Английские консортные жанры конца XVI - первой четверти XVII веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Смирнова, Татьяна Вячеславовна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 386
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Смирнова, Татьяна Вячеславовна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ: ТЕРМИНОЛОГИЯ. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ И ЖАНРОВЫЕ ГРАНИЦЫ
Обозначения и типы составов
Периодизация и эволюция жанровой системы
ГЛАВА II. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ:
НА ПУТИ К «АБСОЛЮТНОЙ» МУЗЫКЕ
ГЛАВА III. ФАНТАЗИЯ: МЕЖДУ СТРОГИМ И СВОБОДНЫМ
СТИЛЯМИ
Жанровая специфика
Композиционная типология
ГЛАВА IV. IN NOMINE: ИСТОРИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ,
МУЗЫКАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА
Этапы истории и специфика жанровой модели в связи с эстетикой imitatio
Cantus firmus как жанровый, фактурный и структурный принцип
Жанрово-стилевые ориентиры 112 г
ГЛАВА V. РЕАЛИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТОРИЧЕСКИХ
ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
Тезаурус музыкально-риторического decoratio
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Стиль Джироламо Фрескобальди в контексте эпохи раннего барокко2007 год, кандидат искусствоведения Козлыкина, Светлана Александровна
Сольные светские песни Генри Пёрселла: жанровые и стилевые особенности2018 год, кандидат наук Дуда, Наталья Викторовна
Музыка Испании и Латинской Америки. Исторические очерки2007 год, доктор искусствоведения Кряжева, Ирина Алексеевна
Труба в эпоху барокко: Инструментарий, репертуар, исполнительские традиции2005 год, кандидат искусствоведения Проскурин, Сергей Георгиевич
Традиции жанра маски в английском музыкально-драматическом театре второй половины XVII века: на материале произведений по пьесам Уильяма Шекспира2013 год, кандидат искусствоведения Перевалова, Алина Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Английские консортные жанры конца XVI - первой четверти XVII веков»
Музыкальное искусство европейской профессиональной традиции XVI-XVII веков характеризуется многообразием творческих исканий, затронувших и области стремительно развивающегося инструментализма. Настоящее исследование посвящено английской инструментальной ансамблевой (консортной1) культуре, масштабность и востребованность которой подтверждается ее стабильным развитием на протяжении длительного периода, дошедшим до настоящего времени огромным количеством образцов, созданных широким кругом музыкантов, в совокупности с сохранившимися восторженными откликами современников о звучании консортов2.
Пристальный интерес к ансамблевой музыке Англии определяется и ее особым значением как в отношении реализации общеевропейских тенденций становления инструментализма, так и в плане отражения национальной, прежде всего, жанрово-стилевой специфики. Исследование в этих направлениях будет способствовать глубинному постижению консортной культуры, позволит оценить вклад английских мастеров в общие процессы формирования ба
1 Термин «консорт» (лат. consortium — «сообщество», «товарищество», англ. consort — «супруг», «связь»), имеющий множество смысловых оттенков и употребимый в различных контекстах (например, консорт —это пиратское партнерское соглашение, при котором добыча любого из кораблей делилась между всеми членами сообщества; в Англии консортом, часто в сочетании со словом «принц» {prince-consort) называли супруга царствующей королевы), получил широкое применение и в музыкальной практике, где его использовали для обозначения небольшого инструментального ансамбля. В настоящей работе понятия «консорт» и «ансамбль» используются как синонимы.
2 Высокая оценка английской ансамблевой музыки содержится в высказываниях английского лютниста, певца, композитора и теоретика Томаса Мэйса (1612-ок. 1706), теоретика и композитора Кристофера Симп-сона (1605-1669), французского мыслителя Марена Мерсенна (1588-1648) [68; 133]. рочной европейской инструментальной музыки и скорректировать сложившиеся представления о путях ее развития.
Специальными исследованиями, посвященными английской ансамблевой музыке XVI-XVII веков, отечественная наука не располагает. Немногочисленные русскоязычные труды (часть из которых на сегодняшний день явно устарела), в том числе переводные энциклопедические статьи, учебные пособия по истории зарубежной музыки и монографические работы содержат не более чем упоминания о существовании распространенных в Англии консортов [111; 121; 150; 151].
Английская консортная культура масштабно представлена в иностранной литературе. Значительный вклад в разработку данной проблематики внесли не только английские, но также немецкие и американские музыковеды. Изучение доступных работ зарубежных авторов способствовало выявлению и определению приоритетных исследовательских направлений.
Особое внимание ученые уделяют поиску, расшифровке, описанию, анализу и систематизации различных старинных нотных и документальных источников. На сегодняшний день английское музыкознание располагает солидным объемом современных нотных изданий, созданных на основе уцелевших рукописей и факсимиле инструментальной ансамблевой музыки XVI-XVII столетий. Современные антологии сопровождаются соответствующими текстовыми комментариями таких авторитетных специалистов в области музыкальной культуры Англии Ренессанса и Барокко как Б. Бэл-лингхем, Э. Эшби [128], Р. Чартерис [132], Т. Дарт, У. Коэтс [133], П: До [135], У. Эдварде [136], Дж. Харпер [137], Дж. Ирвинг [139], М. Лефковитц [140], Д. Пирт [143], Д. Пинто [144].
Интересы многих исследователей направлены на изучение деятельности отдельных музыкантов и реконструкцию фактологических данных. Биографический подход в изучении консортной культуры с указанием жанровых приоритетов и некоторых особенностей стиля ведущих консортистов характеризует содержание разделов предисловий к современным нотным антологиям монографического типа [128; 132; 137; 139; 140; 143; 144], а также учебных пособий и работ по истории музыки обзорно-панорамного типа, где, как правило, приводится длинный перечень имен музыкантов [141; 147].
Зарубежные исследователи, не задаваясь, в целом, проблемой периодизации ансамблевой музыки Англии, руководствуются практически единственным критерием, причем как само собой разумеющемся, — сменой политических эпох, оказывающей определенное, однако, не исключительное влияние на музыкальную жизнь страны [131; 141; 147].
К важным аспектам изучения, затрагиваемым иностранными музыковедами, относятся вопросы функционирования английской консортной музыки [131; 132; 133; 135; 137], жанровой типологии [128; 131; 132; 133; 134; 137; 143], базовой терминологии [131; 135; 136; 161] и тембровой специфики [135; 136; 147]. Некоторые аналитические выкладки, связанные с наблюдением над жанрово-стилистическими особенностями произведений ансамблевых видов (принципы формообразования, мелодико-ритмическая и фактурная организация), представлены исследователями на основе изучения творчества отдельных авторов [128; 131; 132; 137; 143; 147].
