Динамика репрезентаций феномена успеха в социально-культурном пространстве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Ефимова Лариса Викторовна

  • Ефимова Лариса Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 140
Ефимова Лариса Викторовна. Динамика репрезентаций феномена успеха в социально-культурном пространстве: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 2018. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ефимова Лариса Викторовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Историко-культурные и теоретико-методологические основания исследования репрезентаций успеха

1.1. Представления об успехе в древнекитайской и древнегреческой 13 культуре и философии.

1.2. Культурные и философские интуиции экспликации феномена 27 успеха в философии Нового времени.

1.3. Противоречивый характер репрезентирования феномена успеха ^ в неклассической философии

Глава 2. Современные репрезентации успеха в пространстве социального

2.1. Проблема выбора путей достижения успеха современным 57 человеком

2.2. Аномичные пути достижения успеха в современном обществе

2.3. Мифизированный успех человека с «синдромом Мюнхгаузена» 100 Заключение 119 Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Динамика репрезентаций феномена успеха в социально-культурном пространстве»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена прежде всего тем, что в современном обществе стремление к успеху входит в ценностную шкалу личности, мотивируя деятельность, определяя поведение и тем самым влияя на эффективность работы какой-либо системы. В современной культуре успех выступает как мощный символ, через призму которого оценивается общество/группа/личность. Успех считается одним их определяющих факторов созидания и реализации различных потенциалов социального и личного. Но при этом, выступая сегодня в качестве интегральной общественной и жизненной стратегии, успех являет собой феномен неоднозначный и сложный.

Общественное признание успеха делает феномен важным фактором социальной активности личности. Особенно актуальной данная проблема является для России. Однако в современном обществе обнаруживается не просто амбивалентность феномена успеха, но активное распространение его негативных репрезентаций, при тщательном анализе которых выявляется симулятивность, мифологичность и кратковременность успеха как результата деятельности. Это особенно характерно для ситуации «текучей современности» (З. Бауман). Негативные стороны феномена успеха находят средства своей легитимации и тиражирования в СМИ. В результате его деформированные формы воспринимаются в качестве нормы и образца для подражания.

В связи с этим, сегодня актуализируется необходимость исследования амбивалентной природы успеха и его качественных характеристик. Осмысление современных представлений об успехе приобретают особую актуальность в условиях российской действительности. Сегодня в России идут сложные социальные и экономические процессы, связанные с попыткой реализовать западную модель модернизации в условиях сохранения традиционалистски-общинных, коллективистских форм общественных отношений. В этой связи

многие исследователи диагностируют состояние современного общества как патологическое, что оказывает непосредственное воздействие на формирование личности. Среди патологий современного общества называют аномию, связанную с кризисностью во всех сферах культуры, что ведет к распространению отклоняющихся форм поведения. Данное обстоятельство, в свою очередь, приводит к тому, что существование двойных стандартов воспринимается в качестве правила.

В результате разного рода преобразований и реформ, связанных с заимствованием западных форм жизни, в современном российском обществе появляется модель успеха, ориентированная на личные финансовые и карьерные достижения. Сама по себе подобная ориентация не несет негативных коннотаций. Но в условиях российской действительности, исторически развивающейся в коллективистско-общинных формах, данная индивидуалистическая установка подвергается трансформации и, в свою очередь, деформирует ментальные структуры. Наложение западной модели успеха на российскую ментальность вносит определенную рассогласованность в понимание феномена успеха и способов его достижения, тем самым усугубляя аномичное состояние общества и человека. Неслучайно понять природу современных представлений об успехе значит найти основания и получить возможность их корректировки, что, безусловно, позитивно скажется на развитии современного российского общества.

Степень научной разработанности проблемы. В представленном исследовании с позиций социальной философии произведен анализ четырех крупных блоков литературы по заявленной проблеме: философских, психологических и социологических концепций, а также теорий культурной антропологии.

Ввиду того, что успех в современном мире становится одной из основных потребностей жизни человека, массовая культура как один из ключевых

механизмов общества потребления, стимулирующих спрос и потребление, продуцирует огромное количество литературы по проблеме успеха в области психологии, тренингов, бизнеса, менеджмента и пр. Подчеркнем, нередко подобную литературу создают люди, добившиеся успеха и общественного признания (например, Гейтс Б. «Бизнес со скоростью мысли: Как добиться успеха в информационную эру», Гоулдер К. «Астроуспех: к счастью и гармонии через звезды», Карнеги Д. «Язык успеха», Паркинсон С.Н. «Полный свод законов Паркинсона и миссис Паркинсон: Как преуспеть в работе, развлечениях и семейной жизни, имея самые скромные способности», Фокс Дж.Дж. «Как стать суперзвездой маркетинга: необычные правила, благодаря которым победно звенит ваш кассовый аппарат» и др.). Во всех перечисленных книгах успех рассматривается как технология, которую каждая личность способна конструировать, рассчитывать и создавать, обходя негативные стороны его достижения. Среди качеств личности, сосредоточенной на достижении успеха, авторы обычно называют позитивность, скорость мышления, рационализм, креативность (вводится понятие «креативный интеллект успеха»), веру в собственные силы, умение прогнозировать ситуации и лавировать в них.

В научной зарубежной и отечественной литературе, связанной с исследованием феномена успеха, можно выделить философский, социологический, психологический и культурно-антропологический подходы.

Социологи, как правило, фокусируют внимание на сущности, структуре и типах успеха субъекта в контексте его социальных взаимосвязей (М. Вебер, К. Мангейм, Г.Л. Тульчинский, Ю.В. Согомонов). Помимо этого, социологический подход рассматривает успех как способ самоутверждения личности (Н.Е.Харламенкова, Е.П. Никитина), а также факторы его достижения (П. Бергер, Дж.Мид, У. Бек, А Шюц, Т. Веблен, Э.Гидденс, Т. Лукман,).

В рамках психологического подхода исследователи пытаются выявить определенные психологические аспекты сущности феномена: мотивацию

достижения успеха (Д. Аткинсон, Д. Макклелланд, Г. Мюррей, Ф. Хоппе, Р. Уайт, Р.С. Вайсман, Р.С. Немов, А.Б. Орлов, М.Л. Кубышкина и др.), уровень требований личности ( В.А. Аверин, Т. Дембо, К. Левин,, В.К. Гербачевский,О.Г. Мельниченко, И.М. Палей, и др.), движущую силу свершений в профессиональной деятельности (Е.В. Козиевская, П.Т. Долгов и др.).

