Проблема человека в философско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Петрова, Елена Владимировна

  • Петрова, Елена Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Архангельск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 171
Петрова, Елена Владимировна. Проблема человека в философско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского: социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Архангельск. 2006. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Петрова, Елена Владимировна

Введение.

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические проблемы изучения русской философско-педагогической антропологии.

1.1. Русская педагогическая антропология как предмет социально-философского исследования.

1.2. Становление русской философско-педагогической антропологии

1.3. Антропологические парадигмы В.В. Зеньковского в «Истории русской философии».

ГЛАВА 2. Духовно-нравственное развитие личности как проблема философско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского.

2.1.Философско-мировоззренческие основания педагогической антропологии В.В. Зеньковского.

2.2. Проблемы автономии человека и образования как социального института.

2.3. Аксиологические основания нравственного развития личности

2.4. Социальное воспитание как проблема философско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема человека в философско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского: социально-философский анализ»

Переход России к новому состоянию общества сопровождается распадом моноидеологизированной системы педагогического знания, стремительной социальной дезинтеграцией, утратой идентификации личности с прежними социальными структурами, ценностями и нормами, а создание новой системы ценностей до сих пор проблематично. В поисках путей выхода из этого состояния в общественном сознании укореняется идея, что основополагающим средством преодоления кризиса является совершенствование системы воспитания и образования личности, оказавшейся сегодня на периферии общественной жизни и государственного интереса. Для восстановления утраченного единства образования и воспитания необходимо обновление многих наук, изучающих человека, в том числе педагогической антропологии.

Концепции педагогической антропологии основываются на конкретно-исторических представлениях о человеке, поэтому при рассмотрении русских философско-педагогических учений необходим глубокий и системный анализ учений о природе и сущности человека. При этом педагогика всё чаще обращается к духовно-нравственному потенциалу отечественной философской антропологии, к анализу места антропологического принципа в различных сферах русской общественной мысли, к всестороннему анализу его философско-мировоззренческих оснований и методологических предпосылок. Углублённое исследование антропологического принципа в русской философии позволяет по-новому увидеть мотивы и доминирующие установки в различных школах русской педагогики, помогает понять условность традиционных представлений о теоретическом наполнении, способах обоснования и классификации направлений русской философско-педагогической мысли.

Существует вполне реальная теоретическая и методологическая проблема выявления эвристического потенциала различных антропологических учений, разработанных в отечественной культуре. В этой связи представляется актуальным проанализировать схождение и расхождение образов человека, понимание идеалов и целей образования, ценностных оснований и норм, принципов и направленности образовательно-воспитательного процесса в основных традициях русской философской, религиозной и педагогической мысли. Лучше всего это можно сделать на примере теоретического наследия философа, богослова, культуролога и педагога В.В. Зеньковского.

Изучение творчества В.В. Зеньковского будет способствовать появлению новых концептуальных подходов к теоретическим и практическим проблемам воспитания и образования. Его работы отличаются не только критической фи-лософско-педагогической рефлексией, но и новым пониманием сущности воспитательно-образовательного процесса. Отечественный мыслитель вслед за Н.И. Пироговым, К.Д. Ушинским, П.Д. Юркевичем и В.И. Несмеловым разработал антропологический принцип и применял его к построению своей педагогики. В.В. Зеньковский оказался, наряду с С.И. Гессеном, одним из немногих русских мыслителей, разработавших в XX в. целостные философско-педагогические концепции. Изучение социально-философского потенциала педагогической антропологии отечественного мыслителя и богослова в контексте современных философско-педагогических концепций продолжает оставаться актуальной задачей.

Степень изученности проблемы.

Философско-педагогическая антропология В.В. Зеньковского в целом мало изучена, хотя по количеству обращений он является одним из самых читаемых сегодня авторов. В литературе русского Зарубежья философско-богословское наследие В.В. Зеньковского исследовали С.И. Гессен, Н.О. Лосский, К.А. Ельчанинов, К.Я. Андроников, Л.А. Зандер, С. Верховской, Б.В. Яковенко и др. В центре внимания исследователей оказались вопросы религиозно-богословской антропологии и пастырской деятельности русского философа, а его философская педагогика оценивалась как «церковная педагогика». С.И. Гессен, ориентированный на кантовскую этикотеологию, отметил, что педагогика Зеньковского - «это не только религиозная педагогика и даже не только вероисповедальная, она - церковная педагогика»1. Философское миро-^ воззрение В.В. Зеньковского оценивалось как «версия религиозного спиритуализма», «религиозный иерархический спиритуализм» и даже «религиозно

-у иерархический реализм» (Б.Я. Яковенко) ; как синтез идей платонизма и креационизма (Н.О. Лосский)3.

