Артикуляция в клавирных сонатах Й. Гайдна тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Черныш, Эвелина Эдуардовна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 225
Оглавление диссертации кандидат наук Черныш, Эвелина Эдуардовна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ЗНАКИ В КЛАВИРНЫХ СОНАТАХ: ТИПОЛОГИЯ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ФУКЦИИ
1.1 Артикуляция в системе средств исполнительской выразительности в клавирной музыке второй половины XVIII века
1.2 Типология артикуляционных знаков в сонатах Гайдна
1.2.1 Знаки артикуляции: штрих, точка, точка под лигой, лиги
1.2.2 Обычные последования или «ordentliche»
Глава II АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ЗНАКИ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПРИРОДА СОНАТ
2.1 Роль артикуляционных знаков в определении инструментальной специфики клавирных сонат
2.2 Анализ артикуляционных знаков в сонатах
ГЛАВА III АРТИКУЛЯЦИЯ И КОМПОЗИЦИОННАЯ ЛОГИКА
3.1 Артикуляция и игровая логика
3.2 Артикуляция и вариационность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ: Информация об инструментальной принадлежности сонат
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Семантические аспекты работы исполнителя с музыкальным текстом: На примере клавирных произведений XVII-XVIII вв.2002 год, кандидат искусствоведения Кириченко, Полина Владимировна
Интонационная лексика образов пасторали в тематизме фортепианных сонат Й. Гайдна2003 год, кандидат искусствоведения Асфандьярова, Амина Ибрагимовна
Развитие артикуляционного мастерства музыканта-инструменталиста в процессе исполнительской подготовки на этапе высшего профессионального образования2007 год, кандидат педагогических наук Валеева, Флюра Хазиахметовна
Творческое взаимодействие исполнителя с музыкальным текстом: На примере инструктивных сочинений И.С. Баха для клавира2005 год, кандидат искусствоведения Кузнецова, Наталья Марковна
Клавирная школа К.Ф.Э. Баха в исторической перспективе2007 год, кандидат искусствоведения Захваткин, Андрей Николаевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Артикуляция в клавирных сонатах Й. Гайдна»
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы артикуляции в современном музыкознании традиционно рассматриваются в рамках теории исполнительства - области знания, находящейся в сфере пересечения теории и исполнительской практики. Теория музыки обычно отводит артикуляционным обозначениям в тексте произведения роль декоративного элемента, неспецифического выразительного средства, авторских указаний, адресованных исполнителю и имеющих второстепенное значение. Однако уже в 1970-80-е гг. некоторые учёные говорили о важной роли исполнительских средств выразительности в структуре музыкального сочинения. Так, в исследовании A.C. Соколова в центре внимания оказывается комплекс
неспецифических выразительных средств. По мнению учёного, он играет осо-
1
бую роль в музыке, являясь «очевидной и надежной опорой для слуха» , выполняя коммуникативные и формообразующие функции.
Е.В. Назайкинский выделял наличие значительного композиционного потенциала исполнительских средств выразительности, отмечая, что «сюжетно-тематическое значение в музыке приобретает и тема, и краткий мотив-интонация, и аккорд, и тип фактуры, и способ артикуляции»2.
Важную функцию исполнительских средств выразительности в содержательном плане отмечает В.В. Медушевский. Если мелодия и ритм формируют логический каркас темы, то комплекс таких выразительных средств, как регистр, темп, артикуляция, громкость, тембр играют решающую роль в создании характера: «этот комплекс средств лишён конструктивных потенций, но зато он чрезвычайно важен в выразительном плане. Изменения даже одного из средств
1 Соколов, A.C. О роли звукового материала в системе музыкальных средств. Автореферат дис. ствоведения. — М., 1980. - С. 5.
2 Назайкинский, Е.В. Логика музыкальной композиции. - М., 1982. - С. 63.
канд. искус-
этой группы (например, замены легато на стаккато) достаточно для того, чтобы полностью преобразовать характер и художественный смысл темы»3.
В последние годы в музыкознании эта тенденция продолжает своё развитие. Появился ряд работ, посвященных формообразующим возможностям исполнительских средств4, тембра5, онтологическим основам громкостной дина-6
мики .
В ракурсе наметившихся тенденций особую актуальность представляет изучение артикуляционных знаков в клавирных сонатах Й. Гайдна - композитора, творившего в период, когда «ведущая роль артикуляции как средства исполнительской выразительности в клавирной музыке <...> признавалась абсо-
у
лютно» . Не менее актуальным представляется и рассмотрение функций артикуляции в формировании музыкального произведения как художественного целого. Вместе с тем, в современном музыковедении и исполнительстве всё большую актуальность в понимании и интерпретации музыки прошедших веков приобретает аутентизм. В связи с этим изучение трактатов, руководств музыкантов XVIII века представляет особую важность. Обращение к историческим источникам позволяет раскрыть особенности музыкального мышления, отношения исполнителей прошлого к нотному тексту, определить специфику трактовки авторских указаний, получить представление об утраченных исполнительских традициях. Решение этих вопросов на современном этапе представляется принципиальным как для исполнителей, так и для музыковедов.
Степень изученности проблемы. В отечественной научной литературе крайне мало исследований, посвящённых клавирным сонатам Гайдна. Внимание исследователей также не привлекали и особенности артикуляции в клавирных сонатах композитора, требующие тщательного научного исследования на
3 Медушевский, В.В. О музыкальных универсалиях // Скребков, С. С. Статьи и воспоминания. - М., 1979. -С. 178.
4 Киселёва, O.A. Принципы фортепианного исполнительского формообразования. Автореферат дис... канд. искусствоведения. - Новосибирск, 2000. - 22 с.
5 Пономарёв, C.B. К проблеме взаимосвязи тембра и формы в музыкальном произведении. Автореферат дис... канд. искусствоведения. - М., 2011. - 30 с.
6 Рыбкова, И.В. Онтологические основы громкостной динамики музыки. Автореферат дис... канд. искусствоведения. - Саратов, 2011. - 27 с.
7 Смирнова, Н.М. Стилевые особенности клавирных сонат Й. Гайдна. - Саратов, 2010. - С. 50.
4
фоне общих тенденций развития современной музыкальной науки. На сегодняшний день отсутствуют и системные исследования артикуляции в структуре музыкального произведения. В настоящей работе впервые предпринят опыт анализа композиционных и содержательных функций артикуляции в структуре музыкального сочинения.
В отечественном музыкознании клавирным сонатам Гайдна посвящены работы В.В. Троппа [140, 141] и Н.М. Смирновой [123]. В центре внимания исследования В.В. Троппа находится процесс стилевой эволюции. Работа основана на последовательном анализе сонатных циклов, центральным объектом которого становится музыкальная форма, при этом вопросы артикуляции не затрагиваются вовсе. Монография Н.М. Смирновой носит практическую направленность, она посвящена проблемам освоения стилевых особенностей клавир-ных сонат в фортепианном классе, при этом вопросы исполнительской реализации артикуляционных знаков рассматриваются в небольшом самостоятельном разделе. Трактовка артикуляционных символов в сонатах рассматривается также в работе Е.Д. Терегулова [133] и пособии под ред. Е.С. Винокуровой [128]. При всей ценности последних работ, в них анализируются лишь отдельные аспекты артикуляционного письма Гайдна. В центре внимания Е.Д. Терегулова оказываются способы прочтения артикуляционных знаков. При этом автор опирается не на уртекст, а на издание сонат под ред. К. Пэслера, в котором артикуляционные обозначения сильно искажены. Это приводит исследователя к ложным выводам. То же касается и пособия по ред. Е.С. Винокуровой, в тексте которого стаккато-штрих (так же, как и у Терегулова, называемый клинышком) ошибочно трактуется как акцентированный. Одновременно в работе Е.С. Винокуровой отрицаются новаторство и оригинальность решений композитора в области артикуляции, что не соответствует действительности. В то же время автором отмечается наличие зависимости основного приёма артикуляции от аффекта пьесы.
