Этнопедагогическая культура Дагестана в содержании воспитания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, доктор педагогических наук Магомедов, Абдурахман Магомедович

  • Магомедов, Абдурахман Магомедович
  • доктор педагогических наукдоктор педагогических наук
  • 2005, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 362
Магомедов, Абдурахман Магомедович. Этнопедагогическая культура Дагестана в содержании воспитания: дис. доктор педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Майкоп. 2005. 362 с.

Оглавление диссертации доктор педагогических наук Магомедов, Абдурахман Магомедович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

1.1 Этнопедагогическая культура: сущность, понятие, предмет.

1.2 Научная разработанность дагестанской этнопедагогики.

1.3 Теоретическая модель содержания воспитания на основе этнопедагогической культуры Дагестана.

ГЛАВА 2. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДАГЕСТАНА.

2.1. Духовность и нравственность народов Дагестана и их отражение в содержании воспитания.

2.2. Традиции патриотического и трудового воспитания в формировании личности дагестанца.

2.3. Особенности воспитания в дагестанской семье.

2.4. Исламские традиции и воспитание культуры межнационального общения народов Дагестана.

2.5. Народное искусство как важнейшее средство эстетического воспитания горцев.

ГЛАВА 3. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ВОСПИТАНИЯ.

3.1. Механизмы взаимодействия народных традиций в воспитании.

3.2. Традиционные методы и средства воспитания в опыте старших поколений дагестанцев.

3.3. Тенденции и перспективы повышения эффективности воспитания средствами дагестанской этнопедагогической культуры.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнопедагогическая культура Дагестана в содержании воспитания»

Актуальность исследования. В начале XXI века в условиях экономической и политической нестабильности российского общества, обострения межнациональных отношений, кризисных ситуаций в отдельных регионах, особенно на Кавказе, интенсивного поиска путей регулирования взаимоотношений между народами, духовного обнищания личности и общества в целом, отсутствия четко выраженного педагогического сопротивления чуждой нам иноземной культуре, усердно пропагандируемой средствами массовой информации, неопределенности в целях, задачах, принципах и других ориентирах в школьном воспитании, в котором вот уже несколько лет как образовался вакуум, быстро заполняемый безнравственностью и жестокостью, обращение к народной педагогической культуре, доказавшей свою эффективность на протяжении тысячелетий, имеет особую значимость. "Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал К.Д.Ушинский, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» (369.252).

История развития человечества и каждого народа подтверждает истину о том, что воспитание является вечной и наиболее устойчивой социальной категорией, без которого немыслимо сохранение народом исторической памяти. Подтверждением этой идеи является "золотое правило" этнопедагогики, сформулированное Г.Н. Волковым: без исторической памяти — нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры — нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности -нет народа как исторической личности.

В связи с тем, что значение накопленного веками народного педагогического опыта стремительно возрастает в нашу эпоху, важное значение приобретает разработка теоретических основ регионально-этнических народно-педагогических систем.

Общение со свободолюбивыми горцами оказало сильное влияние на передовых представителей русского народа. Они познали "гордый и вольный дух горских народов, их смелость, воинственные нравы, презрение к смерти на поле боя, верность дружбе, гостеприимство, народные обычаи, пляски, песни и предания горцев. Мятежные образы Кавказа усиливали, обогащали освободительные порывы русской общественной мысли, литературы. Кавказу как будто суждено быть колыбелыо наших поэтических талантов, вдохновителем и пестуном их музы, поэтической их родиной" (50.543). Великие поэты и писатели А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, JI.H. Толстой мечтали о мире и дружбе русского и кавказских народов. Передовая русская культура оказала большое влияние на становление и развитие светской культуры народов горного края. Бесспорно и то, что русскоязычное население Северного Кавказа многое заимствовало из традиций, обычаев, характера и образа жизни кавказских горцев. Дальнейшее изучение путей взаимовлияния культур этих народов послужит еще большему их сближению, укреплению и дальнейшему развитию их дружбы и братства, миролюбию и взаимопониманию, культуре межнационального общения. Все это усиливает актуальность данного исследования.

Тысячелетиями горцы жили по соседству, находя взаимопонимание на самых сложных поворотах истории. Они стремились друг к другу, искали пути к сотрудничеству и взаимопомощи в трудные времена социально-экономических и политических потрясений, что происходит в этом регионе и в настоящее время. В процессе общения и установления добрососедских отношений у народов Северного Кавказа сформировалось то общее, что легло в основу духовно-нравственной культуры каждого этноса и всего региона.

Этнопедагогическая культура дагестанцев ценна и тем, что представляет большой интерес и для других народов. Во внутренний мир народа можно проникнуть, изучив его традиционную педагогическую культуру, которой можно воспользоваться при регулировании межнациональных отношений, что очень важно в наше время. В этом плане привлекателен и интересен опыт народов Дагестана, самого многонационального субъекта Российской Федерации, 32 коренные народности которого, в том числе 18 бесписьменных, сохранили свою самостоятельность, свои языки, обычаи, традиции, культуру и искусство. История не знает конфликтных ситуаций и войн между народами этого края на этнической основе. Это уникальное явление в мировой практике.

В этнопедагогической культуре дагестанцев процесс воспитания детей и молодежи неразрывно связан с производственной деятельностью и в материальной, и в духовной сфере. Отделить их друг от друга практически невозможно: знания приобретаются в процессе труда, труд служит источником знаний. Связаны воедино эпистимический (познание, знание, идея, мысль) и аксиологический (ценность, значение, роль, смысл) аспекты воспитания. Осуществляется это в коллективной форме во взаимодействии, взаимовлиянии.

Чтобы воспитать в юных поколениях духовно-нравственную культуру, необходима созидательная педагогическая деятельность учреждений образования, сочетающая рекомендации и требования академической науки с ценным опытом народной педагогики, с традициями, обычаями, идеалами, формами и средствами, показавшими свою эффективность в длительной практике старших поколений. Наше исследование ориентирует педагогов-воспитателей, родителей, общественность на использование такого подхода, на изучение педагогической культуры своих народов, на возрождение некоторых утерянных ценностей народной педагогики.

