Концепция единства человека и природы в культовой архитектуре Китая: на примере храмовой архитектуры северо-востока Китая тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Варова, Елена Игоревна

  • Варова, Елена Игоревна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 177
Варова, Елена Игоревна. Концепция единства человека и природы в культовой архитектуре Китая: на примере храмовой архитектуры северо-востока Китая: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Барнаул. 2017. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Варова, Елена Игоревна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИЯ АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНОГО ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ

1.1. Философско-эстетические аспекты функционирования системы «природа-человек» в культуре Китая

1.2. Влияние идей даосизма и буддизма на внутренний и внешний облик архитектурного пространства храмового зодчества

1.3. Гармонизация архитектурного и природного пространства в культовой архитектуре

ГЛАВА II. АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ КУЛЬТОВОГО ЗОДЧЕСТВА СЕВЕРО-ВОСТОКА КИТАЯ

2.1. Историко-искусствоведческий анализ даосского дворца «Тайцин» (по материалам полевых исследований)

2.2. История древнего буддийского храма «Яошигуча»

2.3. Эстетико-структурные особенности даосскогодворца «Тайцин» в г.

Циндао

ГЛАВА III. АКТУАЛИЗАЦИЯ СОХРАНЕНИЯ ДРЕВНИХ ТРАДИЦИЙ ЗОДЧЕСТВА В ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЕ КИТАЯ

3.1. Исследование традиционной концепции единства человека и природы в трудах современных российских и китайских ученых

3.2. Традиции и инновации в культовой архитектуре Китая конца XIX -начала XXI века

3.3. Современная ситуация строительства храмов и проблемы

сохранения культового зодчества в Китае

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

ИЛЛЮСТРАЦИИ

2

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция единства человека и природы в культовой архитектуре Китая: на примере храмовой архитектуры северо-востока Китая»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

В последнее десятилетие усиленный рост населения и городской инфраструктуры КНР привел к глобальным изменениям природного ландшафта, и как следствие - угрозе исчезновения памятников культового зодчества. Изучение влияния современных процессов на культовое зодчество находится в сфере внимания современных исследователей Китая, о чем свидетельствует активная публикационная деятельность ученых. В XXI веке активный интерес властей Китая к проблемам взаимодействия человека и природы свидетельствует о необходимости бережного обращения с историко-культурным наследием и гуманным действиям по отношению к природе.

В современных условиях глобализации, когда архитектура становится заложником экономических и социальных тенденций, все острее ставится вопрос архитекторами о традиционных подходах в строительстве, все чаще обозначаются проблемы сохранения ландшафта в проектировании культовых зданий и сохранности первозданного облика культовых сооружений в их традиционной природной среде.

В XXI веке Китай выступает на мировой арене как один из сильнейших лидеров в мировой политике. Немаловажным фактором для России является укрепление добрососедских отношений с КНР в международном, культурном, образовательном и научном аспектах.

В последние годы сотрудничество между Россией и Китаем укреплялось и сегодня находится в одной из высших точек развития. Инициативы представителей государств в области изучения культуры, искусства и архитектуры дают импульс развитию научно-исследовательских отношений двух стран.

В связи с этим в отечественной науке возникла необходимость более глубокого изучения историко-культурного наследия, в частности -культового зодчества.

Культовое зодчество Китая в последнее десятилетие переживает строительную революцию: сооружаются жилые новостройки, офисы, магазины, гостиничные комплексы. Рядом с древними храмами возводятся новые храмы, сооружаемые по современным технологиям. Стремление властей Китая развиваться ускоренными темпами, для приобретения облика быстроразвивающейся и современной страны - вызывает двоякие противоречия. Даосские и буддийские храмы, это чудом сохранившееся после культурной революции культовое зодчество Китая, которые сохранили свои уникальные архитектурные и историко-культурные ценности:

• во-первых, это древнее культовое зодчество, каждый даосский и буддийский храм может быть справедливо назван шедевром;

• во-вторых, это уникальная особенность храмостроения китайской империи;

• в-третьих, это историко-культурное наследия Китая, в котором сохранились философские взгляды тогдашних зодчих на строительство;

• в-четвертых, культовая архитектура - это история китайского народа, в которой запечатлелись все достижения правящих династий Китая, знание которой позволит лучше понять архитектурное искусство Китая;

• наконец, это прошлое страны, представленное в виде храмового зодчества, в котором отражены умения и достижения великих мастеров Поднебесной.

Тенденция градостроительства все сильнее затрагивает храмовую

архитектурную традицию. Быстрый рост городской инфраструктуры грозит

утратой национального своеобразия архитектурных форм культового

зодчества, так и философских и мировоззренческих принципов, лежащих в

4

основе создания архитектурных объектов, «встроенных в природный ландшафт».

На протяжении всей истории культового зодчества Китая храмовая архитектура выполняла роль посредника между человеком и божественным миром. Культовая архитектура являлась связующим звеном взаимодействия человека и природы. В культовой архитектуре отражена философская, эстетическая, социальная, искусствоведческая составляющие культуры Поднебесной.

Процесс восстановления храмов и монастырей в Китае обуславливает возрождение традиционной концепции единства человека и природы в культовой архитектуре и выработку новых решений проблем ландшафтоведения.

Степень научной разработанности проблемы.

Значительный вклад в исследование концепции единства человека и природы в философии Китая внесли отечественные ученые: Н.А. Абрамова, Н.Ю. Агеев, С.А. Ан, Т.П. Григорьева, Е.В. Завадская, Н.В. Карпиевич, Т.В.Колпакова, А.А. Маслов, В.С. Морозова, Л.Е. Померанцева, Н.И. Правов-ская, В.А. Рубин, Г.А. Ткаченко, Е.А. Торчинов, А.Ю. Тюрин.

Опыт изучения взаимосвязи человека и природы в даосизме, буддизме и конфуцианстве представлен в работах: Н.А. Абаева, В.М. Алексеева, Л.С. Васильева, Б.П. Денике, А.М. Карапетьянц, А.И. Кобзева, М.Е. Кравцовой, В.А. Кривцова, В.В. Малявина, Л.С. Мартынова, И.В. Польского, А.Г. Сторожука, А.П. Шилова.

Однако современные проблемы взаимодействия человека и природы в культовой архитектуре Китая еще недостаточно изучены.

Исследование храмовой (культовой) архитектуры Китая представлено в работах отечественных исследователей: Е.А. Ащепкова, И.А. Бартенева, Н.И. Брунова, Н.А. Виноградовой, О.А. Ворсиной, О.Н. Глухаревой, Б.П. Денике, Н.Ю. Демидо, Г.В. Есаулова, А.В. Иконникова, М.А. Козловой, Н.А.Коноваловой, М.Е. Кравцовой, А.А. Кулагина, Б.Н. Куликова,

5

B.В. Лебедева, С.С. Левошко, В.В. Малявина, О.В. Орельской, М.Ю. Шевченко. Однако в отечественном искусствоведении изученность концепциидинства человека и природы в культовой архитектуре Китая обозначена вкратце.

Философско-эстетические аспекты проблематики взаимоотношения человека и природы изучены: Н.Ю. Агеевым, В.М. Алексеевым,

C.Н. Ворониным, В.А. Кривцовым, Люй Хунцзюнь, А.А. Масловым, Л.Е. Померанцевой, К. Разумовским, А. Стрелковым.

Среди работ китайских ученых, рассматривающих культовую архитектуру с позиции концепции единства человека и природы, актуальными для данного диссертационного исследования стали труды Лян Сычена, Чжоу Цзюнъянь, Лоу Цинси, Ван Цань, Юй Дун, Чжун Фэн, Линь Сяолин, Ли Хайжуй, Ван Цзюн, Луо Чжевен, Цай Янсин. В контексте сохранения культового наследия Китая особенную значимость для исследования приобрели работы Сяо Мо, Чжао Сюедона, Хань Линь Фэй, Люй Фу Сюйн, Чжоу Цзюньянь, Вэнь Цунжу, Не Чунь Хуэй.

Необходимо отметить китайских ученых специализирующихся по культовой архитектуре Китая: Бо Хуа, Ло Чжэвэнь, Лян Сычен, Сяо Мо, Фу Цзянянь, Чжан Лихой, Чжан Цюаньхуан, Чжан Юхуань, Чжоу Дэнон, Дай Лу, Чжан Сианвэй, Чуан Босин, Чэнь Вей. Благодаря научным исследованиям китайских ученых в области культового зодчества, стали освящены такие проблемы как проблема сохранности первозданного облика храмов, так и привлечено внимание китайских властей к включению культовых памятников в программу ЮНЕСКО.

