Базовые компоненты этнопедагогики в концепции просветительского реализма М.Л. Налбандяна тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Оганнисян, Лариса Арамовна

  • Оганнисян, Лариса Арамовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 148
Оганнисян, Лариса Арамовна. Базовые компоненты этнопедагогики в концепции просветительского реализма М.Л. Налбандяна: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Ростов-на-Дону. 2009. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Оганнисян, Лариса Арамовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ М.Л. НАЛБАНДЯНА И МЕТОДОЛОГИИ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.1. Память воспитания и опыт духовного ученичества и в автобиографической реконструкции М.Л. Налбандяна.

1.2. Философские, естественнонаучные и психологические основы системы педагогических взглядов М.Л. Налбандяна.

1.3. Проблема образовательного идеала и пути его реализации в концепции просветительского реализма М.Л. Налбандяна.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В НАУЧНОМ И ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ МЛ. НАЛБАНДЯНА.

2.1. Проблемы обучения и воспитания в поэтическом творчестве и «романах воспитания» М.Л. Налбандяна.

2.2. Национальный театр как средство патриотического и нравственного воспитания в педагогической концепции М.Л. Налбандяна.

2.3. Этнопедагогические взгляды М.Л. Налбандяна.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Базовые компоненты этнопедагогики в концепции просветительского реализма М.Л. Налбандяна»

Актуальность исследования. В настоящее время во всем мире происходят сложные процессы глобализации экономики и унификации культуры, что отражается на социокультурном развитии традиционных обществ. Этнокультурные аспекты взаимососуществания народов в ситуации глобализации приобретают новые проблемные моменты. Они находят отражение в том, что, несмотря на завершение этногенеза, этнически окрашенные конфликты, в основе которых лежат социально-политические факторы, являются долговременными и болезненно переживаются всеми вовлеченными в них сторонами. Одновременно фиксируется феномен жизни этнических сообществ в условиях поликультурного пространства, что сопряжено со сложными вопросами культурной и этнической самоидентификации.

В современном мире распространен исторически сложившийся феномен пребывания значительной части народа или определенной этнической общности вне исконной территории или страны его происхождения. Образовавшиеся диаспоры, сформированные в результате действия определенных негативных социально-исторических и политических факторов, таких, как угроза насильственного выселения, геноцид, вынужденная миграция по религиозным основаниям и др. Данный феномен является объектом исследования многих ученых, изучающих экономические, социальные, культурологические, философские, психологические, педагогические и другие аспекты становления, развития и жизнедеятельности этносов.

Проблемы этнической организации сообществ и происходящих в них разноуровневых и разнонаправленных процессов образования исследуются в рамках этнопедагогики. Данная наука выявляет и ставит задачу оптимизации взаимодействия объективных и субъективных факторов воспитания и образования, исторически сложившихся в различных культурно-этнических средах и пространствах, выявляет закономерности, принципы, способы, средства формирующего воздействия, которые закреплены в народном менталитете с учетом того обстоятельства, что опора на их позитивный ресурс может способствовать укреплению жизнеутверждающих позиций социокультурного развития современного социума.

В настоящее время в педагогике происходят сложные процессы внут-ринаучной дифференциации, появляются проекты новых концептуализаций в рамках педагогики культуры. Теоретически оформляются поли— и мулъти-кулыпурная педагогика, педагогика казачества, педагогика эмиграции, «педагогика без границ», педагогика мигрантов, педагогика диаспоры и другие направления, которые отражают и фиксируют на теоретическом уровне сложные трансформации, происходящие в многополярном мире, основанном на сложном балансе интересов и традиций. На уроне диссертационных исследований проблемы аккультурации этнических групп изучены Е.И. Алдюховой, Н.М. Лебедевой [Алдюхова Е.И., 1996; Лебедева Н.М., 1997], педагогически значимые психологические аспекты этнических различий установлены В.М. Бызовой [Вызова В.М., 1998], психологические проблемы формирования ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа исследованы P.P. На-коховой, Е.Э. Волчковой [Накохова P.P., 2008; Волчкова Е.Э., 2007], исторические и теоретические основы этнопедагогики являются объектом исследования И.А. Арабова, С.К. Дубровиной, C.B. Куликовой, Г.А. Стачинского [Арабов И.А., 1992; Дубровина С.К., 2000; Куликова C.B., 2005; Стачинский Г.А., 1998].Исследуются проблемы подготовки педагогов к работе в полинациональных регионах и сложных этнопедагогических средах [Давлека-мова Г.В., 1997; Николаев В.А., 1985]. В данных исследованиях подняты проблемы влияния этнических, этнокульурных и геокультурных стереотипов, их влияния на формирование этнического сознания и мировоззренческого уровня личностной культуры современного человека в целом. Вместе с тем, несмотря на имеющиеся результаты, проблема несоответствия между существующими знаниями в области народного воспитания, процесса формирования национального самосознания и реальными запросами, сопровождающими этносоциальное развитие народов нашей страны, не теряет в своей актуальности. Она может быть дать продуктивные результаты в случае, если данные проблемы будут рассмотрены в историко-генетическом аспекте на примере реальной практики решения вопросов этнонационального воспитания, образования, культуропреемственности. Суммируя вышесказанное, можно выделить следующие противоречия:

- между потребностью современных этносов в адаптации к изменяющимся условиям глобализации, нивелирующей культурные паттерны этнона-циональных традиций образования и воспитания, и потребностью в сохранении этнокультурного потенциала и национальной идентичности;

- между богатством педагогических идей отдельных представителей этнической культуры и недостаточностью их освоения и освещения в научно-педагогической литературе;

- между признанием актуальности изучения процессов, сопровождающих становление новых отраслей знаний, обращенных к этнопедагогической проблематике, и недостаточным уровнем исследования их генезиса на конкретном этапе этногенеза.

С учетом указанных противоречий была сформулирована проблема исследования: Как происходило становление представлений о формирующем воздействии национальной культуры в специфических условиях жизни этноса, характеризующихся одновременным влиянием факторов этноцентризма и полиэтнизма? Какова роль выдающихся деятелей национальной культуры и просвещения в сохранении и развитии этнических моделей мировосприятия и поведения, отражающего атрибуты национального самосознания в условиях жизни в диаспоре?

Охарактеризованная проблема обусловила выбор темы исследования -«Базовые компоненты этнопедагогики в концепции просветительского реализма М.Л. Налбандяна», который справедливо причисляется к числу выдающихся деятелей армянской культуры XIX века.

