Правовое положение женщин в Индии: традиционализм и современность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Шинкаренко, Кирилл Игоревич

  • Шинкаренко, Кирилл Игоревич
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 192
Шинкаренко, Кирилл Игоревич. Правовое положение женщин в Индии: традиционализм и современность: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Москва. 2010. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Шинкаренко, Кирилл Игоревич

Введение

СОДЕРЖАНИЕ:

Глава I. Становление социально-правового статуса женщин в традиционной соционормативной культуре древней и средневековой Индии.

§1. Отражение социально-правового статуса индийских женщин в мифически-религиозной литературной традиции Древней Индии.

§2. Социально-правовое положение женщин в свете брахманской ортодоксальной религиозно-философской мысли.

§3. Альтернативные брахманизму религиозно-традиционные установки о социально-правовом положении женщин в интегрированных с индуизмом религиях джайнизме и буддизме.

Глава II. Эволюция социального и правового положения женщин в колониальной Индии.

§1. Возникновение в колониальной Индии просветительского реформаторского движения против дискриминации женщин.

§2. Вторжение колониального закона в сферу брачно-семейных отношений.

§3. Развитие женского демократического движения в защиту своих прав и свобод.

Глава III. Правовое положение женщин в суверенной Республике Индии.

§1. Конституция Индии 1950 г. о правах и свободах индийских женщин.

§2. Реализация конституционных положений о гарантиях прав и свобод индийских женщин в сфере брачно-семейных отношений.

§3. Организационно-правовое обеспечение вовлечения женщин в сферу квалифицированного труда и политической жизни современной

Индии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правовое положение женщин в Индии: традиционализм и современность»

Актуальность темы диссертационного исследования: «Правовое положение женщин в Индии: традиционализм и современность»' определяется обращением к целому ряду насущных вопросов современной правовой науки.

Прежде всего, это касается ценностной значимости для человечества такой правовой категории, как права человека. В последние годы в отечественном и зарубежном правоведении существенно возрос интерес к проблематике прав и свобод человека, являющихся, по единодушному признанию исследователей, «основным, системообразующим элементом в системе культуры каждого общества» , индивидуального и общественного бытия . Эта «вечная» проблема социально-культурного развития человечества прошла через тысячелетия как сложное многомерное явление, тесно связанное с генезисом самих правовых норм, в которых и отражалась концепция прав человека.

Актуальность исследования социального и правового положения женщин объясняется и тем, что «отношение к женщине, - по образному замечанию выдающегося индийского политика и общественного деятеля Дж. Неру, - это лакмусовая бумажка цивилизации. Чем лучше это отношение, тем выше уровень развития самой цивилизации»4.

1 Данное название отражает концептуальную тему диссертационного исследования, в котором под традиционализмом понимается социально-философская доктрина или отдельные консервативно-реакционные идеи, направленные против современного состояния культуры и общества и критикующие это состояние в связи с его отклонением от некоего реконструированного или специально сконструированного образца, который выдается за исторически изначальную, а потому идеальную социокультурную модель, сохраняемую в корпусе особого знания, чаще всего - эзотерического (См.: Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, B.JI, Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск, 2003)

2 Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под общ. ред. Е.А. Лукашевой. М., 2002. С. 268.

3 Права человека: учебник / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2009. С. 12.

4 Gopal S. Jawaharlal Nehru: A Biography. Vol. I. London, 1975-1984. P. 48.

Более того, в последние годы растет число приверженцев нового междисциплинарного метода - так называемых «гендерных подходов к исследованиям» и «гендерной теории»5, - основанного на разном научном толковании двух концептуальных понятий - «пол» и «гендер». «Пол» -термин, обозначающий анатомо-биологические особенности людей, на основе которых они определяются как мужчины или женщины. Гендер -сложное социокультурное явление, включающее в себя различия в ролях, .— поведений, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским, конструируемые обществом.

Автор исходит из понимания того, что «в отличие от терминов «пол» и «род» термин «гендер», не снимая и не отрицая объективных половых различий между мужчинами женщинами, делает упор на те их социальные особенности, которые возникли в результате их общественной деятельности и которые, в конечном счете, и определяют своеобразие их поведения и необходимость применения мер так называемой «позитивной дискриминации»6, то есть действия которые исходят из «правового неравенства», связанного с необходимостью предоставления женщинам особых прав в связи с их физиологией и, прежде всего, с их репродуктивными функциями, с требованиями государственных гарантий их равноправия с мужчинами в получении образования, участия в квалифицированном труде и прав в экономике, политической деятельности и пр.

Особый исследовательский интерес к социально-правовому положению индийских женщин, к степени гарантии их конституционных прав и свобод, затрагивающих, в частности, их право на жизнь, свободу, человеческое достоинство, связан со многими причинами, среди которых важнейшее место занимает тот факт, что Индия - страна пережившей

5 См.: Тендерные исследования. Региональная антология исследований из восьми стран СНГ. М., 2006; Тендерная история: Pro et contra. СПб., 2000.

6 См.: Акимова Ю.А. Конституционный принцип равноправия мужчины и женщины (на примере законодательства РФ и ФРГ). М., 2007; Поленина C.B., Скурко Е.В. Право, гендер и культура в условиях глобализации. М., 2009. тысячелетия непрерывной цивилизации с ее традиционно-институализированным среди большинства религиозно-ориентированных приверженцев индуизма отношением к женщине как существу неравному, зависимому материально и духовно от мужчины в семье и обществе.

Индия входит в число наиболее динамично развивающихся стран мира, в которых, однако, не преодолено действие архаичных антигуманных обычаев и обыкновений, препятствующих действенному осуществлению гарантий прав и свобод «слабых слоев населения» (по официальной терминологии), к числу которых Конституцией Индии 1950 г. были отнесены наиболее обездоленные представители так называемых «неприкасаемых» каст (ныне называемых «зарегистрированными»), а также женщины и дети.

Актуальность диссертационного исследования определяется и его новизной, которая определяется как выбором темы, так и подходом к ее рассмотрению, представляя собой первое в отечественной историографии монографическое комплексное историко-правовое исследование социально-правового положения женщин в Индии, проведенное с широким привлечением цивилизационного метода.

Объектом диссертационного исследования является историко-теоретическая концепция социально-правового положения женщин Индии.

Предметом диссертационного исследования является религиозно-философская литература, законодательство и другие нормативные материалы, касающиеся объективных предпосылок, условий и закономерностей становления и развития правового статуса индийских женщин, гарантий их прав и свобод. Вышеуказанный предмет исследования определил основные направления поисков, имеющих как теоретическое, так и практическое значение.

Главной целью исследования является выявление исторической взаимосвязи, преемственности основных этапов становления и развития института прав и свобод индийских женщин на фоне историко-правового развития индийского общества и поэтапной модернизации традиционной правовой культуры страны, затрагивающей, прежде всего, наиболее традиционно-стойкую сферу брачно-семейных отношений, являющуюся «стержневой», конституирующей отраслью традиционной правовой системы страны; а также выяснение исходных отправных моментов института прав и свобод индийских женщин в его генезисе и последующем развитии в рамках традиционной соционормативной культуры, без которых невозможно создать адекватное представление о современном состоянии правового положения женщин в суверенной Республике Индии.

