Беллетристика А.Ф. Писемского 1840 - 1850-х гг. и проблема художественного метода тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Павлова, Елена Викторовна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 208
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Павлова, Елена Викторовна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Закономерности творческого самоопределения А.Ф. Писемского в эпоху 1840 - 50-х годов.
§1 Биографический контекст.
§2 Литературный контекст.
ГЛАВА II. Художественная проза А.Ф. Писемского 1840 - 50-х годов в аспекте «чистого реализма».
§ 1 Роман «Боярщина»: первый опыт «чистого реализма».
§2 Художественный метод А.Ф. Писемского и пушкинская традиция: рассказ «Нина» и повесть «Станционный смотритель».
§3 Специфика художественного мировоззрения А.Ф. Писемского: «Семейные драмы» или «Тюфяк»?
§4 Традиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в повести «Сергей Петрович Хозаров и Мари Ступицына (Брак по страсти)».
§5 Тема «маленького человека» в рассказе «Комик».
§6 Художественный метод А.Ф. Писемского в аспекте проблемы рядового героя (на примере романов «Богатый жених» и «М-г Батманов»).
§7 Особенности выражения «чистого реализма» А.Ф. Писемского в повести «Виновата ли она?»
§8 Литература и жизнь в романе «Тысяча душ».
ГЛАВА III. Жанр очерка в беллетристике А.Ф. Писемского 1840 - 50-х гг. и проблема художественного метода.
§1 Жанрово-стилевое своеобразие очерков А.Ф. Писемского и общие закономерности литературного развития 1840 - 50-х годов.
§2 Анекдот как праструктура очерков А.Ф. Писемского. А.Ф. Писемский и В.И. Даль.
§3 Опыт создания А.Ф. Писемским сатирического очерка: рассказ «Фанфарон» и замысел цикла очерков «Наши снобсы».
§4 Художественные особенности очерков А.Ф. Писемского о народе.
§5 Жанр путевого очерка в прозе А.Ф. Писемского 1840 - 50-х годов.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Проза А.Ф. Писемского в контексте развития русской литературы 1840 - 1870-х гг.: проблемы художественной антропологии2009 год, доктор филологических наук Синякова, Людмила Николаевна
Художественная позиция А.Ф. Писемского в литературном процессе 1840-60-х годов2008 год, кандидат филологических наук Круглова, Елена Николаевна
Поэтика описаний в романах А.Ф. Писемского 1870-х годов: "В водовороте", "Мещане", "Масоны"2005 год, кандидат филологических наук Антышева, Валентина Юрьевна
Динамика прозы Н.А. Некрасова: художественный метод и стиль, жанр и межродовые отношения2007 год, доктор филологических наук Шпилевая, Галина Александровна
Русская англистика в журнале "Современник" 1840-х - 1850-х годов как проблема межкультурных взаимодействий2003 год, кандидат филологических наук Старшова, Екатерина Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Беллетристика А.Ф. Писемского 1840 - 1850-х гг. и проблема художественного метода»
Вопрос о реализме как художественном методе А.Ф. Писемского в соотнесении с реализмом Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, Н.А. Некрасова и других уже ставился в писемсковедении (работы М.П. Еремина, О. Миллера, Б. Оляшек, С.А. Венгерова, А.И. Кирпичникова, И.В. Долининой, Л.Л. Смирновой1 и др.), однако сам по себе, в имманентном качестве, он по-прежнему остается одним из малоизученных, методологически не проясненных вопросов. Следует отметить также, что до настоящего времени не существует фундаментальных исследований, посвященных изучению жизни и творчества А.Ф. Писемского, где бы осмысление проблем жизненного самоопределения и творческой позиции писателя носило обобщающий, концептуальный характер.
Актуальность избранной темы обусловлена ее неразработанностью как в историко-литературном, так и в теоретическом аспектах, в частности, в аспекте проблемы «автор-герой» и, шире, специфики художественного метода писателя применительно к литературному процессу 1840 -1850 гг.
В разное время объектом изучения литературоведов становились романы Писемского 1850 - 70-х гг. (П.Г. Пустовойт, Л.М. Лотман, Н.Н. Грузинская, А.В. Тимофеев, О.В. Тимашова, А.В. Седов2 и др.); художественная публицистика писателя (Н.С. Оганян, С.М. Балуев3);
1 Еремин, М.П. А.Ф. Писемский. - М., 1956; Миллер, О. Публичные лекции. - СПб. 1878; Оляшек, Б. Русский позитивизм: Идеи в зеркале литературы. - Лодзь, 2005; Венгеров, С.А. Писемский (Критико-биографический очерк) // Венгеров С.А. Собрание сочинений, - СПб., 1911. - T.5. - С. 97 - 213; Кирпичников, А.И. Достоевский и Писемский, опыт сравнительной характеристики. (Две публичные лекции). Проф. А. Кирпичникова. - Одесса, 1894; Долинина, И.В. Черты структурно-типологической общности в рассказах А.Ф. Писемского и Н.С. Лескова // Молодая наука - 2000: Сб. научи, ст. асп. и студ. Иван. гос. ун-та. - Иваново, 2000; Смирнова ЛЛ. Некрасов и Писемский. «Странные сближения» // Карабиха: ист.-лит. сб. - Ярославль, 2006. - Вып. 5.
1 Пустовойт, П.Г. А.Ф. Писемский в истории русского романа. - М., 1969; Лотман, Л.М. Писемский-романист // История русского романа: в 2 т. - М., 1964. - Т2; Грузинская, Н.Н. Эволюция реализма А.Ф. Писемского-романиста (Романы 70-х годов «В водовороте» и «Мещане»: автореф. дис. канд. филол. наук. • Томск, 1966; Тимофеев, А.В. Романы «Мещане» и «Масоны» в творческой эволюции А.Ф. Писемского: автореф. дис. . канд. филол. наук. - М., 1984; Тимашова, О.В. Роман А.Ф. Писемского «Люди сороковых годов». Личность и эпоха: автореф. дис. канд. филол. наук. - Саратов, 1999; Седов, А.В. Исторический характер человека сороковых годов XIX столетия в романах А.Ф. Писемского («Взбаламученное море», «Люди сороковых годов»): автореф. дис. канд. филол. наук. - Череповец, 1998.
3 Оганян, Н.С. «Очерки из крестьянского быта» А.Ф. Писемского и русская очерковая литература о народе 40 - 60-х годов XIX века: автореф. дис— канд. филол. наук. - Ереван, 1974; Балуев, C.M. Художественная публицистика А.Ф. Писемского: автореф. дис. канд. филол. наук. - СПб., 1998. отдельно исследовались проблемы поэтики романа «Тысяча душ» (Ханс-Юрген Ленерт, И.В. Карташова4); изучалась драматургия Писемского (JI.B. Манькова5); разрабатывались проблемы соотнесения творчества писателя с литературными направлениями эпохи 1840 - 50-х гт. (Н.И. Пруцков, И.П. Видуэцкая6) и с отдельными персоналиями обозначенной эпохи (А.И. Кирпичников, И.В. Долинина и др.); исследовались проблемы творческой биографии писателя (Ф.И. Евнин, М.П. Еремин, С.Н. Плеханов, А.П. Q
Могилянский) и его идейного самоопределения (А.А. Рошаль, В.А. Акимова, С.П. Шакелина9); был осуществлен анализ некоторых элементов поэтики произведений писателя (В.Ю. Антышева10) и др.
Наше диссертационное исследование предполагает не столько систематизацию и обобщение подходов, намеченных в большинстве критических и литературоведческих трудов, сколько разработку целостной концепции личности Писемского-художника 1840 - 50-х годов, до сих пор не ставшей предметом специального анализа, не представленной в единстве жизненной философии и литературного творчества.
Объектом исследования является беллетристика А.Ф. Писемского 1840-1850-х годов.
Предмет исследования составляют типологические признаки художественного метода А.Ф. Писемского, проявившиеся в данный период и
4 Ленерт, Х-Ю. Проблема типологии героя в романах А.Ф. Писемского «Тысяча душ» и И.С. Тургенева «Накануне»: автореф. дне. . канд. филол. наук. - М., 1975; Карташова, И.В. Идейно-художественное своеобразие романа А.Ф. Писемского «Тысяча душ»: автореф. дис. канд. филол. наук. - Казань, 1964.
5 Манькова, JI.B. А.Ф. Писемский-драматург автореф. дисканд. филол. наук. - М., 1986.
6 Пруцков, Н.И. Творчество Писемского 40 - 50-х годов и гоголевское направление // Уч. зап. Омск. пед. инта. - Филол. серия. -1941. - Вып. 1; Видуэцкая, И.П. «Натуральная школа» и ее роль в становлении русского реализма. -М., 1997.
Кирпичников, А.И. Достоевский и Писемский, опыт сравнительной характеристики. (Две публичные лекции).; Долинина, И.В. Черты структурно-типологической общности в рассказах А.Ф. Писемского и Н.С. Лескова.