Объектом исследования является отечественная педагогическая мысль XIX века, предметом исследования - вклад теоретического наследия Микаэла

Лазаревича Налбандяна в развитие этнопедагогики как геокультурного направления педагогики.

Гипотеза исследования сводится к предположению о том, что определить вклад М.Л. Налбандяна в развитие теоретических основ этнопедагогики можно в контексте выявления совокупности различных факторов, определивших этно- и культурогенез армянского народа, проживавшего в диаспорах. Установить особенности вклада М.Л. Налбандяна будет возможно в том случае, если: на основе исследования его опыта духовного ученичества установить отношение к идее самодостаточности системы этнопедагогического воздействия, доминировавшей в период его жизни в локальных этнических сообществах; избрать в качестве эмпирического объекта исследования широкий круг его социально-политических, философских, литературных и литературоведческих работ, в которых отражены разнообразные элементы системы его педагогических воззрений в различные периоды жизни;

Цель исследования заключается в установлении базовых компонентов этнопедагогики М.Л. Налбандяна, оказавших влияние на особенности воспитания этнической общности, проживающей в локальном геокультурном пространстве.

Для реализации цели и проверки гипотезы были поставлены и решены следующие исследовательские задачи:

1. На основе установления адекватного критерия периодизации выделить и охарактеризовать этапы гражданского и профессионального становления М.Л. Налбандяна.

2. Определить теоретические истоки и ведущие факторы формирования его педагогических позиций в контексте концепции просветительского реализма и революционного демократизма.

3. Выявить совокупность базовых компонентов педагогической теории

M.JL Налбандяна, определить особенности их трансформации в различные периоды его творчества.

4. Охарактеризовать этнопедагогические взгляды M.JL Налбандяна в контексте определения особенностей влияния европейских и азиатских культурно-образовательных традиций.

5. Раскрыть особенности семейного воспитания в педагогическом наследии М.Л. Налбандяна.

Теоретико-методологические основы исследования составили следующие концепции и отдельные подходы: теоретико-педагогический подход, обосновывающий глобализационные и региональные проекты образовательной деятельности, а также их альтернативы (JI.B. Горюнова, H.A. Лазарев, В.Ф. Мартынов, В.А. Мясников, Е.В. Сажнев); культурно-историческая теория и этническая педагогика (И.А. Арабов, A.B. Артамонова, В.Н. Бугаева, Г.Н. Волков, К.Э. Григорян, W. Keller); положение о теоретической значимости исто-рико-методологических исследований как средства повышения эффективности научной работы (В.И. Гинецинский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Я.С. Турбовской); философско-педагогические основы анализа гуманитарного наследия выдающихся деятелей науки и культуры (М.В. Богуславский, Т.Б. Игнатова, М.А. Лукацкий); идеи общефилософского анализа становления понятийного аппарата науки (Л.А. Микешина, В.М. Полонский); современные философские и культурологические концепции, обосновывающие историко-гене-тический, цивилизационный, системный, функциональный и эпистемологический подходы к изучению педагогических явлений (Г.Б. Корнетов, Л.А. Сте-пашко, О.Д. Федотова, И.Т. Фролов, Э. Дж. Хобсбаум и др.).

Специфика цели и предмета исследования обусловила необходимость использования преимущественно теоретических методов исследования: анализа и синтеза, научной абстракции, сравнения, интерпретации, обобщения, схематизации, концептуализации, генерализации. Из специальных методов исследования были использованы наукометрические методы (контент-анализ и тезаурусный метод), конструктивно-генетический и сравнительно-исторический методы, проблемно-генетический анализ.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые:

- установлена и охарактеризована одна из первых в истории российской педагогики авторских концептуализаций этнической педагогики геокультурного направления - педагогика диаспоры;

- выделен критерий периодизации этапов педагогической деятельности — опыт жизни в диаспоре, отражающий качественно специфические особенности динамики онтологической, гносеологической и просветительской позиции М.Л. Налбандяна в различные временные периоды;

- установлены теоретические истоки и ведущие факторы, определившие формирование этнопедагогики М.Л. Налбандяна, выявлены ее базовые компоненты, к числу которых отнесены субъект этнопедагогического процесса, образовательный идеал, формы организации образовательного процесса, средства обучения и воспитания, ведущие идеи; А

- выявлены особенности этнопедагогических взглядов М.Л. Налбандяна, характеризующиеся логикой антиномий европейцы — азиаты, молодежь — старшее поколение, государство — нация, мужчина — жетцина, а также сохранением уважения к религии как культурно-этическому основанию жизни диаспоры при отрицании обрядной стороны вероучения;

- раскрыта специфика функционально-ролевых распределений в семье, согласно которой уровень интеллектуального и духовного развития, а таюке профессионализма определяет высокую меру ответственности мужчины за результаты воспитания детей старшего возраста.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют:

- исследовать современные педагогические проблемы этногенеза с учетом результатов оценки этнокультурных традиций в трудах выдающихся представителей исследуемых локальных сообществ, обращавшихся к данной проблематике в прошлом; учитывать общий вектор размышлений и степень разработанности базовых компонентов этнопедагогики в трудах мыслителей прошлого при дальнейшей разработке теории региональных педагогических систем и практики воспитания; устанавливать особенности развития педагогической мысли прошлого в контексте учета не только времени, но и пространственной локализации, определяющей конкретные задачи и направленность просветительской или образовательной деятельности автора; принимать во внимание укорененную системой национального воспитания специфику отношения представителей диаспор к необходимости освоения новых форм культуры, образа мысли и совокупности духовных установок других народов в процессе аккультурации.

Практическая значимость исследования. Научно-теоретические результаты исследования и его выводы могут использоваться в дальнейших исследованиях по истории педагогики, сравнительной педагогике, философии и социологии образования, истории математического образования, а также способствовать обновлению содержания и структуры вузовских учебных курсов по истории и теории педагогики, применяться в учреждениях системы повышения квалификации педагогических кадров.

Источниками исследования являются: педагогические, социально-философские, публицистические, лингвистические труды и эпистолярное наследие М.Л. Налбандяна на русском и армянском языках; педагогические первоисточники диссертационного, монографического, критико-аналитиче-ского и справочного характера; отечественная и зарубежная науковедческая и философская литература, включающая материалы по изучаемой проблеме; материалы периодических изданий, симпозиумов и конференций по проблеме исследования.

