Жанрово-стилевые взаимодействия в клавирных сонатах классической эпохи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Ткаченко, Евгения Александровна

  • Ткаченко, Евгения Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 208
Ткаченко, Евгения Александровна. Жанрово-стилевые взаимодействия в клавирных сонатах классической эпохи: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Ростов-на-Дону. 2012. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ткаченко, Евгения Александровна

Оглавление

Введение

Глава I. Жанрово-стилевые взаимодействия в клавирной музыке классической эпохи (к постановке проблемы)

1. Типологические аспекты жанровых взаимодействии в

отечественной музыкальной науке 1960-2000-х годов

§ 2. Проблемы стилевых взаимодействий в отечественном

теоретическом музыкознании

§ 3. Жанрово-стилевые взаимодействия в клавирной музыке классической эпохи

Глава I¡.Особенности жанрово-стилевых взаимодействий в клавирных сонатах раннеклассического периода

§ 1. Клавирная соната в западноевропейской музыке 1720— 1750-х годов: истоки жанрово-стилевых взаимодействий

§ 2. Жанрово-стилевые «диалоги» в сонатах Ф. Э. Баха: на пути к венской классической школе

Глава III. Эволюция жанрово-стилевых взаимодействий в клавирных сонатах

о Д ti<i! t « е м • 9 « 9 « t о м м е t е 9 « о е э е • • t е • « * е «I»

§ 1. Специфика жанрово-стилевых «диалогов» в ранних сонатах (конец 1750-х - первая половина 1760-х гг.)

§ 2. Жанрово-стилевые взаимодействия в сонатах конца

1760-1770-х годов

§ 3. Дифференциация жанрово-стилевых взаимодействий в сонатах 1780-1790-х годов

Глава IV. Механизмы жанрово-стилевых взаимодействий в клавирных сонатах

§ 1. Жанрово-стилевые «диалоги» в сонатах «камерного»

плана: о многогранном преломлении концертности

§ 2. Метаморфозы жанрово-стилевых взаимодействий в «концертных» сонатах

Заключение

Библиографический список

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанрово-стилевые взаимодействия в клавирных сонатах классической эпохи»

Введение

Становление и развитие жанровой системы в западноевропейской музыке второй половины XVIII века неразрывно связано с приоритетной ролью сольной клавирной сонаты как «репрезентанта» классического инструментализма. На протяжении указанного периода сонатный жанр демонстрирует максимальную открытость для индивидуальных экспериментов (апробация новых средств выразительности, охват все более многообразного содержания), благодаря чему «...в творчестве венских классиков и других композиторов указанного периода формируется новая концепция фортепианной сонаты как жанра сольного музицирования, который по значительности содержания, масштабности формы и виртуозности изложения выходит на качественно иную ступень, приближаясь к концерту и симфонии» (Стуколкина 2002, с. 23).

Устойчивый интерес профессионалов (музыковедов и музыкантов-исполнителей) к сольной клавирной сонате обусловливается и расширяющимися горизонтами научных представлений о музыкально-жанровой панораме классической эпохи. Современные исследователи стремятся раскрыть своеобразие каждого этапа эволюции музыкальных жанров с учетом неповторимости конкретного исторического момента. Формирование и развитие упомянутой концепции классической сонаты, активно преломляемой ведущими европейскими композиторами второй половины XVIII века, в значительной степени сопряжено с жанрово-стилевыми взаимодействиями в недрах сонатного цикла. Указанный аспект рассмотрения обозначенного жанра способствует раскрытию многомерности и полноты соответствующих глубинных процессов, коль скоро в любом музыкальном произведении фактически запечатлено уникальное отношение жанров и стилей.

Между тем, специальные работы, характеризующие эволюцию клавирной сонаты на протяжении классической эпохи в ракурсе указанных взаимо-

действий, до сих пор отсутствуют. Этими соображениями определяются выбор темы и актуальность настоящего диссертационного исследования.

Его объектом выступает эволюция жанра сольной клавирной сонаты в западноевропейской музыке классической эпохи. Предметом исследования являются жанрово-стилевые взаимодействия как существенный фактор становления и развития сольной клавирной сонаты в контексте магистральных исторических тенденций обозначенного периода, а также индивидуальных трактовок сонатного жанра в творчестве крупнейших мастеров указанной эпохи - Ф. Э. Баха, Й.Гайдна и В. А. Моцарта. Представляется необходимым подчеркнуть, что фортепианные сонаты Л. Бетховена, в равной степени подытоживающие классический период и устремленные за его пределы, закономерно востребуют анализа в рамках отдельной (монографической) работы.

Материалом настоящего исследования служат полные собрания кла-вирных сонат упомянутых мастеров, рассматриваемые в качестве основных вех эволюции данного жанра на протяжении классической эпохи. Кроме того, в диссертации фигурируют наиболее показательные клавирные сонаты, принадлежащие композиторам предклассического и раннеклассического периодов - Д. Скарлатти, Г. К. Вагензейлю, Л. Моцарту.

Цель предпринятого исследования - выявить роль и значение жанрово-стилевых взаимодействий в процессе формирования и развития сольной клавирной сонаты на протяжении классической эпохи. Исходя из этого, в диссертации предполагается решить следующие задачи:

- охарактеризовать местоположение сольной клавирной сонаты в жанровой иерархии упомянутой эпохи;

- обозначить важнейшие предпосылки, благоприятствующие интенсивным жанрово-стилевым взаимодействиям в процессе становления и развития сольной клавирной сонаты;

- осветить историческую динамику упомянутых взаимодействий на

протяжении классической эпохи;

- рассмотреть индивидуальные «проекции» жанрово-стилевых взаимодействий на примере клавирных сонат Ф. Э. Баха, Й. Гайдна и В. А. Моцарта.

Методологическая основа настоящего исследования предопределяется его целью и задачами, сформулированными выше. Изучение механизма жанрово-стилевых взаимодействий сопряжено с приоритетной ролью комплексного подхода, включающего в себя историко-культурный, теоретико-аналитический и сравнительно-аналитический методы.

Степень изученности проблемы. В отечественной музыковедческой литературе к настоящему времени отсутствуют специальные работы, посвященные жанрово-стилевым взаимодействиям в клавирной музыке классической эпохи. Тем не менее, ряд исследователей затрагивают указанную проблематику либо отмечают необходимость ее дальнейшего изучения. К примеру, в содержательной статье Г. Кочаровой «Об элементах концертности в фортепианных сонатах Моцарта» рассматриваются процессы жанровых взаимодействий и образцы «смешанных форм», возникающие благодаря явным перекличкам упомянутых сонат с концертным жанром. (Кочарова 2006).

Монография Л. Кириллиной «Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века: самосознание эпохи и музыкальная практика» содержит обширную информацию о толковании понятий «жанр» и «стиль», об универсальной жанровой и стилевой иерархии, господствовавшей на протяжении указанного периода в музыкальной культуре Западной Европы. Исследователь уделяет значительное внимание внутрижанровым разновидностям, фигурировавшим в композиторском творчестве классической эпохи, стремится выявить особую роль подобных разновидностей в дальнейшей эволюции конкретных жанров (включая клавирную сонату), рассматривает предпосылки и художественные результаты отдельных жанровых «контактов» и т. д. (Кириллина 1996, 2007, 2007а). Данный подход представляется весьма перспективным для современных работ, освещающих историческое развитие западноевропейского инструментализма в XVIII столетии. К примеру, в канди-

датской диссертации С. Стуколкиной «Соната для клавира и фортепиано в творчестве композиторов Австрии второй половины XVIII - начала XIX веков» предполагаемое автором внутрижанровое разграничение двух типов фортепианных сонат указанного периода («концертные» и «камерные») выступает исходным моментом как историко-теоретического, так и исполнительского анализа (Стуколкина 2002). Аналогичное по сути разделение кла-вирных сонат Гайдна 1780 - 1790-х годов («камерность» и «концертность», постулируемые в качестве магистральных тенденций) фигурирует в диссертационной работе В. В. Троппа «Клавирные сонаты <Йозефа> Гайдна. К проблеме формирования жанра и эволюции стиля». Здесь же отмечены характерные явления: «фантазийность», «сюитность», «театральность» - в историческом развитии сонатного жанра, непосредственно корреспондирующие с процессами жанрово-стилевых взаимодействий (Тропп 2001, с. 27-28, 8-9).

