Образование "человека успешного": социокультурный анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Михайлова, Ольга Владимировна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 123
Оглавление диссертации кандидат философских наук Михайлова, Ольга Владимировна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. «Человек успешный» как предмет социокультурного исследования.
1.1. Культурные контексты этимологии понятия «успех».
1.2. Американская и русская версии успешности.
1.3. «Человек успешный»: «антропологическое» versus «социальное».
Глава 2. Образование как культурная практика и социальный институт становления «человека успешного».
2.1. Образование как способ бытия «человека успешного».
2.2. Проблематизация себя («забота о себе») как принцип активизации успешности.
2.3. Практические возможности современных образовательных проектов в становлении «человека успешного».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Социально-психологические характеристики успешности региональной элиты2010 год, кандидат психологических наук Головчанова, Надежда Сергеевна
Экзистенциалы человеческого бытия как предмет этического анализа2007 год, кандидат философских наук Новикова, Екатерина Станиславовна
Одиночество Dasein в "Бытии и времени" М. Хайдеггера1998 год, кандидат философских наук Глазков, Александр Петрович
Онтология веры: личностные и социокультурные механизмы преемственности ценностей2011 год, доктор философских наук Омельчук, Роман Константинович
Аксиология личностного бытия: Парадигма постсубстанциального миропонимания2002 год, доктор философских наук Барышков, Владимир Петрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образование "человека успешного": социокультурный анализ»
Диссертационное исследование посвящено социокультурному анализу образования «человека успешного». Научный интерес сосредоточен, во-первых, вокруг этимологического, ментального и антропологического аспектов понятия успех»; во-вторых, предполагает идею образования, понимаемого как способ , ' человеческого бытия, в котором осуществляется становление личностной успешности. Работа выполнена в рамках социокультурного дискурса, использует понятия, относящиеся к повседневной жизни, разрешающие приоритет индивидуализирующего подхода перед генерализирующей методологией. В их числе понятия «успех» и «человек успешный».
Актуальность предпринятого исследования обусловлена, во-первых, изменением характера осмысления социокультурной реальности, которая изучается не только во всеобщих характеристиках, но и в структурах повседневности, допускающих индивидуальные, личностно-уникальные траектории развития. Успех как характеристика индивидуального жизненного пути и как социокультурная категория представляет интерес для теоретического исследования в условиях культуры, основанной на раскрепощении «периферийных» сфер и освобождении их от властных отношений центрирующего «начала». В традиционном понимании общества и культуры, теоретическая модель которых предполагала единство субстанциального центра, индивидуальный успех мог реализовываться в русле четких социальных ориентиров, образцов и идеалов. В случае личностного соответствия им индивидуальный успех хотя и обеспечивался, но в заданных обществом характеристиках. «Человеком успешным» мог считаться лишь тот, кто усваивал общественные идеалы, мог возвести себя (или быть возведенным) к ним.
Сегодня в эпоху постмодерна, глобализации, информационных коммуникаций, Интернет-революции отсутствует однолинейная траектория, ведущая к «абсолютной идее» успеха, идее, которой было бы подчинено развитие общества в целом и каждого человека в отдельности. Легитимированы индивидуальные пути профессионального и личностного роста, снята жесткость заданных внешних показателей успешности и раскрепощено внутреннее начало в ощущении себя как успешного.
Во-вторых, современность в ее новом реальном и концептуальном состоянии «подталкивает» к постановке не только теоретического вопроса относительно «человека успешного», но и к решению практических проблем по разработке и реализации конкретных способов достижения успеха. Легитимация понятий «карьера», «успех», «стремление к самореализации» и т.п. вызывает необходимость определения и выявления, возможных путей их адекватного предметно-реального содержательного наполнения.
В-третьих, приоритет темы успеха в теоретическом исследовании вызван сегодня и реальными условиями российской действительности, ориентированной в своем развитии на рыночные отношения. Конкуренция как принцип развития предполагает конкурентоспособного, т.е. успешного человека, актуализируя разработку темы успеха в социокультурном плане.
Между тем следует констатировать, что тема успеха на уровень теории все еще не выводится. Состояние социокультурной реальности, как и состояние культурфилософского знания, сегодня нуждается и в теоретической разработке, и в предложении практических шагов по достижению успеха.
В настоящей работе исследуется опыт по формированию успешной личности, накопленный в других странах, в условиях соответствующих типов ментальности, «снимающий» конкретную интеллектуальную традицию. Для социокультурной рефлексии предлагаются организованные самим диссертантом образовательные практики.
Исследование диссертационной темы ведет к необходимости разрешения следующего противоречия. С одной стороны, успех чаще всего связывается с внешними показателями жизни. В качестве критериев успеха и «человека успешного» выделяется материальная сторона человеческой жизнедеятельности («деньги, статус, слава»). С другой стороны, определяя успех, нельзя не обратить внимание на внутреннее человеческое самоощущение удовлетворенности,, интереса к жизни, активности, нравственно-духовному состоянию. В диссертации-предлагается авторский вариант решения данного противоречия.
Решение исходит из понимания специфики способа человеческого бытия, каким является образование. Как выражение рефлексивной способности к трансцендированию образование определяет человека в плане его постоянного движения к иному, к себе как иному. Бесконечная демаркация пределов делает человека нео-яредел-иваемым (неопределяемым) и постоянно образующимся. Человек никогда не есть, ставшее и законченное существование. Он всегда образуется (определяется); всегда находит себя лишь в возможности стать человеком.
Но образование может быть рассмотрено также и в плане социокультурного института,. который профессионально занят формированием человека, его внешних отношений с миром И' ■ его собственного внутреннего мира. Так понимаемое образование позволяет найти подходы к решению указанного противоречия и сформулировать проблему диссертационного исследования через постановку следующего вопроса: каким образом двойственная природа образования (как онтологической характеристики человека и как социального института) способствует становлению «человека успешного»?
