Духовно-нравственные ценности российской интеллигенции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Иванов, Александр Михайлович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 151
Оглавление диссертации кандидат философских наук Иванов, Александр Михайлович
Введение
Глава 1. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ КАК ОБЪЕКТ
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
1.1. Сущность и генезис интеллигенции, её духовности
1.2. Мирвозрение и нравственные ориентиры интеллигенции в структуре российской культурной традиции
Глава 2. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ КАК ИДЕЙНАЯ ЭЛИТА ОБЩЕСТВА
2.1. Специфика российской интеллигенция в условиях перманентного общества
2.2. Идеологические ориентиры, сознание и психология современной российской интеллигенции
2.3. Роль гуманитарной интеллигенции в духовно-нравственной жизни общества
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Н.В. Гоголь и русская интеллигенция 1830-1850-х годов: общественно-политический и нравственный аспект взаимоотношений2006 год, кандидат исторических наук Аржаных, Татьяна Федоровна
Генезис, формирование и развитие системы ценностей военной интеллигенции России (Х– начало ХХ в)2012 год, доктор исторических наук Попов, Александр Викторович
Религиозная самоидентификация русской интеллигенции: Социально-философский анализ2004 год, кандидат философских наук Баскакова, Наталья Викторовна
Интеллигенция в контексте социокультурных традиций "Вех"2004 год, доктор философских наук Мартынова, Елена Анатольевна
Проблемы формирования, становления и деятельности российской интеллигенции в XVI - XVII веках2004 год, кандидат исторических наук Столяров, Дмитрий Анатольевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-нравственные ценности российской интеллигенции»
Актуальность темы исследования.
Социально-философское исследование духовно-нравственного аспекта интеллигенции является актуальным в силу многих причин. Так, духовно-нравственные ценности интеллигенции нередко оказывали то или иное влияние на развитие экономики и быта. Потребности и интересы интеллигенции в духовной сфере жизни общества часто определяли развитие идеологии и политики, права и морали, эстетики и религии. Наиболее критически мыслящая интеллигенция скептически относится к политическим программам и правовым установкам, к политикам любого ранга, в основном не стремится к материальному обогащению и накопительству. Для интеллигенции главное состоит в том, чтобы достойно выполнить свою миссию на Земле - быть путеводной звездой в мире хаоса и несправедливости, указать людям путь добра и душевной красоты.
Роль интеллигенции в обществе проявляется в создании, поддержании и постоянном развитии духовно-нравственной атмосферы, в стремлении всего общества к духовному благополучию. Прогрессивные идеи интеллигенции не часто можно заметить сразу же после их возникновения. Но эти идеи постепенно овладевают наиболее сознательной частью населения, проникают в психологию и поведение других групп людей и поэтому имеют творческую активность и деятельную силу. Интеллигенция интегрирует культурные ценности народа, синтезирует различные системы духовности. Интеллигенция любой страны обладает своими особенностями мировоззренческой и нравственной ориентации.
Российская интеллигенция в этом смысле - самая ответственная за судьбу своего народа. Она признает моральные ценности как высшую и абсолютную ценность. Российская интеллигенция - самая жертвенная часть народа. Интеллигенты в России во все времена стремились к правде и справедливости, шли за них на каторги и в тюрьмы.
Наиболее передовая часть интеллигенции открыто выступала против несправедливой политики правительств и вождей, рисковала не только своим положением, но и жизнью. Идейных защитников народа пытали, жгли на кострах и в паровозных топках, вешали и расстреливали, высылали за пределы страны, сажали в тюрьмы и отправляли в концлагеря, запугивали и лишали средств к существованию.
Сегодня, когда российское общество разделилось на богатых и бедных, роль интеллигенции в призыве к справедливости и улучшению жизни обездоленных людей значительно возрастает. Многие экономические, политические и правовые реформы, проводимые в нашей стране за последние пятнадцать лет, не принесли ощутимых результатов в повышении качества жизни народа. Значительная часть людей по-прежнему бедствует. Интеллигенция прекрасно понимает это положение, но ничем помочь бедным людям не может. Разве что только своим голосом в ее защиту.
Однако в последнее время голос интеллигенции ослабел. Учителя, врачи, инженеры, преподаватели вузов, работники научных институтов, писатели, артисты, художники и др. сами стали искать возможность не пасть «на дно» жизни. Все они находятся в поисках новых форм выживания, связанных с рыночной экономикой.
Кризис нравственной основы интеллигенции выражается в противоречивом понимании духовных ценностей. Поэтому особенно актуальным можно считать аксиологическую концепцию исследования нашей темы. С изменением социально-экономических отношений происходит и переоценка духовно-нравственных ценностей. Многое из того, что считалось абсолютным и незыблемым, обесценивается. В то же время нарождающиеся новые формы социального бытия вызывают к жизни и новые ценностные ориентации. Разрушение ценностных идеалов российской интеллигенции, начавшееся еще после 1917 г., не сопровождалось достаточно устойчивым возникновением новых идеалов. В Советском Союзе сформировалась новая интеллигенция, 4 которая принудительно воспитывалась и формировалась под всеобщим давлением КПСС, усвоила некоторые черты «Морального кодекса строителя коммунизма». Это - стремление к честности и справедливости, к равноправию и братству народов, к укреплению семьи и брака, к преодолению различных видов девиантного поведения и т.д.
Однако в 1991 г. все это в одночасье рухнуло. Наступила новая эпоха в развитии нравственности. И эта эпоха пока еще не принесла ни четкой национальной идеи, ни четких и устойчивых моральных основ жизни, ни других основополагающих позитивных духовных идей.
Выход из духовно-нравственного кризиса возможен на пути укрепления тех общечеловеческих моральных принципов, которые всегда исповедовала интеллигенция. Мы попытаемся вспомнить прошлое нашей интеллигенции и на этой основе восстановить лучшие черты ее духовности. Ибо духовность интеллигенции изначально формировалась как синтез всех лучших моральных качеств народа, как общечеловеческие ценности.
Российская интеллигенция с многовековым духовным богатством и нравственным потенциалом, со своей системой трансцендентальных духовных ценностей активно отстаивала их в прошлом, не сгибалась и в годы тоталитарного режима. Можно надеяться, что и современная российская интеллигенция отстоит свое право быть ведущей духовно-нравственной силой нашего весьма противоречивого и сложного общества. Устойчивость менталитета российской интеллигенции поможет ей не только сохранить свое самобытное духовное дарование, но и развивать его в будущем.
Традиции духовности российской интеллигенции, включающие ее культуру и духовный облик с момента возникновения Московской Руси и до наших дней, не исчезли, а лишь трансформировались в новых условиях общественной жизни. Культурно-историческая традиция духовности российской интеллигенции включает в себя множество факторов как объективного, так и субъективного характера. В частности, нельзя отбрасывать из анализа ее черт культурное влияние Востока и Запада, славянофильство, религиозные искания, поиски философской истины и нравственного мировоззрения и др. 5
Все богатство духовности интеллигенции должно послужить укреплению нравственной и идейной основы нашего общества, способствовать прогрессивному продвижению во всех сферах общественной жизни.
Степень разработанности проблемы.
Духовно-нравственные ценности российской интеллигенции являются предметом постоянного внимания отечественной философии как в прошлом, так и в настоящем.
