Демифологизация реальности в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Глазкова, Татьяна Александровна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 162
Оглавление диссертации кандидат культурологии Глазкова, Татьяна Александровна
Введение.
Глава I:
Феномен демифологизации в культуре
1.1. Миф и логос: вектор культурно-исторического развития.
1.2. Литература —реализм: динамика взаимодействия.
1.3. Миф и реальность в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Глава П:
Авторские стратегии демифологизации реальности в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина
2.1. Поиски художественной альтернативы сатирика в отношении мифологизированной реальности.
2.2. «Смерть автора» в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина.
2.3. Поэтика смеховой культуры у М.Е. Салтыкова-Щедрина.
2.4. «Кризис поступка», или «философия проступка»
Глава III:
Поэтика демифологизации в «Сказках» М.Е. Салтыкова-Щедрина
3.1. «Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина: от мифопоэтики к демифологизации.
3.2. Способы разоблачения действительности в «Сказках» сатирика.
3.3. Хронотоп сказочной реальности М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Универсалии смеховой культуры в художественном мире М.Е. Салтыкова-Щедрина2009 год, кандидат филологических наук Роготнев, Илья Юрьевич
Конструктивные принципы художественного мира М.Е. Салтыкова-Щедрина2011 год, кандидат филологических наук Павлова, Анастасия Анатольевна
Проблема русской национальной судьбы в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина: художественный, общественно-исторический, духовный аспекты2012 год, доктор филологических наук Павлова, Ирина Борисовна
Эстетические функции сложных слов в идиолекте М.Е. Салтыкова-Щедрина2006 год, кандидат филологических наук Гагарина, Наталья Николаевна
Эволюция гротеска в поэтике М. Е. Салтыкова-Щедрина2000 год, кандидат филологических наук Волосков, Игорь Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Демифологизация реальности в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина»
Актуальность исследования. В истории культуры особый интерес вызывает проблематика демифологизации реальности, которая актуализируется в период смены культурных парадигм, резкой переоценки общепринятых ценностей.
Демифологизация — выражение, означающее разоблачение мифов окружающей действительности. Демифологизация ставит своей целью освобождение массового сознания от мифологических представлений путем активизации воли к пониманию. В целом, это основной способ реалистического освоения социальной действительности, достигаемого через объяснение причин происхождения и распространения мифов, искажающих восприятие реальности. Демифологизация дезавуирует «мифологические» идеалы и соответствующие культурные практики, выявляя социальный генезис иллюзорного мировосприятия, осмысляя обыденные представления, лежащие в основании мифов, разоблачает распространенные стереотипы мышления. В литературе и искусстве демифологизация реальности представляет собой систему художественных приемов, направленных на формирование безыллюзорного мироощущения читателя.
Творчество сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина представляет собой уникальный пример литературной демифологизации, потому что в нем обнаруживаются все названные признаки этого феномена. Вообще сатира, по сути своей, генетически связана с демифологизацией, поскольку направлена на осмеяние и, вместе с тем, разоблачение ложных, на взгляд писателя, социальных идей и псевдоценностей. Автор-сатирик вскрывает «нарывы» общественного сознания и развенчивает действительность со всеми ее пороками. A.M. Турков заметил, что одна из существенных черт духовного облика Салтыкова - «трезвое недоверие и решительное сопротивление любым, самым широковещательным теориям и "рецептам", претендующим с легкостью объяснить и разрешить "все" - насущнейшие "проклятые вопросы" действительности - и предлагающим для этого некие универсальные средства вне зависимости от самого различного жизненного "материала"»1.
Салтыков-Щедрин, являясь свидетелем своей эпохи, точно отражает быт, культуру своего времени, но одновременно с этим, наполняет свой текст творческими аллюзиями на историческое прошлое (мифопоэтическими конструкциями), позволяя, тем самым, представить общую картину социальной, политической и психологической жизни- героя, выявить новые проблемы современности. «Загадочная, запутанная среда», «действительность самая нагая и безотрадная», «ходячие абстракции», «скитающиеся призраки», «безграмотная темная ясность», «произвольные новости» - в этих восклицаниях автор усиливает систему так называемой «бессознательной реальности», которая и есть та иллюзорность и «кажимость», которая скрывается за внешней формальностью. Таким образом, автор «взламывает» параметры самой реальности, демифологизирует действительность со всеми ее атрибутами.
Анализ концептуальной демифологизирующей позиции Салтыкова-Щедрина важен для теории культуры, так как проблема демифологизации является основанием для рассмотрения культуры как «плюралистической целостности». Это актуализирует его значение в русской культуре XIX и XX веков, где особую остроту приобретает проблема разоблачения тех или иных мифов, основных способов и причин их отрицания в культуре. Исследование феномена демифологизации, в том числе в творчестве Салтыкова-Щедрина, дает возможность по-новому оценить специфику литературного процесса XIX века в условиях смены культурных парадигм и социально-исторических преобразований в России: отмены крепостного права, появления нового дворянства, разночинной интеллигенции - и выявить роль автора-сатирика, представляющего свой аналитический, безыллюзорный взгляд на мир.
1 Очерки русской культуры XIX века. T.5. Художественная литература. Русский язык. М., 2005. С.239.
Предшествующие интерпретаторы произведений Салтыкова-Щедрина концентрировались, главным образом, на отражении писателем действительности с характерным социологическим креном. Между тем, выводя в качестве своего кредо «свободное исследование русской жизни», сатирик смело экспериментировал, ставя текущую реальность на грань с фантастической, хронику факта - с ее философским обобщением, сводя сатирическое с этическим и психологическим изображением, тем самым не ослабляя, а напротив, неизмеримо расширяя возможности сатиры.
Предложенный в настоящем исследовании* подход — это еще один, как нам представляется, перспективный путь осмысления феномена М.Е. Салтыкова-Щедрина в истории русской культуры - во всей его интеллектуальной сложности, символичности и стилистической виртуозности — феномена, по нашему мнению, до конца не разгаданного и не исследованного. Поиск альтернативных путей общества в эпоху резких социальных и культурных сдвигов, предвидение крайностей всепоглощающего «бессознательного», хаотического прогресса, опасного пересмотра гуманистических норм и ценностей, стремление к сохранению духовного потенциала культуры и места человека в ней - такая позиция мыслителя и художника делает его близким современным устремлениям. Кроме того, актуальность исследования обусловливается и тематикой философского и культурологического характера, присутствующей в его творчестве. Это проблемы разумного и бессознательного, «кризиса поступка», взаимопонимания автора и читателя, отношения автора к его современности, статус иронии и «страшного смеха» как способов прояснения смысла жизни и т.п.
Одним из важных моментов в исследовании творчества Салтыкова является использование сатиры, реалистических приемов для демифологизации представлений о реальности; с помощью них автор «перекодирует» культурную семантику своего времени: парадоксально превращая высокое — в низкое, архаическое - в современное, идеологию — в повседневность, историю - в бытовые подробности, быт - в фантастику и.т.д. В такой перестановке ценностей автор углубляется, в суть каждой социокультурной проблемы, укрупняет ее параметры, выявляет противоречия и скрытые смыслы и, наконец, как ему представляется, непосредственно распознает саму действительность, во всей ее обнаженности и неприглядности, без прикрас и оправданий, без надежд и иллюзий.