Наряду с вышеуказанными исследованиями, необходимо упомянуть кандидатские диссертации, освещающие проблематику историко-стилевого порядка сквозь призму эволюционных процессов, которые наблюдаются в сфере музыкально-выразительных средств. Объектами рассмотрения здесь выступают музыкальная драматургия (Белянская 1995, Гумерова 2010), фактурная организация (Титова 1985, Кальман 1985, Безрядина 2009), тематизм (Асфандьярова 2003, Антипова 2005), композиция и формообразование (Кириллина 1988, Пылаев 1993). Диссертационные исследования С. Мураталие-вой и А. Захваткина опираются на комплексный анализ музыкально-выразительных средств, призванный запечатлеть, соответственно, пути развития сонатного жанра в классическую эпоху и важнейшие тенденции, характерные для клавирного творчества Ф. Э. Баха (Мураталиева 1984, Захватит 2007). Аналогичный подход преобладает и в отечественных исследованиях, посвященных жанрово-стилевым взаимодействиям светской и церков-

ной сфер (не затрагивающим клавирные сочинения) в музыке В. А. Моцарта (Маковкина 1986, Зыбина 2011).

Необходимо заметить, что новейшие изыскания, обращенные к художественной культуре классической эпохи, традиционно опираются на фундаментальные положения и выводы монографических трудов Э. Бюкена, В. Конен, Т. Ливановой, С. Скребкова, О. Шушковой, а также авторитетных зарубежных специалистов - Л. Ратнера, Ч. Розена, X. Ч. Р. Лэндона (см. Бюкен 1934, Конен 1974, Ливанова 1977, 1983, Скребков 1973, Ratner 1980, Rosen 1997, Landon 1970). Нами учитывались также основные положения и выводы, содержащиеся в проблемных статьях П. Луцкера, А. В. Михайлова, Н. Николаевой, Э. Федосовой, Ю. Хохлова (см. Луцкер 1991, 1998, Михайлов А. 1988, Николаева Н. 1971, Федосова 2007, Хохлов 2003), главах из монографий и учебных пособий А. Алексеева, Н. Горюхиной, А. Кудряшова, Т. Кю-регян, Е. Ручьевской, В. Холоповой (см. Алексеев 1988, Горюхина 1973, Кудряшов 2006, Кюрегян 1998, Ручьевская 2004, Холопова 1999).

Аналитическое рассмотрение клавирных сонат Д. Скарлатти, Ф. Э. Баха, Й. Гайдна, В. А. Моцарта закономерно предполагало охват соответствующих монографий Г. Аберта, Л. Акопяна, Е. и П. Бадуры-Скоды, Ю. Кремлева, П. Луцкера и И. Сусидко, Л. Новака, И. Окраинец, А. Эйнштейна, К. Биттера (см. Аберт 1987-1990, Акопян 2006, Бадура-Скода 2011, Кремлев 1972, Луцкер, Сусидко 2008, Новак 1973, Окраинец 1994, Эйнштейн 2007, Bitter 1868), справочных публикаций Р. Киркпатрика, А. Воткена, А. Хобокена, Л. Кехеля (см. Петров 1980а, Wotquenn 1905, Hobo-cen 1957, Моцарт 2005), исследовательских очерков Е. Безрядиной, Б.Бородина, Л. Гервер, Е. Даниловой и О. Шушковой, Ю. Евдокимовой,

A. Климовицкого, С. Мураталиевой, Н. Олесовой, Ю. Петрова, И. Сусидко,

B. Терещенко, В. В. Троппа, Н. Фишмана, Е. Царевой, Р. Ширинян, В.Широковой, В. Шуранова, А. Юровского, Е. Юшкевич (см. Безрядина 2006, Бородин 2009, 2004, Гервер 1998, Данилова, Шушкова 1995, Евдокимо-

ва 1972, Климовицкий 1966, Мураталиева 1980, Олесова 1991, Петров 1980, Сусидко 1996, Терещенко 1992, Тропп 1996, Фишман 1964, Царева 2009, Ширинян 1980, Широкова 1995, Шуранов 2009, Юровский 1947, Юшкевич 2005). Необходимость обозначить наиболее существенные сопряжения описываемых жанрово-стилевых взаимодействий с фортепианным творчеством JL Бетховена - кульминацией классической эпохи и дерзновенным преодолением ее границ - повлекла за собой обращение к аналитической бетховениа-не XX столетия (Бобровский 1972, Гольденвейзер 1966, Григорьева 1978, Де-вуцкий 1978, Лаврентьева 1967, Лаул 1990, Либерман 2004-2005, Павчин-ский 1972, Протопопов 1971, 1972, Шинкарева 2003) и к основным монографическим трудам о композиторе (Алынванг 1970, Кириллина 2009, Корганов

1997, Роллан 1990, Эррио 1968).

Наконец, поставленной задачей теоретического осмысления характеризуемых жанрово-стилевых процессов обусловливалось формирование соответствующего проблемного контекста - авторских типологий и классификаций, предложенных отечественными учеными. В частности, предпринимаемый анализ многогранных взаимодействий и взаимных влияний музыкальных жанров опирается на концепционные работы М. Арановского, Г. Дауноравичене, Е. Назайкинского, О. Соколова, А. Сохора, В. Холоповой,

B. Цуккермана (см. Арановский 1987, Дауноравичене 1990, Назайкинский 2003, Соколов 1977, 1994, Сохор 1968, 1971, Холопова 2000, Цуккерман 1964). Изучению подобных же «контактов» и «диалогов» в сфере музыкальных стилей сопутствовала, с одной стороны, ориентация на обобщающие положения монографических трудов М. Михайлова, Е. Назайкинского и

C. Скребкова (см. Михайлов М. 1981, Назайкинский 2003, Скребков 1973), с другой, - на исследовательские очерки М.Лобановой, В. Медушевского, В. Холоповой, А. Шнитке (см. Лобанова 1981, 1990, Медушевский 1979, Холопова 2000, Музыкальные культуры народов 1973, Шнитке 1990), каждый из которых содержит более-менее обстоятельно разработанную типологиче-

скую схему указанных взаимодействий. Видимая полнота освещаемого проблемного контекста обеспечивалась благодаря привлечению обзорно-аналитических работ Л. Кадцына, Л. Казанцевой, А. Коробовой, Т. Ливановой, В. Медушевского, А. Хасаншина, В. Холоповой, А. Цукера (см. Кадцын 1996, Казанцева 2008, Коробова 2007, 2008, Ливанова 1979, Ме-душевский 1984, Хасаншин 2000, Холопова 1995, Цукер 1994, 2003).

Научная новизна исследования. В диссертации впервые формулируется и обосновывается тезис о существенной роли жанрово-стилевых взаимодействий в процессах формирования и развития сольной клавирной сонаты на протяжении классической эпохи. Проведена дифференциация важнейших типов указанных взаимодействий с учетом конкретного историко-культурного периода (предклассического, раннеклассического, зрелого классического), стадиального уровня жанровой эволюции («становление - стабилизирование - снятие» - см. Дауноравичене 1990, с. 13-15) и художественной индивидуальности определенного композитора. Выявляются причинно-следственные связи между магистральными направлениями эволюции сольной клавирной сонаты в классическую эпоху и динамикой соответствующих жанрово-стилевых взаимодействий. Обосновывается роль упомянутых взаимодействий в кристаллизации «лирической» разновидности сонатного цикла у Ф.Э.Баха (1770-1780-е гг.) и «лирико-жанровой» - у Й. Гайдна (17801790-е гг.).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. «Экспериментальный» статус сольной клавирной сонаты в XVIII столетии неразрывно связан с интенсивными жанрово-стилевыми взаимодействиями. Механизмы упомянутых взаимодействий отличаются мобильностью, вариативностью и корреспондируют с общей динамикой эволюции сонатного жанра.

2. На протяжении периода ранней классики основным направлением жанрово-стилевых взаимодействий является внутристилевая интеграция - гене-

тически обусловленное взаимопроникновение сонатности и сюитности -при довольно поверхностных «контактах» с другими жанрами и стилями.

3. Для периода зрелой классики характерно равновесие между интеграционными (сонатность - концертность, фантазийность) и дезинтеграционными (сонатность - сюитность) процессами. Внутристилевым взаимодействиям сопутствуют все более активные межстилевые «диалоги» (преимущественно камерности и театральности).

4. Важнейшим следствием упомянутых процессов на рубеже XIX века становится концепционное толкование клавирной сонаты как своего рода «камерной симфонии» с параллельным утверждением соответствующих атрибутов жанрового стиля.

Апробация исследования. Отдельные положения настоящей работы отражены в докладах, которые были представлены диссертантом на международных научных конференциях, организуемых Ростовской государственной консерваторией (академией) имени С. В. Рахманинова: «Современные аспекты художественного синтеза в музыкальном искусстве» (2008), «Композиторы "второго ряда" в историко-культурном процессе» (2009), на Всероссийской научно-практической конференции «Музыкальное содержание: современная научная интерпретация» (2006), а также всероссийских и региональных конференциях по проблемам отечественного педагогического образования (Ярославль, 2007; Вологда, 2008; Ростов-на-Дону, 2008 и 2010). Материалы диссертации использовались в учебных курсах «История зарубежной музыки» и «Анализ музыкальных произведений», читаемых автором в Донском педагогическом колледже. В 2011 - 2012 годах отдельные главы исследования и диссертационная работа в целом обсуждались на кафедре истории музыки РГК.