Так, проблемы духовности русской интеллигенции особенно усиленно обсуждались в начале XX в. Достаточно назвать только такие наиболее известные сборники об интеллигенции, как: «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции», «Интеллигенция в России», «В защиту интеллигенции», «По вехам. Сборник об интеллигенции и «национальном лице», «Вехи» как знамение времени», работы Д.Н. Овсянико-Куликовского «История русской интеллигенции», П.Н. Милюкова «Из истории русской интеллигенции», сочинения А.В. Луначарского «Интеллигенция в ее прошлом, настоящем и будущем», Е. Лозинского «Что же такое, наконец, интеллигенция?», С Я. Вольфсона «Интеллигенция как социально-экономическая категория», ДА. Хомякова «Православие, самодержавие, народность» и др. Статьи об интеллигенции печатались в журналах «Освобождение», «Полярная звезда», «Свобода и культура», в газетах «Новый день», «Новое время», «Слово» и др.
По вопросам идеологии, мировоззрения и нравственных качеств интеллигенции написали статьи в сборнике «Вехи» широко известные в общественно-политических кругах России начала XX в. философы, экономисты, юристы, литераторы и публицисты М.О. Гершензон, А.С Изгоев, Б.А Кис-тяковский, П.Б Струве и др. Этот сборник вызвал сенсацию. Ибо в нем были затронуты самые назревшие вопросы действительности и интересы самых широких кругов российской интеллигенции - отношение к революции 1905 года, последующие идейные и нравственные платформы интеллигенции и др. В нем проблема духовности рассматривалась как производное от духовного, тесно связанного с православием и церковными традициями.
В обсуждении проблем, рассмотренных в сборнике «Вехи», приняли участие общественные, политические и религиозные деятели, писатели и публицисты. К ним относятся лидеры кадетской партии П.Н. Милюков, И.И Петрушкевич, профессора Н.А. Гредескул и А.А. Кизеветтер, лидер партии эсеров В М. Чернов, лидер партии народных социалистов А В Пешехонов, лидер партии демократических реформ М.М. Ковалевский, идеолог прогрессиз-ма Е И. Трубецкой, J1.H. Толстой, Д. Мережковский, К. Чуковский, МО. Меньшиков, А А Столыпин, В.И. Ленин и др. Анализировались вопросы, связанные с ролью интеллигенции в первой русской революции и ее дальнейшее участие в борьбе с царизмом и нищетой народных масс.
Особенно внимательно исследовали своеобразие русской православной духовности Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Н. О. Лосский, П.А. Сорокин и СЛ. Франк.
В первые годы Советской власти и в 20-30-е гг. наиболее интенсивно разрабатывались проблемы духовности интеллигенции такими государственными деятелями и мыслителями, как Л.И. Аксельрод, В.И Ленин, Н К Крупская, А.В Луначарский, М.И. Калинин, И.И. Бухарин, Л.Д Троцкий, ИВ Сталин, М.И. Сперанский, A.M. Коллонтай, И.Ф. Арманд и др. В их работах ставились проблемы социальной роли и места интеллигенции в новом обществе, возможности сотрудничества с пролетарской властью по построению социализма в послереволюционной России.
В послевоенный период вопросами духовно-нравственных качеств советской интеллигенции занимались партийные и государственные деятели, научно-исследовательские институты, философы, социологи, педагоги, психологи, писатели, журналисты и др.
Роль интеллигенции в построении развитого социализма и коммунизма обсуждалась на съездах и пленумах ЦК КПСС, в печати, по радио и телевидению. Критиковалась пассивность интеллигенции, ее индифферентное отношение к делам партии и государства. Наиболее активно обсуждались вопросы, связанные с уничтожением интеллигенции в годы культа личности
Сталина, резко осуждались интеллигенты-диссиденты. 7
К наиболее известным теоретиками проблем духовности интеллигенции в Советском Союзе можно отнести Е.А. Амбарцумова, Г.М Андрееву, ПИ Амелина, В.И. Астахова, ME Главацкого, М.Н Руткевича, С Н. Надель и др. Русскую духовность исследовали Г.А. Аванесова, В.У. Бабушкин, B.C. Барулин, Л.П Буева, ИИ. Гарин, А.Д. Косичев, В.А. Кутырев, А.В. Маслихин, Г.В. Платонов, Г.М. Пурынычева, В Н. Шердаков, А.К Уледов, ЛД Шумихи-на, В Г Федотова, 3 В. Фомина, А.И. Яценко и др.
В современных условиях проблемы интеллигенции рассматриваются в работах Л.В Бабаева, Брачева B.C., М.М Бахтина, СЮ. Глазьева, Ю.Н.Давыдова, В.И. Ильина, Г.Е. Зборовского, Л.Н. Коган, О. Карпухина, Д П. Кон-чаловского, А К. Магомедова, Э. Макаревича, В.Г. Макарова, А.А. Мухина, И.Н. Сальниковой, В Л. Соскина, Г. П. Федотова, В.С Христофорова, ЕС. Элбакян и др.
В Чувашии проблемы интеллигенции, ее культуры, духовности и нравственности разрабатывали ДВ Абашева, Ю.М. Артемьев, ЕВ Владимиров, А Е Горшков, П В. Денисов, Н.Е. Егоров, Л.А. Иванов, А.В. Изоркин, Н.А. Ис-муков, В.Ф. Каховский, В.К. Кириллов, Н.Г. Краснов, ИД Кузнецов, В Л. Кузьмин, Л П. Кураков, МП Макаров, И.А. Маркелов, Н.В. Никольский, В В Орлов, ТС Сергеев, МЯ. Сироткин, Г.И. Тафаев, В.И. Чекушкин, Э.З Феи-зов, ТА. Эррэ и др. В их трудах дан глубокий анализ положения чувашской интеллигенции в дореволюционный и послереволюционный период, а также в настоящее время, показана роль интеллигенции в развитии духовной культуры Чувашии.
Особо можно выделить работы Г.Н. Волкова, В Д. Димитриева, В К. Магницкого, А.И. Петрухина и И Я. Яковлева, которые многократно обращались к теме чувашской интеллигенции и науки, а также сами могут рассматриваться как пример высокой духовности и высоких нравственных качеств.
Значительный вклад в описание истории чувашской интеллигенции внес Г.А. Александров своей работой «Чувашские интеллигенты. Биографии и судьбы», в которой рассмотрены биографии наиболее известных интеллигентов Чувашии с момента их появления. В 2005 г. вышло в свет повторное 8 издание монографии Г.А. Александрова «Чувашские интеллигенты. Биографии и судьбы».
Заслуживают внимания работы В.Ф. Каховского «Наша республика», Л П. Куракова «Интегрированное образование: Истоки и итоги: В 2-х кн., Т.С. Сергеева «Культура Советской Чувашии. К 70-летию автономии республики», А.В. Изоркина и А.Е Горшкова «Центр гуманитарных наук Чувашии», сборники коллектива авторов «Чуваши: современные этнокультурные процессы», «Чувашской АССР 60 лет», «Исследования по древней и современной культуре чувашей», «Чувашское искусство: Вопросы теории и истории. Выпуск I», «Страницы истории высшей школы Чувашии» и др.
