Актуализация концепта MANN в тексте Ветхого Завета тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.04, кандидат филологических наук Зелякова, Татьяна Викторовна
- Специальность ВАК РФ10.02.04
- Количество страниц 143
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Зелякова, Татьяна Викторовна
Введение.:.:.
ГЛАВА 1. «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И МЕТОДИКА ОПИСАНИЯ КОНЦЕПТА MANN».;.
1.1. Когнитивная лингвистика, лингвокультурология и этнолингвистика - основа методологии исследования концепта.
1.2. Понятие «картина мира» в современных лингвистических исследовани- , ях.:.::.;.:;.;.:.:.
1.3. Понятие «концепт» в современных лингвистических исследованиях.
1.4. Понятие «дискурс» в социокультурном контексте.
1.5. Характеристика основного материала источника и методика описания концепта MANN.:.;.„.:.;.::;.
1.5.1/Характеристика Ветхого Завета как материала источника концепта
MANN.
1.5.2. Методика описания концепта MANN.
Выводы по первой главе.;.V.,.'.;.;
ГЛАВА 2.«АКТУАЛИЗАЦИЯ СУБКОНЦЕПТА 'MANN КАК ИНДИВИД' В ТЕКСТЕ ВЕТХОГО ЗАВЕТА».;.
2.1 Характер и структура номинаций, репрезентирующий концепт ; ;
MANN:.;:.;:;;.:.;.
2.2. Признаки концепта MANN, актуализованные субконцептом «мужчина / MANN - как индивид» .л;.
2.2.1. Визуальные признаки.:.;.;.:.;.;.
2.2.2. Антропоморфный/неантропоморфный признаки.
2.2.3 Экзистенциальные признаки.
2.2.4. Эмотивныепризнаки
2.2.5. Ментальные признаки.
2.2.6. Признак субконцепта МАЫ№шд «сопричастность к богу».
2.2.7. Социальные признаки.
Выводы по второй главе.;.88,
ГЛАВА III. «АКТУАЛИЗАЦИЯ СУБКОНЦЕПТА 'MANN КАК СОЦИУМ' И СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СТРУКТУРЫ КОНЦЕПТА MANN В ТЕКСТЕ ВЕТХОГО ЗАВЕТА».
3.1.Признакисубконцепта MANNcou.;.^
3.1.1. Визуальные признаки.;.»;./.
3.1.2. Антропоморфные / неантропоморфные признаки.
3.1.3;'Экзистенциальные признаки.
3.1.4. Эмотивные признаки.
3.1.5. Ментальные признаки.
3.1.6. Признак «сопричастность к Богу.
3.1.7. Квантитативный признак.ЮЗ
3.1.8. Социальные признаки.:.;.
3.2. Соотношение признаков субконцептов МАЫКинд и MANNco4.
Выводы по третьей главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК
Актуализация концептов VERSTAND и VERNUNFT на материале художественной литературы и публицистики2006 год, кандидат филологических наук Беляков, Артем Александрович
Немецкий концепт Welt: На материале Библии Мартина Лютера2005 год, кандидат филологических наук Капустина, Марина Александровна
Концепт FAMILIE в немецкой языковой картине мира: на материале текстов нормативного и публицистического дискурсов2007 год, кандидат филологических наук Гуняшова, Галина Анатольевна
Языковая репрезентация концептов MANN и FRAU2006 год, кандидат филологических наук Шаманская, Мария Анатольевна
Эмоционально-этический концепт SHAME и его когнитивно-дискурсивный потенциал2009 год, кандидат филологических наук Калинина, Виталия Валерьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Актуализация концепта MANN в тексте Ветхого Завета»
Современные лингвистические исследования отличает.повышенный интерес к исследованию концептов в языке. За последние десятилетия эти исследования развились в научные направления, получившие свои наименования: когнитивная лингвистика (когнитивистика) и концептуальная лингвистика (концепто-логия). В настоящий момент в России существует уже несколько школ концепто-логии: Волгоградская, Воронежская, Екатеринбургская, Кемеровская, Краснодарская, Северодвинская, Тамбовская, активно занимаются исследованием концептов в Москве. Создан центр исследования проблем когнитивистики и концептологии при Российской Академии наук, работает Российская ассоциация линг-вистов-когнитологов, отделения которой представлены во многих городах РФ.
Настоящая работа посвящена описанию особенностей актуализации концепта MANN в картине мира Ветхого Завета в переводе Мартина Лютера. В истории духовной культуры человечества язык и религия занимают особое место, которые «определяют народный менталитет и при этом влияют на формирование как индивидуально-неповторимых, так и некоторых общих с другими народами черт» (Н.Б.Мечковская 1998).
