Творчество народного поэта Дагестана Аткая Аджаматова: художественная концепция личности и общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Магомедова, Альбина Шихсолтановна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 163
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Магомедова, Альбина Шихсолтановна
Введение.3
Глава 1. Эстетическое осмысление действительности и человека в художественном творчестве Аткая Аджаматова.12
1.1. Проблема личности в творчестве Аткая Аджаматова. Художественное изображение характеров героев в контексте развития жанра поэмы в творчестве Аткая Аджаматова.20
1.2. Образ женщины в поэме Аткая «Рабият».39
1.3. Образ Л.Н.Толстого в поэме Аткая «Оленьи рога».45
1.4. Человек и действительность в поэмах и балладах Аткая.54
Глава 2. Характерные особенности художественного стиля прозы Аткая Аджаматова.63
2.1. Специфика прозы Аткая Аджаматова 1930-х годов в контексте процесса становления жанровых форм в дагестанской послереволюционной литературе.63
2.2. К вопросу о «национальном и народном» в литературе. Художественное изображение национального характера в повести Аткая «Я горжусь».81
2.3. Динамика национального характера в произведениях Аткая военной тематики.95
2.4. Художественное изображение роли труда в формировании нравственных качеств личности в повести Аткая «В кумыкской степи».110
Глава 3. Драматургия Аткая.130
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Кумыкская литература и творчество Аткая Аджаматова2002 год, кандидат филологических наук Пахрутдинова, Рагимат Умакаевна
Художественные особенности кумыкской повести второй половины XX века2006 год, кандидат филологических наук Умарова, Ажий Абиевна
Кумыкская проза начала XX века: язык и стиль2004 год, доктор филологических наук Гусейнов, Малик Алиевич
Художественные особенности и жанровое своеобразие поэзии Казиява Али2005 год, кандидат филологических наук Магомедова, Айханум Магомедгаджиевна
Проблема эволюции конфликта и национального характера в прозе народов Дагестана и Северного Кавказа2007 год, доктор филологических наук Аджаматова, Нина Карамовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество народного поэта Дагестана Аткая Аджаматова: художественная концепция личности и общества»
Актуальность проблемы. Многовековая история литератур народов Дагестана содержит немало страниц, которые ещё не получили соответствующего теоретического и историко-культурного осмысления. В этом контексте большой интерес представляет творчество народного поэта Дагестана, выдающегося прозаика и драматурга Аткая Акимовича Аджаматова (Аткая), который явился- одним из активнейших участников строительства художественной культуры и интеллектуальной жизни Дагестана прошедшего столетия.
Современное осмысление его творчества способствует выявлению различных тенденций развития дагестанского художественного процесса и восстановлению реальной панорамы литературной жизни республики минувшей эпохи. Конкретное и обстоятельное изучение творчества исследуемого автора, взаимосвязей, соотношения фольклора и литературы в его поэзии, с учетом достижений современного литературоведения, способствует и решению проблем теоретического характера.
Аткай принадлежит к плеяде дагестанской интеллигенции советской социалистической формации, которая определила направление и перспективы-развития дагестанского литературного процесса. Многогранное, емкое по тематике, острое по социально-нравственной направленности творчество Аткая до сих пор не становилось предметом специального монографического исследования.
Актуальность темы исследования обусловлена отсутствием специальных работ, посвященных вопросу о месте в кумыкском литературном процессе творческой индивидуальности Аткая Аджаматова (Аткая). Востребованность исследования по творчеству данного поэта подтверждается тем обстоятельством, что оно представляет собой ценную составляющую дагестанской, в частности, кумыкской, литературы.
Проблеме творческой личности Аткая некоторое внимание уделено в трудах известных дагестанских литературоведов Г. Гамзатова, К. Султанова, А-К.Ю. Абдуллатипова, 3. Акавова, С. Акбиева, С. Ахмедова, А. Вагидова, Г.
Мусахановой, А. Аджиева, Ф. Мухамедовой, Р. Ахмедовой, М. Гусейнова., Н. Аджаматовой. Несмотря на значимость роли Аткая Аджаматова в развитии кумыкского литературного процесса, его поэтическое, прозаическое и драматургическое творчество еще не было объектом монографического исследования.
Объектом исследования являетея жизненный и творческий путь, проза, поэзия и драматургия Аткая- Аджаматова. Предметом исследования выступает анализ идейно-художественных, стилевых, жанрово-композиционных особенностей и проблемно-тематического своеобразия» произведений Аткая.
Цель и задачи исследования. Цель работы состоит в осмыслении вопроса о роли творческой индивидуальности Аткая Аджаматова в кумыкской литературе и в целом в дагестанском литературном процессе, что предполагает изучение, жизненного и творческого пути Аткая, а также научное осмысление и систематизацию сложного и глубокого литературного наследия автора в органическом соотношении его новаторских поисков с фактами и тенденциями динамического развития литератур других народов Дагестана. Цель исследования достигается путем решения следующих задач:
1) исследование художественного метода поэта и прозаика, тематики, проблематики, поэтики, и изучения специфики эстетического осмысления Аткаем действительности и человека;
2) исследование художественных особенностей стихотворных и прозаических произведений автора в аспекте новаторства и традиций;
3) изучения жанрового состава его поэзии.и-прозы и.путей жанрового обогащения.
4) анализ особенностей индивидуального новаторского почерка Аткая;
5) изучение влияний фольклора на творчество Аткая.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в данной работе творчество Аткая впервые становится предметом целостного и всеобъемлющего изучения, проведенного с позиций сравнительного анализа. Впервые выявляются типологически общие и специфические черты его творчества, а также обозначаются основные проблемно-тематические линии творчества Ат-кая Аджаматова. В научный оборот включен оригинальный и ранее не исследованный художественный и архивный материал, многие неизвестные документы, которые расширяют представления об общеэстетическом наследии кумыкской и в целом многоязычной дагестанской литературы.
Методологической и теоретической основой данного исследования в качестве теоретической базы в вопросе терминологического наполнениям основных для нашей диссертации понятий выступили, прежде всего, труды отечественных литературоведов, разработавших принципы и методы историко-типологического, системного и сравнительного изучения мирового литературного процесса ( В.М. Жирмунского, Н.И. Конрада, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, М.Б. Храпченко, Б.Л. Сучкова, Г.И. Ломидзе, М.Н. Пархоменко, Г.Гамзатова, К.К. Султанова, К.И. Абукова и др.), а также в коллективных трудах, изданных усилиями сотрудников Института мировой литературы им. A.M. Горького1.