В условиях России, где не выработана общегосударственная идеология и существует внутренняя и внешняя опасность, связанная с военными конфликтами и террористическими актами, большое значение приобретает патриотическое воспитание юных граждан. Народная педагогика Дагестана имеет богатый опыт подготовки будущих защитников Родины. История горного края, по словам Р.Гамзатова, написана не перьями и ручками, а кинжалами и саблями, не чернилами, а слезами и кровью. Эффективность народного опыта патриотического воспитания подтвердилась при защите Страны гор от самых жестоких иноземных захватчиков в прошлые века, а также в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Высокий воинский дух, бесстрашие, смелость, самоотверженность, любовь к Родине, свободолюбие — этими качествами отличались дагестанцы во все времена.

В образовательном пространстве Республики Дагестан и других субъектов Российской Федерации набирает темпы тенденция преклонения перед прозападной культурой, чуждой самобытным ценностям национальной культуры. Обращение к содержанию этнопедагогической культуры и научное обоснование её духовно-нравственных ценностей делает актуальным наше исследование, в котором впервые рассматриваются:

- теоретические основы сущности этнопедагогической культуры и необходимости её использования в современной воспитательной практике;

- концепция содержания этнопедагогической культуры дагестанцев с её сущностными характеристиками, закономерностями и принципами;

- научное обоснование ценностей духовно-нравственной культуры старших поколений горцев, их традиций и обычаев в контексте их использования в современном образовании, что предполагает этнопедагогизацию всего учебно-воспитательного процесса;

- традиционные формы, методы и средства воспитания, обогащающие педагогическую науку, ориентирующие педагогов на необходимость их использования в современном воспитательном процессе.

Исследование этнопедагогической культуры служит выполнению одного из требований Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, где сказано: «Обеспечить разработку программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодёжи, населения с духовным богатством народов

России и их внедрение в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, а также в систему обучения в воинских частях и подразделениях».

Многие негативные явления, как жестокость, национализм, эгоизм, бандитизм, воровство, проституция и др., которые происходят в современном обществе в связи со сменой ценностных ориентаций у одних и утратой моральных ценностей у других, связаны с игнорированием этнического фактора в общественном развитии, с отсутствием соответствующих институтов этнического воспитания. В связи с этим становится актуальной необходимость комплексного анализа воспитательных средств, формирующих этническое сознание юных поколений, и главным образом, духовно-нравственных ресурсов этнопедагогической культуры, "развития культуры межнационального общения при глубоко уважительном отношении всех народов нашего федерального государства к собственному национальному достоянию - традициям, обычаям, конфессиональным ценностям, духовному наследию предков" (Г.Н. Филонов). В этом плане принципиальное значение имеет возрождение этнопедагогической культуры северокавказских народов. Ориентация всех государственных образовательных учреждений на изучение национальной культуры является важнейшим условием сохранения, развития и освоения этнической культуры, формирования национального самосознания. Для исследования традиционной народной культуры накоплен обширный научный фонд, создающий теоретические предпосылки.

Основополагающие идеи народной педагогики отразили в своих исследованиях Я.А. Коменский, Д. Локк, Р. Оуэн, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, А.Н. Радищев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушннский, Н.Г. Чернышевский, И.Я. Яковлев, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др. Теория и практика народной педагогики, исследованы в работах Ш.М.-Х. Арсалиева, В.Ф. Афанасьева, С.П. Беловоловой, А.Л. Бугаевой, Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова,

А.Ш. Гашимова, В.М. Григорьева, М.Б. Гуртуевой, А.Э. Измайлова, Б.А. Кадырова, A.M. Кушнира, A.M. Леонова, Ш.А. Мирзоева, В.А. Николаева, О.Д. Мукаевой, Т.Н. Петровой, К.П. Пирлиева, Ю.А. Рудя, Н.В. Силистрару, Э.И. Сокольниковой, М.И. Стельмаховича, Х.Х. Хадикова, Я.И Ханбикова, М.Г. Харитонова, Е.Е. Хатаева, А.Ф. Хинтибидзе, Я.В. Чеснова, З.Б. Цаллаговой,

A.А. Шадриной, И.А. Шорова, В.И. Элашвили, Х.Х. Янбулатова и др. Разработано содержание этнопедагогической подготовки учителя в работах Т.И. Березиной, Г.Н. Волкова, И.Ф. Исаева, В.А. Николаева, Т.Н. Петровой,

B.А. Сластенина, М.Г. Тайчинова, М.М. Тхуго, М.Г. Харитонова, Е.Л. Христова, А.Г. Шаалы и др.

Раскрытие этнопедагогической культуры Дагестана в содержании воспитания сопряжено с рядом противоречий, основные из которых следующие:

- развитие современного мира происходит по пути признания объективной неизбежности упрочения глобальной культуры. В то же время усиливается критика её агрессивных тенденций, под воздействием которых гибнет многообразие культур, являющееся непреходящей ценностью человечества. одни учёные концентрируют внимание на необходимости ориентироваться в воспитании на общечеловеческие ценности, другие же признают целесообразным обратиться к духовному опыту предков и на этой основе закрепить в содержании воспитания устоявшиеся, апробированные веками положительные тенденции формирования личности.

- одна из точек зрения в современной научной литературе рассматривает традиционный опыт воспитания как несущий в себе консервативное, закостеневшее, косное, тормозящее социальное и культурное развитие общества, противоречит другому взгляду, который также имеет место в науке и рассматривает народные традиции как важнейшие средства, обеспечивающие устойчивость в формировании подрастающих поколений и аккумулирующие богатые культурные ценности. Мы придерживаемся третьей точки зрения, согласно которой традиции воспитания и инновационные процессы в образовании следует рассматривать как две взаимодействующие тенденции в современном воспитании, что больше отвечает интересам развития педагогической науки на современно этапе.

- весьма существенным противоречием в современной воспитательной практике выступает стремление дагестанцев дорожить опытом старших поколений, формировать личность дагестанца (аварца, даргинца, кумыка, лезгина, лакца и т.д.) и в то же время проявление пренебрежения к традициям предков при воспитании детей, особенно в городах и плоскостных сельских районах, что происходит под влиянием телевидения и СМИ, которые слабо ориентируют своих зрителей и читателей на духовно-нравственные ценности народной педагогики.