Особую ветвь проблематики составляет вопрос соотношения национального и инонационального. В некоторых работах традиционны высказывания об особом характере связей в XVI-начале XVII веков между английской и европейскими континентальными - фламандской и итальянской -культурами. Воздействие инонациональной традиции на английскую музыку подкрепляется службой целых династий континентальных мастеров в Англии [133; 135]. В то же время в некоторых исследованиях [131] проводятся различия между английской и итальянской инструментальными ансамблевыми культурами начала XVII века по следующим параметрам: жанровая специфика и исполнительский состав: в отличие от итальянских канцон и сонат, ориентированных на создание яркого колористического эффекта и предназначенных для исполнения громогласными скрипками, корнетами и тромбонами, английские фантазии и паваны исполнялись все еще ценимыми нежными и деликатными виолами;
- сфера бытования: итальянская музыка, обращенная к широкому кругу слушателей, звучала не только в камерной обстановке, но и в церковных концертах, а также на открытом воздухе, в то время как английская была рассчитана на восприятие исключительно образованной аудитории и исполнялась при королевском дворе и в домах состоятельных лиц;
- музыкальная стилистика: попытки проследить глубинные отличия английского инструментального мышления от современного ему итальянского пролегают в области соотношения новой гомофонии, к которой явно тяготели итальянцы в противоположность долгому удержанию полифонических традиций в Англии.
Вместе с тем, отрицая ретроспективную направленность творчества английских консортистов, ученые, что уже стало «общим местом» в музыковедческой литературе, единодушно признают лидерство англичан в развитии собственно инструментального стиля. Приведем слова Родждера Норта (ок. 1651-1734) - юриста, писателя, просвещенного любителя музыки и одного из первых английских музыкальных критиков: «англичане настолько превосходны в инструментальной музыке, насколько итальянцы - в вокальной»*3 [цит. по: 133, p. xv].
Солидным, претендующим на всеохватность исследованием является труд германского музыковеда Э.Х. Мейера English Chamber Music: the History of a Great Art from the Middle Ages to Purcelt\ имя этого ученого стоит в ряду крупнейших специалистов, определивших основные подходы к изучению камерной1 музыки Англии.
Несмотря на определенный объем существующих- работ, направленных на изучение английской инструментальной ансамблевой музыки XVI-XVII веков, ряд вопросов остается нерешенным, некоторые — не обсуждались во
3 Тексты, отмеченные *, переведены автором работы.
4 Эта работа, впервые опубликованная в Лондоне (сначала в 1946, затем в 1951 году), доступна нам в немецком переиздании [141]. все. Все это, наряду с полным отсутствием в отечественном музыкознании трудов по заявленной теме, обусловливает актуальность настоящей работы.
Целью исследования является определение основных параметров ведущих жанров английской консортной музыки конца XVI-первой четверти XVII веков, сложившихся на этапе формирования нового инструментального типа музыкального мышления.
Исследовательские задачи сформулированы следующим образом:
1. уточнение базовой терминологии, применяемой в отношении исследуемой культуры;
2. разработка периодизации в соответствии с параметром жанрово-стилевой эволюции английской консортной музыки XVI—XVII веков;
3. композиционно-технологический и музыкально-стилистический анализ произведений ведущих консортных видов, направленный на определение их жанровой, функциональной и национальной специфики;
4. раскрытие образно-смыслового наполнения композиций w определение типологических качеств камерно-инструментального стиля английской консортной музыки.
Решение поставленных задач, связанных со стилевым, композиционно-стилистическим и семантическим анализом музыкального материала, находится в русле традиционных методов исследования отечественного и зарубежного историко-теоретического музыкознания в изучении западноевропейской инструментальной культуры раннего Барокко. В качестве основополагающего предлагается комплексный подход в освоении английской инструментальной консортной. музыки с учетом историко-культурных, функциональных и жанрово-стилевых контекстов. Разработка периодизации исследуемой культуры осуществлена на основе анализа содержания'томов современных нотных антологий [см.: Литература: Нотные источники], также привлекались соответствующие энциклопедические биографические статьи, главным образом, из Музыкального словаря Гроува / пер. Л.О. Акопяна. М.:
Практика, 2001, и The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Ed. by: Stanley Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001 (DVD-ROM).
В определении жанровой специфики видов английской консортной музыки и установлении композиционно-стилистической типологии особое значение имели работы И. Агаповой и Т. Сорокиной [35], М. Друскина [50], Т. Дубравской [58], В. Конен [68], Т. Ливановой [74], И. Палажченко [84], А. Петраша [86], Вл. Протопопова [94], Н. Симаковой [103, 104], Б. Яворского [81], А. Брауна [155; 156], П. До [135], Дж. Кэлдвэлла [158], С. Кузик и М. Литтл [159], Г. Риза [145], К. Филда [165], Дж. Харпера [137], Э. Эшби и Б. Бэллингхема [128], У. Эдвардса [162]. Обращение к трудам В. Бобровского [40], В. Вальковой [42], Т. Дубравской [58], М. Катунян [64], Вл. Протопопова [93; 94], Н. Ручьевской [97], Н. Симаковой [104], Н. Тарасевича [109] обусловлено необходимостью уточнения понятия музыкального тематизма, применяемого в отношении раннебарочных инструментальных произведений. Раскрытие образно-смыслового наполнения композиций и определение специфики раннебарочного камерного инструментального стиля консортов базируется на исследованиях Т. Дубравской [58], О. Захаровой [53; 54], Н. Казанцевой [60], М. Лобановой [75; 76; 77], Г. Лыжова [78], В. Носиной [81; 82], А. Швейцера [117], Г. Батлера [129], Дж. Буэлоу [157], Р. Тофта [146], Р. Уэллса [148]. Труды историков Н. Алексеевой [36], Я. Вейша [43], О. Дмитриевой [49], Н. Смирновой [105; 106], Н. Тальберга [107] позволили определить особенности англиканского сознания, обусловившего актуальность жанра In nomine для изучаемой культуры. Раскрытие художественно-эстетического контекста, необходимого для более полного и глубокого понимания специфических процессов развития искусства, основывается на аутентичных трактатах Б. Кастильоне [63], Г. Пичема [87], Ф. Сиднея [102], трудах А. Певзнера [85], М. Сапонова [100; 101], X. М. Брауна [130].
Объектом исследования являются основные жанры инструментальной ансамблевой культуры в творчестве английских мастеров конца XVI— первой четверти XVII веков.
Предмет исследования составляют композиционные, музыкально-стилистические и содержательные аспекты сочинений рассматриваемых ран-небарочных английских консортных жанров.
Материалом исследования стали образцы ансамблевых жанров, опубликованные в современных нотных антологиях, главным образом, многочисленных томах академической серии Musica Britannica, составленных на основе репрезентативных аутентичных источников XVI—XVII веков, охватывающих большое временное пространство, и демонстрирующих обширную панораму авторов. В их числе: собрания антологического типа, содержание которых:
1) связывается с определенными музыкально-историческими этапами — эпохами правления Генриха VIII [12], Елизаветы I [17; 18] и Якова I [11]. В эти издания помещены композиции различных авторов и жанров для разного количества голосов с указанием в [11] исполнительского состава в каждом произведении {consort of viol);
2) определяется единым жанровым наполнением и идентичным тембровым составом. Это собрание танцевальных пьес для mixed consort, три раздела которого включают композиции из знаменитых коллекций, соответственно, Walsingham Consort Books (1588), Matthew Holmes's Consort Books (1595) и Rosseter's Lessons For Consort (1609) [16]. собрания монографического типа, характеризующиеся рядом особенностей:
1) моножанровые коллекции четырехголосных виольных фантазий Альфонсо Феррабоско-младшего [23], фантазий-сюит для трио-состава (одной или двух скрипок, басовой-виолы и органа) Джованни Копрарио [19] и Уильяма Jloyca [22].
