"Пошехонская старина" в системе романного творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Королева, Виктория Борисовна

  • Королева, Виктория Борисовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 181
Королева, Виктория Борисовна. "Пошехонская старина" в системе романного творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 1999. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Королева, Виктория Борисовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I: ТИП ЩЕДРИНСКОГО РОМАНА.

Раздел 1: ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ В ТЕОРИИ И ИСТОРИИ РОМАНА.

Раздел 2: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЩЕДРИНСКОГО РОМАНА.

Раздел 3: ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ПОВЕСТВОВАНИЯ В РОМАНАХ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА. *

ГЛАВА II: «ПОШЕХОНСКАЯ СТАРИНА» В РОМАННОЙ СИСТЕМЕ ПИСАТЕЛЯ.

Раздел 1: СОБИРАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ПОШЕХОНЬЯ В РОМАНЕ «ПОШЕХОНСКАЯ СТАРИНА».

Раздел 2: «ПОШЕХОНСКАЯ СТАРИНА» КАК РОМАН ВОСПИТАНИЯ.

Раздел 3: СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ РОМАНА «ПОШЕХОНСКАЯ СТАРИНА »

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Пошехонская старина" в системе романного творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина»

Вопрос о поэтике «Пошехонской старины» рассматривался еще дореволюционной литературной критикой. Причем, последнее произведение сатирика ставилось в ряд предыдущих, и в результате такого системного подхода составлялась общая картина творчества писателя в целом. Русская критика сходилась во взглядах на творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина как на продолжение традиций мировой сатиры. Н. Денисюк так и заметил в биографическом очерке о писателе: «Литературные достоинства его произведений не уступают произведениям таких сатириков как Луций, Гораций, Ювенал, Гейне, Гофман, Альфиери, Сервантес, Рабле, Вольтер, Беранже и Свифт».1

Следует отметить, что выпуски критической литературы о Щедрине, собранные и опубликованные Н. Денисюком, включали в себя наиболее значительный критический материал о творчестве писателя, как прижизненный, так и приуроченный непосредственно к моменту выхода сборников в свет. Произведения Салтыкова рассматривались и в «Истории новейшей русской литературы» A.M. Скабичевского, и в «Истории русской литературы XIX столетия» H.A. Энгельгардта . Попытка оценить творчество сатирика в целом принадлежит Е.И. Утину, Н.К. Михайловскому, А.И. Введенскому4. В. Кранихфельд трактует творчество Щедрина

1 Денисюк Н. Критическая литература о произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина. В 5 - ти выпусках. - М., 1905. л

Скабичевский A.M. История новейшей русской литературы (1848 - 1890). - С.-П., 1891,-С. 289-317.

3 Энгельгардт H.A. История русской литературы XIX столетия. - Спб., 1902 - 1903. - В 2-х тт.

4 Утин Е.И. Сатира Щедрина. // Утин Е.И. Из ¡литературы и жизни. - С.-П., 1896. - Т.1. -С. 146-176.

Михайловский Н.К. Щедрин. // Михайловский Н.К. Сочинения. - С.-П., 1897. Введенский А.И. Литературные характеристики. - С.-П., 1903. - С.120 - 256. 4 как «мастерство бытописателя среднего человека»1. Выпуск журнала «Русское богатство» в 1914 году посвятил ряд статей творчеству

•л

Салтыкова-Щедрина . Своеобразно объясняет творчество своего современника К.Ф. Головин(Орловский). Он считает, что произведения писателя отличаются «драматическою силою и меткостью анализа», но в то же время и сожалеет о том, что «огромный талант писателя пошел на борьбу со злобою дня, на такой односторонний и узкий вид творчества, как сатира»3.

Критика XIX века не единожды обращалась к анализу романного творчества Салтыкова-Щедрина, в том числе и к его последней книге. Особого внимания в этом плане заслуживает статья В. Розенберга 4.

Литературоведением прошлых лет и современности исследовано идейно-тематическое своеобразие «Пошехонской старины». Однако не выяснены художественные особенности ее как романной формы, не отмечены причины перехода Салтыкова к созданию крупного жанра.

Современным литературоведением достаточно изучено романное творчество Ф.М Достоевского. Существуют весьма разработанные научные представления о его типе романа. Это четыре авторитетные концепции: Вячеслав Иванов и идея «романа-трагедии», определение «авантюрно-философского» романа у Л.П. Гроссмана,

1 Кранихфельд В. Десятилетие о среднем человеке. - Современный мир. - С.-П., 1907. -№11,12.

2 Русское богатство. - С.-П., 1914. - №4. - С. 38-52. о

Головин К.Ф.(Орловский). Русский роман и русское общество. - С - П., 1914. -№4. -С. 169-181.

4 Розенберг В. Лебединая песнь Щедрина. - Русское богатство. - С.-П., 1914. - №4. -С 169-181. 5 идеологического» романа у Б.М. Энгельгардта и «полифонического» романа у М.М. Бахтина.1

Типологическая общность романов Льва Толстого определяется в работах Б.И. Бурсова, Н.К. Гея, Н. Фортунатова .

В инвариантную структуру реалистического романа второй половины XIX века входит и романное творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина, в настоящее время незаслуженно обойденное вниманием литературоведов. Предстоит задача определения типа щедринского романа, его вида и жанровых разновидностей, выявление соответствий между теорией романа у писателя и его художественной практикой.

На сегодняшний день в литературоведении не представлен четко сам тип реалистического романа. Н.Д. Тамарченко пишет: «Чтобы соотнести друг с другом, например, структуры произведений Достоевского, Тургенева, Толстого не как варианты реализма XIX века, а как варианты романа (в данном случае - реалистического), следует определить, что такое реалистический роман как жанровая структура. А для этого необходимо выяснить, какие структурные особенности отличают реалистический роман как тип художественного целого от других исторических вариантов романа».3

1 Иванов В. Борозды и межи. - М., 1916. - С. 5-72. Гроссман Л.П. Поэтика Достоевского. - М., 1925.

Энгельгардт Б.М. Идеологический роман Ф.М. Достоевского. // Ф.М. Достоевский: статьи и материалы. Сб. 2. - М., Л., 1924. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.

2 Бурсов Б.И. Лев Толстой и русский роман. - М., Л., 1963.

Гей Н.К. О поэтике романа. // Изв. АН СССР. Сер. Литературы и языка. - 1978. - № 2. -С. 121-132.

Фортунатов Н.В творческой лаборатории писателя. - М., 1984.

•з

Тамарченко Н.Д. Русский реалистический роман XIX века. - М., 1997. - С. 12. 6

Таким образом, перед литературоведением стоит задача точного определения типа реалистического романа, выявления структурных особенностей, способствующих различению реалистического романа от других литературных жанров и жанровых разновидностей. Анализ романного наследия Салтыкова-Щедрина призван сыграть свою роль в решении поставленных задач.

