Социальные функции костюма: костюм в предметной и культурной среде тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Михеева, Мария Александровна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 178
Оглавление диссертации кандидат философских наук Михеева, Мария Александровна
Эволюция социальных функций одежды. истема социальных функций одежды. азвитие социальных функций одежды.
Эволюция принципов дизайна в костюме.
Тринципы дизайна.
Трансформация социальных функций и развитие принципов остюма.
Состюм в среде. остюм в предметной среде.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Художественная структура авторского женского костюма в проектной культуре последней трети XX - начала XXI вв.2010 год, кандидат искусствоведения Кузнецова, Майя Михайловна
Концептуальное направление в дизайне одежды XX - начала XXI веков2010 год, кандидат искусствоведения Плешкова, Ирина Сергеевна
Дизайн костюма как средство формирования имиджа: теория, методология, практика2012 год, доктор искусствоведения Упине, Анастасия Михайловна
Разработка теоретических концепций формообразования авангардного костюма в системе дизайнерского проектирования2007 год, доктор технических наук Затулий, Альбина Игоревна
Эволюция городского костюма как отражение модернизационных процессов в российском обществе второй половины XIX - начала XX вв.2008 год, кандидат исторических наук Волобуева, Татьяна Олеговна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальные функции костюма: костюм в предметной и культурной среде»
Актуальность темы исследования. Костюм является одним из самых широко известных феноменов социальной жизни, неизменно пользующихся живым интересом не только как со стороны ученых, так и со стороны людей, сталкивающихся с ним в обыденной жизни. В научной и научно-популярной литературе костюм неоднократно выступал в качестве объекта исследования, входя в сферу интересов специалистов целого ряда отраслей знания - философов, историков, культурологов, психологов, художников, технологов производства одежды и др. В социологической науке также имеется немало работ, посвященных костюму и раскрывающих различные аспекты этого сложного и многогранного явления, масштабы которого таковы, что, как отмечает А.Б. Гофман, «трудно назвать такую область социально-экономической и культурной жизни, где бы не сказывалось его влияние»1.
Трудности, с которыми обычно сталкиваются исследователи костюма, во многом связаны с ее неуловимым, изменчивым и прихотливым характером, поскольку самая суть костюма выражается в изменениях. Но в то же время костюм можно рассматривать и как некий инвариант, некую совокупность норм социального поведения, господствующих в определенных пространственно-временных рамках.
Тем больший интерес представляет рассмотрение функций костюма в контексте институционализации, что предполагает выявление в нём элементов упорядочения, формализации, стандартизации и постоянства.
В отличие от костюма двадцатых, тридцатых, сороковых, пятидесятых, не говоря уже о шестидесятых годах XX столетия,
1 Гофман А. Б. Мода и люди, или новая теория моды и модного поведения. М. : Издат. сервис, 2000. С. 4. 2 ; Там же. С. 7. вызывающих однозначные ассоциации с определенными и целостными образами женщин, костюм последнего десятилетия производит впечатление утраты лица и беспорядочного метания от стиля к стилю. Происходящие, сезонные изменения, с одной стороны, чересчур радикальны (от мини к макси, от узкого к широкому, от острого к тупому - и наоборот), с другой стороны, не несут принципиальной новизны. Все предлагаемое модельерами суть лишь аллюзии, отсылки к модам давнего или недавнего прошлого.
Рассмотрение костюма в предметной и культурной среде выстраивает социальные функции костюма в систему, отражающую изменения в современном обществе.
Этим и обусловлена актуальность темы предпринимаемого исследования.
При том, что в настоящее время существует немало научных трудов, рассматривающих те или иные аспекты костюма как социального феномена, работ, специально посвященных исследованию факторов институционализации моды в современном обществе, и при этом использующих аппарат современной науки, в настоящее время пока не появилось.
Итак, актуальность темы исследования данной диссертационной работы обусловлена: а) важной ролью костюма как одного из элементов человеческой культуры, служащего как источником социальных инноваций, так и основой установления устойчивых социальных связей между людьми; б) особой значимостью исследования функций костюма на современном этапе развития общества; в) недостаточной разработанностью данной темы в научной литературе.
При этом основное внимание в работе обращено на изучение европейских концепций костюма и моды. Исследование восточных, арабских и специально - русских аспектов данной проблемы является темой особых изучений, которыми намерен автор заниматься в дальнейшем. Хотя в работе имеются и внеевропейские примеры и иллюстрации.
Степень научной разработки проблемы. Предмет изучения у различных специалистов по истории одежды один и тот же - костюм, но у них разный объект исследования. Искусствоведы рассматривают одежду с эстетической точки зрения и как смену мод, для культурологов важно место костюма в моделях культуры, этнографов — особенности одежды разных народов. Для историков костюм - прежде всего социальный маркер представителей различных групп населения» в определенный хронологический период, отражающий структуру общества и меняющие его процессы. Костюм историками также рассматривается- и в социокультурном плане, в плане истории повседневности.