Из европейских ученых, занимающихся проблемами единства человека и природы в культовой архитектуре, отметим: Ларса Берглунд, Огюста Шуази, Джона Ормсби Саймонда, Клауса Звергер, Карла Вермана, Альфрэда Неумайер-Джена, Клариса Чана, Элеонор Лиу, Клаудио Чжреко, Карло Санторо, Райтэр, Уильямс Чемберс. Но, к сожалению, при всех

ценностях этих трудов, явно недостаточно изучено стремление человека к гармонии через культовую архитектуру Китая.

Источниковая база исследования. Самые ранние представления о взаимосвязи человека и природы представлены в ранних классических китайских источниках: Сыма Цянь «Исторические записки» «(Ши цзи)»; Конфуций «Лунь Юй»; Лао Цзы «Дао Дэ Цзин»; «Шань хай цзинь» (Каталог гор и морей); «Шицзин»: Книга песен и гимнов. На китайском языке: Ли Цзе «Ин цзао фа ши»; «Люйши Чуньцю» (Весны и осени господина Люя); «Краткие историко-географические сведения». - Сочинения Лю-бао; Литературное наследство из Лэйянгуаня в двух цзюанях. (1798-1840); «Полное обозрение истинно святых отшельников, воплощавших путь истины во все времена»; Руководство по человеческой природе и судьбе. -Сочинение Инь Чжэнь-жэня (Иня, истинного человека, т.е. даосского святого. Список с печатного издания 1615 г.); «Цзинь-дань би-суй тянь-сянь синь фа». Тайна бессмертия тела и духа в 16 цзюанях. - Сочинение Хань Сяна (династии Тан) и др.; Цзинь сянь чжэн лунь «Суждения святых». Сочинение Лю Хуа-яна (XVIII в.). - Список с печатного издания 1791 г.С позиций современности, источники иллюстративного материала позволяют оценить роль человека и природы в архитектурном пространстве буддизма: НИОР РГБФ. № 274: карта района Уши. рукопись пер.пол. ХУШ в. - сер. XIX в.; свиток с изображением буддийских божеств и поклоняющихся им мирян. пер. пол.19 в. (Бумага, рисунок натуральными красками, 267*68 см.); свиток с изображением буддийских святых и мирян с подношениями. пер.пол.19в. (Бумага, рисунок натуральными красками, 217*67 см).

Источниками исследования являются материалы, собранные автором в процессе работы над темой. Во-первых, это обследование автором храмов дворца Тайцин (КНР, пр. Шаньдун, г. Циндао), которое проводилось в июле-августе 2012 г. Во-вторых, был исследован буддийский храм Яошигуча (КНР, пр. Хэйлунцзян, г. Муданьцзян) в мае 2015 г. В-третьих, полевые

7

исследования проводились на территории даосского дворца Тайцин, исследовались храмы дворца (КНР, пр. Ляонин, г. Шэньян). Всего исследовано 4 храмовых комлекса, собрано более 1000 иллюстраций. Объект исследования: культовая архитектура Китая. Предметисследования: концепция единства человека и природы в культовой архитектуре Китая (на примере храмовой архитектуры северо-востока Китая).

Цель исследования: выявить единство человека и природы в культовой архитектуре Китая. Задачи исследования:

1. Рассмотретьфилософско-эстетические аспекты функционирования системы «природа-человек» в культуре Китая.

2. Изучить влияние идей даосизма и буддизма на внутренний и внешний облик архитектурного пространства храмового зодчества.

3. Рассмотретьгармонизацию архитектурного и природного пространства в культовой архитектуре.

4. Исследовать даосский храм «Тайцин» в современном градостроительном аспекте.

5. Проследить историю древнего буддийского монастыря «Яошигуча».

6. Изучить эстетико-структурные особенности даосского храма «Тайцин» в г. Циндао.

7. Рассмотреть концепцию единства человека и природы в исследованиях современных российских и китайских синологов.

8. Выявить традиции и инновации в культовой архитектуре Китая конца XIX - начала XXI века.

9. Обосновать роль сохранения национальной идентичности китайцев в концепции единства человека и природы в современной культовой архитектуре Китая.

Методологическую основу исследования составляют: труды

отечественных, китайских и зарубежных авторов, в которых выражены идеи

8

единства человека и природы в культовой архитектуре: Е.А. Ащепков «Архитектура Китая», Чжоу Цзюнъянь «Тектоническо-декоративные системы неоклассической архитектуры Китая», Лоу Цинси «Традиционная архитектура Китая», Цай Янсин «Китайская архитектура: дворцы, сады, храмы», Сяо Мо «Китайская архитектура», Berglund Lars «The Secret of Luo Shu: Numerology in Chinese Art and Architecture», Evelyn Lip «Fengshui: in Chinese architecture», Jianfei Zhu «Architecture of Modern China: A Historical Critique», Xuedong Zhao «Attributions of Architectural Form: Models for understanding and inheriting characteristics of traditional Chinese architectural form», Yanxin C. «Chinese architecture: palaces, gardens, temples and dwellings».

Методы исследования. С целью решения поставленных задач, использовались: философский метод диалектики, с позиций которого рассматривалось единство природы и человека в культовой архитектуре Китая;метод систематизации; метод непосредственного наблюдения; исторический метод; метод сравнительного анализа; метод искусствоведческого стилистического анализа; культурологический; метод композиционного анализа (анализ культовой архтектуры); искусствоведческий - иконографический; метод художественного анализа (анализ элементов декора), метод комплексного сравнения; методы социологического исследования (интервьюирование, анкетирование, беседа) для выявления духовной культуры храмов в современном китайском обществе. Автором было проведено интервьюирование среди даосских и буддийских монахов, осуществлено анкетирование жителей из провинций Хэйлунцзян, Ляонин, Шаньдун. Таким образом, методика исследования имеет комплексный характер.

Хронологические рамки исследования: определены историческими этапами, которые характеризуются ярким выражением гармонии человека и природы в архитектурном облике культового зодчества.

• Первая временная граница обусловлена второй половиной IX в. поскольку нами исследовандаосский храм «Тайцин» (Дворец Великой

9

Чистоты), который считается одним из главных сокровищ горы Лаошань « Щ Ш » (пр. Шаньдун, г. Цидао), ее архитектурной жемчужиной. Стиль, в котором построен дворец, характерен для построек династии Сун (960-1279 гг.). Эта форма достаточно уникальна и не часто встречается среди культовых построек Китая [81].

• Вторая временная граница обозначенаXII в., исследуется древний буддийский храм «Яошигуча» (городского уезда Нинъань городского округа Муданьцзян провинции Хэйлунцзян).

• Третья временная граница обозначена вт. пол. XVIв., т.к. исследуется даосский храм «Тайцин» ^УнН (пр. Ляонин, г. Шэньян), который был построен в 1663 г., во время правления династии Цин.

• Четвертая временная граница обусловлена к. XIX-н. XXIв., поскольку именно в этот период начинается освоение китайскими архитекторами основ западного искусства, в результате чего происходят изменения в осмыслении традиционного зодчества, которое отразилось в храмовой архитектуре.

Территориальные границы. Северо-восток Китая. Выбор территориальных рамок исследования объясняется неизученностью вотечественной наукехрамового зодчествасеверо-востока Китая. Организация и этапы исследования.

Аналитический этап (2012-2014 гг.) заключался в анализе, систематизации источников и литературы, в проведении полевых исследований в провинции Шаньдун.

Формирующий этап (2014-2015 гг.) состоял в проведении полевых исследований в провинциях Хэйлунцзян и Ляонини, в написании трех глав диссертации, обработке полученных сведений из полевых материалов.

Контрольный этап (2015-2016 гг.) был посвящен завершению работы, формулированию выводов.

Научная новизна исследования:

• Диссертация является первым комплексным научным анализом концепции единства человека и природы в культовой архитектуре Китая.

• Изучена концепция единства человека и природы в культовой архитектуре Китая на материале полевых исследований северо-востока Китая.Осуществлен анализ культовой архитектуры северо-востока Китая. Впервые в отечественном искусствоведении исследованы даосский храм «Тайцин» в г. Циндао, даосский храм «Тайцин» в г. Шэньян, буддийский храм «Яошигуча» в г. Муданьцзян.

• Комплексно рассмотрена проблема сохранения культового традиционного зодчества в XXI в.

• Собран и систематизирован обширный иллюстративный материал, включающий даосское и буддийское культовое зодчество, элементы декоративного убранства, карты и свитки.

• Введены в научный оборот российской синологии источникина

китайском языке, расширяющие представление о взаимоотношениях

человека и природы в Китае: НИОР РГБ. Ф. № 274. № 273 (1046).