В нашем исследовании, кроме обозначения структурных особенностей щедринских романов, поднимается проблема целостного анализа «Пошехонской старины» и выявление ее связей с другими романами писателя. Для достижения целей, поставленных в работе, определяется система романного творчества Салтыкова-Щедрина, рассматриваются ее специфические черты и отмечаются типологические качества. * *

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина является одной из ярких страниц отечественного литературоведения. Писатель проявляется в своих произведениях не только как обличитель общественных пороков, но и как талантливый художник, мыслитель, гуманист. Антисамодержавная направленность книг Салтыкова обусловила некоторую социологизированность их изучения, явно видную в исследованиях М.С. Горячкиной, Е.И. Покусаева, Я.С. Эльсберга \

С 1980х годов подход к изучению творчества Щедрина изменяется. Главное внимание уделяется раскрытию художественного мето

1 Горячкина М.С. Сатира Салтыкова-Щедрина. - М., 1976. - 239 с. Покусаев Е.И. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина. - М., 1963. - 471 с. Эльсберг Я.С. Стиль Щедрина. - М., 1940, - 463 с. Эльсберг Я.С. Салтыков-Щедрин. - М., 1953. - 630 с. 7 да Салтыкова, основных принципов его поэтики и эстетики. В монографиях A.C. Бушмина1 прослеживается внутренняя логика смены и взаимодействия творческих концепций писателя, осмысляются причины изменения его художественной манеры в зависимости от специфики идейно-творческого развития. Определяя общие итоги эволюции щедринского реализма, A.C. Бушмин особо останавливается на последнем этапе творчества писателя, отмечает значительность поздних произведений Салтыкова, подчеркивает меньшую изученность периода 1880х годов в отличие от ранней литературной работы писателя, выделяет три книги - «Сказки», «Мелочи жизни», «Пошехонскую старину», каждая из которых, по мнению исследователя, «проливает особый свет на существенные сдвиги в творческом методе писателя и . вносит особое, новое качество в позднейший щедринский реализм»2. A.C. Бушмин утверждает характерный для заключительного этапа творчества Салтыкова-Щедрина переход к новой художественной манере: «Нарастание трагического элемента в реализме Щедрина было обусловлено, во-первых, все более тесным соприкосновением творческих замыслов писателя с той «страдательной средой», которая испытывала весь гнет деспотизма, и, во-вторых, нарастанием трагизма в самой действительности .» . Останавливаясь на художественных особенностях воспроизведения писателем трагических и драматических сторон действительности, исследователь заключает, что «всего более художественное внимание Щедрина сосредоточивалось не на каких-либо исключительных трагических

1 Бушмин A.C. Сатира Салтыкова-Щедрина. - М., 1959. - 644с. Бушмин A.C. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. - JL, 1984. - 342с

2 Бушмин A.C. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. - С. 303. Бушмин A.C. Эволюция сатиры Салтыкова-щедрина. - С. 309. 8 ситуациях, а на трагизме обыденной жизни, на тех социальных драмах, которые разыгрывались повседневно»1.

Однако нам кажется, что усиление трагического пафоса и углубление психологизма в произведениях писателя было вызвано также общими закономерностями в развитии литературного процесса. Салтыков счел необходимым показать вторжение общественной ситуации в психологию, вскрыть необратимые процессы этого. В своих последних произведениях он отражает беспощадное подавление индивидуальности, покушение на своеобразие каждого человека и на свободу, раскрывает пороки политики, которая всех приводит «к общему знаменателю» и заставляет искать «мелочи» и «крохи», чтобы заполнить внутреннюю пустоту.

Щедриноведение 1950-1990х годов ознаменовалось обращением к изучению творчества писателя в его художественной специфичности. Наметился поворот к всеохватному филологическому исследованию живой ткани произведений, их структуры, поэтики Щедрина в целом. Литературоведы пытаются установить объективно-исторические закономерности развития щедринского реализма, определить индивидуальные качества и типологические черты отдельных произведений.

Новое слово в исследованиях о Салтыкове-Щедрине звучит в работах С.А. Макашина и Д.П. Николаева .

1 Бушмин A.C. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. - С. 312.

2 Макашин С.А. Салтыков-Щедрин. - М., 1951.

Макашин С.А. Салтыков-Щедрин на рубеже 1850-1860 годов. - М., 1972.

Макашин С.А. Салтыков-Щедрин. Середина пути. 1860-1870е годы. - М., 1984.

Макашин С.А. Салтыков-Щедрин. Последние годы. -М., 1989.

Николаев Д.П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. - М., 1977.

Николаев Д.П. СатираН.В. Гоголя и М.Е. Салтыкова-Щедрина. Автореф. дисс. . докт. филол. наук. - М., 1987.

Николаев Д.П. Смех Щедрина. - М., 1988. 9

С.А. Макашин создает научную биографию писателя, где представляет его не только борцом, но и художником, и философом. Исследователь раскрывает сложность и противоречивость личности Щедрина, драматические события жизни, повлиявшие на его творческую судьбу, определяет место творчества писателя в истории русской философской мысли и литературном процессе второй половины XIX века, выдвигает и обосновывает концепцию идейного развития, поэтапно прослеживает эволюцию щедринского реализма, в анализе конкретных произведений обозначает нравственную проблематику.

Д.П. Николаев в своей книге «Смех Щедрина» рассматривает произведения писателя в системе, обусловленной своеобразием художественного познания мира. Исследователь использует системно-типологический подход к творчеству сатирика как к идейно-эстетическому единству, дает целостную оценку вклада щедринского наследия в литературный процесс.

С конца 1980х- начала 1990х годов в литературоведении все больше внимания уделяется нравственной проблематике произведений. Щедриноведение в русле этого направления также особое место отводит исследованию нравственно-психологической стороны книг писателя, отмечает их общечеловеческое, вневременное, философское значение.

В целом ряде литературоведческих работ последних десятилетий выявляются художественные особенности отдельных произведений писателя. Так, например, В.А. Мысляковым1 акцентируется внимание на морально-этическом аспекте творчества Щедрина. «Мелочам жизни» посвящены работы Г.А. Абдуллиной , Г.А. Охотиной,

1 Мысляков В.А. Искусство сатирического повествования: проблема рассказчика у Сал тыкова-Щедрина. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. - Саратов, 1966.

10

А.Н. Орфановой, JI.H. Кузиной и К.И. Тюнькина1. Роман «Господа Головлевы» осмысляется К.Н. Григорьяном, Е.И. Покусаевым . «Пошехонская старина» анализируется в работах Н.В. Яковлева, Л.И. Ясневой, П.Б. Коржевой, Г.В. Иванова, И.П. Видуэцкой, о

К.И. Соколовой . Эпистолярное наследие рассматривается Е.Г. Елиной 4. Своеобразны работы А.П. Ауэра и Ю.Н. Борисова5,

1 Абдуллина Г.А. Цикл М.Е. Салтыкова-щедрина «Мелочи жизни». Автореф. дисс. . канд. филол. наук. — Л., 1980.

Охотина Г.А. Салтыков-Щедрин и Чехов: проблема «мелочей жизни». - Русская литература. - 1979. -№2. - С. 117-127.

Орфанова А.Н. Своеобразие психологизма в «Мелочах жизни» М.Е. Салтыкова-Щедрина. // Традиции и новаторство в художественной литературе. - Горький, 1980. — с. 85-95.

Кузина Л.Н., Тюнькин К.И. Интерпретация «мелочного» и «призрачного» в творчестве Толстого и Салтыкова- Щедрина ( 1880е годы ). // Салтыков-Щедрин. 1826-1976. - Л., -С. 126-142.

