Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях народов Дагестана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Исрафилов, Рамазан Салимханович

  • Исрафилов, Рамазан Салимханович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 158
Исрафилов, Рамазан Салимханович. Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях народов Дагестана: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Махачкала. 2001. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Исрафилов, Рамазан Салимханович

Введение.

Глава I. Социально-педагогические основы воспитания школьников на прогрессивных народных традициях.

1.1. Роль народных традиций в формировании подрастающего поколения.

1.2. Педагогический потенциал устного народного творчества горцев.

1.3. Нравственно-педагогические ценности ислама.

Глава II. Пути использования духовно-нравственного потенциала народных традиций в воспитании школьников.

2.1. Использование традиционных духовно-нравственных ценностей в учебном процессе.

2.2. Приобщение школьников к прогрессивным народным традициям во внеклассной работе.

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях народов Дагестана»

В условиях рыночной экономики и демократических свобод резко возрастает значение нравственного фактора в жизни общества. Нормальные деловые отношения невозможны без взаимного доверия, уважения и взаимной ответственности партнеров. Однако упразднение тотального государственного контроля во всех сферах экономической и политической жизни выявило серьезные провалы в нравственном развитии общества. Зачастую сама жизнь человеческая становиться разменной монетой в экономической конкуренции и политическом соперничестве людей. И все это является следствием известных причин. В течение ряда десятилетий официальная идеология исходила из принципа приоритетности материальных ценностей перед духовными. Все факторы личного и общественного сознания объяснялись как производные от условий материальной жизни. О душе и духовности не было принято говорить откровенно. Вместе с религией были отброшены и исповедуемые ею нравственные ценности: любовь к ближнему, милосердие, благотворительность, милостыня. Воспитание было оторвано от исторически сформировавшихся и прошедших испытание временем народных традиций, обычаев и идеалов. Школа была ориентирована на формирование «нового» человека, характеризующегося единообразием материальных и духовных потребностей, определяемых государством. Иллюзорность этой задачи сейчас стала очевидной.

Коренные социально - экономические преобразования последних лет создали в нашей стране совершенно иную педагогическую ситуацию. Педагогика ориентирована на общечеловеческие ценности. Легализована религия. Она, хотя и не без противоречий, начинает играть свою стабилизирующую роль в обществе и выполнять присущие ей воспитательные функции

Законом Российской Федерации «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей. Таким образом, появилась реальная возможность поставить процесс воспитания подрастающего поколения на прочный фундамент выработанных человечеством духовно-нравственных ценностей, общечеловеческих и национальных.

На педагогический опыт народа опирались в своих трудах классики мировой педагогической мысли Я.А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Великий русский педагог К.Д Ушинский в основу своей педагогической теории положил принцип народности воспитания. Необходимость использования прогрессивных народных традиций в воспитательной работе школы подчеркивали известные советские педагоги В.А. Сухомлинский, Н.А.Константинов, Ф.Ф.Королев, Е.М. Медынский, М.Ф. Шабаева.

Важную роль в исследовании народной педагогики сыграли труды Г.Н.Волкова - автора целого ряда работ, в которых определены содержание и сущность народной педагогики, обоснована методология, введено понятие «этнопедагогика».

Духовно-нравственный потенциал этнопедагогики разных народов и его значение в воспитании подрастающего поколения нашли отображение в работах А.Ф. Афанасьева (Якутия), Д.М. Бурхиного (Бурятия), Г.Н. Волкова (Чувашия), А.Ш. Гашимова (Азербайджан), А.Э. Измайлова (Средняя Азия), Я.И. Ханбикова (Татарстан), И. А. Шорова (Адыгея), и др.

Исследовали различные аспекты народной педагогики и выявили возможности их использования в учебно-воспитательном процессе школы. Э.Ш. Аганова, Р.М. Байчорова, Х.Х. Батчаев, С.М. Иванов, A.M. Леонов, Г.Д. Сундуй, X. Рахимов и др.

Большую работу по исследованию традиций дагестанских народов и выявлению их роли в различных сферах современной жизни проделали известные дагестанские ученые А.К. Алиев, С.Ш. Гаджиева, У.Б. Далгат, М.А. Дибиров, Р.М. Магомедов, А.Ф. Назаревич и др.

Возможности и пути исследования прогрессивных традиций дагестанских народов в различных направлениях воспитательной работы школы раскрыли местные ученые педагоги С.М. Омаров, Ш.А. Мирзоев, Р.И. Омарова, P.M. Пашаева, Т.Г. Саидов, Б.Б. Шейхова, З.Я. Якубов и др.

При всем этом проблема использования духовно-нравственного потенциала народных традиций в учебно-воспитательном процессе современной школы решена только частично.

