Повествовательные стратегии в прозе Л. Улицкой тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Григорь, Светлана Анатольевна

  • Григорь, Светлана Анатольевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Саратов
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 159
Григорь, Светлана Анатольевна. Повествовательные стратегии в прозе Л. Улицкой: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Саратов. 2012. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Григорь, Светлана Анатольевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Проблема повествовательных стратегий в современном

литературоведении

Глава 2 Формирование повествовательных стратегий

в ранней прозе Л. Улицкой

Глава 3 Особенности повествования в книге «Люди нашего царя» и романе «Даниэль Штайн, переводчик» как способ выражения авторской позиции

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Повествовательные стратегии в прозе Л. Улицкой»

Введение

Творчество JI. Улицкой попало в поле зрения литературных критиков и литературоведов в 90-е годы XX века. Рассуждая о героях, мотивах произведений, соотношении в них традиционных приемов и художественных экспериментов, и те, и другие пытаются определить место прозаика в литературном процессе рубежа веков1. В работе «Повествовательные стратегии в прозе JL Улицкой» мы обращаемся к особенностям текстов, как созданных ею в начале творческого пути, так и более поздним, опубликованным в 2000-х - начале 2010-х годов.

О популярности произведений Л. Улицкой у широкого круга читателей на протяжении двадцати лет свидетельствуют большие тиражи книг, одновременно выходящих в свет в России и за рубежом. Полемика вокруг них идет как в толстых журналах, так и в Интернете. В ежедневных газетах публикуются интервью с писателем, в которых чаще других возникают вопросы о писательской нише, творческих задачах, авторской позиции.

Наблюдая за развитием творчества Л. Улицкой, исследователи предпринимают попытки охарактеризовать отдельные произведения

1 См., например: Вяльцев А. Незамысловатые жития современных святых. JI. Улицкая и ее критики // Литературная газета. 1998. № 9. С. 11; Золотоносов М. Чувствительность с приставкой «нео» // Московские новости. 1993. 7 февраля. С. 5; Карапетян М. Аристократы духа, бражницы и блудницы: «Легкое дыхание» героев Л. Улицкой // Культура. 1998. 23-29 июля. С. 10; Кузичева A.B. В списках значится... «Вечная Сонечка»? // Книжное обозрение. 1993. 17 декабря. С. 13; Морозова Т. Режь да ешь: критические заметки о семейной хронике Л. Улицкой «Медея и ее дети» // Литературная газета. 1996. 19 июня. С. 4; Приставкин А. В рекламе не нуждается. О писательнице Л. Улицкой // Культура. 1997. 4 декабря. С. 10; Пруссакова И. Л. Улицкая. Сонечка (рецензия) // Нева. 1993. № 1. С. 236; Ремизова М. Лев Толстой и Л. Улицкая: Батюшка, раввин и множество женщин у смертного ложа // Независимая газета. 1998. 29 июля. С. 7; СлавниковаО. Недолёт указывает на цель // Урал. 1999. № 2. С. 183-186; Юзбашев В. Л. Улицкая. Весёлые похороны (рецензия) // Знамя. 1998. № 11. С. 221-222.

прозаика, используя различные методики. Сквозь призму тендера ее тексты анализируют Л.Н. Козлова, Э. Мела, И.А. Остренко, Г.А. Пушкарь,

л

Т.А. Ровенская, Ю.Н. Серго и др. . О.М. Крижовецкая применяет в своем диссертационном исследовании дискурс-анализ3. Некторые ученые (Т.В. Казарина, Н.Р. Старцева, С.Н. Руссова, Т.А. Скокова и др.), связывая творчество Л. Улицкой с контекстом постмодернизма, рассматривают ее рассказы и романы, учитывая особенности поэтики постмодернизма4. Нужно сказать, что выводы, к которым приходят исследователи, оказываются неоднозначными. Так, некоторые авторы, анализирующие произведения Л. Улицкой как произведения женщины-прозаика, убеждаются, что для нее не характерно феминистское миропонимание, эту прозу можно считать нейтральной в тендерном отношении.

Исследователи, которые находят в произведениях Улицкой постмодернистские приемы, пишут, что она использует их для традиционных в целом текстов. Еще сложнее обстоит дело, когда авторы пытаются

2 Козлова Л.Н. Тендерный аспект разговорности в произведениях Л. Улицкой // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 12 (85). С. 218-221; Мела Э. «Сонечка» Людмилы Улицкой с тендерной точки зрения: новое под солнцем? // Преображение. 1998. № 6. С. 101-107; Остренко И.А. Субкультура детства в цикле Л. Улицкой «Девочки» // Мировая словесность для детей и о детях: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. 4.1. Вып. 9. М., 2004. С. 55-62; Пушкарь Г.А. Типология и поэтика женской прозы: тендерный аспект (на материале рассказов Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой) // Дисс. на соиск. учен, степ. канд. филол. наук. Ставрополь, 2007; Ровенская Т.А. Женская проза конца 1980-х начала 1990-х годов. (Проблематика, ментальность, идентификация). Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Москва, 2001; Серго Ю.Н. «Не помнящая зла...»: культура вины, дискурс признания и стратегии женского письма в творчестве русских писательниц конца XX - начала XXI веков // http://oldwww.pspu.ru/sci_liter2005_sergo.shtml.

3 Крижовецкая О.М. Нарратология современной беллетристики: на материале прозы М. Веллера и Л. Улицкой. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Тверь, 2008.

4 Казарина Т.В. Людмила Улицкая: игра с традицией «женской прозы» // Вестник Самарского государственного университета. 1997. № 3 (5). С. 75-86; Старцева Н.Р. «Лизин текст» в романе Л. Улицкой «Искренне ваш Шурик» // Автор как проблема теоретической и исторической поэтики: Сб. науч. ст.: в 2 ч. Ч. 2. Гродно, 2008. С. 245-250; Руссова С.Н. Стратегии игрового дискурса в романе Л. Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик» // http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Rli/2009_13/russova.pdf; Скокова Т.А. Проза Людмилы Улицкой в контексте русского постмодернизма. Автореф. дисс. на соиск. учен, степ. канд. филол. наук. М., 2010.

выяснить уровень художественного мастерства писателя: являются ли тексты Л. Улицкой массовыми, беллетристическими или относятся к высокой литературе. Этот вопрос в своих диссертационных работах затрагивают H.A. Егорова, О.М. Крижовецкая5.