Этнопедагогика народов Северного Кавказа отражена в исследованиях Ф.З. Абакаровой, А.Г. Агаева, А.К. Алиева, Ш.М.-Х. Арсалиева, Б.М. Багандова, Х.Х.-М. Батчаевой, М. Дибирова, P.M. Магомедова, З.М. Магомедовой, Ш.М. Мирзоева, А.И. Мусукаева, Т.Г. Саидова, З.Б. Цаллаговой, И.А. Шорова, М.Р. Халидовой и др.

Однако до настоящего времени отсутствуют исследования целостной этнопедагогической культуры дагестанцев в контексте общности их народных педагогических традиций, что противоречит объективным потребностям науки и общественной практики.

С учетом этого и названных выше противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы содержание и особенности эффективного функционирования дагестанской этнопедагогической культуры как перспективной модели гармоничного взаимодействия национальной самобытности и общности народных традиций воспитания.

Цель исследования; раскрыть сущность, содержание и перспективы развития традиционной дагестанской этнопедагогической культуры как целостной системы функционирования народного воспитания и современной научно-педагогической практики.

Объект исследования — этнопедагогическая культура народов Северного Кавказа.

Предмет исследования - содержание воспитания в этнопедагогической культуре Дагестана в контексте общности народных педагогических традиций.

Гипотеза исследования. В условиях современной России, в том числе и Дагестана, когда под влиянием прозападной культуры идет деградация традиционных духовно-нравственных ценностей, прошедших естественный отбор в тысячелетней практике воспитания старших поколений, глубокое изучение содержания этнопедагогической культуры дагестанских горцев, выделение и обозначение прогрессивных педагогических технологий и механизмов его реализации, их использование в современной воспитательной практике повысят эффективность процесса формирования и развития личности, если:

- разработка теоретико-методологических основ этнопедагогической культуры Дагестана будет способствовать расширению диалога между традиционными культурами воспитания всех народов горного края, которые, имея свои самобытные черты, отличаются и общностью содержания, и технологиями и механизмами его реализации; использование основных духовно-нравственных ценностей содержания этнопедагогической культуры дагестанцев станет составной частью учебного процесса и воспитательной практики современной дагестанской национальной школы;

- при составлении программ, учебников и содержания воспитания авторы подвергнут тщательному научному анализу, сравнению, сопоставлению основные ценности, негативные стороны и пережиточные явления национальных традиций, раскроют пути использования лучших из них в школьной практике, тенденции и перспективы эффективного функционирования этнопедагогической культуры в современных условиях;

- этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса дагестанской национальной школы обеспечит развитие новых подходов к разработке методологии, накоплению положительного опыта воспитания, сочетающего традиции прошлого и рекомендации современной научной педагогики.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи: раскрыть феномен, закономерности, принципы и сущностные характеристики этнопедагогической культуры дагестанцев; выявить и обозначить основные духовно-нравственные ценности содержания, раскрыть специфические категории этнопедагогической культуры Дагестана, показать процесс их формирования и использования в воспитательной практике старших поколений дагестанцев; раскрыть общность, самобытность и диалог этнопедагогических культур народов Дагестана и показать процесс их взаимовлияния и взаимообогащения в традициях воспитания и межнационального общения; на основе анализа этнографического, фольклорного и лексического материалов раскрыть социально-педагогические функции содержания, народных форм и методов нравственного, патриотического, трудового, эстетического воспитания, а также особенности семейных и исламских традиций воспитания и формирования культуры межнационального общения народов Дагестана; раскрыть технологии и механизмы взаимодействия теоретико-методологических положений этнопедагогической культуры дагестанцев и функционирования народных традиций воспитания в современных условиях;

Общую методологию исследования составляют философские положения о диалектике общего, особенного и единичного, о взаимосвязи и обусловленности всех элементов человеческой культуры, о социальной и творческой сущности личности. В качестве специальной методологии исследования выступают культурологический, аксиологический, системно-целостный и конструктивно-генетический подходы.

Теоретические основы исследования опираются на труды философов, социологов, педагогов, психологов, изучающих место и роль образования в обществе (В.Г. Афанасьев, Л.Г. Борисова, М.В.Вагабов, С.II. Иконникова, П.И. Пидкасистый, А.Г. Спиркин, В.Н. Турченко, Г.Н. Филонов и др.), феномены культуры и процесс социокультурного развития человека (А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, Я.П. Буева, B.C. Библер, А.Ф. Лосев и др.), влияние культуры на духовное становление личности (Е.А. Вавилин, Д.С. Лихачев, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев и др.), становление человека как субъекта образовательного процесса (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, И.Н. Андреева, Г.С. Батищев, М.Я. Виленский, А.В. Мудрик и др.), исторические, социально-экономические, культурные аспекты развития и взаимодействия цивилизаций, культур, этносов, наций (Ю.В. Бромлей, В.Ф. Вавилин, Л.Н. Гумилев, К.В. Кулаев, А. Тойнби, Ж.Т. Тощенко, Т.И. Чаптыкова, О. Шпенглер и др.), семья и семейное воспитание (О.И. Волжина, С.В.Дармодехин, Э.И.Сокольникова и др.), социокультурные интерпретации образования, взгляд на школу как открытый социокультурный институт (Е.В. Бондаревская, С.И. Гессен, И.Ф. Исаев, М.С. Коган, B.C. Леднев, Н.Д. Никандров, В.В. Розанов, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков, В.К. Шаповалов, Е.Н. Шиянов и др.), аксиологические основания образования (М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин и др.), этнокультурные особенности национального образования (Ш.М.-Х. Арсалиев, С.П. Беловолова, A.JI. Бугаева, Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, А.Э. Измайлов, Т.Н. Петрова, В.М. Меньшиков, Ш.А. Мирзоев, З.Б. Цаллагова, И.А. Шоров и др.), этнопедагогическую подготовку учителя (В.А. Николаев, М.Г. Тайчинов, М.Г. Харитонов, А.Г. Шаалы, В.К. Шаповалов и др.).

