Авторская стратегия прозы Евг. Попова 1970 - 1990-х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Байкова, Светлана Алексеевна

  • Байкова, Светлана Алексеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Саранск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 216
Байкова, Светлана Алексеевна. Авторская стратегия прозы Евг. Попова 1970 - 1990-х гг.: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Саранск. 2013. 216 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Байкова, Светлана Алексеевна

Содержание

Введение

1. Повествовательные традиции отечественной прозы и 22 новеллистическое творчество Евг. Попова

1.1 Проблема типологии повествований в отечественном 22 литературоведении XX столетия

1.2 «Диалог» с классикой в раннем творчестве Евг. Попова 37 (П. В. Гоголь, М. М. Зощенко, В. М. Шукшин)

1.3. «Мифы Древней Греции» в «Ящике Фетисова»: 66 интертекстуальность как форма выражения авторской стратегии

2. Игровое повествование как форма воплощения речевого 79 сознания автора и героя в прозе Евг. Попова 1980-х гг.

2.1. Своеобразие авторского повествования в романе Евг. Попова 79 «Душа патриота, или Различные послания к Ферфичкину».

2.2 Специфика авторской повествовательной стратегии сборника 94 «Жду любви не вероломной»

3. Постмодернистский дискурс романного творчества Евг. Попова 116 1990-х гг.

3.1. Переосмысление художественного опыта И.С. Тургенева в 116 романе Евг. Попова «Накануне накануне»

3.2. Диалогизм художественного мышления в «Прекрасности 139 жизни».

3.3. Трансформация авторской стратегии в «Подлинной истории 162 "Зеленых музыкантов"»

Заключение

Список использованных источников

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Авторская стратегия прозы Евг. Попова 1970 - 1990-х гг.»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Отечественная проза рубежа ХХ-ХХ1 веков - весьма сложное, разнообразное и динамически развивающееся явление. Несмотря на многообразие имен, направлений, форм выражения авторского мировидения в этом огромном культурно-эстетическом пространстве отчетливо просматривается одна общая тенденция - экспериментирование не только с элементами формы и содержания художественного произведения, но и нарративное экспериментаторство, многообразие авторских повествовательных стратегий. На наш взгляд, это вполне объяснимо не только постмодернистской ситуацией: подобные тенденции всегда характеризуют перелом эпох. Достаточно вспомнить хотя бы эксперименты в области формы, стиля в литературе Серебряного века, ту игру со словом, с читателем, с другими авторами и произведениями, которая отличала литературу рубежа Х1Х-ХХ столетий, когда усвоение классических традиций одновременно сопрягалось с их решительным переосмыслением.

Пограничная, переломная социокультурная ситуация рубежа XX-XXI столетий, разумеется, не могла не повлиять на характер развития литературы. Распад целостной картины мира обусловил не только трансформации романного жанра, когда целостное эпическое полотно сменилось мозаичным, крупные жанровые формы на несколько десятилетий уступили место малым, что также очевидно сближает современную литературную ситуацию с контекстом Серебряного века. Принципиально другое - полифонизм современной словесности, обусловленный во многом разнообразием авторских стратегий как сознательно избранных тем или иным художником повествовательных моделей с особым, индивидуально-авторским набором приемов, тем, сюжетов, мотивов и образов. Выявление принципиально новых черт отечественной прозы рубежа ХХ-ХХ1 вв. позволяет более глубоко и целостно воспринять характер и основные тенденции развития

современного литературного сознания, определить его новаторские черты, вписать в общий контекст развития русской литературы XX века. Феномен авторской стратегии во всей его многоаспектности представляется одним из наиболее существенных в системе художественных открытий отечественной литературы последних десятилетий, что и определяет актуальность нашего диссертационного исследования.

В конце XX столетия отечественная литература все чаще репрезентуется не столько в многообразии творческих индивидуальностей и стилей, сколько в сознательно сконструированных авторских стратегиях [29; 239; с.550-552]. В эпоху постмодернизма, ввиду изменения функции автора, сам текст все чаще рассматривается в качестве части авторской стратегии, а художественное поведение (имидж) писателя (поэта, драматурга) становится не просто акцентированным, но определяющим ее компонентом [см.: 52; 72; 82; 83; 114; 116; 126; 138; 195; 200; 201; 211; 225; 223; 224; 231; 233; 237]. Выдающийся в смысле манифестации собственного поведения и создания авторской стратегии как сознательно сконструированного поведения «литературного» акционист и концептуалист Д. А. Пригов небезосновательно полагал, что элементы художественной стратегии всегда были свойственны художнику, постнеклассическое искусство рубежа ХХ-ХХ1 вв. лишь обнажило ее механизмы: «В принципе, задача любого художника - канализировать собственную синдроматику, придать ей культурное содержание и представить общезначимой. <...> Это важно не столько для других, сколько для самого себя. Как только возникают какие-то творческие и психологические сложности, моментально внутри себя проделываешь тот же редукционный ход. <...> Вот эти игры с самим собой, они весьма полезны. Все играют в эти игры, у каждого свой механизм трансгрессии. <...> основная проблема художника <...> не умение рисовать-писать, а выработка некого типа канализации всего этого наружу в какие-то определенные типы поведения» [35; с. 107-108].

Литература постмодернизма ознаменовала конец «текстоцентризма», учредив в основание творческих жестов преимущественное внимание к внетекстуальной сфере, разного рода окололитературным маргиналиям. Вербальный текст («квазитекст») становится лишь частным элементом художественной практики. Современная литературно-художественная ситуация характеризуется тем, что ее представляют прежде всего авторы, а не тексты. Вербальный текст малоценен, вторичен, он лишь задает направление ходу интерпретационных действий, соответственно текст становится способом внедрения автора в культурное пространство. Незначимые для предыдущей традиции детали в постмодернистском дискурсе приобретают статус важнейших составляющих структуры самого произведения, то есть собственно текста. Объективная художественная значимость квазитекстовых элементов поэтического произведения постмодерна готова к полноценной интерпретации лишь в связи с элементами надтекстовой среды. В этом контексте весьма неоднозначно проявляется проблема оригинальности авторского языка, проблема уникального стиля; стиля, как атрибута графического документа, и стиля как параметра надтекстовой среды, в рамках которой в том числе реализуется авторская стратегия.

Разнообразие авторских стратегий как сознательно избранных поведенческих (в плане культурного выражения) или повествовательных (в плане выражения текстового) моделей порождает необходимость разрешения ряда проблем, стоящих перед исследователем-литературоведом при осмыслении того или иного писательского «проекта». Во-первых, специальному изучению подвергается вопрос о том, какова степень сознательности (бессознательности) художника при конструировании той или иной авторской модели [53; 92; 177; 217; 224; 233]. Во-вторых, исследуется сочетание взаимопроникающих текстовых / поведенческих элементов в рамках стратегии того или иного автора [52; 115; 146; 160]. В-третьих, осмысливается соотношение авторской

стратегии, реализуемой в художественном тексте, и литературно-художественного контекста, традиции [74; 76; 83; 117; 118; 143; 145; 146]. Как справедливо отмечает М. Берг, вовсе «необязательно, чтобы авторская стратегия была сознательно ориентирована на перераспределение и присвоение социальных ценностей, довольно часто писателю, критику, литературоведу его поведение кажется просто естественным, так как оно легитимировано традицией. Однако любое художественное или критическое сочинение представляет собой ответ на вызов, исходящий от той ситуации, в которой оно появилось. <...> любая деятельность, организуемая человеком, требует существования у него представлений, ориентируясь на которые, он - сознательно или нет — планирует свое поведение. Стратегия состоит в оценке ситуации, в структурировании ее и выборе (сознательном или бессознательном) последовательности дальнейших шагов. Важно, что авторская стратегия развертывается не только в поле литературы <...>, но шире - в социальном пространстве» [52, с. 7].

И наконец, принципиальным моментом оказывается само определение дефиниции «авторская стратегия», активно употребляемой отечественными исследователями (не только литературоведами, но и лингвистами, философами) в последнее десятилетие [27; 28: 31; 32; 72; 81; 84; 93; 94; 98; 106; ИЗ; 114; 117; 125; 135; 139; 144; 148; 150; 176; 184; 186; 188; 207; 199; 200; 201; 202] вне четких терминологических границ.

Еще в середине XX столетия американский литературовед К. Берк небезосновательно заявлял, что всякое произведение «избирает какую-то стратегию по отношению к ситуации» [233; с. 14]. Авторская стратегия в этом случае состоит в оценке и структурировании ситуации литературного быта, а также в последующей реакции на нее. Определяя понятие авторская стратегия, М. Берг ссылается на противоположение «концепта» и «плана» в работах Ж. Делеза и Ф. Гваттари [75; с. 25-47]: «Если концепт — это событие <...>, то план - абсолютный горизонт событий. Если же

концепт - это акт мысли, то план - образ мысли и вместилище разнообразных концептов. Говоря об авторской стратегии мы имеем в виду процедуру выбора концептов из возможных вариантов, предусмотренных планов» [52, с.62]. Очевидно, что подобная постструктуралистская трактовка авторской стратегии, отождествляемой с категорией «писательский имидж», сближается и с термином из области социологии культуры «игровая модель авторского поведения». Соответственно, М. Берг делает акцент на однонаправленности писательского влияния, его манипулятивном и мистификационном характере воздействия на читателя.