Решение поставленной проблемы возможно через ответы на следующие вопросы: каков способ концептуализации понятия «успех»? Каковы формы социокультурной репрезентации «успеха» сегодня? Каковы критерии «человека успешного» в современном мире? Почему образование, понимаемое не только в плане социальной институционализации, но и в плане способа бытия человека в мире, является- той культурной нишей, в которой образуется человек успешный? Наконец, если образование берет на себя функцию социально и личностно образующей институции, то на каких философских основаниях оно может базироваться, чтобы способствовать становлению успешности?
Степень теоретической разработанности темы. Тема успеха не относится к числу хорошо разработанных в отечественной литературе, поскольку сама категория «успех» и смежные с ней понятия («карьера», «свое дело», бизнес», «деньги», «статус» и подобные) не имели ранее теоретической легитимности.
Исследования философского характера, посвященные понятию «успех», фактически отсутствуют. Рассуждения об успехе и успешности можно встретить в источниках ненаучного публицистического характера, например в работах авторов, предлагающих «рецепты» достижения карьерного успеха, формирования личной эффективности, объясняющих различные образовательные практики или тренинги (Н.И. Козлов, К. Тернер, Б. Трейси, Д. Кехо, Е. Jlep и др.). Единственным исключением в общем теоретическом невнимании к проблеме успеха является деятельность НИИ прикладной этики Тюменского государственного нефтегазового университета. Коллектив авторов (Ю.В. Согомонов, А.Ю. Согомонов, В.А. Чурилов, H.H. Карнаухов, Г.С. Батыгин и др.) под руководством проф. В.И. Бакштановского выпускает периодическое издание «Этика успеха», где феномен «успеха» рассматривается в различных аспектах, по большей части как этическая категория. Тематика этих работ акцентирует внимание на социальном измерении успеха и не подвергает экспликации философские основания «успеха». В предлагаемых концепциях «успех» рассматривается как нечто самопонятное, полагающее установленные значения и смыслы.
Диссертация И.В. Адониной «Концепт УСПЕХ в. современной американской речевой культуре» [1] хотя и не принадлежит философскому предметному полю, но «вскрывает» фундаментальные смысловые пласты посредством лингвистического исследования этимологического понятия «успех» в различных языках.
Понятие «успех» является репрезентативным для американской традиции, к которой можно отнести М. Вебера, , P.M. Хубера (Huber Richard M.), Г. Иххайсера (Ichheiser G.), В. Галстона (Galston W.),
A.B. Грисволда (Griswold A.W.), H. Пила (Peal N.) и др. Изучение социального значения, которое имело понятие «успех» в американской традиции, позволило понять его концептуальную составляющую, выявить причины популяризации и возведения успеха в ранг национальной идеологемы США. Следует отметить, что общим практически для всех работ является отсутствие авторского обращения к философско-антропологическим основаниям «успеха». Успех рассматривается как понятие, которое, как правило, определяется внешними маркерами: «богатство», «деньги», «слава», «признание» и др.
В российских условиях и с российским типом ментальности тема успеха ставилась принципиально иначе (или вообще не предполагалась как вызывающая теоретический интерес). Поэтому сегодня оказывается важным исследовать особенности функционирования данного феномена в нашей реальности. Среди представителей русской философии, близким по видению данных проблем в экзистенциальном ракурсе, можно назвать H.A. Бердяева, C.JI. Франка, Г. Флоровского и др. В отличие от американского прагматизма русская философская традиция акцентирует внимание на внутренних, экзистенциальных факторах бытия человека.
Нельзя не отметить работы современных российских авторов, которые обращаются к проблеме формирования «человека успешного». Среди них: Г.П. Щедровицкий, М.К. Мамардашвили, Н.С. Юлина, Г.И. Петрова,
B.Н. Турченко, И.Д. Проскуровская, A.B. Попов, И.В. Мелик-Гайказян и др. Указанные авторы в качестве среды, в которой о существ ляется становление человека, называют образование. Образование рассматривается не только как социальный институт, но прежде всего как форма человеческого бытия, продуцирующая человека успешного. ч ! 8
Тема успеха привлекает внимание авторов, занимающихся практикой управления. В этих работах успех выступает в качестве стратегии и тактики управленческой деятельности организаций различного уровня (Й. Риддерстрале, К. Нордстрем, И.М. Ильинский).
Особое значение для данной диссертации имели идеи М. Хайдеггера относительно модуса «подлинного-неподлинного», в методологических рамках которого можно было продуктивно осуществлять исследование успеха и М. Шелера, который антропологически рассматривал образование как, форму человеческого бытия. Среди отечественных авторов идеи H.A. Бердяева послужили основой для экзистенциального видения успеха.
Цель диссертационного исследования — обосновать социокультурное значение образования как способа становления человека успешного.
Прикладной целью исследования является репрезентация современных образовательных проектов, направленных на реализацию стратегии активизации успешности.
Задачи:
1. Выявить на основе этимологического и культурно-исторического анализа понятия «успех» возможные направления его исследования, концептуальные философско-антропологические границы, контексты употребления и смысловые составляющие в различных культурах (американской и русской).
2. Тематизировать на основе экзистенциально-философской традиции модус «подлинного» бытия в качестве основополагающего для определения «человека успешного».
3. Раскрыть процессуальную природу феномена образования как способа бытия «человека успешного» и обосновать его социокультурную роль в продуцировании идеалов, основанных на идее успешности.
4. Аргументировать индивидуальные образовательные «практики себя», техники «заботы о себе» в качестве адекватной образовательной среды для формирования человека успешного. Продемонстрировать их возможности в конкретных образовательных проектах.
Объектом диссертационного исследования является феномен успеха, обнаруживаемый в различных социокультурных контекстах.
• Предмет - «человек успешный» в образовании, понимаемом как способ бытия и как социокультурный институт.