Подход, базирующийся на культурной антропологии, сфокусирован на факторах и специфике культурных моделей успеха как жизненной стратегии личности (В. Малиновский, Б. Тернер, Ф. Боас, Д. Шнейдер и др.).

Изучение негативных трансформаций успеха в современном российском обществе осуществлялось с позиций концепций социальной аномии (Бабосов Е.М., Горозия В., Дюркгейм Э., Мертон Р., Туркиашвили Ш. и др.), а также на основе теории телесности (Барт Р., Марсель Г., Мерло -Понти М., Нанси Ж.-Л, Подорога В.А. и др.).

В целом, наличие множества подходов понимания феномена успеха подтверждает его сложность и неоднозначность. Перечисленное обуславливает необходимость использования в рамках социально-философского исследования феномена успеха принципов, методов и понятий из разных отраслей научного знания.

Объектом исследования является успех как социально-культурный феномен.

Предметом исследования выступает ценностный аспект социокультурных репрезентаций успеха в современном обществе в его амбивалентности.

Цель исследования заключается в раскрытии специфики социально -культурной динамики антиномичных репрезентаций успеха в современном обществе.

Достижению поставленной цели способствует постановка и решение следующих задач:

- обозначить основные моменты становления и развития проблематики успеха в культуре и истории философской мысли;

- проанализировать проблему выбора путей достижения успеха современным человеком;

- осуществить социально-философскую интерпретацию психологического концепта «синдром Мюнхгаузена» как инструмента анализа социального феномена успеха в его антиномичности;

- раскрыть роль средств массовой коммуникации в формировании представлений о феномене успеха в современном обществе.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. Специфика предмета исследования определила необходимость применения широкого междисциплинарного и компаративистского подходов, использования историко-логического, структурно-семиотического и диалектического анализа. В работе применяется феноменологический подход. Аксиологический подход позволил в процессе исследования рассматривать успех как феномен, входящий в систему ценностной шкалы личности/общества.

Особую роль в исследовании играют работы Ж.-Л. Нанси и Ж. Бодрийяра. Они анализировали со-бытийность человеческого существования как «философии на пределе» (Ж. -Л. Нанси) с позиций мифизаций и симулятивности.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлена динамика репрезентаций успеха в современном обществе, демонстрирующих амбивалентность данного феномена. С одной стороны, успех предстает как результат творческой деятельности человека, с другой -репрезентации успеха навязываются человеку обществом в виде некоторых клишированных форм.

2. Показано, что в современном индивидуализированнном обществе выбор путей достижения успеха становится для человека серьезной жизненной проблемой: варианты ее решения располагаются в широком диапазоне от пассивного ожидания удачи (счастливого случая) до активного волевого и сознательного действия, рассчитанного на силы, способности, умения самой личности. Активное действие, в свою очередь, может быть репрезентировано как в социально значимых формах, так и в чисто внешних формальных процессах псевдо-активизма.

3. Анализ проблемы выбора путей достижения успеха современным человеком позволил выявить, что репрезентации успеха могут приобретать черты симулятивности, мифологичности и кратковременности, трансформируя понимание феномена и деформируя отношения личности и общества.

4. Осуществлена социально-философская интерпретация психологического концепта «синдром Мюнхгаузена» как инструмента анализа социального феномена успеха в его антиномичности. Показано, что именно человек с «синдромом Мюнхгаузена» наиболее ярко демонстрирует аномичное состояние не только общества в целом, но и собственного Я. Тип личности с «синдромом Мюнхгаузена» рассмотрен автором не в традиционном медико-психологическом, а в социально-философском аспекте. Установлено, что человек с «синдромом Мюнхгаузена» бесконечно продуцирует мифы о себе, являющиеся репрезентацией жизни напоказ.

5. Раскрыта роль средств массовой коммуникации в формировании представлений о феномене успеха в современном обществе. Тиражируемые СМИ репрезентации успеха иллюстрируют нарастающую в обществе аномичность, что приводит к смене мировоззренческих и ценностных ориентиров, влияющих на понимание успеха в его социальном и личностном аспектах. Допустимым средством достижения успеха в такой ситуации

становится, в том числе, симулятивно-мифизированное, скандально-эпатажное поведение, формы которого легитимируются СМИ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Феномен успеха, связанный со смысложизненным поиском и системой ценностей личности, определяет вектор ее развития и проявления в обществе. При этом успех может иметь как позитивный, так и негативный модус. Неоднозначность феномена приводит к определенным проблемам его понимания в массовом сознании: реципиенты нередко интерпретируют успех только в качестве внешней эффектной демонстрации личностью собственной славы, богатства и высокого социального статуса, игнорируя трудный путь к нему.

2. Комплекс представлений об успехе, являющийся показателем эффективности работы социальной системы и жизнедеятельности личности, достигшей определенных высот в различных сферах общества, в современном социокультурном пространстве трансформируется. Нередко в позиционировании успеха обнаруживаются негативные черты: симулятивность, мифологичность и недолговечность.

3. Изменение понимания феномена успеха в современности обусловлено аномичными явлениями в социуме, в результате чего успех начинает достигаться негативными методами и средствами, в том числе нарушением законности, симулированием действительности, проявлением деструктивного поведения.

4. Особую роль в тиражировании представлений об успехе играют информационно-коммуникативные технологии. Обладая мощной силой воздействия, они начинают манипулировать симулятивными, мифологическими и негативными образцами успешного, воспринимаемыми реципиентами в качестве поведенческой матрицы. Сегодня все чаще к разряду успешных людей относят патологическую личность, крайним выражением которой является

«синдром Мюнхгаузена». В жизни такого типа людей успех связан с возможными/невероятными/пустыми достижениями, преподносимыми в качестве действительно бывших и значимых. Тиражирование подобного формата успеха негативно сказывается на реципиентах, деформируя их шкалу жизненных ценностей, мотивацию и действия в обществе.

5. Патологичность человека с «синдромом Мюнхгаузена» нередко обнаруживается в отношении к телу и телесности как к возможным средствам достижения успеха в обществе. Красивая телесная оболочка и симулятивная/пустая внутренняя жизнь личности свидетельствуют о * ситуации разъятия, когда тело и телесность начинают жить своей жизнью, не связанной с индивидуальным**, глубоко личным Я. Данная рассогласованность внешней и внутренней составляющих бытия человека свидетельствует о раздвоенности, нецелостности индивида.

