Концепция царской власти в буддийских канонических и постканонических источниках тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.09, кандидат исторических наук Шомахмадов, Сафарали Хайбуллоевич

  • Шомахмадов, Сафарали Хайбуллоевич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ07.00.09
  • Количество страниц 183
Шомахмадов, Сафарали Хайбуллоевич. Концепция царской власти в буддийских канонических и постканонических источниках: дис. кандидат исторических наук: 07.00.09 - Историография, источниковедение и методы исторического исследования. Санкт-Петербург. 2004. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Шомахмадов, Сафарали Хайбуллоевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Добуддийские представления о верховной власти в памятниках древнеиндийской словесности.

§1. Характеристика добуддийских источников, содержащих потестарную проблематику.

§2.Стратегии легитимации верховного правителя в ведийском ритуале Раджасуя.

§3. Стратегии обретения верховной власти над территорией в ведийском ритуале Ашвамедха.

§4. Развитие представлений о верховном правителе и власти в постведийской брахманистской традиции.

ГЛАВА II. Потестарная проблематика в первом разделе буддийского канонического корпуса.

§ 1. Общая характеристика и класификация источников

Сюжеты о причинах утраты славы и величия Вселенского правителя.

§2. Сюжеты о принципиальном несовершенстве светской власти.

§3. Признаки и атрибуты праведного государя — Вселенского правителя.

ГЛАВА III. Концептуализация буддийских представлений о Вселенском правителе в традиции канонической и постканонической Абхидхармы.;.,.

§ 1. Раннебуддийские представления об инаугурации чакравартина: попытка реконструкции.

§2. Первичная систематизация представлений о чакравартине в канонической Абхидхарме.

§3. Канонические сюжеты об Ашоке-чакравартине и их интерпретация с позиций Абхидхармы.

§4. Учение о чакравартине в трактате Васубандху

Энциклопедия Абхидхармы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», 07.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция царской власти в буддийских канонических и постканонических источниках»

Актуальность темы исследования обусловлена значительно возросшим в 90-х гг. XX в. научным интересом к социально-политическим учениям стран Востока и способам религиозно-идеологической детерминации этих учений.

Как свидетельствует целый ряд работ, вышедших в свет за последнее десятилетие (например, монографии Махадео Сах Сварнкара «Архетипы власти в западно-европейской и восточной традициях» (1995) и И.А. Василенко «Политическая глобалистика» (2003)), ученые-политологи стремятся выявить базовые модели властных отношений, способы легитимации власти и представления о функциях политического лидера, характерные для традиционных культур Востока и Запада. Однако применительно к буддизму это сопровождается целым рядом сложностей и принципиальных огрехов, поскольку вплоть до настоящего времени остается невыясненным релевантный круг источников, в которых запечатлелся процесс зарождения и концептуализации буддийских представлений о верховной (царской) власти, а между тем только анализ таких источников и открывает перспективу адекватной реконструкции развития буддийской социально-политической мысли в историко-культурном ареале ее возникновения — древней и раннесредневековой Индии.

Настоящее диссертационное исследование, посвященное анализу концепции царской власти в буддийских канонических и постканонических источниках, направлено на частичное восполнение этой лакуны.

Степень изученности темы. Основы изучения буддийских представлений о Вселенском правителе (чакравартине) на материале канонических источников были заложены в трудах Я. Пржылуски, Л. де ла Валле Пуссена, Т.В. Рис-Дэвидса (который внес весьма значительный вклад в издание и перевод текстов буддийского канонического корпуса).

Самостоятельным предметом исследования буддийская концепция царской власти становится в трудах В. Смита, в частности, в его монографии «Ашока — буддийский император Индии» (1901)1, а затем и в работе Паранавитаны «Два

1 См. также: Бонгард-Левин, 1973; Индра, 1958; ВЬапс1агкаг, 1931; 01кБЬиаг, 1953; Ьа\у В., 1931; Моокецее, 1931; БткЬ, 1919. царских титула у древних сингальцев и происхождение правления в древней Индии» (1936).

Начиная с середины XX в., изучение буддийской концепции царской власти развивалось преимущественно на основе палийских источников, получивших распространение в странах Юго-Восточной Азии - Таиланде, Бирме, Кампучии, а также на Шри Ланке. Среди работ такого рода наиболее представителен труд Р. Хейне-Гелдерна «Концепции государства и царствования в Юго-Восточной Азии» (1956).

Определенный шаг в направлении историко-культурного обобщения потестарной проблематики в буддизме был предпринят в статье Б.Г. Гокхале «Взгляд ранних буддистов на государство» (1968), а несколько позднее - в монографии Т. Линга «Будда. Буддийская цивилизация в Индии и на Цейлоне» (1976), где рассматривается учение о Вселенском правителе (пал. чаккаватти) в традиции школы тхеравада.

Особый интерес представляют в аспекте настоящего диссертационного исследования работы Э. Дени, в которых учение о Вселенском правителе рассматривается в контексте буддийской космологии на материале третьего раздела палийской версии канона - Абхидхамма-питаки (санскр. Абхидхарма-питаки), трактата Локапаннятти (1977), а также монография супругов Ф. и М. Рейнольде «Три мира короля Руана» (1982), большую часть которой составляет перевод на английский язык тайского космологического трактата Ли Тхаи (XIV в.).

В отечественной науке второй половины XX в. основоположником изучения буддийских представлений о царской власти выступил Г.М. Бонгард-Левин: в его статье «Калингская война и ее значение в истории правления Ашоки» (1958) были подвергнуты теоретическому осмыслению религиозно-идеологические принципы буддийской имперской государственности. В целом ряде последующих трудов, посвященных политической истории и культуре древней Индии, Г.М. Бонгард-Левин уделил значительное внимание рассмотрению социально-политического аспекта буддизма. Данное направление исследований нашло отражение и в работах его учеников — A.A. Вигасина, В.П. Андросова, В.Г. Лысенко, В.К. Шохина и других.

Определенный вклад в изучение процесса институционального оформления буддизма в качестве государственной идеологии внесла монография Е.С. Семеки «История буддизма на Цейлоне» (1969).

Вопросы легитимации царской власти в тхеравадинской традиции рассматривались в монографиях В.И. Корнева «Тайский буддизм» (1973), «Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии» (1983), «Буддизм и общество в странах Южной и Юго-Восточной Азии» (1987) и фундаментальном труде Б.Н. Мельниченко «Буддизм и королевская власть» (1996).