Практическая значимость представленной диссертации обусловливается возможностью расширения и обновления отдельных тематических разделов учебных дисциплин, фигурирующих в программах отечественных

музыкальных и музыкально-педагогических вузов и колледжей (курсы истории зарубежной музыки, музыкальной литературы зарубежных стран, анализа музыкальных произведений, истории фортепианного искусства и др.). Некоторые наблюдения автора могут привлечь внимание музыкантов-исполнителей (пианистов и клавесинистов), обращающихся к музыке XVIII века в своих концертных программах.

Теоретическая значимость работы определяется перспективами использования ее результатов в трудах по истории и теории музыкальных жанров, а также в исследованиях, посвященных музыкальной культуре классической эпохи, монографиях о творчестве Ф. Э. Баха, Й. Гайдна, В. А. Моцарта.

Структура исследования. Диссертация включает в себя введение, четыре главы, заключение, библиографический список (содержащий 234 наименования) и нотное приложение (28 примеров). Композиция работы соответствует принятой логической последовательности изложения:

- глава 1 - постановка общих проблем, связанных с теоретическим осмыслением жанрово-стилевых взаимодействий как существенного фактора исторического развития музыкальных жанров; характеристика уникального местоположения сольной клавирной сонаты в иерархической системе жанров западноевропейской музыки XVIII столетия;

- глава 2 - описание специфических черт жанрово-стилевых взаимодействий в клавирных сонатах предклассического и раннеклассического периодов;

- глава 3 - рассмотрение динамики жанрово-стилевых сопряжений в контексте эволюции жанра клавирной сонаты в творчестве И. Гайдна;

- глава 4 - анализ важнейших особенностей упомянутых сопряжений в клавирных сонатах В. А. Моцарта.

Глава I. Жанрово-стилевые взаимодействия в клавирной музыке классической эпохи (к постановке проблемы)

§ 1. Типологические аспекты жанровых взаимодействий в отечественной музыкальной науке 1960-2000-х годов

К настоящему времени отечественным музыковедением накоплен весьма продуктивный опыт теоретической разработки проблем, связанных с многообразными взаимодействиями и взаимными влияниями музыкальных жанров. Так, о необходимости подобных исследований еще в начале 1960-х годов писал В. Цуккерман: «Распространенные жанры народно-бытовой музыки и простейшие жанры профессиональной музыки приобретают в камерной, симфонической и оперной музыке новое, оплодотворяющее значение. Со своей стороны, сложные жанры питаются элементами жанров простых, вырастают из них. <...> Даже слушатель-неспециалист лучше, глубже поймет произведение, если попытается истолковать его содержание не путем субъективного фантазирования, а подойдя к нему с точки зрения жанров и жанровых связей» (Цуккерман 1964, с. 119-120, 129-130). Исследователем были упомянуты наиболее характерные примеры подобных «связей»:

- жанровая «конкретизация» отдельной части или темы циклического произведения;

- «сочетание разных жанровых элементов в одновременности» - внутренне контрастный «сплав» или «взаимопроникновение, слияние, "диффузия"»;

- «смены» указанных элементов «в последовательности» - от контрастных «жанровых чередований» до «нарастаний», где «каждый следующий жанр активнее предыдущего» (там же, с. 120-129).

Цитируемые наблюдения, при внешней их разрозненности (целостная и упорядоченная систематика жанровых взаимодействий не являлась прямой задачей автора), послужили отправным пунктом для дальнейших изысканий.

В частности, на протяжении 1960-1970-х годов обозначенные проблемы весьма продуктивно разрабатывались А. Сохором. По мнению ученого, «жанры в музыке существуют и развиваются не изолированно, а в тесном взаимодействии. Ведь в самой жизни сплошь и рядом смешиваются и переплетаются различные обстоятельства бытования музыки, разные "формы музицирования". <...> Неудивительно, что влияют друг на друга и соответствующие этим обстоятельствам музыкальные жанры, за взаимодействием которых стоят сложные процессы общественной жизни <...> Взаимодействие жанров - процесс непрерывный и длительный. Его результаты сказываются порою в малозаметных, но постоянных и понемногу накапливаемых изменениях внутри жанров» (Сохор 1968, с. 73-74).

Стремясь «уловить устойчивые черты» и «наметить некоторые закономерности» применительно к взаимным влияниям музыкальных жанров, А. Сохор формулирует следующий вывод: «... при сохранении обстановки исполнения и жанрового содержания даже существенные отступления от жанрового стиля и формы не приводят к изменению жанра <...> Зато изменение обстановки и содержания ведет к переходу в иной жанр, даже если сохраняются многие черты стиля. <...> А это зависит от перемен в общественных условиях, которые и выступают здесь определяющим фактором» (там же, с. 74, 82-83). По мнению исследователя, «особый случай - взаимодействие жанров внутри одной жанровой группы: театрального с театральным, концертного с концертным (например, оперы и балета, симфонии и оратории). Здесь - одна и та же обстановка исполнения, поэтому "скрещивание" происходит непосредственно под воздействием идейно-эстетических запросов эпохи». Однако в центре внимания указанного автора пребывают не упомянутые «особые случаи» из области академической музыки, а «массово-

бытовые жанры как наиболее тесно и однозначно связанные с той или иной жизненной обстановкой» (там же, с. 83, 85).

Именно ориентацией на музыкально-бытовую сферу (в аспекте ее «связи и взаимообмена» с театральной и концертной музыкой) обусловливается своеобразие типологии жанровых взаимодействий, предложенной А. Сохором. Исследователь полагает необходимым «...изучить такие явления, как:

- жанровое цитирование (воспроизведение характерных признаков бытового жанра в неизменном виде);

- жанровая трансформация (преобразование жанра в результате его переосмысления) ;

- жанровое развитие (последовательные изменения жанрового характера музыки в целом как основной или сопутствующий фактор раскрытия идеи произведения);

- жанровое варьирование, жанровая модуляция (изменение жанрового характера одной и той же темы, ее переход в другой жанр) и сопоставление жанров как средства (приема) развития;

- жанровая многосоставность и переменность (сочетание в одной теме признаков нескольких жанров при их попеременном обнаружении);

- жанровая полифония или жанровый контрапункт (одновременное звучание тем или вариантов одной темы в разных жанрах);

- жанровое вкрапление, взаимопроникновение жанров и жанровый сплав (синтез)» (Сохор 1971, с. 298, 300).

Весьма существенным вкладом в дальнейшее теоретическое осмысление жанровых взаимодействий явилась классификация последних, разработанная О. Соколовым1. Опираясь на вышеупомянутые труды В. Цуккермана

1 «Предварительный» вариант авторской концепции относится к середине 1970-х годов (см. Соколов 1977, с. 50-56), более подробная характеристика соответствующей типологии датируется началом 1990-х (Соколов 1994, с. 184-206).

и А. Сохора, автор стремится, с одной стороны, достичь «максимальной полноты жанровой типологии по сравнению с существующими», с другой -«уточнить... качественные различия эстетических связей» применительно к тому или иному жанру (Соколов 1994, с. 10). По убеждению О. Соколова, «...необходимо представлять морфологическую систему музыки как динамическую, учитывающую всевозможные изменения в жизни родов и жанров, их сложное взаимодействие, возникновение новых и переосмысление прежних явлений, и т. п.». Исходя из этого, исследователь обозначает «два аспекта... совершаемых с жанрами метаморфоз», а именно «эволюцию жанров в пределах рода, т. е. пути их интерпретации в контексте развивающейся музыкальной культуры» и «эстетические связи жанров, занимающих различное положение в морфологической системе» (там же, с. 184, 187). Оба указанных аспекта, разумеется, так или иначе сопряжены с механизмом жанровых взаимодействий.

Например, «...эволюцию большинства жанров и форм можно представить в виде трех принципиальных стадий, практически не имеющих резких границ и нередко проходивших в "стреттном наложении": 1) становление жанра; 2) кристаллизация соответствующей ему формы; 3) экстраполяция данной формы на другие жанры» (Соколов 1994, с. 189; курсив наш. - Е. Т.). Последняя стадия обуславливается специфическим «несовпадением» отдельных характеристик формы и жанра: «Найденная форма оказывается, как правило, более "твердой", чем гибкий и подвижный жанр, непосредственно связанный с содержанием музыки. Благодаря этому соответствующая логика построения тяготеет к более высокому уровню абстракции, открывает свои широкие конструктивные возможности и... распространяется на другие жанры, однако более или менее родственные первоначальному» (там же; курсив наш. - Е. Т.). Подтверждением сказанному является (наряду с прочими) жанр сонаты ХУШ-Х1Х веков: «Сонатная форма... возникла на основе уже развивающегося жанра, однако под значительным воздействием ряда других -

концерта, увертюры, составляющих жанров сюиты, опосредованно даже фуги <...>». Последующая «экстраполяция сонатной формы» (или сонатности как «жанровообразующего принципа») изначально протекала в обратном направлении: подразумеваются «ближайшие к сонатному allegro родственные жанры - концертное allegro и увертюра», а также различные «составляющие жанры сонатно-симфонического цикла, особенно его лирический центр - andante», инструментальные жанры (фантазия, каприччио, токката) и т. д., вплоть до «хоровой, оперной, романсовой музыки» (там же, с. 192-194; курсив наш. - Е. Т.).