Преобладающим видом- литературы по истории костюма и моды, естественно,, являются работы искусствоведческого» характера. В них развитие костюма обычно исследуется как вид декоративного искусства, хотя в.большинстве случаев изменения-в костюме и моде, связываются с общественными процессами. К этой группе литературы относятся обобщающие работы по истории костюма И:А. Алпатовой, Р.В. Захаржевской, Ф.Ф. Комиссаржевского, М.Н. Мерцаловой, Н.М. Тарабукина. Большинство из них написано на основе лекционных курсов и освещают историю одежды народов мира, главным образом западноевропейской, с древних времен до новейшего времени. История русского костюма рассматривалась не всеми из этих авторов и то лишь в хронологических рамках допетровской Руси (Ф. Комиссаржевский, Р. Захаржевская). Только в содержании лекционного курса И:А. Алпатовой было отведено небольшое место русскому костюму XIX - начала XX вв. Тем не менее, все перечисленные работы приобретают значение для исследователей истории костюма в России, поскольку в них прослеживаются изменения в западноевропейском костюме и моде, которые перенимались сначала русскими дворянами, а затем и другими социальными слоями.
Немало выходивших ранее искусствоведческих работ имеют сильную культурологическую направленность (P.M. Кирсанова и др.). И только в последнее время появляются посвященные костюму исследования, авторы которых (М.И. Галитбарова, Т.Ю. Фефилова и др.) заявляют об их культурологической принадлежности. Об' определенном^ синтезе культурологического, социологического и философского начал речь идет в работах, рассматривающих социальную роль и семиотику костюма и моды. К ним можно отнести работы А.Б. Гофмана, Т.В. Козловой, JI.B. Петрова, Р.А. Степучева и ряд диссертаций, (В.В. Давыдовой, И.В. Шабаркиной и др.).
В отдельную группу можно выделить книги по социальной психологии и психологии моды. Связь социальной психологии с модой нашла отражение в творчестве известных социологов Г. Зиммеля и Г. Тарда. Г. Тард рассматривал обычай и моду как два проявления социального подражания. В первом случае «своему и древнему», во втором — «новому и чужому». Авторами специальных работ по психологии моды являются М.И. Килошенко и Е.А. Петрова.
Отмечая значительную научную ценность проведенных исследований, вместе с тем необходимо отметить, что, некоторые выводы и положения, выдвинутые перечисленными учеными и специалистами требуют дальнейшего развития в теоретическом и практическом плане, а ряд научных положений нуждается в корректировке в свете изменившихся социально-экономических условий развития моды на современном этапе.
Предмет исследования. Предметом исследования являются социальные функции костюма, костюм как элемент соединяющий внутреннюю и внешнюю среду человека. Место костюма в предметной и культурной среде.
Объект исследования. Объектом исследования являются факторы трансформации социальных функций костюма в обществах модернистского типа (в техногенных цивилизациях).
Цель и задачи исследования. Целью исследования является выявление и обоснование места, которое занимает костюм в предметной и культурной среде.
Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих задач:
- обоснование проблемы места и социальных функций костюма;
- рассмотрение принципов создания костюма и анализ эволюции принципов дизайна в костюме;
- - анализ истоков и феномена развития костюма как специфической оболочки человека, занимающей промежуточное положение между телесностью и, внешней по отношению к индивиду, предметно-пространственной средой; типологический анализ социальных функций костюма, исследование системы социальных функций взаимодействия вариативных и инвариантных элементов социальных функций костюма;
- культурологический анализ структуры, содержания и функции языка костюма;
- определение условий и механизмов формирования современной системы социальных функций костюма в современном состоянии.
Для решения названных задач необходимо было:
- разработать культурологическую концепцию функций костюма как способа символизации социальных изменений, для чего: рассмотреть идейно-теоретические и научные основания исследования моды как института символизации социальных изменений;
- рассмотреть соотношение понятий «мода» и «костюм», исследовать взаимосвязь обозначаемых этими понятиями феноменов;
- построить теоретическую модель, отражающую реальное место моды в системе костюма;
- выявить особенности символического освоения социальных функций костюма;
- опираясь на выработанную теоретическую модель моды, выявить предпосылки институционализации моды и установить ее пределы;
- изучить факторы институционализации моды, связанные с демократизацией общественных отношений, ростом и глобализацией производства одежды.
Теоретико-методологическая база исследования
Методологической основой решения поставленных задач являются принципы и методы социокультурного, социально-психологического, социально-исторического и социально-экономического анализа, а также более общие принципы научности, объективности, единства логического и исторического подходов в исследовании социальных структур, социальных институтов и процессов, а таюке метод сравнительного анализа, позволяющий адекватно отразить наиболее специфические черты объекта изучения.
Методологическими принципами исследования стала совокупность аналитических приемов и операций, используемых историко-культурным подходом к изучению социальных функций костюма. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: метод системного и комплексного анализа исследуемой проблемы; метод культурно — исторического анализа; диахронический и синхронический методы исследования; метод исторических параллелей (сравнительно - исторический) и философско -концептуальный; сравнительно - типологический метод, сочетающийся с методом периодизации и методом аналогии и экстраполяции; сочетание исторического и логического подходов; структурно-концептуальные (идеографические, семиотические) методы семантического анализа дизайн - проектов.
Теоретические обоснования работы основаны на положениях теории культурных форм как составляющих культурной системы и принципам типологии культур, положенных в основу концепции. Основные положения концепции базируются на теории эстетической о деятельности JI.A. Зеленова .
Характер исследования потребовал обращения к проблемам системы культуры социума в целом, культуры архаики, этнической культуры, этнической социализации, культурной идентичности, особенностей русской культуры, которые освещались в работах российских ученых.
Научная новизна работы. Научная новизна исследования определяется выбором темы, впервые объектом диссертационного исследования становятся функции костюма как способа символизации социальных изменений в современном обществе.