Обоснованность и достоверность научных результатов исследования обеспечивается его замыслом и методологической оснащенностью, использованием методов исследования проблемы, адекватных цели и задачам работы, отбором исследуемых материалов на русском и армянском языках из разнообразных достоверных источников, соответствием структуры и содержания диссертационной работы логике изучения предмета и логике изложения результатов исследования, преемственностью и последовательностью в реализации исходных теоретико-методологических положений работы. Положения, выносимые на защиту:

1. Значение педагогического наследия М.Л. Налбандяна как известного просветителя нации, учителя, философа и реформатора армянского языка может быть оценено в контексте влияния геокультурных и социальных факторов на развитие и саморазвитие его личности. Этапы его профессионального становления могут быть выделены по критерию «опыт жизни в диаспоре»: 1. период обучения и службы в Нахичевано-Бессарабской епархии в южнороссийской диаспоре, 2. период работы учителем армянского языка Лазаревского института в период жизни в московской диаспоре, 3. опыт создания революционного общества «Партия молодых» в турецкой диаспоре.

2. Теоретическими истоками педагогики диаспоры М.Л. Налбандяна являются: почерпнутые из трудов Н.Г. Чернышевского идеи антропологического материализма, пропаганды естественнонаучного знания; концепция разрыва с религией как вероучением при сохранении уважения к ее культурным основаниям.

Ведущими факторами формирования педагогических позиций М.Л. Налбандяна явились: воспринятое из концепции просветительского реализма положение о том, сохранение позитивной этнической идентичности возможно через овладение культурным наследием народа и освоение традиционных этических установок этнической общности. МЛ. Налбандян расширил содержание данной концепции за счет введения положения о необходимости эскалации этнично-сти автохронного населения путем усиленного овладения им современным вариантом национального языка (введение ашхарабара вместо грабара); почерпнутое из концепции революционного демократизма представление о молодежи как носителе прогресса, новационности и творческой интенции, готовой к радикальному изменению наличных социально-экономического и социокультурного состояния диаспоры;

3. Базовыми компонентами этнопедагогики М.Л. Налбандяна являются:

Субъект этнопедагогического процесса — национальная молодежь, восприимчивая к различным новациям, являющаяся носителем творческой интенции и инициатором социально-политического и культурного переустройства;

Образовательный идеал - просвещенная нация, борющаяся за свободу и обретающая национальную государственность;

Формы организации образовательного процесса — семейное воспитание, театр, национальная внеконфессиональная школа, образовательные путешествия, национальные праздники;

Средства обучения и воспитания — христианские заветы, содержащиеся в Евангелии, национальное культурное наследие, представленное в учебной книге, современный армянский язык ашхарабар, национальная литература;

Ведущие идеи: противопоставление молодого поколения старому, воплощающему идеалы наличной косной азиатской традиции; идея социальных трансформаций, воплощенная в центральном понятии педагогических воззрений «молодежь»; положение о зависимости саморазвития этнической группы, проживающей в диаспоре, от ее способности к самоорганизации и от уровня управляемости системой национального образования; идея отделения национальной школы от системы конфессионального воспитания и образования, создание новой внеконфессиональной школы; концепция этнической консолидации через просвещение и культуру; установка на формирование у детей любви к народу как коллективной личности в условиях отсутствия государственности.

Существенной трансформации подвергся концепт образовательный идеал, которым во второй период творчества являлся «именитый сын нации» из числа просвещенных меценатов, священнослужителей и коммерсантов, а в третий период стала «личность народа», стремящаяся к свободе и государственности.

4. Этнопедагогические взгляды М.Л. Налбандяна охватывали широкий круг вопросов формирования этнофора в рамках оппозиций европейцы — азиаты, молодежь — старшее поколение, государство — нация, мужчина — женщина. При этом оппозиция европейцы — азиаты задает вектор рассмотрения всей педагогической проблематики, в рамках которого европейская культурная традиция полагалась самоценной только для стареющей Европы, но ограниченно приемлемой для,армянского народа как азиатского, принявшего европейскую христианскую веру и активно культивирующую традиционную этическую ценность «стыд». Преемственность культурно-образовательных традиций усматривалась М.Л. Налбандяном в признании оптимальных форм европейской организации образовательного процесса, отражающих особенности религии, искусства, науки и культуры как форм общественного сознания (школа, театр, публицистика), но негативно оценивалась в контексте стремления европейцев к материальным благам и наслаждениям, нейтрализующим этический пафос христианства.

5. Проблемы семейного воспитания рассматривались в контексте бинарной оппозиции мужчина — женщина, в которой право на духовное и интеллектуальное развитие полагалось за мужчиной, доминировавшим при решении всех экономических и семейных проблем, в то время как аналогичное право женщины не отрицалось, но на практике сводилось к освоению ею нравственных заповедей, обеспечению жизнедеятельности и воспитания детей на ранних этапах их жизни.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на III Южно-Российской научно-практической международной конференции «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России» (Ростов-на-Дону, 2004); на научных конференциях факультета технологии и предпринимательства Ростовского государственного педагогического института (ПИ ЮФУ); на XXXVII научной конференции сотрудников, аспирантов и студентов факультета психологии ЮФУ (Ростов-на-Дону, 2009); международной научно-практической конференции «Перспектива -2009» (Нальчик, 2009).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 6 работ общим авторским объемом 2,7 усл.п.л.; в том числе 1 работа - в журнале, рекомендованном ВАК РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения; двух глав, включающих 6 параграфов; заключения, содержащего выводы, практические рекомендации и перспективы дальнейшего исследования проблемы; .списка литературы, состоящего из 130 источников, в том числе 6 — на английском языке; 10 Рисунков, 3 Таблиц и 4 Приложений. Объём основного текста составляет 132 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Оганнисян, Лариса Арамовна

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

Исследование педагогического наследия М.Л. Налбандяна на материалах его поэтических, художественных, критико-аналитических и социально-педагогических источников показало, что высказанные им суждения об организации образовательного процесса, о соотношении традиций и новаций в области образования отражают его заинтересованность в социокультурном развитии представителей диаспоры. Он подвергает резкой и обоснованной критике непродуктивные ментальные паттерны, определившие организацию воспитания и обучения в этнопедагогическом образовательном пространстве, выступает за преодоление этнических стереотипов и развитие культурных универсалий при сохранении этнонациональных традиций, основанных на самовоспроизводимых элементах педагогической системы (устном народном творчестве, конвенционных этнических установках, народных костюмах, играх, праздниках и др.). Педагогическое пространство как объективный воспитывающий фактор, который естественным образом согласуется в своем влиянии на личность этнофора с другими значимыми факторами этнической среды. Воздействие педагогического пространства этноса усиливается или ослабляется в зависимости от степени его соответствия этническому полю личности. М.Л. Налбандян рассматривает замкнутое (локальное) педагогическое пространство как фактор, который со временем будет играть все меньшую роль в формировании этнонацио-нальных установок. Это находит отражение в предупреждении о том, что введение в педагогический процесс официальной школы такого предмета как русский язык в ущерб изучению современного новоармянского языка (ашхарабара) приведет в утрате армянского языка как средства этнонационального общения. Национальный язык является важнейшим компонентом образа жизни народа и сформированности национального сознания, регулятором поведения людей в инокультурном образовательном пространстве.