Литературное наследство из Лэйянгуаня в двух цзюанях. (1798-1840);

НИОР РГБ. Ф. № 274. №182 (1146) 1-4. Полное обозрение истинно

святых отшельников, воплощавших путь истины во все времена; НИОР

РГБ. Ф. № 274. № 184 (573) 1-5. Руководство по человеческой природе

и судьбе. Сочинение Инь Чжэнь-жэня (Иня, истинного человека, т.е.

даосского святого. Список с печатного издания 1615 г.). Кн. № 1.;

НИОР РГБ. Ф. № 274. № 346. Свиток с изображением буддийских

божеств и поклоняющихся им мирян. пер. пол.19 в. (бумага, рисунок

натуральными красками, 267*68 см.); НИОР РГБ. Ф. № 274. № 344.

Свиток с изображением буддийских святых и мирян с подношениями.

Пер.пол.19в. Бумаги, рисунок натуральными красками. 217*67 см.;

НИОР РГБ. Ф. № 224. № 228. (747) 1-3. (кн.1.). Цзинь-дань би-суй

тянь-сянь синь фа). Тайна бессмертия тела и духа в 16 цзюанях.

11

Сочинение Хань Сяна (династии Тан) и др.; НИОР РГБ. Ф. № 274. № 177 (743) Цзинь сянь чжэн лунь. Суждения святых. Сочинение Лю Хуа-яна (XVIII в.). Список с печатного издания 1791 г. Теоретическая значимость исследования: представленные в данной работе исследования по культовой архитектуре северо-востока Китая позволят расширить представления исследователей в области храмового зодчества, смогут послужить для дальнейших философских, культурологических и искусствоведческих исследований. В диссертации содержатся положения, которые по своей актуальности могут получить дальнейшую глубокую разработку в научных исследованиях. Практическая значимость: заключается в содействии укрепления добрососедских отношений с КНР в культурном, образовательном и научном аспектах. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы в курсах «Искусство Китая», «История храмового зодчества» в высших образовательных учреждениях.Иллюстративный искусствоведческий материал может быть использован в учебниках, хрестоматиях.

Введенные в научный оборот полевые материалыи иллюстративный материал, которые могут быть включены в учебные пособия и энциклопедические издания по искусству и архитектуре Китая. Работа будет полезна специалистам, занимающимся реставрацией культовых сооружений. Положения, выносимые на защиту:

1. Концепция единства человека и природы является основополагающей идеей в строительстве культовой архитектуры Китая. Сбалансированность архитектурных форм с природным ландшафтом, созвучность цветовой гаммы декоративного убранства храмов с цветовой гаммой природы, учитываемость символики животных для охраны храмового пространства является первостепенным условием следованию концепции единства человека и природы в культовой архитектуре.

2. Устойчивость традиционной архитектуры Китая в течение нескольких тысячелетий кроется в выборе наиболее идеальной среды для строительства. Китайцы непрерывно обобщали знания о взаимоотношении между человеком и окружающей средой с целью гармонизации архитектурного объекта. В Китае в строительстве храмов прослеживается космологический смысл, которому в Поднебесной придавалось огромное значение. Центральным ядром китайского традиционного мышления является постулат о единении человека и природы.

3. Даосизм и буддизм оказали значительное влияние на архитектурный облик культового зодчества. В даосских и буддийских храмах отражены религиозно-философские взгляды китайских мастеров, которые считали культовое зодчество гармоничным пространством, где человек, природа и архитектура едины.

4. Даосский храм Тайцин (^У)- является центром даосизма на северо-востоке Китая. Несмотря на современную градостроительную ситуацию в г. Шэньян, дворец по-прежнему собирает тысячи верующих и прихожан. Даосские монахи, в свою очередь, приспосабливаются к современным условиям быстроразвивающегося Китая и придерживаются середины между божественным миром (небесным) и реальным, чтобы проповедовать истины даосизма.

5. Буддийский храм «Яошигуча» (Исцелитель) ^Щ^ШУ соответствует

традиционной концепции единства человека и природы в культовой архитектуре. Храм, построенный по традиционной концепции единства человека и природы - положительно влияет на психологическое и физиологическое здоровье человека.

6. Создание архитектурной среды, обращенной на сбалансированность, гармонию и традиции прошлых веков - главная задача, стоящая перед китайскими зодчими вXXI в. Следование традиции, позволяет сделать

современный рывок в культуре, включая архитектурно-культовое строительство и сохранение памятников культуры Китая.

7. Архитектурные памятники, как историко-культурные объекты, обладающие длительным существованием, несут в себе материальные и духовные функции, занимают важное место в истории и современной жизни китайцев. Китай предоставил миру возможность оценить достижения китайского народа в области архитектуры, являющей глубоко заложенный философский смысл гармонии природы и человека в архитектурном пространстве.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседании кафедры философии и культурологии Алтайского государственного педагогического университета. Апробация диссертационного исследования представлена в докладах и выступлениях на конференциях различного уровня:

международных: научно-практическая конференция «Социальная

гармония через культурное взаимопроникновение (философия, история,

культура): прошлое, настоящее, будущее», Шанхай (КНР) - Барнаул

(Россия), 5-8 ноября 2011 г.; Шмеждународная научно-практическая

конференция: Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества

(Благовещенск - Хэйхэ - Харбин, 15-20 мая 2013 г.);вторая международная

научно-практическая конференция «Русская словесность в России и

Казахстане: аспекты интеграции» (секция «Евразийство как актуальная

проблема современности»), г. Барнаул, 19-21 сентября 2013 г.; восьмая

международная научно-практическая конференция «Китай: история и

современность», (УрФУ, Екатеринбург, 7-8 октября 2014 г.);участие в работе

регионального научного семинара (с международным участием) «Азиатская

Россия, Центральная Азия и Китай: история и перспективы

взаимодействия», (АлтГУ, Барнаул, 30 октября, 2014 г.); VIIмеждународная

научно-практическая конференция: Россия - Китай: история и культура

14

(КФУ, Казань, 2014 г.); участие в юбилейной XV Международной научно-технической очно-заочной конференции «Интеллектуальный потенциал ученых России и СНГ, посвященная 15-летию Сибирского института знаниеведения и 70-летию победы СССР в Великой отечественной войне, (АГМУ, Барнаул, 27-28, 30-31 марта 2015 г.); Vмеждународная научно-практическая конференция: Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества (Благовещенск - Хэйхэ - Харбин, 18-23 мая 2015 г.);

всероссийских и региональных: XII всероссийская научно-практическая конференция «Интеллектуальный потенциал ученых России» (28-31 марта 2012 г., АлтГМУ, г. Барнаул); XLIII научная конференция «Общество и Государство в Китае»(Москва, Институт Востоковедения Российской Академии Наук, 25-27 марта 2013 г.); XV городская научно-практическая конференция молодых ученых «Молодежь-Барнаулу» (г. Барнаул, 11-20 ноября 2013 г.);XLIV научная конференция «Общество и Государство в Китае» (Москва, Институт Востоковедения Российской Академии Наук, 2426 марта 2014 г.); всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Язык, сознание, культура» (АлтГПА, Барнаул, 10 октября 2014 г.).

Структура и объем диссертации.Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка источников, литературы и иллюстраций. Основной текст диссертации составляет 137 страниц, общий объем 1 77 страниц.

ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИЯ АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНОГО

ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ 1.1.Философско-эстетические аспекты функционирования системы «природа-человек» в культуре Китая

В XXI веке особую актуальность представляет изучение человека и природы, как в Китае, так и в России, и в ряде других стран. В эпоху глобализации, когда человек становится основным предметом исследований, выдвигается постулат об обращении к древним традициям и их роли в китайской цивилизации. Проблема взаимоотношения человека и природы занимает центральное место в философии и искусстве Китая. Данная проблематика актуализируется и сегодня, в условиях экологической опасности в современном Китае. В Китае становится популярным традиционное выражение: «Древность на службу современности». Ученые видят в этой мысли глубоко заложенный философский смысл, осознав который смогут сохранить природу и культовую архитектуру.

По китайским представлениям, «человек и природа» есть целое, человек и природа неразделимы: одно определяет другое. Человек, мир, природа - единая система, подчиняющаяся единым законам эволюции, живой организм, где все взаимосвязано и взаимообусловлено [78, с.6]. В китайской культуре природа самосущностна, то есть обладает полнотой, она есть все. Это обусловлено недуальным принципом мышления, пониманием всеобщих связей, как «одно во всем и все в одном» [153, с.4].