Очевидно, что каждый из исследователей, как и любой непрофессиональный читатель, по-своему воспринимает произведения Л. Улицкой. Поскольку прочтений не может быть бесконечно много, а «читатель не может использовать текст так, как ему, читателю, хочется, но лишь так, как сам текст хочет быть использованным»6, необходимо поставить вопрос о внутреннем (имплицитном) читателе текстов Л. Улицкой. Согласно сложившимся в XX веке научным представлениям о художественной литературе как о системе автор-произведение-читатель7, следует говорить о роли читателя в построении общего смысла, который может быть неожиданным и незапланированным, поскольку оба участника диалога открыты взаимному влиянию. Помимо изучения читателя внутреннего, актуализирующего структуру художественного текста, нужно обратить внимание на реальную читательскую аудиторию, которой произведения Л. Улицкой оказываются востребованными, проанализировать, какие шаги навстречу «своему» читателю делает писатель в каждом новом произведении.

Актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью осмысления творчества Л. Улицкой в его динамике. Литературоведы, проявляя научный интерес к особенностям поэтики прозы Л. Улицкой, интерпретируют ее отдельные произведения, но не предпринимают попытки охарактеризовать целостную художественную

5 Егорова Н.А Проза Л. Улицкой 1980 - 2000-х годов: проблематика и поэтика. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Волгоград, 2007; Крижовецкая О.М. Указ. соч.

6 Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб., 2005. С. 21.

7 Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения литературы. Системный подход: Учебное пособие. М., 2002. С. 14.

картину мира писателя. Рассмотрение повествовательных стратегий в произведениях разных периодов творчества Л. Улицкой связано с эволюцией авторских взглядов и развитием взаимоотношений автора с той читательской аудиторией, которая способна их актуализировать. Ранний период творчества в работе анализируется на материале циклов рассказов «Бедные родственники», «Девочки», повестей «Сонечка», «Сквозная линия», романов «Медея и ее дети» и «Казус Кукоцкого», вышедших в свет в 1990-х - начале 2000-х годов. Книга «Люди нашего царя» и роман «Даниэль Штайн, переводчик» рассматриваются в рамках современного периода творчества, хронологические границы которого в диссертационном исследовании обозначены серединой 2000-х - началом 2010-х годов. Последний роман «Зеленый шатер» находится сейчас в поле зрения литературных критиков. Литературоведческий анализ этого произведения - дело завтрашнего дня.

Таким образом, научная новизна исследования заключается в выборе принципиально нового аспекта изучения прозы Л. Улицкой: читатель рассматривается как равноправный участник диалога с автором произведения. В работе впервые предпринята попытка выделения периодов творчества изучаемого автора с учетом трансформации структуры повествования в произведениях, обусловленной характером внетекстового взаимодействия с читательской аудиторией.

Цель диссертационного сочинения - выявить особенности и причины изменения повествовательных стратегий в прозе Л. Улицкой.

Цель работы определяет решение следующих задач:

- изучить сложившиеся принципы исследования особенностей повествования применительно к художественным произведениям писателей XIX - XXI веков;

- проанализировать рассказы и романы, написанные Л. Улицкой в конце 1980-х - начале 2000-х годов, определяя функции выбираемых автором форм повествования и типов повествователей;

- охарактеризовать внутритекстового читателя ранней прозы

Л. Улицкой;

- выявить и интерпретировать особенности прозы, созданной Л. Улицкой в середине 2000-х - начале 2010-х годов;

- выяснить характер диалога Л. Улицкой с реальными читателями в разные периоды творчества.

Объект исследования - повествовательные стратегии в прозаических произведения Л. Улицкой 1990-х - 2000-х годов.

Предметом исследования послужили рассказы, повести и романы писателя, выступления, интервью в СМИ.

Методологическая основа. Можно выделить три группы источников, на которых базируется диссертационная работа. Во-первых, это труды, посвященные изучению повествования и повествовательных стратегий, К.А. Долинина, М. Дрозды, Ж. Женетта, Г.А. Лобановой, Н.Д. Тамарченко, Б.А. Успенского, В. Шмида, У. Эко и др.8. При осмыслении термина «повествовательная стратегия» особенный научный интерес представляют для нас результаты исследований Т.Г. Прохоровой и В.И. Тюпы. Во-вторых, диссертантом привлекаются теоретические концепции литературоведов, анализирующих взаимную обусловленность различных уровней диалога автора и читателя - М.М. Бахтина, М. Берга, В.В. Прозорова, Л.В. Чернец9. В-третьих, основу диссертационного исследования составляет группа работ,

8 Долинин К.А. Интерпретация текста: Французский язык: Учебное пособие. М., 2010; Дрозда М. Нарративные маски русской художественной прозы // Russian Literature XXXV. North-Holland, 1994. С. 287-547; Женетт Ж. Границы повествовательности // Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. Т. 1. М., 1998. С. 283-299; Женетт Ж. Повествовательный дискурс // Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. Т. 2. М., 1998. С. 60-280; Лобанова Г.А. Повествование и описание в современной нарратологии // Известия РАН. Сер. лит. и яз. 2009. Т. 68. № 2. С. 54-60; Тамарченко Н.Д. Повествование // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008. С. 166-167; Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб., 2000; Шмид В. Нарратология. М., 2003; Эко У. Указ. соч.

9 Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000. С. 9-220; Берг М. Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе. М., 2000; Прозоров В.В. Читатель и литературный процесс / Под ред. проф. Е.И. Покусаева. Саратов, 1975; Чернец Л.В. «Как слово наше отзовется..». Судьбы литературных произведений: Учеб. пособие. М., 1995.

в которых ученые (М.В. Магомедова, И.В. Некрасова, О.В. Побивайло, К.А. Щукина, и др.) обращаются к различным аспектам творчества Л. Улицкой10. В-четвертых, принципиально важным для работы является учение А.П. Скафтымова о «конечной устремленности творческого духа»11.

Теоретическая значимость диссертационной работы определяется тем, что анализ и сопоставление двух периодов развития повествовательных стратегий в прозе Л. Улицкой (последнее десятилетие XX века и первое десятилетие XXI века) в контексте литературного процесса рубежа веков позволяет выработать теоретические положения, связанные с выражением авторской позиции в прозе конца XX - начала XXI века! посредством организации повествования.

Практическая значимость. Полученный исследовательский материал может быть использован в изучении повествовательных стратегий в прозе рубежа ХХ-ХХ1 веков, в дальнейшем осмыслении творческой индивидуальности Л. Улицкой, в вузовском и школьном преподавании теоретико-литературных и историко-литературных курсов по истории русской литературы XX - XXI веков.