Успех патологической личности нередко достигается посредством эпатажа, в котором обнаруживаются не только положительные, но и отрицательные импульсы. С одной стороны, эпатаж способствует рождению нового, стимулируя дальнейшее развитие личности и социальной структуры в целом. С другой стороны, тиражируясь СМИ, эпатаж множит симулятивные и безнравственные образцы успеха, связанные с продуцированием мифологизированных историй, что усугубляет кризисность социального/личного. Желание достичь успеха (пусть даже в симулятивной форме, которая выдается за реальность), приводит к тому, что человек, преследуя эгоистические цели и забывая о нравственной компоненте, нарушает нормы и игнорирует социальные ценности, поддерживая свой имидж скандалом, ложью и интригой. Выявленные черты, трансформирующие представления об успехе в массовом сознании, требуют незамедлительной

от * до ** по всему тексту использованы материалы собственных статей

корректировки ситуации.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Социально-философский анализ работы позволяет выявить динамику репрезентаций успеха и причины появления его некоторых негативных черт. Исследование показывает, что стремление к успеху, являющимся двигательной силой социального/личного, выступает в качестве стимула развития общества, его социальных групп и отдельного индивида. Вместе с тем, анализ симулятивных и мифологизированных форм современного успеха диагностирует проблематичность пользы феномена и аномичность некоторых ситуаций, связанных с ним.

Содержащийся в данном диссертационном исследовании материал, обобщения и выводы используются автором при подготовке лекционных курсов и семинаров по курсу «Философия», «Культурология» и «Основы философии» в Казанском инновационном университете имени В.Г. Тимирясова. Материалы диссертации могут быть также использованы при составлении учебных пособий, в том числе по темам, касающимся анализа взаимоотношений современного общества и личности.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли свое отражение в одной коллективной монографии, четырех статьях в изданиях, входящих в Перечень ВАК ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, а также в других публикациях.

Отдельные теоретические положения и результаты исследования были отражены в выступлениях на Международных конференциях, конгрессах и симпозиумах: Международная конференция «Навстречу XXII Всемирному философскому конгрессу: философия как исследование и образ жизни» (26-27.04.2013г., г. Казань, Казанский государственный энергетический

университет); Международная научно-образовательная конференция «Гуманизм и современность» (8-9.11.2013 г., г. Казань, Казанский (Приволжский) государственный университет); Международная научно -практическая конференция «Социальные и этнические процессы в развитии общества» (16-17.05.2013 г., г. Улан-Удэ, Бурятский государственный университет); Международная конференция «Наука и образование: проблемы и перспективы развития» (30.08.2014г., г. Тамбов); Международная конференция «Региональная культура и политика. Новые парадигмы» (12-14.09.2014 г., г. Улан-Удэ, Бурятский государственный университет); Международная конференция «II Садыковские чтения» (24-25.10.2014 г., г. Казань, Казанский (Приволжский) государственный университет); Международная конференция «Провинциальные страницы жизни» (27.02.2015 г., г. Чистополь, ЧФ ИЭУП (г. Казань)); VII Российский философский конгресс «Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад - диалог мировоззрений» (6.10-10.10.2015 г., г. Уфа, Башкирский государственный университет).

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ И ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ УСПЕХА

1.1. Представления об успехе в древнекитайской и древнегреческой

культуре и философии

В современном мире феномен успеха выступает в качестве ключевого символа и основного стимула развития бытия человека и социума, становясь главным критерием ценностной ориентации личности и ее шкалы оценки окружающего мира. Все чаще *через призму успеха/неуспеха саму личность оценивают во всех сферах жизнедеятельности** , в том числе в рамках профессиональных, научных, политических, экономических, социальных, повседневных и других практик. Но при этом существует огромная пропасть между идеальным, философским видением успеха и его интерпретациями в современном массовом сознании.

Как правило, успех связан с достижением определенной цели, эффективностью и результативностью функционирования системы, понимание которых может не совпадать у различных людей, социальных групп и обществ. Для одних успех связан с освоением какой-либо деятельности, для других - с получением положительного результата в определенной сфере, для третьих - с общественным признанием и пр. Выбираемая и достигаемая личностью цель обладает для нее определенной значимостью и должна получить одобрение внутри социальной группы или у общества в целом. При этом достижение цели сопряжено с определенными психологическими состояниями, в том числе удовлетворением, счастьем, оптимизмом, разочарованием.

Сегодня в массовом сознании все чаще достижение успеха связывается с известностью и популярностью, высоким материальным уровнем жизни, социальным/политическим влиянием, светским образом жизни, обусловленным,

в том числе, попаданием в фокус внимания * средств массовой информации либо благодаря определенным достижениям, либо в связи с эпатажно-скандальным поведением**. Кроме внешнего аспекта, успех в бытии личности имеет и внутренний, субъективный модус, проявляющийся в чувстве удовлетворенности достигнутым, жизнью в целом и происходящими в ней событиями, что может быть обусловлено и обладанием всем выше перечисленным. Удовлетворенность сопровождается чувством эйфории и счастья.

В современном обществе в связи с происходящими в нем изменениями успех начинает подразумевать не столько профессиональное мастерство, сколько умение добиваться положения в обществе и властных структурах, при этом позиционируя себя. Более того, в «текучей современности» (З. Бауман) можно обнаружить симулятивную форму успеха, имеющую кратковременный, сиюминутный характер. Перечисленное стимулирует исследование современных форм успеха, помогающее выявить антиномичные черты феномена, подвергнув их анализу и критике. Как мы считаем, некоторые образцы успеха выступают в числе причин, мешающих преодолению перманентных кризисов социального/личного, эффективности функционирования системы и не дающих удовлетворения индивиду.

Предваряя репрезентации современного успеха, обратимся к пониманию феномена в различных культурных традициях и философско-теоретических концепциях, раскрывающих его амбивалентную природу.

*Понимание успеха начинает формироваться в глубокой древности**. Подчеркнем, в * философском дискурсе проблема успеха в чистом виде долгое время не обсуждалась:** она либо игнорировалась, либо вписывалась в контекст иной проблемы, либо вуалировалась. Более того, философы рассматривали феномен с различных позиций и сторон, высказывая о нем противоположные суждения. Исследователи рассуждали не только о сущности

феномена, но и его мотивационных основах и механизмах достижения, демонстрируя различные варианты интерпретации успеха.

