Диалог культур как фактор развития русского музыкального (вокального) искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Кораблева, Мария Дмитриевна

  • Кораблева, Мария Дмитриевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 208
Кораблева, Мария Дмитриевна. Диалог культур как фактор развития русского музыкального (вокального) искусства: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2012. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кораблева, Мария Дмитриевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения диалога культур в пространстве русского музыкального искусства

1.1. Культурологические аспекты изучения музыкального искусства

1.1.1. Музыкальное искусство как подсистема этнической

культуры

1.1.2. Коммуникативная функция музыкального искусства

1.2. Этнопсихологические аспекты изучения русского музыкального искусства

1.2.1. Взаимосвязь музыкального искусства с ментальными особенностями этноса

1.2.2. Ментальные черты русского этноса и их проявления в народной песне

1.3. Диалог культур как принцип развития этнической культуры

Выводы

Глава 2. Диалог культур в русской музыке: предпосылки, этапы, результаты

2.1. Роль византийской церковной музыкальной традиции в формировании религиозных смыслов русской вокальной музыки

2.1.1. Предпосылки византийского этапа диалога культур

2.1.2. Знаменный распев как древнерусский вариант византийской богослужебной музыки в истории русской музыкальной культуры

2.1.3. Духовный стих как результат диалога церковной и славянской языческой субкультур

2.2. Рецепция и трансформация жанров западноевропейского музыкального искусства в условиях десакрализации русской культуры

2.2.1. Предпосылки европейского этапа диалога культур

2.2.2. Инокультурные жанры в русской музыке (канты, партесные и

духовные концерты, кантаты, оратории) как средство

прославления церкви и государства

2.2.3. Лирические жанры в русской музыке: от канта к романсу,

городской народной песне и хоровой миниатюре

2.3. Диалог в русском музыкальном искусстве на этапе становления русской композиторской школы

2.3.1. «Русское», «восточное» и «западное» в вокально-хоровом творчестве русских композиторов

2.3.2. Трансляция текстов русского музыкального (вокального) искусства в другие национальные культуры

Выводы

Заключение

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Диалог культур как фактор развития русского музыкального (вокального) искусства»

Введение

Актуальность темы исследования

Изучение истории русского музыкального искусства в аспекте взаимодействия культур является актуальным в настоящее время, когда в условиях глобализации наблюдается тенденция выравнивания национальных культур, появляется «феномен культурного однообразия» [Иконникова: 1987, с. 55]. Под угрозой утраты национальной самобытности может оказаться и русская культура. В настоящее время в средствах массовой информации и в системе образования России недостаточно внимания уделяется отечественной музыкальной культуре, что может негативно сказаться на формировании патриотических чувств у молодежи и процессах осознания ею своих национальных корней.

В этих условиях рассмотрение с позиций культурологии особенностей развития русского музыкального и, особенно, вокального искусства, с давних времен являющегося характерной и неотъемлемой частью русской культуры, может внести весомый вклад в понимание механизмов и факторов эволюции русской музыки, а также поможет прогнозировать возможности ее развития в будущем. Современное общество нуждается в опоре на национальное достояние, но, вместе с тем, и в толерантности как принятии многообразия культур нашего мира, в понимании важной роли культурных контактов не только для мирного сосуществования стран и народов, но и для развития их культур.

Степень разработанности проблемы

Проблемы, связанные с диалогическими отношениями музыкальных культур, стали активно разрабатываться в последние два десятилетия. Им посвящены сборники научных трудов Российского института истории искусств «Россия-Европа: Контакты музыкальных культур» (СПб., 1994); «Музыкальная коммуникация» (СПб., 1996.); диссертации отечественных исследователей (Л. В. Астафьевой, Ю. С. Зобкова, Э. К. Петри, А. К. Петрова и др.). Диалоги

музыкальных культур исследует в своих работах А. Г. Юсфин. Диалог как фундаментальная категория философской и художественной деятельности является предметом изучения Российского института культурологии МК РФ. Результаты научных исследований по этим вопросам печатаются в сборнике «Онтология диалога: философский и художественный опыт» (СПб., 2002). МГУ им. Ломоносова регулярно выпускает сборники научных трудов по теме: «Россия - Запад: диалог культур».

К вопросам диалога как специфической коммуникации обращались видные зарубежные и отечественные мыслители. Эту проблему рассматривали в своих трудах, например, Л. Фейербах, М. Бубер, М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман, Л. С. Выготский, М. С. Каган, В. С. Библер, Д. С. Лихачев, С. Н. Иконникова, Г. С. Померанц, А. Я. Флиер и др.

Большой объем научных работ посвящен истории русской музыки. Отечественное музыкознание накопило обширный материал, отражающий различные стороны национальной вокально-хоровой культуры. Проблемам древнерусского певческого искусства посвящены работы В. М. Беляева, М. В. Бражникова, А. Н. Кручининой, Е. Левашова, В. И. Мартынова, В. Металлова, А. Никольского, А. В. Преображенского, Д. В. Разумовского, М. Рахмановой, Н. С. Серегиной, С. Смоленского, Н. Д. Успенского и др. Теоретическому анализу творчества отдельных композиторов, которые внесли весомый вклад в развитие русской вокальной музыки, посвящены исследования Б. В. Доброхотова, Б. М. Гаспарова, Ю. А. Крем лева, Н. В. Романовского, М. Г. Рыцаревой, С. Скребкова и др. Вопросами истории русской хоровой культуры плодотворно занимались Б. В. Асафьев, А. С. Белоненко, Н. А. Герасимова-Персидская, В. П. Ильин, П. П. Левандо, Т. Ливанова, А. Лащенко, Ю. Келдыш, Л. 3. Корабельникова, С. Скребков, В. А. Чернушенко и др.

С конца XX века и по настоящее время в отечественной научной мысли происходит осознание того, что музыкальное искусство представляет собой неотъемлемый элемент системы культуры. В работах ученых (философов, культурологов, искусствоведов, музыковедов, филологов) музыка и, в

частности, вокальное искусство, начинает рассматриваться целостно в контексте культуры (Е. В. Герцман, М. С. Каган, Ю. М. Лотман, В. И. Мартынов, Е. В. Назайкинский, В. Т. Назарова, Г. А. Орлов, С. Б. Привалов, А. Г. Юсфин и др.). Потребность в комплексном, системно-культурологическом подходе к изучению музыкального (в том числе и вокального) искусства, а также недостаточная разработанность этой проблематики в современной науке обусловили необходимость рассмотрения истории русского вокального искусства в контексте диалога культур.

Объектом исследования является русское музыкальное искусство Х-го -начала ХХ-го вв.

Предмет исследования - диалог культур в пространстве русского вокального искусства конца Х-го - начала ХХ-го вв.

Цель диссертационного исследования - определить роль диалога культур в развитии русского вокального искусства.

В соответствии с данной целью были сформулированы следующие задачи:

• выделить культурологические аспекты изучения музыкального искусства, а именно: определить специфику музыкального искусства как подсистемы этнической культуры и рассмотреть его коммуникативную функцию;

• выявить этнопсихологические аспекты изучения русского музыкального искусства, проследить взаимосвязь музыкального искусства с ментальными особенностями этноса, проанализировать ментальные черты русского этноса и отметить их проявления в русской народной песне;

• рассмотреть наиболее важные теоретические аспекты диалога культур как принципа развития этнической культуры;

• проанализировать предпосылки русско-византийского этапа диалога культур и определить роль византийской церковной музыкальной традиции в формировании религиозных смыслов русской вокальной музыки (на примере жанров знаменного распева и духовного стиха);

• выявить предпосылки русско-европейского этапа диалога культур и проследить процессы рецепции и трансформации жанров западноевропейского музыкального искусства в условиях десакрализации русской культуры (на примере жанров канта, французского романса, партесного и духовного концертов, кантаты и оратории);

• рассмотреть диалог в русском музыкальном искусстве на этапе становления и расцвета русской композиторской школы в XIX - начале XX вв. (на материале русских опер и хоровых обработок русских народных песен);

• выявить примеры трансляции текстов русского музыкального (вокального) искусства в другие национальные культуры.

Методологическая и теоретическая база диссертации.