В основу исследования положен принцип историко-оценочного объективизма в определении вклада литератур народов Дагестана в отечественный и мировой эстетический фонд XX столетия. При этом принципиально важным представляется исключение как необоснованного восторга мнимыми, поверхностными достижениями, так и огульное отрицание значимых, общепризнанных произведений отечественной литературы.
Анализ творчества Аткая позволяет оценить его как одно из высших достижений кумыкской литературы, что находит подтверждение в трудах известных дагестанских литературоведов Г. Гамзатова, К. Султанова, К.Абукова, А-К. Абдуллатипова, 3. Акавова, С. Акбиева, С. Ахмедова, А. Ва-гидова, Г. Мусахановой, А. Аджиева, Ф. Мухамедовой, Р. Ахмедовой, М. Гу
1 Способность к диалогу. Части I, II. М., 1993; История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Вып. I, II. - М., 1995-1996; Нация. Личность. Литература. Вып. I. - М., 1996; XX столетие и исторические судьбы национальных культур: традиции, обретения, освоение. - Махачкала, 2000. сейнова., Н. Аджаматовой.
Решение поставленных в диссертации задач потребовало обращения к сравнительному, культурно-историческому, а также теоретико-аналитическому, структурному и целостному методам изучения художественных произведений.
Степень изученности проблемы не адекватна реальному художественному вкладу Аткая в родную литературу. До настоящего времени не написано целостного труда, посвященного генезису, динамике развитияги-научно-му осмыслению его творчества. В то же время следует по достоинству оценить имеющийся исследовательский материал, в частности, публикации К. Султанова, А. Назаревича, Г. Мусахановой, К. Абукова, А. Абдуллатипова; С. Ак-биева и др., выявляющие разносторонность таланта и художественную оригинальность творчества Аткая.
В дагестанском* литературоведении одним из первых к творчеству Аткая обратился Камиль Султанов. Еще в 50-е годы он писал об Аткае как о природном поэтическом самородке. По справедливому утверждению К. Султанова, А. Аджаматов, начав свою прозаическую деятельность-с повести «Ту-пау» (1934), в последующие десятилетия создал целый ряд крупных повестей и поэтических произведений: «Он внес в советскую литературу Дагестана, огромный вклад, и поэтому Аткай по праву удостоен звания Народного^ поэта республики»1.
Высоко оценил вклад Аткая в дагестанскую литературу известный исследователь устно-поэтического творчества народов Дагестана А.Ф. Назаре-вич. В частности, он отметил, что Аткай наделен счастливым качеством-мудрого восприятия жизни. Именно это «необычайное, свежее видение жизни» и умение находить в реальных фактах связь времен продемонстрированы в поэме «Оленьи рога». Это - новый, обобщающий подход к неисчерпаемой теме «Дагестан и Россия».
Далее, отмечая близость художественных произведений Аткая народ
1 Султанов К. Певцы разных народов. - Махачкала, 1971. - С. 27. ному творчеству, А. Назаревич писал: «Он интересовался фольклором и собирал его с первых же шагов своей писательской деятельности. Всю свою жизнь посвятив изучению народного творчества Дагестана, я о кумыкском фольклоре больше всего узнал от Аткая. Фольклоризм писателя иногда даже мешал ему, — в некоторых стихах он настолько обширен, что порой кажется нарочитым. Не случайно никто из писателей Дагестана так не близок к народному творчеству, как Аткай»1.
В 70-е годы кандидат филологических наук Г.Б. Мусаханова на основе анализа богатейшего художественного наследия Аткая написала о нем-публицистический очерк, в котором отметила: «Аткай, как и большинство представителей его поколения, много сделал для становления родной литературы и дальнейшего ее развития. Наиболее значительные его произведения были вместе с тем определенным вкладом и во всю дагестанскую литературу»2.
Как справедливо утверждает Г.Б. Мусаханова, «Одна из первых поэм Аткая "Огонь по частной собственности" (1933), наряду с первыми поэмами-А.-В. Сулейманова и А. Фатахова, прокладывала в дагестанской поэзии пути создания жанра поэмы. Его прозаические произведения 30-х годов также способствовали становлению прозы в дагестанской литературе, обогащали её* новыми жанрами. Вышел далеко за рамки кумыкской литературы и ряд его произведений, созданных в период войны и на современном этапе»3.
Известный литературовед С.Х. Акбиев в работах «Аткай», «Преодоление» и др. сообщает немало интересных сведений о личности народного поэта Дагестана. По наблюдениям ученого, Аткая отличало от многих собратьев по перу великолепное знание истории родного народа и всего многонационального Дагестана. Все это обогащало его творчество. «Аткай преодолевал все и всяческие препоны, выстраиваемые соответствующими органами на его жизненном пути в 30—40 гг. Он остался человеком чистого сердца и незапятнан
1 Назаревич А.Ф. Об авторе этой книги: Вступит, статья. // Аткай. В кумыкской степи. - Махачкала, 1960.-С. 259-260.
2 Мусаханова Г.Б. Аткай Аджаматов. // История дагестанской советской литературы: В 2-х т. — Махачкала, 1967. - Т. 1. - С. 242.
3 Там же. ной души».
Аткай - один из больших знатоков и хранителей мудрости народной, его устно-поэтического творчества. Я не ошибусь, - пишет С. Акбиев, - если скажу, что любой из начинающих исследователей истории кумыкского народа, его духовного богатства или памятников письменности не минует советы, предложения мудрого тамады национальной литературы»1.
Заслуживает внимания и диссертационное исследование P.M. Пахру-диновой «Кумыкская литература и творчество Аткая Аджаматова», в котором автор попыталась раскрыть жанровое богатство творчества Аткая в его органическом соотношении с художественным опытом народов Дагестана. Автор исследования обратила внимание на мировоззрение поэта, а также особенности формирования и развития его художественного мировосприятия.
Творчество Аткая - неотъемлемая часть истории дагестанской культуры, требующей обоснования места и роли его творчества в дагестанском литературном процессе. И в дагестанском литературоведении уже наметился- поворот в сторону системного изучения наследия Аткая.
В монографии Н.К. Аджаматовой «Проблемы эволюции конфликта и национального характера в прозе народов1 Дагестана и Северного Кавказа» (Махачкала, 2007) значительное место отводится анализу прозаических произведений Аткая. Новизна исследования Н.К. Аджаматовой заключена в самой концепции научно-педагогического труда - проследить динамику творческого процесса не как стихийного потока,, а как глубоко осмысленной социально-философской и эстетической системы. В книге представлен многосторонний анализ прозаических произведений Аткая «Тупау», «Я горжусь», «В" кумыкской степи», которые ярко и объективно освещают героическую историю нашего края и его народов.