Кроме того, актуальность настоящего диссертационного исследования вытекает из необходимости осмысления феномена авторской стратегии с точки зрения его конкретного воплощения в писательской практике. Наиболее примечательно в этом контексте творчество Евгения Анатольевича Попова - прозаика, драматурга, публициста, активного участника альманаха «Метрополь», одного из крупнейших фигур современного литературного процесса (достаточно вспомнить активную публицистическую деятельность прозаика, а также включение в 2012 г. в бИоЛ-лист Букеровской премии его интернет-романа «Арбайт. Широкое полотно»). На протяжении почти сорокалетнего творческого пути писатель активно менял поведенческие (от образа «балагура» от литературы, «друга Пригова и В. Ерофеева» к репутации журнального критика и «большого» романиста) и повествовательные стратегии - от сказовой традиции в новеллистике 1970-80-х гг., через создание метатекстовых структур в романах 1990-2000-х гг. («Прекрасность жизни», «Подлинная история "Зеленых музыкантов"») к опубликованным в начале 2000-х гг. текстам «синтетической» структуры («Опера нищих», «Мастер Хаос», «Арбайт. Широкое полотно: интернет-роман»). Подчеркнем, что именно в прозе Евг. Попова - от рассказов 1970-80-х гг. к романам 1990-х гг. - особую значимость приобретает весьма специфическая авторская стратегия организации повествования: её «невписываемость» в традиционные

нарративные модели, эстетико-коммуникативная преднамеренность, текстоцентричность, литературоцентричность, повышенная авторефлексия и роль повествователя, образа автора и точки зрения фиктивного читателя.

В литературу Евг. Попов вошёл, получив благожелательный отзыв В. М. Шукшина: «Я прочитал рассказы Е. Попова, - писал В. Шукшин о «малой прозе» начинающего писателя, - и почувствовал, что мне <...> они были нужны. Рассказы состоялись. <.. .> Рассказы Попова - про Сибирь. Я даже не знаю, сибиряк ли он родом, но ухватывает трудноуловимое состояние людей, когда они еще в поисках лучшего места, в нешуточной борьбе за человеческую жизнь и еще должны породить исторически стойкое потомство. <...> Евг. Попову многое удаётся. Многое ещё не удаётся. По-моему, он всё ещё грешит «густотой письма»... Но зато как он точен в диалоге! И как по-хорошему скуп в выявлении искреннего чувства героев...» [9, с. 164]. Примечательно, что В. Шукшин отметил те важнейшие «приметы» повествовательной манеры «малой прозы» писателя, которые станут характерными и для его последующих романов.

Однако, несмотря на столь благожелательный отзыв мэтра отечественной прозы 1960-70-х гг., творчество Евг. Попова стало объектом внимания исследователей лишь в 1990-х гг. По всей видимости, обусловлено это было известными идеологическими обстоятельствами: после скандала с альманахом «Метрополь» [см. об этом: 76] Евг. Попов, наряду с В. Ерофеевым, был исключен из Союза писателей, что означало и фактическое «исключение» из официального литературного процесса, а его проза вплоть до 1990-х гг. в России не печаталась.

Степень научной разработанности проблемы. Лишь в конце 1980-х гг., когда отечественная литературная критика заговорила о феномене «другой» прозы (произведения, написанные в совершенно особой манере, выработанной андеграундной формой существования, равно далекие как от канонов соцреализма, так и от требований литературы социального протеста), имя Евг. Попова появляется в одном ряду с В. Ерофеевым,

В. Пьецухом, Т. Толстой и др. В частности, Г. Белая в статье «"Другая проза": предвестие нового искусства» ставит вопрос о том, кого же следует относить к «другой прозе» [49, с. 134]. И среди самых разных писателей (JI. Петрушевская, В. Нарбикова, Т. Толстая, Вяч. Пьецух, С. Каледин) называет Евг. Попова. Исследовательница небезосновательно отмечает, что «другая проза», в отличие от произведений социалистического реализма, перемещает читателя в иные сферы, к другим людям. Ее художественное пространство размещается в «замызганных» общежитиях для «лимиты» [49, с. 135], в коммуналках, на кухнях, в казармах, где властвовала дедовщина, на кладбищах, в тюремных камерах и магазинных подсобках. Персонажи «другой прозы» в основном маргиналы: бомжи, воры, пьяницы, хулиганы и т.п.

Необходимо отметить терминологическую неопределенность при попытке классификации прозы конца XX в. в целом и творчества Евг. Попова, в частности. Так, Н. Иванова для обозначения творчества представителей «другой прозы», чье повествование отличают «артистически-причудливые формы», вводит термин «иронический авангард» [85, с.239-253]. Соответственно, типологическими чертами прозы представителей «иронического авангарда» (Е. Попова, В. Пьецуха) оказываются тотальная ироничность, пронизывающая все уровни повествования. Г. JI. Нефагина, в целом соглашаясь, с мнением Г. Белой и Н. Ивановой, уточняет, что уже в начале 1990-х гг. «другая проза» внутренне дробится на ряд течений, одним из которых становится «иронический реализм» с «сознательной ориентацией на книжную традицию, игровой стихией, театрализованными формами повествования, зрелищностыо метафоры, пронизывающей всю ткань произведения иронией» [150, с. 198]. Творчество Е. Попова, полагает исследовательница, относится именно к «ироническому реализму». В рассказах прозаика «Тетя Муся и дядя Леня», «Щигля», «Барабанщик и его жена барабанщица» передается «состояние будничной бездны, в которой смешались боль и

нежность, добро и зло, фарс и трагедия» [150, с.207-208]. Сходную точку зрения высказывает О. В. Богданова, уточняющая, что предметом изображения «иронистов» становится «фантасмагория и абсурд современного существования, исходным материалом часто служат травестийно сниженные образцы классической русской литературы, опорой повествования нередко избирается анекдот, основу сюжета, как правило, составляет парадокс, узел фабульной коллизии завязывается вокруг неожиданных житейских метаморфоз» [57, с.70]. И. И. Яценко, по сути, повторяя характеристики Н. Ивановой, О. Богдановой, Г. Нефагиной, обозначает творчество Евг. Попова, Т. Толстой, В. Ерофеева, В. Пелевина понятием «нетрадиционная проза», подчеркивая, что произведения этих авторов «по внешней форме <...> вполне соответствуют традиционным, однако их цели и способы достижения этих целей все же иные» [232, с.5]. И. И. Яценко отмечает, что в произведениях этих писателей «ослаблена роль сюжетного действия, субъективно изображается художественное время и пространство, отсутствует открыто выраженная авторская позиция, использован прием полистилистики, имеются отсылки к разного рода фоновой информации культурно-исторического и интертекстуального характера» [232, с.5]. Очевидно, что литературовед перечисляет общие черты, свойственные постмодернисткой литературе, тем более, что кратко характеризуя прозу Е. Попова, И.И. Яценко отмечает: «Евг. Попов при внешней авангардности многих своих текстов все же принадлежит к числу писателей-постмодернистов. Питательной средой для русского постмодернизма стала советская реальность с ее давно утратившими смысл лозунгами, с ее всепроникающей идеологией. Действительность начинает восприниматься как условность» [232, с.110]. В связи с этим неубедительным и избыточным, на наш взгляд, представляется использование литературоведом «дополнительного» определения «нетрадиционная» проза.

Подчеркнем, что исследования, посвящённые прозе Евг. Попова, в основном имеют обзорный характер и рассматривают творчество писателя сквозь призму «принадлежности» тому или иному литературному течению. Чаще всего, его произведения рассматривают в русле постмодернистской и соцартовской (концептуалистской) поэтики, эстетики и философии (M. Н. Липовецкий [130], Г. Л. Нефагина [150], И. С. Скоропанова [188] и др.). В частности, Г. Нефагина отмечает трансформацию иронического реализма и динамику авангардной литературы именно в соц-арте и рассматривает роман Е. Попова «Душа патриота...» как повествование, стоящее на грани концептуализма и соц-арта [150, с. 272-278]. Однако, справедливости ради, нельзя не упомянуть о том, что постмодернисткая специфика творчества Евг. Попова была распознана не сразу: в частности, С. Чупринин в послесловии к первой публикации «Души патриота» в журнале «Волга» рассматривал роман Е. Попова с позиций реалистической эстетики [см.: 217, с. 77-81].