Феномен духовности интеллигенции исследуется в различных аспектах: этническом, социально-демографическом, социально-психологическом, социально-философском, культурологическом, правовом, политологическом, этическом, системно-структурном, аксиологическом и т.д.
Системно-структурный анализ представлен в работах французского этнографа и социолога К Леви-Стросса и его последователей.
Этническая духовность многие десятки лет изучается отечественными и зарубежными философами и историками.
Социально-философские предпосылки исследования нашей проблемы имеются в работах С. С Аверинцева, Е.А. Амбарцумова, А.В. Гулыги, В.Е. Драча, С.Д. Домникова, А В. Иванова, И.В. Кондакова, И.Д Кузнецова, А И Клибанова и др.
Аксиологический анализ проблемы духовности интеллигенции, который мы избрали в качестве основной парадигмы исследования, представлен в работах JI.A. Арутюняна, Б С. Ерасова, П.А. Сорокина, С.А. Сушко, В.П. Туга-ринова и др. Исследование ценностей с точки зрения психологии имеется в работах ДА. Леонтьева, М.М. Бахтина и др. Само понятие «ценностные ориентации» разработано в трудах Ф. Клакхона и Ф. Стродбек. Для многих психологов понятие «ценность» (Д. Н Узнадзе, С Л Рубинштейн, Г. Олпорт, К Роджерс и др.) рассматривается как «установка». В А. Ремизов понимает духовность как культурную ценность личности. Мы вполне согласны с такой формулировкой духовности.
В изучаемой нами литературе встречается и такое понимание, как национальные духовно-нравственные ценности, национально-патриотическая духовность. Эти вопросы в той или иной степени затрагивались в работах ГУ. Солдатовой, В.П Ильюшенко, З.В. Сикевич, Д.С Лихачева, Н К. Рериха и др.
Проблеме духовности уделено значительное внимание в работах ТС. Георгиевой, И. А. Ильина, В.И. Копалова, МН. Коваленского, Б А. Рыбакова, JT.A. Шумихиной, С.С. Хорунжего и др.
Эмпирической базой исследования являются работы социально-философского, социологического, этического, культурологического, психологического, исторического и религиозно-православного содержания, имеющиеся в работах отечественных и зарубежных исследователей духовности интеллигенции.
Духовность в начале XX в. рассматривалась в двух направлениях: славянофильство и западничество, которые по-разному понимали будущее России. Славянофилы доказывали невозможность русской душе приспособиться к западной цивилизации. Западники, наоборот, видели формирование духовности по западному образцу.
Наше исследование условно ориентировано на славянофилов, т.е. по-другому, на внутренние источники формирования духовно-нравственных ценностей российской интеллигенции. К славянофильству относилась большая группа философов, историков, писателей, которых объединяла одна идея - самобытность России, её огромный потенциал для духовного развития. Славянофильство в духовной жизни России представляли такие известные русские мыслители, как КС. Аксаков, И.В. Киреевский, Ю Ф. Самарин, А.С Хомяков. К ним примыкали В И. Даль, А.Н. Островский, ФИ. Тютчев. Главным идеологическим направлением славянофильства была так называемая «русская идея», о которой писали и говорили В.Г. Белинский, НЯ. Данилевский, Н.А Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А Ильин, Л.П. Карсавин, К.Н Леонтьев,
10
В В Розанов, В. С Соловьев, ЕН Трубецкой, Г П. Федотов, С JI. Франк, П. А. Флоренский. Основой русской идеи был «русский дух», «духовность», основанные на православии и традиционной российской культуре.
Предметом исследования является духовность российской интеллигенции, а объектом исследования - духовно-нравственные ценности российской интеллигенции в плане генезиса и онтологии.
Цель и задачи исследования.
Целью данной диссертационной работы является социально-философский анализ духовно-нравственных ценностей российской интеллигенции в её социокультурной и аксиологической обусловленности, научное осмысление её перспектив для судеб России.
Логика поставленной цели связана с решением следующих задач:
1) дать социально-философский, культурологический и аксиологический анализ феномена духовности российской интеллигенции как в прошлом, так и в настоящем; показать, что современное развивающееся общество -информационное; в таком обществе только с помощью интеллигенции утверждается новая среда обитания, новые социальные и моральные ценности, новый образ жизни и новые формы управления духовной жизнью;
2) исследовать генезис, природу, сущность и структуру духовности интеллигенции в социально-философском аспекте, на основе различных работ о духовности интеллигенции сформулировать методологические основы исследования;
3) выявить базовые ценности духовности российской интеллигенции, показать дифференциацию этой проблемы по различным критериям;
4) раскрыть единичное, особенное и общее в духовности российской интеллигенции; показать её роль в современном российском обществе.
Методологическая база исследования.
Основную методологическую базу исследования составили имеющиеся в философской литературе классические варианты методологии, синергетика, категории, принципы и законы диалектики, системно-структурный анализ, функциональный, сравнительно-исторический, генетический метод, эле
11 менты феноменологии и герменевтики, комплексное исследование единства духовности российской интеллигенции в прошлом и настоящем.
Анализ данной проблемы построен на мировоззренческой и философской ориентации диссертанта и не может быть исчерпан названными методами. Социально-философский анализ связывается с историческим анализом данной проблемы и личностным пониманием диссертантом исследуемого духовного феномена.
В процессе работы над темой диссертации использовались философские, культурологические, аксиологические и другие подходы и способы осмысления духовности интеллигенции.
Базовыми методологическими посылками исследования стали: дея-тельностный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин), структурный подход (К. Леви-Строс), аксиологический подход (Л.А. Арутюнян, ПА Сорокин и др.), психологический подход (С.Л. Рубинштейн, К. Роджерс), культороло-гический подход (А.В. Луначарский, Э. Тейлор и др.), этический подход (Б Спиноза, А.Г. Харчев, В.А. Добрынина и др.).
Феномен духовности российской интеллигенции не сводится лишь только к системе взглядов философов и писателей. Его анализ сочетается на уровне рационального и иррационального, интуитивного (3 Фрейд, Э Фромм, К Юнг, А Бергсон, Л.С. Выготский, А Ф. Лосев и др.).
При этом в качестве общей парадигмы исследования нами взято следующее положение французского социолога и философа-позитивиста XIX в. Огюста Конта: «.Истинное положительное мышление заключается преимущественно в способности видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть.» [59, с. 80]. Действительно, надо изучать то, что есть и на основании познанных эмпирических фактов делать теоретические выводы, в том числе - и прогностического характера.
Научная новизна и теоретическая значимость диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость диссертации:
1. Исследован социально-философский, культорологический и аксиологический феномен духовности российской интеллигенции как в прошлом, так и в настоящем; изучена специфика духовности интеллигенции в сравнительно-историческом аспекте; показана взаимосвязь духовных традиций прошлого и настоящего, противоречия в развитии духовности, в отношении интеллигенции к философии и свободе личности; рассмотрены социально-психологические корни развития духовно-нравственных качеств российской интеллигенции; показано, что в современном развивающемся информационном обществе интеллигенция играет большую роль в утверждении новой среды обитания, новых социальных и моральных ценностей, нового образа жизни и новых форм управления духовно-нравственным развитием личности.