Кроме того, новизна настоящей работы заключается в следующих результатах, полученных автором в ходе исследования:
1. Впервые на диссертационном уровне глубоко исследованы идейно-теоретические и научные основания изучения костюма как символизации социальных изменений.
2. Выявлен социокультурный феномен развития костюма как специфической оболочки человека, занимающей промежуточное положение между телесностью и, внешней по отношению к индивидууму, предметно-пространственной средой.
Зеленов Л. А. Система эстетики. М,; Н. Новгород : РАО, 2003.
3. Выделяется два аспекта исследования костюма: костюм как элемент предметной, материальной среды и костюм как элемент культурной среды.
4. Показана специфика развития и трансформация социальных функций костюма.
5. Проведено подробное исследование и обоснована типология социальных функций костюма; построена оригинальная теоретическая модель функций костюма, выявляющая особенности' символического освоения социальных изменений посредством костюма.
Положения, выносимые на защиту. С учетом полученных в ходе исследования результатов на защиту выносятся следующие теоретические положения:
1. Костюм рассматривается как способ символизации социальных изменений.
2. Костюм, являясь символизацией социальных изменений, характеризует качество активного универсального присутствия индивида как наиболее востребованная в современную эпоху форма социальной компетентности.
3. Изменение функций в сфере костюма реализуется в системе специфических социальных институтов: институт моды, фэшн индустрии и т.д.
4. Дизайн костюма рассматривается в современном обществе как модель преобразования социокультурных отношений. Костюм, создаваемый в дизайнерской деятельности, трансформируется в конкретную модель и через средства массовой коммуникации преобразовывает систему ценностей, эстетические эталоны красоты, формирует мировоззрение.
5. Восприятие и оценка семиотических свойств образа, создаваемого костюмом, порождает определенное ценностно-статусное, стратифицированное и структурированное восприятие социальной реальности, где через образ костюма и под его влиянием программируются условия для ценностно-эмоциональной и образно-символической манипуляции массовым сознанием. Через нормативно-ценностную сферу сознания дизайн костюма оказывает существенное влияние на уровень и состояние сознания масс.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая и практическая значимость работы связана с тем, что изложенные в ней- результаты, исследований расширяют имеющиеся научные представления о социальных функциях костюма, открывают возможности для дальнейшего философского, культурологического и искусствоведческого изучения места костюма в предметной и культурной среде.*
Теоретическая и- практическая значимость работы определяется, актуальностью- проблемы взаимоотношения культуры как системы и составляющих ее культурных форм, в частности общества, культур- и традиций в эстетической системе; повышенным интересом со стороны общества и различных направлений современной гуманитарной науки к проблемам развития костюма как элемента среды человека, трансформации социальных функций костюма и выявлению, и обоснованию места, которое занимает костюм в предметной и культурной среде.
Содержание диссертации, ее основные выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего углубленного изучения отдельных аспектов костюма как способа символизации социальных изменений, а также социальных функций костюма.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в лекционных курсах по истории философии, культуры и искусства; могут быть использованы дизайнерами в творческом процессе в виде теоретической основы для сохранения стилевых традиций при выполнении дизайн разработок при проектировании, а также для проведения дальнейших исследований в области социальных функций костюма.
Апробация исследования. Исследование проводилось автором непосредственно в его практической деятельности по выполнению дизайн разработок и исследований, проводимых в Институте дизайна Волжского государственного инженерно-педагогического университета, результатом которой явилось внедрение объектов в производство, признание и положительная оценка со стороны экспертов профессионального сообщества дизайнеров России. Отдельные идеи исследования были изложены автором на Всероссийском конкурсе «Модное преображение» (г. Москва, 2008 г.); на выставке «Дизайн 2008» (г. Москва, 2008- г.); на V Ассамблеи Союза Дизайнеров России, (г. Ростов-на-Дону, 2007 г.); на Международном Форуме «New City» (г. Тольятти, 2007 г.); на Всероссийской конференции по архитектуре, дизайну и строительству «Антикризисные проекты России» (г. Москва, 2009 г.); основные положения и результаты исследования отражены в 9-ти публикациях, общим объемом 10,25 п.л. в научных журналах и изданиях «Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Философия и социология; культурология» (Киров, 2009), «Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова» (Кострома, 2009), «Вестник Оренбургского государственного университета» (Оренбург, 2009), «Научное педагогическое наследие А.П. Беляевой в системе профессионального инженерно-педагогического образования в России. Материалы II Всероссийской научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов» (Н. Новгород, 2008), «Законы медицинской сферы общества. 37 академический симпозиум» (Н. Новгород, 2009), «Сборник трудов аспирантов и магистрантов. Гуманитарные науки» (Н. Новгород, 2009), «Инновации в системе непрерывного профессионального образования. Материалы X Международной научно-методической конференции» (Н. Новгород, 2009), в монографии «Социальные функции костюма: костюм в предметной и культурной среде» (Н. Новгород, 2009), и в обсуждении на кафедре философии и политологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета в 2009 г.