Клавирному творчеству композитора посвящён также ряд работ на английском языке: это монографии П. Брауна [164], Б. Харрисона [166], в которых
подробно анализируются вопросы аутентичности, нотографии, клавирного инструментария, формы (Б. Харрисон рассматривает также трактовку артикуляционных знаков), соответствующие разделы Oxford Composer Companions Haydn под ред. Д. Джонса [170] и небольшая работа Дж. Мак-Кейба, написанная в жанре «путеводителя» (Music Guide) [169].
Перечисленные выше работы отражают лишь отдельные аспекты артикуляционного письма Гайдна, тогда как в настоящей диссертации осуществляется комплексное исследование данной проблематики.
Объект исследования - артикуляция в клавирных сонатах Гайдна. Предмет исследования - функции артикуляции в клавирных сонатах Гайдна.
Материалом исследования послужили тексты клавирных сонат Гайдна, а также клавирные руководства музыкантов немецкой школы второй половины XVIII века.
Цель исследования - выявление содержательных и конструктивных функций артикуляции в клавирных сонатах Гайдна.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
• обозначить общие тенденции в трактовке артикуляционных обозначений музыкантами второй половины XVIII века;
• исследовать артикуляционные обозначения в клавирных сонатах Гайдна, предложить трактовку каждого из них;
• сформировать типологию артикуляционных знаков;
• выявить специфические формы артикуляции, которые могут свидетельствовать об инструментальной природе текста;
• проанализировать функции артикуляции в композиционном строении сонат Гайдна.
Научная гипотеза: Артикуляция в клавирных сонатах Гайдна выполняет важнейшие функции в создании музыкального образа; участвует в композиционных процессах различных уровней: темообразовании, тематическом разви-
тии, формообразовании, проявляя себя как композиционное выразительное средство.
Поставленные цели и задачи исследования обусловили применение функционального подхода, положенного в основу методологии. В центре внимания оказываются содержательные и конструктивные функции артикуляции, что потребовало также применения комплексного подхода, в рамках которого произведения рассматриваются одновременно с историко-культурологических и музыкально-теоретических позиций.
Теоретическую базу диссертации составили фундаментальные исследования, посвящённые различным аспектам музыкальной культуры XVIII века. Это монографии Л.В.Кириллиной [68, 69, 70], О.М. Шушковой [158]; работы Ю.В. Антиповой [4], Е.В. Безрядиной [24], Л.Л. Гервер [41, 42], Т.Н. Ливановой [86], В.В. Медушевского [95, 97], В.Н. Холоповой [146], М.Р. Чёрной [150, 151, 152]; исследования культурологической и эстетической направленности Н. Арнонкура [9], З.И. Глядешкиной [43], О.И. Захаровой [50], Д. Золтаи [57], М.Н. Лобановой [90].
Особо важную в методологическом отношении группу литературы составляют оригинальные тексты трактатов музыкантов второй половины XVIII века: К.Ф.Э. Баха [22], Г.С. Лелейна [84], Ф.В. Марпурга [48], Л. Моцарта [105], И.К.Ф. Релыптаба [48]. Эти трактаты выбраны не случайно. В библиотеке Гайдна, как достоверно известно, были сочинения К.Ф.Э. Баха и Ф.В. Марпурга. Трактаты Г.С. Лелейна, И.К.Ф. Релыптаба принадлежат той же исполнительской традиции. Сочинение Л. Моцарта в XVIII веке являлось наиболее популярным руководством скрипичной игры, оно также анализируется в настоящей работе, так как содержит множество ценных сведений, выходящих за рамки скрипичной методики исполнительства. Фрагменты других трактатов XVIII века приводятся в работах А.Д. Алексеева [1,2, 3], Е. и П. Бадура-Скода [15], Э. Бодки [28], Н.П. Корыхаловой [75], Я.И. Милыптейна [104], A.A. Паршина [112], И.В. Розанова [115], и др. Также трактатам XVIII века по-
священы специальные исследования П.И. Заславской [47, 48, 49], А.Н. Захваткина [51] и О.М. Шушковой [156].
Среди работ о творчестве Гайдна особая роль принадлежит монографиям П.Брауна [164], Б. Харрисона [166], Дж. Мак-Кейба [169], Oxford Composer Companions Haydn под ред. Д.Джонса [170]; исследованиям, затрагивающим различные аспекты клавирного творчества композитора, А.И. Асфандьяровой [10-14], П. Бадура-Скоды [16, 17], Дж. Вебстера [175], О.А.Лебедевой [83], К. Лэндон [167], Н.М.Смирновой [123], В.В. Троппа [140, 141]; статьям
A.M. Меркулова [100-102], В.В. Тирдатова [137]; исполнительским рекомендациям В. Ландовской [80], Я.И. Милыптейна [103], Е.Д. Терегулова [133].
Исследование функций артикуляции в вариационной форме потребовало обращения к работам по теории музыкальной формы В.П. Бобровского [27],
B.В. Протопопова [113], В.А. Цуккермана [149]; работам Е.И. Максимова [92], Э. Сисмэн [170], посвященным проблемам вариационности в клавирном творчестве Гайдна.
Для разработки вопросов, связанных с игровой логикой, необходимым оказалось обращение к исследованиям по феноменологии игры Т.А. Апинян [5 - 7], М.М. Бахтина [23], Ю.М. Лотмана [91], Й. Хёйзинги [142], М.Н. Эпштейна [159, 160]; исследований, затрагивающих различные аспекты музыкальной игровой логики, А.Е.Лебедева [81, 82], Е.В. Назайкинского [108], О.М. Шушковой [158, 159]; игровой логики в композициях Гайдна Е.И. Вартановой [38], Л.Л. Гервер [64], А.Л. Хохловой [148].
Особое внимание уделялось исследованиям в области истории исполнительства и эволюции клавишных инструментов А. Д. Алексеева [1-3], Е. и П. Бадура-Скода [15], Т.А. Зенаишвили [53-55], П.Н.Зимина [56], H.A. Копчевского [74], И.В.Розанова [115], Е.Д. Терегулова [134-136], Г.Р. Тараевой [132].
Важной методологической основой стали положения, касающиеся вопросов артикуляции, изложенные в работах А.И. Асфандьяровой [11, 14], И.А. Браудо [33], Л.Б. Булатовой [35, 36], Ф.Х. Валеевой [37],
М.И. Имханицкого [59], Б.С. Маранц [93], Г.Р. Тараевой [131], Е.С.Титова [138, 139].
При рассмотрении специфики прочтения артикуляционных знаков в кла-вирных сонатах Гайдна учитывался также опыт интерпретации современных исполнителей аутентичного направления: Р. Бухбиндера, Т.А. Зенаишвили, К. Шорнсхайм.
Основные результаты и положения, выносимые на защиту:
1. В контексте клавирных нотных текстов второй половины XVIII века, в частности, сонат Гайдна, артикуляционные знаки проявляют себя как полифункциональные графические обозначения.
2. Артикуляция принимает участие в процессе создания музыкального образа: она тесно связана с передачей содержания, основу которого в музыке XVIII века составляет аффект.
3. Изменения в степени детализации артикуляционной записи в сонатах Гайдна связаны с изменением содержания понятия «аффект» в 1750-70-х гг. XVIII века.
4. Трактовка аффекта как динамичного, изменяющегося, живого человеческого чувства требует нюансировки исполнительских средств, особенно артикуляционных. Возможности тонкой нюансировки не может предоставить клавесин - инструмент с фиксированной динамикой. В частности, с этим связано его постепенное вытеснение из музыкальной практики во второй половине XVIII века.
5. Артикуляция в клавирных сонатах Гайдна проявляет себя на синтаксическом и композиционном уровнях формы, участвуя в процессах темообразования, тематического развития, формообразования.
6. Артикуляционная вариативность выступает как характерная черта композиторского стиля Гайдна.
Научная новизна, определяемая предметом и ракурсом исследования, его целями и задачами, заключается в рассмотрении средств артикуляции с позиций функционального значения в структуре музыкального произведения как художественного целого.
Данная работа - первый опыт выявления важнейшей роли артикуляции в клавирных сонатах Гайдна в рамках комплексного и всестороннего анализа музыкального текста.