Один из крупнейших историков отечественного постмодернизма M. Н. Липовецкий справедливо считает, что «для стилевого эклектизма Евг. Попова в равной мере характерны и сказочность, и карнавальность» [131, с. 286]. По сути, литературовед абсолютно прав, указывая на принадлежность прозы Евг. Попова, наряду с некоторыми текстами В. Аксенова, Саши Соколова, В. Сорокина, В. Ерофеева, В. Пьецуха мениппейной традиции, поскольку признаки мениппеи, выделенные M. М. Бахтиным [см.: 43; 48], отчетливо проявляются и в новеллистики прозаика, и в его последующих романах: «обилие почти всегда пародийных вставных жанров», «диалогичность автора и героя в подходе к самому себе, разбивающая внешние оболочки образа личности», «обесценивание всех внешних положений человека, превращение их в роли, разыгрываемые на подмостках мирового театра по воле слепой судьбы» [131, с.287]. Исследователь, кроме того, подчеркивает, что именно в романах Евг. Попова и В. Сорокина конца 1980-х гг. как крупнейших

образцах соц-арта через трансформации образа автора-творца происходит децентрализация художественной концепции: «Автор из всевластного демиурга превращается в участника той же игры, которую, как правило, ведут его собственные герои. <...> сам художественный текст в этой поэтике приобретает значение онтологического жеста автора-творца, осознавшего по ходу сюжета свою зависимость от созданного им мира через метонимическую аналогию с бытием персонажей - заложников сочиненных ими игровых реальностей. Если в модернизме автор-творец создавал витраж, настаивая на том, что из разрозненных элементов индивидуального восприятия рождается подлинная гармония мироустройства, то в постмодернистской метапрозе этот витраж, разлетаясь вдребезги, преобразуется в калейдоскоп, благодаря которому эстетический эффект извлекается из неупорядоченных - и не поддающихся упорядочиванию - осколков, пребывающих в непрерывной динамике, отражающихся друг в друге и в системе скрытых зеркал» [131, с.290].

В основном внимание литературоведов и критиков (В. Курицын, И. Скоропанова, Г. JI. Нефагина и др.) сосредоточено на сюжетно-тематических особенностях романа «Душа патриота» [121, с. 170-182; 122, с. 182-184; 150, с. 272-278; 188, с. 225-236], тогда как творчество середины 1980-1990-х гг. остается практически на периферии внимания исследователей. В целом в эти годы проза Е. Попова по-прежнему рассматривается А. Агеевым, С. Боровиковым, В. Потаповым как «другая», «андеграундная», как «проза новой волны» [26, с. 213-222; 60, с. 135-136; 170, с. 251-257].

И если начало 1990-х гг. было ознаменовано терминологической размытостью и неопределенностью как «направлений» внутри постмодернизма, так и творчества многих его представителей, в том числе Е. Попова, что обусловлено многообразием имен, течений постперестроечной словесности, разнообразием авторских стратегий, то литературно-критическая рецепция творчества Евг. Попова конца 1990-х -

2000-х гг. отличается в целом единообразием интерпретаций и рассматривается в рамках постмодернизма. Заметим также, что в 2000-х гг. обзорные статьи, посвященные творчеству Е. Попова, включаются в литературоведческие справочные издания: достаточно вспомнить публикации O.E. Осовского [182, с. 430-431] и С. Чупринина [217, с. 228231].

Н. Лихина, предпринимая попытку классифицировать отечественную прозу постмодерна, выделяет в ее рамках на основе «совокупности схожих черт на уровне метода, мироощущения, жанра, стиля, художественных признаков и приемов» [134, с. 15], в качестве одного из «подвидов» бестендепциозную прозу. В основе ее, отмечает исследовательница, в общем-то повторяя известное определение Г. Нефагиной, М. Берга и др. лежат «деканонизация, десакрализация, разрушение традиционных ценностных центров, аморфность жанровой системы, активное использование приемов абсурда» [134, с. 16]. В рамках бестенденциозной прозы, наряду с романами Саши Соколова и Е. Кудрякова, Н. Лихина называет и прозу Евг. Попова. Эта же мысль прослеживается в диссертационном исследовании О. В. Вдовиченко, в котором в ряду отечественных прозаиков и драматургов XX столетия, использующих абсурдистские приемы, важное место, по мнению исследовательницы, занимает и творчество Евг. Попова: «Именно создание образа абсурдной реальности (наряду, заметим, со специфической повествовательной позицией автора и очевидной оппозиционностью героя, «стертостью» его личностного начала), в противовес индивидуальным способам его художественного воплощения со всей очевидностью роднит многих представителей отечественного постмодернизма — от В. Пьецуха и Евг. Попова до Д. Пригова и В. Сорокина, причем способы абсурдизации реальности или же выбор «объекта» изображения оказывается нередко различным» [63; с. 105]. Справедливости ради заметим, что О. В. Вдовиченко, по сути, развивает идею М. Н. Липовецкого о

принципиальной роли явления абсурда в рамках постмодернистской поэтики [см.: 131, с. 288-289].

Нередко исследователи отмечают постмодернистскую и соцартовскую специфику его творчества (С. Чупринин). Например, В. Потапов называет роман «Душа патриота» как «обращающий свою иронию на самое "инаковость", "самоотрицающий"» [170, с. 257], что объясняется стремлением критика показать новаторство коммуникации автора и читателя в произведении. Не вполне адекватной представляется нам оценка писательского мастерства Евг. Попова, предложенная Вяч. Курицыным, который считает, что Попов «никогда не был и не стал хорошим новеллистом, чётко и эффектно выстраивающим композицию» [120, с. 218]. По справедливому замечанию В. Шмида, «подбор повествуемых элементов из событий, соединение этих элементов друг с другом для создания конкретной истории, их оценка и обозначение — все эти операции свидетельствуют о нарраторе, в компетентность которого они входят» [222, с. 77]. Исходя из приведённой цитаты, очевидно, что Вяч. Курицын не вполне правомерно рассматривает намеренную бездейственность сюжета новелл и ограниченность кругозора непрофессионального рассказчика как недостаток автора.

Напротив, С. Боровиков называет Евг. Попова «национальным писателем» [60, с. 135], рассматривая его рассказы не с точки зрения формального мастерства, а с позиций «народности» и места наследия прозаика в современной национальной культуре.

Заметим, что до настоящего времени не существует целостного монографического исследования повествовательного дискурса прозы писателя, за исключением нескольких работ, рассматривающих ее отдельные аспекты. Так, Е. Е. Баринова в диссертационной работе анализирует роль метатекста в организации повествования современной отечественной прозы на материале романа Евг. Попова «Подлинная история "Зелёных музыкантов"» [36, с. 20-21]. При этом

исследовательница рассматривает роман Е. Попова в контексте аналогичных, на ее взгляд, метатекстуальных повествований А. Битова, С. Довлатова, Н. Байтова-

Подчеркнем, что наиболее полный анализ прозы писателя представлен в работах О. Ю. Осьмухиной: впервые в отечественном литературоведении исследовательница не просто анализирует формы и способы функционирования авторской маски в новеллистике писателя, но выявляет художественное своеобразие первого сборника рассказов В. Попова «Веселие Руси». О. Ю. Осьмухина характеризует персонажную систему прозы Евг. Попова, специфику «смехового» мира и «смехового слова» [см.: 156, с. 7-15; 159, с. 32-37; 160, с. 211-264; 161, с. 236-237; 162, с. 298306; 163, с. 248-252; 164, с. 249-254]. Кроме того, литературовед в связи с осмыслением проблемы соотношения автора и авторской маски в творчестве писателя исследует специфику повествования его «малой прозы» 1970-начала 1980-х гг. [160, с. 211-264], а также своеобразие последнего на сегодняшний день романа Евг. Попова «Арбайт. Широкое на полотно» [164, с. 249-254].

Таким образом, очевидно, что большинство исследователей сосредоточивают свое внимание на осмыслении сюжетно-композиционных особенностей творчества Евг. Попова, изучении приемов его прозы, отдельных аспектах поэтики его романов «Душа патриота» и «Накануне накануне», тогда как специфика его повествовательной манеры, становящейся формой выражения авторской стратегии, остается не исследованной. Избранная нами для анализа авторская стратегия прозы Евг. Попова, представленная в широком литературно-критическом и историко-культурном контекстах, позволяет наиболее наглядно показать характерные художественные особенности творчества прозаика 1970-х-1990-х годов. Поскольку отечественное литературоведение до сих пор не предпринимало полномасштабного изучения авторской стратегии Евг. Попова, ограничиваясь лишь отдельными наблюдениями, в диссертации

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Байкова, Светлана Алексеевна, 2013 год

Список использованных источников

1. Гоголь Н. В. Собрание художественных произведений в пяти томах / примеч. К. Д. Муратовой; под ред. Б. В. Томашевского / Н. В. Гоголь. - Т.З. Повести. - М.: Изд-во АН СССР, 1952. - 501 с.

2. Ерофеев В. В. Москва - Петушки / В. В. Ерофеев. - М. : Вагриус, 2008.- 192 с.

3. Зощенко М. М. Голубая книга. Рассказы / М. М. Зощенко. - М. : Правда, 1086.-624 с.

4. Зощенко М. М. Опальные рассказы [электронный ресурс] / М. М. Зощенко. - Режим доступа: http://lib.ru/RUSSLlT/ZOSHENKO/opala.txt (дата обращения: 08.10.2011)

5. Зощенко М. М. Сатира и юмор 20-х - 30-х годов [Электронный ресурс] / М. М. Зощенко. - Режим доступа : http://bookZ.ru (дата обращения: 10.12.2011)

6. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Сост. А. А. Нейхардт. - М. : Правда, 1990. - 576 с.

