Камерно-вокальный цикл в творчестве донских композиторов в свете современной теории жанра тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Боровинская, Мария Николаевна

  • Боровинская, Мария Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 167
Боровинская, Мария Николаевна. Камерно-вокальный цикл в творчестве донских композиторов в свете современной теории жанра: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Ростов-на-Дону. 2012. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Боровинская, Мария Николаевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Историко-культурные предпосылки становления жанра вокального цикла в творчестве донских композиторов

1.1 Генезис и развитие жанра в отечественной музыкальной культуре

1.2 Место и роль жанров камерно-вокальной лирики в контексте

творчества донских композиторов первой трети XX века

Глава II. Камерно-вокальный цикл в творчестве

профессиональных композиторов первого поколения

2.1 На пути к драматургической и композиционной целостности: вокальные циклы 3. Зиберовой и Т. Сотникова

2.2 В поисках совершенной формы: вокальные циклы А. Артамонова и

Л. Израйлевича

Глава III. На этапе зрелости: об общем и особенном

в претворении региональных образцов жанра на рубеже веков

3.1 В авангарде музыкальных жанров: вокальные циклы ростовских композиторов 60-90 годов

3.1.1 Общая характеристика содержания камерно-вокальных циклов: поэты, образы, темы

3.1.2 Обеспечение композиционной и драматургической целостности

3.1.3 О средствах активизации процесса музыкальной коммуникации:

к вопросу музыкальной стилистики циклов

3.2 Вокальные циклы ростовских композиторов на рубеже веков:

традиции и новаторство

Заключение

Литература

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Камерно-вокальный цикл в творчестве донских композиторов в свете современной теории жанра»

ВВЕДЕНИЕ

Отечественная музыкальная культура имеет глубинные певческие традиции, определившие особую роль жанров вокальной музыки в становлении и развитии русской профессиональной композиторской школы. Вокальные жанры всегда были в центре творческих поисков русских композиторов, одним из главных объектов которых был и остается поныне жанр камерно-вокального цикла. Как известно, музыкальная теория следует за практикой, поэтому интерес исследователей к данному жанру, аккумулирующему многие общие процессы развития отечественной вокальной музыки, оправдан и очевиден.

Однако, как правило, музыковедческое внимание сосредоточено на изучении шедевров и оставляет «за кадром» огромный корпус произведений, «жизнь» которых в истории и культуре на самом деле является определяющей в формировании магистральных тенденций эволюции музыкального искусства и его жанровых разновидностей. Так и при изучении особенностей камерно-вокального цикла в ракурсе пристального внимания ученых на протяжении десятилетий оказывались выдающиеся, вершинные образцы жанра, принадлежащие перу композиторов, чей почерк признан классическим. Но не менее показательной для истории данного жанра и шире - для истории музыкальной культуры оказывается исследование его множественных претворений в творчестве региональных композиторов. Создание этой панорамной картины бытования жанров, в том числе и находящегося в ракурсе нашего интереса, - одна из актуальных задач современного музыкального регионоведения.

Очевидно, что историческая динамика развития вокального цикла в разных территориальных областях страны имеет индивидуальные особенности. Если для композиторов первой величины данный жанр не всегда являлся центральным, то в творчестве региональных авторов нередко он оказывался доминирующим, являл весьма высокие в художественном отношении

3

образцы, фокусирующие значительные творческие достижения. Вокальные жанры с момента зарождения ростовской профессиональной композиторской практики составили одну из главных линий художественного творчества региональных авторов. Возможно, это связано со спецификой донского края - наличием развитой казачьей певческой культуры, оказывающей влияние на профессиональную музыку, с одной стороны, и многонациональным составом населения, сохраняющим свои песенные музыкальные традиции - с другой.

Рассмотрение особенностей жанра вокального цикла в контексте творчества донских композиторов оказывается на пересечении, как минимум, трех проблемных областей музыковедческого знания. А именно: ре-гионоведческой, позволяющей проследить становление творчества ростовских композиторов - составляющей культуры Донского края, историко-теоретической - исследующей особенности адаптации жанра вокального цикла в региональных условиях, прогностической, позволяющей на основе анализа творческого опыта ростовских композиторов, работающих в жанре вокального цикла, определить перспективные пути развития данного жанра. Сказанным определяется актуальность избранной темы исследования.

Целью работы является целостное освещение особенностей вокального цикла в творчестве донских композиторов в контексте эволюционных процессов развития данного жанра в отечественном музыкальном искусстве. В связи с обозначенной целью в работе поставлены следующие задачи:

- представить генезис и панораму развития жанра вокального цикла в отечественной музыкальной культуре;

- охарактеризовать основные этапы развития жанра вокального цикла в творчестве ростовских композиторов;

- проследить в исторической динамике трактовку вокального цикла с точки зрения содержания и формы;

- рассмотреть особенности стилистики вокальных циклов ростовских композиторов, предопределяющие активизацию коммуникации со слушателем;

- наметить перспективы развития жанра.

Объект исследования - жанр камерно-вокального цикла в историко-культурном контексте развития русской музыки.

Предмет исследования - особенности воплощения вокального цикла в творчестве ростовских композиторов.

Материалом исследования являются вокальные циклы авторов, представляющих Ростовскую композиторскую организацию.

Цель и задачи работы определили методологическую основу исследования. Необходимость представить панорамную картину эволюции жанра в донском регионе актуализировала метод культурно-исторического анализа. Для понимания динамики смыслового и композиционно-драматургического развития цикла использовались сравнительный, структурно-функциональный методы. Интерпретация ценностных смыслов текстов вокально-циклических сочинений осуществлена на основе герменевтического подхода.