Ценностно-нормативный аспект буддийских представлений о потестарных отношениях исследовался A.C. Агаджаняном в монографии «Буддийский путь в XX веке» (1993).

Значительный вклад в текстологическое изучение буддийского рукописного наследия, содержащего потестарную проблематику, внесли работы М.И. Воробьевой-Десятовской.

Буддийская концепция царской власти в традиции постканонической Абхидхармы контекстуально рассматривалась в работах В.И. Рудого и Е.П. Островской (1994, 1995, 1998, 1999, 2000), посвященных исследованию санскритского оригинала наиболее представительного памятника этой традиции - трактата Абхидхармакоша («Энциклопедия Абхидхармы») Васубандху (IV - V вв.).

Переводы канонических текстов о Вселенском правителе начали выполняться отечественными востоковедами-буддологами сравнительно недавно: A.B. Парибком подготовлен перевод палийской Чаккаватти-сиханада сутты (1990), а М.Е. Кравцова осуществила переводы ряда китайских версий канонических сутр (2001).

Рассмотрению проблемы потестарных отношений в контексте исследования процессов институализации буддизма уделено значительное внимание в монографиях Е.А. Островской-младшей «Тибетский буддизм» (2002) и «Тибетобуддийский социально-политический проект: история и современость» (2002).

Источниковая база исследования включает в себя памятники древнеиндийской словесности ведийского периода — тематически релевантные тексты Ригведы и Атхарваведы, образцы литературы пуран, руководство для совершения ритуалов на больших алтарях — Шраутасутру Катьяяны, литературу класса смрити («Законы Ману», Дхармашастра Нарады, Яджнавалкъя-смрити, Вишну-смрити), трактат о науке управления -Артхашастра Каутильи, релевантные разделы древнеиндийского эпоса «Махабхарата», буддийские канонические источники — сутры первого раздела канонического корпуса (Сутра-питаки), содержащие сюжеты о Вселенском правителе, и трактаты третьего раздела (Абхидхарма-питаки) в палийских версиях и китайских переводах, третий и шестой разделы трактата Васубандху «Энциклопедия Абхидхармы» - Лока-нирдеша («Учение о мире») и Арьяпудгаламарга-нирдеьиа («Учение о пути Благородной личности»). Общее количество источников, использованных в диссертационном иследовании, составляет 43 названия.

Цель исследования состоит в анализе этапов становления и содержательных аспектов буддийской концепции царской власти, отраженных в канонических и постканонических источниках. Данная цель конкретизирована в следующих задачах:

- выявить структуру и содержание потестарной проблематики в источниках, запечатлевших добуддийский этап развития социально-политической мысли древней Индии;

- проанализировать типологические особенности легитимации царской власти в добуддийский период;

- эксплицировать структуру потестарной проблематики в сюжетных нарративах первого раздела буддийского канонического корпуса (Сутра-питаки);

- рассмотреть принципы первичной систематизации представлений о Вселенском правителе (чакравартине) в трактатах третьего раздела буддийского канонического корпуса (Абхидхарма-питаки);

- проанализировать учение о Вселенском правителе в трактате Васубандху «Энциклопедия Абхидхармы».

Объект исследования: буддийские канонические и постканонические произведения, содержащие потестарную проблематику, - представления о Вселенском правителе (чакравартине), то есть об идеальной царской власти.

Предмет исследования: процесс зарождения и концептуализации буддийских представлений о царской власти в древней и раннесредневековой Индии.

Методологическая база исследования. Диссертация базируется на аналитическом подходе к изучению буддийского письменного наследия, разработанном основоположниками Санкт-Петербургской буддологической школы - Ф.И. Щербатским и О.О. Розенбергом; согласно этому подходу, ключом к теоретической интерпретации явлений буддийской культуры выступает анализ логико-дискурсивных текстов — канонических и постканонических трактатов, созданных в Индии периода древности и раннего средневековья.

В исследовании использовались историко-генетический и сравнительно-исторический методы, направленные на рассмотрение процесса формирования буддийской концепции царской власти в контексте истории социально-политической мысли древней и раннесредневековой Индии, и теоретические положения, разработанные Г.М. Бонгардом-Левиным, О.Х. де Л. Виджесекерой, Г.Ф. Ильиным, Б.Н. Мельниченко, Э. Сенаром, Х.Х. Уилсоном, Г. Якоби.

В интерпретации буддийских письменных памятников логико-дискурсивного содержания применялся разработанный В.И. Рудым структурно-герменевтический метод, позволивший выявить роль функционально различных аспектов буддизма (религиозной доктрины, психотехнической практики, философского дискурса) в концептуализации представлений о царской власти.

При анализе источников использовался также историко-антропологический метод определения религиозно-идеологической, космологической и ценностно-нормативной компонент царских инаугурационных ритуалов и их культурной семантики и методика анализа ритуалов повышения статуса («ритуалов перехода»), разработанная А. ван Геннапом и В. Тэрнером.

В диссертации учтены теоретические выводы и содержательные результаты исследований Я.В. Василькова, A.A. Вигасина, Г. Вильсона, Э. Дени, Т.Я. Елизаренковой, В.И. Кальянова, Г.И. Ларсона, С.Л. Невелевой, Е.П. Островской, Я. Пржылуски, Л. де ла Валле Пуссена, Т.В. Рис-Дэвидса, A.M. Самозванцева, Й.К. Хистермана, С.Д. Эльмановича, В.А. Якобсона и других.

Основная гипотеза исследования состоит в предположении о том, что буддийская концепция царской власти возникает на основе архаических представлений о соединении религиозных и властных функций в фигуре лидера социальной общности и, проходя в своем становлении этапы религиозно-идеологического нарратива и первичной логико-дискурсивной систематизации, обретает свое завершенное оформление на уровне философской рефлексии о картине мира и роли политического лидера в распространении и воспроизводстве буддийской ценностно-нормативной регламентации человеческой деятельности. В своем социально-политическом аспекте эта концепция представляла собой южноазиатский вариант учения о харизматическом господстве и была ориентирована на опровержение права брахманского жречества на поставление и легитимацию государей.

