Боевые искусства Востока в контексте межмолекулярных взаимодействий и досуговых интересов молодежи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.04, кандидат культурол. наук Скороходов, Вячеслав Викторович

  • Скороходов, Вячеслав Викторович
  • кандидат культурол. науккандидат культурол. наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.04
  • Количество страниц 205
Скороходов, Вячеслав Викторович. Боевые искусства Востока в контексте межмолекулярных взаимодействий и досуговых интересов молодежи: дис. кандидат культурол. наук: 24.00.04 - Прикладная культурология. Москва. 1999. 205 с.

Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Скороходов, Вячеслав Викторович

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение

Глава 1. Россия и Восток в контексте межкультурных взаимодействий

1.1. Традиции взаимодействия России и восточных

культур

1.2. Специфика формирования и проявления интереса к культурам Востока в современной России

1.3. Традиции боевых искусств Востока в межкультурных взаимодействиях

Глава 2 .Межкультурные взаимодействия как фактор профилирования молодежного субкультурного пространства в современной России

2.1. Факторы и динамика изменений ценностей и интересов молодёжи в современной России

2.2. Субкультурные процессы в контексте современных межкультурных взаимодействий

Глава 3. Сравнительно-культурный анализ отношения к боевым искусствам Востока в молодёжной среде

3.1. Анализ ценностных ориентаций и досуговых интересов респондентов

3.2. Оценка молодёжью своего здоровья и проблемы организации активного досуга

3.3. Анализ отношения молодежи различных

групп к традиционным боевым искусствам Востока

Заключение

Список литературы

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Прикладная культурология», 24.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Боевые искусства Востока в контексте межмолекулярных взаимодействий и досуговых интересов молодежи»

ВВЕДЕНИЕ.

Обоснование_актуальности_исследования. Проблема

взаимодействия культур занимает в современном мире и в гуманитарных науках особое место, поскольку этот процесс приобретает всё больший масштаб и разнообразие форм. Для России этот вопрос имеет традиционный характер - и в связи с сосуществованием на одной территории множества различных этнических, конфессиональных и других культур, и в силу её положения между Западом и Востоком, и с учётом того, что формирование многоликой российской культуры всегда происходило в постоянном взаимодействии с иными культурными системами. Восток в этом процессе и как непосредственный «участник», и как предмет интереса всегда занимал немалое место.

Интенсивный рост этого интереса происходит особенно явно, начиная с конца 19 века, вылившись в изучение и увлечение восточной мистикой и идеями космизма, в обращении к многообразным религиозным системам и философским школам Востока, а также к различным сопутствующим им духовным практикам. Достаточно вспомнить имена Л. Толстого, И. Бунина, Н. Рериха, уделявших духовному Востоку самое пристальное внимание; деятелей серебряного века русской культуры - В. Брюсова, А. Блока, К. Бальмонта, В. Хлебникова, Н. Гумилёва, И. Стравинского, творчество которых насыщено восточными мотивами; философские работы Н. Данилевского, К. Леонтьева, А. Хомякова, Н. Бердяева, рассматривавших Россию в контексте взаимодействия двух потоков мировой истории - Запада и Востока.

Переломным моментом в процессе освоения восточных культур, углубления знаний о них в России стала, по понятным причинам, октябрьская революция, после которой духовное наследие Востока, лишь в очень ограниченном масштабе осталось в поле зрения исследователей и тем

более широкой публики. В то же время нельзя не упомянуть о школе отечественного востоковедения, которая и в этих условиях развивалась, способствуя сохранению научных традиций в этой области (Тураев Б., Гаркави А., Никольский Н., Хвольсон Д., Коковцев П. и др.).

В «постсоветский» период произошло резкое, почти взрывоподобное увеличение интереса к культурному и духовному наследию Востока. Этот процесс совпал (и не случайно) с глобальной переоценкой ценностей в массовом сознании населения, особенно в молодёжной среде. Причём, как показывают многочисленные исследования (В. Лисовского, Н. Слепцова, И. Ильинского, С. Иконниковой и др.), изменения в ценностном мире молодежи затрагивают не частные, а нередко фундаментальные, жизнеориентирующие элементы культуры личности, отражаясь в её мировоззренческих, религиозных, эстетических исканиях. Расширение , спектра этого поиска, связанное с «открытием границ», утверждением плюралистичности в сфере идеологии, новыми возможностями в получении информации и т. п., определило и многообразие тех направлений, в которых обнаруживается сегодня этот «поиск себя». Наряду с тягой к освоению отечественного духовного наследия, очевидно и сильное стремление молодежи к знакомству с иными культурными традициями, в частности, с многоликим наследием Востока: с религиозно - философскими системами буддизма, даосизма конфуцианства и др.; с самобытным искусством Востока; с нетрадиционными оздоровительными методиками др.

Одной из самых устойчивых и обширных восточных традиций, которые изучаются и осваиваются в современной России, является традиция боевых искусств. Японские (каратэ, айкидо, кендо, джиу-джитсу), китайские (ушу, цигун), корейские (тэквондо, хапкидо) и многие другие направления стали в последние годы одним из наиболее известных элементов традиционной восточной культуры на уровне массового сознания в нашей стране, и особенно, в молодежной среде. Хотя эти искусства существуют на

российском культурном поле уже более четверти века, интерес к ним не ослабевает и остается неизменно высоким. Такая устойчивость вряд ли является случайной и беспричинной. С одной стороны, в её основе -действительное богатство содержания данного культурного феномена; с другой - фактор экзотичности. Несомненно, что мощное воздействие на молодёжь оказывает огромный поток печатной, кино- и видеопродукции, сопровождающийся обильной рекламой. Наконец, важно учесть и социально - психологические особенности молодёжи, её интерес ко всему необычному; особую пластичность взглядов; эскапизм как способ разрешения неизбежных юношеских проблем взаимодействия с социальной средой.

Вероятно, до определенного времени интерес к боевым искусствам Востока стимулировался более всего «ореолом запретности», когда государство не только не приветствовало, но и просто запрещало изучение боевых искусств. Сегодня этот фактор исчез, боевые искусства разрешены и получили широкое распространение в России, открылись огромные возможности для обмена информацией в этой области. Однако, исчезновение стимула в виде «запретного плода» не привело к снижению интереса к боевым искусствам. В этом контексте несомненное значение приобретает изучение тех факторов, которые обуславливают такой устойчивый интерес и анализ вхождения данного инокультурного явления в пространство российской молодёжной субкультуры.

Такого рода анализ приобретает особую актуальность в условиях кризисно - поискового развития современного российского общества, когда возникает своего рода «скрещивание» двух процессов - «поиска себя» и поиска социального, характерного для общества как целого. Молодежь как социальная группа является во многих отношениях средоточием самых острых проблем сегодняшнего дня, заключая в себе и потенциал усугубления накапливающихся противоречий, и характеристики «точки

роста», в которой видны будущие конструктивные подвижки. В этом отношении анализ выбора, который делает сегодня молодое поколение, его приоритетов и ценностных ориентиров, имеет важное социальное значение.