Сложность и многогранность изучаемой проблемы обусловили необходимость проведения междисциплинарного исследования, сочетающего в себе достижения различных наук: философии, культурологии, религиоведения, музыкознания, истории, психологии.

Методологической базой исследования является преимущественно системный подход, с позиций которого этническая культура рассматривается как огромная сверхсложная саморазвивающаяся система, иерархически подчиненными подсистемами которой будут соответственно музыкальная культура, музыкальное искусство, вокальное искусство, вокальные жанры и т.п. В работе используются принципы системно-синергетического подхода, примененные учеными М. С. Каганом, В. С. Жидковым, К. Б. Соколовым для изучения истории русской культуры.

Деятельностный подход, разработанный в трудах М. С. Кагана, Э. С. Маркаряна, позволил интерпретировать культуру и художественное творчество как вид и способ человеческой деятельности и рассматривать роль музыкального искусства в деятельности общения, с точки зрения ее коммуникативной функции.

С изучением культуры и искусства как коммуникативной системы, обладающей определенным набором знаков, кодов, шифров, связано применение в данном исследовании семиотического подхода. Музыкальное искусство рассматривается как знаковая система особого рода. Диссертационное исследование опирается на информационно-семиотическую концепцию культуры, рассматривая культуру и ее подсистемы как «социальную информацию, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств» [Кармин: 2006, с. 24]. Важнейшей методологической единицей в информационно-семиотической концепции культуры является понятие «смысл». С понятием жизненных смыслов тесно связано понятие «ценность». Поэтому в работе нашел отражение аксиологический подход к рассмотрению культуры.

В работе использованы также следующие методы:

- структурно-функциональный метод, применение которого обусловлено рассмотрением пространства русской культуры как совокупности различных составляющих, объединенных отношениями взаимодействия; этот метод позволил рассматривать музыкальное искусство как важнейшую составляющую системы русской культуры, выполняющую существенные функции; этот метод также применяется для выделения в системе национальной культуры субкультур с присущими им музыкальными предпочтениями, характеристиками и определенными функциями;

- историко-генетический метод, позволяющий проследить историю зарождения и развития русского музыкального искусства и его вокальных жанров на протяжении длительного периода времени - от обрядовых жанров славянского фольклора и зарождения профессионального искусства до его расцвета, создания сложных оперных и кантатно-ораториальных форм представителями русской национальной композиторской школы;

герменевтический метод, необходимый для интерпретации произведений музыкального (вокального) искусства с целью выявления «своих», национальных элементов и «чужих», привнесенных; для постижения

разного уровня смыслов, вложенных в музыкальные произведения и зашифрованных средствами музыкального языка;

- изучение и анализ специальной философской, исторической, культурологической, музыковедческой литературы.

Теоретической основой работы явились труды М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, М. С. Кагана, В. С. Библера, А. Г. Юсфина, посвященные диалогу культур; Н. А. Бердяева, А. Я. Гуревича, В. С. Жидкова, К. Б. Соколова, В. О. Ключевского, Д. В. Ольшанского, В. А. Щученко. связанные с изучением этнопсихологических особенностей русского этноса; Б. М. Гаспарова, Г. А. Орлова, Ю. В. Осокина, В. Т. Назаровой, В. П. Ильина, В. И. Мартынова, М. Маркова, рассматривающие музыкальное искусство как составляющую культуры.

Эмпирическим материалом исследования служат аудиозаписи произведений русского вокального искусства разных жанров (народные обрядовые песни, христианские богослужебные песнопения византийской и древнерусской традиций, духовные стихи, партесные концерты, канты, духовные концерты, ранние русские оперы, классические русские оперы, кантаты, хоровые миниатюры, романсы, городские народные песни).

Научная новизна исследования заключается в следующих основных положениях:

• Уточнена коммуникативная функция музыкального искусства с позиций информационно-семиотической концепции культуры: выделены основные уровни социально значимых жизненных смыслов, кодируемых средствами музыкального языка и передаваемых композитором слушателям в музыкальных произведениях и музыкальных жанрах, -«бытийственный», «коллективный», «личностный» уровни.

• Учитывая взаимосвязь природно-географических, исторических и ментальных особенностей этноса с его музыкальным искусством,

рассмотрены проявления в русской народной песне инвариантных этнопсихологических черт русского этноса.

• Выделены этапы (византийский, европейский, национальный) и уровни (межкультурный, субкультурный, композиторский) глобального диалога культур, оказавшего влияние на развитие русского музыкального искусства в период с конца Х-го по начало ХХ-го вв.

• С точки зрения синергетического подхода рассмотрены предпосылки каждого этапа диалога культур в русском музыкальном искусстве, отмечено, что каждый этап начинался в условиях нестабильности культуры как системы, и решающим моментом в выборе системой дальнейшего пути развития являлись усилия отдельных личностей, культурная политика государства.

• Впервые история развития русского музыкального искусства подробно рассматривается сквозь призму диалогических отношений разных уровней, что позволило проследить взаимосвязь между диалогом культур и появлением новых жанров в русской вокальной музыке с конца Х-го по начало ХХ-го вв.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Музыкальное искусство, являясь средством коммуникации, способно передавать важнейшие жизненные смыслы его создателей (под термином «смысл» понимается социально значимый опыт интеллектуально-эмоционального отношения субъекта к событиям и явлениям жизни, опыт переживания своих взаимоотношений с миром). В окружающем мире человек осмысляет себя на трех основных уровнях:

- космический, или бытийственный, где он ощущает себя частью природы, космоса, божественного замысла, и может мысленно вступать в коммуникацию с высшими началами бытия (Богом, Абсолютом, Законом);

и

- социальный, коллективный, где человек ощущает себя частью коллектива;

- личностный, когда человека волнуют проблемы взаимоотношений с самыми близкими людьми, чувство любви и личностные переживания по этому поводу.

Соответственно в музыкальном (в частности, вокальном) искусстве находят отражение смыслы всех трех уровней, воплощаясь в отдельных произведениях и целых жанрах: для выражения религиозных чувств и смыслов (например, религиозные песнопения), для выражения смыслов, связанных с единством и прославлением коллектива (например, государственные гимны, виватные канты, массовые песни) и для передачи смыслов, имеющих очень личное, интимное значение (например, лирическая песня, романс). 2. Историю развития русского музыкального искусства можно рассматривать как глобальный диалог культур, на каждом этапе которого происходит трансляция музыкальных текстов и заложенных в них смыслов преимущественно из одной (транслирующей) культуры в принимающую русскую музыкальную культуру. Для принимающей культуры на каждом этапе особенно актуальными являются смыслы определенного уровня. В истории развития русского музыкального искусства можно выделить:

- византийский этап диалога - в русскую культуру приходят религиозные (бытийственные) смыслы византийской культуры;

- европейский этап - русская музыкальная культура воспринимает новые музыкальные жанры и смыслы преимущественно коллективного и личностного уровней;

- национальный этап - создается самобытная профессиональная русская национальная музыкальная культура путем обращения европейски образованных русских композиторов к народной песне, а также происходит

активная трансляция текстов русской музыкальной культуры в другие

страны.

3. Диалог культур в русском музыкальном искусстве проходил на разных уровнях: межкультурном, субкультурном, композиторском. Межкулътурный уровень - это взаимодействие на уровне культур (русской и византийской, русской и европейской), субкулътурный -коммуникация субкультур (крестьянской и церковной, крестьянской и городской) в рамках русской культуры, композиторский уровень - это обращение композитора к образам разных культур (русской народной, восточной, западной).

4. В результате трансляции музыкальных текстов из других культур в русскую культуру происходила рецепция инокультурных жанров, однако не все музыкальные жанры получали одинаковое распространение в русском музыкальном искусстве, а многие заимствованные жанры трансформировались, получая национальное своеобразие и наполняясь новыми смыслами. Например, жанр концерта, характерный для европейской инструментальной музыки, в России обрел хоровое звучание, а жанр оратории, выражавший в западной культуре, в основном, духовные, бытийственные смыслы, в России транслировал светские смыслы коллективного уровня. Эти процессы во многом связаны как с ментальными особенностями русского этноса, так и с требованиями исторического момента.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Проведенное исследование и полученные результаты демонстрируют ведущую роль диалога культур в развитии русского музыкального искусства. Диссертация выявляет взаимосвязь между этапами диалога культур и появлением новых вокальных жанров в русском музыкальном искусстве, освещая при этом творческий, а не подражательный характер заимствований в русской музыке жанров из других музыкальных культур. Работа раскрывает

большое значение древнерусского светского и духовного музыкального творчества для создания самобытной национальной музыкальной культуры, имеющей огромный авторитет в мире. Исследование демонстрирует важность для российского государства опоры на национальное достояние, что позволяет сделать выводы о необходимости проведения ряда мер в сфере культурной политики по пропаганде отечественного музыкального искусства в России, особенно среди молодежи.