В отечественной философской литературе изучение творчества В.В. Зеньковского началось в 50-60-х гг. прошлого века в работах Н.Г. Тараканова, И.Я. Щипанова, В.А. Малинина и А.В. Полякова4 и было продолжено в начале 90-х гг. А.В. Поляковым, М.А. Маслиным, В.Н. Жуковым,

A.JI. Андреевым, В.В. Саповым и др. в связи с изданием основных сочинений

B.В. Зеньковского в «предисловиях», «послесловиях» и «приложениях» к ним. Так, можно отметить послесловие А.В. Полякова к «Истории русской филосо

4 фии» (Л., 1991, Т. 2, Ч. 2, С. 236-242), предисловие М.А. Маслина к отрывкам из книги «Русские мыслители и Европа» (Сб. «Русская идея». М., 1992, С. 341342), вступительные статьи В.Н. Жукова и М.А. Маслина к полному изданию выше названной книги (М., 1997, С. 3-8), предисловие М.А. Маслина и A.JI. Андреева «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века к изданию работ представителей философской мысли русского Зарубежья - «О России и русской философской культуре» (М.: Наука, 1990. С. 5-42), приложение В.В. Сапова к работе В.В. Зеньковского «Основы христиан-£ ской философии» (М., 1996. С. 550-557). В работе М.А. Маслина и

A.JI. Андреева были сделаны глубокие замечания и разъяснения относительно внутренней противоречивости философских и богословских установок в методе и системе воззрений В.В. Зеньковского.

1 См.: Гессен С.И. Русская педагогика в XX в. // Гессен С.И. Педагогические сочинения. Саранск, 2001. С. 475. В свою очередь, В.В. Зеньковский называл философско-педагогические построения С.И. Гессена «педагогическим идеализмом», как «типично кантианской точкой зрения», сводящей «основные духовные процессы» к «только моральному созреванию». См.: Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX веке // Зеньковский В.В. Педагогика. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002 С. 214,212.

2 Яковенко Б.В. История русской философии. М.: Республика, 2003. С. 421,471,476.

3 Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. С. 495-498.

4 А. Поляков отмечал: «Основу взглядов Зеньковского составляет мистицизм, близкий по своей философской окраске персонализму». (См.: Философская энциклопедия: В 5 т, Т. 2. М., 1962. С. 174).

В двух энциклопедических словарях «Русская философия» (1995), В.В. Зеньковскому посвящены объёмные статьи В.В. Сапова, в которых раскрывается многообразие научных интересов и структура «христианской философии» отечественного мыслителя, а его мировоззрение определяется как «православный универсализм». Здесь также указывалось, что интерес к педагогике у В.В. Зеньковского был связан с его размышлениями над проблемой человеческой личности. Исследователь верно отметил, что с проблемой человека (ключ к которой дает то или иное решение психофизической проблемы) «тесно связана проблема воспитания личности. Без преувеличения можно сказать, что Зень-ковский - один из немногих русских мыслителей, которые в XX в. разработали целостную философско-педагогическую систему. В этом отношении рядом с Зеньковским можно поставить только С.И. Гессена, который построил свою педагогическую систему на других философских основаниях»5.

Анализ немногочисленной историко-философской и философско-педагогической литературы последнего десятилетия показывает, что исследователей интересуют различные аспекты творчества В.В. Зеньковского: историко-философское наследие (М.А. Маслин, A.JI. Андреев, В.Н. Жуков, Б.В. Емельянов, Е.Н. Горбач)6; история педагогики и философско-педагогических учений XIX - начала XX вв. (Б.М. Бим-Бад, А.А. и П.А. Гагаевы, Т.А. Гололобова, Б.В. Емельянов, Е.Г. Осовский и О.Е. Осовский, В.М. Кларин и В.М. Петров, Е.В. Кирдяшова, Т.Н. Любан и др.); педагогическое наследие русского Зарубежья и истории русской школы в условиях эмиграции (Е.Г. Осовский и О.Е. Осовский, М.В. Богуславский,

5 Русская философия. Малый энциклопедический словарь. - М.: «Наука», 1995. С. 203 - 204.