М.Л. Налбандян высказывает интересные и не потерявшие актуальности мысли о воспитании подрастающего поколения, о роли женщины и возможностях получения ею образования, об эффективности различных вариантов межпоколенной трансмиссии этнических стереотипов поведения, о соотношении полиэтнических и этноцентристских оценок, выработанных в детстве, их влиянии на процесс национального и государственного самоопределения. Система оценки роли молодежи в этом процессе неоднозначна: он одновременно стремится приобщить ее к лучшим образцам европейского просвещения, которое во многом определило прогресс европейских стран в экономике, при сохранении традиционной этнической картины мира, определяющей поведение в быту и особенности хозяйственной деятельности населения. В целом система педагогических воззрений М.Л. Налбандяна отражает объективные условия функционирования образования в диаспоре, которое развивается путем эволюции и эскалации, способной переориентировать систему народного воспитания, но не способной разрушить этногенетическую последовательность эволюционного развития локально проживающего этноса, ориентирующегося на нравственные ценности своей «духовной Родины».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного исследования педагогического наследия М.Л. Налбандяна нами установлено, что он являлся одним из первых отечественных мыслителей, остро поставивших проблему воспитания и обучения населения, проживающего в диаспорах. М.Л. Налбандян показал, что этническая система действует во всём педагогическом пространстве на территории, в пределах которой народ проживает в настоящее время и осуществляет воспитание и обучение части этноса, оказавшегося на данной местности при расселении из мест, где они проживали ранее.

Педагогические идеи М.Л Налбандяна были направлены на создание условий для культурного саморазвития этнической группы, проживающей в диаспоре, на сохранение ее нравственных устоев и развитие этического потенциала через повышение этнического статуса личности. Вместе с тем оценка педагогического потенциала диаспоры не носила комплиментарного характера, была нацелена на преодоление ограничений, связанных с реакцией населения диаспоры на социальные и экономические трудности адаптации к жизни в новом геокультурном регионе. Он подвергал критике такие самовоспроизводимые аспекты этнопедагогической системы и культурного поведения, как стереотипы в отношении роли женщины и женского образования, установки на этнизацию молодежи путем обучения на грабаре, забвение культурной информации, необходимой для передачи следующим поколениям и представленной в народных мифах, сказаниях, притчах, сказках, пословицах и других продуктах устного народного творчества.

Исследование широкого круга первоисточников, относящихся к автобиографическим реминисценциям и биографическим источникам разных лет, позволило установить, что жизненный путь М.Л. Налбандяна не был связан с его проживанием на этнической родине. Его становление проходило в замкнутой педагогической системе южнороссийской диаспоры, отличающейся своеобразием социально-поселенческой сферы, менталитетом, традициями межэтнического взаимодействия, во многом определяемыми влиянием этноконфессио-нального фактора. Опыт обучения в религиозной школе определил не только первые этапы жизненного пути М.Л. Налбандяна, который связан с принятием духовного звания и началом переоценки этнических и конфессионально заданных стереотипов, но и актуализировал проблему согласования самоорганизации этноса с организацией народного воспитания, определением роли национальной системы в культурной и межпоколенной трансмиссии ментальности этно-форов.

Сложный опыт жизни в московской диаспоре, посвященный реализации своих установок в педагогической практике, показал М.Л. Налбандяну, что формирование национального самосознания молодежи, проживающей в диаспоре, во многом зависит от эмоционально-ценностного отношения к культурному наследию тех лиц, от которых зависит материальное благополучие и духовное развитие жителей диаспоры. Сформулированная в этот период жизни идея опоры на деятельность «просвещенных сынов нации» воплотилась в концепте образовательный идеал, которым в данный период его жизни и творчества являлся «именитый сын нации» из числа просвещенных меценатов, священнослужителей и коммерсантов.

Третий период жизни связан с формированием опыта жизни в диаспорах побережной Турции и стремлением М.Л. Налбадняна сформулировать новый образовательный идеал, заданный концепцией революционного демократизма, которым выступает совокупная «личность народа», стремящаяся к свободе и обретению государственности. Как показало рассмотрение социально-педагогических идей М.Л. Налбандяна, критерий периодизации его жизни и творчества «опыт жизни в диаспоре» адекватно отражает динамику развития его представлений о факторах формирующего воздействия, действующих в пределах локальных этнических поселений, расположенных вне исторической родины.

В результате исследования содержания социально-философских, психологических и литературно-критических работ, а также художественных и поэтических произведений М.Л. Налбандяна установлено, что теоретическими истоками его концепции педагогики диаспоры являются идеи антропологизма, почерпнутые из трудов Л. Фейербаха и Н.Г. Чернышевского, представленные в материалистическом ключе; сформировавшаяся во второй и третий период его творчества концепция разрыва с религиозным вероучением как основой образовательной практики в диаспоре; мысль о важности религиозного мировоззрения как фактора формирующего воздействия, отражающего универсалии культуры и нравственности.

В ходе исследования систематизированы факторы, оказавшие влияние на формирование педагогических позиций М.Л. Налбандяна, которые были восприняты в различные периоды его творчества из концепций просветительского реализма и революционного демократизма.