Структура и объем диссертации. Структура и последовательность изложения материала обусловлены логикой, целями и задачами исследования.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы, приложения. Приложение содержит иллюстрации и фотоматериалы, которые позволяют более полно раскрыть поставленные в исследовании задачи.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Символические функции костюма в культуре2003 год, кандидат философских наук Быстрова, Яна Васильевна
Культурная динамика костюма народов Среднего Поволжья: XIX-XX вв.2011 год, кандидат исторических наук Алехина, Наталья Владимировна
Социокультурные основы восприятия цвета в костюме как проявление национального своеобразия: историко-культурный контекст2006 год, кандидат культурологии Андросова, Элина Михайловна
Символика костюма в контексте культуры2003 год, кандидат философских наук Полихова, Мария Павловна
Костюм и знаково-эстетическая деятельность: На примере традиционных костюмов народов Башкортостана2002 год, кандидат философских наук Казбулатова, Гузель Хасановна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Михеева, Мария Александровна
Заключение.
Диссертационное исследование рассматривает одну из важнейших и интереснейших проблем, актуальность которой обуславливается ролью костюма, являющегося одним из элементов человеческой культуры и служащего источником социальных инноваций в современном обществе, источником установления устойчивых социальных связей между людьми.
В условиях многократного наслоения негативных последствий техногенного развития цивилизации возрастает значение гуманистической роли дизайна в «очеловечивании» мира повседневного существования постиндустриального общества. В исследовании рассматривается дизайн, формирующий мир вещей, как основное средство гармонизации среды обитания человека эпохи постмодернизма. Особое место в этом процессе отводится дизайну костюма, потому что из всех бытовых предметов, окружающих человека и обслуживающих его в активной жизнедеятельности, одежда и аксессуары, составляющие в совокупности костюмный комплекс, служат человеку самым непосредственным, буквально тесным способом. Пожалуй, одежда - это единственный элемент быта, без которого современный человек существовать в социуме, действительно, не может.
В диссертационном исследовании костюм предстает как специфическая оболочка человека, занимающая промежуточное положение между телесностью и внешней по отношению к индивидууму предметно-пространственной средой. Подчеркнуто многообразие функционального назначения костюма, углублено и конкретизировано исследование с выделением в качестве его предмета социальной функции. Рассмотрены факторы трансформации социальных функций костюма в контексте культурологического анализа структуры и содержания языка костюма. Костюм исследован как инвариантная совокупность норм социального поведения, господствующих в определенных пространственно-временных рамках: рассматривая костюм в предметной и культурной среде, выстраиваются социальные функции костюма в систему, отражающую изменения в обществе и в общественной психологии.
Социальные функции костюма рассмотрены в контексте их единства с модой, которая с момента своего возникновения стала основным эстетическим критерием в области оформления внешности человека. Обосновано отношение к моде как к элементу социальной невербальной коммуникации, основанной на полисемантической природе костюма. Понимая органичную связь искусства костюма с модой, были изучены многочисленные научные труды, посвященные исследованию моды с точки зрения искусствоведческого, культурологического, экономического, психологического, социологического подходов, и на основе этого изучения пришли к самостоятельным выводам, представляющим на наш взгляд, немалый научно-практический интерес. И есть основание надеяться, что данная диссертационная работа будет способствовать не только развитию теории в области искусствоведческих проблем, но и станет подспорьем в практическом освоении и эстетическом формировании социокультурного пространства, пространства обитания человека XXI века.
Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Выявлено и обосновано место костюма в предметной и культурной среде.
2. Обоснованы проблемы места и социальных функций костюма.
3. Показаны механизмы формирования, развития и трансформация социальных функций костюма.
4. Рассмотрены принципы дизайна в костюме и анализ их эволюции, проведён культурологический анализ структуры, содержания и функции языка костюма.
5. Обоснованы истоки и феномен развития костюма как специфической оболочки человека, расположенной между телесностью и внешней к индивидууму предметно - пространственной среде.
6. Рассмотрена система социальных функций взаимодействия вариативных и инвариантных элементов социальных функций костюма на основе типологического анализа социальных функций костюма.
7. Раскрыто, что костюм и его социальные функции — неотъемлемая часть культуры.
8. Показано, что формирование современной системы социальных функций костюма как компоненты культуры и интегрирование в различные процессы происходящие в обществе должно быть сориентировано в производственной, общественной, научной, культурной, образовательной сферах, обеспечивая последовательное развитие нравственных и культурных общечеловеческих ценностей в обществе.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Михеева, Мария Александровна, 2010 год
1. Александрова, Е. Я. Культурологические опыты / Е. Я. Александрова, И. М. Быховская ; Рос. акад. наук ; Рос. ин-т культурологии. М. : б. и., 1996.-116 с.
2. Андреева, Р. П. Энциклопедия моды / Р. П. Андреева. СПб. : Литера, 1997.-416 с.
3. Анненкова, JI. «Реалогия» и смысл вещи / JI. Анненкова // Декоративное искусство. 1986. - № 10 (347). - С. 41-42.
4. Антошина, Т. Музей женщины Электронный ресурс. / Т. Антошина. -Режим доступа : http://www/html/guelman/antoshina/museum.html
5. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. М. : Прогресс, 1974.-392 с.
6. Аронов, В. Вещь в аспекте искусствознания / В. Аронов // Декоративное искусство. 1985. - № 11 (336). - С. 22-23, 26.
7. Аронов, В. Р. Художник и предметное творчество : проблемы взаимодействия матер, и худож. культуры XX века / В. Р. Аронов. М. : Совет, художник, 1987. - 230 с. : ил.
8. Арто, А. Театр и его двойник: Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра : пер. с фр. / А. Арто. СПб. ; М. : Симпозиум, 2000. -440 с.