8 Евнин, Ф.И. Писемский А.Ф. К 125-летию со дня рождения. - М., 1945; Еремин, М.П. А.Ф. Писемский.; Плеханов, С.Н. Писемский. - М., 1987; Могилянский, А.П. Писемский: Жизнь и творчество. - М., 1991.
9 Рошаль, А.А. Творчество А.Ф. Писемского в 40-50-е годы. (Писемский в «Москвитянине»): дис. канд. филол наук. - Баку, 1946; Рошаль, А.А. А.Ф. Писемский в шестидесятые годы: дисдоктора филол. наук.
- Баку, 1973; Акимова, В.А. Идейно-творческий путь А.Ф. Писемского в 1861 - 1869 годы : дис. канд. филол. наук. - Душанбе, 1977; Шакелина, С.П. Философско-эстетические воззрения А.Ф. Писемского : автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1989.
10 Антышева, В.Ю. Поэтика описаний в романах А.Ф. Писемского 1870-х годов («В водовороте», «Мещане», «Масоны»): автореф. дис. канд. филол. наук. - Орел, 2005. позволившие критике дать ему определение' «чистый реализм» (Ап. Григорьев).
Вследствие этого в работе уясняется понятие «чистого реализма», устанавливаются его основные идейно-художественные позиции; осмысляется место творческого наследия Писемского в литературной ситуации эпохи 1840 - 50-х годов.
Целью диссертации является осмысление ранней беллетристики и особенностей личности Писемского в преломлении к художественному методу писателя периода его становления.
Правомерно подлежат решению следующие задачи:
1. Обобщить, систематизировать и осмыслить факты биографии А.Ф. Писемского с точки зрения запечатленного в них процесса формирования жизненной философии писателя, его особого «чувства жизни» (И.А. Бунин);
2. Соотнести художественный метод А.Ф. Писемского («чистый реализм») с концепцией его личности. Применительно к ней определить значение таких понятий, как правда, здравый смысл, трезвый взгляд. Спроецировать жизненную философию писателя на идейно-эстетическую систему организации его произведений, специфические черты его поэтики;
3. Исследовать проблему формирования в беллетристике А.Ф. Писемского героя нового типа, внеположенного как эстетике романтизма, так и течению «сентиментального натурализма» и другим проекциям «натуральной школы»;
4. Рассмотреть произведения писателя в специфике их жанровой поэтики; выявить закономерности развития в них формообразующих признаков малых и средних эпических жанров (очерка, анекдота, сценки);
5. Проанализировать особенности совмещения в рамках художественного метода писателя различных стилевых тенденций (романтической, сентиментальной, реалистической, поэтики сентиментального натурализма»); определить параллели методу Писемского в литературе 1840 - 50-х гг. и предшествующего времени.
Методологическую основу работы составили теоретико-философские труды М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Ю.М. Лотмана, В.М. Марковича, Ю.В. Манна, У.Р. Фохта, В.Е. Хализева, P.O. Якобсона по проблемам реализма. Основные понятия диссертации: «художественный метод», «автор», «герой», «жанр» - разработаны с учетом современных представлений об их содержательной сущности. Дефиниции «анекдот» и «очерк» имеют в диссертации теоретическое обоснование, восходящее к работам Н.Л. Вершининой, В.И. Глухова, А.В. Лужановского, В.В. Тихомирова, А.Г. Цейтлина, Б. А. Успенского.
Включение прозы А.Ф. Писемского 1840 - 1850-х гг. в контекст творчества самого писателя, а также в литературный контекст второй трети XIX века обуславливает сочетание историко-литературного, культурно-исторического и историко-типологического методов исследования.
Научная новизна диссертационного исследования обусловлена принципиально новым подходом к изучению художественного метода А.Ф. Писемского как самоценного и самобытного явления в литературном процессе 1840 - 50-х годов посредством реконструкции типологических особенностей мировоззрения писателя и установления соответствия между его бытовым и художественным восприятием действительности.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Художественный метод А.Ф. Писемского представляет собой самобытное явление в литературе 1840 - 50-х годов;
2. «Чистый реализм» в произведениях А.Ф. Писемского не претерпевает значительных изменений на протяжении 1840 - 50-х гг., более того, он является единым и тождественным себе во всех жанрах беллетристики писателя, в том числе и в жанре очерка;
3. Становление метода «чистого реализма» в прозе А.Ф. Писемского неразрывно связано с биографическими и литературными реалиями жизни писателя эпохи 1840 - 50-х гг. Результатом явилось формирование особой правды, основанной на признании непреложности действительности, с одной стороны, и «недостатке примирения с идеалом» (Н.Н. Страхов), с другой;
4. «Центром художественного видения» автора (М.М. Бахтин) в беллетристике А.Ф. Писемского выступает особый герой, внутренне завершенный и неродственный духовному миру автора в силу своей заведомой обыкновенности. Его борьба с действительностью, ограниченная рамками быта, обречена на поражение, что, по мысли писателя, подтверждает несостоятельность самой идеи протеста;
5. «Чистый реализм» А.Ф. Писемского осмысляет героя и действительность, исходя из житейской правды, здравого смысла, что продиктовано выбором «усредненного», заурядного героя, равного действительности;
6. Формообразующей структурой в жанровом мышлении писателя, согласно его методу, является анекдот и наряду с ним - жанры очерка, зарисовки, сценки и т.д. Вследствие этого для метода А.Ф. Писемского становятся характерными многомерность и безоценочность в изображении действительности, так называемая «объективность» как результат преодоления рефлексии и отказа от нее.
Теоретическая значимость работы обусловлена стремлением осмыслить художественный метод А.Ф. Писемского в его целостности, в соположении биографического, «поведенческого», стилевого, жанрового аспектов.
Практическая значимость работы состоит в расширении знаний об историко-литературной ситуации 1840 - 50-х гг., возможности использования полученных результатов для создания более полного представления о данном периоде литературного развития в аспекте метода, а также для уточнения значимости индивидуального вклада А.Ф. Писемского в процесс становления русского реализма на его зрелом этапе.
Рекомендации по использованию полученных результатов.
Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов и проведении практических занятий по истории русской литературы второй трети XIX века в высших учебных заведениях, проведении спецкурсов и спецсеминаров, а также в ходе преподавания литературы в школе.
Апробация работы. Главы диссертации и работа в целом обсуждались на заседаниях кафедры литературы ПГПУ им. С.М. Кирова; основное содержание исследования отражено в ряде докладов на международных научных конференциях: «Майминские чтения» (Псков, 2005, 2006), «Художественный текст и культура VI» (Владимир, 2005), «Синтез документального и художественного в литературе и искусстве» (Казань, 2006), «Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. Проблемы теоретической и исторической поэтики» (Гродно, 2006).
По материалам диссертации опубликованы 6 статей.