2. Исследованы генезис, природа, сущность и структура духовности интеллигенции; на основе имеющихся достижений в методологии исследования духовности интеллигенции выделены методологические основания его изучения, использована логика понимания проблемы в комплексе различных методов разработки данной проблемы, проанализированы различные стороны духовности интеллигенции.
3. Выявлены базовые ценности духовности российской интеллигенции; дан социально-философский анализ процесса познания духовно-нравственных ценностей российской интеллигенции с учетом различных точек зрения на эту проблему; показана дифференциация этой проблемы по различным критериям; рассмотрены основные социальные институты духовно-нравственных ценностей российской интеллигенции.
4. Предпринята попытка раскрыть единичное, особенное и общее в духовности российской интеллигенции; показана ее роль в современном российском обществе; обосновано положение о том, что с ростом духовности интеллигенции возрастает и общая культура общества, накапливается высокий духовно-нравственный потенциал российской жизни, что духовность ин
13 теллигенции является движущим духовным фактором укрепления интеллектуальных и нравственных основ российского общества.
Наиболее значимые результаты, определяющие научную новизну данной диссертации, отражены в следующих положениях, которые и выносятся на защиту:
1. Понимание феномена духовности российской интеллигенции в основном связаны с социально-философским, культорологическим и аксиологическим подходом к анализу феномена духовности российской интеллигенции в процессе её исторического развития; интеллигенция - это духовная, идейная элита общества, это наиболее образованная, культурная, духовно-нравственная и критически-конструктивно мыслящая часть народа; в современном российском обществе духовные основы жизни и новые моральные ценности в значительной степени утверждаются при активном отношении интеллигенции к жизни, при её творческом участии в процессе духовного освоения достижений российской и мировой культуры и её способности распространять эти достижения среди широких народных масс; с возникновением интеллигенции появляется новое духовное образование в обществе, которое обеспечивает духовно-нравственное развитие общества, народа, личности.
2. Изучение генезиса, природы, сущности и структуры духовности интеллигенции в социально-философском аспекте показало, что в российской культурной традиции отмечается многообразие мировоззренческих и нравственных ориентиров интеллигенции различных направлений; духовная культура интеллигенции - это источник новых жизненных ценностей, которые способствуют сохранению основных элементов социального бытия и ориентации людей в повседневных делах; интеллигенция в России имеет давние исторические корни, она неоднородна по своему социальному происхождению, по философским, мировоззренческим и нравственным взглядам; русская и чувашская интеллигенция внесли достойный вклад в развитие культуры и духовности народов России.
3. Духовность составляет базовые ценности российской интеллигенции и понимается как сложный социальный феномен, который проявляет свою сущность посредством деятельностного, культурологического, психологического, этического и аксиологического анализа. Многомерность категории «духовность» (духовно-нравственные ценности) обусловлена тем, что духовность формируется под воздействием объективных условий и субъективных факторов. Каждый представитель интеллигенции обладает своим пониманием жизни, культуры, политики, права, морали и т.д. Свести в единое целое такой разброс мнений - весьма сложная задача, которую трудно решить. В то же время в нашем исследовании такая попытка предпринята.
4. Духовность российской интеллигенции постоянно развивается через взгляды и моральные качества интеллигента, живущего в определенных конкретно-исторических условиях в такой огромной стране, как Россия. Поэтому духовные ценности интеллигенции в начале XX в. не могут полностью совпадать с духовными ценностями современной российской интеллигенции. Формирование духовности российской интеллигенции происходит на основе синтеза различных ценностей - философских, этических, культурологических, психологических, религиозных, светских, традиций различных этносов. Динамика духовности российской интеллигенции в настоящее время отражает духовный кризис общества в целом. Это связано с поиском новых духовных ценностей, учитывающих особенности современного российского социума.
Научно-практическая значимость диссертации.
Положения диссертации могут послужить основой для дальнейшего анализа проблемы духовности российской интеллигенции. Процесс влияния интеллигенции на развитие общества возрастает по мере продвижения по пути социального прогресса. Влияние осуществляют различные группы интеллигенции - гуманитарная, научно-техническая, управленческая и др. В чем сущность этого влияния? Каковы механизмы активизации позитивной роли интеллигенции в различных сферах жизни общества? Эти вопросы постоянно требуют ответа и детального изучения.
15
Содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы могут быть использованы в практике преподавания курсов социальной философии, социологии, политологии, культурологии и этики, в спецкурсах по отдельным темам и проблемам, для прогноза путей развития духовности интеллигенции, а также в процессе формирования российской и чувашской духовной культуры.
Апробация результатов исследования.
Основные положения диссертационного исследования обсуждались на региональных и межвузовских научно-практических конференциях на заседаниях кафедры философии и методологии науки Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова. Положения диссертации нашли отражение в публикациях автора.
Структура и объем диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографии (158 источников). Общий объем работы составляет 151 страница текста.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Интеллигенция и Православная Церковь в социокультурном развитии российского общества в конце XIX - начале XX века2009 год, доктор исторических наук Соловьев, Андрей Авенирович
Византийская святоотеческая традиция и судьбы русской духовности: Философско-этический анализ2000 год, кандидат философских наук Елдин, Михаил Александрович
Православие в духовной жизни российского общества: Социально-философский анализ2003 год, доктор философских наук Тришин, Алексей Федорович
Социокультурный статус интеллигенции2001 год, кандидат философских наук Емельянова, Алла Сергеевна
Традиции религиозной духовности в русской культуре2004 год, кандидат философских наук Волкова, Ирина Васильевна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Иванов, Александр Михайлович
Заключение
В заключительной части диссертации, как правило, подводятся общие итоги исследования, высказываются теоретические выводы и практические рекомендации, определяются перспективы исследования данной проблемы. Не будем отступать от этих законных научных правил и выскажем свои соображения по этим вопросам.
К общим выводам исследования можно отнести следующие. В российском обществе интеллигенция есть, она появилась во времена Петра Первого и с тех пор постоянно развивалась в прогрессивном отношении. Интеллигенцию характеризует наличие культуры, интеллектуальный потенциал, возможность постоянного развития и совершенствования.
Интеллигенция - это не только социальная прослойка общества, но ее и духовный путеводитель, который мог бы стать и духовным лидером общества. Но пока еще не стал. Слишком много противоречий внутри интеллигенции и интеллигенции с государством, обществом и народом. Видимо, эти противоречия никогда не исчезнут, ибо интеллигенция эгоистична, индивидуализирована и не имеет единой идеологии, единой морали и единых целей. Все (вроде бы) «болеют» за народ, а на деле выходит по-другому.
Каждый интеллигент прежде всего «болеет» за свою собственную идею. Если его идея совпадает с идеями других интеллигентов и общества, то он присоединяется к этой общей идее. Но таких примеров в истории развития интеллигенции крайне мало. Разобщенность интеллигенции не дает ей возможности стать «ударной» идейной силой общества. Такое положение наблюдалось как в прошлом, так имеется и в настоящее времени.
Однако интеллигенция всегда была идейной элитой общества в том смысле, что она выступала генератором идей, духовности, нравственных принципов и своим личным примером воздействовала на духовную жизнь общества.