Концепция просветительства определяла отношение к общественно-политическим преобразованиям на протяжении всей жизни М.Л. Налбандяна. Первоначально он являлся сторонником реалистической тенденции культуры. В системе его воззрений находил отражение протест против идеологии патернализма русской литературы и общественной мысли, мыслитель не поддерживал идею взаимообмена культурой с русским народом как народом-автохроном, на территории которого проживала этническая общность, выражал опасения, что изучение русского языка в диаспорах приведет к утрате роли армянского языка как средства межэтнического общения. Путь общественно-политических преобразований он видел в распространении знаний и науки, в совершенствовании разума, о чем свидетельствуют его многократные апелляции в системе воззрений европейских просветителей и, в частности, к идеям Ж.Ж. Руссо. Из концепции просветительского реализма М.Л. Налбандяном воспринято положение о том, сохранение позитивной этнической идентичности возможно через овладение культурным наследием народа и освоение традиционных этических установок этнической общности. М.Л. Налбандян расширил содержание данной концепции за счет введения положения о необходимости эскалации этнич-ности армянского населения путем усиленного овладения им современным вариантом национального языка (введение ашхарабара вместо грабара).

Концепция революционного демократизма определяла педагогическую концепцию в третий период его жизни и творчества. В исследовании установлено, что в автобиографических источниках советского периода М.Л. Налбандян причислялся к активным революционерам, возглавившим национально-освободительное движение и создателем в турецкой диаспоре революционной «Партии молодых». Из концепции революционного демократизма воспринято представление о молодежи как носителе прогресса и новаци-онности, о ее творческой интенции, о готовности к радикальному изменению наличных социально-экономического и социокультурного состояния диаспоры. Установлена сопряженность некоторых форм общественно-политического и литературного творчества (памфлеты, романы воспитания, просветительские проекты, автобиографический нарратив, публицистика) у М.Л. Налбандяна и Н.Г. Чернышевского, Н.И. Огарева, М.А. Бакунина.

На основе исследования всего эмпирического массива, отражающего систему педагогических воззрений в различные периоды жизни и творчества М.ЛД. Налбандяна установлены базовые компоненты его педагогики диаспоры:

Субъект этнопедагогического процесса — национальная молодежь, восприимчивая к различным новациям, являющаяся носителем творческой интенции и инициатором социально-политического и культурного переустройства;

Образовательный идеал — просвещенная нация, борющаяся за свободу и обретающая национальную государственность;

Формы организации образовательного процесса — семейное воспитание, театр, национальная внеконфессиональная школа, образовательные путешествия, национальные праздники;

Средства обучения и воспитания — христианские заветы, содержащиеся в Евангелии, национальное культурное наследие, представленное в учебной книге, современный армянский язык ашхарабар, национальная литература;

Ведущие идеи: противопоставление молодого и старого поколения, воплощающего идеалы наличной косной азиатской традиции; идея социальных трансформаций, воплощенная в центральном понятии педагогических воззрений «молодежь»; положение о зависимости саморазвития этнической группы, проживающей в диаспоре, от ее способности к самоорганизации и от уровня управляемости системой национального образования; идея отделения национальной школы от системы конфессионального воспитания и образования, создание новой внеконфессиональной школы; концепция этнической консолидации через просвещение и культуру; установка на формирование у детей любви к народу как коллективной личности в условиях отсутствия государственности.

Существенной трансформации подвергся концепт образовательный идеал, которым во второй период творчества являлся «именитый сын нации» из числа просвещенных меценатов, священнослужителей и коммерсантов, а в третий период стала «личность народа», стремящаяся к свободе и государственности.

Этнопедагогические взгляды М.Л. Налбандяна охватывали широкий круг вопросов формирования этнофора в рамках оппозиций европейцы — азиаты, молодежь — старшее поколение, государство — нация, мужчина — женщина. При этом оппозиция европейцы — азиаты задает вектор рассмотрения всей педагогической проблематики, в рамках которого европейская культурная традиция полагалась самоценной только для стареющей Европы, но ограниченно приемлемой для армянского народа как азиатского, принявшего европейскую христианскую веру и активно культивирующую традиционную этическую ценность «стыд». Преемственность культурно-образовательных традиций усматривалась М.Л. Налбандяном в признании оптимальных форм европейской организации образовательного процесса, отражающих особенности религии, искусства, науки и культуры как форм общественного сознания (школа, театр, публицистика), но негативно оценивалась в контексте стремления европейцев к материальным благам и наслаждениям, нейтрализующим этический пафос христианства.

Проблемы семейного воспитания рассматривались в контексте бинарной оппозиции мужчина — женщина, в которой право на духовное и интеллектуальное развитие полагалось за мужчиной, доминировавшим при решении всех экономических и семейных проблем, в то время как аналогичное право женщины не отрицалось, но на практике сводилось к освоению ею нравственных заповедей, обеспечению жизнедеятельности и воспитанию детей на ранних этапах их жизни.

В исследовании отмечаются некоторые противоречия, характерные для системы педагогических воззрений М.Л Налбандяна и придающие системе его педагогических воззрений политическую заостренность. Они связанны с противопоставлением европейских народов и армянского как азиатского народов, не учитывающем при этом факта принятия ими европейского христианского вероучения; провозглашением свободы образовательным и общественным идеалом для диаспоры без учета европейского истока данного идеала; личной приверженностью антропологическому материализму и сохранением представлений о религии как средстве массового этнокультурного воспитания, различные подходы в понимании образованности мужчин и женщин и др.

В диссертации не исчерпаны все аспекты, связанные с исследованием формирующего потенциала одной из первых концептуализаций педагогики диаспоры в создании системы национального образования лиц, проживающих в условиях локального образовательного пространства. При дальнейшем исследовании проблемы научного вклада отдельных ученых или коллективов, принадлежащим к научным школам и направлениям, в развитие педагогической мысли представляются перспективными определение влияния педагогического наследия М.Л. Налбандяна на развитие современной национальной школы в российских диаспорах, его идеи о мерах денационализации детей. Представляет определенный интерес дальнейшее изучение характера за-данности антропологической доминанты в педагогической интерпретации М.Л. Налбандяном проблем воспитания личности этнофора через призму понятий «Мы» и «не-Мы»; представление на этой основе о личности члена этнической общности как человеке одухотворенном, способном воспринимать общечеловеческие ценности и руководствоваться ими в свой деятельности, осваивать духовно-культурное пространство других народов, сохранять свои этнические традиции, преодолевая те из них, которые не способствуют прогрессу нации, участвовать в сотворении культурного и социального бытия своего этноса.

В качестве практических рекомендаций, ориентирующих на использование результатов и выводов работы в процессе реализации воспитательных стратегий при работе с обучающимися, представляется целесообразным разработать тематику учебных курсов, отражающих региональную специфику в федеральном компоненте содержания образования, проводить дальнейшие сравнительно-педагогические исследования в области анализа тенденций перекрестного влияния идей Востока и Запада в области образования, межкультурной коммуникации и диалога.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Оганнисян, Лариса Арамовна, 2009 год

1. Алдюхова Е.И. Социальный состав российской эмиграции в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев: По материалам анкет, обследования, 19211923: Автореф. дисс. .канд. ист. наук. М., 1996. 26 с.