7. Попов Е. А. Душа патриота, или Различные послания к Ферфичкину / Е. А. Попов // Ресторан «Берёзка» : повести. - М. : ACT, 2010. - С. 315-460.

8. Попов Е. А. Душа патриота, или Различные послания к Ферфичкину / Е. А. Попов // Волга. - 1989. - № 2. - С. 3-77.

9. Попов Е. А. Калёным железом : повести, рассказы / Е. А. Попов. -М. : ACT, 2009. - 382 с.

Ю.Попов Е. А. Накануне накануне / Е. А. Попов // Попов Е. А. Ресторан «Берёзка» : повести. - М. : ACT, 2010. - С. 9-132.

П.Попов Е. А. Ответы на вопросы, заданные А. П. Николаевым 22.03.1997. [Электронный ресурс] / Е. А. Попов. - Режим доступа: http: www.guelman. ru (дата обращения: 11.03.2012)

12.Попов Е. А. Песня первой любви: рассказы / Е. А. Попов. - М. : ACT, 2009.-414 с.

1 З.Попов Е. А. Прекрасность жизни : Главы из «романа с газетой», который никогда не будет начат и закончен / Е. А. Попов. - М. : Московский рабочий, 1990. - 416 с.

14. Попов Е. А. Подлинная история «зелёных музыкантов» / Е. А. Попов. - М. : Вагриус, 2001. - 336 с.

15.Попов Е. А. Рассказы. Предисловие Василия Шукшина / Е. А. Попов //Новый мир. - 1976.-№4.-С. 164-172.

16.Попов Е. А. «Человек никогда не бывает счастлив». Беседу ведёт Евгений Шкловский / Е. А. Попов // Дружба народов. - 1998. - № 6.

- С. 206-212.

17. Тургенев И. С. Накануне. Отцы и дети / И. С. Тургенев. — М. : Художественная литература, 1979. - 334 с.

18. Шукшин В. М. Беседы при ясной луне : рассказы / В. М. Шукшин. -М. : Эксмо, 2010.-640 с.

19.Шукшин В. М. Как я понимаю рассказ / В. М. Шукшин // Шукшин В. М. Собрание сочинений в пяти томах. - Барнаул : Венда, 1992. -Т. 5. - Рассказы, публицистика. - С. 365-368.

20.Шукшин В. М. Собрание сочинений в пяти томах / В. М. Шукшин.

- Барнаул : Венда, 1992. Т. 2. - Рассказы. - 386 с.

21.Аверинцев С. С. Автор / С. С. Аверинцев, И. Б. Роднянская // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. - М. : Сов. энциклопедия, 1978.- Т. 9. - Стлб. 28-34.

22.Авраменко А. А. Поэтика сказа в русской литературе 1970-2000-х гг. : Автореф. дис. ... канд. филол. наук / А. А. Авраменко. - М., 2008.- 17 с.

23.Автоинтерпретация : Сборник статей / Под ред. А. Б. Муратова, Л. А. Иезуитовой. — СПб. : Изд-во С. -Петерб. ун-та, 1998. - 208 с.

24.Автор как проблема теоретической и исторической поэтики : сборник научных статей : в 2 частях / Учреждение образования «Гродненский гос. ун-т им. Янки Купалы»; [редкол.: Т.Е. Автухович (отв. ред.) и др.]. Минск : РИВШ, 2007. - Ч. 1. - 240 с.

25.Автор и текст : Сб. статей / Под ред. В. М. Марковича и В. Шмида. -СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. - 470 с.

26.Агеев А. Превратности диалога / А. Агеев // Знамя. - 1990. - № 4. -С. 213-222.

27.Андреева В. А. Литературный нарратив как интердискурс / В. А. Андреева // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. - 2009. -№92.-С. 163-169.

28.Андреева В. ТО. Стратегии и тактики коммуникативного саботажа: Дис. ... канд. филол. наук / В. Ю. Андреева. - Курск, 2009. - 211 с.

29.Андрианова М. Д. Авторские стратегии в романной прозе А. Битова: Автореф. дис ... канд. филол. наук / М. Д. Андрианова. - СПб., 2011. -20 с.

30.Антоничева М. Ю. Границы реальности в прозе В. Набокова: Авторские повествовательные стратегии : Дис. ... канд. филол. наук / М. Ю. Антоничева. - Саратов, 2006. - 208 с.

31. Антонова Ю. А. Коммуникативные стратегии и тактики в современном газетном дискурсе: отклики на террористический акт : Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Ю. А. Антонова. -Екатеринбург, 2007. - 23 с.

32.Аристова Н. С. Коммуникативные стратегии высокой тональности общения: на материале английской художественной литературы XIX-XX вв. : Дис. ... канд. филол. наук / Н. С. Аристова. - Нижний Новгород, 2007.- 191 с.

33.Арутюнова Н. Д. Фактор адресата / Н. Д. Арутюнова // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. — М. : Наука, 1981. - Т. 40. -№ 4. - С. 356-367.

34.Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. / Н. Д. Арутюнова. - М. : Языки русской культуры, 1999. - 895 с.

35.Балабанова И. Говорит Дмитрий Александрович Пригов. - М. : ОГИ, 2001.- 168 с.

36.Баринова Е. Е. Метатекст в постмодернистском литературном нарративе (А. Битов, С. Довлатов, Е. Попов, Н. Байтов) : Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. Е. Баринова. - Тверь, 2008. - 23 с.

37.Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр. / Р. Барт ; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М. : Прогресс, 1989.- 616 с.

38.Барт Р. «Смерть автора» / Р. Барт // Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова.— М. : Прогресс, 1989. - С. 384-391.

39.Бахтин М. М. Работы 1940-1960 гг. / М. М. Бахтин // Бахтин М. М. Собр. соч.: в 7 т. - М. : Русские словари, 1997. - Т.5. - 731 с.

40.Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М. М. Бахтин. - М. : Художественная литература, 1975. - 504 с.

41.Бахтин М. М. Дополнения и изменения к «Рабле» // Бахтин М. М. Собрание сочинений. - М. : Русские словари, 1997. - Т.5. Работы 1940-1960 гг. - С.80-129.

42. Бахтин М. М. Рабочие записи 1960-начала 70- х гг. / М. М. Бахтин // Собрание сочинений в семи томах. - Т.6. Проблемы поэтики Достоевского, 1963. Работы 1960-1970-х гг. - М. : Русские словари; Языки славянской культуры, 2002. - С. 371-439.

43.Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. — М. : Советская Россия, 1979. - 320 с.

44.Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. - М. : Художественная литература, 1990. - 543 с.

45.Бахтин М. М. Тетралогия / М. М. Бахтин. - М. : Лабиринт, 1998. -608 с.

46.Бахтин М. М. Эпос и роман / М. М. Бахтин. - СПб. : Азбука, 2000. -304 с.

47.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров; текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. - М. : Искусство, 1979. - 424 с.

48.Бахтин М. М. Язык в художественной литературе / М.М. Бахтин // Собр. соч. Работы 1940-х - начала 1960-х годов. - М. : Русские словари, 1997. - С. 287-297.

49.Белая Г. «Другая проза»: предвестие нового искусства / Г. Белая // Звезда,- 1988,-№4.-С. 134-139.

50. Бельчиков Ю. А. Из наблюдений над стилем прозы Евг. Попова / Ю. А. Бельчиков // Русский язык. XX век. - М. : Изд-во Москов. унта, 2003.-С. 244-254.

51.Беляева Н. В. Поэтика маски в русском романе: интертекстуальные аспекты / Н. В. Беляева // Русская литература. Исследования: Сб. науч. трудов. Вып. VI. - Киев : Логос, 2004. - С. 38-53.

52.Берг М. Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе / М. Берг. - М. : НЛО, 2000. -352 с.

53.Бешукова Ф. Б. Модификации концептуализма в системе русского постмодернизма / Ф. Б. Бешукова // Пушкинские чтения-2008. Материалы XIII межд. научн. конф. «Пушкинские чтения» / под общей ред. В.Н. Скворцова; отв. ред Т. В. Мальцева. - СПб. : Изд-во Ленингр. ун-та им. А. С. Пушкина, 2008. - С. 292-298.

54.Болдырева Е. М. «Офтальмологичесая поэтика»: автобиографическая стратегия А. Ремизова в повести «Подстриженными глазами» / Е. М. Болдырева // Русская литература ХХ-ХХ1 веков: проблемы теории и методики изучения: Материалы Второй Международной

научной конференции: 16-17 ноября 2006 г. / Ред.-сост. С. И. Кормилов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2006. - С. 61- 65.

55.Богданова О. В. Современный литературный процесс (К вопросу о постмодернизме в русской литературе 70-90-х годов XX века) / О. В. Богданова. - СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2001. — 252 с.

56.Бонецкая Н. К. Образ автора в системе художественного произведение (К вопросу об эстетической природе образа автора...) : Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н. К. Бонецкая. - М., 1986. -22 с.

57.Большакова А. Ю. Современные теории жанра в англоамериканском литературоведении / А. Ю. Большакова // Теория литературы. В 4 т. Т.Ш. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). - М. : ИМЛИ РАН, 2003. - С. 99-130.