Григорьян К.Н. Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». - М. — Л., 1962.

Покусаев Е.И. «Господа головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина. - М.,1975.

3 Яковлев Н.В. «Пошехонская старина» М.Е. Салтыкова-Щедрина. - М., 1958. Яснева Л.И. Психологическая сатира конца XIX - начала XX веков. - Куйбышев, 1983. Коржева П.Б. «Пошехонские рассказы» и «Пошехонская старина» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. -М., 1955.

Иванов Г.В. Последняя книга Салтыкова. // Салтыков-Щедрин М.Е. Пошехонская старина. Вступит, ст. Г. Иванова. - Л., 1975. - С. 3-14.

Иванов Г.В. «Пошехонье» в творчестве Салтыкова-Щедрина 80х годов.// От Грибоедова до Горького. - Л., 1979. - С. 66-84.

Видуэцкая И.П. «Пошехонская старина» в ряду семейных хроник русской литературы . // Салтыков-Щедрин. 1826-1976. - Л., 1976. - С. 206-219.

Соколова К.И. Работа М.Е. Салтыкова-Щедрина над романом «Пошехонская старина» . Автореф. дисс. . канд. филол. наук. - Л., 1962.

4 Елина Е.Г. Эпистолярные формы в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. - Саратов, 1981.

5 Ауэр А.П., Борисов Ю.Н. Поэтика символических и музыкальных образов М.Е. Салтыкова-Щедрина. - Саратов, 1988.

Ауэр А.П. Салтыков-Щедрин и поэтика русской литературы второй половины XIX века. -Коломна, 1993.

11 посвященные проблеме символической образности в творчестве Салтыкова и его влиянию на русскую литературу. А.П. Ауэр1 также рассуждает об антиномичности художественного мира писателя и о преобладании в его поэтике психологической гиперболы. И.Б. Павлова исследует специфику щедринских романов 1860-1870х годов.

В 1990е годы появляется целый ряд публикаций, открывающих новые стороны в исследовании творчества великого сатирика. В.Н. Ерохин3 рассматривает особенности щедринской поэтики и говорит о "перевернутом мире" "Истории одного города", о создании писателем новой художественной парадигмы и использовании приема дегуманизации. О параллельности двух форм жизни в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина говорит Е.Г. Усовик4, анализируя философию проблематики творчества писателя, где по мнению исследователя "появляется раздвоенная реальность: с одной стороны, обыденность обывательского существования, отличающаяся полным отсутствием всех нравственных ориентиров . , с другой стороны, существует вторая реальность, как воплощение идеала писателя, в которой добро и истина являются высшими ценностями"5.

1 Ауэр А.П. Некоторые особенности поэтики М.Е. Салтыкова-Щедрина. // Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина в историко-литературном контексте. - Калинин, 1989.

2 Павлова И.Б. Художественное своеобразие романов Щедрина 60-70х годов: «История одного города», «Дневник провинциала в Петербурге», «Господа Головлевы». - Авто-реф. дисс. . канд. филол. наук. -М., 1980.

Ерохин В.Н. Перевернутый мир. // Традиции в контексте русской культуры. - Череповец, 1995.

4 Усовик Е.Г. «Что лживо, то и гнило». Философия проблематики творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. // Художественный текст и языковая система. - Тверь, 1996. -С. 30-35.

5 там же, с. 31.

12

О философии и эстетике творчества Салтыкова-Щедрина размышляет и К.Г. Исупов, утверждая, что «противоречия между «внутренним» и «внешним» /логикой и феноменом/ составляют центральный объект художественного историзма Щедрина»1.Причем, исследователь дает свое толкование понятий «внутреннее» и «внешнее». («Внутреннее» содержание истории - это стихия актуальных детерминаций нынешнего и будущего, источник исторической новизны. Сочетание новых веяний жизни с реликтами непродуктивного прошлого образует «внешнее» в настоящем».)2

К вопросу о приверженности Щедрина христианским ценностям л обращается С.Ф. Дмитренко . Проблему «Щедрин и православие» рассматривают также Т.П. Хлебянкина и E.H. Строганова4. О творчестве Салтыкова-Щедрина с точки зрения православного взгляда на русскую литературу рассуждает М.М. Дунаев5.

Из диссертационного литературоведческого материала последних лет обращает на себя внимание теоретическая работа Ц.Г. Петровой6, в которой на примере творчества Салтыкова-Щедрина анализируется общая концепция человека и мира и выявляется ее сатирический модус. Далее следует отметить работу

1 Исупов К.Г. Художественная философия истории М.Е. Салтыкова-Щедрина. // Литература и история. - С.-П., 1997. - В. 2.- С. 129-132. Исупов К.Г. Художественная философия истории М.Е. Салтыкова-Щедрина. - С. 129.

-2

Дмитренко С.Ф. Пошехонский исход. // М.Е. Салтыков-Щедрин в зеркале исследовательских пристрастий. - Тверь, 1996. - С. 95-99.

4 Хлебянкина Т.И. «Святой старик» (Салтыков-Щедрин и православие). Строганова E.H. «. Я праздную память иже во святых отец наших Павла Фивейского и Иоанна Кущника». // М.Е. Салтыков-Щедрин в зеркале исследовательских пристрастий.

5 Дунаев М.М. Православие и русская литература.- М., 1997. - Ч.З. - С. 265-278.

6 Петрова Ц.Г. Сатирический модус человека и мира (на материале творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина).Автореф. дисс. . канд. филол. наук. -М., 1992.

13

С .Я. Долининой1, которая в основу сопоставительного анализа творчества Л.Н.Толстого и М.Е.Салтыкова-Щедрина в 1850-1860х годах кладет исследование идеи о «мысли народной». Внимания щедриноведов заслуживает также работа Т.В. Волковой о проблеме «героя времени» в творчестве писателя. О природе жанра сатирического романа с точки зрения сатирического стиля рассуждает Л.В. Русаков и в своих теоретических размышлениях опирается на творчество Салтыкова-Щедрина. Исследователь заявляет о том, что «сатира как тип эстетического отношения к действительности проявляется в стиле как особый «способ моделирования». На различных уровнях формы и содержания она порождает особый сатирический стиль»3.

Своеобразно сопоставление романа Салтыкова-Щедрина «История одного города» и романа Ф.М. Достоевского «Бесы» в работе В.Д. Свирского4 . Исторические параллели «Истории одного города» и современной писателю действительности проводит З.Т. Прокопенко5. Интертекстуальность творчества сатирика становится объектом исследования в докторской диссертации E.H. Строгановой6. Проблемы эстетико-теоретического наследия писателя освещаются в книге М.М. Герасимович . Общелитературный контекст романа «История одного

1 Долинина С.Я. J1.H. Толстой и М.Е. Салтыков-Щедрин в 1850/60е годы. Дисс. . канд. филол. наук. - Саратов, 1996.

Волкова Т.В. Проблема «героя времени» в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина. Дисс. . канд. филол. Наук. - Тверь, 1996.

Русаков JI.B. О роде и жанре сатирического романа с точки зрения сатирического стиля. // Целостность художественного произведения и проблемы его анализа и интерпретации. - Донецк, 1992. - С. 81-83.

