Библейские речения, сюжеты и мотивы в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина: "История одного города", "Господа Головлевы", "Пошехонская старина" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Ремпель, Елена Александровна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 143
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ремпель, Елена Александровна
Введение.
Глава I.
Текст Священного писания и его функции в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Глава II.
Библейские мифы, притчи, легенды в художественном пространстве романа-хроники М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».
Глава III.
Специфика форм художественного освоения Библии в семейной хронике М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Конструктивные принципы художественного мира М.Е. Салтыкова-Щедрина2011 год, кандидат филологических наук Павлова, Анастасия Анатольевна
"Пошехонская старина" в системе романного творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина1999 год, кандидат филологических наук Королева, Виктория Борисовна
Универсалии смеховой культуры в художественном мире М.Е. Салтыкова-Щедрина2009 год, кандидат филологических наук Роготнев, Илья Юрьевич
Поэтика романа М. Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы": Система символов и мотивов2002 год, кандидат филологических наук Полякова, Татьяна Анатольевна
Поэтика "чужих" образов в прозе М.Е. Салтыкова-Щедрина2006 год, кандидат филологических наук Немыкина, Ирина Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Библейские речения, сюжеты и мотивы в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина: "История одного города", "Господа Головлевы", "Пошехонская старина"»
Русская классическая литература с момента своего возникновения широко обращалась к Библии, хотя функции библейского текста в XII - XVI столетиях были совершенно иными, чем даже в XVII веке. В средневековую пору развития словесности Священное Писание было своеобразным идеологическим образцом: его можно и нужно было цитировать точно и без всякой негативной окраски. Объяснялось это религиозностью сознания древнего человека, воспринимавшего Библию как сакральный текст. В XVII веке в связи с ослаблением влияния церкви в государстве, ростом посадского населения начался процесс демократизации идей и настроений и связанная с этим секуляризация мысли и литературы.
Стало возможным иное восприятие Библии. Наряду с традиционным «обожествлением» библейского слова появилось критическое отношение к тексту Священного Писания. Об этом свидетельствуют в первую очередь сатирические повести («Слово о бражнике», «Калязинская челобитная» «Повесть о куре и лисице», «Праздник кабацких ярыжек и др.).1
В литературе XVIII и XIX столетий обе эти тенденции в отношении к Библии продолжали существовать, приобретая в творчестве различных писателей свое индивидуальное художественное воплощение. Совершенно особое место текст Священного Писания занимает в произведениях Салтыкова-Щедрина, составляя основу как его реалистической, так и сатирической поэтики.
При всем том, что творчество Щедрина всесторонне изучено крупнейшими исследователями (В.Я. Кирпотиным, А.С. Бушминым, Е.И. Покусаевым, С.А. Макашиным, Д.П. Николаевым, саратовскими учеными -А.А. Жук, В.В. Прозоровым, Е.Г. Елиной, Ю.Н. Борисовым и др.), проблема
1 Подробнее см. об этом в кн.: Лихачев Д.С., Панченко A.M. «Смеховой мир» Древней Руси. Л., 1976; Адрианова-Перетц В.П. У истоков русской сатиры // Русская демократическая сатира XVII века. М.; Л., 1954. функционирования библейского текста в художественных текстах сатирика так и не получила удовлетворительного разрешения в литературоведении. В Полном собрании сочинений Салтыкова-Щедрина (1933-1941) и в последнем 20-ти томном издании произведений цисателя (1965-1977), в частности, были зафиксированы многие случаи включения в щедринские тексты реминисценций, парафраз из Библии. В примечаниях давалась отсылка к соответствующим, используемым писателем книгам и главам Священного Писания и иногда раскрывался самый общий смысл привлекаемого библейского материала. Однако все эти указания далеко не исчерпывали всего огромного корпуса библейских аллюзий в произведениях Салтыкова. Кроме того, комментаторами не ставилась задача выявления их особого смыслового и стилистического наполнения в щедринском тексте.
Только начиная с 1980-х годов э щедриноведении появляются работы, где библеизмы в сочинениях сатирика становятся объектом специального рассмотрения: предпринимаются попытки их контекстуального комментирования, устанавливается связь библейских включений с содержанием той или иной сцены, ситуации, с характером персонажа, обнаруживаются новые библейские параллели. Так, И.Б. Павлова, рассмотрев ритмическую организацию, закономерности сюжетного движения заключительного отрывка «Истории одного города», впервые указала на наличие в нем смысловых, лексических, эмоциональных аналогий с л
Откровением Иоанна Богослова . . Ю. Лебедев также рассматривает финальную главу «Истории одного города» с его грозным оно в библейском ключе: устами пророка библейская история «поведала нам о Божьем гневе, приводившем к разрушению страны и города за разврат и нечестие отпавших от Бога жителей - Содом, Гоморра, Вавилон, Иерусалим»3. Е.В. Литвиновой
2 Павлова И.Б. Роль символа «оно» в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина // Филологические науки. 1979. № 3. Стр. 85-86.
3 Лебедев Ю.В. Животворные лучи сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина //Литература в школе. 2001. № 6. С. 13. были рассмотрены некоторые эсхатологические мотивы в хронике4. Особую роль «библейскго фона» в сюжете хроники отмечает и А.П. Ауэр. Как считает исследователь, расширение смыслового объема финала произошло именно благодаря своему внутреннему соотнесению с библейским мифом. Говоря о содержательных потенциалах финала «Истории», исследователь устанавливает также его скрытую связь с книгами библейских пророков, «в грозной патетике которых вырастают картины гибели человечества»5. М.И. Назаренко, анализируя мифопоэтические истоки произведений Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы», «Сказки»), отдельно рассматривает и библейский пласт6. Среди работ, в которых затрагивается проблема функционирования библейского текста в сочинениях сатирика, выделяется исследование Т.Н. Головиной, установившей многие значимые параллели между «Историей» и Библией7.
