Дхармашастры Ману, Яджнавалкьи и Нарады как источники нормативного регулирования общественных отношений в Древней Индии II в. до н.э. - V в. н.э.: историко-правовое исследование тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат наук Безносова, Яна Викторовна

  • Безносова, Яна Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 0
Безносова, Яна Викторовна. Дхармашастры Ману, Яджнавалкьи и Нарады как источники нормативного регулирования общественных отношений в Древней Индии II в. до н.э. - V в. н.э.: историко-правовое исследование: дис. кандидат наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Нижний Новгород. 2018. 0 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Безносова, Яна Викторовна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Предпосылки создания и общая характеристика дхармашастр как источников нормативного регулирования общественных отношений в Древней Индии II в. до н. э. - V в. н. э

1.1. Религиозный контекст эпохи создания дхармашастр в Древней Индии

II в. до н. э. - V в. н. э

1.2. Политические предпосылки создания дхармашастр в Древней Индии

II в. до н. э. - V в. н. э

1.3. Социально-экономические условия появления дхармашастр в Древней Индии II в. до н. э. - V в. н. э

1.4. Общая характеристика дхармашастр как источников нормативного регулирования в Древней Индии II в. до н. э. - V в. н. э

Глава 2. Религиозно-этические основы государственной власти, общественного устройства и права в дхармашастрах

II в. до н. э. - V в. н. э

2.1. Представления о государственной власти и статусе царя

в дхармашастрах Ману, Яджнавалкьи и Нарады

2.2. Религиозно-этические основы социально-правового неравенства в брахманской концепции варнового устройства древнеиндийского общества

2.3. Религиозно-нравственные основания права в дхармашастрах Ману, Яджнавалкьи и Нарады

Глава 3. Основы правового регулирования общественных отношений в дхармашастрах Ману, Яджнавалкьи и Нарады. Особенности правотворческой техники

3.1. Особенности правовой регламентации имущественных отношений в дхармашастрах Ману, Яджнавалкьи и Нарады

3.2. Брачно-семейные и наследственные отношения в дхармашастрах Ману,

Яджнавалкьи и Нарады

3.3. Регулирование уголовных правоотношений в дхармашастрах Ману, Яджнавалкьи и Нарады. Категории "грех" и "преступление"

3.4. Судоустройство и судопроизводство в дхармашастрах Ману, Яджнавалкьи и Нарады: основные принципы и институты

3.5. Особенности правотворческой техники в дхармашастрах Ману, Яджнавалкьи и Нарады

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дхармашастры Ману, Яджнавалкьи и Нарады как источники нормативного регулирования общественных отношений в Древней Индии II в. до н.э. - V в. н.э.: историко-правовое исследование»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертационного исследования. В условиях многополярного мира, основанного на диалоге различных культур и цивилизаций, сохранении уважения к суверенитету, ценностям и традициям всех государств и народов, особое значение приобретает изучение их культурного и духовного наследия.

В апреле 1947 г. СССР были установлены дипломатические отношения с Индией, после чего подписано свыше двухсот двусторонних договоров и соглашений о сотрудничестве в различных сферах деятельности. Основополагающим документом российско-индийских отношений является Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Индией от 28 января 1993 г1. Особое значение стороны придают подписанию в октябре 2000 г. Декларации о стратегическом партнерстве, определившей развитие двустороннего взаимодействия на годы вперед. Основывающееся на «взаимопонимании и укоренившемся доверии друг к другу, оно предполагает вывод их многогранных связей на еще более высокий и качественно новый уровень и в то же время придание им характера особо тесного и динамичного сотрудничества как в области двусторонних отношений, так и на международной арене»2.

-5

Учитывая «стабильно дружественный характер» отношений между Россией и Индией в течение вот уже более полувека, познание истоков различных социальных, в том числе правовых, институтов индийского общества становится, безусловно, актуальным. Тем более, что корни древних правовых установлений

1 Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Индией от 28 января 1993 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.businesspravo.ru/ Docum/DocumShow_DocumШ_158743.html.

2 Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Индией [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/maps/in/-/asset_publisher/EpJ5G4lcymvb/content/id/598800.

Индия и Россия: новые тенденции развития БРИКС и ШОС. Интервью с послом Индии в Москве Пунди Шринивасан Рагхаван // Евразийский юридический журнал. № 3 (82). 2015. С. 8-11.

индийцев оказались необычайно устойчивыми и по сей день играют значительную роль в общественном сознании и практике народов Индии.

Правовые идеи, сформулированные древними мудрецами-брахманами, легли в основу при формировании классического индусского права, которое, по образному выражению профессора О. А. Жидкова, «буквально перешагнув через тысячелетия, вошло составной частью в действующее право Республики Индии»1. Отмечается его удивительная жизнеспособность, устойчивость основных источников и институтов, сложившихся ещё в глубокой древности. Индусское право, «претерпев известную модификацию под влиянием капиталистических отношений и политики колониальных судов, тем не менее, в основном не изменило ни своей формы, ни содержания»2.

Необходимо также отметить значимость и актуальность любого историко-правового исследования и исторического знания в целом. В поисках ответов на злободневные вопросы человечество всегда, особенно в переломные периоды своей жизни, обращалось к накопленному мировому социальному опыту с целью понимания настоящего и тенденций развития в будущем. Кроме того, исторические примеры способствуют воспитанию уважения к вечным, непреходящим человеческим ценностям.

Степень научной разработанности темы исследования. История Индии традиционно привлекала внимание отечественных и зарубежных историков и правоведов.

Наиболее известными отечественными учеными-юристами, в настоящее время ведущими историко-правовые исследования по изучению права Индии, являются Н. А. Крашенинникова, подготовившая две монографии и ряд статей по индусскому праву, Е. Н. Трикоз, областью научных интересов которой выступает уголовное право Индии XIX в., а также К. И. Шинкаренко, занимающийся проблемами правового положения женщин в Индии в историко-теоретическом аспекте.

1 Жидков О. А. Предисловие / Крашенинникова Н. А. Индусское право: история и современность. М. : Изд-во Моск. Ун-та, 1982. С. 6.

2 Там же.

Определенный вклад в изучение дхармашастр внесли советские историки-правоведы З. М. Черниловский, Э. А. Калинина, А. М. Рогожин и др. Отдельные вопросы государственно-правовой тематики дхармашастр затрагивались в работах отечественных историков-востоковедов, источниковедов и лингвистов-санскритологов, среди которых следует выделить труды М. Ф. Альбедиль, Г. М. Бонгард-Левина, Э. А. Грантовского, Т. Я. Елизаренковой, Г. Ф. Ильина, Н. А. Корнеевой, Г. Г. Котовского, А. М. Самозванцева, В. Н. Романова, И. П. Глушковой, Е. Ю. Ваниной и др.