Интенсивный процесс поиска моделей самоопределения, детерминированный как негативными, кризисными явлениями в российском обществе, так и существенным расширением спектра этого поиска, ведёт к возникновению многих явлений, которые не были типичны для молодёжной субкультуры «доперестроечной» эпохи. Это особенно ярко выражено в досуговой сфере, обеспечивающей действительное или иллюзорное освобождение от предписанных канонов, стандартов деятельности и выход в пространство выражения своего «Я». В силу этих особенностей, именно сфера досуга служит нередко тем пространством, где складываются и проявляют себя различные субкультурные группы и течения, формируется множество различного рода объединений и группировок самого разного толка — политических, религиозных, музыкальных, спортивных и т. п., отличающихся как конструктивно - созидательной, так и деструктивно -асоциальной направленностью.

В современной ситуации интенсивных межкультурных

взаимодействий, поиск молодёжью своих ценностей, ориентиров, моделей нередко происходит в ситуации выбора между ценностями отечественной культуры, культур Запада и Востока. Неизбежно при этом возникает вопрос о том, почему при наличии высочайших и многообразных ценностей отечественной и западной культуры, которые часто ближе и понятней для россиянина, часть молодёжи стремится к освоению ценностей восточной культуры, в том числе, традиций боевых искусств Востока. Широкое распространение такого рода увлечений, их институализация в виде центров, федераций, обществ; значительность того места, которое заняли боевые искусства Востока в современных коммуникациях и в сознании молодого поколения, несомненно, акцентируют социально - культурную

значимость этой проблемы.

В то же время, при всём огромном потоке литературы, телепрограмм и т. п., посвященных боевым искусствам Востока, именно социально -культурный аспект анализа, связанный с изучением причин возникновения такого рода феномена в молодёжной среде, его места, роли, влияния в конкретных, сегодняшних обстоятельствах, практически отсутствует. Существование же немалого числа исторических, философско -мировоззренческих работ, связанных с восточными боевыми традициями, как и практических пособий по овладению ими (о «ширпотребе» мы просто не упоминаем), при всей их значимости, не заменяет такого рода анализа а, напротив, скорее заостряет актуальность социокультурного рассмотрения проблемы, который позволяет увидеть и понять сегодняшнее социальное функционирование одной из древних традиций, перенесённых на иное культурное поле и, в силу определённых причин, востребованных и распространяемых в нём. Именно этот процесс, его факторы и влияние на досуговые интересы и досуговую активность молодёжи и являются тем проблемным полем, в котором находится непосредственный предмет данного исследования.

Степень разработанности проблемы. Теоретические предпосылки исследования. Развитие исследований межкультурных взаимодействий России и Востока в значительной мере связано с открытием во второй половине прошлого века в Санкт-Петербургском университете кафедры востоковедения. У истоков отечественной науки о Востоке стояли такие ученые, как Гаркави А .Я., Никольский Н.М., Тураев Б.А., Розенберг О.О., Васильев В.П., Дашиев Д.Б., Щербатской Ф.И. и др., которые заложили мощную базу для отечественных исследователей Востока. В последующем эти традиции были развиты Струве В.В., Конрадом Н.И., Шуцким Ю.Н.. Интенсивно развивалась отечественная компаративистика.

Наряду с востоковедами анализом этих культурных традиций

занимались такие известные философы, как Бердяев H.A., Леонтьев К., Хомяков A.C., Данилевский Н.Я., Рерих Н.К. Этими философами проводился как анализ духовной культуры Востока, так и её сопоставление с культурой России.

Сегодняшние политические и идеологические условия расширили возможности знакомства российской публики с восточными культурами как в процессе непосредственных контактов с её носителями, так и благодаря достаточно широкому распространению трудов таких специалистов по Востоку, как Абаев Н.В., Игнатович А.Н., Бонгард-Левин Г.М., Топоров В.И., Лепихов С.Ю., Васильев Л.С., Торчинов Е.А., Малявин В.В. и др. Этими авторами исследованы философско - религиозные традиции буддизма, даосизма, конфуцианства, другие мировоззренческие системы * древнего Востока и сопутствующие им практики. Межкультурным взаимодействиям и месту традиций Востока в этом контексте посвящены работы Артановского С. Н., Василенко И.А., Ерасова Б.С., Розина В.М., Шапинской E.H., Ю.И., Зарубиной H.H., Ткачевой A.A., Мясникова B.C., Митрохина Л.В. и др. Значительное место в них занимает и проблема взаимодействия России и Востока.

Как уже отмечалось, весьма внушительно выглядит и список изданий отечественных и зарубежных авторов, посвящённых различным аспектам боевых искусств Востока. В нём работы Асмолова К.В., Богачихина М.М., ' Белова A.B., Красулина И.А., Малявина В.В., Тараса А.Е., Долина A.A., Линдера И.В., Маслова A.A., Попова Г.В., Фомина В.И., благодаря которым российское общество получило возможность детально познакомиться с этой многовековой традицией - ведь ещё десятилетие назад в нашей стране почти ничего не было известно о столь мощном культурном феномене.

Таким образом, в рамках изучения традиционных культур Востока постепенно вырисовывается как отдельное направление и исследование восточных боевых искусств в их историческом, философском, спортивно -

прикладном и иных аспектах. В то же время, очевидно, что эта проблема, в силу указанных выше причин, требует своего более целенаправленного и глубокого рассмотрения в современном социокультурном контексте. Важно это и в связи с отсутствием такого рода специальных исследований в контексте изучения собственно молодёжной проблематики, в том числе в рамках изучения досуга, интересов, ценностных ориентаций молодёжи, то есть вопросов, которые разрабатывались в социологии и социальной психологии (И.В.Адеева, Е.М.Бабосов, М.Н.Бобнева, Л.И.Божович, И.В. Бестужев - Лада, И.С.Кон, И.Н.Груздова, Б.А.Грушин, А.Г.Десфонтейнес,

A.В.Лисовский, В.Т.Лисовский, И.О.Мартынюк, Г.И.Минц, К.Г.Мяло, Э.А.Саар, М.Х.Титма, В.Н.Шубкин и др.) и которые имеют немалое значение для нас. Важное значение имели также и работы, посвящённые досуговой деятельности, её структуре и особенностям проявления у различных социокультурных групп. Это, прежде всего, труды Л.А.Гордона, Б.А.Грушина, Г.Е.Сборовского, Э.В.Клопова, Л.Н.Когана, А.С.Орлова, Г.П.Орлова, В.Д. Патрушева, Г.А.Прудненского, С.Г.Струмилина, Э.В.Соколова, Н.Н.Трубникова и др.

Анализу молодежной субкультурной активности посвящены работы С.Н.Артановского, А.С.Запесоцкого. С.Н.Иконниковой, И.М.Ильинского, М.Н.Кагана, В.Ф.Левичевой, В.Т.Лисовского, Э.В.Соколова, Т.Е. Щепаньской.

Однако, несмотря на то, что в них рассматриваются достаточно разные по характеру объединения - музыкальные, политические, экологические, просто «системные» и др., вопрос об увлечении боевыми искусствами, об объединениях, возникающих на этой основе, о причинах и следствиях этих процессов в них практически не ставился. Это же относится и к исследованиям, посвящённым активному досугу молодёжи и его организации (В.К.Бальсевич, И.М.Быховская, О.А.Милыптейн, М.Я.Сараф,

B.И.Столяров и др.).

Таким образом, несмотря на достаточно большой массив исследований, связанных с восточными культурами вообще и боевыми искусствами Востока в частности, на богатую традицию изучения молодёжной субкультуры в отечественной науке, проблема устойчивого интереса молодёжи к боевым искусствам Востока, в условиях межкультурных взаимодействий, их влияния на ценностный мир и досуговые ориентации не была до сих пор выделена как специальный предмет исследования, хотя сложился достаточно серьёзный научный фундамент для разработки этого вопроса и его практического осмысления.