Необходимо указать и на работу Б.И. Матвеева «Библеизмы в прозе М.Е. Салтыкова-Щедрина» , отметившего факт нравственного и эстетического воздействия Священного Писания на Щедрина, различные формы присутствия библейского текста (в сюжетах, образной системе, стилистике) в сатире писателя. Отчетлива его система классификации библеизмов у Щедрина (собственные имена, фразеологизмы, афоризмы), плодотворно исследование их роли в сюжете, в установлении особой стилистической окраски, наполнении библейских выражений новым содержанием, изменении лексического состава цитаты. Все это позволило автору установить различные «смысловые и эмоциональные функции» библейского источника.
4 Литвинова Е.В. Эсхатологические мотивы в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина // Материалы XV11I Всесоюзной студ. конф. «Студент и научно-технический прогресс». Новосибирск. 1980. С. 53-59.
5 Ауэр А.П. Художественная диалектика символического финала «Истории одного города» // Ауэр А.П., Борисов Ю.Н. Поэтика символических и музыкальных образов М.Е. Салтыкова-Щедрина. Саратов. 1988. С. 54.
6 Назаренко М.И. Мифопоэтика М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы», «Сказки»): Дисс.[.] канд. филол. наук. Электронный вариант: www.geocities/petrogulak/ Schedrin. ntw.
7 Головина Т.Н. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина: литературные параллели. Иваново. 1997. С. 6-16.
8Матвеев Б.И. Библеизмы в прозе М.Е. Салтыкова-Щедрина// Русская речь.2001. № 2. С. 3-12.
Господа Головлевы» менее исследованы с точки зрения присутствия в них библейского текста. Интересный аспект в изучении хроники в ее соотнесенности с Библией был предложен И.А. Есауловым в его статье «Категория соборности в русской литературе», в которой, в частности, исследуется финальная сцена романа Щедрина, где момент «пробуждения совести» у главного героя рассматривается «в духе православного представления о человеке»9. Позже эта же тема стала объектом внимания автора в одноименной монографии (1995).
А.А. Колесников, рассматривая некоторые архетипы в «Господах Головлевых», в частности, подчеркивает особую важность архетипа «Блудного сына»10.
Значение работ Н.В. Яковлева, И.П. Видуэцкой, С.А. Макашина11 состоит в том, что они, исследуя идейно-художественную ткань «Пошехонской старины», вычленили «житие» как один из сюжетных пластов хроники.
Методологически значимыми для нашей диссертации оказались многочисленные исследования, посвященные общим вопросам отношения русской литературы и православия, русской литературы и христианства, православной церкви и русской словесности. Эти труды во многом определили поворот научной мысли, произошедший в 90-е годы, в сторону изучения библейского контекста творчества писателей XVIII-XX веков. Во многих из этих книг освещаются проблемы форм воплощения библейских тем, сюжетов, образов в художественном произведении. Кроме того, авторов привлекает разработка писателями библейских (и в частности христианских) мотивов.
9 Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе (к постановке проблемы) // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск. 1994. С. 32-61.
10 Колесников А.А. Переосмысление архетипа «блудного сына» в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» // Писатель, творчество: современное восприятие. Курск. 1999. С. 38-52. Яковлев Н. В. «Пошехонская старина» М. Е. Салтыкова-Щедрина. - M., 1958. С. 35.; Видуэцкая И. П. «Пошехонская старина» в ряду семейных хроник русской литературы.// Салтыков-Щедрин. 1826-1976. - Л., 1976. С. 206; Макашин С. А. Салтыков-Щедрин. Последние годы. - М., 1989. С. 439.
Для нашей диссертации особое теоретико-литературное значение имеет шеститомный труд М.М. Дунаева «Православие и русская литература»
М., 1996-2000), в котором, по точному замечанию A.M. Любомудрова, осуществлено «систематизированное религиозное осмысление особенностей развития отечественной словесности с XVIII до конца XX в.». По мнению рецензента, «отличительная особенность методологии Дунаева использование самого широкого спектра понятий и категорий, как
10 богословско-церковных, так и эстетических, общекультурных» . Последнее представляется наиболее значимым в нашем исследовании нравственных и эстетических функций библейского материала в сатире Щедрина.
С проблемами бытования евангельского текста в русской литературе связаны сборники Петрозаводского университета, выпускаемые под редакцией В.Н. Захарова. Здесь, например, принципиально важной представляется программная статья В.Н. Захарова «Русская литература и христианство», в которой вскрываются истоки христианского характера русской литературы и ставится вопрос о необходимости разработки ее «новой концепции»13.
Несмотря на наличие исследований специального и методологического характера, до сих пор не был произведен комплексный и системный анализ библейского пласта в творчестве Щедрина, так же, как остался открытым и вопрос о месте текста Священного Писания в художественной системе писателя и его роли в воплощении идейно-художественного замысла произведений Салтыкова. Именно эта неразработанность многих направлений диссертационной темы, а также возрастающий в последнее время в литературоведении интерес к проблеме библейского текста в русской литературе, в том числе и в художественном наследии М.Е. Салтыкова-Щедрина, обусловили актуальность представленной работы.
12 Любомудров A.M. О православии и церковности в художественной литературе // Русская литература. 2001. №1.
Захаров В.Н. Русская литература и христианство // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1994. С.5.
