Особенности интеграции дальневосточных боевых искусств в культуру России XX - нач. XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Антоненко, Дмитрий Викторович
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 220
Оглавление диссертации кандидат культурологии Антоненко, Дмитрий Викторович
Введение
Глава I. Теоретико-методологические основания исследования проблемы
1.1. Основные понятия исследования
1.2. Методологическая база культурологического исследования боевых искусств
Глава И. Историко-культурный контекст эволюции и функционирования боевых искусств
2.1. «Восток», «Дальневосточный культурный регион»,
Запад» и место российской культуры в этом понятийном ряду
2.2. «Картины мира» дальневосточной и западной культур
2.3. Феномен дальневосточной традиции боевых искусств и его эволюция в условиях обновления культуры
Глава III. Процесс инкультурации и результаты освоения боевых искусств в российской культуре
3.1. Историческое своеобразие интеграции дальневосточных боевых искусств в российскую культуру
3.2. Результаты и перспективы функционирования дальневосточных боевых искусств в культуре России
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Духовно-религиозные основы боевых искусств традиционного Китая2006 год, кандидат философских наук Зиганьшин, Ринат Махмутович
Боевые искусства Востока в контексте межмолекулярных взаимодействий и досуговых интересов молодежи1999 год, кандидат культурол. наук Скороходов, Вячеслав Викторович
Феномен традиционной боевой культуры России: культурологический аспект2009 год, кандидат культурологии Борченко, Ирина Дмитриевна
Философско-педагогические аспекты боевых искусств Востока2006 год, кандидат философских наук Носова, Татьяна Евгеньевна
Деятельность музыкальных образовательных учреждений по сохранению и развитию музыкальной культуры на юге Дальнего Востока в конце XX - начале XXI вв.2009 год, кандидат культурологии Бондарь, Марина Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности интеграции дальневосточных боевых искусств в культуру России XX - нач. XXI вв.»
Диссертация посвящена изучению истории освоения дальневосточных боевых искусств как культурного феномена в России. Основными темами исследования стали вопросы, связанные с выявлением принципиальных особенностей культуры
Дальневосточного региона, позволивших сформироваться уникальной в мировом масштабе дальневосточной традиции боевых искусств, с характеристикой её духовно-философской компоненты, изучением эволюции этой традиции при переходе как от традиционного типа культуры к глобализирующейся и инновационной культуре современности внутри самого Дальнего Востока, так и при пересадке на иную (в данном случае российскую) «культурную почву», и наконец — с ролью дальневосточной традиции боевых искусств как кросс-культурного медиатора и транслятора культурного наследия Дальнего Востока в условиях его взаимодействия с российской культурой.
Актуальность исследования.
В наше время, отмеченное, впечатляющим усилением процессов взаимодействия различных культур, модернизацией и глобализацией, особую значимость, причём не только отстранённо-научную, но и практическую, приобретают исследования, посвященные кросс-культурной компаративистике и коммуникации. Одной из основных тем подобных исследований является проблема соотношения и межкультурного диалога Запада и Востока. Восточная культурно-цивилизационная парадигма на сегодняшний момент остаётся единственной существующей в мире актуальной и жизнеспособной альтернативой парадигме западной, которая в своём европейско-американском варианте претендует на роль и звание общемировой. Причём, в рамках восточного типа именно Дальневосточный культурный регион в наибольшей мере демонстрирует в основополагающих принципах своей культуры полярность Западу. Однако эта взаимная альтернативность Дальнего Востока и Запада проявляется лишь в культурно-типологическом аспекте, а в аспекте конкретно-историческом на наших глазах происходит взаимопроникновение и синтез этих двух глобальных парадигм.
Важной причиной интереса к дальневосточным боевым искусствам вне исконного ареала их генезиса может послужить выполняемая ими функция медиатора межкультурного общения. Распространение боевых искусств в России является одним из существенных факторов, стимулирующих интерес к дальневосточному культурному наследию и способствующих его восприятию широкими слоями населения. Во второй половине XX века в Россию начинают активно проникать различного рода восточные системы, первоначально осознаваемые здесь как относящиеся преимущественно к области физической культуры: боевые и спортивно-боевые (каратэ, у-шу, айки-до, таэквон-до и др.) и оздоровительные (ци-гун, «мягкий» тайцзи-цюань). К началу XXI века количество приверженцев этих систем в России достигает огромных величин. В одних лишь Москве и Санкт-Петербурге число занимающихся достигает 500000, в сети Интернет существует около 1700 русскоязычных сайтов, а на государственном российском телевидении — не менее двух специализированных программ, посвященных данной тематике, годовой доход отечественной индустрии товаров для боевых искусств и спортивно-боевых единоборств составляет более 8000000 условных единиц (US$) и проявляет устойчивую тенденцию к росту1. При этом реальные масштабы распространения этих явлений в современной России ещё значительнее и вряд ли поддаются сколько-нибудь точной оценке.
В результате можно не бояться погрешить против истины утверждая, что в России выросло уже не одно поколение, для которого в массовом восприятии Китай, наряду с Великой Стеной и дешевыми товарами массового потребления, это прежде всего Шаолинь и ушу, Япония, наряду с автомобилями и электроникой -это самурай, катана и каратэ. Являясь одним из важнейших символов всей дальневосточной культуры, боевые искусства неизбежно в значительной степени стимулируют интерес и транслируют содержание того культурного наследия, частью которого они являются.
Наряду с глобальностью, типологическим многообразием, диалогичностью современной культуры
1 Воронов И.А. Психотехника восточных единоборств (Восточно-азиатская классическая концепция психологической подготовки единоборцев)/ И.А. Воронов. - Мн.: Харвест, 2005. с. 18 одной из её важнейших особенностей является телоцентричность. Телоцентризм стал следствием общей смены культурной парадигмы, выразившемся в отходе от классического рационализма с его культом активизма, прагматизма и идеоцентризма, или «логоцентризма», как называл его Ж.Деррида. Идея, «логос» были если и не вытеснены окончательно, то как минимум существенно потеснены в роли системообразующего центра современной культуры телом — источником первичного опыта, и в этом качестве — главной жертвой логоцентризма в культуре прошлого и одновременно главным средством его преодоления в культуре настоящего и будущего.
Вот лишь самые главные особенности современной цивилизации, свидетельствующие о её телоцентричности (по Г.Тульчинскому"):
Телесно-визуа л истекая ориентация социальной и экономической сфер современной культуры, выражающаяся в потребительстве (консьюмеризме), культе здоровья, сексуальной акцентуации, процветающей порноиндустрии, бурном развитии сексуального туризма, формировании и продвижении привлекательных имиджей в рекламе, политике, искусстве, религии и науке, роли новой образности в виртуальной реальности информационных технологий. В значительной мере оторвавшаяся от органичности телесных практик (в первую очередь труда) в традиционных культурах, современная
2 Эпштейн М.Н. Философия тела/ М.Н. Эпштейн. Тело свободы/ Г.Л.
