рамках собственной цельной концепции отечественной философии, представленной в фундаментальном труде «История русской философии», В.В. Зеньковский исследует взгляды Розанова по вопросам религии и пола в эволюции, рассматривает «метафизику пола» как часть его антропологических построений, ориентированных космоцентрически. В.В. Розанов, как отметил автор «Истории русской философии», глубоко чувствовал божественный свет в космосе, стоял на пути к построению софиологической концепции. По мысли В.В. Зеньковского, русский персонализм, часто склоняющийся в сторону этизма, должен вместить в себя темы Розанова. Историк философии стремится понять внутреннюю логику духовных исканий мыслителя. Данная точка зрения не отягощена отрицательным опытом идейных столкновений или личной антипатии и этот факт увеличивает её значимость для изучения творческого наследия В.В. Розанова. Известный историк русской философии И.О. Лосский, напротив, своей краткой и критической характеристикой розановского творчества указывает на личное неприятие философа.
С 1988 г., с началом републикации части творческого наследия В.В. Розанова и переиздания многих работ философа появляются следующие исследования: В.В. Ерофеева [57], Е.В. Барабанова [6], С.Б. Неволина [172] а с началом издания полного собрания сочинений - статей А.Н. Николюкина [104]. В данных очерках и статьях подробно освещена биография Розанова, его отношения с другими представителями общественной мысли России - B.C. Соловьёвым, К.Н. Леонтьевым, П.А. Флоренским, эволюция религиозных взглядов философа. В.В. Ерофеев анализирует отношение философа к русской литературе в лице её ярких представителей: Гоголя, Пушкина, Толстого, Достоевского. Для Е.В. Барабанова как философа - профессионала важным представляется указать на «сектанский» характер философских исканий Розанова, на тот факт, что он не принадлежал ни к какой философской школе. Эта особенность проявляется в книге «Легенда о Великом Инквизиторе Ф.М. Достоевского»: здесь мыслитель исследует метафизические тайны бытия, скрытые, глубинные пласты духовной жизни человека. Е.В. Барабанов выделяет и другую черту Розанова - философа: в своих исканиях, наперекор фундаментальным тенденциям европейской культуры, он шёл не от «мифа к Логосу», а от «Логоса к мифу». Это движение и есть, как считает Е.В. Барабанов, содержание разновыраженных смыслов роза-новской философии. В оценке вопросов пола Е.В. Барабанов повторяет мысли В.В. Зеньковского о том, что пол для Розанова - это одновременно и теистическое, и космологическое жизнеполагающее начало.
В общих исследованиях по истории русской религиозной философии начала XX в., опубликованных в 80-е и 90-е гг., характеристике эволюции взглядов Розанова посвящены специальные разделы в работах В.А. Кувакина [81], В.В. Сербиненко [173], В.П. Шестакова [225].
Религиозные искания мыслителя А. Гулыгой [52] рассматриваются в свете религиозного натурализма. Философ отмечает, что Розанов, как Фёдоров и Соловьёв, неортодоксален, он - теоретик человеческого естества, в первую очередь семейной (и соответственно, половой) жизни. А. Гулыга указывает на удивительную чуткость мыслителя к национальным, преимущественно русским проблемам, к жизни простой русской семьи. Важность изучения творческого наследия Розанова для реконструкции истории формирования русского самосознания отмечается также JT.E. Шапошниковым [217]. Автор анализирует вклад мыслителя в развитие философии соборности.
Предметом специального исследования социальная философия В.Розанова является в работе C.B. Пишуна [110]. Автором вводятся в научный оборот и подвергаются детальному анализу обширные архивные материалы, что, бесспорно, открывает широкие перспективы для дальнейшего развития ро-зановедения. C.B. Пишун, исследуя истоки социальной философии Розанова, отмечает наибольшее влияние на её формирование Аристотеля, Я. Бёме, Ф.М. Достоевского, H.H. Страхова, К.Н. Леонтьева. Работы раннего Розанова, по мысли C.B. Пишуна, представляют сложную теоретическую конструкцию, состоящую из разветвлённой гносеологической системы, социальных компонентов, этического и телеологического учения. Автор подвергает детальному анализу учение Розанова о творчестве в «системе понимания», всех его компонентов: творящего, творения и творимого, рассматривает творящее (дух) как источник жизни. C.B. Пишун исследует религию, государство, право, нравственность как «формы жизни» в «системе понимания» мыслителя. Этические взгляды Розанова, считает философ, тесным образом связаны с эстетическими. В работе «Социальная философия В.В. Розанова» излагается учение о целесообразности в «системе понимания», историософские взгляды трактуются как идеалистические: только дух человека, по Розанову, должен изучаться историей. В дальнейшем, считает автор работы, философ приходит к построению апокалипсических антиутопий, в которых ставится под сомнение возможность переустройства общества.
В книге В.К. Пишуна и C.B. Пишуна [109] «религия жизни» В.В.Розанова исследуется как мистическая форма идеализма, соединённая с элементами «бо-гоматериализма» - теитизации чувственности, непосредственно связанной с физиологическими, психическими и сексуальными функциями организма. Авторы работы Пол - центральное понятие «религии жизни» рассматривают в качестве универсального принципа бытия, условия существования мира, под влиянием которого находится мир одушевлённых и неодушевлённых вещей. Концепция мистического пантеизма признаётся ядром философии Розанова. «Религия жизни», таким образом, подвергается изучению как одна из форм «натуралистического» мистицизма, основанного на сексуальных ощущениях. Исследователи опираются на «архаические формы истолкования», применяемые герменевтами - богословами, что позволило им провести анализ розановской философии с помощью таких понятий, как «профетизм», «пантеизм», «богоматериализм», «адогматизм». В работе «Религия жизни» относительно категориально - предметной детерминации утверждается, что «религия семьи» Розанова имеет своим основанием «трансцендентальную необходимую категорию мысли и жизни» - миф [109, 26]. По мысли авторов, работы мыслителя содержат целый ряд мистических интуиций, где миф - бытие абсолютно чувственное, но не сверхчувственное, поэтому «метафизика пола» есть дополнение мифа Абсолютного Пана. Учение пансексуализма, как указывается в данном исследовании, охватывает социально - политические, национально - культурные, эстетические и художественные идеи Розанова. В данной работе детальному анализу подвергаются истоки его философии: представители общественной мысли в России и на Западе, «восточные корни» розановского мифотворчества (связь его с иудаизмом, религией Древнего Египта).
Зарубежных авторов - Р. Поджоли [232], А. Кроун [229] и др. - книги В.В. Розанова заинтересовали в начале 60-х гг. в период развития т.н. «сексуальной революции». Так Р. Поджоли в своей монографии учение мыслителя называет «сексуальным трансцендентализмом», подчёркивая тем самым его метафизический характер и отличие от натуралистических учений, близких биологизму позитивистского толка.
По мысли А.Кроун, особенностью «философских дневников» Розанова («Уединённое», «Опавшие листья», «Мимолётное») является полифоничность. Она выделяет в данных текстах «голоса» Пророка, Ментора, Циника, Кающегося Грешника, Мистика, Простака, Объективного Критика, которые, с разных мировоззренческих позиций, отличных от авторской, ведут совместный поиск истины.