Новый культурный, социально-политический опыт конца XX и начала XXI веков» позволяет переосмыслить роль М:Е. Салтыкова-Щедрина -писателя и мыслителя — в контексте истории русской культуры. Мысль об альтернативной миссии М.Е. Салтыкова-Щедрина, о неиссякаемой актуальности идей и образов сатирика в современной отечественной Л культуре уже звучала в недавних исследовательских работах . Однако, недостаточно изученной, на наш взгляд, является проблема демифологизации реальности в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, сохраняющая свою актуальность до- сих пор. Кроме того, комплексный, междисциплинарный, подход к изучению творчества Салтыкова-Щедрина, его социокультурного значения в контексте эпохи способствует серьезному переосмыслению1 всего ценностно-смыслового пространства XIX века.
Таким образом, цель исследования — представить демифологизацию в творчестве Салтыкова-Щедрина как. феномен культуры (в. рамках историко-культурного подхода). Из поставленной цели исследования вытекают и соответствующие задачи исследования:
- показать процесс демифологизации в истории культуры;
- определить демифологизирующую роль М.Е. Салтыкова-Щедрина в контексте русской культуры XIX века;
2 Кедрова М.М. Вопросы творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина в работах Г.Н. Ишука // Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина в историко-литературном контексте. Калинин, 1989; Пенская Е. Проблемы альтернативных путей в русской литературе / Поэтика абсурда в творчестве А.К. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина и А.В. Сухово-Кабылина. М., 2000; Павлова И.Б. Судьба России в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. М., 2006.
- выявить альтернативные пути сатирика в процессе демифологизации культуры, прежде всего, позицию автора как участника культурного процесса, диалог «автор — читатель» в творчестве сатирика, авторский подход к объяснению «кризиса поступка», природу «страшного смеха» в сатире;
- подробно проанализировать литературные «Сказки» - главный творческий итог сатирика, в которых наиболее глубоко и последовательно представлена взаимосвязь мифа и реальности, правды и вымысла, смешного и грустного, усиливающаяся в результате целенаправленной демифологизации смыслов.
Степень изученности проблемы. Понятие демифологизации в культуре представлено в отечественных и зарубежных исследованиях: Р. Барта, Ф.Х. Кессиди, Е.М. Мелетинского3. Недавнее исследование Ю.М. Дуплинской 4 является новой разработкой проблемы демифологизации, в которой подчеркивается идея «развертывания мифа» в культуре и обратный процесс - его «свертывания»; в промежутках между этими процессами возникает критическое осмысление действительности, ее культурная рефлексия. Немаловажное значение для нашей диссертации имеет исследование В. Рудневым 5 понятия «реальность» в культуре и литературе.
Об исторических типах культурного мышления и общей теории мифа говорится у А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, Е.М. Мелетинского, А.Я. Руревича, С.С. Аверинцева, В.Н. Топорова. Большую роль в развитии мифопоэтики сыграли исследования М.Л. Гаспарова, А. Лаврова, И. Приходько, А. Юловой о русской- поэзии XIX - XX вв., A.M. Минаковой, Л.В. Карасева, С.М. Телегина — о мифопоэтике романной прозы.
Проблема автора в культуре, имеющая непосредственное отношение к демифологизации, исследовалась в работах крупнейших литературоведов и
3 Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика, М., 1994; Барт Р. Мифологии. М., 2004; Мапептнский Е.М. Поэтика мифа; Кессиди 0JC. От мифа к логосу. Становление греческой философии. СПб., 2003; Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.
4 Дуплинская Ю.М. От мифа к логосу и от логоса к мифу: дискурс современности между мифом начала и мифом заката Саратов. 2004.
5 Руднев В. Прочь от реальности. М., 2000. культурологов: М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана6 и др. Понятие «автор» широко представлено и в зарубежных исследованиях — Р. Барта, Ж. Женетта, А. Компаньона7. Понятие «автор», переосмысленное М.М. Бахтиным, вышло за пределы предмета эстетики и перешло в культурологию. Расширение изначального смысла авторства привело к продуктивному использованию понятия «автор» в бахтинской «философии поступка», где автор произведения вырастает до автора нравственно ответственного поступка. Подобное теоретическое исследование проблемы автора не только сближает литературоведение и культурологию, но и во многом проясняет смысл сатирического творчества, в частности Салтыкова-Щедрина, раскрывая происхождение введенного им понятия «антипоступок».
Вопрос о смеховой культуре, столь важный для понимания творчества Салтыкова-Щедрина, подробно рассмотрен в известных трудах М.М. о
Бахтина, Д.С. Лихачева, Л.В. Карасева . Теоретические исследования в области смеха послужили толчком для разработки понятий «страшный смех» или «смешной страх» в сатире Щедрина, являющихся, на наш взгляд, его главной стратегией демифологизации.
Представления о личности Салтыкова-Щедрина, его вкладе в литературу помогают сформировать воспоминания, статьи, биографические и литературоведческие работы известных исследователей в области щедриноведения, таких как С.А. Макашин, A.M. Турков, В.В. Прозоров, А.П. Ауэр (о природе символической образности, об особенностях поэтики сатирика). Новейшее осмысление личности и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина, сквозь призму его биографических и литературных взаимоотношений с И.С. Тургеневым, представлено в монографии Н.С. Никитиной9. В исследованиях последнего десятилетия также
6 Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. СПб., 2000; Бахтин ММ. Проблемы творчества Достоевского. 5-е изд., доп. Киев, 1994.
7 Барт Р. Смерть автора. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989; Женетт Ж. Фигуры: Работы по поэтике: в 2 т. М., 1998; Компаньон А. Демон теории (Литература и здравый смысл). М, 2001.
8 Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. М., 1990; Лихачев Д.С., Патенко A.M. «Смеховой мир» Древней Руси». Л., 1976; Карасев Л.В. Философия смеха. М.,1996.
9 Никитина Н.С. И.С. Тургенев и М.Е. Салтыков-Щедрин: Творческий диалог. СПб., 2004. рассматривается преемственность между сатирическими произведениями словесного искусства разных литературных эпох10.
Наконец, при изучении феномена демифологизации у Салтыкова-Щедрина необходимо обратиться к статьям и работам современных исследователей, анализирующих мифопоэтические взгляды сатирика, своеобразие его мифопоэтики.
Очевидно, что М.Е. Салтыков-Щедрин — один из тех писателей, при анализе творчества которых не только уместно, но и необходимо обращение к более широким культурным, мифопоэтическим и идеологическим контекстам. Современные исследования открывают новые пути интертекстуальной интерпретации произведений Салтыкова-Щедрина. В частности, подробно изучаются реминисценции культурных текстов в сатире писателя (например, в романах «История одного города», «Современная идиллия», «Господа Головлевы»)11. Сквозь призму, например, библейских аллюзий можно увидеть мифологический подтекст и связанные с ним инновационные формы, кодирования литературного текста. Щедрина всегда привлекала возможность передать через мифологические и литературные параллели глубину изображаемого, рассказать ту или иную современную историю, комментируя ее с точки зрения отдаленной перспективы поскольку мифологизация представляет собой способ создания современных мифов на основе уже существующих традиций, имеющих
10 сакральное значение в культуре) .