Предметом изучения является Библия в контексте щедринского творчества.
Объект исследования - библейские речения, сюжеты, мотивы, образы в произведениях Салтыкова «История одного города», «Господа Головлевы», «Пошехонская старина».
Тексты М.Е. Салтыкова-Щедрина приводятся по двадцатитомному собранию сочинений писателя, выходившему с 1965 по 1977 год в Москве в издательстве «Художественная литература» и являющемуся на сегодняшний день наиболее полным.
Цель диссертационного исследования - выявить различные формы бытования Библии, способы ее введения и специфику функционирования в названных сочинениях сатирика.
В соответствии с этой целью были намечены следующие задачи:
1. Определить в контекстуальной связи идейно-структурное своеобразие привлекаемых Щедриным библейских тем, образов и мотивов в «Истории одного города».
2. Исследовать особенности включения библейских легенд, притч, мифов, афоризмов в структуру сюжета и образов романа-хроники «Господа Головлевы». Выявить новые функции библеизмов в создании характеров героев и различных психологических ситуаций, в том числе и ситуации «пробуждения совести» у Порфирия Головлева.
3. Показать новые формы художественного освоения Библии в «Пошехонской старине»: раскрыть содержание подзаголовка («Житие Никанора
Затрапезного»), установить его связь с библейским понятием «жития» как «жизни»;
- охарактеризовать смысл идейного, нравственно-эстетического и бытового наполнения церковных праздников, которые нашли отражение в «Пошехонской старине»;
- опираясь на биографические факты и особенности авторского присутствия в тексте семейной хроники и других произведений 80-х годов, предложить свое осмысление «религиозности» Щедрина и его нравственных позиций. В основу методологии настоящего сочинения положен комплексный подход, включающий методы историко-литературного, интертекстуального, смыслового анализа текста, учитывающий биографические аспекты, а также научные принципы, реализуемые в трудах, посвященных общим вопросам отношения русской литературы и христианства (М.М. Дунаев, A.M. Любомудров, В.А. Котельников, В.Н. Захаров и др.) и проблемам изучения различных аспектов щедринской сатиры (Е.И. Покусаев, А.С. Бушмин, С.А. Макашин, Д.П. Николаев и др.).
Научная новизна диссертационной работы. Впервые Библия рассмотрена в идейно-художественном контексте щедринских произведений с учетом изменения форм ее бытования в авторском тексте от «Истории одного города» к «Пошехонской старине». Исследованы как общие принципы использования Салтыковым-Щедриным библейского материала, так и различные, обусловленные тематикой, жанром произведений, построением сюжета, характером персонажей, авторским замыслом. Установлено, что привлекаемые писателем сюжеты, аллюзии, реминисценции из Библии дают возможность новой интерпретации социального и нравственно-философского смысла сочинений сатирика.
Апробация работы
Основные положения и выводы диссертации обсуждались на межкафедральном семинаре аспирантов и соискателей, в щедринском спецсеминаре кафедры истории русской литературы и фольклора СГУ (Саратов), были представлены в виде докладов на конференциях молодых ученых в Саратовском государственном университете (20012004 гг.), на III Международной конференции «Литература и культура в контексте христианства» (Ульяновск, 2002 г.), на научной межвузовской конференции «Литература: миф и реальность» (Казань, 2003 г.), а также нашли отражение в шести опубликованных и двух сданных в печать статьях.
Практическая значимость
Материалы диссертации использовались автором в лекциях по курсу
История русской литературы XIX века», в коллективном спецкурсе «Библия и русская литература», на практических занятиях по этим же курсам. Результаты исследований могут применяться в школьной и вузовской практике, в спецкурсах и спецсеминарах.
Положения, выносимые на защиту:
1. Библейские речения, сюжеты, мотивы способствуют выявлению философских, социально-политических взглядов Щедрина, уточняют его нравственно-эстетические позиции, определяют художественную многомерность смыслового пространства произведений писателя.
2. Наряду со средствами реалистического гротеска и фантастики важное место в сатирическом изображении персонажей занимает текст Священного Писания. Связь сакрального текста с текстом «Истории одного города» ощущается и на более глубинном уровне, а именно на уровне художественной структуры. Многие из привлекаемых сатириком библейских преданий и мифов служат основой для построения отдельных компонентов сюжета или глав щедринского произведения. Более того, вся салтыковская книга, повествующая о постепенном приближении катастрофы в Глупове, структурно организована по .аналогии с библейской историей.
3. Смысловым и сюжетообразующим началом романа-хроники «Господа Головлевы» являются притча о Блудном сыне, легенды о Страшном Суде и крестных мучениях Христа. Имплицитно предсказывая принципиально важные повороты сюжета, евангельские притчи и легенды подготавливают ситуацию, возникающую в финале хроники, делая его многоплановым и художественно мотивированным.