Необходимо отметить, что взгляды большинства указанных ученых отличает подход к дхармашастрам как к применяемым на практике сводам законов, которые в полной мере отражали юридическую практику, синхронную времени их составления. Подобный подход был господствующим и в зарубежной историко-правовой науке, где дхармашастры становятся предметом научного анализа с середины XIX в. Отношение к дхармашастрам как к действующим источникам права был характерен, в частности, для немецкого ученого-юриста Ю. Йолли, немецкого индолога В. Рубена, индийского индолога и санскритолога П. В. Кане, индийского политического деятеля Н. Сен-Гупты и др.

Противоположный подход к изучению дхармашастр демонстрируют взгляды французского ученого-юриста Р. Ленга. В своём фундаментальном труде «Классическое право Индии» учёный обосновывает точку зрения о том, что дхармашастры не могли выступать источниками действующего права, которое, в свою очередь, получает окончательное оформление только в средневековой комментаторской литературе. По мнению Р. Ленга, предписания составителей шастр не имели обязательной силы и сформулированы были как пожелания, а не как общеобязательные нормы права, исполнение которых обеспечивалось государственным принуждением.

Взгляды Р. Ленга получили развитие в работах английского ученого -правоведа и востоковеда Д. Деррета. Их точку зрения разделили впоследствии отечественные ученые-историки А. А. Вигасин и К. Д. Никольская.

Важный фактический материал, помогающий создать более полное представление об идеологических системах Древней Индии, содержится в трудах

отечественных и зарубежных индологов Н. Р. Гусевой, А. В. Герасимова, Р. Н. Дандекара, Б. Мергаута, И. Фишера, Д. Збавитела и др.

Кроме того, заслуживают внимания фундаментальные труды социолога А. А. Куценкова и антрополога Е. Н. Успенской, посвященные вопросам кастового строя индийского общества.

Таким образом, следует констатировать, что несмотря на значительное количество работ, так или иначе обращавшихся к анализу правового материала дхармашастр, данный вопрос в отечественной науке рассматривался в основном с точки зрения исторической, источниковедческой. Историко-правовая отечественная наука не располагает монографическими исследованиями, посвященными анализу правовых положений дхармашастр с юридической точки зрения. Данное диссертационное исследование позволит восполнить определенный пробел в этой области.

Теоретическая основа диссертации. Общую теоретическую и историко-правовую основу диссертации составили труды ведущих отечественных и зарубежных историков-правоведов и индологов, среди которых следует отметить А. А. Вигасина, А. М. Самозванцева, Г. М. Бонгард-Левина, Г. Ф. Ильина, В. Г. Графского, Н. А. Крашенинникову, К. Д. Никольскую, Р. Ленга, Т. Любина, а также специалистов по теории права и сравнительному правоведению Р. Давида, А. Х. Саидова, А. Ю. Саломатина, В. А. Туманова.

Также в ходе работы над диссертацией были использованы труды ученых, занимавшихся исследованиями в области религиоведения, социологии, антропологии, а именно Н. Р. Гусевой, Р. Н. Дандекара, А. А. Куценкова, Е. Н. Успенской и др.

Источниковую и эмпирическую базу диссертации составили

религиозно-философские и этические трактаты - дхармашастры Ману, Яджнавалкьи и Нарады как наиболее полно сохранившиеся до настоящего времени.

Дхармашастра Ману впервые была переведена с санскрита на английский язык У. Джонсом в 1794 году. Наиболее успешным считается перевод Г. Бюлера,

опубликованный в серии «Священные книги Востока» (т. 25). Русский перевод был выполнен С. Д. Эльмановичем в 1913 году. Проверенное и исправленное Г. Ф. Ильиным издание его вышло в 1960 году, оно и послужило предметом анализа в настоящем исследовании.

Яджнавалкья-смрити была переведена на немецкий язык А. Ф. Штенцлером в 1849 году, на русский язык - А. М. Самозванцевым, который в 1994 году выпустил монографию под названием «Книга мудреца Яджнавалкьи», куда вошли полный перевод текста памятника и исследовательский комментарий. Перевод, выполненный А. М. Самозванцевым, использовался в настоящем исследовании.

Что касается следующего источника - дхармашастры Нарады, нами использовался перевод А. А. Вигасина и А. М. Самозванцева, опубликованный в издании «Дхармашастра Нарады» 1998 года. Указанное издание было подготовлено авторами на основании переводов, выполненных Р. Ларивьером и Ю. Йолли, и снабжено также примечаниями средневековых комментаторов.

По мере необходимости нами привлекался материал дхармашастры Вишну, являющейся памятником классического индуизма, однако в вопросах права придерживающейся общей традиции литературы о дхарме. Текст дхармашастры Вишну исследовался нами в переводе Н. А. Корнеевой, который был выполнен по последнему, так называемому «критическому», изданию с учетом текста издания Ю. Йолли и его перевода.

В ряде случаев, для уточнения содержания и смысла отдельных положений дхармашастр мы прибегали к их переводам с санскрита, выполненным Г. Бюлером, А.-Ф. Штенцлером, Ю. Йолли, а также обращались к текстам Артхашастры Каутильи, дхармасутр как предшествующей по отношению к дхармашастрам литературной традиции, эпическим поэмам «Рамаяне» и «Махабхарате».

Хронологические рамки исследования охватывают период со II в. до н. э.

по V в. н. э. Выбор начальной точки исследования обусловлен появлением первой в истории Индии дхармашастры - Ману-смрити. Верхняя граница исследования затрагивает период, с которым связывается окончание эпохи древности в истории Индии и оформление дхармашастры Нарады.