Тульчинский. - СПб.: Алетейа, 2006. с. 203 - 221 4 урбанистическая цивилизация вынуждена в качестве их замены порождать такие эрзацы естественной телесной практики, как спорт, зарядка, фитнес, джоггинг, бодибилдинг и т.д. Забегая вперёд заметим, что боевые искусства выполняют в современной культуре эту же роль, хотя их значение здесь ею далеко не исчерпывается.
Сюда же следует отнести и такие явления, как сексуальная революция с её отменой идеологических запретов на изображение и выражение сексуальной природы человека; эротику, порнографию и проституцию как часть публичной социальной жизни; культ молодости, одним из важнейших проявлений которого выступает стремление как можно дольше сохранять молодость тела с помощью разнообразных физических практик (упражнений, диет, процедур), или хотя бы её видимость с помощью косметических средств и пластических операций. Пластическая хирургия является не только средством визуальной консервации тела, но и средством его «улучшения», модификации в соответствии с желаниями владельца, которые, в свою очередь, определяются стереотипами массовой культуры. И в этом своём проявлении пластическая хирургия становится в один ряд с татуажем, пирсингом, бодибилдингом и бодиартом.
Достижения биологии и медицины радикально меняют отношение к телу. Оно перестаёт быть априорной данностью и становится полем преобразующей деятельности самой личности. Если в традиционных обществах личность была вынуждена находиться» в том теле, которое ей дала природа, то теперь она может радикально перестроить телосложение с помощью достижений спортивной методики и фармакологии (бодибилдинг), изменить черты лица, форму и устройство отдельных органов с помощью пластической хирургии, и даже сменить пол. Противозачаточные средства отменяют безусловную причинно-следственную связь полового акта с деторождением, а развитие методик искусственного оплодотворения и генные технологии отменяют безусловную связь деторождения с половым актом.
Эта ситуация является одним из проявлений всеобщего релятивизма современной культуры: характер личности человека в значительной степени определяется телом, но и характер тела в свою очередь определяется действиями личности в зависимости от её желаний и устремлений.
Всё это не может не порождать множества новых этических и религиозных проблем. Проблема абортов (получившая совершенно новые политические, социально-экономические и научные аспекты), проблема генетической модификации и клонирования человека, проблема донорства половых клеток, проблема фармакологической коррекции поведения — вот лишь некоторые из них. Традиционные формы духовной культуры, являющиеся порождением цивилизации совершенно другого научно-технологического уровня, всё чаще оказываются неадекватными и неприменимыми в современных условиях, что рождает множество трудностей и даже открытых конфликтов.
Совершенно особое, как никогда важное место занимает тело в современном искусстве. Гипертрофия аудио-визуальных каналов в современной коммуникации порождает потребность в специальных телесных, в т.ч. и деструктивных практиках, способных компенсировать недостаток неаудио-визуальной информации. Телесная изобразительность в значительной мере уступает место осязательности. Художественную актуальность приобретают темы расчленения, убийства, смерти, замены живого неживым (киборгизации), путешествий внутри тела. Литература как сфера «логоса» вытесняется на периферию художественного опыта визуальным искусством. В самой литературе игра со словом заменяется игрой с телом, описанием различных телесных ощущений и манипуляций.
В философии интерес к телесности как важнейшему для человека проявлению материальности ярко проявился ещё раньше, в трудах А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, Л.Феербаха, К.Маркса, З.Фрейда, М.Хайдеггера. Впоследствии эта линия была подхвачена и развита в философии постмодернизма с его критикой «логоцентризма» классической европейской рациональности.
При этом телоцентричность отнюдь не является акцидентальной чертой современной культуры, напротив — это закономерное и неизбежное следствие наконец-то свершившегося и продолжающего свершаться «осознания» культурой той основополагающей роли тела и телесности в процессах культурогенеза и культурного бытия, о которой прекрасно написал С.Лем в своей монографии «Сумма технологии»: «Телесностью в выражениях и формах, данных нам Природой, заполнена вся культура и искусство, включая наиболее абстрактные теории. Телесность сформировала каноны всех исторических эстетик, все существующие языки, а тем самым и человеческое мышление в целом. Телесен и наш дух, не случайно само это слово происходит от дыхания. Вопреки иллюзиям нет также ценностей, которые возникли бы без участия телесного фактора. Как нельзя более телесна любовь в её наименее физиологическом понимании»3. «Мозг, наконец, даже и в самой «абстрактной» своей деятельности находится под гораздо большим влиянием тела (которому он и хозяин и слуга благодаря двусторонним обратным связям), чем мы это обычно осознаем. Поскольку он в свою очередь подключен к окружающему миру «при посредстве» этого самого тела, то все закономерности мира он непременно пытается выражать через формы телесного опыта (отсюда поиски того, кто держит на своих плечах Землю, того, что «притягивает» камень к Земле, и т.д.).
Пропускная способность мозга как информационного канала максимальна именно в сфере соматических явлений. Напротив, как только избыток информации, поступающей извне (например, в читаемом тексте), превысит десяток битов в секунду, то такой поток уже блокирует мозг»4.
3 Лем С. Сумма технологии: Пер.с польского./С. Лем.М.:))) «Издательство ACT»; СПб.:Тегга Fantastika, 2004. с. 464
4 Там же, с. 384-385
Боевые искусства как особый синтетический феномен, объединяющий культуру телесности с духовной культурой, наследие культуры традиционной с достижениями культуры современной — заслуживают самого пристального внимания культуролога, занимающегося проблемами культурогенеза и межкультурных взаимодействий.
Всё это делает боевые искусства и родственные им психофизические практики интереснейшим объектом для культурологического исследования, изучение которого может существенно расширить наши знания и углубить понимание не только традиционной культуры их исторической родины, но и современной культуры Запада и России как самих по себе, так и в их диалоге с культурой/ами Востока.
Объектом данного диссертационного исследования являются межкультурные взаимодействия России и Дальнего Востока XX - начала XXI веков, как непосредственные, так и через посредство иных культур Запада.
Предмет исследования — боевые искусства и генетически родственные им психофизические практики дальневосточного происхождения, их функционирование и эволюция как феномена российской культуры физической и психической реабилитации и релаксации, а также влияние на культуру России в целом.
Цель работы — выявить особенности исторического проникновения и инкорпорации дальневосточных боевых искусств в российскую культуру XX — нач. XXI вв., показать их роль в процессе культурного взаимодействия России и стран Дальневосточного региона и результаты этого взаимодействия как для самих дальневосточных боевых искусств в их новом ареале, так и для культуры России.