10 См. М.Е. Салтыков-Щедрин и русская сатира XVIII -XX вв. М., 1998.
11 Гоювина Т.Н. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина (литературные параллели). Автореф. дисс. канд. филологии, наук. Иваново, 1988, Колесников А.Л. Особенности переосмысления библейского архетипа «жертвы» в романах М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» и Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Автореф. дисс., канд. филологии, наук. Белгород, 2001; Назаренко М. Мифопоэтика М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы», «Сказки»). Киев, 2002 // http://az.lib.rU/s/saItykowme/text0278.shtml. 10.08.
12 Телегин С.М. Мифологические мотивы в творчестве писателей 60-80-х годов XIX века (Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С. Лесков) // Литературные отношения русских писателей XIX нач. XX вв. М. 1995; Ремпель Е.А. Библейский текст и его функции в сатире Салтыкова-Щедрина: «История одного города», «Современная идиллия» // Литература и культура в контексте христианства. Ульяновск. 2002; Курнант Н.Б. Черты модерна и «состояние постмодерна» в последней книге М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина»// Русская классика: между архаикой и модерном. С-Петербург. 2002.
Салтыкову-сказочнику исследователи уделяли достаточное внимание: А.С. Бушмин, Б.Я. Бухштаб, В.А. Мысляков и др. выявляли фольклорные традиции в «Сказках». В последнее десятилетие исследователи подробно изучили мифопоэтический контекст в цикле «Сказок» сатирика13. Наше исследование теоретически опирается на наиболее важные работы отечественных и зарубежных авторов по проблемам сказки (А.Н.Веселовского, Ф.И. Буслаева, В.Я. Проппа, М. Элиаде, Е.М. Мелетинского, К. Леви-Стросса).
Современными исследователями подробно рассматриваются историко-культурные традиции в творчестве сатирика, поэтика его произведений, генеалогия художественных образов. Существуют научные работы, посвященные театрализации и визуализации литературных произведений Салтыкова («Господа Головлевы», «История одного города»)14.
Значительный исследовательский интерес представляют работы, в которых творчество писателя осмысленно в историко-культурном плане. По теме данного исследования концептуальное значение имеют исследования Б.В. Кондакова, монография Е.Н. Пенской, обширный философско-исторический анализ сатиры Салтыкова-Щедрина К.Г. Исупова15. В зарубежных исследованиях последних лет появились новые обширные статьи о творчестве сатирика в политическом контексте современности16.
13 Бахор Т.Л. Мифопоэтический контекст «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина // Культура и текст. Славянский мир: прошлое и современность. Сборник научных трудов. СПб - Самара - Барнаул. 2001; Тимофеева Г.Ю. Компоненты мифопоэтики и художественная модель мира в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. // Начало. Вып. 4. М, 1988.
14 См. диссертации: Баумтрог Н.Н. Театральная выразительность в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Барнаул, 2004; Мелешкова О.А. Театральность в русской прозе второй половины XIX в.: И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, П.В. Боборыкин. Коломна, 2005.
15 Кондаков Б.В. «Демифологизация» русской культуры в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. // Типология литературного процесса и творческая индивидуальность писателя. Пермь: Изд. ПГУ, 1993; Пенская Е. Проблемы альтернативных путей в русской литературе / Поэтика абсурда в творчестве А.К. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина и А.В. Сухово-Кабылина. M., 2000; Павлова КБ Судьба России в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. М., 2006; Исупов К.Г. Художественная философия истории Салтыкова-Щедрина: от исторической риторики к литературной топике и стилистике (статья первая). // Поэтика писателя и литературный процесс. Тюмень: Изд. ТГУ, 1988.
1е Reifarth G.Gegen die allmachtige Zensur. Politische Marchen von Michail Saltykov-Schedrin and Jewgeni Schwarz // Sprachkunst. Wien, 2003. jg.34. Hbd 1. Hardwick E. Among the savages// New York rev. of books. -N.Y., 2003, - vol.50, № 50, №12.
Анализ имеющейся; литературы позволяет сделать, вывод о том, что, несмотря* на большое количество исследований, посвященных конкретным аспектам творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина, требуются новые разработки, касающиеся проблемы вклада Салтыкова-Щедрина в формирование культуры XIX и XX веков, его демифологизирующей роли в истории русской культуры.
В качестве основных источников для данного исследования, использовались сатирические произведения Салтыков-Щедрина, написанные с 60-х. по 80-е годы: повесть, «Запутанное дело», романы «История одного города», «Господа Головлевы», «Современная идиллия», а также «Сказки».
Гипотеза, исследования. Творчество Салтыкова-Щедрина занимает особое место в истории* русской культуры, представляя, собой, мифопоэтические конструкции, наиболее полно и разносторонне раскрывающие взаимосвязь процессов мифологизации и демифологизации реальности в сатире.
Методология диссертационного исследования определена целеполагающей установкой. Изучение демифологизации реальности в творчестве сатирика проводилась с методологией ряда монументальных исследований по истории и теории культуры. Среди работ российских ученых свое плодотворное влияние на построение теоретико-методологической базы оказали исследования: С.С. Аверинцева, М.М.
I 7
Бахтина, Ф.Х. Кессиди,.Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского ; из зарубежных исследователей демифологизации - работы Р. Барта, К. Хюбнера, С. Лангер, М. Элиаде18.
В качестве основных методов диссертационного исследования были применены:
17 Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977; Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1968; Лопшан Ю.М. О русской литературе. Статьи и исследования (1958-1993). СПб 1997.
18 Барт Р. Мифологии. М., 2004; Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. Становление греческой философии. СПб., 2003; Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996; Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства. М; Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2001.
- сравнительно-исторический метод, используемый для определения-своеобразия творчества Салтыкова-Щедрина, его места и роли в культуре XIX века, выявления исторического значения деятельности литератора и мыслителя, а так же современного понимания и значения его творчества;
- кулътурфилософский метод, позволяющий рассмотреть творчество Салтыкова-Щедрина в контексте основных концепций философии культуры;
- историко-культурный метод, который исходит из первоочередной значимости для культурологического анализа литературы культурного контекста. Культурный контекст становится здесь основой для интерпретации литературных произведений; для нового видения социокультурной реальности, для формирования эксклюзивных представлений, противоположных общепринятым мнениям, массовой мифологии;
- методы интертекстуального и мифопоэтического анализа литературных произведений, позволяющие осмыслить творчество Салтыкова-Щедрина в контексте отечественной и мировой культуры, в связи с различными культурными текстами, обнаруживающими преемственность и смысловую «перекличку».
Объект исследования - художественное творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина в контексте русской-культуры XIX века.