Цель диссертационного исследования заключается в выявлении основных закономерностей правового регулирования общественных отношений, заложенных в дхармашастрах Ману, Яджнавалкьи и Нарады.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решение следующих задач:

- установить религиозные, политические и социально-экономические предпосылки появления дхармашастр;

- представить общую характеристику дхармашастр как источников нормативного регулирования общественных отношений в Древней Индии II в. до н. э. - V в. н. э.;

- исследовать религиозно-этические основы государственной власти, в том числе изучить особенности статуса царя как персонального носителя власти;

- определить роль религиозно-правовых, этических и социальных постулатов в дхармашастрах Ману, Яджнавалкьи и Нарады;

- провести сравнительный анализ правовых положений дхармашастр Ману, Яджнавалкьи и Нарады, посвященных вопросам правового регулирования имущественных, брачно-семейных, наследственных, уголовных правоотношений;

- охарактеризовать соотношение понятий «грех» и «преступление» в контексте дхармашастр;

- сравнить процессуально-правовые принципы и институты, содержащиеся в дхармашастрах Ману, Яджнавалкьи и Нарады;

- выявить приёмы и средства правотворческой техники, используемые в дхармашастрах Ману, Яджнавалкьи и Нарады.

Объектом диссертационного исследования является совокупность общественных отношений, сложившихся в Древней Индии во II в. до н. э. - V в. н. э. под воздействием политических, социально-экономических и иных факторов, и оказавших влияние на формирование дхармашастр как источников нормативного регулирования общественных отношений в Древней Индии в изучаемый период.

Предметом исследования выступает правовой материал дхармашастр Ману, Яджнавалкьи и Нарады.

Методологическая основа исследования. Основополагающим подходом при проведении настоящего диссертационного исследования стал цивилизационный, который, в отличие от распространенного в советской науке формационного подхода, опирающегося на экономическую детерминацию государственно-правовых явлений, исходит из рассмотрения государства и права как элементов культуры общества. Данный подход позволил интерпретировать отраженные в дхармашастрах предписания политико-правового характера с учетом религиозно-философских и этических ценностей, присущих древнеиндийскому обществу, что способствовало наиболее глубокому познанию сущности древнеиндийского государства и права.

Общая методологическая основа диссертации представлена диалектическим методом, который позволил изучить объект исследования в развитии, установить соответствующие причинно-следственные связи.

Для получения достоверных и научно значимых результатов использовался комплекс общенаучных методов, в числе которых нужно, прежде всего, отметить методы индукции и дедукции. При помощи индукции изучались признаки того или иного правового института, содержащиеся в каждой из дхармашастр, с последующим обобщением полученных знаний. Метод дедукции позволил, отталкиваясь от гипотезы о системности мироздания, с точки зрения необрахманизма, сделать частные выводы о роли царя, о соотношении понятий «дхарма» и «право», «грех» и «преступление», о сущности правового неравенства сословий древнеиндийского общества. При помощи сравнения устанавливались общие и специфические черты правовых институтов в различных дхармашастрах, а также сопоставлялись теоретические взгляды ученых на исследуемые проблемы. В процессе сбора и обработки эмпирического материала использовались также общенаучные методы описания, синтеза, анализа, обобщения.

Частнонаучный исторический метод позволил выявить совокупность религиозных, политических и социально-экономических факторов, способствовавших становлению дхармашастр как источников нормативного регулирования общественных отношений в Древней Индии. Системно-

структурный метод позволил осуществить классификацию процессуальных принципов по различным основаниям.

С помощью частноправовых методов познания (формально-юридический, сравнительно-правовой) исследовалось нормативное содержание изучаемых источников. Применение метода историко-политического толкования права выразилось в изучении правовых явлений в связи с социально-историческими и политическими условиями их появления и существования. Метод системного толкования права позволил изучать правовые институты в каждой из дхармашастр как взаимосвязанные между собой.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в историко-правовой науке проводится комплексный сравнительно-правовой анализ дхармашастр Ману, Яджнавалкьи и Нарады с целью выявления основных закономерностей правового регулирования общественных отношений, заложенных в указанных источниках, рассматриваются изложенные в дхармашастрах религиозно-этические основы права, делается вывод об идеологических истоках социально-правового неравенства сословий древнеиндийского общества в контексте дхармашастр.

Устанавливается устойчивая преемственность основных материально- и процессуально-правовых принципов и институтов, содержащихся в дхармашастрах Ману, Яджнавалкьи и Нарады.

Впервые выявляются основополагающие начала функционирования системы судоустройства и судопроизводства в дхармашастрах Ману, Яджнавалкьи и Нарады.

Личный вклад автора состоит в глубоком историко-правовом анализе дхармашастр Яджнавалкьи и Нарады, которые не являлись ранее предметом всестороннего изучения в историко-правовой науке. Автором также разработана классификация судоустройственных и судопроизводственных принципов, изложенных в дхармашастре Нарады, впервые выявлены используемые в дхармашастрах приёмы и средства правотворческой техники.

По результатам проведенного исследования диссертантом сформулированы основные положения, выносимые на защиту:

1. Установлено, что появление дхармашастр как источников, содержащих национальные правовые нормы, направленные на сохранение целостности, самобытности и идентичности индийского народа, было вызвано совокупностью религиозных, политических и социально-экономических предпосылок, среди которых главными являются внутренний кризис брахманизма, приведший к распространению неортодоксальных религиозно-философских течений, политическая нестабильность, вызванная ослаблением власти внутри страны и вторжением иноземных захватчиков, а также несоблюдение индийцами основополагающего принципа построения общества - несмешения варн, который предполагал запрет межварновых браков, недопустимость нарушения сословной иерархии, смены занятий и традиционно установленного образа жизни (дхармы).

2. Обосновывается роль царя-раджи как защитника дхармы и гаранта социального порядка и, как следствие, тесное переплетение в его статусе государственно-политических и религиозно-этических начал. Определяя в качестве дхармы царя охрану подданных, дхармашастры предписывают ему должным образом проводить внутреннюю и внешнюю политику, а также заботиться о соблюдении дхармы всеми членами общества, своевременно реагируя на правонарушения осуществлением справедливого правосудия на основании предусмотренных в шастрах правовых предписаний. Дхармашастры наставляют царя совершенствовать в себе положительные личные качества и вести постоянную борьбу со своими пороками, наличие которых не дает ему права, с морально-нравственной точки зрения, применять наказания в отношении сбившихся с пути дхармы подданных.

3. Доказывается, что содержащиеся в дхармашастрах религиозно-правовые, этические и социальные постулаты, в своем единстве, образуют самодостаточный механизм функционирования индийского общества во всех жизненно важных сферах, объясняя его стабильность и гармонию.

4. Выявляется закрепленное в дхармашастрах различие между категориями «грех» и «преступление». При этом преступление, с точки зрения необрахманизма, представляло собой деяние общественно-опасного характера, влекущее привлечение виновного к ответственности в соответствии с правовыми предписаниями в рамках процедуры судопроизводства. В то время как под грехом понималось деяние, последствия которого носили сугубо личный характер по отношению к виновному, негативно отражаясь на его карме и ритуальной чистоте.