58.Большакова А. Ю. Теория автора в современном литературоведении / А. Ю. Большакова // Известия РАН, 1998. - Т.57. - №5. - С. 15-24.

59.Борисова Л. М. Проблема маски в символистской и постсимволистской драме / Л. М. Борисова // Ученые записки Таврического национального университета. - 2000. - №13 (52). -С. 238-244.

60.Боровиков С. Евгений Попов как национальный писатель / С. Боровиков // Волга. - 1999. - № 2. - С. 135-136.

61.Вайль П., Генис А. Принцип матрешки / П. Вайль, А. Генис // Новый мир. - 1989.-№10.-С. 247-250.

62.Винникова Г. Э. Тургенев и Россия / Г. Э. Винникова. - М. : Советская Россия, 1977. - 448 с.

63.Вдовиченко О. В. Культурфилософский контекст абсурда в художественном сознании России рубежа ХХ-ХХ1 вв. (на материале творчества В. Пелевина, Д. Липскерова) : Дис. ... канд. культурологии / О. В. Вдовиченко. - Саранск, 2009. - 170 с.

64.Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей / В. В. Виноградов.-М. : Гослитиздат, 1961.-286 с.

65.Виноградов В. В. Избранные труды. О языке художественной прозы / В. В. Виноградов. - М. : Наука, 1980. - 360 с.

66.Виноградов В. В. Проблема сказа в стилистике / В. В. Виноградов // Избранные труды. О языке художественной прозы. — М. : Наука, 1980.-С. 42-54.

67.Виноградов В. В. О теории художественной речи / В. В. Виноградов. - М. : Высшая школа, 2005. - 287 с.

68.Власенко Т. Л. Литература как форма авторского сознания / Т. Л. Власенко. - М. : Логос, 1995. - 200 с.

69.Галкина Т. Г. Психолингвистическое обоснование методики исследования образов авторского сознания / Т. Г. Галкина // Пушкинские чтения - 2009. Материалы XIV международной конференции «Пушкинские чтения» / под общей ред.

B.Н. Скворцова; отв. ред. Т.В. Мальцева. - СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2009. - С.301-307.

70. Годенко Н. М. Языковое выражение образа автора и образа рассказчика в русской прозе молодых авторов (по произведениям

C. Агаева, А. Иванова, С. Толкачёва, М. Шараповой) : Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н. М. Годенко. - М., 2003. - 22 с.

71 .Гольдштейн А. Словопрения об успехе нехороши / А. Гольдштейн // Критическая масса. - 2004. - №2. - С. 54-56.

72.Граматчикова Н. Б. Новые стратегии в литературе Серебряного века (М. Волошин, Н. Гумилев, М. Кузмин) : Автореф. дис. ... канд. фил. наук / Н. Б. Граматчикова. — Екатеринбург, 2004. - 20 с.

73.Гулиус Н. С. Художественная мистификация как прием текстопорождения в русской прозе 1980-90-х гг. (Битов, Харитонов, Буйда) : Дис. ... канд. филол. наук / Н. С. Гулиус. - Томск, 2006. -200 с.

74.Дворцова Н. П. Стратегия авторизации текстов в современной прозе / Н. П. Дворцова // Традиции русской классики XX века и современность: Материалы научной конференции. Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова. 14-15 ноября 2002 г. / Ред.-сост. С.И. Кормилов. -М. : Изд-во МГУ, 2002. - С. 247-251.

75.Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - М. : Институт экспериментальной социологии; СПб. : Алетейя, 1998.-283 с.

76.Дело «МетрОполя» : Стенограмма расширенного заседания секретариата МО СП СССР от 22 января 1979 года [Электронный ресурс] / подготовка текста, публикация, вступ. ст. и коммент. М. Заламбани // НЛО. - 2006. - № 82. - Режим доступа: http: magazines.russ. ru (дата обращения: 10.02.2011).

77.Дрозда М. Нарративные маски русской художественной прозы (от Пушкина до Белого) / М. Дрозда // Russian Literature. XXV (1994). -С. 287-548.

78.Драгомирецкая Н. В. Автор и герой в русской литературе 19-20 века / Н. В. Драгомирецкая. - М. : Наука, 1991. - 382 с.

79.Десятое В. В. Русские постмодернисты и В. В. Набоков (Интертекстуальные связи) : дисс. ... д-ра филол. наук / В. В. Десятое. - Барнаул, 2004. - 439 с.

80.Ефимова С. Н. Рассказ Е. Попова «Как съели петуха» в контексте сборника «Жду любви невероломной» / С. Н. Ефимова // Русская литература XX-XXI веков: проблемы теории и методики изучения: Материалы Третьей Международной научной конференции: 4-5 ноября 2008 г. / Ред.-сост. С.И. Кормилов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2008. - С. 252-256.

81.Женетт Ж. Фигуры. Работы по поэтике: в 2 т. / Ж. Женетт. - М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1998. - Т. 1. - 472 с. - Т. 2. - 472 с.

82.Жданова А. В. Авторские стратегии раннего творчества Г. Флобера / А. В. Жданова // Пушкинские чтения-2011. Материалы XVI международной конференции «Пушкинские чтения» / под общей ред. В. Н. Скворцова; отв. ред. Т. В. Мальцева. - СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. - С.294-302.

83.Журчева О. В. Формы выражения авторского сознания в русской драме XX века. : Автореф. дис .... д-ра филол. наук / О. В. Журчева. -Самара, 2009.-41 с.

84.3ахаров Е. В. Малая проза Даниила Хармса: авторские стратегии и параметры изображения мира : Дисс. ... канд. филол. наук / Е. В. Захаров. - Екатеринбург, 2007. - 204 с.

85.Звягина М. Ю. Авторские жанровые формы в русской прозе начала XXI века / М. Ю. Звягина // Русская литература XX-XXI веков: проблемы теории и методики изучения: Материалы Третьей Международной научной конференции: 4-5 ноября 2008 г. / Ред.-сост. С. И. Кормилов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2008. - С. 377-378.

86.Иванова Н. Б. Намеренные несчастливцы? (о прозе «новой волны») / Н. Б. Иванова // Дружба народов. - 1989 - № 7. - С. 239-253.

87.Иванова И. Н. Типология и эволюция иронии в поэзии русского модернизма (1890 - 1910 годы) : Автореф. дис. ... д-ра фил. наук / И. Н. Иванова. - Ставрополь, 2006. - 40 с.

88.Иванова Т. В. Формы выражения авторской позиции в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» / Т. В. Иванова // Пушкинские чтения-2009. Материалы XIV международной конференции «Пушкинские чтения» / под общей ред. В. Н. Скворцова; отв. ред. Т. В. Мальцева. - СПб. : ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2009. - С. 196-201.

89.Ильин И. П. Авторская маска / И. П. Ильин // Современное зарубежное литературоведение (Страны Западной Европы и США).

Концепции. Школы. Термины: Энциклопедический справочник / Ред.-сост. И. П. Ильин, Е. А. Цурганова. - М. : Интрада, 1996.

90.Ильин И. П. Нарратор / И. П. Ильин // Современное зарубежное литературоведение (Страны Западной Европы и США). Концепции. Школы. Термины: Энциклопедический справочник / Ред.-сост. И. П. Ильин, Е. А. Цурганова. - М. : Интрада, 1996. - С.79-81.

91. Ильин И. П. Постмодернизм : словарь терминов / И. П. Ильин. - М. : ИНИОН РАН-ШТЯАБА, 2001. - 344 с.

92.Имехелова С. С. Идентификация и перевоплощение художника в творческом процесс / С. С. Имехелова // Русская литература ХХ-ХХ1 веков: проблемы теории и методики изучения: Материалы Третьей Международной научной конференции: 4-5 ноября 2008 г. / Ред.-сост. С. И. Кормилов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2008. - С. 117-121.

93.Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. -М.: Наследие, 1994. - 512 с.

94.Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи : Дис. ... д-ра филол. наук / О. С. Иссерс. - Омск, 1999. - 385 с.

95.Калинин К. Е. Коммуникативные стратегии убеждения в англоязычном политическом дискурсе: автореф. дис. ... канд. филол. наук / К. Е. Калинин. - Нижний Новгород, 2009. - 20 с.

96.Каргашин И. А. Сказовый тип повествования в современной советской прозе (60-70-е годы) : Автореф. дис. ... канд. филол. наук/ И. А. Каргашин. - М., 1991. - 17 с.

97.Карпова В. В. Автор в современной русской постмодернистской литературе (на материале романа А. Битова «Пушкинский Дом») / В. В. Карпова. - Борисоглебск, 2005. - 139 с.

98. Касымов А. Щигля. Евгений Попов: десять лет тому вперёд / А. Касымов // Знамя. - 2000. - № 7. - С. 200-205.

99.Ковалева Н. А. Авторское фразообразование и коммуникативная стратегия текста (на материале писем А.П.Чехова) : Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н. А. Ковалева. - Москва, 1992. - 21с.

100. Ковригина Е. А. Коммуникативная стратегия самопрезентации в дискурсе интернет-интервью : Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. А. Ковригина. - Кемерово, 2010. - 24 с.