Новизна диссертационного сочинения связана с социокультурным обоснованием понятий «успех» и-«человек успешный».
Новые результаты исследования могут быть раскрыты в следующих положениях.
1. Установлено, что социокультурный план образования «человека успешного» имеет онтологические основания и полагает успех как возможный способ бытия человека в мире.
2. Доказано, что модус «подлинности» (М. Хайдеггер) существования становится основополагающим для образования «человека успешного».
3. Аргументирована ведущая роль образования как социокультурного института в становлении «человека успешного».
4. Обосновано обращение к индивидуальным техникам «заботы о себе» как наиболее адекватным формам для активизации успешности в современных образовательных практиках.
Методология исследования. Диссертационное исследование методологически опирается на те немногочисленные источники, в которых начинает разрабатываться философия успеха. Важно было увидеть образование в его онтологическом значении как форму и способ человеческого бытия. Однако также важно понять образование как социальный и экзистенциальный проект. Диссертация- базируется на философско-антропологических идеях М. Шелера («образование как способ бытия человека» [122]), экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера («бытие подлинным» [110]), культурно-антропологических идеях X. Плеснера экстатика и трансцендирование как характеристики бытия человека, выделяющие и отделяющие его от всех прочих «ступеней органического роста» [73]). Образование как способ человеческого бытия осуществляется в социокультурном окружении, которое в каждом конкретном случае формирует индивидуальную экзистенцию и личностную уникальность. Трансцендирование, экстатирование и экзистистирование как бытийственные характеристики человека создают (образуют) его внутренний мир, который может явить себя бытием подлинным или неподлинным. «Успех» и «человек успешный» в. диссертации связываются с методологией становления (М. Хайдеггер, Ж. Делез, М. Фуко), с историчностью и временностью человеческого существования, с постоянным движением к себе как Другому. В этом движении-становлении человек может реализовываться (образовываться) как успешный/неуспешный.
В качестве методов в диссертации используются социокультурный, герменевтический, этимологический, компаративный.
Герменевтический подход позволяет «перевести» теоретико-философские рассуждения- об успехе и человеке успешном в опыт повседневности с целью понимания различий индивидуального переживания успеха бытия подлинным-неподлинным (Х.-Г. Гадамер, П. Рикер, М. Фуко).
Этимологический подход раскрывает значения и коннотации, которые связаны с понятием «успех», позволяет отличить успех от смежных с ним понятий («удача», «карьера», «счастье» и др.).
Социокультурный подход предполагает исследование феномена успеха в культурно-историческом и социально-антропологическом контекстах. В диссертации раскрыта специфика американской и русской версий успеха. В этом смысле свою роль и значение сыграл метод компаративного анализа.
В> рамках социокультурной практики сегодня актуализируется внимание к исследованию экзистенциального содержания успеха. Достижение внешних, лишенных экзистенциального начала целей, как правило, не приводит к внутреннему удовлетворению. Поэтому обращение к социологическим и психологическим исследованиям (В1. Франкл, Э. Фромм, К. Хорни, Р. Хубер и др.) было методологически оправданным. Для названных авторов успех не рассматривается как заданный лишь внешними ориентирами, но связывается с внутренним, индивидуальным, личностным миром. Это позволяет расширить рамки традиционного социального понимания «человека успешного».
Положения, выносимые на защиту:
1. В социокультурный дискурс понятие «успех» вводится через его философско-антропологическое обоснование, которое позволяет выявить его онтологические основания: интенциональность, процессуальность, контекстуальность и открытость. Интенциональность полагает субъекта в качестве источника активной направленности; процессуальность субъектной активности, которая имеет контекстуальную проявленность (успех есть всегда «успех в»), рассматривает успех как всегда «движение к»; открытость рассматривает успех как всегда «успех возможный».
2. В качестве основополагающего модуса понятия «успех» взят экзистенциальный модус подлинности, что дает возможность исследовать успех не только как внешнюю проявленность человеческой деятельности, но как составляющую внутреннего мира. В работе «успех» понимается как способ бытия подлинным, как обнаружение смыслов собственного существования в ответственности «бытия собой» в каждой конкретной ситуации.
Бытийствуя подлинным, «человек успешный» утверждает такой способ существования во внешней социальной действительности.
3. На основе подхода к образованию как способу человеческого бытия, реализуемому посредством одноименного социального института, обоснована экзистенциальная и социокультурная практика движения к успеху и становления «человека успешного». Если образование — это среда и способ, которые способствуют изменению, трансформации, саморазворачиванию личности, то потребность в успехе - это стремление к самому себе как «Я успешному».
4. Экзистенциальный модус успеха (как способ «бытия собой») не является актуальным для массового образования. Однако через обращение к индивидуальным образовательным практикам, современным техникам «заботы о себе» можно обнаружить и активизировать модус подлинности, результатом чего становится изменение, трансформация — «преображение» субъекта. Теоретическая разработка понятия «успех» в диссертации находит свое воплощение в репрезентации современных образовательных проектов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том вкладе в теорию успеха, который связан с изменением статуса самого понятия. Оно вводится в сферу повседневности и здесь легитимируется как социокультурная категория. Поскольку успех как категория обычно соотносится с его внешними показателями, то теоретический интерес представляет сделанный в работе акцент на его экзистенциальном содержании. Теоретическое значение данной работы состоит и в том, что в качестве адекватного способа становления человека успешного предлагается образование. Диссертационное исследование расширяет горизонты видения образования, понимая его в онтологическом аспекте как способ человеческого бытия. В работе развивается идея «заботы о себе» как методологическое основание для образования «человека успешного», адекватного состоянию современной культуры.
Практическая значимость работы заключается в том, что она содержит идеи, на основе которых могут быть разработаны лекционные курсы по истории и генезису феномена успеха. Автор диссертации является организатором клуба «Компетент», задача которого состояла в поиске «рецептов успешности» посредством общения с успешными людьми. Разработан курс «Гуманитарное учебно-научное проектирование», где были представлены возможные варианты движения к успеху.