2) разножанровые собрания консортов с различным количеством голосов фиксированного - consort of viol (Орландо Гиббоне [20]; Джон Дженкинс: [14; 15; 24]), или нефиксированного (Томас Томкинс [21] составов.
К анализу также были привлечены Musica Practica: Complete Consort Music: Christopher Туе, содержащее инструментальные ансамблевые композиции, выполненные в технике cantus firmus [25]; The Dolmetsch Collection of English Consorts: eleven Fantasies, Airs, Pavans, Galliards, Almains, etc. by 16-th and 17-th Century Composers, включающее фантазии и танцевальные пьесы трех мастеров - А. Феррабоско-младшего, У. Jloyca и Дж. Дженкинса, представляющих различные исторические этапы английской консортной музыки [32]; Elizabethan Music For Recorder selected and arranged by R. W. Zeitlin, содержащее избранные одно-, двух- и трехголосные пьесы (инструментальные обработки песен) для рекордера Томаса Кэмпиона, Уильяма Берда, Роберта Джонсона, Томаса Морли, Майкла Иста [4]; William Lawes. Fantasia and Air arranged for recorder quintet by I. Lawrence [8]; Historical Antalogy of Music by A. Davison and W. Apel [6].
В качестве дополнительного материала использованы музыкальные образцы театральных танцев XVIII века Томаса Арне [10], а также танцевальные пьесы авторов других европейских школ конца XVI-начала XVII веков [1; 27; 28; 30; 31; 34], что позволило в опоре на метод сравнительного анализа более рельефно обозначить параллели в жанрово-стилистическом поиске инструментальной музыки разных стран и определить в этом процессе значение и некоторую специфику деятельности английских мастеров.
Научная новизна работы определяется, прежде всего, тем, что английская инструментальная ансамблевая музыка XVI-XVII веков впервые в отечественном музыкознании становится объектом специального исследования. Особая значимость работы заключается в целостном рассмотрении консортной культуры. Предлагается авторская историческая периодизация, отражающая» жанрово-стилистическую эволюцию английских консортов. На основе анализа наиболее распространенных ансамблевых танцевальных жанров показан процесс перерождения дансантных форм в новое функциональное качество — область «абсолютной» музыки. Сопоставление танцев мастеров различных европейски школ позволило определить некоторые особенности английских консортных танцев и наметить еще один путь к осмыслению сложного вопроса соотношения национального и инонационального в английской музыкальной культуре. Впервые выявлена жанровая специфика и проведена композиционно-стилистическая типология фантазий и In nomines. На материале исследования продемонстрированы основные типы инструментального раннебарочного тематизма и особенности их реализации в соответствии с жанровыми моделями, охарактеризована специфика претворения музыкально-риторической культуры в условиях непроповеднического камерно-диалогического инструментального музицирования: выявлен основной фонд музыкальных фигур, актуальных для исследуемой культуры, предложена их семантическая интерпретация, способствующая раскрытию главных образно-смысловых сфер английских консортных композиций. В работе также впервые предпринята попытка развернутой характеристики типологических качеств камерно-инструментального стиля на примере английских консортных жанров в контексте барочного учения о музыкальном стиле.
Практическая значимость работы состоит, главным образом, в возможности использования результатов исследования в предметных курсах (анализ музыкальных форм, полифония, история зарубежной музыки) на всех факультетах музыкальных учебных заведений, а также в дальнейших научных исследованиях аналогичной направленности.
Апробация исследования. Положения настоящей работы обсуждались на заседаниях кафедры истории музыки Новосибирской консерватории, отражены в содержании отдельных разделов читаемого автором работы лекционного курса «История зарубежной музыки», в выступлениях на трех научных конференциях (Новосибирская межвузовская студенческая конференция «Интеллектуальный потенциал Сибири: Современные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук» (Новосибирск: Новосибирская гос. архитектурно-художественная академия, май 2004), Вторая Межрегиональная студенческая музыкально-теоретическая конференция (Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 26-27 октября 2005 г.), Всероссийская научная конференция «Возвышенное и земное в музыке и литературе» (Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 24-26 мая 2005 г.)) и в шести публикациях [См.: Список публикаций по теме диссертации].
Структура работы обусловлена необходимостью контекстуального рассмотрения исследуемого материала и включает Введение, пять глав, Заключение, список литературы (141 наименование) и четыре Нотных приложения (к Главам II—V). Во Введении обоснована актуальность, сформулированы цель и задачи исследования, установлены методологическая и источни-ковая базы, определены научная новизна и практическая значимость, приведены сведения по апробации и изложена структура работы. Первая глава посвящена вопросам терминологии, хронологической и жанровой локализации изучаемой культуры. Порядок Второй, Третьей и Четвертой глав диссертации определяется последовательным рассмотрением жанрово-стилистической специфики наиболее репрезентативных английских консорт-ных видов избранного исторического этапа. В Пятой главе в опоре на учение о музыкальной риторике (разделы elocutio и decoratio) раскрывается содержательный план композиций ансамблевых видов, формулируются основные типологические качества камерно-инструментального стиля. В Заключении обобщаются основные результаты исследования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Хоровые концерты Д.С. Бортнянского2007 год, кандидат искусствоведения Вихорева, Татьяна Геннадьевна
Stylus phantasticus в органном творчестве Дитриха Букстехуде2013 год, кандидат искусствоведения Кийовски, Ольга Юрьевна
Музыка сценических танцев французских композиторов XVII - начала XVIII веков в контексте риторической эпохи2012 год, доктор искусствоведения Пылаева, Лариса Дмитриевна
Жанрово-стилевые параметры альтового концерта в творчестве композиторов Мангеймской школы2015 год, кандидат наук Дарда, Валерия Николаевна
Семантические аспекты работы исполнителя с музыкальным текстом: На примере клавирных произведений XVII-XVIII вв.2002 год, кандидат искусствоведения Кириченко, Полина Владимировна
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Смирнова, Татьяна Вячеславовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Английская консортная культура является неотъемлемой частью богатого и разнообразного творческого наследия западноевропейского музыкального искусства. Несмотря на особые исторические обстоятельства — смену королевской династии и революционные потрясения с параллельно протекавшими пуританскими-запретами на почти все виды музицирования, эволюцию настроений в английском обществе, сопровождавшуюся пересмотром художественных предпочтений, — она стабильно, без всплесков и спадов, просуществовала в устойчивых формах на протяжении почти 150 лет - со второй половины XVI до конца XVII веков.