Источниковедческую базу диссертации составили научные разработки отечественных ученых. Изучению теории музыкального жанра и особенностей его преломления в конкретном художественном произведении способствовали исследования Б. Асафьева [Асафьев 1968], А. Коробовой [Коробова 2007], Е. Назайкинского [Назайкинский 2003], Т. Поповой [Попова 1954], О. Соколова [1994], А. Сохора [1971]. Анализ композиторского творчества и музыкального стиля производился на основе принципов, разработанных в трудах М. Арановского [Арановский 1979, 1980], В. Виноградова [Виноградов 1961], Г. Григорьевой [Григорьева 1989, 2004], Е. Долинской [Долинская 1982], М. Лобановой [Лобанова 1990], А. Лосева [Лосев 1975], Л. Мазеля [Мазель 1979], В. Медушевского [Медушевский 1980], М. Михайлова [Михайлов 1997], В. Холоповой [Холопова 2010], Е. Царевой [Царева

5

1981], В. Цуккермана [Цуккерман 1980], Б. Ярустовского [Ярустовский 1976 - 1980]. Проблемы целостности циклической композиции и взаимодействия поэзии и музыки как семантических систем рассматривались в свете теорий В. Васиной-Гроссман [Васиной-Гроссман 1972, 1978], А. Крыловой [Крылова 1983, 1988], Т. Курышевой [Курышева 1996], Б. Каца [1989], И. Лаврентьевой [Лаврентьева 1978], Е. Ручьевской [Ручьевская 2004], И. Степановой [Степанова 1999], Г. Соболевой [Соболева 1985]. Сведения о творчестве региональной композиторской школы почерпнуты в статьях В. Гуревича [1994, 2007], С. Козлыкиной [2007], Н. Мещеряковой [1992, 2007], А. Селиц-кого [2007] Е. Уринсона [1975], Т. Франтовой [1995, 2007], М. Фуксмана [2007], А. Цукера [1981, 2003, 2007, 2008].

Степень разработанности темы. Творчество ростовских композиторов на данный момент нельзя считать исследованным в той должной мере, какой заслуживает одна из крупнейших композиторских организаций России. То же можно сказать и об интересующем нас жанре, который занимает одну из главных позиций в контексте жанровых приоритетов ростовских авторов. Например, вокальные циклы 3. Зиберовой, Т. Сотиикова и А. Артамонова рассмотрены в данной работе впервые.

Среди немногочисленных исследований, посвященных анализу отдельных сочинений, созданных в жанре вокального цикла, следует назвать статьи Т. Франтовой о Г. Гонтаренко, В. Гуревича о В. Красноскулове, Д. Цукера и Е. Уринсона о В. Ходоше и А. Кусякове, Ií. Мещеряковой о А. Ма-тевосян, С. Козлыкиной о М. Фуксмане, М. Фуксмана о Е. Николаевой. Существенное место в этих работах занимает биографическая фактография. В основном авторы останавливают свое внимание на таких моментах как поэтическая основа циклов, темы, образы, трактовка вокальной партии и партии сопровождения и др. Так, Т. Франтова, анализируя цикл «Пять романсов на русские народные тексты» Г. Гонтаренко, отмечает, что данное сочинение является этапным в творческой эволюции автора. Исследователь пишет

о гражданской теме в творчестве Г. Гонтаренко, глубинно раскрытой в вокальных циклах «Скоморохи» на стихи В. Сосноры и «Декабрьские строфы» на стихи поэтов-декабристов, акцентирует внимание на театральных образах «Скоморохов». Лирическая направленность творчества композитора, в котором сочетаются простота и сложность музыкального языка, раскрывается на примере вокального цикла «Бессонница» на стихи М. Цветаевой. Н. Мещерякова в статье о Г. Гонтаренко анализирует воплощение музыкального образа Петербурга XIX века посредством эмблематичного для той эпохи жанра вальса, исследует специфику его интерпретации в вокальном цикле «Декабрьские строфы».

В. Гуревич рассуждает о генезисе вокального цикла В. Красноскулова «Ответный звук». Философско-трагедийная ветвь творчества композитора и любовная лирика представлены в масштабных сочинениях «Элегии и ка-причос» и «На назначенное свидание опоздаю», которые В. Гуревич относит к «суперциклу», состоящему из двух частей. Автором статьи анализируются жанровые истоки романсов, лейтэлементы.

Симфоничность мышления А. Кусякова в вокальном цикле «Памяти Аполлинера» отмечается в статье А. Цукера и Е. Уринсона. В ней же рассматриваются особенности цикла «Уголки сердца» А. Кусякова, в котором, по мнению авторов, ощущаются черты русского национального склада в характере вокального интонирования, намечается углубление лирико-психологического подтекста. Фрагментарно рассматриваются образы вокального цикла для детей В. Ходоша «Чудо-чудеса» на стихи Н. Костарева. В заслугу композитора авторы ставят верность лучшим традициям музыкальной классики.

Н. Мещерякова в статье о А. Матевосян пишет о новой модели вокального цикла «Смежные грани» на «тройную тему» (цикл написан на стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, С. Капутикян), о его лирической основе, которая нашла продолжение в последующих сочинениях - цикле «Я не знаю

мудрости» на стихи К. Бальмонта и «Были у ней золотые короны» на стихи М. Метерлинка.

Интерес представляет статья М. Фуксмана о молодых композиторах Ростова-на-Дону. Автор дает краткие биографические сведения Е. Николаевой, приводит размышления композитора о своем творчестве, жанрах, которые ей близки. При анализе вокального цикла на стихи К. Бальмонта автор обращает внимание на музыкальную символику, особенности сюжета, фонетическую структуру текста, изобразительные детали фортепианной партии.

Таким образом, очевиден, с одной стороны, исследовательский интерес к творческим достижениям ростовских композиторов в жанре вокального цикла. С другой же, нельзя не констатировать, что заявленный нами ракурс рассмотрения региональных вокальных циклов, равно как и поставленная проблема, представлены в музыковедческой литературе лишь различными аспектами в отдельных работах. Это актуализирует задачу создания интегрированного исследования, обобщающего наработанный корпус сведений, при разработке собственных подходов к изучению жанра вокального цикла и выявлении особенностей его претворения в творчестве ростовских композиторов.

Научная новизна исследования заключена в том, что в работе впервые

- камерно-вокальные циклы ростовских композиторов рассмотрены в широком историко-культурном контексте;

- обоснована стадиальность развития жанра камерно-вокального цикла, асинхронность этапов его эволюции в рамках общероссийской традиции и в условиях регионального композиторского творчества;

- в результате поисковой работы в научный обиход введены ранее неизвестные и малоизвестные сочинения ростовских авторов, созданные в жанре вокального цикла;

- на основе анализа стилистических особенностей произведений, созданных ростовскими композиторами в жанре вокального цикла, выявлена динамика творческого роста формирующейся региональной композиторской школы;

- определена специфика трактовки содержания и формы вокального цикла в творчестве ростовских композиторов, представленная в исторической перспективе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Камерно-вокальные циклы в творчестве ростовских композиторов являются органичной частью общекультурного процесса эволюции циклических форм, эстетика и композиционные особенности которых имеют в русской культуре глубинные корни.