Научные исследования советского периода по данной тематике несут на себе идеологический отпечаток своего времени Религия оценивалась только с отрицательной стороны. Традиции, связанные с созданием семьи и семейно-бытовым укладом, были отнесены к разряду «пережитков прошлого», поскольку они не соответствовали коммунистическим идеалам. После демократических реформ появилась возможность устранить указанные пробелы и искажения. Полноценное использование народных традиций, несомненно, послужит серьезным фактором повышения эффективности процесса нравственного формирования подрастающего поколения.

Этим обусловлен выбор темы нашего исследования "Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях народов Дагестана".

Цель исследования: выявить пути и средства системного использования прогрессивных народных традиций в учебной и внеклассной работе школы в целях повышения эффективности процесса духовно-нравственного воспитания учащихся.

Объект исследования: процесс духовно-нравственного формирования школьников.

Предмет исследования: влияние целенаправленного и активного использования народных традиций на формирование морального облика школьников.

Гипотеза исследования. При проведении исследования мы руководствовались следующими исходными положениями:

• процесс воспитания станет более результативным и предсказуемым, если школа, семья и общественность будут действовать в одном и том же направлении;

• духовно - нравственное формирование подрастающего поколения невозможно без обеспечения преемственности нравственного опыта, выработанного народом в процессе своего исторического развития;

• использование средств этнопедагогики, тесно связанных с укладом жизни, ценностями и психологией народа, в учебно-воспитательном процессе школы не только возможно, но и необходимо и целесообразно;

• только системное использование прогрессивных народных традиций в учебной и внеклассной работе может привести к значительному и ожидаемому результату.

• интенсивное возрождение и распространение ислама в Дагестане требует, чтобы школа формировала у своих воспитанников объективное, непредвзятое отношение к религии и в то же время максимально использовала в своих целях ее богатый педагогический потенциал.

Задачи исследования:

1. Обосновать новый подход к народной педагогике, вытекающий из идейно-теоретических парадигмов демократического общества.

2. Переосмыслить традиции, обычаи, устное творчество дагестанских народов с точки зрения их педагогической целесообразности в нынешних условиях.

3. Выявить возможности учебных предметов по приобщению школьников к этнокультурным традициям и ценностям.

4. Научно обосновать и проверить на практике методические рекомендации по использованию народных традиций во внеклассной работе школы.

5. Разработать формы и методы совместной работы школы, семьи и общественности по сохранению и развитию прогрессивных традиций народной педагогики.

Методологической основой исследования являются:

• диалектический подход к изучению процессов и явлений общественной жизни, принцип единства исторического и логического в научных исследованиях, идеи демократизации и гуманизации общественных институтов, единство и взаимосвязь общечеловеческой и мировой культуры;

• закон «Об образовании», «Доктрина образования» Российской Федерации, «Концепция школьного образования Республики Дагестан»;

• основополагающие исследования по этнографии.

Методы исследования:

При проведении исследования был применен комплекс методов соответствующих исследовательским задачам:

• изучение и анализ философской, педагогической, этнографической и этнопедагогической литературы;

• изучение и обобщение передового педагогического опыта;

• социологические методы (беседы, анкеты, интервью);

• педагогический эксперимент;

• математическая обработка результатов исследования.

Основным методом послужило многолетнее монографическое исследование проблемы по месту работы автора - в Фитинской средней школе Агульского района.

Базой исследования послужили Фитинская средняя школа, Тпигская средняя школа Агульского района, Хореджская средняя школа Хивского района, Хосрехская средняя школа Республики Дагестан.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (1990 - 1994 гг.) был посвящен вычленению проблемы исследования путем изучения общетеоретической и специальной литературы, относящейся к выбранной нами области исследования. Были определены цель, задачи и методы исследования, составлен план опытно -экспериментальной работы.

На втором этапе проводились запланированные опытно -экспериментальные работы, анализ и обобщение полученных результатов, обсуждение различных аспектов проблемы и путей их решения в заинтересованных кругах педагогической общественности.

На третьем этапе (1998 - 2001гг.) завершена опытно -экспериментальная работа. Ее результаты апробированы в других школах. Сформулированы общие выводы. Разработаны методические рекомендации для учителей, воспитателей и руководителей школ. Проведено литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

• основные аспекты этнопедагогики дагестанских народов проанализированы с точки зрения новых идейно - теоретических парадигмов развития общества: ориентация на общечеловеческие ценности, демократизация и гуманизация общественных институтов;

• традиции горцев рассматриваются в их органической связи с исламскими ценностями, раскрывается позитивная роль религии в духовно - нравственном становлении личности,

• обоснована необходимость определения путей комплексного использования народных традиций в учебном процессе и внеклассной работе школы, а также в совместной работе школы, семьи и общественности.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по использованию народных традиций в учебно-воспитательном процессе школы для учителей, классных руководителей и организаторов общешкольной воспитательной работы. Рекомендации могут быть применены в подготовке студентов высших и средних учебных заведений педагогического профиля. Работа внесет свою лепту в формирование региональной образовательно-воспитательной системы в Республике Дагестан.