5. Доказывается преемственность основных правовых принципов и институтов, характерная для нормативного регулирования материальных правоотношений, отраженных в дхармашастрах Ману, Яджнавалкьи и Нарады со II в. до н. э. по V в. н. э., что свидетельствует об их жизнеспособности и устойчивости, а также о высокой степени уважения древних индийцев к правовой традиции.

6. Установлена более высокая степень развития процессуальных принципов и институтов, изложенных в дхармашастре Нарады, по сравнению с дхармашастрами Ману и Яджнавалкьи, при одновременном сохранении между ними устойчивой преемственности. Положения, регламентирующие вопросы судоустройства и судопроизводства в дхармашастре Ману (принципы состязательности сторон, коллегиального рассмотрения дела, полного и всестороннего разбирательства дела, сочетания светской и религиозной ответственности судей за вынесение несправедливого решения, институт доказательств), были восприняты и дополнены в дхармашастре Яджнавалкьи (принцип беспристрастного рассмотрения дела, принцип непосредственности исследования доказательств, требования к судьям, стадии судопроизводства, документ как новый вид доказательств), а затем получили еще более детальную и завершенную регламентацию в дхармашастре Нарады (принцип своевременности доказательственных действий, принцип тайны совещания судей при вынесении решения, институт иска, институт представительства и процессуального правопреемства, институты обеспечительных мер и процессуальных сроков, институт публичного обвинения).

7. Предложена классификация принципов судоустройства и судопроизводства, содержащихся в дхармашастре Нарады. По объекту правового регулирования указанные принципы предлагается разделить на принципы, определяющие требования к судьям (принципы беспристрастного рассмотрения дела, сочетания светской и религиозной ответственности судей за вынесение несправедливого решения), принципы, содержащие требования к форме процесса (принципы коллегиального рассмотрения дела, тайны совещания судей при вынесении решения), принципы, устанавливающие требования к содержанию процесса (принципы состязательности сторон, полного и всестороннего разбирательства дела, непосредственности исследования доказательств, своевременности доказательственных действий).

8. Установлено, что дхармашастра Нарады свидетельствует о появлении в Древней Индии к V в. н. э. системных представлений о юридической технике и демонстрирует первые попытки применения её правил в правотворческой практике, что подтверждается разграничением в тексте дхармашастры общих и специальных норм, абстрактным характером изложения правовых предписаний, использованием правовых дефиниций (вклад, залог, свидетель, кража, грабёж и др.), классификаций (вещей, доказательств, свидетелей, документов, товаров, залогов, воров и др.), юридической конструкции договора.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в углублении научных знаний в области древнего востоковедения, в частности, знаний о государственно-правовых институтах Древней Индии. Основные положения и выводы, сформулированные в рамках исследования, могут быть использованы для дальнейшего изучения древнеиндийской истории государства и права.

Собранные и обобщенные в работе материалы могут использоваться в системе профессионального юридического образования при создании учебных пособий, подготовке лекций, проведении семинарских занятий, а также для создания специального курса в рамках дисциплин «История государства и права зарубежных стран», «История правовых и политических учений» и других историко-правовых дисциплин.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 15 публикациях автора (из них 10 в научных журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ), а также в 3 докладах на международных («Социальные науки в современном обществе», г. Нижний Новгород, октябрь 2013 г., «Социальные инновации в развитии трудовых отношений и занятости в XXI веке», г. Нижний Новгород, 15-16 сентября 2014 г., «Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия», г. Нижний Новгород, 14-15 сентября 2017 г.) и одной всероссийской («Правовое развитие России: принципы, стратегии, механизмы», г. Москва, 30 октября 2014 г.) конференциях.

Результаты диссертационного исследования рассматривались и обсуждались на заседании кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского».

Структура диссертации соответствует логике изложения материала и состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.

Глава 1. Предпосылки создания и общая характеристика дхармашастр как источников нормативного регулирования общественных отношений в Древней Индии II в. до н. э. - V в. н. э.

1.1. Религиозный контекст эпохи создания дхармашастр в Древней Индии II в. до н. э. - V в. н. э.

Создание дхармашастр в Древней Индии во II в. до н. э. - V в. н. э. связано с глубокими трансформациями, которые в течение нескольких столетий происходили внутри религиозно-философского течения брахманизма.

В середине II тыс. до н. э. большая волна кочевых племен скотоводов-ариев стала мигрировать со своей прародины в причерноморско-прикаспийских степях через Нижнее Поволжье и Южное Приуралье в сторону Индии. Перейдя горные перевалы, они появились в Индии в последней четверти II тыс. до н. э., принеся с собой свои религиозные представления, связанные с ними мифы, нормы обычного права и социально-этические установления. Система указанных религиозных, этических и социальных норм получила в научной литературе название «ведизма»1. Арьи распространяли в Индии ведизм и воспринимали

Л

многие элементы культуры и религии местного (автохтонного) населения . Как указывает известный отечественный индолог Н. Р. Гусева, арийским культам «предстояло постепенно сливаться с культами доарийских народов страны, изживать эти культы или, в свою очередь, подвергаться вытеснению с их стороны либо, наконец, сочетаясь с ними, обретать качественно новые черты»3.

В основе культа ведийских ариев лежало жертвоприношение, имевшее целью задобрить арийских богов, для чего жертвователь обращался к самим богам, жрецам, растениям, водам, совершая жертвоприношения на огне или в

1 От слова «Веды» - четыре сборника (или «самхиты») священных песнопений и ритуальных правил той эпохи: «Ригведа», «Яджурведа», «Самаведа» и «Атхарваведа».

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Безносова, Яна Викторовна, 2018 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Научная, учебная и справочная литература

1. Алаев, Л. Б. Историография истории Индии / Л. Б. Алаев. - М. : Институт востоковедения РАН, 2013. - 472 с.

2. Алаев, Л. Б. Южная Индия. Общинно-политический строй Ш-ХШ веков / Л. Б. Алаев. - М. : Институт востоковедения РАН, 2013. - 712 с.

3. Алексеев, С. С. Общая теория права : учеб. / С. С. Алексеев. - М. : Проспект, 2008. - 576 с.

4. Атхарваведа. Избранное / Пер., коммент. и вступит. статья Т. Я. Елизаренковой. - М. : Наука, 1989. - 406 с.

5. Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма. - М. : Наука, 1969. - 416 с.

6. Бонгард-Левин, Г. М. Древняя Индия. История и культура / Г. М. Бонгард-Левин. - СПб : Алетейя, 2001. - 288 с.

7. Бонгард-Левин, Г. М. Индия эпохи Маурьев / Г. М. Бонгард-Левин. -М. : Наука, 1973. - 408 с.

8. Бонгард-Левин, Г. М. Мудрецы и философы древней Индии / Г. М. Бонгард-Левин, А. В. Герасимов. - М. : Наука, 1975. - 368 с.

9. Бонгард-Левин, Г. М. От Скифии до Индии / Г. М. Бонгард-Левин, Э. А. Грантовский. - М. : Мысль, 1974. - 206 с.

10. Бэшем, А. Чудо, которым была Индия / А. Бэшем. - М. : Наука, 1977. - 616 с.

11. Бэшем, А. Цивилизация Древней Индии / А. Бэшем. - Екатеринбург : У-Фактория, 2007. - 496 с.

12. Вигасин, А. А. «Артхашастра»: проблемы социальной структуры и права / А. А. Вигасин, А. М. Самозванцев. - М. : Наука, 1984. - 256 с.

13. Вишну-смрити / Пер. с санскр., преисл., коммент. и прил. Н. А. Корнеевой. - М. : Восточная литература, 2007. - 421 с.

14. Глушкова, И. П. Подвижность и подвижничество. Теория и практика тиртха-ятры / И. П. Глушкова. - М. : Наталис, 2008. - 496 с.

15. Гусева, Н. Р. Джайнизм / Н. Р. Гусева. - М. : Наука, 1968. - 126 с.

16. Гусева, Н. Р. Индуизм. История формирования. Культовая практика / Н. Р. Гусева. - М. : Наука. 1977. - 327 с.

17. Гусева, Н. Р. Многоликая Индия / Н. Р. Гусева. - М. : Наука, 1987. -

255 с.

18. Гусева, Н. Р. Индия в зеркале веков / Н. Р. Гусева. - М. : Вече, 2002. -

448 с.

19. Давид, Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид, К. Жоффре-Спинози. - М. : Междунар. отношения, 1996. - 400 с.

20. Данге, С. А. Индия от первобытного коммунизма до разложения рабовладельческого строя / С. А. Данге. - М. : Изд-во иностранной литературы, 1950. - 200 с.

21. Дандекар, Р. Н. От Вед к индуизму. Эволюционирующая мифология / Р. Н. Дандекар. - М. : Восточная литература РАН, 2002. - 285 с.

22. Дашков, С. Б. Цари царей - Сасаниды. Иран Ш-Ш1 вв. в легендах, исторических хрониках и современных исследованиях / С. Б. Дашков. - М. : ИМИ-АЗИЯ, 2008. - 352 с.

23. Дхармашастра Нарады / Пер. с санскрита и комментарий А. А. Вигасина и А. М. Самозванцева. - М. : Восточная литература, 1998. - 256 с.

24. Дьяконов, М. М. Очерк истории Древнего Ирана / М. М. Дьяконов. -М. : Издательство восточной литературы, 1961. - 444 с.

25. Индийская философия : энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц. -М. : Вост. лит., 2009. - 950 с.

26. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм : словарь / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянского. - М. : Республика, 1996. - 576 с.

27. Историография истории Древнего Востока: Иран, Средняя Азия, Индия, Китай / Под ред. проф. В. И. Кузищина. - СПб. : Алетейя, 2002. - 303 с.

28. История Древнего Востока. Тексты и документы / Под ред. В. И. Кузищина. - М. : Высш. шк., 2002. - 719 с.

29. История и культура древней Индии : тексты / Сост. А. А. Вигасин. -М. : Изд-во МГУ, 1990. - 352 с.

30. История религии. Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. - СПб. : Лань, 1998. - 269 с.

31. Кальянов, В. И. Артхашастра или наука политики / В. И. Кальянов. -М., Ленинград : Академия наук СССР, 1959. - 798 с.

32. Косамби, Д. Культура и цивилизация древней Индии / Д. Косамби. -М. : Прогресс, 1968. - 216 с.

33. Крашенинникова, Н. А. Правовая культура современной Индии: инновационные и традиционные черты / Н. А. Крашенинникова. - М. : Норма, 2009. - 304 с.

34. Крашенинникова, Н. А. Индусское право: история и современность / Н. А. Крашенинникова. - М. : Изд-во МГУ,1982. - 192 с.

35. Культура древней Индии / Сост. А. В. Герасимов. - М. : Наука, 1975. -

429 с.

36. Куценков, А. А. Эволюция индийской касты / А. А. Куценков. - М. : Наука, 1983. - 326 с.

37. Махабхарата. Философские тексты. - А. : Ылым, 1983. - 664 с.

38. Неру, Дж. Открытие Индии. Кн. 1. / Дж. Неру. - М. : Политиздат, 1989. - 460 с.

39. Неру, Дж. Открытие Индии. Кн. 2. / Дж. Неру. - М. : Политиздат, 1989. - 507 с.

40. Основы религиоведения / Под ред. И. Н. Яблокова. - М. : Высшая школа, 1998. - 480 с.

41. Панникар, К. М. Очерк истории Индии / К. М. Панникар. - М. : Соцэкгиз, 1961. - 341 с.

42. Радхакришнан, С. Индийская философия / С. Радхакришнан. - М. : Академический проект, 2008. - 1007 с.

43. Ригведа. Избранные гимны / Пер. Т. Я. Елизаренковой. - М. : Наука, 1972. - 418 с.

44. Рогожин, А. И. Государство и право рабовладельческой Индии / А. И. Рогожин, Н. Н. Страхов // История государства и права стран Азии и Африки. Очерки / Отв. ред. Н. А. Селезнев. - М. : Юрид. лит., 1964. - 254 с.

45. Саидов, А. Х. Сравнительное правоведение / А. Х. Саидов, В. А. Туманов. - М. : Юристъ, 2003. - 448 с.

46. Саломатин, А. Ю. Всемирная история государства и государственного управления / А. Ю. Саломатин. - М. : Норма, ИНФРА-М. 2013. - 288 с.

47. Самозванцев, А. М. Книга мудреца Яджнавалкьи / А. М. Самозванцев.

- М. : Восточная литература, 1994. - 376 с.

48. Самозванцев, А. М. Правовой текст дхармашастры / А. М. Самозванцев. - М. : Наука, 1991. - 295 с.