101. Кожевникова Н. А. Из истории типов повествования в русской литературе 19-20 вв. / Н. А. Кожевникова // Стилистика художественной речи : межвуз. тем. сб. / отв. ред. Р. Р. Гельгардт. -Калинин : Изд-во Калинин, гос. ун-та, 1982. - С. 102-119.

102. Кожевникова Н. А. О соотношении речи автора и персонажа / Н. А. Кожевникова // Языковые процессы современной русской художественной литературы. Проза / отв. ред. А. И. Горшков, А. И. Григорьева. - М. : Наука, 1977. - С. 7-98.

103. Кожевникова Н. А. О соотношении типов повествования в художественных текстах / Н. А. Кожевникова // Вопросы языкознания. - 1985.-№4.-С. 104-114.

104. Кожевникова Н. А. О типах повествования в советской прозе / Н. А. Кожевникова // Вопросы языка современной русской литературы. - М., 1971. - С.97-163.

105. Кожевникова Н. А. Пути развития сказа в русской литературе / Н. А. Кожевникова // Синтаксис текста [сб. ст.]. - М. : Наука, 1979. -С. 276-298.

106. Кожевникова Н. А. Типы повествования в русской литературе Х1Х-ХХ вв. / Н. А. Кожевникова - М. : Институт русского языка РАН, 1994.-345 с.

107. Козлова О. В. Взаимосвязь интер- и метатекста как актуализация коммуникативных стратегий автора в немецком биографическом дискурсе : Автореф. дис. ... канд. философ, наук / О. В. Козлова. - Иркутск, 2010. - 18 с.

108. Корман Б. О. Избранные труды по теории и истории литературы / Сост. и авт. предисл. В. И. Чулков / Б. О. Корман. -Ижевск : Изд-во Удм. ун-та, 1992. -235 с.

109. Корман Б. О. Избранные труды. Теория литературы / Б. О. Корман ; ред.-сост. Е. А. Подшивалова, Н. А. Ремизова, Д. И. Черашняя, В. И. Чулков. - Ижевск : Ин-т компьютерных исслед., 2006. - 552 с.

110. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения /Б. О. Корман. -М. : Просвещение, 1972. - 110 с.

111. Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора / Б. О. Корман // Страницы истории русской литературы / Под ред. Д. Ф. Маркова.-М. : Наука, 1971.-С. 199-207.

112. Корман Б. О. Проблема автора в художественном творчестве Ф. М. Достоевского и типология русского реалистического романа / Б. О. Корман // Типологический анализ литературного произведения / Под ред. Н, Д. Тамарченко. - Кемерово : Изд-во КГУ, 1982. - С.19-30.

113. Корман Б. О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов / Б. О. Корман // Проблемы истории критики и поэтики реализма. -Куйбышев: Изд-во КГУ, 1981. - С. 41-53.

114. Короткова О. В. Стратегии речевого поведения в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского : Автореф. дис. ... канд. фил. наук / О. В. Короткова. - М., 2000. - 20 с.

115. Кудачинова Ч. В. Коммуникативная стратегия дистанцирования в авторском построении текста: На материале романа К. Манна «Мефистофель. История одной карьеры» : Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Ч. В. Кудачинова. - М., 2005. -20 с.

116. Кузнецов И. В. Коммуникативная стратегия притчи в русской малой прозе XVII-XIX вв.: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / И. В. Кузнецов. - М., 2001. - 18 с.

117. Кузнецова А. В. Антропоцентрическая парадигма: образ автора в пространстве художественного текста / А. В. Кузнецов // Пушкинские чтения - 2009. Материалы XIV международной конференции «Пушкинские чтения» / под общей ред. В. Н. Скворцова; отв. ред. Т.В. Мальцева. - СПб. : ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2009. - С. 137-141.

118. Кульбакина О. В. Саморепрезентация автора в «Истории одного путешествия» А. И. Цветаевой / О. В. Кульбакина // Русская литература XX-XXI веков: проблемы теории и методики изучения: Материалы Второй Международной научной конференции: 16-17 ноября 2006 г. / Ред.-сост. С. И. Кормилов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2006.-С. 68-71.

119. Культура сквозь призму идентичности. - М. : Индрик, 2006. -424 с.

120. Курицын В. Н. Русский литературный постмодернизм / В. Н. Курицын. - М. : ОГИ, 2000. - 288 с.

121. Курицын В. Н. Четверо из поколения дворников и сторожей / В. Н. Курицын // Урал. - 1990. -№ 5. - С. 170-182.

122. Курицын В. Н. Заветный вензель - «К» на «Е» / В. Н. Курицын // Октябрь. - 1996. -№ 3. - С. 182-184.

123. Курницкая В. А. Проблема жанра романа-комментария в современном литературоведении (на материале «Бесконечного тупика» Д. Галковского) / В. А. Курницкая // Вестник ЧТУ. - 2012. -№ 2 (256). Филология. Искусствоведение. - Вып. 62. - С. 53-55.

124. Кучина Т. Г. Поэтика русской прозы конца ХХ-начала XXI в.: перволичные повествовательные формы : Автореф. дисс. ... д-ра филол. наук / Т. Г. Кучина. - Ярославдь, 2008. - 42 с.

125. Ланн Е. Л. Литературная мистификация / Е. Л. Ланн. - М., Л. : АН СССР, 1930.- 156 с.

126. Лапшина А. Ю. Коммуникативная стратегия неявного управления в межжанровом пространстве нарративного интервью: на материале немецкого языка : Автореф. дис. ... канд. филол. наук / А. Ю. Лапшина. - Самара, 2008. -22 с.

127. Лейдерман Н. Л. Современная русская литература : 1950 -1990-е годы : в 2 т. / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. - М. : Академия, 2003.-Т. 2: 1968 - 1990. - 688с. ; т. 1: 1953-1968. - 416 с.

128. Лелявская М. Г., Ярыгина Н. С. О некоторых традициях русской классики в литературе 90-х годов XX века / М. Г. Лелявская, Н. С. Ярыгина // Традиции русской классики XX века и современность: Материалы научной конференции. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова. 14-15 ноября 2002 г. / Ред.-сост. С.И. Кормилов. -М. : Изд-во МГУ, 2002. - С.250-252.

129. Леонтьев Э. П. Проблема автора и читателя в прозе и публицистике В. М. Шукшина : Автореф. дис. ... канд. филол. наук/ Э. П. Леонтьев. - Улан-Удэ : Бурят, гос. ун-т., 2004. - 22 с.

130. Линецкий В. Нужен ли мат русской прозе // Вестник новой литературы. - 1992. - №4. - С. 22-38.

131. Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм (Очерки исторической поэтики) / М. Н. Липовецкий. - Екатеринбург : Изд-во Уральского гос. пед. ун-та, 1997. - 317 с.

132. Литературная энциклопедия терминов и понятий / ИНИОН РАН: Под ред. А. Н. Николюкина. - М. : НПК Интелвак, 2003. - 1600 стлб.

133. Лихачёв Д. С. Смех в древней Руси / Д. С. Лихачёв // Избранные работы : В 3 т. - Л. : Художественная литература, 1987. -Т. 2.-С. 343—417.

134. Лихина Н. Е. Актуальные проблемы современной русской литературы. Постмодернизадм / Н. Е. Лихина. - Калининград : Изд-во Калинингр. ун-та, 1997. - 59 с.

135. Лотман Ю. М. Текст в тексте / Ю. М. Лотман // Избранные статьи: в 3 т. - Таллинн : Александра, 1992. - Т. 1. - С. 148-160.

136. Лотман Ю. М. Автокоммуникация : «Я» и «Другой» как адресаты (О двух моделях коммуникации в системе культуры) / Ю. М. Лотман // Лотман Ю. М. Семиосфера. - СПб. : Искусство-СПБ, 2000.-С. 164-178.

137. Лукин В. А. Художественный текст : Основы лингвистической теории. Аналитический минимум / В. А. Лукин. - М. : Изд-во Ось-89, 2009. - 560 с.

138. Максимова Н. В. «Чужая речь» как коммуникативная стратегия : Автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Н. В. Максимова. - СПб., 2006. -41 с.

139. Мальцева Т. В. Авторская стратегия самоидентификации героя в романе И.А. Гончарова «Обломов» / Т. В. Мальцева // Пушкинские чтения - 2011. Материалы XVI международной конференции «Пушкинские чтения» / под общей ред. В.Н. Скворцова; отв. ред. Т. В. Мальцева. - СПб. : ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2011. - С.287-294.

140. Манн Ю. В. Автор и повествователь / Ю. В. Манн // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания.-М. : Наследие, 1994.

141. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская. - СПб. : Алетейя, 2000. - 347 с.

142. Мелетинский Е. М. Историческая поэтика новеллы / Е. М. Мелетинский. - М. : Наука, 1990. - 275 с.

143. Мотеюнайте И. В. Юродство и авторство в литературе XX века / И. В. Мотеюнайте // Русская литература XX-XXI веков: проблемы теории и методики изучения: Материалы Международной научной

конференции: 10-11 ноября 2004 г. / Ред.-сост. С.И. Кормилов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. - С. 45-49.