Структура работы. Основное содержание работы изложено на 185 страницах. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения и библиографии, включающей 235 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Циклизация как принцип поэтики П.И. Мельникова-Печерского: На материале произведений 1840-1860-х гг.2005 год, кандидат филологических наук Баланчук, Ольга Евгеньевна
Идиллия в русской прозе 1840-1850-х годов2007 год, кандидат филологических наук Плечова, Наталья Петровна
Роман А. Ф. Писемского "Люди сороковых годов": Личность и эпоха1999 год, кандидат филологических наук Тимашова, Ольга Владимировна
Этнографическое направление в русском литературном процессе XIX века: Истоки, тип творчества, история развития2004 год, доктор филологических наук Фокеев, Александр Леонидович
Лезгинская национальная проза: История развития жанровой системы1999 год, доктор филологических наук Акимов, Курбан Халикович
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Павлова, Елена Викторовна
В трех главах диссертационного исследования мы рассмотрели
вопросы творческого самоопределения и специфики выражения
художественного метода А.Ф. Писемского, на основании чего пришли к
выводу, что главной содержательной категорией в его художественном мире
являются не жанры, а метод. В главе первой - «Закономерности творческого самоопределения А.Ф. Писемского в эпоху 1840 - 50-х годов» - исследовалась проблема
становления мировоззрения Писемского и, как следствие, его
художественного метода. Литературный и биографический контексты
помогли определить особенности мировосприятия писателя, установить
принцип соответствия между его бытовьпл и художественным мьшшением. Соотнесение «литературных» и «бьгговых» фактов в поведении и творческой
самореализации Писемского привело к осмыслению особого героя,
внутренне замкнутого, ограниченного сферой повседневности, с одной
стороны, и лишенного авторского сочувствия, с другой; особая концепция
героев Писемского определила неродственность метода писателя поэтике
«натуральной школы». Глава вторая - «Художественная проза А.Ф. Писемского 1840 - 50-х годов в аспекте «чистого реализма»» - содержала анализ произведений
писателя 1840 — 1850-х годов с точки зрения реализации в них
художественного метода. Наблюдения, сделанные над текстами
(«Боярщина», «Нина», «Тюфяк», «Брак по страсти», «Комик», «Богатый жених», «М-г Батманов», «Виновата ли она?», «Тысяча душ»), позволили
установить, что центром идейно-художественной структуры произведений
писателя является рядовой, усредненный герой, осмысляемый автором с
точки зрения <вдравого смысла» и «трезвой правды» вне философских
надстроек. Такой герой равен бьггу и неотделим от него, поэтому не может
бьггь рассмотрен в иных категориях, кроме тех, какие вырабатывает живая,
неотрефлексированная действительность.третья глава - «Жанр очерка в беллетристике А.Ф. Писемского 1840 - 50-х годов и проблема художественного метода» - содержала наблюдения
над спецификой реализации «чистого реализма» Писемского в жанре очерка. Результаты анализа «Фанфарона», «Очерков из крестьянского быта»,
«Старой барыни», «Батьки», «Путевых очерков» позволили утверждать, что
жанровая природа произведений не является определяющей в идейно эстетической системе Писемского, т.к. его художественный метод остается
идентичным во всех жанрах, в том числе, и в жанре очерка. «Чистый реализм» Писемского - это самобытное и оригинальное
явление в литературном процессе 1840-50-х годов. Изучение особенностей и
закономерностей художественного метода писателя помогает увидеть
разнообразие, сложность и неоднородность складывающегося в это время
реалистического направления. Реализм Писемского - это не только художественный метод, это стиль
мышления. Как справедливо писал Г.А. Гуковский, «романтизм и реализм - это разные типы понимания жизни, а не личные особенности манеры
художника». Вот почему логическому, рациональному, скептическому
мышлению Писемского были неродственны мышление и стилистика
романтизма, где «слово, открывшее внутри себя целый мир, теряет устойчивость, начинает двигаться и меняться в своей смысловой
сущности» . Отметим, что, признавая несомненную художественную и идейную
значимость «чистого реализма» в литературном процессе 1850-х годов, Ап. Григорьев, например, указывал и на его недостатки. Так, оценивая состояние
литературы конца 1850 - начала 1860-х годов критик писал: «Холодные практические выводы, низменные, хотя и прочные нравственные точки
зрения, даже беспощадный анализ дзопевных движений - нас что-то мало
успокаивают. И стоит появиться какому-либо произведению с лирическим. Гуковский, г. А. Пушкин и русские романтики. - М., 1965, - 83,59.даже, пожалуй, тревожным характером - пусть это произведение, как
произведения Тургенева... о них... поднимается несравненно больше толков,
чем об любом из реальных»^^. Художественный метод Писемского, поразивший современников
прямизной и рациональной трезвостью взгляда на мир, постепенно начал
восприниматься как взгляд холодный, равнодушный, бесстрастный,
способный видеть и изображать лишь «психологию... житейской пошлости и обыденности» . Подобные утверждения в первую очередь базировались на
том, что автор всячески избегал самоидентификацин: точка зрения, с которой
велось повествование, была, по выражению И.В. Карташовой, «ничья». Этим и объясняется тот факт, что Писемский с оговорками включался в
число классиков, хотя и в число «чистых» беллетристов его также нельзя
бьшо включить. Отсутствие в его произведениях правды идеала и главенство
правды действительности впоследствии дало основания «сместить»
Писемского в иерархии литературных авторитетов с классического уровня на
беллетристический. Однако вклад Писемского в развитие реалистического метода в
русской литературе значительно больше и существеннее того, как
определила его прижизненная критика. Для эпохи 1840-50-х годов
неродственность автора героям, изображение действительности безоценочно,
как данности, было особенно нехарактерно и потому чуждо. Иначе
названные особенности художественного метода будут осмыслены в
литературе рубежа конца XIX - начала XX веков, в связи с исканиями
«нового реализма», например, в творчестве А.П. Чехова. Так, в письме Чехову от декабря 1898 года М. Горький писал: «Читал «Даму» вашу («Даму с собачкой». - Е.П.). Знаете, что Вы делаете? Убиваете
реализм. И убьете Вы его скоро - насмерть, надолго. Эта форма отжила свое
время - факт! Дальше Вас - никто не может идти по сей стезе, никто не
Григорьев, А. Реализм и идеашом в нашей литературе... 424. Венгеров, А. Писемский (Критико-биографический очерк)... 120.может писать так просто о таких простых вещах, как Вы это умеете. После
самого незначительного Вашего рассказа - все кажется грубым, написанным
не пером, а точно поленом. И - главное - все кажется не простым, т.е. не
Правдивым» . Эту же черту художественного метода - безыскусственность и
простоту взгляда на мир - отмечал много ранее Ап. Григорьев в
произведениях Писемского: «...глубже нельзя было вести реализм, чем Толстой, проще и прямее, чем Писемский» . Простота и прямизна взгляда на мир, понимание сущности явления не
из «формальной принадлежности понятия к определенной смысловой и лексической категории», но из новой, вновь созданной дифференциации
«жизненных ценностей» приводит и Писемского, и, впоследствии, Чехова,
к осознанию важности бьгговой, повседневной, житейской составляющей в
существовании героев. Поэтому идейно значимыми категориями в
художественной системе произведений писателей станут категории здравого
смысла, запросы самой реальности. Здравый смысл является главным
критерием оценки жизни и поступков героев Писемского («Фанфарон»,
«Брак по страсти», «Питерщик»); здравый смысл обозначит точку зрения
Чехова в «Вишневом саде», когда он даст произведению жанровое
определение комедии. Таким образом, определение специфики художественного метода
Писемского помогает не только установить место его беллетристических
произведений в литературном процессе 1840-50-х годов, но и намечает
перспективы изучения влияния метода писателя на становление и развитие
реалистического направления второй половины XIX - начала XX веков. "^ Горький, М. Собр. соч.: в 30 т.-М., 1954.-Т.28.-С. 112-113. Курсив МОЙ.-Е.П.
^" Григорьев, А. Реализм и идеализм в нашей литературе... 437. Курсив мой. - ЕЛ.
' " Гинзбург, Л.Я. Пушкин и проблема реализма // Гинзбург Л .Я. О старом и новом. Статьи и очерки. - Л.,
1982.-С. 108.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Павлова, Елена Викторовна, 2007 год
1. Писемский, А.Ф. Письма. С. 77 78.
2. Статья П.В. Анненкова полностью называлась так: «О деловом романе в нашей литературе. Тысяча душ, роман в 4-х частях Алексея Писемского. Издание Д.Е. Кожанчикова».
3. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). С. 199.
4. Дружинин, А.В. Тысяча душ, роман А.Ф. Писемского // Библиотека для чтения. 1859. - Т. 153. - № 2. -Отд. IV.-С. 12.
5. Аннинский, Л. Икс, игрек и зет крестьянского быта. Думая о Писемском // Октябрь. -1987.- № 4. С. 200.
6. Цит. по: Венгеров, С.А. Писемский (Критико-биографический очерк). С. 161.226 <Кудрявцев, П.Н> Русская литература в 1851 году. Статья первая. С. 35.
7. Венгеров, С.А. Писемский (Критико-биографический очерк). С. 161.
8. Библиографическая хроника (разборы 17 книг) И Отечественные записки. 1854. - Т. 92. - № 2. - Отд. IV. -С. 96.
9. Библиотека для чтения. 1855. - Т. 133. 1. - Отд. VI. - С. 31.
10. Зотов, В. Как оканчивают некоторые писатели // Северное Сияние. 1864. - Т. III. - № 10. - Ст. 625. Курсив мой. - Е.П.
11. Библиографическая хроника // Отечественные записки. 1853. - Т. 86. - № 2. - Отд. V. - С. 98. Курсив мой. -Е.П.
12. Новые сочинения // Отечественные записки. 1853. - Т. 89. - № 7. - Отд. V. - С. 5.
13. Лужановский, А.В. Рассказ в системе эпических жанров первой половины XIX века. С. 10.
14. Лужановский, А.В. Рассказ в системе эпических жанров первой половины XIX века. С. 5.
15. Надеждин, Н.И. Летописи отечественной литературы // Надеждин Н.И. Литературная критика. Эстетика. М., 1972. - С. 321. Курсив мой. - Е.П.
16. Лужановский, А.В. Рассказ в системе эпических жанров первой половины XIX века. С. 9.
17. Комментарии // Писемский, А.Ф. Собр. соч.: в 5 т. М., 1982. - Т. 2. - С. 582 - 583.
18. Тихомиров, В.В. В.И.Даль и натуральная шкала (К постановке вопроса). С. 282,293.
19. Глухов, В.И. Становление жанра повести в прозе В.И. Даля. С. 238.
20. Тихомиров, В.В. В.И.Даль и натуральная школа. С. 293.
21. Тургенев, И.С. Повести, сказки и рассказы Казака Луганского // Тургенев И.С. Статьи и воспоминания. -М., 1981.-С. 67.
22. Гоголь, Н.В. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. - М., 1959. - С. 210 -211.
23. Анненков, П.В. Писемский как художник и простой человек. С. CCXI.
24. Библиографическая хроника // Отечественные записки. 1853. - Т. 86. - № 2. - Отд. V. - С. 98.
25. Белинский, В.Г. Повести, сказки и рассказы Казака Луганского // Белинский В.Г. Собр. соч: в 9 т. М., 1976- 1982.-Т.8(1982). - С.514.