На основании данного, далеко не исчерпывающего, историографического обзора можно констатировать, что устойчивый интерес к философии Розанова обусловлен неординарностью данного мыслителя, позволившей ему занять особое место в религиозно - философской традиции России. В большей степени исследовались религиозные, историософские взгляды философа, его идейно - политическая позиция, вопросы пола и семьи. Указанные обстоятельства обуславливают соответствующую направленность настоящей диссертационной работы, её стремление посредством теоретической реконструкции учения В. Розанова о духе исследовать его проявления в искусстве, философии, религии, сформулировать черты русского духа.
Объектом данного исследования является творческое наследие В.В. Розанова. Предметом исследования - учение мыслителя о духе.
Отсюда главная цель работы - всесторонний анализ учения В.В. Розанова о духе.
В рамках данной цели решаются следующие задачи исследования:
- определить смыслы понятия дух в «системе понимания» Розанова;
- выявить сферы проявления духа в Мире человеческом;
- исследовать природу и свойства духа;
- реконструировать основные этапы эволюции понятия дух в творческом наследии Розанова и выявить её реальные формы;
- изучить особенности учения мыслителя о духе с учётом историко- философской традиции;
- выявить сущностные характеристики духа русского народа, являющиеся его генетическим кодом.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологическую основу диссертации составляет принцип сочетания философско - исторического и системного анализа, согласно которым учение В. Розанова о духе, с одной стороны, рассматривается как органическая часть процесса развития философской мысли, отражающая его тенденции, но с другой стороны, предполагает построение определённой теоретической модели и её анализа для выявления всех смыслов понятия дух и сфер его проявления, что позволит определить оригинальность данного учения. Историко - философский подход, как один из основополагающих философских методов исследования, позволяет проследить динамику развития взглядов Розанова о духе, выявить факторы, определившие её особенности и направленность. Формой историко - философского подхода является компаративистский метод исследования, применение которого в данной работе закономерно, так как мыслитель часто высказывает свои идеи в споре с ключевыми фигурами отечественной философии. Без сопоставления невозможно выявить общее и особенное, т.е. определить новаторский элемент учения В. Розанова о духе. Историко философский подход синтезирует в себе опыт анализа работ представителей мировой и отечественной философской мысли, современных учёных, в частности, историков философии Н.О. Лосского [86,87,88], И.А. Ильина [75,76,77], В.В. Зеньковского [59 - 66], А.Ф. Лосева [89 - 94], В.Ф. Асмуса [5], A.B. Гулыги [51,52] и других.
В данной работе переосмыслен современный опыт религиозного и религиозно - психологического подхода к определению понятия дух (В.И. Слобод-чиков [175], Д.В. Пивоваров [108], В.Ф. Мартынов [95]), в рамках которого с культивированием личного духа связывается само творение и возрастание качества жизни, но духовность бытия человека ставится в зависимость от той меры, в какой объективный и абсолютный дух стали его субъективным духом. Предпринята попытка преодоления некоторого пессимизма (Т. Нагель [102]), выраженного в сомнении в возможности познания духа на современном этапе развития философского знания. Такие подходы сопоставлены с трактовкой неоклассического понимания духа (Т.П. Меньчиков [98]), где «преодолевается редукция духа то к сознанию, рациональности, когнитивности и инструменту, то к бессознательному, иррациональности, смутным влечениям и тоже к инструменту, а также к сверхестественно трактуемой душе». В такой трактовке дух - это способ бытия пребывать в конструирующем состоянии бытия. Как философская категория в данном контексте дух обозначает форму бытия, «в которой бытие задаёт всему организацию, задачу, норму, включая самое себя, «знает» себя и проживает свою жизнь в состоянии целостной идеальной информационно - оценочно - эмоционально - конструирующей формы» [98,117].
Новизна работы заключается в том, что в ней:
- «философия понимания» Розанова рассматривается в неразрывной связи с «религией жизни»;
- определено место понятия «дух» в системе воззрений В.В. Розанова;
- выявлены общие и особенные черты теории духа в философии В.В. Розанова;
- рассмотрена эстетическая концепция В.В. Розанова в её соотношении с теорией духа;
- эксплицированы взгляды В.В. Розанова на проблему русского духа;
- рассмотрена идея В.В. Розанова о существовании реальной альтернативы революционному процессу в России в начале XX века, связанной с невостребованными ресурсами русского духа;
- проанализированы представления В.В. Розанова по вопросу о роли философии в системе социальных и естественных наук;
- выделены особенности русской философской традиции в трактовке В.В. Розанова;
- показан вклад В.В. Розанова в развитие отечественной религиозно-философской мысли в контексте постановки и решения проблемы духа.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Философия В.В. Розанова представляет собой цельное учение, состоящее из "системы понимания" и "религии жизни".
2. Центральное место в философии В.В. Розанова занимает категория духа, но философ рассматривал «дух» как живое начало, придавая данной категории вид живого знания, что соответствует общей традиции русской философии: стремлению к синтезу веры и разума, отвлечённого и конкретного.
3. В.В. Розанов связывал понятие духа с понятием Абсолюта, отождествляя их и предпринимая, таким образом, попытку решить проблему религиозной онтологии на основе мистицизма.
4. Религиозная философия требует теистической трактовки Абсолюта как личностного существа. В рамках пантеизма Абсолют равен всему бытию, но Абсолют, с другой точки зрения, трансцендентен. В.В. Розанов стремится связать Абсолют с живым началом в истории. Абсолют есть жизнь и, следовательно, Дух есть жизнь. Дух Розанова - духовное живородящее. В философии В.В. Розанова, таким образом, предпринимается попытка соединить пантеистическое понимание Абсолюта с теизмом. Мыслитель абсолютизирует жизнь. Для него Дух равен Абсолюту, а Абсолют - жизни в отличие от Гегеля, для которого Дух - отвлечённое понятие.
Научно - практическая значимость результатов исследования. Результаты диссертации могут служить основой последующих исследований по широкому кругу проблем социальной философии.
Итоги диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе в высших учебных заведениях при чтении лекций и проведении практических занятий по философии, культурологии, религиоведению, эстетике, при разработке новых общих и специальных курсов, учебных пособий по русской религиозной философии конца XIX - начала XX вв.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Религиозная метафизика В.В. Розанова в контексте европейской философской культуры2006 год, кандидат философских наук Акимов, Олег Юрьевич
Проблема социального идеала у В. В. Розанова1999 год, кандидат философских наук Шульгина, Лилия Александровна
Творчество В.В. Розанова 1910-х годов: книги "Уединенное" и "Апокалипсис нашего времени"2007 год, кандидат филологических наук Кузнецова, Ольга Владимировна
В. В. Розанов - литературный критик: Проблематика, жанровое своеобразие, стиль2002 год, кандидат филологических наук Егоров, Павел Анатольевич
Метафизика личности в наследии Ф.М. Достоевского: философско-антропологический аспект2011 год, кандидат философских наук Корнева, Светлана Алексеевна
Заключение диссертации по теме «История философии», Гребениченко, Татьяна Васильевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творческое наследие В.В. Розанова охватывает весьма широкий круг философских проблем. Вместе с тем центральное место в его умозрительной концепции занимает категория духа. Ее многогранный анализ возможен при условии преодоления чрезмерно жесткого разделения розановского наследия на «философию понимания» и «религию жизни», и рассмотрения ее в качестве цельного учения.