В соответствии с целью определяются и основные задачи исследования:

- провести историко-правовой анализ содержания древнеиндийских мифов, древневедической литературы с целью выявления особенностей социально-правового положения индийских женщин;

- рассмотреть на основе анализа брахманских компиляций жанра смрити -дхармасутр и дхармашастр с их средневековыми комментариями - процесс формирования фактического социально-правового положения индийских женщин, те материальные и духовные факторы, которые повлияли на закрепление ее бесправного, зависимого положения в обществе и семье, ставшего на протяжении веков характерной чертой традиционной соционормативной культуры страны, основанной, в значительной степени, на догматах религии индуизма;

- определить роль и значение в изменении социально-правового положения индийских женщин социокультурного феномена религиозно-реформаторского движения, возникшего в среде европейски образованного среднего класса индийцев, а также роль первых религиозно-реформаторских организаций в изменении социально-правового положения индийских женщин;

- выявить политико-правовые установки, направленные на радикальное изменение социального и правового положения женщин в суверенной Республике Индии, проанализировать те основные положения Конституции, которые нашли свое закрепление в разделе о правах и свободах всех индийцев, и выявить те ее положения, которые были продиктованы необходимостью так называемой «позитивной дискриминации» слабых слоев общества (по терминологии Конституции Индии 1950 г.), в частности, индийских женщин;

- отследить основные изменения правового положения женщин в индусской семье, произошедшие в результате систематизации реформированного персонального религиозного права и общеиндийского законодательства;

- рассмотреть и определить особую значимость новейшего законодательства рубежа 1970-х - 1980-х годов XX в., связанного с политикой независимого государства, направленной на радикальное искоренение консервативно-реакционных антигуманных архаических обычаев и обыкновений, действие которых продолжается и в современной Индии.

Основой диссертационного исследования послужили тексты священных книг древней и средневековой Индии (Веды, Упанишады, памятники литературно-брахманского жанра - дхармасутры и дхармашастры (смрити), их комментаторская литература, а также имеющие большое ценностное значение памятники индийского эпоса - «Рамаяна» и «Махабхарата»), колониальное законодательство и другие нормативно-правовые материалы колониальной администрации, касающиеся «половинчатого», формально-демократического изменения социально-правового положения женщины-индуски в обществе и семье. Особое внимание было уделено законодательству суверенной Республики Индии: Конституции 1950 г., нормативно-правовым актам, кодифицирующим персональное религиозное право индусов, а также законам, закрепляющим гарантии прав и свобод индийских женщин, направленных на искоренение действующих до настоящего времени архаичных обычаев и обыкновений, затрагивающих их право на жизнь, здоровье и человеческое достоинство. В исследовании широко привлекаются сведения официальных парламентских дебатов, данные официальных отчетов правительственных органов и общественных правозащитных организаций, программные документы политических партий и пр: При этом широко привлекались и сведения из автобиографических работ известных общественных и политических деятелей Индии (М.К. Ганди, Дж. Неру, Б.Р. Амбедкара, И. Ганди, А.Б. Ваджпаи и др.); в исследовании новейших источников права автор основывался на трудах современных индийских юристов, составляющих обширные комментарии действующего в стране законодательства, среди которых необходимо отметить фундаментальную работу А. Мукерджи «Брак, раздельное проживание и развод»7, а также многостраничное издание Уголовного кодекса Индии 1862 г. с его последними изменениями и комментариями8.

Говоря о степени научной разработанности темы, следует отметить, что проблема социально-правового положения женщин в Индии стала затрагиваться в трудах историков и востоковедов начиная с XIX в. К сожалению, первая историко-правовая работа, посвященная правовому положению женщин, вышедшая из-под пера профессора Харьковского университета А.Н. Стоянова9, осталась нам недоступной. В советский период в работах исследователей в рамках господствовавших в то время установок исторического материализма и формационной теории основной упор делался на анализ социально-экономического положения женщин Индии, на их вклад в национально-освободительное движение против колониальных властей10. Задачи комплексного исследования вопросов социально-правового положения женщин Индии, в частности, эволюции института прав и свобод индийских женщин, действенных гарантий их реализации, борьбы с пережившим века, консервативным традиционализмом практически не ставились в полном объеме или же затрагивались косвенным образом

7 Mookerjee A. Marriage, Separation and Divorce, 3rd ed. Calcutta, 2002.

8 Indian Penal Code. 28th edition. Bombay, 1999.

9 Стоянов А.Н. Семья, брак и юридическое положение женщины по законодательным памятникам Индии. Этюд по истории законодательств. Харьков, 1885.

10 См.: Салимова Ф.С. Женщины независимой Индии (1947-1970). М., 1974.; Юрлова Е.С. Социальное положение женщин и женское движение в Индии. М., 1982. применительно к положению женщин в браке и семье и их участию в трудовой деятельности.

Начиная со второй половины XX в., благодаря активизации востоковедческих и индологических исследований в нашей стране, проблемы социального положения женщин в Древней Индии стали предметом особого рассмотрения российских ученых-индологов и лингвистов-санскритологов в связи с анализом литературных, философско-религиозных и правовых памятников страны, в числе которых следует отметить труды A.A. Вигасина,

A.M. Самозванцева, A.A. Куценкова, Г.Г. Котовского, Т.Я. Елизаренковой,

А .Я, Сыркина, И.П. Глушковой, М.Ф. Альбедиль, Е.Ю. Ваниной, H.H.

Гусевой и др. Лингвистический и историко-культурный анализ важнейших памятников древнеиндийского права приведен в книгах A.A. Вигасина и

A.M. Самозванцева «Артхашастра: проблемы социальной структуры и права»11 и «Правовой текст дхармашастры»12. Первой попыткой дать очерк, положения женщины в Древней Индии на основе обращения к текстам древнеиндийских мифов, эпических поэм и священных книг индуизма стала

1 ^ статья A.A. Вигасина в книге Е. Вардимана «Женщина в древнем мире» . Значительным вкладом в освещение этих вопросов стал выход в 1996 г. коллективного труда «Индийская жена: исследования, эссе»14, куда вошли статьи известных отечественных ученых-индологов о традиционном и современном социальном положении индийских женщин, написанные на основе литературных источников древней, средневековой и современной Индии, биографий знаменитых женщин, вероучительных доктрин различных индийских религий.

В 90-е гг. социальное положение индийских женщин рассматривалось учеными-индологами в основном в статьях, публикуемых в научных

11 Вигасин A.A., Самозванцев A.M. Артхашастра: проблемы социальной структуры и права. М., 1984.

12 Самозванценв A.M. Правовой текст дхармашастры. М., 1991.

13 Вигасин A.A. Женщина в Древней Индии // Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М.5 1990.

14 Индийская жена: исследования, эссе. М., 1996. журналах15. Большой раздел, посвященный социально-экономическому положению женщин в современной Республике Индии, включен в справочное издание «Индия сегодня»16, подготовленное коллективом автором института Востоковедения РАН.

Если говорить о теоретико- и историко-правовом аспекте исследования данной проблемы на основе цивилизационного метода, в том числе обосновании его применения при рассмотрении проблем прав человека, истории государства и права, в том числе и проблем социально-правового положения женщин в современном мире, то следует отметить прежде всего труды отечественных и зарубежных специалистов в области теории и истории права, прав человека, тендерной теории: H.A. Крашенинниковой, Е.А. Лукашевой, Г.И. Мальцева, М.Н. Марченко, Г.И. Муромцева, C.B. Полениной, В.Е. Чиркина, A.M. Лушникова, М.В. Лушниковой, Е.В. Скурко, H.H. Тарусиной и др.