В своих произведениях Аткай разрабатывал вечную тему любви, где прототипами героинь нередко становились реальные женщины. Изображение таких героинь требует особой художественной и человеческой деликатности.
1 Акбиев С.Х. Подвижники духа. - Махачкала, 2000. - С. 256.
Аткай не был участником гражданской войны, однако поражает его умение реалистически отображать атмосферу тех лет — целеустремленность, людей в поиске счастья и их жажда социальной справедливости. Такая тематика нашла блестящее отражение в повести «Я горжусь»-и в поэме «Сотау и Рашия». Герои этих произведений Зайналабид Батырыурзаев, Сотав, Хангерей с ярко выраженными национальными характерами, они готовы пожертвовать собой» ради народного блага.
Вклад Аткая в родную кумыкскую и дагестанскую литературу, 30-90-х годов XX столетия огромен. Обращение к его наследию позволяет исследователю представить эстетический уровень культуры современного ему общества, определить значение художественного^ слова в жизни народа,, проследить пути и формы его развития^, определить место самобытного поэта, прозаика, драматурга, публициста и переводчика в сложном процессе формированиям кумыкской и многонациональной дагестанской литературы как единой-идейно-эстетической общности.
Теоретическая ценность работы определяется тем, что в ней на современном уровне развития^ литературоведения! освещены; вопросы поэзии, прозы и драматургии Аткая на фоне развития этих жанров в дагестанской и кумыкской литературе. Аналитические данные и общие теоретические выводы диссертации могут найти применение при разработке общих вопросов развития дагестанской советской литературы.
Практическая ценность работы заключается в возможности использования отдельных выводов и положений исследования в вузовских и школьных курсах и спецкурсах по истории дагестанской? литературы в той ее:части, которая имеет отношение к творчеству Аткая. Материалы настоящей работы могут быть использованы для дальнейших теоретических разработок при исследовании многонациональной литературы народов Российской Федерации, для написания литературоведческих работ и учебных пособий, а также могут стать основой специального курса и оказать методологическую и методическую помощь студентам и аспирантам филологических факультетов вузов.
На защиту выносятся следующие положения:
- творчество Аткая Аджаматова имеет новаторскую направленность;
- творческий вклад Аткая в дагестанскую литературу определяется развитием в его поэзии и прозе реалистических и просветительских традиций Иырчи Казака, Магомеда-Эффенди Османова, Абусуфьяна Акаева, Нухая, Зайналабида Батырмурзаевых, Темирбулата Бейбулатова, Наби Ханмурзаева, Алим-Паши Салаватова и других;
- сквозной проблемой в произведениях Аткая, явилась проблема национального характера;
- Аткай способствовал развитию в Дагестане профессиональной? литературы для детей, расширению ее жанрового состава (рассказы, назидательные стихотворения публицистического содержания);
-не маловажной представляется и роль Аткая в пропаганде кумыкского языка, расширении границ его словесного богатства;
- осмысление военной темы в прозе Аткая связано с обращением писателя к истокам национального бытия («История нашего Нарта»), с решением проблемы национального характера («Семья героя»), с анализом темы подвига детей на фронте и в тылу;
- стилитическое своеобразие произведений Аткая о войне определяют следование традициям устного народного творчества, использование элементов эпоса и усиленное звучание личностного начала в прозе Аткая;
- произведения Аткая характеризуют острота художественного осмысления социальных, идеологических конфликтов, гуманизм в исследовании духовного мира героев, вовлеченных в стихию 5 происходивших в XX столетии катаклизмов;
- созидательный труд в произведениях Аткая рассматривается как один из критериев ценности личности и необходимый фактор формированиям высоких нравственных качеств человека.
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в 12 статьях, опубликованных на страницах научной периодики, в тематических сборниках Дагестанского государственного университета, Дагестанского государственного педагогического университета, научных работах депонированных в ИНИОН РАН, в российском реферируемом научном журнале «Известия ДГПУ 2011».
О результатах исследования сообщалось в докладах на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Дагестанского государственного университета. Диссертация обсуждалась в Дагестанском государственном университете на кафедре литератур народов Дагестана Дагестанского государственного университета.
Структура работы подчинена решению поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Объем диссертации - 162 страницы компьютерного набора.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Детская проза Магомед-Султана Яхьяева1999 год, кандидат филологических наук Магомедова, Сагидат Ахмедовна
Судьба и поэзия Йырчы Казака: историко-литературный комментарий2006 год, кандидат филологических наук Асельдерова, Якут Даитбековна
Художественные особенности и идейно-нравственные ориентации поэзии Абдуллы Баширова2009 год, кандидат филологических наук Алхасова, Азерина Магомедкаримовна
Современное осмысление художественной прозы Юсупа Гереева2008 год, кандидат филологических наук Махсутгереев, Рашитхан Махсутгереевич
Проза Камала Абукова: Время. Характеры. Поэтика2003 год, кандидат филологических наук Хакимова, Зумруд Ширавовна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Магомедова, Альбина Шихсолтановна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поэтическое и прозаическое творчество Аткая Аджаматова представляет собой качественно отличающуюся своей оригинальностью развитую эстетическую систему, направленную на приобщение к родным поэтическим традициям и к мировому поэтическому опыту. Значимость литературного наследия Аткая определяется его ролью в процессе - идейно-художественного обогащения родной кумыкской литературы и состоит в сохранении- национальных поэтических традиций, заложенных фольклором и поэтами-предшествующих эпох, а также всестороннем расширении границ родной национальной поэзии и прозы. В творчестве Аткая Аджаматова мы обнаруживаем связь с актуальным в литературе советского периода художественным методом соцреализма. Прежде всего, это выразилось в выработке Аткаем новаторских концепций художественного постижения и изображения человека и действительности, а также в жанровом обогащении кумыкской поэзии на лирическом и лиро-эпическом уровнях.
В диссертационном исследовании мы. рассмотрели художественные особенности поэтических, прозаических и драматических произведений A.A. -Аджаматова, проследили за динамикой постижения и воплощения автором в образной структуре его литературных произведений социально-нравственных аспектов духовного мира героя на пути его стремления к достижению нравственно-эстетического идеала современности.
Аткай - разносторонний мастер художественного слова. Яркими поэтическими, прозаическими и драматургическими произведениями он серьезно расширил стилистический диапазон кумыкской литературы, углубил реалистические и просветительские традиции своих известных предшественников: Й. Казака, М.-Э. Османова, Нухая и Зайналабида Батырмурзаевых, А. Акаева, Т. Бейбулатова, А.-П. Салаватова и др.