26. Гоголь, Н.В. О «Современнике» (Письмо к П.А. Плетневу) // Гоголь Н.В. Собр. соч.: в 8 т. М., 1984. - Т. 7. -С.417.
27. Библиографическая хроника. С. 98.
28. Гоголь, Н.В. Авторская исповедь // Гоголь Н.В. Собр. соч.: в 8 т. М., 1984. - Т. 7. - С. 457.
29. Вершинина, НЛ. Жанр «физиологии» в творчестве В.И. Даля и традиция русского литературного анекдота. С. 220.
30. Гоголь, Н.В. О «Современнике» (Письмо к П.А. Плетневу). С. 417 -418. Курсив мой. -Е.П.
31. Венгеров, СЛ. Писемский (Критико-биографический очерк). С. 142.т Тихомиров, В.В. Осознание специфики малых прозаических жанров. С. 18,19.
32. Вершинина, HJI. Жанр «физиологии» в творчестве В.И. Даля и традиция русского литературного анекдота. С. 223.
33. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 4: Р - у (Ижица). - С. 666.
34. Писарев, Д.И. Писемский, Тургенев и Гончаров. С. 249.
35. Кирпичников, А.И. Достоевский и Писемский, опыт сравнительной характеристики. С. 35.
36. Вершинина, НЛ. Жанр «физиологии» в творчестве В.И. Даля и традиция русского литературного анекдота. С. 221.
37. Чернышевский, Н.Г. Очерки из крестьянского быта. А.Ф. Писемского. С. 571.
38. Цейтлин, А.Г. Становление реализма в русской литературе (Русский физиологический очерк). С. 190. Курсив мой.-Е.П.
39. Глухов, В.И. Становление жанра повести в прозе В.И. Даля. С. 238.
40. Вершинина, HJL. Жанр «физиологии» в творчестве В.И. Даля и традиция русского литературного анекдота. С. 223.
41. Чернышевский, Н.Г. «Очерки из крестьянского быта». А.Ф. Писемского. С.571.
42. Вершинина, HJ1. Жанр «физиологии» в творчестве В.И. Даля и традиция русского литературного анекдота. С. 221.
43. Писемский, А.Ф. Фанфарон // Современник. -1854. Т. 46. - № 8. - Отд. I. - С. 121.
44. Бахтин, М.М. Сатира // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2003. - С. 938.
45. См. об этом: Лужановский, А.В. Рассказ в системе эпических жанров первой половины XIX века. С. 6.
46. Писемский, А.Ф. Письма. С. 79.310 Там же.-С. 78-79.
47. Писемский, А.Ф. Письма. С. 66.
48. Фанфарон, один из наших Снобсов, г. Писемского. С. 72.
49. Например, именно в таком виде переизданы эти очерки в 9-томном собрании сочинений А.Ф. Писемского (M., 1959).
50. Лужановский, A.B. Рассказ в системе эпических жанров первой половины XIX века. С. 19.
51. Чернышевский, Н.Г. «Очерки из крестьянского быта». А.Ф. Писемского. С. 566.
52. О подобной трансформации анекдота в прозе В.И. Даля см.: Вершинина, HJI. Жанр «физиологии» в творчестве В.И. Даля и традиция русского литературного анекдота. С. 220.327 Там же.-С. 224.
53. Долинина, И.В. Черты структурно-типологической общности в рассказах А.Ф. Писемского и Н.С. Лескова. С. 59,66.
54. Фохт, У.Р. Типологические разновидности русского реализма: (К методике изучения вопроса) // Проблемы типологии русского реализма. М., 1969. - С.75.
55. Примечания // Писемский, А.Ф. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 9. - С. 621.
56. Алексеев, B.A. Очерк: Спецкурс для студентов заочного отделения. JL, 1973. - С. 9.
57. Банах, И.В. Нарративная структура жанра путешествия (на материале русской литературы конца XVIII -первой трети XIX вв.). С. 5,6.
58. Балуев, С.М. Писемский-журналист (1850 1860-е годы). С. 32,33.359 Там же.-С. 23,45.
59. Комментарии//Писемский, А.Ф. Письма. С. 615,616.
60. Карташова, И.В. Идейно-художественное своеобразие романа А.Ф. Писемского «Тысяча душ». С. 19.
61. Карташова, И.В. Идейно-художественное своеобразие романа А.Ф. Писемского «Тысяча душ». С. 19.
62. Писемский, А.Ф. Письма. С. 95.
63. Писемский, А.Ф. Письма. С. 94 95.372 Там же.-С. 91.
64. См.: Карташова, И.В. Идейно-художественное своеобразие романа А.Ф. Писемского «Тысяча душ». С. 19.
65. Григорьев, А. Реализм и идеализм в нашей литературе. С. 424.
66. Горький, М. Собр. соч.: в 30 т.-М., 1954.-Т. 28.-С. 112-113. Курсив МОЙ.-Е.П.
67. Григорьев, А. Реализм и идеализм в нашей литературе. С. 437. Курсив мой. EJ1.
68. Гинзбург, Л.Я. Пушкин и проблема реализма // Гинзбург Л Л. О старом и новом. Статьи и очерки. Л., 1982.-С. 108.БИБЛИОГРАФИЯ Источники:
69. Даль, В.И. Избранные произведения Текст.; сост. Н.Н. Акоповой; вст. ст. Л.П. Козловой; примеч. В.П. Петушкова; илл. В.Л. Гальдяева / В.И. Даль.- М.: Правда, 1987. 445, 2. с.
70. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Текст.: в 4 т. / В.И. Даль. М.: Русский язык, 1999.
71. Лермонтов, М.Ю. Полное собрание сочинений Текст.: в 10 т. М.: Воскресенье, 2000. - Т.6. - 592 с.
72. Писемский, А.Ф. Письма Текст. / А.Ф. Писемский. М. - Л.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1936. - 928 с.
73. Писемский, А.Ф. Полное собрание сочинений А.Ф. Писемского Текст.- 2-е посмерт. полн. изд.: в 24 т. / А.Ф. Писемский. СПб.; М.: т-во М.О. Вольф, 1895 -1896.
74. Писемский, А.Ф. Полное собрание сочинений А.Ф. Писемского Текст.: в 8 т. 3-е посмерт. полн. изд. / А.Ф. Писемский. - СПб.; М.: т-во М.О. Вольф, 1912.
75. Писемский, А.Ф. Пьесы Текст.; вст. ст., подгот. текста и примеч. М. Еремина / А.Ф. Писемский. М.: Искусство, 1958. - 447 с.
76. Писемский, А.Ф. Собрание сочинений Текст.: в 5 т. / Редколл.: Г.А. Бялый и др.; вст. ст. К.И. Тюнькина, с. 5 30 / А.Ф. Писемский. - М.: Худ. лит., 1982.
77. Писемский, А.Ф. Собрание сочинений Текст.: в 9 т. / А.Ф. Писемский. -М.: Правда, 1959.
78. Писемский, А.Ф. Сочинения А.Ф. Писемского Текст.: в 4 т. / А.Ф. Писемский. СПб.: Ф. Стелловский, 1861 -1867.
79. Писемский, А.Ф. Тысяча душ. Григорович, Д.В. Антон-Горемыка, Гутгаперчивый мальчик Текст.; сост. предисл., коммент. О.Е. Майоровой / А.Ф. Писемский, Д.В. Григорович. М.: Слово, 2001. - 552. - (Пушкинская библиотека).
80. Пушкин, А.С. Полное собрание сочинений Текст.: в 17 т. М.: Воскресенье, 1995 -1996.Критическая литература. Исследования:
81. А.Ф. Писемский Текст. // Русский художественный листок. 1859. - №14.-С. 43-44.
82. Авдеева, JI.P. Русские мыслители: Ал. А. Григорьев, Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов (Философская культурология второй половины XIX века) Текст. / JI.P. Авдеева. М.: Изд-во МГУ, 1992. -198 с.
83. Акимова, В.А. Идейно-творческий путь А.Ф. Писемского в 1861 1869 годы Текст. : автореф. дис. . канд. филол. наук / В.А. Акимова. - Киев, 1979.-21 с.
84. Акимова, Н.Н. Ф.В. Булгарин: литературная репутация и культурный миф Текст. / Н.Н. Акимова; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, Хабар, гос. пед. ун-т. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2002. -183 с.
85. Алдонина, Н.Б. А.В. Дружинин (1824 1864): Малоизученные проблемы жизни и творчества Текст.: Монография / Н.Б. Алдонина. -Самара: Изд-во СГПУ, 2005. - 532 с.
86. Алексеев, В.А. Очерк: Спецкурс для студ. заоч. отд. Текст. / В.А. Алексеев. JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. - 84 с.
87. Алексей Феофилактович Писемский. Биогр. сведения и краткий разбор творчества. [Текст] / Под ред. Н.А. Майкова. Спб.: Постоянная комисс. нар. чтений, 1903. - 28 с.
88. Алексей Феофилактович Писемский. Жизнь. Творчество. Литературная судьба Текст. // Лебедев, Ю.В. В середине века: Историко-литературные очерки. М.: Современник, 1988. - С. 314 - 331.