Непосредственное влияние на отправные положения и методы исследования настоящей работы оказали исследования, проведенные членом-корреспондентом РАН Е.А. Лукашевой в книгах «Права человека»17,

1 о

Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение» и других ведущих ученых-правоведов, в частности, Г.И. Муромцева, отраженные в коллективной монографиии «Право и культура»19, а также историко-правовые исследования традиционной индийской правовой культуры, проведенные H.A. Крашенинниковой в книгах «Индусское право:

15 См., например: Юрлова Е.С. Женщина в индийской семье // Этнографическое обозрение. М., 1999. № 1; Смирнова Н.В. Положение женщины в Древней Индии // Гендерная история: Pro et contra. СПб., 2000.

16 Индия сегодня. Справочно-аналитическое издание. М., 2005.

17 Права человека: учебник / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2009.

18 Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение. М., 2009.

19 Право и кульутра. М., 2002. история и современность» , «Правовая культура современной Индии: инновационные и традиционные черты»21.

За рубежом проблема социально-правового положения женщин затрагивалась в ряде работ как европейских, так и индийских авторов, в числе которых можно назвать А. Альтекара, Д. Муллу, Д.Деретта, П. Дивана, К. Роя, Дж. Форбс, М. Кришнарадж, Г. Муршида и др. Первые книги, посвященные социальному положению женщины в традиционном персональном индусском праве, выходили из-под пера известных индийских женщин-реформаторов конца XIX - начала XX в. Широкую известность, в частности, приобрела книга Пандиты Рамабаи «Высококастовые женщины-индуски», вышедшая в 1887 г22.

Большой общественный резонанс получила книга американской писательницы Кэтрин Майо «Мать Индия» (1927 г.), написанная на основании личных впечатлений от путешествий по Индии и знакомства с представительницами различных каст и социальных слоев страны. Серьезной попыткой краткого научного анализа социального положения женщин в Индии стала статья индийского ученого-санскритолога - д-ра A.C. Альтекара - «Положение женщины в индусской цивилизации с древнейших времен до наших дней»

1938 г.)24. После получения Индией независимости исследования в сфере социально-правового положения женщины стали появляться с завидной регулярностью. К числу наиболее фундаментальных работ этого периода относятся труды известных ученых Д. Муллы «Принципы индусского права»25 и Д. Деретта «Индусское право в прошлом и настоящем»26.

20 Крашенинникова H.A. Индусское право: история и современность. М., 1982.

21 Крашенинникова H.A. Правовая культура современной Индии: инновационные и традиционные черты. М., 2009.

22 Ramabai P. High-Caste Hindu Women. Calcutta, 1887.

23 Mayo К. Mother India. New York, 1928.

24 Altekar A.S. The Position of Women in Hindu Civilization: Retrospect and Prospect // Roy K. Women in Early Indian Societies. New Delhi, 2005.

25 Mulla D.F. Principles of Hindu Law. Bombay, 1959.

26 Derett D. Hindu Law: Past and Present. Calcutta, 1957.

Особое общественное и политическое внимание к «женскому вопросу» в независимой Индии привело к появлению ряда исследований на заданную тему разной степени научности: среди них встречались как сугубо публицистические произведения, так и компилятивные труды, обобщающие литературные упоминания о женщинах в древней и средневековой литературе, что не исключало появления и ряда обоснованных научных исследований, проведенных с учетом последних достижений исторической науки. К их числу можно отнести работы историка Г. Муршида «Сопротивляющиеся дебютантки: ответ бенгальских женщин на модернизацию», 1983; книгу Дж.Форбс «Женщины в современной Индии», вышедшую в серии «Новая кембриджская история Индии» в 2004 г.; сборник статей под редакцией К. Роя «Женщины в ранних индийских обществах», 2005 г. и др.

Методологическую основу исследования составляют как философские общенаучные методы познания: логический анализ, синтез, сравнение, индукция и дедукция, абстрагирование, а также методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному) и системно-структурный. Среди специальных (частнонаучных) методов познания в исследовании используются историко-правовой метод и метод сравнительно-правового анализа. Основополагающим же методом настоящего диссертационного исследования стал цивилизационный, пользующийся все более широким распространением в отечественном обществоведении, в частности, в правоведении, который дает возможность более глубокого понимания правовых явлений, а также перемещает центр внимания исследователя на «человеческое измерение» права, на мировоззрение человека, его культурные, религиозно-философские установки, систему ценностных ориентаций, формирующихся в течение длительного исторического развития в мире и обществе и оказывающих непосредственное влияние на его поведение27.

Теоретической основой исследования стал ряд концептуальных положений и теоретико-идейных установок отечественных теоретиков и историков права. Автор при исследовании дискуссионного понятия «правовая культура» основывается в частности на идее проф. Г.И. Муромцева, совмещающего понятие «правовая культура» с понятием «правовая система», которое «в теоретическом плане отражает развитие системных представлений о праве, выступает как наиболее высокий абстрактный уровень системности права»28. При этом используется определение «правовой культуры», сформулированное проф. H.A. Крашенинниковой в ее статье «К вопросу о методологии изучения истории права» как «системы исторически складывавшихся правовых традиций, убеждений, ценностей, идей; установок практического правомерного поведения, обеспечивающего воспроизводство правовой жизни общества на основе преемственности»29. Применительно к рассмотрению института прав и свобод индийских женщин в диссертационном исследовании автор основывался на теоретическом положении проф. Е.А. Лукашевой о том, что «самое важное в праве - это права и обязанности участников общественных отношений.Они выражали представления, в которых реализовывались «божественные предписания», определявшие взаимоотношения индивидов в обществе, круг прав и обязанностей различных категорий населения» , а также на ее обоснованном теоретическом выводе о том, что права человека изначально имели нравственно-этическое, духовно-культурное и религиозное наполнение»31 и утверждении проф. В.Е Чиркина, что «правовой статус

27 Крашенинникова H.A. Правовая культура современной Индии: инновационные и традиционные черты. М., 2009. С. 5.

28 Право и культура. М., 2002. С. 65.

29 Крашенинникова H.A. К вопросу о методологии изучения истории права // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 2007. №6. С. 11.

30 Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение. М., 2009. С. 44.

31 Права человека: учебник / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2009. С. 24. человека в традиционных обществах зачастую трудно отделим от иных параметров и больше определяется другими социальными нормами, например, обычаями или принадлежностью к определенному вероисповеданию, чем правом»32.

Среди основных положений, используемых в данной работе, следует назвать концепцию проф. М.Н. Марченко, что «формально-юридическая фиксация тех или иных прав и свобод, соотносящихся с определенной общественно-экономической формацией или цивилизацией, именуемая в отечественной юридической литературе «принятием» или «возникновением» данных феноменов, - это, как представляется, всего лишь заключительная стадия, завершение процесса их формирования, но отнюдь не весь процесс, который может начинаться в одной формации или цивилизации, а заканчиваться в другой, более поздней формации или цивилизации» .

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Положения и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке монографий, научных публикаций, касающихся дальнейшего развития теории прав человека, цивилизационного подхода в историко-правовых исследованиях, тендерной теории. Материалы диссертации также могут быть полезны для целей преподавания в юридических вузах в рамках курсов по истории и теории государства и права зарубежных стран, о правах человека и пр.