144. Мущенко Е. Г. Поэтика сказа / Е. Г. Мущенко, В. П. Скобелев, JT. Е. Кройчик. - Воронеж : Изд-во Воронеж, ун-та, 1978. - 288 с.

145. Найок О. Б. Повествовательные стратегии в дискурсе английских фольклорных легенд : Автореф. дис. ... канд. филол. наук / О. Б. Найок. - М., 2002 - 25 с.

146. Накано Ю. Абрам Терц в письмах и записках Андрея Синявского: создание литературного амплуа как практика «чистого искусства» / Ю. Накано // Русская литература XX-XXI веков: проблемы теории и методики изучения: Материалы Второй Международной научной конференции: 16-17 ноября 2006 г. / Ред.-сост. С. И. Кормилов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2006. - С. 71-73.

147. Накано Ю. Творческая биография Андрея Синявского сквозь призму литературного амплуа Абрама Терца. Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Ю. Накано. - М., 2008. - 18 с.

148. Нестеренко А. А. Авторское начало в эпическом произведении.

- М.: Искусство, 1982. - 186 с.

149. Невярович Н. Ю. Жанрообразующие стратегии гротеска в современной прозе. На материале романа-гротеска А. Кима «Поселок кентавров» / Н. Ю. Невярович // Русская литература XX-XXI веков: проблемы теории и методики изучения: Материалы Второй Международной научной конференции: 16-17 ноября 2006 г. / Ред.-сост. С. И. Кормилов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2006. - С. 300-303.

150. Нефагина Г. J1. Русская проза конца XX века / Г. JI. Нефагина.

- 2-е изд. - М. : Флинта: Наука, 2005. - 320 с.

151. Ноблок Н. JI. Авторские стратегии в англоязычном политическом дискурсе: :на материале теледебатов Дж. Буша —

Дж. Керри : Автореф. дис. ... канд. филол. наук / H. J1. Ноблок. -Тамбов, 2007. - 22 с.

152. Одинцов В. В. Стилистика текста / В. В. Одинцов. - М. : Изд-во ЛКИ, 2007. - 264 с.

153. Орлицкий Ю. Б. Роман... с газетой / Ю. Б. Орлицкий // Октябрь. - 1992. - № 3. - С. 202-204.

154. Осовский О. Е. «Первичный» и «вторичный» художественный текст в современной русской прозе: ситуация сиквела / О. Е. Осовский // Русская литература XX-XXI веков: проблемы теории и методики изучения: Материалы Третьей Международной научной конференции: 4-5 ноября 2008 г. / Ред.-сост. С.И. Кормилов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2008. - С. 28-32.

155. Осьмухина О. Ю. Из России на Запад и обратно. Автор, маска и нарратология / О. Ю. Осьмухина // Вопросы литературы, 2010. №1. - С. 459-467.

156. Осьмухина О. Ю. Авторская маска в литературной и культурной практике России: генезис, эволюция, специфика функционирования / О. Ю. Осьмухина // Обсерватория культуры. -2007. - №4. - С.46-63.

157. Осьмухина О. Ю. Авторская маска в процессе становления авторского сознания (к вопросу о жанровой норме) / О. Ю. Осьмухина // Пушкинские чтения - 2011. Материалы XVI международной конференции «Пушкинские чтения» / под общей ред. В.Н. Скворцова; отв. ред. Т.В. Мальцева. - СПб. : ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2011.-С.7-15.

158. Осьмухина О. Ю. Концепция литературной маски в научном наследии M. М. Бахтина / О. Ю. Осьмухина // Наследие М.М.Бахтина в контексте мировой культуры. - Орел, 1997. - С. 185189.

159. Осьмухина О. Ю. Маска в современной массовой литературе / О. Ю. Осьмухина // Культ-товары: Феномен массовой литературы в современной России: Сб. науч. ст. - СПб. : СПГУТД, 2009. - С. 3237.

160. Осьмухина О. Ю. Русская литература сквозь призму идентичности : маска как форма авторской репрезентации в прозе XX столетия / О. Ю. Осьмухина. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2009.-286 с.

161. Осьмухина О. Ю. Сказ / О. Ю. Осьмухина // Знание. Понимание. Умение. - 2007. - № 4. - С. 236-237.

162. Осьмухина О. Ю. Специфика соотношения «автор - нарратор» в малой прозе Евг. Попова / О. Ю. Осьмухина // Пушкинские чтения - 2008. Материалы XIII международной конференции «Пушкинские чтения» / под общей ред. В.Н. Скворцова; отв. ред. Т. В. Мальцева. — СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2008. - С. 298-306.

163. Осьмухина О. Ю. Специфика сказового повествования в новеллистике Евг. Попова 1970-1980-х годов / О. Ю. Осьмухина // Русская литература XX-XXI веков : проблемы методологии и изучения / ред.-сост. С. И. Кормилов [сб. статей]. - М. : МАКС Пресс, 2008. - С. 248-252.

164. Осьмухина О. Ю. Синтез FICTION NONFICTION в прозе Евг. Попова 2000-х гг. / О. Ю. Осьмухина // Эстетико-художественное пространство мировой литературы: Материалы Международной научно-практической конференции "Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XIII Кирилло-Мефодиевские чтения": 15 мая 2013 года. - М. - Ярославль : Ремдер, 2013. - С.249-254.

165. Падерина Е. Г. Проблема образа автора в постмодернистской литературной критике / Е. Г. Падерина // Лесной вестник, 3/99. -С.48-52.

166. Пиванова Э. В. Гармония художественного текста в метапоэтике В. Набокова / Э. В. Пиванова ; Под ред. профессора К. Э. Штайн. - Ставрополь : Изд-во СГУ, 2008. - 216 с

167. Падучева Е. В. Семантические исследования / Е. В. Падучева. -М. : Языки славянской культуры, 1996. - 265 с.

168. Попова И. JI. Литературная мистификация в историко-функциональном аспекте : Дисс. ... канд. филол. наук / И. Л. Попова. -М., 1992.-230 с.

169. Попова И. Л. Литературная мистификация и поэтика имени // Филологические науки. -1992. -№1. - С. 16-25.

170. Потапов В. На выходе их «андеграунда» / В. Потапов // Новый мир. - 1989.-№ 10.-С. 251-257.

171. Постмодернизм: энциклопедия / сост. и ред. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. - Минск : Интерпрессервис, 2001. - 1040 с.

172. Постмодернисты о посткультуре. Интервью с современными критиками и писателями. - М., 1996. - 245 с.

173. Поэтика : словарь актуальных терминов и понятий / гл. научн. ред. Н. Д. Тамарченко. - М. : Издательство Кулагиной, 2008. - 358 с.

174. Прозоров В. В. Автор / В. В. Прозоров // Введение в литературоведение. - М., 1999. - С. 15-18.

175. Прозоров В. В. Читатель и литературный процесс / В. В. Прозоров. - Саратов : СГУ, 1975. - 212 с.

176. Пропп В. Я. Морфология сказки / В. Я. Пропп. - Л. : Academia, 1928.- 152 с.

177. Прохорова Т. Г. Расширение возможностей как авторская стратегия. Людмила Петрушевская / Т. Г. Прохорова // Вопросы литературы. - 2009. - №3.

178. Рогинская О. О. Эпистолярный роман: поэтика жанра и его трансформация в русской литературе : Дисс. ... канд. фил. наук. -М., 2002.-20 с.

179. Роднянская И. Б. Автор / И. Б. Роднянская // КЛЭ. В 9 т. - М. : Сов. Энциклопедия, 1978. - Т.9. - Стлб.31.

180. Рождественский Ю. В. Введение в общую филологию / Ю. В. Рождественский. - М. : Высшая школа, 1979. - 224 с.

181. Руссова С. Н. Категория «изгой» в парадигме ролей автора лирического текста / С. Н. Руссова // Русская литература XX-XXI веков: проблемы теории и методологии изучения: Материалы Второй Международной научной конференции. - М. : Изд-во МГУ, 2006. - С.52-57.

182. Русские писатели, XX век: биогр. слов. : А-Я / сост. И. О. Шайтанов. - М. : Просвещение, 2009. - 623 с.

183. Русские писатели 20 века : биограф, словарь / гл. ред. и сост. П. А. Николаев. - М. : Большая Рос. энциклопедия, 2000. - 808 с.

184. Рымарь Н. Т., Скобелев В. П. Теория автора и проблема художественной деятельности / Н. Т. Рымарь, В. П. Скобелев. -Воронеж : ВГУ, 1994. - 226 с.

185. Савин Г. А. Коммуникативные стратегии и тактики в речевом жанре современной православной проповеди : Автореф. дис. ... канд. филолог, наук / Г. А. Савин. М., 2009. - 26 с.

186. Сафронова Е. Потомки тут. Евгений Попов. Калёным железом ; Евгений Попов. Ресторан «Берёзка» / Е. Сафронова // Знамя. - 2009. -№ 12.-С. 201-204.