В силу своей более высокой образованности, грамотности, духовности, идейности российская интеллигенция была и остается духовным наставником народа, других социальных слоев общества.
К сожалению, интеллигенции больше присуще не конкретное, а абстрактное восприятие действительности. Все это связано с некоторым абстрактным отношением интеллигенции к обычным житейским проблемам, к политике и экономике и т.д. Эта абстрактность иногда уводит интеллигенцию от реальности в мир иллюзий, фантазий и мифов. Не случайно некоторые авторы отмечают у нашей интеллигенции (по сравнению с западной интеллигенцией) «детское» мировосприятие. «В своей чистой мечтательной сущности это философия детей, еще не познавших чувственных глубин человеческой жизни. Беды и разочарования начинались уровнем выше детского сознания» [58, с. 150]. Именно дети и создают мифы, верят в них и в их позитивный исход. Стремление к реализации социального чуда есть результат «доминирования в интеллигентской среде философского рационализма» [81, с. 142].
Противоречивость интеллигентского бытия порождает раздвоенность интеллигентского сознания. Все мифы о русском чуде в основном созданы до 1917 г. Сейчас эти мифы лишь переосмысливаются, перерабатываются и т.п., но все равно они остаются мифами. Древние пласты этого мифа формируют представление о загадочной русской душе. Эти мифы возникли еще в Древней Руси, и они отражают проблемы ценностного выбора, эсхатологической перспективы. Более поздний мифологический пласт возник в петровские времена и сводится к идее о добром царе-батюшке. Именно на этом мифе возникла идейная триада: самодержавие, православие, народность.
В советские времена сформировался новый миф - о простом человеке-труженике, которому не нужен ни Бог и не герой. У AM. Горького читаем: «Человек - это звучит гордо» и т.п.
В настоящее время интеллигенция создает новые мифы: «русская идея» (консерваторы), прогрессивный Запад (либералы). Новое время требует новых идеалов, нового понимания роли интеллигенции в жизни общества,
135 тем более роли в духовно-нравственном лидерстве. Толпа готова устремиться за «новыми» интеллигентами, но у них идеи не всегда соприкасаются с народом. Они больше заняты своим имиджем, чем заботой о народе, хотя и много об этом говорят и спорят.
Сегодня в противостоянии западного (либерального) и национального (консервативного) все же намечается перевес в сторону последнего. Многие выступления интеллигенции связаны с возрождением духовности России и ее основополагающего ядра - православия. Видимо, не случайно появились «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».
В более поздний период был принят «Свод нравственных принципов и правил хозяйствования» (на VIII Всемирном Русском Народном Соборе, посвященном теме «Россия и православный мир»). Собор проходил 3 и 4 февраля 2004 г. в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре (г. Сергиев Посад) и Свято -Даниловском монастыре (г. Москва). «Свод» предлагается для принятия руководителям предприятий и коммерческих структур, предпринимателям и их сообществам, работникам, профсоюзам и всем другим участникам экономических процессов, в том числе и государственным органам и общественным объединениям, вовлеченным в хозяйственную деятельность. Сформулированные в нем нравственные принципы и правила основываются на десяти заповедях, данных Богом, а также на опыте их усвоения христианством и другими религиями, традиционно исповедуемыми в нашей стране [34, с. 34].
Большое значение в сознании и психологии интеллигенции имеет мен-тальностъ. Если в дореволюционной России менталитет российской интеллигенции сыграл одну из ведущих ролей в подготовке социалистической революции, то в настоящее время этот менталитет может сыграть немалую роль в дальнейшей судьбе России. К интеллигенции нужно прислушиваться, ибо она на самом высоком уровне отражает любые изменения в обществе, отражает настроение, потребности и интересы народных масс.
Говорить о том, что у нас сейчас имеется религиозная интеллигенция, -это, значит, преувеличивать ситуацию вокруг интеллигенции. Конечно, может быть, часть интеллигенции и считает себя верующей, но это все - на по
136 верхности. Истинная религиозная настроенность интеллигенции воспитывается в семье, годами. Мы же только что вышли из атеистического общества. Нужно значительное время для усвоения религиозных истин, которые будут способствовать духовно-нравственному очищению российского общества.
Составной частью российской интеллигенции является чувашская интеллигенция, которая имеет древние исторические корни и многое сделала для просвещения своего народа. Видимо, должна происходить не самоизоляция интеллигенции того или иного народа, а ее интеграция, что вовсе не означает поглощение одного слоя национальной интеллигенции другим слоем национальной интеллигенции. Мир многообразен по своему проявлению и в этом его богатство и интерес к нему. Так и с национальной интеллигенцией: чем она богаче по своему проявлению, тем выше интерес к ней со стороны других слоев национальной интеллигенции.
О перспективах развития современной российской интеллигенции. Вопрос очень сложный, здесь нельзя гадать или что-то придумывать. С нашей точки зрения, будущее интеллигенции в ее единстве с самой собой и с народом, взаимодействие, тесное сотрудничество национальных интеллигенции, их взаимное уважение, а не выяснение кто кого притеснял в прошлом. Интеллигенция одного народа никогда не притесняла интеллигенцию другого народа. Сама интеллигенция всех народов терпела притеснение и унижение, ибо выступала против власти и заботилась о народе. Плюрализм мнений и интеграция мнений - это здоровый путь развития российской интеллигенции.
Основные задачи, которые должна решать современная российская интеллигенция, - это сохранение и развитие тех позитивных духовно-нравственных ценностей, которые пока еще имеются в обществе и, прежде всего, среди простого народа и молодежи.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Иванов, Александр Михайлович, 2007 год
1. Александров, Г.А. Чувашские интеллигенты. Биографии и судьбы / Г.А. Александров. Чебоксары, - 2005. - С.216.
2. Александров, ГА. Чувашская интеллигенция: истоки / Г.А. Александров. Чебоксары: Чувашия, -1997- С.200 .: портр.
3. Артизов, А.Н. «Очистим Россию надолго» (К истории высылки интеллигенции в 1922 г.) /А.Н. Артизов // Отечественные архивы. 2003. - N 1.-С. 69.
4. Афинский, Л Интеллигенция и государство / Л. Афинский // Москва.-1998,- N2.-С. 149.
5. Артюхов, И.В Междисциплинарный семинар по трансгуманизму и научному иммортализму / И.В. Артюхов, И.Л. Кирилюк // Вестник Российского философского общества. -2006. -№ 2 (38). С. 68-70.
6. Белади, Л. Сталин: пер. с венг. / Л. Белади, Т. Краус М.: Политиздат, - 1989. - С.318.
7. Белинский, В.Г. Письмо к В.П. Боткину, 8 сентября 1811 г./ В.Г. Белинский. // Избр. филос. произв. Т.2. М.: Госполитиздат, - 1948. - С.594.
8. Бердяев, Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. М: Мысль, - 1990— С.176.
9. Бердяев, Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии / Н.А. Бердяев. М.: Мысль, - 1991. - С.220.
10. Бердяев, НА. Судьба России / Н.А. Бердяев. М: Изд-во Моск. гос. ун-та, - 1990. - С.256.
11. Брачев, B.C. Травля русских историков / B.C. Брачев. М.: Алгоритм, - 2006.- С.320.