Ведущие идеи исследования: этнические элементы в содержании, формах воспитания подрастающих поколений осмысливаются как социокультурные феномены; имеющий место в научной литературе приоритет ценностной констатации над научной интерпретацией предполагает гармонизацию эпистемических и аксиологических аспектов средств народной педагогики; объективный научный анализ содержания этнопедагогической культуры Дагестана поможет привести в соответствие понятийную и объективную сферы педагогической науки как части педагогической культуры народа; объективный характер народного воспитания необходимо привести в соответствие с углублением понимания детерминированности в современной социальной жизни (например, положение женщины в семье и обществе обусловлено особенностями воспитания девочек и мальчиков у народов Северного Кавказа, которые формировались тысячелетиями под влиянием культурных традиций, социально-экономических условий, постоянно меняющих свои исходные основания).

Источники исследования: исторические, публицистические, художественные произведения дагестанских и других кавказских, русских, зарубежных писателей, просветителей, историков, политических и религиозных деятелей, путешественников; фольклор народов Дагестана и Северного Кавказа; авторские полевые материалы: этнографические и фольклорные записи, архивные материалы, фиксирование конкретных этнопедагогических ситуаций; литература по этнологии, этнографии, этнопедагогике, педагогике, психологии, социологии, истории, фольклористике, лингвистике, истории религии.

Методы исследования: методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, логический, сравнительно-исторический); методы изучения и обобщения педагогического опыта; методы теоретического моделирования; анализ учебных программ, учебников по родным языкам и литературам, по культуре и традициям народов Дагестана, по истории и литературе Дагестана; наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование, беседы с учителями, преподавателями вузов, студентами, учащимися и их родителями.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1986-1990) был посвящен поиску исторической, этнографической, этнопедагогической литературы и ее анализу; изучению фольклорных произведений народов Дагестана и Северного Кавказа, сбору полевого материала, встречам с аксакалами и фиксированию их рассказов о прошлом: об обычаях и традициях горцев в духовно-нравственном, военно-патриотическом, трудовом, эстетическом, физическом воспитании юных поколений, об особенностях воспитания девушек и подготовки их к семейной жизни, о формах, методах и средствах воспитания в опыте старых горцев. Изучался народный опыт воспитания путем непосредственного участия автора на праздниках, свадьбах, похоронах, на годеканах и в процессе гостеприимства. В то же время автор по линии республиканских Педобщества и общества "Знание" выезжал и выступал по проблемам использования народных традиций в коллективах более пятидесяти сельских школ, колхозов, совхозов, ковровых фабрик, перед сельскими джамаатами. Накоплен богатый полевой материал, опубликованы статьи по теме.

Второй этап (1991-1995) посвящен дальнейшему поиску и изучению материалов по этнопедагогической культуре горцев Северного Кавказа, обобщению накопленных материалов, внедрению результатов исследования в практику. По составленной автором программе спецкурса "Прогрессивные традиции народов Дагестана и их использование в воспитании детей и молодежи" проводились занятия со студентами индустриально-педагогического факультета (1990-1995). Под руководством автора студенты во время педагогической практики в школах проводили беседы, диспуты, лекции о духовно-нравственном наследии горцев, более 10 лет выполняют курсовые и дипломные работы по проблемам этнопедагогической культуры дагестанцев, выступают ежегодно на днях студенческой науки с докладами; материалы, наблюдения и поиски студентов используются на занятиях по теории и истории образования, по спецкурсу. Подвергнуты научному осмыслению и теоретическому анализу содержание, формы, методы и средства народной педагогики дагестанцев.

Трети» этап (1996-2003) посвящен анализу, обобщению и систематизации накопленного и исследованного материала, разработке определенных теоретических положений и выводов. За это время составлена и издана программа спецкурса и спецсеминара для студентов V курса филологического факультета Дагестанского государственного педуниверситета "Духовно-нравственное воспитание на традициях кавказских горцев"; изданы монографические исследования "Традиции кавказских горцев. Духовно-нравственное воспитание", "Этнопедагогическая культура дагестанцев. Вопросы теории и методологии". «Этнопедагогическая культура Дагестана. Теория и практика». Написан и издан ряд статей по проблеме. Завершена работа над докторской диссертацией.

На защиту выносятся следующие положения: исторический опыт воспитания и педагогической мысли народов Дагестана, включающий сведения о влиянии устного народного творчества и религии (язычества и ислама) на духовно-нравственное формирование личности, о возникновении межнациональных культурно-педагогических связей, об их взаимодействии в сфере духовности и традициях воспитания; этнопедагогическая культура как синтетическое единство народного опыта воспитания, этнопедагогики и современной научно-педагогической практики, что предполагает этнопедагогизацию всего учебно-воспитательного процесса и повышение эффективности в формировании личности определённого менталитета; общность, самобытность и диалог национальных традиций воспитания в этнопедагогической культуре народов Дагестана; специфика воспитательной практики народов Дагестана в контексте созданной ими системы формирования подрастающих поколений, включающей закономерности, принципы и сущностные характеристики этнопедагогической культуры Дагестана и, представляющей уникальный феномен мирового опыта; духовно-нравственные ценности, аккумулированные в категории этнопедагогической культуры дагестанцев намус: мужская часть, выраженная чувством собственного достоинства; безусловным уважением к старшим, к родителям, пожилым; гостеприимством, уважением к традициям тухума, джамаата, проявляемым горцами выразительно и подчеркнуто, с соблюдением определенного такта; смелостью, храбростью, мужеством, готовностью к защите родины; трудолюбием, моральной и материальной ответственностью за семью, стойкостью, толерантностью в поведении; дагестанец — горец -настоящий джигит, выделяющийся миролюбием и согласием, моральной чистотой, физическим совершенством, уважением к памяти предков; каждый горец рождается внуком, становится дедом; женская честь, проявляющаяся в целомудрии, абсолютной трезвости, женственности, высокой порядочности; в умении быть верной женой, беречь честь мужа и семьи, создать в ней атмосферу любви и взаимопонимания, помогать мужу советом и делом; уделять первостепенное внимание воспитанию детей, подготовке их к самостоятельности, самореализации; хорошо готовить, заниматься рукоделием и ремеслом; понимать и ценить прекрасное в природе, искусстве, в жизни; управлять своими чувствами; горянка - прекрасная женщина - мать, в которой гармонически сочетаются физическая и духовная красота, необыкновенная работоспособность, выдержка и терпение, гуманность, простота и скромность; обычаи, обряды, игры, праздники, годекан, женский го декан, помочи, дома молодежи, народные календари, пример родителей, совместная трудовая деятельность взрослых и детей в семье, совпадение процессов обучения, воспитания, развития и повседневной жизни как основы традиционных технологий и механизмов воспитания.