Другой аспект характеризуемых автором жанровых «метаморфоз» («эстетические связи») подразумевает совокупность «взаимоотношений с другими жанрами, принадлежащими разным родам и семействам». По мнению исследователя, «основными видами» упомянутых взаимоотношений являются экстраполяция2, смешение и ассимиляция. В процессе экстраполяции музыкальные жанры, «... перемещаясь... не покидают своего места в собственном роде, а распространяются за его пределы, приспосабливаясь к новым условиям бытования, но сохраняя при этом свои коренные признаки». Благодаря данному «перемещению» складывается иная «порождающая закономерность» жанрообразования и возникает «смежный жанр» (Соколов 1994, с. 195-196). Последний, как правило, «несет на себе характерный отпечаток двойственности жанрового стиля», отличается композиционной усложненностью и «переменностью функций» соответствующей формы; наглядным тому примером служат танцевальные жанры, экстраполируемые в сферу «чистой музыки» (там же, с. 197-198).

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ткаченко, Евгения Александровна, 2012 год

Литература

1. Аберт Г. В. А. Моцарт: В 2 ч. / Перевод с нем., вступительная статья, комментарии К. К. Саква. - М.: Музыка, 1987-1990. - Часть первая, книга I. - 1987. - 544 е.; Часть первая, книга II. - 1988. - 608 е.; Часть вторая, книга I. - 1989. - 496 е.; Часть вторая, книга И. - 1990. - 560 с.

2. Акопян Л. О. Моцарт: Путеводитель. - М.: Классика-ХХ1, 2006. -240 с.

3. Алексеев А. Д. История фортепианного искусства: Учебник. В 3 ч. Ч. 1-2. - Изд. 2-е, доп. - М.: Музыка, 1988. -415 с.

4. Алыиванг А. А. Людвиг Ван Бетховен: Очерк жизни и творчества. -М.: Сов. композитор, 1970. - 560 с.

5. Антипова Ю. В. Музыкальное штюрмерство в контексте европейского сентиментализма // Проблемы музыкознания: Статьи молодых музыковедов. Вып. II. - Новосибирск: НГК им. М. И. Глинки, 2002. - С. 39-51.

6. Антипова Ю. В. Сентиментализм в западноевропейской музыке второй половины XVIII века: Автореф. дис. ... канд. иск. - Новосибирск, НГК им. М. И. Глинки, 2005. - 26 с.

7. Арановский М. Г. Концепция музыкального стиля в работах М. К. Михайлова // Михайлов М. К. Этюды о стиле в музыке: статьи и фрагменты. - Л.: Музыка, 1990. - С. 13-38.

8. Арановский М. Г. Музыкальный текст: Структура и свойства. -М.: Композитор, 1998. - 342 с.

9. Арановский М. Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник: Сб. статей. Вып. 6. -М.: Сов. композитор, 1987. - С. 5-44.

Ю.Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая. - Л.: Музыка, 1971. - 3 76 с.

П.Асафьев Б. В. Сонаты [Бетховена] // Асафьев Б. В. О симфонической и

камерной музыке. - Л.: Музыка, 1981. - С. 50-54.

145

12.Асфандьярова А. И. Знаки-образы музыкальных инструментов в художественном контексте пасторальных тем фортепианных сонат Й. Гайдна // Проблемы музыкальной науки. - 2007. - №1. - С. 100-113.

13.Асфандьярова А. И. Интонационная лексика образов пасторали в тема-тизме фортепианных сонат Й. Гайдна: Автореф. дис. ... канд. иск. -Новосибирск: НТК им. М. И. Глинки, 2003. - 30 с.

14.Асфандьярова А. И. Пасторальные образы в менуэте клавирных сонат Гайдна // Проблемы музыкальной науки. - 2009. - № 1. - С. 72-75.

15.Асфандьярова А. И. Семантика и артикуляция образов пасторали в медленных частях фортепианных сонат Гайдна: Методическая разработка. - Уфа: УГИИ, 2001. - 19 с.

1 б.Бадура-Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта: Как исполнять его фортепианные сочинения. Изд. 2-е, доп. Пер с англ. Л. О. Акопяна. -М.: Музыка, 2011.-464 с.

17.БезрядинаЕ. В. Барокко и классицизм, Аристотель и Галилей...// Музыкальная академия. - 2008. - № 2. - С. 125-129.

18.Безрядина Е. В. О некоторых особенностях формирования стиля в ранних клавирных сонатах Й. Гайдна (до 1770 г.) // Актуальные проблемы теории и методика современного музыкального искусства и образования: Сб. науч. трудов. - Оренбург: Изд-во ОГИИ, 2006. - С. 17-29.

19.БезрядинаЕ. В. Формирование классического стиля в клавирной музыке XVIII века: Автореф. дис. ... канд. иск. - Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2009. - 23 с.

20.БелянскаяН. В. Система контрастов в сонатной форме Гайдна: Автореф. дис. ... канд. иск. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1995. - 29 с.

21 .Березовчук Л. Н. Музыкальный жанр как система функций (психологические и семиотические аспекты) // Аспекты теоретического музыкознания: Сб. науч. трудов. - Л.: ЛГИТМиК, 1989. - С. 95-122.

22.Березовчук Л. Н. «Страсти по Луке» Кш. Пендерецкого и традиции жанра пассионов: к вопросу о стилевых взаимодействиях // Вопросы музыкального стиля. Сб. статей. - Л.: ЛГИТМиК, 1978. - С. 112-139.

23.Бетховен: Сб. статей. Вып. I / Ред.-сост. Н. Л. Фишман. - М.: Музыка,

1971.-446 с.

24.Бетховен: Сб. статей. Вып. II / Ред.-сост. Н. Л. Фишман. - М.: Музыка,

1972.-357 с.

25.Блинова С. В. Сонатная форма на пути к динамическому сопряжению // Художественный мир музыкального произведения: Сб. статей. - Уфа: У ГНИ, 2001.-С. 59-71.

26.Бобровский В. П. Соната Бетховена cis-moll «Quasi una fantasia» («Лунная») // Бетховен: Сб. статей. Вып. II / Ред.-сост. Н. Л. Фишман. - М.: Музыка, 1972. - С. 5-28.

27.Бобровский В. П. Функциональные основы музыкальной формы: Ис-след. - М.: Музыка, 1978. - 332 с.

28.Богатырев С. С. Сонатная форма Скарлатти // С. С. Богатырев: Статьи, исследования, воспоминания. - М.: Сов. композитор, 1972. - С. 69-98.

29.Бонфельд М. Ш. Введение в музыкознание: Учеб. пособие. - М.: Туманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с.

30.Бородин Б. Б. Доменико Скарлатти и фортепиано // Фортепиано. -2009.-№3-4.-С. 54-58.

31 .Бородин Б. Б. О клавирном творчестве Гайдна // Фортепиано. - 2004. -№3-4 (25-26).-С. 52-59.

32.Бочаров Ю. С. Двухчастная соната: век восемнадцатый // Старинная музыка. - 2003. - № 2-3. - С. 9-14.

33.Бочаров Ю. С. Занятные подробности о классической сонатной форме и ее родственниках // Старинная музыка. - 2002. - № 1. - С. 9-13.

34.Бочаров Ю. С. О сюитах «правильных» и «неправильных» // Старинная музыка. - 2008. - № 1-2. - С. 2-9.

35.Бочаров Ю. С. Французская увертюра в музыке эпохи барокко: Исслед. -М.: Преет, 1998.- 148 с.

36.Бюкен Э. Музыка эпохи рококо и классицизма / Пер. с нем. В. В. Ми-кошо. Под ред. проф. М. В. Иванова-Борецкого. - М.: Музгиз, 1934— 272 с.

37.Визель 3. А. От дивертисмента к квартету (К вопросу становления жанра квартета в творчестве Й. Гайдна) // От барокко к классицизму: Учеб. пособие. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1993. - С. 77-90.

38.Вспоминая Бетховена: Биографические заметки Франца Вегелера и Фердинанда Риса / Пер. с нем. яз. и коммент. Л. В. Кириллиной. - М.: Классика - XXI, 2007. - 224 с.

39.Гервер Л. Л. Клавирные сонаты Моцарта № 10 (KV 330) и № 13 (KV333): Опыт интерпретации // Инструментальная музыка классицизма: Вопросы теории и исполнительства: Сб. статей. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1998. - С. 89-105. - (Науч. труды МГК: Сб. 22).