9. Бадью, А. Шум бытия / А. Бадью ; пер. с фр. Д. Скопина. М. : Прагматика культуры : Логос-Альтера, 2004. - 184 с. (Интеллектуальные биографии).
10. П.Барт, Р. Мифологии. Mythologies / Р. Барт ; пер. с фр. С. Зенкина. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2000. - 320 с.
11. Барт, Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт ; пер. с фр. С. Зенкина. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2003. - 511 с.
12. Батай, Ж. Внутренний опыт / Ж. Батай ; пер. с фр., послесл. и коммент. С. Л. Фокина. СПб. : Аксиома, Мифрил. 1997. - 336 с. - (XX в. Критическая библиотека).
13. Бауэр, В. Энциклопедия символов / В. Бауэр ; пер. с нем. И. Дюмотц, С. Головин. — М. : Крон-пресс. 1998. 512 с. - (Академия).
14. Бахтин, М. М. Опыт философского анализа текста / М. М. Бахтин // Вопросы литературы. 1976. -№ 10. - С. 148-160.
15. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса/ М. М. Бахтин. М.: Художеств, лит., 1990. - 541 с.
16. Безмоздин, Л. Н. Художественно-конструктивная деятельность человека / Л. Н. Безмоздин. Ташкент : ФАН, 1975. - 244 с.
17. Бердяев, Н. А. Духовный кризис интеллигенции / Н. А. Бердяев ; отв. ред. В. В. Сапов. М. : Канон+ : Реабилитация, 1998. - 400 с.
18. Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. Т. 2 / Н. А. Бердяев ; сост., примеч. Р. Л. Гальцевой. М. : Искусство : Лига, 1994. - 510 с. - (Русские философы XX века).
19. Блауберг, И. И. Бергсон (Bergson) Анри-Луи / И. И. Блауберг // Культурология. XX век : энциклопедия : в 2 т. / сост. С. Я. Левит. -СПб., 1998. -Т. 1.
20. Блум, Ф. Мозг, разум и поведение / Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер ; пер. с англ. Е. 3. Годиной. М. : Мир, 1988. - 248 с.
21. Боас, Ф. Ум первобытного человека / Ф. Боас. М.; Л.: Госиздат, 1926. -153 с.
22. Бобринская, Е. А. Концептуализм : (альбом) / Е. А. Бобринская. М. : Галарт, 1994. - 214 с.
23. Бодлер, Ш. Об искусстве / Ш. Бодлер ; пер. с фр., вступ. ст. В. В. Левика. -М.: Искусство, 1986. 421 с.
24. Бодрийяр, Ж. Соблазн = De la Sediction / Ж. Бодрийяр ; пер. с фр. А. Гараджи. М. : Ad Marginem, 2000.- 318с.- (Коллекция «Философия по краям»).
25. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр ; пер. с фр. С. Н. Зенкин. -М. : Рудомино, 1999. 221 с.
26. Боннар, А. Греческая цивилизация. В 2 т. Т. 1 : От Илиады до Парфенона / А. Боннар ; пер. с фр. О. В. Волкова ; под ред. В. И. Авдиева, Ф. А. Петровского. М. : Искусствово, 1992. - 269 с.
27. Борев, В. Ю. Культура и массовая коммуникация / В. Ю. Борев, А. В. Коваленко ; АН СССР, Ин-т философии. М. : Наука, 1986. - 301 с.
28. Борев, Ю. Эстетика / Ю. Борев. М. : Политиздат, 1988. - 496 с.
29. Борисов, Е. В. Диалог как судьба. Событие с другим в экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера Электронный ресурс. / Е. В. Борисов // История философии. М., 1997. - № 1. - Режим доступа : //http://www.philosophy.ru./iphras/library/iphl.html#2.
30. Бубенцова, К. Новые образы философии XX века / К. Бубенцова // Философия по доверенности. Позиции современной философии. СПб., 1999. - Вып. 1.
31. Быстров, В. Ю. К вопросу о возможности новых предметов философии / В. Ю. Быстров // XX век : школы и концепции. СПб., 2000. - С. 191-193.
32. Быховская, И. М. «Быть телом» «иметь тело» - «творить тело» : три уровня бытия «Homo somaticos» и проблемы физической культуры / И. М. Быховская // Теория и практика физ. культуры. - 1993. - № 7. - С. 2-5.
33. Быховская, И. М. Телесность как социокультурный феномен / И. М. Быховская // Культурология. XX век : словарь. — СПб., 1997. С. 464-467.
34. Бычков, В. В. XX век : предельные метаморфозы культуры / В. Бычков, Л. Бычкова // Полигнозис. 2000. - № 2. - С. 63-76 ; № 3. - С. 67-85.
35. Бычков, В. В. Эстетика / В. Бычков. М. : Гардарики, 2004. - 556 с. -(Disciplinae).
36. Бэкон, Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 2 : Новый органон (афоризмы об истолковании природы и царстве человека) / Ф. Бэкон ; пер. А. Л. Субботина. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мысль, 1978. - 575 с.
37. Ванштейн, О. Полные смотрят вниз. Идеология женской телесности в контексте российской моды / О. Ванштейн // Художественный журнал. -1995.- №7. -С. 49-53.
38. Вейс, Д. Нагим пришел я / Д. Вейс ; пер. с англ. Н. М. Ветошкиной, Э. Н. Питерской ; под ред. Е. Б. Бурковской. М. : Республика, 1993. - 432 с.