Актуальность темы работы определяется обращениием к одному из самых существенных и в рамках новой исследовательской парадигмы антропоцентрической ориентации ключевому концепту ЧЕЛОВЕК/MANN. Лингвистов интересует сегодня проблема саморефлексии исследования образа человека/мужчины, понимание его сущности и роли, отраженных в культурной традиции своего народа и пр. Еще более важно проследить характеристики человека и работу человеческого сознания, отраженных в первоисточниках мировой культуры, например, в тексте Библии, точнее, в первой ее части - Ветхом Завете (далее - ВЗ), где зафиксирован генезис человеческого рода и пр. В других универсальных религиях, в мусульманстве, например, в Коране изображён мир начиная с его генезиса, в языческих мифах известных этнокультур генезис всегда предваряет прочие аксиологические особенности культуры древних, перво-предков. Это один из главных вопросов во всей культуре, созданной человеком
- кто я? Откуда? Какого рода? Тем самым каждая культура или период ее развития отражают особое внимание человека к началам своего возникновения/создания.
Значительным. является исследование особенностей актуализации концепта MANN в тексте ВЗ в переводе Мартина Лютера. Библия в его переводе чисто немецкое проявление европейского протестантизма в эпоху Реформации, так как ВЗ переведен непосредственно с древнееврейского; некоторые отрывки были переведены с арамейского и с халдейского языков. Библейский перевод Лютера сыграл выдающуюся роль в создании общенемецкого литературного языка, принятого во всех немецких землях и диалектах и сделал Библию доступной для сознания простого немца. . •
Актуальность выбранной темы связана с проблематикой многообразней-ших связей языка, сознания: концепт показывает особенность восприятия фрагмента мира человеком определенной этно- и социокультуры, т.е. это единица сознания, выражаемая средствами многих знаковых систем, в том числе языковой и духовной культуры. Изучение концептов в рамках - когнитивной лингвистики и лингвокультурологии позволяет раскрыть общие закономерности и специфику человеческого освоения мира посредством языка.
В, настоящее время предпринятые исследования позволили определить этническое своеобразие концептов^ Это исследования концепта WOMAN на материале английского языка (О.Ю. Шишигина), концепта MENSCHMANN на материале немецкого языка (Л.А. Шарикова), концепта GELD на материале немецкого языка (Л.И. Федянина), концепта ДУША в Библии на материале русского языка (И.В. Лапина), концепта КНЯЗЬ на материале русского языка (T.C. Мешкова), концепта WELT в библейской картине мира Библии Мартина Лютера (М.А. Капустина) и многие другие. • ^ : <
Объектом исследования в данной работе является ветхозаветный концепт MANN. Под «концептом» понимается многомерная культурно-значимая соци-опсихическая дискретная единица в коллективном сознании, которая отражает предмет реального или идеального мира и хранится в национальной памяти носителей языка в вербально обозначенном виде.
Предметом исследования является все случаи актуализации концепта MANN посредством базовой номинации Mann и его синонимов в тексте Ветхого Завета.
Цель исследования - выявить комплекс признаков, конструирующих концепт MANN, охарактеризовать своеобразие концепта и выделить комплекс номинаций концепта в тексте Ветхого Завета.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1) семантический анализ номинаций концепта MANN в ВЗ и характеристика номинаций концепта, т.е. способов и средств концептуализации MANN/МУЖЧИНЫ в тексте ВЗ; Т : /
2) выявление характеризующих признаков и конструирование структуры концепта MANN в тексте ВЗ;
3) определение содержания концепта MANN через описание его признаков; . ,
4) обобщение характера концепта MANN, изображённом в тексте ВЗ.
Методологической основой исследования послужили работы ведущих зарубежных и отечественных когнитологов и лингвокультурологов. Непосредственно над концептом в последние два десятилетия работали такие ученые и исследователи, как С.А. Аскольдов, А.П. Бабушкин, И.А. Стернин, В.И. Кара-сик, Г.Д. Гачев, В.В. Воробьев, Е.А. Пименов, М.В. Пименова и др. Вопросами соотношения языка и религии занимались В.И. Карасик и Н.Б. Мечковская. Над теорией «языковой личности» работали Караулов Ю.А., В .А. Маслова, Ю.С. Степанов, в том числе и занимающихся изучением внутреннего мира человека - Н.Д Арутюнова, М.В. Пименова, А. Д. Шмелев.
