Дизайн костюма как средство управления и манипулирования массовым сознанием тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Комова, Светлана Владимировна

  • Комова, Светлана Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 180
Комова, Светлана Владимировна. Дизайн костюма как средство управления и манипулирования массовым сознанием: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Краснодар. 2004. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Комова, Светлана Владимировна

Введение

Глава 1: Социальное пространство дизайна костюма

§1.1.Феномен дизайн костюма и его деятельность в социальной среде

§1.2.Трансформация костюма в системе общественных отношений.

§1.3.Дизайн костюма как модель преобразований социальных систем

Глава 2:. Дизайн костюма в системе социальной реальности

§2.1.Дизайн костюма и фантасмагории социальных метаморфоз

§2.2.0собенности восприятия костюма и социальной реальности в манипулятивной трансформации массового сознания

§2.3.Взаимосвязь дизайна костюма и мифотворческого потенциала общественного сознания

Глава 3: Дизайн костюма, технологии управления и манипуляции массовым сознанием

§3.1.Костюм и многоуровневая система массового сознания

§3.2.Дизайн костюма как стратегическое манипулятивное средство создания рафинированного социума

§3.3. Дизайн костюма как синтезирующий элемент в технологиях управления и манипулирования массовым сознанием

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дизайн костюма как средство управления и манипулирования массовым сознанием»

Актуальность темы исследования. В современном социокультурном пространстве интенсивно развиваются технологии управления и манипулирования массовым сознанием. Они вторгаются в производство и быт граждан, преобразуя их в управляемых марионеток. В этих условиях человек как объект манипулятивной обработки трансформируется в послушного робота. В результате такого программирования происходит унификация способов мышления и последующих действий. Современное общество еще не осознало масштабов этой проблемы, но испытало беспокойство и тревогу по поводу отдельных ее проявлений.

Широкое распространение дизайна в социуме приводит к взаимодействию его с практическими способами влияния и изменения массового сознания. Сегодня с помощью одежды у людей формируются, необходимые интересы и мировоззрение. Дизайн костюма трансформируется в специфический мир, который отражает уровень развития социальных структур и научно-технического прогресса цивилизации. Он реорганизует общественное пространство с помощью создания и продвижения новомодных идей и теорий. Дизайн синтезирует общественный заказ и творческую индивидуальность. Результатом такого преобразования становится виртуальная реальность, которая создает и развивает представления о дизайне костюма как средстве управления и манипулирования массовым сознанием.

Степень разработанности проблемы.

Систематическое изучение массового поведения началось во второй половине XIX века. С конца XIX века одним из главных вопросов социальной философии стало массовое сознание. На современном этапе для исследования общественного мнения человека и анализа массового сознания немаловажное значение имеют труды: Г.Г. Дилигенского [52], Б.Ф. Поршнева [145], Д.В. Ольшанского [134], В.И. Толстых [168], О.А. Феофанова [ 174] и др. Разнообразные социальные явления и тенденции их развития изучены Г. Блумером [150], Г. Ле Боном [94], X. Ортега-и-Гассет [136], Э. Канетти [66]; С. Московичи [126] и др. Виды социальных идеалов и их функции в обществе были рассмотрены в концепциях В.Е. Давидовича [47], М. Лифшица [104], Н.А. Рудницкой [154] и др.

Проблемы использования технологий управления и манипулирования массовым сознанием освещены в работах Б.Н. Бессонова «Идеология духовного подавления» [20], Д.А. Волкогонова «Психологическая война» [32], Г. Шиллера [190], Е.М. O'Connor [219], G.M. Simms [219], S.C. Paine [220], Sh.W. Rozenberg, P. McCafferty [56], эффекты манипулирования поведением исследованы J.R. Beniger [207], T.C. Brock [209], L.A. Becker [209], J. Pandey [221], A.K. Singh [221], искусства манипуляции W.H. Riker [223], защиты от нее J.D. Lentz [216], L. Proto [222] и др. Наиболее полно изучен вопрос определения критериев, относимых к манипулятивным у J: Rudinow [224] и R.E. Goodin [211].

Механизмы трансформации массового сознания посредством рекламной деятельности проанализированы в работах Р.Н. Мокшанцева [123], Д.Я. Райгородского [150], Дж. Рорти, П. Мартино, Дж. Клэппера [236], Т.В. Ляпина [112] и др.

Необходимой основой для осмысления механизмов установки (attitude) стали работы зарубежных исследователей: W.J. McGuire [217], T.C. Brock [209], Е. Aronson, R. Petti, Dg. Cacioppo, P.G. Zimbardo, M.R. Leippe [61] и др. Психотехнические средства воздействия изучены: А. Шопенгауэром [191; 192], Л. Вайткумене [30], Д.Н. Узнадзе [171], А.А. Ухтомским [149], А.Р. Лурия [146] и др.

Посредством технологий управления и манипулирования координаторы изменяют человеческое сознание, что нашло отражение в трудах таких мыслителей как Э. Фром [178], И. Кант [68; 69], 3. Фрейд [176; 177], А.Н. Леонтьев [99; 100], Л.С. Выготский [34], К.Г. Юнг [198-202], Л. Леви-Брюль [96], П.В. Симонов [158] и др.

Теоретический фундамент данного исследования в области философии сознания, проблем творчества и свободы представлен Н;А. Бердяевым [16; 17], СЛ. Рубенштейном [153], В.Н. Сагатовским [155], М. Хайдеггером [178; 179], И.А. Бесковой [18] и др. Существенное значение на разработку темы оказали концепции в области искусства, визуального восприятия и воображения: Ю.М. Лотмана [111], Дж. Локоффа, М. Джонсона [105], Р. Арнхейма [7], С. Борчикова [26] и др.

Существуют тендерные механизмы воздействия, которые рассмотрены в исследованиях: Ф. Кона [85], Дж. Ломбера: [106], CJI. Бема [206], Р. Стаплера; [226] и др.

Манипулятивные основы дизайна заложены в трудах Г. Рида, Дж. Глоага, Ф.Ч. Эшфорда, Дж. Понти, Дж. Нельсона, Т. Мальдонадо, В. Глазычева [37] и др. Критические социальные теории и теории дизайна * исследовали F. Маркузе, Т. Адорно, В. Папанек, Н. Кросс, К. Дильтон, Г. Рид, Н.Н. Мосорова [245] и др.

Тереотическую основу проблем моделирования вербальных механизмов и стиля в культуре раскрывают работы отечественных ш зарубежных авторов: Н. Энвист, В. Винтер, К. Александер, К. Фосслер, К. Экуан, Э. Шрикер, П. Сакулин [245] и др. Значительный вклад в разработку теории дизайна костюма, как системы проектирования и формирования эстетического образа, внесли: Ф.М. Пармон [138-140], М.О. Вадеева [139], З.Т. Акилова [1], Л.Н. Кудимова [89] и др.

При анализе основных вопросов эстетики словесного творчества и языка, как инструмента социальной власти, используются работы С. Горина [39], Е.Г. Сомовой [160], Т.С. Кабаченко [64] и др.