Достоверность и обоснованность научных результатов обусловлены тем, что автор руководствовался научной методологией, свободной от идеологических установок. В работе полностью использованы средства народной педагогики, которые служили фундаментом нравственной культуры горцев, обеспечивавшей им известную в истории жизнестойкость. Практические рекомендации проверены и одобрены в школах Агульского района и некоторых школах соседних районов.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования проводилось путем выступления автора на заседаниях методического объединения учителей школы, на районных и республиканских семинарах, конференциях, педагогических чтениях.

Опубликован рад статей в центральных научно - педагогических журналах и в республиканских периодических изданиях. Общее число выступлений на страницах районной и республиканской печати составляет многие десятки.

На защиту выносятся следующие положения:

• обоснование нового подхода к этнопедагогике, связанного с демократическими преобразованиями в обществе;

• тезис об органическом единстве народных традиций горцев и исламских ценностей; научно обоснованные и экспериментально проверенные методические рекомендации по комплексному использованию народных традиций в учебно-воспитательном процессе школы и в совместной работе школы, семьи и общественности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Исрафилов, Рамазан Салимханович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В современных условиях перед школой поставлена задача формирования личности, способной свободно интегрироваться в систему национальной и мировой культуры. Общечеловеческое и национальное особенное в культуре не являются самостоятельными и обособленными элементами. Общечеловеческое складывается из национально особенного. Кратчайший путь к овладению достижений мировой культуры пролегает через освоение богатств национальной культуры, которая ближе и доступнее подрастающему человеку и оказывает повседневное влияние на его развитие. В этом смысл использования этнопедагогики в учебно -воспитательной работе школы. Проведенное исследование в основном подтвердило положение выдвинутой нами гипотезы и позволила сделать следующие общие выводы:

1. Духовные ценности и нравственные нормы у всех народов имеют в целом единое содержание. В тоже время они выражены у каждого народа в специфических обычаях, обрядах, формах общения и взаимоотношений. Нравственные нормы осваиваются детьми не путем абстрактных поучений, а посредством практического применения их общепринятыми формами поведения.

2. Овладение учащимися этнокультурными традициями и ценностями происходит в основном в процессе изучения соответствующих учебных предметов:

• родной язык представляет собой неиссякаемый источник народной мудрости в нем в эмоционально окрашенной и художественно - образной форме отображены понятия добра и зла, прекрасного и безобразного, достойные и недостойные качества человека. Устное народное творчество горцев служит важным средством духовного обогащения и воспитания молодежи;

• история Дагестана - яркий пример мирного сосуществования и сотрудничества разных народов, которые моментально объединяли свои силы против внешних посягательств на независимость и территориальную целостность их общей Родины;

• изучая историю религии, учащиеся убеждаются в том, что все мировые религии, имеющие библейские корни, характеризуются единой сущностью и преемственностью содержания. Подлинный смысл религии нравственное совершенствование человека и консолидация народов;

• предметы художественно - прикладного цикла дают возможность широко ознакомить детей с уникальным декоративно -прикладным искусством и богатым песенно - танцевальным творчеством горцев;

• и наконец, в учебный план введен специальный предмет по культуре и традициям народов Дагестана, предназначенный обобщить и систематизировать все то, что дети изучили в школе и узнали из жизни;

• успех в реализации воспитательных возможностей учебных предметов всецело зависит от того, как учитель осознано и целенаправленно раскрывает идейно - нравственный потенциал содержания учебного материала.

Воспитание учащихся на народных традициях невозможно ограничить рамками учебного процесса. Система внеклассной воспитательной работы должна иметь национально-региональный компонент, базирующейся на этнопедагогике:

• младших школьников следует приучить пользоваться традиционными формами обучения горцев, которые создают благоприятный и доброжелательный морально - психологический климат во взаимоотношениях людей;

• классным руководителям необходимо все плановые этические беседы обогащать этнопедагогическим содержанием, а также регулярно проводить специальные классные часы, посвященные народным традициям;

• традиционные хозяйственные и религиозные праздники, другие общественные мероприятия нужно включать в план воспитательной работы школы. Школьный коллектив должен быть инициатором и активным организатором дел.

4. Успех воспитания во многом зависит от согласованности действий школы и семьи. Этнопедагогика в современной семье играет остаточную роль. Поэтому имеется потребность соединить педагогическое и этнопедагогическое просвещение родителей и всего населения.