40.Гольденвейзер А. Б. Тридцать две сонаты Бетховена: Исполнительские комментарии. - М.: Музыка, 1966. - 288 с.

41.Горюхина Н. А. Эволюция сонатной формы: Исслед. - Изд. 2-е, доп. -Киев: Музична Украша, 1973. - 310 с.

42.Григорьева Г. В. Роль сонатинной формы в становлении сонатной формы венских классиков // Черты сонатного формообразования: Сб. трудов (межвуз.). Вып. 36. -М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1978. - С. 28-41.

43Тумерова О. А. Австро-немецкая симфония и клавирная соната второй половины XVIII века в свете эстетики «Бури и натиска»: Автореф. дис.

канд. иск. - Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2010.-21 с.

44.Данилова Е. В., Шушкова О. М. Клавирные сонаты К. Ф. Э. Баха // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад: Материалы межд. науч. конф. Вып. 2. - Владивосток, 1995 - С. 233-236.

45.Дауноравичене Г. Л. Проблема жанра и жанрового взаимодействия в современной музыке (на материале творчества литовских композиторов 1975-1985 годов): Автореф. дис. ... канд. иск. - Вильнюс: ЛГК, 1990.-24 с.

46.Девуцкий В. Э. О драматургической роли фразировки в сонатной форме Бетховена // Черты сонатного формообразования: Сб. трудов меж-вуз.). Вып. 36. - М: ГМПИ им. Гнесиных, 1978. - С. 42-67.

47.Друскин М. С. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции. Италии, Германии ХУТ-ХУШ веков. - Л.: ГосМузИздат, 1960.-285 с.

48.Дубравская Т. Н. Полифония: Учеб. пособие. - М.: Академ. Проект; Альма Матер, 2008. - 360 с.

49.Евдокимова Ю. К. Становление сонатной формы в предклассическую эпоху // Вопросы музыкальной формы: Сб. статей. Вып. 2. - М: Музыка, 1972. - С. 98-138.

50.Евдокимова К). К., Назайкинский Е. В. Актуальнейшие проблемы стиля // Советская музыка. - 1983. -№ 8. - С. 119-121.

51 .Егоров П. Г., Часовитин Д. Н. От редакторов // Бетховен Л. Сонаты для фортепиано: Уртекст: В 2 т. Т. 1. - СПб.: Изд-во «Лань», 2004. - С. 6 -13.

52.Захарова О. И. Риторика и западноевропейская музыка XVII - первой половины XVIII века: принципы, приемы. - М.: Музыка, 1983. - 77 с.

53.3ахваткин А. Н. Клавирная школа К. Ф. Э. Баха в исторической перспективе: Автореф. дис. ... канд. иск. - Нижний Новгород: НГК им. М. И. Глинки, 2007. - 18 с.

54.Захваткин А. Н. Клавирная музыка К. Ф. Э. Баха и её исполнение // Музыкальная академия. - 2008. - № 1. - С. 172-174.

55.3енкин К. В. На пути к подлинному Бетховену (изучая «бетховениану» Марии Юдиной) // Жабинский К. А., Зенкин К. В. Музыка в простран-

стве культуры: Избр. статьи. Вып. 2. - Ростов-на-Дону: МП «Книга», 2003.-С. 249-264.

56.3ыбина К. И. Взаимодействие светского и церковного в музыке В. А. Моцарта: Автореф. дис. ... канд. иск. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2011.-23 с.

57.Исторические и теоретические проблемы музыкального стиля: Тезисы докладов науч.-теор. конф. - Горький: ГГК им. М. И. Глинки, 1983. -112 с.

58.История жизни Йозефа Гайдна, записанная с его слов Альбертом Кри-стофом Дисом / Пер. с нем. Грохотова С. В. - М.: Классика - XXI, 2000,- 186 с.

59.Кадцын Л. М. Жанры: природа, типология, концептуальность // Художественные жанры: история, теория, трактовка (Музыкальное искусство): Сб. науч. статей - Красноярск: КГ ИИ, 1996. - С. 3-15.

60.Казанцева Л. П. Музыкальный жанр и его содержание // ЮжноРоссийский музыкальный альманах'2007. - Ростов-на-Дону: РГК им. С. В. Рахманинова, 2008. - С. 90-94.

61.Как исполнять Бетховена / Сост. и коммент. А. В. Засимовой. - М.: Классика - XXI, 2003. - 236 с.

62.Как исполнять Гайдна / Сост. и коммент. А. М. Меркулова. - М.: Классика-XXI, 2003-204с.

63.Как исполнять Моцарта / Сост. и коммент. А. М. Меркулова. -М.: Классика - XXI, 2003 - 184с.

64.Калошина Г. Е. Парадоксальная монтажность в театре Моцарта и Прокофьева // Моцарт - XX век: Сб. статей (межвуз.). - Ростов-на-Дону: РГК им. С. В. Рахманинова, 1993. - С. 87-94.

65.Кальман (Гервер) Л. Л. О некоторых формах проявления типичного в инструментальной музыке венского классицизма: Автореф. дис. ... канд. иск. - Вильнюс: ГО ДНК ЛитССР, 1985. - 24 с.

66.Кириллина JI. В. Бетховен. Жизнь и творчество: В 2-х томах. - М.: Московская консерватория, 2009. - Т.1 - 536 е.; Т.2 - 596 с.

67. Кирилл и на Л. В. Бетховен и теория музыки XVIII - начала XIX века: Автореф. дис. ... канд. иск. - М.: МДОЛГК им. II. И. Чайковского, 1988.-24 с.

68.Кириллина Л. В. Загадки «Торжественной мессы» // Музыкальная академия. - 2000. - № 1. - С. 9-28.

69.Кириллина Л. В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века: Самосознание эпохи и музыкальная практика: [Исслед. Ч. I:]. -М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1996. - 192 с.

70.Кириллина Л. В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века: [Исслед.] Ч. II: Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции. - М.: Композитор, 2007. - 224 с.

71. Кириллина Л. В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века: [Исслед.] Ч. III: Поэтика и стилистика. - М.: Композитор, 2007. -376 с.

72.Кириллина Л. В. Сонатный цикл и сонатная форма в представлениях Бетховена // Музыкальный язык, жанр, стиль: Проблемы теории и истории: Сб. науч. трудов. - М.: МГДОЛК им. П. И. Чайковского, 1987. -С. 95-114.

73.Кириллина Л. В. Турецкая тематика в творчестве В. А. Моцарта // Научный вестник Московской консерватории. - 2011. - № 1. - М.: МГК им. П. И. Чайковского. - С. 5-25.

74.Климовицкий А. И. Зарождение и развитие сонатной формы в творчестве Д. Скарлатти // Вопросы музыкальной формы. Сб. статей. Вып. 1. - М.: Музыка, 1966. - С. 3-61.

75.Климовицкий А. И. О творческом процессе Бетховена: Исследование. -Л.: Музыка, 1979. - 176 с.

76.Конен В. Д. К проблеме «Бетховен и его последователи» // Бетховен: Сб. статей. Вып. I / Ред. -сост. Н. Л. Фишман. - М: Музыка, 1971. -С. 17-35.

77.Конен В. Д. Театр и инструментальная музыка Моцарта // Конен В. Д. Этюды о зарубежной музыке. - М.: Музыка, 1968. - С. 126-143.

78.Конен В. Д. Театр и симфония: Роль оперы в формировании классической симфонии: [Исслед.] - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Музыка, 1974.-376 с.

79.Конен В. Д. Этюды о зарубежной музыке. - М: Музыка, 1975. - 479 с.

80.Корганов В. Д. Бетховен: Биографический этюд. - М.: Алгоритм, 1997. -816с.

81.Коробова А. Г. Комическое как модальность художественного текста и ее проявления в музыке // Проблемы музыкальной науки. - Уфа, 2009.-№2.-С. 135-142.

82.Коробова А. Г. Музыкальная топика как объект жанрового исследования (на примере новоевропейской пасторали) // Музыкальная академия. - 2005 - № 3. - С. 135-143.

83. Коробова А. Г. Современная теория музыкальных жанров и ее методологические аспекты // Музыковедение. - 2008. - № 4. - С. 2-6.

84.Коробова А. Г. Теория жанров в музыкальной науке: история и современность: [Исслед.] - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2007. - 172 с.

85.Комарова Г. В. Об элементах концертности в фортепианных сонатах Моцарта // Алексей Алексеевич Степанов: Воспоминания, работы учеников, публикации, материалы и документы. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2006.-С. 39-45.

8 6. Крем л ев Ю. А. Йозеф Гайдн: Очерк жизни и творчества. - М.: Музыка, 1972.-317 с.

87.Кремлев Ю. А. Стиль и стильность // Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. статей. Вып. 4. -М.-Л.: Музыка, 1965. - С. 53-68.