Такая традиционная картина мира обусловила не только специфику китайских понятий, их многомерный, многоуровневый характер, но и специфику логической структуры, что обнаруживается при анализе буддийских, даосских и конфуцианских текстов. Традиционный для восточных учений принцип всеобщей связи можно охарактеризовать словами «одно во всем, и все в одном». Единое пронизывает все вещи, это единый путь мира и каждой вещи в отдельности (дао). Все едино в своей основе, но

каждый миг индивидуален и неповторим, ибо в вечном потоке Перемен ничто в строгом смысле не повторяется. Если все связано между собой по принципу «одно во всем и все в одном», то нельзя вычленить объект, подвергнуть анализу, разорвать причинную связь (у каждого явления своя причина, у всех - одна) без того, чтобы не пострадало целое. Потому нет разделения мира на субъект и объект, человека и природу. Задача не в том, чтобы исследовать объект, а в том, чтобы выявить свое единство с ним: обосновать концепцию в его проявленной, преходящей форме и одновременно в его вечной, истинной природе [153, с.3].

Практическим следствием подобной корреляции является требование согласования человеческой деятельности с природными явлениями, что принято обозначить формулой «единство природы и человека» (тянь жень хэ и). При этом следует подчеркнуть, что, хотя Небо в этом иероглифе является ведущим, а человек ведомым, но первое при этом осмысляется в терминах второго, т.е. это влияние двухстороннее. Тезис «единства природы и человека» (тянь жень хэ и) был выдвинут ученым-конфуцианцем Дун Чжуншу (II в. до.н.э.), при этом он опирался на положения, содержащиеся в предшествовавших памятниках философской мысли. Одним из лейтмотивов его мыслей является требование подчиненности человека «небесным временам», что означало необходимость его всестороннего согласования с космическими ритмами [44, с.39].

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Варова, Елена Игоревна, 2017 год

Литература

42. Абаев, Н.А., Нестеркин, С.П. Человек и природа в чаньской (дзэнской) культуре: некоторые философско-психологические аспекты взаимодействия / Н.А. Абаев, С.П. Нестеркин // Проблемы человека в традиционных китайских учениях. Инт-т востоковедения, Гос. музей искусства народов Востока. - М.: Наука, 1983. - С. 57-71.

43. Абрамова, Н.А., Морозова, В.С. Некоторые категории традиционной китайской культуры в современных интерпретациях: ценностный аспект // Вестник ЧитГУ. - 2007. - № 2 (43). - С. 115 - 119.

44. Агеев, Н.Ю. Концепция «единства природы и человека» и коррелятивное мышление в древнем Китае // Информ. материалы. Сер. Г.: Идейно-теорет. тенденции в соврем. Китае: нац. традиции и поиски путей модернизации / РАН. Ин-т Дал. Востока. Центр науч. информ. и банка данных. - М., 2006. - Вып. 13. - С. 37-41.

45. Акимова, Л.И., Кифишин, А.Г. Жертвоприношение. Ритуалвкультуреиискусстве от древности до наших дней. - М.: изд-во Языки русской культуры, 2000. - 536 с.

46. Алексеев, В.М. Труды по китайской литературе. В 2 кн. Кн. 1 / В.М. Алексеев; [Сост. М.В. Баньковская; Отв. ред. Б.Л. Рифтин]. - М.: Вост. лит., 2002, - 574 с.

47. Алексеев, В.М. Труды по китайской литературе. В 2 кн. Кн. 2 / В.М. Алексеев; Сост. М.В. Баньковская; Отв. ред. Б.Л. Рифтин. - М.: Вост. ЛИТ.,2003. - 511с.

48.Ан, С.А. Образы человека в философской культуре Китая. Монография. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2006. - 231 с.

49.Ан, С.А. Человек в пейзажной живописи Китая / С.А. Ан, С.Н. Воронин. - Барнаул: АлтГПА, 2010. - 209 с.

50. Архитектура Китая: два взгляда. - М.; СПб.: Нестор-История, 2013. -348 с.

51. Ащепков, Е.А. Архитектура Китая / Е.А. Ащепков. - М.: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1959. - 368 с.

52. Бартенев, И.А. Архитектура. Серия: Беседы об искусстве / И.А. Бартенев. - Л.: Художник РСФСР, 1960. - 64 с.

53. Брунов, Н.И. Очерки по истории архитектуры. Том 1 / Н.И. Брунов. -М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. - 400 с.

54. Буддизм: иллюстрированная энциклопедия. - М.: Эксмо, 2012. - 576 с.

55. Ван Цань. Национальности Китая. - Пекин, 2004. - 210 с.

56. Ван Шижэнь. Структура Зала света Минтан города Пинчэн династии Северная Вэй / Ван Шижэнь // Архитектура Китая: два взгляда. - М.: СПБ.: Нестор-История, 2013. - С. 13-36.

57. Верман, К. История искусства всех времен и народов (искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с древних веков до XIX столетия, т.1. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. - 944 с.

58.Верченко, А.Л. Быт, нравы, традиции Китая / Верченко А.Л. // Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. К 65-летию КНР. - М.: ИД «ФОРУМ», 2014. - С.378-395.

59. Виноградова, Н.А. Искусство средневекового Китая / Н.А. Виноградова. - М.: Академия художеств СССР, 1962. - 100 с.

60. Виноградова, Н.А. Искусство Китая: альбом / Н.А. Виноградова. - М.: Изобразительное искусство, 1988. - 250 с.

61.Виноградова, Н.А. Ландшафтная архитектура / Н.А. Виноградова // Духовная культура Китая: в 5 т. Т. 6 (дополнительный) / под ред. Титаренко. - М.: Восточная литература, 2010. - С. 78.

62. Виноградова, Н.А. Стиль китайского традиционного архитектурного ансамбля. Эпохи. Стили. Направления / отв. ред. Е.Д. Федотова. М.: Памятники исторической мысли, 2007. - 558 с.

63.Ворсина, О.А. Проблема центризма в китайском мировоззрении и архитектуре / О.А. Ворсина // Динамика морали в контексте современной культурной жизни России: сборник научных статей / под. ред. С.А. Ан. - Барнаул: АлтГПА, 2012. - С. 68.

64. Восточное полушарие. [Электронный ресурс]. URL: Шр://ро1шЬапе.сош/тёех.рЬр?1:ор1с=28848.25(дата обращения: 28.10.15).

65.Всеобщая история искусств: в 6 Т. (Т. 1). Искусство Древнего мира / Под ред. А. Чегодаева. - М.: Государственное издательство «Искусство», 1956. - 920 с.

66. Всеобщая история искусств: в 6 Т. Т. 2, кн. 2. - М.: «Искусство», 1961.

- 524 с.

67. Всеобщая история искусств: в 6 Т. Т. 6, кн. 2. Искусство 20 века. - М.: Государственное издательство «Искусство», 1966. - 880 с.

68.Всеобщая история архитектуры: в 12 т. Т.10. Архитектура XIX - начала ХХ вв. / гл. редкол.: Н. В. Баранов [и др.]. - М.: Стройиздат, 1972. - 591 с.

69.Всеобщаяисторияархитектуры в 12 т. Т.11. Архитектура капиталистических стран XX в. / Под редакцией А. В. Иконникова (ответственный редактор), Ю. Ю. Савицкого, Н. П. Былинкина, С. О. Хан-Магомедова, Ю. С. Яралова, Н. Ф. Гуляницкого.

- М.: издательство «Стройиздат» - 1973. - 887 с.

70.Вэнь Цзянь. Даосизм: состояние и место в современном Китае (80-90-е годы XX века): дис. кандидата исторических наук: 07.00.03. -Благовещенск, 2000. - 198 с.

71. Вэнь Цунжу. Европейские влияния в архитектурно-градостроительном развитии Шанхая: 1840-е-1940-е гг.: автореферат дис. кандидата архитектуры: 05.23.20 / Вэнь Цунжу; [Место защиты: С. - Петерб. гос. архитектур.-строит. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2011. - 18 с.

72.Гармоничное общество и гармоничная культура как платформа формирования «китайской мечты». [Электронный ресурс] URL:http://research-journal.org/culture/garmonichnoe-obshhestvo-i-garmonichnaya-kultura-kak-platforma-formirovaniya-kitajskoj-mechty/ (дата обращения 10.11.2015 г.).

73.Глухарева, О.Н. Изобразительное искусство Китая / Сост. О.Н. Глухарева. - М.: Изобразительное искусство, 1956. - 148 с.

74.Гоголев, К.Н. Мировая художественная культура. Индия. Китай. Япония. От древности до современности: учеб. пособие для учащихся ст. классов школ, гимназий, лицеев, а также ст. высших учебных заведений. - М.: Издательский центр АЗ, МСК, 1999. - 352 с.

75.Го Мо Жо. Философы Древнего Китая. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1961 - 737 с.

76.Горбунова, С.А. Религии в КНР / С.А. Горбунова // Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. К 65-летию КНР. - М.: ИД «ФОРУМ», 2014. - С. 365-378.

77. Гордиенко, А.Н. Китай. История, культура, искусство. Иллюстрированная энциклопедия / А.Н. Гордиенко, П.Е. Куделов, О.В. Перзашкевич. - М.: Эксмо, Наше слово, 2008. - 160 с.