Основные положения, выносимые на защиту:

• В диссертации предложена и обоснована схема изменений социально-правового положения индийских женщин в рамках трех условно выделяемых временных периодов:

32 Чиркин В.Е. Современные цивилизации и статус человека // Всеобщая декларация прав человека: универсализм и многообразие опытов. М., 2009. С. 177.

33 Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права. Т.1. Государство. М., 2007. С. 612-613.

1) первый период связан со становлением и институционным оформлением в древнеиндийской религии и в массовом религиозно-традиционном мировоззрении нормативно-ценностных установок о социальном неравенстве женщин с мужчинами, институализированное неравноправие которых нашло отражение, в частности, в формирующемся так называемом «классическом религиозном индусском праве». Именно в этот период происходит вычленение семьи и брака в качестве одного из важнейших объектов социальной регуляции в ведической литературе жанра дхармашастр, с представлениями о должном поведении индийской женщины в семье и обществе;

2) второй период связан с началом позитивных, но непоследовательных изменений в социально-правовом статусе индийских женщин, обусловленных отходом колониальных властей от политики «религиозного нейтралитета», и созданием под воздействием английского права так называемого религиозного персонального «англо-индусского права»;

3) третий, самый законодательно насыщенный период, связан, прежде всего, с принятием Конституции Индии 1950 г. и закреплением принципа формального равенства всего населения страны, а также создания системы государственных гарантий осуществления прав и свобод каждого гражданина, касающееся, прежде всего, так называемых «слабых слоев индийского общества» (к числу которых Конституцией Индии 1950 г. были отнесены наряду с представителями «неприкасаемых» каст, женщины и дети).

На защиту выносятся и другие аргументировано-обоснованные положения:

• Первые мифические сведения о высоком социально-правовом положении женщины на ранних этапах становления древнеиндийского общества, предположительно, были обусловлены в значительной мере той ролью, которую играла женщина как помощница мужчины в военных походах ариев в Индию и управительница домашним хозяйством.

• Утверждение женского институализированного неравенства в значительной мере было обусловлено религиозным фактором: созданием варновой системы, закреплением за мужчинами-брахманами роли толкователей индуизма, знатоков ритуала жертвоприношений и, вместе с тем, приниженного, зависимо-неравноправного, положения женщины в древнеиндийском обществе и формирующейся патриархальной семье. Этот процесс был тесно связан с общими закономерностями исторического развития древнеиндийского общества: переходом к оседлости, складыванием института большой патриархальной семьи, оформлением эндогамной варно-кастовой и экзогамной готровой (родовой) систем с их брачными ограничениями, закреплением основополагающих религиозных основ индуизма - закона кармы, дхармы, ашрамы, - формированием вневарновых ритуально нечистых34 каст так называемых «неприкасаемых», отводящих брахману как религиозному учителю дваждырожденных огромную роль в соблюдении правил ритуальной чистоты. Религиозно-ритуальное неравенство, будучи одним из самым значимых и определяющих в традиционном древнеиндийском обществе, как следствие, повлекло за собой утверждение зависимого социально-правового положения женщин, достигшего наряду с неравенством экономическим «кульминации» в эпоху оформления религиозной системы

34 В индуизме не столько противопоставляется «нравственное» и «безнравственное», сколько «ритуально чистое» и «ритуально нечистое», с чем непосредственно связана так называемая «неприкасаемость» ряда каст. ортодоксального брахманизма (и тесно с ним связанной системы так называемого «классического религиозного индусского права»), в котором женщине было отказано в праве считаться самостоятельной личностью, наделенной определенными правами.

• Установление власти английской Ост-Индской компании и предпринимаемые ее руководством усилия по распространению европейского образования среди местных жителей в целях подготовки грамотных работников для своих нужд способствовало появлению европейски-образованного среднего класса индийцев, виднейшие представители которого, находившиеся под влиянием европейских идей гуманизма и просвещения, впервые подняли вопрос о повышении социального и правового положения женщин в индусском обществе и семье. Непосредственно под их влиянием произошел отход колониальных властей от проводимой ими политики «религиозного нейтралитета» (невмешательства) в сферу индусской религии, в том числе и в сферу действия архаичных консервативно-реакционных обычаев и обыкновений, противоречащих моральным и правовым стандартам времени.

• Изменения правового положения женщин, в независимой Республике Индии определялись поэтапной модернизацией традиционной правовой культуры страны, основными вехами которой стали важнейшие «ключевые» законы, отразившие приоритетные направления правового нормотворчества, направленного на предоставление всей суммы прав и свобод каждому гражданину Республики. Первый этап был связан с принятием Конституции Индии 1950 г., которая закрепила формальные гарантии прав и свобод всех индийцев независимо от их религиозной, этнической, языковой, кастовой и др. принадлежностей. На основе анализа положений части III Конституции, состоящей из двух разделов, - «Право на равенство» и «Право на свободу», - автором обосновывается вывод, что главной целью этих важнейших конституционных разделов стала ликвидация (при признании кастового в силу рождения деления индийцев) дискриминация «неприкасаемых» каст и племен, непосредственно затрагивающая признание прав «неприкасаемых» женщин Индии. В Конституции при этом указывалось на необходимость так называемой «позитивной дискриминации», что нашло отражение в последующем законодательстве, в частности в законах 1955 и 1976 гг. о гарантиях прав «неприкасаемых». Второй этап модернизации традиционной правовой культуры был ознаменован повышенным вниманием государства к вопросам систематизации и реформирования крайнее запутанного, обремененного массой действующих обычаев, эзотерических норм персонального религиозного брачно-семейного права, являющегося важнейшей, социально-конституирующей отраслью социальной структуры страны. Результатом работы по систематизации права, начатой еще в колониальной Индии и продолжавшейся без перерыва почти десять лет, стало принятие анализируемого в диссертации так называемого «Индусского кодекса» 1955-56 гг. - комплекса взаимосвязанных законов, ограничено реформирующих традиционное персональное религиозное право значительного числа граждан Индии, исповедующих индуизм (Закона о браке индусов 1955 г., Закона об усыновлении и содержании индусов ^ 1956 г., Закона о несовершеннолетних детях и опеке 1956 г. и Закона о наследовании индусов 1956 г.). Третий этап модернизации правовой системы страны был ознаменован вставшими перед государством проблемами социальноправового положения индийских женщин, - он охватывает промежуток времени с 1980-х гг. до наших дней и характеризуется радикальными изменениями в законодательстве. Центральной, приобретшей важнейшее политико-правовое значение проблемой этого времени стало создание действенных гарантий прав всех индийских женщин путем модернизации не только персонального брачно-семейного, но всего общеиндийского оправа, в центр которого была поставлена задача радикального подавления антигуманных, отживших обычаев и традиций, укорененных в традиционной правовой культуре страны, ущемляющих их конституционные права. В этой связи в диссертации обосновывается идея, что проблема действенных позитивных изменений социально-правового статуса индийских женщин непосредственно зависит не только от радикальных законов, но от необходимой кропотливой непрерывной идейно-воспитательной работы среди населения, при этом особо подчеркивается необходимость повышения самосознания самих женщин, которое непосредственно зависит от их образовательного уровня, вовлечения их в сферу общественно труда и политической жизни страны.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена и выполнена на кафедре истории государства и права юридического факультета Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова, где проведено ее рецензирование и обсуждение. Результаты исследования были опубликованы в виде научных статей в журнале Вестник Московского университета. Серия 11: «Право» в 2008 и 2009 г.:

1) Шинкаренко К.И. Законодательное запрещение детских браков в Индии: история вопроса // Вестник МГУ. Серия 11: «Право». 2008. №4;

2) Шинкаренко К.И. Борьба индийских реформаторов за повышение социального и правового статуса женщин в колониальной Индии // Вестник МГУ. Серия 11: «Право». 2009. №5.