39. Винкельман, И.-И. История искусства древности. Малые сочинения = Geschichte der kunst des altertuns. Kleine schriften / И. Винкельман ; изд. подгот. И. Е. Бабанов ; Гос. Эрмитаж. СПб. : Алетейя, 2000. - 800 с.
40. Вислова, А. Театр в эпоху «телесной культуры» / А. Вислова // Эрос и Логос : феномен сексуальности в современной культуре : сб. ст. / сост. В. П. Шестаков. М., 2003. - С. 264-277.
41. Воронов, Н. В. Искусство предметного мира / Н. В. Воронов. М. : Знание, 1977. - 64 с. - (Серия «Искусство» ; вып. 8 (77)).
42. Воронов, Н. В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Т. 1 / Н. В. Воронов. М. : Союз Дизайнеров России, 2001. -424 с.
43. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод : Основы философской герменевтики : пер. с нем. / Х.-Г. Гадамер ; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М. : Прогресс, 1988. - 700 с.
44. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика : пер. с нем. В 4 т. Т. 1 / Г. В. Ф. Гегель ; под ред., с предисл. М. Лифшица. М. : Искусство, 1968. - 312 с. : 1 л. портр.
45. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика. В 4 т. Т. 3 / Г. В. Ф. Гегель ; под ред. М. Лифшица. М. : Искусство, 1971.-621 с.
46. Геллнер, Э. Слова и вещи / Э. Геллнер ; пер. с англ. И. Добронравова, В. Швырева. М. : Изд-во иностр. лит., 1962. - 344 с.
47. Гизатулина, Ю. Ф. Престиж как социокультурный феномен : автореф. дис. . канд. социол. наук / Ю. Ф. Гизатулина. М., 1994.
48. Глазычев, В. Л. Дизайн в России : проблемы самоидентификации / В. Л. Глазычев // Проблемы дизайна. М., 2003. - С. 9.
49. Глазычев, В. Л. О дизайне. (Очерки по теории и практике дизайна на Западе) / В. Л. Глазычев. М. : Искусство, 1970. - 192 с.
50. Голофаст, В. Б. Люди и вещи / В. Б. Голофаст // Социологический журнал. 2000. - № 1/2. - С. 58-66.
51. Горбачева, Л. М. Мода XX века : от Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро / Л. М. Горбачева. М. : Изд-во ГИТИС, 1996. - 119 с.
52. Горюнова, Ю. А. Феномен дизайна в кульутре социума : дис. + канд. филос. наук : 24.00.01 / Ю.А. Горюнова ; Морд. гос. ун-т им. Н. П. Огарева. Саранск, 2003. - 160 с.
53. Гофман, Л. П. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения / Л. П. Гофман. М. : ГНОМ и Д : Издат. сервис, 2000. - 224 с.
54. Громов, Е. С. Художественное творчество : опыт эстет, характеристики некоторых проблем / Е. В. Громов. М. : Политиздат, 1970. - 263 с.
55. Долгов, К. М. От Киркегора до Камю : Философия. Эстетика. Культура / К. М. Долгов. М. : Искусство, 1990. - 397 с.
56. Ермилова, В. В. Моделирование и художественное оформление одежды / В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова. М. : Акад., 2006. - 184 с.
57. Зеленов, JI. А. Народный университет дизайна : опыт, проблемы, перспективы / Л. А. Зеленов, О. П. Фролов. М. : Знание, 1990. - 32 с.
58. Зеленов, Л. А. Принципы дизайна / Л. А. Зеленов, О. П. Фролов ; ГИСИ им. В. П. Чкалова. Горький : ГИСИ, 1978. - 30 с.
59. Зеленов, Л. А. Система философии : монография / Л. А. Зеленов ; Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. Н. Новгород : ННГУ, 1991. - 128 с.
60. Зеленов, Л. А. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 1 : Философия / Л. А. Зеленов ; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т ; Общерос. акад. человековедения, Нижегор. филос. клуб. Н. Новгород : Изд. Гладкова О. В., 2006. - 172 с. : ил.
61. Зеленов, Л. А. Собрание сочинений. В 4т. Т. 4 : Эстетика/ Л. А. Зеленов ; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т ; Общерос. акад. человековедения, Нижегор. филос. клуб. Н. Новгород : Изд. Гладкова О. В., 2006.-250 с.
62. Зеленов, Л. А. Техническая эстетика / Л. А. Зеленов. Горький : ГИСИ, 1966.69.3иммель, Г. Философия культуры / Г. Зиммель. М. : Логос, 1996. - 278 с.
63. Игнатьева, И. Д. Антропология техники : человек как субъект мира техники /И. Д. Игнатьева. Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 1992. -130 с.
64. Ильенков, Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. М. : Политиздат, 1991. - 464 с. - (Серия «Мыслители XX века»).
65. Иноземцев, В. Л. Индивидуализированное общество / В. Иноземцев // Вопросы философии. 2001. - № 8. - С. 171-177.73 .История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли : в 5 т. М. : Искусство, 1962-1970. - Т. 1-5.
66. Йейтс, Ф. Три латинских источника классического искусства памяти / Ф. Йейтс // Искусство памяти / Ф. Йейтс ; пер. с англ. Е. В. Малышкиной. СПб., 1997. - Гл. 1. - С. 12-42.
67. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб. : Петрополис, 1996.-415 с.
68. Каганский, В. Л. Ландшафт как земное тело человека и его герменеврирование / О. К. Румянцев и др. // Логос живого и герменевтика телесности : ежегодник. М., 2005. - Вып. 13/14. - С. 569-600.