5. Необходимым условием реализации выше обозначенных задач является основательная этнопедагогическая подготовка учителя. В учебный план высших и средних педагогических учебных заведений следует в обязательном порядке включить спецкурс по этнопедагогике.

Данная диссертационная работа носит обзорный, обобщающий характер. В силу этого мы не имеем возможности основательно раскрыть все содержащиеся в ней вопросы и положения. Кроме того, обычаи, обряды, устное творчество горцев, отличаются спецификой и своеобразием не только у разных народов, но и в каждом населенном пункте. Требуются новые исследования и по отдельным этносам и его частным направлениям этнопе дагогики.

Первоочередными нам представляются проблемы:

• изучение религии в школе, использование духовно-нравственного потенциала религии в воспитании подрастающего поколения;

• пути возрождения и распространения народных игр и спорта;

• педагогический потенциал малых форм устного народного творчества и его использование в воспитании школьников.

130

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Исрафилов, Рамазан Салимханович, 2001 год

1. Абакарова Ф.З Дагестанский фольклор о трудовом воспитании детей. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1989.-105с.

2. Абдуллаев И. Национальные виды спорта Махачкала: 1962.- 20-27с.

3. Агаширинова С.С Материальная культура лезгин XIX век Махачкала: Наука, 1978.- 305с.

4. Айхенвальд Ю.А. Учите видеть прекрасное. Махачкала: «Знание», 1962.-29С.

5. Аксенова Е.М. Воспитание чувств художественным словом. Махачкала: Учпедгиз, 1962.-52с.

6. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала: Дагпедгиз, 1968.- 74с.

7. Алиев А.К. Новая жизнь новые традиции. -Махачкала:, 1965.-80с.

8. Алимова Б.М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем -Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1989.- 112с.

9. Анганова Э.Ш. Нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций. Дис.к.п.н.-Улан-Уде, 1995.- 177с.

10. Ю.Анисимова К. Должность и долг учителя. -«Советские профсоюзы», 1965 №12

11. П.Анисомов С.Ф Ценностные основания нравственности /моральные ценности и личность/ Под ред В.Я.Глитаренко. М Изд-во МГУ, 1994,-175с.

12. Арсалиев Ш.М-Х. Духовная чистота и нравственность детей. Сборник Народная педагогика и современные проблемы воспитания, ч.П.Чебоксары: 1991

13. З.Архангельский Л.М. Коммунистические нравственные нормы и их становление. -М.: Изд.АНСССР «Философские науки», 1967 №3

14. Асатурова К.З. Творческий путь младшего школьника в семье. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963

15. И.Асельдеров М.А О школьных традициях.- Махачкала, 1962.-61с.

16. Асельдеров М.А. Воспитание учащихся на передовых традициях. Махачкала., Дагучпедгиз, 1976.

17. Асиятилов С. Историко этнографические очерки хозяйства аварцев.-Махачкала, 1967.-25с.

18. Асланов И.И. Воспитание школьников в многонациональном коллективе,-Махачкала: Дагучпедгиз. 1982-с. 15-40

19. Бабаев Г.О. О воспитании детей в семье. Махачкала: Дагучпедгиз, 1962.-с.80

20. Бабаев Г.О. Растить достойную смену. Махачкала: Дагучпедгиз, 1967. -94с.

21. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1985. 192с.

22. Багандов Б.М. Учить мыслить и активно действовать. Махачкала, 1989.-15с.

23. Багандов Б.М. Духовно-нравственный потенциал народной педагогики. Сборник Народная педагогика и современные проблемы воспитания, ч.П, Чебоксары 1991.

24. Байдельдинова Г.К. Семья и школа формируют человека. Алма- Ата: Мектеп, 1984. - 72с.

25. Баймурзина В.И. Прогрессивные традиции нравственного и трудового воспитания башкир и их использование в практике учебно -воспитательной работы. Дис.к.п.н. Казань, 1992.- 166с.

26. Байчарова Р.И. Прогрессивные народные традиции в подготовке старшеклассников к семейной жизни.:Дис.к.п.н -М., 1991

27. Бакриев A.A. Проблема повышения ответственности взрослых за нравственное воспитание учащихся. -М., 1972. 10с.

28. Бакштановский В.И. Культура нравственного сознания и поведения личности. М., Знание, 1979. - 64с.

29. Бальжиев В. Роль традиций и обычаев в воспитании детей. Улан- Уде: Бурят. Кн. Изд-во, 1971. -42с.

30. Бамматова А.Р. Этическая мысль народов Дагестана и современность. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1982. 54с.

31. Бардиан JI.M. Воспитание детей в семье. М.: Просвещение, 1973. - 160-164с.

32. Бачинин В.А. Духовная культура личности. М.: Политиздат, 1986. -108с.