Научная новизна исследования: выявлены религиозно-идеологические доминанты добуддийских представлений о царской власти, зафиксированные в памятниках ведийской и постведийской словесности: обоснование права жречества (брахманского сословия-варны) на поставление, легитимацию, обучение государей и на участие в принятии политических решений; жречество выступало совокупным субъектом, формирующим модель идеального правителя и образа правления; проанализированы типологические особенности легитимации царской власти в добудцийский период: легитимация осуществлялась как ритуальный инаугурационный комплекс (раджасуя), которому предшествовало ритуальное установление границ подмандатной территории, проводившееся в форме растянутого во времени странствия жертвенного коня и его вооруженного конвоя и завершавшееся жертвоприношением коня (ашвамедха)\ оба ритуала имели выраженный милитарный характер, сохраняя при этом отчетливые признаки обрядов перехода; власть трактовалась как особая субстанция, сохраняемая и передаваемая жречеством претенденту на царский трон; важными элементами обоих ритуалов выступает символическое завоевание вселенной, а в раджасуе — окропление претендента священными водами, осуществляемое жрецом (обряд абхишека); выявлена структура буддийских представлений о власти в первом разделе канонического корпуса (Сутра-питаке): сюжетные нарративы о царской власти классифицированы по трем группам — в первую из них включены сутры, раскрывающие религиозно-идеологические воззрения о причинах утраты славы и величия государя; во вторую — сутры, повествующие о ложности любой человеческой деятельности, включая даже идеальное царское правление; в третью — сутры, представляющие собой классификации и номенклатуры признаков Вселенского правителя и атрибутов его власти, а также религиозных практик и факторов Просветления, которые ассоциируют чакравартина и Будду;

- рассмотрены принципы первичной систематизации буддийских представлений о Вселенском правителе в текстах третьего раздела канонического корпуса: типологии Вселенских правителей; выстраивание линий генеалогической преемственности статуса чакравартина, начиная от мифических персонажей сюжетных нарративов Сутра-питаки и заканчивая реальными историческими персоналиями; реинтерпретация ведийских персонажей (Васиштха - родоначальник клана чакравартинов)\ определение предметной области значений традиционной потестарной терминологии (кшатрий, раджа, Махасаммата); проанализированы буддийские представления о легитимации царя: акт инаугурации соответствует датам сакрального буддийского календаря; распорядок подготовления к инаугурации соответствует требованиям Винаи — буддийского дисциплинарного кодекса; присутствуют дериваты ведийской инаугурационной обрядности (реинтерпретированная абхишека и символическое завоевание вселенной);

- рассмотрена концепция царской власти в трактате «Энциклопедия Абхидхармы» Васубандху: в ней синтезированы канонические представления о подобии чакравартина Будде и дана типология Вселенских правителей, построенная по признакам размера подмандатной территории и способа установления власти над ней, сформулированы критерии легитимного вступления претендента на вселенское господство в статус чакравартина и чакры (символа вселенской власти) как атрибута харизматического господства; акцентирована мессионерская функция чакравартина как «исторического» предшественника Будды; концепция чакравартина инкорпорирована в изложение космологического учения.

Теоретическая ценность и практическая значимость результатов исследования. Выявленные этапы становления и содержательные аспекты буддийской концепции царской власти в определенной степени восполняют пробелы в изучении истории социально-политической мысли Индии эпохи древности и раннего средневековья. Выводы, теоретические положения и содержательные разделы исследования могут быть использованы при составлении учебных пособий и лекционных курсов по историографии и источниковедению, истории древней и раннесредневековой Индии, а также стран распространения буддизма, по религиоведению, истории культуры.

Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования отражены в публикациях и в докладах на научных конференциях: «Путь Востока» (III и IV Молодежные научные конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока 2000 - 2001 гг., Санкт-петербург); «Иерархия и власть в истории цивилизаций» (Вторая международная конференция 4-7 июля 2002 г., Санкт-Петербург). Основные положения диссертации представлены в научных докладах и сообщениях на заседаниях Годичной научной сессии СПбФ ИВ РАН (2000,2001,2002,2003, 2004 гг.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего в себя 167 названий.

Похожие диссертационные работы по специальности «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», 07.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», Шомахмадов, Сафарали Хайбуллоевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая диссертационное исследование, суммируем полученные результаты в соответствии с последовательностью заявленных в нем задач и сопоставим содержательный итог работы с основной гипотезой, сформулированной во Введении.

1. Проведенный анализ ведийских и постведийских источников позволил выявить структуру и содержание представлений о царской власти, возникших в добуддийский период и окончательно оформившихся в русле брахманистского (ортодоксального) направления индийской социально-политической мысли. Это направление, базирующееся на признании абсолютного авторитета Священного ведийского канона, утверждало приоритет жречества (брахманского сословия-варны) во всех сферах социально-политической жизни общества и прежде всего - прерогативу жречества на поставление и религиозно-культовую легитимацию государей.

Представления о царской власти структурировались в брахманизме по следующим позициям: генезис и предмет ведения царской власти, легитимность претендента на трон, регламент ритуального установления границ подмандатной царю территории и инаугурационной обрядности, долг царского служения (1дхарма царя) и его цель, функции государя, подготовка и обучение царственной особы.

Царская власть трактовалась как особая субстанция, имеющая божественное происхождение, причем жречество интерпретировалось как совокупный хранитель этой субстанции (брахманство — «матка власти»). В функциональном аспекте царская власть рассматривалась в качестве господства над вселенной - пространством и временем, космологическая полнота которого символически утверждалась в ритуальных комплексах ашвамедха (жертвоприношение коня) и раджасуя (царская инаугурация). В силу этого царь-жертвователь наделялся статусом Вселенского правителя - чакравартина, то есть царя, «вращающего колесо».

Предмет ведения царской власти - семичленная государственная структура, включающая в себя, кроме государя, еще и министра, народ, крепость (полифункциоиальпую царскую резиденцию), казну, войско, союзников (правителей союзно-вассальных территорий).

Легитимным претендентом на трон признавался представитель аристократического воинского (кшатрийского клана), прямой потомок царя-чакравартина, но акт обретения им верховной власти мог быть осуществлен лишь по воле брахманства. Не исключалась и возможность поставления царя из жреческого сословия.

Долг царского служения (дхарма царя) состоял в обеспечении безопасного существования подданных, предписанного их «верой и ашрамой», то есть в поддержании социально-политического уклада, способствующего неукоснительному воспроизведению религиозно-идеологической традиции, базирующейся па Священном ведийском каноне. Парадигма принятия государственных решений предполагала непременное участие царского «домашнего жреца» - ггурохиты, который также выступал советником в вопросе кадровой комплектации царского двора.