Научная новизна исследования заключается в следующем: раскрыты феномен, закономерности, принципы и сущностные характеристики этнопедагогической культуры дагестанцев; раскрыта система формирования и функционирования этнопедагогической культуры народов Дагестана, представляющая феномен мирового опыта воспитания подрастающих поколений; выявлены основные закономерности, принципы, сущностные характеристики этнопедагогической культуры дагестанцев; выявлены и названы основные духовно-нравственные ценности содержания этнопедагогической культуры Дагестана, которые являются ценностно-целевыми ориентирами при формировании личности дагестанца - горца и женщины - горянки и использовались в воспитательном опыте старших поколений; раскрыты сущность и значение специфических категорий дагестанской этнопедагогики: намус, годекан, родник (женский годекан), меджлис, тухум, джамаат, помочи, посиделки, мужские союзы (чабкуны), половозрастные сборы, праздники, похороны, свадьба, взаимопомощь и др., которые являются основными педагогическими технологиями и механизмами реализации содержания этнопедагогической культуры; на основе анализа этнографического, фольклорного и лексического материалов раскрыты социально-педагогические функции содержания, форм и методов нравственного, патриотического, трудового, эстетического воспитания, а также особенности семейных и исламских традиций воспитания и формирования культуры межнационального общения народов Дагестана; научно обоснована идея духовной преемственности традиционного опыта народного воспитания; раскрыты технологии и механизмы взаимодействия теоретико-методологических положений этнопедагогической культуры дагестанцев и функционирования народных традиций воспитания в современных условиях.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем впервые научно проанализированы и теоретически осмыслены и обоснованы основные духовно-нравственные ценности этнопедагогической культуры народов Дагестана, которые должны быть включены в содержание воспитания современных школьников; дано научное определение главным категориям этнопедагогики дагестанцев: намус - это категория морали, которая обобщенно выражает нравственную сущность личности, это эталон чести и порядочности, т.е. образец безупречной, незапятнанной репутации, мерило или критерий оценки духовно-нравственной зрелости и целостности личности; годекан - это народная Академия, где сосредоточены мудрость и нравственность горцев, это наполненная чаша мудрости, как считают старые горцы, один из важнейших институтов формирования взаимопонимания и взаимопомощи, воспитания культуры общения; родник (женский годекан), меджлис, помочи, посиделки, мужские союзы, половозрастные сборы, праздники, похороны, свадьба, взаимопомощь и др. - тоже основные институты воспитания, где формирование личности осуществляется в деле, в деятельности, в процессе выполнения определенных трудовых операций, поручений и заданий старших, оказания помощи, проявления индивидуальных способностей в различных сферах жизнедеятельности. В работе раскрыт теоретический аспект таких факторов этнопедагогики Дагестана, как аталычество, тухум, джамаат, побратимство, молочное братство, гостеприимство и куначество, многие из которых функционируют и в современной воспитательной практике; выявлены основные закономерности, принципы и сущностные характеристики этнопедагогической культуры Дагестана, которые обогащают этнопедагогическую теорию.

Достоверность и надежность нолученимх научных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций диссертации, опирающихся на системный, культурологический, аксиологический и конструктивно-генетический подходы, использованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, задачам и логике исследования, репрезентативностью источниковой базы.

Практическая значимость исследования заключается в разработке программ спецкурсов и семинаров «Прогрессивные традиции народов Дагестана и их использование в воспитании школьников», «Духовно-нравственное воспитание на традициях кавказских горцев», в выпуске монографий «Традиции кавказских горцев. Духовно-нравственное воспитание», «Этнопедагогическая культура дагестанцев. Вопросы теории и методологии», которые могут быть использованы в качестве учебных пособий старшеклассниками, учителями школ, студентами и аспирантами, а также родителями. Теоретические положения и выводы создают предпосылки для реализации этнокультурной направленности современного образования, написания учебных и методических пособий, выполнения научных исследований в области этнопедагогики и этнопсихологии. Результаты исследования обогащают теорию и практику этнопедагогики и всей педагогической науки новыми знаниями, расширяют научные представления о связи социального и этнического в содержании воспитательного процесса.

Опробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в монографиях, программах, методических рекомендациях, научных статьях, докладах, тезисах автора. Они опробированы в школах Республики Дагестан, в аулах, в Дагестанском государственном педагогическом университете и Университете РАО. В Дагестанском госпедуниверситете с 1989 г., в Университете РАО (дагестанский филиал) с 1998 г. проводятся спецкурс и спецсеминар "Духовно-нравственное воспитание на традициях кавказских горцев". Материалы исследования обсуждались и получили одобрение на ЮжноРоссийских психолого-педагогических чтениях в 1994, 1996, 1998 годах, на Всероссийских научно-практических конференциях "Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности" в 1999 и 2001 годах, на Международной научно-практической конференции "Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки" в 2001 г., на семинарах-совещаниях УРАО в г. Москве в 1999, 2000, 2001 годах, на ежегодных научных сессиях преподавателей Дагестанского педуниверситета в г. Махачкале, начиная с 1988 года.