4. «Пошехонская старина» являет собой новые формы художественного освоения Библии. Писателя занимает проблема бытования Библии в обычной жизни человека, ее место в сознании, мировоззрении людей разных сословий. Включение же в текст произведения церковных праздников как бытового явления дает возможность Щедрину охарактеризовать и уровень народного сознания, и нравственный мир поместного дворянства, оттеняя его бездуховность. Наличие подзаголовка («Житие Никанора Затрапезного») свидетельствует о скрытых формах присутствия библейского материала, связанного с осмыслением «жития» как «жизни», а имени Никанора с именем одного из библейских апостолов.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Демифологизация реальности в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина2009 год, кандидат культурологии Глазкова, Татьяна Александровна
Эстетические функции сложных слов в идиолекте М.Е. Салтыкова-Щедрина2006 год, кандидат филологических наук Гагарина, Наталья Николаевна
Идейно-художественные особенности воплощения "мысли семейной" в романах Л.Н. Толстого "Анна Каренина" и М. Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"2001 год, кандидат филологических наук Проскурина, Татьяна Дмитриевна
Особенности функционирования частицы ВОТ и ее производных в художественных текстах М.Е. Салтыкова-Щедрина2007 год, кандидат филологических наук Гурьева, Наталья Николаевна
Театральная выразительность в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города"2004 год, кандидат филологических наук Баумтрог, Наталья Николаевна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Ремпель, Елена Александровна
Заключение
Итак, в произведения сатирика Библия входит мощным потоком в самых разнообразных формах: библейские речения, сюжеты, мотивы, образы, аллюзии, реминисценции и др. Писатель (в зависимости от художественно-эстетических задач) по-разному вводит библейский текст или образ в свое произведение: иногда он ограничивается воспроизведением смысла первоисточника, чтобы напомнить читателю забытый эпизод или сюжет, иногда выражения и обороты из Библии используются как художественно-изобразительные средства, повышающие эмоциональность и выразительность текста. Но значительно чаще наблюдается ироническое переосмысление писателем библейского материала. Если говорить о привлекаемых автором цитатах из Священного писания, то они у Щедрина приобретают нередко двойную смысловую нагрузку. С одной стороны, они являются богатейшим источником комической стихии в произведениях Салтыкова, вызывая эффект бурлеска, возникающего из-за несоответствия высокого смысла библейского речения той ситуации, с которой оно оказывается внутренне связанным. С другой стороны, библейские афоризмы одновременно выполняют непосредственно сатирическую функцию, помогая писателю не только раскрыть истинную сущность явлений или характеров, но и, что особенно важно, выразить свое отношение к ним.
Анализ художественных текстов писателя позволяет говорить о сложившихся, устоявшихся приемах и принципах использования Щедриным сакрального текста. Специфика функционирования библейского текста во многом определяется жанром произведения и его художественной структурой.
В «Истории одного города» сакральный текст чаще всего выполняет непосредственно сатирическую функцию, занимая, наряду со средствами реалистического гротеска и фантастики, важное место в сатирическом изображении персонажей. Однако привлечение библейского материала придает хронике не только особую смысловую насыщенность и художественную многомерность. Связь сакрального текста с текстом «Истории» ощущается и на более глубоком уровне, а именно на уровне художественной структуры. Многие библейские предания и мифы явились основой для построения отдельных компонентов сюжета или глав этого произведения. Более того, вся салтыковская книга, повествующая о постепенном приближении катастрофы в Глупове, структурно организована по аналогии с историей, запечатленной в Библии.
В семейной хронике «Господа Головлевы», где писатель не прибегает к собственно сатирическим приемам письма, сакральный текст становится главным средством нравственно-психологического раскрытия персонажей. Доказано, что смысловым и сюжетообразующим началом этого романа являются притча о Блудном сыне, легенды о Страшном Суде и крестных мучениях Христа. Имплицитно предсказывая принципиально важные повороты сюжета, евангельские притчи и легенды подготавливают ситуацию, возникающую в финале хроники, делая его многоплановым и художественно мотивированным.
Пошехонская старина» демонстрирует качественно новые приемы и принципы использования библейского текста. Для этого произведения характерны скрытые связи с Библией (подзаголовок «житие» и имя Никанор Затрапезный). Одной из основных форм художественного использования Евангелия становится широкое включение в повествовательную ткань хроники описаний церковно-православных праздников, имеющих своим источником «истории» из жизни Христа. Рождество, Преображение, Пасха и др. становятся не только важными бытовыми и нравственно-психологическими узлами хроники, но и создают в значительной мере православно-христианский художественный хронотоп. Кроме того, хроника дает возможность подчеркнуть, наряду с другими источниками, религиозные основы социального этизма Щедрина, что существенно обогащает понимание мировоззрения Щедрина, в частности, его просветительских идей.
Поскольку нас интересовали лишь произведения Щедрина 1870-1880-х годов, полезно и даже целесообразно проследить эволюцию приемов и способов использования библейского текста в его сочинениях от 1850-х к 1870-м годам.
Богатый материал в этом отношении дадут, несомненно, публицистика и литературно-критические работы писателя. А так как эти жанры щедринского творчества несут в себе сильный полемический заряд, функционирование Библии здесь будет весьма специфичным: сакральный текст увеличит полемический аспект сатиры. Плодотворные результаты принесет расширение историко-литературного контекста, введение широкого сопоставительного материала (Библия у Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, JI. Н.Толстого). Такой подход позволит ярче выявить функции библейского слова в творчестве Салтыкова-Щедрина.
129
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ремпель, Елена Александровна, 2004 год
1. Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20-ти томах. М.: Художественная литература, 1965 - 1977 (Т. 8. 1969 - «История одного города», Т. 13. 1972 - «Господа Головлевы», Т. 17. 1975 - «Пошехонская старина»)
2. Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. соч.: В 20-ти т. Письма. М.: Художественная литература, Т. 18 (кн. 1, 2), Т. 19 (кн. 1,2), Т. 20. 1975-1977.
3. М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников: В 2 т. М.: Художественная литература, 1975.
4. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета Канонические. М.: Российское библейское общество, 1998.
5. Новый завет. Анахайм: Служение «Живой поток» и Уитнесс Ли, 1998. 1458 с. II
6. Августин. О граде Божием: В 4-х т. М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994.