89. Анненков, П.В. А.Ф. Писемский как художник и простой человек Текст. / П.В. Анненков // Писемский А.Ф. Полн. собр. соч. 2-е посмертн. полн. изд.: в 24 т. - СПб. - М.: т-во М.О. Вольф, 1895 - 1896. - Т. 1 (1895). -С. CLXIII - CCXIV.
90. Алмазов, Б.Н. Алексей Феофилактович Писемский и его двадцатипятилетняя литературная деятельность Текст. / Б.Н. Алмазов // Русский архив. -1875. Кн. I. - С. 453 - 467.
91. Анненков, П.В. О деловом романе в нашей литературе. Тысяча душ, роман в 4-х частях Алексея Писемского. Издание Д.Е. Кожанчикова Текст. / П.В. Анненков // Атеней. 1859. - Январь - февраль. - Ч. 1. - С. 242 - 266.
92. Аннинский, Л.А. Взлет Писемского Текст. / Л. Аннинский // Литературная учеба. 1986. -№ 6. - С. 184 -194.
93. Аннинский, Л.А. Икс, игрек и зет крестьянского быта. Думая о Писемском Текст. / Л. Аннинский // Октябрь. -1987. № 4. - С. 190 - 200.
94. Аннинский, Л.А. Три еретика: Об А.Ф. Писемском, П.И. Мельникове-Печерском, Н.С. Лескове. [Текст]; вст. ст. С. Чупринина / Л.А. Аннинский. -М.: Книга, 1988. 350, [2] с. - (Писатели о писателях).
95. Антышева, В.Ю. Поэтика описаний в романах А.Ф. Писемского 1870-х годов («В водовороте», «Мещане», «Масоны») Текст.: автореф. дис. канд. филол. наук / В.Ю. Антышева. Орел, 2005. -19 с.
96. Балуев, С.М. Очерки А.Ф. Писемского 1850-х годов (проблематика и стиль) Текст.: [Учебное пособие для студентов факультета журналистики] / С.М. Балуев. СПб.: Тип. лаб. фак. журналистики СПбГУ, 2001. - 42 с.
97. Балуев, С.М. Писемский-журналист (1850 1860-е годы) Текст. / С.М. Балуев. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. -172 с.
98. Балуев, С.М. Сатирическая публицистика А.Ф. Писемского 1860-х годов: (Проблематика, творческий метод) Текст. / С.М. Балуев. СПб.: СПбГУ, 2000.-43 с.
99. Балуев, С.М. Художественная публицистика А.Ф. Писемского Текст. : автореф. дисканд. филол. наук / С.М. Балуев. СПб., 1998. -14 с.
100. Банах, И.В. Нарративная структура жанра путешествия (на материале русской литературы конца XVIII первой трети XIX вв.) Текст. : автореф. дис. канд. филол. наук / И.В. Банах. - Минск, 2004. - 21 с.
101. Бахтин, М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук Текст.; сост. и автор вст. ст. С.Г. Бочаров / М.М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000.-336 с.
102. Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи Текст. / М.М. Бахтин. -М.: Художественная литература, 1986. 541, [2] с.
103. Бахтин, М.М. Эпос и роман Текст.; сост. С.Г. Бочаров; авт. вст. ст. В.В. Кожинов / М.М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000. - 304 с.
104. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества Текст.; примеч. С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова. 2-е изд. / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. -444, 1. с.
105. Бахтин, М.М., Попова И.Л. Сатира Текст. / М.М. Бахтин, И.Л. Попова // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. Институт научн. информ. по общественным наукам РАН. М.: НПК «Интелвак», 2003. - Стлб. 935 - 955.
106. Белинский, В.Г. Собрание сочинений Текст.: в 9 т. / Редколл.: Н.К. Гей и др; вст. ст. Н.К. Гея / В.Г. Белинский. М: Худ. лит., 1976 - 1982.
107. Белоус, P.M. Путевой очерк В.Г. Короленко и русская литературная традиция Текст. / P.M. Белоус // Проблема традиций и новаторства в художественной литературе: Сб. науч. тр. / Редколл.: М.Я. Ермакова (отв. ред.) и др. Горький: ГТПИ, 1978. - С. 46 - 50.
108. Бельчиков, Н. Ф. Народничество в литературе и критике [Текст] / Н.Ф. Бельчиков. М.: Сов. литература, 1934. - 248 с.
109. Березина, В.Г. Русская журналистика второй четверти XIX века. (1826 -1839 гг.) Текст. / В.Г. Березина. JL: Изд. Ленингр. ун-та, 1965. - 102 с.
110. Березина, В.Г. Русская журналистика второй четверти XIX века. (1840-е годы) Текст. / В.Г. Березина. Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1969. - 112 с.
111. Берковский, Н. О русской литературе: Сб. ст. Текст. / Н.О. Берковский. Л.: Худ лит., 1985.-383 с.
112. Бетеа, Д. Воплощение метафоры: Пушкин, жизнь поэта Текст. / Д. Бетеа. М.: ОГИ, 2003. - 256 с.
113. Бешкарев, А.А. «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина. Проблемы поэтики Текст. : автореф. дис. . канд. филол. наук / А.А. Бешкарев. Сыктывкар, 2003. - 16 с.
114. Библиографическая хроника (разборы 17 книг) Текст. // Отечественные записки. 1854. - Т. 92. - № 2. - Отд. IV. - С. 87 - 97.
115. Библиографическая хроника Текст. // Отечественные записки. 1853. -Т. 86. -№ 2. - ОтдЛГ. - С. 88,92 -100.
116. Библиотека для чтения. 1855. - Т. 133. - № 1. - Отд.VI (Журналистика). - С. 31 -36.
117. Бочаров, С.Г. О художественных мирах: Сервантес, Пушкин, Баратынский, Гоголь, Достоевский, Толстой, Платонов Текст. / С.Г. Бочаров. М.: Сов. Россия, 1985. - 296 с.
118. Бочаров, С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки Текст. / С.Г. Бочаров. М.: Наука, 1974. - 207 с. - (АН СССР. Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького).
119. Венгеров, С.А. Писемский (Критико-биографический очерк) Текст. / С.А. Венгеров // Венгеров С. А. Собрание сочинений. СПб.: Прометей, 1911. - Т. 5: Дружинин. Гончаров. Писемский. - С. 97-213.
120. Венгеров, С.А. Эпоха Белинского. Общий очерк (из лекций, читанных в Петроградском университете) Текст. 3-е изд., без изм. / С.А. Венгеров. -П.: Светоч, 1919.-64 с.
121. Вершинина, H.JI. Бидермайер в русской прозе и изобразительном искусстве 1820 40-х годов / H.J1. Вершинина // Проблемы современного пушкиноведения: Сб. ст. / Редколл.: Е.А. Маймин, Э.В. Спинина (отв. ред.) и др. - Псков, 1994. - С. 177 -190.
122. Вершинина, H.JI. Жанровая и стилевая структура русской беллетристики 1830-х 1840-х годов Текст. : дис. . доктора филол. наук / H.J1. Вершинина. - М., 1997.-483 с.
123. Вершинина, Н.Л. Русская беллетристика 1830 1840-х годов (Проблемы жанра и стиля) Текст. / Н.Л. Вершинина. - Псков: ПГПИ, 1997. -180 с.
124. Вершинина, Н.Л., Мостовская Н.Н. «Из подземных литературных сфер.» Очерки о прозе Некрасова. Вопросы стиля Текст.: Учебное пособие по спецкурсу / Н.Л. Вершинина, Н.Н. Мостовская. Псков: ПГПИ, 1992. -84 с.
125. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика Текст.; вст. ст. И.К. Горского; комм. В.В. Мочаловой. / А.Н. Веселовский. М.: Высш. шк., 1989. - 404 с. -(КЛН: Классика литературной науки).
126. Видуэцкая, И.П. «Натуральная школа» и ее роль в становлении русского реализма Текст. / РАН; Ин-т мировой литературы им. A.M. Горького; Ред. И.П. Видуэцкая / И.П. Видуэцкая. М.: Наследие, 1997.-255, 1. с.
127. Виноградов, В.В. О языке художественной литературы Текст. / В.В. Виноградов. М.: Худ. лит., 1959. - 656 с.
128. Виноградов, В.В. Поэтика русской литературы: Избр. тр. Текст. / В.В. Виноградов. М.: Наука, 1976. - 511 с.
129. Виноградов, В.В. Проблемы русской стилистики Текст.; авт. предисл. и комм. В.Г. Костомаров, Ю.А. Бельчиков / В.В. Виноградов. М.: Высшая школа, 1981.-320 с.
130. Виноградов, В.В. Стиль Пушкина Текст. / В.В. Виноградов. М.: Наука, 1999.-704 с.
131. Виноградов, В.В. Сюжет и стиль. Сравнит.-ист. исслед-е Текст. / В.В. Виноградов. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. -192 с.
132. Галич, А.И. Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений, извлеченная из немецкой библиотеки словесных наук Текст. /A.И. Галич. СПб.: при Имп. Акад. наук, 1830. -195 с.