Для реализации поставленных задач в диссертационной работе используются следующие методы исследования: метод концептуального анализа, элементы этимологического анализа, метод анализа словарных дефиниций, ме ■■■ .■;.■ ,/ • 7 ■ : . , . • ; ,,.:.•. ■ тод компонентного анализа, дистрибутивный метод, текстологический анализ, метод количественного анализа, сравнительный метод и др.
Эмпирической базой исследования являются 6 452 словосочетаний с номинациями, актуализирующие концепт MANN в конкретных контекстах.
Источник материала - текст Ветхого Завета в переводе Мартина Лютера, как основополагающий источник христианской морали у христиан-лютеран в ФРГ, который был переработан группой специалистов в XX веке. Для лучшего понимания внешняя форма перевода Мартина Лютера была с осторожностью адаптирована к современной языковой норме немецкого языка. Текст строго структурирован: подразделяется на главы, стихи и строфы. Стихи могут делиться на небольшие отрывки с заглавиями. Содержание Ветхого Завета представлено генезисом материального мира и составляющих его компонентов.
В качестве дополнительных источников использовались данные толковых и этимологических словарей (Duden. Das grosse Universalwörterbuch der deutschen Sprache. 2004; EWdD. Etymologisches Wörterbuch des Deutschen. Ausgeárbeitet von einem Autorenkollektiv des Zentralinstitut für Sprachwissenschaft unter der Leitung von Wolfgang Pfeifen Akademie - Verlag. Berlin. 1989. Landau Verlag Empirische Pädagogik. 1999. - 262c.).
Научная новизна работы состоит в исследовании концепта MANN на материале текста ВЗ в переводе Мартина Лютера. На современном этапе развития концептуальных исследований концепт MANN описан мало, а на основе ВЗ подобные исследования не проводились.
Текст ВЗ представляет собой особую религиозную метафорику и в структуре, и в перечне признаков концепта. Выбор ВЗ в переводе М. Лютера в качестве источника материала определяет специфику исследования, которое выполнено на стыке когнитивной лингвистики и лингвокулыурологии. Концепт MANN представлен в исследовании ядерными и периферийными признаками, объективированными номинациями концепта MANN.
Теоретическая значимость работы. Результаты исследования могут быть : использованы для дальнейшего рассмотрения таких теоретических проблем, как соотношение языка и культуры, языка и религии, языка и мышления, а также теоретическая ценность исследования заключается в применении в описании анализа концепта MANN нового комплекса методов исследования и методологической триады: концептуальной - лингвокультурной - этнолингвистической интерпретации текста. Данная работа вносит вклад в исследование языковой картины мира немецкого народа.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения результатов исследования в теоретических курсах когнитивной лингвистики, введения в языкознание, общего языкознания, введения в германскую филологию, истории немецкого языка. Результаты могут использоваться в практическом курсе немецкого языка по теме «Religion und Kirche», а также в спецкурсах по культурной антропологии, языку Библии, страноведению, библеистике, лингво - и этнокультурологии, (исторической) лексикологии, при разработке тематики курсовых и дипломных работ и научно-исследовательской работе студентов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Концепт MANN в немецкоязычном тексте Ветхого Завета представлен особой структурой, которая актуализуется признаками субконцептов «MANN/мужчина - индивид» и «MANN/мужчина - социум» (как обобщённый представитель ветхозаветного общества).
2. Основанием для выделения субконцептов, составляющих ветхозаветный концепт MANN, является набор существенных признаков, которые составляют структуру рассматриваемого концепта: социальные, антропоморфные, экзистенциальные, ментальные, эмотивные и другие по уменьшению частотно
3. Слово Mann, выражающее понятие «MANN», представлено следующими семами: Person - «антропоморфность», erwachsen - «взрослый», männlichen Geschlechts - «мужской пол», составляющими ядро концептуальной структуры MANN в тексте Ветхого Завета.
4. Особенности структурирования рассматриваемого концепта MANN, выделение комплекса признаков и их сочетаемости обусловлены ветхозаветным характером концепта MANN, то есть детерминированы общей метафоричностью основного источника материала исследования - Ветхого Завета в переводе Мартина Лютера. '
5. Центральной характеристикой концепта MANN является группа социальных признаков как отражение особенного развития ветхозаветного общества в восприятии человека христианизированного общества.
Апробация работы. Основные положения работы отражены в 7 публикациях и апробированы в докладах на научных конференциях: на П-й конференции студентов, аспирантов и молодых учёных (Прокопьевск 2005); на IV-й Международной научной конференции «Наука и образование» (Белово 2006), на П-й Международной научной конференции «Концепт и культура» (Кемеро-, во 2006); на III-й конференции студентов, аспирантов и молодых учёных (Прокопьевск 2006).