Данная работа намечает основные направления для дальнейших исследований в русле проблематики, обозначенной в диссертации. Так, например, требует отдельного рассмотрения период развития русского музыкального искусства ХХ-го и ХХ1-го вв. в контексте диалога культур, плодотворными представляются возможные исследования значения русской музыкальной культуры для развития музыкальных культур других стран, а также сопоставительный анализ особенностей русской музыкальной культуры с музыкальными культурами различных народов.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть учтены и применены при разработке учебных программ, пособий, лекционных курсов, семинаров по проблемам теории и истории культуры, межкультурной коммуникации, истории музыки, культурологии, а также при чтении спецкурсов для студентов гуманитарных факультетов, учащихся музыкальных школ и училищ. Исследование может быть полезным в воспитательной работе с молодежью для формирования таких качеств как патриотизм и толерантность, в работе хоровых коллективов для осознанного обращения к русской и зарубежной музыке при составлении репертуара, в проектных организациях, занимающихся разработкой и планированием вопросов формирования человеческой личности в современном обществе.

Апробация работы

осуществлялась в форме докладов на аспирантских семинарах и научных конференциях: «Феномен творческой личности в культуре: Фатющенковские чтения» (Москва, 22 - 24 октября 2010), «Глобализация и патриотизм» (Санкт-

Петербург, 2010), «Санкт-Петербург и страны Северной Европы: Девятая ежегодная международная научная конференция» (Санкт-Петербург, 10-11 апреля 2007 г.), «Научно-техническая конференция молодых научных сотрудников» (Санкт-Петербург, 1-7 июня 2006 г.).

Материал и теоретические положения диссертации изложены в шести авторских публикациях.

Собранный и проанализированный в диссертации материал использовался в качестве теоретических и практических основ в учебных курсах: «История музыки», «Музыкальная культура стран мира», «Искусство и литература» в Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций.

Структура диссертации отражена в оглавлении.

Глава 1. Теоретические основы изучения диалога культур в пространстве русского музыкального искусства

1.1. Культурологические аспекты изучения музыкального искусства

1.1.1. Музыкальное искусство как подсистема этнической культуры

Изучение музыкального искусства с позиций культурологии, как явления культуры в его статике и динамике, предполагает использование методов и подходов, способствующих преодолению раздробленности научного знания и формированию современной научной картины мира. В частности, для исследования культуры в целом и отдельных культурных феноменов с середины XX века в гуманитарной науке используется системная методология, являющаяся общенаучной и базирующаяся на теории систем. Приоритет обоснования и научного применения системного принципа в гуманитарных науках принадлежит американскому культурологу Лесли Уайту [Чебанюк: 2010, с. 206]. С точки зрения современной науки, система - это целое, состоящее из взаимосвязанных элементов, свойства которого больше суммы свойств составляющих его частей [Каган: 1996, 2006]. Система - иерархически упорядоченная структура элементов [Чебанюк: 2010, с. 205]. Из взаимодействия составляющих систему элементов (подсистем) возникают новые свойства системы [Жидков, Соколов: 2001 с. 48]. С позиций системного подхода культура и любые культурные феномены могут быть рассмотрены в качестве системы, элементы которой связаны отношениями взаимодействия, причем свойства системы не являются суммой свойств составляющих ее элементов [Культурология: 2011, с. 475 - 476; Круглова: 2005, с. 63]. Культура понимается как «сверхсложная система, состоящая из множества подсистем, которые, в свою очередь, являются сложными системами. Системные свойства каждой из систем соотносятся со свойствами и функциями их элементов» [Культурология: 2011, с. 476]. Каждый элемент (подсистема) культуры являет собой более или менее самостоятельное образование, обладающее

собственными системными свойствами, характеризующееся присущей ему мерой устойчивости и погруженное в соответствующую социокультурную среду. [Жидков, Соколов: 2001, с. 56-57]. Культуру как систему можно представить в виде дерева, а ее структурные элементы - в виде ветвей, каждая из которых участвует в деятельности целого [Орлов: 2005].

Составной частью системного метода является структурно-функциональный метод, с помощью которого изучается взаимосвязь всех элементов культуры, их функциональная необходимость и взаимодополнительность [Круглова: 2005, с. 58]. Основанием для выделения структурных элементов культуры могут быть различные подходы к определению понятия культура (в настоящее время существует более пятисот определений). Один из наиболее плодотворных - деятельностный (технологический) подход, определяющий культуру как совокупность способов и результатов человеческой деятельности [Круглова: 2005, с. 36] и являющийся разновидностью антропологического подхода, рассматривающего культуру как мир человека, в противоположность миру природы [Культурология: 2011, с. 39]. Видными представителями отечественной науки, применяющими в своих исследованиях этот подход, в том числе и для познания сущности искусства, являются М. С. Каган и Э. С. Маркарян. Э. С. Маркарян считал, что «понимание культуры как специфического способа человеческой деятельности позволяет преодолеть односторонность чисто личностной интерпретации творчества и рассматривать его в более широкой творческой перспективе» [Маркарян: 1983, с. ИЗ]. «Определить сущность искусства на современном уровне науки, - писал М. С. Каган, - возможно лишь при понимании художественного творчества как одного из видов человеческой деятельности, по-своему преломляющего ее общие законы» [Каган: 1996, с. 17]. По убеждению М. С. Кагана, системный анализ сложных систем, которыми являются человек, культура, искусство и другие, требует адекватного их природе трехстороннего исследовательского рассмотрения: предметного, функционального и исторического [Чебанюк: 2010, с. 211].

М. С. Каган в структуре культуры выделил три основные сферы, обусловленные тремя главными способами человеческой деятельности: материальную культуру, духовную и художественную, уточняя, что данные сферы культуры существуют в ней не обособленно, а «накладываясь» друг на друга и образуя синтетические формы [Каган: 2006, с. 15-16]. Таким образом, художественную культуру можно рассматривать как структурную составляющую культуры, одну из ее ветвей. По мнению М. С. Кагана, художественная культура отличается от духовной и от материальной культуры тем, что «во всех областях искусства духовная энергия освоения художником мира и выражения им своего отношения к миру слиты в одно нерасторжимое целое с эстетически обрабатываемыми материальными средствами его воплощения (звуковыми, жесто-мимическими, объемно-пластическими и т. д.); поэтому духовное содержание произведения искусства не может быть адекватно переведено ни на один другой художественный язык без того, чтобы не изменилось более или менее существенно само это содержание» [Каган: 2006, с. 16].

Художественная культура также является системой. Система художественной культуры структурно включает в себя следующие подсистемы (по А. Я. Флиеру): художественное творчество (как индивидуальное, так и групповое), являющееся основанием искусства, его организационная инфраструктура (творческие ассоциации и организации по размещению заказов и реализации художественной продукции); его материальная инфраструктура; художественное образование и повышение квалификации; организованная рефлексия процессов и результатов художественного творчества (критика, пресса и т. п.); эстетическое воспитание и просвещение; реставрация и сохранение художественного наследия; художественно-творческая самодеятельность населения; государственная политика в области искусства и ряд других подсистем [Флиер: 2010, с. 320]. В свою очередь, в системе художественной культуры выделяется система музыкальной культуры. Музыкальная культура обладает аналогичными художественной культуре

подсистемами. Ветвями, составляющими музыкального искусства как вида творчества, могут считаться музыкальные жанры. «Жанр - особый вид художественного творчества, определенным образом связанный с породившей его исторической действительностью, с жизнью и бытом», - пишет Т. Попова в книге «Музыкальные жанры» [Попова: 1968, с.4]. В «Музыкальном энциклопедическом словаре» отмечается, что музыкальный жанр - это «многозначное понятие, характеризующее исторически сложившиеся роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением и жизненным назначением, способом и условиями исполнения и восприятия, а также особенностями содержания и формы» [Дабаева: 2010, с. 133]. По способу исполнения музыкальные жанры делятся на две большие группы: вокальные, предназначенные для пения (с сопровождением инструментов или без них) и инструментальные. Вокальные жанры, в свою очередь, можно разделить на сольные (ария, песня и т. д.), хоровые (песня, хоровая миниатюра, партесный концерт и т. д.) и сольно-хоровые (опера, кантата, оратория и др.). Это системно-структурное деление можно продолжить до элементов музыкального языка. Таким образом, вокальное музыкальное искусство можно рассматривать как подсистему музыкальной культуры, художественной культуры и культуры в целом.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кораблева, Мария Дмитриевна, 2012 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ануфриев, Е. А. Российский менталитет как социально-политический феномен/ Е. А Ануфриев, Л. В. Лесная //Социально-политический журнал. -1997.- №4.- С. 33 - 38.