133. Гин, М.М. А.Ф. Писемский и его роман «Тысяча душ» Текст. / М.М. Гин // Гин М.М. Литература и время. Исследования и статьи. Петрозаводск: Изд-во «Карелия», 1969. - С. 137 -163.
134. Гинзбург, Л.Я. О литературном герое Текст. / Л.Я. Гинзбург. Л.: Сов. писатель, 1979. - 222 с.
135. Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе Текст. 2-е изд. / Л.Я. Гинзбург. - Л.: Худ. лит., 1976. - 448 с.
136. Гинзбург, Л.Я. О старом и новом: Статьи и очерки Текст. / Л.Я. Гинзбург. Л.: Сов. писатель, 1982. - 423 с.
137. Глуховская, И.И. Сентиментальный натурализм в русской литературе 40-х годов XIX века (Проблема метода) Текст. : автореф. дис. . канд. филол. наук / И.И. Глуховская. Калинин, 1984. -16 с.
138. Гоголь, Н.В. О «Современнике» (Письмо к П.А. Плетневу); Авторская исповедь Текст. // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 8 т. / Под общ. ред. В.Р. Щербины. М.: Правда, 1984. - Т. 7. - С. 414 - 424; 430 - 466.
139. Гоголь, Н.В. Собрание сочинений: в 6 т. Текст.: в 6 т. / Под общ. ред. С.И. Машинского / Н.В. Гоголь. М.: Гослитиздат, 1959. - Т. 6. - 563 с.
140. Гордеева, Е.Ю. Очерк Текст. / Е.Ю. Гордеева // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. Институт научн. информ. по общественным наукам РАН. М.: НПК «Интелвак», 2003.- Стлб. 707 709.
141. Григорьев, А.А. Реализм и идеализм в нашей литературе (По поводу нового издания сочинений Писемского и Тургенева) Текст. / А. Григорьев // Григорьев А.А. Литературная критика; сост., вст. ст. и прим. Б.Ф. Егорова. -М.: Худ. лит., 1967.-С.422- 441.
142. Григорьев, А.А. Русская литература в 1851 году. Статья четвертая и последняя Текст. / А. Григорьев // Москвитянин. 1852. - Т. 1. - № 1. -Отд. V (Критика). - С. 106 -108.
143. Григорьев, А.А. Русская изящная литература в 1852 году Текст. / А.А. Григорьев // Москвитянин. 1853. - Т. 1. - № 1. - Отд. V (Критика). - С. 27- 33.
144. Григорьев, А.А. Сочинения Текст.: в 2 т.; вст. ст., подгот. текста и комм. Б. Ф. Егорова / А.А. Григорьев. М.: Худ. лит., 1990.
145. Грузинская, Н.Н. Эволюция реализма А.Ф. Писемского-романиста (романы 70-х годов 19 века «В водовороте» и «Мещане») Текст. : автореф. дис. канд. филол. наук / Н.Н. Грузинская. Томск, 1966. - 24 с.
146. Гуковский, Г.А. Пушкин и русские романтики Текст. / Г.А. Гуковский.- М.: Худ. лит., 1965. 355 с.
147. Добролюбов, Н.А. Что такое обломовщина? Текст. / Н.А. Добролюбов // Добролюбов Н.А. Собрание сочинений: в 9 т. / Под общ. ред. Б.И. Бурсова и др. М. - Л.: Гослитиздат, 1961 -1964. - Т. 4 (1962). - С. 307 - 343.
148. Дружинин, А.В. Очерки из крестьянского быта, А.Ф. Писемского Текст. / А.В. Дружинин // Библиотека для чтения. 1857. - Т. 141. - № 1. - Отд.У. -С. 1-36.
149. Дружинин, А.В. Тысяча душ, роман А.Ф. Писемского Текст. / А.В. Дружинин // Библиотека для чтения. 1859. - Т. 153. - № 2. - Отд. IV. - С. 1 -15.
150. Дячук, Т.В. Концепт «писатель» в литературных воспоминаниях второй половины XIX начала XX веков Текст. : дис. . канд. филол. наук / Т.В. Дячук. - СПб., 2005. - 208 с.
151. Евнин, Ф.И. А.Ф. Писемский. К 125-летию со дня рождения [Текст] / Под ред. И. Клабуновского / Ф.И. Евнин. М.: Гослитмузей, 1945. - 32 с.
152. Егоров, Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX века Текст. / Б.Ф. Егоров. Л.: Искусство, 1982. - 269 с.
153. Еремин, М.П. А.Ф. Писемский Текст. / М.П. Еремин. М.: Знание, 1956.-32 с.
154. Еремин, М.П. Выдающийся реалист Текст. / М.П. Еремин // Писемский А.Ф. Собрание сочинений: в 9 т. М.: Правда, 1959. - Т.1. - С. 3 - 52.
155. Ермакова-Битнер, Г.В. П.А. Катенин Текст. / Г.В. Ермакова-Битнер // Катенин П.А. Избранные произведения; вст. ст., подгот. текста и примеч. Г.В. Ермаковой-Битнер. М. - JL: Сов. писатель, 1965. - С. 5 - 57.
156. Журавлева, А.И. Русская драма и литературный процесс XIX века: От Гоголя до Чехова Текст. / А.И. Журавлева. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 196, [2] с.
157. Журбина, Е.И. Искусство очерка Текст. / Е.И. Журбина. М.: Сов.писатель, 1957. - 221 с.
158. Журбина, Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров: Очерк. Фельетон Текст. / Е.И. Журбина. М.: Мысль, 1969. - 399 с.
159. Журналистика Текст. // Отечественные записки. 1853. - Т. 86. -№ 2. -Отд. V (Библиографическая хроника). - С. 88,92 - 100.
160. Захаров, А.А. Провинция в изображении А.Ф. Писемского (к проблеме метода) Текст. / А.А. Захаров // Актуальные проблемы современного литературоведения: Материалы межвуз. научн. конф. / Редколл.: А.С. Геогиевский и др. М.: МГОПУ, 1997. - С. 43 - 45.
161. Зотов, В. Как оканчивают некоторые писатели Текст. / В. Зотов // Северное Сияние. -1864. Т. 3. - № 10. - Стлб. 621 - 640.
162. Зыкова, Г.В. Поэтика русского журнала 1830-х 1870-х гг. Текст. / Г.В. Зыкова. - М.: МАКС Пресс, 2005. - 204 с.
163. Иванов, И.И. Писемский. Критико-биографический очерк. [Текст] / И.И. Иванов. СПб.: журн. "Мир божий", 1898. - 226 с.
164. Ивашина, Е.С. О специфике жанра «путешествия» в русской литературе первой трети XIX века Текст. / Е.С. Ивашина // Вестник Московского университета. Сер. 9. - Филология. -1979. - № 3. - С. 3 -16.
165. Ипполитова, Н.Б. Изобразительно-выразительные средства в публицистике Текст.: Учебн. пособие / Мордов. гос. ун-т им. Н.П. Огарева / Н.Б. Ипполитова. Саранск: МГУ, 1988. - 79 с.
166. История романтизма в русской литературе: Романтизм в русской литературе 20 30-х гг. XIX в. (1825 - 1840) Текст. / Редколл.: С.Е. Шаталов (отв. ред.) и др. - М.: Наука, 1979. - 328 с.
167. Карасев, П.С. Проблемы теории публицистики Текст. Учебное пособие / П.С. Карасев. JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1973. - 40 с.
168. Карташова, И.В. Идейно-художественное своеобразие романа А.Ф. Писемского «Тысяча душ» Текст. : автореф. дис. . канд. филол. наук. -Казань, 1964.-22 с.
169. Кирпичников, А.И. Достоевский и Писемский, опыт сравнительной характеристики. (Две публичные лекции). Проф. А. Кирпичникова Текст. / А.И. Кирпичников. Одесса: типо-литография Штаба Одесск. воен. округа, 1894.-88с.
170. Корман, Б.О. Избранные труды. Теория литературы Текст. / Б.О. Корман. Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. - 552 с.
171. Корман, Б.О. Лирика Н.А. Некрасова Текст. / Б.О. Корман. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1964. - 390 с.
172. Кулешов, В.И. История русской критики XVIII начала XX веков Текст.: Учеб. для филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов. - 3-е изд., испр. и доп. / В.И. Кулешов. - М.: Просвещение, 1984. - 528 с.
173. Кулешов, В.И. Натуральная школа в русской литературе XIX века Текст.: Учеб пособие для пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз и лит». 2-е изд. / В.И. Кулешов. - М.: Просвещение, 1982. - 224 с.
174. Кулешов, В.И. «Отечественные записки» и литература 40-х годов XIX века Текст. / В.И. Кулешов. М.: Изд-во МГУ, 1959. - 402 с.
175. Лобов, Л.П. Славянофильство и его литературные представители. Писемский Текст. / Л.П. Лобов. Спб.: тип. В.Д. Смирнова, 1905. - 9 с.
176. Лобода, А.М. «Горькая судьбина» Писемского и ее литературный прототип Текст. / A.M. Лобода. Киев: тип. Имп. ун-та св. Владимира Акц. о-ва печ. и изд. дела Н.Т. Корчак-Новицкого, 1906. -12 с.