*Если вспомнить Эпикура, Лао-Цзы, Б. Спинозу, Л.Н. Толстого, то они** обращали внимание на субъективный модус успеха, связанный с гармоничным состоянием, душевным спокойствием, отсутствием страданий. У перечисленных авторов успех вписывался в *концепт счастья и счастливой жизни личности. **

*В религиозной традиции успех,** имеющий также субъективный модус, интерпретировался как дар Бога, вознаграждающий индивида за особый, аскетический образ жизни и духовные практики. *Чем больше человек обращался с молитвой к Всевышнему, тем ближе он был к нему,** находя благодать, спокойствие и умиротворение. Считалось, что духовные практики, связанные с обращением к Богу, изменяют человека, его духовное, физическое и психическое состояние. Благодаря христианским практикам аскезы личность достигала гармонии собственных жизненных энергий, приходя к умиротворению. *Как отмечает С. Хоружий, преобразование себя и своего энергийного образа, выступая в качестве составной части религиозной духовной практики, имеет своей целью душевное спокойствие. Сама «духовная практика - направленный процесс преобразования человеком собственной энергийной проекции к некоторому телосу, или же к "высшему духовному состоянию"»1. Духовная практика ведет к соединению человека с Богом, приобщая его к Божественной благодати. Избавившись от негативных эмоций (в том числе, злости, сомнения, негодования), можно испытать счастье и почувствовать сопричастность Богу. ** Для определенной категории людей, посвятивших свою жизнь религиозной вере, встреча с божественным олицетворяла достижение поставленной цели, а значит - успех.

*В деятельном подходе успех трактовался как цель, осуществляемая в результате** приложения усилий и предметной деятельности. При этом в деятельном подходе можно обнаружить не только личностный, но и коллективный модус успеха. В постмодернистских концептах появилась идея успеха как счастливого случая - выигрыша в игре, в том числе игре обстоятельств.

Даже поверхностный исторически-ретроспективный обзор феномена успеха позволяет говорить его многогранности и сложности, заставляя осуществить реконструкцию понятия на основе различных концепций.

Подчеркнем, чаще всего успех рассматривался в контексте любой человеческой активности как проявление воли. *Так, в первобытных обществах возвышение одного человека над другим обеспечивало ему силу, богатство, славу,**в чем обнаруживаются интуиции представлений об успехе. Акцентируем внимание, в большей степени подобное * понимание первоначально было бессознательным и интуитивным. В дальнейшем осознание успеха начинает приобретать более отчетливые контуры, воплощаясь художественно и теоретически.**

* Метафорически-художественное понимание успеха можно обнаружить в мифах народов мира.** Какую бы народно-мифологическую систему мы ни взяли, практически все боги в ней олицетворяют успех. Зевс, Юпитер, Осирис, Один, ., олицетворяя успех, управляли

мирозданием или отвечали за определенную сферу. Среди приписываемых им качеств можно назвать авторитет, могущество, амбиции, власть, масштабность, рационализм, решительность действий и умение мыслить стратегически, навязывать окружающим свою волю, дар пророчества. Перекидывая мост к современности, можно констатировать: все перечисленные черты или большая

1 Хоружий С.С. К антропологической модели третьего тысячелетия. Режим доступа:

часть из них обнаруживаются у многих успешных людей, руководящих крупными предприятиями или социальными сферами, достигших потрясающих высот в бизнесе, науке, искусстве и др. областях.

Помимо этого, в качестве одной из главных функций богов было оказание покровительства людям, что способствовало эманации успеха из божественного в земной мир. Человек, заручившись благосклонностью божественных сил и приложив определенные усилия (например, в виде упорного труда), мог рассчитывать на успех в любом своем начинании. Подчеркнем, мифологические сказания фатальны: успех в них выступает как неизбежность и предопределенность, что наиболее ярко проявляется в биографиях некоторых мифологических героев (Прометей, Одиссей, Ясон, Гильгамеш, Хоу-Цзи, Мауи и др.). Вспомним историю Одиссея. Безусловно, внешне - это человек успеха, достигший конечной цели возвращения на Итаку благодаря уму, энергичности, хитрости, практичности, ловкости, которые помогли ему одержать победу над «божественным гневом» (именно так переводится его имя). Но его судьба была предопределена, и он имел поддержку богини Афины, благодаря чему стал победителем и вернулся на родину после многолетних скитаний. Сами приключения Одиссея можно интерпретировать как процесс познания мира, с которым герой успешно справился. Согласимся с М. Элиаде, который, характеризуя как миф об Одиссее так и самого главного героя, написал: «Одиссей для меня - первообраз не только человека современной эпохи, но и человека грядущего, поскольку он представляет собой тип гонимого странника. Его скитания - это путь к Центру, в Итаку, то есть путь к себе. Он - опытный мореплаватель, но судьба, а другими словами, инициатические испытания, из которых он должен выйти победителем, все время вынуждают его оттягивать возвращение к своим пенатам. Миф об Одиссее, я думаю, для нас очень важен. В каждом из нас есть что-то от Одиссея, когда мы ищем самих себя, надеемся

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ефимова Лариса Викторовна, 2018 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапов, О.Д. Интерпретационные практики социума / О.Д. Агапов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2011. Т. 11. № 2. С. 3-8.

2. Агапов, О.Д. Интерпретация как модус бытия культуры и личности / О.Д. Агапов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2007. № 1. С. 48-54.

3. Агапов, О.Д. История как модус бытия человеческого рода / О.Д. Агапов // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 7-10.

4. Агапов, О.Д. Культура как ресурс развития общества / О.Д. Агапов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 7-10.

5. Агацци, Э. Идея общества, основанного на знаниях / Э. Агацци // Вопросы философии. 2012. № 10. С 13-19.

6. Азаренко С.А. Топология сообщества. Режим доступа: http://www.bibliorossica.com/book.html?search_query=Топология+сообщества&cu rrBookld=14816&ln=ru

7. Ахметзянова, Р.Р Отчуждение в пространстве знака как отчуждение в пространстве власти / Р.Р. Ахметзянова, А.Б. Лебедев // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. Т. 149. № 5. С. 91102.

8. Бабосов, Е.М. Катастрофа как объект социологического анализа / Е.М. Бабосов // Социологические исследования. 1998. № 4. 19 с.

9. Бальнов, О.В. Философия экзистенциализма / О.В. Бальнов // СПб., 1999. 222 с.

10. Барт, Р. Избранные работы / Р. Барт // Семиотика. Поэтика. 1994. 616

с.

11. Барт, Р. Фрагменты речи влюбленного / Р. Барт. М., 1999. 504 с.

12. Бергсон, А. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 1 / А. Бергсон. М., 1991.

273 с.

13. Бердяев, Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики / Н. Бердяев. М. : Республика, 1993. 304 с.

14. Бердяев, Н. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики / Н. Бердяев. М.: Республика, 1995. 375 с.

15. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 2005.

16. Богатова, Л.М. Социокультурные конфигурации андрогинизма / Л.М. Богатова // Ученые записки Казанского университета. Серия : Гуманитарные науки. 2012. Т. 154. № 1. С. 7-18.