78. Григорьева, Т.П. Человек и мир в системе традиционных китайских учений. Проблемы человека в традиционных китайских учениях / отв. ред. Т.П. Григорьева. М.: Инт-т востоковедения, Гос. музей искусства народов Востока, 1983. - 262 с.

79. Гэ Хун. Баопу-цзы / Гэ Хун; пер. с кит., коммент., предисл. Е.А. Торчинова. - СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. - 384 с.

80. Дао дэ цзин / пер. и прим. Ян Хин-Шуна. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. - 144 с.

81. Дворец Тайцин. [Электронный ресурс]. URL: Шр:/А^^^ги1гауе11ег.ги/р1асе/4115 (Дата обращения 28.10.14г.).

82. Дельнов, А.А. Китай. Большой исторический путеводитель / А.А. Дельнов. - М.: Эксмо, Алгоритм, 2008. - 848 с.

83. Демидо, Н.Ю. Архитектура / Н.Ю. Демидо // Духовная культура Китая: в 5 т. Т. 6 (дополнительный) Искусство / под ред. М. Л. Титаренко. - М.: Восточная литература, 2010. - С. 54-76.

84. Денике, Б.П. Китай: [Альбом по архитектуре] / Б. П. Денике. -Москва: Изд-во Всес. акад. архитектуры , 1935. - 122 с.

85. Джон Ормсби Саймондс. Ландшафт и архитектура. Сокращенный перевод с английского А.И. Маньшавина. - М.: Издательство литературы по строительству, 1965 - 193 с.

86. Джулия Ловелл. Необычайно восхитительно: архитектура и власть в Китае. Strelka: Сборник, 2013. - М.: Strelka Press, 2013. - 352 с.

87. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. 1. М.: «Мысль», 1972. - 363 с.

88. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.2. -М.: Мысль, 1973. - 384 с.

89. Единство человека и природы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.0zd.ru/filosofiya/edinstvo_cheloveka_i_prirody.html (дата обращения: 28.10.15).

90. Ежов, В.В. Мифы древнего Китая / В. В. Ежов; [Предисл. и коммент. И.О. Родина]. - М.: ООО «Издательство Астрель»: 000 «Издательство ACT», 2004. - 496 с.

91. Есаулов, Г.В. Поиски культурной идентичности в современной архитектуре Китая / Есаулов Г.В. // Архитектура Китая: два взгляда. -М.; СПб.: Нестор-История, 2013. - С. 307-326.

92. Завадская, Е.В. Человек - мера всех вещей. О живописи хуаняо (цветы и птицы) Ци Байши / Е.В. Завадская // Проблемы человека в традиционных китайских учениях. Инт-т востоковедения, Гос. музей искусства народов Востока. - М.: Наука, 1983. - С. 112-129.

93.Иконников, А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Издание в двух томах. Т. II / Под ред. А.Д. Кудрявцевой. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 672 с.

94. Иконников, А.В. Искусство, среда, время. (эстетическая организация городской среды) / А.В. Иконников. - М.: Советский художник, 1984. -336 с.

95. Иконников, А.В. Художественный язык архитектуры. - М.: Искусство, 1985. - 175 с.

96. Искусство народов Востока. Путеводитель-очерк. - М.: Советский художник, 1968. - 108 с.

97. Карапетьянц, А.М. Человек и природа в конфуцианском четверокнижии / А.М. Карапетьянц // Проблемы человека в традиционных китайских учениях. Инт-т востоковедения, Гос. музей искусства народов Востока. - М.: Наука, 1983. - С.192-206.

98. Карпиевич, Н.В., Колпакова Т.В. Традиционная философия Китая как источник концепции построения «гармоничного мира» / Н.В. Карпевич, Т.В. Колпакова // Актуальные проблемы развития КНР в процессе ее регионализации и глобализации: материалы V Международной научно-практической конференции. - Чита: ЗабГУ, 2013. - С.186-187.

99. Кверфельдт, Э.К. Предмет в китайском искусстве / Э.К. Кверфельдт // Государственный Эрмитаж, Ленинград, 1937. - 35 с.

100. Керина, Э.Н., Керина А.Р. Обзор особенностей ландшафтной архитектуры Китайской Народной Республики / Керина Э.Н., Керина А.Р. // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 8. - С.46.

101. Керина, Э.Н., Керина А.Р. Обзор особенностей ландшафтной архитектуры Китайской Народной Республики. [Электронный ресурс]. URL:http://www.rae.ru/snt/?article_id=10003232&op=show_article&sectio п=соп1еп1 (дата обращения: 28.10.15).

102. Китайские памятники мирового наследия. - Пекин: Межконтинент, изд-во Китая, 2003. - 240 с.

103.Китай. Традиционная архитектура и искусство. [Электронный ресурс].ШЬ: http://arttobuild.ru/index.php?option=com_content&task=vie w&id=1457&Itemid=1 (дата обращения: 5.05.14).

104. Кобзев, А.И. Философия китайского неоконфуцианства / А. И. Кобзев. - М.: Вост. лит., 2002. - 606 с.

105.Коновалова, Н.А. Иностранные архитекторы в Китае: преимущества и опасения страны-заказчика / Н.А. Коновалова // Архитектура Китая: два взгляда. - М.; СПб.: Нестор-История, 2013. - С. 326-340.

106.Кравцова, М.Е., История культуры Китая. 3-е изд., испр. и дополнено / М.Е. Кравцова. - СПб.: Издательство «Лань», 2003. - 416 с.

107.Кравцова, М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая / М.Е. Кравцова. - СПб.: издательства «Лань», «Триада», 2004. - 960 с.

108. Кривцов, В.А. Эстетика даосизма / В.А. Кривцов. - М.: ПОО «Фабула», Институт Дальнего Востока РАН, 1993. - 166 с.

109. Кулагин, А.А. Очерки Китая: учеб.пособие / А.А. Кулагин, С.А. Комиссаров, Ю.А. Азаренко; учеб. пособие; Сиб. Гос. Индустр. Ун-т. -Новокузнецк, 2010. - 202 с.

110. Кулемзин, А.М. Охрана памятников России (теория, история, методика) / А.М. Кулемзин; Кемеров. Гос. Ун.-т. - Кемерово: КемГУ, 2013. - 287 с.

111. Куликов, Б.Н. Архитектура и строительство Китая / Б.Н. Куликов // Архитектура и строительство Ленинграда. -1956. - № 2. - С. 42-44.

112. Лебедев, В.В. Заметки о пространственной и эстетической сущности архитектуры / В.В. Лебедев. - М.: Стройиздат, 1994. - с. 256 с.

113. Левошко, С.С. Русская архитектура в Китае конца XIX - первой трети XX века (историко-культурный контекст, особенности, влияния) / С.С. Левошко // Архитектура Китая: два взгляда. - М.; СПб.: Нестор-История, 2013. - С. 275-293.

114.ЛиХайжуй. КруизпоКитаю - деловполнеосуществимое / ЛиХайжуй; пер. Чжен Яохуа; Пекин: Межконтинент. изд-во Китая, 1998. - 164 с.

115.Ли Шуя. Архитектура - это поэзия в камне / Ли Шуя // Китай. - 2013. - № 11(97). - С. 57-59.

116.Ломанов, А.В. Философия / Ломанов А.В. // Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. 2012-2013. - М.: ИД «ФОРУМ», 2013. - С.376-386.

117. Линьфэй Хань. Проблемы современной архитектурной практики в Китае / Линьфэй Хань // Архитектон: известия вузов. - 2010. - № 30, июль. Приложение «Архитектура». http://archvuz.ru/2010_22/19.

118. Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты). Авторы-сост. Ю. М. Алиханова, В. Б. Никитина, Л. Е. Померанцева. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 352 с.

119. Лоу Чинси. Двадцать лекций по древней архитектуре Китая / Лоу Чинси. - М.: изд-во Ассоц.строит.вузов, 2010. - 391 с.

120.Лоу Цинси. Классические сады и парки Китая / Лоу Цинси; пер. Сан Хуа, Хэ Жу, Ли Дэпин. - Пекин: Межконтинентальное издательство Китая, 2003. - 152 с.

121. Лоу Цинси. Специфика и значимость декоративного убранства сельской архитектуры / Лоу Цинси // Архитектура Китая: два взгляда. -М.: СПБ.: Нестор-История, 2013. - С. 232-261.

122.Лоу Цинси. Традиционная архитектура Китая / Лоу Цинси. - Пекин: Межконтинентальное издательство Китая, 2002. - 178 с.

123. Ло Чжэвэнь. Шэньчжоу гуйбао. (Объекты Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО в Китае). - Пекин, 2009. -373 с.