В управлении и манипулировании массовым сознанием действуют мифологические механизмы, которые исследовали многие отечественные и зарубежные авторы, в том числе А.Ф: Лосев [109-110], К. Леви-Строс [97]^ Р. Барт [14], Б.А. Успенский, В.В. Иванов [250] и др.

В диссертационном исследовании проводится анализ отечественной и зарубежной литературы, на базе которого рассматривается дизайн костюма. Проанализированные источники в целом дают возможность сделать вывод о ► том, что изучение разнообразных исследований* дизайна и человеческого сознания, а также технологий управления и манипулирования продолжают развиваться в данном направлении.

Объектом исследования — выступает дизайн костюма как средство управления и манипулирования массовым сознанием.

Предметом исследования — является процесс управления и манипулирования массовым сознанием с помощью дизайна костюма.

Цель исследования! — выявление сущности дизайна костюма как средства • управления и манипулирования массовым сознанием, а также обоснование его как модели преобразований социальных систем."

Задачи исследования:: 1. Обосновать роль дизайна костюма как модельного средства преобразования социальных систем.

2. Проанализировать, особенности восприятия костюма и социальной реальности в ходе манипулятивной трансформации массового сознания.

3. Выявить взаимодействие дизайна костюма и мифотворческого потенциала человеческого сознания в социальном пространстве.

4. Исследовать костюм как стратегическое манипулятивное средство создания рафинированного социума.

5; Раскрыть специфику взаимодействия и взаимовлияния дизайна костюма с технологиями управления и манипулирования массовым сознанием.

Гипотезой исследования;выступает предположение о том, что;дизайн костюма как средство управления и. манипулирования массовым сознанием г является моделью конструирования и преобразования социальных систем. Методологические основы и методы исследования. В диссертационном, исследовании продолжаются традиции развития философского мировоззрения и теоретической философии, сформированные в трудах B.C. Барулина [14], Д. Белла [134]; О. Тоффлера [169], К.М. Кантора [70], М. Лифшица [104], А.Ф. Лосева [108-110], П.А. Сорокина [161] и др.

Методологическую основу исследования составили работы ученых, посвятивших свои труды вопросам манипулирования массовым сознанием Г. Шиллера. [191], Г.Г. Дилигенского [51], Г. Блумера [23], Д.В. Ольшанского [134], Е.Л. Доценко [56] и др.

Диссертант основывается на классической методологии, где в основу исследования материала заложены методологические принципы, включающие структурно-функциональный и комплексный подход. При анализе процессов манипулирования массовым сознанием, механизмов воздействия, установки и трансформации массового, сознания,, моделировании идеалов были использованы элементы семиотического анализа. Дизайн костюма рассматривается как междисциплинарный и полифункциональный сегмент, применяемый в целях реформирования социума.

Научная новизна исследования:

1. Дано обоснование дизайну костюма как модели преобразований социальных систем.

2. Проанализированы особенности восприятия костюма в пространстве социальной реальности в ходе манипулятивной трансформации массового сознания.

3. Выявлено взаимовлияние дизайна костюма и мифотворческого потенциала общественного сознания;

4. Дизайнерский образ костюма представлен как стратегическое манипулятивное средство для создания рафинированного социума.

5. Раскрыта специфика взаимодействия и взаимовлияния дизайна костюма с технологиями управления и манипулирования массовым сознанием.

Научно-практическая значимость исследования. Диссертационное исследование имеет теоретический и < практический характер. Его результаты и выводы могут способствовать дальнейшему развитию социальной философии, теории дизайна, социальной психологии и др. Расширение теоретической базы дизайна углубило роль костюма в социуме и динамике цивилизации, раскрыло социальные, технологические связи с механизмами управления и манипулирования массовым сознанием. Материалы данного исследования могут быть использованы в научной, преподавательской и лекционной работе, а также при разработке учебных пособий,. методической, литературы, программ, учебных, лекционных и спецкурсов по философии, социологии, политологии, психологии, дизайну, культурологии, теории коммуникации, теории информации и др. Выводы и результаты диссертации можно применить в практике обучения и подготовке политиков, психологов, искусствоведов, художников, дизайнеров, актеров, режиссеров, специалистов в области рекламы, теории творчества и др. Закономерности взаимовлияния социума и дизайна костюма, раскрываемые в данном исследовании, могут быть эффективно использованы в проектной деятельности дизайнеров, в области политического и социального управления, рекламы, имиджеологии, психологии, журналистики и других сферах.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Дизайн костюма рассматривается в современном обществе как модель преобразования социокультурных отношений. Костюм, создаваемый в дизайнерской деятельности, трансформируется г в конкретную модель и через средства массовой: коммуникации преобразовывает систему ценностей, эстетические эталоны красоты, формирует мировоззрение.

2. Восприятие и оценка семиотических свойств образа,, создаваемого костюмом, порождает определенное ценностно-статусное, стратифицированное и структурированное восприятие социальной реальности, где через образ костюма и под его влиянием программируются условия для ценностно-эмоциональной и образно-символической манипуляции массовым сознанием. Через нормативноценностную сферу сознания дизайн костюма оказывает существенное влияние на уровень и состояние сознания масс.

3. Дизайн костюма через средства массового тиражирования заполняет социокультурное пространство и выступает в роли специфической структуры мифотворчества. Вступая во взаимодействие с мифологическими слоями общественного сознания, он формирует новую мифоритуальную систему, которая закладывает основу иной, трансформированной социальной реальности — с новой системой отношений, образов, норм, идей, которую мы представляем как модель преобразования социальных отношений.

4. Дизайн костюма через свои модельные и предметно-вещественные воплощения предстает стратегическим манипулятивным средством. Он представляет собой не только зеркало общественных устоев, но ш виртуальную реальность, вторичную моделирующую систему и создает одну из дополнительных субъективных, виртуальных реальностей в обществе, наряду с искусством и религией — моду в области одежды. Система модных образов и ценностей формирует систему чувственно-эмоцирнальных ориентиров общественного сознания, которая заставляет действовать массы людей не всегда автоматически-бессознательно, а часто - в соответствии с намерениями координаторов.

5. Дизайн костюма взаимодействует с политическими и другими технологиями управления и манипулирования массовым сознанием, в результате чего появляются дополнительные стимулы или препятствия в социокультурных изменениях. Манипулятивная сила семиотических свойств дизайна костюма заключается в его скрытом действии: ценностное и смысловое смещение осуществляется бессознательно, путем подражания, заимствования, следования моде и духу времени. При этом, на поверхности социальной реальности для индивида сохраняется иллюзия самостоятельности и самодостаточности в реализации своих собственных желаний, целей и идеалов.