17. Богатова, Л.М. Культура как андрогин: гендерные ландшафты и их типология / Л.М Богатова // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. 2008. № 11 (67). С. 359-363.

18. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр. М., 2012. 258 с.

19. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. М. : Добросвет, 2000. 387 с.

20. Бодрийяр, Ж. Фантомы современности / Ж .Бодрийяр, К. Ясперс // Призрак толпы. М., 2008. 272 с.

21. Бубер, М. Я и Ты / М. Бубер. М., 1993. 173 с.

22. Бурдье, П. Практический смысл: пер. с фр. / П. Бурдье. СПб. : Алетейя, 2001. 567 с.

23. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова. М., 1990.

24. Власова, О. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ. История, мыслители, проблемы. М.: Территория будущего, 2010. 640 с.

25. Гаспаров, М.Л. Поэзия Пиндара. Пиндар. Оды. Фрагменты / М.Л. Гаспаров. М. : Наука, 1980. 383 с.

26. Гатауллин, А.И. Степень свободы социального субъекта в пространстве пост-идеологии / А.И. Гатауллин, А.Б. Лебедев // Ученые записки Казанского университета. Серия : Гуманитарные науки. 2011. Т. 153. № 1. С. 32-41.

27. Гегель, Г. Ф. В. Феноменология духа / Г. Ф. В. Гегель. М.: Академический Проект, 2008. 767 с.

28. Геращенко, Д.Г. Правовая аномия в российском обществе: структурно-деятельностное измерение: автореф. дис. ... канд. социол. наук / Д.Г. Геращенко. Ростов-н/Д, 2011. 29 с.

29. Гидденс, Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс. М. : Весь Мир, 2004. 116 с.

30. Горц, А. Знание, стоимость, капитал. К критике экономики знаний / А. Горц // Логос. 2007. № 4 (61). С. 6.

31. Гросс, К. Введение в эстетику / К. Гросс. СПб., 1899. 144 с.

32. Гузенина, С.В. Новые вызовы нового времени: специфика изучения социального поведения эпохи постмодерна / С.В. Гузенина // Вестник Академии. 2014. № 4. С. 170-172.

33. Гузенина, С.В. Творческое бессилие как атрибут духовной лени / С.В. Гузенина // Научное обозрение. 2008. № 2. С. 109-112.

34. Дарендорф, Р. К критике социологии и ее истории / Р. Дарендорф // Тропы из утопии. М., 2002. 53 с.

35. Делез, Ж. Различие и повторение / Ж. Делез. СПб. : Петрополис, 1998. 384 с.

36. Деррида, Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. М. : ДБ MARGINEM, 2000. 512 с.

37. Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. СПб. : Академический Проект, 2000. 432 с.

38. Дружинина, И.А. Переход от эмоций к духовности в «разрезе бытия» / И.А. Дружинина, Н.М. Солодухо // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2013. № 3. С. 214-217.

39. Дюбо, Ж.-Б. Критические размышления о поэзии и живописи / Ж.-Б. Дюбо. М., 1975. 760 с.

40. Дюркгейм, Э. Самоубийство: социологический этюд. URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Sociolog/Durkgeim/09.php

41. Нанси, Ж.-Л. Corpus / Ж.-Л. Нанси. М. : Ad Marginem, 1999. 255 с.

42. Жигунина, Л.В. Феномен совершеннолетия в ситуации «постидеологии»: что нам покажет реклама?» / Л.В. Жигунина, А.Б. Лебедев // Ученые записки Казанского университета. Серия : Гуманитарные науки. 2013. Т. 155. № 1. С. 47-56.

43. Зайченко, М.А. Рекурсивная форма движения и ее проявления в культуре / М.А. Зайченко, Е.Л. Яковлева // Ученые записки Казанского университета. Серия : Гуманитарные науки. 2013. Т. 155. № 1. 57-66.

44. Заславская, Т.Н. Социальные механизмы трансформации неправовых практик / Т.Н. Заславская, М.А. Шабанова // Общественные науки и современность. 2001. № 5. С. 18.

45. Зинченко, В.П. Проблемы психологии развития / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. 1992. № 3-4. С. 59.

46. Капица, С. Новый кризис опаснее чумы и мировой войны. URL: http://izvestia.ru/obshestvo/article3112917/

47. Кара-Мурза, А.А. П.Б. Струве и развитие им концепции «личной годности» / А.А. Кара-Мурза. М. : РОССПЭН, 2012. 141 с.

48. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс; пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М. : ГУ ВШЭ, 2000. 606 с.

49. Князева Е.Н. Творческое мышление: натуралистическое видение// Творчество: эпистемологический анализ. М.: ИФ РАН, 2011. С. 4-12.

50. Козырева, П.М. К вопросу о доверии в трудовых коллективах /

П.М. Козырева // Социс. 2008. №11. С. 25.

51. Конфуций. Афоризмы и изречения. URL: http://citaty. su/ aforizmy-i-izrecheniya-konfuciya

52. Коулман, Дж. Капитал социальный и человеческий / Дж. Коулман // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 125.

53. Кривцова, Л.А. Телесность в массовой и элитарной культуре начала века: сравнительный анализ / Л.А. Кривцова, О.А. Архипов // Вестник гуманитарного факультета ИГХТУ. 2009. Вып. 4. С. 113-119.

54. Курашов, В.И. Философия образования и принципы воспитания интеллектуалов нашего времени / В.И. Курашов // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 4. С. 159-165.

55. Курашов, В.И. Философские смыслы и русская ментальность в русской волшебной сказке / В.И. Курашов // Журнал практического психолога. 2004. № 5. С. 86.

56. Лаззарато, М. Нематериальный труд / М. Лаззарато // Художественный журнал. 2008. № 69.

57. Лакан, Ж. Телевидение / Ж. Лакан. М. : Логос, 2000. С. 80.

58. Лебедев, А.Б. Социальное отчуждение как предмет психоанализа / А.Б. Лебедев, А.И. Гатауллин // Ученые записки Казанского университета. Серия : Гуманитарные науки. 2010. Т. 152. № 1. С. 100-108.

59. Леви-Стросс, К. Человек голый / К. Леви-Стросс // Мифологики. М. : ИД «Флюид», 2007. 784 с.

60. Лики успеха / Под ред О.В.Григорьевой, Е.Л.Яковлевой. Режим доступа: https://ieml.ru/podrazdeleniya-universiteta/izdatelstvo-poznanie/sekrety-razvitiya/book/Leeki-uspeha-2-e-izd.pdf

61. Липовецкий, М. Трикстер и «закрытое» общество / М. Липовецкий // НЛО. 2009. № 100. 245 с.