124.Лукьянов, А.Е. Судьба и природа в Великой триаде Неба-Человека-Земли // Китай. № 11. - 2013. - С. 78-79.

125.Лу Куань Юй. Даосская йога. Алхимия и бессмертие. - СПб: Орис, 1993. - 368 с.

126. Лу Си. В поисках секрета исторических зданий / Лу Си // Китай. -2014. - № 10. - С. 60.

127. Лю Фан. Дискуссии по поводу «фэншуй» / Лю Фан // Китай. - 2012. -№ 3 (77). - С. 54-55.

128. Лю Фан. Что такое «фэншуй» / Лю Фан // Китай. - 2012. - № 3 (77). -С. 53.

129. Люй Фу-Сюйн. Канон «Као-Гун-Цзи» и развитие традиционного китайского градостроительного искусства: автореферат дис. кандидата архитектуры: 18.00.01 / Моск. архит. Ин-т. - Москва, 1992. - 23 с.

130. Лян Сы-чэн. Великие традиции и наследство архитектуры Китая // Архитектура в СССР. - 1953, - № 7, с. 22-30.

131. Малявин, В.В. Знание в китайской традиции есть торжество нравственного отношения к миру / В.В. Малявин // Китайская цивилизация в глобализирующемся мире. По материалам конференции. В 2-х тт. / Отв. ред. - В.Г. Хорос. - М.: ИМЭМО РАН, 2014. - 393 с. Том II. - М.: ИМЭМО РАН, 2014. - С. 6.

132. Малявин, В. В. Китайская цивилизация / В. В. Малявин. - М.: АСТ, 2001. - 632 с.

133. Малявин, В.В. Основы даосского символизма / Малявин В.В. // Храм земной и небесный. Составитель и автор предисловия Ш. М. Шкуров. -М.: Прогресс - Традиция, 2004. - 584 с.

134. Малявин, В.В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге нового времени / В.В. Малявин. - М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография». ООО «Издательство Астрель»: ООО изд-во АСТ», 2003. - 436 с.

135. Малявин, В.В. Человек в культуре раннеимператорского Китая / В.В. Малявин // Проблемы человека в традиционных китайских учениях. Инт-т востоковедения, Гос. музей искусства народов Востока. - М.: Наука, 1983. - С. 163-178.

136.Мао Цзо-Бэнь. Это изобретено в Китае. - М.: Издательство: Молодая гвардия, 1959. - 162 с.

137.Маркарян, Д. А. Ландшафты как эстетическая основа объектов Православной Церкви: диссертация кандидата географических наук: 25.00.23 / Маркарян Давид Арсенович; [Место защиты: Кубан. гос. ун-

150

т]. - Краснодар, 2010. - 186 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/1andshafty-kak-esteticheskaya-osnova-оЬек1оу-ргауов1аупо1-18егку1(дата обращения: 21.11.15).

138.Маслов, А.А. Китай: укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз / А.А. Маслов. -М.: Алетейа, 2003. - 480 с.

139. Мастера советской архитектуры об архитектуре: Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов: В 2-х томах / Под общ. ред. М. Бархина [и др.]. - М.: Искусство, 1975. - Т. 1. - 541 с.

140. Мастера советской архитектуры об архитектуре: Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов: В 2-х томах / Под общ. ред. М. Бархина [и др.]. - М.: Искусство, 1975. - Т. 2. - 541 с.

141. Мирное развитие Китая // Официальный сайт Посольства Китайской Народной Республики в российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.china-emЬassy.org/rus/zgxw/t863175.htm.

142.Мудрецы Китая. Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы / Пер. с кит. Л.Д. Позднеевой. - СПб.: Издательство Петербург XXI век совместно с ТОО Лань, 1994. - 416 с.

143.Не Чунь Хуэй. Архитектура периода правления императоров династий Мин и Цин на примере дворцовых сооружений : автореферат дис. кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С. Г. Строганова. - Москва, 2002. - 31 с.

144.Низаметдинова, Р. Р. Идея космоса в архитектуре Древнего Востока: храм как модель Вселенной / Р. Р. Низаметдинова // Восток. - 2011. - № 1. - С. 117-123.

145. Новое исследование китайской храмовой архитектуры: Юй Бо. Архитектурные особенности буддийских и даосских храмовых комплексов прибрежных районов провинции Шаньдун. [Электронный ресурс]. URL:http://jinshu.amursu.ru/index.php?option=com_content&view =artic1e&id= 143: novatorskoe-iss1edovanie-kitaj skoj -khramovoj arkhitektury-yuj-bo-arkhitekturnye-osobennosti-buddijskikh-i-daosskikh-

khramovykhkompleksov-pribrezhnykh-rajonov-

provintsiishandun&catid=78&Itemid=468 (Дата обращения 18.02. 2015 г.).

146. Огюст Шуази. История архитектуры: Пер. с фр. / Огюст Шуази. Т.1. -М.: Издательство «Всесоюзной академии архитектуры», 1937. - 631с.

147. Орельская, О.В. Современная зарубежная архитектура: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.В. Орельская. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 272 с.

148.Петров, А.А. Ван Чун древнекитайский материалист и просветитель /

A.А. Петров. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1954 - 104 с.

149. Польский, И.В. Радикальная критика цивилизации в философии раннего даосизма / И.В. Польский // Вопросы философии. - 2014. - № 4. - С. 114- 122.

150. Поэзия эпохи Тан (VII - X вв.): Пер. с кит./Ред. кол. Л. Делюсин, Т. Редько, В. Сорокин и др.; Сост. и вступ. статья Л. Эйдлина. - М.: Худож. лит., 1987. - 479 с.

151.Правовская, Н.И. Жизненное пространство человека в культуре повседневности России и Китая / Н.И. Правовская // Вестник Чувашского университета. - 2012. - № 4. - С. 122- 126.

152.Природа в философском осмыслении. [Электронный ресурс]. URL: http://www.0zd. ru/filosofiya/priroda_v_filosofskom_osmyslenii.html (дата обращения: 28.10.15).

153. Проблемы человека в традиционных китайских учениях. Инт-т востоковедения, Гос. музей искусства народов Востока. - М.: Наука, 1983. - 262 с.

154. Рубин, В.А. Личность и власть в древнем Китае: Собрание трудов /

B.А. Рубин. - М.: Издательтельская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. - 384 с.

155.Си Цзиньпин призывает к творческому внедрению традиционной китайской культуры. [Электронный ресурс]. URL:

152

http://russian.china.org.cn/exc1usive/txt/2014-09/25/content_33604431.htm (дата обращения 26.09.14.).

156.Современная китайская архитектура: [Электронный ресурс]. URL: http: //www.goodchina.ru/v-kopi1ku-turista/243-sovremennaya-kitaj skaya-arkhitektura.htm1. (Дата обращения: 17.02.2015).

157. Соколов-Ремизов, С.Н. Живопись и каллиграфия Китая и Японии на стыке тысячелетий в аспекте футурологических предложений: Между прошлым и будущим. Изд. 3-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 256 с.

158. Сторожук, А. Г. Три учения и культура Китая: конфуцианство, буддизм и даосизм в художественном творчестве эпохи Тан / А. Г. Сторожук; Вост. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. - Санкт-Петербург: ООО «Типография «Береста», 2010. - 552 с.

159.Сто великих музеев мира. Автор составитель Н.А. Ионина - М.: Вече, 1999. - 512 с.

160. Страна Хань. Очерки о культуре Древнего Китая / Под редакцией Б.И. Панкратова. Изд-во детской литературы, Ленинград, 1959. - 312 с.

161. Сунь Лунбэнь. Китайская средовая скульптура: культурное наследие и религиозно-философская традиция / Сунь Лунбэнь // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 119. - С. 282-288.

162. Сэн Цзи. Религии Китая. - Пекин, 2004. - 179 с.

163.Тань Аошуан. Китайская картина мира: Язык, культура, ментальность. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 240 с.

164. Ткаченко, Г.А. Человек и природа в «Люйши Чуньцю» / Г.А. Ткаченко // Проблемы человека в традиционных китайских учениях. Инт-т востоковедения, Гос. музей искусства народов Востока. - М.: Наука, 1983. - С. 231- 242.

165.Традиционная культура Китая как основа духовных ценностей современного китайского общества. [Электронный ресурс]

153

ЦЕЬ: http://www.synologia.ru/ а/%Б 1 %82%Б 1 %80%В0%Б0%В0%Б4%В 0%Б8%В1 %86%В0%Б8%В0%ББ%В0%БВ%В0%БВ%В0%Б0%В 1 %8 Б_%В0%БЛ%В 1 %83 %Б0%ББ%В 1 %8С%Б 1 %82%Б 1 %83%Б 1 %80%Б 0%Б0_%В0%БЛ%В0%Б8%В 1 %82%В0%Б0%Б 1 %8Б (дата обращения 10.11.2015 г.).