Функции царя распределялись по трем направлениям — политическому, судебному, военному. Стандарты идеального государя были разработаны брахманскими теоретиками и включали в себя перечень превосходных личных качеств и традиционных добродетелей (справедливость, доброта, храбрость, образованность). Именно брахманы выступали наставниками и учителями царя в овладении основами Священного ведийского канона, освоении распорядка ритуальных практик и науки управления (данданити). Последняя интерпретировалась как «наука о наказании», дисциплине, устанавливаемой посредством жезла (санскр. данда — букв, «палка»).

Большое внимание в подготовке государя уделялось практике обретения «полного самообладания» — обуздания аффектов, что сближало царственную особу с йогииом (религиозным подвижником) и считалось необходимым условием в достижении совершенного господства над подданными.

2. Жреческая парадигма легитимации власти характеризуется такими типологическими особенностями, как милитарная доминанта ритуалов установления границ подмандатной территории и инаугурация государя и свойственные этим ритуалам признаки «обрядов перехода» (повышения статуса). Утверждение царя в статусе чакравартина преполагало символическое завоевание вселенной — акт установления господства над пространством и временем и окропление претендента на верховную власть священными водами (обряд абхишека), осуществляемое жрецом.

Вышеизложенная структура потестарной проблематики (представлений о царской власти), сложившаяся в добуддийский период, оказала значительное влияние на формирование буддийского учения о чакравартине. Но содержательные аспекты этой проблематики были радикально переосмыслены уже на этапе сложения первого раздела буддийского канона (Трипитаки) — Сутра-питаки.

Сутры первого раздела Трипитаки, повествующие о Вселенских правителях, классифицированы нами по трем группам с целью определения содержательной специфики буддийских представлений о царской власти. В первую из них мы включили тексты, раскрывающие причины утраты "славы и величия" государя и тем самым указывающие на природу власти чакравартина. Согласно этим текстам, власть Вселенского правителя есть производная от обуздания аффектов, достигнутого в прошлых жизнях, и об этом свидетельствует чудесное рождение царя-чакравартина, появляющегося на свет не от матери, а из определенной части тела отца — Вселенского правителя.

Во вторую группу текстов вошли сюжетные нарративы о принципиальном несовершенстве любой человеческой деятельности, в том числе и деятельности чакравартина, поскольку она разворачивается в сансаре — мире страдания, который по определению не может быть совершенным. Религиозно-идеологическая доминанта этих текстов состоит в утверждении тезиса о неспособности государей обеспечить воспроизведение благих традиций без посредства буддийских идеологов, поскольку лишь традиция Бхагавана Будды не может быть пресечена.

В третью группу текстов объединены сутры, указывающие на признаки и атрибуты чакравартина. Анализ этих сутр показал, что уже на стадии сложения первого раздела буддийского канонического корпуса образ Вселенского правителя опосредованно ассоциировался с Буддой через введение представления о Великой личности (Махапуруше). Великая личность — индивид, наделенный от рождения тридцатью двумя особыми признаками, может избрать один из двух путей реализации своего харизматического предназначения: мирской и религиозный. В первом случае он становится Вселенским правителем, а во втором — религиозным лидером вселенского масштаба, то есть Буддой.

Атрибуты чакравартина - колесо-чакра, слон, конь, светоч-драгоценность, жена, казначей, министр/военачальник — трактуются как «семь сокровищ», свидетельствующих о том, что их обладатель - Вселенский правитель. Именно обретение чакры, самопроизвольно являющейся государю, атрибутирует его в статусе чакравартина.

Реконструкция буддийского ритуала царского посвящения, осуществленная нами с целью выявления канонических представлений о легитимации правителя и основанная на анализе текстов первого раздела буддийского канона, позволила установить, что ритуал царской инаугурации совершался в ссответствии с буддийским сакральным календарем и содержал в себе дериваты ведийской инаугурационной обрядности — переосмысленные акты символического завоевания вселенной и окропления (абхишеки). В буддийской царской инаугурации брахмаиство не играло никакой роли, милитарный характер ритуала утрачивал свою выраженность, а окроплению подлежала чакра, и совершал это окропление сам посвящаемый.

4. Первичная концептуализация буддийских представлений о царской власти произошла на этапе сложения третьего раздела буддийского канонического корпуса - Абхидхарма-питаки, то есть в период создания канонических трактатов. Это нашло свое выражение в разработке типологий Вселенских правителей, дифференцируемых в зависимости от обширности подмандатных территорий и способов установления господства; в выстраивании линий генеалогической преемственности статуса чакравартина, начиная от мифологических персонажей нарративов Сутра-питаки и заканчивая реальными историческими персоналиями; в религиозно-идеологической реинтерпретации ведийских персонажей как родоначальников кланов буддийских чакравартинов; в установлении новой — специфически буддийской — предметной области значений традиционной древнеиндийской потестарной терминологии (кшатрий, раджа, Махасаммата).

Содержательно все эти направления концептуализации буддийских представлений о царской власти имели единую цель — полное устранение брахманства из всех сфер социально-политической жизни общества.

5. Окончательное оформление буддийской концепции царской власти происходит в период раннего средневековья. В своем завершенном виде эта концепция предстает в посткаионическом трактате «Энциклопедия

Абхидхармы» Васубандху (IV - V вв.). Васубандху акцентирует харизматические черты Вселенского правителя, излагая учение об обретении чакры - символа власти над чакравалой, то есть всем миром. Автор «Энциклопедии Абхидхармы» суммирует положения Сутра-питаки, Винаи и Абхидхармы, формулируя критерии атрибутирования Вселенского правителя как харизматического политического лидера, не нуждающегося в жреческих формах легитимации своей власти. Он подчеркивает, что чакравартин всегда рождается .в славном клане Шакьев, из которого произошел Будда Шакьямуни, и цель их правления — наставление подданных на десять благих путей деятельности.

Таким образом, в постканонической традиции легендарная страна Шакьев (предположительно - крохотная территория на-границе Индии и Непала) определяется как идеологическая сердцевина ойкумены, откуда усилиями царя-миссионера прокладываются пути распространения буддийских представлений о достойном социально-политическом мироустроении и нравственном образе жизни человеческого сообщества.

Таким образом, основная гипотеза настоящего исследования, выдвинутая во Введении к работе, может, на наш взгляд,, быть преобразована из проблематического суждения в утвердительный тезис, базирующийся на анализе буддийских канонических и постканонических источников.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Шомахмадов, Сафарали Хайбуллоевич, 2004 год

1. AN Ariguttara Nikaya. Ed. by R. Morris and E. Hardy. L., 1885 - 1900 (PTS, vol. I-II).

2. AsokavadSna Asokavadàna: La légende de l'emperor Asoka (Asokâvadana) dans les textes indiens et chinois par Przyluski J. P., 1923 (AMG). - 460 p.1.s Avadânas Les Avadânas. Contes et Apologues Indiens. Tr. par Julien S. T. 1-3. P., 1859.