Многие авторы используют описательный подход к анализу философии Розанова, проводят репрезентацию его идей как религиозно-мистических, вместо того, чтобы провести философскую интерпретацию. Представляется, что современная ситуация в отечественной историко-философской науке требует перехода к строго научному анализу творческого наследия русских мыслителей. В работе автор стремится показать философскую значимость розановского творчества на примере исследования трактовки Розановым традиционной для европейской философии категории духа. Это позволяет показать глубокую связь его воззрений с прошлой европейской интеллектуальной традицией.
В первом труде «О понимании» Розанов выстроил свою философскую систему. В дальнейших исследованиях он отказался от системности, но глубина интеллектуальной составляющей его творчества сохранилась. Для обоснования, репрезентации категории «дух» философ искал новые формы и подходы помимо «системы понимания». Данная работа намечает изменение вектора исследования творчества Розанова: поворот от инсперативной оценки к более строгой философской рецепции.
В.В. Розанов к исследованию понятия «дух» обращается в труде «О понимании». Философ дал своё видение путей получения целостного знания на основе разграничения эпистемологической роли понимающего, процесса понимания и понимаемого. Работа «О понимании» научного знания была написана под влиянием гегелевской интерпретации мира как инобытия понятия, как ставшего и становящегося понятия, но представляет мистическую форму рационализма. Науковедение XX века оценивает герменевтические интуиции В.В. Розанова как отказ от жёсткого рационализма в поиске своей системы отсчёта для получения истины. Духовные ценности (истина, добро, красота) нерациональны, а, следовательно, не могут быть выражены только в рациональном коде. Герменевтические интуиции философа - попытка исследования феноменологии уникальностей (философия духа, искусство) с точки зрения единичного, а не всеобщего: представить интимный мир человека и неповторимые результаты его деятельности.
Учение о познаваемом у Розанова распадается на учение о двух мирах: о Космосе и Мире человеческом. Космос рассматривается здесь как «мир Божий». Исследуя «само существование как нечто проявляющееся в Космосе», философ выделяет одну из его форм - бытие потенциальное. Бытие потенциальное как «скрытое предсуществование» есть мистический синоним Абсолютного. Таким образом, Бог - Творец и бытие потенциальное - смыслы Абсолютного Духа в «системе понимания» В.В. Розанова.
Дух человека рассматривается философом в качестве творящей силы в Мире человеческом. Познать человеческий дух, как считает Розанов, можно через продукты его творчества, отделив то, что «идёт от физической природы», т.е. Дух нематериален, он есть чистая форма. Творческий процесс духа бесконечен, неисчерпаем, так как высвобождение новых форм из предшествующих длится до слияния с материальным веществом и превращения в его произведение. По мысли В.В. Розанова, дух человеческий бессмертен, так как формы, которые он создаёт, не разрушаются. Философ выделил три формы духа: разум, чувство и воля. Виды чувства (религиозное, нравственное, справедливости и красоты) являются творческими источниками какой - либо стороны жизни — религии, нравственности, права или искусства. Всё происходящее в мире человеческом, по мысли Розанова, подчинено закономерности. Философ подчёркивает неразрывную связь и взаимообусловленность духовных процессов с жизнью, указывает на необходимость дальнейшего исследования законов духа. Понятие «Дух» мыслитель связывает с понятием Абсолюта, отождествляя их, и тем самым пытаясь решить проблему религиозной онтологии на основе мистицизма. Абсолют, согласно философии Розанова, есть жизнь, но и дух тождественен жизни - как духовное живородящее. Мыслитель, таким образом, предпринимает попытку соединить пантеистическое понимание Абсолюта с теизмом.
Религиозное творчество - важнейшая сфера духа. Предельность человеческого духа для Розанова очевидна в сопоставлении его с беспредельным совершенным Абсолютным Духом. В человеке, как духе, живёт «дыхание» Творца его и этим дыханием, по мысли философа, живёт он как дух. В.В. Розанов, как и С.Л. Франк, не решился признать конечного человека основой онтологической структуры реальности. В творчестве позднего Бердяева субъективный дух получит характеристику беспредельного.
Дух человека - явление удивительное, уникальное, выделяющее человека из физической природы. Сила духа, по Розанову, - индивидуальная характеристика человека. Неодинаковая сила духа у отдельных людей связывается мыслителем с полнотой Откровения (постижения природы и жизни Творца). Ранний Розанов определяет религию как мост, который поможет человечеству войти в лоно творца, обрести надежду на видение мира. Если Шеллинг в искусстве усматривает абсолютное совпадение необходимого и свободного, имеющее место в творчестве художника, наряду с Абсолютом - Богом, лежащим в основе мира, а Гегель абсолютизирует философию, то Розанов выделяет религию как важнейшую сферу воплощения духа. Перед религиозным чувством, по мысли философа, меркнет наука и искусство.
В дальнейшем Розанов логически встал перед дилеммой: или мир есть абсолютное зло, и тогда отрицающее мир христианство есть абсолютное добро, или мир - добро, а христианство - зло. Для философа эта антитеза - реальный жизненный факт.
Дуализм несовместим с высотой современного религиозного сознания, и Розанов настойчиво требует его разрешения путем отсечения одного из положений антитезы. По мысли философа, историческое христианство не может больше удовлетворить запросов пробудившегося религиозного сознания. «Религия Голгофы» рассматривается Розановым как аскетическая фаза христианства. В период «религии жизни» в центре внимания мыслителя находятся проблемы семьи и пола. В поле, как источнике жизни, по мысли В.В. Розанова, есть нечто потустороннее. На данном этапе эволюции потенциальное бытие как Абсолютное представлено «физиологической метафизикой». Философ указывает на необходимость обращения к Богу - Отцу как символу вечного роди-тельства для восстановления полноты христианства.
В.В. Розанов отмечает, что Бог внутри себя неоднороден, в нём сливаются мужская и женская «Элогим». Данные божественные формы уравновешивают друг друга, мир развивается благодаря взаимодействию этих двух начал. Среди божественных форм философ выделяет Дух Божий и Слово, равное Богу. Дух Божий - это таинственная премудрость, порядок бытия, брак разных сторон себя самого (мужской и женской).
По выражению H.A. Бердяева, обожествление пола Розановым ограничивает возможности человека как духа.
Розанов в конце жизни становится на путь поклонения личному, индивидуальному Богу, не оставляя попытки выйти из противоречия между миром и Христом.