4 Свирский В.Д. Демонология. - Рига, 1991.

5 Прокопенко З.Т. Эпоха «великих реформ» в зеркале сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города». - Белгород, 1993.

6 Строганова E.H. «Чужое слово» в творческом процессе. (Диалог М.Е. Салтыкова-Щедрина с современниками и предшественниками). - Тверь, 1996.

7 Герасимович М.М. Уроки М.Е. Салтыкова-Щедрина. - Минск, 1993.

14 города» рассматривает Т.Н. Головина1.Она аргументированно обосновывает возможность сопоставления щедринского романа с Библией, с сатирическими зарубежными хрониками и утопиями от Платона до Чернышевского, с модернистской и постмодернистской литературой в лице Саши Соколова.

Последний сборник работ, посвященных творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, вышел под эгидой Щедринской Комиссии ИМЛИ в конце 1998 года . Авторы статей этого сборника (Д.П. Николаев, В.И. Сахаров, Т.Е. Автухович, Д.Д. Николаев, В.В. Прозоров, В.Б. Катаев, А.П. Руднев, Л.А. Спиридонова, А.П. Ауэр, Г.А. Ахметова, В.Ф. Уляндро) рассматривают творчество Салтыкова в контексте русской сатирической литературы и исследуют художественные параллели между щедринской сатирой и сатирой XVIII, XIX, XX веков. * *

Проблеме взаимоотношений творчества Салтыкова-Щедрина с зарубежным литературоведением посвящена работа Н.М. Келейниковой3.Исследовательница анализирует западноевропейскую критику о произведениях Салтыкова-Щедрина, начиная с прошлого столетия и завершая последними работами о Щедрине на Западе. По ее же книге «Правда слова не знает границ»4 у современных отечественных щедрино-ведов, не всегда в достаточной стапени владеющих иностранными языка

1 Головина Т.Н. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина: литературные параллели. - Иваново, 1997.

2 М.Е. Салтыков-Щедрин и русская сатира ХУШ-ХХ веков. - М., 1998. о

Келейникова Н.М. Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина в западноевропейском литературоведении и критике. - Автореф. дисс. . докт. филол. наук. - Екатеринбург, 1992.

4 Келейникова Н.М. Правда слова не знает границ: (М.Е. Салтыков-Щедрин в западноевропейской печати). - Ростов-на-Дону, 1989.

15 ми, создается представление о восприятии русского сатирика в Польше, Германии, Италии, Франции, Англии, Канаде и других странах.

Зарубежное щедриноведение с самого начала своих исследований творчества писателя осмысляет его в мировом литературном и культурном контексте.

Французская исследовательница Кира Санина1 связывает творчество Щедрина с историко-культурной системой, в которой он жил и создавал свои произведения, использует в работе большой документальный материал и создает живой образ писателя. Бельгийский ученый Жан Бланкофф высоко оценивает творческое наследие Щедрина и его служение гуманистическим идеям, утверждает, что провозглашение писателя каким бы то ни было идеологическим предтечей «затрудняет осмысление его много-ранной деятельности и ограничивает понимание «гениальной натуры»3 .

Англоязычная критика (А. Брюкнер, К. Валишевски, Д. Добсон, М. Бейринг) сходятся во мнении, что Салтыков - «независимый писатель, не принадлежащий ни к одному литературному направлению»4.

Истории одного города» посвящены работы И. Фут5. Он же называет «Убежище Монрепо» центральным в творчестве писателя и одним из самых существенных по своему итоговому содержанию в разработке двух

1 Sanine К. Saltykov-Chtedrine. Sa vie et ses oeuvres. - Paris, 1955. л

Blankoff J. Trois témoignages concordants sur Teffondrevent d'une société: l'oeuvre de Saltykov- Scedrin, de Pisemsky et de Gleb Uspensky. - Praha; Bruxelles, 1968. цитируется по книге: Келейникова Н.М. Правда слова не знает границ.

4 Bruckner A. A Literary History of Russia by A. Bruckner. - London and Leipzig, 1908. Waliszewski K.A. History of Russion Literature. - London, 1900.

Georg Dobson. Saltykoff (Stchedrin), Michael Evgrafovich. // The Encyclopedia Britanica, Tenth edition. Vol. XXXII (new Volumes, Vol. VIII). - Edinburg and London, 1902. Baring M. An Outline of Russion Literature. - London, N.Y., 1914. -цитируется по книге Н.М. Келейниковой.

5 Foote LP. Reaction or Revolution: the Ending of Saltykov's «History of a Town». - Oxford, 1968.

16 ведущих тем всей литературной деятельности Салтыкова, которые определяются как социально-политическая и социально-экономическая.

Итальянское щедриноведение (Эторе Ло Гатто, Алессандро Иванов, Ренато Ризалити) называет творчество писателя «исторически сконцентрированным», «сложным» и «волнующим ум», а самого Салтыкова «принципиальным литературным деятелем», определяет его как «классика сатиры»1.

А. Иванов размышляет об актуальности и бессмертности щедринской сатиры, утверждает, что только Салтыков из ряда таких писателей как Рабле, Свифт, Гофман и Гоголь сумел достичь всеобъемлющей философской глубины с помощью гротеска.

Немецкие исследователи (Пауль Эрнст, Ганс-Герт Купфершмидт, Виктория Руйка) говорят о провидческом даре писателя и социал-демократической направленности творчества.

Более других в зарубежном щедриноведении оказываются изученными «Губернские очерки», «История одного города», «Господа Головле-вы», так как для Запада Салтыков-Щедрин является одним из сложных русских писателей, нелегко поддающихся пониманию как личность и как творец. В зарубежной критике настойчиво проводится мысль об отрицательном отношении Щедрина к революционной практике, и корни подобного отношения некоторые исследователи находят уже в детских годах пи

1 Lo Gatto. Е Studii de litteratura slave. - Roma, 1925.

Ivanov A. Le fiabe di Saltykov-Scedrin. - Marcilio Editori in Padova. - 1964.

Risaliti R. Saltykov-Scedrin. - Piza, 1968.

- цитируется по книге H.M. Келейниковой.

Ernst Р. Die neueste Literarische. Richtung in Deutschland. // Die Neue Zeit, 1891. Kupferchmidt H.-H. Saltykov-Stschedrin. Philosophisches Wollen und Schriftstellerische Tat. VEB Max Niemeyer Verlg. Halle (Saale),1958.

Ruika Y. Saltykow-Scedrin und Deutsch Sozial-demokratie. - Berlin, 1964.

17 сателя. К. Санина и А. Иванов утверждают христианское мирочувствие сатирика и выступают против его атеистических воззрений. Зарубежное литературоведение неизменно подчеркивает новаторство и мастерство Щедрина-художника, различает полемический и повествовательный стиль писателя, подчеркивает мастерство объективно-реалистического пейзажа. Сущность щедринской сатиры в итоге видится в ее связи с обществеными интересами, а основным ее признаком считается искусство сатирической типизации. Таким образом, вновь внимание обращается на исследование художественной мастерской сатирика, на выявление национальной специфики русской сатиры и осмысление ее общечеловеческого звучания наряду с выдающимися мастерами сатиры мирового уровня.