Структура работы: текст работы состоит из введения, трех глав (теоретической и двух практических), выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, списка словарей и их сокращений.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, актуальность поставленной проблемы, определяются цели и задачи исследования, дается характеристика объекта, предмета/ материала и методов анализа, раскрывается новизна работы, ее теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту, описывается структура и содержание исследования. /!•■ 'Л/.:v .
В первой главе представлено описание теоретической базы концептуальных исследований: рассматривается антропоцентрическая парадигма, раскрывается сущность таких понятий как «картина мира», «концепт» и представляется методика описания концепта MANN. '■ 10 ' .•■ ■•• ■ Во второй главе выделяется комплекс номинаций концепта, выявляются и описываются признаки концепта MANN, актуализированные субконцептом «MANN/мужчина - индивид».
В третьей главе выявляются и описываются признаки концепта MANN, актуализированные субконцептом «MANN/мужчина - социум», определяется соотношение признаков концепта MANN в тексте ВЗ.
В заключении обобщаются результаты проведённого в работе исследования, определяется характеристика ветхозаветного концепта MANN и значимость актуализованных признаков в структуре концепта MANN, намечаются перспективы для дальнейшего изучения этой научной проблемы. ;
Список использованной литературы включает 259 наименований (в том числе 51 на немецком и английском языках).
Похожие диссертационные работы по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК
Способы языковой репрезентации концептуального пространства в художественном дискурсе: на материале романа И.В. Гёте "Die Leiden des jungen Werther"2009 год, кандидат филологических наук Кортовенкова, Татьяна Владимировна
Структуры концептов МУДРОСТЬ и WISDOM и способы объективации их признаков в русской и английской языковых картинах мира2012 год, кандидат филологических наук Горянова, Любовь Николаевна
Способы объективации концепта Geld в немецкой языковой картине мира2005 год, кандидат филологических наук Федянина, Любовь Ивановна
Содержание и семантическая структура концепта "темпоральность" в текстах книг Ветхого Завета2015 год, кандидат наук Малыгина, Галина Евгеньевна
Структуры концептов "правда" ,"истина" , "truth" в сопоставительном аспекте2005 год, кандидат филологических наук Агиенко, Марина Ивановна
Заключение диссертации по теме «Германские языки», Зелякова, Татьяна Викторовна
Выводы по третьей главе
В результате исследования субконцепта MANNco4 в тексте ВЗ можно сделать следующие выводы: f
1. Социальные признаки субконцепта MANNcoh занимают центральную позицию по отношению к остальным признакам названного субконцепта -41,21% (см. таблицу 2).
2. Следующей позицией по частотности распределения признаков обладают экзистенциальные признаки - 18,33% как объективное условие существования отдельных групп, коллективов (см. - там же).
3. Антропоморфные признаки имеют распределение признаков - 15,14%. Речь и антропоморфность обобщённого представителя мужчины в группе или коллективе менее важны, чем их социальная роль и экзистенция (см. - там же). '
4. Эмотивные и ментальные признаки объективируют различные эмоциональные (как положительные - радость, так и отрицательные - горе, гнев) и мыслительные процессы, присущие группами, коллективам и репрезентирующие субконцепт МАЫМсоц. При этом актуализация эмотивных признаков — 9,04%, а ментальных - 5,25%. Эмоционольные состояния, проявляются в группе чаще, чем ментальные процессы (см. - там же).
5. Актуализация квантитативного признака субконцепта МАЫМсоц отражает религиозную метафорику чисел ВЗ и количественную представительность групп и коллективов. • ' ; : ^
6. Признаки «сопричастность к богу», визуальные и неантропоморфные находятся на периферии встречаемости. Суммарное распределение частотности признаков не превышает одного процента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования было установлено, что концепт MANN обладает сложной концептуальной внешней и внутренней структурой. С учетом социального характера концепта MANN внешная структура этого концепта представлена двумя субконцептами MANNhhä и MANNcon, как двумя содержательными полюсами социальной принадлежности концепта.