Апробация исследования. Результаты исследования неоднократно докладывались на различных научных, научно-теоретических, научно-практических, международных, российских, региональных конференциях, в том числе: «Культура. Искусство. Образование: проблемы и перспективы развития» (Смоленск, 2001); «Кайгородовские чтения» Выпуск 2 (Краснодар, 2002); «Развитие социально-культурной сферы Северо-Кавказского региона» (Краснодар, 2002); «Современная культурология: предмет, методология и методика» (Краснодар, 2002); «Транснациональные проблемы культуры XXI в.» (Краснодар, 2002); «Циклические процессы в природе и обществе» (Ставрополь, 2002); «Человек и общество: на рубеже тысячелетий» Выпуск 11 (Воронеж, 2002); «Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере» (Краснодар, 2003); «Кайгородовские чтения» Выпуск 3 (Краснодар, 2003); «Современная культурология: предмет, методология и методика» (Краснодар, 2003); «Социализация и адаптация молодежи в условиях полиэтнического региона» (Краснодар, 2003), а также в педагогической практике. Основные результаты диссертационного исследования нашли отражение в 11 научных работах автора, общим объемом 3,2 п.л.

Структура и объем, работы. Диссертация состоит из введения, трех глав (каждая из которых включает в себя три параграфа), заключения и списка используемой литературы. Объем работы — 180 страниц, библиография включает 254 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Комова, Светлана Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дизайн представляет собой вид деятельности, основная задача которого заключается в проектировании предметного мира для жизнедеятельности человека, создании гармоничной среды, наиболее полно удовлетворяющей утилитарные, материальные, социальные, культурные и духовные потребности человека. Основополагающей задачей современного дизайна костюма является производство изделий в соответствии с запросом и потребностями человека на условиях не просто сохранения, но и процветания общества. Костюм и его образ выступают в роли социокультурного регулятора потребительского общества необходимого для его функционирования и воспроизводства.

В то же время, дизайнерская деятельность не только утилитарна. Это также сфера искусства, где гармонично сочетаются декоративность и функциональность, лаконичность форм и чистота линий. Дизайн представляет собой одно из проявлений искусства, где взаимодействуют эстетика и научный прогресс.

Дизайн костюма принадлежит миру культуры и является общественным отношением между индивидами. Костюм характеризует личность через анализ уровней ее развития, развернутых в общественных взаимоотношениях. Он имеет непосредственное отношение к реальному образу жизни, ценностям и мотивам общественного человека.

Образ костюма как элемент культуры, формируемый через дизайнерскую деятельность, содержит в себе совокупность общезначимых критериев, которые организовывают и координируют отношения между людьми. Это порождает особую сферу взаимоотношений, где существует единство норм восприятия, а также взаимодействие человека и цивилизации. Благодаря этому они развивают общественные отношения, в которых каждый из индивидов формирует и демонстрирует свои человеческие возможности. Таким образом, дизайн костюма и результаты его деятельности играют активную роль в социальном пространстве и формируют в себе следующие функции: творческую, эстетическую, преобразовательную, познавательную, информационную, коммуникативную, общественно-бытовую, развлекательную и др.

В современном пространстве дизайн костюма выступает в качестве одного из средств управления и; манипулирования массовым сознанием. Природа манипуляции заключается в присутствии двойственного воздействия — наравне с открыто демонстрируемым сообщением координатор отправляет адресату закодированный сигнал. Это скрытое: влияние базируется на недостаточных знаниях, которыми располагает адресат, а также на его способность образовывать в собственном; сознании* образы, вырабатывающие необходимые чувства, мнения и поведение. Координаторы моделируют и формируют механизмы интеграции сознания, дают установку на необходимые общечеловеческие ценности, интересы, потребности, ориентиры, стереотипы, вкусовые предпочтения, результатом которых является создание рафинированной; виртуальной реальности и последующих программированных действий масс.

С помощью * одежды манипуляторы конструируют и вырабатывают у людей избирательную преемственность, акцентуированное постижение реальности или ее образов. В технологиях влияния стратегические действия по коррекции и установке базовых ориентиров основываются на знании механизмов человеческой психики и природы человеческого разума.

Манипуляция, как мероприятие, проводимое в общественном пространстве, базируется:на условиях, активизирующих или сдерживающих определенные факторы. Это порождает цепочки социальной причинности, которые становятся исходными положениями для социальной реорганизации. При подготовке избирательных преобразований координаторы учитывают предпосылки манипуляции и- разрабатывают сценарий воздействий, в котором анализируются специфика ситуации и объект влияния. Для успешного проведения мероприятий подготавливается адресат, моделируются и организовываются необходимые условия или рафинированная виртуальная реальность. Формирование и подбор манипулятивных обстоятельств основываются на контроле внешних переменных ситуаций — физическое окружение, культурный и социальный контексты.

Развитие информационного поля современной цивилизации преобразовывает взаимоотношения между дизайном костюма и массовыми вкусами, интересами, образами. Технологи применяют коммуникационные средства (печать, радио, телевидение) для проведения информационных реформаций в качестве эффективного орудия власти и контроля, влияния, в том числе, на традицию и нормативную систему общества в целом. Основными инструментами формирования массы становится унификация ценностей; мыслей, чувств и поведенческих реакций. Омассовление общества сопровождается развитием; пропаганды, рекламы и популярной (массовой) культуры. Общественное мнение, в свою очередь, координирует преобразования в дизайне и является двигателем научного прогресса, идей. Дизайн костюма синтезирует знания, которые накоплены человечеством или востребованы манипуляторами. Он воссоздает их через образы, сохраняя, передавая, а также формируя основу для создания новых познаний.

Дизайн реформирует окружающую реальность, посредством введения и учреждения новомодных идей,, учений,, теорий, направленных в заранее запрограммированное русло. Он выступает в роли специфической структуры мифотворчества, которая порождает динамичные, особенно влиятельные метаморфозы образа жизни; и поведения масс; людей, развивает и интерпретирует миф в социальном пространстве. Конструкция модели определенной мифоритуальной среды, порождаемой с помощью образов дизайна костюма, закладывается в основные принципы общественных инноваций, результатом которых становится создание новой социальной реальности. Отношение человека к костюму — это тончайшая связь с окружающей реальностью и социальными институтами. Символичность одежды имеет не только внешний, но и глубоко . внутренний смысл. Система таких взаимоотношений устанавливает и формирует в массах, прежде всего, определенную эмоционально-чувственную атмосферу и соответствующий эмоциональный тонус жизнедеятельности и общения. Однако знаково-семиотические свойства дизайна костюма организовывают и трансформируют не только эмоциональные, но и образные состояния сознания. Они также формируют мировоззрение и выступают в качестве составных элементов управления, манипулирования массовым сознанием и поведением людей в обществе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Комова, Светлана Владимировна, 2004 год

1. Акилова З.Т. Моделирование одежды на основе принципа трансформации / З.Т. Акилова, Г.И. Петушкова, А.А. Пацявичуте. — М., 1995. -320 с.

2. Акша Р. Создание эффективной рекламы: Практическое руководство по креативной деятельности / Р. Акша. — М.: ООО Вершина, 2003. 84 с.

3. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика) Т. 1 / В.М. Аллахвердов. — СПб., 2000 — 260 с.

4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. СПб., 2000. - 200 с.

5. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. — М.: Асток-Пресс, 1998.- 340 с.

6. Андреева Р.П. Энциклопедия моды / Р.П. Андреева. — СПб., 1997. -360с.

7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. — М., 1974.-234 с.

8. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество: Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века / В.Р. Аронов-М., 1987.-310 с.

9. Аронсон Э. Теория диссонанса: прогресс и проблемы / Э. Аронсон // Современная зарубежная социальная психология. — М., 1990. — С. 120-128.

10. Баранец С.Н. Смысл для истории: о способах субъективной самореализации / С.Н. Баранец // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Международный сборник научных трудов. Вып. 11. Воронеж:

11. Государственное образовательное учреждение «Воронежский государственный педагогический университет», 2002. — С. 42-46.

12. Баранцова JI.H. Эстетический вкус как необходимый компонент духовной культуры / JI.H. Баранцова // Духовная культура и формирование личности: Материалы научной конференции. — Краснодар, 1989. — С. 55-57.

13. Барт Р. Мифологии / Р. Барт. М., 1997. - 290 с.

14. Барулин B.C. Основы социально-философской антропологии / B.C. Барулин. М.: ИКЦ «Академкнига», 2002. - 455 с.

15. Баскаков А. Особенности национального мифотворчества / А. Баскаков. // ЛидеР. 1999. - №7. - С. 18-26.

16. Бердяев Н.А. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. М.: Изд-во «Правда», 1989.-248 с.

17. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. -М.: Изд-во «Правда», 1989. — 460 с.

18. Бескова И.А. Эволюция и сознание: (когнитивно-символический анализ) / Ин-т философии РАН / И.А. Бескова. — М., 2001. — 268 с.

19. Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Под общ. ред. А.С. Прангишвили, А.Е. Шерозия, Ф.В. Бассина. Тбилиси, 1985. -500с.

20. Бессонов Б.Н. Идеология духовного подавления / Б.Н. Бессонов. М., 1971.-295 с.

21. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2-х т. Т. 1. Психика и жизнь / В.М. Бехтерев; Под ред. Г.С. Никифорова, JI.A. Коростылевой. СПб., 1999 - 260 с. '

22. Блакар P.M. Язык как инструмент социальной власти (теоретико-эмпирические исследования языка и его использования) / P.M. Блакар // Язык и моделирование социального взаимодействия. — М., 1987. С. 88-112.

23. Блумер Г. Американская социологическая мысль / Г. Блумер. — М., 1994.-327 с.

24. Борисов Б.П. Проблемный метод к изучению категорий эстетического художественного искусства / Б.П. Борисов // Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса: Методические рекомендации. -Краснодар, 1988. С. 78-80.

25. Борисов Б.П. Социализация личности средствами искусства / Б.П. Борисов // Культура. Творчество. Человек. Ч. I. Социально-политические науки: Тезисы научной конференции. Самара, 1991. — С. 41-43.

26. Борчиков С.А. Творческое воображение / С.А. Борчиков. М.: МАКС Пресс, 2001.-84 с.

27. Брудный А.А. К теории коммуникативного воздействия / А.А. Брудный // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. -М., 1977.-С. 39-42.

28. Брун В. История костюма от древности до нового времени / В. Брун, М. Тильке. -М.: Эксмо, 1997.-463 с.

29. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Дж. Брунер. — М.: Прогресс, 1977. 430 с.

30. Вайткумене JI. Психотехнические средства буржуазной пропаганды / JI. Вайткумене // Коммунист. Вильнюс. - 1984. — № 10. - С. 62-64.

31. Власова В.Б. Традиция как социально-философская категория / В.Б. Власова // Философские науки. 1980. - N 4. - С. 32-47.

32. Волкогонов Д.А. Психологическая война / Д.А. Волкогонов. М., 1983. -352 с. '

33. Вольтер Г.А. Место традиций в системе общественного сознания / Г.А. Вольтер. — Минск, 1977. — 41 с.

34. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / JI.C. Выготский; Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М., 1982. - 380 с.

35. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и как социальный институт / Д.П. Гавра. — СПб., 1995. — 128 с.

36. Гаджиев К.С. Политическая наука / К.С. Гаджиев // Сорос -Международные отношения. Гл. XIV-XV. — М., 1994. — 420 с.

37. Глазычев В. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе / В. Глазычев. М., 197-. — Режим доступа: http://www.glazychev.ru/ books/design /design.doc. — Загл. с экрана.

38. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. -М., 1987.- 186 с.

39. Горин С. Некоторые шаблоны гипнотической речи / С. Горин. — М., 200-. Режим доступа: http://castle.ssu.samara.ru/NLP/gorin4.html. - Загл. с экрана.

40. Горина Г.С. Моделирование формы одежды / Г.С. Горина. М., 1981. -180 с.

41. Горлова И.И. Мир информации: общество и личность / И.И. Горлова // Наука Кубани. 1997. -№ 1. - С. 28-30.

42. Гофман А.Б. Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения / А.Б. Гофман. М., 1994. - 328 с.

43. Грачев Г.В. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / Ин-т философии РАН / Г.В. Грачев, И.К. Мельник. М.: ИФРАН, 1999. - 230 с.

44. Гриценко В.П. Семиотическая реальность, семиотическая машина и семиосфера / В.П. Гриценко. Краснодар, 2000. - 250 с.

45. Грищенко А.А. Личность как мир культуры / А.А. Грищенко // Кайгородовские чтения: Материалы научно-практической конференции. Вып. 2. Краснодар, 2002. - С. 4-6.

46. Гропиус В. К художественному синтезу культуры / В. Гропиус // Декоративное искусство СССР. 1965. - № 4. - С. 14-18.

47. Давидович В.Е. Теория идеала / В.Е. Давидович. Ростов н /Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1983. - 184 с.

48. Денисов Н.Г. Культуродигма образования: иерархия ценностей и государственная политика / Н.Г. Денисов // Наука Кубани. 1998. — № 2. — С. 3-11.

49. Денисов Н.Г. Мир ценностей и'молодежная политика / Н.Г. Денисов // Кубань: проблемы культуры и информатизации. 1998. — № 2. — С. 3-8.

50. Дзеконьска-Козловска А. Женская мода XX века / А. Дзеконьска-Козловска. М., 1977. - 340 с.

51. Дилигенский Г.Г. Массовое политическое сознание в условиях современного капитализма / Г.Г. Дилигенский. // Вопросы философии. — 1971.-№9.-С. 56-57.

52. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология: Учебное пособие для высших учебных заведений / Г.Г. Дилигенский. — М., 199-. — Режим доступа: http://www.auditorium.ru/ books/225/index. html. Загл. с экрана.

53. Дмитриева Н.А. Загадки мира моды: Очерки о культуре моды / Н.А. Дмитриева. Донецк, 1998. - 280 с.

54. Добрынин Н.Ф. Проблемы сознания / Н.Ф. Добрынин. М., 1966. -С. 172-185.

55. Доскин А. Анатомия цвета / А. Доскин // Наука и жизнь. — 1978. — № 4. -С. 104-115.