Достигнув подлинного расцвета на рубеже столетий — ярчайшего периода в истории Англии, характеризующегося активным распространением идей гуманизма, интенсификацией интеллектуально-художественных процессов и колоссальными достижениями в области драматического искусства, литературы и музыки, — консортная культура явилась своего рода отражением не только национального своеобразия искусства, но и, опосредованно, философско-эстетических воззрений эпохи. С их учетом мы попытаемся подвести основные итоги исследования, не претендуя при этом на всеохватность и окончательность выводов, осознавая чрезвычайную сложность решения подобных вопросов при необходимости расширения ракурса исследования с более глубоким погружением в проблематику и введением новых контекстов.
Несмотря на то, что на сегодняшний день ансамблевая музыка остается наименее изученной областью раннебарочного инструментализма, сведения о которой даже в научной литературе нередко ограничиваются предельно обобщенными представлениями, мы с уверенностью можем утверждать, что английская консортная культура обладает ярко выраженной спецификой. Ее своеобразие проявляется уже на уровне жанровой системы и определяется не только достаточно строгой избирательностью, но и неактуальностью на континенте некоторых видов, прежде всего, модели In nomine, и ставшей «ретроспективной» в XVII веке паваны.
Обращает на себя внимание следование английских мастеров, представляющих различные этапы истории консортов, мощным полифоническим традициям Возрождения и длительное их удержание вплоть до конца XVII столетия, что в целом отвечает «умеренности» англичан и их приверженности к традициям, отчетливо проявляющей себя как в бытовом укладе (подробнее об этом см.: [85]), так и в искусстве. Радикальность и резкое отрицание традиций оказались совершенно чуждыми английской культуре, в том числе раннебарочной музыке. Это существенно отличает ее, главным образом, от современной итальянской музыки, где рубеж XVI-XVII веков ознаменован бескомпромиссной борьбой с полифонией строгого письма и утверждением нового стиля вокальной монодии с сопровождением, на основе которой происходило активное развитие инструментализма.
Стиль английских мастеров-консортистов отличает глубокая разработка полифонических форм, виртуозное владение контрапунктическими изысками, которые они стремились продемонстрировать в своих музыкальных композициях. Все это требовало не только практических умений, но и прочных теоретических знаний, иначе, крепкой профессиональной выучки, музыканта, что, вероятно, было сопряжено с представлениями о высоком мастерстве, позволяющим англичанам испытывать гордость за себя и уверенность в себе. По словам Т. Морли «право называться настоящим музыкантом <.> заслуживает тот, кто в совершенстве постиг премудрости музыкальной науки и овладел всеми тонкостями практической музыки» [цит. по: 70, с. 28].
О привилегированном положении музыки в жизни английского общества, ее важной социальной функции, свидетельствует тот факт, что лишь в английских университетах музыкантам присуждали ученые степени. При этом условия «включали как теоретические познания, так и практические достижения в области музыкальной композиции» [70, с. 11], важнейшими критериями оценки которой было разнообразие и благозвучие [70, с. 28].
О стремлении к безукоризненному качеству в своей работе и склонности к скрупулезности можно судить и по требованиям, обязательно предъявляемым к светскому человеку - «умение правильно и уверенно [разрядка наша - Т.С.] вести вашу партию с листа, и, в крайнем случае, еще способности сыграть эту партию на виоле, или некоторой сноровки в игре на лютне для себя в домашнем-кругу» [87], хотя, по словам немецкого путешественника Пауля Хентцнера, посетившего Англию во время правления Елизаветы 1-й оставившего свои впечатления об этой стране, в том числе описания внешности и обращения с послами самой королевы [138], англичане «не терпят принуждения и изнурительного труда» [цит. по: 85, с. 24].
Опора на полифонические приемы музыкального изложения, сообщающие консортным композициям качества «серьезности» и «учености», в то же время отражает специфичный для англичан, скорее, рациональный, нежели эмоциональный тип реактивности. Диалектика рационального и эмоционального нашла свое преломление в театральном искусстве. Так, добиваясь от актеров повышенной аффектированности исполнения, У. Шекспир требовал при этом «разумного подхода к делу»: «пусть ваше собственное разумение будет вашим наставником» [цит. по: 56; с. 143], или, Гамлет, обращаясь к актерам, призывал их: «Будьте во все ровны — ибо в самом потоке, в буре, и, я бы сказал в смерче страсти вы должны стяжать и усвоить меру, которая придала бы ей мягкость» [цит. по: 56, с. 143].
Более тесно смыкающейся с церковной традицией, английской консортной музыке оказался также во многом чужд «итальянский идеал "патетической музыки", подчиненной страстям, открытой выразительности, аффекту» [76, с. 8], который оказался близок немцам. Наоборот, она несет на себе отпечаток свойственной национальному характеру сдержанности и внешней беспристрастности. В полифоническом, подчас сложном извилистом сплетении мелодических линий — голосов ансамбля, характерных приемах интонационного прорастания, ритмической процессуальное™, наряду с культивированием консортных композиций в обстановке приватного камерно-инструментального музицирования, заложено повествовательно-диалогическое начало. Это позволяет уподобить негромкое, как и сама речь англичан, «к чему как будто располагает некоторая приглушенность английского языка» [85, с. 91], консортное музицирование гуманистической беседе, но не церковной проповеди, или сопоставить его с трактатом, одной из излюбленных форм которого являлся диалог, например, между Мастером и его учениками в известном труде Т. Морли.
В противовес пуританским взглядам, где «искусство квалифицировалось как занятие безнравственное, ведущее к пороку» [59, с. 266] многие английские гуманисты, опираясь на суждение Горация о том, что цель искусства «развлекая поучать» выступали в защиту искусства, видя в нем не только «высшую форму духовного наслаждения» [57, с. 140], но и путь «к подлинной нравственности» [47, с. 15]. Своего рода, манифестом английского гуманизма, стал трактат Ф. Сиднея «Оправдание поэзии», в котором автор, выступая в защиту искусств, прежде всего, поэзии, доказывает ее пользу, способность направить к добродетели, которая' представляется достойнейшей целью и венцом всякой учености [102, с. 286]. Удел поэзии — «не искусная ложь, а истинное учение; она не изнеживает, но явно возбуждает доблесть; не уродует, но укрепляет человеческое разумение» [102, с. 296]. Показательны в этом отношении и рассуждения Ф. Бэкона: «поэзия как один из важнейших видов искусства коренится в интеллектуальных способностях человека», она возвышает ум, дает наслаждение своей гармоничностью и музыкальностью» [59, с. 266]. Актуальна в эту эпоху и идея прославления сливающейся с поэзией музыки, восходящая к традиции laudes musicae («похвалы музыки»), базирующейся на утверждении ее божественности и способности чудесного воздействия на человека [70, с. 11].
В этом понимании искусства, обладающего «полезностью» и имеющего практическую направленность, обнаруживаются определенные параллели с философскими системами английских мыслителей XVII века, сосредоточивших внимание на вопросах практико-экспериментального характера и разработке методологии научного знания [62].