33. Белкин A.C. Ситуация успеха. Как ее создать. Кн.для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 168с.

34. Бердяев H.A. Самопознание (Опыт филос. автобиографии). М.: Книга, 1991.-446с.

35. Бестужев Лада И.В. История твоих родителей. - М.: Просвещение, 1988.- 180с.

36. Блюмкин В.А и др. Нравственное воспитание: Филосовско этические основы. - Воронеж: Изд-во Воронежкого ун.та, 1990. - 140с.

37. Богданова О.С., Черникова Нравственное воспитание старшеклассников.- М.: Просвещение, 1982. 204с.

38. Богданова О.С. и др. Этические беседы с подростками. М.: Просвещение. 1987. - 188с.

39. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. -М.: Педагогика, 1979. 217с.

40. Бондаревская Е.В. Проблемы формирования нравственного сознания личности старшего школьника. Сов. Педагогика. 1980. - 41с.

41. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. - 315с.

42. Буева Л.П. Молодежь и общество. Советская педагогика. 1990 №12 -12с.

43. Бунаков Н.Ф. Избирательные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1953. - 310с.

44. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX -нач.ХХ в. Л.: Наука, 1988. - 196с.

45. Бумелева Б.В. Поговорим о воспитании. М.: 1989. -50с.

46. Васильев А.Г. Казукумухцы. Этнографическое обозрение. М.: 1899№3. -40-47с.

47. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. -М.: Педагогика. 1988. 159с.

48. Волков Г.Н Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1974. -343с.

49. Волченко Л.Б. Культура поведения, этикет, мораль. -М.: 1982. 66с.

50. Гаджиев Б. Под небом Дагестана. Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1994. -139с.

51. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX начале ХХв. -М.: Наука, 1985.-360с.

52. Гамзатов Р. Уроки детства. Пионерская правда, 1983.9 сентября.

53. ГасановМ.М. Дагестанские народные пословицы, поговорки, загадки. -Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1971. 134с.

54. Гришанов З.И. О нравственных идеалах старшеклассников. Кишинев: Штиинца, 1979. - 116с.

55. Гришин Д.М. Жизненные ситуации с нравственным содержанием. -Калуга: КГПИ, 1971. 224с.

56. Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. М. 6 Педагогика, 1990. - 126с.

57. Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов н/Д: Ростовский ун-т, 1983. -183с.

58. Дапггемиров А.Ф. К методологии исследования национально -психологический проблем. Сов.Этнография. 1983 №2. - 65с.

59. Дибиров М.А. Игры и спорт в Дагестане. . -Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1973. 98с.

60. Джандар Б.М. Особенности нравственного воспитания старшеклассников национальной школы: Авторефер.дис. к.п.н. Краснодар, 1995. - 20с.

61. Достоевский Ф.М. Пол.собр. соч. В 30-ти т. Т.21.Л., 1980. 94-96с.

62. Дубровина И.В. Проблемы психологической подготовки молодежи к семейной жизни. Вопросы психологии, 1981,№4. - 148с.63 .Егорова В.П. Из народных традиций Дагестана: История и этнография Дагестана.Сб.науч.сооб.ДГУ.-Махачкала, 1970, вып2. 82-85.

63. Егоров А. Искусство и общественная жизнь. М.: Сов. Писатель, 1959. -380с.

64. Жанры фольклора народов Дагестана / отв. Ред С.М. Хайбулаев . -Махачкала: Дат ФАН СССР, 1979. 220с.

65. Жуковская В.И. Беседы о воспитании. Минск. Народная асвета, 1975. -144с.

66. Ибрагимов А. Народные таланты . -Махачкала, 1959. -35с.

67. Ибрагимова Ф. Праздник девушек горянок. - Махачкала, 1959. - 15с.

68. Иванов С.М. Традиционная педагогическая культура как средство подготовки старшеклассников к семейной жизни (На матер. Чуваш. Респ.): Автореф. Дис.к.п.н.- Чебоксары, 1991. 18с.

69. Иващенко A.B. Идейно- нравственное воспитание старших школьников. М.: Просвещение. -208с.

70. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. -М.: Педагогика, 1991. -252с.

71. Исаева М.И. О языках народов СССР. М.: 1978. - 221с.

72. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психология пола у детей. -Л.: Медицина, 1979. 184с.

73. Исламмагомедов А.И. Формы общественного досуга у горцев Дагестана // Вопросы общественного быта народов Дагестана в XIX начале ХХв -М.: 1985. -45-62с.

74. Караковский В.А. Чтобы воспитание было успешным.-М.: Знание, 1979. -95с.

75. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. -М.: Наука, 1971.-480с.