62. Лосев, А.Ф. Из ранних произведений /А.Ф. Лосев // М: Правда, 1990. 656 с.

63. Макиавелли, Н. Государь / Н. Макиавелли // Сочинения. СПб. : Кристалл, 1998. 624 с.

64. Мамардашвили, М.К. Лекции о Прусте / М.К. Мамардашвили // М: Изд-во «Аё ша^теш», 1995. 548 с.

65. Маркс, К. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // Собр. соч. Изд. 2. Т. 3. М. : Политиздат, 1955. 650 с.

66. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс // Сочинения. М., 1956. 174 с.

67. Марсель, Г. Очерк феноменологии обладания / Г. Марсель // Быть и иметь. Новочеркасск : Сагуна, 1994. 160 с.

68. Мединский, В. Особенности национального пиара. РЯавдивая история Руси от Рюрика до Петра / В. Мединский. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2010. 624 с.

69. Меньчиков, Г.П. Антропологические константы: ч.п. основные закономерности измерения сознания человека / Г.П. Меньчиков // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 4-1. С. 21-27.

70. Меньчиков, Г.П. Душа человека: Историко-философский дискурс / Г.П. Меньчиков // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 1. С. 5-11.

71. Меньчиков Г.П. Жизнь как философская категория / Г.П. Меньчиков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 5. С. 13-17.

72. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти. М. : Ювента, 1999. 608 с.

73. Мертон, Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон // Социология преступности (Современные буржуазные теории). М. : Прогресс, 1966. С. 299-312.

74. Монтень, М. Опыты /М. Монтень. М. : Наука, 1979. 704 с.

75. Нанси, Ж.-Л. Непроизводимое сообщество / Ж.-Л. Нанси. М. : Водолей, 2011. 208 с.

76. Нарочницкая, Н.А. Русский код развития / Н.А. Нарочницкая. М. : Книжный Мир, 2013. 353 с.

77. Николавева, Е.М., Щелкунов М.Д. Образование в обществе потребления / Е.М. Николаева, М.Д. Щелкунов // Философия образования. 2013. № 1. С. 11.

78. Николаева, Е.М. Медиасреда как социально-культурное пространство современного общества / Е.М. Николаева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 7-2 (45). С. 152-154.

79. Николаева, Е.М. Социализация личности как самоорганизующаяся система-процесс / Е.М. Николаева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2007. № 1. С. 65-72.

80. Николаева, Е.М. Социализация личности: феномен самоорганизации / Е.М. Николаева // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2005. № 3-2 (23). С. 62-69.

81. Николаева, Е.М. Феномен социализации личности с позиций теории самоорганизации / Е.М.Николаева // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 9. С. 33-40.

82. Николаева, Е.М. Ценность традиций в социальном становлении личности / Е.М. Николаева // Вестник экономики, права и социологии. 2007. № 2. С. 115-119.

83. Николаева, Е.М. Личностная геронтологическая идентификация в современном обществе (синергетический дискурс) / Е.М. Николаева, Л.И. Дьяченко // Вестник экономики, права и социологии. 2010. № 2. С. 127131.

84. Николаева, Е.М Потребительская культура и кризис социализации / Е.М. Николаева, М.С. Николаев // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 354. С. 48-50.

85. Николаева, Е.М. Идентификация личности в условиях консюмеризации образования / Е.М. Николаева, М.Д. Щелкунов // Ученые записки Казанского университета. Серия : Гуманитарные науки. 2010. Т. 152. № 1. С. 135-144.

86. Ницше, Ф. Антихрист. Проклятие христианству / Ф. Ницше. М: изд-во «Мысль», 1990. 333 с.

87. Ницше, Ф. Веселая наука / Ф. Ницше. Минск, 1979. 352 с.

88. Ницше, Ф. Воля к власти / Ф. Ницше. Спб. : Лениздат, 2013. 480 с.

89. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. Минск : ХАРВЕСТ, 2005. 352 с.

90. Ницше, Ф. Черновики и наброски 1887-1889 гг. / Ф. Ницше; пер. с нем. В. М. Бакусева и А. В. Гараджи // Полн. собр. соч. Т. 13. М. : Культурная революция, 2005. 654 с.

91. Патнэм, Р. Процветающая комьюнити, социальный капитал и общественная жизнь / Р. Патнэм // МЭ и МО. 1995. №4. С. 80.

92. Пелевин, В. ДПП (нн). Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда / В. Пелевин. М. : Эксмо, 2008. 352 с.

93. Пензин, А. Новые социальные субъекты: версия Паоло Вирно / А. Пензин // Прогнозис. 2006. № 2 (6). С. 281-307.

94. Платон. Соб. соч. в 3-х тт. Т.3 (1). М.,1971.

95. Подорога, В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. URL: http://ec-deiavu.ru/b/Body.html

96. Рикер, П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / П. Рикер. М., 2002. С. 157.

97. Руссо, Ж.Ж. Письмо к Д. Альберти / Ж.Ж. Руссо // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1962. Т. 3. 642 с.

98. Савчук, В.В. Философия эпохи новых медиа / В.В. Савчук // Вопросы философии. 2012. № 10. С. 40.

99. Савчук, В. Конверсия искусства / В. Савчук // СПб. : Петрополис, 2001.

288 с.

100. Сакс, О. «Человек, который принял жену за шляпу» и другие истории из врачебной практики / О. Сакс. СПб.: Science Press, 2006. 301 с.

101. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов : сборник. М., 1990. 344 с.

102. Слотердайк, П. Критика цинического разума / П. Слотердайк. Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2001. 584 с.

103. Солодухо, Н.М. Ситуационность бытия : концептуальные принципы / Н.М. Солодухо // Ученые записки Казанского университета. Серия : Гуманитарные науки. 2012. Т. 154. № 1. С. 173-179.

104. Солодухо, Н.М. Ситуационный подход как общенаучное средство познания / Н.М. Солодухо // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2009. № 3. С. 116-119.

105. Солодухо, Н.М. Этические принципы философии небытия / Н.М. Солодухо // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 3. С. 370-376.

106. Солодухо, Н.М. Концепт небытия в дискурсе современных российских философов / Н.М. Солодухо, М.Н. Волкова // Ученые записки Казанского университета. Серия : Гуманитарные науки. 2013. Т. 155. № 1. С.163-172.

107. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / редактор -координатор - академик РАН Г.В. Осипов. М., 1998. 488 с.