177. Лотман, Ю.М. Пушкин: Биография писателя. Статьи и заметки (1960 -1990). «Евгений Онегин». Комментарий Текст. / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство - СПб., 1999. - 847 с.
178. Лотман, Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий Текст.: Пособие для учителя / Ю.М. Лотман. Л.: Просвещение, 1980. -416 с.
179. Лотман, Ю.М. Сотворение Карамзина Текст. / Ю.М. Лотман. М.: Книга, 1987.-336 с. - (Писатели о писателях).
180. Ляпина, Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX века Текст. / Л.Е. Ляпина. СПб.: НИИ химии СПбГУ, 1999. - 280 с.
181. Маймин, Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество Текст. / Е.А. Маймин. М.: Наука, 1982.-209 с.
182. Майорова, О. Предреформенная Россия под пером двух писателей-современников Текст. / О. Майорова // Писемский А.Ф. Тысяча душ. Григорович Д.В. Антон-Горемыка, Гуттаперчивый мальчик. М.: Слово, 2001.-С.5-18.
183. Манн, Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме Текст. / Ю.В. Манн. М.: Coda, 1996.-472 с.
184. Манн, Ю.В. Поэтика русского романтизма Текст. / Ю.В. Манн. М.: Наука, 1976.-375 с.
185. Манн, Ю.В. Философия и поэтика «натуральной школы» Текст. / Ю.В. Манн // Проблемы типологии русского реализма: Сб. ст. / Под ред. H.JI. Степанова, У.Р. Фохта. М.: Наука, 1969. - С. 241 - 305.
186. Манн, Ю.В. Человек и среда (Заметки о «натуральной школе») Текст. / Ю.В. Манн // Вопросы литературы. -1968. № 9. - С. 115 -134.
187. Манолакев, X. Рецепционная проблемность «чужого» текста в «Повестях Белкина» Текст. / X. Манолакев // Болдинские чтения / Под ред. Н.М. Фортунатова. Нижний Новгород: Изд-во «Вектор - ТиС», 2003. - С. 173-182.
188. Манькова, JI.B. А.Ф. Писемский-драматург Текст. : автореф. дис. . канд. филол. наук / JI.B. Манькова. М., 1986. - 25 с.
189. Маркович, В.М. Развитие реализма в русской литературе Текст. / В.М. Маркович // Вопросы литературы. -1976. № 3. - С. 83 -110.
190. Маслова, Н.М. Путевой очерк: проблемы жанра Текст. / Н.М. Маслова.- М.: Знание, 1980. 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. - Сер. «Литература». - № 8).
191. Маслова, Н.М. Путевые записки как публицистическая форма Текст. / Н.М. Маслова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - 115 с.
192. Миллер, О. Публичные лекции Текст. 2-е изд., доп. / О. Миллер. -СПб.: Типография М.И. Попова, 1878. - 404 с.
193. Миловидов, В.А. Поэтика натурализма Текст. : автореф. дис. . д-ра филол. наук / В.А. Миловидов. Екатеринбург, 1996. - 30 с.
194. Минералов, Ю.И. История русской литературы XIX века (40 60-е годы) Текст.: Учебн. пособ. для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.» / Ю.И. Минералов.- М.: Высш. шк., 2003. 299 с.
195. Михайлов, А.В. Роман и стиль Текст. / А.В. Михайлов // Теория литературных стилей: Современные аспекты изучения. М.: Наука, 1982. -С. 137-203.
196. Михайлов, M.JI. «Горькая судьбина». Драма в четырех действиях А. Писемского Текст. / M.JI. Михайлов // Михайлов M.JI. Сочинения: в 3 т. / Под общ. ред. Б.П. Козьмина. М.: Гослитиздат, 1958. - Т. 3. - С. 97 - 104.
197. Михайлова, Н.И. Пушкин и Москва Текст. / Сост., научн. ред. Н.И. Михайловой / Н.И. Михайлова. М.: Москвоведение: Синергия: Моск. учебники, 1999. - 414 с. - (К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина).
198. Могилянский А.П. Драма А.Ф. Писемского «Горькая судьбина». (Проблема изображения крестьянства в русской драматургии эпохи крестьянства) Текст.: тезисы дис. канд. филол. наук / А.П. Могилянский. -Л., 1944.-4 с.
199. Могилянский, А.П. Писемский: Жизнь и творчество Текст. / А.П. Могилянский. Л.: ЛИО «Редактор», 1991. - 160 с.
200. Москвитянин, учено-литературный журнал за 1850 год, изд. М. Погодиным, книжки 13-21 Текст. // Отечественные записки. 1850. - Т. 73.-№ 11.-Отд. VI.-C. 122-123.
201. Москвитянин. 1853. - Т. 4. - № 16. - Отд. V (Критика). - С. 76 - 84.
202. Москвитянин. 1853. - Т. 6. - № 24. - Отд. V (Критика и библиография). - С. 74 - 75.
203. Мотеюнайте, И.В. Образ «цельного» человека в хрониках Н.С. Лескова «Соборяне», «Захудалый род» и дилогии П.И. Мельникова-Печерского «В лесах», «На горах» Текст. / И.В. Мотеюнайте. Псков: ПГПИ, 2004. -160 с.
204. Мысляков, В.А. Белинский в творческом самоопределении А.Ф. Писемского Текст. / В.А. Мысляков // Русская литература. 1994. - № 4. -С. 33-56.
205. Мысляков, В.А. Писемский о Гоголе Текст. / В.А. Мысляков // Русская литература. -1992. -№ 2. С. 81 - 91.
206. Надеждин, Н.И. Литературная критика. Эстетика; вст. ст., сост. и комм. Ю. Манна / Н.И. Надеждин. М.: Худож. лит., 1972. - 576 с.
207. Негорюхин, Б.Н. П.А. Катенин и А.Ф. Писемский Текст. / Б.Н. Негорюхин // Катенинские чтения: Тезисы докладов. / Под ред. Ю.В.Лебедева. Кострома: Чухломская тип. упр. по делам печ. и масс, инф-и адм. Костр. обл., 1992.-С. 17-18.
208. Немировский, И.В. Творчество Пушкина и проблема публичного поведения поэта Текст. / И.В. Немировский. СПб.: Гиперион, 2003. - 350, [2] с.
209. Новые сочинения Текст. // Отечественные записки. 1853. - Т. 89. - № 7. - Отд. V.-C. 1-6.
210. Обозрение русской литературы за 1850 год. Романы, повести, драматические произведения, стихотворения Текст. // Современник. 1851. - Т. XXV. - Отд. III. - С. 65 - 73.
211. Оганян, Н.С. «Очерки из крестьянского быта» А.Ф. Писемского и русская очерковая литература о народе 40 60-х годов XIX века Текст. : автореф. дисканд. филол. наук / Н.С. Оганян. - Ереван, 1975. - 24 с.
212. Острогорский, В. Двадцать биографий образцовых русских писателей. С портретами Текст. / В. Острогорский. СПб.: типография Ю.Н. Эрлих, 1890. -С. 155-164.
213. Пайков, Н.Н. Феномен Некрасова (Избр. ст. о личности и творчестве поэта) Текст.: Авторский сб. научн. ст. / Н.Н. Пайков. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000.-119 с.
214. Дружинин, А.В. Письма иногороднего подписчика Текст. // Библиотека для чтения. -1852. Т. 111. - № 1. - Отд.УП (Смесь). - С. 120 - 124.
215. Плетнев, П.А. Отзывы о драме А.Н. Островского «Гроза» и о драме А.Ф. Писемского «Горькая судьбина» Текст. / П.А. Плетнев. [СПб.]: тип. Имп. Акад. наук, [1860]. -11 с.
216. Плеханов, С.Н. Писемский Текст. / С.Н. Плеханов. М.: Мол. Гвардия, 1986. - 287 с. - (Жизнь замечательных людей. Сер. биогр.; Вып. 4 (666)).
217. Повести и рассказы А.Ф. Писемского Текст. // Библиотека для чтения. -1854. Т. 123. - № 1. - Отд.У (Критика). - С. 41 - 70.
218. Пруцков, Н.И. Проблемы художественного метода передовой русской литературы 40 50-х гг. XIX столетия: Ист.-лит. очерки Текст. / / Под ред. А.Г. Цейтлина / Н.И. Пруцков. - Грозный: Грозн. обл. изд-во, 1947. - 206 с.
219. Пруцков, Н.И. Творчество Писемского 40 50-х годов и гоголевское направление Текст. / Н.И. Пруцков // Уч. зап. Омск. пед. ин-та. - Филол. серия. - 1941.-Вып. 1.-С. 3 -54.
220. Пруцков, Н.И. Русский роман 40 50-х годов Текст. / Н.И. Пруцков // История русского романа: в 2 т. / Редколл.: А.С. Бушмин и др. - М. - JL: Изд-во Акад. наук СССР, 1962-1964.-Т.1 (1962).-С. 372 - 402.
221. Пустовойт, П.Г. А.Ф. Писемский в истории русского романа Текст. / П.Г. Пустовойт. М.: Изд-во МГУ, 1969. - 272 с.