2. Асафьев, Б. В. О народной музыке/ Б. В. Асафьев; сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. - Л.: Музыка, 1987. - 248 с.

3. Асафьев, Б. В. О хоровом искусстве: сб. статей / Б. В. Асафьев; сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. - Л.: Музыка, 1980. - 216 с.

4. Асафьев, Б. В. Русская музыка. XIX и начало XX века./ Б. В. Асафьев. - 2-е изд. - Л.: Музыка, 1979. - 344 с.

5. Астафьева, Л. В. Функции диалога культур в генезисе знаменного распева: на материале Нового направления в духовной музыке: дис. ... канд. культурологии / Л. В. Астафьева; Костр. гос. ун-т. - Кострома, 2007. -232 с.

6. Бахтин, М. М. Автор и герой в эстетической деятельности/ М. М. Бахтин// Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - С. 7 - 180.

7. Бахтин, М. М. Из записей 1970 - 1971 годов. / М. М. Бахтин //Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - С. 336 - 360.

8. Бахтин, М. М. К переработке книги о Достоевском / М. М. Бахтин //Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - С. 308 - 328.

9. Бахтин, М. М. Ответ на вопрос редакции Нового мира. / М. М. Бахтин //Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - С. 328 - 335.

10. Беляев, В. М. Древнерусская музыкальная письменность/ В. М. Беляев. -М.: Сов. композитор, 1962. - 134 с.

11. Белоненко, А. С. М. В. Бражников - исследователь древнерусской профессиональной музыки/ А. С. Белоненко// Проблемы истории и теории древнерусской музыки: сб. статей / сост. А. С. Белоненко. - Л.: Музыка, 1979. - С. 73 - 99.

12. Белякаева-Казанская, Л. В. Силуэты музыкального Петербурга/ Л. В. Белякаева-Казанская. - СПб.: Лениздат, 2001. - 499 с.

13. Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма/ Н. А. Бердяев. -М.: Наука, 1990а. - 220 с.

14. Бердяев, Н. А. Русская идея// О России и русской философской культуре: философы русского послеоктябрьского зарубежья/ Н. А. Бердяев. - М.: Наука, 19906. - С. 42-271.

15. Бердяев, Н. А. Судьба России/ Н. А. Бердяев. - М.: Советский писатель, 1990в. - 346 с.

16. Березовчук, Л. Н. Процессы категоризации в музыкальном опыте (психологический подход к проблеме музыкального языка)/ Л. Н. Березовчук // Музыкальная коммуникация: сб. науч. трудов. Серия Проблемы музыкознания. - вып. 8. - СПб.: РИИИ, 1996. - С. 105 - 107.

17. Библер, В. С. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога)/ В. С. Библер. - М.: Политиздат, 1975. - 399 с.

18. Библер, В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век/ В. С Библер. - М.: Политиздат, 1990. -413 с.

19. Бицилли, П. М. Трагедия русской культуры: исследования, статьи, рецензии/ П. М. Бицилли. - М.: Русский путь, 2000. - 608 с.

20. Большой толковый словарь русского языка / ред. С. А. Кузнецова. - СПб.: Норинт, 2008. - 1536 с.

21. Бражников, М. В. Древнерусская теория музыки/ М. В. Бражников. - Л.: Музыка, 1972.-422 с.

22. Бражников, М. В. Многоголосие знаменных партитур / М. В. Бражников // Проблемы истории и теории древнерусской музыки. - Л.: Музыка, 1979. - С. 7 - 61.

23. Бромлей, Ю. В. Очерки теории этноса/ Ю. В. Бромлей. - М.: Наука, 1983. -412 с.

24. Брычков, А. С. Менталитет российского общества/ А. С. Брычков // Социально-психологические проблемы ментальности. Методологические и теоретические проблемы ментальности и менталитета: материалы 2-й Всерос.

науч. конф. по проблемам ментальности и менталитета, г. Смоленск. -Смоленск: Изд-во СГПИ, 1996. - С. 10-15.

25. Бычков, Ю. Н. Введение в музыкознание: курс лекций для студентов-музыковедов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vuri317.narod.ru , свободный.

26. Бычков, Ю. Н. Общечеловеческое и конкретно-социальное в музыкальном искусстве/ Ю. Н. Бычков// Труды МГИМ им. А. Шнитке: сб. науч. статей; вып. 1. Вопросы теории и истории музыки. - М., 2000. - С. 3 -22.

27. Бычков, Ю. Н. Проблема смысла в музыке/ Ю. Н. Бычков// Музыкальная конструкция и смысл: сб. науч. трудов, вып. 151, РАМ им. Гнесиных. - М., 1999. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// darmuz.ucoz.ru, свободный.

28. Бубер, М. Два образа веры/ М. Бубер. - М.: Республика, 1995 - 468 с.

29. Булычев, Ю. Ю. Религиозно-мистические и рационально-мыслительные элементы в византийском и русском культурных синтезах/ Ю. Ю. Булычев // Русская культура: теоретические проблемы исторического генезиса: материалы восьмых чтений факультета истории русской культуры, г. СПб.

- СПб. : СПбГУКИ, 2004. - С. 54 - 91.

30. Васильева, Г. М. Национально-культурная специфика семантических неологизмов: лингвокультурологические основы описания/ Г. М. Васильева. - СПб.: Сударыня, 2001. - 211 с.

31. Вершинина, И. Дягилев и музыка «Русских сезонов»/ И. Вершинина// Искусство. - 2002 - № 12 [Электронный ресурс]. Изд. дом Первое сентября. Режим доступа: http ://art. Iseptember.ru/2002/12/nol2 2.htm, свободный.

32. Веселовский, А. Н. Психологический параллелизм и его формы в отражении поэтического стиля/ А. Н. Веселовский //Историческая поэтика.

- М.: Высшая школа, 1989. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/w/weselowskii a n/text 0060.shtml свободный.

33. Взаимодействие культур Востока и Запада: сборник статей. - вып. 2. - М.: Наука, 1991.- 166 с.

34. Выготский, JT. С. Мышление и речь/ Л. С. Выготский. - М.-Л.: Соцэкгиз, 1934.-323 с.

35. Выготский, Л. С. Психология искусства / ред. М. Г. Ярошевский. - М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

36. Гаспаров, Б. К. К проблеме изоморфизма уровней музыкального языка: на материале гармонии венского классицизма / Б. К. Гаспаров // Ученые записки Тартуского государственного университета. - вып. 365. Труды по знаковым системам: VII. - Тарту, 1975. - С. 217 - 240.

37. Гаспаров, Б. М. Пять опер и симфония: Слово и музыка в русской культуре/ Б. М. Гаспаров. - М.: Изд. дом «Классика-ХХ1», 2009. - 320 с.

38. Гачев, Г. Д. Космо-Психо-Логос/ Г. Д. Гачев. - СПб.: Академический проект, 2007.- 480 с.

39. Гачев, Г. Д. Космос, Эрос и Логос России/ Г. Д. Гачев // Отечественные записки. — 2002. — № 3(4). - С. 374 - 384.

40. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира/ Г. Д. Гачев. - М.: Советский писатель, 1988.-448 с.

41. Гегель. Эстетика: в 4 т. - М.: Искусство, 1968. - Т. 1. - 312 с.