76. Кажлаев Д, Дорогие реликвии. Махачкала, 1968. - 85с., 1988. - 204с.81 .Кикалейшвили Л.А. Подготовка юношей-старшеклассников к семейной жизни: Автореф.дис., к.п.н.-Тбилиси, 1988. -20с

77. Ковалев А.Г. Психология личности. -М.: Просвещение, 1970. 390с.

78. Кон И.С. Психология старшеклассников: Пособия для учителей. -М.: Просвещение, 1980. -192с.

79. Коридзе Ф.Е. Грузинская женщина в памятниках устной словестности: Автореф.дис.к.п.н.,, -Тбилиси. 1967. 18с.

80. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. -М.: Наука, 1961. -260с.

81. Крачковский И.Ю. Арабская литература на Северном Кавказе. Избр соч. ТУ1- М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1960

82. Кудрова Н.А. Диффиренцированный подход к нравственному воспитанию мальчиков и девочек в начальных классая школы: Автореф.дис.к.п.н. -М.: 1960. 18с.

83. Кунц О.Р. Проблема воспитания нравственных отношений между юношами и девушками //Сов. Педагогика. -1981.-№10 32с.

84. КурбиевМ., Магомедов М. Сближение, взаимообогащение, расцвет. -Махачкала, 1980. 250с.

85. Куриленко Т.М. Воспитание нравственности. Задачи и упражнения.-Минск: Народная асвета, 1983. -144с.

86. Кухарев Н.В. Педагог мастер, пеадгог - исследователь. - Гомель, 1993. -216с.

87. Лезгинские народные пословицы и поговорки /сост. К.Х.Акимов. -Махачкала: Дат кн. Изд-во, 1991. -218с.

88. Леонов A.M. Нравственное воспитание старшеклассников на морально -этических традициях русских (семейских) Забайкалья: Автореф.дис.к.п.н. -М.: 1994. -16с.

89. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение М.: Педагогика, 1991. 174с.

90. Лихачев Б,т, Общие проблемы воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1979. 168с.

91. Магомедов А.М. Художественные традиции народов Дагестана и их использование в эстетическом воспитании школьников. Махачкала: Дагучпедгиз, 1988. -86с.

92. Магомедов P.M. Адаты дагестанских горцев как исторический источник. -Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1960. -60с.

93. Магомедов P.M. Обычаи, традиции народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. -140с.

94. Магомедова 3. М . Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1980. -56с.

95. Малахов Н.Д. Вариант новой школы в регионе // Сов. Педагогика, 1990. -№11.-60с.

96. Малахов В.А. Культура и человеческая целостность. Киев: Наукова думка, 1984. -178с.

97. Материалы «круглого стола»: « Культура. Нравственность Религия» //Вопросы философии 1989. -№22.-30-64с.

98. Марвенко Н.С. Основы процесса нравственного воспитания личности школьника. М.: Просвещение, 1980. -183с.

99. Материальная культура народов Дагестана в XIX ХХвв. /Сост. С.А.Лугуев. - Махачкала: Дат ФАН СССР. 1988. -158с.

100. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. -2-е изд, доп. и перер. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1992.- 183с.

101. Мирзоев Ш.А., Саидов Т.Г. Культура и традиции народов Дагестана. Программы курса «Подготовка юношей и девушек к жизни»(10-11 классы). Махачкала: Дагучпедгиз, 1994. - 57с.

102. Михайлов M.JI. Женщины, их воспитание и значение в семье и школе: Соч. в Зт. М.: Педагогика, 1958.-ТЗ.

103. Моральные ценности и личность. / Под редак. А.И.Титаренко. М.: изд-во МГУ, 1994. - 176с.

104. Мораль: сознание и поведение. М.: Наука, 1986. -208с.

105. Морохоева З.П. Личность в культурах Востока и Запада: к расстановке проблем. Новосибирск: Наука, 1994. -198с.

106. Москаленко А.Т. , Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. -М.: Наука, 1985. 205с.

107. Мудрик A.B. О воспитании старшеклассников. -2-е изд. М.: Просвещение, 1981.-176с.

108. Мудрость воспитания. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1987.-288с.

109. Муратова М.А. Народные традиции и их функции в процессе нравственного формирования личности старшеклассника.: Автореф.дис.к.п.н. -М.: 1976. 22с.

110. Муслимов С.Ш. Интернационализация обрядов и традиций. -Махачкала, 1986. 111с.

111. Мухамбаева А.Х. Народные традиции и воспитание девочек в Казахстане/ Воспитание школьников. -1974. -№1,- 52-56с.

112. Мюллер А История Ислама от основания до новейших времен. Спб. Tl.-65с.

113. Наврузбеков Э.С. Театр, рожденный в горах.- Махачкала, 1990. -170с.

114. Народные традиции в современном профессиональном искусстве Дагестана. -Махачкала: ИИЯЛ, 1994. 170с.