Предложенные техники для активизации успешности в гуманитарном учебно-научном проектировании могут быть использованы, во-первых, для построения базовых образовательных программ, а во-вторых, в конкретных гуманитарных курсах. Идеи диссертации могут служить основой для разработки тренингов «Личная эффективность», «Успешные жизненные стратегии и тактики».
Апробация работы. Основные идеи диссертации были представлены и обсуждались на межлабораторных семинарах и «круглых столах» Института развития образовательных систем СО РАО; на межвузовском научном семинаре преподавателей вузов г. Томска, проходящих повышение квалификации в декабре 2006 года; на «круглом столе» «Элитное образование: проблемы организации» в декабре 2006 года в Томском государственном педагогическом университете; в работе Международной летней школы «Гуманизм и современная наука», проходившей 17—28 июля 2006 года в г. Новосибирске; на Всероссийской научной» конференции, организованной философским факультетом Томского государственного университета «Классический университет в неклассическое время» 27— 28 июня 2007 года; выставке французского высшего образования, проходившей 19-20 февраля 2008 года в г. Новосибирске; на «круглом столе» по теме «Культурно-антропологический портрет современного студента» в рамках выставки-ярмарки «Учсиб-2008» в г. Новосибирске; в ряде статей, а также в процессе работы клуба «Компетент», разработки и проведения учебной программы по гуманитарному научному проектированию, организованных автором.
Структура диссертации. Структура настоящего диссертационного исследования подчиняется логике поставленных задач; диссертация состоит из введения, двух глав (в каждой из которых содержится по три параграфа), заключения и- списка литературы, включающего 132 источника. Объем диссертации составляет 123 страницы. •
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Социально-философские аспекты фундаментальной онтологии М. Хайдеггера2004 год, кандидат философских наук Радомский, Александр Игоревич
Проблема смерти в философии: Онтологический аспект2002 год, кандидат философских наук Панов, Сергей Владимирович
Социально-философские смыслы образа-концепта "успех"2012 год, доктор философских наук Мулляр, Лилия Анатольевна
Проблема «подлинности» в философии религии М. Хайдеггера до «поворота»2024 год, кандидат наук Вишняков Владимир Петрович
Воспитание у старшеклассниц качеств социально успешной личности2013 год, кандидат педагогических наук Пятунина, Вера Михайловна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Михайлова, Ольга Владимировна
Выводы по второй главе.
1. Образование, понимаемое как форма бытия человека, является наиболее адекватным способом формирования человека успешного, поскольку оно позволяет обнаружить индивидуальный потенциал человека и «конвертировать» его в реальную социальную практику. Существует противоречие между идеальным и реальным образованием. Первое проповедует высокие идеалы Знания, Добра, Красоты, претендуя на то, чтобы являться образцом высших идей; второе делает акцент на подготовке профессионала для конкретных запросов рынка. Подобное противоречие характерно для природы успеха: утвержденные нормы успешности в обществе не всегда согласуются с конкретными примерами успешных людей. И тот, и другой полюс («идеальный»/«реальный») являются крайними состояниями, между которыми реализуется тот или иной проект успешности. Человек ориентируется на идеалы образованности и успешности, принятые в обществе, и согласует их с реальными запросами мира и раскрытием собственной индивидуальности.
2. Формирование человека успешного затруднено . в массовых образовательных практиках как нивелирующих, личность. Поэтому «оправданным» является обращение к индивидуальным «техникам себя», «заботе о себе». Осуществляется перверсия образовательного? принципа: не образование «для»; т.е. не. как средство, но образование как основание, во-первых^ для обнаружения «себя»; во-вторых, для «развития своего», заботы о себе. Меняется роль педагога^ в образовательном« процессе. Учитель из транслятора знаний превращается в . проводника человека к самому себе, «вспоможителя» для рождения индивида для самого; себя и мира;, того, кто «заботится о себе». «Человек успешный» — результат т процесс техник обращения к себе; продуцирования себя и воплощения этого образа; в социальный мир. 3. Неклассические образовательные практики, такие как тренинг, клуб и УНП; реализованные и описанные диссертантом; .позволили? проверить теоретические и методологические; основания проекта «человека успешного» на практике. Основания открытости, конкуренции, равноправной позиции педагога и. участников образовательного пространства - все это? являлось стимулом для реализации личного потенциала;, активного социального утверждения, своего, жизненного проекта. Именно в таких практиках образование становится не чем-то внешним, но онтологической структурой личности, у которой императивом является принцип «заботы о себе», обращающий человека через себя к миру, а через мир снова к себе:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном диссертационном исследовании актуализирован философский дискурс, в рамках которого осуществляется анализ понятий «успех» и «человек успешный». Работу можно рассматривать в качестве одной из начинающих конституирование новой для русской философии темы — философии успеха как «пролегомены» к новой традиции.
Понятие «успех» активно функционирует в повседневной жизни, находя все новые и новые сферы для своей репрезентации. Не быть успешным означает жизненную несостоятельность. А стремление к успеху становится главным вектором бытия. К чему же стремится человек, претендующий на успешность? Есть ли это общезаданная социальная планка или каждый сам определяет свои задачи и цели? Возможно ли «смоделировать» человека успешного или это спонтанный процесс, зависящий от множества случайных факторов? Данное исследование дало свои ответы на эти вопросы.
Первоначально «успех» был подвергнут этимологическому анализу, который позволил обрести универсальные, стереотипические значения, присутствующие в различных языках.
При исследовании русского языка первичным значением «успеха» является глагол несовершенного времени «успевать». Глагольная форма акцентирует внимание на таких характеристиках феномена, как «движение», «процессуальность», а несовершенное время - на невозможность, беспрерывность и постоянную отложенность результата. Весьма актуально такое прочтение значения «успеха» в современной действительности: человек XXI века - «бегущий» человек, желание которого» не только успевать, но и преуспевать (больше, чем просто успевать: успевать с опережением).