2. Специфика претворения жанра вокального цикла в творчестве донских композиторов обусловлена этническими особенностями региона; влиянием общекультурных тенденций, в частности, культа массовой песни в 2030-е годы; уровнем профессионализма и условиями жизнедеятельности композиторов. В творчестве разных авторов воплощение данной жанровой модели определено чертами индивидуального почерка при наличии общестилевых особенностей.

3. Рассмотрение процесса развития вокального цикла в творчестве ростовских композиторов свидетельствует о нескольких временных этапах, в рамках которых создаются «вершинные» образцы, фиксирующие уровень освоения данной жанровой модели на протяжении XX века. Таковы сочинения 3. Зиберовой и Т. Сотникова (первый этап), А. Артамонова и Л. Израйле-вича (второй этап), В. Ходоша, В. Красноскулова, Г. Гонтаренко, А. Кусякова и А. Матевосян (третий этап). На рубеже ХХ-ХХ1 веков преемственность сложившейся традиции продолжает плеяда композиторов четвертого поколения - М. Фуксман, А. Светличный, Е. Николаева и др., смело экспериментирующих в рамках вокального цикла и определяющих перспективы дальнейшего развития жанра.

4. Анализ стилистических особенностей вокальных циклов ростовских композиторов выявляет динамику роста профессионального мастерства авторов, демонстрирующих в своих вокально-циклических сочинениях высочайший уровень владения современными техниками письма, нацеленными на глубинное воплощение содержания поэтического текста. Уровень смысловой и композиционной сложности предполагает поиск приемов и средств, активизирующих коммуникацию со слушателем, в числе которых цитирование, коллаж, стилевые миксты и др.

5. Специфика трактовки содержания и формы вокального цикла в творчестве ростовских композиторов связана с воплощением фольклорных традиций, поэзии донских авторов, с особым подходом к моделированию поэтической канвы вокально-циклических композиций, предопределяющим высокую степень музыкально-драматургической целостности сочинений.

Практическая ценность работы заключается в возможности использования ее результатов в исследованиях по музыкальному регионоведе-нию, в работах по изучению истории музыки и шире - истории культуры региона. Материалы диссертации могут найти применение в курсах истории отечественной музыки и анализа музыкальных произведений среднего и высшего образовательных циклов. Они также могут быть востребованы композиторами, работающими в сфере вокального творчества, а также исполнителями камерной музыки.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры теории музыки и композиции Ростовской государственной консерватории (академии) имени C.B. Рахманинова, ее материалы использовались в докладах на международных конференциях (VI Серебряковские научные чтения -Волгоград, 17-19 апреля 2008 г.; Композиторы «второго ряда» в историко-культурном процессе - Ростов-на-Дону, 25-29 апреля 2009 г.), основные положения отражены в ряде публикаций.

Структура и объем работы обусловлены целями, задачами и методами исследования, которое состоит из Введения, трех глав, включающих де-

10

вять параграфов, Заключения, Библиографического списка (166 наименования) и Приложения, где приводятся краткие биографические данные основателей Донской композиторской школы, хронологическая таблица вокальных циклов, результаты анкетирования представителей ростовской композиторской организации по вопросам работы над камерно-вокальными циклами, отношения к данному жанру и его трактовки, иллюстративный материал, 32 нотных примера.

Глава I. Историко-культурные предпосылки становления жанра вокального цикла в творчестве донских композиторов

£ 1. Генезис и развитие жанра в отечественной музыкальной культуре

История музыки есть история возникновения и становления стилей, жанров и форм, типов образности и арсенала средств музыкальной выразительности в процессе эволюции художественной культуры. Судьба любого отдельно взятого жанра вписана в этот сложный контекст, но при этом имеет свои индивидуальные контуры, которые не менее важны для целого, нежели само целое. Фокусируя внимание на истории вокального цикла, следует отметить, что, как и для любого иного жанрового вида, немалую роль в понимании ее хода, этапов становления, играет первоначало, сокрытое в имени. Действительно, этимология слова цикл (от греческого куЫоБ - круг, кругооборот, цикл) определяет истоки и содержательную сущность жанра. Остановимся на этом более подробно.

Цикличность присуща самым разным явлениям действительности. В самом широком смысле циклами могут быть определенные группы наук, дисциплин, художественных событий - концертов, фестивалей, а также художественных произведений, объединенных общностью тематики. В человеческом бытии также существуют различные циклы - жизненных, исторических и иных явлений. Например, цикличность прохождения Земли вокруг Солнца и вращения вокруг своей оси, способствующая смене времен года, производственный и экономический циклы и пр.

Глобальность и константность этих явлений не могла не влиять на восприятие человеком окружающего мира, заставляя его многие века подчинять уклад своей жизни космическому порядку. В ходе эволюционных процессов от античности до современности цикличность проникала и в сферу неотъемлемой составляющей человеческого существования - искусства,

в частности - в его различные области: поэзию и прозу, живопись и музыку1. В течение нескольких столетий в музыке сложились различные виды циклических форм: инструментальные циклы (сюиты, сонаты, вариации), вокально-симфонические и камерно-вокальные циклы.

Исследования жанра камерно-вокального цикла обычно начинаются с истории его возникновения в анналах западноевропейской музыки. «Стремление к циклизации характеризовало эволюцию жанров камерной лирики на протяжении длительного исторического периода - с первой половины XVI века до конца XVII столетия». [Крылова 1988, 75] Пройдя обширный подготовительный этап от простого объединения песен в сборники до осмысленной композиции, камерно-вокальный цикл обрел особую сферу содержания, способную под углом доминирующего эмоционального модуса воплощать бесчисленное число оттенков чувств композитора. Однако это был долгий путь. Так, ряд особенностей композиции, впоследствии характерных для жанра вокального цикла, таких как сюжетность, логика контрастов, тематическое единство, интонационная общность, формируются изначально в иных жанрах. Например, в мадригале ХУ1-ХУП в.в., кантате XVII-XVIII в.в., в какой-то мере даже в традиционной церковной мессе, развитие которой также исторически сопряжено с поиском целостности.