108. Социология: энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.А. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск : Книжный Дом, 2003. 1312 с.

109. Тайсина, Э.А. «Телос» незнаемого / Э.А. Тайсина // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 1.1. С. 16-31.

110. Тайсина, Э.А. Теория познания перед филосойфско-антрополическим вызовом / Э.А. Тайсина, Т.Н. Халитов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия : Социальные науки. 2013. № 4 (32). С. 156-161.

111. Тайсина, Э.А. Истоки философско-антропологического поворота в гносеологии: теория Брентано / Э.А. Тайсина, Т.Н. Халитов // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 14. С. 74-77.

112. Терещенко, Н.А. Конец социальности: мифы и реальность / Н.А. Терещенко // Ученые записки Казанского университета. Серия : Гуманитарные науки. 2008. Т. 150. № 4. С. 105-115.

113. Терещенко, Н.А. Кино и массы / Н.А. Терещенко, Т.М. Шатунова // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2010. № 2. С. 98-101.

114. Терещенко, Н.А.. Мифология субъекта и субъект мифологии / Н.А. Терещенко // Вопросы культурологии. 2009. № 7. С. 29-32.

115. Толстая, Т. Я планов наших люблю гламурье / Т. Толстая. URL: http://scripts.online.ru/misc/news/98/09.10

116. Туркиашвили, Ш. Понятие аномии и попытки его модификации / Ш. Туркиашвили, В. Горозия // Человек: соотношение национального и общечеловеческого. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2004. 258 с.

117. Фолькельт, И. Современные вопросы эстетики / И. Фолькельт. СПб., 1899. 269 с.

118. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М., 1990. 266 с.

119. Фуко, М. Слова и вещи / М. Фуко. М. : Прогресс, 1977. 488 с.

120. Фукуяма, Ф. Доверие. Великий разрыв / Ф. Фукуяма. М., 2003. 474

с.

121. Фукуяма, Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / Ф. Фукуяма: пер. с англ. М. : ACT: Хранитель, 2006. 732 с.

122. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. Харьков, 2003. 452 с.

123. Хайдеггер, М. Письмо о гуманизме. Время и бытие. Статьи и выступления / М. Хайдеггер. М. : Республика, 1993. 447 с.

124. Хоружий, С.С. К антропологической модели третьего тысячелетия. URL: http://azbyka.ru/hristianstvo/chelovek/horuzhiy pravoslavnaya askeza 46-all.shtml

125. Шатунова, Т М. «Актуальность прекрасного» как проблемав современной онтологии культуры / Т.М. Шатунова // Вопросы культурологии. 2007. № 8. С. 21-27.

126. Шатунова, Т.М. Особые чувства как феномен современности / Т.М. Шатунова // Ученые записки Казанского государственного университета. Т. 132. Кн.1. Гуманитарные науки. 2010. С. 188.

127. Шатунова, Т.М. Три рождения эстетического или эстетическое после «смерти» социального / Т.М. Шатунова // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2012. № 6. С. 84-95.

128. Шатунова, Т.М. Эстетические конфигурации онтологии социального / Т.М. Шатунова // Ученые записки Казанского университета. Серия : Гуманитарные науки. 2006. Т. 148. № 1. С. 194-208.

129. Швери, Р. Теоретическая концепция Джеймса Коулмена: аналитический обзор / Р. Швери // Социологический журнал. 1996. № 1/2. С. 6281.

130. Шопенгауэр, А. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр. URL: http://modernlib.ru/books/shopengauer artur/aforizmi zhiteyskoy mudrosti/read

131. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление /А. Шопенгауэр. М. : Московский клуб, 1992. 400 с.

132. Щелкунов, М.Д. Образование в эпоху гламура / М.Д. Щелкунов // Вестник экономики, права и социологии. 2011. № 2. С. 269-274.

133. Щелкунов, М.Д. Потребление Образование Личность / М.Д. Щелкунов, Е.М. Николаева // Вестник экономики, права и социологии. 2009. № 1. С. 97-105.

134. Элиаде, М. Испытание лабиринтом. Беседы с Клодом-Анри Роке / М. Элиаде // Иностранная тература. 1999. № 4. URL: http://magazines.russ.ru/inostran/1999/4/labir.html

135. Яковлева, Е.Л. Абсурд в гламурном социальном / Е.Л. Яковлева // Человек и культура. 2016. № 3. С. 49-62.

136. Яковлева Е.Л. Игровая природа мифа как семитического образования: Автореферат дисс. Режим доступа: http://cheloveknauka.com/igrovaya-priroda-mifa-kak-semioticheskogo-obrazovaniya

137. Яковлева, Е.Л. Вечность мифа как символической формы культуры / Е.Л. Яковлева // Обсерватория культуры. 2011. № 3. С. 128-133.

138. Яковлева, Е.Л. Возвращение к истокам: Каюм Насыри в оптике современности. Философский триптих о татарском Леонардо да Винчи: Монография / Е.Л. Яковлева. Казань: Познание, 2016. 158 с.

139. Яковлева, Е.Л. Деформация процесса интерпретации посредством манипуляции информацией / Е.Л. Яковлева // В мире научных открытий. 2013. № 11 (47). С. 360-365.

140. Яковлева, Е.Л. Зазеркалье (пост)современности / Е.Л. Яковлева // Человек. 2013. №6. С. 96-107.

141. Яковлева Е.Л. Игра как мотивация и действие в коррупционном социальном. Режим доступа: http://apel.ieml.ru/archive/show/8180

142. Яковлева, Е.Л. Коррупционный оппортунизм: опыт философской рефлексии / Е.Л. Яковлева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 489-493.

143. Яковлева, Е.Л. Проникая в миры инклюзии: Монография/ Е.Л. Яковлева. Казань: Познание, 2015. 224 с.

144. Яковлева, Е.Л. Проявление абсурдного в бытии человека гламурного / Е.Л. Яковлева // Психология и психотехника. 2016. № 2. С. 130 -137.

145. Яковлева, Е.Л. Проявление мифологичности мышления в повседневности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение / Е.Л. Яковлева // Тамбов: Грамота, 2012. № 6 (20). Ч.Ш. С. 216-221.

146. Яковлева, Е.Л. Современные экзистенциалы бытия: абсурд и гламур / Е.Л. Яковлева // Философская мысль. 2016. № 5. С. 47-54.

147. Яковлева, Е.Л. Технология современного мифотворчества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение / Е.Л. Яковлева // Тамбов: Грамота, 2012. № 9 (23). Ч. II. С. 216-219.