88.Кремлев Ю. А. Фортепианные сонаты Бетховена. М.: Сов. композитор, 1970.-335 с.

89.Кудряшов А. Ю. Теория музыкального содержания: Художественные идеи европейской музыки XVII - XVIII вв.: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во «Лань», 2006. - 432 с.

90.Курленя К. М. О стиле в музыке (к постановке проблемы) // Исторические и теоретические проблемы музыкального стиля: Тезисы докладов науч.-теор. конф. - Горький: ГГК им. М. И. Глинки, 1983. - С. 3-4.

91 .Кутдусова Л. А. О взаимодействии интонационных формул и риторических фигур в тематизме клавирных сонат Ф. Э. Баха // Эстетические проблемы музыкознания: Сб. трудов. Вып. 97. - М.: ГМПИ им. Гнеси-ных, 1988.-С. 79-92.

92.Кюрегян Т. С. Форма в музыке ХУШ-Х1Х веков: [Исслед.] - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1998. - 336 с.

93.Лаврентьева И. В. Поздние сонаты Бетховена // Вопросы музыкальной формы: Сб. статей. Вып. 1. - М: Музыка, 1967. - С. 62-120.

94.Ландовска В. О музыке / Пер. с англ. и коммент. А. Е. Майкапара. -М.: Радуга, 1991.-438 с.

9 5. Л аул. Р. Г. О функциональной динамике сонатной формы венских классиков: (Этюд о побочной теме) // Форма и стиль: Сб. науч. трудов: В 2 ч. Ч. 2. - Л.: ЛОЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова, 1990. - С. 109-128.

96.Лейе Т. Е. О музыкальном жанре и различных видах «обобщения через жанр» // Вопросы музыковедения: Сб. трудов. Вып. 1. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1972. - С. 5-27.

97.Либерман Е. Я. Фортепианные сонаты Бетховена: Исполнит, комментарии. В 4 вып. - М.: Музыка, 2003-2005. - Вып. 1. - 2003. - 88 е.; Вып. 2. - 2004. - 80 е.; Вып. 3. - 2005. - 101 е.; Вып. 4. - 2005. - 80 с.

98.Ливанова Т. Н. Западноевропейская музыка XVII - XVIII веков в ряду искусств: Исслед. - М.: Музыка, 1977. - 527 с.

99. Ливанова T. H. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учеб. пособие: В 2 т. - М.: Музыка, 1982-1983. - Т. 1: По XVIII век. -1983. - 696 е.; Т. 2: XVIII век. - 1982. - 622 с.

100.Ливанова Т. Н. Музыкальная классика XVIII века (Гендель, Бах, Глюк, Гайдн). - M .-Л.: Музгиз, 1939. -518 с.

101.Ливанова Т. Н. Теория музыкальных стилей // С. С. Скребков: Статьи и воспоминания. - М.: Сов. композитор, 1979. - С. 296-308.

102.Лобанова M. Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики: [Исслед.] - М.: Музыка, 1994. - 318 с.

103 .Лобанова M. Н. Музыкальный стиль и жанр в эпоху барокко как проблема современной истории культуры (на примере мотета): Дис. канд. искусствоведения. - М., 1981. - 278 с.

104. Лобанова M. Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность: [Исслед.] -М.: Сов. композитор, 1990. - 312 с.

105.Луцкер П. В. Классицизм // Музыкальная жизнь. - 1991. - № 3. -С. 21-22; №4.-С. 20-21.

1 Об.Луцкер П. В. Стилевая проблематика в музыкальном искусстве на рубеже XVIII-XIX веков // Эпохальные рубежи в истории искусства Запада: Сб. статей. - М.: ГИИ, 1998. - С. 135-147.

107. Луцкер П. В., Сусидко И. П. Новые тенденции в моцартоведении последних десятилетий // Моцарт и моцартианство: Сб. статей. -М.: Композитор, 2007. - С. 14- 23.

108. Луцкер П. В., Сусидко И. П. Моцарт и его время. - М.: Классика -XXI, 2008. - 624 с.

109.Маковкина В. Л. Взаимодействие жанров светской и духовной музыки в творчестве В. А. Моцарта (месса, опера, симфония): Автореф. дис. ... канд. иск. - Л.: ЛОЛГК им. Н. Римского-Корсакова, 1986. - 24 с.

1 Ю.Малкова М. В. О некоторых трудностях в изучении ключевых свойств жанра // Художественные жанры: история, теория, трактовка (Музы-

кальное искусство): Сб. науч. статей. - Красноярск: К ГНИ, 1996. -С.15-26.

111.Маргулис В. И. Ариетта - звучащая вечность // Маргулис В. И. Пара-липоменон: Новеллетты из жизни музыканта. - М.: Классика - XXI, 2006.-236 с.

112.Маслий С. Ю. Сюита: семантико-драматургический и исторический аспекты исследования: Автореф. дис. ... канд. иск. - М: РАМ им. Гне-синых, 2003 . - 24 с.

1 В.Матвеева Е. Ю. Музыкальный театр Йозефа Гайдна: Автореф. дис. ... канд. иск. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2000. - 24 с.

114.Медушевский В. В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей // Музыкальный современник: Сб. статей. Вып. 5. -М.: Советский композитор, 1984. - с. 5-17.

115.Медушевский В. В. Музыкальный стиль как семиотический объект // Советская музыка. - 1979. - № 3. - С. 30-39.

116.Михайлов А. В. Античность как идеал и культурная реальность XVIII - XIX веков // Античность как тип культуры: Сб. науч. трудов -М.: Наука, 1988.-336 с.

117.Михайлов А. В. Бетховен: преемственность и переосмысления // Михайлов А. В. Музыка в истории культуры: Избр. статьи. - М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1998. - 262 с.

118.Михайлов М. К. Стиль в музыке: Исслед. - Л.: Музыка, 1981. - 264 с.

1 19.Михайлов М. К. Этюды о стиле в музыке: Статьи и фрагменты. -Л.: Музыка, 1990.-288 с.

120.Моргунова Т. Л. Моцарт и развитие ансамблевой сонаты // Моцарт-Прокофьев: Тезисы докладов всесоюзной науч. конф. - Ростов-на-Дону: РГК им. С. В. Рахманинова, 1992. - С. 48-50.

121. Моцарт Вольфганг Амадей: Аннотированный каталог сочинений. Авт.-сост. Звонов Г. Ю., Розинкин А. А. - М.: Композитор, 2005. -272 с.

122.Музыка барокко и классицизма: Сб. трудов. Вып. 84. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1986. - 160 с.

123.Музыка Французской революции XVIII века. Бетховен: Учеб. пособие. - М.: МГК им. II. И. Чайковского, 1967. - 443 с.

124.Музыкальные культуры народов: традиции и современность. -М.: Сов. композитор, 1973. - 376 с.

125.Музыкальный словарь Гроува / Пер. с англ. Л. О. Акопяна. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Практика, 2007. - 1103 с.

126.Мураталиева С. Г. Пути исторического развития сонаты в XVIII веке: Автореф. дис. ... канд. иск. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1984. -23 с.

127.Мураталиева С. Г. Формирование характерных черт жанра фортепианной сонаты в творчестве К. Ф. Э. Баха // Исследования исторического процесса классической и современной зарубежной музыки: Сб. трудов - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1980. - С. 40-55.

128.Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки: [Моногр.] - М.: Музыка, 1988.-254 с.

129.Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции: [Исслед.] -М.: Музыка, 1982.-319 с.

130.Назайкинский Е. В. Музыкальные лики истории // Ливанова Т. Н. Статьи. Воспоминания. - М.: Музыка, 1989. - С. 388-412.

131 .Назай кинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие. -М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 248 с.

132.Негадова И. В. Стиль эпохи как дидактическая проблема (на примере клавирной сонаты XVIII века): Дипл. работа. - Ростов-на-Дону: РГК им. С. В. Рахманинова, 2004. - 88 с.

133.Николаева А. И. Герменевтическая основа понимания музыкального стиля // Науч. труды Московского педагогического государственного института: Сб. статей. - М.: УНЦ МПГУ - «Прометей», 2005. - С. 596599.

134.Николаева Н. С. Бетховен и новые стилистические явления в музыке XIX века // Бетховен: Сб. статей. Вып. I / Ред.-сост. Н. Л. Фишман. -М.: Музыка, 1971. - С. 276-297.

135.Николаева Н. С. Бетховен и романтизм // Советская музыка. - 1960. -№ 12.-С. 44-56.

136.Новак Л. Йозеф Гайдн: Жизнь, творчество, историческое значение. -М.: Музыка, 1973.-447 с.

137.0краинец И. А. Доменико Скарлатти: через инструментализм к стилю.