Задачи работы:
1. Обозначить круг базовых понятий, необходимых для гуманитарного исследования боевых искусств. Проанализировать и в случае необходимости скорректировать или самостоятельно выработать их определения.
2. Предложить методологическую базу культурологического исследования боевых искусств.
3. Дать развёрнутые определения понятиям «Восток», «Запад», «Дальневосточный культурный регион» с точки зрения исторического развития и современного состояния наук о культуре. Выявить взаимные отношения определяемых ими объектов и место российской культуры в этом ряду.
4. Рассмотреть «картины мира» дальневосточной и западной культур в контексте исследуемой проблематики. Выявить те их специфические черты, которые определили причины и особенности возникновения, развития и межкультурной трансляции боевых искусств.
5. Рассмотреть традицию боевых искусств как специфический феномен дальневосточной культуры и его эволюцию в условиях культурной модернизации.
6. Описать историю и особенности интеграции боевых искусств в российскую культуру.
7. Показать результаты и наметить перспективы функционирования дальневосточных боевых искусств в качестве феномена российской культуры.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые с позиций культурологии исследуются дальневосточные боевые искусства как инновационный феномен духовной и физической культуры России. Впервые проведён системный анализ традиционной дальневосточной картины мира с целью выявления того комплекса её особенностей, который обусловил формирование в этом регионе традиции боевых искусств. Впервые выявлены связи между процессами общекультурной эволюции в России XX — нач. XXI вв. с одной стороны, и особенностями заимствования дальневосточных боевых искусств, а также процессом их функционирования и трансформации на новой почве - с другой.
Методология исследования обусловлена спецификой изучаемого материала и задачами исследования. В основу методологи положен системный подход к изучаемым явлениям. Используются историко-феноменологический, историко-типологический, компаративистский и структурно-функциональный методы в изучении феноменов культур Запада, России и Дальнего Востока.
Источниковедческая база и степень нсследованности проблемы:
Используемый культурно-исторический подход, основанный на выделении, описании и сравнении локальных культурно-исторических (культурно-цивилизационных) типов, базируется на концепциях Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А.Дж. Тойнби и JI.H. Гумилёва. Выделение культурно-цивилизационных парадигм более высокого порядка, объединяющих несколько культурно-истрических типов, основано на работах Э.Сэпира, Б.Л. Уорфа, А. Уотса, А.И. Кобзева, Е.А. Торчинова, Г.Ш. Чхартишвили и др.
При определении места российской культуры в мировом культурном пространстве как самобытной части европейской культуры за основу взяты результаты исследований Д.С. Лихачёва.
Поскольку дальневосточные боевые искусства и психофизические практики как целостные культурные феномены в своём возникновении, развитии и функционировании неразрывно связаны с философским наследием Дальневосточной культуры, то в качестве источников • духовной составляющей изучаемых феноменов рассматриваются такие классические философские и религиозно-философские тексты, как И Цзин (Книга Перемен), Дао дэ цзин и другие даосские трактаты, Сунь Цзы, буддийские сутры. К этой же категории источников относятся труды теоретиков и практиков японского Пути воина (бусидо), а также тексты мастеров различных боевых искусств и мастеров дзэн.
В качестве источников информации непосредственно по теории и истории дальневосточных боевых искусств использованы работы наиболее серьёзных отечественных исследователей, таких как Н.В.Абаев, Н.М.Богачихин, И.А.Воронов,
А.М.Горбылёв, А.А.Долин, А.М.Козлов, И.Б.Линдер, А.А.Маслов, Г.В.Попов, В.П.Фомин и др. Эти книги, написанные и изданные в разное время, могут послужить также источником информации о широком спектре и эволюции взглядов на боевые искусства в России. Некоторые из них содержат крайне ценные для тематики данного исследования, хотя и недостаточные по объёму информации разделы, посвященные истории дальневосточных боевых искусств непосредственно в России. Особо следует отметить монографию А.М.Козлова «История боевых искусств Востока», являющуюся на сегодняшний день наиболее полным и научно достоверным исследованием заявленной темы, доступным на русском языке.
Отсутствие на сегодняшний день сколько-нибудь полных исследований по истории дальневосточных боевых искусств и психофизических практик на отечественной почве привело к необходимости собирать и систематизировать разрозненные сведения из описаний и практических руководств по тем или иным дисциплинам, периодической печати и интернета.
Данные и результаты исследования проверяются автором на практике при занятиях психофизическими дисциплинами (тайцзи-цигун) и близким по характеру прикладным рукопашным боем, а также общением с мастерами и адептами соответствующих направлений.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что её результаты имеют значение для более глубокого понимания внутренних процессов в культуре России XX в., самого феномена дальневосточных боевых искусств, процессов межкультурного диалога и глобализации, послужить теоретическим основанием для организации занятий боевыми искусствами и психофизическими практиками в России в соответствии с особенностями национальной культуры и менталитета. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении лекций по культуре России XX в., культуре стран Дальнего Востока, культуре телесности и т.д.
Положения, выносимые на защиту:
1. Российская национальная культура, при всей своей многогранности и самобытности, исторически и типологически принадлежит к культурам Запада, если понимать под последним ту глобальную общность, которая сомасштабна Востоку. Следовательно, наиболее общие и существенные процессы и векторы культурного развития Запада в целом характерны также и для российской культуры.
2. Традиционная дальневосточная и традиционная (классическая) западная картины мира по ряду наиболее глубинных, основополагающих принципов являются диаметрально противоположными, взаимно альтернативными.
3. Быстрая модернизация западной культуры в Новое и Новейшее время привела к её отрыву от своих традиционных основ. Эта ситуация породила глубокий и масштабный кризис, выразившийся в неудовлетворённости человека Запада традиционными для его культуры формами духовности. В России последствия этого, общего для всего Запада, кризиса были многократно утяжелены вначале установлением идеологической монополии государства, последовательно боровшегося с любыми не вписывающимися в его идеологическую систему проявлениями духовности, а потом и крахом этой идеологической системы, создавшим в стране ситуацию «духовно-идеологического вакуума».
4. Традиционная культура Дальнего Востока на парадигмальном уровне оказалась более адекватной современному состоянию западной цивилизации, нежели традиционная (классическая) культура самого Запада. Именно поэтому так велик интерес к дальневосточному культурному наследию, в т.ч. к такой яркой и существенной его части, как боевые искусства.