49. Самозванцев, А. М. Индия: религии, верования, обряды (древность и средневековье) / А. М. Самозванцев. - М. : Институт востоковедения РАН, 2003. -120 с.

50. Самозванцев, А. М. Теория собственности в древней Индии / А. М. Самозванцев. - М. : Наука, 1978. - 166 с.

51. Санскритско-русский словарь / Сост. В. А. Кочергина. - М. : Русский язык, 1987. - 944 с.

52. Стоянов, А.Н. Семья, брак и юридическое положение женщины по законодательным памятникам Индии / А. Н. Стоянов. - Харьков : Унив. тип. 1885.

- 45 с.

53. Торчинов, Е. А. Буддизм. Карманный словарь / Е. А. Торчинов. - СПб. : Амфора, 2002. - 187 с.

54. Успенская, Е. Н. Антропология индийской касты / Е. Н. Успенская. -СПб. : Наука, 2010. - 557 с.

55. Фрай, Р. Наследие Ирана / Р. Фрай. - М. : Вост. лит., 2002. - 463 с.

56. Чаттерджи, С. Индийская философия / С. Чаттерджи, Д. Датта. - М. : Академический проект, 2017. - 365 с.

57. Шарма, Р. Ш. Древнеиндийское общество / Шарма Р. Ш. - М. : Прогресс, 1987. - 632 с.

58. Dandekar, R. N. Exercises in Indology / R. N. Dandekar. - Delhi : Ajanta publications, 1981. - 385 p.

59. Derrett, J. Duncan M. Bharuci's Commentary on the Manusmrti / J. Duncan M. Derrett. - Viesbaden : Franz Verlag Steiner GMBH, 1975. - 493 p.

60. Derrett, J. Duncan M. Religion, Law and the State in India / J. Duncan M. Derrett. - London : Faber & Faber, 1968. - 615 p.

61. Diwan, P. Modern Hindu law / P. Diwan. - Faridabad : Allahabad law agency, 2007. - 596 p.

62. Ghose, J. C. The Principles of Hindu Law / J. S. Ghose. - Calcutta : S. C. Auddy & CO, 1906. - 808 p.

63. Jayaswal, K. P. Hindu Polity / K. P. Jayaswal. - Bangalore : Bangalore Printing and Publishing Company, 1955. - 319 p.

64. Jolly, J. Hindu Law and Custom / J. Jolly. - Calcutta : Greater Indian Society, 1928. - 298 p.

65. Jolly, J. Outlines of an History of the Hindu Law of Partitition, Inheritance and Adoption / J. Jolly. - Calcutta : Greater Indian Society, 1885. - 371 p.

66. Kane, P. V. History Of Dharmasastra (Ancient and Medieval Religious and Civil Law). Vol. 1 / P. V. Kane. - Poona : Bhandarkar Oriental Research Institute, 1930. - 804 p.

67. Kosambi, D. D. An Introduction to the Study of Indian History / D. D. Kosambi. - Bombay : Popular Book Depot, 1956. - 384 p.

68. Lingat, R. The Classical Law of India / R. Lingat. - London : University of California Press, 1973. - 305 p.

69. Monier-Williams, M. Sanskrit-English Dictionary / M. Monier-Williams. -London : Clarendon Press, 1960. - 1333 p.

70. Mulla, D. F. Principles of Hindu law / D. F. Mulla. - Calcutta; London : Eastern law house, 1946. - 753 p.

71. Naradiya Dharmasastra of the Institutes of Narada / Transl. by J. Jolly. -London : Trubner & Co, 1876. - 349 p.

72. Narain, A. K. The Indo-Greeks / A. K. Narain. - London : Clarendon Press, 1957. - 238 p.

73. Olivelle P. King, Governance, and Law in Ancient India: Kautilya's Arthasastra / P. Olivelle. - London : Oxford University Press, 2013. - 753 p.

74. Ruben W. Die gesellschaftliche Entwicklung im alten Indien. 2: Die Entwicklung von Staat und Recht im alten Indien / W. Ruben. - Berlin : AkademieVerlag, 1968. - 292 S.

75. Sen-Gupta, N. C. Evolution of Ancient Indian Law / N. C. Sen-Gupta. -Calcutta : Eastern Law House, 1953. - 246 p.

76. Sharma, R. S. Aspects of Political Ideas and Institutions in Ancient India / R. S. Sharma. - Delhi : Motilal Banarsidass Publishers, 2015. - 493 p.

77. Spellman, J. W. Political Theory of Ancient India. A Study of Kingship from the Earliest Times to circa A.D. 300 / J. W. Spellman. - London : Oxford University Press, 1964. - 258 p.

78. Tarn, W. W. The Greeks in Bactria and India / W. W. Tarn. - London : Cambridge University Press, 1922. - 538 p.

79. The Sacred Books of the East. The Sacred Books of the Aryas. Vol. II. / Translated by G. Buhler. - London : Clarendon Press, 1897. - 957 p.

80. The Sacred Books of the East. The Laws of Manu. Vol. XXV. / Translated by G. Buhler. - London : Clarendon Press, 1886. - 773 p.

81. Yajnavalkya's Gesetzbuch / Sanskrit und Deutsch von A.-F. Stenzler. -Berlin : Dümmler, 1849. - 261 S.

Статьи в периодических изданиях и сборниках

82. Альбедиль, М. Ф. Царская власть в средневековой Южной Индии. Этическое и государственное / М. Ф. Альбедиль // Сборник статей памяти Г. А. Зографа. - СПб. : Петербургское востоковедение, 1995. - С. 441-448.

83. Безносова, Я. В. Особенности нормативного регулирования займовых операций по древнеиндийским дхармашастрам / Я. В. Безносова // Вестник Костромского государственного университета. - 2016. - № 1. - С. 181-183.

84. Берзин, Б. Ю. Социальное и правовое неравенство: попытка деконструкции управленческой парадигмы / Б. Ю. Берзин // Вопросы политологии и социологии. - 2013. - № 5. - С. 12-18.

85. Ванина, Е. Ю. Ориентализм и конструирование индийской цивилизации / Е. Ю. Ванина // Цивилизации. Выпуск 9. Цивилизация как идея и исследовательская практика. - М. : Наука, 2014. - С. 140-161.

86. Вигасин, А. А. К интерпретации надписей Ашоки. АаАВНЦШШША / А. А. Вигасин // Вестник древней истории. - 1999. - № 2. -С. 61-70.