Поставленной цели и задачам исследования соответствует и структура диссертации, которая состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка литературы

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Шинкаренко, Кирилл Игоревич

Выводы, ставшие результатом проведенной Комиссией колоссальной работы по отбору и анализу данных со всех уголков страны, включая анкетные опросы и интервьюирование женщин всех слоев населения, были не такими радужными, как многие ожидали. Комиссия констатировала, что правовое положение женщин, вопреки всем ожиданиям, «не повысилось со времени принятия Конституции», что «исследования социальной подавленности и ограничений в правах женщин, которые являются результатом действия ряда социокультурных институтов, показывают, что большинство женщин по прежнему очень далеки от возможности пользоваться предоставленными им Конституцией правами и свободами в полном объеме.», что «социальное законодательство, призванное улучшить семейное положение женщин, остается практически неизвестным огромному количеству индийских жетцин, которые также несведущи в своих правах, как это было и в колониальные времена (курсив мой -К.Ш.)»397.

Отвечая на обвинения авторов доклада «На пути к равенству», премьер-министр Индира Ганди не без досады отмечала, что «люди, заседающие в подобных комитетах, смотрят на нас через призму западных

396 Towards Equality. Report of the Committee on the Status of Women in India. New Delhi, 1974. P. xii.

397 Ibid. P. 359. стандартов, и немногие из них исходят из реально существующей ситуации в стране»398.

Положения доклада откровенно шокировали прогрессивную общественность, - казалось невозможным, чтобы страна, которую возглавляла женщина премьер-министр, страна, которая регулярно посылала женщин в качестве послов в другие страны, находилась на столь низком уровне реализации прав женщин.

Характеризуя действенное участие индийских женщин в политической жизни страны, выдвижение женщин на руководящие позиции, нельзя обойти вниманием вопрос участия женщин в решении повседневных политических вопросов, ознаменовавшимся усилением их участия в системе местного самоуправления, которое, в силу повсеместного распространения и охвата всей территории страны, приобрело первостепенное значение в деле повышения правового и социального статуса индийских женщин. Необходимость создания системы местного самоуправления была определена в ст.40 Конституции Индии 1950 г. и отнесена к числу «Руководящих принципов политики государства».

После принятия Конституции вопрос о представительстве женщин в органах законодательной власти поднимался время от времени как на федеральном, так и на местном уровнях. Конституция, закрепив за женщинами равные права с мужчинами, практическую реализацию этих прав передала на усмотрение самих женщин. В 1957 г. Центральный совет по вопросам местного самоуправления на своей III Ежегодной встрече принял постановление о том, что из 20 избираемых членов местных панчаятов, 2 члена должны быть «женщинами, которые были призваны заниматься

399 улучшением положения женщин и детей на местном уровне» .

Конституционное закрепление этого положения происходило в несколько этапов: 64-й Законопроект о поправке к Конституции был

398 Pestonji М. All Eyes on Mrs.G! // Eve's Weekly. October 27-November 2, 1979. Р. 15.

399 Proceedings on the third meeting of the Central Counsel of Local Self-Government. Srinagar, 1957. P. 21. составлен в 1989 г. в период нахождения на посту премьер-министра Раджива Ганди. Он включал в себя положения о резервировании «насколько это представляется возможным» за женщинами 30% мест в панчаятах всех трех уровней (кроме должности председателя, вопрос о котором был оставлен на усмотрение местных законодательных органов штатов).

Правительство Национального фронта, сменившее Индийский национальный конгресс по результатам выборов 1989 г., внесло другой законопроект с иными формулировками. Отныне предлагалось зарезервировать за женщинами «не менее чем 1/3 мест» в панчаятах всех уровней, но, в отличие от ранее предложенного законопроекта, в новой редакции не содержалось упоминаний о возможности резервирования должностей председателей панчаятов за женщинами. Принятие этой поправки к Конституции стало возможным только после победы Индийского национального конгресса на очередных выборах 1991 г., который в феврале 1994 г. стал 73-й Поправкой к Индийской Конституции400.

Все штаты поддержали требования Поправки об обязательном резервировании не менее 1/3 мест в деревенских панчаятах» за женщинами, однако, показателен тот факт, что ни один штат не увеличил их число по собственной инициативе, хотя такие полномочия местных законодательных органов прямо предусматривались и ранее указанной поправкой. Представляя на рассмотрение парламента поправку к Конституции, Министр социального развития в своей парламентской речи говорил о том, что, «резервирование за женщинами по меньшей мере 1/3 мест на всех уровнях.признавая тот факт, что женщины составляют, по меньшей мере, половину всего населения.следует признать неадекватным, однако это значительно больше того, что ранее предлагалось зарезервировать за женщинами в большинстве штатов»401. Более того, вопреки ожиданиям министра, большинство штатов ограничились лишь включением в тексты в

400 The Constitution (Seventy-Fifth Amendment) Act, 1993 // Gazette of India, Extraordinary, II. S.l. 1994. February 8.

401 Lok Sabha Debates. Vol. 16. New Delhi, 2000. P. 367. собственных законов положения о резервировании «не менее чем 1/3 мест» за женщинами402.

В ходе дебатов по предложенной Поправке некоторыми членами парламента высказывались опасения в том, что данная мера будет способствовать только лишь упрочению влияния отдельных националистических и коммуналистских партий и организаций, которые, пользуясь предоставленными возможностями, будут стремиться «посадить» на зарезервированные места женщин из своей среды, и тем самым еще более упрочат свое влияние в органах местного самоуправления. Так, выступая на заседании 2 декабря 1992 г., член парламента С. Шахбуддин подчеркивал, что «женщины не составляют какую-то отдельную группу населения, общину, класс или касту». «Фактически, - говорил он, - весь наш имеющийся опыт подсказывает, что институт резервирования мест за женщинами используется в собственных интересах для усиления собственного влияния в выборных органах власти различными политическими силами благодаря значительной разобщенности самих женщин, которые происходят из разных социальных слоев и имеют разный уровень образования. Если мы примем указанную Поправку и конституционно закрепим за женщинами резервацию 1/3 мест, эти места в органах местного самоуправления будут быстро заняты представителями и так господствующих в деревне политических сил, которые просто выдвинут на указные места женщин из своей среды»403.

Исследования, проводившиеся непосредственно в деревнях, дают следующий «социальный портрет» женщин, принимающих участие в работе деревенских панчаятов крайне. Так, подавляющее большинство женщин (34,6%) находится в возрасте 35-44 лет, 37,2% процента женщин до избрания занимались домашней работой, 38,3% до этого были заняты в сельском

402 Buch N. Women's Experience in new Panchayats: the Emerging Leadership of Rural Women. Occasional Paper No.35 // www.cwds.ac.in/OCPaper/WomensExperienceNirmalaBuch.pdf (2010, 1 февраля)

403 Ibid. хозяйстве, содержали свое фермерское хозяйство; 51,9% женщин были неграмотными, а 18,6% - имели лишь элементарное начальное образование.