166. Тюрин, А.Ю. Концепция человека в древнем Китае // Вестн. теософии. - М., 1994. - № 1/2. - С. 35- 45.

167. У ВэйСинь. Носители информации.Диагностика и лечение в китайской медицине. - СПб.: Рикки-Тики-Тави,1994. - 239 с.

168. Философы из Хуайнани / Хуайнаньцзы. Пер. Л. Е. Померанцевой. Сост. И. В. Ушаков. - М.: Мысль, 2004. - 430 с.

169. Фэн Линъюй, Ши Вэйминь. Очерки по культуре Китая, - Пекин, 2001. - 198 с.

170. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. Перевод на русский: Котенко Р. В. Научный редактор: доктор философских наук, профессор Торчинов Е.А. - СПб.: Евразия, 1998. - 376 с.

171.Хайжуй Ли, Линъюй Фэн, Вэйминь Ши. Китай. Знакомство с древней культурой / Сост., пред. Н.Х. Ахметшина. - М.: Вече, 2007. - 208 с.

172.Хань Линь Фэй. Традиции в современной китайской архитектуре. Опыт осмысления традиционных форм в архитектуре Китая 1976- 1996 годы: автореферат дис. кандидата архитектуры: 18.00.01. - Москва, 1998. - 25 с.

173.Чен Цзинь. Архитектурное искусство сияет блеском божественной природы и обладает глубоким культурным значением. http://www.pureinsight.ru/content/view/838/50/ (дата обращения

26.02.2015 г.).

174.Чжоу Цзюнъянь. Тектоническо-декоративные системы неоклассической архитектуры Китая: диссертация кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Чжоу Цзюнъянь; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2009. - 222 с.

175.Чжоу Цзюньянь. Тектоническо-декоративные системы неоклассической архитектуры Китая: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения: специальность 17.00.04 «Изобр. и декоратив. - прикладное искусство и архитектура» / Чжоу Цзюнъянь; [Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2009. - 24 с.

176. Чжуан-цзы. Пер. с кит. Л. Поздневой; предисл. Е. Торчинова. - СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2013. - 367 с.

177. Чжу Чан-чжун. Характерные черты китайской архитектуры // Архитектура СССР. - 1955. - № 8. - С. 41.

178. Чун Яту. Работа, опережающая эпоху / Чун Яту // Китай. - 2013. - № 11(97). - С. 42- 43.

179. Чун Яту. Секрет «устойчивости в течение тысячелетий» -традиционная китайская архитектура / Чун Яту // Китай. - 2013. - № 11(97). - С. 44- 47.

180. Чун Яту. Столкновение и слияние древности и современности / Чун Яту // Китай. - 2013. - № 11(97). - С. 48- 50.

181. Шедевры мировой архитектуры / ред. Группа: О. Елисеева, Т. Евсеева и др. - М.: Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, 2012. - 184 с.

182. Шилов, А.П. Новое лицо возрождающегося конфуцианства / Шилов А.П. // Человек и культура Востока: Исследования и переводы. 2010 / сост. В. Б. Виногродская. - М.: ИДВ РАН, 2012. - С.117.

183.Шувалов, В. М. Особенности формирования и развития реакционных объектов Китая / В. М. Шувалов // Вестник Московского государственного открытого университета. Серия: Техника и технология. - 2012. - № 3. - С. 71-77.

184. Эрби, П. Иллюстрированная история Китая. - СПб.: Питер, 2009. -352 с.

185. Юй Дун. Китайская культура / Юй Дун, Чжун Фэн, Линь Сяолин. -Пекин, 2004. - 108 с.

186.Ян Хин-шун. ДревнекитайскийфилософЛао-цзы и его учение / Ян Хин-Шун. - М.: Изд- во АН СССР, 1950. - 160 с.

187. Яншина, Э. М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М.: Наука, 1984. - 248 с.

188. Ян Юн-го. История древнекитайской идеологии: пер. с кит. / Ян Юн-го ; пер. Ф.С. Быков; общ. ред. Ян Хин-Шун ; вступ. ст. Ян Хин-Шун. -М.: Изд-во иностранной литературы, 1957. - 423с.

Список литературы на иностранных языках

189. Bazhanova R. K., Martynov D. E., Martynova Yu. A. Typological Features of Chinese Culture in the Ming Dynasty (1398- 1644) // Terra Sebus: Acta Musei Sabesiensis, Special Issue, 2014, p. 475-489.

190.Berglund Lars. The Secret of Luo Shu: Numerology in Chinese Art and Architecture. - Lund, Sweden: Department of Art History, Lund University, 1990. - 402 р.

191.Eleanor Liu. Off The Beaten Paht in Beijing. Beijing: Foreign Languages Press, 2001. - 119 p.

192. Evelyn Lip. Feng shui: in Chinese architecture / Evelyn Lip. - Singapore: Marshall Cavendish Editions, 2011. - 153 р.

193. Fabrizio Pregadio. Great Clarity: Daoism and Alchemy in Early Medieval China. Stanford: Stanford University Press, 2006. - 368 р.

194.Historic Chinese Architecture.- Beijing: Published by Qinghua University Press, 1985. - 146 p.

195. James Miller. Chinese Religions in Contemporary Societies, Santa Barbara: ABC-CLIO Press, 2006. - 316 р.

196.Jianfei Zhu. Architecture of Modern China: A Historical Critique. Routledge, New York, 2009. - 316 р.

197.Nylan M., Wilson T. Lives of Confucius - Civilization's Greatest Sage Through the Ages, 2010. - 304 p.

198. Pang Wei. Contemporary Architecture in China - Urban Landscapes. Profession Design Press Co., Ltd. Irvine, CA, USA, 2013. - 257 р.

199.Reiter, Florian C.: Der Tempelberg Ch'i-ch'ü in der Provinz Szechwan, im China der Gegenwart / Florian C. Reiter. - Würzburg: Königshausen und Neumann, 1993. - 137 p.

200.Robert Cummings Neville. Ritual and Deference: Extending Chinese Philosophy in a Comparative Context. State University of New York Press, 2008, - 202 p.

201.Wen C. Fong, Chin-Sung Chang, Maxwell K. Hearn. Landscapes Clear and Radiant: The Art of Wang Hui (1632-1717). New York: The Metropolitan Museum of Art, 2008. - 250 р.

202. Xiao Mo. Chinese Architecture. Beijing: Culture and Art Publishing House, 1999. - 208 р.

203.Xuedong Zhao. Attributions of Architectural Form: Models for understanding and inheriting characteristics of traditional Chinese architectural form. - Sweden: Architecture II & Environmental Psychology School of Architecture, Faculty of Technology of Lund University, 1987. -296 p.

204.Yanxin C. Chinese architecture: palaces, gardens, temples and dwellings / Cai Yanxin. - Beijing: China Intercontinental Press, 2010. - 179 p.

205.Zhewen Luo. China's Imperial Tombs and Mausoleums. Beijing: Foreign Languages Press, 1993. - 216 p.

Список литературы на китайском языке

206. Вень у цзянь чжу. Ди 4 ди/Хэнань шэн гу дай цзянь чжу бао ху янь цзю суо бянь. - Бейцзин: кысюе чубаньше, 2010. Ш 4 Щ/Щ

- Ш-. 2010. -207 с.

207. Лян Сычен. Чжунго цзянь чжу ши / Сычен Лян чжу. - Тянь цзинь: бай хуа вэнь и чу бань ше, 1998. ФШЙ^^ / ^ВШМ. -"ШШ±, 1998. -373 с.

208. Лян Сычен. Цин ши инь цзао цзы ли / Сычен Лян чжу. - Бейцзин: Цинхуа дасюе чу бань ше, 2006. Ш^^ЯШ / ^ВШМ. - ЗШ: ШФ

200б. -208 с.

209. Сяо Mо. Чжунго цзянь чжу/ Mо Сяо чжу. - Бейцзин: вэнь хуа ишу чу бань ше, 1998. ФШШ / ШШМ. - ЗЖ: 1998. -178 с.

210. Фу Цзянянь. Чжунго гу дай цзянь чжу ши лунь / Цзянянь Фу чжу. -Шанхай: Фудан дасюе чу бань ше, 2004. / #М¥М. - МКА^ШШ, 2004. -355 с.

211. Фу Цзянянь. Цзяньчжу ши лунь вэнь сюань / Цзянянь Фу чжу. -Тяньцзинь: Бай хуа вэн хуа чу бань ше, 2009. / # М¥М. - АШ: 2009. -499 с.