В данной работе впервые поставлены и решены следующие вопросы:
• выявлен полифункциональный характер артикуляционных знаков в кла-вирной музыке второй половины XVIII века;
• предпринят системный анализ, составлена типология артикуляционных знаков, используемых Гайдном в клавирных сонатах;
• предложена трактовка каждого из артикуляционных знаков на материале клавирных сонат Гайдна;
• раскрыта важнейшая функция артикуляции в создании музыкального образа;
• выработан новый подход к решению актуальной проблемы определения инструментальной принадлежности сонат, основанный на анализе артикуляционных знаков нотного текста;
• доказана важнейшая роль артикуляции в формообразовании, её функционирование как композиционного средства;
• составлена типология артикуляционных игровых приёмов. Теоретическая и практическая значимость диссертации. Положения,
методы анализа и выводы настоящей работы позволяют значительно расширить научные представления о сущности артикуляции. Сфера действия артикуляции выходит далеко за рамки исполнительского искусства. Артикуляция является важнейшим средством формирования музыкального образа, оказывает влияние на драматургию и композиционную структуру музыкального произведения.
В результате проделанной работы обогащается представление о характерных особенностях клавирного стиля Гайдна. Артикуляционная вариативность является важнейшей чертой стиля композитора, характерной особенностью другой стилевой закономерности - игровой логики - является действие её законов на уровне средств артикуляции.
Выводы исследования способны также расширить представления о логике эволюционных процессов в клавирном искусстве XVIII века.
Материалы исследования могут быть использованы как для дальнейшей разработки проблематики в исследовании творчества Гайдна, так и в сфере инструментального исполнительства. Основные положения диссертации могут найти применение в курсах теории и истории фортепианного исполнительства, истории музыки и методики обучения игре на клавишных инструментах, а также оказать помощь в ходе практических индивидуальных занятий по специальности «фортепиано» в средних, высших профессиональных музыкальных учебных заведениях и в процессе работы концертных исполнителей.
Апробация работы. Работа обсуждалась на кафедре истории музыки Саратовской государственной консерватории (академии) им. Л.В. Собинова. Материалы диссертации апробированы на шести конференциях: всероссийская научно-практическая конференция аспирантов (Саратов, 2009); всероссийские научные чтения имени Б. Л. Яворского (Саратов, 2009, 2010); VI международная научно-практическая конференция «Методологические проблемы современного музыкального образования» (Санкт-Петербург, 2011); IV международная научная интернет-конференция «Культура и искусство Германии» (Тамбов, 2011); VII Международная научно-практическая конференция «Музыкальная культура глазами молодых ученых» (Санкт-Петербург, 2011). Основные положения и материалы диссертации отражены в семи научных публикациях общим объёмом 3,6 п.л.
Цели и задачи исследования определяют структуру работы, состоящей из Введения, трёх глав, Заключения, Библиографического списка литературы и Приложения, в котором приводится аутентичная информация об инструментальных предписаниях к сонатам.
А А *
Исследование артикуляционных закономерностей в сонатах Гайдна потребовало обращения к широкому кругу смежных вопросов, а также включе-
нию в терминологический аппарат исследования некоторых определений, требующих дополнительной конкретизации.
Ключевым для исследования является термин «артикуляция». Артикуляция - система выразительных средств музыки, обладающая многообразной палитрой красочных приёмов и дающая композитору и исполнителю богатые возможности для создания и передачи музыкального образа.
В современном музыкознании можно выделить как минимум два направления в развитии этого термина. Одна часть исследователей стремится к сужению и наибольшей конкретике в трактовке артикуляции, с целью придать этому понятию однозначность и универсальность. Другая часть исследователей пытается расширить границы понятия, приближаясь к трактовке артикуляции как процесса «произнесения» музыкальной ткани. При этом обе точки зрения абсолютно равноправны и могут быть достаточно убедительно аргументированы.
В Большом энциклопедическом словаре предлагается понимать артикуляцию как «способ исполнения на музыкальном инструменте или голосом последовательности звуков», и далее уточняется - «определяется слитностью или расчленённостью последних»8. Эта трактовка и в настоящее время является наиболее распространённой и с небольшими вариациями дублируется во множестве справочных изданий9.
Источником этой трактовки является монография И.А. Браудо (1961г.) [33], в которой артикуляция определяется как «искусство исполнять музыку, и прежде всего мелодию, с той или иной степенью расчленённости или связности её тонов, искусство использовать в исполнении всё многообразие приёмов легато и стаккато»10. В дальнейшем эти положения разрабатывались последователем И.А. Браудо Л.А. Баренбоймом [19, 107]. В своих работах он не даёт собственного, оригинального понимания артикуляции, а использует определение, данное Браудо, дополняя его позицию новой аргументацией и уточняя, разъясняя его систему взглядов. Положения теории Браудо разрабатывает также
8 Артикуляция // Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В.Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998. - 672 е.: ил.
9 в БСЭ, БЭС, Музыкальной энциклопедии.
10Браудо, И.А. Артикуляция... С. 3.
Н.П. Калинина [63], которая пишет, что «артикулировать - соединять или расчленять звуки мотивов»11. В том же русле «узких» трактовок находятся позиции западных исследователей Э. Бодки [28] и Е. и П. Бадура-Скода [15].
Такое «узкое» понимание, сохраняя статус универсального терминологического значения, воспроизводимого в большинстве справочных изданий, существует параллельно с многочисленной группой более широких трактовок. При этом они настолько разнообразны, а зачастую и принципиально отличны друг от друга, что становится невозможным определить какой-то универсальный смысл артикуляции, современный терминологический инвариант. Возможно лишь отметить общие тенденции.
В качестве примера можно привести некоторые из подобных трактовок. По мнению М.И. Имханицкого [59], артикуляция есть «характер произношения синтаксических элементов музыки, определяемый связностью-раздельностью и ударностью-безударностью сопряжённых между собой звуков»12. Г.Р. Тараева [131] трактует артикуляцию как «логически и выразительно осмысленное инто-
13
нирование» . Близкой по значению является трактовка А.И. Асфандьяровой [11, 14] - в её понимании артикуляция выступает как «осмысленное звуковоспроизведение»14, «исполнительское произнесение»15, то есть не как формальное средство (способ произнесения), а как выразительный комплекс, подчинённый художественным задачам, тесно связанный с семантикой музыкального текста.
Пример расширенного понимания артикуляции содержат и работы Л.Б. Булатовой [35, 36], в которых автор предлагает трактовать артикуляцию не как «способ произнесения», а как «само произнесение», «единство содержания и формы»16, «искусство произнесения музыкальной речи»17. В её трактовке ар-
11 Калинина, Н.П. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. - Л.: Музыка, 1988. - С. 140.
12 Имханицкий, М.И. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1997. - С. 6. Тараева, Г.Р. Артикуляция в инструментальной музыке XVIII века и ритмика текста в вокальных жанрах //
Старинная музыка сегодня: Материалы научно-практической конференции. - Ростов н/Д.: РГК им C.B. Рахманинова, 2004. - С. 102.
Асфандьярова, А.И. Интонационная лексика как проблема артикуляции фортепианных сонат Й.Гайдна // Ис-торико-теоретические проблемы музыкознания: сб. тр. Вып. 156. -М., 1999. - С. 139.
Асфандьярова, А.И. Семантика и артикуляция образов пасторали в медленных частях фортепианных сонат Гайдна. - Уфа : РИО УГИИ, 2001. - С. 6.
Булатова, Л.Б. Стилевые черты артикуляции в фортепианной музыке XVIII - первой половины XIX века : Учебное пособие для фортепианных факультетов музыкальных вузов. - М.: Музыка, 1991. - С. 4.
13
тикуляция предстаёт как комплексное явление, объединяющее временные и пространственно-объёмные характеристики звучания. Если качества слитности-раздельности предстают как временная характеристика звука, то уровень пространственно-объёмных характеристик составляет комплекс динамических, тембровых средств. Для автора «артикуляция - категория комплексная. Она передаёт художественный смысл тона через штрихи, динамику, тембры, про-
18
странство и время» .