Положения, выносимые на защиту:

• Изучение проблемы повествования должно быть неразрывно связано с вопросами взаимодействия автора и читателя, интерпретации авторской позиции, воплощенной в художественном произведении.

10 Магомедова М. В. Альтернативная религиозная концепция в аспекте неомифологизма (на материале романа Л.Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик») // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2010» / Отв. ред. H.A. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев, A.B. Андриянов. [Электронный ресурс]. М., 2010; Некрасова И.В. Заметки о современном женском романе // Русский роман XX века: Духовный мир и поэтика жанра. Саратов, 2001. С. 293-298; Побивайло О.В. Мифопоэтика прозы Людмилы Улицкой. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Красноярск, 2009; Щукина К.А. Речевые особенности проявления повествователя, персонажа и автора в современном рассказе: На материале произведений Т. Толстой, Л. Петрушевский, Л. Улицкой. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. СПб., 2004. ,

11 См. об этом: Скафтымов А.П. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А.П. Чехова // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 339-380; Скафтымов А.П. Тематическая композиция романа «Идиот» // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 23-87.

• Для произведений Л. Улицкой раннего периода творчества характерно противоречие между воображаемым (термин В.В. Прозорова) и реальным читателем, который прочитывает тексты с помощью кода «женской прозы».

• Литературная репутация автора «женской прозы» влияет на изменение повествовательных стратегий. Чтобы активизировать читательское восприятие, Л. Улицкая предваряет произведения эпиграфами, сочетает разные типы повествования, использует прием «текст в тексте».

• Второй период творчества характеризуется особым вниманием Л. Улицкой к образу автора. Стратегия самопрезентации реализуется с помощью включения в произведения текстов предисловий, писем, послесловий, в которых подчеркивается существование дистанции между писателем и миром персонажей.

• С течением времени меняется отношение Л. Улицкой к процессу функционирования произведений, их восприятия читательской публикой (участие автора в презентациях книг, выставках и т.д.). Выход за пределы текста, открытый диалог с читателем позволяет писателю переключить читательский интерес с узкой «женской» проблематики на темы, связанные с вопросами нравственной свободы и ответственности, взаимопонимания и возможности диалога между людьми.

• Соединение в повествовании нескольких смысловых и стилеобразующих пластов дает читателю произведений Л. Улицкой возможность (и право) открывать в текстах писателя ровно тот пласт повествования, который данному конкретному читателю предназначен. Этим свойством прозы Л. Улицкой определяется разброс читательской аудитории - от элитарного читателя до массового.

* * *

Определение термина «повествовательная стратегия» не является общепризнанным. В литературоведческих работах мы встречаем следующие определения стратегии: коммуникативные, нарративные, повествовательные, авторские, авторские повествовательные, дискурсивные, текстовые, литературные, художественные и т.д. Неудивительно, что расхождения обнаруживаются не только в интерпретации понятия, но и в методиках анализа стратегий в тексте.

Если стратегия истолковывается как сверхзадача речи, то непосредственному наблюдению при текстовом анализе речевого взаимодействия доступны лишь коммуникативные (речевые) тактики -средства реализации коммуникативных стратегии .

В других случаях понятие стратегии используют для анализа определенной организации поэтики с целью достижения того или иного воздействия на читателя, при этом предметом исследования является система

13

выразительных средств .

Под стратегией в работах, посвященных современной прозе, может пониматься и некая интенция, от которой зависят отношения в коммуникативной цепочке «автор-нарратор-герой-читатель». Эта интенция определяет направленность и характер каждой конкретной ситуации высказывания, она проявляется на текстуальном и контекстуальном уровнях14.

12 Иванюшина И.Ю., Тарасова И.А. Эволюция коммуникативных стратегий от символизма к постсимволизму // Изменяющаяся Россия - изменяющаяся литература: художественный опыт XX - начала XXI: Сб. науч. тр. Вып. II / Сост., отв. ред. проф. А.И. Ванюков. Саратов, 2008. С. 59.

13 Ковалев O.A. Оправдание вымысла как стратегия нарративного текста (на материале творчества Ф.М. Достоевского) // Филология и человек. 2009. № 1. С. 91.

14 Прохорова Т.Г. Указ. соч. С. 37.

Наиболее убедительной в плане методологической четкости нам представляется концепция В.И. Тюпы. В работе «Нарратология как аналитика повествовательного дискурса («Архиерей» Чехова) он предпринял попытку синтезировать опыт зарубежных и отечественных исследователей художественного дискурса (Л. Долежала, Ж. Женетта, Дж. Принса, В. Шмида, М. Бахтина и др.) 15. В.И. Тюпа обратился к подходу М. Бахтина в изучении типов высказываний, посчитав его наиболее продуктивным для разработки собственной концепции коммуникативных стратегий.

Развивая высказанную в работе М. Бахтина «Проблема речевых жанров» мысль о том, что форма авторства зависит от жанра высказывания, а жанр в свою очередь определяется предметом, целью и ситуацией

высказывания, Тюпа определяет его как продуктивный тип высказывания,

16

реализующии коммуникативную стратегию данного дискурса .

Исследователь анализирует систему исторически сложившихся интерсубъективных компетенций («определенных возможностей») сказания, притчи, анекдота и жизнеописания, выделяя референтную, креативную и рецептивную стороны коммуникативного события, которые эквивалентны

17

бахтинским параметрам предмета, цели и ситуации высказывания .

Несмотря на то, что эта концепция соотносится с исследовательской традицией М. Бахтина, рассматривающей художественное произведение как диалог автора и читателя18, она не находит в современной филологической науке практического применения. В. Л. Шуников в работе ««Ял-повествование в современной отечественной прозе: принципы организации и коммуникативные стратегии» объясняет это множественностью векторов

15 Тюпа В.И. Указ. соч. С. 6-11.

16 Там же. С. 11-20.

17 Там же.

18 Бахтин М. Слово в романе // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. С- 72-23311

эстетических исканий современной литературы, возможностями для

-19

одновременного сосуществования всех четырех стратегии .

Интерес представляют научные взгляды М. Берга, который рассматривает систему средств, используемых для структурной организации текста, как одну из составляющих авторской стратегии. Он считает, что стратегия писателя развертывается не только в поле литературы, но и в социальном пространстве.