2. Арабов Иятуло. Воспитание семьянина в педагогике таджикского народа. Автореф. дисс. .док-рапед. наук. М., 1992. 37 с.

3. Араксманян A.A. Свобода в изгнании. Микаэл Налбандян. М.: АН СССР, 1958. 236 с.

4. Армения. М.: Изд-во «Согласие. Реалии», 2002. 538 с.

5. Армянский вопрос. Ереван: Главная редакция АрмЭнциклопедии, 1991. 348 с.

6. Артамонова A.B. Историческое бытие семьи и брака в эволюции общества / Формирование единого пространства образования и науки в российской высшей школе: история и перспективы. Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2008. С. 448-453.

7. Атанасян Н. Моя встреча с Микаэлом Налбандяном // Литературная Армения. 1966. № 4. С. 84-88.

8. Бакунин М.А. Письмо М. Л. Налбандову // Былое. 1906. № 7. С. 187195,204-206.

9. Бахтин М.М. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 444 с.

10. Биографический словарь, http: //dic.academic.ru

11. П.Богуславский М.В., Игнатова Т.Б. Школа H.A. Константинова З.И. Равкина — ведущая научная школа РАО в области истории образования // Развитие основных направлений педагогической науки XXI века. 4.1. С. 3 - 14.

12. Большая биографическая энциклопедия, http: //dic.academic.ru

13. Большая советская энциклопедия, http: //dic.academic.ru

14. Бугаева В.Н. Роль этнопедагогики в механизме формирования национального самосознания // Развитие основных направлений педагогической науки XXI века. Ч. 2. С. 6- 9.

15. Бызова В.М. Психология этнических различий: проблемы менталитета, отношений, понимания. Автореф. дисс. .д-ра психол. наук. СПб, 1998. 34 с.

16. Волчкова Е. Э. Влияние двуязычия на этноидентичность этнофоров и их представления о культурных ценностях этнических соседей в Татарстане. Автореф. дисс. . канд. психол. наук. Самара, 2007. 24с.

17. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 168 с.

18. Гимн Республики Армения. http://www.neoland.ru/gnArmenia.htm

19. Гинецинский В.И. Знание как категория педагогики. Опыт педагогической когитологии. JL: ЛГУ, 1989. 146 с.

20. Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России. Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. Ростов-на-Дону, 2006. 39 с.

21. Господин Микаел Налбандянц. Редакционная статья константинопольской газеты «Мегу» // Избранные философские и социально-политические произведения. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1954. С. 675-677.

22. Григорьян К. Микаел Налбандян. Серия: Узники Петропавловской крепости. Л.: Лениздат, 1966. 34 с.

23. Григорян К.Э. Грани идентичности — Faces of identity: социокультурное пограничье как фактор формирования этнического самосознания (на примере субэтнических групп армян). М.: б/и, 2006. 169 с.

24. Давлекамова Г.В. Подготовка студентов педагогического вуза к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Волгоград, 1997. 23 с.

25. Даронян М.Н. Микаэл Налбандян и русские революционные демократы. М.: Изд-во «Художественная литература», 1979. 317 с.

26. Даронян М.Н. Микаэл Налбандян. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 200 с.

27. Докторов Б.З. Типология методических исследований // Социологические исследования. 1989. № 1. С. 34 -38.

28. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. Т. III. Методика и техника исследования. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2004. 932 с.

29. Дубровина С.К. Национальное образование и воспитание детей и подростков в российском зарубежье, 20-50-е годы XX века: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Н.Новгород, 2000 . 20 с.

30. ЗО.Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Изд-во «Академия», 2007. 208 с.

31. Иоаннисян A.A. Методическое пособие по курсу «Страноведение». Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2004. 40 с.

32. Иоаннисян А.Г. Вопрос национальности в публицистике Микаэла Налбандяна. Ереван: Армянское государственное издательство, 1955. 87 с.

33. Кавказский узел, http://vvww.peoples.ru/art/literature/story/nalbandian/

34. Корнетов Г.Б. Становление и сущность демократической педагогики. М.: Изд-во «АСОУ», 2008. 119 с.

35. Куликова C.B. Становление и развитие теории и практики национального образования в России (вторая половина XIX начало XX в.). Автореф. дисс. . .д-ра пед. наук. Волгоград, 2005. 39 с.

36. Краевский В.В. Методология педагогики. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та. 2001. 244 с.

37. Лазарев H.A. Теоретико-методологические основы развития личности студентов с опорой на их религиозно-духовные гуманистические ценности. Автореф. дис.д-ра пед. наук. Сочи, 2001. 42 с.

38. Лебедева Н.М. Социальная психология аккультурации этнических групп. Автореф. дисс. .д-ра психол. наук. М., 1997. 57 с.

39. Литературная энциклопедия, http: //dic.academic.ru

40. Литературная энциклопедия. http://dic.academic.ru/contents.nsf/encliterature/

41. Лукацкий М.А. Методологические ориентиры современной педагогики. М.: Изд-во ИТИП РАО, 2008. 270 с.

42. Лукацкий М.А. Проблема взаимосвязи мировоззрения и образования в трудах Л.Н. Толстого. Философско-методологический анализ. Авторф. дис. . д-ра филос. наук. Тверь, 1999. 37 с.

43. Малиновская С.М. Ценностные основания и перспективы развития эт-нопедагогики // Развитие основных направлений педагогической науки XXI века. Ч. 2. С. 3-6.

44. Маркарян Л.С. Лингвистические взгляды Микаэла Налбандяна. Авто-реф. дисс. .д-ра филол. наук. Ереван, 1953. 54 с.

45. Мартынов В.Ф. Альтернативное пространство глобализации / Диалог культуры и перспективы социокультурной глобализации в современном обществе: сб.» научных статей / Под ред. В.Ф. Мартынова. М.: Изд-во «Логос», 2005. С. 5.

46. Мкрчан Л. Микаэл Налбандян. Ереван: Армянское государственное изд-во, 1955. 134 с.

47. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М.: Изд-во «Прогресс-Традиция», 2002. 624 с.

48. Мясников В.А. Образование и глобализация: возможности и проблемы// Развитие основных направлений педагогической науки XXI века. Ч. 1. С. 38-45.