Эти исследования выявили и прямую зависимость между реализацией женщинами своих политических прав и повышением их социального статуса в обществе и семье. Результаты опроса женщин, занятых общественной работой в органах деревенского самоуправления, показали, что 71,6% женщин заметили изменение отношения к себе со стороны собственной семьи, 73,4% женщин отметили изменение отношения со стороны соседей, а 64,8% женщин почувствовали другое отношение со стороны правительственных чиновников и официальных должностных лиц. И что особенно характерно, приобщение женщин к участию в местном самоуправлении благотворно сказывается на повышении их собственной самооценки и готовности впредь более активно отстаивать свои права. Женщины, активно участвующие в работе деревенских панчаятов отмечают, что с их мнением стали больше считаться, от них уже не требуется беспрекословного подчинения власти мужа, их более активно приглашают на свадьбы, религиозные церемонии и другие значимые события деревенской

404

ЖИЗНИ .

Видя возрастающую беспрецедентную политическую активность индийских женщин, представители ведущих политических сил Индии все большее внимание стали уделять поиску возможных форм их приобщения и к политике, партийной работе.

Поощрение государством различных форм политической активности индийских женщин, создание специальных правительственных программ, способствовало расцвету женских организаций, которые стали активно институироваться, превращаясь в мощные организации, со своими штаб-квартирами, библиотеками, учебными центрами и разветвленной организацией персонала. Они продолжали дело первых демократических

404 Buch N. Women's Experience in new Panchayats: the Emerging Leadership of Rural Women. Occasional Paper No.35 // www.cwds.ac.in/OCPaperAVomensExperienceNirmalaBuch.pdf (2010, 1 февраля) женских организаций, осуществляя деятельность, направленную на предоставление женщинам с учетом их пола больших дополнительных прав и их гарантий, включая создание сетей специализированных центров матери и ребенка, приютов, ночлежек для работающих женщин, образовательных центров и т.д.

Эта работа женских организаций, именовавшаяся «социально-обеспечительной» (welfarist)405, приобрела острый полемический характер, нередко подвергаясь критике со стороны некоторых женщин-правозащитниц из-за излишней «заботы» о женщинах, вследствие которой «они не смогут в полной мере научится сами осуществлять свои права и брать ответственность за свою судьбу в свои руки»406.

Между тем, массовое недовольство существующей «социально-обеспечительной» политикой государства, которое, по их убеждению, «не исполнило своих обещаний»407, выражали левые политические партии и женские организации, в частности, представители Коммунистической партии Индии, под эгидой которой еще в 1954 г. была создана массовая Национальная федерацию индийских женщин (National Federation of Indian Women). Как говорится в ст.П Устава этой организации, она создавалась в целях «полного освобождения женщин - социального, экономического, культурного и политического, основанного на равенстве прав между мужчинами и женщинами и полной социальной справедливости: в сферах трудовой, интеллектуальной, моральной, образования, а также охраны детей и защиты прав матерей и обеспечения счастливого материнства всем женщинам»408. Массовости этой организации способствовало то

405 Mathew М., Nair M.S. Women's Organizations and Women's Interests. New Delhi, 1986. P. 35.

406 Desai N. From Articulation to Accommodation: Women's Movement in India. Delhi, 1986. P. 294.; Caplan P. Class and Gender in India. London, 1985.

407 Desai N., Patel V. Change and Challenge in the International Decade, 1975-1985. Bombay, 1985. P. 68.

408 Устав Национальной федерации индийских женщин // Салимова Ф.С. Женщины независимой Индии (1947-1970 гг.). М., 1974. С. 161. обстоятельство, что членом Федерации могла стать «любая женщина,

1 Г 409 достигшая 16 лет» .

Успешное приобщение женщин к активной политике ныне не является необычным для Индии. Это в полной мере подтверждает пример И.Ганди и многих других известных женщин-государственных деятелей410. Однако необходимо отметить, что многие из них, бесспорно обладая соответствующими знаниями и опытом, смогли занять столь высокие - ,, должности .только, потому, что являлись частью династий: И.Ганди - дочь Дж. Неру, Рабри Деви - супруга бывшего главного министра Штата Бихар, Л.П. Ядава, который, перед уходом в отставку в 1997 г., прямо «передал» этот пост своей жене. В этом же ряду стоят такие известные женщины-политики, как занимающая пост президента Индии Пратибха Патил и Соня Ганди - лидер партии Индийский национальный конгресс, которая, кроме того, является итальянкой по национальности. Ее нахождение на таком ответственном посту и уважительное отношение к ней со стороны подавляющего большинства индийского населения может свидетельствовать на наш взгляд, не только об изменении роли женщины в современной Индии, но и о господствующем до сих пор традиционном отношении к женщине как члену большой «харизматической» семьи или известной политической

411 династии .

Проблемы здоровья, образования индийских женщин, их занятости и гражданских прав на рубеже XX - XXI вв. регулируются многими специальными законами и актами парламента, число и качество которых возрастает по мере осознания обществом негативных последствий женской

409 Устав Национальной федерации индийских женщин // Салимова Ф.С. Женщины независимой Индии (1947-1970 гг.). М., 1974. С. 162.

410 Небогатова O.A. Социально-экономическое положение женщин Индии в начале XXI в. // Восток (Oriens). 20Об. №б. С. 85.

411 Наглядным свидетельством возрастающей роли женщин во всех сферах жизни современной Индии, в том числе и в политике, является тот факт, что должность 12-го по счету президента Республики Индии в данный момент (2009 г.) занимает женщина - 74-летняя Пратибха Патил, родившаяся в брахманской высококастовой семье, выпускница юридического факультета Бомбейского университета, активный член партии Индийский национальный конгресс и бывший губернатор штата Раджастхан. дискриминации для будущего страны. Своеобразным итогом многолетних усилий государства по повышению социально-экономического и правового положения индийских женщин стало принятие в 2001 г. многоцелевой государственной программы «Нагщоналъная политика по расширению возможностей женщин»412 (National Policy for the Empowerment of Women)413, которая вошла в число 9 главных направлений государственной политики, определенных пятилетними планами развития народного хозяйства (1997-2002 гг.). Под «расширением возможностей женщин» в данном контексте понимается целенаправленный процесс, призванный способствовать, с одной стороны, осознанию женщинами существующих проявлений неравенства по принципу пола, а с другой стороны, формированию их активной позиции в борьбе с существующим неравным положением в семье, на рабочем месте, в общественной жизни. В содержании Программы, которая была разработана при участии Министерства по делам развития женщин и детей, сводятся воедино предпринимаемые государством меры правового, экономического и политического характера во имя достижения единой цели — гендерного равенства с учетом так называемой «позитивной дискриминации»ш, отражающей правительственную позицию по дискуссионному вопросу о «социально-обеспечительной политике государства». К числу целей этой политики отнесено «создание посредством экономических и правовых мер благоприятных условий для реализации женщинами принадлежащих им прав в полном объеме», «создание условий для фактических и юридических возможностей осуществления женщинами принадлежащих им прав на основе

412 В данном случае речь идет о возможностях женщин самим контролировать свою жизнь, т.е. ставить перед собой определенные цели и задачи, получать профессиональную подготовку, развивать чувство уверенности в собственных силах, решать проблемы и реализовывать свои личностные качества (Воронина O.A. Словарь по тендерному образованию // Тендерные исследования. Региональная антология исследований из восьми стран СНГ. М., 2006. С. 502.)