6 Маслин М.А., Андреев М.Л. О русской идее. Мыслители русского Зарубежья о России и ее философской культуре // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 5 - 42; Горбач Е.Н. Историко-философские исследования В.В. Зеньковского: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1997.

7 См.: Бим-Бад Б.М. Воспитание человека человеком: начала современной педагогической антропологии. М., 1994; он же. Идеи педагогической антропологии в России // Советская педагогика. 1990. № 9. С. 102 - 108; он же. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования. М., 1994; Гагаев А.А., Гагаев П.А. Русские философско-педагогические учения XVIII - XX вв.: культурно-исторический аспект. М.: Русское слово, 2002; Гололобова T.A., Емельянов Б.В. Концепции христианского воспитания в философско-педагогической мысли России конца 19 - начала 20 в. II Поиятийный аппарат педагогики и образования. Сборник научных трудов. Вып. 3. - Екатеринбург, 1998. С. 141 - 151; Емельянов Б.В., Петрунина Т.А. Очерки педагогической антропологии в России. Екатеринбург, 1997. 124 с. и др.

В.А. Владыкина, И.Н. Сиземская и Л.И. Новикова, В.А. Сухачева и др.)8; педагогическая антропология (Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, А.А. Гагаев, Б.С. Гершунский, Т.А. Гололобова, Б.В. Емельянов, А.А. Корольков, В.Б. Куликов, А.П. Огурцов, В.Г. Пряникова, JI.K. Рахлевская, И.Н. Сиземская и др.)9 и психология личности (Б.С. Братусь, О.Т. Ермишин, В.М. Летцев, В.В. Сербии-ненко)10.

Вместе с тем, проблема человека в философско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского в контексте его христианской метафизики еще не стала предметом специального анализа. Как отмечают авторы заключения «Очерков истории образования и педагогической мысли Российского зарубежья (20 -50-е гг. XX в.)», необходимо проанализировать «социально-философские и идеологические, равно как и собственно теоретические, аспекты педагогического наследия крупнейших деятелей российского образования за рубежом»11.

Выявление социально-философских аспектов христианско-педагоги-ческой антропологии отечественного мыслителя позволит уточнить своеобра

8 См.: Богуславский М.В. Творческий поиск российских школ начала 20 века // Свободное воспитание. М., 1993. Вып. 2. С. 54; он же. Значение изучения истории русского педагогического зарубежья для развития современного образования // Образование и педагогика российского зарубежья (Сборник статей и материалов). - М., 1995. С. 78 - 85; он же. Философия образования // Очерки истории образования и педагогической мысли Российского зарубежья (20 - 50 гг. XX в.) / Под ред. проф. О.Е. Осовского». Саранск, 1998; Осовский Е.Г. Образование и педагогическая мысль Российского зарубежья // Педагогика. 1995. № 3. С. 41 - 47 (Под ред. Е.Г. и О.Е. Осовских вышло много сборников работ по проблемам образования и воспитания в работах представителей Российского зарубежья. Один из последних сборников: «Очерки истории образования и педагогической мысли Российского зарубежья (20 - 50 гг. XX в.) / Под ред. проф. О.Е. Осовского». Саранск, 1998); Владыкина В.А. Российская эмиграция: вопросы воспитания молодёжи // Педагогика, 1996. № 6. - С. 16- 70; Еременко Л.И. Русская эмиграция как социально-культурное явление // Обновление культуры: проблемы и перспективы. - М., 1993. С. 74 - 90; Сиземская И.Н., Новикова Л.И. Проблемы современного воспитания в философском контексте // Педагогика. 1998. № 7. С. 14 - 20; Сиземская И.Н., Новикова Л.И. Идеи воспитания в русской философии. XIX - начало XX века. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004 и др.

9 См.: Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. - М., 1998; он же. Антропологическое основание теории и практики современного образования // Очерк проблем и методов их решения. М., 1994; он же. О перспективах возрождения педагогической антропологии // Советская педагогика. 1988. № 11. С. 38-43; Куликов В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. Свердловск, 1988; он же. Философско-педагогическая антропология: проблемы и тенденции // Вопросы философии. 1985. № 6; Пряникова В.Г. Антрополого-гуманистическое направление в отечественной педагогике // Педагогика, 1995. № 2. С. 68 - 94; Рахлевская Л.К. Педагогическая антропология в системе непрерывного образования: история, теория, практика. Томск, 1996; она же. Самопознание в процессе изучения педагогической антропологии: учебное пособие. Томск, 1996 и др.