Зарубежное щедриноведение до сегодняшнего дня в первую очередь оценивает мастерство М.Е. Салтыкова-Щедрина как неповторимого художника слова. * *

На сегодняшний день, несмотря на широкий охват изучения щедринского наследия отечественным и зарубежным литературоведением, за рамками исследований находится системный подход к романному творчеству писателя, выявление типологии щедринской романистики, и осознание места каждого отдельного романа в системе творчества писателя в -целом и в системе романного жанра - в частном. Поэтому актуальность избранной нами темы обусловлена необходимостью углубленного и целостного изучения романного наследия Салтыкова-Щедрина, систематизации его художественного материала в отношении к жанру романа, осмысления взаимоотношений между теоретическими требованиями сатирика к «новому», роману и их практической реализацией в творчестве писателя и в русской литературе второй половины XIX века.

18 * *

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые предпринят системный анализ щедринской романистики, уточнен тип щедринского романа, выявлены его жанровые разновидности и проведено целостное исследование жанрообразующих элементов последнего романа Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина», базирующееся на единстве и взаимосвязи мировоззрения писателя и поэтики произведения, включающей в себя в данном исследовании пространственное и временное осмысление мира Пошехонья, его собирательного образа и своеобразие повествовательной структуры произведения, которая отличается присутствием нового компонента - персонифицированного автора.

Цели и задачи исследования сводятся к следующему:

1). Определить систему романистики писателя, выявив эволюцию творчества в жанровом отношении;

2). Уточнить определение типа щедринского романа и его жанровых разновидностей;

3). Выявить жанровую разновидность романа «Пошехонская старина», исследовать своеобразие его поэтики и определить место в романной системе Салтыкова-Щедрина.

Теоретической и методологической основой при написании диссертации послужили достижения русской литературной науки и критики XIX века, современного отечественного и зарубежного литературоведения. В работе использованы элементы системно-типологического и структурно-описательного методов анализа.

В качестве основных источников и материала исследования использовались произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина, его литературно-критические публикации, письма.

19

Достоверность выводов диссертации основана прежде всего на результатах анализа художественной системы писателя, его теоретического взгляда на проблему романа второй половины XIX века и идейно-эстетических представлений. Литературно-критические и мемуарные выступления современников писателя также привлекались в работе в качестве необходимой или дополнительной аргументации.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что содержащиеся в работе материалы, выводы и обобщения могут быть использованы преподавателями гуманитарных вузов при подготовке курса лекций по истории русской литературы XIX века, спецкурсов и спецсеминаров, учебных и учебно-методических пособий, а также для дальнейшего научного освоения исследуемой темы и связанных с ней проблем.

Апробация научных результатов исследования осуществлялась на Всероссийской научно-практической (Орск, 1992), на Региональной научно-практической конференции (Орск, 1995, 1997), на внут-ривузовских конференциях филологического факультета ОГПИ им. Т. Г. Шевченко (Орск, 1993, 1995, 1996, 1997), на Региональной конференции молодых ученых и специалистов (Оренбург, 1995, 1996), в межвузовском сборнике научных трудов (Орск, 1996), на Международной научной конференции (Соликамск, 1997), на Пури-шевских чтениях (МПГУ, 1997, 1998), Елизаровских чтениях (МПГУ, 1998), на Международной конференции (МГУ, 1998). Всего по теме диссертации подготовлено и издано 15 работ.

Структура диссертации включает в себя введение, две главы, заключение и библиографию. Общий объем работы составляет 181 страницу, список использованной литературы состоит из 227 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Королева, Виктория Борисовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В итоговых выводах диссертационного исследования следует отметить, что в результате системного подхода к романистике М.Е. Салтыкова-Щедрина тип романа писателя уточняется как социально-политический, выявляются жанровые разновидности формы: авантюрный роман («Дневник провинциала в Петербурге», «Современная идиллия»), исторического романа-хроники («История одного города»), семейно-бытового («Господа Головлевы»), социально-психологического («Убежище Монрепо») и романа воспитания («Пошехонская старина»).

В первой главе диссертации проанализирована критическая литература о романах Салтыкова-Щедрина, принадлежащая перу как отечественных, так и зарубежных исследователей.

В определении жанра романа мы следуем за исследованиями Н.Т. Рымаря, H.A. Вердеревской по теории романа. В систему романистики писателя мы вслед за A.C. Бушминым включаем шесть вышеперечисленных произведений сатирика. Кроме того, нами используется и теория «общественного» романа самого писателя, с помощью которой он пытался найти выход из кризисной ситуации, сложившейся в русской романистике во второй половине XIX века.

Опираясь на требования Щедрина к новому роману быть злободневным, социально-психологическим и свободным в отношении с художественной формой и исходя из наблюдений над текстовым материалом, мы обозначаем новый роман писателя как социально-политический тип полемического романа1 прошлого столетия.

1 ~ ^ термин «полемическии роман» применяется нами ко всей русской романистике второй половины XIX века, так как полемичность повествования была заложена в русской литературе ее идеологическим звучанием.

164

В результате типологического подхода к анализу романов Салтыкова-Щедрина нами выделены основные (проблемно-тематическое единство, тип повествования, тип сюжета и конфликта, характерология) и факультативные (психологизм и социологизм, отношения между автором-писателем и автором-повествователем, публицистичность и иносказательность) жанрообразующие признаки. Проблемно-тематическое единство романов Салтыкова-Щедрина проанализировано в первой главе диссертации, типу повествования, сюжета и конфликта, характерологии посвящены соответствующие разделы второй главы. Факультативные жанрообразующие признаки также рассмотрены в диссертации, и их анализ занимает соответствующее место в решении поставленных в работе целей и задач.

Взаимосвязь отдельных жанрообразующих компонентов романной структуры писателя рассмотрена на примере анализа конкретного текстового формирования произведений.

В отдельный элемент художественной системы романистики писателя выделена персонификация повествования и персонифицирова-ный автор.

В персонификации щедринского повествования значительная роль принадлежит публицистическим вкраплениям, которыми пронизаны все тексты писателя. Романы Салтыкова-Щедрина постепенно из неперсо-нифицированных («Господа Головлевы») становятся персонифицированными («Дневник провинциала в Петербурге», «История одного города», «Убежище Монрепо», «Современная идиллия») и выходят на уровень создания образа персонифицированного автора («Пошехонская старина»). В этом наблюдается эволюция романного жанра писателя. Причем немалое значение в формировании образа персонифицированного автора отводится языку художественной прозы Щедрина.

165

Язык художественной прозы Салтыкова-Щедрина отличается использованием значительной доли публицистики, способностью при смешивании разных стилей создавать органическое звучание текста, что помогает писателю воспроизвести позицию автора и позицию читателя.

Целостный анализ последнего романа Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина», большая часть которого составляет вторую главу диссертации, сыграл свою роль в оформлении выводов и позволил решить творческую задачу исследования.

Во второй главе проанализирован собирательный характер образа Пошехонья, определена жанровая разновидность «Пошехонской старины» и выявлена специфика художественной структуры романа.