Аткай — старейшина многоязычной дагестанской литературы, её история, память и совесть. Многолетняя творческая и человеческая дружба связала
А.Аджаматова с блестящими мастерами дагестанской литературы: Алим-Пашой Салаватовым, Багаутдином Астемировым, Эффенди Капиевым, Али-беком Тохо-Годи, Расулом Гамзатовым, Анваром Аджиевым, Шарипом Аль-бериевым.
В произведениях Аткая гражданский пафос неразрывно связан с яркой публицистичностью, благодаря чему проявляется социально-политическая и эстетическая активность писателя, столь характерная для кумыкской литературы 20-30-х годов прошлого века.
В творчестве Аткая органично соединяются традиции и новаторство. Обращаясь к традиционным формам, писателю удалось наполнить их новым содержанием, по-новому осветить самые сложные общественно-политические и социально-нравственные проблемы.
Жанр очерка занимает особое место в творчестве писателя. Очерки Аткая стали первыми произведениями этого жанра на кумыкском языке. В них автор развивает наметившуюся в кумыкской и дагестанской литературе тенденцию исторически достоверного и фактографического изображения, осмысления наиболее злободневных и острых вопросов современности и социально-нравственных проблем личности нового героя - активного и деятельного уча-' стника борьбы за достойную жизнь.
Творческое наследие Аткая проникнуто пафосом служения народу. В своих произведениях писатель уделяет большое внимание трудовому подвигу советских людей, воспевает их труд, направленный на преобразование общества, лучшие его произведения содержат глубокие размышления о человеке, его предназначении, любви и долге, трудном пути к счастью («Я горжусь», «Семья героя»).
Художественное осмысление общечеловеческих проблем характерно для его творческих устремлений, что придает его произведениям философскую глубину и социально-психологическую направленность.
Лирический герой произведений Аткая Аджаматова — тонкая и поэтическая натура, склонная к углубленному восприятию жизни. Природа вселяет в него новые силы, помогает почувствовать потаенные движения человеческой души («В кумыкской степи», «Оленьи рога»).
Большой научный интерес представляет исследование деятельности Аткая Аджаматова в области разработки учебников и хрестоматий для школьников, а также внедрения образовательных программ по литературе.
Учебники Аткая по родному языку и литературе отличались полнотой и разнообразием содержания, что способствовало лучшему усвоению богатства родного языка и расширению кругозора учащихся. Вклад Аткая в народное образование республики был очень значительным, что подтверждают материалы, приведенные в настоящем исследовании.
Проза Аткая глубоко реалистично передает исторический смысл и противоречия эпохи («Я горжусь», «В кумыкской степи»).
Проведенное исследование убедительно доказывает многогранность и универсальный характер прозаического дарования Аткая - творца и мыслителя, выразителя духа и мудрости народа, исторической памяти поколений. Он был подлинным певцом своего времени, которому удалось передать переломный характер эпохи и тяжелые испытания, выпавшие на долю его отечества.
Как поэт, драматург, прозаик, публицист и переводчик Аткай внес яркий вклад в историю кумыкской и всей многоязычной дагестанской литературы. Необходимо отметить, что именно в прозаических произведениях, в частности в «Тупау», «Я горжусь», «В кумыкской степи» творческий потенциал писателя как летописца эпохи нашел наиболее полное воплощение.
Образы исторических личностей — революционера Зайналабида Батыр-мурзаева и фронтовика, руководителя хозяйства нового типа в послевоенный период Хайруллы — без преувеличения можно отнести к наиболее колоритным образам национальной литературы, олицетворяющим лучшие черты народного характера.
Особое внимание в настоящем исследовании было уделено национальному своеобразию прозы Аткая - социально-психологическому и духовно-нравственному аспектам образов героев, этнокультурным особенностям быта, обычаям, традициям, фольклорной образности, языковому богатству национальной речи. Творческое использование элементов национального своеобразия позволило Аткаю создать целую галерею запоминающихся образов, которые являются типичными представителями своего народа, своего времени. Неповторимость «национального мира», правдиво и объективно отображенного в его книгах, предопределяет особенности поэтики Аткая.
Аткай Аджаматов — мастер психологического рисунка. В стихотворении «Къайырхан булакъ» («Родник Каирхана») ему удалось глубоко и правдиво передать разные чувства лирического героя: и грусть, и мечту, и горе. Эти чувства свидетельствуют о том, что герой — эмоциональная, поэтическая, и сильная натура.
Аткай был настоящим мастером художественного слова, постоянно работающим над стилем, способами и приемами создания образной системы произведения. Особенностью поэтического стиля А. Аджаматова является использование различных художественно-выразительных средств, передающих тончайшие оттенки значений («Рабият», «Оленьи рога», «Сотау и Рашия»).
Для творческой манеры Аткая характерно использование таких художественно-стилевых приемов, как прием указания времени, прием указания- -исхода действий, прием вопросов прямых и риторических, прием восклицания, прием поэтизации обыденного, прием критического отношения к действительности, прием провоцирования воображения, прием использования народных изречений, прием эпистолярного обращения, прием сравнения, прием диалогической речи, прием пейзажа. Стиль Аткая Аджаматова позволяет достоверно воспроизвести характерные приметы эпохи, передавать ее противоречия.
Исследование произведений Аткая Аджаматова позволяет сделать вывод о том, что его творчество сыграло важную роль в духовно-нравственном и идейно-художественном обогащении как кумыкской, так и дагестанской литературы в целом.
Проза Аткая является наглядным примером усиления в национальных литературах середины 30-х годов художественной концепции отображения реальной жизни. Необходимо особо отметить попытки писателя представить героя в развитии, что для национальных литератур Дагестана было фактом бесспорного новаторства в прозе.
Новаторство в творчестве Аткая проявляется в попытках показать героя в динамике, отразить становление и развитие его характера («Из тесных гор на простор равнин», «Тупау»).
Знаменательным событием в литературной жизни Дагестана стала публикация повести «Я горжусь». Исповедальность этой повести также была новацией в национальной прозе. Устами матери Аткай повествует о ее сыне -известном общественном деятеле 3. Батырмурзаеве, о трагической гибели сына и супруга. Повести характерно лирическое звучание.
Внимание Аткая к внутреннему миру героев, усиление лирического начала в его произведениях обусловливались в определенной мере общественной ситуацией. На волне патриотических чувств, продиктованных стремлением защитить родину от фашизма, пробуждается интерес писателя к героическому прошлому родного края, а также к национальным художественным традициям. В годы войны характерной чертой литературы стала также фолыслорг. ность («Нарт, рожденный в феврале»).
Произведения Аткая «Я горжусь», «В кумыкской степи» характеризуются богатством языка, обилием фразеологизмов, живой разговорной лексикой, большим количеством народных изречений, чем вызывают к себе заслуженный интерес у читателей.