12. Брежнев, Л.И. Актуальные вопросы идеологической работы КПСС. В 2-х т. Т. 2 / Л.И. Брежнев.- М: Политиздат., 1978. - 631 с.
13. Белозерцев, С.В. Жизнь без СО / С.В. Белозерцев // Вестник Российского философского общества 2006. - N 4(40). - С. 95-98.
14. Булавка, Л А. Два феномена отечественной культуры / Л.А. Булавка // Вестник Российского философского общества. 2006. - N 3(39). - С. 114-119.
15. Виноградова, ЕВ. Тема России в творчестве И.А. Ильина / Е.В. Виноградова // Вестник Российского философского общества- 2006. N 3(39).-С. 119-125.
16. Винчугов, ВВ. Образ и идея России в диалоге цивилизаций / В.В. Винчугов // Вестник Российского философского общества. -2005. N 4(36). -С. 82-84.
17. Вестник Российского философского общества 2006. - № 2 (38). -С.153.
18. Вехи. Интеллигенция в России: сб. ст. 1909-1910. М.: Молодая гвардия,-1991.-С.462.
19. Губанов, Н.И. Истина и реальность / Н.И. Губанов // Вестник Российского философского общества. 2006. - N 1. - С. 143-146.
20. Гадамер, Х- Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики : пер. с нем./ Х-Г Гадамер; общ. ред. и вступ. ст. Б.Н.Бессонова.- М.: Прогресс, -1988. С.699.
21. Гадамер, Х- Г. Актуальность прекрасного: пер. с нем./ Х-Г Гадамер . М.: Искусство, - 1991. - С.367.
22. Галактионов, А.А. Русская философия XI-XIX веков /А.А. Галактионов, П.Ф.Никандров. Л: Наука, Ленингр. отд-ние, - 1970. - С.652.
23. Гачев, Г.Д. Наука и национальные культуры / Г.Д. Гачев. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, - 1992. - С.318.
24. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М.: Мысль, -1974-1977.
25. Гейзенберг, В. Физика и философия. Часть и целое: пер. с нем./ В. Гейзенберг. М.: Наука, - 1989. - С.399.
26. Главацкий, М.Е. «Философский пароход»: год 1922-й: исторические этюды. Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, - 2002.
27. Глазьев, С. Период реформ завершен? / С. Глазьев // Свободная мысль XXI. -2004. -№ 12. - С.315.
28. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности : сб.: пер. с англ. и фр./ сост. Л.И.Василенко, В.Е. Ермолаева. М.: Прогресс, - 1990. -С.495.
29. Горбачев, М.С. Избранные речи и статьи / М.С. Горбачев. М.: Политиздат, -1985. - С.383.
30. Готлиб, А С Современные проблемы методологии социогумани-тарного знания: сб. статей / А.С. Готлиб. Самара: Изд-во Самар. гуманит. акад.,-2001.-С. 116.
31. Гуманитарное знание. Сущность и функции : межвуз. сб. / под ред. Г.А. Подкорытова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, - 1991. - С. 148.
32. Гуревич, П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник / П.С. Гуревич. М.: ACT: Олимп, -1999.
33. Гуров, ЮС Проблемы нравственности в социальной работе / Ю.С. Гуров // Вестник Филиала Российского государственного социального университета в г. Чебоксары. 2004. -. N 2. - С. 11-18.
34. Гобозов, И. А. Введение в философию истории/ И.А. Гобозов. М.: Гуманитарное знание, -1993. - С.307.
35. Делез, Ж., Гваттари, Ф. Что такое философия?/ Ж. Делез, Ф. Гват-тари. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, - 1998. -С.286.
36. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Де-вятко. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, - 1998. - С.203.
37. Дильтей, В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М., -1987. - С. 117.
38. Достоевский, Ф.М. Дневник писателя: избр. страницы / Ф.М. Достоевский. М.: Современник, - 1989. - С.555.
39. Дубин, Б.В. Культурная динамика и массовая культура сегодня // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. М., - 1994. - С. 224.
40. Жириновский, В.В. Последний бросок на юг. / В.В. Жириновский. М.: АОЗТ «Ареал-АМ», - 1995. - С.127.
41. Жуков, Е.М. Очерки методологии истории / Е. М. Жуков; АН СССР, Ин-т всеобщ, истории. -2-е изд., испр. М.: Наука, - 1987. - С.254.
42. Здравомыслов, А.Г. Методология и процедура социологических исследований/ А.Г. Здравомыслов. М.: Мысль, - 1969. - С.216.
43. Изоркин, А.В Центр гуманитарных наук Чувашии / А.В. Изоркин, А.Е. Горшков . Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, - 1980. - С. 135.
44. Ильенков, Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении / Э.В. Ильенков. М.: РОССПЭН, - 1997. - 464 с.
45. Имамичи Т. Моральный кризис и метатехнические проблемы/ Т. Имамичи// Вопросы философии. 1985. - N 3. - С. 73-79.
46. Ильин, И.А. Собрание сочинений. В 2 т. Т. 1./ И.А. Ильин. М.: Рус. кн., - 2002. - С.447.
47. Исмуков, Н.А. Национальное измерение культуры (философско-методологический аспект) / Н.А. Исмуков. М.: Прометей, - 2001. - С.272.
48. Исследования по древней и современной культуре чувашей: сб. статей / НИИ яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Чув. АССР; отв. ред. В.П. Иванов. Чебоксары: НИИЯЛИЭ, - 1987. - С.137.
49. Ищенко, Е.И. Современная эпистемология и гуманитарное познание / Е.И. Ищенко. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2003. - С. 142.
50. Калинин, М.И. Статьи и речи (1941-1946)/ М.И. Калинин. М.: Политиздат, -1975. - С.672.
51. Калинин, М.И. Статьи и речи (1941-1946) / М.И. Калинин. М.: Политиздат, -1975. - С.672.: ил.
52. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант; пер. с нем. Н. Лосско-го. М.: Наука, - 1999. - С.655.
53. Кара-Мурза, С.Г. Идеология и мать ее наука / С.Г. Кара-Мурза. -М.: Алгоритм, 2002. - С.254.
54. Карпухин, О. Интеллигенция в обществе риска / Карпухин О., Ма-каревич Э. // Диалог. 2003. - N 7. - С. 12-17.
55. Карсавин, ЛИ. Философия истории / Л.П. Карсавин. СПб.: Комплект, -1993. - С.350.
56. Кива, A. Intellicentsia в час испытаний / А. Кива // Новый мир. -1993. N 8. - С.160-177.
57. Козлов, Е. Иметь или быть / Е. Козлов // Москва. 2000. - N 9. -С.149-158.
58. Конт, О. Дух позитивной философии: слово о положительном мышлении / О. Конт; пер. с фр. И.А. Шапиро. СПб. : Изд-во «Вестника Знания (В.В. Битнера). - 1910. - С.76, IV.
59. Кончаловский, Д.П. Пути России. Размышления о русском народе, большевизме и современной цивилизации / Д.П. Кончаловский. Париж: YMCA-press, - 1969. - С.259.
60. Коршунов, А М. Диалектика социального познания / A.M. Коршунов, В.В. Мантатов М.: Политиздат, -1988. - 382.