7. Аверинцев С. Истоки и развитие раннехристианской литературы // История всемирной литературы: В 9 т. М.: Наука, 1983. Т. 1. 501-516.
8. Аверинцев С. Бахтин, смех, христианская культура // М.М. Бахтин как философ. М.: Наука, 1992. 7-19.
9. Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Coda, 1997. 343с.
10. Архангельский А. Огнь бо есть. Словесность и церковность: литературный сопромат // Новый мир. 1994. №2. 230-242.
11. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М.: Индрик, 1994.
12. Балашов Н. Достоевский и русский перевод Библии // Волга. 1996. №8-9. 143-149.
13. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979. 376 с.
14. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 543 с.
15. Белова Т.Н. Сквозь призму мифа: библейский пласт и его художественное воплощение в романах В. Набокова //Литература: миф и реальность. Казань: Изд. КГУ, 2004. 34-37.
16. Белоусова Е.В. Библия в восприятии Л.Н. Толстого // Литературная учеба. 2000. №2. 124-158.
17. Бережная Н.И. Специфика содержания и формы библейского мифа // Вестник Запорожского государственного университета. 2001. №4. 1-3.
18. Бочаров Холод, стыд и свобода (История литературы sub specie Священной истории) // Вопросы литературы. 1995, Вып. 5. 126-157.
19. Булгаков Н. Два града: исследование о природе общественных идеалов. Спб., 1997.
20. Воропаев В.А. «Нет другой двери...» Евангелие в жизни Гоголя // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб. науч. трудов. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 2001. Вып. 3. 179-197.
21. Головко В.М. Реминисценции из Библии в «Странной истории» И.С. Тургенева (Материалы к текстологическому комментарию) // Русская литература XIX века и христианство. М.: МГУ, 1997. 200-206.
22. Долженков П.Н. «Запечатленный ангел» Н.С. Лескова: «очеловеченное Евангелие» // Филологические науки. 2002. №6. 31-34.
23. Дунаев М.М. Православие и русская литература: В 4 т. М., 1996-1998.
24. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII-XX веках. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. 1056 с.
25. Еремина Т.С. Русский православный храм. История. Символика. Предания. М.: Изд-во «Прогресс-Традиция», 2002, 480 с.
26. Есаулов И. Тоталитарность и соборность: два лика русской культуры // Вопросы литературы. 1992. Вып. 1. 148-170.
27. Живов В.М., Успенский Б.А. Царь и бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) // Успенский Б.А. Избранные труды: В 3-х т. Т. 1. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 205-337.
28. Жилякова Э.М. Последний псалом А.П. Чехова («Архиерей) // Евангельский текст в русской литературе XVII1-XX веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб. науч. трудов. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1994. Вып.1. 274-284. 29. Жития святых православной церкви / Сост. священник и законоучитель И. Бухарев/ М.: Изд-во «Отчий дом», 2003, 693 с.
30. Захаров В.И. Русская литература и христианство // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб. науч. трудов. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1994. Вып.1. 5-11.
31. Захаров В.Н. Пасхальный рассказ как жанр русской литературы // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб. науч. трудов. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1994. Вып. 1. 249-261.
32. Ипьяшенко Т.А. Евангельские купели (Библеизмы у Н.С. Лескова) // Русская речь. 2001. №1. 73-79.
33. Книга Иуды: Антология (сост., предисл, коммент. Ершова). СПб.: Амфора, 2001.310 с.
34. Коран и Библия в творчестве А.С. Пушкина /Под ред. Д. Сегала и Шварцбанда. Иерусалим, 2000. 254 с.
35. Котельников В.А. Язык церкви и язык литературы // Русская литература. 1995. №1. 5-26.
36. Котельников В.А. Христианский текст русской литературы // Вестник российского гуманитарного научного фонда. 2000. №3. 154-162.
37. Литвинова Н.А. Трансформация мотива «блудного сына» в повести Гоголя «Тарас Бульба» // Молодая филология: Сб. науч. трудов / Под ред. Н.Е. Меднис, М.А. Лаппо. Новосибирск: Изд. НГПУ. Вып.2. 1998. 83-87.
38. Любомудров A.M. О православии и церковности в художественной литературе // Русская литература, 2001, №1. 107-125.
39. Ляху В. О влиянии поэтики Библии на поэтику Ф.М. Достоевского // Вопросы литературы. 1998. Вып. 4. 129-143.
40. Мень А. Православное богослужение. Таинство, Слово и образ. М.: СП «Слово», 1991. 191 с.
41. Мень А. Библия и русская литература // Наука и религия. 1994. №1. 17- 20.
42. Монастыри. М.: Изд. дом РИПОЛ КЛАССИК, 2002. 608 с.
43. Николаев О.Р., Тихомиров Б.Н. Эпическое православие и русская литература (Материалы и постановка проблемы) // Русская литература. 1993. №2. 3-16.
44. Пономарева Г.Б. Одно написанное житие Ф.М. Достоевского // Русская литература XIX века и христианство. М.: МГУ, 1997. 91-96.
45. Сальвестрони Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского: Пер. с ит. СПб: Акад. проект, 2001. 187с.
46. Сурат И. Пушкин как религиозная проблема // Новый мир, 1994, №1. 207-222.
47. Телегин СМ. Философия мифа. Введение в метод мифореставрации. М., 1994.
48. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное, М.: Прогресс-культура, 1995. 623 с.
49. Федоров B.C. Христианская доминанта в духовно-образной картине мира А. Платонова // Литература и культура в контексте Христианства: Материалы Ш Междун. науч конф. Ульяновск: Ул ГТУ, 2002, 93-101.