Тема любви, наряду с темой общественного долга, трудовой и общественной деятельности, акцентированное изображение внутреннего мира героев нашли конкретное воплощение в произведениях «Рабият», «В кумыкской степи», «Семья героя». Подробное, детализированное освещение душевного состояния главной героини в повести «Рабият», углубленное воспроизведение драматических коллизий ее личной жизни служат примером психологизма в кумыкской литературе, который в свою очередь свидетельствует о возросшем мастерстве представителей национальной литературы.
Обобщение материалов проведенного исследования позволяет сделать вывод, что Аткай занимал одно из ведущих мест в литературном процессе многоязычного Дагестана и Северного Кавказа.Поэтические и прозаические произведения Аткая Аджаматова — яркий образец неповторимого вклада в сокровищницу национальной культуры XX столетия.
Принимая во внимание все вышесказанное, можно утверждать, что творчество Аткая Аджаматова явилось одной из главных движущих сил современного ему кумыкского литературного процесса, определило во многом пути его развития и обеспечило тесную связь с общедагестанским литературным ходом.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Магомедова, Альбина Шихсолтановна, 2011 год
1. Абакарова Ф.О. Очерки даргинской советской литературы. 1917-1965 / Ф.О. Абакарова. - Махачкала: Даг. ФАН СССР, 1969. - 267с.
2. Абдуллатипов А.Ю. История кумыкской литературы (до 1917 года). 4.1 / А.Ю. Абдуллатипов. Махачкала: Изд-во РАН, 1995. - 214с.
3. Абдуллатипов А.Ю. Формирование метода социалистического реализма в кумыкской литературе / А.Ю. Абдуллатипов. Махачкала, 1982. -97с.
4. Абдуллатипов, А.Ю. Литература правды жизни / А.Ю. Абдуллатипов. Махачкала, 1984.- 98с.
5. Абдуллатипов А.-К.Ю. Аткай / Абдуллатипов А.-К.Ю. Литературный Дагестан, 1990, №4. (На кум.яз.)
6. Абдуллатипов А.Ю. Формирование исторических форм реализма в кумыкской литературе 2-й половины XIX в. / А.Ю. Абдуллатипов. Махачкала, 1981.- 104с.
7. Абдуллатипов А.Ю. Эволюция творческого метода в кумыкской литературе / А.Ю. Абдуллатипов. Махачкала, 1979.- 57 с.
8. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение / Г.Л. Абрамович. -М.: Просвещение, 1975. 352с.
9. Абуков К.И. За литературу воспитывающую / К.И. Абуков. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1969. - 62с.
10. Абуков К.И. На посту: Литературно-критические статьи, рецензии, штрихи к портретам / К.И. Абуков. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.- 223с.
11. Абуков К.И. Неисчерпанный талант / Абуков- К.И. Дагестанская правда. 1991. 15 ноябрь.
12. Абуков К.И. Ступени роста. — М.:Советская Россия, 1982.
13. Абуков К.И.Национальные литературы Дагестана и Северного Кавказа в системе взаимосвязей: Автореф. дис. докт. филол. наук. — Махачкала, 1993.
14. Агаев А. О национальном эгоизме и национальном чувстве / Литература и жизнь. 1961. 17 ноября.
15. Аджаматова, Н.К. Проблемы эволюции конфликта и национального характера в прозе народов Дагестана и Северного Кавказа: монография / Н.К. Аджаматова. — Махачкала: Изд-во «Дагестан-Наука» РАН, 2007. 228с.
16. Аджаматова, Н.К. Творческое переосмысление художественных традиций в создании национального характера как основа стилевого обогащения северокавказской прозы / Н.К. Аджаматова // Вопросы филологии. 2006. - №5. - С.292-297.
17. Акавов, З.Н. Диалог времен: История кумыкской литературы в зеркале современности / З.Н. Акавов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996. - 227с.
18. Акавов З.Н. Проблема национального и общечеловеческого в кумыкской литературе конца XIX начала XX веков // НИИЛНД.
19. Акбиев С.Х. Верность дружбы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989.
20. Акбиев С.Х. Истоки. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1995.
21. Акбиев С.Х Зарождение и развитие кумыкской старописьменной художественной книги: Автореф. дис. канд. филол. наук. Махачкала, 1973.
22. Акбиев С.Х. Заметки об Аткае / Акбиев С.Х. Дружба, 1980, №з. (На кум. яз.).
23. Акбиев С.Х. Подвижник дагестанской литературы./ Акбиев С.Х. Дагестанская правда. 2000. 18 ноябрь.
24. Акбиев С.Х. Связь времен и дружба литератур / С.Х. Акбиев. -Махачкала, 1985. 126с.
25. Акимов К.Х. Вопросы методики преподавания дагестанской'литературы/ Акимов С.Х. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1981.
26. Алиев С. Дорога в современность / Алиев С. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1977.
27. Алиев С. Слово, испытанное веками / Алиев С. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989.
28. Алиев, С.М. Зарождение и развитие кумыкской литературы: учеб.пособие / С.М. Алиев. Махачкала: Изд-во ДГУ, 1977. - 123с.
29. Алиев М.А. некоторые вопросы кумыкского стихосложения (рифма) / Алиев М.А. Советская тюркология. 1990. №4.
30. Апухтина В.А. Советская проза на современном этапе 60-70-е годы / Апухтина В.А. М.: Изд-во МГУ, 1977.
31. Асеков, И.Х. Культурное наследие и советская поэзия кумыков / И.Х. Асеков. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1972. - 174 с.
32. Атаев Т. О повести Аткая «В кумыкской степи». / Атаев Т. Дагестанская правда. — 1952.
33. Аткай. В кумыкской степи: Проза. Поэзия / Аткай. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1960. - 261с.
34. Аткай. Горящий камень /Аткай. Стихотворения и поэмы. М., 1981.- 132с.
35. Аткай. Избранное / сост. Н.К. Аджаматова. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2002. - 213с.
36. Аткай. История нашего Нарта / Аткай. Моя звезда. — Махачкала, 1944.-276с.
37. Аткай. Каменная колыбель / Аткай. -Махачкала. 1978. С.276.
38. Аткай. Оленьи рога. В кумыкской степи / Аткай. — Махачкала 1960. -302с.
39. Аткай. Постоянство. Стихи и поэмы: пер. с кум. / Аткай.- М.: Современник, 1977.- 238с.
40. Аткай. Рапорт Маю / Аткай. Ёлдаш. Махачкала. — 1977.
41. Аткай. Сотау и Рашия: Поэма. Пер. А.Тарковского. / Аткай. М., -1972. 192с.
42. Аткай. Тупау / Аткай. Махачкала. - 1934. - 229с.