49. Накохова P.P. Психология ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа1 (на материале исследования народов Карачаево-Черкесии): Авто-реф. дисс. д-ра психол. наук: 19.00.05. М., 2008. 24 с.

50. Налбандян М.Л. О новом журнале на армянском языке / Налбандян М.Л. Сочинения в 2-ух тт. Ереван: Изд-во Академии Наук Армянской ССР, 1970. Т. 1. С. 206-209.

51. Налбандян М.Л. Гегель и его время / Налбандян М.Л. Сочинения в 2-ух тт. Ереван: Изд-во Академии Наук Армянской ССР, 1970. Т. 2. С. 123 146.

52. Налбандян М.Л. Заметка / Налбандян М.Л. Сочинения в 2-ух тт. Ереван: Изд-во Академии Наук Армянской ССР, 1970. Т. 2. С. 147 151.

53. Налбандян М.Л. Иезуиты / Налбандян М.Л. Сочинения в 2-ух тт. Ереван: Изд-во Академии Наук Армянской ССР, 1970. Т. 1. С. 220 -226.

54. Налбандян М.Л. Несколько строк / Налбандян М.Л. Сочинения в 2-ух тт. Ереван: Изд-во Академии Наук Армянской ССР, 1970. Т. 2. С. 16 38.

55. Налбандян М.Л. Письмо Карапету Айрапетяну / Избранные философские и социально-политические произведения. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1954. С. 623-624.

56. Налбандян М.Л. Фрагменты из грамматики новоармянского языка / Налбандян М.Л. Сочинения в 2-ух тт. Ереван: Изд-во Академии Наук.Армянской ССР, 1970. Т. 2. С. 106 122.

57. Налбандян М.Л. / Педагогическая энциклопедия. М: Изд-во Советская энциклопедия, 1966. Т.З. С. 31-32.

58. Налбандян М.Л. «Критика «Хрестоматии по новоармянской речи»» / Налбандян М.Л. Сочинения в 2-ух тт. Ереван: Изд-во Академии Наук Армянской ССР, 1970. Т. 1. С. 228 283.

59. Налбандян M.JI. Армяно-григорианская община в Константинополе / Налбандян M.JI. Сочинения в 2-ух тт. Ереван: Изд-во Академии Наук Армянской ССР, 1970. Т. 2. С. 44 54.

60. Налбандян M.JI. В день празднования памяти святого Месропа / Налбандян M.JI. Стихотворения. М.: Художественная литература, 1967. С. 99 101.

61. Налбандян M.JI. Замечания / Избранные философские и социально-политические произведения. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1954. С. 179-230, 144-156.

62. Налбандян M.JI. Вопрошание мертвых (Мерелаарцук) / Избранные философские и социально-политические произведения. М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. С. 179-230.

63. Налбандян M.JI. Дневник. Из ежедневных записей графа Эммануэля / Избранные философские и общественно-политические произведения. М.: Госполитиздат, 1954. С. 261-345.

64. Налбандян M.JI. Дни детства / Налбандян M.JI. Стихотворения. М.: Изд-во Художественная литература, 1967. С. 78-80.

65. Налбандян M.JI. Думы / Налбандян M.JI. Стихотворения. М.: Изд-во Художественная литература, 1967. С. 33.

66. Налбандян M.JI. Заметки / Налбандян M.JI. Сочинения в 2-ух тт. Ереван: Изд-во Академии Наук Армянской ССР, 1970. Т. 1. С. 273-283.

67. Налбандян M.JI. Земледелие как верный путь / Налбандян M.JI. Сочинения в 2-ух тт. Ереван: Изд-во Академии Наук Армянской ССР, 1970. Т. 2. С. 51-105.

68. Налбандян M.JI. Имеющий уши да услышит / Налбандян M.JI. Сочинения в 2-ух тт. Ереван: Изд-во Академии Наук Армянской ССР, 1970. Т. 1. С. 264 272.

69. Налбандян M.JI. Истина / Налбандян M.JI. Стихотворения. М.: Изд-во Художественная литература, 1967. С. 43-48.

70. Налбандян М.Л. Критика «Сое и Вардитер» / Налбандян М.Л. Сочинения в 2-ух тт. Ереван: Изд-во Академии Наук Армянской ССР, 1970. Т. 2.С. 152 -214.

71. Налбандян М.Л. Минувшие дни / Налбандян М.Л. Стихотворения. М.: Изд-во Художественная литература, 1967. С. 64 69.

72. Налбандян М.Л. Мхитар Себастаци и мхитаристы / Налбандян М.Л. Сочинения в 2-ух тт. Ереван: Изд-во Академии Наук Армянской ССР, 1970. Т.1.С. 237-263.

73. Налбандян М.Л. Наступление весны / Налбандян М.Л. Стихотворения М.: Изд-во Художественная литература, 1967. С. 21-25.

74. Налбандян М.Л. Национальный театр в Константинополе / Налбандян М.Л. Сочинения в 2-ух тт. Ереван: Изд-во Академии Наук Армянской ССР, 1970. Т. 2. С. 39-43.

75. Налбандян М.Л. Одному — слово, другому — невесту / Налбандян М.Л. Сочинения в 2-ух тт. Ереван: Изд-во Академии Наук Армянской ССР, 1970. Т.2. С. 303 -355.

76. Налбандян М.Л. Ошакан / Налбандян М.Л. Стихотворения. М.: Изд-во Художественная литература, 1967. С. 87 89.

77. Налбандян М.Л. Памяти Ж.Ж. Руссо / Налбандян М.Л. Сочинения в 2-ух тт. Ереван: Изд-во Академии Наук Армянской ССР, 1970. Т. 1. С. 64.

78. Налбандян М.Л. Песня итальянской девушки / Налбандян М.Л. Стихотворения. М.: Изд-во Художественная литература, 1967. С. 83-86.

79. Налбандян М.Л. Письма Л. Налбандянцу из Петропавловской крепости / Избранные философские и социально-политические произведения. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1954. С. 645-648.

80. Налбандян М.Л. Полное собрание сочинений. Т. 3. С. 337. (на арм. языке).

81. Налбандян М.Л. Помнить ли нам? Полное собрание сочинений в 4-х тт. (на армянском языке). Ереван, 1956. Т.1. 356 с.

82. Налбандян М.Л. Посвящение Амиряну / Налбандян М.Л. Сочинения в 2-ух тт. Ереван: Изд-во Академии Наук Армянской ССР, 1970. Т. 1. С. 35.