Структура диссертации: она соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Магомедов, Абдурахман Магомедович

3 А К Л ЮЧ Е Н И Е

Изучение духовной культуры народов в историческом прошлом современными учеными показывает, что она таит в себе много еще не раскрытых тайн, открывает широкие перспективы возможностям их использования в воспитании юных поколений. У народов Дагестана накоплен богатейший опыт по духовно-нравственному воспитанию детей, подростков, юношей и девушек. Исследования ученых подтверждают, что у каждого народа имеются свои традиции и обычаи в духовно-нравственном воспитании, переданные им от старших поколений. Вместе с тем нам удалось установить одну закономерность, согласно которой у всех народов Дагестана, проживающих почти в одинаковых природно-климатических и социально-экономических условиях, исповедующих главным образом мусульманскую религию и имеющих примерно одинаковые психологические особенности в развитии, много общих традиций, в частности, педагогических, которые проявляются сравнительно одинаково.

Главное содержание нравственного воспитания горцев определяется и основной категорией, которая характерна всем народам. Это намус или горский намус, обладание которым служит показателем высокого уровня морального облика горцев. У кавказских народов принято, что человек без намуса — это безнравственный, невоспитанный горец. "Потерял намус - потерял все", - говорят в горах. Это понятие включает самые важные нравственные ценности, без которых "горец - собственно не горец".

Народы Северного Кавказа отличались высокой педагогической культурой, имели много общего в применяемых формах, методах и средствах воспитания, которые стали традиционными и вошли в составную часть национальной культуры каждого парода как ее важнейшие элементы. К их числу относятся такие институты общественного воспитания горцев, как годекан, женский годекан — родник, помочи, посиделки, вечеринки, мужские союзы.

Наиболее распространенными и эффективными в нравственно-эстетическом и трудовом воспитании горцев считались традиционные народные праздники, которые отмечались в прошлом почти у всех или у большинства народов: Новруз - праздник весны и наступления нового года по мусульманскому календарю, праздник Ураза, День первой борозды и др. Как отмечалось выше, каждый из этих праздников имел свой национальный колорит, свои специфические детали, проявляемые в обрядности. Почти по единому сценарию проходил у всех горцев и обычай похорон.

Вместе с тем у отдельных народов дополнительно к названным существовали свои специфические праздники, связанные больше с природно-климатическими особенностями и хозяйственной деятельностью людей. Это Праздник цветов, Праздник черешни, проводимые в аулах Южного Дагестана, День чабана и др.

Широкое распространение у горцев получил обычай взаимопомощи, который распространялся на каждого, если он оказывался в беде. Безвозмездная помощь своему односельчанину при строительстве дома, в случае стихийного бедствия, при уборке урожая и других хозяйственных работах воспитывала в людях уважение друг к другу, доброжелательность, взаимопонимание, дружбу и сотрудничество. Все эти качества формируются и на традиционной горской свадьбе, которая тоже считается национальным праздником в ауле, обязательном для всех. Как и наиболее общие национальные праздники, свадьба в каждом ауле отличалась своей самобытностью, а у разных народов она имела отличия в обычаях и обрядах, исполняемых на ней.

Общие черты, присущие всем народам Дагестана, наблюдаются и в традиционных методах и средствах воспитания, которые обусловлены особенностями семейных традиций. Наиболее приемлемыми методами в горской семье оказались беседа, приучение, объяснение, убеждение, одобрение, похвала, награждение, упражнение, обсуждение, поручение, требование, молва, упрек, наказание, которые использовали активные воспитатели - дедушки и бабушки в первую очередь.

Испытанными средствами воспитания в горских семьях считались общение, маслаат, хабар, колыбельная песня, игра и др. Это еще раз подтверждает стремление горцев с детских лет к обществу, коллективу, что сказывается и на решениях, в принятии которых активно участвует каждый горец. И игры горских детей по преимуществу коллективные, и танцуют горцы с горянками как минимум парой, и поют вместе. Только изредка слышны одинокие голоса горянок, когда они поют от скуки, или ашуг поет задушевные песни, которые объединяют интересы и желания всех присутствующих. Так что коллективизм как черта характера у горцев и горянок от природы, они же очень удачно передают это новым поколениям, уделяя коллективному воспитанию первостепенное внимание.

Бесценный опыт старых горцев еще недостаточно изучен. Но и на данном этапе педагогические коллективы в школах горного края смогут сделать очень много, чтобы семена духовных ценностей прошлых поколений посеять в душах современных детей, подростков, юношей и девушек. Нет никакой необходимости ехать за опытом воспитания на Запад, когда у нас самих имеются "богатые кладовые", ключи к которым только найдены. Почти у всех крупных народностей в этом направлении сделаны первые шаги. В школах и вузах изучают культуру и традиции своих народов, изданы пособия и программы по этим и другим дисциплинам. Есть еще возможность увеличить количество часов на изучение родных языков и литератур, на историю, ввести в программы музыку, элементы изобразительного искусства горских народов, разработать по ним программы и учебные пособия.

Новые поколения с восторгом принимают ценный опыт старших, когда он приложен к удачным формам. В наше время молодежь Ахтынского района совместно со школьниками старших классов проводит Праздник цветов, который на протяжении сотен лет служил важнейшим средством эстетического воспитания. Школьники горных аулов под руководством учителей принимают активное участие в проведении праздника весны — Новруз бай-рам, Дня первой борозды, вместе со старшими ремонтируют дороги и водопроводы, помогают в строительстве домов односельчанам и общественных зданий, на деле реализуют лучшие традиции горцев.

Самобытные родственные отношения народов Северного Кавказа: семейные, соседские, тухумные, аталыческие, молочно-братские, а также куна-ческие и гостеприимные, взятые в целом, связывали между собой все слои и сословия горцев, словно паутины. Оказаться вне этих связей горцы и горянки не могли. Они интегрировали каждую личность в единое сообщество горцев, которое отличалось своими органами, механизмами, динамикой действий. Такая консолидация горцев по тухумам, джамаатам, узденям и княжествам, ханствам, народностям способствовала образованию и развитию доброжелательных и благоприятных отношений на основе взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества. В наше время многие из этих отношений продолжают нормальное функционирование среди горских народов. Это тухумные, соседские, куначеские, гостеприимные традиции.