5. Одним из аспектов общей недуальности мировосприятия на Дальнем Востоке является то, что в его традиционной картине мира отсутствует жесткое противопоставление телесного и духовного, столь характерное для Запада. Именно это позволило сформироваться на Дальнем Востоке уникальной комплексной традиции боевых искусств, не имеющей аналогов в других регионах мира.
6. Дальневосточная традиция боевых искусств ставит своей целью гармоничное развитие как тела, так и духа человека и не противопоставляет, а напротив — тесно увязывает эти задачи. Поэтому ей, в отличие от сугубо прикладных физических дисциплин (боевых техник, спортивных единоборств, оздоровительных систем и т.д.) имманентно присуще собственное духовно-идеологическое содержание. В качестве своей духовно-идеологической базы эта традиция интегрировала в себя прежде всего теоретические и практические наработки таких религиозно-философских учений, как даосизм и дзэн-буддизм, а также, применительно к японской ветви — философское, этическое и эстетическое наследие бусидо.
7. Интегрируясь в западную, в том числе и в российскую культуру, боевые искусства выполняют функцию медиатора в кросс-культурной коммуникации. В этом качестве они способствуют, как непосредственно, так и опосредованно, распространению общемировоззренческих и общеэстетических принципов дальневосточной культуры, а также вышеобозначенных конкретных элементов культурного наследия Дальнего Востока.
8. В России, в силу описанных выше причин, значение подобного влияния особенно высоко. Боевые искусства являются носителем чрезвычайно ценных в современных условиях идей и принципов (целостного, недуального восприятия мира, единства телесного и духовного начал, стремления к активному самосовершенствованию, разумного уважения к традиции, преодоления природной агрессивности, понимания необходимой и достаточной меры насилия и т.д.), способных сыграть и уже играющих немалую роль в заполнении «духовного вакуума» и развитии отечественной духовной культуры.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Профессиональная музыкальная культура стран Дальнего Востока в контексте межкультурных взаимодействий2006 год, кандидат культурологии Чжен, Ирина Абрамовна
Проблемы культуры и государственности в философии русского зарубежья.2013 год, кандидат философских наук Федоров, Андрей Игоревич
Формирование и деятельность военных учреждений культуры и органов печати в войсках Дальневосточного военного округа: 1922-1945 гг.2007 год, кандидат исторических наук Акулов, Анатолий Александрович
Духовные практики искусств повседневности Китая и Японии2006 год, кандидат философских наук Чабанец, Елена Николаевна
Система подготовки студентов художественно-графических факультетов по декоративно-прикладному искусству с учетом национально-регионального компонента: На примере Дальнего Востока2003 год, доктор педагогических наук Строков, Вячеслав Петрович
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Антоненко, Дмитрий Викторович
Заключение.
Коротко резюмируя сказанное, можно утверждать, что в результате проведённых исследований получили подтверждение первоначальные положения, легшие в основу работы, а также получен ряд новых научных выводов. Российская культура в области взаимодействия с дальневосточной традицией боевых искусств демонстрирует те же тенденции, что и культура Запада в целом, с поправкой на некоторые особенности социально-политической истории России исследуемого периода: более позднее по сравнению со странами
Западной Европы и Америкой начало широких контактов с Китаем и Японией, существование «железного занавеса», препятствовавшего процессам межкультурного общения, тоталитарный характер Советского государства и т.п. Несмотря на эти тормозящие факторы, тот общий для всей западной культуры духовный кризис, который был обусловлен явной недостаточностью своего традиционного культурного наследия в новых условиях, и который с особым драматизмом проявился в России, способствовал сильнейшему интересу к культуре Дальнего Востока как в наибольшей степени полярной собственной традиции, и потому максимально способной восполнить недостающее .
Специфические особенности дальневосточной картины мира, в первую очередь общая недуальность, холистичность мировосприятия, отсутствие резкого противопоставления между духом и материей, душой и телом сделали возможным формирование уникальной комплексной духовно-телесной, психофизической традиции, не имеющей аналогов в других регионах мира как по выдвигаемым и достигаемым ею целям, так и по степени разработанности и отрефлексированности принципов и методов достижения этих целей. Установка на гармоничное развитие тела и духа (психики) человека, развитие одного через другое без их разделения и противопоставления, сочетание собственной разработанной философской базы (в качестве основы которой выступают в первую очередь даосизм и дзен-буддизм, а для японских боевых искусств - ещё и традиция бусидо) со столь же разработанной системой методов физической тренировки отличает дальневосточную традицию боевых искусств как от западного спорта, так и от различных религиозных, мистических и прочих чисто идеологических учений.
Традиция боевых искусств является значительной составляющей культурного наследия Дальнего Востока. Её интеграция в российскую культуру служит мощным фактором распространения этого наследия, в первую очередь общемировоззренческих, этических и эстетических принципов традиционной культуры Дальнего Востока. Это крайне важно для населения современной России, ощущающего недостаточность существующей духовной практики как в количественном - по степени охвата, так и в качественном аспекте - по широте и разнообразию форм. Выработанные дальневосточной культурой за тысячелетия её истории принципы отношения человека к себе и миру, уважение к традициям, высочайшая роль духовности — всё это может стать и уже становится действенным противовесом тем нежелательным явлениям в сфере духовной культуры, которые неизбежно сопровождают процессы модернизации и глобализации.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Антоненко, Дмитрий Викторович, 2010 год
1. Абаев Н.В., Горбунов И.В. Сунь Лутан о философско-психологических основах «внутренних» школ у-шу. Новосибирск: «Наука», 1992. - 168 с.
2. Абаев Н.В. Психофизические упражнения в ушу. Улан-Удэ: б. и., 1989.- 272 с.
3. Абаев Н.В. Чань буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989, - 272 с.
4. Абдрахманов Р. От автора. URL: http://kosibo.narod.ru/author.html (Дата обращения: 11.02.2010). Реж. доступа: с экрана.
5. Агеев К. Цигун. Культура перемен: Альманах Клуба чайной культуры.- М.: «София», ИД «Гелиос», 2002. 208 е.: ил.
6. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение. — М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2006 -336 с.
7. Артановский С.Н. На перекрёстке идей и цивилизаций: Исторические формы общения народов: Мировые культурные контакты, многонациональное государство. СПб.: СПбГАК, 1994.
8. Асмолов К.В. История холодного оружия. Восток и Запад. М., 1993 -Ч. 1 - 264 с.
9. Асмолов К.В. История холодного оружия. Восток и Запад. М., 1994 -Ч. 2.-346 с.
10. П.Ахмедов Т.И., Жидко М.Е. Психотерапия в особых состояниях сознания. М.: «АСТ», 2002. 768 с.
11. Библер B.C. Культура. Диалог культур: Опыт определения// Вопросы философии. 1989. №6.