Достаточно ясно в консортных композициях проявляется стремление англичан к запечатлению наблюдений за «повседневностью», что нашло непосредственное отражение в попытках воспроизведения в музыкальных сочинениях улично-бытовых интонаций, в проявлении особого интереса к жанровости с активным внедрением ритмов1 популярных танцев в сочинения абсолютно всех жанров, или к реальным лицам, образы или, по крайней мере, имена которых сохранились в названиях отдельных танцевальных пьес. Это в известной степени соотносится с эстетическими воззрениями Т. Гоббса: «прекрасное имеет смысл лишь в отношении к человеку» [47, с. 192]. Склонность англичан к «толкованию явлений с позиций своего личного восприятия» [85, с. 9] довольно отчетливо обнаруживается в наделении композиций индивидуальными чертами, в качестве которых могут выступать тип формы, техника письма, ладовая организация или характер тематизма, способствующими раскрытию особенностей авторского стиля или частного взгляда.
Все это, наряду с пристальным интересом англичан и огромной востребованностью ими ансамблевой музыки с определенными жанровыми приоритетами и сохранением константных музыкально-стилистических признаков на протяжении длительного этапа ее истории, позволяют расценивать консортную культуру как одно из возможных проявлений национальной самобытности в искусстве, феномен которого стремились постичь и музыканты, что содействовало развитию в XVII веке теории «национальных стилей», различия между которыми усматривались, главным образом, в объективной основе — климатических условиях страны, влияющих на темперамент и предрасположенность к тем или иным аффектам (А. Кирхер) [75].
Оценка исследуемого этапа истории английской консортной культуры представляется возможной лишь в сопоставлении с общим состоянием западноевропейского барочного инструментализма. Поиски английских мастеров, направленные на постижение имманентно-музыкальных логических принципов построения формы, с выработкой индивидуализированного интонационно концентрированного музыкального тематизма на основе многовековых полифонических традиций, привели к формированию нового типа инструментальной полифонии свободного письма, с характерной высокой степенью абстрагированности от музыкально-текстовых и жанрово-бытовых прототипов. Эти идеи достаточно ярко реализуются на уровне абсолютно всех видов, однако, по-разному.
Своеобразной во многих отношениях оказалась судьба двух основных типов инструментального консорта. Репертуар музыки для mixed consort, имеющий свой вполне определенный круг авторов, и складывающийся в основном из «программных» танцев, обладая, безусловно, собственными эстетическими достоинствами, не пророс непосредственно в новое качество, утратив актуальность уже для консортистов третьего поколения. Более продолжительной, вплоть до конца XVII столетия, оказалась жизнь whole consort, преимущественно в варианте consort of viol, тембровая специфика которого во многом определила тесное родство созданных для него композиций различных по происхождению жанров, каждый из которых имел свой вектор исторического развития.
Развитие танцевальной литературы было устремлено к утрате генетических дансантных качеств и перерастанию в абстрагированную танцеваль-ность позднебарочной сюиты. Перспективные качества In nomine определены отражением принципов нового композиционного мышления, связанного с автономизацией музыкального плана по отношению к вербальному, а также преломлением в новых барочных жанрах приемов имитационно-полифонического развития и техники контрастов, а также функциональной переориентировкой голосов в направлениях трио-фактуры и гомофонного письма. Путь к формированию «классической» фуги и цикличности также пролегает через жанр фантазии. Линия к усилению контрастности музыкального материала, циклической многосоставности и неоднородности проходит через различные жанры не только на уровне автономных одночастных композиций, но также путем их группировки в единый цикл.
Все это, при внешней строгости и сдержанности английской консортной музыки, скрывающей особое внутреннее богатство и являющей собой сферу реализации интеллектуально-художественных импульсов, позволяет, с одной стороны, расценивать ее как одно из возможных проявлений особенностей национального характера, а с другой - осознать духовные потребности английского общества прошедшей эпохи, преломившиеся в эстетике кон-сортного музицирования.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Смирнова, Татьяна Вячеславовна, 2009 год
1. Anerio G. F. 2 Gagliarde: VII; IX //Early music library. L., 1987.
2. Byrd W. 2 In Nomines / Нотная коллекция Бурханова А.Г.2
3. Dowland J. Captain Digore Piper his galliard // URL: http://anaigeon.free.fr (дата обращения: 02.09.2006)
4. Elizabethan Music For Recorder selected and arranged by R. W. Zeitlin. N.Y., 1978. P. 32.
5. Ferrabosco (II) A. Pavane № 1 // URL: http://anaigeon.free.fr (дата обращения: 02.09.2006).
6. Historical Antalogy of Music / by A. Davison and W. Apel. Cambridge. 1966. 258 p.
7. Holbome A. Funerals Pavan // URL: http://anaigeon.free.fr (дата обращения: 02.09.2006).
8. Lawes W. Fantasia and Air arranged for recorder quintet by I. Lawrence. L. 1972.
9. Musica Britannica / ed. by D. Stevens. L., 1954. V. 1: Mulliner Book. 98 p.
10. Musica Britannica / ed. by J. Herbage. L., 1961. Vol. 3: The Masque Comus: Thomas Arne. 161 p.
11. Musica Britannica / ed. by W. Coates, T. Dart. L., 1955. Vol. 9: Jacobean consort music. 234 p.
12. Musica Britannica / ed. by M. Lefkowitz. L., 1961. V. 21: William Lawes: Select consort music. 158 p.
13. Musica Britannica / ed. by D. Peart. L., 1975. V. 26: John Jenkins: Consort Music of Four Parts. 186 p.
14. Musica Britannica / ed. by D.Peart. L., 1977. V. 39: John Jenkins: Consort music of six parts. 183 p.
15. Musica Britannica / ed. by W. Edwards. L., 1977. V. 40: Music for mixed consort. 163 p.
16. Musica Britannica / ed. by P. Doe. L., 1979. V. 44: Elizabethan consort music 1.208 p.
17. Musica Britannica / ed. by P. Doe. L., 1988. V. 45: Elizabethan consort music 2. 164 p.
18. Musica Britannica / ed. by R. Charteris. L., 1980. V. 46: John Coprario: Fantasia-Suites. 188 p.
19. Musica Britannica / ed. by J.Harper. L., 1982. V. 48: Orlando Gibbons: Consort Music. 124 p.
20. Musica Britannica / ed. by J. Irving. L., 1991. V. 59: Tomas Tomkins: Consort Music. 110 p.
21. Musica Britannica / ed. by D. Pinto. L., 1991. V. 60: William Lawes: Fantasia-suites. 127 p.
22. Musica Britannica / ed. by A. Ashbee, B. Bellingham. L., 1991. V. 62: Alfonso Ferrabosco the Yonger: Four-part fantasias for viols. 126 p.
23. Musica Britannica / ed. by A. Ashbee. L., 1997. V. 70: John Jenkins: Consort music of three parts. 166 p.
24. Musica Practica: Complete Consort Music: Christopher Туе / ed by B. Thomas. L., 1991. 74 p.
25. Parsons R. 2 In Nomines / Нотная коллекция Бурханова А.Г.
26. Praetorius М. Dantz // URL: www.kantoreiarchive.de (дата обращения: 02.09.2006).
27. Ross S. Gagliarda detta Venturino // Early music library. L., 1987.
28. Shultz J. Fantazias №№6, 7, 26 // Musicalischer Ltistgarte (1622). URL: www.kantoreiarchive.de (дата обращения: 02.09.2006).