Предмет исследования - феномен демифологизации в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина.
На защиту выносятся следующие положения:
- Рациональное познание мира послужило толчком к развитию демифологизации. У сатирика действительность не воспринимается в контексте привычных смыслов и ценностей. Это мир официозной праведности, который таит в себе бессмысленность. Социокультурная реальность предстает как абсурд, воображение диктует свои правила ее декодирования. Внешняя маскарадность, карнавальность официоза t становится той страшной реальностью, которая бессознательно превращается в миф. Сатирик обладает уникальной способностью выявлять и разоблачать универсальные мифы, переводить их на современный язык литературного повествования и замечать в них обыденность, приземленность или затаившийся политический «подвох». Салтыков-Щедрин расширяет возможности сатиры, с помощью которой он распознает и разоблачает то «пошехонское болото», которое «застоялось» в российской действительности.
- Важнейшая роль Салтыкова-Щедрина заключается в том, что он во многом предвосхитил основные тенденции современной культуры, и, прежде всего, раскрыл важные культурологические проблемы: автор и его демифологизирующая роль в литературе, «страшный смех» как способ разоблачения современной действительности, «антипоступок», или «проступок» как основная интенция российского социума, взаимосвязь мифа и реальности в контексте существующих проблем и т.д. В' целом-пессимистический взгляд сатирика на современность созвучен настроениям культурного процесса грядущего, XX века: бессознательное, неразумное и стихийное парадоксальным образом сочетается с разумным, аналитическим в рамках единого культурного процесса и расчленяется лишь с авторских позиций, с точки зрения последовательной демифологизации.
- Актуализация понятия «автор» в творчестве сатирика является новым поворотом в осмыслении индивидуальности и неповторимости личности писателя в культуре. Проблема автора неразрывно связана с проблемой читательской аудитории. В критической ситуации культурного переворота автор, снедаемый недугами бессознательного хаоса, переживает творческий и моральный кризис. Поведение автора воспринимается в контексте трактуемой- по-своему «смерти автора». Сатирик подчеркивал, что деградация личности (автора) происходит параллельно с процессом «умаления» литературного творчества и его влияния на общество.
С точки зрения сатирика, автор должен сделать «рывок» из всепоглощающего пессимистического кругооборота жизненных препятствий, совершить нравственный «поступок» (понятие М. Бахтина) — творческий акт самовыражения в тексте — и быть способным к самокритике (т.е. отвечать за свои поступки). В целом, демифологизация в культуре и литературе стимулирует творческий потенциал художника, мыслителя. Писатель в русской литературе XIX века выступал не только как творец, но и как «властитель дум» целого поколения. Задача его состояла в том, чтобы найти в среде читателей сознательное «я» и правдиво объяснить сложившуюся ситуацию настоящего времени, тем самым воспитывать здравомыслящего читателя.
- Проблема «страшного смеха», или «смеха страха» - одна из основных авторских стратегий в сатире Щедрина. Сатирический смех, в отличие от бахтинского, карнавального, праздничного смеха - это смех демифологизирующий. Страшный смех - это один из компонентов страшной действительности, которая таит в себе смерть. Страшный смех — бессмысленный и разрушительный и одновременно с этим -рефлектирующий, критикующий, разоблачающий стереотипы и иллюзорные представления о жизни. Культура смеха сатирика - это ироническая настроенность интеллекта, релятивизирующая мир, обнаруживающая его вечную подвижность и хаос.
- Литературная сказка - это новый и универсальный продукт кризисных культурных эпох, который необходим художнику как способ самовыражения и самоутверждения. Сказка помещала человека (самого автора) в обстановку жизненных миров и позволяла распознать в них себя и способность выживать в них. «Сказки для детей изрядного возраста» предстают центром (ядром) всего творчества сатирика; выступает как итоговое произведение обобщающего характера. Литературная сказка сатирика - продукт демифологизации, — вбирает в себя все фольклорные каноны, однако не принимают их целиком, они перерастают в форму сатирической, политической сказки, трансформируются в конкретно-историческом культурном контексте. Мифопоэтические реминисценции в «Сказках» - это сознательная авторская установка. Сатирик намеренно распознает современные законы безвременья, которые остаются неизменными в «наши времена». Хронотоп «Сказок» имеет тип «закрытого» пространства, который связан с идеей нравственной остановки героя и доминированием «мертвенных форм жизни».
Научная новизна> исследования.
Диссертационная работа впервые предлагает системный, целостный культурологический подход к изучению творческого наследия Салтыкова-Щедрина. Это позволяет осветить новые грани художественного мира писателям его связи с широким историко-культурным контекстом;
- сатира как литературный жанр, раскрывается сквозь призму демифологизации и предстает как механизм обновления культуры, как средство переоценки стереотипов;
- общая тенденция творчества писателя рассматривается как индивидуальная творческая практика, демифологизирующая реальность, г распознающая и дезавуирующая массовые мифы обыденного сознания;
- сатирическое творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина раскрывается через авторские понятия-«клише»: «нагая реальность», «ходячие абстракции», «пустая утроба», «головотяпство», «бессмысленные мелькания» и т.д., отражающие явления, которые широко распространены в окружающей социальной действительности; эти явления доведены до абсурда и демифологизированы автором;
- в творчестве Щедрина выявляются смысловые концепты культуры: «страшный смех», «смерть автора», «философия проступка», получившие свою актуальность уже в XIX веке, но функциональные для последующей культуры XX века, что является важным моментом для понимания некоторых процессов «нашей действительности» (Щедрин).
Практическая значимость исследования: Основные выводы, полученные в диссертации, могут быть использованы в культурологических исследованиях истории русской культуры XIX и XX вв., в частности, национального и мирового значения культурного наследия М.Е. Салтыкова-Щедрина, особенностей его сатиры. Теоретические положения диссертации могут быть включены в более широкий контекст исследований, посвященных изучению процессов мифологизации и демифологизации в культуре, психологии и социологии общественного сознания. Материалы исследования также могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по истории и теории культуры, истории русской литературы XIX века.
Апробация исследования: Текст диссертации обсужден на кафедре истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета. Основные идеи диссертации представлены в докладах на ряде научных конференций:
- «От текста к контексту»: Научная конференция, 2002, Ишим;
- «Пушкинские чтения»: X международная научная конференция, 2005, Санкт-Петербург;
- «Десятые Салтыковские чтения»: Научная конференция, 2006, Киров;
Визуальные стратегии в искусстве: теория и практика»: Международная научная конференция, 2006, РГГУ, Москва;
- «Миф и художественное сознание XX в. (Миф в модерне и модерн как миф): Международная научная конференция, 2008, Москва.
Результаты диссертационного исследования, а также отдельные материалы, содержащиеся в диссертации, нашли свое отражение в 10 публикациях автора, в том числе двух - в изданиях, рекомендованных ВАК.