212. Чжан Цюаньхуан. Туцзе Чжунгуо фоцзяо цзянь чжу/ Цюаньхуан Чжан чжу. - Бейцзин: Дандай Чжунгуо чу бань ше, 2012. - 259 с.

ФШЩШЖ/ШШЖШ. - ЗЖ: ШФШШШ±, 2012.

213. Чжан Цюаньхуан. Туцзе Чжунго чжумин фоцзяо сыюань / Цюаньхуан Чжан чжу. - Бейцзин: Дан дай чжун гуо чу бань ше, 2012. -

263 с. ттфшшшш^шшжш. - зж: ш^фшшш±, 2012.

214. Чжан Юхуань. Чжунго гу цзяньчжу да вэнь ци / Юхуань Чжан чжу. -Бей цзин: Тинхуа дасюе чу бань ше, 2012. ФИ^^^ШЙ / ШХШ. M. -ЗЖ: 2012. -280 с.

215. Чуан Босин. Сун хуа чжун дэ нан сун цзянь чжу / Босин Чуан чжу. -Ханчжоу: сы лин ин ше чу бань ше, 2011. Ф ЭДШ^Й^ / ШЙШМ . - Ж')М: 2011. -191 с.

Список иллюстраций

1. Даосский храм «Юань Дзюнь Ге». Полевые материалы автора (ПМА). -г. Циндао, - КНР. - Июль 2012 г.

2. «Хон Дао Юань» ( ЗА Ж ) - великий институт Дао. Китайский народный университет, центр религии и просвещения. Полевые материалы автора (ПМА). - г. Циндао, - КНР. - Июль 2012 г.

3. Храм поклонения чиновнику неба «Тянь гуань». Полевые материалы автора (ПМА). - г. Циндао, - КНР. - Июль 2012 г.

4. Храм поклонения богине Гуань-инь о даровании рождения сына. Полевые материалы автора (ПМА). - г. Муданьцзян, КНР. - Ноябрь 2014 г.

5. Декор крыши буддийского храма «Силун». Полевые материалы автора (ПМА). - г. Муданьцзян, КНР. - Ноябрь 2014 г.

6. Музей буддийской культуры государства Бохай, династии Тан. (Офис управления культурой храма «Синлун»). Полевые материалы автора (ПМА). - г. Муданьцзян, КНР. - Ноябрь 2014 г.

7. НИОР РГБ. Ф. № 274. № 313 (1332). Карта района Уши. Рукопись пер.пол. ХУШ в. - сер. XIX в.

8. Осенний горный храм. Чуан Босин. Сун хуа чжун дэ нан сун цзянь чжу / Босин Чуан чжу. - Ханчжоу: сы лин ин ше чу бань ше, 2011.

тшж / шшжш. - № 2011. -191 с. [215, с. 152

].

9. НИОР РГБ. Ф. № 274. № 346. Свиток с изображением буддийских божеств и поклоняющихся им мирян. пер. пол.19 в. (бумага, рисунок натуральными красками, 267*68 см.).

10. НИОР РГБ. Ф. № 274. № 344. Свиток с изображением буддийских святых и мирян с подношениями. Пер.пол.19в. Бумаги, рисунок натуральными красками. 217*67 см.

11. НИОР РГБ. Ф. № 274. № 344. Свиток с изображением буддийских святых и мирян с подношениями. Пер.пол.19в. Бумаги, рисунок натуральными красками. 217*67 см.

12. Крыша столичного дворца. Династия Сун. Фу Цзянянь. Чжунго гу дай цзянь чжу ши лунь / Цзянянь Фу чжу. - Шанхай: Фудан дасюе чу бань ше, 2004. / ШШ¥М. - 2004. -355 с. [210, с.237].

13. Храм долголетия «Янь фу шоу» в разрезе. Провинция Чжэцзян (1317 г. династия Юань). Фу Цзянянь. Цзяньчжу ши лунь вэнь сюань / Цзянянь Фу чжу. - Тяньцзинь: Бай хуа вэн хуа чу бань ше, 2009. ШШ^Ш^^.

/ ШШ¥М. - А^: 2009. - 499 с. [211, с. 301].

14. Изображения животных, использующихся в декоре храмов и монастырей. Ли Цзе. Ин цзао фа ши, династия Сун / Ли Цзе. - в 4 томах. Т.4. Шанхай: Шан у ин шу гуан, 1933/1954. - 257 с. [3, с. 129].

15. Изображение драконов на воротах лаошаньского дворца «Тайцин». Полевые материалы автора (ПМА). - г. Циндао, - КНР. - Июль 2012 г.

16. Изображение дракона на цветных росписях буддийского храма «Синлун». Полевые материалы автора (ПМА). - г. Муданьцзян, КНР. -Ноябрь 2014 г.

17. Изображение дракона на краше буддийского храма «Синлун». Полевые материалы автора (ПМА). - г. Муданьцзян, КНР. - Ноябрь 2014 г.

18. Лев перед входом в даосский дворец «Тайцин». Полевые материалы автора (ПМА). - г. Циндао, - КНР. - Июль 2012 г.

19. Современное сувенирное здание на территории даосского Дворца «Тайцин». Полевые материалы автора (ПМА). - г. Циндао, - КНР. -Июль 2012 г.

20. Древний буддийский монастырь «Яошигуча». Полевые материалы автора (ПМА). - г. Муданьцзян, КНР. - Май 2015 г.

21. Древний буддийский храм ^УЩ^Ш«Яошигуча». Полевые материалы

автора (ПМА). - г. Муданьцзян, КНР. - Май 2015 г.

22. «Четыре больших Небесных Бога». Полевые материалы автора (ПМА). - г. Муданьцзян, КНР. - Май 2015 г.

23. Буддийский храм поклонения богине «Гуаньинь». Полевые материалы автора (ПМА). - г. Муданьцзян, КНР. - Май 2015 г.

24. Даосский храм «Цянькуньчжэнци» ^^^^. Полевые материалы автора (ПМА). - г. Шэньян, КНР. - Август 2015 г.

25. Даосский храм Лао Цзюнь «^ШШ». Полевые материалы автора (ПМА). - г. Шэньян, КНР. - Август 2015 г.

26. Даосский дворец (Жн) на реконструкции. Полевые материалы автора (ПМА). - г. Шэньян, КНР. - Август 2015 г.

27. Даосский храм трех чиновников неба, земли и воды Н^Ш. Полевые материалы автора (ПМА). - г. Аньшан, г. Тяньшан, КНР. - Июль 2015 г.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Ил. 1. Даосский храм «Юань Дзюнь Ге»[22].

Ил. 2. «Хон Дао Юань» (ЗАЖК)- великий институт Дао. Китайский народный университет, центр религии и просвещения [23].

Ил. 3. Храм поклонения чиновнику неба «Тянь гуань» [24].

Ил. 4. Храм поклонения богине Гуань-инь о даровании рождения сына [30].

Ил.5. Декор крыши буддийского храма «Силун» [31].

Ил. 6. Музей буддийской культуры государства Бохай, династии Тан. (Офис управления культурой храма «Синлун») [32].

Ил. 7. Храмы Уезда Уши. Храм Бога огня Храм Бодхисаттва

Ж); Храм Гуань-ди [4].

Ил. 9. Свиток с изображением буддийских божеств и поклоняющихся им мирян. пер. пол.19 в. (бумага, рисунок натуральными красками, 267*68 см.)

Ил. 10. Свиток с изображением буддийских святых и мирян с подношениями. Пер.пол.19в. Бумаги, рисунок натуральными красками. 217*67 см [9].

Ил. 11. Свиток с изображением буддийских святых и мирян с подношениями. Пер.пол.19в. Бумаги, рисунок натуральными красками. 217*67 см [9].

Ил. 12. Крыша столичного дворца. Династия Сун [210, с.237].

Ил. 13. Храм долголетия «Янь фу шоу» в разрезе. Провинция Чжэцзян (1317

г. династия Юань) [211, с. 301].

Ил. 14. Изображения животных, использующихся в декоре храмов и

монастырей [3, с. 129].

Ил. 15. Изображение драконов на воротах Лаошаньского дворца «Тайцин»

[25].

Ил. 16. Изображение дракона на цветных росписях буддийского храма

«Синлун» [28].

Ил. 19. Современное сувенирное здание на территории даосского Дворца

«Тайцин» [27].

/

Ил. 20.Древний буддийский монастырь «Яошигуча»[33].

Ил. 21. Древний буддийский храм^ № «Яошигуча» [34].

Ил. 22. Четыре больших Небесных Бога[35].

Ил. 24. Даосский храм «Цянькуньчжэнци» ^^^^[37].

Ил. 26 . Даосский дворец на реконструкции [39].

Ил. 27. Даосский храм трех чиновников неба, земли и воды [40].

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.