29. Shultz J. Gagliard №35 // Musicalischer Lustgarte (1622). URL: www.kantoreiarchive.de (дата обращения: 02.09.2006).
30. Shultz J. Paduana №32 // Musicalischer Lustgarte (1622). URL: www.kantoreiarchive.de (дата обращения: 02.09.2006).
31. The Dolmetsch Collection of English Consorts: eleven Fantasies, Airs, Pavans, Galliards, Almains, etc. by 16-th and 17-th Century Composers. N.Y. (?).
32. White W. Pavane // URL: http://anaigeon.free.fr (дата обращения: 02.09.2006).
33. Widmann E. 20 Dantz // URL: www.kantoreiarchive (дата обращения: 02.09.2006).1. Исследования
34. Агапова И.М., Сорокина Т.С. Жанр фантазии в музыкальном искусстве XVI-XVII веков // Проблемы историко-стилевой эволюции: гармония, форма, жанр: Сб. статей / Отв. ред. JI.B. Александрова. Новосибирск, 1994. С. 166185.
35. Алексеева Н.С. Пуританская оппозиция абсолютизму Стюартов в первой четверти XVII века: Автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 1972. 28 с.
36. Аллеманда // Школа Старинного танца Виланелла. URL: elf. org.ru/dance/dances/index-3 .php?razd2=barocco (дата обращения: 22.04.2004).
37. Баранова Т. Переход от модальности к тональной системе в западноевропейской музыке XVI-XVII веков: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1981.26 с.
38. Бедуш Е., Кюрегян Т. Ренессансная песня. М.: Композитор, 2007. 424 с.
39. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1978. 332 с.
40. Бочаров Ю.С. Многоликий термин Air в музыке XVI-XVIII веков. // Старинная музыка. М., 2004 № 1-2. С. 11-13.
41. В алькова В. К вопросу о понятии «музыкальная тема» // Музыкальное искусство и наука / Ред.-сост. Е.В. Назайкинский. М.: Музыка, 1978. Вып. 3. С. 168-190.
42. Вейш Я.Я. Религия и церковь в Англии. М.: Наука, 1976. 182 с.
43. Гальярда // Школа Старинного танца Виланелла. URL: www.elf.org.iTi/dance/dances/index-3 .php?razd2=barocco (дата обращения: 22.04.2004).
44. Голдобин Д. Ренессансная орнаментика и барочный тематизм // Старинная музыка: Практика, Аранжировка, Реконструкция: Материалы научно-практической конференции. М.: Преет, 1999. С. 92-98.
45. Грубер Р. История музыкальной культуры. М.: Музгик, 1959. Т. 2. Ч. 2.491 с.
46. Гуренко Е.Г. Эстетика: Учебный курс. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2000. 500 с.
47. Диденко Н. Музыкально-речевой этикет приватного музицирования в западноевропейской традиции XVII-XVIII веков // Музыка быта в прошлом и настоящем: Сб. статей. Ростов-на-Дону: РГК им. С.В. Рахманинова, 1996. С. 93-106.
48. Дмитриева О.В. Пуритане в парламенте и абсолютизм во второй половине XVI века // Английская реформация: Документы и материалы / Под ред. Ю.М. Сапрыкиной. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 64-99.
49. Друскин М.С. Очерки по истории танцевальной музыки. JL: Ленинградская филармония, 1936. 207 с.
50. Дубравская Т.Н. Итальянский мадригал XVI века // Вопросы музыкальной формы / Ред. Вл. Протопопов. М.: Музыка, 1972. Вып. 2. С. 55-98.
51. Евдокимова Ю., Симакова Н. Музыка эпохи Возрождения: Cantus prius factus и работа с ним. М.: Музыка, 1982. 252 с.
52. Захарова О.И. Риторика и западноевропейская музыка XVTI-первой половины XVIII века: принципы, приемы. М.: Музыка, 1983. 77 с.
53. Захарова О.И. Риторика и клавирная музыка XVIII века // Труды ГМПИ им. Гнееииых. М., 1989. Вып. 104: Музыкальная риторика и фортепианное искусство. С. 6-25.
54. Из истории мировой органной культуры XVI-XX веков. Учебное пособие. 2-изд. М.: Музиздат, 2008. 864 с.
55. История европейского искусствознания: от античности до конца XVIII века / Отв. ред. Б.Р. Виппер, Т.Н. Ливанова. М.: АН СССР, 1963. 436 с.
56. История искусства зарубежных стран XVII-XVIII веков / Под ред. В.И. Раздольского. М.: Изобразительное искусство. 512 с.
57. История полифонии / Сост. Т.Н. Дубравская. М.: Музыка, 1996. Вып. 2-Б: Музыка эпохи Возрождения. 413 с.
58. История эстетической мысли. М.: Искусство, 1985. Т.2: Средневековый Восток. Европа XV-XVIII веков. 456 с.
59. Казарян Н. О принципах хроматической гармонии Джезуальдо // Труды ГМПИ им. Гнесиных. М., 1978. Вып. 40: Историко-теоретические вопросы западноевропейской музыки (от Возрождения до романтизма). С. 100-117.
60. Канке В. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для Вузов. 2-е изд. М.: Логос, 1993. 352 с.
61. Кастильоне Б. О Придворном // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Сост. В.П. Шестаков. М.: Музыка, 1966. С. 521-525.
62. Катунян М. «Тенор правит кантиленой»: К изучению модальной гармонии в музыке эпохи Возрождения // Методы изучения старинной музыки: Сб. научных трудов МГК им. П.И. Чайковского. М., 1992. С. 188-208.
63. Кириллина JI. Классический стиль в музыке XVIII-начала XIX века. М.: Композитор, 2007. Ч. 2: Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции. 224 с.
64. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII-начала XIX века. М.: Композитор, 2007. Ч. 3: Поэтика и стилистика. 376 с.
65. Козлыкина С.А. Стиль Джироломо Фрескобальди в контексте эпохи раннего барокко: Автореф. дис. канд. искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2007.27 с.
66. Конен В. Перселл и опера. М.: Музыка, 1975. 262 с.
67. Кофанова Е. Английские органы и жанры органной музыки XVI — первой половины XVII столетия // Старинная музыка: Практика, Аранжировка, Реконструкция: Материалы научно-практической конференции. М.: Преет, 1999. С. 134-140.
68. Кофанова Е.С. Трактат Томаса Морли «Простое и доступное введение в практическую музыку»: вопросы теории и практики: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 2000. 29 с.
69. Крайнова Е. Загадки английских In Nomine // Старинная музыка. М., 2004 №3-4. С. 21-25.
70. Кривицкая Е.Д. История французской органной музыки: Автореф. дис. доктора искусствоведения. М., 2004. 44 с.
71. Кривицкая Е. Французская органная регистровка: текст, контекст и подтекст // Старинная музыка: Практика, Аранжировка, Реконструкция: Материалы научно-практической конференции. М.: Преет, 1999. С. 129-134.
72. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. М.: Музыка, 1983. Т.1: По XVIII век. 696 с.
73. Лобанова М.Н. Западноевропейское музыкальное Барокко: проблемы эстетики и поэтики. М.: Музыка, 1994. 320 с.
74. Лобанова М.Н. Музыкальный стиль и жанр в эпоху Барокко как проблема современной истории культуры (на примере мотета): Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1981. 23 с.
75. Лобанова М. Н. Музыкальный стиль и жанр: История и современность. М.: Сов. композитор, 1990. 312 с.
76. Лыжов Г.И. «Рагсе mihi, Domine» Палестрины и Лассо: две композиции на один текст: метод полифонической редукции // Русская книга о Палестри-не: К 400-летию со дня смерти: Научные труды МГК им. П.И. Чайковского. М., 2002. С. 168-188.
77. Максимова А. Балетто Фабрицио Карозо и его трактат «Благородство дам» (Nobilita di dame) // Старинная музыка: Практика, Аранжировка, Реконструкция: Материалы научно-практической конференции. М.: Преет, 1999. -С. 58-69.
78. Насонова М.Л. Северо-немецкая органная школа: Органная композиция как феномен культуры: Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1994. 26 с.
79. Носина В. О символике «Французских сюит» И.С. Баха. Яворский Б.Л. Сюиты Баха для клавира. М.: Классика-ХХ1, 2002. 156 с.
80. Носина В. Символика музыки И.С. Баха. Тамбов, 1993. 104 с.
81. Павана // Школа Старинного танца Виланелла. URL: www.elf.org.ru/dance/dances/index-3 .php?razd2=barocco (дата обращения: 22.04.2004).
82. Палажченко И.Р. Инструментальная фантазия XVII-XVIII веков: Генезис и пути развития: Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1992. 24 с.
83. Певзнер Н. Английское в английском искусстве / Пер. с англ. О.Р. Демидовой. Спб.: Азбука-классика, 2004. 320 с.
84. Петраш А. Жанры позднеренессансной инструментальной музыки и становление сонаты и сюиты // Вопросы теории и эстетики музыки. Л.: Музыка, 1975. Вып. 14. С. 177-201.
85. Пичем Г. Совершенный джентльмен // Музыкальная' эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков / Сост. В.П. Шестаков. М.: Музыка, 1976. С. 545-552.
86. Попова Е. Искусство Я.П. Свелинка: музыкальная теория и практика на границе эпох // Старинная музыка: Практика, Аранжировка, Реконструкция: Материалы научно-практической конференции. -М.: Преет, 1999. С. 99-111.
87. Попова Е. Ян Свелинк — композитор, органист, теоретик. Очерки музыкальной культуры Нидерландов эпохи «Золотого века» // Из дипломных исследований 1999 года Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. М., 2002. С. 5-42.
88. Преториус М. Синтагма мусикум // Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков / Сост. В.П. Шестаков. М.: Музыка, 1976. С. 158-172.
89. Продьма Т.Ф. История токкаты: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1989. 24 с.
90. Протопопов Вл. Ист. полифонии в ее важнейших явлениях: Западноевропейская классика XVIII-XIX веков. М.: Музыка, 1965. 616 с.
91. Протопопов Вл. Ричеркар, канцона, фантазия — предшественники фуги // Вл. Протопопов. Очерки из истории инструментальных форм XVI—начала XIX века. М.: Музыка, 1979. С. 6-64.
92. Розанов И. Музыкально-риторические фигуры в клавирных трактатах Франции и Германии первой половины XVIII века // Труды ГМПИ им. Гне-синых. М., 1989. Вып. 104: Музыкальная риторика и фортепианное искусство. С. 26-?.
93. Ручьевская Е. Функции музыкальной,темы. JL: Музыка, 1977. 160 с.
94. Рябцева А. Лютневая песня Английского Ренессанса: Дипломная работа. МГК им. П.И. Чайковского, 1996. 109 с.
95. Рябцева A. Iohannes Doulandus Annos ludendo hausi: К 400-летию со дня выхода в свет «Первой книги песен для голоса и лютни» Джона Доуленда // Старинная музыка. М., 1998. № 1. С. 15-18.
96. ЮО.Сапонов М. Искусство импровизации: Импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке средних веков и Возрождения. М.: Музыка, 1982. 77 с.
97. Салонов М. Менестрели: Книга о музыке средневековой Европы. М.: Классика-ХХ1, 2004. 400 с.
98. Сидней Ф. Оправдание поэзии, известное также под заглавием Защита Стихотворства // Эстетика Ренессанса / Вст. ст. и перевод В. Муравьева. М.: Искусство, 1980. Т. 2. С. 271-307.
99. Симакова Н.А. Вокальные жанры эпохи Возрождения. М.: Музыка, 1985. 360 с.
100. Симакова Н.А. Контрапункт строгого стиля и фуга: История, теория, практика: Учебное пособие. М.: Композитор, 2002. 4.1: Контрапункт строгого стиля как художественная традиция и учебная дисциплина. 528 с.
101. Тальберг Н.Д: История Церкви // URL: www.kxotov.info/librmin/t/talberg (дата обращения: 18.12.2004).
102. Тараева Г. Бытовая музыка и семантический тезаурус эпохи // Музыка быта в прошлом и настоящем: Сб. статей. Ростов-на-Дону: РГК им. С.В. Рахманинова, 1996. С.46-60.
103. Тарасевич Н.И. «Тема» как категория в музыкальной теории XV-XVI веков // Музыка: Творчество, исполнение, восприятие. М., 1992. С. 79-99.
104. Уланова С.И. Французский Ренессанс и проблемы музыкально-исторического развития полифонической песни: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Киев, 1984. 23 с.
105. Уэстреп Дж. Г. Перселл / Пер. А. Кочнева. JL: Музыка, 1980. 240 с.
106. Фролкин В.А. Жанр тьенто в испанской и португальской музыке // Художественные жанры: история, теория, трактовка. Красноярск, 1997. Вып. 2. С. 17-23.
107. ИЗ.Холопова В.Н. Три стороны музыкального содержания // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы 1 Российской научно-практической конференции (4-5 декабря 2000 г. г. Москва). Москва-Уфа, 2002. С. 55-74.
108. Худеков С. История танца // Школа Старинного танца Виланелла. URL: www. elf. org.ru/ dance/dances/index-3 .php?razd2=barocco (дата обращения: 22.04.2004).
109. Чарная Н. Из истории английской верджинельной музыки // Из истории зарубежной музыки. М.: Музыка, 1980. Вып. 4. С. 81-118.
110. Шаймухаметова JI.H. Семантический анализ музыкальной темы. М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. 265 с.
111. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Классика-ХХ1, 2002. 816 с.
112. Шевлякова JI. Светский быт позднего Возрождения и мадригал: от музыкального любительства к профессионализму // Музыка быта в прошлом и настоящем: Сб. статей. Ростов-на-Дону: РГК им. С.В. Рахманинова, 1996. С. 81-92.