Семейные отношения крепки и сильны не только в горах, но и на равнине. Многим из них не достает прежней организованности и деловитости. Заходите к любому горцу, и вы почувствуете, что вы для него желанный гость. Он готов стать вашим кунаком на всю жизнь, поделиться всем, что у него есть. Но законы гор имеют обратную силу. Ни одно взаимное посещение гостя, кунака, родственника не обходилось без подарка, что, несомненно, взаимно располагает друг к другу, служит установлению уважительных отношений. А если гость или родственник представитель другой национальности или народности, то стоимость подарка и доброжелательность во взаимоотношениях возрастали в несколько раз. Такие особо значимые для джигита или горянки подарки, как лихой конь, оружие работы известных мастеров, ковер, шаль, бурка надолго оставляли в душе самые добрые воспоминания.

Известную положительную роль в формировании отношений взаимопонимания между горцами сыграла мусульманская религия, которая также служила средством консолидации и духовного единения народов Дагестана. Многие религиозные нормы морали стали для горцев традиционными и послужили духовно-нравственному развитию народов на протяжении веков. Благодаря руководству со стороны духовенства многие праздники, свадьбы, похороны превратились в устойчивые формы взаимоотношений между горцами, джамаатами и целыми народами Кавказа, стали традициями и обычаями. В горах ислам пустил такие глубокие корни, что за 70 лет Советской власти не смогли коммунисты разуверить народы в истинности религии, заставить отказаться их от веры. До сих пор живучи все исламские традиции в горах. Добрые старики и старухи, верующие дают детям уроки нравственности, основанные на крепкой любви к своему горному краю, к горцам и горянкам, ко всем соседним народам-собратьям, ко всему человечеству па основе тех норм и принципов, которые изложены в Коране.

Благодаря строгому следованию традициям старших поколений до сих пор в народе сохраняет высокий статус педагогическая категория "горский намус". Хотя понятие "намус" достаточно требовательно и однозначно выражает нравственные нормы народов всего мусульманского мира, категории "горский намус" и "ягь" (последнее слово только у горцев - A.M.) как-то подчеркнуто указывают не только на высокую степень нравственных требований, но и на строгость и обязательность их выполнения каждым горцем и горянкой.

Еще один весьма ценный аргумент в пользу традиции и обычаев прошлых поколений: как показывает опыт исторического развития, наука и мораль не могут нарушать определенное соответствие между собой. Диспропорция тормозит развитие в целом. Если наука для своего прогресса ориентируется главным образом на будущее, то мораль оглядывается больше на опыт старших поколений, т.е. на утвердившиеся на протяжении тысячелетий духовно-нравственные ценности, которые не склонны к изменению, в определенном смысле статичны, в отличие от науки, которая всегда динамична. Если наука будет шагать вперед ускоренными темпами, а нравственность людей - отставать или падать, то уровень развития народов останется все равно низким. Результаты научных достижений не найдут должного применения в жизни того общества, в котором люди, вследствие своего недостаточного духовно-нравственного развития, не способны оценить и использовать истинные знания, станут препятствием на пути научного прогресса. Вот почему и в периоды бурного развития научных знаний велико значение нравственных ценностей, накопленных человечеством и ярко выраженных в традициях и обычаях прошлых поколений. Такое состояние было в истории кавказских горцев в прошлом, когда горская мораль, горский намус господствовали в жизни народов этого края, а науки не было. Движения не было вперед. И в настоящее время наблюдается примерно такая же картина. Люди получают из различных источников научные знания, идет развитие науки, но люди игнорируют нравственные нормы и правила взаимоотношений между собой, духовные ценности уходят на задний план, что пагубно влияет на прогресс всего сообщества и отдельных народов горного края. Необходимо вовремя опомниться и обратиться к опыту старших поколений по нравственно-эстетическому, трудовому, умственному и физическому воспитанию юных поколений.

Педагогическая ценность народных традиций в том, что их не приходится навязывать исполнителям и зрителям. Они привлекают внимание людей мудростью, жизненностью, правдой, интересом, весельем, развлекательностью и игровой формой. Этими сторонами объясняется и сила их непринужденного, но глубокого и всестороннего, воздействия на ум и сознание людей.

Традиции и обычаи старших поколений горцев получили высокую оценку в трудах многочисленных ученых. Наше исследование несколько расширило и углубило их географию и послужило основанием для следующих выводов:

•структурными элементами модели этнопедагогической культуры дагестанцев выступают: духовно-нравственная культура (содержание); национальный фольклор, народное искусство (источники); родной язык, родная языковая среда, мусульманская религия (факторы); народные традиции, обычаи, обряды, этническая материальная культура (средства); педагогические традиции (формы, методы и средства); менталитет этноса (цель и результаты воспитания);

•этнопедагогическая культура кавказских горцев является эффективным фактором формирования и составной частью всей национальной культуры, составляет ее идеологическое, духовное крыло;

•сущность этнопедагогической культуры определяется ценностями народной педагогики: целями и задачами, содержанием, принципами, формами, методами, факторами и средствами воспитания, сопровождавшими педагогическую деятельность народных масс на протяжении всей истории человеческого общества; с их помощью формируются ментальные особенности нации;

•одним из важнейших факторов образования единой этнопедагогической культуры дагестанцев является диалог культур, характерный им с древнейших времен и обусловленный общественно-политическими, социально-экономическими и природно-климатическими условиями жизни и деятельности народов горного края;

•главной духовно-нравственной ценностью, которая аккумулирует основные хморальные качества горцев, является намус - важнейшая педагогическая категория мусульманских народов. Другая ценная категория народной педагогики этого региона - это годекан, место, на котором собирается меджлис, или собрание всего аула. Это и как главный институт, на котором процесс воспитания протекает ежедневно;

•у народов Дагестана сформировались свои этнопедагогические технологии воспитания (формы, методы, средства, факторы) и механизмы их реализации (праздники, свадьбы, игры), которые имеют самобытный характер;

•результатом традиционной системы воспитания является сложившийся в представлениях дагестанцев идеал, совершенного человека, в характере которого должны проявляться высокая духовность и нравственность (намус), чувство собственного достоинства, трудолюбие, женское целомудрие, порядочный семьянин, любовь к родине, дружба и взаимопонимание с соседними и другими народами, храбрость, мужество, физическая выносливость, эстетический вкус;