Чувство красоты мыслитель исследует как творческий источник искусства. Идеал красоты, по Розанову, заключён в духе. Философ исследует проблемы, связанные с художественным творчеством, на протяжении всей жизни и творчества. Его эстетические взгляды также оказали влияние на изменение миропонимания, осуществление отхода от универсального принципа «понимания» к «религии жизни». Философ, исследуя и классифицируя различные виды искусства, определяет две стороны художественного творчества - объективную и субъективную. Наибольший интерес у Розанова вызывает загадочная субъективная сторона творческих процессов - процессов складывания, воплощения образов. В дальнейшем мыслитель научное и художественное творчество рассматривает с точки зрения проявлений духа. При этом научные исследования во всех областях знания философ относит к области «чистого» духа.
Красота трактуется философом как «сама природа души». Ключ к изучению процессов творчества, согласно Розанову, в анализе психических сил художника (характер, сила воли) и его духовных сил (сила религиозного духа, нравственная и художественная силы). Концентрация энергии, сообщение и передача её другим людям есть его вторая ступень и, в конечном счёте, истинный смысл творчества.
Мыслитель указал на особую роль философии в системе наук, её стремление к выработке целостной картины мира, определению места человека в этом мире. По мысли Розанова, цельное философское миросозерцание имеет методологическое значение для наук, дающих точное знание как созерцание частного, так как частное всегда отражает в себе целое. Розанов отличительную черту философии видит в возможности фокусировать все духовные интересы, искания и надежды данного поколения людей, подчёркивает необходимость в оценке ценностей, созданных русскими мыслителями, указывая на уникальную особенность каждого из них.
Отличительной особенностью русской философской мысли, как отмечает Розанов, является поиск истины через призму нравственных категорий, большое значение литературы в развитии философских идей. Отечественная литература всегда отражала самые сокровенные тревоги русского духа.
Славянофильство философ называет «школою протеста психического склада русского народа» против всего, что создано психическим складом рома-но-германских народов. В заслугу славянофилам Розанов ставит развитие идеи о глубоком проникновении русского народа началами гармонии, согласия частей (сословий и классов, церкви и государства), выявлении особенностей православия и западных ветвей христианства: трактовка любви и согласия как внутренней сущности восточной церкви, а соборности как её внешней формы. Славянофилы, считает философ, впервые характеризуют общинные начала жизни русского человека, укоренившиеся в дальнейшем в его сознании. Розанов также убеждён в возможности существования у народа исторической памяти и формирования с её помощью поведенческих стереотипов. Согласно мысли философа, психологические детерминанты поведения людей сохраняются в любых обстоятельствах, не исключая катастрофические. Патриотизм, духовное единение с церковью, внутренняя духовность, в основе которой лежат сочувствие, сопереживание, вера в абсолютность добра и любви, приоритет вопросов духа над вопросами быта - ментальный ряд русского человека. Русская философская мысль, по Розанову, в своём постоянном стремлении проникнуть в сущее, всегда особенное внимание уделяла исследованию «психеи» человека, метафизических глубин его бытия. Но философ видит и негативную сторону во взаимодействии отечественной философии с «русским духом»: насаждая презрение ко всему русскому критикой русской действительности, русская литература своим нигилизмом «убивает русский дух», что приводит страну к революционным преобразованиям и, в конечном счёте, катастрофе - «апокалипсису». Розанов сожалеет о том, что призыв веховцев к духовному возрождению на основе традиционных ценностей русской культуры не был поддержан широкими кругами русской общественности. В стремлении веховцев повлиять на умонастроение русской интеллигенции, предложить ей религиозные и метафизические идеалы философ увидел невостребованные возможности русского духа.
В настоящем исследовании предпринята попытка вернуть розановедение в русло строгого философского анализа. В основу изучения философского наследия известного русского мыслителя должны быть положены «классические» философские категории. В.В. Розанов - философ-интеллектуал. Перспективы дальнейшего развития розановедения, на наш взгляд, лежат на пути выделения интеллектуальной составляющей в интерпретации философии В.В. Розанова.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гребениченко, Татьяна Васильевна, 2003 год
1. Алексеев П. Человек, дух и реальность. Об экзистенциальном типе философствованиия H.A. Бердяева. // H.A. Бердяев. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. С. 357-364.
2. Аристотель. Метафизика. Соч. в 4т. М.: Мысль, 1976. Т.1. С. 63 367.
3. Его же. О душе. Соч. в 4т. М.: Мысль, 1976. Т.1. С. 369 448.
4. Арлычев А.Н. Качественный аспект мира и его познание. М.: Наука, 2001.280 с.
5. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 2001. 400 с.
6. Барабанов Е.В. В.В.Розанов. // В.В.Розанов. Религия и культура.<М.: Правда, 1990. С. 3-17.
7. Басин Е. "Двуликий Янус" (О природе творческой личности). М.: Магистр, 1996. 172 с.
8. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979. 320 с.
9. Белый А. Правда о русской интеллигенции. // Невостребованные возможности русского духа. М.: ИФРАН, 1995. С. 52 55.
10. Бенуа А.Н. Религиозно философское общество. Кружок Мережковских. В.В. Розанов. // В.В. Розанов. Pro et contra. В 2 т. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1995. Т. 1. С. 132 - 143.
11. Бердяев H.A. Дух и реальность. // H.A. Бердяев. О человеке, его свободе и духовности. М.: Московский психолого социальный институт: Флинта, 1999. С. 51-65.
12. Его же. Константин Леонтьев: Очерк истории русской религиозной мысли. // H.A. Бердяев о русской философии. В 2 т. Свердловск: Изд во Уральск, ун - та, 1991. Т. 1.С. 149-283.
13. Его же. Метафизика пола и любви. // H.A. Бердяев. Эрос и личность. Философия пола и любви. М.: Прометей, 1989. С. 26 41.
14. Его же. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. // H.A. Бердяев. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. С. 4-162.
15. Его же. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация. // H.A. Бердяев. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. С. 164-285.
16. Его же. Русская идея. // H.A. Бердяев. Русская идея. Харьков: Фолио; М.: ACT, 2002. С. 13-248.
17. Его же. Русский духовный ренессанс начала XX в. и журнал " Путь". // H.A. Бердяев о русской философии. В 2т. Свердловск: Изд во Уральск, ун -та, 1991.Т.2. С. 217-236.
18. Его же. Самопознание. // H.A. Бердяев. Судьба России. Самопознание. Ростов н / Д.: Феникс, 1997. С. 308 535.
19. Его же. Смысл творчества. // H.A. Бердяев. О человеке, его свободе и духовности. М.: Московский психолого социальный институт: Флинта, 1999. С. 65-76.
20. Его же. Судьба России. // H.A. Бердяев. Судьба России. Самопознание. Ростов н / Д.: Феникс, 1997. С. 8 -306.
21. Его же. Философия свободного духа. // H.A. Бердяев. О человеке, его свободе и духовности. М.: Московский психолого социальный институт: Флинта, 1999. С. 43-51.
22. Его же. Философская истина и интеллигентская правда. // "Вехи" Интеллигенция в России. 1909 1910. М.: Молодая гвардия, 1991. С. 24-43.
23. Его же. Христос и мир. Ответ Розанову. // Русская мысль. Январь. 1908. С. 33-56.
24. Его же. Царство Духа и царство Кесаря. // H.A. Бердяев. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. С. 288 356.