56. Доценко Е.В. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е.В. Доценко. М.: «ЧеРо», «Юрайт», 2000. - 344 с.

57. Евстратова А.И. Историческая эпоха и женская мода: Из истории жен. рус. народ, костюма X-XIX вв.: Учебное пособие / А.И. Евстратова, A.M. Евстратов. — Кострома: Костром, технол. ун-т, 1999. 258 с.

58. Журавлев В. Сверхчувственное восприятие и его использование / В. Журавлев. — М., 200-. Режим доступа: http://www.etel.dn.ua/~psychology/ stat/PsiFaktor/SverhCh.htm. - Загл. с экрана.

59. Журавлева И.А. Ценностные ориентации в механизме информации российского общества / И.А. Журавлева // Культура. Искусство.

60. Образование: проблемы и перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции. — Смоленск: СГИИ, 2001. С. 338-400.

61. Зайцев В.М. Такая изменчивая мода / В.М. Зайцев. — М., 1983. — 280 с.

62. Зимбардо Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. — СПб.: Питер, 2001. -448 с.

63. Зобов-Р.А. Социальная мифология России и проблемы адаптации: Учебное пособие / Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. -128 с.63. . Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998; — 320 с.

64. Кабаченко Т.С. Активизация человеческого фактора: методы психологического воздействия / Т.С. Кабаченко // Психологический журнал. — 1986. — № 4. С. 11-22.

65. Казаринова В.И. Красота, вкус, экономика / В.И. Казаринова. — М., 1985.- 180 с.

66. Канетти Э. Масса и власть / Э. Канетти. М., 1960 - 225 с.

67. КанкеВ. Философия /В. Канке.-М., 1994.- 184 с.

68. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант. М.: Мысль, 1994. — 270 с.

69. Кант И. Сочинения. Т. 5 / И. Кант. М., 1966. - 580 с.

70. Кантор К.М. Красота и польза. Социологические вопросы материально-художественной культуры / К.М. Кантор. -М.: Искусство, 1967. 160 с.

71. Капчеля В.И. Национальные традиции: сущность, генезис, перспективы развития / В.И. Капчеля. — Кишинев: Штиинца, 1991. 82 с.

72. Кара-Мурза С. Манипуляции сознанием / С. Кара-Мурза. — М., 200-. -Режим доступа: http:// freak2k.narod.ru/karamurza4/htm. Загл. с экрана.

73. Кассирер Э. Избранное: Индивид и космос: Пер. с нем. / Академия исследований культуры / Э. Кассирер. М., СПб.: Университетская книга, 2000.-653 с.

74. Кассирер Э. Сила метафоры 7 Э. Кассирер // Теория метафоры. — М., 1990.-152 с.

75. Кассирер Э. Техника современных политических мифов / Э. Кассирер // Вестник моек, ун-та. Сер. 7. - Философия. - 1990. — С. 58-60.

76. Козлова Т.В. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды / Т.В. Козлова. — М., 1990. — 278 с.

77. Колев. Миф / Кол ев. — М., 199-. — Режим доступа: http://kolev3.narod.ru • /Boors/Vith/gll/html. Загл. с экрана.

78. Колесов. Язык и ментальность: Лекция / Колесов. — М., 199-. Режим дocтyпa:http://www.auditorium.ш.////index.php?a=presdir&c=getForm&r=iscDes c&isciciplineid=27. - Загл. с экрана.

79. Коммиссаржевский Ф.Ф. История костюма / Ф.Ф. Коммиссаржевский. -М.: Литература, 1998. -496 с.

80. Комова С.В. Дизайн как составляющий фактор сознания / С.В. Комова // Циклы: Материалы междисциплинарного научного семинара вузов СевероКавказского региона. Ч. 1. — Ставрополь, 2002. — С. 57-61.

81. Комова С.В; Дизайн как социокультурный фактор развития общества / С.В. Комова // Культура. Искусство. Образование: проблемы, перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции. -Смоленск: СГИИ, 2001.-С. 150-153.'

82. Комова С.В. Дизайн костюма как полифункциональный сегмент социальной модели общества7 С.В. Комова // Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере: Материалы научно-практической конференции. — Краснодар, 2003. — С. 219-228.

83. Комова С.В. Дизайн костюма как средство формирования сознания молодежи / С.В. Комова // Социализация и адаптация молодежи в условиях полиэтнического региона: Материалы региональной научно-практической конференции. Краснодар, 2003. — С. 279-287.

84. Комова С.В. Роль дизайна в' массовом сознании / С.В. Комова // Современная культурология: предмет, методология и методика: Сборник научных трудов. Краснодар, 2003. — С. 353-359.

85. Кон И. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире: Лекции МГУ им. М. Ломоносова / И. Кон // ВВШ. 2001. - № 11. - С. 15-32.

86. Корзун Н. Рок, игры, мода, реклама / Н.В. Корзун. — М.: «Советская Россия», 1989.- 136 с.87. . Короткова Л.Н. Социология общественного мнения: Конспект лекций / Л.Н. Короткова. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 68 с.

87. Которн Н. История моды в XX веке / Н. Которн. М., 1998. - 450 с.

88. Кудимова Л.Н. Проектирование и моделирование коллекций одежды / Л.Н. Кудимова. М., 1983. - 236 с.

89. Кузьмина Т.А. Философия и обыденное сознание / Т.А. Кузьмина. М., 1980.-432 с.

90. Кучеренко В.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ / В.В. Кучеренко, В.Ф. Петренко, А.В. Россохин // Вопросы психологии. 1998. - № 3. - С. 70-77.

91. Кэррол Э. Психология эмоций: Перев. с англ. / Э. Кэррол, К.Э. Изард. -СПб.: Питер, 2000. 464 с.

92. Лебедев И.Б. Психика. Сознание. Бессознательное: Монография / И.Б. Лебедев. М.: Моск. акад. МВД России, 2002.

93. Ле Бон Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. СПб., 1896. - 450 с.

94. Левашева А.А. Мода (К 50-летию со дня рождения) / А.А. Левашева // Техническая эстетика. — 1968. № 6. — С. 28-37.

95. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное, в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. М., 1999 - 248 с.

96. Леви-Строс К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс. — М.: Республика, 1994. 168 с.

97. Левит С .Я. Культурология XX век: Антология / С.Я. Левит. М: Юрист, 1995.-728 с.

98. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. — 238 с.

99. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. — М., 1972.-320 с

100. Либоракина М.И. Обретение силы: российский опыт. Пути преодоления дискриминации в отношении женщин (культурное измерение) / М.И. Либоракина. М., 200-. — Режим доступа: http://www.a-.ru/women/ texts/genderr.htm. - Загл. с экрана.

101. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна / Ж.Ф. Лиотар. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Апетейя, 1998. 184 с.

102. Литвинова Л.М. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды / Л.М. Литвинова, И.О. Леонидова, Л.Ф. Турчановская. М., 1972. - 235 с.