10 Братусь Б.С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии. - 1998. -№ 4. С. 71 - 79; Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. - С. 3 - 19; Летцев В.М. Личность, как средоточие мировоззренческих исканий Зеньковского // Вопросы философии. 2003. № 12. С. 140-146.

11 Очерки истории образования и педагогической мысли Российского зарубежья (20 - 50-е гг. XX в.) / Под ред. проф. О.Е. Осовского. Саранск: Изд-во Мордовского гос. пед. ин-та, 2000. С. 182. зие религиозно-философской парадигмы педагогической антропологии, поможет более полно раскрыть сущность основных проблем социально-философской антропологии у мыслителей русского Зарубежья, а также выявить значимость рассматриваемого направления русской философско-педагогической антропологии в современных условиях.

Объект исследования - философско-педагогическое наследие В.В. Зеньковского в контексте русской педагогической антропологии.

Предмет исследования - социально-философские аспекты проблемы человека в педагогической антропологии В.В. Зеньковского.

Цель работы - выявить сущность и своеобразие социально-философского подхода к осмыслению проблемы человека в религиозно-философской педагогической антропологии В.В. Зеньковского и определить ее современное значение.

Задачи исследования:

1) раскрыть идейно-теоретические истоки, культурно-исторические особенности и основные направления развития русской философско-педагогической антропологии;

2) выявить философско-мировоззренческие основания педагогической антропологии В.В. Зеньковского;

3) исследовать понимание В.В. Зеньковским проблемы свободы в антропологическом и институциональном измерениях;

4) определить своеобразие подхода В.В. Зеньковского к пониманию ценностных оснований духовно-нравственного развития личности;

5) установить основные аспекты социального воспитания в философско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского с точки зрения их значимости в современном российском контексте.

Научная новизна работы и основные положения, выносимые на защиту.

В диссертации впервые проведен концептуальный анализ проблемы человека в философско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского, что нашло отражение в следующих основных положениях, выносимых на защиту:

1. Философско-педагогическая антропология В.В. Зеньковского развивалась в рамках христианского теизма православного вероучения. Вместе с тем, своеобразие его социально-философской антропологии обусловлено как идейным комплексом православной богословской мысли, так и влиянием европейской и отечественной философской мысли, культурно-историческими традициями и особенностями российского образа жизни, зафиксированного русским философским и литературным сознанием XIX - начала XX вв., а также неустроенностью уклада жизни русской диаспоры в инокультурной среде. В диссертации выделены и реконструированы теоцентрический, натуроцентрический, социоцентрический, культуроцентрический и антропоцентрический подходы («парадигмы») к пониманию человека, представленные в истории отечественной философской мысли.

2. В русской философско-педагогической антропологии на первый план выходит проблема духовно-нравственных оснований бытия человека в мире. При этом понимание В.В. Зеньковским высших духовно-нравственных ценностей (веры, свободы, творчества, ответственности и др.) значительно отличается от их секулярной социокультуроцентрической интерпретации в педагогической антропологии С.И. Гессена, базировавшейся на трансцендентальной философии И. Канта, П. Наторпа и нормативах светской этики. Новым здесь является компаративный анализ теономной (В.В. Зеньковский) и автономной (С.И. Гессен) педагогико-антропологических парадигм в контексте философс ского наследия, с одной стороны, И. Канта и П. Наторпа, а с другой - философ-ско-антропологических идей Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, П.Д. Юркевича, К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева и др.

3. Основными особенностями осмысления В.В. Зеньковским проблемы свободы в педагогико-антропологическом и институциональном измерениях являются: акцентирование примата внутренней свободы над внешней; утверждение взаимосвязи религиозного, нравственного, государственно-правового и национально-культурного сознания; сочетание свободы воли с долгом и ответственностью; стремление укоренить в сознании ребенка ценности и традиции как национальной, так и мировой культуры. В диссертационном исследовании прояснен контекст понимания свободы как ценности и цели воспитания, исследована ее философская и педагогическая сущность. При таком подходе понятие свободы определяет собой трактовку всех основных категорий педагогики — образования и воспитания, развития и саморазвития, свободы и дисциплины, самопознания и совершенствования личности и др.