К числу последних работ, направленных на создание универсальной теоретической системы артикуляции, можно отнести исследование Е.С. Титова [139]. Автор рассматривает артикуляцию как «явление, реализующее звуковую сторону музыкального языка»19, представляя, таким образом, пример предельно широкой трактовки этого понятия. Выстраивая сложную, многоуровневую систему, Е.С. Титов предлагает следующее определение: артикуляция - «совокупность параллельно либо поочерёдно проявляющихся артикуляционных форм, создающих целостное произносительное качество музыкальной ткани и слу-
■у Г)
жащих воплощению художественного замысла» . В системе музыкальной артикуляции автор выделяет две разновидности: артикуляцию мотивную, которая представляет собой «связывание и разделение звуков», и артикуляцию фонетическую, которая «есть совокупность психофизиологических действий исполнителя и фонетический звуковой результат»21. С точки зрения фонетических свойств артикуляция характеризуется типом атаки (жёсткой, плавной, резкой, округлой), выдержки (отражающей динамические процессы внутри звучащего тона) и рекурсии (или характера снятия звука)22.
Приведённые примеры разных исследовательских подходов к определению термина не исчерпывают всей существующей музыковедческой литературы, затрагивающей вопросы артикуляции. Однако их достаточно, что-
17 Там же. С. 17.
18 Там же. С. 99.
Титов, Е.С. Теоретические основы музыкальной артикуляции. Автореферат дис. ... канд. искусствоведения -Ростов н/Д., 2002. - С. 6.
20 Там же. С. 6.
21 Там же. С. 6.
22 Там же. С. 11.
бы понять как направления научного поиска, так и сложности, стоящие перед исследователем в этой области. Артикуляция в современном музыковедении представляет собой термин особого рода, предлагая исследователю смысловую зону, в рамках которой возможны те или иные авторские варианты трактовки.
В настоящей работе за основу избрана трактовка артикуляции, предложенная М.И. Имханицким. Это определение находится на стыке «суженных» трактовок, в которых под артикуляцией понимается только качество слитности-раздельности тонов, и «расширительных», вкладывающих в понятие артикуляция исполнительское произнесение в целом. Таким образом, двумя координатами артикуляции оказываются продолжительность выдерживания звука и степень акцентности звуковой атаки. В то же время эта трактовка в контексте настоящего исследования нуждается в некоторых дополнениях.
Артикуляция традиционно рассматривается в рамках системы исполнительских средств выразительности. Вопросы артикуляции находятся, можно сказать, на «законной территории» исполнителей, именно там «родина» этого термина. Однако в ходе исследования будет доказана важнейшая функциональная роль артикуляции в композиции и драматургии сонат Гайдна. Традиционное восприятие артикуляции как «исполнительского произношения», характеризуемого теми или иными свойствами (в зависимости от индивидуальной трактовки термина), не соответствует избранному подходу. Артикуляция действительно может восприниматься как акустическое свойство звука, но ситуация реального исполнения текста является лишь актуализирующим моментом. В то время как артикуляционными характеристиками обладает уже потенциальный звуковой образ, созданный воображением композитора и воплощённый в нотном тексте с помощью системы нотно-графических символов.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Жанрово-стилевые взаимодействия в клавирных сонатах классической эпохи2012 год, кандидат наук Ткаченко, Евгения Александровна
Музыкальная лексикография смысловых структур в клавирных текстах И.-С. Баха2010 год, кандидат искусствоведения Гордеева, Елена Владимировна
Соната для клавира и фортепиано в творчестве композиторов Австрии второй половины XVIII - начала XIX веков2002 год, кандидат наук Стуколкина, Светлана Михайловна
Сонаты для клавира и скрипки В.А. Моцарта: особенности жанра и исполнительской интерпретации2008 год, кандидат искусствоведения Есаков, Вячеслав Вячеславович
Структурно-смысловая организация инструментальных концертов Йозефа Гайдна в историческом контексте2022 год, кандидат наук Акшенцева Вероника Михайловна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Черныш, Эвелина Эдуардовна, 2012 год
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.
Алексеев, А.Д. Из истории фортепианной педагогики. Руководства
по
игре на клавишно-струнных инструментах [Текст] / А.Д. Алексеев. - Киев : «Музична Украша», 1974. - 166 с.
2. Алексеев, А.Д. История фортепианного искусства [Текст] : учебник. В 3 ч. Ч. 1 и 2 / А.Д. Алексеев. - 2-е изд., доп. - М. : Музыка, 1988. -415 с.: нот.
3. Алексеев, А.Д. Клавирное искусство. Очерки и материалы по истории пианизма. [Текст] / А.Д. Алексеев. - М.-Л. : Гос. муз. издат, 1952. - Вып. 1. -252 с.
4. Антипова, Ю.В. Сентиментализм в западноевропейской музыке второй половины XVIII века [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Ю.В. Антипова. - Новосибирск, 2005. - 26 с.
5. Апинян, Т.А. Игра в пространстве серьёзного: Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие [Текст] / Т.А. Апинян. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. -398 с.
6. Апинян, Т.А. Красота игры без правил [Текст] / Т.А. Апинян // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. 2627 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 14-18.
7. Апинян, Т.А. Сущностно-универсальное определение игры: феноменология фантома [Текст] / Т.А. Апинян // Вопросы философии - 2008. -№ 2 - С. 58-73.
8. Арановский, М.Г. Психическое и историческое [Текст] / М.Г. Арановский // Процессы музыкального творчества. Вып. 8. Сборник статей. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2005. - С. 7-20.
9. Арнонкур, Н. Музыка языком звуков. Путь к новому пониманию музыки. [Электронный ресурс] / Н. Арнонкур - URL : http://opentextnn.ru/music/Interpretation/?id =1654 (дата обращения: 21.10.2011).
10. Асфандьярова, А.И. Знаки-образы музыкальных инструментов в художественном контексте пасторальных тем фортепианных сонат Й.Гайдна [Текст] / А.И. Асфандьярова // «Проблемы музыкальной науки». - 2007. - № 1. -С. 100-114.
11. Асфандьярова, А.И. Интонационная лексика как проблема артикуляции фортепианных сонат Й.Гайдна [Текст] / А.И.Асфандьярова // Историко-теоретические проблемы музыкознания : сб. науч. тр. / РАМ им. Гнесиных; Уфимский государственный институт искусств. - Вып.156. - М., 1999. - С. 136150.
12. Асфандьярова, А.И. Интонационная лексика образов пасторали в тематизме фортепианных сонат Гайдна [Текст] : исследование / А.И.Асфандьярова. - Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ им. Загира Исмагилова, 2007. - 194 е., нот.
13. Асфандьярова, А.И. Пастораль фортепианных сонат Й. Гайдна [Текст] / А.И. Асфандьярова // Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия: сб. статей по материалам Международной научной конференции 6-9 апреля 2009 года. -М. : Человек, 2010. - С. 122-129.
14. Асфандьярова, А.И. Семантика и артикуляция образов пасторали в медленных частях фортепианных сонат Гайдна [Текст] : методическая разработка / А.И.Асфандьярова. - Уфа : РИО УГИИ, 2001. - 24 е., нот.
15. Бадура-Скода, Е. Интерпретация Моцарта [Текст] / Е. Бадура-Скода, П. Бадура-Скода. - М. : Музыка, 1972 - 376 с.
16. Бадура-Скода, П. Интерпретация Гайдна. Исполнительский комментарий [Текст] / П. Бадура-Скода // Как исполнять Гайдна. - М. : Издательский дом «Классика-ХХ1», 2009. - С. 123-130.
17. Бадура-Скода, П. К вопросу об орнаментике Гайдна [Текст] / П. Бадура-Скода // Как исполнять Гайдна. - М. : Издательский дом «Классика-ХХ1», 2009. -204 с. С. 54-79.
18. Баренбойм, J1.A. Звуковой идеал Моцарта [Текст] / JI.A. Баренбойм // Как исполнять Моцарта. - М. : Издательский дом «Классика XXI», 2007. -С. 87-96.
19. Баренбойм, JI.A. Как исполнять Моцарта? Обзор современной литературы [Текст] / JI.A. Баренбойм / Приложение к кн. Бадура-Скода, Е. и П. Интерпретация Моцарта - М. : Музыка, 1972. - С. 257-367.
20. Баринова, М.Н. Исполнение Гайдна и Моцарта в галантном стиле [Текст] / М.Н. Баринова // Как исполнять Гайдна ; сост. A.M. Меркулов. - М. : Классика-ХХ1, 2004. - С. 16-18.