12. Бишоп М. Окинавское каратэ: учителя, стили, тайные традиции и секретная техника школ воинского искусства/ Пер. с англ. А. Кратенкова. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 304 е.: ил. - (Боевые искусства).
13. Боевые искусства в России: интервью с М. Баевым. Культура перемен: Альманах Клуба чайной культуры. М.: «София», ИД «Гелиос», 2002. -208 е.: ил.
14. Боевые и спортивные единоборства (Справочник)./ Сост.-ред. А.Е. Тарас/. Мн.: «Харвест», 2002. 640 с.
15. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма/ Оформление обложки С.Шапиро, А.Олексенко/ СПб.: Издательство «Лань», 1999. 224 с.
16. Буданов Владимир Григорьевич. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. Изд. 3-е, доп. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 240 с. (Синергетика в гуманитарных науках.)
17. Вайль П., Генис А. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1. — Екатеринбург: У-фактория, 2003. 960 с.
18. Вассоевич А.Л. Духовный мир народов классического Востока: историко-психологический метод в историко-философском исследовании. СПб.: Алетейа, 1998. - 537 с.
19. Ветюков В.А. Меч, сокрытый в глубине вод: Военная традиция средневекового Вьетнама. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2005.-240 с.
20. Виногродский Б. Боевые искусства в России. Культура перемен: Альманах Клуба чайной культуры. -М.: «София», ИД «Гелиос», 2002. -208 е.: ил.
21. Виногродский Б. Философские аспекты фэн-шуй в России. Опыт осмысления. Культура перемен: Альманах Клуба чайной культуры. — М.: «София», ИД «Гелиос», 2002. 208 е.: ил.
22. Волков И.П. Тело и психика человека в их единстве и противоположности: Новый научный синтез. СПб: Балтийская педагогическая академия, 2002. — 296 с.
23. Вон Кью-Кит. Энциклопедия дзэн/ Пер. с англ. А. Гарькавого. — М.: Фаир-Пресс, 2000.-400 е.: ил.
24. Воронов И.А. Древние и современные аспекты китайской классической концепции военного обучения. СПб: ЛНПС ЦСМ, 1996. 40 с.
25. Воронов И.А. Китайская классическая концепция военного обучения. Автореферат дисс. канд. кед. наук. М., 1996. — 26 с.
26. Воронов И.А. Китайские методики рекреативных и реабилитационных единоборств «Восемь отрезков парчи» (Ба-дуань-цзинь) Юэ Фэя (Учебно-метод. пособие). СПб: БПА, 2001. 32 с.
27. Воронов И.А. Китайские методики рекреативных и реабилитационных единоборств «О преобразовании мышц» (И-цзинь-цзин) Бодхи-Дхармы (Учебно-методическое пособие). СПб: Балтийская педагогическая академия /БПА/, 2001. 22 с.
28. Воронов И.А. Психотехника восточных единоборств (Восточно-азиатская классическая концепция психологической подготовки единоборцев)/ И.А. Воронов. Мн.: Харвест, 2005. - 432 с. (Боевые искусства)
29. Воронов И.А. Секретные боевые искусства Старого Китая. Спб.: «Б&К», 2000. 242 с.
30. Воронов И.А. Хронобиологические психомоторные упражнения цирканнуального ритма: Физические упражнения для адаптации к 24сезонам китайского календаря (Метод, пособие с мультимедийным приложением на компакт-диске). СПб: БПА, 2001. 44с.
31. Восток — Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. 293 с.
32. Восток — Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Выпуск четвёртый. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. -301 с.
33. Востоковедение и мировая культура. К 80-летию академика C.JI. Тихвинского: Сб. статей. М.: Памятники историчекой мысли, 1998. -416 с.
34. Восточная философия и современная наука. М., «Самообразование», 2004 г., 96 е., илл. Серия «Математика и практика. Математика и культура»
35. Восточная философия и современная наука — 2. М., «Самообразование», 2005 г., 96 е., илл.
36. Вторые Торчиновские чтения. Религиоведение и востоковедение: Материалы научной конференции. С.-Петербург, 17-19 февраля 2005 г./ Сост. и отв. ред. С.В. Пахомов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005.-332 с.
37. Гийон Э. Философия буддизма/ Э. Гийон; Пер. с фр. И. Борисовой. -М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2004. -159, 1. с. (Cogito, ergo sum: «Университетская библиотека»).
38. Гончаров Д. Здесь и сейчас. URL: http://www.computerra.ru/magazine/334343 (Дата обращения: 11.02.2010). Реж. доступа: с экрана.
39. Гончарова Н. О времени и китайском календаре. Культура перемен: Альманах Клуба чайной культуры. — М.: «София», ИД «Гелиос», 2002. -208 е.: ил.
40. Гордеев Е. Такой одинаковый и разный мозг. Из журнала "Компьютерра", URL:http://www.computerra.ru/magazine/347061 (Дата обращения: 11.02.2010). Реж. доступа: с экрана.
41. Гуггенбюль-Крейг А. Наивные старцы. Анализ современных мифов. Перевод с немецкого С.С. Панкова. Научная редакция В.В. Зеленского. СПб.: Б.С.К., 1997.-96 с.
42. Гуй гу цзы. Культура перемен: Альманах Клуба чайной культуры. М.: «София», ИД «Гелиос», 2002. - 208 е.: ил.
43. Гумилёв JI.H. Этногенез и биосфера земли. М.: ТОО «Мишель и Ко», 1993.-499 с.
44. Гусев С.С. Мозаичность культурного пространства. История философии: проблемы и темы. К 60-летию профессора Ю.В. Перова. Серия «Мыслители». Выпуск 7. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — 340 с.
45. Данилевский Н.Н. Россия и Европа. URL: http://www.kulichki.com/~gumilev/DNY/ (Дата обращения: 11.02.2010). Реж. доступа: с экрана.
46. Дао-Дэ цзин/ Пер., вступ. ст., коммент. В.В. Малявина. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство «АСТ», 2003. - 559 1. е.: ил. - (Philosophy).
47. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо традиция воинских искусств. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990, - 429 е.: ил.
48. Дрэгер Донн. Классические будзюцу. Пер. с англ. К.: «София», 2000. - 112 с.
49. Дрэгер Донн Ф. Классическое будо/ Пер. с англ. А. Кратенкова. М.: Фаир-Пресс, 2001. - 240 с. - (Боевые искуства).
50. Дрэгер Донн Ф. Современные будзюцу и будо/ Пер. с англ. А. Гарькавого. М.: Агенство «Фаир», 1998. - 368 е.: ил. - (Спорт).
51. Дубровский Д.И. Проблема духа и тела: возможности решения./ Журнал «Вопросы философии», 2002, №10, с. 92 107.
52. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т./ гл. ред. M.JI. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. М.: Вост. лит., 2006. Философия/ ред. M.JI. Титаренко, А.И. Кобзев, А.Е. Лукьянов. - 2006. — 727 е.: ил.
53. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т./ гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. М.: Вост. лит., 2006.
54. Т. 2:. Мифология. Религия/ ред. M.JI. Титаренко и др. 2007. - 869 е.: ил.
55. Евстафьев Б.В. О некоторых методологических подходах к определению основных понятий в теории физической культуры. Л.: ИФК им. Лесгафта, 1990. 36 с.
56. Ермакова Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX первой трети XX века (Россия и сопредельные страны). СПб.: Наука, 1998.-341 с.
57. Ермошин А.Ф. Вещи в теле: психотерапевтический метод работы с ощущениями. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 320 с. -(Библиотека психологии и психотерапии, вып. 72).
58. Захаров А.В. Возможен ли симбиоз традиционной и массовой культур? Массовая культура на рубеже веков. Сб. статей. М-СПб.: «Дмитрий Буланин», 2005. 261 с.
59. Идеалы самураев. Перевод: Котенко Р.В. — СПб.: Евразия, 1999. 319 е., ил.
60. Ионов И.Н., Хачатурян В.М. Теория цивилизаций от античности до конца XIX века СПб.: Алетейа, 2002. - 384 с.
61. Каган М.С. Философия культуры. Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1996. — С. 416.
62. Кадочников А.А. Мой взгляд на рукопашный бой. Худож.-оформитель А.Семенова. Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 125 с.
63. Капра Фритьоф. Дао физики. СПб., «ОРИС» «ЯНА-ПРИНТ». 1994 г. 304 с.
64. Карамов С.К. Корейские боевые искусства/ Сергей Карамов. М.: Астрель: ACT, 2004. — 158, 2. с. - (Боевые искусства)
65. Категории буддийской культуры. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000. - 320 с. (Серия «Orientalia»).
66. Кизявка К.И. Вся правда о боевых искусствах/ К.И. Кизявка. Изд. 2-е - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 112 е.: ил. - (Антитеррор).
67. Кинг, Уинстон JI. Дзэн и путь меча. Опыт постижения психологии самурая. Перевод на русский: Котенко Р.В. — СПб.: Евразия, 1999. -320 стр., ил.
68. Китайская цивилизация. Альманах. Выпуск 1. — СПб., 2005. 96 с.
69. Клири Т. Японское искусство войны. Постижение стратегии. Перевод с английского Котенко Р.В. — СПб.: Евразия, 2000. — 256 с.
70. Книга самурая: Юдзан дайдодзи. Будосёсинсю. Ямамото Цунэтомо. Хагакурэ. Юкио Мисима. Хагакурэ Нюмон. Перевод на русский: Котенко Р.В., Мищенко А.А. СПб.: Евразия, 2000. - 320 стр.
71. Книги мёртвых: Антология/ Сост., вступ. ст. И.Ю. Стогова. СПб.: Амфора, 2001.-317 с.
72. Книга перемен. Культура перемен: Альманах Клуба чайной культуры. М.: «София», ИД «Гелиос», 2002. - 208 е.: ил.
73. Козлов A.M. История боевых искусств Востока/ A.M. Козлов. — М.: Астрель: ACT, 2008.-398, 2. е.: ил.
74. Колотаев В.А. Современная массовая культура как информационное пространство постфольклора. Массовая культура на рубеже веков. Сб. статей. М-СПб.: «Дмитрий Буланин», 2005. -261 с.
75. Коляну Н. Эмпирическая психотерапия. Теория. Наблюдения. Практика. Серия «Психологический практикум». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. 288 с.
76. Конрад Н.И. Запад и Восток. Статьи. М. «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1972. - 495 с.
77. Конрад Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии VII XVI века. - М.: Искусство, 1980. - 143 е., илл.
78. Конрад Н.И. Синология. М.: «Ладомир», 1977. 621 с.
79. Конынина Н.Д. Влияние японской культуры на литературу и живопись России конца XIX начала XX вв. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата культурологи. Саратов, 2006. — 19 с.
80. Кочергин А. Как закалялась сталь-2 и 1/2. СПб.: Издательство «Крылов», 2008. — Серия «Библиотека «Мужского клуба»». — 192 с.
81. Кочергин А. Мужик с топором. СПб.: Издательство «Крылов», 2007. - Серия «Библиотека «Мужского клуба»». - 320 е., ил.
82. Культура перемен: альманах Клуба чайной культуры. М.: «София», ИД «Гелиос», 2002. - 208 е.: ил.
83. Культурология: Учебник/Под. ред. Ю.Н. Солонина, М.С.Кагана. -М.: Высшее образование, 2005. 566 с.
84. Курпатов А. С неврозом по жизни. URL: http://bookap.info/popular/neurlife/oglav.shtm (Дата обращения: 11.02.2010). Реж. доступа: с экрана.
85. Курэ, Мицуо. Самураи. Иллюстрированная история/ Мицуо Курэ; пер. с англ. У. Сапциной. -М.: ACT: Астрель, 2007. 191, 1. е.; ил.
86. JIe Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр./ Общ. ред. Ю.Л. Бессмертного; Послесл. А .Я. Гуревича. — М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. 376 с.
87. Лем С. Сумма технологии: Пер.с польекого./С. Лем.М.:))) «Издательство ACT»; СПб.:Тегга Fantastika, 2004. 668, (4) с. -(Philosophy).
88. Литтл Дж. автор-сосавитель. Брюс Ли: Искусство выражения человеческого тела. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 384 с.
89. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре / Д.С. Лихачев. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. - 416 с. - (Почетные доктора университета).
90. Лихачёв Д.С. Раздумья о России. 3-е изд. — СПб.: Издательство «Logos», 2006. - 656 с.
91. Лотман Ю.М. Воспитание души. — Санкт-Петербург: «Искусство-СПБ», 2005.-624 с.
92. Лотман Ю.М. Семиосфера. С.-Петербург: «Искусство-СПБ», 2004. -704 с.
93. Лоуэн А. Радость/ Пер. с англ. Е.Г. Гендель; Худ. обл. М.В. Драко. -Мн.: ООО «Попурри», 1999. 464 е.: илл.
94. Лувсан Гаваа. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии/ 2-е изд., перераб. М.: Наука, 1990. - 576 с.
95. Лу Куань Юй Даосская йога алхимия и бессмертие. Перевод с англ. Е.А. Торчинов; СПб.: Орис, 1993,-366 с.
96. Луц У., Михаэльс А. Иисус или Будда. Жизнь и учение в сравнении/ Серия «Диалог». — М., Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005. — 232 с.