Интересно, что пути развития вокального цикла в Западной Европе и в России шли параллельно, но своеобразно. В 1816 году был написан цикл Л. Бетховена «К далекой возлюбленной». Поэтический текст, тематическое и тональное обрамление произведения, связующие построения между частями, общая логика тонального плана, а также трехчастная структура всей композиции позволили некоторым исследователям (например, В. Васиной-

1 Художники нередко создают серии картин, осознанно объединяя их тематически. Например, Д. Левицкий в XVIII в. написал семь портретов девушек-воспитанниц института благородных девиц под общим названием «Смолянки». Все портреты объединяет тема юности, красоты и радости жизни. Другой русский художник Ф. Алексеев создал цикл картин, посвященных видам Петербурга, южным городам - Херсону и Николаеву, а П. Федотов - серию нравственно-критических картин. [13]

Гроссман), отнести данное сочинение к первому образцу жанра вокального цикла. Однако в России в конце XVIII в. (1798 г.) был издан ор.110 О. Козловского - «Шесть романсов на стихи Ж.-П. Флориана», в не меньшей мере обладающий всеми признаками вокального цикла. И если точное указание даты рождения вокального цикла на данный момент проблематично, то совершенно очевидно, что начало его истории в России связано с национальными корнями и уходит вглубь веков. В связи с этим представляется целесообразным указать на важные вехи в хронологии музыкального процесса, раскрывающего развитие жанра по спирали и во взаимодействии с иными жанровыми типами.

Для понимания процесса формирования особенностей вокального цикла и его эволюции от протожанровых форм до полноценных образцов, с нашей точки зрения, важны следующие связи:

• с древним пластом русского народно-песенного творчества - циклич-

ность в календарных, семейно-бытовых и эпических песнях;

• с музыкальными жанрами ХУП-ХУШ в.в. - хоровым духовным концер-

том, светскими жанрами канта и «российской песни» эпохи сентиментализма;

• с городскими вариантами народной крестьянской песни и бытовым ро-

мансом в первой половине XIX в.;

• с русским классическим романсом, достигшим высот во второй полови-

не XIX века в творчестве М.И. Глинки и композиторов «Могучей кучки»;

Обозначенные позиции предполагают конкретный комментарий, в связи с чем остановимся на них подробнее, что поможет более глубоко представить процесс становления отечественного вокального цикла.

Цикличность была присуща различным сторонам жизни наших предков. Мировоззрение, психология и характер древних славян складывались в тесной зависимости от явлений природы. Социально-бытовое благосостояние

человеческого общества, главным занятием которого было земледелие, пре-

14

допределило формирование пантеистического взгляда на окружающий мир. Основой языческой религии славян стало одухотворение конкретных образов, связанных с явлениями природы и культовые поклонения им (Матери-земле, растениям, Яриле-солнцу, Перуну, огню, полям, рекам, стихиям, Даждь-богу, Купала и т.д.). В организованной и упорядоченной системе магических действий, обрядов и обычаев существенную роль играла музыка.

Каждый прожитый год земледельца с повторением соответствующих календарю видов трудовых работ и практически целесообразных обрядовых действий составлял замкнутый земледельческий круг - цикл, но с определенной логической целостностью. В силу этого календарные песни по логике содержания и общности средств выразительности представляли макроцикл, включающий ряд микроциклов. Каждый из этих микроциклов состоял из контрастных по отношению друг к другу песен, объединенных одной «темой»: святками, масленицей, полевыми работами. Так, например, святочный цикл объединял лирические и шуточные, игровые и подблюдные песни, а масленичный состоял из застольных, величальных гостевых, беседных, игровых, плясовых, лирических. Особыми песнями сопровождались уборочные работы (например, жатвенными завершался основной круг земледельческих календарных песен). В календарный земледельческий песенный цикл входили также хороводные песни у древних восточных славян, которые впоследствии выделились в самостоятельную область театрально-хореографического и песенного творчества.

Семейно-бытовые песни представляли «повествование» о духовной и бытовой стороне жизни человека от рождения (родинные и колыбельные), познания семейного счастья или горя (свадебные песни) и до смерти (образ смерти в плачах, причетах). Малым циклом в пределах семейно-бытовых песен являлся свадебный обряд, который вобрал в себя различные элементы театрализованного действа, подчинённые строгому распорядку: сватовство, рукобитье, смотрины, девичник, выкуп невесты, величание молодых на свадебном пиршестве. Каждый из этих актов сопровождался традиционным пе-

15

сенным циклом - плачами и причитаниями, шуточными и величальными песнями, пляской или игрой2. Постепенное объединение театрализованных действий и песен в рамках обрядовых форм, в свадебном обряде, например, создало историко-культурный прецедент, оказавшийся важным для далекого пока профессионального этапа развития русской музыки. Прямым следствием этого феномена древнерусской певческой культуры было развитие принципа циклизации, мощно проявляющее себя в светской музыке вплоть до XVII- XVIII веков3. Однако перейдем ко второй из ранее намеченных позиций.

Церковное богослужение в России в XVII веке обогатилось новым партесным стилем хорового многоголосия, достигшим к середине столетия наивысшего расцвета в особом жанре торжественных праздничных композиций - хоровом концерте. Исследователи указывают, что уже в одночастной композиции партесного концерта прослеживаются черты цикла с контрастом в характере музыки, приёмах изложения, изменении тактового размера и темпа между разделами в соответствии с делением текста на строки и двустишия4. Единство в них обусловлено приёмом арки (от 1-го к репризно-му разделу), а кульминация приходится на предпоследний раздел с плотным хоровым звучанием полифонического склада.

Одночастная композиция хорового концерта а саре11а в процессе эволюции становится крупной, развитой циклической формой в творчестве М.

2 Свадебные песни - один из любимых и хорошо сохранившихся жанров народного песенного творчества. Если песни годового земледельческого цикла стали исчезать со второй половины XIX в., сохраняясь лишь в памяти отдельных народных певцов старшего поколения, старинные свадебные песни прочно вошли в русское искусство в XVIII - XX века. [Левашова 1985, 13].