42. Герасимова-Персидская, Н. А. Партесный концерт в истории музыкальной культуры/ Н. А. Герасимова-Персидская. - М.: Музыка, 1983.-288 с.

43. Герасимова-Персидская, Н. А. Русская музыка XVII века - встреча двух эпох/ Н. А. Герасимова-Персидская. - М.: Музыка, 1994. - 126 с.

44. Герцен А. И. Собр. соч.: в 30 томах/ А. И. Герцен. - М.: 1958. - Т. 14.

45. Герцман, Е. В. Античное музыкальное мышление/ Е. В. Герцман. - Л.: Музыка, 1986. - 224 с.

46. Герцман, Е. В. Музыка Древней Греции и Рима/ Е. В. Герцман. - СПб.: Алетейя, 1995. - 336 с.

47. Гнесин, М. Ф. Начальный курс практической композиции/ М. Ф. Гнесин.

- М.: Музгиз, 1962. - 214 с,

48. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли/ Л. Н. Гумилев. - 3-е изд. -Л.: Гидрометеоиздат, 1990. - 528 с.

49. Гуревич, А. Я. Историческая наука и историческая антропология / А. Я. Гуревич//Вопросы философии. - 1988 -№1.-С. 56 -70.

50. Гуревич, А. Я. Проблема ментальностей в соврем, историографии/ А. Я. Гуревич// Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. Вып. 1. - М., 1989.-С. 75-89.

51. Гусейнова, 3. М. Христианское вероучение в русских музыкально-теоретических трактатах XVII века/ 3. М. Гусейнова // Русская культура: теоретические проблемы исторического генезиса: материалы восьмых чтений факультета истории русской культуры, г. СПб. - СПб.: СПбГУКИ, 2004.- С. 134- 146.

52. Дабаева, И. П. Музыкальный энциклопедический словарь / И. П. Дабаева.

- Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 362 с.

53. Демин, В. Н. Заветными тропами славянских племен / В. Н. Демин. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 400 с.

54. Дни и годы П. И. Чайковского. Летопись жизни и творчества/ Сост. Э. Зайденшнур, В.Киселев, А.Орлова, Н. Шеманин./ ред. В.Яковлев. - М.-Л.: Музгиз, 1940. - 724 с.

55. Доброхотов, Б. В. Народные песни в записях и обработках Алябьева / Б.

B. Доброхотов // Вопросы музыкознания: ежегодник. - Т. 2. - М., 1956. -

C. 387-406.

56. Докучаев, И. Границы общения в пространстве человека и культуры/ И. Докучаев // Онтология диалога: метафизический и религиозный опыт: международные чтения по теории, истории и философии культуры СПб.: «Эйдос», 2002. - № 14. - С 226 - 244.

57. Дубинский, И. Ференц Лист и Россия / И. Дубинский // Neue Zeiten. -2011. - № 04 (118). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://neuezeiten.rusverlag.de/2011/04/24/0950/, свободный.

58. Дубов, И. Г. Феномен менталитета: психологический анализ/ И. Г. Дубов//Вопросы психологии. - 1993.- №5.- С. 20-29.

59. Дурандина, Е. Е. Камерные вокальные жанры в русской музыке XIX - XX вв.: Историко-стилевые аспекты: дис. ... доктора искусствоведения/ Е. Е. Дурандина; Рос. акад. музыки им. Гнесиных. - М., 2002. - 381 с.

60. Елистратов, В. С. Россия как миф // Россия - Запад: диалог культур. Вып. 1.-М.: МГУ, 1994. - С. 6-18.

61. Еремина, В. И. Поэтический строй русской народной лирики / В. И. Еремина. - М.: Наука, 1978. - 184 с.

62. Жидков, В. С. Десять веков российской ментальности: картина мира и власть/ В. С. Жидков, К. Б. Соколов. - СПб.: Алетейя, 2001. - 640 с.

63. Жидков, В. С. Искусство и картина мира / В. С. Жидков, К. Б. Соколов. -СПб.: Алетейя, 2003. - 464 с.

64. Зобков, Ю. С. Музыкальный мир XX столетия: проблема диалога культур (На примере жизни и творчества С. А. Кусевицкого в эмиграции): дис. ... канд. культурологических наук/ Ю. С. Зобков; МГУКИ. - Москва, 2004. -156 с.

65. Ильин, В. П. Очерки истории русской хоровой культуры/ В. П. Ильин. -Ч. 1.-М.: Сов. композитор, 1985. - 232 с.

66. Ильин, И. А. Сущность и своеобразие русской культуры. I. Душа/ И. А. Ильин // Москва. - 1996. - № 1. - С. 170-190.

67. Иконникова, С. Н. Диалог о культуре/ С. Н. Иконникова. - Л.: Лениздат, 1987.-205 с.

68. История ментальностей и историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. - М.: Институт всеобщей истории РАН, Рос. госуд. гуманитарный Ун-т, 1996. - 254 с.

69. История религии: учебник: в 2 т./ под общ. ред. И. Н. Яблокова. - Т. 1. -М.: Высш. шк., 2002. - 463 с.

70. История русской музыки: учебник. - вып.1. С древнейших времен до середины XIX века./ Келдыш Ю. В, Левашева О. Е./общ. ред. и предисл. А.И. Кандинского - 4-е изд., доп. и перераб. -М.: Музыка, 1990. - 431 с.

71. История русской музыки: в 10-ти томах. - М.: Музыка, 1989. - Т.6: 50-е -60-е годы XIX века/ редколлегия: Е. Левашова, Ю. Келдыш [и др.]. - 478 с.

72. История русской музыки в 10-ти томах. - М. Музыка, 1997. - Т. 10А: 1890- 1917 годы.-542 с.

73. Каган, М. С. Горизонты и границы диалога в истории культуры: философский анализ/ М. С. Каган // Онтология диалога: метафизический и религиозный опыт. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. - № 12. - СПб.: Эйдос, 2002. - С. 15 - 26.

74. Каган, М. С. Град Петров в истории русской культуры/ М. С. Каган. -СПб.: Паритет, 2006. - 480 с.

75. Каган, М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений/ М. С. Каган. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.

76. Каган, М. С. Музыка в мире искусств/ М. С. Каган. - СПб.: Ut, 1996. - 232 с.

77. Каган, М. С. Философия культуры/ М. С. Каган. - СПб.: 1996 - 415 с.

78. Каган, М. С. Эстетика как философская наука/ М. С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1997. - 544 с.

79. Кармин, А. С. Культурология: учебник/ А. С. Кармин. - 4-е изд., испр. -СПб.: Лань, 2006.-928 с.

80. Карсавин, Л. П. Восток, Запад и русская идея/ Л. П. Карсавин // Русская идея/ сост. и авт. вступ. статьи М. А. Маслин. - М.: Республика, 1992. -С.313-323.

81. Келдыш, Ю. Неизвестная опера русского композитора/ Ю. Келдыш// Советская музыка - 1966. - № 12 - С. 66 - 78.

82. Кириленко, Г. Г. Философия: справочник студента./ Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов. - М.: Эксмо, 2003. - 672 с.

83. Клюев, А. С. Философия музыки/ А. С. Клюев. - СПб.: СПГУВК, 2004. -367 с.

84. Ключевский, В.О. Курс русской истории/ В. О. Ключевский. - М.: Соцэкиз, 1987.-Ч. 1.-395 с.

85. Кнабе, Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима /Г.С. Кнабе. - М.: Изд. Индрик, 1994- 528 с.

86. Ковалев, К. П. «Глагол таинственный...»: Очерки о русской музыке XVIII века/К. П. Ковалев. -М.: Сов. Россия, 1988. -256 с.

87. Корабельникова, JI. 3. Музыка/ JI. 3. Корабельникова // Русская художественная культура второй половины XIX века. Диалог с эпохой; отв. ред. Г. Ю. Стернин. - М., 1996. - С. 40 - 59.

88. Коринфский, А. А. Народная Русь. Круглый год сказаний, верований, обычаев и пословиц русского народа/ А. А. Коринфский. - Смоленск: Русичи, 1995.-648 с.

89. Кравченко, А. И. Культурология: учебник/ А. И. Кравченко. - M.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 288 с.

90. Кремлев, Ю. А. Национальные черты русской музыки/ Ю. А. Кремлев. -Л.: Музыка, 1968.- 119 с.