- М.: Музыка, 1994. - 208 с. 138.0лесоваН. Ю. Утерянный рай (К 200-летию со дня смерти Вольфганга Амадея Моцарта) // Музыкальная жизнь. - 1991. - № 7-8. - С. 19. 139.Павчинский С. Э. Образное содержание и темповая интерпретация некоторых сонат Бетховена // Бетховен: Сб. статей. Вып. II / Ред.-сост. Н. Л. Фишман. - М.: Музыка, 1972.-е. 53-73. ИО.Пантиелев Г. Я. Берндт Алоиз Циммерман // XX век. Зарубежная музыка: Очерки и документы. Вып. 1. - М.: Музыка, 1995. - С. 58-80. 141 .Палажченко И. Р. Инструментальная фантазия XVII—XVIII веков (генезис и пути развития): Автореф. дис. ... канд. иск. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1992. - 24 с. 142.Петров Ю. П. Испанские жанры у Доменико Скарлатти // Из истории

зарубежной музыки. Вып. 4. - М.: Музыка, 1980. - С. 192-211. 143 .Петров Ю. П. Сравнительный каталог-указатель сонат Доменико Скарлатти // Из истории зарубежной музыки. Вып. 4. - М.: Музыка, 1980.-С. 212-234.

144.Письма Бетховена. 1787-1811 / Сост. и коммент. Н. Л. Фишмана. -М.: Музыка, 1970.-576 с.

145.Письма Бетховена. 1812-1816 / Сост. и коммент. Н. Л. Фишмана. -М.: Музыка, 1977. - 527 с.

146.Письма Бетховена. 1817-1822 / Сост. и коммент. Н. Л. Фишмана, Л.

В. Кириллиной. - М.: Музыка, 1986. - 636 с.

157

147.Погода Е. В. Фортепианные фантазии венских классиков в контексте философско-художественных концепций воображения рубежа XVIII-XIX веков: Автореф. дис. ... канд. иск. - Харьков: Харьковский университет искусств им. И. П. Котляревского, 2009. - 17 с.

148.Попова Т. В._Музыкальные жанры и формы. - Изд. 2-е, испр. и доп. -М.: Музшз, 1954.-383 с.

149.Протопопов В. В. Вариационные процессы в музыкальной форме: [Исслед.] - М.: Музыка, 1967. - 149 с.

150.Протопопов В. В. История полифонии. Вып. 3: Западноевропейская музыка XVII - первой четверти XIX в.: Учеб. пособие. - М.: Музыка, 1985.-494 с.

151 .Протопопов В. В. Очерки из истории инструментальных форм XVI -нач. XIX в.: Учеб. пособие. -М.: Музыка, 1979. - 327 с.

152.Протопопов В. В. Принципы музыкальной формы Бетховена: Сонат-но-симфонические циклы ор. 1-81: [Очерки]. - М.: Музыка, 1970. - 332 с.

153.Протопопов В. В. Процессуальное значение полифонии в музыкальной форме Бетховена // Бетховен: Сб. статей. Вып. II / Ред.-сост. Н. Л. Фишман. -М.: Музыка, 1972. - С. 292-302.

154.Протопопов В. В. Сонатная форма в поздних произведениях Бетховена // Бетховен: Сб. статей. Вып. I / Ред.-сост. П. Л. Фишман. - М.: Музыка, 1971.-С. 161-250.

155.Протопопов В. В. Форма рондо в инструментальных произведениях Моцарта. - М.: Музыка, 1978. - 93 с.

156.Пылаев М. Е. К теории и истории сонатной формы конца XVIII - начала XIX веков: Автореф. дис. ... канд. иск. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1993 - 24 с.

157.Розенов Э. К. Творческие достижения Бетховена в области музыкальной формы / Розенов Э. К. Статьи о музыке. - М.: Музыка, 1982. -С. 157-163.

158.Роллан Р. Музыкально-историческое наследие: В 8 выпусках. Вып. 5: Бетховен. Великие творческие эпохи. От «Героической» до «Аппассионаты». Жизнь Бетховена / Пер. с фр. яз.; сост. и коммент. В. Н. Брянцевой. -М.: Музыка, 1990.-285 с.

15 9.Рол л ан Р. Большая соната ор. 106 // Советская музыка. - 1970. - № 12. - №1 - с. 84-104, №2 - С. 75-89.

1 бО.Роллан Р. Последние квартеты Бетховена. - Л.: Музыка, 1976. - 239 с.

161 .Ручьевская Е. А. Классическая музыкальная форма: Учеб. пособие. -С-Пб.: Композитор, 2004. - 297 с.

162.Савицкая О. Л. Метаморфозы церковной сонаты эпохи барокко // Теоретическое музыкознание на рубеже веков: Сб. статей. - Минск: БГАМ, 2002. - С. 54-76.

163. Сидорова И. А. Мировоззренческие аспекты музыкального творчества Людвига ван Бетховена: Автореф. дис. ... канд филос. наук. - Кемерово: КГУКиИ, 2006. - 20 с.

164. Симакова Н. А. Контрапункт строгого стиля и фуга: История, теория, практика: Учеб. пособие: В 2 кн. - Книга 2: Фуга: её логика и поэтика. - М.: Композитор, 2007. - 800 с.

165. Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей: [Исслед.] - М.: Музыка, 1973,- 446 с.

166. Скребкова-Филатова М. С. Некоторые проблемы жанрового анализа в музыке // Проблемы музыкального жанра: Сб. трудов (межвуз.). Вып. 54. - М. :ТМПИ им. Гнесиных, 1981.-С. 38- 53.

167. Соколов О. В. К проблеме типологии музыкальных жанров // Проблемы музыки XX века. - Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1977.-С. 12-58.

168. Соколов О. В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры: Монография. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1994. -220 с.

169.Соллертинский И. И. Исторические типы симфонической драматургии // Соллертинский И. И. Музыкально-исторические этюды. -Л.: Музгиз, 1956. -С. 301-311.

170.Сохор А. Н. Жанр в музыке // Музыкальная жизнь. - 1966. - №4. -С. 17-18.

171. Сохор А. Н. Стиль, метод, направление (к определению понятий) // Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. статей. Вып. 4 - М -Л.: Музыка, 1965.-С. 3-15.

172. Сохор А. Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы // Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: Статьи и исследования: В 3 т. Т. 3. - Л.: Сов. композитор, 1971.-е. 129-142.

173. Сохор А. Н. Эстетическая природа жанра в музыке. - М.: Музыка, 1968.- 103 с.

174. Стуколкина С. М. Соната для клавира и фортепиано в творчестве композиторов Австрии второй половины XVIII - начала XIX веков: Автореф. дис. ... канд. иск. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2002. - 24 с.

175. Сусидко И. П. Клавирные вариации Моцарта: игра по правилам и игра правилами // В. А. Моцарт: Вюшевы стиля: Сб. трудов. Вып. 135. -М.: РАМ им. Гнесиных, 1996. - С. 112-128.

176. Терещенко В. П. Жанр фортепианной сонаты в творчестве

B. А. Моцарта. // Моцарт-Прокофьев: Тезисы докладов Всесоюзной науч. конф. - Ростов-на-Дону: РГК им. С.В.Рахманинова, 1992. -

C. 43-45.

177.Титова Е. В. Фактура как элемент индивидуально-стилевой системы (на материале кл а вирных сочинений Моцарта) // Исторические и теоретические проблемы музыкального стиля: Тезисы докладов науч.-теор. конф. - Горький: ГГК им. М. И. Глинки, 1983. - С. 42-44.

178.Титова Е. В. Фактура как элемент стилевой системы (на материале клавирных сочинений В. А. Моцарта): Автореф. дис. ... канд. иск. -Л.: ЛОЛГК, 1985.-24 с.

179.ТорееваМ. М. Традиции тематизма полифонической эпохи в стилистике Моцарта позднего периода творчества // Исторические и теоретические проблемы музыкального стиля: Тезисы докладов науч.-теор. конф. - Горький: ГГК им. М. И. Глинки, 1983,- С. 48-50.

180. Тропп В. В. Клавирные сонаты Гайдна. К проблеме формирования жанра и эволюции стиля: Автореф. дис. ... канд. иск. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2001. - 29 с.

181. Тропп В. В. Клавирные сонаты Гайдна и Моцарта: Истоки, параллели, взаимовлияния // Моцарт: Проблемы стиля: Сб. трудов. Вып. 135. -М.: РАМ им. Гнесиных, 1996. - С. 89-111.

182. Федосова Э. П. Классицизм (к содержанию понятия) // Материалы Международной науч. конф. Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее - Москва: РАМ им. Гнесиных, 2007. - С. 183-191.

183. Фишман Н. Л. Эстетика Ф. Э. Баха // Советская музыка. - 1964. -№ 8. - С.59-65.

184. Франтова Т. В. Хоральная обработка // Полифонические жанры и формы барокко: Лекции. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1991. - 94 с.