43. Аткай. Я горжусь / Аткай. -Махачкала, 1944.
44. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана: История и современность / С.Х. Ахмедов. Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1996. - 280с.
45. Ахмедов С.Х. Формирование и-развитие дагестанской прозы / Ахмедов С.Х. Дис. докт. филол. наук. - Махачкала, 1980.
46. Ахмедов С.Х. Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы / Ахмедов С.Х. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990.
47. Ахмедова P.A. Духовная интеграция народов Дагестана в современной литературе / P.A. Ахмедова. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. - 207с.
48. Ахмедова P.A. Кумыкская поэма: духовно-нравственные проблемы / P.A. Ахмедова. Махачкала, 1999. - 96с.
49. Богданов А.Н. Жанры советской драматургии. Рязань. - 1966. 229с.
50. Балашов Д.М. Народные Баллады / Балашов Д.М. М. - 1955. — 297с.
51. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. М., 1975. - 502с.
52. Бихмухаметов Р. Роман и литературный процесс / Р. Бихмухаметов // Вопросы литературы. 1971. - №9. - С.4-16.
53. Бочаров А.К. К вопросу о национальной специфике искусства / Бочаров А.К. Дружба народов. 1975. №1.
54. Бузылев И.М. Духовный мир человека и некоторые тенденции развития современной лирики / Бузылев И.М Автореф. дис. канд. филол. наук. -М., 1977.
55. Бушмин A.C. Литературная преемственность как проблема исследования // Бушмин A.C. Вопросы методологии литературоведения. — JI.-M.: Наука, 1996.
56. Вагидов A.M. Восхождение к единству: общесоюзный литературный процесс и своеобразие художественного опыта даргинской литературы / A.M. Вагидов. Махачкала: Дагучпедгиз, 1991.- 252с.
57. Вагидов A.M. По пути традиций и поиска / Вагидов A.M. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976.
58. Вагидов A.M. Претворение заповеди / Вагидов A.M. М., 1988.
59. Вагидов, A.M. Поиск продолжается / A.M. Вагидов.- Махачкала: Даг. кн. изд-во, 2000.- 459с.
60. Вагидов А.М. Творчество Аткая / Вагидов A.M. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000.
61. Вагидов A.M. Современный дагестанский рассказ / A.M. Вагидов. -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000.- 45с.
62. Вагидов A.M. Дагестанская проза второй половины XX века / A.M. Вагидов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2005.- 568с.
63. Вагидов A.M. О современной дагестанской балладе и поэме // Вагидов A.M. Литература и жизнь Дагестана. - Махачкала, 1984.
64. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / Веселовский А.Н. М., 1940.
65. Вопросы дагестанской литературы: Сб. статей. Махачкала: Изд-во даг. Филиала АН СССР, 1969.
66. Выходцев П. Об исторической закономерности взаимосвязей литературы и фольклора \ Выходцев П. Русская литература. 1972. №2.
67. Гаджиев A.A. Реализм в литературах советского Востока / Гаджиев A.A.-Баку, 1978.
68. Гамзатов Г.Г. Преодоление. Становление. Обновление: На путях формирования дагестанской советской литературы / Г.Г. Гамзатов. Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1986. - 429с.
69. Гамзатов Р. Суди меня по кодексу любви. Размышления о литературе, интервью, диалоги, стихи / Гамзатов Р. М:: Новости, 1991".
70. Гамзатов Р. Художественное наследие и современность. Проблемы преемственности и взаимодействия дагестанских литератур / Гамзатов Р. — Махачкала, 1982.
71. Гамзатов Р. Преодоление. Становление. Обновление: На путях формирования дагестанской советской литературы / Гамзатов Р. Махачкала, 1986.
72. Гамзатов Р. Дагестан: историко-литературный процесс. / Гамзатов Р. Вопросы истории, теории, методологии. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990.
73. Гизатов К.Т. О развитии национальной формы литературы и искусства / Гизатов К.Т. Казань, 1968. - 140с.
74. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка /ГолуС> И.Б. -М., 1986.-338с.
75. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь У Гора-нов К.-М., 1970.
76. Горький М. О литературе / Горький М. М.: Советский пигсатель, 1955.
77. Григорьев В.П. Поэтика слова / Григорьев В.П. — М., 1979. — З^Е-З с.
78. Гринберг И. О поэзии горской прозы / И. Гринберг // Дон. — 1969. -№6. С. 143.
79. Гусейнов М.А. Картины эволюции кумыкской прозы 60-80-х: годов / М.А. Гусейнов. Махачкала: Наука-Сервис, 1993. - 165с.
80. Гусейнов М.А. Кумыкская проза 60-80-х годов / Гусейнов ГЕЧ^Г.А. -Жанровый аспект изучения: Автореф. дис. канд. филол. наук. Махаг^азсала, 1992.
81. Гусейнов М.А. Проза кумыков В художественно-стилевом освещении. / Гусейнов М.А. Махачкала. 2006.
82. Гусейнов Ч.Г. Формы общности советской национальной литер>^.туры / Гусейнов Ч.Г. -М.: Мысль, 1978.
83. Гусейнаев А.Г. Единство и национальное многообразие советской литературы народов Дагестана / Гусейнаев А.Г. — НИИЛНД.
84. Далгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана / Далгагаг У.Б. М.: Изд-во восп. Лит., 1962.
85. Дагестан литературный 1990: сб. / сост. Н.Т. Рагимова. - Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1990. - 352с.
86. Дациев А. Нухай Батырмурзаев (1865-1919). Жизнь и творчесгтво / Дациев А. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1968.
87. ДнепровВ. Проблемы Реализма. Л., 1961.
88. Джусойты Н. О национальном языке и национальном стиле / ,Джу-сойты Н. Дружба народов. 1975. №2.
89. Дольф-Михайлис. Рецензия на комедию «Гитлер и Мола Насгрутдин». / Дольф-Михайлис. От 14 апреля 1944. (Из архива поэта).
90. Емельянов Л.И. Изучение отношений литературы к фольклору / Емельянов Л.И. Вопросы методологии и литературоведения. - М.-Л., 1966.
91. Еремина Л.И. Текст и слово в поэтике А. Блока / Еремина Л.И. — Образное слово А.Блока. М., 1980.
92. Жанры дагестанской советской литературы. — Махачкала: Дагкниго-издат, 1979.
93. Жанры фольклоров народов Дагестана: Сб. статей. Махачкала, 1979.
94. Живое единство. — М.: Советский писатель, 1974.
95. Жирмунский В.М. Ритмико-синтаксический параллелизм как основа древнетюркского эпического стиха / Жирмунский В.М. Вопросы языкознания. 1964. №4
96. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение / Жирмунский В.М.-Л., 1979.