М. Берг в книге «Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе» пишет: «Совершенно необязательно, чтобы авторская стратегия была сознательно ориентирована на перераспределение и присвоение социальных ценностей, довольно часто писателю, критику, литературоведу его поведение кажется просто естественным. Однако любое художественное или критическое сочинение представляет собой ответ на вызов, исходящий от той ситуации, в которой оно появилось»20. По его мнению, каждый автор выбирает пространство для функционирования и оценки текста, а также манеру поведения в этом пространстве в зависимости от критериев, заложенных в основе его стратегии (самоудовлетворение (или психоисторическая задача поиска в конкретных исторических обстоятельствах психологического равновесия: в данном случае при создании культурного капитала); деньги (экономический капитал); слава (социальный капитал); власть)21. Согласно размышлениям Берга, если для одной стратегии предпочтительнее признание «референтной группы», состоящей из посвященных (то есть, прежде всего, культурный капитал), то другая принципиально зависит от признания массовой аудитории, за которым обычно стоит возможность приобрести

19 Шуников В.Л.: «Я»-повествование в современной отечественной прозе: принципы организации и коммуникативные стратегии. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. М„ 2006. С. 35.

20 Берг М. Указ. соч. С.7.

21 Там же. С. 241.

экономический капитал, потеряв при этом социальный. Анализируя подобные сочетания, характеризующие конкретное состояние общества и выбор различных стратегий успеха, исследователь приходит к выводу о том, что они, в свою очередь, определяют ту часть авторской стратегии, которая состоит в создании текста и манифестации определенной линии художественного поведения22.

Итак, по тому, как организовано высказывание, исследователи судят о свойствах адресата, которые стали значимыми для писателя. Неслучайно художественное произведение в современных литературоведческих работах анализируется как особого рода единое высказывание, то есть как дискурс -«речевой акт смыслопорождения, включающий в себя слушающего наравне с говорящим и рассматриваемый как коммуникативное событие

23

социокультурного взаимодействия субъекта, объекта и адресата» . В таком случае само коммуникативное событие является событием индивидуальностей, а стратегия представляет собой некоторую систему

24

фундаментальных параметров текстопорождения .

Такое понимание термина сближается с его толкованием в лингвистике. В языкознании при небольших противоречиях трактовок термин используется в исследованиях из области прагматики. Большинство лингвистов считает, что коммуникативная стратегия включает в себя и выбор речевого намерения, например, намерения констатировать факт, задать вопрос, обратиться с просьбой, и определение порядка следования коммуникативных составляющих (тема, рема), и настройку

22 Там же. С. 243.

23 Тюпа В.И. Дискурс // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008. С. 60.

24 Тюпа В.И. Коммуникативная стратегия // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008. С. 100.

коммуникативной структуры высказывания на определенный режим, стиль,

25

жанр .

Незначительно отличаются трактовки стратегии, в которых акцент сделан на самом речевом поведении говорящего, основанном «на использовании совокупности речевых ходов, заранее спланированных и направленных на достижение поставленной коммуникативной цели». В

таком случае тактика рассматривается в качестве отдельного речевого шага,

26

используемого на определенном этапе реализации речевой стратегии .

Комментируя собственное понимание термина «стратегия», отметим, что помимо основного значения, связанного с наукой о ведении войны, слово имеет переносное значение: «Искусство руководства общественной, политической борьбой, а также вообще искусство планирования руководства,

27

основанного на правильных и далеко идущих прогнозах» . Иными словами, это умение направлять какую-либо деятельность в соответствии с заранее намеченным порядком и в определенной последовательности, учитывая ее предполагаемый результат. То есть наличие стратегии в любой сфере человеческой жизни предполагает знание цели и средств, с помощью которых она будет достигнута.

Нельзя не согласиться с исследователями, что автор произведения посредством повествования устанавливает между собой и читателем определенный тип отношений. Реализуя ту или иную повествовательную стратегию в тексте, писатель стремится «пленить» своего адресата, вовлечь в мир произведения. Можно сказать, что выбор средств структурирования повествования (жанра, субъектов речи, формы повествования, вида

25 Янко Т.Е. О понятиях коммуникативной структуры и коммуникативной стратегии // Вопросы языкознания. 1999. № 4. С. 34.

26 Горяинова H.H. Стратегии и тактики говорящего в речевых актах похвалы // Вестник Ставропольского государственного университета. Филологические науки. 2009. № 62. С. 47.

27 Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М., 1999. С. 772.

сочетания слова повествователя и героя), с одной стороны, способствует наиболее интересному для читателя включению в фикциональное пространство художественного текста, побуждающему его с любопытством наблюдать за развитием сюжета, раскрытием характеров героев. С другой стороны, повествовательная стратегия задает направление для понимания читателем художественного текста в ключе авторского замысла. Поэтому наша работа, посвященная изучению вопроса о характере повествовательных стратегий Л. Улицкой, является важным шагом на пути раскрытия актуальной для литературоведения проблемы диалога автора и читателя. В своем исследовании мы опираемся на теоретические положения ученых саратовской школы.

Концептуально значимой для диссертационного исследования является точка зрения А.П. Скафтымова на художественное произведение как воплощение единой, общей для всего произведения идейно-психологической темы автора: «В произведении искусства нет ничего случайного, нет ничего, что не вызвано было бы конечной устремленностью творческого духа. Художник из множества проносящихся в его воображении формальных возможностей выбирает те или иные лишь потому, что узнает в них

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Григорь, Светлана Анатольевна, 2012 год

Библиография

1. Абдуллаев Е. «Детский проект Людмилы Улицкой» // Вопросы литературы. 2007. № 6. С. 352-355.

2. Аккерман Г. Литературная премия Михаилу Ходорковскому («Radio France Internationale», Франция) (интервью с Н. Ивановой) // http://rus.ruvr.ru/2010/01/14/3570272.html.

3. Афонина Е.Ю. «Девочки» Людмилы Улицкой. Авторский прозаический цикл в современной русской литературе // Жанрологический сборник. Вып. 1. Елец, 2004. С. 123-130.

4. Атарова К.Н., Лесскис Г.А. Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. Т. 35. №4. 1976.

5. Банах И.В. Структура повествования в жанре путешествия (на материале русской литературы конца XXVIII - первой трети XIX вв.): монография. Гродно, 2005.