3 В 80-е годы XVIII века народный свадебный обряд был представлен в опере: «Невеста под фатою, или Мещанская свадьба» и др. Широкую картину народного свадебного обряда, одну из самых впечатляющих в русской опере XVIII века, оставили Матин-ский и Пашкевич в опере «Санктпетербургский гостиный двор». Сцены свадебного обряда встречаются и в менее известных операх, музыка которых дошла до нас лишь частично. Это любовное отношение к народной обрядовости и к величавой драматургии «свадебного чина» русская опера сохранила и позже - начиная от глинкинского «Руслана» и до монументальной оперы-легенды «Сказание о граде Китеже» [Левашова 1985, 10-11].

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Боровинская, Мария Николаевна, 2012 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анализ вокальных произведений: Учеб. пособие. - СПб.: Музыка, 1988.-532 е.: нот.

2. Алыпванг A.A. Проблемы жанрового реализма, избр. соч. - М., 1964.-Т. 1.-С. 97-103.

3. Алыпванг A.A. Произведения К. Дебюсси и М. Равеля. - М., 1963. -

174 с.

4. Анализ вокальных произведений: Учеб. пособие. - Л.: Музыка, 1988.-352 с.

5. Арановский М.Г. Симфонические искания: Исследовательские очерки. - Л.: Музыка, 1979. - 262 с.

6. Арановский М.Г. Интонация, знак и «новые методы» // Советская музыка, - 1980 -№ 10.

7. Асафьев Б.В. Видение мира в духе музыки. - М.: Советская музыка. 1970. - Вып. 11.- С.74-86.

8. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Л.: Музыка, 1971. -376 с.

9. Асафьев Б.В. Важнейшие пути развития русского романса / Русский романс: Опыт интонационного анализа. - М.: Советская музыка, 1930. - С. 924.

10. Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала XX века. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1979.-344 с.

11. Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-XX вв. / Батайск: Батайское книжное издательство, 2002. - 230 с.

12. Бердяев H.A. Судьба России. Самосознание. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 544 с.

13. Беседы о русском искусстве XVIII- нач. Х1Хв. - М.: Просвещение, 1972.- 182 с.

14. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009 (3 CD-ROM) [Электронный ресурс].

15. Большая советская энциклопедия 2003 (3 CD-ROM) [Электронный ресурс].

16. Боровинская М.Н., Мещерякова Н.А. Вокальные циклы ростовских композиторов в репертуаре современного певца // Южно-российский музыкальный альманах 2007. - Ростов-на-Дону: РГК им. С.В.Рахманинова, 2008.

- С. 250-251.

17. Бражников Н.В. Древнерусская теория музыки - Д.: Музыка, 1972.

- 423 с.

18. Бродова И.А. Музыкальный жанр как форма социальной памяти в культуре // Информационное общество. Культурологические аспекты и проблемы. Международная практическая конференция. Краснодар Новороссийск, 17-19 сент.1997. - С. 202-205.

19. Васина-Гроссман В.А. Воссоздавая поэтический мир Лермонтова. -М.: Советская музыка, 1979. -С. 14-17.

20. Васина-Гроссман В.А. Мелодика стиха и напева. - М.: Советская

музыка, 1977. - С.91-100.

21. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. Ч. 1 Ритмика. -М.: Музыка, 1972,- 150 с.

22. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. Ч. 2 Интонация, Ч. 3 Композиция. - М.: Музыка, 1978. - 368 с.

23. Васина-Гроссман В.А. Русский классический романс XIX века. -М.: Музыка, 1966. - 405 с.

24. Васина-Гроссман В.А. Романтическая песня XIX века. - М.: Музыка, 1966.-405 с.

25. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. - М., 1961. -С. 7-120.

26. Вихорева Т.Г. Единица структуры в хоровых концертах Д.С. Борт-нянского // Материалы научно-практической конференции «VI Серебряков-ские научные чтения» - Волгоград, 2008. - С. 236-260.

27. Вовк О.В. Энциклопедия знаков и символов. - М.: Вече, 2008. - 528

28. Гнесин М.Ф. Статьи, воспоминания, материалы - М.: Советский композитор, 1961.-323с.

29. ГАРО. Ф. Р-4392. О. 1 Т. Сотников Д. № 36, 1 ед.

30. ГАРО. Ф. Р-4387 0.1 А. Митрофанов Д. № 20 2 ед., Д. № 22, 2 ед., Д. № 24 2 ед.

31. ГАРО. Ф. Р-4443 П. Гутин Д. № 163, 167, 169-174.

32. ГАРО. Ф. Р-4466 Л. Израйлевич Д. № 50-62.

33. Григорьева Г.В. Вокальная лирика Н. Пейко и его цикл на стихи Н. Заболоцкого// «Музыка и современность».- М.: Музыка, 1974. - Вып. 8. -С.90-108.

34. Григорьева Г.В. Музыкальные формы XX века. Курс «Анализ музыкальных произведений»: Учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 175 е.: ноты.

35. Григорьева Г.В. Стилевые проблемы русской музыки второй половины XX века. - М., 1989. -С.8.

36. Гуревич В.А. «О творчестве Владимира Красноскулова» // Композиторы Российской Федерации. Вып.5. -М.: Композитор, 1994 - С. 199-203.

37. Гуревич В.А. Гармония мира: творчество Владимира Красноскуло-ва//Композиторы Ростова-на-Дону. Сборник статей. - Москва, «Композитор», 2007. - С. 49-84.

38. Дабаева И.П. О соотношении интонационной композиции стиха и вокальной мелодии. - Ростов-на-Дону, РГМПИ, 1987.

39. Дабаева И.П. «Я помолюсь за Русь...»: творческий портрет Юрия Машина // Композиторы Ростова-на-Дону. Сборник статей. - Москва, «Композитор», 2007. - С. 167-186.

40. Дайч В.С. «Произведения для фортепиано ростовских композиторов 1960-1980-х годов» (рукопись)-Ростов-на-Дону, РГМПИ, 1985 - 7с.

41. Долинская Е.Б. Полифония стилей. - М.: Советская музыка. 1982. -Вып.4. -С.24-29.

42. Денисов Э.В. Додекафония и проблемы современной композиторской техники // Музыка и современность. Вып.6. - М.: Музыка, 1969. -С.478-525.