83. Налбандян М.Л. Родина армянина / Налбандян М.Л. Стихотворения. М.: Изд-во Художественная литература, 1967. С. 66-69.

84. Налбандян М.Л. Свобода / Налбандян М.Л. Стихотворения. М.: Изд-во Художественная литература, 1967. С. 78-80.

85. Налбандян М.Л. Слово об армянской письменности / Налбандян М.Л. Сочинения в 2-ух тт. Ереван: Изд-во Академии Наук Армянской ССР, 1970. Т. 1. С. 157-202.

86. Налбандян М.Л. Мнение глупцов об учении / Налбандян М.Л. Стихотворения. М.: Изд-во Художественная литература, 1967. С. 58-60.

87. Налбандян М.Л. Шестая заповедь не прелюбодействуй / Налбандян М.Л. Стихотворения. М.: Изд-во Художественная литература, 1967. С. 61-63.

88. Налбандян М.Л. Экзамен по физике / Налбандян М.Л. Сочинения в 2-ух тт. Ереван: Изд-во Академии Наук Армянской ССР, 1970. Т. 1. С. 33.

89. Налбандян М.Л.Письмо Арутюну Гечкяну / Избранные философские и социально-политические произведения. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1954. С. 617-619.

90. Налбандян М.Л. / Философский энциклопедический словарь. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1989. С . 385-386.

91. Нерсесян Езрас. Залог сохранения нации — язык и вера // Еркрамас (газета армян России). 19.06.2009. С. 35-46.

92. Николаев В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1998. 28 с.

93. Николаев Н. Революционный роман. Вступительная статья / Чернышевский. Н.Г. Что делать? М.: Изд-во «Художественная литература», 1985. С. 5 -14.

94. Новая философская энциклопедия в 4-х тт. М.: Изд-во «Мысль», 2001. Т. 3. 693 с.

95. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2003. 527 с.

96. Пирогов Н.И. Быть и казаться / Пирогов Н.И. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во «Педагогика», 1985. С. 91 97.

97. Письмо Огарева и Герцена Н1 Серно-Соловьевичу от 8 (20) июня 1862. Лондон / Налбандян М.Л. Избранные философские и социально-политические произведения. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1954. С. 673-675.

98. Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. М.: Изд-во «Педагогика», 2000. 368 с.

99. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской-эмиграции 1919-1939. М.: Изд-во «Прогресс-Академия», 1994. 296 с.

100. Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социологического анализа / Под ред. М.К. Чершков, Н.Е. Тихонова. М.: Изд-во «Наука», 2005. С. 141.

101. Сажнев Е.В. Диалог или борьба культур в контексте глобализации? / Диалог культуры и перспективы социокультурной глобализации в современном обществе: сб. научных статей / Под ред. В.Ф. Мартынова. М.: Изд-во «Логос», 2005. С. 29

102. Сарвисян Х.С. Микаэл Налбандян и вопросы языкознания. Ереван: Армянское государственное изд-во, 1956. 143 с.

103. Степашко Л.А. Историко-педагогическое теоретическое исследование: научный аппарат. Хабаровск: Изд-во ХГТТУ, 2005. 60 с.

104. Симонян Ш.С. Психологические взгляды Микаэла Налбандяна. Ав-тореф. дисс. .канд. психол. наук. Ереван/Тбилиси, 1967. 34 с.

105. Советская,историческая энциклопедия, http: //dic.academic.ru

106. Стачинский Г.А. Теоретические основы этнической педагогики. Ав-тореф. дисс. .д-рапед. наук. СПб, 1998. 41 с.

107. Тамарченко Г. Е. «Что делать?» и русский роман шестидесятых годов. http://philology.ru/

108. Тер-Саркисянц А. Армяне. Истоки и этнокультурные традиции. М.: Изд-во РАН: Восточная литература. 1998. 397 с.

109. Турбовской Я.С. Научное направление как объект методологического рассмотрения / Развитие основных направлений педагогической науки XXI века. Ч. 1. С. 31 38.

110. Федотова О.Д. Теоретико-методологические основы педагогики Германии и ФРГ (конец XIX века 90-е г.г. XX века). Автореф. д-ра . .пед. наук. М., 1998. 42 с.

111. Федотова О.Д. Становление человека в немецком романе воспитания: теоретическая и практическая значимость типологии / М.М. Бахтин и современные гуманитарные практики. Красноярск: Музейный центр на Стрелке, 1995. С. 17-18.

112. Фейербах JI. Лекции о сущности религии / Фейербах Л. Избранные философские произведения. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1955. Т.2. С. 490-810.

113. Фейербах Л. О сущности христианства в связи с «Единственным и его достоянием» / Фейербах Л. Избранные философские произведения. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1955. Т. 2. С. 406-420.

114. Фейербах Л. Сущность христианства / Фейербах Л. Избранные философские произведения. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1955. Т. 2. 405 с.

115. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. М.: Изд-во «Наука», 2003.788с.

116. Хачатурян А.Б. Микаэл Лазаревич Налбандян. М.: Изд-во «Наука», 1983. 112 с.

117. Хобсбаум Э. Дж. Принцип этнической принадлежности и национализм / Нации и национализм. М.: Изд-во «Наука», 2002. С. 345.

118. Худоян С. Микаэл Налбандян о воспитании (на арм. языке). Ереван, 1955. 156 С.

119. Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1948. 111 с.

120. Чернышевский Н.Г. Что делать? М.: Изд-во «Просвещение», 1982.415 с.

121. Чугров С.В. Россия и Япония: о некоторых параллелях в политической культуре // Запад и западные ценности в российском общественном сознании. М.: Изд-во ИМЭМО РАН, 2002. С. 121.

122. Энциклопедический словарь, http: //dic.academic.ru

123. Atabaki Т. Central Asia and the Caucasus: transnationalism and diaspora. London @ New York: Routledge, 2005. 235 p.

124. Bauman Z. The Individualized Society. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. P. 149.

125. Huntington S. Who are we? The Challenges to America's National Identities. N. Y., 2000. 322 p.

126. Kardasis V. A. Diaspora merchants in the Black Sea: the Greeks in southern Russia, 1775-1861. Lanham, Md. etc.: Lexington books, 2001. 243 p.

127. Keller W. Diaspora. The post biblical history of the Jews. N.Y.: Harcourt, Brace & World, Cop., 1969. 522 p.

128. The British world: diaspora, culture and identity. London: Cass, 2003.240 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.