413 National Policy for the Empowerment of Women // http://www.wcd.nic.in/empwomen.htm (2010, 1 февраля)

414 Данный термин (gender equality) впервые употреблен в документ столь высокого уровня. равенства с мужчинами во всех сферах - политической, экономической,

415 социальной и культурной и гражданской» и т.д .

Демократическое женское движение Индии по праву считается одним из наиболее активных в странах третьего мира. Женщины принимают все более активное участие во всех сферах жизни общества и отстаивают свои права с невиданным прежде упорством. Во многом, благодаря активизации женского движения государством были предприняты законодательные шаги по созданию действенных гарантий прав индийских женщин против архаичных обычаев и обыкновений на рубеже XX - XXI вв.

Борьба женщин иногда принимает и весьма «пикантно-радикальные» формы. В качестве примера можно привести недавнюю акцию, когда тысячи женщин со всей Индии в знак протеста против ограничения их свободы отправили по почте предметы своего нижнего белья в адрес одной ортодоксальной индусской религиозной организации, отличающейся своим крайне консервативным отношением к вопросам «благочестивого» поведения женщин-индусок, которые должны неукоснительно придерживаться принципа послушания мужу416.

Характерно, что новый период усиления демократических женских организаций совпал с выдвижением на первый план женщин-героинь и в индийском кинематографе417.

415 National Policy for the Empowerment of Women // http://www.wcd.nic.in/empwomen.htm (2010,1 февраля)

416 Черненко E. Трусы свободы // Русский Newsweek. 9-15 марта 2009. №11(233). С. 32-35. Члены данной организации ходили по ночным клубам и дискотекам, избивая застигнутых там женщин за их «аморальный образ жизни, противоречащий индусским традициям».

417 Долгое время, женщины-актрисы не могли составить достойную конкуренцию мужчинам, и лишь после появления на экранах фильма «Зита и Гита» в 1972 г. исполнительница главной роли актриса Хема Малини «пробила» дорогу целой плеяде талантливых женщин-актрис. Ныне далеко за пределами Индии известны имена таких женщин-актрис, как Айшвария Рай (обладательницы титула «Мисс Вселенная-1994»), Карина и Каришма Капур, Приянка Чопра, известны имена выдающихся индийских женщин-режиссеров, получивших международное признание на престижных кинофестивалях: Г. Чадхи (фильм «Играй как Бэкхем», 2002 г., обладатель призов кинофестивалей как лучший комедийный фильм года), М. Наир (фильм «Свадьба в сезон дождей», 2001 г., получивший премию «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля в том

Медленно-поступательный характер создания гарантий тендерного равенства в стране свидетельствует о значительном количестве препятствий, встающих на этом пути. Следует признать, что при ограниченной эффективности политики правительства независимой страны по распространению образования, по вовлечению женщин в сферу общественного профессионального труда и политики, Индии потребуется еще немало времени для успешной, прежде всего, идеолого-воспитательной работы в целях изменения религиозного мировоззрения большинства населения, в том числе и повышения самосознания самих индийских женщин. же году), Д. Мехты (фильм «Вода», 2005 г., - обладатель призов международных кинофестивалей в Бангкоке и Вальядолиде, в 2007 г., также был номинирован на премию «Оскар» Американской киноакадемии).

Заключение

Проблема правового положения женщин в Индии, как показало проведенное исследование, является комплексной темой, требующей историко-правовых подходов к ее решению. Указанная проблема проведена в диссертации на основе историко-правового анализа большого круга источников: древневедической литературы, мифов, эпических поэм, нормативно-правовых актов - законов, судебной практики с целью выявления особенностей социально-правового положения индийских! женщин, тех материальных и духовных факторов, которые влияли на протяжении веков на бесправное, зависимое положения индийских женщин в обществе и семье, и определяли характер персонального религиозного права индусов, под действие которого подпадает и ныне значительная часть религиозно-ориентированного населения страны.

Эволюция социально-правового положения женщин в Индии прослеживается в диссертации в рамках трех условно выделяемых временных периодов, границы и содержание которых определяются как объективными социально-экономическими политическими факторами, так и принятием важнейших «ключевых» законов на каждом конкретном этапе развития традиционной правой культурь1 Индии. При этом первый период связан в диссертации со становлением и институционным оформлением в древнеиндийской религии и в массовом религиозно-традиционном мировоззрении нормативно-ценностных установок о социальном неравенстве женщин с мужчинами, которое нашло свое отражение, в частности, в нормах формирующегося так называемого «классического религиозного индусского права». Именно в этот период происходит вычленение семьи и брака в качестве одного из важнейших объектов социальной регуляции в комментаторских произведениях к ведической литературе, в брахманских компиляциях жанра «смрити», - дхармасутрах и дхармашастрах, - с представлениями о должном поведении, неравноправном положении

176 индийской женщины в семье и обществе. Утверждение женского институализированного неравенства в этот период было в значительной мере связано с религиозно-ритуальным неравенством, которое, будучи одним из самым значимых и определяющих в традиционном древнеиндийском обществе, как следствие, повлекло за собой утверждение зависимого, крайне неравноправного социально-правового положения женщин, достигшего наряду с неравенством экономическим «кульминации» в эпоху оформления религиозной системы ортодоксального брахманизма (и связанной с ним формирующейся системы так называемого «классического религиозного индусского права»), в котором женщине было отказано в праве считаться самостоятельной личностью, наделенной определенными правами.

Второй период связан с началом крайне непоследовательных позитивных изменений в социально-правовом статусе индийских женщин, связанных с установлением власти английской Ост-Индской компании и проводимой ее руководством политики по распространению европейского образования среди местных жителей в целях подготовки грамотных служащих административного аппарата. Эти усилия, независимо от своих первоначальных целей, способствовали появлению европейски-образованного среднего класса индийцев, виднейшие представители которого, находившиеся под влиянием европейских идей гуманизма и просвещения, впервые подняли вопрос о повышении социального и правового положения женщин в индусском обществе и семье. Непосредственно под влиянием широкого развития реформаторско-просветительского движения индийцев, в которое на определенном этапе включилось и широкое реформаторское движение индийских женщин, произошел отход колониальных властей от проводимой ими политики «религиозного нейтралитета» (невмешательства) в сферу религиозной традиционной правовой культуры, и, прежде всего, в сферу действия иррациональных, антигуманных архаических консервативно-реакционных обычаев и обыкновений, противоречащих моральным и правовым стандартам времени. В диссертации анализируется колониальное законодательство, судебная практика, в частности, принятие сохранившего свое действие вплоть до настоящего времени Уголовного кодекса Индии 1862 г., принятого под значительным влиянием английского права. Одним из результатов проведения этой политики стало и создание системы так называемого «персонального англо-индусского права», которую известный историк права Д.Дерретт охарактеризовал как «обремененную двусмысленными правилами, нормами, которые не действуют, принципами, которые не направляют, основанную на источниках, которым можно следовать по произвольному выбору.не похожую ни на одну действующую систему права»418.