187. Сибирякова С. Н. Реализация коммуникативной стратегии в структуре писем-прошений: на материале немецкоязычных писем-прошений XIX века : Автореф. дис. ... канд. филол. наук / С. Н. Сибирякова. - Барнаул, 2010. - 20 с.

188. Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература / И. С. Скоропанова. - М. : Флинта, 2001. - 608 с.

189. Тамарченко Н. Д. Автор-творец / Н. Д. Тамарченко // Литературоведческие термины. Материалы к словарю. - Коломна, 1999.-С.5-8.

190. Теория литературы : учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений : в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. - Т. 1 : Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. - М. : Академия, 2004.-512 с.

191. Теория литературы : учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. - Т. 2 : Бройтман С.Н. Историческая поэтика. -М. : Академия, 2004. - 368 с.

192. Тодоров Цв. Поэтика / Структурализм: «за» и «против» [сб. ст.] / Цв. Тодоров / под ред. Е.Я. Басина и М.Я. Полякова. - М. : Прогресс, 1975.- С. 37-113.

193. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика / Б. В. Томашевский. - М. : Аспект-Пресс, 1996. - 334 с.

194. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов. - М. : Наука, 1977. - 574 с.

195. Тюленева Е. М. «Пустой знак» в постмодернизме: теория и русская литературная практика : Автореф. дисс. ... д-ра фил. наук / Е. М. Тюленева. - Иваново, 2006. - 40 с.

196. Тюпа В. И. Анализ художественного текста / В. И. Тюпа. — М. : Academia, 2006. - 336 с.

197. Тюпа В. И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса ("Архиерей" А.П. Чехова) / В. И. Тюпа. - Тверь : Твер. гос. ун-т, 2001.-58 с.

198. Успенский Б. А. Поэтика композиции / Б. А. Успенский. -СПб. : Азбука, 2000. - 348 с.

199. Фатеева Н. А. Типология интертекстуальных элементов и связей в художественной речи / Н. А. Фатеева // Известия Академии

наук СССР. Серия литературы и языка. - М.: Наука, 1998. - Т. 57. -№5. -С. 25-38.

200. Фаустов А. А. Авторское поведение в русской литературе Середина XIX века и на подступах к ней / А. А. Фаустов. - Воронеж, 1997.- 108 с.

201. Фрайман Т. Творческая стратегия и поэтика В. А. Жуковского (1800-е - начало 1820-х годов) : Дисс. ... канд. фил. наук. - Тарту, 2002 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/document/532434.html (дата обращения: 04.08.2011).

202. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра / О. М. Фрейденберг. - М. : Лабиринт, 1997. - 448 с.

203. Фуко М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко. — СПб. : Университетская книга, 1997. - 576 с.

204. Хализев В. Е. Теория литературы : учеб. / Е. В. Хализев. - М. : Высш. школа, 2004. - 405 с.

205. Хасамова Г. Г. Диалог как способов раскрытия речевой маски персонажа в рассказах В. М. Шукшина / Г. Г. Хасанова // Русская словесность. 2004. - №3. - С.62-66.

206. Хатямова М. А. Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети XX века: Автореф. ... дис. д-ра филол. наук / М. А. Хатямова. - Томск, 2008. - 42 с.

207. Хатямова М. А. Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети XX века / Науч. ред В. А. Суханов / М. А. Хатямова. - М. : Языки славянской культуры, 2008. - 328 с.

208. Хольнева М. А. Феномен мистификации в романах Джона Фаулза / М. А. Хольнева // Эстезис. - Н. Новгород, 2003. - С. 137— 148.

209. Цвелева Н. П. Коммуникативная стратегия славянофильского журнала «Русская беседа»: 1856-1869 : Автореф. дисс. ... канд. филол. наук / Н. П. Цвелева. - Тверь, 2011. - 24 с.

210. Чабан А. А. Категория игры как герменевтический метод постижения художественного текста / А. А. Чабан // Русская литература ХХ-ХХ1 веков: проблемы теории и методики изучения: Материалы Третьей Международной научной конференции: 4-5 ноября 2008 г. / Ред.-сост. С. И. Кормилов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2008.-С. 43^7.

211. Чевтаев А. А. Повествовательные стратегии в поэтическом творчестве Иосифа Бродского: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / А. А. Чевтаев. - СПб., 2006. - 21 с.

212. Черняк М. А. Массовая литература XX века: учеб. пособие. -3-е изд. - М. : Флинта: Наука, 2009. - 432 с.

213. Черняк М. А. Современная русская литература : учебное пособие. - 2-е тзд. -М.: ФОРУМ: САГА, 2010. - 352с.

214. Чехомова О. Ю. Речевая структура повествования прозы Н. С. Лескова 90-х годов (на материале повестей «Полунощники», «Заячий ремиз», Зимний день») : Автореф. дис. ... канд. филол. наук / О. Ю. Чехомова. - М., 1992. - 26 с.

215. Чудаков А. П., Чудакова М. О. Сказ / А. П. Чудаков, М. О. Чудакова // Краткая литературная энциклопедия. - М., 1971. — Т.6.-С. 876.

216. Чудаков А. П. Структура повествования / А. П. Чудаков / отв. ред. В. В. Виноградов // Поэтика Чехова. - М. : Наука, 1971. - С. 9136.

217. Чупринин С. И. Евгений Попов // Русская литература сегодня. Путеводитель. - М. : «ОЛМА-ПРЕСС», 2003. - С.228-230.

218. Чупринин С. И. Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям. - М. : Время, 2007. - 768 с.

219. Чупринин С. И. Прочитанному верить! / С. Чупринин // Волга. - 1989,-№2.-С. 77-81.

220. Шкловский В.Б. О теории прозы / В. Б. Шкловский. - М. : Федерация, 1929. - 267 с.

221. Шкловский В. Б. Повести о прозе. Размышления и разборы : в 2 т. / В. Б. Шкловский. - М. : Худ. лит., 1966. - Т. 1. - 336 с.

222. Шмид В. Нарратология / В. Шмид. - М. : Языки славянской культуры, 2003. - 312 с.

223. Шпильман М. В. Коммуникативная стратегия «речевая маска»: на материале произведений А. и Б. Стругацких : Автореф. дис. ... канд. филол. наук / М. В. Шпильман. - Новосибирск, 2006. - 23 с.

224. Шром Н. Стратегии взаимодействия автор - читатель в художественной коммуникации. Феномен авторской маски / Н. Шром // Риторика в современном обществе и образовании. - М., 2003.-С. 255-260.

225. Шукуров Д. П. Концепция авторских стратегий в дискурсе русского эгофутуризма / Д. П. Шукуров // Вестник ИГЭУ. - 2007. -Вып. 1. - С. 1-7.

226. Шуников В. J1. «Я»-повествование в современной отечественной прозе: принципы организации и коммуникативные стратегии: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / В. J1. Шуников. -Москва, 2006. - 26 с.

227. Эйхенбаум Б. О. О прозе / Б. О. Эйхенбаум. - Л. : Художественная литература, 1969. — 504 с.

228. Эйхенбаум Б. О. О прозе. О поэзии / сост. Б.О. Эйхенбаум ; вступ. ст. Г.Я. Бялого [сб. статей]. - Л. : Худож. лит., 1986. - 456 с.

229. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» / У. Эко // Имя розы. -М. : Книжн. палата, 1989. - С. 427-467.

230. Эпштейн М. Н. Искусство авангарда и религиозное сознание / М. Н. Эпштейн // Новый мир. - 1989. - № 12. - С. 222-235.

231. Эпштейн М. Н. Постмодерн в русской литературе / М. Н. Эпштейн. - М. : Высш. школа, 2005. - 495 с.

232. Яценко И. И. Русская «нетрадиционная» проза конца XX века / И. И. Яценко. - 2-е изд. - СПб. : Златоуст, 2006. - 168 с.

233. Burke К. The Philosophy of Literary Form: Studies in Symbolic Action / K. Burke. - Baton Rouge, 1941. - 218 p.

234. Hutcheon L. A Poetics of Postmodernism: History, Theory, Fiction / L. Hutcheon. - L. : Routledge, 1988. - 289 p.

235. Jauss H.R. Aesthetische Ertahrung und Literarische Hermeneutik / H. R. Jauss. - Mßnchen: Fink, 1977.

236. Jauss H. R. Literaturgeschichte als Provokation der Literaturwissenschaft / H. R. Jauss. - Frankfurt: Suhrkamp, 1967.

237. Malmgrem C.D. Fictional space in the modernist and postmodernist American novel / C. D Malmgrem. - Lewisburg. 1985. - 240 p. Metafiction / Currie, M., ed. - L. : Longman, 1995. - 251 p.

238. Shepherd D. Beyond metafiction: self-consciousness in Soviet literature / D. Shepherd. - Oxford : Clarendon press, 1992. - 260 p.

239. Titunic Irwin R. The Problem of Skaz: Critique and Theory // Papers in Slavic Philology / Ed. B.A. Stolz. Vol.1 / Irwin R. Titunic -Ann Arbor, 1977. - P. 276-301.

240. Waugh P. Metafiction: The Theory and Practice of Self-Conscious Fiction / P. Waugh. -L.; N.Y. : Routledge, 1984. - 219 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.