Теоретическая установка Салтыкова-Щедрина на социальный психологизм, необходимый для реализации творческой задачи романа, позволяет ему создавать собирательные образы, в которых просматривается вся Россия: и сословное, и возрастное в произведениях сатирика обобщается. В детальных портретных характеристиках писатель еще раз выступает как талантливый сатирический повествователь, а его собирательные образы Крутогорска, Глупова, Ташкента, Петербурга в глазах провинциала, Головлево, Монперо, Пошехонья становятся нарицательными символами дикости, варварства, безграмотности, стремления к легкой наживе и душевной лени.

Провозглашаемое Щедриным требование свободы художественных форм реализовалось в творчестве писателя созданием различных модификаций романного жанра: от авантюрного к роману воспитания и породило разнообразие в романистике сатирика, где ни один роман не похож на другой.

166

Формирование теории нового романа у Салтыкова-Щедрина и попытка подтвердить ее практическим результатом создания новых художественных текстов внесли значительный вклад в развитие теории и истории литературы по отношению к роману и сыграли свою роль в оформлении крупных жанровых форм в XX веке.

Злободневность каждой книги Салтыкова-Щедрина, их сатирическая направленность не утрачивает прелести своего актуального звучания и для нашей современности.

Пошехонская старина» является последним завершенным крупным произведением сатирика. Она раскрывает новую грань творчества Щедрина в возможности на исходе жизни перейти к созданию «бытовых картин» в духе «Головлевых», и в то же время как осознанный последний творческий труд позволяет писателю аккумулировать найденные ранее собственные художественные достижения.

Таким образом, «Пошехонская старина» Салтыкова-Щедрина является не только своеобразным литературным памятником крепостнической эпохе, но и творческой находкой писателя и памятником для русской литературы не только XIX века, но и современной.

167

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Королева, Виктория Борисовна, 1999 год

1.Абдуллина Г.А. Цикл М.Е.Салтыкова-Щедрина «Мелочи жизни». Автореф. дисс. . канд. филол. наук. - Л., 1980. - 15с.

2. Алякринская М.А. Литературная критика М.Е. Салтыкова-Щедрина. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Л., 1990. - 18с.

3. Анализ художественного произведения. (Теоретические аспекты проблемы). Кишинев, 1990. - 71с.

4. Анализ художественного произведения. М., 1992. - 157с.

5. Антонович М.А. Литературно-критические статьи. М.-Л., 1961. -51с.

6. Арсентьева H.H. Становление антиутопического жанра в русской литературе. М., 1993. - 355с.

7. Ауэр А.П., Борисов Ю.Н. Поэтика символических и музыкальных образов М.Е. Салтыкова-Щедрина. Саратов, 1988. - 114с.

8. Ауэр А.П. Салтыков-Щедрин и поэтика русской литературы второй половины XIX века. Коломна, 1993. - 109с.

9. Базилевская А.К. «Пошехонская старина» М.Е. Салтыкова-Щедрина и «Подросток» Ф.М. Достоевского. // Русская литература 1870-1890 годов. Свердловск, 1970. - С.79-90.

10. Ю.Баскаков В. Н. Библиография литературы о М.Е.Салтыкове-Щедрине. 1918-1965.-М.-Л., 1966.-292с.

11. П.Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. - 504с. 12.Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. - М., 1953 - 1956. 1 З.Бергсон А. Смех в жизни и на сцене. - СПБ., 1900.

12. Борев Ю. Комическое. М., 1970.

13. Бочарова А.К. Салтыков-Щедрин. Полемический аспект сатиры. -Саратов-Пенза, 1967. 204с.168

14. Бушмин A.C. Сатира Салтыкова-Щедрина. M.-JI., 1959. - 644с.

15. Бушмин A.C. История русского романа. В 2-х тт. Л., 1962-1964.

16. Бушмин A.C. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984. -342с.

17. Бялый Г.А. Русский реализм XIX века. Л., 1973.

18. Введенский А.И. Литературные характеристики. С.-П., 1903. -С.120-256.

19. Вердеревская H.A. Русский роман 40-60х годов XIX века (типология жанровых форм). Казань, 1980. - 136с.

20. Веселовский А.Н. История русского романа. М.,1908. - 167с.

21. Веселовский А.Н. Русская литература. М., 1888/89г. (Лекции в императорском театральном училище). - 213с.

22. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940.

23. Wellek R., Warren A. Theori of literature.- New-York, 1956. 439p.

24. Виноградов B.B. О языке художественной литературы. — М., 1959. 655с.

25. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961.

26. Виноградов В.В. Эволюция русского натурализма. // Поэтика русской литературы. М., 1976.

27. Волкова Т.В. Проблема «героя времени» в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Диссертация на соискание степени кандидата филологических наук. Тверь, 1996.

28. Вулис А.З. В лаборатории смеха. М., 1966.

29. ГачевГ.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. -М., 1969.

30. Гегель. Эстетика. Т.З. - М., 1971.

31. Гей Н.К. Искусство слова. (О художественности литературы). -М., 1967.169

32. Гинзбург Л .Я. О психологической прозе. Л. 1976. - 448с.

33. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979.

34. Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. М.-Л., 1966.

35. Головин К.Ф.(Орловский). Русский роман и русское общество. -С.-П., 1914. -С.260-284.

36. Горячкина М.С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М., 1976. - 239с.

37. Григорьян К.Н. Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа голов-левы». М.-Л., 1962. - 116с.

38. Грицай Ю.Ф. О композиции «Пошехонской старины». Русская литература. - 1976. - №1. - С. 154-161.

39. Гурвич И.А. Беллетристика в русской литературе XIX века. М. 1991.-90с.

40. Гусев В.А. Развитие жанрово-стилевой системы русской реалистической прозы конца XIX века (80-90е годы). Автореф. дисс. . докт. филол. наук. киев, 1986. - 48с.

41. ДенисюкН. Критическая литература о произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина. В 5-ти выпусках. М., 1905.

42. Десницкий В.А. М.Е. Салтыков-Щедрин в 80е годы. // Десниц-кий В.А. Статьи и исследования. Л., 1979. - С.289-323.

43. Дибелиус В. Морфология романа. // Проблемы литературной формы.-Л., 1928.

44. Дима А. Принципы сравнительного литературоведения. М., 1977.

45. Дмитриев В. Реализм и художественная условность. М., 1974.

46. Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. Л., 1980.

47. Добин Е. Искусство детали: наблюдения и анализ. Л., 1975.

48. Добровольский Л.М. Библиография литературы о М.Е. Салтыкове-Щедрине. 1848-1917.-М.-Л., 1961.-432с.170

49. Долинина С.Я. JI.H. Толстой и М.Е. Салтыков-Щедрин в 1850-60е годы. Дисс. . канд. филол. наук. Саратов, 1996. - 162с.

50. Дэкс Пьер. Семь веков романа. М., 1962.

51. ЕлинаЕ.Г. Эпистолярные формы в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина. Саратов, 1981. - 91с.

52. Ермакова М.Я. Романы Достоевского и творческие искания в русской литературе XX века. Горький, 1973.

53. Ермакова М.Я. Щедрин и Достоевский. // Русские писатели и народничество. Горький, 1977. — Вып.2. - С. 18-24.

54. Есин А.Б. Фантастика у Чехова и Салтыкова-Щедрина. // Чехов и его время. М., 1977. - С.53-61.

55. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. М., 1988. - 176с.

56. Ефимов А.И. Язык сатиры Салтыкова-Щедрина. М., 1953. -495с.

57. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. С.-П.Д996.

58. Жук A.A. Сатирический роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия». Саратов, 1958.

59. Жук A.A. Русская проза второй половины XIX века. М., 1981. -254с.62.3атонский Д. Мир романа. М., 1973. бЗ.Затонский Д. Искусство романа и XX век. - М., 1975. 64.3атеева Т.В. Из истории русского романа XIX века. — Улан-Удэ, 1996.- 118с.

60. Иванов Г.В. Последняя книга Салтыкова. // Салтыков-Щедрин М.Е. Пошехонская старина. Л., 1975. - С.3-14. Вступит, ст. Г. Иванова.

61. Иванов Г.В. «Пошехонье» в творчестве Салтыкова-Щедрина 80х годов. // От Грибоедова до Горького. Л., 1979. - С.66-84.

62. Иванов Г.В. Тема «бескровного преуспеяния» в творчестве Толстого и Щедрина 80х годов. // Л.Н. Толстой и русская литературно-общественная мысль. Л., 1979. -С.218-238.

63. Идейно-эстетическая функция изобразительных средств в русской литературе XIX века. М., 1985.

64. Исупов К.Г. Художественная философия истории М.Е. Салтыкова-Щедрина. // Литература и история. С.-П., 1997. - Вып.2. - С. 129132.

65. Ищенко И.Т. Пародии Салтыкова-Щедрина. Минск, 1973. - 118с.

66. Каминский В.И. Пути развития реализма в русской литературе XIX века. Л., 1979.

67. Келейникова Н.М. Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина в западноевропейском литературоведении и критике. Автореф. дисс. . докт. филол. наук. Екатеринбург, 1992. - 48с.

68. Келейникова Н.М. Правда слова не знает границ. Ростов-на-Дону, 1989.

69. Кирпотин В.Я. М.Е. Салтыков-Щедрин. -М., 1955. 513с.

70. Кирпотин В.Я. Философские и эстетические взгляды Салтыкова-Щедрина. М., 1957. - 592с.

71. Кирпотин В.Я. Типология русского романа. // Вопросы литературы. 1965. - №7. - С.104-129.172

72. Кожинов В. Происхождение романа. М., 1963. - 439с.

73. Козьмин В. Композиция романов и циклов М. Е. Салтыкова-Щедрина. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. -М., 1967. 16с.

74. Кондаков Б.В. Образ читателя у Салтыкова-Щедрина. // Проблемы типологии литературного процесса. Пермь, 1978. - С. 131-143.

75. Кондаков Б.В. «Образ-маска» в системе художественных образов М.Е. Салтыкова-Щедрина. // Проблемы типологии литературного процесса. Пермь, 1981. - С.45-58.83.Контекст. 1974.-М., 1975.

76. Коржева П.Б. «Пошехонские рассказы» и «Пошехонская старина» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. М., 1955. - 15с.

77. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. -М., 1972.

78. Косиков Г.К. Способы повествования в романе. // Литературные направления и стили. М., 1975.

79. Кочетова Н.С. Провинция в творчестве Салтыкова-Щедрина. — Рязань, 1975. 159с.

80. Кранихфельд В. Десятилетие о среднем человеке. Современный мир.-С.-П., 1907. -№11,12.

81. Кранихфельд В. Новая экскурсия в Головлево. Русское богатство. - С.- П., 1914. - №4, - С.38-52.

82. Кривонос В.Ш. «Маска» и «лицо» в «Современной идиллии»: (к проблеме характера у М.Е. Салтыкова-Щедрина). // Русская литература 1870-1880гг: Проблема характера. Свердловск, 1983. - С.97-111.

83. Крупчанов Л.М. Культурно-историческая школа в русском литературоведении. М., 1983. - 224с.173

84. Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIX века. -М., 1965.-300с.

85. Лебедев Ю.В. О проблематике и поэтике литературно-критических работ М.Е. Салтыкова-Щедрина. Русская литература. - 1983. - №3. -С.112-128.

86. Левинова E.H. Опыт построения лингвистической теории жанра. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. М., 1991. - 22с.

87. Лейдерман Н. Движение времени и законы жанра. Свердловск, 1982.

88. Лейтес Н.С. Роман как художественная система. Пермь, 1985.

89. Литературное наследство. Ч. 13-14. М., 1934.

90. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения. -Вопросы литературы. 1968. - №8.

91. Лихачев Д.С. «Летописное время» у Салтыкова-Щедрина. // Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. - С.318-333.

92. Лихачев Д.С. Литература Реальность - Литература. - Л., 1981.

93. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистического искуства. М., 1976.

94. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. ЮЗ.Лотман Ю.М. Реализм русской литературы 60х годов XIX века. -Л., 1974. -349с.

95. Маймин Е.А. Проблема общественного романа в русской пореформенной литературе. Вопросы литературы. - 1973. - №2. -С.108-128.

96. Макашин С.А. Салтыков-Щедрин. -М. 1951.

97. Юб.Макашин С.А. Салтыков-Щедрин на рубеже 1850-1860 годов. -М., 1972.174

98. Макашин С.А. Салтыков-Щедрин. Середина пути. 1860-1870е годы. М., 1984.

99. Макашин С.А. Салтыков-Щедрин. Последние годы. М., 1989.

100. Макогоненко Г.П. О художественном пространстве в реалистической литературе. // Культурное наследие Древней Руси. М., 1976.

101. Ю.Манн Ю. О гротеске в литературе. М., 1966. 1 П.Манн Ю. В. «В поисках живой души». - М., 1987. - 351с.

102. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.

103. Михайловский Н.К. Щедрин. // Михайловский Н.К. Сочинения. -С.-П., 1897. Т.5. - С.137-303.1М.Михайлова A.A. О художественной условности. М., 1966.

104. Мысляков В.А. Искусство сатирического повествования: проблема рассказчика у Салтыкова-Щедрина. Автореф. дисс. . канд. фи-лол. наук. Саратов, 1966. - 19с.

105. Мысляков В.А. Салтыков- Щедрин и народническая демократия. -Л., 1984.-262с.

106. Наследие революционных демократов и русская литература. -Саратов, 1981.

107. Назиров Р.Г. Творческие принципы Достоевского. Саратов, 1982 - 160с.

108. Недзвецкий В.А. Фазы русского социально-философского романа XIX века. Дисс. . докт. филол. наук. - М. 1993. - 473с.

109. Николаев П.А. Реализм как творческий метод. — М., 1975.

110. Николаев Д.П. Обогащение реализма и движение теоретической мысли. Вопросы литературы. - 1976. - №1. - С. 177-208.

111. Николаев Д.П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1977. -358с.175

112. Николаев Д.П. Сатира Н.В. Гоголя и М.Е. Салтыкова-Щедрина. Автореф. дисс. . докт. филол. наук. М., 1987. - 46с.

113. Николаев Д.П. Смех Щедрина. М., 1988. - 400с.

114. Переверзев В.Ф. У истоков русского реалистического романа. -М., 1965. -215с.

115. Петров С.М. Реализм. -М., 1964.

116. Петрова Ц.Г. Сатирический модус человека и мира (на материале творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина). Автореф. дисс. . канд. филол. наук. М., 1992. - 21с.176

117. Петрук М.Н. Своеобразие художественного творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина 1870-1880х годов. Орск,1992. - 136с.