3. Buddhist Suttas Buddhist Suttas. (SBE, XI), 1881 - 307 p.

4. BudvA The Clarifier of the Sweet Meaning (MadhuratthavilâsinT). Commentary on the Chronicle of Buddhas (Buddhavamsa) by Buddhadatta Thera. Tr. by I.B. Horner. (SBB, XXXIII), 1978.-453 p.

5. Cinq Cents Contes Cinq Cents Contes et Apologues Extraits du Tripifaka Chinois. Tr. par Chavannes É. T. I - IV. P. 1910-1934.

6. Dialogues Dialogues of the Buddha. Tr. from the Pali of the Dlgha Nikaya by T.W. and C.A.F. Rhys Davids. P. II - III, 1910-1921 (SBB, III - IV).

7. DN Dlgha Nikaya. Ed. by Rhys Davids and J. Carpenter, 1889 - 1911 (PTS, vol. I-III).

8. Further Dialogues Further Dialogues of the Buddha. Tr. from the Pali of the Majjhima Nikaya by Lord Chalmers G.C.B. P. II, 1927 (SBB, V). - 351 p.

9. Jâtakas The Jâtakas or Stories of the Buddha's Former Births. Vol. I - VI. Translated from the Pali by Various Hands under editorship E.B. Cowell. Cambridge: Cambridge University Press. 1895.

10. Jâtakas Tibetan The Tibetan Tales derived from Indian Sources. Tr. from the Tibetan of the Kah-gyur by F. Anton von Schiefner, done into English from the German, with an Intriduction, by W.R.S. Ralston. L.: Trubner & Co, 1906. - 368 p.

11. Lokapannatti - La Lokapannatti et les idées du bouddhisme ancien par Déni E. Vol. 1-2. Lille, Paris, 1977.

12. Mhvu Mahâvastu. Vol. I - III. Tr. from the Buddhist Sanskrit by J.J. Jones, M.A. (SBB XVI, XVIII - XIX), 1973 - 1978.

13. MN Majjhima Nikâya. Ed. by V. Trenkner and R. Chalmers. L. (PTS, vol. I -III), 1948- 1951.

14. SN Samyutta Nikâya. Ed. by L. Feer. L. (PTS, vol. I - VI), 1884 - 1904. T - Тайсё синсю дайдзо кё (Заново составленная Трипитака годов Тайсё). Т. 1, Токио, 1924.-492 с.

15. Three Worlds Three Worlds According to king Ruang. A Thai Buddhist Cosmology. Tr. with Introduction and Notes by F.E. Reynolds and M.B. Reynolds. Berkeley: Berkeley Buddhist Studies, 1982. - 383 p.

16. Vinaya I The Book of the Discipline (Vinaya-Pijaka) (Suttavibhanga). Vol. II -III. Tr. by Horner I.B. (SBB XI, ХП1), 1940 - 1942.

17. Vinaya II Vinayapijaka (Mahâvagga, Cullavagga). Tr. by Rhys Davids T.W., Oldenberg H. (SBE, ХШ; XVII), 1881 - 1882.

18. VP The Vishnu Purâna, a system of Hindu Mythology and Tradition. Tr. by Wilson H.H. (OTF), 1840. - 704 p.

19. Артх Артхашастра, или наука политики. Пер. с санскрита / Изд. подгот. В.И. Кальянов (ЛП), М.: Наука; Научн.-издат. Центр "Ладомир" 1993. - 793 с.

20. АВ, Избр. Атхарваведа. Избранное. Пер., коммент. и вступит. Статья Т.Я. Елизаренковой. М.: Наука, 1989.-406 с.

21. ВП Вишну-пурана. Книга первая. Пер. с санскр., коммент. и введ. Т.К. Посовой СПб.: Веда, 1995. - 249 с.

22. ВС Вишну-смрити (фрагменты): История ДревнегоВостока. Тексты и документы. М.: Высшая школа, 2002. С. 505 - 524.

23. ГСЧ (Гоа Сэн Чжуань) Хуэй-Цзяо. Жизнеописание достойных монахов. T. I (Раздел 1: Переводчики). Пер. с кит., исследование и комментарий М.Е. Ермакова.(ВВ) М.: Наука, 1991. - 251с.

24. НС Нарада-смрити: Дхармашастра Нарады. Пер. с санскр. и коммент. А.А. Вигасина и A.M. Самозванцева. М.: Издат. фирма "Восточная литература", 1998.-255 с.

25. Мбх, I Махабхарата. Адипарва. Книга первая. Пер. с санскр. и комментарии В.И. Кальянова. (ЛП) М.-Л.: Издат-во АН СССР, 1950. - 737 с.

26. Мбх, II — Махабхарата. Книга вторая. Сабхапарва, или Книга о собрании. Пер. с санскр. и комментарии В.И. Кальянова. (ЛП) М.-Л.: Издат-во АН СССР, 1962.-253 с.

27. Мбх, X — Махабхарата. Книга 10. Сауптикапарва. Книга 11. Стрипарва. Изд. подгот. С.Л. Невелева и Я.В. Васильков. М.: Янус К, 1998. - 235 с.

28. Мбх, XII — Махабхарата. Книга двенадцатая. Шантипарва (фрагменты): История ДревнегоВостока. Тексты и документы. М.: Высшая школа, 2002. С. 524-536.

29. Мбх, XIV Махабхарата. Книга четырнадцатая. Ашвамедхикапарва, или книга о жертвоприношении копя. Изд. подгот. С.Л. Невелева и Я.В. Васильков (ЛП) Спб.: Наука, 2003. - 308 с.

30. РВ Ригведа. Маидалы I - IV. Изд. подгот. Т.Я. Елизаренкова (ЛП) М. : Наука, 1989.-767 с.

31. РВ Ригведа. Маидалы V - VIII. Изд. подгот. Т.Я. Елизаренкова (ЛП) М.: Наука, 1995.-743 с.

32. РВ, Избр. Ригведа. Избранные гимны. Пер., коммент. и вступит статья Т.Я. Елизаренковой. М.: Наука, 1972. - 418 с.