43. Друскин М.С. Вокальная лирика Брамса. - М.: Советская музыка, 1958. -С.56-63.

44. Дубравская Т.Н. Мадригал: жанр и форма // Теоретические наблюдения над историей музыки. -М.: 1978. - С. 108-126.

45. Дубравская Т.Н. Музыкальная семантика - некоторые семантические аспекты // Семантика музыкального языка. Материалы научной практической конференции. - М.:РАМ им. Гнесиных, 2004. - С. 10-16.

46. Ефименкова Б.Б. Ритм в произведениях русского вокального фольклора. - М.: Композитор, 2000. - 256 с.

47. Житомирский Д.В. Роберт Шуман: Очерк жизни и творчества. -М.: Музыка, 1964.-880 с.

48. Заднепровская Г.В. Анализ Музыкальных произведений: учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 272 е., ноты.

49. Захарова О.И. Риторика и западноевропейская музыка XVII - первой половины XVIII века: принципы, приемы. - М.: Музыка, 1983. - 77 с.

50. Из истории музыкальной культуры дореволюционного Ростова. -Ростов-на-Дону, РГКД995. - 19 с.

51. История отечественной музыки второй половины XX века. Учебник / В.Б. Валькова, Н.В. Васильева, Н.С. Гуляницкая /Отв. Ред. Т. Левая - СПб.: Композитор, 2005. - 556 е., нотн. прим.

52. История русской музыки. / Б.В. Доброхотов, Ю.В. Келдыш, A.B. Лебедева - М.: Музыка, 1985. - Т. 3, Ч. 2. - 423 с.

53. История русской музыки. / Л.М. Бутир, Ю.В. Келдыш, Т.В. Кор-женьянц - М.: Музыка, 1986. - Т. 4. - 414 с.

54. История русской музыки. / Ю.В. Келдыш, Т.В. Корженьянц, Е.М. Левашов - М.: Музыка, 1988. - Т. 5. - 517 с.

55. История русской музыки в нотных образцах / Составление и ред. Гинсбурга С.Л., М.: Музыка, 1968. - Т.1. - С. 484-494.

56. История русской музыки в нотных образцах / Составление и ред. Гинсбурга С.Л., М.: Музыка, 1969. -Т.2.- С. 466 - 476.

57. История русской музыки в нотных образцах / Составление и ред. Гинсбурга С.Л., М.: Музыка, 1970. - Т. 3. - С. 474-482.

58. Ищенко И.Б., Павлова В.И. История ростовского училища искусств в документах, лицах и воспоминаниях. - Ростов-на-Дону, 2005. - 175 с.

59. Камаев А.Ф. Народное музыкальное творчество: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Ф. Камаев, Т.Ю. Камаева - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 304 с.

60. Кац Б.А., Тименчик Р.Д. Анна Ахматова и музыка. Исследовательские очерки. - Л.: С.К., 1989. - 336 с.

61. Келдыш Ю.В., Левашова О.Е.История русской музыки. М.: Музыка, 1984. - Т.2. - С. 37-39.

62. Келдыш Ю.В. Рахманинов и его время. - М.: Музыка, 1973. - 470 с.

63. Киракосова М.А. Камерный вокальный цикл в творчестве М.П. Мусоргского и его традиции: дис. ... канд. искусствоведения. - Тбилиси, 1978.-203 с.

64. Когоутек Ц. Техника композиции XX века. - М.: Музыка. - 1976. -

367 с.

65. Козлыкина С.A. Round about Михаил Фуксман или homoludens// Композиторы Ростова-на-Дону. Сборник статей. - Москва, «Композитор», 2007. - С. 206-227.

66. Коробова А.Г. О фунционировании отображаемых жанров в симфониях советских композиторов: автореф. дис.... канд. искусствоведения. -Вильнюс, 1987.-24 с.

67. Коробова А.Г. Теория жанров в музыкальной науке: история и современность. - М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2007 б. - 173 с.

68. Красноскулов A.B. Артамонов А. Детский фортепианный альбом - Ростов-на-Дону, 2001. - С. 4-8.

69. Крылова A.B. Вокальный цикл. Вопросы теории и истории жанра: Лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений». - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 198 8.-48с.

70. Крылова A.B.Советский камерно-вокальный цикл периода 70-х -начала 80-х годов. К проблеме эволюции жанра: дис, ... канд. искусствоведения. - М.,1983. - С.146.

71.Кудряшов А.Ю. К уточнению научно-категориального аппарата теории музыкального содержания//Семантика музыкального языка. Материалы научной практической конференции. - М.:РАМ им. Гнесиных, 2004. - С. 112-116.

72. Кудряшов А.Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII-XX вв.: учебное пособие. 2-е издание,стер. - СПб.: «Планета музыки», «Лань», 2010. - 432с.

73. Куницкая Р.И. Французские композиторы XX века. - М.: Советский композитор, 1990.-С. 99-103, 116, 131.

74. Курышева Т.А. Камерный вокальный цикл в современной русской советской музыке // Вопросы музыкальной формы, ред. В.В. Протопопова. -М.: Музыка, 1996. - В. 1. -С. 278-313

75. Лаврентьева И.В. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. - М.: Музыка 1978. - 77 с.

76. Лебрехт Н. Кто убил классическую музыку? История одно корпоративного преступления. - М.: Классика-ХХ1, 2004. - 588 с.

77. Левашева O.E., Кандинский А.И. История русской музыки. Вып. 2. М. Глинка, А. Даргомыжский. Изд. 4. -М.: Музыка, 1987. - 219 е.: нот.

78. Левашова O.E. Памятники русского музыкального искусства. - М.: Музыка, 1972 . - Вып. 1. - С. 350.

79. Левашева O.E., Келдыш Ю.В., Кандинский А.И. История русской музыки. От древнейших времен до середины XIX века. - М.: Музыка, 1972. -Т. 1.-595 с.

80. Левашева O.E., Келдыш Ю.В., Кандинский А.И. История русской музыки. Музыкальная культура первой четверти XVIII в. - М.: Музыка, 1984. -Т. 2.-306 с.

81. Ливанова Т.Н. H .Я. Мясковский: Творческий путь. - М. 1953. - 408

с.

82. Литературный энциклопедический словарь. -М.: СЭ, 1987. - 751 с.