87. Вигасин, А. А. «Смешанные касты» в «Законах Ману» / А. А. Вигасин // Сборник статей памяти Г. А. Зографа. - СПб.: Петербургское востоковедение, 1995. - С. 407-428.

88. Вигасин, А. А. О государственности в Древней Индии / А. А. Вигасин // Вестник древней истории. - 1990. - № 1. - С. 99-101.

89. Звонарева, О. С. О цивилизационном подходе в теории государства и права / О. С. Звонарева // Правоведение. - 2003. - № 4. - С. 173-180.

90. Ильин, Г. Ф. Особенности рабства в Древней Индии / Г. Ф. Ильин // Вестник древней истории. - 1951. - № 1. - С. 83-52.

91. Индия и Россия: новые тенденции развития БРИКС и ШОС. Интервью с послом Индии в Москве Пунди Шринивасан Рагхаван // Евразийский юридический журнал. - № 3 (82). - 2015. - С. 8-11.

92. Калинина, Э. А. Некоторые аспекты изучения истории древнеиндийского права / Э. А. Калинина // Вестник БГУ. - 1977. - Серия III. -С. 80-84.

93. Калинина, Э. А. Истоки индийского права / Э. А. Калинина // Правоведение. - 1979. - № 1. - С. 76-81.

94. Кальянов, В. И. Об этимологическом толковании терминов varna и jati / В. И. Кальянов // История и культура древней Индии. - М. : Наука, 1963. -С. 47-53.

95. Крашенинникова, Н. А. Источники древнеиндийского права и их развитие в средневековой Индии / Н. А. Крашенинникова // Правоведение. - 1980. - № 1. - С. 76-81.

96. Лелюхин, Д. Н. Особенности структуры раннего государства в Непале и Индии. Адхикараны в контексте надписей Гуптов и непальских Личчхавов / Д. Н. Лелюхин // Вопросы эпиграфики. - Выпуск VII. - 2013. - С. 299-335.

97. Лелюхин, Д. Н. Структура державы Маурьев по сведениям эдиктов Ашоки / Д. Н. Лелюхин // Вестник древней истории. - 1998. - № 2. - С. 115-128.

98. Лелюхин, Д. Н. Коллективные органы управления и их роль в структуре индийского государства / Д. Н. Лелюхин // История и современность. -2009. - № 1. - С. 56-72.

99. Лелюхин, Д. Н. Некоторые особенности структуры древнеиндийского государства по «Артхашастре» Каутильи / Д. Н. Лелюхин // Вестник Московского университета. Серия 8 : История. - 1989. - № 2. - С. 69-78.

100. Лелюхин, Д. Н. Царь - защитник дхармы. Практический аспект идеологической концепции / Д. Н. Лелюхин // Вопросы эпиграфики. - Выпуск 3. -2009. - С. 16-29.

101. Лелюхин, Д. Н. Концепция идеального царства в «Артхашастре» Каутильи и проблема структуры древнеиндийского государства / Д. Н. Лелюхин // Государство в истории общества (к проблеме критериев государственности). -М. : Биоинформсервис, 1998. - С. 8-143.

102. Ляшенко, Е. Н. Развод по древнеиндийским памятникам права / Е. Н. Ляшенко // Материалы XII Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» // Т. 2. Актуальные проблемы юридической науки. Ч. 2. Тольятти : Волжский университет имени В.Н. Татищева, 2015. - С. 46-49.

103. Ляшенко, Е. Н. Наследование по древнеиндийским шастрам / Е. Н. Ляшенко // Сборник статей Международной научно-практической конференции: «Единство и идентичность науки: проблемы и пути решения» (3 июня 2017 г., Казань). В 4 ч. Ч. 4. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2017. - С. 98-101.

104. Ляшенко, Е. Н. О формах брака по древнеиндийским источникам / Е. Н. Ляшенко // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2012. - № 2 (76). - С. 156-162.

105. Ляшенко, Е. М. Правовое положение женщины по древнеиндийским источникам / Е. Н. Ляшенко // Вестник волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2013. - № 2 (78). - С. 210-218.

106. Ляшенко, Е. Н. Заключение брака по древнеиндийским правовым источникам / Е. Н. Ляшенко // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2010. - № 73. - С. 115-120.

107. Маринчев, Н. В. О комплексном подходе к изучению права Древней Индии / Н. В. Маринчев // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Вып. 1. Сер. 14. - 2012. - С. 3-6.

108. Медведев, Е. М. К вопросу о формировании кастовой системы в Индии: возникновение варны шудр / Е. М. Медведев // Вестник Московского университета. Востоковедение. - 1978. - № 3. - С. 14-24.

109. Норман, К. Р. Как происходила рассылка эдиктов Ашоки / К. Р. Норман // Вестник древней истории. - 1999. - № 2. - С. 71-77.

110. Романов, В. Н. Древнеиндийские представления о царе и царстве / В. Н. Романов // Вестник древней истории. - 1978. - № 4. - С. 26-33.

111. Романов, В. Н. К вопросу о жанре дхармасутр (постановка проблемы) / В. Н. Романов // История и культура Центральной Азии. - М. : Наука, 1983. - С. 182-189.

112. Романов, В. Н. О социальной значимости дхармашастр / В. Н. Романов // Санскрит и древнеиндийская культура. - 1979. - № 2. - С. 103-107.

113. Романов, В. Н. Некоторые особенности этических представлений древних индийцев (по материалам дхармашастр) / В. Н. Романов // Вестник древней истории. - 1980. - № 3. - С. 141-153.

114. Романовская, В. Б. Преступление и грех в каноническом уголовном праве средних веков / В. Б. Романовская // Правонарушение и юридическая ответственность по российскому, зарубежному, европейскому и международному

праву: история, теория и юридическая практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Иваново, 29-30 сентября 2005 г. - Иваново : Издательство Ивановского университета, 2006. - С. 3-8.

115. Романовская, В. Б. Возрождение ведических знаний об обществе в современном мире / В. Б. Романовская // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия : Социальные науки. - 2014. - № 1 (33). - С. 99102.

116. Романовская, В. Б. Поиск национальной идеи в многополярном мире / В. Б. Романовская, В. П. Сальников // Правовое поле современной экономики. -2015. - № 7. - С. 44-50.

117. Романовская, В. Б. Религиозные и иные духовные традиции как защита от угрозы деградации общества / В. Б. Романовская, Л. Р. Романовская, В. П. Сальников, М. В. Сальников // Юридическая наука: история и современность. -2015. - № 7. - С. 173-179.