97. Зелинский К. Литература народов СССР / Залинский К. М.:"ГИХЛ; 1957.
98. Зульфукарова М.И. Дагестанская литература на современном этапе. / История дагестанской советской литературы: В 2 т. — Махачкала. 1967.
99. Из истории литературных связей М. — 1962.
100. Имамкулиева 3. Вопросы дагестанской литературы: сб. / 3. Имамку-лиева. Махачкала, 1969. - 203с.
101. Имамкулиева 3. Черты дагестанского советского романа / 3. Имамкулиева // Вопросы дагестанской литературы. Махачкала, 1969. - С.90-91.
102. Интернациональное и национальное в литературах Востока. — М.: Наука, 1972.
103. Интернациональное и национальное в литературе народов Дагестана. Махачкала, 1973.
104. История Дагестана: Махачкала: Юпитер, 1977.
105. История дагестанской советской литературы: В 2 т.- Махачкала: Изд-во Даг. ФАН СССР, 1967.- Т.1.1917-1965.- 418 е.; Т.2.- 499 с.
106. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Вып. 1,2. -М., 1995-1996.
107. История советской многонациональной литературы: В 6 т. М.: Наука, 1970.
108. Йырчи Казак — классик дагестанской литературы / Йырчи Казак. — Махачкала, 1982. 148 с.
109. Каган М.К. К вопросу о национальном своеобразии искусства / Каган М.К. Вопросы философии. 1968. №1.
110. Капиев Э. Избранное / Э. Капиев. М.: Худ. лит., 1966. - 510с.
111. Капиев Э. Избранное / сост. Н.В. Капиева. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1979. - 288с.
112. Карпов П. Новое произведение кумыкских писателей. / Карпов П. — Дагестан: литературно-художественный альмонах. Махачкала. - 1960.113; Кассиев Э. Дагестанская литература на пути к социалистическому реализму / Кассиев Э. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982.
113. Кирпель И.И. Лирический герой современной поэмы. / Кирпель И.И. Литературно-критический очерк. - Киев, 1977.
114. Климович П. О роли русской литературы в развитии литератур Советского Востока / Климович П. М.: Гослитиздат, 1959.
115. Книга по родному языку для 3-го года обучения. / Отв. Ред. 3. Даи-бов. Махачкала, 1932.
116. Книга ведет в жизнь (об особенностях и воспитательном значении современной литературы): Сб. статей. // Под ред. Г.Д. Полозовой. М.: Просвещение, 1964.
117. Коваленков А. Практика современного стихосложения. — М., 1962.
118. Корабельников Г. Национальный характер, традиции, новаторство / Корабельников Г. В братском единстве. — М.: Сов. Писатель, 1976.
119. Костецкий А.Г. Материальная природа поэтического текста и еговосприятие / Костецкий А.Г. Лингвистика и поэтика. - М.: 1979. -206с.
120. Краткая литературная энциклопедия. — М., 1968. — В 5 т.
121. Лебедев В. Дагестанская повесть и русская литература // НИИЛНД.
122. Лелевич. Г. На путях изучения литератур Дагестана. / Лелевич Г. -Ростов-на-Дону: Сев. Кавказ, 1934.
123. Лелевич Г. О стихах Аткая. / Лелевич Г. Даг. правда, 18 ноября 1934 г.
124. Литература Востока в Новое время. М.: МГУ, 1975.
125. Литература и жизнь Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.
126. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы / Лихачев Д.С. -Л., 1967.
127. Лихачев Д:С. Национальное единообразие и национальное разнообразие / Лихачев Д.С. Русская литература. 1968. №4.
128. Ломидзе Г. В-поисках нового / Ломидзе Г. — М.: Сов. Писатель, 1963.
129. Ломидзе Г. Единство и многообразие / Ломидзе Г. — М., 1970.
130. Ломидзе Г. Интернациональное и национальное в советской культуре / Ломидзе Г. Эстетика сегодня. Актуальные проблемы. — М.: Искусство, 1968.
131. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста / Лотман Ю.М. Л., 1972. - 270 с.
132. Лукин Ю.П. Идеология и художественная литература / Лукин Ю.П. -М., 1982.
133. Луначарский A.B. Статьи о советской литературе / Луначарский A.B. -М., 1958.
134. Магомедов Д. К проблеме интернационального и национального в художественной культуре / Магомедов Д. — НИИЛНД.
135. Магомедов 3. Зарождение и развитие малой прозы в дагестанской литературе 20-30-х годов / Магомедов 3. Автореф. дис. канд. филол. Наук. -Тбилиси, 1987.
136. Мазанаев Ш.А. Двуязычное художественное творчество в системенациональных литератур / Мазанаев Ш.А. Махачкала: Юпитер, 199V" —
137. Мусаханова Г.Б. Аткай Аджаматов. / Мусаханова Г.Б. И-<гзрия дагестанской советской'литературы: В 2-х т. — Махачкала, 1967. - Т. 1. - —==3-18с.
138. Мусаханова Г.Б. Очерки кумыкской дореволюционной лит^~- —>атуры / Мусаханова Г.Б. Махачкала: Изд. даг. филиала АН GCGP, 1959.
139. Мусаханова Г. Проблема гуманизма и развитие интернациспи^ЗЕЕгализма в дагестанской литературе / Мусаханова Г. — НИИЛНД.
140. Назаревич А.Ф., Об авторе этой книги. Вступительная стать5=п— / Назаревич; А.Ф; В Кумыкскойстепи.-Махачкала: Дагкнигоиздат, 1960.
141. Назаревич А.Ф. Поэма о великом человеке. Рецензия о поэн^сгз-*^ Аткая «Оленьи рога» // Даг. правда.20 ноябрь 1960.
142. Назаревич А.Ф., Магомедов Б. Поэтическое наследие горце2=т.:з=з и его роль в становлении советской дагестанской литературы / Назаревич AL—Магомедов Б. Махачкала:, 1957.
143. Национальное и интернациональное в литературе, ф о л ькл ор —:— и языке. -Кишинев: Штинца, 1971.
144. Национальное и интернациональное в литературе народов Дя.т~—-метана. Махачкала; 1973. - 258с.
145. Нёупокоева И.Г. Революционно-романтическая поэма первой—половины XX века.-М., 1971.149; Никонов Б.А. Стих и язык / Никонов Б.А. // Проблемы boc l -очного стихосложения. М., 1973.
146. Новиков В. Советская литература на современном этапе / Нов.и^==^1сов В. -М.:Худ. лит., 1978.
147. О литературно-художественной критике: Постановление ЦК J ICC врезолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. — М.: Политиздат 1978.-T.il.