25. Его же. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. // H.A. Бердяев. О человеке, его свободе и духовности. М.: Московский психолого социальный институт: Флинта, 1999. С. 94 - 118.
26. Его же. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. // H.A. Бердяев. О человеке, его свободе и духовности. М.: Московский психолого социальный институт: Флинта, 1999. С. 215 - 233.
27. Березин П. Рец. на кн. В. Розанова "Война 1914 года и русское возрождение. // Современник. СПб. 1915. № 5. с. 291 292.
28. Берлин П. Опаснее врага. ( Письма А. Суворина к В. Розанову ). // Новая жизнь. СПб.: 1913. № 2. С. 246 251.
29. Его же. Рец. на кн. В. Розанова "Когда начальство ушло". // Новый журнал для всех. 1910. № 19. С. 123 125.
30. Богданович А.И. Рец. на кн. В. Розанова "В мире неясного и нерешённого ". // Мир божий. СПб. 1901. № 9. С. 91 92.
31. Его же. Суд над Пушкиным и мрачная философия «оправдания добра» г. В. Соловьёва. Как параллель ему - г. Розанов. // Мир божий. СПб. 1897. №Ю. С. 7-10.
32. Его же. Юродствующая литература. // Мир божий. СПб. 1899. С. 1 -19.
33. Бородаевский В.В. О трагизме в христианстве. // Русский вестник. 1903. №2. С. 615-624.
34. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. // "Вехи". Интеллигенция в России. 1909 1910. М.: Молодая гвардия, 1991. С. 43 - 85.
35. Вальтман Н. Рец. на кн. В. Розанова "Литературные изгнанники". // Исторический вестник. СПб. 1913. № И. С. 725 728.
36. Введенский А.И. Судьбы философии в России. // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. Свердловск: Изд во Урал, ун-та, 1991. С. 26 - 66.
37. Волжский (Глинка А.С.). Мистический пантеизм В.В. Розанова. // В. Розанов. Pro et contra. В 2 т. СПб.: Изд во Русского Христианского гуманитарного института, 1995. Т.1. С. 418 - 456.
38. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. Нью Йорк: Изд -во им. Чехова, 1955. 297 с.
39. Его же. Кризис индустриальной культуры. Нью Йорк: Изд - во им. Чехова, 1953. 350 с.
40. Его же. Религия и безрелигиозность. // Проблемы русского религиозного сознания. Берлин: Umca Press, 1924. С. 7 52.
41. Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание. // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 65 68.
42. Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика. // Г.В.Ф. Гегель. Работы разных лет. Соч. В 2 т. М.: Мысль, 1971. Т. 2. С. 7 213.
43. Его же. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М.: Мысль, 1977. 471 с.
44. Гиппиус З.Н. Задумчивый странник. О Розанове. // Забытая книга. М.: Художественная литература, 1991. С. 314-360.
45. Голлербах Э.Ф. Розанов. Жизнь и творчество. // Полярная звезда. Петербург, 1922. 110 с.
46. Его же. Русская философия и её судьба. // Новая русская книга. Берлин, 1922. № 5. С.1 -4.
47. Голубев А.Н., Коновалова JI.B. Владимир Соловьёв и его нравственная философия. // B.C. Соловьёв. Оправдание добра. М.: Республика, 1995. С. 5 -16.
48. Горбунов В.В. Идея соборности в русской религиозной философии. М.: Мысль, 1994. 24 с.
49. Грифцов Б.А. В.В. Розанов. // В. Розанов. Pro et contra. В 2 т. СПб.: Изд во Русского Христианского гуманитарного института, 1995. Т.2. С. 101-126.
50. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии. // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 54 61.
51. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.: Рольф, 2001. 416 с.
52. Его же. Русская идея и её творцы. М.: Соратник, 1995. 310 с.
53. Демин В.Н. Русский космизм: от истоков к взлёту. // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 7. Философия, 1996. № 6. С. 3 - 18.
54. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Соч. В 12 т. М.: Мысль, 1988. 600 с.
55. Дягилев С. Сложные вопросы. Вечная борьба. // Мир искусства. 1899. Т. 1. № 1 2.
56. Евлампиев И.И. Человек перед лицом абсолютного бытия: мистический реализм Семёна Франка. // C.JI. Франк. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995. С. 5-34.
57. Ерофеев В.В. Разноцветная мозаика розановской мысли. // В.В. Розанов. Несовместимые контрасты жития. М.: Искусство, 1990. С. 6 37.
58. Закржевский А.К. Религия. Психологические параллели. В.В. Розанов. // В. Розанов. Pro et contra. В 2 т. СПб.: Изд во Русского Христианского гуманитарного института, 1995. Т. 2. С. 147 - 169.
59. Зеньковский В.В. Беседы с юношеством о вопросах пола. Paris.: Umca Press, 1929. 72 с.
60. Его же. Идея православной культуры. // Православие и культура. Берлин: Русская книга, 1923. С. 24 46.
61. Его же. История русской философии. В 2 т. Д.: Эго, 1991. Т. 1. Ч. 1.221 с.
62. Его же. История русской философии. В 2 т. Д.: Эго, 1991. Т. 1. Ч. 2. 280 с.
63. Его же. История русской философии. В 2 т. Д.: Эго, 1991. Т. 2. Ч. 1.255 с.
64. Его же. История русской философии. В 2 т. Л.: Эго, 1991.Т. 2. Ч. 2. 269 с.
65. Его же. Основы христианской философии. Paris.: Umca Press, 1964. 187 с.
66. Его же. Православие и русская культура. // Проблемы русского религиозного сознания. Берлин: Umca Press, 1924. С. 212 285.
67. Его же. Учение С.Л. Франка о человеке. // С.Л. Франк. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. С. 432-436.
68. Зимянина Е.В. Духовные искания и христианский реализм С.Л. Франка. // Философские науки. 2000. № 3. С. 128 139.
69. Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Исторические вехи российского менталитета. // Человек. Грани философской рефлексии. М.: Фонд "Новое тысячелетие", 1996. С. 98 105.
70. Иванов А.В. К проблеме онтологического статуса явлений сознания. // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 7. Философия. 2002. № 2. С.
71. Иванова А.А. Философские открытия Ф.М. Достоевского. М.: Наука, 1995. 194 с.
72. Измайлов А.А. Закат ересиарха (В.В. Розанов). // В.В. Розанов: Pro et contra. В 2 т. СПб.: Изд во Русского Христианского гуманитарного института, 1995. Т. 2. С. 91-100.
73. Его же. Вифлеем или Голгофа? (В.В. Розанов и «неудавшееся христианство»), //В.В. Розанов: Pro et contra. В 2 т. СПб.: Изд во Русского Христианского гуманитарного института, 1995. Т. 2. С. 81-91.
74. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 464 с.
75. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. В 2 т. М.: Too "Рарогь", 1993.448 с.
76. Его же. Основы борьбы за национальную Россию. Издание национально трудового союза нового поколения. Генеральное представительство в Германии. 1938. 56 с.
77. Его же. Основы христианской культуры. Женева. 1937. 47 с.