118. Покусаев Е.И. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина. М., 1963. -471с.

119. Покусаев Е.И. «Господа Головлевы» М.Е.Салтыкова-Щедрина. -М., 1975. 120с.

120. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М., 1970.

121. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. -М., 1979.

122. Поэтика и стилистика русской литературы. Л., 1971.

123. Преображенский С.Ю. Языковые средства выражения пародии в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. М., 1983. - 16с.

124. Принципы анализа литературного произведения. М., 1984.

125. Проблемы типологии русского реализма. М., 1969.

126. Прозоров В.В. О художественном мышлении писателя-сатирика. Саратов, 1965. - 88с.

127. Прозоров В.В. Салтыков-Щедрин. М., 1988. - 176с.

128. Прокопенко З.Т. М.Е. Салтыков-Щедрин и И. А. Гончаров в литературном процессе XIX века. Воронеж, 1982. - 222с.

129. Прокопенко З.Т. Эпоха «великих реформ» в зеркале сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Белгород, 1993.-42с.

130. Пруцков Н.И. Русская литература XIX века и революционная Россия. -М., 1979.

131. Развитие реализма в русской литературе. В Зх тт. М., 1973.

132. Развитие русского реализма. В Зх тт. М., 1974.

133. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1970.177

134. Розенберг В. Лебединая песнь Щедрина. Русское богатство. -С.-П.,1914. - №4. - С.169-181.

135. Русаков Л.Д. О роде и жанре сатирического романа с точки зрения сатирического стиля. // Целостность художественного произведения и проблемы его анализа и интерпретации. Донецк, 1992. -С.81-83.

136. Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа. Воронеж, 1989. - 268с.

137. Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20ти тт. М., 1973-1976.

138. Салтыков-Щедрин М.Е. О литературе. М., 1952. -700с.

139. Салтыков-Щедрин М.Е. в воспоминаниях современников. -М.,1957.

140. Салтыков-Щедрин М.Е. в русской критике. М., 1959. - 639с.

141. Салтыков-Щедрин. 1826-1976. Л., 1976.-439с.

142. Салтыков-Щедрин и русская литература. — Л., 1991. 320с.

143. Салтыков-Щедрин М.Е. в зеркале исследовательских пристрастий. Тверь, 1996.

144. М.Е. Салтыков-Щедрин и русская сатира ХУШ-ХХ веков. М., 1998.

145. Свирский В.Д. Демонология. Рига, 1991. - 204с.

146. Скабичевский А.М. История новейшей русской литературы (1848-1890). С.-П., 1891. - С. 289-317.

147. Сиповский В.В. Из истории русского романа и повести. СПБ. -1903.

148. Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

149. Смена литературных стилей. -М., 1974. 387с.178

150. Смирнов И.П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. -М., 1977.

151. Современные проблемы романа в советском и зарубежном литературоведении. М., 1984. - 231с.

152. Соколов А.Н. Теория стиля. М., 1978.

153. Соколова К.И. Работа М.Е.Салтыкова-Щедрина над романом «Пошехонская старина». Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Д., 1962. - 19с.

154. Старыгина H.H. Образ человека в русском полемическом романе 1860х годов. Москва-Йошкар-Ола, 1996. - 176с.

155. Стенник Ю.В. Системы жанров в историко-литературном процессе. // Историко-литературный процесс. JL, 1974.

156. Строганова E.H. «Чужое слово» в творческом процессе. (Диалог М.Е. Салтыкова-Щедрина с современниками и предшественниками). Автореф. дисс. . докт. филол. наук. Тверь, 1996. - 26с.

157. Структура литературного произведения. Л., 1984.178.Судьбы романа. М., 1975.

158. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. М.,1977.

159. Тамарченко Д.Е. Из истории русского романа. М.-Л., 1961. -166с.

160. Тамарченко Н.Д. Русский классический роман XIX века. Проблемы поэтики и типологии жанра. М., 1977.

161. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Минск, 1975.

162. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина в историко-литературном контексте. Калинин, 1989.

163. Толстов Е.П. Принципы и приемы создания сатирического образа. Ужгород, 1974. - 144с.

164. Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.179

165. Традиции в контексте русской культуры. Череповец, 1995.

166. Трофимов И.Т. Салтыков-Щедрин о реализме русской литературы. М., 1955. -206с.

167. Трофимов И.Т. Революционная сатира M. Е. Салтыкова-Щедрина и русская литература. М., 1967. -332с.

168. Туниманов В.А. Достоевский и Салтыков-Щедрин. (1856-1863). // Достоевский: Материалы и исследования. JL, 1978. - Вып. 3. -С.92-113.

169. Турков A.M. Салтыков-Щедрин. М., 1981. - 301с.

170. Утехин Н.П. Жанры эпической прозы. Л., 1982.

171. Утин Е.И. Сатира Щедрина. // Утин Е.И. Из литературы и жизни. С.-П., 1896. - Т.1. - С.146-176.

172. Фокс Р. Роман и народ. М., 1960.

173. Форстер Э.М. Аспекты романа. // Форстер Э.М. Избранное. -Л.,1977.

174. Фохт У.Р. Пути русского реализма. М., 1963.

175. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. - 445с.

176. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. Л., 1971.

177. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. - 397с.

178. Художественный текст и языковая система. Тверь, 1996.

179. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М. 1977.201 .Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М., 1978. - 368с.

180. Цейтлин А.Г. Становление реализма в русской литературе. М., 1965.

181. Чернец Л.В. Литературные жанры. М., 1982. - 192с. 204.Чернец Л.В. «Как слово наше отзовется.» - М., 1995.180

182. Чешихин-Вертинский В.Е. Глеб Успенский в его переписке.

183. Голос минувшего. 1914. - №10. - С.230-233.

184. Чичерин A.B. Идеи и стиль. М., 1965.

185. Чичерин A.B. Возникновение романа-эпопеи. М., 1975.

186. Шаталов С.Е. О психологизме в романе «Господа Головлевы». // Научные доклады высшей школы. Филол. науки. 1976. - №1. - С.SO-SS.

187. Шестопалова Г. А. Раннее творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. -М., 1996.

188. Шкловский В.Б. Художественная проза. Размышления и разборы. -М., 1959.- 665с.

189. Шкловский В.Б. Повести о прозе. В 2х тт. М., 1966.

190. Щенников Г.К. Типологические особенности русского реализма 1860-1870х годов. Русская литература. - 1984. -№3. - С. 116-129.

191. Энгельгардт H.A. История русской литературы XIX столетия, (Критика, роман, поэзия и драма). В 2х тт. Спб., 1902-1903. 222.Энгельгардт Б.М. Формальный метод в истории литературы. - Л. 1927.

192. Эсалнек А.Я. Своеобразие романа как жанра. М., 1978. 224.Эсалнек А.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. -М., 1985.- 184с.

193. Эсалнек А.Я. Типология романа. М., 1991. - 159с.

194. Яковлев Н.В. «Пошехонская старина» М. Е. Салтыкова-Щедрина -М., 1958. -204с.

195. Яснева Л.И. Психологическая сатира конца XIX- начала XX веков. — Куйбышев, 1983.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.