69. Казарин, А. В. Дизайн как социокультурный феномен : дис. . канд. филос. наук : 24.00.01 / А. В. Казарин ; науч. рук. JI. А. Зеленов ; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. Н. Новгород: ННГАСУ, 2002. - 165 с.
70. Казарин, А. В. Закономерности становления дизайна / А. В. Казарин // Интеллектуальная собственность в информационном обществе : тез. докл. II Междунар. Нижегор. ярмарки идей, 26 Академ, симп. Н. Новгород, 1998.
71. Кантор, К. Правда о дизайне. Дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия (1955-1985). История и теория / К. Кантор. М. : Галарт, 1996. - 263 с.
72. Килошенко, М. И. Психология моды : теоретический и прикладной аспекты. СПб. : СПГУТ, 2001.- 192 с.
73. Козлова, Т. В. Костюм как знаковая система / Т. В. Козлова. М. : МТИ, 1980.-68 с.
74. Комиссаржевский, Ф. История костюма / Ф. Комиссаржевский. Минск : Литература, 1998. - 260 с.
75. Комова, С. В. Дизайн костюма как средство управления и манипулирования массовым сознанием : дис. + канд. филос. наук : 24.00.01 / С. В. Комова. Краснодар, 2004. - 180 с.
76. Кон, И. С. Мужское тело в истории культуры / И. С. Кон. М. : Слово, 2003. - 360 с.
77. Кристиан, Д. Рождение коллекции : главы из книги «Кристиан Диор и я» / Д. Кристиан // Журнал мод. 1966. - № 1, прил. ; № 4.
78. Кузьмук, О. Л. Мода как социокультурный фактор функционирования отечественной индустрии модной одежды : автореф. дис. . канд. социол. наук / О. Л. Кузьмук. М., 2000. - 26 с.
79. Левинас, Э. Время и другой. Гуманизм другого человека пер. с фр. / Э. Левинас. СПб. : Высш. религиоз.-филос. шк., 1998. - 265 с.
80. Леви-Строс, К. Структурная антропология : пер. с фр. / К. Леви-Строс. -М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. 512 с. - (Серия «Психология без границ»).
81. Масалкова, Л. А. О некоторых закономерностях моды как социального явления / Л. А. Масалкова // Вопросы теории и методов социологических исследований. М., 1980.
82. Массовая культура : современные западные исследования : пер. с англ. / отв. ред. В. В. Зверева. М. : Фонд науч. исслед. «Прагматика культуры», 2005. - 339 с.
83. Мелихов, А. Хомо Фантастикус / А. Мелихов // Новое время. 2001. - № 5. - С. 38-39.
84. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия : пер. с фр. / М. Мерло-Понти ; под ред. И. С. Вдовиной, С. JI. Фокина. СПб. : Ювента : Наука, 1999.- 603 с.
85. Михеева, М. А. Костюм как социальное явление / М. А. Михеева // Вестник Оренбургского государственного университета. — Оренбург, 2009. Вып. 5(99). - С. 17-21.
86. Михеева, М. А. Мода как социокультурный феномен / М. А. Михеева // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Кострома, 2009. - № 3. - С. 142-144.
87. Михеева, М. А. Дизайн медицинской одежды / М. А. Михеева // Законы медицинской сферы общества : 12 Междунар. Нижегор. ярмарка идей, 37 Академ, симп. -Н. Новгород, 2009. С. 158-159.
88. Михеева, М. А. Костюм как средство эстетического воспитания личности / М. А. Михеева // Сборник трудов аспирантов и магистрантов. Социально-гуманитарные науки / Нижегор. гос. архитектур.-строит. унт. -Н. Новгород, 2009. С. 137-139.
89. Михеева, М. А. Социально-психологический подход к изучению феномена моды / М. А. Михеева // Сборник трудов аспирантов и магистрантов. Социально-гуманитарные науки / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. — Н. Новгород, 2009. С. 45-48.
90. Михеева, М. А. Эстетический подход в изучении феномена моды / М. А. Михеева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Философия и социология, культурология. — Киров, 2009. -Вып. 1 (4).-С. 139-141.
91. Пармон, Ф. М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары / Ф. М. Пармон. -М. : Легпромбытиздат, 1997. — 318 с.
92. Пармон, Ф. М. Художественное моделирование промышленных образцов / Ф. М. Пармон, М. О. Бадеева. -М. : Легпромбытиздат, 1986. -76 с.
93. Петров, Л. В. Феномен моды в процессе межличностного общения / Л. В. Петров // Категории этики и эстетики. Л., 1973. - С. 153-154.
94. Петровская, Е. Мужское тело Электронный ресурс. / Е. Петровская. -Режим доступа : http://www.ntv.ru/ nordon/archive/a33.
95. Прима, Е. В. Жизненный потенциал человека как базовая ценность культуры : автореф. дис. . канд. культурол. наук : 24.00.01 / Елена Владимировна Прима. Н. Новгород : ННГАСУ, 2000. - 29 с.
96. Проблемы системного анализа развития культуры : сб. тр. / отв. ред. Б. А. Грушин; Всесоюз. ин-т систем, исслед. М.: ВНИИСИ, 1984. - Вып. 4. - 91 с.
97. Проблемы утраты и возрождения традиций и классической культуры на фоне развития цивилизации : сб. материалов науч. конф. / под ред. В. М. Строгецкого. Н. Новгород. 2007. - 440 с.