6. Барашкова С.Н., Желобцова С.Ф. Сюжетообразующая функция сна в романах Л. Улицкой «Медея и ее дети» и К. Вольф «Размышления о Кристе Т.» // Русское литературоведение в новом тысячелетии. Материалы 1-й международной конференции «Русское литературоведение в новом тысячелетии»: в 2 т. Т. 2. М., 2003. С. 199202.

7. Баринов А.Е. Снова о женской прозе. Женский роман Людмилы Улицкой // http://zhurnal.lib.rU/b/barinow_a_e/9876.shtml.

8. Бахнов Л. Genio Loci // Дружба народов. 1996. № 8. С. 178-180.

9. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000. С. 9-220.

10. Бахтин М. Слово в романе // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. С. 72-233.

11. Беляков С. Дон Кихот из Хайфы // Новый мир. 2007. № 5. С. 161-168.

12. Берг М. Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе. М., 2000.

13. Болотова М.А. Рождение лирики из духа пародии (Л. Улицкая. «Веселые похороны» VS «Медея и ее дети», «Сонечка» & «Казус Кукоцкого» // Пародия в русской литературе XX века: Сборник статей. Барнаул, 2002. С. 135-156.

14. Бугаева Л. Психоделический опыт и современная проза // Интеллект, воображение, интуиция: размышления о горизонтах сознания: мифологический и художественный опыт: Материалы Международных чтений по теории, истории и философии культуры. № 11. СПб., 2001. С. 189-202.

15. Быков А. «Сонечка» и другие // Урал. 1994. № 2-3. С. 287-288.

16. Вейль С. Тяжесть и благодать / Пер. с франц. Н.В. Ликвинцевой. М., 2008.

17. Волкова Е.И. Новый русский религиозный роман-2006: между антиутопией и агиографией // Вестник русской христианской гуманитарной академии. 2009. Том 10. Выпуск 4. С. 218-228.

18. Воробьева Н.В. Женская проза 1980-2000-х годов: динамика, проблематика, поэтика. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Пермь, 2006.

19. Вяльцев А. Незамысловатые жития современных святых. Л. Улицкая и ее критики // Литературная газета. 1998. № 9. С. 11.

20. Габриэлян Н. Ева - это значит «жизнь». (Проблема пространства в современной русской женской прозе) // Вопросы литературы. 1996. №4. С. 31-71.

21. Говорят лауреаты Знамени // http://magazines.russ.ru/znamia/2010/3/ho 13 .html.

22. Гордович К.Д. Современная русская литература: курс лекций; материалы для самостоятельной работы студентов. СПб., 2007.

23. Гордович К.Д. Женская проза как феномен литературного процесса 1990-х годов // Русская литература в современном культурном пространстве: Материалы II Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию Томского государственного педагогического университета (1-3 ноября 2002) / Под ред. Т.Т. Уразаевой, В.Е. Головчинер, О.Б. Кафановой, Е.Н. Ковалевской: В 2 ч. Ч. 2. Томск, 2003. С. 150-157.

24. Горелик М. Прощание с ортодоксией // Новый мир. 2007. № 5. С. 168172.

25. Горяинова Н.Н. Стратегии и тактики говорящего в речевых актах похвалы // Вестник Ставропольского государственного университета. Филологические науки. 2009. № 62. С. 47-62.

26. Гостева А. Большой взрыв и черепахи. М., 2006.

27. Гостева А. Личинки, дети личинок (интервью с Л. Улицкой) // http://www.gazeta.ru/culture/2010/12/21 /а_3472805 .shtml.

28. Григорьева А.А. Путешествие по чужим столам. М., 2006.

29. Данилкин Л. Трагикомический роман о диссидентах // http://www.afisha.ru/book/1764/reviews/negative/.

30. Долинин К.А. Интерпретация текста: Французский язык: Учебное пособие. Изд. 4-е. М., 2010.

31. Дрозда М. Нарративные маски русской художественной прозы // Russian Literature XXXV. North-Holland, 1994. С. 287-547.

32. Егорова Н.А. Проза Л. Улицкой 1980 - 2000-х годов: проблематика и поэтика. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Волгоград, 2007.

33. Егорова О.Г. Жанрово-трансформационные тенденции в прозе второй половины XX в. // Гуманитарные исследования. 2006. № 3. С. 65-68.

34. Егорова О.Г. О роли циклизации в прозе русского модернизма // Гуманитарные исследования. 2009. № 4. С. 153-160.

35. Елина Е.Г. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы: опыт литературоведческих реминисценций // Русская литература XX века: Итоги и перспективы. М., 2000. С. 233-235.

36. Елина Е.Г. Маргинальные жанры в современной русской литературе // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2007. Т. 7. Серия Филология. Журналистика. Вып. 2. С. 82-86.

37. Елыпевская Г. Просто жизнь. Еще один претендент на премию Буккера // Эксперт. 1997. №41. С. 98.

38. ЕрмошинаГ. Форма борьбы со временем - печальная попытка его уничтожения // Знамя. 2000. № 12. С. 201-203.

39. Женетт Ж. Границы повествовательности // Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. Т.

1.М., 1998. С. 283-299.

40. Женетт Ж. Повествовательный дискурс // Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. Т. 2.

М„ 1998. С. 60-280.

41. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения литературы. Системный подход: Учебное пособие. М., 2002.

42. Золотоносов М. Чувствительность с приставкой «нео» // Московские новости. 1993. 7 февраля. С. 5.

43. Иванюшина И.Ю., Тарасова И.А. Эволюция коммуникативных стратегий от символизма к постсимволизму // Изменяющаяся Россия -изменяющаяся литература: художественный опыт XX - начала XXI: Сб. науч. тр. Вып. II / Сост., отв. ред. проф. А.И. Ванюков. Саратов, 2008. С.

59-68.

44. Ишкина Е.Л. Поэтика рассказов Л. Улицкой // Вятский государственный гуманитарный университет. Актуальные проблемы современной филологии. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Киров, 2003.С. 102-104.

45. Казарина Т.В. Людмила Улицкая: игра с традицией «женской прозы» // Вестник Самарского государственного университета. 1997. № 3 (5). С. 75-86.

46. Карапетян М. Аристократы духа, бражницы и блудницы: «Легкое дыхание» героев Л. Улицкой // Культура. 1998. 23-29 июля. С. 10.

47. Киляков В. О женском в современной литературе // Литературная учеба. 1996. №4. С. 108-110.