222. Пустовойт, П.Г. А.Ф. Писемский в истории русского романа Текст. : автореф. дисд-ра филол. наук. М., 1967. - 30 с.
223. Пустовойт, П.Г. Историография изучения творчества А.Ф. Писемского Текст. / П.Г. Пустовойт // Русская литература. -1976. № 4. - С. 224 - 232.
224. Пустовойт, П.Г. К вопросу об отношении А.Ф. Писемского к А.И. Герцену Текст. / П.Г. Пустовойт // Русская литература. 1967. - № 1. - С. 154-160.
225. Пустовойт, П.Г. Строки, не увидевшие света Текст. / П.Г. Пустовойт // Вопросы литературы. 1966. - № 9. - С. 249 - 253.
226. Пшенная, Ф.А. Роль романтических «начал» в творчестве писателей натуральной школы Текст. : автореф. дис. . канд. филол. наук / Ф.А. Пшенная.-М., 1975.-21 с.
227. Развитие реализма в русской литературе Текст.: в 3 т. / Редколл.: K.JI. Ломунов и др. М.: Наука, 1972 -1974.
228. Роболи, Т. Литература «путешествий» Текст. / Т. Роболи // Русская проза: Сб. ст. / Под ред. Б. Эйхенбаума и Ю. Тынянова. Л.: «Academia», 1926.-С. 42 - 73.
229. Рошаль, А.А. М. Горький и А.Ф. Писемский Текст. / А.А. Рошаль // Русская литература. -1968. № 3. - С. 155 - 158.
230. Рошаль, А.А. Писемский и революционная демократия Текст. / А.А. Рошаль. Баку, Азернешр, 1971. - 128 с.
231. Рошаль, А.А. Творчество Писемского в 40 50 годы (Писемский в «Москвитянине») Текст.: Тезисы дис. канд. филол. наук / А.А. Рошаль. -Л., 1948.-3 с.
232. Русская литература в 1852-м году (Словесность: романы, повести, стихотворения. Фельетонная критика) Текст. // Отечественные записки. -1853. - Т. 86. - № 1. - Отд. IV. - С. 13 -16.
233. Сапрыгина, Е.В. Костромская вотчина Катениных: Материалы к истории сельца Клусеева, Чухломского уезда, Костромской губернии Текст. / Е.В. Сапрыгина. Кострома, 1992. - 139 с.
234. Седов, А.В. Исторический характер человека сороковых годов XIX столетия в романах А.Ф. Писемского («Взбаламученное море», «Люди сороковых годов») Текст.: автореф. дис. канд. филол. наук / А.В. Седов. Череповец, 1998. - 23 с.
235. Скабичевский А.М. А.Ф. Писемский, его жизнь и литературная деятельность. Биогр. очерк. А.М. Скабичевского Текст. / A.M. Скабичевский. Спб.: тип. выс. утв. т-ва «Обществ, польза», 1894. - 96 с.
236. Сливицкая, О.В. «Повышенное чувство жизни»: мир Ивана Бунина Текст. / О.В. Сливицкая. М.: Рос. гос. гум. ун-т, 2004. - 270 с.
237. Смирнова, JI.JI. Некрасов и Писемский. «Странные сближения» Текст. / JI.JI. Смирнова // Карабиха: ист-лит. сб. / Редколл.: Б.В. Мельгунов, и др. -Вып. 5. -Ярославль: Изд-во Александра Рутмана, 2006. С. 140 - 149.
238. Сочинения А.Ф. Писемского Текст. // Отечественные записки. 1861. -Т. 137. - № 8. - Отд. IV (Русская литература). - С. 167 -171,178.
239. Теория литературы Текст.: Учеб. пособ. для студ. филол. фак. высш. учеб. завед.: в 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Изд. центр «Академия», 2004.
240. Тимашова, О.В. Роман А.Ф. Писемского «Люди сороковых годов»: Ист.-лит. аспекты прочтения Текст.: Учеб. пособ. по спецкурсу для студ. филол. фак. / О.В. Тимашова. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2002. - 188 с.
241. Тимофеев, А.В. Романы «Мещане» и «Масоны» в творческой эволюцииA.Ф. Писемского Текст. : автореф. дис. . канд. филол. наук / А.В. Тимофеев. М., 1984. -18 с.
242. Ткачев, П.И. Границы жанра Текст. / П.И. Ткачев. Минск: Изд-во БГУ, 1977.-208 с.
243. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика [Текст]: Учеб. пособ. для ВУЗов / Б.В. Томашевский. М.: Аспект пресс, 1999. - 335 с.
244. Тургенев, И.С. Повести, сказки и рассказы Казака Луганского Текст. / И.С. Тургенев // Тургенев И.С. Статьи и воспоминания / Сост. А.Д. Шавкута; вст. ст. и примеч. С.Е. Шаталова. М.: Современник, 1981. - С. 65 - 68.
245. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино Текст. / Предисл. В Каверина; АН СССР, Отд-е литературы и яз., Комис. по истории филол. наук, Науч. совет по истории мировой культуры / Ю.Н. Тынянов. М.: Наука, 1977.-574 с.
246. Тюпа, В.И. К изучению юмора «Повестей Белкина» Текст. / В.И. Тюпа // Проблемы современного пушкиноведения. Межвуз. сб. научн. трудов / Редколл.: Цветкова Н.В. (отв. ред.) и др. Псков: 111 i 1М, 1991. - С. 61 - 75.
247. Тюфяк. Повесть А.Ф. Писемского Текст. // Библиотека для чтения. -1851.-Т. 107.-Огд. VI.-С. 1-13.
248. Усольцева, О. Алексей Феофилактович Писемский. К 75-летию со дня смерти. Библиогр. памятка. [Текст] / О. Усольцева. Кострома, 1956. -15 с.
249. Успенский, Б.А. Поэтика композиции Текст. / Б.А. Успенский. СПб.: Азбука, 2000.-352 с.
250. Успенский, Г.И. Собрание сочинений Текст.: в 9 т. / Г.И. Успенский. -М.: Гослитиздат, 1955 1957. - Т. 6 (1956). -414 с.
251. Фанфарон, один из наших Снобсов, г. Писемского Текст. // Отечественные записки. -1854. Т. 96. - № 9. - Отд. IV. - С. 68 - 72.
252. Фаустов, А.А. Герменевтика личности в творчестве А.С. Пушкина: (Две главы) Текст. / А.А. Фаустов. Воронеж: РИЦ ЕФ ВГУ: Воронеж, межрегион, ин-т обществ, наук, 2003. - 239 с.
253. Фридлендер, Г.М. Поэтика русского реализма. Очерки о русской литературе XIX в. Текст. / Г.М. Фридлендер. JL: Наука, 1971. - 293 с. -(АН СССР Ин-т рус. лит-ры (Пушкинский дом)).
254. Хализев, В.Е. Теория литературы: Учеб. для студ. высш. уч. завед. Текст. / В.Е. Хализев. М: Высш. шк., 1999. - 398 с.
255. Храповицкая, Г.Н., Коровин, А.В. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский романтизм Текст.: Учеб. для ВУЗов / Г.Н. Храповицкая, А.В. Коровин. М.: Флинта: Наука, 2002. - 406, [2] с.
256. Цейтлин, А.Г. Становление реализма в русской литературе: Русский физиологический очерк Текст. / А.Г. Цейтлин. М.: Наука, 1965. - 319 с.
257. Чернец, JI.B. Литературные жанры (Проблемы типологии и поэтики) Текст. / Л.В. Чернец. М.: Изд-во МГУ, 1982. -192 с.
258. Чернов, А.В. Русская беллетристика 20 40-х годов XIX века (Вопросы генезиса, эстетики и поэтики) Текст. / А.В. Чернов. - Череповец: ЧТУ, 1997. -282 с.
259. Шакелина, С.П. Философско-эстетические воззрения А.Ф. Писемского Текст. : автореф. дисс. . канд. филос. наук / С.П. Шакелина. М., 1989. -20 с.
260. Шевырев, С.П. Об отечественной словесности Текст. / С.П. Шевырев. -М.: Высш. шк., 2004. 304 с.
261. Шелгунов, Н.В. Люди сороковых и шестидесятых годов («Людисороковых годов». Роман А. Писемского. «Заря». 1869 г.) Текст. / Н.В. Шелгунов // Шелгунов Н.В. Литературная критика. Л.: Худ. лит., 1974. - С. 39 - 209.
262. Эзов, Г.А. Петербургский Дюма и астраханские армяне Текст. / Г.А. Эзов // Северная пчела. -1858. -№ 274 (12 декабря). С. 1149 -1151.
263. Эйхенбаум, Б.М. Мой временник. Маршрут в бессмертие Текст. / Б.М. Эйхенбаум. М.: Аграф, 2001. - 384 с.
264. Якобсон, P.O. Работы по поэтике Текст. / Сост., общ. ред. М.Л. Гаспарова; в ст. ст. В.В. Иванова / P.O. Якобсон. М.: Прогресс, 1987. - 464 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.