Экзистенциальное видение успеха стало возможным через раскрытие этимологических и культурологических оснований. Этимологический анализ выявил интенциональность, процессуальность, контекстуальность понятия «успех», которые в сочетании с одним из значений понятия «успешный субъект» позволили сформулировать методологическую рамку для понимания «человека успешного».
Успех имеет две основные проявленности: внешнюю — социальную (объективированную) и внутреннюю — личностную (экзистенциальную). Проявленный «вовне» успех существует и в значении «исход, положительный результат», предполагающий завершенность, законченность, и может быть выражен в объективных критериях: материального богатства, статуса, популярности и т.д. Определение, выделение личностных, экзистенциальных критериев не поддается «улавливанию», фиксации в силу их индивидуальности, уникальности и подвижности. Это создает вызов образованию, которое претендует на формирование «человека успешного».
Через призму культурно-исторических традиций успех предстал в своих многозначностях и предопределил дальнейший дискурс. Американское и русское понимание успеха - это два мира, в которых человек чувствует себя успешным по-разному. «Американская мечта» — это достижение успеха (денег, статуса, славы), которого может добиться каждый благодаря собственным усилиям и возможностям. Демократическая Америка базировала свою концепцию успеха на идее «равных возможностей» («equal opportunities»), которая в силу ряда объективных факторов получила воплощение именно здесь. Протестантские мировоззренческие установки равенства перед Богом создали предпосылки развития американской демократии на основе идеи «equal opportunities», способствующей конституированию «middle class». Принадлежность к среднему классу обеспечивает равенство стартовых позиций. Однако далеко не каждый избран Богом и, следовательно, признан обществом, а лишь тот, кто добивается успеха. И поскольку общество структурировано на основании экономического показателя, на материальных критериях и рациональных механизмах успешности, то критериями успеха становятся внешние маркеры, такие как деньги, слава, статус.
В России в силу отсутствия демократической традиции и приоритета государства вопрос об индивидуальных путях достижения успеха не мог быть оправданным. Единственной сферой реализации своего «я» для русского человека неизбежно оказывалась его внутренняя, духовная жизнь, над которой государство не имело контроля. Успех «в миру» - это «суета сует», человек становится тем больше человеком (т.е. более успешным как человек) не по мере того, что у него есть, а по мере того, что он сам есть, в своей экзистенции. Если американский вариант предлагает возможность осуществления успеха самим человеком «здесь и сейчас», то русский требует отложенного оценивания успешности человека и передоверяется Богу.
Обращение к философской антропологии позволило выделить онтологический план понятия «успех» и увидеть его как способ бытия в модусе «подлинного»," то есть бытия «собой». Быть успешным - способ бытия подлинным. Понятие «подлинного» вводится М. Хайдеггером как системообразующее для понимания и раскрытия специфики человеческого-бытия. Оно как универсальное раскрывает инвариант существования человека в его возможности. Потенциальность осуществления, реализации, проявления является определяющей характеристикой подлинности. В диссертации успех понимается экзистенциально: как обнаружение смыслов собственного существования в ответственности «бытия собой» в каждой конкретной ситуации. В этом смысле характерно объяснение бытия через использование понятий «Dasman» как «наличествующее» в анонимности и усредненности и «Dasein» как «бытийное», т.е. подлинно личностное и ответственное за свою «самость». Только в Dasein как потенции бытия подлинным возможно становление человека успешного.
Во второй главе рассмотрено, что есть человек успешный, каковы предпосылки и условия его образования. Образование понимается не только узко как социальный институт, но и в широком смысле — как онтологическая категория, как способ бытия. Природа успеха рассматривается в контексте образования: в образовании и средствами образования человек становится успешным.
Образование, понимаемое как способ бытия человека, в реальной социальной действительности приобретает характер институции и является адекватной средой формирования и становления человека успешного. Социальный институт образования позволяет обнаружить индивидуальный потенциал человека и «конвертировать» его в реальную действительность. Его основная задача состоит в актуализации человеческой подлинности, что только и может способствовать выбору успешного жизненного пути.
В диссертационном исследовании рассмотрено противоречие, которое продуцирует образование как социальный институт, заявляя о развитии человеческого в человеке как высшей ценности, с одной стороны, и подготавливая его к профессиональной реализации на практике — с другой. Экзистенциальный потенциал человека не может быть полностью раскрыт в массовых образовательных практиках, в которых, по определению, отсутствует личностное начало. Ситуации активизации подлинности создаются лишь в индивидуальных практиках, когда за каждым человеком оставляется право на проявление (обнаружение) «своего» и на свой способ презентации (выражения) «своего». Самым главным в «заботе о себе» является способность видения себя со стороны. Поэтому формирование рефлексивной способности становится определяющей и конституирующей в техниках «заботы о себе».
Применение техник «заботы о себе» не представляет собой альтернативу классическому образованию. По сути, «забота о себе» — это вариант самообразования, «делание себя», т.е. процесс, не предполагающий необходимость институционального вмешательства. Однако введение нового аспекта в современную систему образования практик «заботы о себе» может предоставить человеку возможности «пробовать» себя в различных ролях и перспективах в условиях постоянно меняющейся социальности. Техники «заботы о себе» создают возможность обнаружения подлинности, а их внедрение в современные образовательные практики способствует активизации успешности.
Проекты «Тренинг», «Клуб» и «Учебно-научное проектирование», реализованные и описанные диссертантом, позволили проверить на практике теоретические и методологические основания становления «человека успешного» и дали свои варианты ответов на поставленные вопросы. Открытость, конкуренция, равноправная, позиция педагога и участников образовательного пространства — все это являлось стимулом для-реализации личностного потенциала, активного. самоопределения и социального утверждения своих жизненных проектов, необходимых в динамике современного мира. Результатом реализации, подобных образовательных форм стало «пробуждение» субъекта: обращение человека к конструированию индивидуального проекта успешности.