48. Ключарева И.С. К вопросу о поэтике «малой прозы» Л. Улицкой (рассказ «Бедные родственники») // Проблемы литературного образования: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3 / Под общ. ред. Г.В. Пранцовой. Пенза, 2003. С. 52-59.

49. Ковалев O.A. Оправдание вымысла как стратегия нарративного текста (на материале творчества Ф.М. Достоевского) // Филология и человек. 2009. № 1.С. 91-109.

50. Ковалев С.А. Павел Алексеевич Кукоцкий как житийный герой // Изменяющаяся Россия - изменяющаяся литература: Художественный опыт XX - начала XXI веков: сб. науч. тр. / Сост., отв. редактор проф. А.И. Ванюков. Саратов, 2010. Вып. 3. С. 266-269.

51. Кожевникова H.A. Типы повествования в русской литературе XIX - XX вв. М., 1994.

52. Козлова Л.Н. Тендерный аспект разговорности в произведениях Л. Улицкой // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 12 (85). С. 218-221.

53. Косиков Г.К. О принципах повествования в романе // Литературные направления и стили: Сборник, М., 1976. С. 65-76.

54. Кошкарова Е.Г. Идейно-художественный диапазон «женской темы» в прозе современных русских писательниц и оценках литературной критики. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Псков, 2006.

55. Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. М., 1962-1978.

56. Крижовецкая О.М. Нарратология современной беллетристики: на материале прозы М. Веллера и Л. Улицкой. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Тверь, 2008.

57. Кузичева А.В. В списках значится... «Вечная Сонечка»? // Книжное обозрение. 1993. 17 декабря. С. 13.

58. Кузнецов И. Сентиментальные прогулки // Литературная учёба. 1996. №4. С. 111-113.

59. Куклин Л. Казус Улицкой // Нева. 2003. № 7. С. 177-183.

60. Кучерская М. «Зеленый шатер»: писателей много, Писатель один // http://www.vedomosti.ru/blogs/kucherskaya/1415.

61. Кучерская М. Перевод на человеческий. Людмила Улицкая в борьбе с ангелом литературы //

http://www.vedomosti.rU/newspaper/article/2006/l 1/08/115389.

62. Кучина Т.Г. Поэтика русской прозы конца XX - начала XXI в.: перволичные повествовательные формы. Автореф. дисс. на соиск. учен, степ. докт. филол. наук. Ярославль, 2009.

63. Лариева Э.В. Святые и грешные: два рассказа Л. Улицкой о семье («Они жили долго...», «... И умерли в один день») // Филология и человек.

2008. №3. С. 178-184.

64. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950 - 1990-е годы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. Т. 2: 1968- 1990. М., 2003.

65. Лесков Н.С. Соборяне//Собр. соч.: в 11 т. Т. 4. М., 1956. С. 5-319.

66. Ликвинцева Н.В. «Тяжесть и благодать»: История книги // Вейль С. Тяжесть и благодать / Пер. с франц. Н.В. Ликвинцевой. М., 2008. С. 5-12.

67. Лобанова Г.А. Повествование и описание в современной нарратологии // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. 2009. Т. 68. № 2. С. 54-60.

68. Лотман Ю.М. Иллюзия достоверности - достоверность иллюзии (О монографии М. Дрозды «Нарративные маски русской художественной прозы») // Russian Literature XXXV. North-Holland, 1994. С. 277-285.

69. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

70. Лю На. Художественное своеобразие малой прозы Людмилы Улицкой (на материале сборника «Люди нашего царя»). Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Тамбов, 2009.

71. Магомедова М. В. Альтернативная религиозная концепция в аспекте неомифологизма (на материале романа Л.Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик») // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2010» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И.Андреев, A.B. Андриянов. [Электронный ресурс]. М., 2010.

72. Магомедова М.В. Мифопоэтические элементы в творчестве Л. Улицкой // Вестник Ставропольского государственного университета. 2008. № 1. С. 112-116.

73. Малецкий Ю. Роман Людмилы Улицкой как зеркало русской интеллигенции (Любительский опыт апологетики Церкви «от противного») // Новый мир. 2007. № 5. С. 173-190.

74. Малецкий Ю. Случай Штайна: любительский опыт богословского расследования. Роман о романе // Континент. № 133. С. 14-250.

75. Манн Ю.В. Автор и повествование // Известия РАН. Сер. лит. и яз. 1991. Т. 50. N 1.С. 3-19.

76. Манн Ю.В. Об эволюции повествовательных форм (вторая половина XIX в.) // Известия РАН. Сер. лит. и яз.1992. Т. 51. № 1. С. 40-59.

77. Маркова Т.Н. Формотворческие тенденции в прозе конца XX века (В. Маканин, Л. Петрушевская, В. Пелевин). Автореф. дисс. на соиск. учен, степ. докт. филол. наук. Екатеринбург, 2003.

78. Мела Э. «Сонечка» Людмилы Улицкой с тендерной точки зрения: новое под солнцем? // Преображение. 1998. № 6. С. 101-107.

79. Мень А. Библиологический словарь: в 3 т. Т. 2. М., 2002.

80. Морозова Т. Режь да ешь: критические заметки о семейной хронике Л. Улицкой «Медея и ее дети» // Литературная газета. 1996. 19 июня. С. 4.

81. Некрасова И.В. Заметки о современном женском романе // Русский роман XX века: Духовный мир и поэтика жанра. Саратов, 2001. С. 293298.

82. Некрасова И.В. О разных способах повествования в прозе Людмилы Улицкой // Изменяющаяся Россия - изменяющаяся литература: художественный опыт XX - начала XXI веков: Сб. науч. тр. / Сост., отв. редактор проф. А.И. Ванюков. Саратов, 2008. Вып. II. С. 303-307.

83. Некрасова И. В. «Вечные» проблемы в прозе Л. Улицкой // Изменяющаяся Россия - изменяющаяся литература: Художественный опыт XX - начала XXI веков: Сб. науч. тр. / Сост., отв. редактор проф. А.И. Ванюков. Саратов, 2010. Вып. III. С. 262-266.

84. Некрасова И.В. Сюжетообразующая функция хронотопа в романе Л. Улицкой «Казус Кукоцкого» // Пространство и время в художественном произведении: Сборник научных статей / Сост. и науч. ред. А.Г. Прокофьева, С.М. Скибин, В.Ю. Прокофьева. Оренбург, 2002. С. 86-90.

85. Нефагина Г. Русская проза конца XX века: Учеб. пособие. М., 2003.

86. Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М., 1999.