4. Ценностными основаниями нравственного развития личности в фило-софско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского выступают духовность, вера, соборность, Церковь, свобода и Предопределение, ответственность, долг. Интегрирующая основа аксиосферы раскрывается им в «метафизике сердца» под влиянием работ Г.С. Сковороды, П.Д. Юркевича, П.А. Флоренского, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина. Новым здесь является систематизация взглядов В.В. Зеньковского в области педагогико-антропологической кардиог-носии и прояснение ее значения для современной гуманистической педагогики («сердечной педагогики»), акцентирующей идею самоценности ребенка и протестующей против сведения его к «винтику» безличных педагогических технологий.

5. В качестве основных направлений социального воспитания В.В. Зень-ковский рассматривает семейное, школьное и послешкольное воспитание в развивающей институциональной среде трудовых организаций, молодежных объединений, самодеятельных издательств, эстетических клубов и других форм организации продуктивного свободного времени, пронизанных национально-культурным и религиозным воспитанием на основе «оцерковления» жизни как истока, основы и смысла соборного уклада жизни, способного противостоять деструктивным инокультурным воздействиям и денационализации подрастающих поколений в условиях эмиграции. Новым здесь является прояснение рационального смысла проблемы «мировоззренческой педагогики», а также анализ связи мировоззрения с идеологией, культурой, образованием в контексте современных дискуссий о возможности мировоззренческой автономии школьного образования.

Теоретико-методологические основы исследования.

Диссертационная проблема рассматривается с позиций конкретно-исторического подхода, культурно-исторической интерпретации и логико-контекстуальной реконструкции. Сущность отечественной педагогической антропологии выявляется путем исследования логики ее формирования и развития, через определение ее исторических и теоретических источников, философ-ско-мировоззренческих оснований и социокультурных детерминант.

При интерпретации диссертационных проблем автор использовал общие принципы научного исследования: требование всестороннего подхода к изучаемым явлениям, сочетание анализа и синтеза, единства логического и исторического. Значительная роль отводится компаративному методу, позволяющему провести сравнительный анализ осмысления проблемы человека в разных направлениях и подходах русской философски ориентированной педагогико-антропологической мысли.

В диссертации используется широкий круг источников в области педагогической антропологии: труды Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, П.Д. Юркеви-ча, П.Ф. Лесгафта, И.И. Мечникова, П. Наторпа, К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптере-ва, С.И. Гессена, В.В. Зеньковского, C.JI. Франка, И.А. Ильина и др. При работе с первоисточниками использованы труды мыслителей русского Зарубежья Н.А. Бердяева, С.И. Гессена, Б.П. Вышеславцева, Г.В. Флоровского, Н.О. JIoc-ского, С.Л. Франка, Б.В. Яковенко.

Конкретные наблюдения и выводы опираются на работы исследователей разных направлений антропологии и философии образования: Б.Г. Ананьева, B.C. Барулина, А.О. Бороноева, Л.П. Буевой, Б.М. Бим-Бада, М.В. Богуславского, Б.С. Гершунского, Б.Т. Григорьяна, П.С. Гуревича, В.М. Кларина, В.Б. Куликова, Н.В. Крыловой, Т.Н. Любан, А.П. Огурцова, Л.К. Рахлевской, В.В. Шаронова. Учитываются также обобщения и выводы исследователей отечественной философской и педагогической антропологии А.И. Абрамова, А.А. Гагаева и П.А. Гагаева, А.Ф. Замалеева, И.И. Евлампиева, Б.В. Емельянова, Б.В. Маркова, С.В. Пишуна, Л.И. Новиковой и И.Н. Сиземской, П.И. Смирнова и др.