Третий, самый законодательно насыщенный период, связан с законодательными изменениями правового положения женщин в независимой Республике Индии, которые определялись политикой правящих кругов поэтапной модернизации традиционной правовой культуры страны, важнейшими вехами которой и стали, прежде всего, Конституции Индии 1950 г., реформирование и кодификация персонального индусского права, сохранившего, однако, ряд своих эзотерических принципов и норм, серия новых радикальных законов конца XX - начала XXI вв., направленных на окончательное подавление архаических обычаев и обыкновений, продолжающих угрожать и ныне правам женщин на жизнь, здоровье, человеческое достоинство.

Подробно анализируя политику и законодательство Индии, направленное на создание действенного равенства женщины с мужчиной, так называемого «гендерного равноправия», основанного на мерах позитивной дискриминации в отношении женщин, в диссертации выявляются те трудности, которые встают на этом пути, связанные в первую очередь с многоэтническим, многоязыковым, многорелигиозным составом населения страны, с крайне сложной социальной структурой, с обосновываемыми

418 Derett D. Hindu Law: Past and Present. Calcutta, 1957. P. 58. суперрелигией» индуизма многовековыми правовыми обычаями и традициями, которые укоренены в религиозно-ориентированном мировоззрении большинства населения, что и создает трудности проведения в жизнь реформ в Индии, - стране, характеризуемой и ныне сосуществованием двух сфер общественных отношений, каждая из которых характеризуется своей соционормативной культурой, системой ценностей: одна - современная, капиталистическая («вестернизированная», рационализированная), другая - традиционная, докапиталистическая, с е стойкой религиозно-философской ориентацией, общинноколлективистскими началами. В качестве примера этих трудностей можно привести невыполнение одного из важнейших требований, закрепленных в статье 44 Конституции Индии - о создании единого Гражданского кодекса, единого законодательства для представителей многочисленных религиозных общин и сект Индии. Широко распространенной в индусском праве, под действие норм которого подпадает и ныне значительная часть населения страны, продолжает существовать основополагающая концепция отношения к браку как священному религиозному институту индуизма, заключаемому на основе религиозных обрядов, не требующих официальной регистрации браков, что и способствует широкому распространению практики браков несовершеннолетних, доведения женщин до самоубийства из-за неполученного приданного за престижного жениха и, более того, практике сати.

При выявлении «вектора современности» эволюции социально-правового положения индийских женщин на протяжении длительного исторического периода в диссертации обосновывается один из важных выводов о том, что проблема искоренения традиционно институализированного неравенства индийских женщин, создание действенных гарантий их прав и свобод приобрела ныне в Индии первостепенное политико-правовое значение. В подтверждение этому можно привести факт принятия индийским парламентом в 2005 году Закона о защите женщин от домашнего насилия, который по своему содержанию превосходит законодательство любых других стран, ярким подтверждением служит также факт принятия в марте 2010 г. Закона о женском представительстве, нормы которого предусматривают, в частности, резервирование за женщинами не менее 33,3% мест, как в федеральном парламенте, так и в законодательных собраниях отдельных индийских штатов. Следует, однако, признать, что проблема действенных позитивных изменений социально-правового статуса индийских женщин непосредственно зависит не только от принятия радикальных законов, но и от необходимости проведения кропотливой непрерывной идейно-воспитательной работы среди населения, при этом особо подчеркивается необходимость повышения самосознания самих женщин, которое находится в тесной связи с их образовательным уровнем, степени вовлечения их в сферу общественного профессионального труда и политической жизни страны.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Шинкаренко, Кирилл Игоревич, 2010 год

1. Религиозно-философские и правовые памятники древней и средневековой Индии, законодательные акты, официальные отчеты, парламентские дебаты и другие материалы:

2. Атхарваведа. Избранное. Перевод, комментарий и вступит, статья Т.Я. Елизаренковой. М., 1995.

3. Артхашастра Каутильи // Вигасин А.А., Самозванцев A.M. Артхашастра: проблемы социальной структуры и права. М., 1984.

4. Вишну-смрити / Пер. с санскр., предисл., коммент. и прил. Н.А. Корнеевой. М., 2007.

5. Дхармашастра Нарады / Пер. с санскр. и коммент. А.А. Вигасина и A.M. Самозванцева. М., 1998.

6. Законы Ману / Пер. с санскр. С.Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г.И. Ильиным. М., 2002.

7. Конституция Индии 1950 г. // Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. М., 2003.7. Махабхарата. М., 2001.

8. Ригведа. Мандалы I IV / Пер. с санскр. Т.Я. Елизаренковой. М., 1999.

9. Ригведа. Мандалы V VIII / Пер. с санскр. Т.Я. Елизаренковой. М., 1999.

10. Ригведа. Мандалы IX X / Пер. с санскр. Т.Я. Елизаренковой. М., 1999.

11. Упанишады / Пер. с санскрита, исслед., коммент. и прил. А.Я. Сыркина. М., 2003.и= н=

12. Act No. 43 of 1986 // Indian Penal Code. Twenty-eighth Edition. Mumbai, 1999.

13. Administration of justice Regulation of 11 April 1780 // Shukla V.N. Constitution of India. 10th ed. Lucknow, 2006.

14. Apastamba // The Sacred Books of the East. Ed. by F.M. Muller. Vol. II. Part. I-II. DeIhi:Patna:Varanasi. 1965.

15. Bombay Prostitution Committee's Report. ISR. August 27, 1922.16,17,1819,2021,22,23,24,25,26.27,28.29,30,31,32,33.

16. Bureau of Education. Selections from Educational Records, Part I (1781-1839). Delhi, 1965.

17. Census of India 1921. Calcutta, 1921.

18. Commission of Sati (Prevention) Act (No.3 of 1988) // Gazette of India Extraordinary, Part II, Sectionl, January 14, 1988.

19. Charter Act of 1833 // History of modern India. Vol.2. Rule of British East India Company: a study of the state and the law. New Delhi, 2004. Child Marriage Restraint Act (19 of 1929) // Mulla D.F. Principles of Hindu Law. Bombay, 1959.

20. Criminal Law (Amendment) Act (No.4 of 1983) // I.P.C.

21. Criminal Law (Amendment) Act (No.29 of 1925) // Indian Penal Code (No.45 of 1860) as amended by The Code of Criminal Procedure (Amendment Act), 2005. New Delhi, 2005.

22. Dispatch on the Charter Act of 1833 from The Court of Directors to The Government of India, 1834 // History of modern India. Vol.2. Rule of British East India Company: a study of the state and the law. New Delhi, 2004.

23. Dowry Prohibition Act (No.28 of 1961) // Mookeijee A. Marriage, Separation and Divorce, 3rd ed. Calcutta, 2002.

24. Factory Act of 1881 //http://daga.dhs.org/dagaypress/labour/chapter%203-B.htm (2010, 1 февраля).

25. Factory laws (Amendment) Act 1891 //http://daga.dhs.org/daga/press/labour/chapter%203-B.htm (2010, 1 февраля). Forward Equality. Report of the Committee on Status of Women in India. Ministry of Education and Social Welfare. Delhi, 1975.

26. Hindu Marriage Act (No.25 of 1955) // Mulla D.F. Principles of Hindu Law. Bombay, 1959.

27. Hindu Succession Act 1956 (No.30 of 1956) // Mulla D.F. Principles of Hindu Law. Bombay, 1959.

28. Hindu Adoption and Maintenance Act 1956 (No.78 of 1956) // Mulla D.F. Principles of Hindu Law. Bombay, 1959.34,35.38,39,40.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.