87. Остренко И.А. Субкультура детства в цикле Л. Улицкой «Девочки» // Мировая словесность для детей и о детях: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 1. Вып. 9. М., 2004. С. 55-62.

88. Падучева Е.В. Семантические исследования. Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. М., 1996.

89. Павлов О. Сентиментальная проза // Литературная учеба. 1996. №4. С. 106-108.

90. Парфенов Ф. Христианство веры и христианство воли - конфликт или сотрудничество? (По романам Людмилы Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик» и Юрия Малецкого «Случай Штайна: любительский опыт

богословского расследования») // http://www.kiev-

orthodox.org/site/churchlife/15 82/.

91. Пастухова Е.Е. Русская «женская проза» рубежа XX - XXI веков в осмыслении отечественной и зарубежной литературной критики // Дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Саратов, 2010.

92. Перевалова C.B. «Мы идем к себе издалека...» (традиции фольклора и литературы в современной «женской» прозе) // Соотношение рационального и эмоционального в литературе и фольклоре: Материалы Международн. науч. конф. Волгоград, 2004. Ч. 2. С. 155-165.

93. Побивайло О.В. Мифопоэтика прозы Людмилы Улицкой. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Красноярск, 2009.

94. Побивайло О.В. Джазовый принцип в сборнике Л. Улицкой «Люди нашего царя» // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 6 (18). С. 99-101.

95. Приставкин А. В рекламе не нуждается. О писательнице Л. Улицкой // Культура. 1997. 4 декабря. С. 10.

96. Прозоров В.В. Читатель и литературный процесс / Под ред. проф. Е.И. Покусаева. Саратов, 1975.

97. Прозоров В.В. Другая реальность. Саратов, 2005.

98. Прохорова Т.Г. Особенности проявления мифологического сознания в художественной структуре романа Л. Улицкой «Медея и ее дети» // Русский роман XX века: Духовный мир и поэтика жанра. Саратов, 2001. С. 288-292.

99. Прохорова Т.Г. Проза Л. Петрушевской как система дискурсов. Дисс. на соиск. учен. степ. докт. филол. наук. Казань, 2008.

100.ПруссаковаИ. Л. Улицкая. Сонечка (рецензия) //Нева. 1993. № 1. С. 236.

101. Пушкарь Г.А. Типология и поэтика женской прозы: тендерный аспект (на материале рассказов Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой). Дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Ставрополь, 2007.

102. Ребель Г. Людмила Улицкая: еврейский вопрос? [Рец. на: Улицкая Л. Даниэль Штайн, переводчик: Роман. М., 2006] // Дружба народов. 2007. №7. С. 207-211.

103. Ребель Г.М. Черты романа XXI века в произведениях А. Иванова и Л. Улицкой // Нева. 2008. № 4. С. 194-199.

104. Ремизова М. Лев Толстой и Л. Улицкая: Батюшка, раввин и множество женщин у смертного ложа // Независимая газета. 1998. 29 июля. С. 7.

105. Ремизова M. Grandes Dames прошедшего сезона // Континент. 2002. № 2 (112). С. 396-405.

106. Ровенская Т.А. Женская проза конца 1980-х - начала 1990-х годов. (Проблематика, ментальность, идентификация). Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Москва, 2001.

107. Ровенская Т.А. Феномен женщины говорящей. Проблема идентификации женской прозы 80 - 90-х годов// Женский дискурс в литературном процессе России конца XX века. Женская информационная сеть // http://www.womnet.ru.

108. Роднянская И. P.S. В сухом остатке // Новый мир. 2007. № 5. С. 190-191.

18. Романовская O.E. Некоторые особенности повествования в русской постмодернистской прозе // Гуманитарные исследования. 2006. № 1. С. 74-80.

19. Руднев В. Текст в тексте // Руднев В. Словарь культуры XX века // http://rudnevslovar.narod.ru/t2.htm#text.

20. Ружанский С., Комиссаренко Л. Опыт любительского исследования текстов книг Нехамы Тэк, Дитера Корбаха и Людмилы Улицкой // http://www.7iskusstv.com/201 l/Nomer5/Ruzhanskyl .php.

109. Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: биобибл. словарь: в 3 т. / под ред. H.H. Скатова. Т. 3. М., 2005.

ПО.Руссова С.Н. Стратегии игрового дискурса в романе Л. Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик» //

http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Rli/2009_13/russova.pdf.

Ш.Рыжова О. Людмила Улицкая. Самая интеллигентная домохозяйка // http://www.iile.ru/news/2764.

Ш.Рюткёнен М. Тендер и литература: проблема «женского письма» и «женского чтения» // Филологические науки. 2000. № 3. С. 5-17.

113. Сатклифф Б. Критика о современной женской прозе // Филологические науки. 2000. №3. С. 117-132.

114. Савельева М. Маленькие человечки // http ://magazines. russ.ru/october/2011 / 5/sa22 .html.

115. Серго Ю.Н. «Не помнящая зла...»: культура вины, дискурс признания и стратегии женского письма в творчестве русских писательниц конца XX - начала XXI веков // http://oldwww.pspu.ru/sci_liter2005_sergo.shtml.

116. Скафтымов А.П. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А.П. Чехова // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 339-380.

117. Скафтымов А.П. Тематическая композиция романа «Идиот» // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 23-87.

118. Скворцов В .Я., Скворцова А.И. О фабульном и символическом аспектах текста романа Л. Улицкой «Казус Кукоцкого» // Вестник ВолГУ. Серия 8. Литературоведение. Журналистика. 2001. Вып. 1. С. 58-65.

119. Скворцов В .Я., Скворцова А.И. Самобытие человека в повести Людмилы Улицкой «Веселые похороны» // Вестник ВолГУ. Серия 2: Филология. Журналистика. 2000. Вып. 5. С. 105-112.

120. Скокова Т. А. Проза Людмилы Улицкой в контексте русского постмодернизма. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. М., 2010.

121. Славникова О. Недолёт указывает на цель // Урал. 1999. № 2. С. 183-186.

122. Соловьева Л.В. Реальное и мистическое в романе Л. Улицкой «Казус Кукоцкого» // Вятский государственный гуманитарный университет. Актуальные проблемы современной филологии. Сборник статей по

материалам Всероссийской научно-практической конференции. Киров, 2003. С. 104-109.

123. Старцева Н.Р. «Лизин текст» в романе Л. Улицкой «Искренне ваш Шурик» // Автор как проблема теоретической и исторической поэтики: Сб. науч. ст. в 2 ч. Ч. 2. Гродно, 2008. С. 245-250.