При анализе философско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского диссертант стремился учесть методологические подходы, содержащиеся в работах А.И. Абрамова, А.Л. Андреева, М.В. Богуславского, Т.А. Гололобовой, Е.Н. Горбач, Б.В. Емельянова, А.И. Есюкова, В.Н. Жукова и М.А. Маслина, В.А. Колосова, А.А. Королькова, В.М. Мальцевой, Л.И. Новиковой, Е.Г Осов-ского и О.Е. Осовского, В.М. Петрова, С.В. Пишуна, В.В. Сапова, И.Н. Сиземской и др. Особую ценность в разработке антропологической темы в истории отечественной философии представляют «История русской философии»

А.Ф. Замалеева, коллективный труд авторов «История русской философии» 1 под редакцией М.А. Маслина и др.) , а также работа С.В. Пишуна о «православной персонологии»13.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования позволяют определить сущность и особенности русской философско-педагогической антропологии. Основные положения диссертации имеют методологическое значение для изучения проблемы человека в различных парадигмах отечественной социальной философии. Теоретический материал, содержащийся в диссертационном исследовании, может быть использован при чтении курсов лекций по социальной философии, социальной антропологии, а также при разработке спецкурсов по истории отечественной философско-педагогической антропологии. Апробация работы.

Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры философии и культурологии Северодвинского филиала Поморского государственного университета

12 История русской философии: Учебник для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. - М.: Республика, 2001.

13 Пишун С.В. Православная персонология и духовно-академическая философия XIX века. М.: Прометей, 1996. май, 2005г.), а также кафедры философии Поморского государственного университета (сентябрь 2005г.). Основные положения диссертационного исследования докладывались на XIV, XV, XVI, XVII Ломоносовских чтениях (Архангельск, 2002г., 2003г., 2004г., 2005г.); на международной конференции «Человек в современном мире» (Архангельск, АГТУ, 2003г.), на Ломоносовской конференции студентов и аспирантов (Архангельск, ПГУ, 2004г.)

Структура диссертационного исследования.

Работа состоит из введения, двух глав (семи параграфов), заключения, списка использованной литературы и источников.

В первой главе рассматриваются теоретико-методологические проблемы изучения русской философско-педагогической антропологии. Первый параграф посвящен исследованию русской педагогической антропологии как предмета социально-философского исследования; во втором - рассматривается становление и развитие русской педагогической антропологии; в третьем параграфе анализируются антропологические парадигмы В.В. Зеньковского в «Истории русской философии».

Во второй главе рассматривается духовно-нравственное развитие личности как проблема философско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского. В первом параграфе исследуются философско-мировоззренческие основания педагогической антропологии В.В. Зеньковского; во втором - проблемы автономии человека и образования как социального института; в третьем параграфе рассмотрены аксиологические основания нравственного развития личности; в четвертом параграфе анализируется социальное воспитание как проблема философско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского.

В «Заключении» диссертации формулируются основные выводы и полученные результаты, их научная новизна и практическая значимость; намечаются основные проблемы и возможные направления дальнейшего изучения темы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Петрова, Елена Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогическая антропология определяется как специализированная область философской антропологии, которая раскрывает ценностно-смысловые аспекты образования и воспитания, закономерности их функционирования и развития. В проведенном диссертационном исследовании выявлены и проанализированы социально-философские аспекты христианско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского, что позволяет уточнить своеобразие религиозно-философской парадигмы педагогической антропологии, помогает более полно раскрыть сущность основных проблем социально-философской антропологии, затрагиваемых мыслителями русского Зарубежья, а также выявить значимость рассматриваемого направления русской философско-педагогической антропологии в современных условиях

Для определения сущности и специфики социально-философского подхода к проблеме человека в философско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского необходимо учитывать своеобразие философско-педагогической антропологии в целом, объединяющим началом которой являются идеи К.Д. Ушинского о человеке как предмете воспитания. Наиболее значимыми идеями русской религиозной и философско-педагогической антропологии, определившими становление современной педагогической антропологии являются идея «цельной личности» и критика «отвлеченных начал»; критика персонализма как проявления социального атомизма и утверждение онтологического единства «Я» и «Мы» на основе и через «Мы» (C.J1. Франк); обостренное внимание к проблеме телесно-душевно-духовного «устроения человека» на основе «метафизики сердца»; совмещение онтологического и экзистенциального планов объяснения природы человека; «религиозный диалогизм» и «этический императивизм» (С.В. Пишун); приоритетность духовно-нравственных ценностей и «внутренней свободы» человека; сопряжение задач воспитания с самопознанием, самовоспитанием личности; объективация и развитие духовности человека в различных формах социального общежития.