83. Лосев М.Ф. Материалы для построения современной теории художественного стиля // Контекст. - М.1975., 1977.

84. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства /XVIII - начало XIX века/. - СПб.: Искусство, 1994. - 398 е.: ил.

85. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений: учеб. пособие. -2-е изд. доп. перераб. - М.: Музыка, 1979. - 536 с.

86. Матевосян A.C. «Фортепианные произведения ростовских композиторов - в педагогический репертуар музыкальных училищ и ДМШ» - Ростов-на-Дону, РГК им. C.B. Рахманинова, 1996. - Юс.

87. Медушевский В.В. Человек в зеркале интонационной формы - М.: Советская музыка, 1980. - С. 39-50.

88. Мешкова A.C. К вопросу о формах существования музыки в культуре авангарда // Материалы научно-практической конференции «VI Сереб-ряковские научные чтения» - Волгоград, 2008. - С. 279-287.

89. Мещерякова H.A. К проблеме музыкальной стилистики вокальной музыки (на примере кантаты Г. Гонтаренко «Скорбные страницы» из Реквиема А. Ахматовой) // Материалы научно-практической конференции «Неделя науки». - Ростов-на-Дону: РГМПИ, 1990. - С.46-48.

90. Мещерякова H.A. Проблемы современной музыкальной культуры. // Тезисы и доклады научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону: РГМПИ, 1992. -С. 20-24.

91. Мещерякова H.A. Смежные грани творчества Араке Матевосян // Композиторы Ростова-на-Дону. Сборник статей. - Москва, «Композитор», 2007. - С.131-145.

92. Михайлов A.B. Языки культуры // Проблема стиля и этапы развития литературы нового времени. М., 1997. - С. 472 -506.

93. Михайлов A.B. Слово и музыка // Слово и музыка. Памяти A.B. Михайлова. Материалы научно-практических конференций / Научные труды МГК им. П.И. Чайковского. Сб. 36. - М.,2002. - С. 9.

94. Михайлов A.B. Музыка в истории культуры. - М., 1998 - №7. -С.83-86.

95. Музыка из бывшего СССР. Сборник статей. - М.: Композитор, 1994. - Вып. 1.-297 с.

96. Музыка из бывшего СССР. Сборник статей. - М.: Композитор, 1996. -Вып. 2.-336 с.

97. Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков - М.: Музыка, 1973. -245 с.

98. Музыкальный энциклопедический словарь /гл. ред. Г.В. Келдыш. -М.: «Советская энциклопедия», 1991. - 671 с.

99. Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю.В. Келдыш. - М.: «Советская энциклопедия». Т.4, 1978. - 974 с.

100. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М.Музыка, 1982.-303 с.

101. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений. - М.: Владос, 2003. - 248 е.: ноты.

102. Назайкинский Е.В. Русское в русской музыке // Сергиевские чтения -1. О русской музыке. - М., 1993. - С. 7-13.

103. Назайкинский Е.В. Стиль как предмет теории музыки // Музыкальный язык, жанр, стиль. - М., 1987. - С. 175-185.

104. Народное музыкальное творчество: Учебник / отв. ред. О. А. Па-шина. - СПб.: Композитор, 2009. - 568 с.

105. Нестьев И.В. Заметки о Малере. - М.: Советская музыка, 1960. -Вып.7. - С.72-81.

106. Нестьева М.И. Просто о значительном: о новом вокальном цикле Сильвестрова. - М.: Советская музыка, 1980. - С.82-83.

107. Овсянкина Г.П.. Музыкальная психология. - М.: Союз художников, 2007. - 240с.

108. Овсянкина Г.П. Смысловой аспект модели в творческом процессе композитора // Семантика музыкального языка. Материалы научной практической конференции. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. - С. 91-96.

109. Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке. / гл. ред. JI.C. Дьячкова -М.: Музыка, 1985. -Вып.1. -80 е.: нот.

110. Петров В.О. Музыкальный жанр как социально-коммуникативный феномен // Музыкальное содержание: современная научная интерпретация: сб. науч. статей. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГК им. С.В Рахманинова, 2006. -С. 72-79.

111. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - СПб.: Литера, 2001.-800 с.

112. Показанник Е.В. Музыкальные миры А. Кусякова // Анатолий Ку-сяков: времена жизни. Сборник статей и материалов / ред.-сост. Е.В. Показанник. - Ростов-на-Дону: РГК (академия) им. C.B. Рахманинова, 2008. - С. 89-113.

113. Показанник Е.В. Неоромантизм Анатолия Кусякова // Композиторы Ростова-на-Дону. Сборник статей. - Москва, «Композитор», 2007. - С.85-103.

114. Показанник Е.В. О традиционном и новаторском в музыке А. Кусякова. //Анатолий Кусяков: времена жизни. Сборник статей и материалов /

132

ред.-сост. E.B. Показанник.- Ростов-на-Дону: РГК (академия) им. C.B. Рахманинова, 2008. - С. 113-122.

115. Попова Т.В. Музыкальные жанры и формы. 2-е изд. - М. - 1954. - С. 34-52.

116. Поэзия и музыка. Сборник статей и исследований. - М.: Музыка, 1973.-301 с.

117. Протопопов В.В. О романсах Ю. Шапорина. - М.: Советская музыка, 1961.-С.46.

118. Розеншильд К.Н. История зарубежной музыки. - М.: Музыка, 1973. -Вып.1. - 534 с.

119. Рудиченко Т.С. А.П. Митрофанов - собиратель и исследователь фольклора // Композиторы Ростова-на-Дону. Сборник статей. - Москва, «Композитор», 2007. - С. 26-33.

120. Русская вокальная лирика XVIII века - М.: Музыка, 1972. - 386 с.

121. Ручьевская Е.А. Классическая музыкальная форма. Учебник по анализу. - СПб: Композитор, 2004.

122. Ручьевская Е.А. Слово и музыка. - Л., 1960. - 56 с.

123. Селицкий А.Я. Композиторы Дона в начале нового века // Композиторы Ростова-на-Дону. Сборник статей. - Москва, «Композитор», 2007. - С. 5-25.

124. Словарь иностранных слов. - М.,1987. - 14-е изд. -608 с.

125. Соболева Г.Г. Русский советский романс - М.: Знание, 1985. - 112 с.