Структура диссертации соответствует целям и задачам исследования. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и списка использованных источников и литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Поэтика "чужих" образов в прозе М.Е. Салтыкова-Щедрина2006 год, кандидат филологических наук Немыкина, Ирина Владимировна
Средства выражения оценочных значений в идиостиле М.Е. Салтыкова-Щедрина2008 год, кандидат филологических наук Саввина, Юлия Владимировна
Сатирическая проза М. А. Булгакова 1920-х годов: Поэтика комического2000 год, кандидат филологических наук Петренко, Александр Филиппович
Историческое развитие России как отражение политического генотипа в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина2003 год, кандидат исторических наук Дорошенко, Наталья Евгеньевна
"Пошехонская старина" в системе романного творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина1999 год, кандидат филологических наук Королева, Виктория Борисовна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Глазкова, Татьяна Александровна
Заключение
В данной работе была предпринята попытка представить творческую эволюцию, развитие новых концептов, этических принципов сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина сквозь призму демифологизации реальности.
Демифологизация рассматривается как художественный прием, как осознанная авторская установка в творчестве, особый тип мышления и альтернативная позиция писателя.
В философском и культурном понимании демифологизация -освобождение сознания от мифологических элементов путем активизации воли к пониманию. Демифологизация как феномен культуры происходит в результате расслоения единого предмета понимания на миф и реальность.
Демифологизация — это постоянный и непрерывный процесс в культуре, который имеет критерий переходности: от мифологического к рациональному, от мифа к логосу. Но не исключено и обратное движение, ремифологизация, когда миф на почве рациональной культуры возрождается и обновляется, открываются перспективы мифотворчества (этот процесс явно выражен в культуре постмодернизма). В зазоре между мифом умирающим и мифом возрождающимся актуализируются процессы демифологизации. Таким образом, демифологизирующее исследование жизни - это момент оценки прошлого и пророчества будущего, это особый тип мировосприятия автором окружающего мира и культуры в нем.
Исследование современности путем разоблачения архаического определяет мифопоэтическую универсализацию, приводит к обобщениям, неким целостным завершениям, что представляет интерес для современной культурологии.
Вторая половина XIX века явилась эпохой расцвета русской литературы и литературной критики, и, как следствие, процесса демифологизации реальности. Страстная дума о судьбе родины, внимание к человеку — характерные темы для писателей и критиков того времени. Демократизация и поиск новых идей становится возможным способом мышления и осознания социальной, политической, культурной ситуации в стране и в мире. Писатель этого времени выражает свою активную позицию, доходящей до критики глобализационных проблем современности.
Деятельный писатель М.Е. Салтыков-Щедрин - создатель сатирических произведений, мыслитель, литературный критик, а так же теоретик литературы и искусства являлся самым ярким демифологизатором своего времени. «Каждое произведение Щедрина, взятое и в целом, и в своих дробных — даже мельчайших — составных элементах, является синтезом логического и образного познания действительности. И потому к нему больше, чем к какому-либо другому великому русскому писателю, подходит название «художник-исследователь». Он не был «головным» писателем. Неверно говорить о чрезмерной рассудочности, рационалистичности склада его мышления и созданных им образов. Щедрин творил не только умом, но и сердцем, в его произведениях запечатлелись и страсть темпераментного политического борца, и трезвый, анализирующий дар мыслителя, и творческая интуиция проникновенного художника»1.
Автор - сатирик, используя прием демифологизации реальности, усиливает и выводит на поверхность ту или иную проблему, одновременно критикует, опускает до повседневного и обыденного, чтобы тем самым показать сложность человеческого существования в современной действительности.
Поиск альтернативных путей в эпоху общественных и социальных подвижек, предвидение опасного и всепоглощающего «бессознательного», хаотического прогресса и гуманистических норм, стремление к сохранению духовного потенциала культуры и человека в ней — такая позиция мыслителя делает его близким современным устремлениям. Альтернативность автора заключается в том, чтобы распознать «внешнюю бессобытийность» нашей жизни, разоблачить показную совесть, выявить причины нравственной
1 Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин -1991. ФЭБ. http://feb-web.ru/feb/ivl/vl7/vl7-0962.htm деградации героя-современника, подверженного насилию со стороны призрачного мира, найти своего друга читателя и донести до него пророческое слово.
Анализ демифологизации реальности в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина позволяет сделать следующие выводы:
1. Автор — творческий деятель и литератор в настоящее время (как и в целом) ощущает исчерпанность своих творческих сил, поддается стихии «бессмысленных мельканий». Однако в ускользающей действительности он занимает позицию трезвомыслящего критика, где все подвергает сомнению и взывает к самоанализу. Авторская стратегия - демифологизация реальности, замешанная на мифопоэтических конструкциях, образует «свой миф».
Сатирик направляет свое творчество на дезавуацию широко распространенных мифов: миф о заботливой власти, опекающей мировых обывателей, миф о существующей древней правде, способной весь мир осиять, миф о взаимопонимании и духовном просвещении гения и толпы, о мирном сосуществовании бедного и богатого, о революционности, нравственности, бескорыстности русской жизни, об идеальном герое (богатыре) - спасителе мира и др. Сатирик распознает ремифологизированные архетипы, переводит их на почву современной действительности.
Основными приемами разоблачения действительности в тексте являются лингвистические определения, заключения, авторские комментарии и т.д. «загадочная, запутанная среда», «действительность самая нагая и безотрадная», «ходячие абстракции», «скитающиеся призраки», «безграмотная темная ясность», «произвольные новости» - в этих восклицаниях автор усиливает систему бессознательной реальности, которая и есть та «кажимость», над которой раздается страшный смех правды. Авторское слово имеет сложную организацию, оно наполняет символическими смыслами весь текст, подводит к критическим обобщениям. Сатирика интересуют взаимоотношения автора с его другом читателем, которые должны строиться на взаимопонимании, в основе которого культурный и интеллектуальный диалог.
2. Основным, на наш взгляд, компонентом демифологизации реальности является «страшный смех» в творчестве Салтыкова. Сатирический смех сродни иронии, которая, по выражению Щедрина, распространяется «в виде тончайшего эфира» и, уязвляя противника, остается неуязвимой и формально неуловимой. Недаром сатирик говорил: «. страшное орудие — ирония.». Страшный смех наиболее ярко проявляется в сатирическом гротеске. Гротескный образ - это мир наизнанку, театральность, с внешне искусственными и грубыми гипертрофируемыми формами. Все это, в совокупности, вызывает саркастический смех, трансформирующийся в бессознательную смерть. Страшный смех — это особая форма разоблачения реальности, с помощью которой автор подрывает сложившуюся традицию восприятия мира. Это игра разума, которая раздражает читательский критикующий смех. Антитезой смеха в сатире является совесть. Совесть способна разбудить нравственные начала, имеет внутреннюю направленность. Это способ самопознания, прозревающий смех над самим собой. Такого рода смех возбуждает эмоции негодования, критического обвинения всему, что не дает человеку стать человеком. Автор-сатирик обладает высокой степенью культурного смеха, смеха интеллектуала, который смеется не потому что смешно, а потому что происходит осознание страшного, бессмысленного и раздробленного мира. Его смех ироничен и строг одновременно, он побуждает к разуму и воли, к разоблачению циничности и глупости в мире.