33. Синяя летопись Гой-лоцава Шоннупэл. Синяя летопись. История буддизма в Тибете VI - XV вв. Пер. с тиб. Ю.Н. Рериха, перевод с англ. О.В. Альбедиля и Е.Ю. Харьковой. СПб.: Евразия, 2001. - 768 с.

34. ЭА, III — Васубандху. Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы). Раздел III; Учение о мире. Пер. с санскр., введ., коммент. и историко-философское исследование Е.П. Островской и В.И. Рудого. СПб.: Андреев и сыновья, 1994.-334 с.

35. ЭА, IV — Васубандху. Учение о карме. Предисловие, пер. с санскр. и коммент. Е.П. Островской и В.И. Рудого. СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. 368 с.

36. ЭА, VI — Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы. Раздел шестой. Учение о пути Благородной личности: Йога. Пер. с санскр. В. Рудого и Е. Островской. СПб.: Азбука-классика, 2002. С. 353 -493.

37. ЯС Яджнавалкья-смрити: Самозванцев A.M. Книга мудреца Яджнавалкьи. М.: Издат. фирма «Восточная литература», 1994. - 376 с.1. ИССЛЕДОВАНИЯ

38. Агаджанян, 1992 Агаджанян A.C. Буддизм и власть // Восток, №1. М.: Наука, 1992. С. 39-49.

39. Агаджанян, 1992а Агаджанян A.C. Буддизм и власть в XX веке // Восток, №4, М.: Наука, 1992. С. 69 - 82.

40. Агаджанян, 1993 — Агаджанян A.C. Буддийский путь в XX веке: Религиозные ценности и современная история стран тхеравады. М.: Наука, 1993.-295 с.

41. Альбедиль, 2003 Алъбедилъ М.Ф. Индия: беспредельная мудрость. М.: Алетейа, 2003.-416с.

42. Базарова, 1986 Базарова Б.З. Буддизм и монгольские летописи XVII -XIX веков. (К критике идеи преемственности происхождения монгольских ханов). // ИИИБ. Страны Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1986. С. 59 - 73.

43. Байков, 1993 Байков И.П. Артхашастра - памятник большой исторической ценности // Артхашастра, или наука политики. М.: Ладомир, 1993. С. 538 — 561.

44. Бенвенист, 1995 Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М.: Прогресс, 1995. -456 с.

45. Бонгард-Левин, 1958 — Бонгард-Левин Г.М. Калингская война и ее значение в истории правления Ашоки. // ВДИ, №3 (65), М., 1958. С. 33 35.

46. Бонгард-Левин, 1973 Бонгард-Левин Г.М. Индия эпохи Маурьев. М.: Наука, 1973.-407 с.

47. Бонгард-Левин, Ильин, 1985 Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М.:Наука, 1985. - 758 с.

48. Бонгард-Левин, Грантовский, 2001 — Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. СПб.: Алетейа , 2001. -223 с.

49. Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в Средние века. Сборник статей. Отв. ред. Г.М. Бонгард-Левин М.: Наука, 1982. -317с.

50. Буддийский взгляд на мир. Ред. сост. Е.П. Островская; В.И. Рудой. СПб.: Андреев и сыновья, 1994. 461 с.

51. Василенко, 2003 Василенко И.А. Политическая глобалистика. М.: Логос, 2003.-360 с.

52. Васильков, 1972 Васильков Я.В. К реконструкции ритуально-магических функций царя в архаической Индии. // ППиПИКНВ. М., 1972, вып. VIII. С. 78 -81.

53. Вебер, 1990 — Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послеслов. Ю.Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. 804 с.

54. Работы М. Вебера по социологии, религии и культуре. Вып. 2, М., 1991. — 302 с.

55. Введение в буддизм. Ред. сост. В.И. Рудой. СПб.: Лань, 1999. 379 с.

56. Вигасин, 1972 Вигасин A.A. Источниковедческие проблемы изучения «Артхашастры». // ВДИ, №1, М., 19720. С. 218 - 223.

57. Вигасин, Самозванцев, 1984 — Вигасин A.A., Самозванцев A.M. «Артхашастра» (Проблемы социальной структуры и права). М.: Наука, 1984. -255 с.

58. Вигасин, 1998 Вигасин A.A. Памятник древнеиндийского права -дхармашастра Нарады. // Дхармашастра Нарады. М.: Изд. фирма «Восточная литература», 1998. С. 3 - 55.

59. Государство и право на Древнем Востоке. // НАА, №2-3, М., 1984.

60. Дандекар, 2002 Дандекар Р.Н. От вед к индуизму: Эволюционирующая мифология / Сост. Я.В. Васильков; пер. с англ. К.П. Лукьяненко. М.: Восточная литература, 2002. - 286 с.

61. Ермакова, Островская, 1999 — Ермакова Т. В., Островская Е.П. Классический буддизм. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. 288 с.

62. Ермакова, Островская, 2001 — Ермакова Т. В., Островская Е.П. Классические буддийские практики. СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. 304 с.

63. Елизаренкова, 1999 — Елизаренкова Т.Я. Слова и вещи в Ригведе. М.: Восточная литература, 1999. 240 с.

64. Зубов, 1993 Зубов А.Б. Сотериологическая модель генезиса государственности. // Восток, №6, М., 1993. С. 46 - 65.

65. Идеология и культура стран Юго-Восточной Азии. Сборник статей. Отв. ред. А.Н. Узяиов и И.В. Можейко. М.: Наука, 1973. 207 с.

66. Индра, 1958 Индра M.А. Концепция государства общественного благополучия у Ашоки. - ВДИ №3, М., 1958. С. 72 - 77.

67. История Востока. В б т. Т. 1. Восток в древности. М.: Восточная литература, 2002. 688 с.

68. История древнего Востока. Тексты и документы. М.: Высшая школа, 2002. — 719 с.

69. История и культура Древней Индии: тексты: Перевод. М.: Изд-во МГУ, 1990.-352 с.

70. История политических и правовых учений. Древний мир. Отв. ред. B.C. Нерсесянц М., 1985. 349 с.

71. Источниковедение историии стран Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищина М.: Высшая школа, 1984. 392 с.

72. Йога. Пер. с сапскр. В. Рудого и Е. Островской. Спб.: Азбука-классика, 2002.-576 с.

73. Кальянов, 1993 Кальянов В. И. Артхашастра - важнейший памятник индийской культуры. // Артхашастра, или наука политики. М.: Ладомир, 1993. С. 501 -538.