78. Карсавин JI. О сущности православия. // Проблемы русского религиозного сознания. Берлин: Umca Press, 1924. С. 139 212.
79. Кирилова И. Православное учение о человеке. Краткий путеводитель к проповедям владыки Антония. // Иностранная литература. 1991. № 10. С. 212-215.
80. Книжник И.С. Рец. на кн.: В.В. Розанов. Тёмный лик. Метафизика христианства. // Русская мысль. 1912. № 12. С. 431 432.
81. Кувакин В.А. Религиозная философия в России. Начало XX в. М. 1980. 309 с.
82. Кузнецова Т.В. Проблема культуры в европейской философской традиции. //Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 7. Философия. 1996. № 6. С. 63 -72.
83. Лазарев К.Н., Абрамов А.И., Авдеева Л.Р. Введение в русскую философию. М.: Интерпракс, 1995. 304 с.
84. Левицкий С.А. С.Л. Франк. // С.Л. Франк. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. С. 438 450.
85. Леонтьев К.Н. Письма к В. Розанову. С предисловием и примечаниями В.В. Розанова. // Русский вестник. 1903. № 4-6.
86. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991.560 с.
87. Его же. Мир как осуществление красоты. М.: Прогресс Традиция, Традиция, 1998. 416 с.
88. Его же. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Терра Книжный клуб; Республика, 1999. 408 с.
89. Лосев А.Ф. Вл. Соловьёв. Жизнь и творчество. // А.Ф. Лосев. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. С. 474-492.
90. Его же. История античной эстетики. Поздний эллинизм. Соч. В 6 т. М.: Искусство, 1980. Т. 6. 766 с.
91. Его же. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. 959 с.
92. Его же. Платоновский объективный идеализм и его трагическая судьба. // А.Ф. Лосев. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. С. 336-373.
93. Его же. Русская философия. // А.И. Введенский, А.Ф. Лосев, Э.Л. Рад-лов, Г.Г. Шпет. Очерки истории русской философии. Свердловск: Изд во Урал, ун - та, 1991. С. 26 - 66.
94. Его же. Типы античного мышления. // А.Ф. Лосев. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. С. 453 473.
95. Мартынов В.Ф. Философия красоты. Мн.: Тетра Систем, 1999.336 с.
96. Межуев В.М. Национальная культура и современная цивилизация. // Освобождение духа. М.: Политиздат, 1991. С. 255 -272.
97. Меликов И.М. Творчество и духовный мир человека. // Вестн. Моск. Ун та. Сер. Философия. 2002. № 2. С. 76 - 87.
98. Меньчиков Г.П. Духовная реальность человека. Духовность и религиозность. // Философские науки. 2000. № 3. С. 116 127.
99. Меньшиков М.О. О гробе и колыбели. // В. Розанов. Pro et contra. В 2 т. СПб.: Изд во Русского Христианского гуманитарного института, 1995. Т. 1.С. 325-337.
100. Мережковский Д.С. Розанов. // В.В.Розанов: Pro et contra. СПб.: Изд во Русского Христианского гуманитарного института, 1995. С. 408 - 417.
101. Мочульский К.В. Гоголь, Соловьёв, Достоевский. М.: Республика, 1995. 607 с.
102. Нагель Т. Мыслимость невозможного и проблема духа и тела. // Вопросы философии. 2001. № 8. С. 101 112.
103. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX века. М.: Искусство, 1991. 395 с.
104. Николюкин А. Живописец русской души. // В.В. Розанов. Среди художников. Соч. В 7 т. М.: Республика, 1994. Т. 1. С. 5 16.
105. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Введение в философию свободного духа H.A. Бердяева. // H.A. Бердяев. О человеке, его свободе и духовности. М.: Московский психолого социальный институт: Флинта, 1999. С. 5 - 20.
106. Их же. "Вехи" как опыт самоопределения русской интеллигенции. // Невостребованные возможности русского духа. М.: ИФРАН, 1995. С. 16 38.
107. Перцев A.B. Типы методологий историко философского исследования. Закат рационализма. Свердловск: Изд - во Урал, ун - та, 1991. 196 с.
108. Пивоваров Д.В. Дух, душа и смысл жизни человека. Екатеринбург: Изд во Урал, ун-та, 1993. 90 с.
109. Пишун В.К., Пишун C.B. "Религия жизни" В. Розанова. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1994. 208 с.
110. Пишун C.B. Социальная философия В.В. Розанова. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1993. 151 с.
111. Ш.Платон. Федон. Соч. В 4 т. Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1993. Т. 2. С. 7-80.
112. Его же. Пир. Соч. В 4 т. Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1993. * Т. 2. С. 81 134.
113. Его же. Федр. Соч. В 4 т. Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1993. Т.2. С. 135-191.
114. Его же. Парменид. Соч. В 4 т. Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1993. Т. 2. С. 346-413.
115. Его же. Государство. Соч. В 4 т. Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1993. Т. 3. С. 79-420.
116. Плотин. Эннеады. // Антология античной философии. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. С. 401-410.
117. Погодин А.И. Личность Иисуса Христа и христианская культура. // Православие и культура. Берлин: Русская книга, 1923. С. 59 85.
118. Протопопов M.А. Писатель головотяп. // Русская мысль. 1899. №8. С. 155-171.
119. Радлов Э.Л. Очерки истории русской философии. // А.И. Введенский, А.Ф. Лосев, Э.Л. Радлов, Г.Г. Шпет. Очерки истории русской философии. Свердловск: Изд-воУрал, ун-та, 1991. С. 96-215.
120. Розанов В.В. Актёр. // В.В. Розанов. Среди художников. Соч. В. 7 т. М.: Республика, 1994. С. 311-317.
121. Его же. Алексей Степанович Хомяков. К 50 летию со дня кончины его (23 сентября 1860 г. - 23 сентября 1910 г.). Соч. В 7 т. М.: Республика, 1995. Т. 4. С. 456-466.
122. Его же. Апокалипсис. Соч. В 7 т. М.: Республика, 1994. Т. 2. С. 413-473.
123. Его же. В Совете рабочих и солдатских депутатов. // В.В. Розанов. Мимолётное. Соч. В 7 т. М.: Республика, 1994. Т. 2. С. 342 353.
124. Его же. В тёмных религиозных лучах. Соч. В 7 т. М.: Республика, 1994. Т. 3. С. 95-436.
125. Его же. Возле "русской идеи". // Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. С. 346-363.
126. Его же. Война 1914 г. и русское возрождение. Пг. 1915. 234 с.
127. Его же. Гений формы. (К 100 летию со дня рождения Гоголя). Соч. В 7 т. М.: Республика, 1995. Т. 4. С. 345 - 352.
128. Его же. Забытое возле Толстого. Соч. В 7 т. М.: Республика, 1995. Т. 4. С. 470-473.
129. Его же. Загадки Гоголя. Соч. В 7 т. М.: Республика, 1995. Т. 4. С. 333 -345.
130. Его же. Заметки о важнейших течениях русской философской мысли в связи с нашей переводной литературой по философии. // Вопросы философии и психологии. 1890. № 3. С. 1 36.