Объект исследования — досуговые интересы и ориентации современной молодежи.

Предмет исследования - отношение молодёжи к традициям боевых искусств Востока, факторы и механизмы их освоения как составной части молодёжного досуга.

Цель исследования - осуществить анализ процесса включения боевых искусств в молодёжное субкультурное пространство для более эффективного и научно обоснованного регулирования данного процесса в рамках молодёжной культурной политики.

Задачи исследования:

- провести анализ социокультурных факторов формирования и распространения интереса к восточным культурам в России в контексте современных межкультурных взаимодействий;

- осуществить анализ влияния межкультурных взаимодействий на изменения в молодёжном субкультурном пространстве;

- выявить факторы и механизмы распространения традиции боевых искусств в процессе взаимодействия Россия - Восток;

- дать характеристику места и роли боевых искусств Востока в структуре современного молодёжного досуга;

- провести сравнительный анализ ценностных ориентаций и

отношения к боевым искусствам Востока молодежи различных групп;

- определить основания и возможности использования занятий боевыми искусствами Востока для развития культуры личности и регулирования этой практики в рамках молодёжной культурной политики;

Научная новизна исследования:

В развитие изучения межкультурных взаимодействий и в частности места в них боевых искусств Востока, осуществляемого в отечественной науке в рамках сложившихся исторического, философско -мировоззренческого или же спортивно - педагогического подходов, в диссертации рассматриваются прежде малоизученные социокультурные аспекты проблемы, связанные с процессом аккультурации боевых искусств * Востока в российском пространстве; их влияние на досуговые интересы и ориентации молодёжи. В работе исследуются мотивы и формы проявления интереса молодежи к традиционным восточным боевым искусствам; выявляются некоторые особенности субъектов этой деятельности в сопоставлении с группами молодёжи, не занимающейся восточными боевыми искусствами.

Анализ молодёжного досуга в условиях межкультурных взаимодействий и влияние на него процесса трансляции традиций боевых искусств Востока дополняет сложившийся спектр социокультурных ' исследований, связанных с молодёжными субкультурами, позволяет вести научную разработку оснований молодёжной культурной политики с учётом данного фактора.

Практическая значимость работы определяется возможностью использовать результаты диссертации для:

- развития научно - теоретической базы современной молодёжной политики;

- разработки программ культурного развития личности в условиях межкультурных взаимодействий;

- образовательной практики в рамках изучения истории цивилизаций и культуры; этнологических и культурологических курсах; преподавания спортивно - педагогических дисциплин и др.

Эмпирическую базу исследования составили данные социальной статистики и конкретных социологических исследований, в том числе проведённого автором диссертации сравнительного исследования в г. Москва, г. Воронеж, а также нескольких городах Чехии и Словакии.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Расширение процесса межкультурных взаимодействий в современных условиях ведёт к существенным изменениям в структуре досугового пространства молодёжи, в наборе её интересов и моделей поведения.

2. Традиции взаимодействия России с культурами Востока, наряду с новыми информационными и коммуникативными возможностями в этой области, обуславливают распространение в российском субкультурном пространстве систем знания и практической деятельности, связанных с восточными традициями, прежде молознакомыми массовому отечественному сознанию, в том числе с традициями боевых искусств Востока, которые оказались востребованными в молодёжной среде в современной социокультурной ситуации.

3. Основными факторами, определяющими устойчивый интерес молодёжи к боевым искусствам Востока, являются: действительное богатство содержания данного культурного феномена, ориентированного на гармоничное развитие физического и духовного в человеке, фактор экзотичности, фактор моды и поддерживающей её рекламы, социально -психологические особенности молодёжи.

-^Непосредственными мотивами, определяющими включённость молодёжи в процесс овладения боевыми искусствами, являются:

а) стремление удовлетворить потребность в тех духовных и

физических ценностях, которые представляются молодому человеку как трудно или совсем недостижимые в других формах практики;

б) стремление к развитию собственной личности, духовному и физическому совершенствованию;

в) потребность в конкретных практических результатах - таких как: желание чувствовать себя защищенным; уверенным в своих силах; иметь навыки практической деятельности в этой сфере;

г) заниматься чем-то неординарным, выделяющим тебя из массы.

5. В процессе занятий боевыми искусствами, у молодёжи постепенно меняется отношение к ним, переходя от поверхностного к углубленному, расширяющему смысл контекста данной деятельности. В то же время, не профессиональное преподнесение боевых искусств создаёт условия для псевдовключённости в эту традицию, когда лишь номинально, но не по сути осваиваются боевые искусства. Занятия боевыми искусствами Востока формирует у молодых людей систему ценностей, отличающуюся от ценностной системы молодежи других социальных групп, что позволяет выделить молодежь, занимающуюся восточными единоборствами в отдельную субкультурную группу.

6. Структура ценностных ориентаций, занимающихся боевыми искусствами и их отношение к этой практике, в значительной степени зависят от региона, пола, длительности занятий и уровня овладения.

7. В процессе трансляции боевых искусств Востока в российскую культуру, как и в европейскую в целом, происходит постепенный распад ранее целостной традиции на относительно самостоятельные ветви и направления: традиционное, лечебно-оздоровительное, боевое и спортивное. В то же время этот процесс не носит глобального характера. В группах традиционного направления молодежь разных стран, в частности России, Чехии и Словакии, уделяет высокое и приблизительно равное внимание всем аспектам традиционных боевых искусств.

8. Занятия боевыми искусствами могут быть использованы как

- эффективное средство поликультурного восприятия, как механизм культурного развития личности в единстве её физического и духовного начал. Воспитание уважения к каждой отдельной культуре способствует развитию понимания ценности культуры как таковой, любой её исторической и национальной формы.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ проходила в следующих формах:

1. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры культурологии, политологии и социальной антропологии РГАФК, а также на заседании научно - образовательного

- Центра Российского института культурологии.

2. Результаты исследования по теме диссертации в течение 1996 -1999 годов были представлены в докладах и сообщениях на 8 международных, всероссийских и межвузовских конференциях, в том числе: «Социальная антропология на пороге XXI века» (Москва, 1997); «Человек в мире спорта» (Москва, 1998); «Социокультурные и культурологические аспекты развития Западной Сибири» (Тюмень, 1998); «Олимпийское и международное спортивное движение: история, теория, практика» (Воронеж, 1998); «Культурологические проблемы развития региона»

- (Тюмень, 1999).

3. Основные концептуальные положения апробировались в педагогической практике автора, в том числе в рамках общего курса истории и теории культуры, спецкурса «Молодёжная субкультура и традиции Востока» в Российской Государственной Академии Физической Культуры (РГАФК).

16

Похожие диссертационные работы по специальности «Прикладная культурология», 24.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Прикладная культурология», Скороходов, Вячеслав Викторович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существование активного процесса межкультурных взаимодействий, в достаточно сильной степени влияет на все стороны современной общественной жизни России, в том числе - на молодежную субкультурную среду. Этот процесс обуславливает и изменения в современном досуговом пространстве молодежи, дополняя его новыми, нетрадиционными видами практик. В частности, это проявляется в массовом увлечении традицией боевых искусств Востока, которые заняли устойчивое место среди других интересов современной молодежи.