126. Советские композиторы. Краткий биографический справочник. / сост. Г.Б. Бернандт и А.Н. Должанский - М.: Советский композитор, 1957. - С. 225226.

127. Соколов О.В. К проблеме типологии музыкальных жанров//Проблемы музыки XX века. Горький, 1977.

128. Соколов О.В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры. Н. Новгород: Издательство НГГУ, 1994. -220 с.

129. Соколова A.A. Залог успеха - взаимосвязь поколений // Музыкальная академия. - М., 2000. - Вып. 3. - С.26-31.

130. Сохор А.Н. Георгий Свиридов. - М.: Музыка, 1964. - 270 с.

131.Сохор A.H.B союзе с поэтическим словом. - М.: Советская музыка, 1973. - С.6-9.

132. Сохор. А.Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы. // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров: сб. статей - М.: Музыка, 1971.-С. 292-309.

133. Степанова И.В. Слово и музыка: Диалектика семантических связей. -М.: МГК им. П. Чайковского, 1999. - 288 е.: схем, нот.

134. Стогний И.С. Некоторые аспекты семантического анализа музыкального произведения//Семантика музыкального языка. Материалы научной практической конференции. - М.:РАМ им. Гнесиных, 2004. - С. 54-59.

135. Стоянов П. Взаимодействие музыкальных форм. - М.: Музыка, 1985. -268 с.

136. Теория современной композиции: учебное пособие - М.: Музыка, 2005г. - 624 с.

137. Тимофеев Л.И., Тураев C.B. Словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1974. - 491 с.

138. Уринсон Е.Г. Тематизм и форма 7-й и 8-й симфоний А. Артамонова // Музыковедение и вопросы теории искусства. - Ростов-на-Дону, 1975. - С. 32-37.

139. Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство - М.: Советский композитор, 1971.-623 с.

140. Франтова Т.В. Галина Гонтаренко // Композиторы Российской федерации: Сборник статей. - М.: Композитор, 1995 - Вып. 5. - С. 157-177.

141. Франтова Т.В. Галина Гонтаренко: магия слова, прочитанного звуками // Композиторы Ростова-на-Дону. Сборник статей. - Москва, «Композитор», 2007.-С. 146-165.

142. Фуксман M.А. Молодые композиторы Ростова-на-Доиу//Композиторы Ростова-на-Дону. Сборник статей. - Москва, «Композитор», 2007.-С. 251-255.

143. Холопова В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века. - М.: Музыка, 1971. - 303 с.

144. Холопова В.Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тема-тизм: учебное пособие. 2-е изд., стер. - СПб.: «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», «Лань», 2010.-368 с.

145. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений: учебное пособие.

- Спб.: Изд-во «Лань», 1999. - 496 е.: нот.

146. Холопов Ю.Н. Новые формы новейшей музыки // Оркестр: сборник статей и материалов в честь Инны Алексеевны Барсовой. - М., 2001. -С.283.

147. Холопов Ю.Н. Об общих логических принципах современной гармонии // Музыка и современность. - М., 1974. - Вып.8 -С. 229-277.

148. Холопов Ю.Н. Предъем к музыкальной науке - XXI // Новое видение культуры мира в XXI веке. - Владивосток, 2003. - С. 128.

149. Холопов Ю.Н., Ценова B.C. Эдисон Денисов. - М., 1993. -С.66.

150. Царева Е.М. Стиль музыкальный, Музыкальная энциклопедия.-М., 1981 -Т.5.

151. Ценова B.C. Числовые тайны Софии Губайдулиной. - М., 2000. -С.51-53.

152. Цукер A.M. Алексей Артамонов // Композиторы Российской Федерации. - М.: Советский композитор, 1981. - Вып.1. - С. 4-42.

153. Цукер A.M. Анатолий Кусяков: путь к себе//Анатолий Кусяков: времена жизни. Сборник статей и материалов / ред.-сост. Е.В. Показанник.

- Ростов-на-Дону: РГК (академия) им. C.B. Рахманинова, 2008. - С.81-88.

154. Цукер A.M. Виталий Ходош: искусство быть собой//Композиторы Ростова-на-Дону. Сборник статей. - Москва, «Композитор», 2007. - С. 104130.

155. Цукер A.M. Единый мир музыки: Избранные статьи. - Ростов-на-Дону, изд-во РГК им. С. Рахманинова, 2003. - 408 с.

156. Цукер A.M., Уринсон Е.Г. Обретение зрелости (заметки о творчестве В. Ходоша и А. Кусякова) // Композиторы Российской федерации, - М.: Советский композитор, 1984. - Вып. 3 - С. 80-115.

157. ЦуккерманВ. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. -М.: Музыка, 1964. - 159 е.: нот.

158. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений: Общие принципы развития и формообразования в музыке. Простые формы. - М.: Музыка, 1980.-296 е.: нот.

159. Черных М.П. Музыкальная жизнь Ростова-на-Дону середины XVIII до 20-х годов XX столетия(пути развития, особенности музыкального уклада). Автореферат. - М.: РИИ, 1993. - 27 с.

160. Чигарева Е.И. Индивидуализирующий комплекс темообразующих выразительных средств в условиях современного музыкального языка и его классические истоки / Проблемы музыкальной науки. - М.: Музыка, 1979. -Вып. 4.-С. 70-109.

161. Чигин-Русов А. Е. Единое поле мировой культуры. Кн. 2 Концепты. Указатели. Приложения. - М.: Прогресс - Традиция, 2002. - 814 с.

162. Шевляков Е. Г. Лирика в русском советском романсе 60- начала 70-х годов: Идеи, образы, жанры: дис. ... канд. искусствоведения. - Л., 1977. - 168 с.

163. Шинкарева М.И. Культурогенез в семантической структуре музыкального текста // Семантика музыкального языка. Материалы научной практической конференции. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. - С. 41-45.

164. Шпагин А. Реквием в стиле «симфо-рок»//Литературная газета.-№ 35. -1994, 31 августа.

165. Ярустовкий Б.М. «Музыка XX в. Очерки» кн. 1-3 - М.: 1976-1980. - С. 46.

166. Ярустовский Б.М. Энтузиаст современной темы: О вокальном

творчестве Ю.Мейтуса. - М.: Советская музыка, 1974 - №11. - С.8.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.