131. Его же. Из мыслей зрителя. // В.В. Розанов. Среди художников. Соч. В 7 т. М.: Республика, 1994. Т. 1. С. 282 286.
132. Его же. Из старых писем. // Золотое руно. 1907. № 2. С. 49 60.
133. Его же. Итальянские впечатления. // В.В. Розанов. Среди художников. Соч. В 7 т. М.: Республика, 1994. Т. 1. С. 19 -161.
134. Его же. Кончина JI.H. Толстого. // В.В. Розанов. О писательстве и писателях. Соч. В 7 т. М.: Республика, 1995. Т. 4. С. 466 467.
135. Его же. Легенда о Великом Инквизиторе Ф.М. Достоевского. Соч. В 7 т. М.: Республика, 1996. Т. 7. С. 7 159.
136. Его же. Литературные изгнанники. СПб., 1913. 116 с.
137. Его же. Литературные очерки. Соч. В 7 т. М.: Республика, 1996. Т. 7. С. 159-388.
138. Его же. Люди лунного света. Метафизика христианства. Соч. В 2 т. М.: Правда, 1990. Т. 2. С. 7 195.
139. Его же. Мережковский против "Вех". // В.В. Розанов. О писательстве и писателях. Соч. В 7 т. М.: Республика, 1995. Т. 4. С. 354 358.
140. Его же. Место христианства в истории. // Религия и культура. Соч. В 2 т. М.: Правда, 1990. Т. 1. С. 22 47.
141. Его же. Мимолётное. // В.В. Розанов. Мимолётное. Соч. В 7 т. М.: Республика, 1994. Т. 2. С. 3 334.
142. Его же. H.H. Страхов. // Литературные очерки. Соч. В 7 т. М.: Республика, 1996. Т. 7. С. 355 376.
143. Его же. О Достоевском. // В.В. Розанов. Мысли о литературе. М.: Современник, 1989. С. 192 217.
144. Его же. О Лермонтове. Соч. В 7 т. М.: Республика, 1995. Т. 4. С.-641-643.
145. Его же. О письмах писателей. Соч. В 7 т. М.: Республика, 1995. Т. 4. С. 430-433.
146. Его же. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. СПб.: Наука, 1994. 539 с.
147. Его же. О работах JI.B. Шервуда. Соч. М.: Советская Россия, 1990. С. 267-270.
148. Его же. О символистах и декадентах. Соч. В 2 т. М.: Правда, 1990. Т. 1.С. 163- 177.
149. Его же. О художественных народных выставках. Соч. В 7 т. М.: Республика, 1994. Т. 1. С. 161 166.
150. Его же. Около церковных стен. Соч. В 7 т. М.: Республика, 1995. Т. 5. 541 с.
151. Его же. Опавшие листья. Соч. В 2 т. М.: Правда, 1990. Т. 2. С. 273-629.
152. Его же. Памяти Соловьёва. Соч. В 7 т. М.: Республика, 1996. Т. 4. С. 64-68.
153. Его же. Письма B.C. Соловьёва. Соч. В 7 т. М.: Республика, 1996. Т. 7. С. 462-490.
154. Его же. Письмо A.C. Суворину. Май 1904 г. // В.В. Розанов. Мысли о литературе. М.: Современник, 1989. С. 510 511.
155. Его же. Поздние фазы славянофильства. // В.В. Розанов. Несовместимые контрасты жития. М.: Искусство, 1990. С. 282 303.
156. Его же. Пушкин и Лермонтов. Соч. В 7 т. М.: Республика, 1995. Т. 4. С. 602-605.
157. Его же. Работы Голубкиной. Соч. М.: Советская Россия, 1990. С. 274 -276.
158. Его же. С вершины тысячелетней пирамиды. Размышление о ходе русской литературы. Соч. В 7 т. М.: Республика, 1995. Т. 4. С. 659 673.
159. Его же. Семя и жизнь. // В.В. Розанов. Религия и культура. Соч.В 2т. М.: Правда, 1990. Т. 1. С. 207-215.
160. Его же. Сицилианцы в Петербурге. // В.В. Розанов. Среди художников. Соч. В 7 т. М.: Республика, 1994. Т. 1. С. 275 282.
161. Его же. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. 662 с.
162. Его же. Танцы невинности. (Айседора Дункан). // Среди художников. Соч. В 7 т. М.: Республика, 1994. Т. 1. С. 286 295.
163. Его же. Тёмный лик. Метафизика христианства. // В.В. Розанов. Религия и культура. Соч. В 2 т. М.: Правда, 1990. Т. 1. С. 370 571.
164. Его же. Уединённое. Соч. М.: Советская Россия, 1990. С. 26 120.
165. Его же. Умственные течения в России за 25 лет. // Новое время. 1900. 21 марта.
166. Его же. Физическая сила и власть идей. // В.В. Розанов. Мимолётное. Соч. В 7 т. М.: Республика, 1994. Т. 2. С. 359 361.
167. Его же. Черты характера Древней Руси. // В.В. Розанов. Религия и культура. Соч. В 2 т. М.: Правда, 1990. Т. 1. С. 82 96.
168. Его же. Что выражает собою красота природы. // Русское обозрение. М. 1895. № 10-12.
169. Его же. Эстетическое понимание истории. Соч. В 7 т. М.: Республика, 1995. Т. 4. С. 5-11.
170. Его же. Юдаизм. // Новый путь. 1903. № 12. С. 103 112.
171. Розанова Т.В. Воспоминания об отце Василии Васильевиче Розанове и всей семье. // В.В. Розанов. Pro et contra. В 2 т. СПб.: Изд - во Русского Христианского гуманитарного института, 1995. Т. 1. С. 45 - 88.
172. Русские философы конца XIX середины XX в. Антология. М.: Книжная палата, 1994. 424 с.
173. Сербиненко В.В. Русская религиозная метафизика (XX век). М.: Изд-воРОУ, 1996.113 с.
174. Сергей Дягилев и русское искусство. В 2 т. М.: Изобразительное искусство, 1982. Т. 2.495 с.
175. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа. // Человек. 1994. №5. С. 21-38.
176. Слонимский JI.3. Рец. на кн.: В.В. Розанов «О понимании». // Вестник Европы. 1886. № 10. С. 850 857.
177. Соловьёв B.C. Россия и Вселенская Церковь. // Владимир Соловьёв. Россия и Вселенская Церковь. Минск: Харвест, 1999. С. 233 524.
178. Его же. Красота в природе. Соч. В 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 2. С. 351 -389.
179. Его же. Кризис западной философии. Соч. В 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 2. С. 3-139.
180. Его же. Критика отвлечённых начал. Соч. М.: Мысль, 1988. Т. 1. С. 581 -745.
181. Его же. На пути к истинной философии. Соч. В 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 2 . С. 324 339.
182. Его же. Оправдание добра. Нравственная философия. Соч. В 2 т. М.: Мысль, Т. 1.С. 47-549.
183. Его же. Философские начала цельного знания. Соч. В 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 2. С. 139-289.