98. Пруст, М. В поисках утраченного времени : Под сенью девушек в цвету : роман / М. Пруст ; пер. с фр. Н. Любимова. М. : Художеств, лит., 1976.-459 с.
99. Ракитов, А. И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. -М. : Политиздат, 1991.-287 с. : ил.
100. Рапп, Ф. Многоаспектность современной техники / Ф. Рапп // Вопросы философии. 1989. - № 2. - С. 163-166.
101. Рахманкулова, Д. Р. Человек и вещь в пространстве культуры : монография / Д. Р. Рахманкулова. Н. Новгород : НГПУ, 2008. - 116 с.
102. Ривош, Я. Н. Время и вещи : очерки по истории материальной культуры в России начала XX века / Я. Н. Ривош. М.: Искусство, 1990. - 303 с.
103. Сведсен, JI. Философия моды / Л. Сведсен ; пер. с норв. А. Шипунова. М. : Прогресс-Традиция, 2007. - 256 с.
104. Техника и культура // Философия и жизнь : материалы студенч. науч. конф.-М., 2004.
105. Тойнби, А. Постижние истории : сборник : пер. с англ. / А. Тойнби. — М.: Прогресс, 1991. 736 с.
106. Тоффлер, А. Футуршок / А. Тоффлер. СПб. : Лань, 1997. - 464 с.
107. Тульчинский, Г. Л. Вещь и тело как онтофания свободы / Г. Л. Тульчинский // Время/бремя артефактов. (Социальная аналитика непоправимости). СПб., 2004. - С. 44-70.
108. Туровский, М. Б. Философские основания культурологи / М. Б. Туровский. М. : РОССПЭН, 1997. - 440 с.
109. Тхостов, А. Ш. Психология телесности / А. Ш Тхостов. М. : Смысл, 2002. - 288 с. - (Сер. «Фундаментальная психология»).
110. Фортунатова, В. А. Человек в мире культуры / В. А. Фортунатова. Н. Новгород : Изд-во НГПУ, 1998. - 99 с.
111. Фрейд, 3. Художник и фантазирование / 3. Фрейд ; пер. с нем. : Р. Ф. Додельцев, А. М. Кессей, М. Н. Попов. М. : Республика, 1995. - 400 с.
112. Фролова, С. В. Человеческая телесность: онтологические начала и методологические основания : дис. . канд. филос. наук : 09.00.01. / С. В. Фролова. Саратов, 2000. - 160 с. : ил.
113. Хелл, Д. Ландшафт депрессии / Д. Хелл. М. : Алетейя, 1999. - 280 с. -(Сер. «Гуманистическая психиатрия»).
114. Хоружий, С. С. О старом и новом / С. С. Хоружий. СПб. : Алетейя, 2000.-477 с.
115. Хренов, Н. А. Культура в эпоху социального хаоса / Н. А. Хренов. М. : Наука, 2002.-447 с.
116. Черный, Ю. Ю. Философия пола и любви Н. А. Бердяева / Ю. Ю. Черный ; Ин-т науч. информ. по обществ, наукам. М. : Наука, 2004. - 132 с.
117. Шеллинг, Ф. В. Философия искусства / Ф. В. Шеллинг ; пер. с нем. и предисл. П. С. Попова. СПб. : Алетейя : Университет, кн. : Кренов, 1996.-495 с.
118. Эдрих, М. Загадочная Коко Шанель : пер. с фр. / М. Эдрих. М. : Артист. Режиссер. Театр, 1994. - 368 с.
119. Элькина, 3. Б. Мода и ее социальная сущность : автореф. дис. . канд. филос. наук / 3. Б. Элькина. Л., 1974.
120. Blumer Н. Fashion / Н. Blumer // International Encyclopedia of the Social Sciences. New York, 1968. - Vol. 5. - 343 p.
121. Denton, R. E. Political Communication in America / R. E. Denton, G. C. Woodword. New York : Praeger Paperback, 1985. - 328 c.
122. Drakulic, S. How We Survived Communism & Even Laughed / Slavenka Drakulic. New York : Harper Perennial, 1993.
123. Fedotov, G. P. The Russian Religious Mind. Vol. 1 : Kievan Christianity, the Tenth to the Thirteenth Centuries / G. P. Fedotov. Cambridge : Harvard University Press, 1966. - 339 p.
124. Graham S. Undiscovered Russia / S. Graham. London : Lane, 1912. -337 p. : ill.
125. Lipovetsky, G. L'cpire de L'ephere / G. Lipovetsky. Paris, 1987. - 360 p.
126. Matthews, C. Sophia : Goddess of Wisdom: The Divine Feminine from Black Goddess to World Soul / C. Matthews. London : Mandala, 1991. -466 p.
127. Oushakine, S. In the State of Post-Soviet Aphasia: Symbolic Development in Contemporary Russia / S. Oushakine // Europe-Asia Studies. 2000. - Vol. 52, № 6 (September). - P. 991-1016.
128. Shaftsbury, A. C. Characteristics of men, manners, opinions, times ete. Vol. I / A. C. Shaftsbury. London, 1900. - P. 57-58.
129. The Random House Dictionary of English Language. New York, 1973. - 408 p.
130. Vowles, J. Marriage a la russe / J. Vowles // Sexuality and the Body in Russian Culture. Cambridge, 1995. - P. 56.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.