185. Хасаншин А. Д. Вопрос стиля в музыке: суждение, феномен, ноумен // Музыкальная академия. - 2000. - № 4. - С. 135-143.

186.Ходорковская Е. С. Музыкальный стиль как диалог и проблема реконструкции «образа слушателя» (К постановке вопроса) // Исторические и теоретические проблемы музыкального стиля: Тезисы докладов науч.-теор. конф. - Горький: ГГК им. М. И. Глинки, 1983. - С. 11-13.

187.Холопов Ю. В. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке: Сб. статей. -М.: Сов. композитор, 1982. - С. 52-104.

188. Холопова В. Н. К теории стиля в музыке: нерешенное, решаемое, неразрешимое // Музыкальная академия. - 1995. - № 3. - С. 165-168.

189. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: Учеб. пособие- СПб.: Лань, 2000. - 320 с.

190. ХолоповаВ. Н. О прототипах функций музыкальной формы // Проблемы музыкальной науки: Сб. статей. Вып. 4. - М.: Сов. композитор, 1979.-С. 4-22.

191. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений: Учеб. пособие. -СПб.: Лань, 1999.-496 с.

192. Холопова В. Н. Цицерон и Бетховен // Контекст-1994, 1995: Литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1996. - С. 323-337.

193. Хохлов Ю. Н. Венская классическая школа и музыкальный романтизм // Из истории классического искусства Запада: Сб. статей. -М.: ГИИ, 2003.-С. 196-231.

194. Царева Е. М. «Новая» клавирная соната Моцарта // Моцарт в движении времени: Сб. статей. - М.: Композитор, 2009. - С. 11-19.

195. Цахер И. О. Поздние квартеты Бетховена [Исслед.] - М.: Музыка, 1997.- 141 с.

196. Цукер А. М. Вступая в XXI век: О жанровых мутациях в музыке рубежных периодов. // Цукер А. М. Единый мир музыки: Избр. статьи. -Ростов-на-Дону: РГК им. С. В. Рахманинова, 2003. - С. 255-276.

197. Цукер А. М. Жанрово-стилевые взаимодействия академической и массовой музыки: возможности, пути, перспективы // Стилевые искания в музыке 70-80-х годов XX века: Сб. статей. - Ростов-на-Дону: РГК им. С. В. Рахманинова, 1994. - С. 34-52.

198. Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений: Вариационная форма: Учеб. пособие. - М.: Музыка, 1974. - 243 с.

199. Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений: Общие принципы развития и формообразования в музыке. Простые формы: Учеб. пособие. - М.: Музыка, 1980. - 296 с.

200. Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений: Рондо в его историческом развитии: Учеб. пособие. - Ч. 1. - М.: Музыка, 1988. -174 е.; Ч. 2.-М.: Музыка, 1990. - 128 с.

201. Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Сложные формы. - М.: Музыка, 1984. - 214 с.

202. Цуккерман В. А. Бетховенский динамизм в его структурных и формообразующих проявлениях // Бетховен: Сб. статей. / Ред.-сост. Н. Л. Фишман. Вып. II. - М.: Музыка. 1972. - С. 275-291.

203. Цуккерман В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. - М.: Музыка, 1964. - 158 с.

204.Черная М. Р. О некоторых особенностях клавирных фуг В. А. Моцарта // От барокко к классицизму: Учеб. пособие. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2003. - С. 66-76.

205.Черная М. Р. Полифония в камерных жанрах клавирной музыки В. А. Моцарта и традиции XVIII века (вопросы теории и исполнительства): Автореф. дис. ... канд. иск. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. -23 с.

206.Чинаев В. П. «Картина мира» барокко и некоторые стилевые аспекты клавирных сонат Скарлатти // Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко: Науч. труды. Сб. 32. - М.: МГК им. П.И.Чайковского, 2001.-206 с.

207.Шинкарева М. И. Hammerklavir op. 106, или Бетховенская революция в полифонии // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования: Материалы науч.-практ. конф. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2003. - С. 210216.

208.Ширинян Р. К. О стиле сонат Доменико Скарлатти // Из истории зарубежной музыки. Вып. 4. - М.: Музыка, 1980. - С. 166-191.

209.Широкова В. П. «Мечта и грёза» в музыкальной поэтике Моцарта // Труды кафедры теории музыки Санкт-Петербургской консерватории. Вып. I. - СПб.: СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, 1995. - С. 72108.

210.Широкова В. П. «Янычарский» стиль: Культура и Варварство // Советская музыка. - 1991. -№ 12. - С. 38-41.

211.Шнитке А. Г. Полистилистические тенденции в современной музыке // Холопова В. Н., ЧигареваЕ. И. Альфред Шнитке: Очерк жизни и творчества. - М: Сов. композитор, 1990. - 350 с.

212. Шуранов В. А. Смысловой архетип в структуре клавирных сонат Моцарта // Моцарт в движении времени: Сб. статей. - М.: Композитор, 2009.-С. 60-73.

213.Шушкова О. М. Раннеклассическая музыка: эстетика, стилевые особенности, музыкальная форма: Автореф. дис. ...докт. иск. - Новосибирск: НГК им. М. И. Глинки, 2002. - 43 с.

214.Шушкова О. М. Учение о церковном стиле в немецкой музыкальной науке XVIII века // Культура-религия - церковь: Материалы Всероссийской науч. конф. - Новосибирск: НГК им. М. И. Глинки, 1992. -С. 180-187.

215.Щуки на Т. В. К вопросу об историко-стилевых параллелях фортепианных сонат Муцио Клементи (Клементи и Д. Скарлатти, Клементи и Ф. Э. Бах) // Музыкальное искусство и проблемы современного гуманитарного мышления: Материалы межрегиональной науч.- практ. конф. Вып. 1. - Волгоград: ВМИИ им. П. А. Серебрякова, 2004. -С. 112-127.

216.Эйнштейн А. Моцарт: Личность. Творчество: [Монография.]. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Классика - XXI, 2007 - 472 с.

217.Эррио Э. Жизнь Бетховена. - М.: Музыка, 1968. - 356 с.

218.Юровский А. Н. Филипп Эммануил Бах, его биография, фортепианное творчество и система орнаментики // Бах Ф. Э. Избранные сочинения для фортепиано / Под ред. А. Н. Юровского. М.-Л.: Музгиз, 1947. -С. 5-8.

219.Юшкевич Е. А. К. Ф. Э. Бах и его книга // Бах К. Ф. Э. Опыт истинного искусства клавирной игры. Книга I. - CII6.:Earlymusic, 2005. - С. 816.

220.Яловец Г. Юношеские произведений Бетховена и их мелодическая связь с Моцартом, Гайдном и Ф. Э. Бахом // Проблемы бетховенского стиля: Сб. статей. М.: Музгиз, 1932. - С. 5-60.

221 .Янкус А. И. Полифоническое письмо в струнных квартетах Й. Гайдна: Автореф. дис. ... канд. иск. - СПб.: СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, 2004. - 27 с.

222.Appel В. R. Charakterstück // Die Musik in Geschichte und Gegenwart: Allgemeine Enzyklopädie der Musik. - 2te, neubearb. Ausg. / Hrsg. von L. Finscher. Sachteil: Bd. 2. - Kassel, 2004. - Sp. 636-642.

223.Bitter C. Carl Philipp Emanuel und Wilhelm Fridemann Bach und Deren Brüder. - Berlin: W. Müller, 1868. - 378 S.

224.Heartz D. Haydn, Mozart and the Viennese School: 1740-1780. -New York: W.W. Norton & Co, 1995. - 816 p.

225.Hoboken A. van. J. Haydn: Thematisch-Bibliographisches Werkverzeichnis: In 3 Bde. Band I. - Mainz: Schott's Söhne, 1957.

226.Horn W. Carl Philipp Emanuel Bach: Frühe Klaviersonaten. - Hamburg: Wagner, 1988.

227.Landon H. C. R. and Jones D. V. Haydn: His life and music. - London: Thames and Hadson, 1988.

228.Landon H. C. R. Essays on the Viennese classical style. Gluck, Haydn, Mozart, Beethoven. - London, 1970. - 187 p.

229.Ortenberg H. G. Carl Philipp Emanuel Bach. - Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1982.-320 S.

230.Rampe S. Mozart claviermusik. Klangwelt und Auffunrungspraxis: Ein Handbuch. - Kassel, 1995.

231.Ratner L. G. Classic Music: Expression, Form and Style. - New York:

Schirmer Books, London: Collier Macmillan Publishers, 1980.

165

232.Rosen Ch. The Classical Style: Haydn, Mozart, Beethoven. - New York-London: W. W. Norton& Co, 1997. - 533 p.

233.Rosen Ch. Sonata forms. - New York: W. W. Norton & Co, 1988. - 426 p.

234.Wotquenne, A. Thematisches Verzeichnis der werke von Carl Philipp Emanuel Bach. - Leipzig, 1905.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.