97. Малиновский Б. Научная теория культуры/ Бронислав Малиновский; Пер. с англ. И.В. Утехина; сост. и вступ. ст. А.К. Байбурина.2-е изд., испр. М.: ОГИ, 2005. — 184 с. - (Нация и культура: Научное наследие: Антропология).
98. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. — М., 1994 г. Второе, исправленное автором издание. — 89 с.
99. Маслоу, Абрахам Г. Мотивация и личность. Перевод с англ. Татлыбаевой A.M. Вступительная статья Акулиной Н.Н. — СПб.: Евразия, 1999.-478 с.
100. Мешков Г. Восприятие цветов зависит от родного языка. URL: http://www.compulenta.ru/317252 (Дата обращения:1102.2010). Реж. доступа: с экрана.
101. Михайлов Н.Н. Сватовство смерти. Танец над бездной или топология пути Воина. — М.: «Серебряные нити», 2000. — 192 с. илл. — («Путь В она», I).
102. Миямото Мусаси. Книга пяти колец. СПб.: «Евразия», 192 е., илл.
103. Моаканин Радмила. Психология Юнга и тибетский буддизм: Западный и восточный пути к сердцу: Пер. с англ. — Томск: «Водолей», 1993. 112 с. — (Классики зарубежной психологии)
104. Муратов П. Анти-искусство// Волшебная гора. 1996. №4
105. Мусин А.Е. Milites Christi Древней Руси. Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2005. — 368 с.
106. Нитобэ Инадзо. Бусидо. Душа Японии. Классическое эссе о самурайской этике. Перев. с англ. К. Семёнова. М.: ООО Издательский дом «София», 2004. - 208 с.
107. Орджоникидзе М. Западные ценности в восприятии россиян. URL:http://www.polit.ru/research/2007/06/26/ordzhonikidze.html (Дата обращения: 11.02.2010). Реж. доступа: с экрана.
108. Ошо. Смерть — величайший обман/ Перев. с. англ. — М.: ООО Издательство «София», 2007. 160 с.
109. Панченко Г.К. Нетрадиционные боевые искусства: Европа и Азия. — Харьков: Фолио; Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 388 с.
110. Панченко Г.К. Нетрадиционные боевые искусства: От Америки до Руси/ Художник-оформитель А.Б. Липинский. Харьков: Фолио; Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 371 с. - (Тайный архив).
111. Пенроуз Роджер. Новый ум короля: О компьютерах, мышлении и законах физики: Пер. с англ./ общ. ред. В.О. Малышенко. Предисл. Г.Г.Малинецкого. Изд. 3-е. М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 400 с. (Синергетика: от прошлого к будущему.)
112. Перцев А.В. Душа в дебрях технологий. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. 224 с. - (Серия «Философские технологии»)
113. Пирс К. Воины Китая. Под знаменем небесного дракона. 1500 г. до н.э. 1840 г. н.э./ Крис Пирс; пер. И. Шмелевой. - М.: Эксмо, 2008. - 248 е.: ил. - (Военная история человечества).
114. Проблемы самоопределения современной культуры: глобальное, региональное, национальное в современных социокультурных . процессах. Сборник научных трудов. СПб.: «Янус», 2004, 256 с.
115. Психология телесности между душой и телом/ ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2005. - 731, 5. с. -(Philosophy).
116. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия/ Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, 2000. - 480 с. - (Библиотека практической психологии).
117. Самураи: меч и душа. Такуан Сохо. Письма мастера дзэн мастеру фехтования. Миямото Мусаси. Книга пяти колец. — СПб.: Евразия, 2000.-352 с.
118. Семенов Н.С. Философские традиции Востока: Учебное пособие/ Н.С. Семенов. Мн.: ЕГУ, 2004. - 304 с.
119. Сергей Бадюк выпускник Финансовой академии. URL: http://www.faalumni.ru/posts/view/l 1774 (Датаобращения: 11.02.2010). Реж. доступа: с экрана.
120. Сидорова Е.Г. Буддизм и психоанализ в пространстве межкультурного взаимодействия: Философско-культурологичёское компаративное исследование. СПб.: Нестор, 2005. 187 с.
121. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. A.M. Прохоров. 4-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1986. — 1600 е., ил.
122. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество/ Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. - 116 с.
123. Спеваковский А.Б. Самураи военное сословие Японии. М., Главная редакция восточнй литературы изд-ва «Наука», 1981. - 168 с. с ил.
124. Список коммюнити livejournal о боевых и около боевых искусствах» URL:http ://community .1 ivejournal.eom/rumartialarts/217968.html (Дата обращения: 11.02.2010). Реж. доступа: с экрана.
125. Степин М. История каратэ-до в СССР. URL: http://mosbudokan.narod.ru/public/budol 1 .html (Дата обращения: 11.02.2010). Реж. доступа: с экрана.
126. Судзуки Д.Т. Дзэн и японская культура. СПб.: Наука, 2003. -522 с.
127. Сунягин Г.Ф. Рассуждение на первое издание «Историчности и исторической реальности». История философии: проблемы и темы. К 60-летию профессора Ю.В. Перова. Серия «Мыслители». Выпуск 7. -СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. 340 с.
128. Сэнсом Дж.Б. Япония: Краткая история культуры. Серия «Пилигрим»/ Пер. с англ. Е.В. Кириллов. Науч. ред. А.Б.Никитин. -СПб.: Издательство «Евразия», 1999. 576 е., илл.
129. Тантлевский И.Р. Библейский креационизм и языческий космогенез. История философии: проблемы и темы. К 60-летию профессора Ю.В. Перова. Серия «Мыслители». Выпуск 7. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — 340 с.
130. Тарас А.Е. Боевая машина: руководство по самозащите. Мн.: «Харвест», 2004. 592 с.
131. Тарас А.Е. Боевые искусства. 200 школ боевых искусств Востока и Запада (Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада). Мн.: «Харвест», 1996. 640 с.
132. Тарас А.Е. Система психологической подготовки к ближнему бою (Научно-исследовательский проект). Мн.: МАИТ, 1999. 50 с.
133. Тернбулл С. Кодекс самурая. Воспитание воина/ Стивен Тернбулл; пер. с англ. П.И. Маркова. — М.: Эксмо, 2009. — 224.: ил. — (Военная история человечества).
134. Тернбулл С. Путь самурая: война и религия/ Стивен Тернбулл; пер. с англ. О.Серебровской. — М.: Эксмо, 2010. 216 е.: ил.
135. Тернбулл, Стивен. Самураи/ Стивен Тернбулл; пер. с англ. яз. В.Г. Яковлев. М.: ACT: Астрель, 2008. - 287, 1. е.: ил.