148. Огиев A.B. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1973.
149. Озеров JL Биография стихотворения. М., 1981. - 64 с.
150. Омаров З.О. Проблемы нового человека в лирической поэзии Дагестана / Омаров З.О. Махачкала, 1970.
151. Очерки дагестанской советской литературы. Махачкала: Дагкниго-издат, 1957.
152. Панков А. Тема труда в литературе и критике 70-х годов / Панков А. Литература в школе. 1976.
153. Пархоменко, М. Многонациональное единство советской литературы / М. Пархоменко. М.: Просвещение, 1978*.- 281с.
154. Пахрутдинова Р.У. Менталитет национального мира в художественной орбите Аткая Аджаматова. /Пахрутдинова Р.У. Махачкала, 2005. - 146с.
155. Пашаева Т.Н. Формирование и развитие дагестанской прозы / Лаптева Т.И. Дис. докт. филол. Наук. - Махачала, 1990.
156. Перевалов А. Творчество Аткая / Перевалов А. Даг. правда. — 1960.
157. Плукш П.И. Формирование и развитие социалистического реализма / Плукш П.И. — М., 1973.
158. Поспелов Г.Н. Лирика / Поспелов Г.Н. М.: МГУ, 1976. - 207 с.
159. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов / Поспелов Г.Н. -М.: МГУ, 1956.
160. Проблемы художественной формы социалистического реализма. -М.: Наука, 1971.
161. Пропп В .Я. Фольклор и действительность / Пропп В.Я. — Русская литература, 1963.
162. Пропп В.Я. Проблема комизма и смеха / Пропп В.Я. — М., 1986.
163. Разумиевич В. С книгой по жизни / Разумиевич М.: Просвещение, 1986.
164. Русская советская повесть 20-30-х годов. Л.: Наука, 1976.
165. Салаватов А.-П. Айгази / Салаватов А.-П. Махачкала: Дагкнигоиз-дат, 1988.
166. Самойлов Д. Книга о русской рифме / Самойлов Д. — М., 1993.
167. Сидельников Б.М. Поэтика русской народной лирики / Сидельников Б.М.-М., 1959.-174 с.
168. Сильман Т. Заметки о лирике / Сильман Т. JL, 1977. - 180 с.
169. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.
170. Советский Дагестан. 1983. №1.
171. Соколов Б.М. Экскурсы в области поэтики русского фольклора // Художественный фольклор. Вып. 1. -М., 1926.
172. Султанов К.К. Литература кумыков / К.Д. Султанов. Махачкала, 1964. — 190 с. - на кум. яз.
173. Султанов К.К. Певцы разных народов / К.Д. Султанов.- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971. 458с.
174. Султанов К. К.Поэты Дагестана / Султанов К.Д. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1964.
175. Султанов К.К. Этюды о литературах Дагестана / К.Д. Султанов. -М.: Сов. писатель, 1978. 270 с.
176. Султанов К.К. Достоинство слова / К.К. Султанов. Махачкала: Да-гучпедгиз, 1976. - 96 с.
177. Султанов К.К. По законам художественности / К.К. Султанов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979. - 229 с.
178. Султанов К.К. преемственность и обновление. Современная проза Северного Кавказа и Дагестана / Султанов К.К. М.: Знание, 1985.
179. Тихонов Н. Сыны Дагестана. Стихотворения, переводы, рассказы, повести, статьи, выступления, письма / Тихонов Н. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1972.
180. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение / Томашевский Б.В. -Л., 1959.
181. Томашевский Б.В. Стих и язык / Томашевский Б.В. — М., 1969.
182. Толстой JI. Об искусстве и литературе / Толстой Л. — Т. 1. М., 1958.
183. Фетисов М. Многонациональный характер советской литературы / Фетисов М. — Взаимосвязи и взаимодействие национальных литератур. — М.: ИздАН СССР, 1961.
184. Фрид Ю.И. Рецензия на комедию «Мост дружбы»/ Фрид Ю.И. От 9 сентяря 1968. (Из архива Аткая).
185. Хайбуллаев С. Поэзия Мужества и нежности / Хайбуллаев С. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.
186. Хайбуллаев С. Современная дагестанская поэзия / Хайбуллаев С. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1977.
187. Хайбуллаев С. Наследие и открытия / Хайбуллаев С. Махачкала, 1959.
188. Ханмурзаева Н.К. Традиции Йырчи Казака И современная кумыкская поэзия / Ханмурзаева Н.К. — Автореф. дис. канд. филол. Наук. — Махачкала, 1994. 16 с.
189. Холшевников B.C. Основы стиховедения / Холшевников B.C. — Л., 1972.
190. Холшевников B.C. Послесловие //Жирмунский В.М. Теория стиха. -Л., 1975.
191. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы / М.Б. Храпченко. М.: Сов. писатель, 1970. — 297 с.
192. Храпченко М.Б.Горизонты художественного образа / Храпченко М.Б -М., 1982.
193. Храпченко М.Б. Поэтика, стилистика, теория литературы / Храпченко М.Б. — Страницы истории русской литературы. М., 1971.
194. Чечеклер (Цветы): Альманах кумыкской литературы / Чечеклер (Цветы) Махачкала: Детгиз, 1940.
195. Чимпа М. Поэма — жанр драматический / Чимпа М. Дружба народов. 1978. №7.
196. Числов М. Время зрелости пора поэмы / Числов M. - М., 1982 - 256
197. Числов М. Советская поэма на новом рубеже / Числов М. М., 1976. -62 с.
198. Чичеров В.И. Русское народное творчество /Чичеров В.И. М., 1959.
199. Чудакова М.О. Роль русского языка в развитии младописьменных литератур //Взаимосвязи и взаимодействие национальных литератур / Чудакова М.О.-М., 1961.
200. Щербинина В. Концепции человека в современной литературе / Щербинина В. Гуманизм и современная литература. - М., 1963.
201. Юсупова, Ч.С. Дагестанская поэма / Ч.С. Юсупова. М.: Наука, 1988.-408с.
202. Юсупова Ч.С. Современная лиро-эпическая поэма народов Дагестана и Северного Кавказа / Юсупова Ч.С. М.'.Наука.
203. Юсуфов Р.Ф. Русский романтизм начала XIX и национальные культуры / Юсуфов Р.Ф. М.: Наука, 1970.
204. Юсуфов Р.Ф. Дагестан и русская литература конца XVIII века и первой половины XIX века / Юсуфов Р.Ф. М., 1964.
205. Юсуфов Р.Ф. Многонациональная литература народов Дагестана / Юсуфов Р.Ф. НИИЛНД.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.