103. Лифшиц М. Об идеальном и реальном / М. Лифшиц // Вопросы философии. 1984.-№ 10.-С. 140-145.

104. Локофф Дж. Метафоры, которыми мы живем. / Дж. Локофф, М. Джонсон // Теория метафоры. М., 1990. - 426 с.

105. Ломбер Дж. Пол как социальная категория / Дж. Ломбер // TESIS. Вып. 6.-М., 1994.-С. 45-51.

106. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. - 380 с.

107. Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. — М.: Политиздат, 1990. -300с.

108. Лосев А.Ф. Диалектика творческого акта (краткий очерк) / А.Ф. Лосев. -М., 1982. -260 с.

109. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики / А.Ф. Лосев // Форма. Стиль. Выражение. М., 1995. - 108 с.

110. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста / Ю.М. Лотман. Л., 1982. -268 с.

111. Ляпина Т.В. Политическая реклама / Т.В. Ляпина. Киев, 2000. - 183 с.

112. Малахов В.А. Культура и человеческая целостность / В.А. Малахов. -Киев, 1984.-328 с.

113. Мамардашвили М.К. Символ и сознание / М.К. Мамардашвили, A.M. Пятигорский. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — 124 с.

114. Маркс К. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений / К. Маркс, Ф. Энгельс, JI. Фейербах. М., 1980. -287 с.

115. Маркс К. Сочинения. В 50 т. Т. 40. / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Госполитиздат, 1979. - 420 с.

116. Маркс. К. Сочинения. В 50 т. Т. 46. Ч. 1 / К. Маркс, Ф. Энгельс. —М.: Госполитиздат, 1982.-360 с.

117. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа / Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького РАН / Е.М. Мелетинский. — М.: Восточная литература, 2000. — 407с.

118. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденция развития / И.С. Мелюхин. М.: Издательство МГУ, 1999. — 208 с.

119. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии / С. Милграм. -СПб.: Питер, 2001. 336 с.

120. Митина О.В. Синергетическая модель динамики политического сознания / О.В. Митина, В.Ф. Петренко. М., 199-. — Режим доступа: http:// politcom.ru/jour68.php. — Загл. с экрана.

121. Митькин А.А. О роли индивидуального и коллективного сознания в социальной динамике / А.А. Митькин // Психологический журнал. -1999. — Т. 20. № 5 - С. 105-111.

122. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: Учебное, пособие / Р.И. Мокшанцев; Науч. ред. М.В. Удальцова. М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. — 230 с.

123. Моль А. Социодинамика культуры / А. Моль. — М.: Прогресс, 1973. — 406 с.

124. Московичев С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях / С.Г. Московичев. Киев: Наукова Думка, 1975. — 360 с.

125. Московичи С. Век толп / С. Московичи // Психология масс. М., 1998. - С. 52-83'.

126. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения: Лекции / А.П. Назаретян. М.: ПЕР СЭ, 2001. - 112 с.

127. Налимов В.В. Реальность нереального. Вероятностная модель бессознательного / В.В. Налимов, Ж.А. Дрогалина. — М., 1995. — 258 с.

128. Немец Г.П. Прагматические средства выражения модальности в русском языке / Г.П. Немец. Харьков, 1991. - 182 с.

129. Никольская И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, P.M. Грановская. СПб., 2000 - 154 с.

130. Ниренберг Дж. Читать человека как книгу / Дж. Ниренберг, Г. Калеро. - М., 1990. - 250 с.

131. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания / Э. Ноэль-Нойман. М., 1996. - 286 с.

132. Обозов Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов. — Л., 1979. — 326 с.

133. Ольшанский Д.В. Психология масс / Д.В. Ольшанский. — СПб: Питер, 2001.-368 с.

134. Орлова Л. Азбука моды/ Л. Орлова. -М.: Просвещение, 1988.-225 с.

135. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс: Пер. с фр. / X. Ортега-и-Гассет. — М., 199-. Режим доступа: http://orel.rsl.ru/nettext/foreign/ortega-i-gtasse/ vostanie %20mass.htm. - Загл. с экрана.

136. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет. М., 1991. - 450 с.

137. Пармон Ф.М. Композиция костюма / Ф.М. Пармон. М.: Легпромбытиздат, 1997.— 318с.

138. Пармон Ф.М. Художественное моделирование промышленных образцов / Ф.М. Пармон, М.О. Вадеева. М., 1986. - 265 с.

139. Пармон Ф.М. Эстетика форм и конструкций (в историческом аспекте) / Ф.М. Пармон. М., 1982. - 136 с.

140. Петров Л.В. Мода как общественное влияние / Л.В. Петров. — Л., 1974. 260 с.

141. Петровский А.В. Социальная психология коллектива / А.В. Петровский, В.В. Шпалинский. М., 1978. - 280 с.

142. Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования / В.Д. Плахов. М.: Мысль, 1982. — 220 с.

143. Пленков О.Ю. Мифы нации против мифов демократии / О.Ю. Пленков.- СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. 214 с.

144. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история / Б.Ф. Поршнев. Ml: Наука, 1966. — 357 с.

145. Поршнев Б.Ф. Элементы социальной психологии: Проблемы общественной психологии / Б.Ф. Поршнев. М.: Наука, 1965. — 240 с.

146. Потребня А.А. Символ и миф в народной культуре / А.А. Потребня. — М.: Лабиринт, 2000. 114 с.

147. Проблемы дизайна костюма и пути их исследования: Сборник научных трудов.-М., 1997.-260 с.

148. Психология сознания / Сост. и общая ред. Л.В. Куликова. — СПб.: Питер, 2001.-480 с.

149. Райгородский Д.Я. Психология масс: Хрестоматия / Д.Я. Райгородский.- Самара: Издательский дом «БАХРАХ М», 2001. — 592 с.

150. Райгородский Д.Я. Реклама: внушение и манипуляции: Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики / Д.Я. Райгородский. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ — М», 2001.-752 с.

151. Райков В.Л. Гипнотическое состояние сознания как форма психического отражения / В.Л. Райков // Психологический журнал. — 1982. — Т. 3. -№ 4. С. 104-113.

152. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн; АН СССР. — М., 1957.-285 с.

153. Рудницкая Н.А. Виды социальных идеалов и их функция в обществе / Н.А. Рудницкая. М., 1986. - 36 с.

154. Сагатовский В.Н. Социальное проектирование (к основам теории) / В.Н. Сагатовский // Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. — Томск, 1980. С. 83-89.

155. Семенов В.Е. Россия сегодня: новые горизонты сознания / В.Е. Семенов; Отв. ред. В.Н. Келасьев. СПб., 1994 - С. 28-41.

156. Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию / Е.В. Сидоренко // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997 - С. 125-141.

157. Симонов П.В. Сознание и сопереживание / П.В. Симонов // Психологический журнал. — 1996. Т. 17. - № 3. — С. 4-8.

158. Соколов Э.В. Культура и личность / Э.В. Соколов. Л., 1972. - 370 с.