50. Федоров В.Ф. Гуманитарная наука и христианство на пороге третьего тысячелетия // Вестник российского гуманитарного научного фонда. 2000. №З.С. 11-18.
51. Хрячкова Л.А. Отбор и использование библеизмов в художественном наследии Михаила Афанасьевича Булгакова // Автореф. дис. ... канд. филологич. наук. Воронеж, 2004. 23 с.
52. Шульц А. Хронотоп религиозного праздника в творчестве Н.В. Гоголя // Русская литература XIX века и христианство. М.: МГУ, 1997. 229-232.
53. Щеголева Е. Православный храм. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 239 с.
54. Юрьева И.Ю. Библейская книга Иова в творчестве Пушкина // Русская литература. 1995. №1. 184-188.
55. Юрьева И.Ю. Пушкин и христианство: Сб. произведений А.С. Пушкина с парал. текстами из Священного Писания и коммент. М.: Изд. дом «Муравей», 1998. 278 с.
56. Адрианова-Перетц В.П. У истоков русской сатиры // Русская демократическая сатира XVII века. М.; Л.: АН СССР, 1954. 292 с.
57. Ауэр А.П. О структуре щедринского гротеска (Стилистический этюд) // Поэтика и стилистика. Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1980. 14-20.
58. Ауэр А.П. О природе символической образности в «Истории» Щедрина // «Шестидесятые годы» в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Калинин: Изд. КГУ, 1985. 59-66.
59. Ауэр А.П. Салтыков-Щедрин и • поэтика русской литературы второй половины XIX века. Коломна: Изд. Коломенского пединститута, 1993. 110 с.
60. Ауэр А.П., Борисов Ю.Н. Поэтика символических и музыкальных образов М.Е. Салтыкова-Щедрина. Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1988. ИЗ с.
61. Ауэр А.П. Салтыков-Щедрин и Лесков (к поэтике русской сатиры второй половины XIX века) // М.Е. Салтыков-Щедрин и русская сатира XVIII-XX веков. М.: Наследие, 1998, 320 с.
62. Борисов Ю.Н. Грибоедов и Салтыков-Щедрин (К истории образа Чацкого) // Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1826-1876: Межвуз. темат. сб. Калинин: Изд. КГУ, 1977. 75-88.
63. Борисов Ю.Н. Музыкальные образы как средство комического в сатире Щедрина 1860-х годов // «Шестидесятые годы» в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Калинин: ИздКГУ, 1985. 50-59.
64. Борщевский Щедрин и Достоевский. История их идейной борьбы. М.: ГИХЛ, 1976. 392 с.
65. Бушмин А.С. Сказки Салтыкова-Щедрина. Л.: Художественная литература, 1976. 280 с.
66. Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин. Искусство сатиры. М.: Современник, 1976. 252 с.
67. Бушмин А.С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л.: Наука, 1984. 342с.
68. Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины: Учебное пособие / Ред. Чернец Л.В., Хализев В.Е. и др. М.: Высшая школа, 1999. 555 с.
69. Видуэцкая И.П. «Пошехонская старина» в ряду семейных хроник русской литературы // Салтыков-Щедрин. 1826-1976. Статьи. Материалы. Библиография. Л.: Наука, 1976. 206-219.
70. Гурвич-Лищинер Д. Щедрин и проблема историзма в русском эстетическом сознании 1860-х годов. К спорам вокруг картины Н.Н. Ге «Тайная вечеря» // «Шестидесятые годы» в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Калинин: Изд. КГУ, 1985. 42-50.
71. Герасимович М.М. Уроки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Мн.: Нац. Институт образования, 1993. 400 с.
72. Гиппиус В.В. Люди и куклы в сатире Салтыкова // Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. М. Л.: Наука, 1966. 295-330.
73. Головина Т.Н. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина: литературные параллели. Иваново: Изд. ИвГУ, 1997. 76 с.
74. Горячкина М.С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.: Просвещение, 1976. 239с.
75. Григорьян К. Роман Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». М. Л., 1962. 116 с.
76. Дмитренко Ф. Щедрин: незнакомый мир знакомых книг: В помощь преподавателям, старшеклассникам и, абитуриентам. М.: Изд. МГУ, 1998. 96с.
77. Елизарова Л.В. Повествование в «Истории одного города» // Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1826-1876: Межвуз. темат. сб. Калинин: Изд. КГУ, 1977. 28-41.
78. Елина Е.Г. Эпистолярные формы в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина / Под ред. д. ф. н. В.В. Прозорова/ Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1981. 90с.
79. Ефимов А.И. Язык сатиры Салтыкова-Щедрина. М.: Изд. Московского ун-та, 1953. 495 с.
80. Жук А. Сатирический роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия». Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1958. 135 с.
81. Жук А.А. Русская проза второй половины XIX века: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. 254 с.
82. Злочевская А.В. В. Набоков и М.Е. Салтыков-Щедрин // Филологические науки. 1999. №5. 3-12.
83. Зыкова Г.В. Ещё раз об Угрюм-Бурчееве и революционных демократах // Русская речь. 1998. №3. 11-13.
84. Иванов Г.В. Из наблюдений над «Историей одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина // Ученые записки ЛГУ. 1957. №229. Сер. филологич. наук. Вып. 30. 160-179.
85. Ищенко И.Т. Пародии Салтыкова-Щедрина. Мн.: Изд. БГУ им. Ленина, 1973. 117 с.
86. Ищук Г.Н. Читатель в литературно-творческом сознании М. Е. Салтыкова-Щедрина // Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1826-1976. Калинин: Изд. КГУ, 1977. 59-75.