115. Народные художественные промыслы Северного Кавказа: традиции и современность. Махачкала: ИИЯЛ, 1988. - 100с.

116. Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. Изд.2-е испр. И доп. -М.: Просвещение, 1972. 215с.

117. Национальное и интернациональность в литературе и искусстве. / Сб.статей. Под ред. М.Н.Пароменко. М.: Мысль, 1964. -262с.

118. Неелова А.П. Нравственное воспитание учащихся во внеклассной работе. Орджоникидзе: Ир, 1971. -156с.

119. Ниязалиев Ш. Национальная психология и ее место в формировании и развитии личности. Фрунзе: Кыргызтан, 1986. - 112с.

120. Нравственное формирование личности школьника: Сб. научн. Тр. -Л.: ЛГПИ, 1980. -155с.

121. Омадзе Д.В. Женские образы в персидских народных сказках.: Автореф.дис.к.п.н. —Тбилиси, 1973. -19с.

122. Орынбаев С.О. Нравственное самовоспитание школьников. Ташкент: ФАН, 1984. -81с.

123. Павлов И.В Воспитание на традициях. Чебоксары: Чувашское кн. Изд-во,1988. -95с.

124. Педагогическая диагностика в школе, /под ред. А.И.Кочеткова. -Минск: Народная асвета, 1987. 223с.

125. Песни горцев. Махачкала: Дат кн. Изд-во, 1990. -368с.

126. Платонов К.К. Структура и развитие личности. -М.: Наука, 1986. -257с.

127. Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. -М.: Мысль, 1982. -220с.

128. Пословицы и поговорки народов Востока. -М.: Из-во Восточной литературы, 1961. -735с.

129. Проблема достижения единства нравственного сознания и поведения старшеклассников. Сов.педагогика.-1980. - №22. - 54с.

130. Проблемы методологии педагогики и методики исследователей. Под ред. М.А.Данилова и Н.И. Болдырева. -М.: Педагогика, 1971. - 349с.

131. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. -М.: Педагогика, 1978. -285с.

132. Рахимов X. Прогрессивные традиции таджикского народа как средство подготовки к семейной жизни. :Автореф. Дис.к.п.н -М.,1991. -19с.

133. Рахманова Я Проблемы воспитания девушек в узбекской народной педагогике: Автореф.дис.к.п.н-Ташкент, 1979. -18с.

134. Репина Т.А., Арутюнова Л.Д. Воспитание мальчиков и девочек.: Дошкольное воспитание. -1984.-№16. -26с.

135. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения.: В2-х т. М.: Педагогика, 1981. -Т.1.-653с.-Т.2.-834с.

136. Рыбцова Л.Л. Жизненные ценности женщины.: Социологические исследования. -1997. -№10.-26-30с.

137. Савкина Г.П. Педагогические условия освоения подростками нравственных ценностей.: Дис.к.п.н.-М., 1993. -230с.

138. Саидов Т.Г. Прогресивные народные традиции как средство подготовки школьников к семейной жизни.: Автореф. Дис.к.п.н.-М., 1991. -21с.

139. Сайфулаева Д.Ж. Использование народных традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни.: Автореф. Дис.к.п.н. Алма-Ата, 1994. - 19с.

140. Сакенов Д.Ж. Использование народных традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни.: Автореф. Дис.к.п.н. Алма -Ата, 1994. -19с

141. Сарсенбаев Н.Ц. Обычаи, традиции и общественная жизнь. -Алма -Ата, 1974. -76с.

142. Сидоренко H.H. Моральные нормы и их усвоение личностью. :Дис.к.ф.н. —., 1976. -163с.

143. Система питания народов Дагестана. Сост. Б.М.Рамазанова Отв.ред. МО.Османов. Махачкала: Дат ФАН СССР, 1990. -140с.

144. Сказки народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. -260с.

145. Словарь по этике. /Под ред. А.А.Гусейнова, И.С. Кона. -М.: Политиздат,1989. -447с.

146. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. -М.: Наука, 1983. -264с.

147. Соболев В.Н. Воспитание нравственных идеалов старшеклассников: Автореф. Дис.к.п.н. Минск, 1994. - 18с.

148. Соколова Э.С., Лихачев В.М. Идеалы и ценности современных детей: опыт изучения //Сов. Педагогика. 1990. -№9. -47-53с.

149. Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. -Горький: Волго -Вятское кн. Изд-во, 1973. -256с.

150. Тайчинов М.Г., Янбулатов Х.Х. Основные факторы формирования нравственного сознания и поведения подрастающего поколения. -Душанбе: Дониш, 1971. 102с.

151. Темирбеков М. Твои дочери, Дагестан. Махачкала: Даг.кн.изд-во,1990. -96с.