91. Круглова, Л. К. Теория культуры. Введение в теорию культуры: учебное пособие/ Л. К. Круглова. - Часть 1. - СПб.: СПГУВК, 2005. - 104 с.

92. Кручинина, А. Н. О семиографии попевок знаменного роспева в музыкально-теоретических руководствах конца XV - середины XVII века/ А. Н. Кручинина // Проблемы истории и теории древнерусской музыки. -Л: Музыка, 1979. - С. 148 - 160.

93. Кручинина, А. Н. Патриарх Никон и церковно-певческое искусство его времени / А. Н. Кручинина// Человек верующий в культуре Древней Руси: материалы международной научной конференции. - СПб., 2005. - С. 104 -107.

94. Крысько, В. Г. Этническая психология: учебное пособие/ В. Г. Крысько. -М.: Академия, 2009. - 320 с.

95. Культурология: учебник / В. П. Большаков, Е. П. Борзова, С. Н. Иконникова/ науч. ред. С. Н. Иконникова, В. П. Большаков. - Москва: Проспект, 2011.-528 с.

96. Курганова, Н. И. Межкультурный диалог как способ освоения культуры: Монография/ Н. И. Курганова. - Мурманск: МГПУ, 2007. - 312 с.

97. Курышева, И. В. Музыкально-творческое развитие личности: эстетико-семиотический подход/ И. В. Курышева// Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 3 (28). - С. 93 - 98.

98. Лада, О. Д. О церковном пении. [Электронный ресурс]./ Мужской монастырь, Спаса нерукотворного пустынь. /О. Д. Лада /Учебные материалы. - Режим доступа: http://klikovo.ru/db/book/msg/9524, свободный.

99. Лащенко, А. Хоровая культура: аспекты изучения и развития/ А. Лащенко. - Киев: Музычна Украйина, 1989. - 136 с.

100. Лебедев, В. Н. Православная культура России XVII столетия и патриарх Никон/ В. Н. Лебедев // Русская культура: теоретические проблемы исторического генезиса: материалы восьмых чтений факультета истории русской культуры, г. СПб. - СПб.: СПбГУКИ, 2004. - С. 148 - 155.

101. Лебон, Г. Психология народов и масс/ Г. Лебон. - СПб.: Макет, 1995. [Электронный ресурс]/ Библиотека Максима Мошкова. - Режим доступа: http://lib.ru/POLITOLOG/LEBON/psihologia.txt, свободный.

102. Левашов, Е. Традиционные жанры православного певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахмининова, 1825 - 1917: Исторический очерк, нотография, библиография./ Е. Левашов. -М.:ТехноИнфо, 1994. - 105 с.

103. Левяш, И. Я. Культурология: учебное пособие для студентов вузов/ И. Я. Левяш. - 3-е изд. — Минск: Тетра Системе, 2000. - 496 с.

104. Ливанова, Т. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры/ Т. Ливанова. - вып. 1. - М.: Искусство, 1938. - 360 с.

105. Лихачев, Д. С. Русская культура/ Д. С. Лихачев. - СПб.: Искусство - СПб., 2007. - 440 с.

106. Локшин, Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры/ Д. Локшин. -М.: Музгиз, 1953 - 134 с.

107. Лосский, Н. О. Характер русского народа/ Н. О. Лосский. - М.: Ключ, 1990. - Книга первая. - 64 с.

108. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре/ Ю. М. Лотман. - СПб.: Искусство, 1994. - 558 с.

109. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера -история/ Ю. М. Лотман. - М.: Языки русской культуры, 1996. - 464 с.

110. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв/ Ю. М. Лотман. - М., 1992.

111. Лотман, Ю. М. Механизмы диалога/ Лотман Ю. М. //Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. - М.: Языки русской культуры, 1996. - С. 193 -205.

112. Лотман, Ю. М. О семиотическом механизме культуры/ Ю. М. Лотман, Б.А. Успенский //Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. - Т. 5. - С. 144-145.

113. Лотман, Ю. М. Семиосфера/ Ю. М. Лотман. - СПб: Искусство-СПб, 2000.

- 704 с.

114. Лотман, Ю. М. Семиотика культуры и понятие текста/ Ю. М. Лотман //Избранные статьи: в 3-х томах. - Таллин: Александра, 1992. - Т. 1. - С. 129-132.

115. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gramotey.com, свободный.

116. Лурье, С. В. Историческая этнология. - М., 1998. [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://svlourie.narod.ru/hist-ethnology/, свободный.

117. Мазель, JI. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки/ Л. Мазель //Интонация и музыкальный образ. - М., 1965. - С. 237 - 238.

118. Маркарян, Э. С. Об исходных методологических предпосылках исследования этнических культур/ Э. С. Маркарян //Методологические проблемы этнических культур: материалы симпозиума. - Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1978.- с. 8-9.

119. Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ)/ Э. С. Маркарян. - М.: Мысль, 1983. - 284 с.

120. Марков, М. Искусство как процесс. Основы функциональной теории искусства/ М. Марков. - М.: «Искусство», 1970. - 23 с.

121. Мартынов, В. И. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси/ В. И. Мартынов. - М.: Прогресс - Традиция, 2000. - 224 с.

122. Мартынов, В. И. Пение, игра и молитва в русской богослужебной системе/ В. И. Мартынов. - М.: Филология, 1997. - 205 с.

123. Мартынов В. И. Учение святых отцов о единстве пения и жизни // сайт Вечерняя песнь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.canto.ru/, свободный.

124. Махлина, С. Т. Семиотика культуры и искусства: словарь-справочник в двух книгах. - 2-е изд., расш. и испр. - СПб.: Композитор, 2003. - Кн. 2. -340 с.

125. Медведева, М. В. Духовные стихи в жизни русского народа/ М. В. Медведева// Благодатный дом. Духовные стихи русского народа. - М.: Изд. Московской Патриархии, 2007. - С. 25 - 27.

126. Межуев, В. М. Идея культуры. Очерки по философии культуры/ В. М. Межуев. - М.: Прогресс-Традиция, 2006. - 408 с.

127. Мейендорф, И. История византийской церкви. [Электронный ресурс]./ И. Мейендорф/Библиотека свящ. Якова Кротова. - Режим доступа: http://krotov.info/librarv/13 m/mev/yendorf 003.htm#2, свободный.

128. Металлов, В., прот. Очерк истории православного церковного пения в России. Репринтное издание / В. Металлов. - М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.-256 с.

129. Мечников, Л. И. Цивилизация и великие исторические реки/ Л. И. Мечников. - М.: Прогресс, 1995. - 459 с.

130. Миролюбов, Иоанн, священник. Церковь не приемлет полицейских мер»/ И. Миролюбов// Фома. - 2011. - № 10. - С. 24.

131. Музыкальная коммуникация: сб. науч. трудов; серия Проблемы музыкознания, вып. 8. - СПб.: РИИИ, 1996. - 276 с.

132. Музыкальные жанры: сборник/ общ. ред. Т. В. Поповой. - М.: Музыка, 1968.-327 с.

133. Назайкинский, Е. В. Искусство и наука в деятельности музыковеда // Музыкальное искусство и наука: сб. статей, вып. 2/ сост. Е. Назайкинский. - М.: Музыка, 1973. - 216 с.

134. Назайкинский, Е. В. История в музыке: Избранные исследования/ Е. В. Назайкинский. - М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. - 392 с.

135. Назайкинский, Е. В. О константности в восприятии музыки // Музыкальное искусство и наука: сб. статей, вып. 2 / Сост. Е. Назайкинский. - М.: Музыка, 1973. - С. 59 - 98.

136. Назарова, В. Т. История отечественной музыкальной культуры: курс лекций/ В. Т. Назарова. - СПб.: СПбГУКИ, 2003. - 256 с.

137. Народы России: энциклопедия / гл. ред. В. А. Тишков - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - 479 с.

138. Николаев, Борис, протоиерей. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения/ Б. Николаев. [Электронный ресурс] / Изд. Иосифо-Волоцкого монастыря, 1995. -Режим доступа: http: //www.klikovo.ru, свободный.

139. Николаева, Е. В. История музыкального образования: Древняя Русь: Конец X - середина XVII столетия / Е. В. Николаева. - М.: ВЛАДОС, 2003. -208 с.