Результаты эмпирического исследования дают основание для заключения о том, что основными факторами, определяющими устоичивыи интерес молодежи к боевым искусствам Востока, являются: привлекательность, для современного молодого человека, самого культурного феномена, в том числе, традиции соединения в нем ориентации на единство физического и духовного развития в человеке, имеющей под собой мощную духовно-философская доктрину; внешнюю красоту и эстетику движений; ориентацию на здоровый образ жизни и ценность долголетия; связь боевых искусств с другими искусствами; ритуальность; медитативность; возможность научиться защищаться физически и психологически, стремление к подражанию природе, к единению с ней. Интерес также стимулируется фактором моды, с учётом того, этот фактор во многом поддерживается огромным по объёму рекламным потоком популяризирующей печатной, кино- и видеопродукцией. При рассмотрении интереса, нельзя не учитывать и социально - психологические особенности молодёжи как особой возрастной группы: её интерес ко всему необычному; особая пластичность и неустойчивость взглядов; поиск самих себя; разрешение неизбежных юношеских проблем путём ухода из обыденной реальности в почти сказочный мир, в легенды и предания из далёких культур.

Самыми значимыми мотивами, повлиявшими на вовлечение молодежи в процесс занятий боевыми искусствами Востока, явилось желание научиться защищаться и возможность физического совершенствования. Достаточно значимым мотивом для молодежи, оказалось приобретение уверенности в себе через занятия. Перечисленные мотивы могут указывать на то, что молодежь зачастую чувствует неуверенность в себе и незащищенность своего социального существования. Это положение соответствует сложившейся сегодня в России неблагоприятной политической, экономической и социальной ситуации, обуславливающей чувство социального дискомфорта современной молодежи (слабая социальная поддержка, политическая неопределенность, сильная криминогенность общества и т.п.). Достаточно значимым, хотя и менее чем вышеуказанные, мотивом оказалось духовное совершенствование. Интересно, что в процессе занятий у молодежи часто добавляются мотивы духовного совершенствования, если таковые не присутствовали с самого начала занятий. Это указывает на то, что в процессе занятий боевыми искусствами, происходит постепенное углубление в духовные аспекты традиции. Подобное углубление впрямую зависит от возраста занимающихся, стажа занятий и уровня овладения ими боевых искусств. Выяснилось, что мотив общения с другими людьми для молодежи, вовлеченной в занятия, мало значим. Этой позиции стоит уделить особое внимание. В ходе исследования, неоднократно выявлялось, что для молодежи, занимающейся боевыми искусствами, общение с друзьями, другими людьми и общение как таковое, мало значимо. Это видно особенно ярко при сопоставлении указанной группы молодежи со студентами (это положение подтверждалось при выявлении ценностных ориентаций, мотивации занятий спортом, структуры досуга, изменений с момента начала занятий и мотивации занятий боевыми искусствами). Интересно, что для занимающихся боевыми искусствами, слабо значимым оказался мотив экзотики Востока, хотя многие авторы указывают этот мотив в числе первых. Этот мотив был в сильной степени значимым 10-15 лет назад, когда боевые искусства только начинали получать широкое распространение в России и о них мало кто имел адекватное представление.

При выявлении структуры ценностных ориентаций обнаружилось, что самыми приоритетными ценностями для молодежи, вовлеченной в занятия боевыми искусствами, явились: здоровье, развитие (духовное и физическое совершенствование) и жизненная мудрость. Эти позиции достаточно сильно отличают единоборцев от студентов, с которыми производилось сравнение. У студентов в числе наиболее приоритетных ценностей, находятся: наличие хороших и верных друзей, здоровье и материально обеспеченная жизнь. Определённые различия в ценностных ориентациях позволяют предположить в то же время, что не только сама среда влияет на формирование ценностного мира молодежи, но и молодежь, имеющая склонность к духовным ценностям как значимым, тянется к традиции боевых искусств Востока.

Структура ценностных ориентаций, занимающихся боевыми искусствами, а также их отношение к этой практике, в сильной степени зависит от региона, пола и длительности занятий. Наибольшее сходство по этим позициям, наблюдается между воронежским и чешско-словацким регионами. Московский регион имеет явные отличия от вышеуказанных. Такие отличия во многом объясняются более высоким уровнем развития материальной и духовной культуры в Москве и, как следствие, лучшими возможностями в овладении боевыми искусствами (более высокий уровень мастеров и преподавателей боевых искусств, расположение в Москве практически всех Федераций боевых искусств, большие возможности в получении информации в этой области, в том числе из - за рубежа и т.п.). Характер отличий показывает, что в Москве молодежь более равномерно и широко осваивает всевозможные аспекты боевых искусств. При сравнении юношей и девушек выяснилось, что юноши полнее и равномерней чем девушки, осваивают боевой, оздоровительный, духовный и спортивный аспекты традиции. Изменения в ценностных ориентациях и мотивации занятий боевыми искусствами, в процессе освоения традиции, происходят, в основном, за счет актуализации духовных ценностей и прибавления мотивов , совершенствования, в том числе духовного.

В процессе аккультурации традиции боевых искусств Востока российской молодежной культурой, не происходит такого глобального распада традиции на самостоятельные ветви и направления, как показывают ряд авторов. Нами намерено были исследованы группы традиционных боевых искусств, в результате чего выяснилось, что в этих группах не наблюдается узкого культивирования каких-либо аспектов традиции.

Таким образом, автор полагает, что занятия боевыми искусствами могут быть использованы как уже апробированное и эффективное средство . поликультурного воспитания, как средство развития понимания ценности культуры как таковой в любой её исторической и национальной форме, средство воспитания уважения к каждой отдельной культуре, западной, российской или же восточной. Традиция боевых искусств Востока может также служить эффективным механизмом всестороннего культурного развития личности, гармоничного воспитания ментального, духовного и физического в человеке. Необходимо обратить внимание на то, что таким эффективным механизмом боевые искусства могут быть лишь при распространении именно их традиционной модели, в то время как - получившие развитие эрзац - модели, ориентированные лишь на физическую сторону дела, порождают нередко иллюзию «встречи» с боевыми искусствами и часто служат источником возникновения ряда негативных тенденций присущих сегодня боевым искусствам.

В связи с этим автор считает, что особенности восприятия и осмысления в молодёжной среде боевых искусств Востока, должны серьёзно учитываться в процессе формирования культурной политики всех уровней, ориентированной на молодёжь.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Скороходов, Вячеслав Викторович, 1999 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абаев Н. В. О некоторых философско - психологических основах чаньских (дзэнских) военно-прикладных искусств // Общество и государство в Китае. - М.: Мысль, 1981. - 180 с.

2. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. - Новосибирск: Наука, 1983.

3. Абаев Н. В., Вечерский М. И. О принципах построения тренинговых обучающих систем на базе круговых движений «внутренних» школ у-шу // Психологические аспекты буддизма:. 2-е изд. - Новосибирск.: Наука - 1991.-С. 140-146.

4. Агаджанян А. С. Буддийский путь в XX веке. - М., 1993. - С. 237.

5. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: Сб. статей.: Моск. Гос. ун-т культуры. 1995. - 121 с.

6. Андреева И.Н., Голубкова Н.Я., Новикова Л.Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Социс. 1989. № 4. С.48—56.

7. Анисов Д.Л. Социокультурный облик городской молодежи в условиях перестройки и современных реформ // Вестник Омского ин-та., - 1996. -№3. - С. 71-73.

8. Антипин Е. Что есть ценности? // Клуб. 1996. - №2. - С. 28-29.