Актуальность так поставленной' проблемы обнаруживает себя в современном мире в связи со спецификой культурной ситуации, которая характеризуется плюрализмом различных позиций-, равноположенностью векторов развития, релятивизмом ценностей — бездоминантностью культуры. Современный культурный кризис — это хаос норм, идеалов и образцов в направлениях движения. Для того, чтобы быть успешным, человек должен почувствовать необходимость самоопределения, выбора собственной траектории движения, найти в себе силы для реализации и утверждения своего предназначения.
Специфика современной культуры, актуализировав исследуемую в диссертации^ проблему, выводит к пониманию необходимости разработки нового направления в. философии - философии успеха. Перспективы такой работы связаны со следующими направлениями.
Требуется осмысление метафизических оснований успеха в ситуации, когда классический трансцендентальный субъект выражает себя в эмпирии «differance», «распылении» и «рассеивании». Эмпирический субъект есть та данность, фактичность, на которой появляется интенция Dasein и которая может быть основой для «взращивания» человека успешного.
Разработка метафизики успеха санкционирует постановку следующих вопросов. Каким образом соотносятся с понятием «успех» смежные с ним по смыслу понятия «самореализация», «карьера», «престиж», «статус», «богатство», «счастье» и т.п.?
Философия успеха предполагает также обоснование инварианта и специфики человека успешного в разных культурах и в разные исторические эпохи. Перспектива состоит в расширении географии исследований. Если в данном диссертационном сочинении делается акцент на сравнении американского и русского представлений об успехе, то сопоставление европейской и восточной традиций может быть интересной темой для дальнейшего анализа.
Ожидает своей разработки и ставшая популярной в современной философии тендерная проблема: существует ли различие в понимании мужского и женского успеха? Насколько меняются тендерные представления об успехе в зависимости от различного социокультурного контекста (национального, временного, возрастного и т.д.).
Дальнейшее изучение ментальных особенностей понимания успеха может позволить увидеть по-новому перспективы и особенности формирования и развития среднего класса, демократии, гражданского общества, правового сознания в России.
Материал диссертации может стать основой для использования в качестве стратегии и тактики теории успешности в различных социальных практиках: социологических, психологических, управленческих, педагогических и др.
113 *
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Михайлова, Ольга Владимировна, 2009 год
1. АдонинаИ.В. Концепт УСПЕХ в современной американской речевой культуре: Дис. . канд. филол. наук. — Хабаровск, 2005. — 199 с.
2. Адорно Т. Проблемы философии морали. — М.: Республика, 2000. —238 с.
3. Бадью А. Делез. Шум бытия. М: Логос-Альтера, 2004. - 184 с.
4. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Ситуация морального выбора: универсальные и социокультурные модели // Ведомости: Моральный выбор / Под ред. В.И. Бакштановского, H.H. Карнаухова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2002. Вып. 20. - С. 6-86.
5. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В., Чурилов В.А. Этика политического успеха. Тюмень; Москва: Центр прикладной этики, 1997. -747 с.
6. Бергер П. Капиталистическая революция (50 тезисов о процветании, равенстве и свободе). — М.: Прогресс, 1994. 320 с.
7. Бердяев H.A. Самопознание. М.: ЭКСМОПресс; Харьков: Фолио, 1997.-624 с.
8. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. —480 с.
9. Борисов Е.В. Диалог как судьба. Со-бытие с Другим в экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера // Творческое наследие Г.Г. Шпета и современные философские проблемы: Вторые Шпетовские чтения. Томск: Водолей, 1997. - С. 102-119.
10. Борисов Е.В. Феноменологический метод М. Хайдеггера: Послесловие // Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. -Томск: Водолей, 1998. С. 345-375.
11. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. -М.: Терра, 1991.-416 с.
12. Ванина О.Н. Социологический анализ представлений и стереотипов молодежи об успешной деятельности // Проблемы гуманизации вузовского образования. — Тольятти, 1988. Вып. 4, ч. 3. - С. 60-67.
13. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения / Пер. с нем.; Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
14. Вперед к успеху! М.: Центрполиграф, 2006. - 41 с.
15. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Пер. с нем.; Общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
16. Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. -М.: Наука, 1990. 239 с.
17. Гаджиев К.С. США: Эволюция буржуазного сознания. — М.: Мысль, 1981.-255 с.
18. Гаджиев К.С. Эволюция основных течений американской буржуазной идеологии, 50-70-е годы. М.: Наука, 1982. - 333 с.
19. Галушкина М., Гурова Т., Денисова Д. Обновление канона Электронный ресурс. Режим доступа: http://stra.teg.ru/, свободный.
20. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук. Т. 3: Философия духа. - М.: Мысль, 1977. - 471 с.
21. Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995. —310 с.
22. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. — М.: Прогресс, 1995.-452 с.
23. Гуссерль Э. Логические исследования // Э. Гуссерль. — Минск: Харвест; Москва: ACT, 2001. Картезианские размышления. — С. 289—542.
24. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Гос. изд-во иностр. и национал, словарей, 1956.
25. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер с фр. С.Н. Зенкин. М.: Алетейя, 1988. - 288 с.
26. Деррида Ж. Позиции / Пер. с фр. Киев: Изд-во «Д.Л.», 1996.192 с.
27. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л.: Наука, 1974.-Т. 10.-519 с.
28. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л.: Наука, 1974.-Т. 17.-479 с.
29. Дьюи Д. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000.-382 с.
30. Дьюи Д. Реконструкция в философии. -М.: Логос, 2001. 161 с.
31. Ефремова О.И. Успех как социокультурный феномен (личностный аспект): Автореф. дис. . социол. наук. Ростов н/Д, 1993. - 27 с.