87. Кирпотин В. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. М.: Советский писатель, 1955. 721 с.
88. Колесников А.А. Переосмысление архетипа «блудного сына» в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» // Писатель, творчество: современное восприятие. Курск: Изд. КГПУ, 1999. 38-52.
89. Кондаков Б.В. «Демифологизация» русской культуры в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина // Типология литературного процесса и творческая индивидуальность писателя. Пермь: Изд. ПГУ, 1993. 13-22.
90. Королева В.Б. «Пошехонская старина» в системе романного творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина // Автореф. дис. ... канд. филологич. наук. М.: МИГУ, 1999. 17 с.
91. Кривонос В.Ш. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин //Русская литературная классика XIX века: Учебное пособие / Под ред. А.А. Слинько и В.А. Свительского. Воронеж: Родная речь, 2003. 333-358.
92. Лебедев Ю.В. Животворные лучи сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина // Литература в школе. 2001, №6. 9-15.
93. Лебедев Ю.В. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин // Литература. Учеб. Пособие для учащихся 10 кл. сред, шк.: В 2 ч. М.: Просвещение, 1992. Ч. 2.С. 3-23.
94. Литвинова Е.В. Эсхатологические мотивы в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина // Материалы XVIII Всесоюзной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». Филология. Новосибирск: Изд. ИГУ, 1980. 53-59.
95. Лихачев Д.С., Панченко A.M. «Смеховой мир» Древней Руси. Л.: АН СССР, 1976.204 с.
96. Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3 т. Л.: Художественная литература, 1987. Т. 1.653 с.
97. Лищйнер Д. На грани противоположностей (Из наблюдений над сатирической поэтикой Щедрина 1870-х годов) // Салтыков-Щедрин. 1826-1976. Статьи. Материалы. Библиография. Л.: Наука, 1976. 164-181.
98. Макашин А. Салтыков-Щедрин. Биография. М.: ГИХЛ, 1951. 587 с.
99. Макашин А. Салтыков-Щедрин на рубеже 1850-1860-х годов. Биография. М.: Художественная литература, 1972. 600 с.
100. Макашин А. Салтыков-Щедрин. Середина пути. 1860-1870-е годы. Биография. М.: Художественная литература, 1984. 575 с.
101. Макашин А. Салтыков-Щедрин. Последние годы. 1875-1889. Биография. М.: Художественная литература, 1989. 527 с.
102. Макеев М. Договор с дьяволом в условиях становления капитализма в России (Экономическое значение христианской символики у Салтыкова-Щедрина) // Новое литературное обозрение. 2002. №58. 44-54.
103. Матвеева Н.П. Библеизмы в русской словесности; Словарь - справочник // Русская словесность. 1993. №№2-5; 1994, №№2-6; 1996, №1,2 и др.
104. Матвеев Б.И. Библеизмы в прозе М.Е. Салтыкова-Щедрина // Русская речь. 2001, №2. 3-12.
105. Мысляков В.А. Искусство сатирического повествования (Проблема рассказчика у Салтыкова-Щедрина). Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1966. 106 с.
106. Мысляков В.А. Салтыков-Щедрин и народническая демократия. Л.:. Наука, 1984.262 с.
107. Назаренко М.И. Мифопоэтика М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы», «Сказки») // Дис. ... канд. филологич. наук (Россия XX век. Электронные публикации: www.geocities/petrogulak/ Schedrin. ntw.)
108. Николаев Д.П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М.: Художественная литература, 1977. 358 с.
109. Николаев Д.П. Смех Щедрина: Очерки сатирической поэтики. М.: Советский писатель, 1988. 400 с.
110. Николаев Д.П. Два пути сатирического переосмысления истории («История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина и «История государства Российского» А.К. Толстого) // М.Е. Салтыков-Щедрин и русская сатира XVIII-XX веков. М.: Наследие, 1998. 114-147.
111. Никольский В.А. Салтыков-Щедрин и Пушкин. Калинин: Изд. КГУ, 1989. 64 с.
112. Обухова И.Н. Магия взгляда героя-манипулятора в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина // Молодая филология: Сб. науч трудов / Под ред. Н.Е. Меднис, М.А. Лаппо. Вып. 4. Ч. 1. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002. 78-87.
113. Павлова И.Б. Проблема воплощения идеала в романе Салтыкова- Щедрина «Господа Головлевы» // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. 1976. Т. 35. №1. 13-21.
114. Павлова И.Б. Роль символа «оно» в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина // Филологические науки. 1979. №3. 85-86.
115. Павлова И.Б. Художественные обобщения Салтыкова-Щедрина о судьбах русского самодержавия // «Шестидесятые годы» в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Калинин: Изд. КГУ, 1985. 66-69.
116. Павлова И.Б. Тема рода и семьи у Пушкина и ее развитие М.Е. Салтыковым-Щедриным // Филологические науки. 1998. №5-6. 21-29.
117. Павлова И.Б. Тема рода и семьи у Салтыкова-Щедрина в литературном контексте эпохи. М.: ИМЛИ РАН, 1999. 152 с.
118. Паклина Л.Я. К расшифровке финала «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина // Вопросы сюжета и композиции. Горький: ГГУ, 1978. 77-84.
119. Панич А.О. История одного... человечества? // Филологические исследования: сборник научных работ. Вып. 1. Донецк: Юго-Восток, 2000. 71-83.
120. Покусаев Е.И. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина. М.: Художественная литература, 1963. 469 с.
121. Покусаев Е.И. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина. М.: Художественная литература, 1975. 120 с.