9. Артановский С.Н. На перекрёстке идей и цивилизаций. - С.-Пб., 1994. -224 с.

Ю.Асмолов К.В. Ниндзя в кино и в жизни // Кэмпо. 1992, № 2. - С. 14-18.

11.Асмолов К.В. Тхэквондо в Куккивоне // Кэмпо. 1992, № 5. - С. 7-10.

12.Асмолов К.В. Шпаргалка для начинающих // Кэмпо. 1992, № 8. - 15-20.

13.Асмолов К.В. Боевые искусства дальнего Востока в России и СНГ:проблемы адаптации // Цивилизации и культуры. - Вып.2. Россия и Восток: цивилизационные отношения. - М., 1995. — С.203-215.

М.Аристер Н.И., Загудов Н.И. Процедура подготовки и защиты диссертации // Российская академия предпринимательства. - М.: АОЗТ"Икар"., 1995. - 200 с.

15.Афанасьев А.И., Кузьмин В.А. Духовность общества и ценности молодежи // Вторая науч. сессия "Социальные механизмы государственного управления". - М., 1995. - С.153-158.

16.Бабосов Е.М. Две культуры два образа мысли: (Очерки сравнит, изуч. полит, культуры) / Под ред. Е.М. Бабосова. Минск: Наука и техника, 1985. -С.26-35.

17.Бабосов Е.М. Актуальные проблемы воспитания молодежи в условиях перестройки: Тез. докл. науч,-практ. конф. (Минск, 30 нояб. 2 дек. 1988). Минск: Белорус. НИИ НТИ и техн.-экон. иссл., 1988. - С.78-91.

18.Багдасарьян Н.Г., Кансуэян JI.B., Немцов A.A. Инновации в ценностных ориентациях студентов // Социс. 1995.№ 4. - С. 125 -129.

19.Бальсевич В.К. Феномен физической активности как социально -биологическая проблема // Вопросы философии. - 1981. -№ 8. - С. 78 -89.

- 20.Белов A.B. Славяно-горицкая борьба. Изначалие. - М., 1992. — 342 с.

21.Бердяев H.A. Русская идея // Русская идея и современность. - М., 1992. -С. 165.

22.Бергер П. Понимание современности. - М.: Социс. - 1990. - №7. - С. 5871.

23.Бестужев - Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука. 1993. - 301 с.

24.Бидуэлл Ч. Молодежь в современном обществе // Американская социология. М., 1972. С. 297—313.

' 25.Бобахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры. Конфликт или преемственность поколений? // Общественные науки и современность. - 1996. - №3. - С. 56-65.

26.Бобахо В. А., Левикова С.И. Социально-политичесие аспекты молодежной субкультуры // Вестник Мое. ун-та. - Сер. 12., Полит. Науки. - 1996.-№2.-С. 35-43.

27.Бобахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? // Общественные науки и современность. 1996. № 3. - С.56—66.

28.Бобахо В.А., Левикова С.И. Социально-политические аспекты молодежной субкультуры // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Политические науки. 1996. № 2. - С.35—45.

29.Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. Автореф. дисс.... д-ра пед. наук. - М., 1980. - 21с.

30.Божович Л.И. Избр. психол. труды: Проблемы формирования личности / Под ред. В.И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995. - 183 с.

31.Богачихин М.М. Восток и мы // Феномен каратэ-до: философские, этико-психологические и юридические аспекты. - М., 1989. - С. 114-119.

32.Боенко Н.И. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях вхождения в рынок // Молодежь в условиях социально-экономических реформ: Материалы Межд. научно-практ. конф. 26-28 сент. 1995 г. / Гос. комитет по высш. Образованию. - С.-Пб. Гос. ун-т ком. Р.Ф. по делам молодежи. - С.-Пб., 1995. - С. 21.

33.Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. - М.,1993. - 415 с.

34.Борев Э., Коваленко А. - Мифы и реальность молодежных проблем: (Мнение социолога и журналиста) // Контркультура и социальные трансформации. М.: ИФ АН СССР, 1990. - С. 109—121.

35.Булкин А.Н. Социально-философские аспекты ценностного ориентирования молодежи: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. -Ставрополь., 1997. - 32 с.

36.Быкова С.Н. Молодежь России: между бедность и нищетой // Социс. 1991.-№9.-С. 34-38.

37.Быховская И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени. М.:, ФОН, 1997. - 209 с.

38.Вардоматский А.П. Аксио-биорафическая методика // Социс. 1991. №7. - С. 80-84.

39.Василенко И.А. Источники и механизмы согласия в межкультурном диалоге //Цивилизации и культуры. — Вып.З. Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения. — М., 1996. — С. 400-411.

40.Васильев JI.C. «История Востока». - том 1-2, М., 1998. -

41.Востоковедение в Петрограде. - С.-Пб., 1933. - С. 31.

42.Гаркави А .Я. Первоочередное обиталище семитов, индоевропейцев и хамитов. - С.-Пб., 1873.- С. 108.

43.Головаха Е.И. Жизненная перспектива и самоопределение молодежи // АН УССР, Ин-т филос. Киев: наук, думка, 1988.

44.Гордон JI.A., Клопов Э.В. Человек после работы: социальные проблемы быта и внерабочего времени. - М., 1972, 368 с.

45.Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые о культуре массовой и немассовой // Социс., 1990., №8. -106-111 с.

46.Гришин В.А. Субкультура и ее проявление в молодежной среде // Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы. М., 1990. С.102—111.

47.Громова И.Б., Леонтьева В.Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта// Социс. 1991. .№ 10. С. 78—88.

48.Грушин Б.А. Массовое сознание. М.: Политиздат, 1987. - 368 с.

49.Гульев И.Л. Философские, социокультурные, нравственно-этические и психологические аспекты феномена каратэ-до // Феномен каратэ-до: философские, этико-психологические и юридические аспекты. - М., 1989.-С. 18-53.

50.Гуров М.Н. Сфера досуга и изучение культурно-досуговых потребностей населения // Человек в мире культуры: Тез. межд. конф. Москва, 16-17 февр. 1998 г. / Моск. Гос. ун-т. - М., 1998. - 4.1 - С. 82-84.

51.Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. - М., 1980. - 163 с.

52.Давидович В.Е. Сущность культуры. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1979.-239 с.

* 53.Дагданов Г. Б. Традиционная система цигун в Китае // Психологические аспекты буддизма: Наука. 2-е изд. - Новосибирск. - 1991. - С. 154-162.

54. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991. - 245 с.

55.Дашиев Д.Б. Некоторые аспекты культа наставника (по тибетским источникам) // Психологические аспекты буддизма: Наука. 2-е изд. -Новосибирск. - 1991., - С. 162-174.

56.Девятко И.Ф. Измерение установки становление социологической парадигмы //Социс. 1991. - №6. - С. 49-59.

57.Дернов-Пегарев В. О кодексе чести и традиционной самурайской морали (Бушидо) // Феномен каратэ-до: философские, этико-психологические и юридические аспекты, /перевод о французского/. -М., 1989. - С. 76-90.

58.Дёмченко А. Возможности российского досуга // Клуб, - 1996. - №7. -С.10-

59.Долин A.A., Попов Г.В. Кэмпо — традиция воинских искусств. - М., 1990.-429 с.

60.Долин A.A., Маслов A.A. Истоки УШУ. - М., 1990. - 240 с.