3. Метафизика движения феномена демифологизации реальности в культуре, наглядным образом представленная в авторской сказке - это движение «от мифа к логосу». В своих «Сказках» сатирик использует многообразный мифопоэтический арсенал традиции, который трансформируется в социально-политический текст, направленный на демифологизацию реальности. Внешняя гиперболизация персонажа необходима автору для усиления разоблачения социального мира, его нестабильности, разобщенности, отдельности от целого. Сатирическая сказка Салтыкова - это возможный отклик на литературные опыты его современников, которые в краткой повествовательной форме выражали самое главное, ставшее откровением для простого читателя. Сказка сатирика — это так же способ самовыражения, удобная форма для критического анализа реальности, вызов современности, поиск ответа на поставленные вопросы «нашего дня», попытка обобщить, сделать заключительный итог, сказать недосказанное.
Салтыков-Щедрин один из первых русских писателей показал процесс перекодировки языка, образа, сознания, то есть, процесс демифологизации, переходный в своем движении.
Прием демифологизации подрывает все традиционные устои, однако энергия разума, способного критически и ответственно оценить ход событий своего времени, пытается преодолеть грозящий распад и дисгармонию культуры.
Демифологизация реальности в сатире писателя - форма отображения «кризиса поступка» в современном мире и, одновременно с этим, попытка прорыва в новую систему деятельного и нравственного понимания.
Таким образом, тенденция к демифологизации реальности в русской литературе и культуре требует дальнейшей разработки и исследования, так как данный культурный феномен раскрывает многие причинно-следственные связи с социальной, политической и культурной жизнью. Перспективной разработкой на наш взгляд является поэтика демифологизации реальности в литературной сказке к. XIX нач. XX вв.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Глазкова, Татьяна Александровна, 2009 год
1. Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. соч.: В 20 т. М., 1965-1977.
2. Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. соч.: В 20 т. М., 1974.
3. Салтыков-Щедрин М.Е. Избранные сочинения. М., 1954.
4. Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. соч.: В 10 т. М., 1988.1. Литература
5. Аверинцев С.С. Бахтин, смех, христианская культура. // М.М. Бахтин: pro et contra. Личность и творчество М.М. Бахтина в оценке русской и мировой гуманитарной мысли. Том I. Спб., 2001.
6. Акелъкина Е.А. В поисках целостности духа, Бога и вечности (Пути развития философской прозы конца XIX века). Омск. 1998.
7. Алякринская М.А. Петербург М.Е. Салтыкова-Щедрина // Петербург в мировой культуре. СПб., 2005.
8. Аникин В.П. Русские писатели и сказка. // Сказки русских писателей. М., 1985.
9. Ауэр А.П. Некоторые особенности поэтики М.Е. Салтыкова-Щедрина. // Творчество ME. Салтыкова-Щедрина в историко-литературном контексте. Калинин: Изд. КГУ, 1989.
10. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.13 .Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990.
11. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986.
12. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. СПб., 2000.
13. Бахтин М.М. К философии поступка. // Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев: Next, 1994.
14. Бахтин М.М. Собр. соч. в 7 т. Т.5. М., 1997.
15. Бахтин М.М.: pro et contra. Личность и творчество М.М. Бахтина в оценке русской и мировой гуманитарной мысли. Том I / Сост., вступ. ст. и коммент. К. Г. Исупова\ Спб.: РХГИ, 2001. -552 с. (Русский путь).
16. Бахтинология. Исследования. Переводы. Публикации: К 100 летию рождения М.М. Бахтина / Редкол.: А.П. Валицкая и др. СПб.: Алтейя, 1995.
17. Барт Р. Мифологии. М., 2000.
18. Барт Р. Смерть автора. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.
19. Бахор Т.А. Мифопоэтический контекст «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина. // Культура и текст. Славянский мир: прошлое и современность. Сборник научных трудов. СПб Самара - Барнаул, 2001.
20. Белинский В.Г. О Литературе: избранные сочинения в 2-х т. Т. 2. М., 1952.
21. Бледный С.Н. Истоки российского «макиавеллизма»: Управление политическими процессами в общественной мысли России во второй половине XIX начале XX вв.
22. Борщевский С. Щедрин и Достоевский. История их идейной борьбы. М.: ГИХЛ, 1956.
23. Бугимин А.С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. Л.: Наука, 1987.
24. Буишин А.С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1984.
25. Буигмин А.С. Сказки Салтыкова-Щедрина. Л.: Художественная литература, 1976.
26. Бухштаб Б.Я. Литературоведческие расследования. М., 1982. Бялый Г. А. Русский реализм конца XIX века. Л., 1973.
27. Васильев В.Е. Концептуальное моделирование художественного дискурса (Салтыков-Щедрин — Замятин Тынянов). // Метафизические исследования. - Вып. 4. СПб.: Алетейя, 1997.
28. Волосков КВ. Эволюция гротеска в поэтике М.Е. Салтыкова-Щедрина. Автореф. дисс. .канд. филологич. наук. М., 2000.
29. Габунова Г.М. М.М. Бахтин и М.Е. Салтыков-Щедрин (К вопросу об этическом и эстетическом). // Бахтинские чтения. Вып.2. Орел: Изд. Орловской гос. телерадиокомпании, 1997.
30. Герасимович М.М. Салтыков-Щедрин о роли литературы и положении писателя в обществе // Русская словесность, 1994. № 4.
31. Герцен Н.А. Собр. соч. в 30 т. М., 1974.
32. Гиппиус В.В. Люди и куклы в сатире Салтыкова. // Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. М. Л.: Наука, 1966.
33. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.
34. Головина Т.Н. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина: литературные параллели. Иваново: Изд. ИвГУ, 1997.
35. Гончаров С.А. Культура и текст. Миф и мифопоэтика: Сборник научных трудов. Барнаул, 2004.
36. Гроссман Л.П. Цех пера: Эссеистика. М.: «Фграф», 2000.
37. Гусев С.С. Тулъчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. М., 1985.
38. Доброхотов А.Л. Онтология символа в ранних трудах А.Ф.Лосева. — В сб.: Античность в контексте современнности. Вопросы классической филологии. М., 1990.
39. Доманский Ю.В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте: Пособие по спецкурсу / Ю.В. Доманский. Тверь, 2001.
40. Дуплинская Ю.М. От мифа к логосу и от логоса к мифу: дискурс современности между мифом начала и мифом заката / Ю.М. Дуплинская. Мин-во образования и науки Рос. Федерации, Саратов, гос. техн. ун-т. Саратов: Саратов. Гос. техн. ун-т, 2004.
41. Duric J. Smisao mita // Filozofija I drustvo. Beograd, 1995.
42. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск,1995.
43. ЖенеттЖ. Фигуры: Работы по поэтике: в 2 т. М., 1998.
44. Живов В.М., Успенский Б.А. Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России). // Успенский Б.А. Избранные труды. В 3-х т. Т.1.М., 1996.
45. Жук А.А. Русская проза второй половины XIX века: Пособие для учителей. М., 1981.