61. Костиков, В.В. Не будем проклинать изгнанье. Пути и судьбы русской эмиграции / В.В. Костиков. М.: Междунар. отношения, - 1990. -С.462.
62. Кропоткин, П.А. Взаимная помощь, как фактор эволюции / П.А. Кропоткин. М.: ИМПЭТО, - 1995. - С.280.
63. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура/А.Ф. Лосев. М.: Полтитиздат, -1991. - С.525.
64. Лебедева, A.M. Уровень благосостояния россиян: сравнительный анализ объективных и субъективных оценок / A.M. Лебедева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2004. - N 5. - С. 91-106.
65. Ленин, В.И. Успехи и трудности Советской власти // Полн. собр. соч.-Т. 38.-С. 39-73.
66. Ленин, В.И. Как организовать соревнование? // Полн. собр. соч. -Т. 35. С.195-205.
67. Ленин, В И. В лакейской. // Полн. собр. соч. Т. 39. - С. 139-145.
68. Ленин, В.И. Речь на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920 г. // Полн. собр. соч. -Т. 41. С.398-408.
69. ЛИК. Литературно-художественный и публицистический журнал Издательского дома «Хыпар». -2006. N 2. - С. 160.
70. Литман, АД. Современная индийская философия / А.Д. Литман -М.: Мысль, 1985. С.399.: ил.
71. Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц; пер.с нем А.И.Федорова, Г.Ф. Швейника. М.: Республика, - 1998. - С.493.
72. Лосский, И.О. Характер русского народа. Кн. 1,2 / Н.О. Лосский -М.: Ключ, -1990.
73. Львов, Д Образ новой России: истоки формирования /Д. Львов // Вопросы философии. -1998. N 4. - С.3-18.
74. Магомедов, А.К. Интеллектуальный истеблишмент и этикет элитарной психологии // Российская интеллигенция в отечественной и зарубежной историографии. Иваново, - 1995. - С. 103-104.
75. Макаров, В.Г. Пассажиры «философского парохода»: (судьбы интеллигенции, репрессированной летом-осенью 1922 г.) / В.Г Макаров, B.C. Христофоров // Вопросы философии. 2003. - № 7. - С. 113-137.
76. Макаревич, Э. Игры интеллигентов, или социальный контроль масс / Э. Макаревич, О. Карпухин М.: Эксмо : Алгоритм, - 2003. - С.478.
77. Максимов, Л.В. Когнитивизм как парадигма гуманитарно-философской мысли. / Л.В. Максимов. М.: РОССПЭН, - 2003. - С. 158.
78. Мамчур, Е А Проблемы социокультурной детерминации научного знания : к дискуссиям в соврем, постпозитивист, философии науки / Е.А. Мамчур. М.: Наука, -1987. - С.125.
79. Маркс, К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 8. - С. 115-217.
80. Материалистическая диалектика : краткий очерк теории / П.Н Федосеев и др.. М.: Политиздат, - 1980. - С.287.
81. May, В. Интеллигенция, история и революция / В. May // Новый мир. 2000. -N 5. - С.140-167.
82. Миллер С. Психология развития: методы исследования : пер. с англ. / Скотт Миллер. 2-е междунар. изд. - СПб.и др.: Питер : Питер бук, -2002.-С.463.
83. Милюков, П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т.2, ч.2. Вера. Творчество. Образование / П.Н. Милюков. М.: Прогресс, - 1994. -С.491.
84. Моисеев, НН. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ / Н.Н. Моисеев. М.: МНЭПУ, -1994.-С.47.
85. Мухин, А.А. Поколение 2008: наши и не наши / А.А. Мухин. М.: Алгоритм, - 2006. - С.317.
86. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Рос. акад. наук, Ин-т филос. М.: Мысль, - 2000-2001.
87. Никифоров, AJI. Природа философии: основы философии / A.JL Никифоров. М.: Идея-Пресс, - 2001. - С. 167.
88. Овсянико-Куликовский, Д.Н. Психология русской интеллигенции. -Вехи. Интеллигенция в России. Сб. статей 1909-1910. М., - 1991. - С. 397404.
89. Панарин, А Перспективы возрождения «третьего Рима» / А. Пана-рин // Москва. 1999. - N 4. - С. 135-166.
90. Пантэм, X Разум, истина и история / X. Пантэм; пер. с англ. Т.А. Дмитриева, М.В. Лебедева. М.: Праксис, - 2002. - С.294.
91. Пэнто, Р. Методы социальных наук : пер. с фр./ Р.Пэнто, М. Гра-витц. М.: Прогресс, -1972. - С.607.
92. Петров, Ю.А. Методология научного познания / Петров Ю.А., Феизов Э.З. Чебоксары: Изд-во Чуваш, гос. ун-та, - 2001. - С.590.
93. Потер, КР Объективное знание. Эволюционный подход / К.Р.Поппер; пер. с англ. Д.Г.Лахути. М.: Эдиториал УРСС, - 2002. - С.381.
94. Пурынычева, Г М. Духовность как социокультурный феномен/Г.М. Пурынычева// Общество и история. Сборник статей. Йошкар-Ола: Марийский гос. техн. Ун-т, - 1998. - С. 30-34.
95. Порус, В.Н. Рациональность. Наука. Культура / В.Н. Порус. М.: Б.и.,-2002.-С.351.
96. Пригожим, И Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс; пер. с англ. Ю.А. Данилова . М.: Прогресс, -1986.-С.431.
97. Проблема знания в истории науки и культуры / Рос. акад. наук, Ин-т истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова; отв.ред. Е.И. Мо-лодцова. СПб.: Алетея, - 2000. - С.253.
98. Проблемы методологии социального познания: межвуз. сб. / ЛГУ им. А.А. Жданова, Ин-т повышения квалификации преподавателей обществ, наук; под ред. В.А. Штоффа. М.: Изд-во ЛГУ, - 1985. - С. 181.
99. Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, зрелость, старость / под ред. А.А. Реана. СПб.: Издат. дом «Нева»: Олма-Пресс, - 2002. - С.652.
100. Рассел, Б. Человеческое познание: его сфера и границы / Б. Рассел; пер. Н.В. Воробьева; общ. ред. Э. Кольмана. М.: Изд-во иностр. лит., -1957.-С.555.
101. Режабек, ЕЯ. Мифомышление :когнитивный анализ / Е.Я. Режа-бек. М.: Едиториал УРСС, - 2003. - С.302.
102. Рикер, П Герменевтика. Этика. Политика : моек, лекции и интервью : пер. / П. Рикер; Рос. Акад. наук, Ин-т философии. М.: KaMi : Academia, - 1995. - С. 159.
103. Рикер, П. История и истина / П. Рикер; пер. с фр. И.С. Вдовиной, А. И. Мачульской. СПб.: Алетейя, - 2002. - С.399.
104. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре : пер. с нем. / Г. Риккерт. М.: Республика, - 1998. - С.413.
105. Рогачев, П.М. Нация народ - человечество / П.М. Рогачев, М.П. Свердлин. - М.: Политиздат, - 1967. - С. 191.
106. Русское общество 30-х годов XIX в. Люди и идеи: мемуары современников. М.: Изд-во МГУ, - 1989. - С.445.