118. Романовская, В. Б. Национальная идея или правовое государство через призму национальных интересов / В. Б. Романовская, Л. Р. Романовская, В. П. Сальников, М. В. Сальников // Правовое государство: теория и практика. -2015. - № 41. - С.16-22.

119. Самозванцев, А. М. Артхашастра и дхармашастра: право и проблемы интеграции жанров / А. М. Самозванцев // Вестник древней истории. - 1984. - № 2. - С. 15- 36.

120. Самозванцев, А. М. Проблемы древнеиндийского права / А. М. Самозванцев // Вестник древней истории. - 2001. - № 4. - С. 104-126.

121. Самозванцев, А. М. Социально-правовая организация индийского общества в конце I тыс. до н. э. - первой половине I тыс. н. э. / А. М. Самозванцев // Государство в истории общества (к проблеме критериев государственности). -М. : Биоинформсервис, 2001. - С. 259-292.

122. Самозванцев, А. М. Правовой текст дхармашастры в аспекте ритуалистической культуры Древней Индии / А. М. Самозванцев // Общественная мысль Индии: проблемы человека и общества. - М. : Наука, 1992. - С. 5-39.

123. Самозванцев, А. М. Теория собственности в Древней Индии / А. М. Самозванцев // Вестник древней истории. - 1978. - № 2. - С. 6.

124. Самозванцев, А. М. Поздние дхармашастры / А. М. Самозванцев // Российское востоковедение в память о М. С. Капице. Очерки, исследования, разработки. - М. : Муравей, 2001. - С. 57-83.

125. Сиркар, Д. Ч. Древние индийские надписи / Д. Ч. Сиркар // Вестник древней истории. - 1962. - № 3. - С. 28-47.

126. Jackson, B. S. From Dharma to Law / B. S. Jackson // The American Journal of Comparative Law. - 1975 -Vol. 23. - No. 3. - P. 490-512.

127. Jayaswal, K. P. Manu and Yajnavalkya / K. P. Jayaswal // Journal of Comparative Legislation and International Law. - 1932. - Vol. 14, No. 4. - P. 291-295.

128. Hutton, J. H. Caste in India / J. H. Hutton // Annals of the Bhandarkar Oriental Research Institute. - 1951. - Vol. 32, No. 1/4. - P. 295-297.

129. Lubin, T. Punishment and Expiation: Overlapping Domains in Brahmanical Law / T. Lubin // Indologica Taurinensia. - 2007. - № 33. - P. 93-122.

130. Lubin, T. Writing and the Recognition of Customary Law in Premodern India and Java / T. Lubin // Journal of the American Oriental Society. - 2015. - Vol. 135, No. 2. - P. 225-259.

131. Radhakrishnan, S. The Hindu Dharma / S. Radhakrishnan // International Journal of Ethics. - 1922. - Vol. 33, No. 1. - P. 1-22.

Диссертации и авторефераты диссертаций

132. Корнеева, Н. А. Источниковедческий анализ «Вишну-смрити» : проблемы хронологии и перевода: автореф. дис. ... д-ра. ист. наук : 07.00.09 / Корнеева Н. А. - М., 2004. - 23 с.

133. Никольская, К. Д. Древнеиндийская «Наука политики» (историко-культурные аспекты) : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 / Никольская К. Д. - М., 2003. - 220 с.

134. Самозванцев, А. М. Правовой текст дхармашастры: автореф. дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.03 / Самозванцев А. М. - М., 1989. - 35 с.

135. Шинкаренко К. И. Правовое положение женщин в Индии: традиционализм и современность: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Шинкаренко К. И. - М., 2010. - 192 с.

Электронные ресурсы

136. Антонова, К. А. История Индии / К. А. Антонова, Г. М. Бонгард-Левин, Г. Г. Котовский. - М. : Мысль, 1973. - 558 с. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://historic.ru/books/item/fD0/s00/z0000015/index.shtml.

137. Безант, А. Дхарма / А. Безант [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.theosophy.ru/lib/abdharma.htm.

138. Бонгард-Левин, Г. М. Древнеиндийская цивилизация / Г. М. Бонгард-Левин. - М. : Наука, 1993. - 320 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/bongard-levin.doc.

139. Бонгард-Левин, Г. М. Индия в древности / Г. М. Бонгард-Левин, Г. Ф. Ильин. - М. : Наука, 1985. - 758 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.abhidharma.ru/A/Simvol/Indyizm/0003. pdf.

140. Вигасин, А. А. Великое посольство на Запад / А. А. Вигасин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://indepigr.narod.ru/paper/eng/great _embassy.pdf.

141. Вигасин, А. А. Из надписей Ашоки / А. А. Вигасин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://indepigr.narod.ru/paper/eng/raskvigada.pdf.

142. Вигасин, А. А. К итерпретации эдиктов Ашоки. Правление и праведность / А. А. Вигасин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //indepigr.narod.ru/paper/rus/rule_righteus .pdf .

143. Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Индией [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/maps/in/-/asset_publisher/EpJ5G4lcymvb/content/id/598800.

144. Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Индией от 28 января 1993 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_158743.html

145. Законы Ману / Перевод С. Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г. Ф. Ильиным. - М. : Наука, 1992. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //philosophy.ru/library/asiatica/indica/samhita/manu/rus. html.

146. Зборовский, Г. Е. Социальное неравенство и его виды как проблема социологии / Г. Е. Зборовский // Вопросы политологии и социологии. - 2013. -№ 5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://politsocio.uapa.ru/ru/issue/20 13/02/01/.

147. Ильин, Г. Ф. Старинное индийское сказание о героях древности «Махабхарата» / Г. Ф. Ильин. - М. : Академия наук СССР, 1958. - 139 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rodon.org/igf/sisogdm.htm.

148. Лелюхин, Д. Н. Традиция литературы «о политике» в надписях ранних Кадамбов / Д. Н. Лелюхин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.history.ru/content/view/1887/87.

149. Сыркин А.Я. Краткая суть дхармы (Золотое правило) / А. Я. Сыркин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vedanta.ru/dharma. php.

150. Indo-Greek Dynasty / Encyclopaedia Iranica [Electronic source]. - URL: http: //www.iranicaonline.org/articles/indo-greek-dynasty.

151. Sanskrit Dictionary [Electronic source]. - URL: http://spokensanskrit.de/ index.php?script=HK&beginning=0+&tinput=+adrsta&trans=Translate&direction=AU.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.