Своеобразие социально-философской антропологии В.В. Зеньковского обусловлено не только идейным комплексом православной богословской мысли, но также влиянием европейской и отечественной философии, культурно-историческими традициями и особенностями российского образа жизни, зафиксированного не только русским философским, но и литературным сознанием XIX - начала XX вв., а также неустроенностью уклада жизни русской диаспоры в инокультурной среде. В диссертации выделены и реконструированы теоцен-трический, натуроцентрический, социо-культуроцентрический и антропоцентрический подходы к пониманию человека, представленных в истории отечественной философской мысли.

Анализ антропологических идей В.В. Зеньковского в контексте его христианской философии позволяет выделить основополагающие принципы его учения о человеке: креационизм; двойственность и антиномичность человеческой личности; онтологическая укорененность личности в «соборном единстве» и «единосущии»; сопряжение служения человека Богу и миру («крест»); религиозный диалогизм и триадическое развитие личности (аномия, гетерономия, теономия) в синергии «свободы воли» и «Божественной благодати» и др.

Понимание В.В. Зеньковским высших духовно-нравственных ценностей (веры, свободы, творчества, ответственности и др.) значительно отличается от их секулярной социокультуроцентрической интерпретации в педагогической антропологии С.И. Гессена, базировавшейся на трансцендентальной философии И. Канта, П. Наторпа и нормативах светской этики. В диссертационном исследовании проведен компаративный анализ теономной (В.В. Зеньковский) и автономной (С.И. Гессен) педагогико-антропологических парадигм в контексте философского наследия, с одной стороны, И. Канта и П. Наторпа, а с другой -философско-антропологических идей Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, П.Д. Юркевича, К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева и др.

Рациональный смысл «метафизики сердца» и «сердечной педагогики» состоит в указании на своеобразный «порядок сердца», выражающийся в ценностной структуре личности. Систематизация взглядов В.В. Зеньковского в области педагогико-антропологической кардиогносии и аналитика человеческой субъективности важны для прояснения ее значения в обосновании современной гуманистической педагогики, поскольку здесь акцентируются возвышенная идея самоценности ребенка и протест против сведения человека к «винтику» безличных педагогических технологий.

Таким образом, философская антропология В.В. Зеньковского интегрирует в себе, с одной стороны, православный философский универсализм с его стремлением «вписать» человека в порядок природы и социокультурной реальности, соединить веру и знание, религию и науку, с другой - оригинальную христианско-гуманистическую антропологию, ориентированную не только на самопознание и самовоспитание человека, но также и на область социокультурного бытия человека в мире и проблемы социального воспитания.

Наполнение воспитательного процесса культурным содержанием зависит от многих факторов - от политики государства в области образования, от возможностей его финансового обеспечения, от духовных приоритетов, но, прежде всего, от отношения общества к национальной культуре и развития ее духовных традиций в контексте образования на всех его уровнях. Основными особенностями осмысления В.В. Зеньковским проблемы свободы в педагогико-антропологическом и институциональном измерениях являются: акцентирование примата внутренней свободы над внешней; утверждение взаимосвязи религиозного, нравственного, государственно-правового и национально-культурного сознания; сочетание свободы воли с долгом и ответственностью; стремление укоренить в сознании ребенка ценности и традиции как национальной, так и мировой культуры.

В диссертации выявлен контекст понимания «христианской свободы» как ценности и цели воспитания, исследована ее философская и педагогическая природа. При таком подходе понятие свободы определяет собой трактовку всех основных категорий педагогики - образования и воспитания, развития и саморазвития, свободы и дисциплины, самопознания и совершенствования личности и др. в перспективе «церковной свободы», сближаемой В.В. Зеньковским с идеей Церкви как «этической общности людей» и с противопоставлением у C.JL Франка двух идеалов общества - «подлинной общности», «соборности», «внутреннего органического единства» («Gemeinschaft») и «внешнего», «механического слоя общественной жизни» («Gesellschaft»).

При исследовании ценностных оснований нравственного развития личности в воспитательном и образовательном процессах, реконструкции концепции духовно-нравственного воспитания личности как развития в ребенке сил добра и свободы, выявлено, что эта проблема является одной из основных в русской философии и педагогике. Ценностными основаниями нравственного развития личности в философско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского выступают духовность, вера, соборность, Церковь, свобода и Предопределение, ответственность, долг. Интегрирующая основа аксиосферы раскрывается им в «метафизике сердца» под влиянием работ Г.С. Сковороды, П.Д. Юркевича, П.А. Флоренского, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина. В диссертационном исследовании систематизированы взгляды В.В. Зеньковского в области педагоги-ко-антропологической кардиогносии, прояснено ее значение для современной гуманистической педагогики («сердечной педагогики»), акцентирующей идею самоценности ребенка и протестующей против сведения его к «винтику» безличных педагогических технологий.