61. Досуг: методология и методика социологических исследований / Уч. пособие. - М.: Моск.гос ин-т культуры., 1995.- 94 с.

62.Доронкина Е.Т. Проблема осознания сущности досуга // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сб. ст. - М.: МГУК, 1996. - С. 5-14.

63.Емельянов E.H. Путь каратэ - агрессивность или развитие личности? // Феномен каратэ-до: философские, этико-психологические и юридические аспекты. - М., 1989. - С. 104-114.

64.Ерасов Б.С. Цивилизация: слово-термин-смысл // Цивилизации и культуры. — Вып.2. Россия и Восток: цивилизационные отношения. — М., 1995. —С. 3-31.

65.Ерасов Б.С. Этническое-национальное-цивилизованное в пространстве Евразии // Цивилизации и культуры. — Вып.2. Россия и Восток: цивилизационные отношения. — М., 1995. — С. 81-105.

66.Ерасов Б.С. Россия в евразийском пространстве // Общественные науки и современность. — 1994. — № 2.

67.Ерасов Б.С. О геополитическом и цивилизационном устроении Евразии // Цивилизации и культуры. — Вып.З. Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения. — М., 1996. — С. 86-103.

68.Ерасов Б.С. Образ Востока в русской культуре Цивилизации и культуры.

— Вып.З. Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения.

— М., 1996. —С. 336-356.

69.Ерасов Б.С. Выбор России в евразийском пространстве //Цивилизации и культуры. - Вып. 1. Россия и Восток: цивилизационные отношения. - М., 1994. - С. 39-60.

70.Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. - М.: МГИФК, 1994. - 32 с.

71.Жерносенко Д.Н. Кожин C.B. Молодежная субкультура // Совр. проблемы гум. и ест. Наук.: Сб. тез. 3-й Новосиб. межвуз. науч.-студ. конф. "Интеллектуальный потенциал Сибири" /Тенденции науч.-техн. инноваций и творч. деят. - Новосибирск., 1996. - 4.1. - С. 38-39.

72.Жизненный путь личности: (Вопросы теории и мето-дол- социал.- псих ол. иссл.) / Л.В.Сохань и др.; Отв. ред. Л.В. Сохань; АН УССР- ин-т фялос. Киев: Наук, думка, 1989.

73.3апесоцкий A.C., Фаин А. Эта непонятная молодежь... Проблемы неформальных молодежных объединений. М., 1990. -183 с.

74.3апесоцкий A.C. Дискотека в досуге молодежи. JL, 1987. - 120 с.

75.3апесоцкий A.C. Молодежные культурные центры Ленинграда. Л., 1987. -143 с.

76.3апесоцкий A.C. Музыка и молодежь. М.; Знание, 1988. - 78 с.

- 77.3апесоцкий A.C. Открыть ли двери "металлистам"? // Культурно-просветительская работа. 1987. № 4-С.18—22.

78.3апесоцкий A.C. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. - СПб.: ИГУПД996. - 350 с.

79.3арубина H.H. «Русский путь» и восточная самобытность: сравнение типов хозяйственной ориентации //Цивилизации и культуры. — Вып.З. Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения. — М., 1996. —С. 356-383.

' 80.Захаров Е.М. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально экономических реформ: // Молодежь в условиях социально-экономических реформ: Матер, межд. науч.-практ конф. 26-28 сент. 1995 г. - С.-П6.Д995. - С. 140-143.

81.3иневич Ю.А. Деятельностные аспекты гносеологии в древней и средневековой философии Востока как предпосылки формирования систем восточных единоборств // Феномен каратэ-до: философские, этико-психологические и юридические аспекты. - М., 1989. - С. 67-76.

82.Иванов В. С. Рерих Н. Художник — Мыслитель. - Рига, 1992.

83.Игнатович А. К. Десять ступеней бодхисаттвы» (на материале сутры «Цзинь-гуанмин-цзюйшэ-ванцзун) // Психологические аспекты буддизма: Наука. 2-е изд. - Новосибирск. -1991., - С.49-60.

84.Игрицкий Ю.И. Россия между Западом и Востоком //Цивилизации и культуры. — Вып.З. Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения. — М., 1996. — С. 323-336.

85.Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Динамика ценностных ориентаций молодежи в период реформ // Молодежь в условиях социально-экономических реформ: Матер, межд. науч.-практ. конф. 26-28 сент. 1995 г. - С.-Петербург., 1995. - С. 43-44.

86.Иконникова С.Н. Механизмы межкультурного восприятия // Социс., 1995.-№11.-С. 26-34.

87.Иконникова С.Н. Диалог и культуре. Л.: Лениздат, 1987.

88.Иконникова С.Н., Соколов Э.В. Диалектика развития личности // Духовная культура развитого социализма и личность: Сб. науч. тр. Л.: ЛГИК им. Н.К. Крупской, 1980. С.52—109.

89.Ильин И.А. О новом человеке // Слово. 1993. № 1— 2, 3-4.

90.Ильинский И.М. Молодежь-88. (Докл. науч. сес. март 1988 г.) / Редкол. И.М. Ильинский и др. М.: ВКПТ, 1989.

91.Ильиных О.П. Социальный кризис российского общества и мировоззрение молодежи: Автореф. дис. ... канд. фил. наук. - Пермь., 1997. - 18 с.

92.Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка: К теории социокультурных изменений) // Сопис. 1995. № 4.С. 3-14.

93.Ионин Л.Г. Культура на переломе: Механизмы и направление современного культурного развития в России) // Социс. 1995, № 2. С.41—48.

94.Каган М.Н. Мир общения. М.: Политиздат, 1988.

95.Каримов A.B. Досуг студенческой молодежи //Социология молодежной культуры. Духовность провинции. - Тамбов, 1995. - С. 75-80.

96.Кислицкий В .И. Педагогические аспекты системообразующих элементов методики культурно-досуговой деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996. - 18 с.

97.Киянова Т.Г., Красильников Ю.Д., Стрельцов Ю.А. Социально-культурная деятельность: основные тенденции развития // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: Сб. статей / Моск. Гос. ун-т культуры. - М., 1995. - С. 4-15.

98.Клауорд Ричард А., Один Ллойд Е. Дифференциация субкультуры // Социология преступности, М., 1966. - 163 с.

99. Клементьев Д.С. Личность развитого социального общества: Методол. анализ. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 86 с.

100. Ковалева А.И. Кризис системы образования // Социс. 1994. № 3. С.79—85.

101. Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура / Л.Н.Коган и др. М: Знание, 1981.

102. Козлова О.Н. О методах анализа социокультурных явлений // Социс. 1993. №11.-С. 138-146.

103. Комаров М.С. Размышления о предмете и перспективах социологии // Социс. 1990. № 11. С.54—65.

104. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самопознание: М.: Политиздат, 1984. - 254 с.

105. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. М.: Знание, 1988. - 127 с.

" 106. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - 186 с.

107. Конрад Н.И Восток и Запад. - М, 1966, С. 15.

108. Коржева Э.И: Социальные цели и их реализация в планах социального развития. Казань, 1976. - 88 с.

109. Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры // Социология преступности. М., 1966. С. 112—140.

110. Красулин И.А. Пять стихий. - М., 1992. - 192 с.

111. Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи / СВГН МВД РФ. - Саратов., 1995. - 138 с.

112. Куликов Л.В. Возрастная динамика состояния личности// Молодежь в условиях социально-экономических реформ: Матер, межд. науч.-практ. конф. 26-28 сент. 1995 г. - С.-Петербург., 1995. - С. 43-44.