32. Замошкин Ю.А. Вызовы цивилизации и опыт США: история, психология, политика. М.: Наука, 1991. - 308 с.
33. Зиглар 3. Умение добиваться успеха для «чайников» / Пер. с англ. -М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. 224 с.
34. Ильинский И.М. Между Будущим и Прошлым: Социальная философия Происходящего. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. — 664 с.
35. История философии: Энциклопедия / Сост. и гл. науч. ред.
36. A.A. Грицанов. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. - 1376 с.
37. Какой успех выбирает новое поколение? Ведомости / Под ред.
38. B.И. Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИ ПЭ, 1996. -Вып. 5. - 192 с.38: Канарский Д.И. Успех как механизм конституирования социальной реальности (социально-философский анализ): Дис. . канд. филос. наук. — Хабаровск, 2000. 135 с.
39. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. — СПб.: Наука, 1999. 472 с.40: Кассирер Э. Индивид и космос: Избранное. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. — 654 с.
40. Кехо Д. Деньги, успех и вы, / Пер. с англ. Е.Г.Гендель. — Минск: Поппури, 2002.-256 с.
41. Ключников С.Ю. Философия успеха: Гносеологический анализ:' Дис. канд. философ, наук. — М., 2003. — 145 с.43; Козлов Н'.И. Формула успеха, или Философия жизни эффективного* человека. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004: - 304 с.
42. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев: AirLand, 1994: - 504 с.
43. Кьеркегор С. Страх и трепет. — М.: Республика, 1993. 383 с.
44. Лаперуз Ст.Л. Духовный призыв «Американской мечты» // Американский характер. М.: Наука, 1995. - С. 56-72.
45. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. — М.: Прогресс, 1992:-366 с.
46. Межкультурные взаимодействия и формирование единого научно-образовательного пространства: Сб. ст. / Под ред. JI.A. Вербицкой,
47. B.В. Васильковой. — СПб.: Политехника-сервис, 2005. 336 с.
48. Мелик-Гайказян И.В. Методология моделирования структур элитного образования // Высшее образование в России. 2006. - № 11. —1. C. 57-75.
49. Мельников А.Н. Американцы: Социальный портрет. М.: Мысль, 1987.-253 с.
50. Меморандум непрерывного образования Европейского союза Электронный ресурс. Режим доступа: http://wvvw.znanie.org/docs/ memorandum.html, свободный.
51. Морозова Т.JI. Американская мечта (и размышления о* России) // Американский характер. М.: Наука, 1998. — С. 254-276.
52. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей. — М.: Транспорт, 1994. 302 с.
53. Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Избранные произведения. -М.: Просвещение, 1993. С. 377-513.
54. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 303 с.
55. Немецкая классическая философия. М. Харьков: ЭКСМО-Пресс Фолио, 2000. - Т. 1. - 781 с.
56. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. -23-е изд., испр. -М.: Рус. яз., 1991. 917 с.
57. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. —4.е изд., доп. М., 2000.
58. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали / Пер. с пол.; Общ. ред. A.A. Гусейнова; Вступ. ст. A.A. Гусейнова и
59. К.А. Шварцмана.,-М.: Прогресс, 1987.,— 528 с.>
60. Пахомов Ю.В. Игротехнический букварь. — М.: Школа культурной политики, 2004. 96 с.
61. Петров Ю.В. Антропологический образ философии. — Томск: Изд-воНТЛ, 1997.-448 с.
62. Петрова Г.И. Философская антропология и антропологическая проблематика в философии: Учеб. пособие. Томск: Изд-во НТЛ, 2002. -160 с.
63. ПетроваГ.И. Метафизика успеха // Вестник Томского государственного университета. 2005. - № 287. - С. 61-65.
64. Петрухина М.А. «Американская мечта» в контексте современной культуры США // Американский характер: М.: Наука, 1^95. - С. 73-86.
65. Пирс Ч. Начала прагматизма. СПб.: Алетейя, 2000. - 316 с.72: Платон. Государство. СПб.: Паука, 2005. 570 с.
66. Плесснер X. Ступени органического и. человек: Введение в философскую антропологию. М.: Росспэн, 2004. - 367 с.
67. Попов A.A. и др: Возможности* поколения; и индивидуальные шансы: Модульная организация открытого гуманитарно-управленческого образования юношей : Учеб.-метод. пособие: — Москва; Томск: Дельтаплан; 2003. Ч. 1. - 204 с.
68. Риддерстрале Й., Нордстрем К Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта / Пер. с англ. П.Павловского: — СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2003. 280 с.
69. Риддерстрале Й., Нордстрем К. Караоке-капитализм / Пер. с англ. В. Мишучкова. СПб;: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004. - 328 с.
70. Розанов В.В. Метафизика христианства: М.: ACT, 2001. - 536 с.
71. Розанов В:В. Русская мысль. М.: Алгоритм, 2006. - 575 с.
72. РозенбергИ.В. Архитектура успеха в культуре: Дис. . канд. философ, наук. — Тамбов, 200Г. — 176 с.
73. Рорти Р. Случайность, ирония, солидарность. М.: Русское феноменологическое.общество, 1996. — 282 с.
74. Россия глазами русского. Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. — СПб.: Наука, 1991.-363 с.
75. Сантаяна Д. Характер и мировоззрение американцев / Пер: с англ. И; Мюрберга: М::;Идея-Пресс,.2003; — 176 с.
76. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии: М.: Республика, 2000. 638 с.
77. Свендсен; Л: Философия^ скуки. — М:: Прогресс-Традиция, 2003. — 254 с. ' . "
78. Согомонов А.Ю. Культура «денежного успеха» //. Ведомости: Моральный выбор / Под ред: В:И. Бакштановского, Н:Н: Карнаухова. -Тюмень: НИИ ПЭ, 2002. Вып. 20:. - С. 87-105:89: Соловьев B.C. Смысл любви:-М!:;ОЬвременшщ. 1991. 524?с:;
79. Соловьев B.C. Сочинения: В 2:т.-М:: Мысль, 1988.-Т. 2. -822 с.
80. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. — М.: Изд-во МГУ, 2004. 352 с.
81. Тернер К. Мы рождены; для успеха: Как реализовать свой-безграничный потенциал.— М.: Агентство «Фаир», 1998.— 352 с.
82. Трейси Б. Достижение максимума / Пер: с. англ. В.Ф. Волченок. — Минск::Поппури; 2004. 368ic:.95: Турченко?В:Н: Основы стратегии образования (Новая парадигма — императив устойчивого развития) // Материалы международного; конгресса
83. Образование и наука на пороге третьего тысячелетия». — Новосибирск: Ин-т философии и права СО РАН, 1995. 54 с.
84. Турченко В.Н. Фундаментальные основы современного социологического знания. Барнаул; Новосибирск: АзБука; 2004: — 496 с.
85. Фасмер М: Этимологический словарь русского языка: В 4 т. — М.: Прогресс, 1987. Т. 4. - 864 с.
86. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс: Вильтис, . 1991.-602 с. , . .
87. Франк СЛ. Духовные основы общества. М^: Республика^ 1992. — 511с. ■ '
88. Франк С.Л. Русское мировоззрение: СПб:: Наука; 1996. - 744 с.
89. Франки В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем.; Общ. ред. Л.Я. Гозмана; Д:А. Леонтьева: М.: Прогресс, 1990: - 368 с.
90. Франклин Б. Автобиография // Избранные произведения. — М.: Госполитиздат, 1956. 631 с.
91. Фрейд 3. «Я» и «Оно»: Труды разных лет / Пер. с нем. Тбилиси: Мерани, 1991.-Кн. 1. -399 с.
92. Фрейд 3: «Я» и «Оно»: Труды разных лет / Пер. с нем. Тбилиси: Мерани, 1991.-Кн. 2.-430 с.
93. Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. Г.Ф. Швейника. — М.: Прогресс; Универс, 254 с.
94. Фромм Э; Революция надежды. Избавление от иллюзий / Пер. с англ.; предисл: П.С. Гуревича. М.: Айрис-пресс,.2005. - 352 с.
95. Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж, де Франс 1981-1982 учебном году / Пер. с фр. А.Г. Погоняйло. -СПб.: Наука, 2007. 677 с.
96. Фуко М. История сексуальности — III: Забота о себе / Пер. с фр. Т.Н. Титова, О.И. Хома; Общ. ред. А.Б. Мокроусова. Киев, Москва: Дух и ЛИ ГКРАГРУНТРЕФЛ-БУК, 1998.-283 с.
97. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. — М.: Весь мир, 2002. — Гл.: Обоснованная непритязательность. Существуют ли постметафизические ответы на вопросы о «правильной жизни»? — С. 11—26.
98. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В. Бибихина. М.: Ad Marginem, 1997.-452 с.
99. Хайдеггер М. Переводы и публикации // Философия М. Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991. - С. 214-233.
100. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени / Пер. с нем. Е.В. Борисова. Томск: Водолей, 1998. - 384 с.
101. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление / Пер. с анг. Е.И. Замфир. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа и БСК, 1997. — Электронный ресурс. - Режим доступа: http:// www.psylib.org.ua, свободный.
102. Хорни К. Самоанализ / Пер. с англ. А. Боковиков, В. Старовойтов. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http:// www.psylib.org.ua, свободный
103. Хорни К. Наши внутренние конфликты. М.: Апрель-Пресс ЭКСМО-пресс, 2000. 555 с.
104. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Прогресс; Универс, 1993. 480 с.
105. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. — М.: Наука, 1991.-Т. 2.-671 с.
106. Чаадаев П.Я. Философические письма // Статьи и письма. М:: Современник, 1987.— С. 33-133.
107. Человек в зеркале наук. JL: Изд-во ЛГУ, 1991. - 125 с.
108. Черепанова М.Ю. Метод деконструкций онтологий у М. Хайдеггера // Вторые Шпетовские чтения. Творческое наследие Г.Г. Шпета и современные философские проблемы. — Томск: Водолей; 1997.-С. 120-122.к,*
109. Шелер М. Положение человека в космосе: Избранные произведения / Пер. с нем. А.В. Денежкина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филиппова; Под ред. А.В. Денежкина. — М.: Гнозис, 1994. 490 с.
110. Шелер М. Формы знания и образования: Избранные произведения / Пер. с нем. А.В. Денежкина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филиппова; Под ред. А.В. Денежкина. -М.: Гнозис, 1994. С. 15-56.
111. Щедровицкий Г.П. Московский методологический кружок. М.: Путь, 2004.-351 с.
112. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра. — М.: Наследие ММК, 2004. 285 с.
113. Щедровицкий Г.П. Я всегда был идеалистом. М.: Путь, 2001.368 с.
114. Щербатов М.М. «О повреждении нравов в России» князя М. Щербатова и «Путешествие» А. Радищева. — М.: Наука, 1983. 340 с.
115. Юлина Н.С. Новая образовательная парадигма // Философские науки. 2005. - № 9. - С. 132-145.
116. Huber Richard М. The American idea of Success. N.Y.: McCraw-Hill, 1987.-563 p.
117. Ichheiser G. Ideology of Success and the Dilemma of Education // Ethics. 1943. - Vol. 53, № 2. - P. 137-141.
118. Galston W. Public morality and religion liberal state // PS-1986. -Vol. 15, №5.-P. 810-812.
119. Griswold A.W. New thought: A cult of success // The American journal of sociology. 1934. - Vol. 40, № 3. - P. 309-318.
120. Peal N. The positive religion. N.Y., 1953. - 31 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.