46. Жук А.А. Сатирический роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия». Саратов, 1958.
47. Журавлева А.И. Салтыков-Щедрин и явление «вибрации фактуры» литературного героя // Анна Журавлева, Всеволод Некрасов. Пакет. М.,1996.
48. Золотусский И.П. Смех Гоголя. М., 2005.
49. Иванов Вячеслав. Родное и вселенское. М., 1994.
50. Исупов КГ. Художественная философия истории Салтыкова-Щедрина: от исторической риторики к литературной топике и стилистике (статья первая). // Поэтика писателя и литературный процесс. Тюмень: Изд. ТГУ, 1988.
51. История русского романа: В 2 т. М., 1964.
52. Ищук Г.Н. Читатель в литературно-творческом сознании М.Е. Салтыкова-Щедрина. // Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1826-1976. Калинин: Изд. КГУ, 1977.
53. Карасев JI.B. Философия смеха. М.: Рос. Гуманит. Ун-т, 1996. 224 с.
54. Каминский В.И. Пути развития реализма в русской литературе конца XIX века. М., 1983.
55. Келейникова КМ. Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина в западноевропейском литературоведении и критике. Автореф. .доктора филолог, наук. Екатеринбург, 1992.
56. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу (Становление греческой философии). М., 1972.
57. Кондаков И.В. Культурология: История культуры России. М.: ОМЕГА-JI, 2003.
58. Колесников А. А. Переосмысление архетипа «блудного сына» в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». // Писатель, творчество: современное восприятие. Курск: Изд. КГПУ, 1999.
59. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.
60. Кондаков Б.В. «Демифологизация русской культуры в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. // Типология литературного процесса и творческая индивидуальность писателя. Пермь: Изд. ПТУ, 1993.
61. Кондаков Б.В. «Образ-маска» в системе художественных образов Салтыкова-Щедрина. // Проблемы типологии литературного процесса. — Пермь, 1981.
62. Козолупенко Д.П. Миф на гранях культуры. М. «КАНОН+» РООИ «Реабилитация», 2005.
63. Компаньон А. Демон теории (Литература и здравый смысл). М, 2001.
64. Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в динамически меняющемся мире: монография. М., 2007.
65. Курнант Н.Б. Черты модерна и «состояние постмодерна» в последней книге М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина». // Русская классика: между архаикой и модерном. СПб., 2002.
66. Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства: Пер. с англ. С.П. Евтушенко. М.: Республика, 2000. 287 с. - (Мыслители XX века).
67. Лесков Н.С. Собр. соч.: В 12 т. М., 1989.
68. Лихачев Д.С., Панченко «Смеховой мир» Древней Руси». JL, 1976.
69. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы: Смех как мировоззрение и другие работы. СПб.: Алетейя, 1997.
70. Лихачев Д.С. «Летописное время» у Салтыкова-Щедрина. // Лихачев Д.С. Поэтика древне-русской литературы. М., 1979.
71. Лихачев Д.С. Русская культура в современном мире. // Новый мир. 1991. № 1.
72. Лобаев В.Е. Программа демифологизации Рудольфа Бультмана. М., 2000.
73. Лосев А. Ф. Миф Число - Сущность. М., 1994. Изд-во «Мысль».
74. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М.,1990 .
75. Лотлшн Ю.М., Успенский Б.А. Миф-имя-культура. // Успенский Ю.А. Избранные труды: В 3-х т. Т.1. Семиотика культуры. Семиотика истории. М., 1996.
76. Лотман Ю.М. Феномен культуры. // Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах,- T.I Статьи по семиотике и топологии культуры Таллин, "Александра", 1992.
77. Макеев М.С. Спор о человеке в русской литературе 60-70 г.г. XIX века. Литературный персонаж как познавательная модель человека. М., 1999.
78. Макагиин С.А. Салтыков-Щедрин Биография. Т.1. М.: ГИХЛ, 1951.
79. Макагиин С. А. Салтыков-Щедрин М.Е. на рубеже 1850-60 годов. Библиография. М., 1972.
80. Макашин С.А. Салтыков-Щедрин. Середина пути, 1860-1870-е г.г.: Биография. М., 1984.8'4. Макашин СЛ. Салтыков-Щедрин. Последние годы. 1875-1889. Биография. Т.4. М., 1989.
81. ЪЪ.Маслов Е.С. Мотив прибеднения в былинах и в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Богатырь» как принадлежность русского национального менталитета. // Наука о фольклоре сегодня: междисциплинарные взаимодействия. М.: Диалог. МГУ, 1998.
82. Манн Ю. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996.
83. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., 1994.
84. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. 2-е изд., репринтное. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, Школа «Языки русской культуры», 1995. 408 с. - (Исследования по фольклору и мифологии Востока).
85. Мелетинский Е.М. Общие положения мифа и мифологии // Мифологический словарь. М., 1990.
86. Михаил Бахтин: pro et contra. Творчество и наследие в контексте мировой культуры. Том II / Сост. и коммент. КГ. Исупова; библиография о.Ю. Осьмухиной, Т.Г. Юрченко, О.Е. Оссовского, Н.Б. Панковой. Спб.: РХГИ, 2002. 712 с. - (Русский путь).
87. Михайлюк А.В. Критический анализ философских идей Карла Раймунда Поппера. Мурманск. 2006. Дис. канд. филос. наук.
88. Михайловский Н.К Поли. собр. соч.: В 10 т. СПб, 1908.
89. Назаренко М. Мифопоэтика М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы», «Сказки»). Киев. 2002. http ://az.lib .ru/s/saltyko wme/text0278. shtml
90. Никифорова В. Ф. Сказки в кругу сатирических произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина. // Анализ художественного произведения в контексте творчества писателя. М.: Просвещение, 1987.
91. Николаев Д.П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М.: Художественная литература, 1977.
92. Николаев Д.П. Смех Щедрина: Очерки сатирической поэтики. М.: Советский писатель, 1988.
93. Никитина Н.С. И.С. Тургенев и М.Е. Салтыков-Щедрин: Творческий диалог. СПб.: Наука, 2004.
94. Нестерова Т.А. Эволюция образа литературного критика в фельетонах М.Е. Салтыкова-Щедрина и JI. Андреева. // Проблемы литературного образования. Ч. I. Екатеринбург, 2002.
95. Очерки русской культуры XIX века. Т.1. Общественно-культурная среда. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1998.
96. Очерки русской культуры XIX века. Т.5. Художественная литература. Русский язык. Изд-во Мос-го ун-та. М., 2005.
97. Павлова И.Б. В поисках блага России (Салтыков-Щедрин в полемике с Достоевским). // V Всероссийские чтения «Оптина Пустынь и русская культура», посвященные братьям Киреевским. Калуга, 2004.
98. Павлова И.Б. Судьба России в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. М., 2006.
99. Панченко A.M. Русская культура в канун петровских реформ. JL, 1984.
100. Палиевский П.В. Русские классики. Опыт общей характеристики. М., 1987.10Ъ.Пахсаръян Н.Т. Реальность текст - литература - реализм: динамика взаимодействия. // Вестник Московского Университета. Сер. 9. филология. 2006. №2.