21. Баттерворт, Н. Гайдн [Текст] / Н. Баттерворт ; пер. с англ. А.Н. Виноградовой. - Челябинск: Урал LTD, 1999. - 157 е.: илл. (Иллюстрированные Биографии Великих Музыкантов).
22. Бах, К.Ф.Э. Опыт истинного искусства клавирной игры. Книга первая. 1753г. [Текст] / К.Ф.Э. Бах ; перевод и комментарии Е. Юшкевич. - СПб. : Earlymusic, 2005. - 172 с.
23. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса [Текст] / М.М. Бахтин. - 2-е изд. - М. : Художественная литература, 1990. - 543 с.
24. Безрядина, Е.В. Формирование классического стиля в клавирной музыке XVIII века [Текст] : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.09 / Безрядина Елена Вячеславовна. - Оренбург, 2009. - 204 с.
25. Белянская, Н.В. Система контрастов в сонатной форме Гайдна: На материале фортепианных камерных сочинений [Текст] : автореферат дис. канд. искусствоведения : 17.00.02 / Н.В. Белянская. - М., 1996. - 25 с.
26. Бергсон, А. Смех [Текст] / А. Бергсон ; предисл. и примеч. И.С. Вдовина. — М. : Искусство, 1992. — 127 с.
27. Бобровский, В.П. Функциональные основы музыкальной формы. [Текст] / В.П. Бобровский. - М. : Музыка, 1977. - 332 с.
28. Бодки, Э. Интерпретация клавирных произведений И.С. Баха [Текст] / Э. Бодки. - М. : Музыка, 1989. - 388 е., нот.
29. Большая Советская Энциклопедия [Текст] : в 30 т. Т. 2. Ангола-Барзас / Гл. ред. A.M. Прохоров. - 3-е изд. - М. : «Советская Энциклопедия», 1970. — 632 с. : ил.
30. Большой энциклопедический словарь [Текст] - 2-е изд., перераб.и доп. -М. : «Большая Российская энциклопедия»; СПб. : «Норинт», 1997. - 1456 с. : ил.
31. Бородин, Б.Б. Комическое в музыке [Текст] : монография / Б.Б. Бородин. - Екатеринбург, 2002. - 234 с.
32. Бородин, Б.Б. О клавирном творчестве Гайдна [Текст] / Б.Б. Бородин // «Фортепиано». - 2003. - № 3-4. - С. 52-59.
33. Браудо, И.А. Артикуляция (О произношении мелодии) [Текст] / И.А. Браудо. - JI. : Музыка, 1973.-198 с.
34. Браудо, И.А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе [Текст] / И.А. Браудо. - М. : Классика-ХХ1, 2001. - 96 с.
35. Булатова, Л.Б. Артикуляция и стиль в фортепианном исполнительстве [Текст] : лекция по курсу «Методика обучения игре на фортепиано» для студентов муз. вузов : спец. 05.06.00 «Инструм. искусство», специализация 05.06.01 «Фортепиано, орган» / Л.Б. Булатова. - М. : ГМПИИ им. Гнесиных, 1989.-28 е., нот.
36. Булатова, Л.Б. Стилевые черты артикуляции в фортепианной музыке XVIII - первой половины XIX века [Текст] : учебное пособие для фортепианных факультетов музыкальных вузов / Л.Б. Булатова. - М. : Музыка, 1991.-123 с.
37. Валеева, Ф.Х. Развитие артикуляционного мастерства музыканта-инструменталиста в процессе исполнительской подготовки на этапе высшего профессионального образования [Текст] : дис. ... канд. педагогических наук : 13.00.08 / Валеева Флюра Хазиахметовна. - Екатеринбург, 2007. - 141 с.
38. Вартанова, Е.И. Логика сонатных композиций Гайдна и Моцарта [Текст] : учебное пособие по курсу анализа музыкальных произведений / Е.И. Вартанова. - Саратов : изд-во Саратовской консерватории, 2003. - 24 с.
39. Введение в языкознание [Текст] : хрестоматия : учебное пособие для студентов вузов / Сост. A.B. Блинов, И.И. Богатырева, В.П. Мурат, Г.И. Рапова. - М. : Аспект Пресс, 2000. - 342 с.
40. Гайдн, Й. Избранные сонаты для фортепиано. [Ноты] / Вступительная статья, редакция и комментарии Л.И. Ройзмана. - Вып. 1. -М. : Музыка, 1960.
41. Гервер, Л.Л. Легко ли анализировать Моцарта [Текст] / Л.Л. Гервер // Советская музыка. - 1991 - № 12. - С. 59-64.
42. Гервер, Л.Л. Музыкальные игры Гайдна и Моцарта, или простой способ сочинять музыку, не зная правил [Текст] / Л.Л. Гервер. - М. : Классика - XXI, 2011.-24 с. нот.
43. Глядешкина, З.И. Рене Декарт и его время. Научные и философские основания для анализа музыки. Компендиум музыки [Текст] / З.И. Глядешкина, Р. Декарт. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2001.- 144 с.
44. Дидро, Д. Парадокс об актёре. [Текст] / Д. Дидро ; пер. с фр. Р. Линцер // Эстетика и литературная критика. - М. : Художественная литература, 1980. -С. 538-591.
45. Дис, А. История жизни Йозефа Гайдна, записанная с его слов Альбертом Дисом [Текст] / А. Дис ; пер. с нем. C.B. Грохотова. - М. : Классика-XXI, 2000.-186 с.
46. Дихнова, С. Современный подход к интерпретации клавирной музыки Гайдна [Текст] / С. Дихнова // Старинная музыка сегодня : материалы научно-практической конференции. - Ростов н/Д. : РГК им. C.B. Рахманинова, 2004. -С. 378-385.
47. Заславская, П.И. Из истории немецкой клавирной педагогики XVIII века [Текст] / П.И. Заславская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена : Аспирантские тетради : Научный журнал. - СПб., 2007. - №11 (32) - С. 84-89.
48. Заславская, П.И. Из истории немецкой клавирной педагогики XVIII века: Ф. В. Марпург, И. К. Ф. Релыптаб [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности 070101 Инструментальное исполнительство (фортепиано) / П.И. Заславская. - Владивосток : Дальневост. гос. акад. искусств, 2007. - 166 с.
49. Заславская, П.И. Немецкая клавирная педагогикаи теория исполнительства середины и второй половины XVIII в. [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / П.И. Заславская. - Владивосток, 2009. -27 с.
50. Захарова, О.И. Риторика и западноевропейская музыка XVII - первой половины XVIII века : принципы, приёмы [Текст] / О.И. Захарова. - М. : Музыка, 1983. - 77 с.
51. Захваткин, А.Н. Клавирная школа К.Ф.Э. Баха в исторической перспективе [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / А.Н. Захваткин. - Нижний Новгород, 2007. - 18 с.
52. Земцовский, И.И. Человек музицирующий - Человек интонирующий -Человек артикулирующий [Текст] / И.И. Земцовский // Музыкальная коммуникация : сб. научных трудов. Серия «Проблемы музыкознания» ; вып. 8. -СПб, 1996.-С. 97-103.
53. Зенаишвили, Т.А. Клавесин эпохи И. С. Баха и «Гольдберг-вариации» на английском клавесине XVIII века [Текст] / Т.А. Зенаишвили // Старинная музыка-2005-№ 1-2,-С. 8-15.
54. Зенаишвили, Т.А. Работа над регистровкой и артикуляцией в органных сочинениях Иоганна Пахельбеля [Текст] : учебное пособие для педагогов и студентов высших учебных заведений по специальности 07.01.01 «Инструментальное исполнительство» / Т.А. Зенаишвили. - М. : Московская консерватория, 2008. - 24 е., нот.
55. Зенаишвили, Т.А. Итальянская музыка в России XVIII века [Тек ст] / Т.А. Зенаишвили. - М. : Государственный Центральный Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки. - 2007. - 1 СО : 23 с.
56. Зимин, П.Н. История фортепиано и его предшественников [Текст] / П.Н. Зимин. - М. : «Музыка», 1968. - 216 с.
57. Золтаи, Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля [Текст] / Д. Золтаи. - М. : Прогресс, 1977. - 371 с.