184. Его же. Чтения о Богочеловечестве. // B.C. Соловьёв. Чтения о Бого-человечестве. Статьи. Стихотворения и поэма. Из "Трёх разговоров": Краткая повесть об Антихристе. СПб.: Худож. лит., 1994. С. 32 204.
185. Сорина Г.В. Логико культурная доминанта. Очерки теории и истории психологизма и антипсихологизма в культуре. М.: Прометей, 1993. 200 с.
186. Столыпин П.А. Интеллигенты об интеллигентах. // Невостребованные возможности русского духа. М.: ИФРАН, 1995. С. 56 57.
187. Страхов H.H. Рецензия на кн.: В.В. Розанов Легенда о Великом Инквизиторе Ф.М. Достоевского. // В.В. Розанов. Pro et contra. В 2 т. СПб.: Изд -во Русского Христианского гуманитарного института, 1995. Т. 1. С. 263 269.
188. Струве П. Б. Интеллигенция и революция. // "Вехи". Интеллигенция в России. 1909 1910. M.: Молодая гвардия, 1991. С. 136 - 153.
189. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. 573 с.
190. Троицкий Е. Соборная сила многонациональной России. М.: АКИРН, 1995.36 с.
191. Троицкая Н. Русская цивилизация между Востоком, Западом и Югом. (Историософские миниатюры). М.: АКИРН, 1995. 52 с.
192. Тэн И. Философия искусства. М.: Республика, 1996. 351 с.
193. Ульченко A.A. Роль психологической детали в романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы. // Традиции и новаторство русской литературы. М.: МОПИ, 1980. С. 119-133.
194. Фатеев В.А. В. Розанов. Жизнь, творчество, личность. JÏ. 1991. 367 с.
195. Федотов Г.П. О национальном покаянии. // Русская идея и евреи. Роковой спор. М.: Наука, 1994. 244 с.
196. Фихте И.Г. Второе введение в наукоучение, для читателей, уже имеющих философскую систему. Соч. В 2 т. СПб.: Мифрил, 1993. Т. 1. С.477 546.
197. Его же. Назначение человека. Соч. В 2 т. СПб.: Мифрил, 1993. Т. 2. С. 65-224.
198. Его же. Наукоучение в его общих чертах. Соч. В 2 т. СПб.: Мифрил, 1993. Т. 2. С. 771-789.
199. Его же. Несколько лекций о назначении учёного. Соч. В 2 т. СПб.: Мифрил, 1993. Т. 2. С. 7 64.
200. Его же. О понятии наукоучения, или так называемой философии. Соч. В 2 т. СПб.: Мифрил, 1993. Т. 1. С. 7 64.
201. Его же. Основа общего наукоучения. Соч. В 2 т. СПб.: Мифрил, 1993. Т. 1.С. 65-337.
202. Его же. Основные черты современной эпохи. Соч. В 2 т. СПб.: Мифрил, 1993. Т. 2. С. 359 617.
203. Его же. Первое введение в наукоучение. Соч. В 2 т. СПб.: Мифрил, 1993. Т. 1.С. 443-476.
204. Его же. Факты сознания. Соч. В 2 т. СПб.: Мифрил, 1993. Т. 2. С. 619-769.
205. Флоренский П.А. О В.В. Розанове (письмо М.И. Лутохину). // В.В. Розанов: Pro et contra. В 2 т. СПб.: Изд во Русского Христианского гуманитарного института, 1995. Т.2. С. 316 - 317.
206. Франк С.Л. Духовные основы общества. // С.Л. Франк. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. С. 13 146.
207. Его же. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. // С.Л. Франк. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995. С. 417 632.
208. Его же. Крушение кумиров. // С.Л. Франк. Сочинения. М.: Правда, 1990. С. 113-180.
209. Его же. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии. // С.Л. Франк. Сочинения. М.: Правда, 1990. С. 183 559.
210. Его же. Предмет знания. Об основах и пределах отвлечённого знания. // С.Л. Франк. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995. С. 37-416.
211. Его же. Реальность и человек. // С.Л. Франк. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. С. 208 431.
212. Его же. Русское мировоззрение. // С.Л. Франк. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. С. 471 500.
213. Его же. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии. // С.Л. Франк. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. С. 405-470.
214. Его же. Смысл жизни. // С.Л. Франк. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. С. 147 216.
215. Его же. С нами бог. Три размышления. // С.Л. Франк. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. С. 217 404.
216. Шапошников Л.Е. Синтез действительного блага. // Человек. 1994. № 1.С. 90-102.
217. Шапошников Л.Е. Философия соборности: очерки русского самосознания. СПб. 1996. 200 с.
218. Шеллинг Ф.В.Й. Исследования в пояснении идеализма наукоуче-ния. // Ф.В.Й. Шеллинг. Ранние сочинения. СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000. С. 185 270.
219. Его же. О возможности формы философии вообще. // Ф.В.Й. Шеллинг. Ранние сочинения. СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000. С. 3-26.
220. Его же. О Я как принципе философии. // Ф.В.Й. Шеллинг. Ранние сочинения. СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000. С. 27 104.
221. Его же. Система трансцендентального идеализма. ОГИЗ ЭКГИЗ, Ленинградское отделение, 1936. 452 с.
222. Его же. Философия искусства. М.: Мысль, 1999. 607 с.
223. Шелохаев В. Вступ. Ст. к кн. "Вехи". Интеллигенция в России. 1909 1910. М.: Молодая гвардия, 1991. С. 5 -20.
224. Шестаков В.П. Философия любви Н.А. Бердяева. // Н.А. Бердяев. Эрос и личность. Философия пола и любви. М.: Прометей, 1989. С. 1 19.
225. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия. Очерки русской философии и культуры. М.: Владос, 1995. 207 с.
226. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. // А.И. Введенский, А.Ф. Лосев, Э.Л. Радлов, Г.Г. Шпет. Очерки истории русской философии. Свердловск: Изд во Урал, ун - та, 1991. С. 217 - 578.
227. Яковенко Б.В. Мощь философии. Мельбурн. 1988. 68 с.
228. Ясперс К. Ницше и христианство. М.: Медиум, 1994. 114 с.
229. Crone A.L. Rozanov and the End of Literature: Poliphony and the Dissolution oh Genre in Solitaria and Fallen Leaves. Wurzburg: Zal veri, 1978.146 p.
230. Emerson C.G. Ree. ad. op.: Crone A.L. Rozanov and the end of Itera-ture. //Russian Review. Stanford (Cal.). 1979. Vol. 38. №4. P. 513 514.
231. Levi Strauss C. The Family. //Man, Culture and Society, n.y.: Oxf. Univ. Press, 1960. P. 261 -285.
232. Poggioli R. Rozanov. New York: Hillary house Publ, 1962. 104 p.
233. Propst, Rebecca. Spirituality and the avoidant Personality // Theology today. Vol. XLIX, № 2. July, 1992. Princetion. P. 168 175.
234. Reichmann, James B. Philosophy of The Human Person. Chicago: Loyola University Press. Cop. 1985. 346 p.
235. The Study oh Spirituality. Ed by C. Jones, G. Wainwright, E. Garnold. L: University press, Cambridge, 1992. 634 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.