124. Сунь Чао. Средства создания характера в рассказах Л. Улицкой. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. М., 2000.

125.Тесмер Б. Проза Людмилы Улицкой на рубеже XX - XXI веков (специфика творческой манеры) // Традиции русской классики XX века и современность: Материалы научной конференции. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова. 14 - 15 ноября 2002 г. / Ред.-сост. С.И. Кормилов.

М., 2002. С. 280-283.

126. Тимина С.И., Васильев В.Е., Воронина О.Ю. и др. Современная русская литература (1990-е гг. - начало XXI в.): Учеб. пособ. для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. СПб., 2005.

127. Топоров В. О литературе с Виктором Топоровым: Улицкая в щадящем режиме // http://www.fontanka.ru/2011/02/16/167/.

128. Тресиддер Дж. Словарь символов / Пер. с англ. С. Палько. М., 1999.

129.Тюпа В.И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса («Архиерей» Чехова»). Тверь, 2001.

130. Улицкая Л. Автография // http://rcio.pnzgu.rU/personal/67/l/8/favorite.html.

131. Улицкая Л. Бедные родственники: рассказы. М., 2010.

132. Улицкая Л. Веселые похороны. М., 2005.

133. Улицкая Л. Даниэль Штайн, переводчик. М., 2006.

134. Улицкая Л. Девочки: Рассказы. М., 2003.

135. Улицкая Л. Зеленый шатер. М., 2011.

136. Улицкая Л. Интервью для проекта «Эскиз портрета сегодняшнего литературного поколения» // http://rcio.pnzgu.ru/personal/67/1 /8/favorite.html.

Ш.Улицкая Л. Интервью ВВС //

http://news.bbc.co.uk/hi/mssian/entertainment/newsid_6608000/6608877.stm.

138. Улицкая Л. Искренне ваш Шурик.

139. Улицкая Л. Истории про зверей и людей. М., 2006.

140. Улицкая Л. Казус Кукоцкого. М., 2009.

141. Улицкая Л. «Как для взрослых, только лучше» (интервью) // http://www.tmd.ra/issue/article.php?id=200409141730604.

142. Улицкая Л. Люди нашего царя. М., 2006.

143. Улицкая Л. Медея и ее дети // Улицкая Л. Цю-юрихь: Роман, рассказы. М., 2002.

144. Улицкая Л. Младшая шестидесятница (интервью) // Общая газета. 2002. № 20 (458). С. 8.

145. Улицкая Л. «Не надо женщин на обложках!» (интервью) // http ://www.birzhaplus.ru/kariera/?5 5 3.

146. Улицкая Л. «Никаких химических воздействий (интервью) // Ex libris. Независимая газета. 2002. № 43. (263). С. 2.

147. Улицкая Л. «Общество подростков меня пугает» (интервью) // http://www.afisha.ru/article/8621/.

148. Улицкая Л. «От этого можно сойти с ума, а Израиль живёт» (интервью) // http://www.newsru.co.il/rest/25nov2007/ulitskaya_l 10.html.

149. Улицкая Л. Плохой читатель // Вопросы литературы. 1996. № 1. С. 33-36.

150. Улицкая Л. «Принимаю все, что дается» (Беседу вела Анастасия Гостева) // Вопросы литературы. 2000. № 1. С. 215-237.

151. Улицкая Л. Русское варенье. М., 2008.

152. Улицкая Л. Сквозная линия. М., 2006.

153. Улицкая Л. Сонечка: Повесть. М., 2002.

154. Улицкая Л. Цю-юрихь: Роман, рассказы. М., 2002.

155. Улицкая Л. «Я пишу в шкаф» // Столица. 1991. № 46/47. С. 118-119.

156. Улицкая Л. «Я пишу для вас» // Семья и школа. 2002. № 3. С. 24-27.

157. Улицкая Л. Ходорковский М. Диалоги // Знамя. 2009. № 10. С. 123-142.

158. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб., 2000.

159. Фатеева H.A. Современная русская «женская» проза: способы самоидентификации женщины-как-автора // http://www.owl.ru/avangard/sovremennayarus.html.

160. Фуко М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М., 1996. С. 7-47.

161. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник. М., 2002.

162.Цуркан А. Единство в многообразии, или народ избранный // Старое литературное обозрение. 2001. № 2. С. 136-137.

163. Человек попал в больницу / Сост. JI. Улицкая. М., 2009.

164. Чернец Л.В. «Как слово наше отзовется..». Судьбы литературных произведений: Учеб. пособие. М., 1995.

165. Черняк М.А. Феномен массовой литературы XX века: Монография. СПб., 2005.

166.Чупринин С.И. Русская литература сегодня. Жизнь по понятиям. М., 2006.

167. Чупринин С.И. Русская литература сегодня: Новый путеводитель. М., 2009.

168. Шаталов А. Путешествие в страну мертвых // Дружба народов. 2002. №2. С. 180-184.

169. Широкова Е.В. Художественные эксперименты в русской женской прозе конца XX века (поэтика языка и времени). Автореф. дисс. на соиск. учен, степ. канд. филол. наук. Ижевск, 2005.

170. Шуников В. Л. «Я»-повествование в современной отечественной прозе: принципы организации и коммуникативные стратегии. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. М., 2006.

171. Шмид В. Нарратология. М., 2003.

172. Щеглова Е. О спокойном достоинстве - и не только о нем: Людмила Улицкая и ее мир // Нева. 2003. № 7. С. 183-189.

173. Щукина К. А. Речевые особенности проявления повествователя, персонажа и автора в современном рассказе: На материале произведений Т. Толстой, JI. Петрушевский, JI. Улицкой. Дисс. на соиск. учен. степ, канд. филол. наук. СПб., 2004.

174. Эделыптейн М. За всю среду // http://expert.ru/expert/2011/12/za-vsyu-sredu/.

175. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб., 2005.

176. Юзбашев В. J1. Улицкая. Весёлые похороны (рецензия) // Знамя. 1998. № 11. С. 221-222.

177. Юзефович Г. Госпожа наблюдатель (интервью с Л. Улицкой) // Итоги. 2011. 21 февраля. С. 59-61.

178.Янко Т.Е. О понятиях коммуникативной структуры и коммуникативной стратегии (на материале русского языка) // Вопросы языкознания. 1999. № 4. С. 28-55.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.