74. Карма Агвап, 1993 Карма Агван Йондан Чэюамцо. Светоч уверенности. СПб.: Орис, 1993.-238 с.

75. Категории буддийской культуры. Ред. сост. Е.П. Островская. СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. 320 с.

76. Кейпер, 1986 Кейпер Ф.Б.Я. Труды по ведийской мифологии. Пер. с англ. / Сост. A.M. Дубянский М.: Наука, 1986. - 196 с.

77. Классическая буддийская философия. СПб.: Лань, 1999. — 544 с.

78. Корнев, 1973-Корпев В.И. Тайский буддизм. М.: Наука, 1973. 167 с.

79. Корнев, 1987 Корнев В. И. Буддизм и общество в странах Южной и Юго-Восточной Азии. М.: Наука, 1987. - 220 с.

80. Кочакова, 1995 Конакова Н.Б. Размышления по поводу раннего государства. // Ранние формы политической организации. М.: Восточная литература, 1995. С. 153 -165.

81. Крадин, 1995 Крадин H.H. Вождество: современное состояние и проблемы изучения. // Ранние формы политической организации. М.: Восточная литература, 1995. С. 11 - 62.

82. Лысенко, Терентьев, Шохин, 1994 — Лысенко В.Г., Терентьев A.A., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М.: Восточная литература, 1994. 383 с.

83. Маретина, 1995 Маретина С.А. К проблеме универсальности вождеств: о природе вождей у нага (Индия). // Ранние формы политической организации. М.: Восточная литература, 1995. С. 79 - 104.

84. Медушевская, 1996 Медушевская О.М. Источниковедение: теория, история, метод. М., 1996. - 80 с.

85. Мельниченко, 1996 Мельниченко Б.Н. Буддизм и королевская власть (Буддизм в истории Сиамского государства XIII - начала XX века). СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.-164 с.

86. Невелева, 1988 Невелева С.Л. О композици древнеиндийского эпического текста в связи с архаическими обрядовыми представлениями. // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.: Наука, 1988. С. 128-161.t

87. Невелева, 2003 Невелева С.Л. Эпическая Ашвамедха. // Махабхарата. Книга четырнадцатая. Ашвамедхикапарва, или книга о жертвоприношении коня. (ЛП) Спб.: Наука, 2003. С. 196 - 214.

88. Островская, Рудой, 1993 Островская Е.П., Рудой В.И. «Космология» Васубандху как источник этнографических сведений. // Буддизм в переводах. Вып. 2. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. С. 13-40.

89. Островская, 1994 Островская Е.П. Буддийская космология в трактате Васубандху «Энциклопедия Абхидхармы». // Буддийский взгляд на мир. СПб.: Андреев и сыновья, 1994. С. 89 - 173.

90. Островская, Рудой, 1994 Островская Е.П., Рудой В. И. Проблемы исследования буддийской космологии. // Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы). Разд. III. Учение о мире. СПб.: Андреев и сыновья, 1994. С. 6 -67.

91. Островская, Рудой, 2000 Островская Е.П., Рудой В.И. Учение о карме в буддийской постканонической философской традиции. // Васубандху. Учение о карме. СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. С. 5 -41.

92. Островская, Рудой, 2002 Островская Е.П., Рудой В.И. Две традиции йоги. // Йога. Пер. с санскр. В. Рудого и Е. Островской. Спб.: Азбука-классика, 2002. С. 5 — 41.

93. Островская-младшая, 2001 Островская-младшая Е.А. Тибетский буддизм. СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. - 400 с.

94. Панарин, 2000 -Панарин A.C. Политология. М., 2000. — 320 с.

95. Полосин, 1999 Полосин B.C. Миф. Религия. Государство. М.: Ладомир, 1999.-440 с.

96. Райков, 1997 Райков A.B. Индийское «государство» в Юго-Восточной Азии. // Восток, №2, М.: Наука, 1997. С. 51 - 63.

97. Религии Китая. СПб.: Евразия, 2001. 512 с.

98. Рудой, Островская, Островский, 1994 — Рудой В.И., Островская Е.П., Островский А.Б. Основы буддийского мировоззрения. М.: Наука, 1994. — 239 с.

99. Романов, 1978 Романов В.Н. Древнеиндийские представления о царе и царстве. / ВДИ, №4, М„ 1978. С. 26 - 34.

100. Самозванцева, 1989 Самозванцева Н.В. Формирование представлений об истории в буддийской традиции Индии. // Буддизм. История и культура. М.: Наука, 1989. С. 152- 169.

101. Самозванцева, 1998 — Индия и окружающий мир в записках китайского паломника Фа Сяня. Пер. Н.В. Самозванцевой. // Истоия и культура Древней Индии: Тексты: Переводы. М.: Изд-во МГУ, 1998. С. 299-352.

102. Сах Сварнкар, 1995 Сах Сварнкар, М. Архетипы власти в западноевропейской и восточной философских традициях. М.: РУДН, 1995. - 164 с.

103. Семека, 1969 Семена Е.С. История буддизма на Цейлоне. М.: Наука, 1969. -236 с.

104. Скрынникова, 1997 Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингизхана. М.: Восточная литература, 1997 - 216 с.

105. Топоров, 1988 Топоров В.H. О ритуале. Введение в проблематику. // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.: Восточная литература, 1988. С. 7 - 61.

106. Тэрнер, 1983 Тэрпер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. - 277 с.

107. Феномен восточного деспотизма. Структура управления и власти. М.: Наука, 1993-392 с.

108. Щербатской, 1995 Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. 4.2. СПб.: Аста-пресс ltd, 1995. - 395 с.

109. Эрман, 1980 Эрман В.Г. Очерк истории ведийской литературы. М.: Наука, 1980.-232 с.

110. Alabaster, 1996 Alabaster H. The Wheel of Law: Buddhism. Delhi: Motilal Banarsidass, 1996. - 323 p.

111. Altekar, 1958 Altekar A.S. State and Government in Ancient India. Delhi: Motilal Banarsidass, 1958. -407p.

112. Auboyer, 1946 -Auboyer J. Le trône et son symbolisme dans l'Inde ancienne. P., 1946.-225p.

113. Bandyopadhyaya, 1927 — Bandyopadhyaya N.Ch. Kautilya or en Exposition of His Social Ideas and Political Theories. Vol 1. The Art of Good Government. Calcutta, 1927.-318p.

114. Bhandarkar, 1929 Bhandarkar D.R. Some Aspects of Ancient Hindu Polity. Benares: Benares Hindu University, 1929. - 224 p.