107. Сачков, Ю В Научный метод: вопросы и развитие / Ю.В. Сачков; Рос. Акад. наук, Ин-т философии. М.: Едиториал УРСС, - 2003. - С. 159.
108. Севастьянов, А. Двести лет из истории русской интеллигенции / А. Севастьянов // Наука и жизнь. -1991. N 3. - С. 106-112.
109. Сергеев, Т.С Культура советской Чувашии / Т.С. Сергеев. 2-е изд., перераб. и доп. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, - 1989. - С.335.
110. Серегин, А. Владимир Соловьев и «Новое религиозное сознание» / А. Серегин // Новый мир. 2001. - N 2. - С. 134-148.
111. Современная западная философия: словарь / сост., отв. ред. B.C. Малахов, В.П. Филатов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТОН-Остожье, -1998.-С.544.
112. Солоневич, И.Л. Дух народа / И.Л. Солоневич // Наш современник. -1990.-N5.-С. 144-179.
113. Сартр, Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтоло-гии/Ж.-П. Сартр. М.: Республика, - 2000. - С.639.
114. Степин, B.C. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция / B.C. Степин. М.: Прогресс-Традиция, - 2000. - С.744.
115. Стрелкова, И. Русская школа и русская вера / И. Стрелкова // Москва. 2000. - N 9. - С. 119-123.
116. Семочкин, А. Право на жизнь / А. Семочкин // Москва. 2000. - N 9. - С.130-148.
117. Сноу, Ч.П. Две культуры : сб. публицист, работ / Ч.П. Сноу; пер. с англ. Ю.С. Родман. М.: Прогресс, - 1973. - С. 142.
118. Таранов, П С. Философия сорока пяти поколений / П.С. Таранов. -М.: ACT,-1998.-С.648.
119. Тафаев, Г.И. Малая родина. Историко-экономический очерк. Ч. 2./ Г.И. Тафаев. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, - 1997. - С. 172.: ил.
120. Томпсон, М Философия науки / М. Томпсон; пер. с англ. А. Гарь-кавского. М.: Гранд : Фаир-Пресс, - 2003. -С.297.
121. Троицкий, Е.С. Русская нация: социалистическое преобразование и обновление : социально-философские очерки / Е.С.Троицкий. М.: Сов. Россия, -1989. -С.269.
122. Троцкий, ЛД Моя жизнь: опыт автобиографии /JI. Троцкий; вступ. ст. Н.С. Симонова. М.: Панорама, - 1991. - С.621.
123. Троцкий, ЛД. К истории русской революции: сб. / Л.Д. Троцкий .- М.: Политиздат, -1990. С.446.
124. Тэн, И. Философия искусства: лекции, читанные в школе изящных искусств в Париже: пер. с фр. / И. Тэн; авт. вступ. ст. и примеч. В.П. Головин. М.: Изобр. искусство, - 1995. - С. 159.
125. Уолш, Р. Основания духовности : пер. с англ. М.: ACT и др., -2004.-С.381.
126. Ушаков, Е. В. Введение в философию и методологию науки / Е.В. Ушаков. М.: Экзамен, - 2005. - С.527.
127. Феизов, Э.З. Философский анализ психофизической проблемы/ Э.З. Феизов. Чебоксары: ООО «Виктор М», - 2001. - С.412.
128. Федотова, В Г. Социальное конструирование приемлемого для жизни общества: (к вопросу о методологии) / В.Г. Федотова // Вопросы философии. -2003.-№ 11.-С. 3-18.
129. Фейнберг, ЕЛ. Две культуры: интуиция и логика в искусстве и науке. 3-е изд., расш. и доп. / Е.Л. Фейнберг. - Фрязино : Век , - 2004. -С.287.
130. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. JI Ф. Ильичев и др.. М.: Сов. энциклопедия, - 1983. - С.839.
131. Философский энциклопедический словарь. М., 2006. - С. 697.
132. Философия науки. Общий курс / под ред. С.А. Лебедева, М.: Акад. Проект, - 2006. - С.730.
133. Хабермас, Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике? / Ю. Хабермас. М.: Весь мир, - 2002. - С. 143.
134. Хакен, Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии / Г. Хакен; пер. с нем. А.Р. Логунова. Ижевск : Ин-т компьютер, исслед., -2003.-С.319.
135. Холодная, МА. Психология интеллекта: парадоксы исследования.- 2-е изд., доп. и перераб. / М.А. Холодная. СПб.: Питер : Питер бук, -2002. - С.264.
136. Хомяков, Д.А. Православие, самодержавие, народность / Д.А. Хомяков. Минск: Беларус. грамата, -1997. - С.207.
137. Шмелев, Н Интеллигенция и реформы / Н. Шмелев // Знамя. -1998. N 2. - С.183-189.
138. Чу лаки, М. Патриот и патриотизм или чти одиннадцать заповедей / М. Чулаки // Звезда. -1998. N 2. - С. 172-179.
139. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса/ В П. Колесов, Т. Маккинли. М.: Права человека,- 2000. С.464.
140. Червонная, Л.Г. Плюрализм в социально-гуманитарном познании / Л.Г. Червонная // Общественные науки и современность. 2002. - N 2. -С.127-135.
141. Чернышевский, НГ. Собр. соч. в 5 т. Т. 3. / Н.Г. Чернышевский. -М.: Правда,- 1974.-С.511.
142. Чуваши: современные этнокультурные процессы / АН СССР; Р.А. Григорьев и др.; отв. ред. В.В. Пименов. М.: Наука, - 1988. - С.240.
143. Шелер, М. Избранные произведения/ М. Шелер. М.: Гиозис, -1994.-С.450.
144. Элбакян, Е С. «Между молотом и наковальней» российская интеллигенция в ушедшем столетии / Е.С. Элбакян // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2003. - N 2. - С.28-68.
145. Юнг, К.Г. Архетип и символ : пер.. М.: Renaissance : Jvewosp, -1991.-С.299.
146. Юревич, А.В. Звездный час гуманитариев: социогуманитарная наука в современной России / А.В. Юревич // Вопросы философии. 2003. - N 12.-С. 113-125.
147. Ясперс, К. Смысл и назначение истории/ К. Ясперс. М.: Республика, - 1994. - 527 с.
148. Allport, G.W. The Nature of Prejudice Cambridge, Mass, Addison-Wesley./ G WAllport -1954, P. 13.
149. Burkly, W. Sociology and modern systems theoryIW. Burkly Oxford, - 1967. - P. 3-5.
150. Danto, A.G. Analitical Philosophy of History./^ G. Danto-Cambridge, -1965.
151. Mannheim, K. The problem of the intelligentsia. An inquiry into its past and present role I I Essauson the Sociology of Culture./АГ. Mannheim L., - 1956. -P. 105,106.
152. Mannheim, K. Ideology and Utopia./K Mannheim L.; N.Y., - 1936. P.
153. Parsons, Т. The Social System. Glencoe, 1952, ch. 10; Idem. Professions.// In: International Encyclopedia of Social Sciences. / T Parsons. -N.Y., 1968, vol. 12, - p. 536-546.
154. Hollis, M. The Philosophy of Social Science: An Introduction./M Hollis. Cambridge, - 1994.
155. The Positivist Dispute in German Sociology. London, - 1976.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.