Анализ социально-философского потенциала концепции социального воспитания показал, что оно выступает как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи, как педагогически ориентированная и целесообразная система помощи в образовании и воспитании детей, нуждающихся в ней в период их включения в социальную жизнь. Задачи социального воспитания актуализируются условиями нашего времени, но, несомненно, приоритетной выступает подготовка личности к деятельности в соответствии с общественными идеалами и доминирующими ценностными ориентациями. В качестве основных направлений социального воспитания В.В. Зеньковский рассматривает семейное, школьное и послешкольное воспитание в развивающей институциональной среде трудовых организаций, молодежных объединений, самодеятельных издательств, эстетических клубов и других форм организации продуктивного свободного времени, пронизанных национально-культурным и религиозным воспитанием на основе «оцерковления» жизни как истока, основы и смысла соборного уклада жизни, способного противостоять деструктивным инокультурным воздействиям и денационализации подрастающих поколений в условиях эмиграции. Прояснение В.В. Зеньковским рационального смысла проблемы «мировоззренческой педагогики», а также анализ связи мировоззрения с идеологией, культурой и образованием представляется значимым в контексте современных дискуссий о возможности мировоззренческой автономии школьного образования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Петрова, Елена Владимировна, 2006 год

1. Зеньковский В.В. Автономия и теономия // Путь. Париж, 1926. № 3. С. 301316.

2. Зеньковский В.В. Апологетика. Москва: Православно-Благотворительное Братство, 1992. С. 262.

3. Зеньковский В.В. Беседы с юношеством о вопросах пола. Париж: Имка-Пресс; 1929. - 72 е.; То же. - На пороге зрелости. - 2-е изд., перераб. — Париж: Имка-Пресс, 1955. - 85 с.

4. Зеньковский В.В. Б.П. Вышеславцев как философ // Новый журнал. — 1955. Кн. 40.-С. 247-261.

5. Зеньковский В.В. Воспитательная проблема в школе // Бюллетень Педагогического бюро. Прага, 1925. Кн. 9. С. 15-18.

6. Зеньковский В.В. Дар свободы // Религиозно-педагогическая библиотека. Вып. 4. Париж, 1928. 24 с.

7. Зеньковский В.В. Дети эмиграции: Сборник статей / Под ред.

8. B.В. Зеньковского. Прага, 1925. - 251 с.

9. Зеньковский В.В. Детская душа в наши дни // Дети эмиграции. Прага, 1925.1. C. 137-165.

10. Зеньковский В.В. Духовность и душевность // Вестник РСХД. 1926. - № 9. -С. 43-44.

11. Зеньковский В.В. Духовный облик современной молодёжи // Вестник Педагогического бюро. Прага, 1929. С. 29 31.

12. Зеньковский В.В. Единство личности и проблема перевоплощения // Человек. 1993. №4.

13. Зеньковский В.В. Зло в человеке // Путь. 1938. - № 56. - С. 19 - 37.

14. Зеньковский В.В. Зодчие русской культуры. Сборник статей / Под ред. проф. В.В. Зеньковского. Прага, 1926.

15. Зеньковский В.В. Идея православной культуры // Сборник религиозно-философских статей под редакцией и с предисловием В.В. Зеньковского. — Берлин: Русская книга, 1923. С. 25 46.

16. Зеньковский В.В. Идея христианской философии // Зарубежье. — 1970. № 2.-С.2-6.

17. Зеньковский В.В. Из моей жизни // Вестник РСХД. 1964. - № 72 - 73. - С. 79-91.

18. Зеньковский В.В. Искусство и духовная жизнь в нас // Бюллетень религиозно-педагогического кабинета. № 12. С. 1 -4.

19. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х т. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.

20. Зеньковский В.В. К вопросу о совещаниях между родителями и педагогическими советами // Педагогическая мысль. Киев, 1904. Вып. 2. С. 117 — 123.

21. Зеньковский В.В. К.Д. Ушинский // Зодчие русской культуры. Прага, 1926. С. 57-65.21.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.