113. Шекспир В. Двенадцатая ночь, или Как пожелаете // В. Шекспир. Комедии / Пер. Д. Самойлова. Новосибирск, 1989. С. 319-394.
114. Широкова В.П. О семантике декламационных интонаций в инструментальном тематизме Баха // Труды ГМПИ им. Гнесиных. М., 1977. Вып. 35: Теоретические проблемы классической и современной зарубежной- музыки. С. 8-36.
115. Штейнпресс Б. Популярный очерк истории музыки до XIX века. М.: Музгиз, 1963. 403 с.
116. Шушкова О.М. Раннеклассическая музыка: Эстетика. Стилевые особенности. Музыкальная форма: К 40-летию высш. проф. образования в сфере искусства на Дальнем Востоке. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2002. 238 с.
117. Юкечев П. Жанр каприччио в искусстве XVI-первой половины XVIII ве-'( ков: Дипломная работа. Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2001.
118. Arbeau Т. Orchesographie: Et traicte en forme de dialogue, par lequel toutespersonnes pewent facilement apprendre & practiquer l'honneste exercice des dances // URL: www.memory.loc.gov (дата обращения 29.04.2004).
119. Ashbee A., Bellingham B. Introduction // Musica Britannica. L., 1992. V. 62: Alfonso Ferrabosco the Younger: Four-part Fantasias For Viols. P. xv-xxii.
120. Batler Gregory G. The projection of affect in Baroque dance music // Earley Music, 1984.V. 12 № 2. P. 201-207.
121. Brown H.M. Emulation, Competition, and Homage: Imitation and Theories of Imitation in the Renaissance // Journal of the American Musicological Society, 1982. Vol. XXXV №1. P. 1-48.
122. Chamber music in England // The New Oxford History of Music. L., 1968. V.4: The Age of Humanism 1540-1630. P. 581-591.
123. Charteris R. Introduction // Musica Britannica. L., 1980. V. 46: John Coprario: Fantasia-suites. P. xv-xvii.
124. Coates W., Dart T. Introduction // Musica Britannica. L., 1955. V. 9: Jacobean consort music. P. xv-xvii.
125. Davey H. The Student's Musical History. L., P. 27-29.
126. Doe P. Introduction // Musica Britannica. L., 1979. V. 44: Elizabethan consort music 1. P. xvii-xxi.
127. Edwards W. Introduction // Musica Britannica. L., 1955. V. 40: Music for mixed consort. P. xiii-xv.
128. Harper J. Introduction // Musica Britannica. L., 1982. V. 48: Orlando Gibbons: Consort Music. P. xv-xviii.
129. Hentzner Paul // http:britannia.com/history/docs/hentzner.html (дата обращения: 20.07.2009).
130. Irving J. Introduction // Musica Britannica. L., 1991. V. 59: Tomas Tomkins: Consort Music. P. xv-xvii.
131. Lefkowitz M. Introduction // Musica Britannica. L., 1962. V. 21: William Lawes: Select consort musuc. P. xiii-xv.
132. Meyer E.H. Die Kammermusik Alt-Englands: vom Mittelalter bis zum Tode Henry Purcells. Leipzig, 1958. p. 371.
133. Padget A. The English Dancing Master // www.our-world.cs.com/BAP.Padget/ECDH.andoyt (дата обращения: 16.09.2004).
134. Peart D. Introduction // Musica Britannica. L., 1977. V. 39: John Jenkins: Consort Music of Six Part. P. xiii-xvi.
135. Pinto D. Introduction // Musica Britannica. L., 1991. V. 60: William Lawes: Fantasia-suites. P. xv-xvii.
136. Reese G. Music in the Renaissance. N.Y., 1954. 382 p.
137. Toft R. Musicke a sister to Poetrie: Rhetorical artifice in the passionate airs of John Dowland // Earley Music, 1984. V. 12 № 2. P. 191-199.
138. Walker E. A History of music in England. Oxford, 1958. 468 p.
139. Wells R.H. The ladder of love: Verbal and musical rhethoric in the Elizabethan lute-song // Earley Music, 1984. V. 12 № 2. P. 173-189.1. Словари и энциклопедии
140. Захарова О.И. Фигура // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1981. Т. 5. Кол. 799-803.
141. Консорт // Музыкальный словарь Гроува / Пер. с англ., ред и доп. д-ра искусствоведения Л.О. Акопяна. М.: Практика, 2001. С. 429.
142. Шнеерсон Г. Английская музыка // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1973. Т.1. Кол. 147-160.
143. Bellingham В.А. Bicinium // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by: Stanley Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001. (DVD-ROM).
144. Borthwick E.K., Brainard I., Harris-Warric R. Dance // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by: Stanley Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001.
145. Bowers R., Doe P., Benham H. Taverner John // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by: Stanley Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001.
146. Brown A. Galliard // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by: Stanley Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001.
147. Brown A. Pavan // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by: Stanley Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001.
148. Buelow G.I., Hoyt P.A., Wilson B. Rhetoric and music // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by: Stanley Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001.
149. Caldwell J. Canzona // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by: Stanley Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001.
150. Cusick S. G., Little M. E. Allemande // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by: Stanley Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001.
151. Doe P., Mateer D. Туе, Christopher // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by: Stanley Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001.
152. Edwards W. Consort // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by: Stanley Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001.
153. Edwards W. In Nomine // The New Grove Dictionary of Music and Musicians /Ed. by: Stanley Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001.
154. Edwards W. Sources of instrumental ensemble music to 1630// The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by: Stanley Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001.
155. Field C.D.S. Coprario John // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by: Stanley Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001.
156. Field C.D.S. Fantasia: To 1700 // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by: Stanley Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001.
157. Greed D. Henry VIII, King of England // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by: Stanley Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001.
158. Holman P. Lupo de Milano, de Almaliach. // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by: Stanley Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001.
159. Marshall R.L. Chorale fantasia // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by: Stanley Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001.
160. Marshall R.L. Chorale fugue Chorale fughetta. // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by: Stanley Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001.
161. Marshall R.L. Chorale partita // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by: Stanley Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001.
162. Marshall R.L. Chorale prelude // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by: Stanley Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001.
163. Pascall R. Style // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by: Stanley Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001.
164. Payne M.W.F. (with Bowers R.). Ward John // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by: Stanley Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001.
165. Список публикаций по теме диссертации:
166. К вопросу об исторической эволюции английских консортных жанров XVI-XVII веков // Проблемы музыкальной науки. Уфа, 2008. № 1 (2). С. 85-92.
167. Специфика английской раннебарочной консортной фантазии // Старинная музыка 2009 №3 (45). С. 22-24.
168. Танцевальные жанры в английской консортной культуре рубежа XVI-XVII веков: на пути к «абсолютной» музыке // Проблемы музыкальной науки. Уфа, 2009. № 2 (5). С. 128-132.
169. Церковное и светское в жанре In nomine // Возвышенное и земное в музыке и литературе: Материалы Всероссийской научной конференции (2426 мая, 2005 г.). Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2005. С. 187-189.
170. Специфика английской ансамблевой фантазии // Материалы Второй Межрегиональной студенческой музыкально-теоретической конференции (26-27 октября, 2005 г.). Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2006. С. 8-11.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.