136. Тернбулл С. Самураи. Вооружение, обучение, тактика/ Стивен Тернбулл; пер. с англ. И.П. Маркова. М.: Эксмо, 2009. - 288 е.: ил. -(Военная история человечества).
137. Тернбулл С. Самураи. Военная история/ Пер. с англ. А.Б. Никитина. СПб.: Издательская группа «Евразия», 1999. - 432 е., ил.
138. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1996. - 736 с.
139. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. Сборник. М.: Издательская группа Прогресс, Культура; СПб.: Ювента, 1995, - 478 с.
140. Торчинов Е.А. Даосские практики. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2001. - 320 с. («Мир Восока», VI).
141. Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб.: «Азбука-классика», «Петербургское Востоковедение», 2005. - 480 с.
142. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. — 4-е изд. — СПб.: «Азбука-классика», «Петербургское Востоковедение», 2007. — 544 с.
143. Торчинов Е.А. Учение о «я» и личности в классическом индийском буддизме. История философии: проблемы и темы. К 60-летию профессора Ю.В. Перова. Серия «Мыслители». Выпуск 7. -СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — 340 с.
144. Травников А. Полный курс боевых приёмов без оружия по системе спецназа КГБ/ Александр Травников. — М.: ACT: ACT. МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; Владимир: ВКТ, 2008. 190, 2. е.: ил. - (Персональный убойный отдел).
145. Уешиба М. Будо. Учение основателя айкидо. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. - 224 с.
146. Уотс Алан В. Путь Дзэн. Пер. с англ. К.: София, Ltd., 1993. -320 с.
147. У-цзин. Семь военных канонов Древнего Китая. СПб: «Евразия», 1998.-336 с.
148. Фомин В.П., Линдер И.Б. Диалог о боевых искусствах Востока. -М.: Мол. гвардия, 1990.-363 5. е., ил.
149. Фрейджер Р. Религиозные теории личности. Йога. Дзэн. Суфизм. Теософские направления/ Роберт Фрейджер, Джон Фейдимен. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. — 222, 2. с. (Университетская библиотека).
150. Фунакоши Г. Каратэ-до мой образ жизни. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. - 128 с.
151. Фунакоши Г. Каратэ-до Ньюмон. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.- 160 с.
152. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. — 603, 5. с.
153. Хейзинга И. Человек играющий. М.: Айрис-пресс, 2003. - 496 с.
154. Херригель Е. Дзэн и искусство стрельбы из лука. Путь Дзэн/ Пер. с нем. Е.Б. Бурняшова; Под ред. С.В.Пахомова. — СПб.: Наука, 2005.264 с.
155. Хироаки Сато. Самураи: история и легенды. Перевод: Котенко Р.В. СПб.: «Евразия», 1999. - 416 с.
156. Хокинг С. и др. Большое, малое и человеческий разум/ Роджер Пенроуз, Абнер Шимони, Нэнси Картрайт, Стивен Хокинг; пер. с англ. А. Хачояна под ред. Ю. Данилова. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2008. - 191 е.: ил.
157. Хокинг С. Краткая история времени: От большого взрыва до чёрных дыр/ Стивен Хокинг; пер. с англ. Н. Смородинской. — СПб.: Амфора, 2005. — 268 с. (Серия «Новая Эврика»).
158. Хокинг, С., Пенроуз, Р. Природа пространства и времени/ Стивен Хокинг, Роджер Пенроуз; пер. с англ. А. Беркова, В. Лебедева. — СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2007. — 171 с. — (Серия «Новая Эврика»).
159. Хокинг С. Чёрные дыры и молодые вселенные/ Стивен Хокинг; пер. с англ. М. Кононова. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2006. - 189 с. - (Серия «Новая Эврика»).
160. Хорев В.Н. Луна в тумане: путеводитель по боевым искусствам для новичков/ В.Н. Хорев Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 380, 2. е.: ил. - (Золотой фонд).
161. Ху Айминь, Сюе Цзе. Основы теории китайской традиционной медицины и чжэнь-цзю терапии. Харбин, 1988. 130 с.
162. Члены РСБИ. URL: http://rsbi.ru/members/indexl .html (Дата обращения: 11.02.2010). Реж. доступа: с экрана.
163. Чжоу Цзунхуа. Дао тайцзи-цюаня. Киев: «София», 1995. 352 с.
164. Чжоу Цзунхуа. Дао И-цзина. Киев: «София», 1996. 386 с.
165. Чхартишвили Г. Но нет Востока и Запада нет. О новом андрогине в мировой литературе. URL:http://magazines.russ.rU/inostran/1996/9/vostocz.html (дата обращения: 11.02.2010). Реж. доступа: с экрана.
166. Шилков Ю.М. О рациональности постмодернистского дискурса. История философии: проблемы и темы. К 60-летию профессора Ю.В.
167. Перова. Серия «Мыслители». Выпуск 7. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. 340 с.
168. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность/ Пер. с. нем., вступит, ст. и примеч. К.А. Свасьяна. -М.: Мысль, 1998. — 663, 1. е., 1 л. портр.
169. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 2. Всемирно-исторические перспективы/ Пер. с. нем. и примеч. И.И. Маханькова. -М.: Мысль, 1998. 606, 1. е., 1 л. портр.
170. Штейнер Е. Без Фудзиямы: японские образы и воображения. -М.: Наталис, 2005. 400 е.: ил. - (Серия «Восточная коллекция»).
171. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен»/ Ю.К. Шуцкий; Сост. А.И. Кобзев. 2-е изд., испр. и доп., Под ред. А.И. Кобзева. — М.: Вост. лит., 2003. - 606 е.: ил.
172. Эминова С.М. Модель индийского универсума. М., 2002, 40 стр.
173. Эпштейн М. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 864 с.
174. Эпштейн М.Н. Философия тела/ М.Н. Эпштейн. Тело свободы/ Г.Л. Тульчинский. СПб.: Алетейа, 2006. — 432 с. — (Серия «Тела мысли»).
175. Этинген Л.Е. Мифологическая анатомия. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006. — 528 с.
176. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий / Юнг К.Г. М.: Медиум, 1994. - 255 с.
177. Ягю Мунэнори. Хэйхо Кадэн Сё: Переходящая в роду книга об искусстве меча. Перевод: Никитин А.Б. — СПб.: «Евразия», 1998. — 224
178. Lowry, Dave. The Classical Japanese Martial Arts in the West: Problems in Transmission (http://www.koryu.com/library/dlowry4.html). Реж. доступа: с экрана.
179. Wanne J. Joe. Traditional Korea A Cultural History. Revised & Edited by Hongkyu A. Choe; Seoul.: Hollym, 1997, 403 c.стр., ил.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.