113. Лакутин О.В., Толстова Ю.Н. Качественная и количественная информация в социологии // Социс., 1993. №8.

114. Лем С. Модель культуры // Вопр. философии. 1969. № 8. С. 56—57.

115. Лошиц Ю.М., Турбин В.Н. Тема Востока в творчестве В.Хлебникова // Народы Азии и Африки. — 1966. — № 4. - С. 28.

116. Леонтюк A.M. Спорт как социокультурный феномен: Автореф. дис. ... канд. фил.наук. - С.- Пб., 1996. - 20 с.

117. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М: «Смысл», 1992. - 17 с.

118. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука, 1975. -178 с

119. Лепехов С. Ю., Абаев Н. В. Роль психологической регуляции в политической деятельности тайных религиозных объединений традиционного Китая // Психологические аспекты буддизма: Наука. 2-е изд. - Новосибирск. - 1991., - С. 104-125.

120. Лисовский В.Т. Что значит быть современным? 3-е изд., доп. М.: Политиздат, 1983. 89- Лихачев Б. "Неформальные" молодежные объединения // Воспитание школьников. 1987. № 5. С.45—49.

121. Лисовский В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки. -М.: Высшая школа, 1990. - 304с.

122. Лисовский В.Т. Формирование личности современного студента: Автореф. ... докт. дис. Л., 1976, - 32 с.

123.

124.

125.

126.

127,

128

129

130,

131,

132

133

134

135

136

Лисовский В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки. -М.: Высшая школа, 1990. - 304с.

Луков В. В. Политический аспект каратэ-до в СССР // Феномен каратэ-до: философские, этико-психологические и юридические аспекты. -М., 1989. - С. 99-104.

Майкова И.Д. Проблемы духовных ценностей студенческой молодежи // Мировоззрение современной России: Проблема ценностей и тенденции развития. - Йошкар- Ола., 1995. - С. 80-82. Малявин В.В. Восхождение к Дао. - М.: Наталис, 1997. - 399 с. Малявин В.В. Традиции внутренних школ УШУ. - М., 1995. - 78 с. Мамардашвили М.К. Мысль в культуре // Филос. науки. 1989. № 11. С.75-82.

Маслов A.A. Социально - исторические и теоретические аспекты ушу и его роль в культурной традиции Китая. Автореф. дисс. докт. ист. наук., М.-1995.-32 с.

Маслов A.A. Ушу: трагедия в ритме мажор // Кэмпо. 1993, № 1. Маслов A.A. Небесный путь боевых искусств. - М., 1997. - 492 с. Матвеева С .Я. Субкультуры в динамике культуры // Субкультурные объединения молодежи. М., 1987. С. 16 -24.

Митрохин Л.В. Великое притяжение. Россия и Индия: феномен многовекового взаимодействия цивилизаций// Цивилизации и культуры. — Вып.2. Россия и Восток: цивилизационные отношения. — М., 1995. —С. 234-252.

Михейкина М.Э. Русская библеистика. Историко-библиографический очерк //Цивилизации и культуры. - Вып. 1. Россия и Восток: цивилизационные отношения. - М., 1994. - С. 178-191. Молодежь: будущее России. - М.: Социс., 1995. - 238 с. Молодежь России: тенденции, перспективы / Под ред. И.М. Ильинского, A.B. Шаронова. М-: Мол- гвардия,1993. - 224 с.

137. Молодежь: Актуальные проблемы социального развития: Сб. науч. тр. сов. и чех. социологов / АН СССР. Ин-т социол.; Чехосл. акад. наук. Ин-т филос. и социол: Редкол. В.И.Чулров и др. М.: Изд-во Ин-та социол. 1988.

138. Молодежь: будущее России. М., 1995. - 195 с.

139. Молодёжь Германии и России (Соц. иссл.). Под ред. Лисовского В.Т. М.: Социум, 1994. -201 с.

140. Мясников B.C. Межгосударственные отношения России с Китаем как форма межцивилизационного контакта// Цивилизации и культуры. — Вып.2. Россия и Восток: цивилизационные отношения. — М., 1995. — С.215-234.

141. Николаев A.B. Реализация социально-педагогического досуга в центрах детского и юношеского творчества: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - С.-Петербург., 1995. - 21 с.

142. Оранский И. Кулак, который дарует жизнь. Прикосновение к легенде //Перспективы. 1990, № 10.

143. Основы прикладной социологии: Уч. для ВУЗов; Под ред. Ф.Э.Шереги, М.К.Горшкова. - М.: Интарпракс, 1996. - 179 с.

144. Очирова Т.Н. Еврозийская моделькультуры //Цивилизации и культуры. - Вып. 1. Россия и Восток: цивилизационные отношения. -М., 1994. - С. 191-208.

145. Очирова Т.Н. Евразийская модель культуры // Цивилизации и культуры.- Вып. 1. — М., 1994.

146. Пажес М. Исторические ориентиры психосоциологии // Социс. 1995. №З.С.129—139.

147. Панарин A.C. Контркультура — предтеча духовно-этической революции современности // Контркультура и социальные трансформации. М.: ИФ АН СССР, 1990. С. 4—20.

148. Педагогические ресурсы досуга // Максютин Н.Ф., Салахутдинов Р.Т., Тихомиров A.A. и др. - Казань.: Медицина., 1996. - 140 с.

149. Петрова Т.Э. Студенчество начала 20 века как объект социолога -библиографического анализа// Социс., 1999, №2, С. 120 - 125.

. 150. Петровский A.B., Петровский В.А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопр. философии- 1982. № 3. С.63—78.

151. Пирожков В.Ф. Криминальная субкультура: Психологическая интерпретация функций, содержания, атрибутики // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 2. С.38—52.

152. Погонченков А. Каратэ в лаптях, или кимоно с чужого плеча // Восточные единиборства. - М., 1992. - 152 с.

153. Понарин A.C. Заблудившиеся западники и пробудившиеся евразийцы //Цивилизации и культуры. — Вып. 1. Россия и Восток: цивилизационные отношения. — M., 1994. — С.89.

154. Поршнева Е. Б. О месте «гунфу» в народной сектантской традиции (на материале буддийских сект) // Психологические аспекты буддизма: Наука. 2-е изд. - Новосибирск. -1991., - С. 125-140.

155. Психологические аспекты буддизма: Наука. 2-е изд. - Новосибирск, -1991., 183 с.

156. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности // Социс. 1995. № 12. С.100—105.

157. Рерих Н.К. Шамбала сияющая. -М., 1991. - 31с.

158. Розин В., Шапинская Р. Природа любви. М. 1993. - IЧ V с--

159. Розин В.М. Культура и религиозные воззрения людей эпохи древних царств // Очерки по истории мировой культуры. Проблемы типологии. -М.,- 1991. 192 с.

160. Ромах О.В. Молодежь в провинциальной культурной сфере // Человек в мире культуры: Тез. междун. конф. Москва, 16-17 февр. 1998 г. / Мос.Гос. ун-т культуры. - М., 1998, - 4.1. - С. 27 - 36.

161. Ромах О.В. Культурная сфера как фактор формирования досуга рабочей молодежи: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - С.-Петербург., 1992. -32 с.

162. Розенберг О. О. О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке. -Пг., 1919. - 78 с.

163. Романова К.Е. Досуг как общечеловеческий феномен: Автореф. ... канд. филос. наук. - Екатеринбург. 1995. - 25 с.