152. Тимощенко Л.Н. В семье растет дочь. М.: Знание, 1978. -96с.

153. Тимощенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. М.: Просвещение, 1983. - 143с.

154. Титаренко А.И. Мораль как особый способ освоения мира. / Социальная сущность и функции морали. -М.: Изд-во МГУ, 1975. -128с.

155. Титов В.А. Мораль: познание и действие. -М.: Молодая гвардия, 1987. -200с.

156. Традиции в современном обществе. -М.: Наука, 1990. -117с.

157. Традиционный фольклор народов Дагестана. -М.: Наука, 1991. -439с.

158. Троцюк И. Нравственное воспитание девочек подростков в плане подготовки их к будущей семейной жизни.: Автореф. Дис.к.п.н. -Минск, 1990. -18с.

159. Ухьянкин С.П. Школа и родители.: Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1968. -79с.

160. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 2-х томах. -М.: Педагогика, 1980. -Т.1. -416с.

161. Фаркаш Э. Нравственные проблемы развития личности. М.: Мысль, 1982. -440с.

162. Фельднггейн Д.И. Психологические закономерности социального становления ребенка / Сов. Педагогика. -1989.-№5. -71с.

163. Хамидулина Р. А. Педагогические условия формирования нравственных отношений в семье: Автореф. Дис.к.п.н.-Уфа, 1995.-20с.

164. Ханмурзаев Г.Г. Дагестанская тема в русской литературе XIX в. Проблема характера. -Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1987 .-79с.

165. Хан Магомедов С.С. Лезгинское народное зодчество. -М.: Наука, 1969. -180с.

166. Ханукаев Х.М. Дагестанская народная музыка. Махачкала, 1948. -40с.

167. Хорламов И.Ф. Теория нравственного воспитания: История, современная проблематика и основные педагогические идеи. Минск: Изд-воБГУ, 1972.-364с.

168. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР.- М.: Мысль, 1979. -367с.

169. Херувимова Л.Н. Нравственная подготовка девушек учащихся С.С.У.З. к материнству.: Автореф. дис.к.п.н. Казань, 1994. - 16с.

170. Хинтебидзе А.Ф. Идеи воспитания в грузинском народном творчестве: Автореф.дис.к.п.н. -М.:, 1977. -23с.

171. Холодовский И.И. Воспитание культуры нравственных чувств старшеклассников.: Дис.к.п.н. -М., 1992. -190с.

172. Хрипкова А.Г. и др. Девочка подросток -девушка. -М.: Просвещение, 1981.-207с.

173. Хрестоматия по возрастной педагогической психологии / Под ред. И.И.Ильясова. -М.: Изд-во МГУ, 1980. -22с.

174. Чернова Е.Б. Нравственные основы отношений юноши и девушки. Л.: Просвещение, 1966. -60с.

175. Чеснокова И.И. О психических основах самовоспитания. : В сб. Психология формирования и развития личности Под ред. Л.И. Анциферовой. -М., 1981. -219с.

176. Чудновский В.Э Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. -М.: Педагогика, 1981. -208с.

177. Швецов В. Очерк о кавказских горских племенах с их обрядами и обычаями в гражданском, воинственном и домашнем духе. -M., 1856. -68с.

178. Шевелева Е. Только о женщинах. Невыдуманные рассказы. -М.: Сов. Россия,, 1966. -125с.

179. Шейхова Б.Б. Воспитание учащихся на прогрессивных традициях в процессе изучения дагестанской литературы. Махачкала, 1974. -100с.

180. Шерозия Л.Г. Нравственные принципы воспитания старшеклассников и средства их реализации.: Дис.к.п.н. Тбтлиси, 1989. -206с.

181. Шимановский Д.С. Моральное самосознание личности . -М.: Знание, 1986. -63с.

182. ШтольцХ, Роланд Р. Как воспитать нравственное поведение. / Пер с немец. -М.: Просвещение, 1986. -78с.

183. Этика и психология семейной жизни : Пособие для учителя./ Под ред. И.В.Требенникова. -М.: Просвещение, 1987. 255с.

184. Этикет, воспитанность, личность.: Сб. статей. Алма - Ага: Казахстан, 1975. -166с.

185. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. : Сб. статей. -СПб.: Наука, 1991. -318с.

186. Этнокультурные процессы в древнем Дагестане. М., 1987. - 108с.

187. Языки Дагестана / ред.Г.Муркелинский.- Махачкала, 1954. -270с.

188. Якубов З.Я. Традиции трудового и нравственного воспитания в дагестанских семьях. / Педагогика.-1996.-№5. -31-34с.

189. Янкова 3., Панкратова М. Функции современной советской семьи. -Сб: Семья сегодня. -М.: 1979. 22-23с.143

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.