140. Никольский, А. Краткий очерк истории церковного пения в период 1-Х веков/ А. Никольский. [Электронный ресурс]/ Мужской монастырь, Спаса Нерукотворного Пустынь. - Учебные материалы. Режим доступа: http://klikovo.ru/db/book/msg/9521, свободный.

141. Новикова, А. Русские народные песни// А. Новикова//Русские народные песни. - М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1957. - 735 с.

142. Огаркова, Н. А. Французский романс в России в последней трети XVIII века/ Н. А. Огаркова // Россия - Европа: контакты музыкальных культур. -СПб.: Российский институт истории искусств, 1994. - С. 74 - 94.

143. Ольшанский, Д. В. Психология масс/ Д. В. Ольшанский. - СПб: Питер, 2001.-368 с.

144. Орлов, Г. Древо музыки/ Г. Орлов. - СПб.: Композитор, 2005. - 440 с.

145. Осокин, Ю. В. Искусство как феномен культуры/ Ю. В. Осокин// Системные исследования культуры / под ред. Г. В. Иванченко, В. С. Жидкова. - СПб.: Алетейя, 2009. - 604 с.

146. Осокин, Ю. В. Современная культурология в энциклопедических статьях/ Ю. В. Осокин. - М.: КомКнига, 2007. - 384 с.

147. Петри, Э. К. Взаимодействие немецкой и русской хоровой традиции в контексте культуры России XVII - XIX вв. - автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - Н. Новгород, 2005. - 27 с.

148. Петров, А. К. Претворение русского фольклора в современной хоровой музыке (1980 - 2005), основные тенденции, новые композиторские подходы: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 2008. -24 с.

149. Померанц, Г. С. Диалог культурных миров// Общественные науки и современность. - 1994. - № 5. - С. 170 - 174.

150. Посадский, А. В. Западнический интеллектуализм в России/ А. В. Посадский, С. В. Посадский //Русская культура: теоретические проблемы

исторического генезиса: материалы восьмых чтений факультета истории русской культуры; СПб. - СПб.: СПбГУКИ, 2004. - С. 198 - 207.

151. Православие. Полная энциклопедия. - СПб.: ИГ «Весь», 2007. - 448 с.

152. Преображенский, А. В. Культовая музыка в России/ А. В. Преображенский. - JL: Academia, 1924. - 123 с.

153. Привалов, С. Б. Русская музыкальная литература/ С. Б. Привалов. - СПб.: Композитор, 2005. - 392 с.

154. Прозерский, В. Экзистенциальный диалог как форма религиозного опыта (философия религии M. М. Бахтина)/ В. Прозерский // Онтология диалога: метафизический и религиозный опыт/ Международные чтения по теории, истории и философии культуры. - № 12. - СПб.: Эйдос, 2002. - С. 83 - 88.

155. Рагс, Ю. Н. Взаимодействие музыкального искусства и человека: три уровня анализа / Ю. Н. Рагс, О. В. Маркова, Д. В. Федоров //Искусство в контексте информационной культуры. - М.: Смысл, 1997. - 205 с.

156. Разумовский, Д. В. Церковное пение в России/ Д. В. Разумовский. - вып. 1 - 3. -М., 1867. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/597481/, свободный.

157. Разумовский, Д. В. Богослужебное пение Православной Греко-Российской Церкви/ Д. В. Разумовский. - М., 1886. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.seminaria.ru/raritet/razum theory.htm, свободный.

158. Раппопорт, С. Семиотика и язык искусства// Музыкальное искусство и наука: сб. статей. - вып. 2/ Сост. Е. Назайкинский. - М.: Музыка, 1973. -С. 17-58.

159. Рахманова, М. Старообрядчество и «Новое направление» в русской духовной музыке/ М. Рахманова//Культурное наследие средневековой Руси в традициях Урало-Сибирского старообрядчества: сборник материалов Всероссийской научной конференции 17-19 мая 1999 года; Новосибирск. -Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 1999. - С. 197.

160. Редепеннинг, Д. Музыкальный город Петербург. Размышления о диалоге культур/ Д. Редепеннинг// Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. - 2003. - № 4. - С. 187.

161. Религиоведение: учебное пособие/ под ред. М. М. Шахнович. - СПб.: Питер, 2007. - 432 с.

162. Решке, Н. А. Учет особенностей национального менталитета в процессе обучения русскому языку англоговорящих студентов/ Н. А. Решке. Дис. ... канд. пед. наук; РГПУ им. Герцена. - СПб., 2002. - 300 с.

163. Римский-Корсаков, Н. А. Летопись моей музыкальной жизни/ Н. А. Римский-Корсаков. - 8-е изд. -М.: Музыка, 1980. - 454 с.

164. Роговер, Е. С. Взаимодействие национальных культур в процессе литературного образования: монография / Е. С. Роговер. - СПб: Издательство «Образование - Культура», 2001. - 484 с.

165. Розеншильд, К. История Зарубежной музыки / К. Розеншильд. - М.: Музыка, 1978. - 544.

166. Романовский, Н. В. Хоровой словарь/ Н. В. Романовский. - М.: Музыка, 2000.-230 с.

167. Романовский, Н. В. Хоровые сочинения Глинки/ Н. В. Романовский// Хоровое искусство. - Л., 1977. - С. 99 - 113.

168. Россия - Европа: Контакты музыкальных культур: сб. научных трудов. -СПб.: Рос. инст. истории искусств, 1994. - 296 с.

169. Россия и Запад: Диалог или столкновение культур: сб. статей/Сост. В. П. Шестаков / Ред. А. В. Вислова. - М.: Рос. ин-т культурологии, 2000. -236 с.

170. Русские композиторы. История отечественной музыки в биографиях ее творцов/ сост. Л. А. Серебрякова. - Челябинск: Изд. «Урал Л. Т. Д.», 2001. -508 с.

171. Русские народные песни. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. - 735 с.

172. Рыбаков, Б. А. Язычество древней Руси/ Б. А. Рыбаков. - М.: Наука, 1988. - 784 с.

173. Рыцарева, М. Г. Композитор Д. Бортнянский: жизнь и творчество/ М.Г. Рыцарева. - Л.: Музыка, 1979. - 256 с.

174. Рыцарева, М.Г. Композитор М. С. Березовский: Жизнь и творчество/ М.Г. Рыцарева. - Л.: Музыка, 1983. - 144 с.

175. Рыцарева, М. Г. Русская музыка XVIII века/ М. Г. Рыцарева - М.: Знание, 1987- 128 с.

176. Сборник Кирши Данилова (Древние российские стихотворения собранные Киршею Даниловым). М-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1958.

177. Светозарский, А. Одна из мрачных эпох нашей Церкви/ А. Светозарский // Фома. - 2011, октябрь. - С. 18.

178. Свиридов, Г. Музыка как судьба/ Г. Свиридов; сост. А. С. Белоненко. -М.: Молодая гвардия, 2002. - 798 с.

179. Свое и чужое в европейской культурной традиции: литература, язык, музыка: сборник докладов участников научной конференции. - Н. Новгород: Деком, 2000. - 349 с.

180. Серегина, Н. С. Песнопения русским святым/ Н. С. Серегина. - СПб.: Наука, 1994.-470 с.

181. Серегина, Н. С. О принципах формообразования в песнопениях знаменного роспева/ Н. С. Серегина // Проблемы истории и теории древнерусской музыки. - Л.: Музыка, 1979. - С. 173 - 180.

182. Сильницкий, А. Г. Ментальность и менталитет / А. Г. Сильницкий // Социально-психологические проблемы ментальности. Методологические и теоретические проблемы ментальности и менталитета: материалы 2-й Всерос. науч. конф. по пробл. ментальности и менталитета, г. Смоленск. -Смоленск: Изд-во СГПИ, 1996. - С. 58-59.

183. Скребков, С. Русская хоровая музыка XVII - начала XVIII века: очерки / С. Скребков. - М.: Музыка, 1969. - 119 с.

184. Словарь русского языка: в 4-х т./АН СССР, под ред. А. П. Евгеньевой. -Том 1., М.: Русский язык, 1985. - 696 с.

185. Смирнов, И. П. Порождение интертекста (Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б. JI. Пастернака)/ И. П. Смирнов. -СПб.: СПбГУ, 1995.- 193 с.