122. Покусаев Е.И., Прозоров В.В. М.Е. Салтыков-Щедрин. Биография. Л., 1969. 165 с.
123. Прозоров В.В. Салтыков-Щедрин: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 176 с.
124. Прозоров В.В. «Суд истории» в идейно-художественной трактовке М.Е. Салтыкова-Щедрина // Классическое наследие и современность. Л.: Наука, 1981. 224-231.
125. Прозоров В.В. Мотив в сюжете // Мотивы и сюжеты русской литературы. От Жуковского до Чехова. К 50-летию научно-педагогической деятельности Ф.З. Кануновой /Отв. ред. А.Ф. Янушкевич. Томск: Знамя мира, 1997. 8-12.
126. Ракитина Л.М. К вопросу о евангельских мотивах в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина // Филологические исследования. Вып. 3. Донецк, Юго-Восток, 2001. 140-148.
127. Самосюк Г.Ф. Библеизмы в структуре образа Иудушки Головлёва // Литературоведение и журналистика. Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 2000. 91-102.
128. Самосюк Г.Ф. Библеизмы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина: опыт словаря // Н.Г. Чернышевский. Статьи, исследования и материалы: Сб. науч. трудов. Вып. 15. Саратов: Изд-во МГПУ, 2004.
129. Соколова К.И., Билинкис Я.С. Михаил Евграфович Салтыков-IJЩедрин // История русской литературы XIX века (вторая половина) / Под ред. проф. Н.Н. Скатова, 2-е изд. М.: Просвещение, 1991. 275-303.
130. Строганов М.В. О финале «Истории». К проблеме: Щедрин и декабристы // «Шестидесятые годы» в творчестве CaJГгыкoвa-lЦcдpииa. Калинин: Изд. КГУ, 1989. 69-80.
131. Строганов М.В. Три заметки к текстам М.Е. Салтыкова-Щедрина // Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина в историко-литературном контексте. Калинин: Изд. КГУ, 1989. 58-66.
132. Строганова Е.Н. Забытое произведение и его автор (Об одном из источников романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») // Русская словесность. 1995. №4. 12-22.
133. Телегин С М . Мифологические мотивы в творчестве русских писателей 60-80-х годов XIX века (Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С. Лесков) // Литературные отношения русских писателей XIX - начала XX в. М.: Изд. МПУ, 1995. 148-162.
134. Телегин С М . «Не так страшен черт, как его малютки» (Миф на страницах романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы») // Русская словесность. 1997. №5. 22-28.
135. Трубаева О.А. Биографическое начало в романах М.Е. Салтыкова- Щедрина «Господа Головлевы» и «Пошехонская старина» как способ выражения авторской позиции // Писатель, творчество: современное восприятие. Курск: Изд. КГПУ, 1999. 66-81.
136. Эйхенбаум Б.М. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина (Комментарий) // Эйхенбаум Б.М. О прозе: Сб. статей. Л.: Художественная литература, 1969. 455-502.
137. Яковлев Н.В. «Пошехонская старина» М.Е. Салтыкова-Щедрина (Из наблюдений над работой писателя). М.: Советский писатель, 1958. 204 с. IV
138. Бауэр В., Дюмотц И., Головин Энциклопедия символов / Пер. с нем Г. Гаева. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. 512 с.
139. Библейская цитата: словарь-справочник. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 224с.
140. Библейские афоризмы / Сост. Н.А. Горбачев. Саратов: Приволж. кн. изд- во, 1991. 184 с.
141. Библейская энциклопедия. Труд и издание архимандрита Никифора. М., 1891. Репринтное издание. М.: Тера, 1990. 902 с.
142. Библиография литературы о М.Е. Салтыкове-Щедрине. 1918-1965 /Сост. В.Н. Баскаков. М., Л.: Наука, 1966. 291 d.
143. Большой путеводитель по Библии: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. 479с.
144. Большой энциклопедический словарь: В 2 т. / Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1991.
145. Всемирный библиографический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 1998. 926 с.
146. Добровольский Л.М. Библиография литературы о М.Е. Салтыкове- Щедрине. 1848-1917. М., Л.: АН СССР, 1961. 432 с.
147. История русской литературы XIX в.: Библиографический указатель /Под ред. К.Д. Муратовой. М., Л.: Наука, 1962. 966 с.
148. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / Гл. ред. А.А. Сурков. М.: Советская энциклопедия, 1962-1978.
149. Литературный энциклопедический словарь /Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. 751 с.
150. Литературная энциклопедия терминов и понятий /Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М.: НПК «Интелвак», 2003. 1596 с.
151. Ольминский М.С. Щедринский словарь. М.: ГИХЛ, 1937. 759 с.
152. Павловский А.И. Популярный библейский словарь. Книга для чтения. М.: Панорама, 1994. 464 с.
153. Полная энциклопедия быта русского народа / Сост. И. Панкеев. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998. Т. 1. 688 с.
154. Сирот И.М. Русские пословицы библейского происхождения. Брюссель: Изд. «Жизнь с богом», 1985. 112 с.
155. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л.И. Тимофеев и СВ. Тураев. М.: Просвещение, 1974. 509 с.
156. Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и науч. ред. СИ. Кормилов. М.: Олимп: ООО «Издательство ACT», 2000. 704 с.
157. Словарь-указатель сюжетов и мотивов русской литературы. Экспериментальное издание. Новосибирск: Изд. СО РАН, 2003. Вып. 1. 241с.
158. Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. М.: Большая российская энциклопедия, 1993-1995.
159. Энциклопедия русских обычаев / Автор-сост. Юдина Н.А. М.: Вече, 2000.512 с. .
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.