148. Якутина О.И. Социальные практики успеха: дискурс повседневности и социально-философское понятие: Автореферат на соискание ученой степени доктора философских наук. Ростов-на-Дону, 2011. 49 с.

149. A Cyborg Manifesto: Science, Technology and Socialist-Feminism in the Late Twentieth Century». URL: https://netfiles.uiuc.edu/iwstone2/WAM/ Haraway.pdf

150. Bourdieu, P. The forms of capital / P. Bourdieu // Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. New York : Greenwood, 1986. 258 p.

151. Doueuhi, A. Inhabiting the Space Between Discourse and Story in Trickster Narratives / A. Doueuhi // Mythical Trickster Figures, 1997. 199 p.

152. Von Gebsattel, V. E. Zur Frage der Depersonalisation (Ein Beitrag zur Theorie der Melancholie) / V. E. von Gebsattel // Prolegomena einer medizinischen Antropologie. Berlin : Springer, 1954. 22 p.

153. Hyde, L. Trickster Makes This World : Mischief, Myth, and Art / L. Hyde. N.Y. : North Point Press, 1998. 432 p.

154. Munsterberg, H. Psychologie und Pathologie / H. Munsterberg // Zeitschrift fur Pathopsychologie. 1911. Bd. I. № 1. 56 p.

155. Sarup, M. An introductory guide to post-structuralism and postmodernism / M Sarup. N.Y., 1988. 74 p.

156. Specht, W. Uber den Wert der pathologischen Methode in der Psychologie und die Notwendigkeit der Fundierung der Psychiatrie auf einer Pathopsychologie / W.Specht // Zeitschrift für Pathopsychologie. 1911. Bd. I. № 1. 11 p.

157. Straus, E. W. Norm and Pathology of I-World Relations / E. Straus // Phenomenological Psychology: The Selected Papers. New York : Basic Books, 1966. 272 p.

158. Turner, V. The Ritual Process: Structure and Anti-Structure / V. Turner // Chicago : Aldine Publ., 1969. 95 p.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

Монография:

1. Яковлева, Е.Л., Ефимова, Л.В. и др. Современный человек в социальном духовном и информационном пространстве / Е.Л. Яковлева, Л.В. Ефимова. - Москва, Изд-во Перо, 2013. - с.22 - 34.

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Яковлева, Е.Л., Ефимова, Л.В. Трансформация успеха в социальном посредством синдрома Мюнхгаузена /Е.Л. Яковлева, Л.В. Ефимова. - В мире научных открытий. - №11.5(47) - Красноярск: 2013. - с.366-373.

2. Яковлева, Е.Л., Ефимова, Л.В. Синдром Мюнхгаузена как эпатажный след современности/со-временности / Е.Л. Яковлева, Л.В. Ефимова. - Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: Ч.1. -№3(41). - Тамбов, 2014. - с. 210-213/

Статьи, принятые в печать в издания, рекомендованных ВАК:

1. Ефимова, Л.В. Успех как воплощение аномии телесного./

Современные проблемы социальных проблем. Электронный журнал. 2015.

2. Ефимова, Л.В. Успех и аномия телесного. / Известия

Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология.

Педагогика. 2015.

Публикации в других изданиях:

1. Яковлева, Е.Л., Ефимова Л.В. Негативные аспекты стремления к успеху в современном обществе / Е.Л. Яковлева, Л.В. Ефимова.. - Навстречу XXII Всемирному философскому конгрессу : философия как исследование и образ жизни/ Под общ. ред. Э.А. Тайсиной. - Казань: Казан. гос. энерг. Ун-т, 2013. -с.234-235.

2. Яковлева, Е.Л., Ефимова, Л.В. Роль СМИ в формировании современного формата философии успеха. / Социальные и этнические процессы в развитии общества: Ч.2 - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского университета, 2013. - с. 97-100.

3. Ефимова, Л.В. Трансформации гуманистических установок успеха а современном мире. / Международный научно-исследовательский журнал.: Ч.1 -Екатеринбург, 2013. - с.133-134.

4. Ефимова, Л.В. Феномен успеха через призму философской рефлексии. / Научный журнал «Апробация». - Москва, 2013. - № 5(8). - с.81-84.

5. Ефимова, Л.В. Творчество как способ самореализации личности. / Перспективы развития науки и образования. - Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество»: Ч.1. - Тамбов, 2013. - с.58.

6. Ефимова, Л.В. Телесность как аномия успеха в социальном. / Наука и образование: проблемы и перспективы развития: Ч.2 - Тамбов, 2014. - с.57-60.

7. Ефимова, Л.В. Проявление синдрома Мюнхгаузена в пространстве социального. / Региональная культурная политика: новые парадигм: материалы международного симпозиума: в 2 т./ науч. Ред. Д.Ш.Цырендоржиева. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2014. - Т.1. - с.251-254.

8. Ефимова, Л.В. Проблематика успеха телесности в социальном. / Философские перекрестки: Московско-Казанский сборник. Ф56 II Садыковские чтения: В.II. - Казань: изд-во Казан. Ун-та, 2014. - с.143-147.

9. Ефимова, Л.В. К проблем аномичности успеха. / Карельский научный журнал. - НП ОДПО «Институт направленного профессионального образования». - 2014. - № 4(9). - с.9-13.

10. Ефимова, Л.В. Синдром Мюнхгаузена как социальная аномия успеха. / Балтийский гуманитарный журнал. - НП «Институт направленного образования». - 2014. - №3(8). - с.12-15.

11. Ефимова, Л.В. Гуманитарные основы успеха. / Карельский научный журнал. - НП ОДПО «Институт направленного профессионального образования». - 2015. - №1(1). - с.9-12.

12. Ефимова, Л.В. Синдром Мюнхгаузена как социальная аномия успеха. / Филооофия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад - диалог мировоззрений: тезисы докладов VII Российского философского конгресса (г.Уфа, 6 - 10 октября 2015 г.) Т.1. - Уфа: РИЦ БашГУЮ 2015. - с.197.

13. Ефимова Л.В. Цель творчества - самоотдача// Провинциальные страницы жизни. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 125-летию со дня рождения Б.Пастернака. Институт экономики, управления и права (г.Казань). - 2015. - С. 250-252.

14. Ефимова Л.В. Толерантность как один из критериев духовного развития// Духовно-нравственная культура в вышей школе: 1917-2017гг. Осмысление истории: Материалы XXV Международных образовательных Рождественских чтений. Российский университет дружбы народов. - 2017. - С. 65-69.

15. Ефимова Л.В. Толерантность как критерий развития общества// Каика-Rastudent.ru. - 2017. - №1. - С. 4.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.