186. Смоленский, С. Мусикийская грамматика Николая Дилецкого/ С. Смоленский. - СПб., 1910.

187. Смоленский, С. Азбука знаменного пения. - Казань, 1888// Московская регентско-певческая семинария. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.seminaria.ru/raritet/azb mezen.htm, свободный.

188. Сохор, А. Александр Порфирьевич Бородин: Жизнь, деятельность, музыкальное творчество/ А. Сохор. - М., Л., 1965. - 822 с.

189. Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве (Творчество, исполнительство, образование): сборник статей /сост. и отв. редактор П. П. Левандо. - Л., 1982. - 136 с.

190. Стасов, В. Статьи о Ф. Шаляпине/ В. Стасов. - М.: Музгиз, 1952. - 22 с.

191. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология/ Т. Г. Стефаненко. - М.: Академический проект, 1999. - 320 с.

192. Столович, Л. Н. Жизнь - творчество - человек (Функции художественной деятельности)/ Л. Н. Столович. - М.: Политиздат, 1985. - 415 с.

193. Стравинский, И. Хроника моей жизни/ И. Стравинский. - Л.: Музгиз, 1963.-273 с.

194. Стрелецкий, В. Н. Этнокультурные предпосылки регионализации России/ В. Н. Стрелецкий //Регионализация в развитии России. Географические проблемы и процессы. -М.: Эдиториал УРСС, 2001. - С. 10-38.

195. Тафт Роберт Ф. SJ, архимандрит. Католичество восточного обряда: его наследие и призвание. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://vselenstvo.narod.ru/librarv/eastern.htm, свободный.

196. Теребихин, H. М. Богословие русской земли или теософия русской души (к разработке православной культурной антропологии)/ H. М. Теребихин // Концепты. - Архангельск: Изд-во Поморского ГУ, Вып. 2, 1997. - с. 120-151.

197. Толочко, П. П.. Древнерусская народность: воображаемая или реальная/ П. П. Толочко. - СПб.: Алетейя, 2005. - 218 с.

198. Толстой, JI. Н. Что такое искусство?/ Л. Н. Толстой// Собр. соч.: в 22 т. -М.-Л., 1958,- Т.15. - С. 41 -221.

199. Топоров, В. Н. Пространство/ В. Н. Топоров // Мифы народов мира. Энциклопедия. -М.: Сов. энциклопедия, 1988. - Т. 2. - С. 340 - 342.

200. Трубецкой, Н. С. Верхи и низы русской культуры. (Этническая основа русской культуры)/ Н. С. Трубецкой // Исход к Востоку. - София, 1921. -С.86-103. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gumilevica.kulichki.net, свободный.

201. Тьерсо, Ж. История народной песни во Франции/ Ж. Тьерсо. - М., 1975// Неприкосновенный запас. - 2003. - №4(30). - С. 41.

202. Усова, И. Хоровая литература: учеб. пособие/ И. Усова. - М.: Музыка, 1988.-207 с.

203. Успенский, Н. Д. Образцы Древнерусского певческого искусства/ Н. Д. Успенский. - М., 1985. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.canto.ru/index.php?menu:=public&id=medieval.OO, свободный.

204. Федотов, Г. П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам)/ Г. П. Федотов. - М.: Прогресс, Гнозис, 1991 - 190 с.

205. Федотов, Г. П. Мать-земля (к религиозной космологии русского народа)/ Г. П. Федотов // Судьба и грехи России. - М.: Прогресс, 1992. - С. 120-151.

206. Федюковская, М. Г. Роль этнопсихологических факторов в обучении британских студентов русскому языку: дис. ... канд. пед. наук/ М. Г. Федюковская; РГПУ им. Герцена. - СПб., 1999. - 295 с.

207. Фейербах, Л. Избранные философские произведения: в 2 т./ Л. Фейербах. - М.: Мысль, 1955. - Т. 1. - 676 с.

208. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов: учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей /А. Я. Флиер. - М.: Согласие, 2010.-672 с.

209. Холопов, Ю. Н. Мусоргский как композитор XX века/Ю. Н. Холопов// М. П. Мусоргский и музыка XX века: сб. статей/ ред-сост Г. JI. Головинский. -М., 1990.-С. 65-92.

210. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства: уч. пособие / В. Н. Холопова. -СПб.: Лань, 2000.-319 с.

211. Хоровая литература: учебное пособие: в 2 ч- СПб.: СПбГУКИ, 2007. -Ч. 2: Зарубежная хоровая литература. - 243 с.

212. Хоровая литература: учебное пособие: в 2 ч. - СПб.: СПбГУКИ, 2008. Ч. 1: Отечественная хоровая литература. - 352 с.

213. Чайковский, П. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка / подг. Е. Д. Гершовским, И. Г. Соколинской. -М.: Гос. муз. издательство, 1962 - Т. VII. - 644 с.

214. Чайковский, П. И. Об опере и балете: избр. отрывки из писем и статей / П. И. Чайковский/ сост., ред., предисл. и коммент. И. Ф. Кунина. - 2-е изд., доп. - М.: Музгиз, 1960. - 292 с.

215. Чайковский, П. И. Переписка с П. И. Юргенсоном: в 2 т./ ред. В. А. Жданова, Н. Т. Жегина. - М.: Музгиз, 1938. - Т. 1: 1877 - 1883. - 384 с.

216. Чебанюк, Т. А. Методы изучения культуры: учебное пособие/ Т. А. Чебанюк. - СПб.: Наука, 2010.-350 с.

217. Чернушенко, В. А. Первый русский хор / В. А. Чернушенко // Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве (Творчество, исполнительство, образование): сб. статей. - Л., 1982.-С. 5- 16.

218. Шатов, Д. И. Психологические аспекты моделирования ментальности в языке/ Д. И. Шатов // Социально-психологические проблемы ментальности. Методологические и теоретические проблемы ментальности и менталитета: материалы 2-й Всерос. науч. конф. по проблемам ментальности и менталитета, г. Смоленск. - Смоленск: Изд-во СГПИ, 1996.-С. 79-81.

219. Шестаков, В. П. Гармония как эстетическая категория : учение о гармонии в истории эстетической мысли / В. П. Шестаков. - М.: Наука, 1973. - 256 с.

220. Шестаков, В. П. От этоса к аффекту: история музыкальной эстетики от античности до XVIII в. / В. П. Шестаков. - М.: Музыка, 1975. - 351 с.

221. Ширинян, Р. Оратория и кантата/ Р. Ширинян // Музыкальные жанры. -М.: Музыка, 1968. - С. 274 - 284.

222. Шлет, Г. Г. Введение в этническую психологию / Г. Г. Шлет // Психология социального бытия. - М.: Институт практической психологии, 1996-С. 261 -372.

223. Штелин, Якоб фон. Музыка и балет в России XVIII века/ Я. Штелин. -Л.: Муз. издат., 1935. - 318 с.

224. Шубарт, В. Европа и душа Востока/ В. Шубарт. - Вып. 3 - М.: Альманах «Русская идея», 2000. - 446 с.

225. Щученко, В. А. Менталитет русской культуры: актуальные проблемы его историко-генетического анализа/ В. А. Щученко //Русская культура: теоретические проблемы исторического генезиса: материалы восьмых чтений факультета истории русской культуры, г. СПб. - СПб.: СПбГУКИ, 2004.-С. 5-53.

226. Эриксон, Э. Детство и общество /Э. Эриксон; пер. с англ. и науч. ред. А. А. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Ленато и др., 1996. - 589 с.

227. Этнопсихология: методические рекомендации к курсу/ сост. Л.И. Харченкова; Балт. межд. институт туризма - СПб., 2005. - 71 с.

228. Юнг, К. Г. Архетип и символ/ К. Г. Юнг. - М.: Ренессанс, 1991. - 304 с.

229. Юсфин, А. Г. Диалог музыкальных культур как модель духовного собеседования/ А. Г. Юсфин // Онтология диалога. - № 13. - СПб.: Эйдос, 2002.-С. 271 -290.

230. Юсфин, А. Г. Музыка - сила жизни/ А. Г. Юсфин. - СПб.: Аюрведа Плюс, 2006. - 264 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.