164. Самохвалова В.И. Боевое искусство каратэ в системе дзэнских искусств // Феномен каратэ-до: философские, этико-психологические и юридические аспекты. -М., 1989. - С.53-67.

165. Суртаев В.Я. Ценностные ориентации молодежи в сфере культурно-духовной деятельности // Мир культуры: Человек, наука, искусство: Тез. докл. межд. науч. конф. 21-24 мая 1996г. - Самара, 1996. - С. 131132.

166. Сафронова М.В. Социокультурный аспект досуговой деятельности учащихся //Развитие личности в системе непрерывного образования: Тез. докл. Междунар. конф. / Новосиб. Гос. пед. ун-т; отв. ред. Лаврентьева З.И. - Новосибирск: НТПХ., 1996. - С. 85-87.

167. Сироткина Е.С. Ценности в мире человека: парадигмальный и социокультурный аспекты: Автореф. ... канд. флософ. Наук. -Саратов. 1996.-18 с.

168. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л. 1989.- 187 с.

169. Социокультурные ориентации молодежи и организация ее досуга по месту жительства / Шарова Л.Р., Барсук В.Л., Волков В.И. и др. -Екатеринбург., 1997. - 48 с.

170. Социология молодежи: Учебник / Боенко Н.М., Тежнский Я.М., Токад С.И. и др. - С.-Пб.: С.-Петербургский ун-т., - 1996. - 458 с.

171. Степин М.Н. Развитие каратэ-до в СССР // Феномен каратэ-до: философские, этико-психологические и юридические аспекты. -М., 1989.-С. 90-99.

172. Страда В. Россия, Запад, Восток и современность. Маргинальные заметки с Запада //Цивилизации и культуры. — Вып.З. Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения. — М., 1996. — С. 318-323.

173. Струве Б.П. Отечество и собственность // Русская философия собственности. — С. 267.

174. Столяров В.И. Программа международного социологического иследования здорового образа жизни и физической культуры студентов: Социологические аспекты. М.- Харьков, 1990. -39 с.

175. Сундиев И.Ю. Самодеятельные объединения молодежи // Социс. 1989.- № 2., - С.61-62.

176. Суртаев В.Я. Молодежный досуг как социально-педагогическое явление: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. - М., 1995. - 32 с.

177. Тарас А.Е. Энциклопедия боевых искусств. Минск,: Харвест, 1997. -453 с.

178. Тенденции социокультурного развития России 1960-1990 г.г./ РАН Рос. ин-т культурологии: отв. ред. Бутенко И.А., Разлогов К.Э. - М., 1996.-507 с.

- 179. Титма М.Х., Тоодинг JI.M. Математические методы в арсенале социолога // Социс., 1986. №4. - С 17 - 24.

180. Титма М.Х., Саар Э.А. Молодое поколение. М., 1986. - 213 с.

181. Ткачева A.A. Индийский мистицизм на российской почве //Цивилизации и культуры. — Вып.З. Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения. — М., 1996. — С. 383-400.

182. Торчинов Е. А. О психологических аспектах учения праджняпарамиты / Психологические аспекты буддизма: Наука. 2-е изд. - Новосибирск. - 1991., - С. 90-104.

. 183. Тураев Б.А. Русская наука о Древнем Востоке до 1917 г., - Л., 1927. -С. 9.

184. Фомин В., Линдер И. Дальневосточные «боевые искусства» и западный спорт // Культурно-просветительная работа. 1988., № 10. -С.15 -23.

185. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. — С. 288.

186. Хабибулина Л.К. Реализация воспитательных функций свободного времени школьников в современных социально-педагогических условиях: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Казань., 1995. - 13 с.

* 187. Харчева В.Г. Основы социологии: Уч.-метод. пособие для переп. - М.: Логос, 1997.- 80 с.

188. Человек в мире культуры: Тез. междунар. конф. Москва, 16-17 февр. 1998. / Моск. Гос. ун-т культуры. - М., 1998. - 4.1. - 131 с.

189. Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 1985.

190. Чеснокова В.Ф. Проблемы молодежных субкультур, возникающих на базе занятий искусством в свободное время // Народное творчество: Перспективы развития и формы социальной организации. М., 1990. С. 77—109.

191. Шапинская E.H. Индийская культура // Очерки по истории мировой культуры. -М., 1997. С. 83 - 119.

192. Шифман А.И. Лев Толстой и Восток. - М., 1971. - 157 с.

193. Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь: (Социол-иссл. пробл. выбора профессии и трудоустройства). М., 1985. - 183 с.

194.

195,

196

197

198

199

200

201

202

203

204

205

206

207

Щепаньская Т.Е. Символика молодежной субкультуры: опыт этнографического исследования системы. 1986—1989. СПб., 1993. 123 с.

Щербатской Ф. И. //. Избранные труды по буддизму.- М., 1988. 245 с. Ядов В.Я. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - Самара.: Самарский университет, 1995. - 331 с. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология. Л., 1979. - 221 с.

Ямпольская С.М. Динамика досугового общения // Социс. 1989.№ 6. -С.69-74.

Яницкий О.Н. Экологическое движение // Социс. 1989. № 6. - С. 73— 81.

Яновский Р.Г. Духовно-нравственная безопасность России // Социс. 1995. № 12. С.39—48.

Brake М. Cjmparative Youth Culture The Sociology of Youth Cultures and Youth Subcultures in America, Britain and Canada. London, 1985. -168 p.

Draeger D. Modem budjutsu. Japanese martial arts and principles. New York, 1996.-59 p.

Farkas, Emil J., Corcoran J. Martial Arts: Traditions, History, People. Smith Publications.New York, 1983. - 240 p.

Farkas, Emil J., Corcoran J. The Overlook Martial Arts Dictionary. Overlook Press. New York, 1985. - 143 p.

Farris W. Heavenly Warriors: The evolution of Japan's military, 500-1300.

Harvard University Press. Cambridge, 1993. - 93 p.

Forgotten Martial Arts in Japan. Tokyo, 1996. - 177 p.

Friday K. Hired Swords: The Rise of Private Power in Early Japan.

Stanford University Press. Stanford, 1992. - 88 p.

208. Jnuma H., DeProspero D., DeProspero J. Keudo: The Essence and Practice of Japanese Archery. Kodansha. Tokyo, 1993. - 43 p.

209. Habersetzer R. Dtcjuvrir Le Ju-Jitsu. Paris, Editions Amphora, 1979. -138 p.

210. Habersetzer R. Kung Fu (Wei-shu): Les techniques de la boxe chipaise. Paris, 1979.- 189 p.

211. Maliszevsky M. Spiritual Dimentions of the Martial Arts. Charles E. Tuttle Company. USA, 1996. - 66 p.

212. Nelson R. The Martial Arts: An Annotated Bibliography. Garland. New York? 1988.-33 p.

213. Parker E. Secrets of Chinese Karate. Prentice-Hall. New Jersey, 1963. -147 p.

214. Suzuki S. Zen and the way of the sword. Oxford. New York, 1992. - 263 p.

215. The Marcial Art of Japanese samurai. Tokyo, 1991. - 122 p.

216. Trevor L. The Warrior Koans: Early Zen in Japan. London. Arkana, 1985. -77 p.

217. Yankelovich B. New rules: Searching for self fullillement in a world turned upside down. N; L-, 1981. P. XIX, 91—140.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.