159. Сомова Е.Г. Я увидел это по радио (звуковая метафора в радиоречи): Монография / Е.Г. Сомова. — Краснодар: КубГУ; КсЭИ, 2002. 183 с.

160. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. — М., 1992.-638 с.

161. Степанов Г.П. Композиционные проблемы синтеза искусств / Г.П. Степанов. Л., 1984. - 356 с.

162. Стриженова Т.К. Из истории советского костюма / Т.К. Стриженова. -М., 1972.-234 с.

163. Супрун А.И. Почему мы так одеты? / А.И. Супрун, Г.Ю. Филановский. -М., 1990.- 180 с.

164. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений / И.В. Суханов. М., 1976. - 87 с.

165. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма / Н.М. Тарабукин. — М., 1994.-324 с.

166. Теория и методология тендерных исследований: Курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. М.: МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001. - 416 с.

167. Толстых В.И. Общественное сознание и его формы / В.И. Толстых. — М., 1986.-284 с.

168. Тоффлер О. Третья волна / О. Тоффлер. М.: Прогресс, 1984. — 257 с.

169. Туев В.А. Человеческие потребности: эскиз философской теории / В.А. Туев. М., 199-. - Режим доступа: http:/isea.ru/Russian/lib/books/ list. htm. -Загл. с экрана.

170. Узнадзе Д.Н. Психология установки / Д.Н. Узнадзе. СПб.: Питер, 2001.-416 с.

171. Ульяновский А. Мифодизайн рекламы / А. Ульяновский. — СПб., 1995. -110 с.

172. Ушаков Г.К. Проблемы сознания / Г.К. Ушаков. — М., 1966 — 187 с.

173. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России / О.А. Феофанов. — СПб.: Питер, 2000. 326 с.

174. Фестингер. Современная зарубежная социальная психология: Тексты: Пер. / Фестингер. -М., 1984. С. 90-120.

175. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции / 3. Фрейд. — СПб.: Питер, 2001.-384 с.

176. Фрейд 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. М.: Просвещение, 1989.-448 с.

177. Фром Э. Душа человека /Э. Фром.-М., 1992.-288 с.

178. Хайдеггер М. Время и бытие / М. Хайдеггер. М., 1993. - 447 с.

179. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» / М. Хайдеггер // Вопросы философии. 1990.-№ 7. - С. 166-170.

180. Храмов В.Б. Системный подход категории «деятельность» и «культура» в эстетике / В.Б. Храмов. М., 1985. - 136 с.

181. Художник, вещь, мода: Сборник. М., 1988. - 240 с.

182. Цуладзе А. Большая манипулятивная игра / А. Цуладзе. — М.: Алгоритм, 2000. 336 с.

183. Цуладзе А. Политические манипуляции или покорение толпы / А. Цуладзе. М., 1999. - 156 с.

184. Цыганкова Э. У истоков дизайна / Э. Цыганкова. М.: Наука, 1977. -268 с.

185. Цыганов М. О манипуляции общественным сознанием в демографических обществах / М. Цыганов. — М., 200-. — Режим доступа: http://pms.orthodoxy.ru/demogra/00012. htm. Загл. с экрана.

186. Чагин Б.А. Структура и закономерности общественного сознания / Б.А. Чагин.-Л., 1982.-385 с.

187. Чубукова Е.И. Мифологическая концепция коммуникации / Е.И. Чубукова // Смыслы мифа: мифология в истории и культуре: Сборник. Вып. 8. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — 300 с.

188. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга / Н.И. Чуприкова. М.: Наука, 1985. - 240 с.

189. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. М.: Гуманит. изд-ский центр ВЛАДОС, 1999. - 512 с.

190. Шиллер Г. Манипуляторы сознания / Г. Шиллер; Пер. с англ.; науч. ред. Я.Н. Засурский. М.: Мысль, 1980. — 326 с.

191. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр. -Мн.: Изд-во Попурри, 1999. 393 с.

192. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность / А. Шопенгауэр. — М.,1992.-448 с.

193. Шорохова Е.В. Проблемы сознания в философии и психологии / Е.В. Шорохова. М., 1961. - 350 с.

194. Шорохова Е.В. Социально-психологические проблемы воспитания всесторонне развитой личности / Е.В. Шорохова // Социальная психология личности. М., 1979. - С 5-24.

195. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории / О. Шпенглер; Пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К.А. Свастьяна. — М.: Мысль,1993. (Б-ка «Филос. наследие»). — Т. 1: Гештальт и действительность. -667с.

196. Шугаева В.М. Орнамент на ткани / В.М. Шугаева. — М., 1969. — 154 с.

197. Юнг К.Г. Аналитическая психология и психотерапия / К.Г. Юнг; Сост. и общ. ред. В.М. Лейбина. СПб.: Питер., 2001 - 512 с.

198. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное: Сборник / К.Г. Юнг; Пер. с англ. и науч. ред. А.А. Алексеева. СПб.: Университетская книга, 1997. — 328 с.

199. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуализации / К.Г. Юнг. -М., 1996. -320 с.

200. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве / К.Г. Юнг. М, 1992. - 290 с.

201. Юнг К.Г. Человек и его символы / К.Г. Юнг. СПб., 1996. - 360 с.

202. Юрьев A.M. Введение в политическую психологию / А.М. Юрьев. — СПб., 1992.-230 с.

203. Якобсон P.O. Звук и значение / P.O. Якобсон // Фоносемантические идеи в зарубежном языкознании. JL, 1990. - 237 с.

204. A Modern Dictionary of Sociology / Edd. G.A. Theogorson and A.G. Theogorson. N.Y., 1969. - 580 p.

205. Bern S.L. The lenses of gender: transforming the debate on sexuality / S.L. Bern. New Haven and London: Yale University Press, 1993 - 320 p.

206. Beniger J.R. Personalization of Mass Media and the Growth of Pseudo-Community / J.R. Beniger // Communication research. Vol. 14, 8. Beverly Hills; L., 1967.-P. 352-371.

207. Bochner A.P. Perspectives on inquiry: representation and conversation reflection / A.P. Bochner; Ed.: M.L. Knapp. Beverly Hills: Sage, 1985. - 338 p.

208. Brock T.C. Debriefing and susceptibility to subsequent experimental manipulations / T.C. Brock, L.A. Becker // Journal of Experimental Social Psychology. 1966. - 2 (3). - P. 314-323.

209. Farr R.M. Les representationse sociales / R.M. Farr. // Psychologie sociale. — P., 1984.-380 p.

210. Goodin R.E. Manipulatory politics / R.E. Goodin. Yale U.Pr. N. Haven; L., 1980.-250 p.

211. Jaspars J. Cross-cultural interaction, social attribution and intergroup relations / J. Jaspars, M. Newstone // Cultures and contacts: studies in cross-cultural interactions. Vol. 1. Oxford, 1982. - 260 p.

212. Key W.B. The age of manipulation: The con in confidence, the sin in sincere / W.B. Key. N.Y.: Holt, Cop, 1989. - 296 p.