58. Зорин, А.Н. Поэтика ремарки в русской драматургии XVIII - XIX веков [Текст] / А.Н. Зорин ; под науч. ред. В.В. Прозорова. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2008. - 240 с.
59. Имханицкий, М.И. Новое об артикуляции и штрихах на баяне [Текст] / М.И. Имханицкий. - М. : РАМ им. Гнесиных, 1997. - 44 с.
60. Казанцева, Л.П. Анализ музыкального содержания [Текст] : методическое пособие / Л.П. Казанцева. - Астрахань : АГК, 2002. - 128 е., нот.
61. Как исполнять Бетховена / Сост. А. Засимова. — М. :Издательский дом «Классика-ХХ1», 2007. - 236 с.
62. Как исполнять Моцарта / Сост. A.M. Меркулов. - М. :Издательский дом «Классика-ХХ1», 2007. - 184 с.
63. Калинина, Н.П. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе [Текст] / Н.П. Калинина. - Л. : Музыка, Ленингр. отд-ние, 1988. - 153 с.
64. Кальман, Л. Л. О некоторых формах проявления типичного в инструментальной музыке венского классицизма [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Л.Л. Кальман. - Вильнюс, 1985. - 24 с.
65. Кант, И. Сочинения [Текст] : в 8 т. Т.5. Критика способности суждения / И. Кант. - М. : Чоро, 1994. — 414 с.
66. Карманная книжка для любителей музыки на 1795 годъ [Текст] / Съ дозволешя Управы Благочишя въ Санктпетербурге. Иждивениемъ книгопродав. И.Д. Герстенберга и тов. печат. въ Типогр. И.К. Шнора, 1795.- 105 с.
67. Кириллина, Л.В. Бетховен Ad Libitum [Текст] / Л.В. Кириллина // Старинная музыка: практика, аранжировка, реконструкция. Материалы научно-практической конференции. - М. : Преет, 1999. - С. 175-182.
68. Кириллина, JI.B. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков: Самосознание эпохи и музыкальная практика [Текст] / Л.В. Кириллина. -М. : МГК, 1996.- 192 с.
69. Кириллина, Л.В. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX века [Текст]. В 3 ч. Ч. 2. Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции / Л.В. Кириллина - М. : Композитор, 2007. - 224 с.
70. Кириллина, Л.В. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX века [Текст]. В 3 ч. Ч. 3: Поэтика и стилистика / Л.В. Кириллина. - М. : Издательский Дом «Композитор», 2007. - 376 с.
71. Кириллина, Л.В. Топика и стилистика классической музыки [Электронный ресурс] / Л.В. Кириллина // Harmony International Music Magazine. - 2004. - №3. - URL: http://harmonv.musigi-dunya. az/rus/archivereader. asp?s= 1 &txti d=91 (дата обращения 27.10.2011).
72. Кириченко, П.В. Семантические аспекты работы исполнителя с музыкальным текстом : На примере клавирных произведений XVII-XVIII вв. [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / П.В. Кириченко. -Магнитогорск : Магнитогорская гос. консерватория, 2002. - 23 с.
73. Киселёва, O.A. Принципы фортепианного исполнительского формообразования [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / O.A. Киселёва. - Новосибирск, 2000. - 22 с.
74. Копчевский, H.A. Клавирная музыка: Вопросы исполнения [Текст] / Н.А Копчевский - М.: Музыка, 1986. - 96 е., нот.
75. Корыхалова, Н.П. Музыкально-исполнительские термины. Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях [Текст] / Н.П. Корыхалова. - СПб. : Композитор, 2000. - 272 е.: нот.
76. Кремлёв, Ю.А. Йозеф Гайдн. Очерк жизни и творчества [Текст] / Ю.А. Крёмлев. - М. : Музыка, 1972. - 318 с.
77. Крунтяева, Т.С. Словарь иностранных музыкальных терминов [Текст] / Т.С. Крунтяева, Н.В. Молокова. - 7-е изд. - Л. : Музыка. 1988. - 136 с.
78. Куперен, Ф. Искусство игры на клавесине [Текст] / Ф. Куперен. - М. : Музыка, 1973.- 152 с.
79. Ландовска, В. О музыке [Текст] / В. Ландовска ; пер. с англ., послесловие А.Е. Майкапара. - М. : Радуга, 1991. - 437 с.
80. Ландовска, В. «Гайдн - сам огонь; он знал как пробудить страсть!» [Текст] / В. Ландовска // Как исполнять Гайдна. - М. : Издательский дом «Классика-ХХ1», 2009. - 204 с. - С. 22-26.
81. Лебедев, А.Е. Музыкальная игровая логика (на материале концертов для баяна с оркестром) [Текст] : учебно-методическое пособие для студентов факультета искусств и художественного образования / А.Е. Лебедев. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2007. - 52 с. : ил.
82. Лебедев, А.Е. Музыкальная игровая логика в жанре концерта для баяна
с оркестром: проблемы композиции и исполнительской интерпретации [Текст] :
автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / А.Е.Лебедев. - Саратов, 2006. - 22 с.
83. Лебедева, O.A. Акцент как выразительное средство в фортепианных сочинениях композиторов-классиков [Текст] / O.A. Лебедева // Лебедева, O.A. Размышления и методические рекомендации педагога-пианиста. - Н. Новгород, 2004.-С. 123-195.
84. Лелейн, Г.С. Клавикордная школа, или краткое и основательное показание к согласию и мелодии, практическими примерами изъясненное, сочинённое господином Г.С. Лелейном [Текст]. В 2 ч. / Г.С. Лелейн ; пер. с нем. Ф. Габлитца. - Печатано при Императорском Московском Университете, на иждивение книгосодержателя Христиана Лудвига Вебера, 1773-1774 года. -188 с.
85. Либерман, Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом [Текст] / Е.Я. Либерман. - М. : Музыка, 1988. - 235 с.
86. Ливанова, Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года [Текст] : учеб. для теор. - композ. фак. муз. вузов. В 2 т. Т. 2. XVIII век / Т.Н. Ливанова. - М. : Музыка, 1982. - 632 с.
87. Литературные манифесты западноевропейских классицистов [Текст] / Под ред. Н.П. Козловой. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 624 с.
88. Лихачёв, Д.С. О культуре [Текст] / Д.С.Лихачёв // Заметки и наблюдения: из записных книжек разных лет. - Л. : Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1989. - С. 257-293.
89. Лихачёв, Д.С. Смех как мировоззрение [Текст] / Д.С. Лихачёв // Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы. - СПб. : Алетейя, 2001. - 566 с. - С. 343-403.
90. Лобанова, М.Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики [Текст] / М.Н. Лобанова. - М. : Музыка, 1994. - 320 с.
91. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста [Текст] / Ю.М. Лотман // Лотман, Ю.М. Об искусстве. - СПб. : «Искусство - СПБ», 1998. -С. 14-285.
92. Максимов, Е.И. Клавирные вариации Йозефа Гайдна [Текст] / Е.И. Максимов // Музыковедение - 2010 - № 2. - С. 8-15.
93. Маранц, Б.С. О фортепианных штрихах [Текст] / Б.С. Маранц // Маранц, Б.С. Играть? Обязательно играть! Воспоминания, статьи, переписка. К 100-летию со дня рождения. - Нижний Новгород : ДЕКОМ, 2007. - 368 с. -С. 285-296.
94. Мартинсен, К.А. Динамика, украшения, штрихи [Текст] / К.А. Мартинсен, В. Вайсман // Как исполнять Моцарта. - М. : Издательский дом «Классика-XXI», 2007. - 184 с. - С. 140-141.
95. Медушевский, В.В. Бетховен и жизнеощущение классицизма. Тайна прекрасной формы [Текст] / В.В. Медушевский // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Проблемы современной музыкальной культуры в образовательном контексте». - Калининград, 2003. -С. 110-125.
96. Медушевский, В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки [Текст] / В.В. Медушевский // Восприятие музыки ; ред., сост. В.Н. Максимов. - М. : Музыка, 1980. - С. 178-195.
97. Медушевский, B.B. Интонационная форма музыки [Текст] / В.В. Медушевский. - М. : Композитор, 1993. - 262 с.
98. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М. : Музыка, 1976. - 254 с.