101. Пенская Е. Проблемы альтернативных путей в русской литературе / Поэтика абсурда в творчестве А.К. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина и А.В. Сухово-Кабылин. М.: Carte Blanche», 2000.
102. Пересыпкин Е.П. Повесть М.Е. Салтыкова: поэтика жанра. Автореф. .кандидата филологич. наук. Ставрополь, 2002.
103. Пешкова А.В. Русская смеховая культура: истоки и становление (XI -XIII вв.). Дисс. .канд. культурологических наук. М., 2004.
104. Писарев Д.И. Сочинения: В 4 т. М., 1955. Прозоров В.В. Салтыков-Щедрин. // Русская литература и фольклор: Вторая половина XIX века. Л., 1982.
105. Писарев Д.И. Цветы невинного юмора. // М.Е. Салтыков-Щедрин в русской критике. М., 1956.
106. Прозоров В.В. Читатель и литературный процесс. Саратов. 1975.
107. Покусаев Е.И. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина. М., 1975.
108. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб.: Изд. СПб.: Изд. СПб. Ун-та, 1996.
109. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1976.
110. Пропп В.Я. Русская сказка. Л. Изд. ЛГУ, 1984.
111. Ремпелъ Е.А. Библейский текст и его функции в сатире Салтыкова-Щедрина: «История одного города», «Современная идиллия». // Литература и культура в контексте христианства. Ульяновск. 2002.
112. Ремпелъ Е.А. Библейский текст и его функции в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. // Филологические этюды. Саратов. 2003. Вып. 6.
113. Революционные демократы и русская литература XIX века. Изд. «Наука». М., 1986.
114. Риккардо Николози. Вырождение семьи, вырождение текста: «Господа Головлевы», французский натурализм и дискурс генерации XIX века. // Русская литература и медицина: Тело, предписания, социальная практика: Сб-к статей. М.: Новое издательство, 2006.
115. Розенберг В. Лебединая песнь Щедрина. // Русское богатство. 1914. №;. С. 170. От 26 марта 1888.
116. Руднев В. Прочь от реальности. / Исследования по философии текста. М., 2000.
117. Рымаръ Н.Т. Смех и поэтика экстатического. // Смех в литературе. Семантика, аксиология, полифункциональность. // Межвузовский сборник научных статей. Самара, 2004.
118. Рюмина М.Т. Смех как эстетический феномен: Вопросы теории и истории. Автореф. дисс. . канд. культурологических наук. М., 1999.
119. Reifarth G. Gegen die allmachtige Zensur. Politische Marchen von Michail Saltykov-Schedrin and Jewgeni Schwarz // Sprachkunst. Wien, 2003. jg.34. Hbd 1.
120. Садовская Е.Ю. Хронотоп в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия». // Пространство и время в художественном произведении. Оренбург, 2002.
121. М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников: в 2 т. Т.1. М., 1975.
122. М.Е. Салтыков-Щедрин и русская сатира XVIII-XX вв. М., «Наследие». 1998.
123. Сапченко Л.А. Карамзин и русская литература второй половины XIX века. Учебное пособие. Ульяновск: УлГУ, 2001.
124. Селиванов Ф.М. Стихи духовные. М.: Сов. Россия. 1991.
125. Старыгина Н.Н. Русский роман в ситуации философско-религиозной полемики 1860-1870-х гг. М., 2003.
126. Строгонова Е.Н. «Современная идиллия» М.Е. Салтыкова-Щедрина в литературном пространстве. Тверь, 2001.
127. Телегин С.М. Мифологические мотивы в творчестве писателей 60-80-х годов XIX века (Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С. Лесков) // Литературные отношения русских писателей XIX нач. XX вв. М., 1995.
128. Тимофеева Г.Ю. Компоненты мифопоэтики и художественная модель мира в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. // Начало. Вып. 4. М., 1988.
129. Топоров В.Н. Заметки по реконструкции текстов. // Исследования по структуре текста. М.: Наука, 1987.
130. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Прогресс-Культура, 1995.
131. Турков A.M. Салтыков-Щедрин: осознание современности как предчувствие будущего. // Очерки русской культуры XIX века. М., 2005. №5.
132. Успенский Б.А. История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема). // Успенский Б.А. Избранные труды. В. 3-х т. Т.1. М. Школа «Языки русской культуры», 1996.
133. Федоров А.А. Введение в теорию и историю культуры: словарь. М.: Флинта: МПСИ, 2005.
134. Федотов Г.П. Стихи духовные: Рус. Нар. Вера по духовным стихам./ Г.Федоров. М.: Прогресс: Гнозис, 1991.
135. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. Издание седьмое переработанное и дополненное. М. Издательство «Республика». 2001.
136. Философия: Учебник. 2-е изд. Отв. Редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. М.: ТОН Остожье, 2001.
137. Hardmck Е. Among the savages// New York rev. of books. N.Y., 2003, -vol.50, № 50, №12.
138. ХюбнерК. Истина мифа. M.: Республика, 1996.
139. А.П. Чехов: pro et contra / Сост., предисл., общая редакция И.Н. Сухих; послесл., примеч. А.Д. Степанова. СПб.: РХГИ, 2002.
140. Чудаков А.П. Слово-вещь-мир: От Пушкина до Толстого. Очерки поэтики русских классиков. М., 1992.
141. Шаврыгин С.М. Вечные темы и сюжеты в «Сказках» М.Е. Салтыкова-Щедрина. // Литература в школе. № 6. 1993.
142. Щедринский сборник. Статьи. Публикации. Библиография. Тверь, 2001.
143. Щербенок А. Деконструкция и классическая русская литература: От риторики текста к риторике истории. М.: Новое литературное обозрение, 2005.
144. Шилъникова О.Г. Статья М.Е. Салтыкова о Кольцове как источник его общеэстетических представлений. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8., Литературоведение. Журналистика. Волгоград. 2002. Вып. 2.
145. Шилъникова О.Г. «Эстетическое» и «художественное» в литературной критике М.Е. Салтыкова-Щедрина. // Преподавание и изучение русского языка и литературы в контексте современной языковой политики России. Нижний Новгород, 2002.
146. Шинкаренко В.Д. Смысловая структура социокультурного пространства: Миф и сказка. М.: КоиКнига, 2005.
147. Шкута Г.А. Мифопоэтические сюжеты и мотивы в творчестве Н.С. Лескова: монография. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. 213 с. Рубцовск, 2005
148. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Инвест-ППП, 1995.
149. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1996.
150. Элиаде М. История веры и религиозных идей. СПб. 2001. Т.1. От каменного века до элевсинских мистерий.
151. Элиаде М. Мифы современного мира. // Психология религиозности и мистицизма. М.: ACT, 2001.
152. Эпштейн М.Н. Литературное произведение и его критическое истолкование. // Актуальные проблемы методологии литературной критики: Принципы и критерии. М., 1980.
153. Юнг КГ. Об архетипах коллективного бессознательного. // Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.