213. Koch J.W. Assessments of group influence, subjective political competence and interest group membership / J.W. Koch // Political Behaviour. 1993. - Vol. 15.-N4.-P. 309-325.

214. Le Bon G. The Psychology of the Peoples / G. Le Bon. L.: Academic Press, 1899.-384 p.

215. Lentz J.D. Effective handling of manipulative persons / J.D. Lentz. — Thomas, C.C, 1989. 100 p.

216. McGuire W.J. The Nature of Attitudes and Attitude Change / W.J. McGuire // Handbook of Social Psychology. L., 1985. - 450 p.

217. Paine S.C. Persuasion, manipulation and dimension / S.C. Paine // J. of Politics. 1989. -51,1. Feb. - P. 31-47.

218. Pandey J. Attribution and evaluation of manipulative social behavior / J. Pandey, A.K. Singh // The Jornal of Social Psychology. 1988. - 126 (6). -P. 735-744.

219. Proto L. Who's pulling your strings? How to stop being manipulated by your own personalities / L. Proto. Wellingborough. Thorswis, 1989. — 144 p.

220. Riker W.H. The art of Political Manipulation / W.H. Riker. New Haven, L, 1986.-156 p.

221. Rudinow J. Manipulation / J. Rudinow // Ethics. — 1978. Vol. 88. - July. -4.-P. 338-347.

222. Sniderman P.L. Interrelationship of Political Ideology and Public Opinion / P.L. Sniderman, Ph.E. Tetlock; Ed. M.G. Hermann // Political Psychology. San Francisco; L., 1986. - P. 63-67.

223. Stoller R. Sex and Gender. On the Development of Masculinity. Sience House / R. Stoller. New York, 1968 - 340 p.

224. Wolfinger R.E. Dynamics of American Politics / R.E. Wolfinger, M. Shapiro, F:I. Greenstein. N.Y., 1980. - 244 p.1. Диссертации:

225. Иванова Ю.В. Традиции и их роль в политической жизни общества: Диссертация на соискание ученой степени канд. филос. наук: 09.00.11. / Ю.В. Иванова: М., 1994:-163 с.

226. Лаврентьев А.Н. Традиции и эксперимент в отечественном дизайне 1920-х 1990-х годов: Диссертация в виде науч. докл. на соискание ученой степени д-ра искусствоведения: 17.00.06. / А.Н. Лаврентьев. — М., 1996. — 60с. Авторефераты:

227. Аленина Р.А. Социальная природа традиций и их роль в жизни и развитии общества: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филос. наук: 09.00.11. / Р.А. Аленина. М.: Изд-во МГУ, 1977. - 24 с.

228. Антонов А.В. Происхождение эстетической ценности как проблема социальной философии: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филос. наук: 09.00.11. / А.В1 Антонов. Пермь, 1992. — 20 с.

229. Бельке Т.В. Создание бионической модели функционирования моды в костюме: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. техн. наук: 05.19.07. /Т.В. Бельке.-М., 1996.- 16 с.

230. Горгошадзе М.Б. Место традиций в структуре общественного сознания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд., филос. наук: 17.00.06. / М.Б. Горгошадзе. Тбилиси, 1988.

231. Горюнова: Ю.А. Феномен дизайна в культуре социума: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филос. наук: 24.00.01. / Ю.А. Горюнова. Саранск, 2003. - 15 с.

232. Гриценко В.П. Культура как знаково-семиотическая система: Автореферат диссертации на соискание ученой степени д-ра филос. наук: 09.00.01. / В.П. Гриценко. М., 2000. - 42 с.

233. Елинер И.Г. Оптимизирующие факторы алгоритма поиска дизайнерского решения: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. искусствоведения: 17.00.06. / И.Г. Елинер. М., 2001. — 22 с.

234. Казбулатова Г.Х. Костюм и знаково-эстетическая деятельность: На примере традиционных костюмов народов Башкортостана: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филос. наук: 09.00.04. / Г.Х. Казбулатова. М., 2002. - 17 с.

235. Калдагова И.В. Влияние доминирующего психотипа личности на цикличность изменения стилей костюма: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. техн. наук: 17.00.06. / И.В. Калдагова. — М., 2002.-15 с.

236. Катаева Е.Г. Философско-эстетический анализ проблемы художественной традиции: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филос. наук: 09.00.11. / Е.Г. Катаева. М., 1988. - 25 с.

237. Кириллов Н.П. Массовое сознание как объект социологического анализа: (Вопросы теории и методологии): Автореферат диссертации на соискание ученой степени д-ра филос. наук: 09.00.11. / Н.П. Кириллов. -Томск, 1995.-48 с.

238. Кирсанова P.M. Костюм в русской художественной культуре 18 — первой половины 20 вв.: Автореферат диссертации на соискание ученой степени д-ра искусствоведения: 17.00.04. / P.M. Кирсанова. М., 1995. - 46 с.

239. Коломоец Т.П. Дизайн в современном социокультурном пространстве: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. культурологии: 24.00.01. / Г.П. Коломоец. Краснодар, 2003. - 20 с.

240. Мосорова Н.Н. Философия дизайна: социально-антропологические проблемы: Автореферат диссертации на соискание ученой степени д-ра филос. наук: 09.00.13. / Н.Н. Мосорова. Екатеринбург, 2001. - 42 с.

241. Немченко Л.М. Художественная традиция: сущность и функционирование: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филос. наук: 17.00.06. / Л.М. Немченко. Свердловск, 1987. - 19 с.

242. Осичнюк Е.В. Общественный идеал и социальная сущность человека как философско-мировоззренческая проблема:: Автореферат диссертации на соискание ученой степени д-ра филос. наук: 09.00.11. / Е.В. Осичнюк. Киев, 1982.-17 с.

243. Самардак Н.Н: Философско-мировоззренческие аспекты формирования и функционирования общественного идеала: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филос. наук: 09.00.11. / Н.Н. Самардак. — Киев, 1986. 17 с.

244. Сахибгоряев В.Х. Формирование массового сознания фашизма (на материале гитлеровской Германии): Автореферат диссертации на соискание- ученой степени канд. филос. наук: 09.00.13. / В.Х. Сахибгоряев. Ростов н/Д, 2001.-24 с.

245. Смирнов М.Ю. Мифологическое сознание и религия: Теоретико-методологическое исследование: Автореферат диссертации на соискание ученой степени д-ра филос. наук: 09.00.13. / М.Ю. Смирнов. СПб., 2002. — 48 с.

246. Ульянова Т.А. Реклама как объект социологического анализа: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. социол. наук: 22.00.01. / Т.А. Ульянова. -М., 1996. 19 с.

247. Федоров М.В. Научно-методические проблемы становления и развития отечественного дизайна: Автореферат диссертации на соискание ученой степени д-ра искусствоведения: 17.00.06. / М.В. Федоров. М., 1998. — 44 с.

248. Шигапова Д.К. Реклама как социальный институт: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. социол. наук: 22.00.04. / Д.К. Шигапова. Казань, 1995. - 16 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.