•анкетирование студентов и школьников свидетельствует о приверженности молодых поколений к лучшим традициям предков и одновременно о неприемлемости ими устаревших и ставших в наше время реакционными традиций и обычаев, унижающих женское достоинство и честь; кровная месть, противоречащая законодательству; другие акты, связанные с насилием и жестокостью; отдельные обряды, входившие в содержание традиционных свадеб и праздников; народные игры, устаревшие по форме и содержанию и исчезнувшие из школьных программ; некоторые праздники, технологии и механизмы их реализации;

•ускорение этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса (стихийно она имеет место во всей дагестанской истории школьного образования) повысит эффективность использования народных традиций воспитания в современной школьной практике, заполнит вакуум, образовавшийся после ликвидации советской системы воспитания;

•соединение педагогических традиций горцев с современным содержанием, принципами, формами, методами и средствами воспитания и удачное применение их во внеклассной работе будет способствовать многостороннему развитию учащихся, формированию их идейно-нравственных и эстетических взглядов и убеждений, совершенствованию их трудовых умений и навыков, открытию широких перспектив для активного вовлечения школьников в производственную деятельность, осуществлению целенаправленной работы по профессиональной ориентации юношей и девушек, увлечению физической культурой и национальными видами спорта.

Предпринятое нами исследование открывает широкий путь для дальнейшего научного исследования этнопедагогической культуры каждого народа Дагестана и Северного Кавказа, а также синтетической этнопедагогики кавказских горцев. В связи с этим ставятся следующие проблемы:

•основные явления и понятия народной педагогики (в том числе дагестанской и каждого этноса); уход, пестование, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, взаимное воспитание, наставление, назидание, обучение, учение, приучение, возможности переноса этих явлений в образовательно-воспитательный процесс современной школы (Т.Н.Петрова);

•ребенок как объект и субъект воспитания; истоки национального характера; положительные и отрицательные ситуации раннего пробуждения у детей национального самосознания; ранняя идентификация у дагестанцев национального чувства, сознания, национальной принадлежности; подавление национального чувства; ассимиляция, деэтнизация; наименее изученная проблематика касается воздействия роста самосознания взрослых (в цивилизованных, экстремальных формах выражения) на такие традиционно сложные объекты для обычных педагогов, как детская среда, ее «моральный кодеке»; детские «тайные языки»; многонациональная детская среда; стихийное двуязычие; автономность детской среды; «стайки»; временные группы; артели; коллективы; лидеры; разновозрастные объединения; раннее начало воспитания и самовоспитание; самостоятельность подростка; посвящение в совершеннолетие; обычаи, обряды; клички; прозвища; игры, игровые прелюдии; праздники; детский фольклор;

• приемы и средства воздействия на чувства, сознание и поведение детей в системе народного воспитания; разъяснение, поверье, пожелание, просьба, совет, намек, одобрение, благодарность, упрек, уговор, запрет, благословение, клятва, проклятие, завещание; возможность использования их в современной школе и семье;

• идеал настоящего ("совершенного") дагестанца в традиционной педагогической культуре; храбрый, мужественный, самоотверженный человек, готовый отдать жизнь за родину; верный, благородный, великодушный, гостеприимный друг; сообразительный, мудрый, неутомимый труженик; строгий, ответственный глава семьи, любящий муж, отец;

•критическое освоение традиционной культуры воспитания и творческое ее использование в современной школьной практике; опора на факторы воспитания: природу, труд, игру, быт, общие традиции, искусство, религию, слово, пример; языки соседних народов; безоговорочная паритетность двуязычия (многоязычия) в детской среде; естественность двуязычия; благоприятствование в школе развитию сбалансированного билингвизма; многовариантность двуязычия; возрождение в национальной школе прогрессивного народного опыта по взаимному изучению национальных культур; стимулирование диалога культур; борьба с явлениями, унижающими человеческое и национальное достоинство;

•комплексные формы, методы и средства воспитания, их дифференциация; параллельное использование методов и средств народной педагогики дагестанцев и требований современной школы;

•актуализация в школе средств народной педагогики: пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки, сказания, эпос, мифы, легенды, предания, считалки, скороговорки, жеребьевки и т.д.; использование в оформлении школы гуманистических, демократических, художественных традиций народной педагогической культуры.

•исследование педагогической культуры более двадцати малочисленных народов Дагестана, их идентичности и самобытности, а также диалог их этнопедагогических культур, которые не стали пока предметом специальных научно-педагогических исследований.

Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Магомедов, Абдурахман Магомедович, 2005 год

1. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. - М. - Л. 1949.

2. Абаев В.И. Нартский эпос // Известия Северо-Осетинского НИИ. Т. X. Вып. I.

3. Абакарова Ф.З. Дагестанские детские календарные песни. Рукописный фонд ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР, Ф.З, ОП 5, д. 317.

4. Абакарова Ф.З. Дагестанский фольклор о трудовом воспитании детей. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1989.

5. Абдулаев М.А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. - 176с.

6. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей. Забава или пагуба? Современный ребенок в «игровой цивилизации». М., 1999. - 144 с.

7. Абубакар Ахмедхан. Ожерелье для моей Серминаз. М., 1968.

8. Авторские полевые материалы.

9. Агаев А.Г. Патриотизм и интернационализм советского человека. М., 1975.-350с.

10. Агаев А.Г. Магомед Ярагский. Махачкала, 1996.

11. Агаев А.Г. Социалистическая национальная культура. М., 1974.

12. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин XIX — начала XX вв. -М., 1978.

13. Акаев В. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение. Грозный. 1994. - 128с.

14. Акбиев С. Гайдар Баммат об Исламе.// Дагестанская правда, 1994, 18 мая.

15. Акимова М.С. Антропологический тип лезгин. // Краткие сообщения института этнографии АН СССР. Вып. XVI М., 1952.

16. Алексеев В.П. Некоторые вопросы происхождения народов Дагестана в свете антропологии Северного Кавказа // Уч. зап. ИИЯЛ Даг. НЦ АН СССР.17

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.