99. Медушевский, В.В. О музыкальных универсалиях [Текст] / В.В. Медушевский // С.С. Скребков. Статьи и воспоминания - М. : Советский композитор, 1979-С. 176-212.
100. Меркулов, A.M. «Венский уртекст» клавирных сонат Гайдна в работе пианиста-педагога [Текст] / A.M. Меркулов // Вопросы музыкальной педагогики : научные труды МГК. - М., 1997. - Вып. 11. - Сб. 16. - С. 88-97.
101. Меркулов, A.M. Редакции клавирных сочинений Гайдна и Моцарта и проблемы стиля интерпретации [Текст] / A.M. Меркулов // Как исполнять Гайдна. - М.: Классика-ХХ1, 2004. - С. 147-187.
102. Меркулов, A.M. Клавирные сочинения Й. Гайдна: для клавикорда, клавесина или фортепиано? [Текст] / A.M. Меркулов // Как исполнять Гайдна. -М. : Издательский дом «Классика-ХХ1», 2009. - 204 с. - С. 79-94.
103. Милыптейн, Я.И. Стилистические особенности исполнения сочинений Гайдна [Текст] / Я.И. Милыптейн // Как исполнять Гайдна. - М. : Издательский дом «Классика-ХХ1», 2009. - 204 с. - С.41-54.
104. Милыптейн, Я.И. Хорошо темперированный клавир И.С.Баха и особенности его исполнения [Текст] / Я.И. Милыптейн. - М.: «Классика-ХХ1», 2001.-359 с.
105. Моцарт, JI. Основательное скрыпичное училище г.Моцарта с тремя фигурами и одною таблицею [Текст] / JI. Моцарт ; пер. с нем. П. Торсона. -СПб. : Императорская Академия Наук, 1804. - 206 с.
106. Музыка. Большой энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Г.В. Келдыш. - М. : НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998. - 672 с.
107. Музыкальная энциклопедия[ Текст]. В 6 т. / Гл.ред. Ю.В. Келдыш. - М. : «Советская энциклопедия»; «Советский композитор». - 1973-1982.
108. Назайкинский, E.B. Логика музыкальной композиции [Текст] / Е.В. Назайкинский. — М. : Музыка, 1982. - 319 с, нот.
109. Новак, Л. Йозеф Гайдн. Жизнь, творчество, историческое значение [Текст] / Л. Новак. -М. : Музыка, 1973. - 448 с.
110. Овсянников, М.Ф. Искусство как игра [Текст] / М.Ф.Овсянников // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. - 1996. - № 2. - С. 84-88.
111. Опиц, М. Книга о немецкой поэзии [Текст] / М. Опиц // Литературные манифесты западноевропейских классицистов ; под ред. Н.П. Козловой - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 624 с. - С. 443-487.
112. Паршин, A.A. Аутентизм: вопросы и ответы [Текст] / А.А.Паршин // Музыкальное искусство барокко. Сб. 37. - М. : МГК, 2003. - С. 221-233.
113. Протопопов, В.В. Очерки из истории музыкальных форм XVI - начала XIX века [Текст] /В.В. Протопопов. -М. : Музыка, 1979. - 327 с.
114. Рабинович, A.C. Гайдн [Текст] / A.C. Рабинович. - М. : Музыкальный сектор, 1930.-35 с.
115. Розанов, И.В. От клавира к фортепиано: из истории клавишных инструментов [Текст] / И.В. Розанов. - СПб. : Лань, 2001. - 447 с.
116. Розанов, И.В. Предисловие [Текст] / И.В.Розанов // Карл Филипп Эммануэль Бах. Сонаты для фортепиано. - Тетрадь 2. - Ленинград : Музыка, 1989.-72 с.-С. 3-8.
117. Розенталь, Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов [Текст] : пособие для учителей. / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Просвещение, 1976. - 543 с.
118. Ройзман, Л.И. Фортепианное творчество Й.Гайдна [Текст] / Л.И. Ройзман // Как исполнять Гайдна - М. : Классика-ХХ1, 2004. - С. 109-113.
119. Рыбкова, И.В. Онтологические основы громкостной динамики музыки [Текст] : автореф. дис... канд. искусствоведения : 17.00.02 / И.В. Рыбкова. -Саратов, 2011.-27 с.
120. Синицын, В.М. Пути развития фортепианной артикуляции в XVIII веке [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / В.М. Синицын. -Киев : Киевская книжная типография научной книги, 1989. - 19 с.
121. Словарь иностранных слов [Текст] / Под ред. канд. филол. наук Гурьевой Т.Н. - М. : «Мир книги», 2003. - 416 с.
122. Смирнова, Н.М. Авторский текст: исполнительское прочтение [Текст] / Н.М. Смирнова. // Педагогика искусства: вопросы истории, теории и методики : межвуз. сб. науч. тр. - Саратов : Наука, 2007. - С. 198-207.
123. Смирнова, Н.М. Стилевые особенности клавирных сонат Й. Гайдна [Текст] : учебное пособие по курсу «Методика обучения игре на фортепиано» / Н.М. Смирнова. - Саратов : Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2010.- 104 с.
124. Соколов, A.C. О роли звукового материала в системе музыкальных средств [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / A.C. Соколов. - М., 1980. - 16 с.
125. Соколов, A.C. Громкостная динамика как предмет анализа // Проблемы музыкальной науки : сб. статей. - М. : Советский композитор, 1983. - Вып. 5. -С. 107-137.
126. Соколова, Л. Наследие музыкального барокко в фортепианных трио венских классиков [Текст] / Л. Соколова // Аспекта юторичного музикознавства : Зб1рник наукових праць- Харьков, 2009. - Вип. 26. - С. 65-82.
127. Сперантов, В.В. Поэтика ремарки в русской трагедии XVIII - начала XIX века (к типологии литературных направлений) [Текст] / В.В. Сперантов // Philologica. Т. 5.- 1998.-№ 11/13.-С. 9-47.
128. Стилевая и смысловая роль артикуляции при исполнении клавирных сонат И. Гайдна [Текст] : методические рекомендации для преподавателей музыкальных училищ и училищ искусств / Сост. Е.С. Винокурова. - Астрахань, 1990.-37 с.
129. Стуколкина, С.М. Соната для клавира и фортепиано в Австрии конца XVIII - начала XIX веков [Текст] : лекции по курсу «История фортепианного искусства» / С.М. Стуколкина. - М. : Рос. акад. им. Гнесиных, 2002 - 82 с.
130. Стуколкина, С.М. Соната для клавира и фортепиано в творчестве композиторов Австрии второй половины XVIII - начала XIX веков [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / С.М. Стуколкина. - М., 2002. - 24 с.
131. Тараева, Г.Р. Артикуляция в инструментальной музыке XVIII века и ритмика текста в вокальных жанрах [Текст] / Г.Р. Тараева // Старинная музыка сегодня : материалы научно-практической конференции. - Ростов н/Д. : РГК им. C.B. Рахманинова, 2004. - С. 101-119.
132. Тараева, Г.Р. Старинная музыка: аутентичный стиль и интерпретация [Текст] / Г.Р. Тараева // Старинная музыка сегодня : материалы научно-практической конференции. - Ростов н/Д. : РГК им. C.B. Рахманинова, 2004. -С. 8-23.
133. Терегулов, Е.Д. Как читать фортепианную музыку И. Гайдна [Текст] / Е.Д. Терегулов. - М. : "Биоинформсервис", 1996 - 72 с.
134. Терегулов, Е.Д. О педали у рояля [Текст] / Е.Д. Терегулов // Музыкальные инструменты. - Лето-2006. - С. 48-50.
135. Терегулов, Е.Д. Теория и практика. Часть I [Текст] / Е.Д. Терегулов // Музыкальные инструменты. - Лето-2005. - С. 40-46.
136. Терегулов, Е.Д. Что может запутать нас в уртексте [Текст] / Е.Д. Терегулов // Как исполнять Гайдна. - М. : Классика-ХХ1, 2004. - С. 139147.
137. Тирдатов, В. Тематизм и строение экспозиций в симфонических allegri Гайдна [Текст] / В. Тирдатов // Вопросы музыкальной формы : сб. статей ; ред.-сост. Вл. Протопопов. - М. : Музыка, 1977. - Вып. 3. - С. 186-229.