115. Bhandarkar, 1931 Bhandarkar D.R. Asoka and his Mission / Buddhist Studies. Calcutta and Simla: Thacker. Spink & Co., ltd. 1931. P. 612 - 636.

116. Bernbaum, 1980 Bernbaum E. The Way to Shambhala. N.Y.Anchor Press, 1980.-316 p.

117. Chaudhuri, 1931 Chaudhuri B.Ch. A Comparative Study of Hindu and Buddhist Mythology / Buddhist Studies. Calcutta and Simla: Thacker. Spink & Co., ltd. 1931. P. 668-673.

118. Deni, 1977 Déni E. La Lokapannatti et les idées du bouddhisme ancien. Vol. 12. Lille, Paris, 1977.

119. Dikshitar, 1953 Ditehitar V.R. The Mauryan Polity. Madras: University of Madras, 1953.-394 p.

120. Fleet, 1908 Fleet J. F. The Rummindei Inscription and the Conversion of Asoka to Buddhism. // JRAS, L., 1908. P. 472-498.

121. Gonda, 1969 Goncla J. Ancient Indian Kingship from Religious Point of View. Leiden, 1969.- 147 p.

122. Gonda, 1977 Gonda J. The Ritual Sutras. Wiesbaden: Harrassowitz, 1977. -684 p.

123. Gokhale, 1969 Gokhale B.G. The Early Buddhist View of the State. - JAOS, №4, vol. 89, 1969. P. 731 - 738.

124. Heesterman, 1957 Heesterman J.C. The Ancient Indian Royal Consecration. Amsterdam: Mouton, 1957. - 235 p.

125. Heine-Geldern, 1956 Heine-Geldern R. Conceptions of State and Kingship in Southeast Asia. N.Y., 1956.

126. Jayaswal, 1934 Jayaswal K.P. An Imperial History of India in Sanskrit Texts. Lahor: Motilal Banarsidass, 1934. - 77 p.1.motte, 1958 Lamotte É. Histoire du Bouddhisme Indien. (BM) Louvain, 1958.-862 p.

127. Mookerjee, 1931 Mookerjee R. The Authencity of Asokan Legends // Buddhist Studies. Calcutta and Simla: Thacker. Spink & Co., ltd. 1931. P. 547 - 559.

128. Norman, 1983 Norman K.R. Pâli Literature including the Canonical Literature in Prakrit and Sanskrit of all the Hînayâna schools of Buddhism. (HIL) Wiesbaden, 1983.-210p.

129. Przyluski, 1923 Przyluski J. La légende de l'emperor Asoka (Asokävadäna) dans les textes indiens et chinois. P. (AMG), 1923. - 460 p.

130. Przyluski, 1929 Przylusky J. La ville du Cakravartin. Influences babyloniennes sur la civilisation de l'Inde. - RO, Lwôw, 1929. - 21 p.

131. Paranavatana, 1936 Paranavatana S. Two Poyal Titles on the Early Sinhalese and the Origin of Kingship in Ancient India. - JRAS, Part 3, L., 1936.

132. Renou, 1954 Renou L. Vocabulaire du rituel vedique. P., 1954 — 176 p.

133. Sarkar, 1922 Sarkar B.K. The Political Institutions and Theories of the Hindus. Leipzig, 1922-242 p.

134. Senart, 1882 Senart Ê. Essai sur la Légende du Buddha. P., 1882. - 496 p.

135. Stevenson, 1920 -Stevenson S. The Rites of the Twiceborn. Oxford: Humphrey Milford Oxford University Press, 1920. 474 p.

136. Simpson, 1896 Simpson W. The Buddhist Praying-Wheel. L., 1896. - 303 p.

137. Smith, 1901 Smith V.A. Asoka: The Buddhist Emperor of India. Oxf.: Clarendon Press, 1901.-204 p.

138. Smith, 1919 Smith V.A. The Oxford Histiry of India. Oxf.: Clarendon Press, 1919. — 816 p.

139. Tripathi, 1987 Tripathi R.Sh. History of Ancient India. Delhi: Motilal Banarsidass, 1987. - 608 p.1. СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ

140. MHM Мифы народов мира. Энциклопедия (в двух томах). М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1990.

141. Beer -Encyclopedia of Tibetan Simbols and Motifs. Ed. by Beer R. Oxf.: Serindia Publications, 1999/ 368 p.

142. DI A Dictionary of Indology. Ed. by Ashim Kumar Roy, Gidwani N.N. Vol. I -III. New Delhi: Oxford and IBH Publications, 1983 - 1985.

143. DIH A Dictionary of Indian History. Ed by Sachchidananda Bhattacharya. New York, 1967.-889 p.

144. EB Encyclopaedia of Buddhism. Ed. by Malalasekera G.P. Vol. I - III. Sri Lanka, 1972.

145. ERE Encyclopaedia of Religion and Ethics. Ed. by Hastings J. Vol. I - XII. Edinburg, 1908- 1921.

146. Hôbôgirin Hôbôgirin. Dictionnaire Encyclopédique du Bouddhisme d'après les sources Chinoises et Japonaises. Ed. par Levi S., Takakusu J., Demiéville P., TOkyO, 1929-1967.

147. Hôbôgirin, Répertoire Répertoire du Canon Bouddhique Sino-Japonais. Edition de Taishô (Taishô Shinshu Daizôkyô). Compilé par Demiéville P., Durt H., Seidel A. P., Tôkyô, 1979.-372 p.

148. M An Index to the Names in the Mahabharata. With short Explanations and a Concordance to the Bombay and Calcutta Editions and P.C. Roy's Translation. Part I -VIII. L., 1914.

149. Monier-Williams A Sanskrit-English Dictionary. Ed. by Monier-Williams M.A. Delhi: Motilal Banarsidass, 1997. - 1332 p.

150. Nanjio Nanjio Bunyui. A Catalogue of the Chinese Translation of the Buddhist Tripitaka. The Sacred Canon of the Buddists in China and Japan. Oxf.: Clarendon Press, 1883.-480 p.

151. PE Piirânic Encyclopaedia. A Comprehensive Dictionary with Special Reference to the Epic and Puranic Literature. Ed. by Vettam Mani. Delhi: Motilal Banarsidass, 1979. - 922 p.

152. PED Pali - English Dictionary. Ed. by T.W. Rhys-Davivs and W. Stede. P. 1-8 (PTS), 1921-1924.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.