138. Титов, Е.С. Теоретические основы музыкальной артикуляции [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Е.С. Титов. - Ростов-н/Д, 2002. - 23 с.
139. Титов, Е.С. Теоретические основы музыкальной артикуляции [Текст] : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Титов Евгений Сергеевич. -Ростов-н/Д., 2002.-219 с.
140. Тропп, В.В. Клавирные сонаты Гайдна. К проблеме жанра и эволюции стиля [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / В.В. Тропп. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2001. -29 с.
141. Тропп, В.В. Клавирные сонаты Гайдна: К проблеме жанра и эволюции стиля [Текст] : дисс. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Тропп Владимир Владимирович. - М., 2001. -175 с.
142. Финк, Е. Основные феномены человеческого бытия [Текст] / Е. Финк // Проблема человека в западной философии ; пер.с нем. А. Гараджи ; общ. ред. Ю.Н. Попова. - М., 1988. - С. 357-403.
143. Фишман, H.JI. Людвиг ван Бетховен о фортепианном исполнительстве и педагогике [Текст] / Н.Л. Фишман // Как исполнять Бетховена - М. : Классика-XXI, 2007.-С. 194-233.
144. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня [Текст] / Й. Хейзинга; пер. с нидерл., общ. ред. и послесл. Г.М. Тавризян. - М. : Прогресс, 1992. - 464 с.
145. Хлопкова, В.Н. Типология сонатной композиции у венских классиков [Текст] / В.Н. Хлопкова // Музыкальная академия. - 2000. - № 1. - С. 201-207.
146. Холопова, В.Н. Три стороны музыкального содержания [Текст] / В.Н. Холопова // Музыкальное содержание: наука и педагогика : материалы Первой Российской научно-практической конференции 4-5- декабря 2000 г., г. Москва. - Москва-Уфа : РЩ УГИИ, 2002. - С. 55-76.
147. Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений [Текст] : учебное пособие. / В.Н. Холопова. - 2-е изд., испр. - СПб. : Издательство «Лань», 2001. -496 с.
148. Хохлова, А.Л. Клавирные трио Йозефа Гайдна в контексте игрового пространства-времени [Текст] : монография для высшей школы / А.Л. Хохлова -М. : Академия Естествознания, 2009. - 161 с.
149. Цуккерман, В.А. Анализ музыкальных произведений : Вариационная форма [Текст] / В.А. Цуккерман. - М. : Музыка, 1974. - 244 с.
150. Чёрная, М.Р. Комбинаторика в фигурационном письме В.А.Моцарта [Текст] / М.Р. Чёрная // Семантика музыкального языка : материалы научной международной конференции 27-28 февраля 2002 года / РАМ им. Гнесиных. -М. : РАМ им. Гнесиных, 2004. - С. 228-235.
151. Чёрная, М.Р. Полифония в камерных жанрах клавирной музыки В.А.Моцарта и традиции XVIII века [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / М.Р. Чёрная. - М. : РАМ им. Гнесиных, 1994. -24 с.
152. Чёрная, М.Р. Фигурационное письмо в запдноевропейской и русской клавирной (фортепианной) музыке: от истоков до середины XX века [Текст] : дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.02 / Чёрная Марина Радославовна. -М., 2005- 1334 с.
153. Шаймухаметова, JI.H. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекстмузыкальной темы [Текст] : исследование / JI.H. Шаймухаметова. - М., 1999. - 311 е., нот.
154. Шубарт, Х.Ф.Д Идеи к эстетике музыкального искусства [Текст] / Х.Ф.Д. Шубарт ; пер. с нем. Е.Ю.Дементьевой // Музыкальная эстетика Западной Европы XVII - XVIII вв. - М. : Музыка, 1971. - С. 324-340.
155. Шуляковский, В. Артикуляция в музыке эпохи Барокко: Мифы и реальность [Текст] / В. Шуляковский // Инструментальная музыка в межкультурном пространстве: проблемы артикуляции : рефераты докладов и материалы Международной инструментоведческой конференции (Санкт-Петербург, 1 - 4 дек. 2008 г.). - СПб. : Астерион, 2008. - 272 с. - С. 112-117.
156. Шушкова, О.М. Вопросы немецкой музыкальной эстетики и теории XVIII века (по материалам трактатов И.А. Шайбе) [Текст] : автореф. дис. канд. искусствоведения : 17.00.02 / О.М. Шушкова. - Ленинград, 1991. - 22 с.
157. Шушкова, О.М. Раннеклассическая музыка: Эстетика, стилевые особенности, музыкальная форма [Текст] : дис. ... доктора искусствоведения / Шушкова Ольга Михайловна. - Новосибирск, 2002. - 323 с.
158. Шушкова, О.М. Раннеклассическая сонатная форма: проблемы структурирования [Текст] / О.М. Шушкова. - Владивосток : ДВГИИ, 1995. -55 с.
159. Эпштейн, М.Н. Игра в жизни и искусстве [Текст] / М.Н. Эпштейн // Парадоксы новизны: о литературном развитии XIX-XX веков. - М. : Советский писатель, 1988. - С. 276-303.
160. Эпштейн, М.Н. Философия возможного [Текст] / М.Н. Эпштейн. _
СПб. : Алетейя, 2001. - 334 с. - (Тела мысли).
161. Яковлева, Е.Л. Игра - уникальный феномен культуры [Текст] / Е.Л. Яковлева // Вестник ОГУ. - Июль 2010. - № 7 (113). - С. 150-155.
162. Bach, K.F.E. Versuch über die wahre Art, das Klavier zu spielen [Text] / K.F.E. Bach ; Mit einem Vorwort und erläuternden Anmerkungen versehen von Walter Riemann. - Leipzig : C.F. Kahnt, 1925. - 238 s.
163. Bach, C.F.E. Versuch über die wahre Art, das Klavier zu spielen [Text] / C.F.E. Bach. - Berlin, 1753. - 136 s.
164. Brown, A. Peter Joseph Haydn's keyboard music. Sources a. style [Text] / A.P. Brown. - Bloomington : Indiana univ. press, Cop. 1986. - 450 p.
165. Gotwals, V. Haydn: Two contemporary portraits [Text] / G.A. Griesinger, A.Ch. Dies ; trans, and notes V. Gotwals. - Madison, Milwaukee, London: The University of Wisconsin Press, 1968. - 275 p.
166. Harrison, B. Haydn's Keyboard Music: Studies in Performance Practice [Text] / B. Harrison. - New York : Clarendon Press Oxford, 1997. - 418 p.
167. Haydn, J. The Complete Piano Sonatas [Music]. V. I-III. / J. Haydn ; ed. by Christa Landon. - Wiener Urtext Edition. - Budapest: Editio Musica, 1973.
168. Haydn, J. The Complete Piano Sonatas [Music]. V I-III. / J. Haydn ; ed. by Maurice Hinson. - New York : Alfred Music Publishing, 1995..
169. McCabe, J. Haydn Piano Sonatas (BBC Music Guides) [Text] / J. McCabe. -London : BBC Publ., 1996. - 96 p.
170. Oxford Composer Companions Haydn [Text] / ed. by David Win Jones. -New York : Oxford University Press, 2009. - 515 p.
171. Performance Practice [Text] : a Dictionary-Guide for Musicians / Ed. by R. Jackson. - NY, 2005. - 519 p.
172. The Age of Enlightenment 1745-1790 [Text] / Ed. by E. Wellesz and F. Sternfeld. - London : Oxford University Press, 1970. - 724 p.
173. The Harvard dictionary of music [Text] / Ed. by D.M. Randel. - Fourth edition. - USA : Harvard College, 2003. - 1008 p.
174. The New Grove Dictionary of Music and Musicians [Text] / Ed. by St. Sadie. - London : Macmillan Publishing Company. - 2001, V. 1-29.
175. Webster, J. The Triumph of Variability: Haydn's Articulation Markings in the Autograph of Sonata no. 49 in E-flat [Text] / J.Webster // Haydn, Mozart, & Beethoven : Essays in Honour of Alan Tyson ; ed. S. Brandenburg. - London : Oxford, 1998.-P. 33-64.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.