Ядром внешней объективации является базовая номинация Mann и синонимичная ей номинация Mensch (в значении Mann). Группы номинаций, которые являются составляющими частями комплекса номинаций, дополняют внешнюю структуру концепта MANN. - ;
Ввиду дискректности концепта MANN, он был разделён на субконцепты MANNhha и MANNco4. При сопоставлении элементов внешней структуры -субконцептов: МАЬШинд - 57,33% и MANNco4 - 42,77% можно сделать вывод, что мужчина-индивид представлен в тексте ВЗ чаще и полнее чем мужчина-социум. :
Внутренняя структура концепта MANN складывается из признаков: социальные, антропоморфные/неантропоморфные, экзистенциальные, ментальные, эмотивные, сопричастность к богу, квантитативные, вегетативный и анималистический; актуализованные названными субкоцептами. Все признаки концепта MANN актуализуются субконцептами с разным частотным распределением (см. таблицу 3).
Центральными/ядерными признаками субконцепта MANNco4 (20,77%), как и субконцепта МАЫШнд (17,63%) являются социальные признаки, репрезентирующие общественные отношения между единичными мужчинами и коллективами, совместную деятельность; происхождение определённых групп, коллективов, а также роль отдельного мужчины/человека, то есть актуализируют важность общественного внешнего характера исследованного концепта.
Ядерными признаками выявляются также антропоморфные признаки концепта. Антропоморфный признак «речь» определяется как основной антропоморфный признак, как основной вид деятельности мужчины при общении. Антропоморфные (с наиболее частотным признаком «речь»), экзистенциальные признаки играют значительную роль в моделировании структуры концепта MANN. у При сравнении частотности признаков субконцептов, большей встречаемостью обладают антропоморфные признаки субконцепта MANNnHfl (15,05%), чем эти же признаки субконцепта МАМЫсоц (6,47%). Антропоморфная характеристика более важна и актуальна для . субконцепта MANNhha, то есть для мужчины-индивида.
Экзистенциальные признаки определяются, как периферийные и представлены большей частотностью субконцепта MANNco4 (7,84%), чем названные признаки субконцепта МАМ№шд (6,73%).
Ментальные и эмотивные признаки обоих субконцептов являются периферийными признаками и имеют почти равное частотное распределение: 8,40% и 8,93% соответственно. При этом доля этих признаков субконцепта MANNmm;* несколько выше (6,18% и 5,06% соответственно). Ментальные процессы и эмоциональные состояния более свойственны мужчине-индивиду.
Признаки «сопричастность к богу», квантитативный, неантропоморфныё, визуальные это также периферийные признаки обоих субконцептов с наиболее низким частотным распределением. К неантропоморфным признакам относятся признаки «тело», анималистический, вегетативный, которые относятся к характеристикам живой природы. Эти признаки не являются актуальными для основной характеристики концепта MANN.
Дальнейшее исследование концепта MANN возможно в нескольких направлениях. Это выбор Нового Завета в качестве материала исследования для расширения источника концептуализации. Привлечение концепта FRAU как другого базового концепта исследования для сравнительного анализа и культурной значимости бинарных концептов MANN и FRAU.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Зелякова, Татьяна Викторовна, 2006 год
1. Алпатов В.М. Об антропоцентрическом и семантикоцентрическом подходе к языку / В.М. Алпатов//Вопросы языкознания. 1993.- № 3.-С. 15-26. \ . " '
2. Апресян В. Ю. Апресян Ю.Д. Метафора в семантическом представлении эмоций / В.Ю. Апресян // Вопросы языкознания. 1993. - № 3. - С.27
3. Апресян В. Ю. Эмоции: Современные американские исследования / В.Ю. Апресян //Семиотикаи информатика. 1995. - Вып. 34. - С. 82-87.
4. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: Попытка системного описания / Ю.Д. Апресян // Вопросы языкознания. 1995. - № 1. - С. 37-67. • . . ; ' .
5. Арутюнова Н.Д. Два эскиза к "геометрии" Достоевского // Логический анализ языка: Языки пространств/Н.Д. Арутюнова. -М.: Языки русской культуры, 2000. С. 368-385.
6. Арутюнова Н.Д. Метафора в языке чувств // Язык и мир человека. / Н.Д. Арутюнова. М.: Языки русской культуры, 1998. - С. 385-399.
7. Арутюнова Н.Д. От редактора // Логический анализ языка: Культурные концепты/ Н.Д. Арутюнова. М.: Наука, 1991. — С. 3-4.
8. Бабушкин А.П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методика их выявления //Методологические проблемы когнитивной лингвистики / А.П. Бабушкин. Под ред. И.А. Стернина. Воронеж: Изд-во Воронежского гос.ун-та,2001.-С. 52-57. ;
9. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике. / А.П. Бабушкин. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1996. -104 с. ' • " ' ' '
10. Балашова JI.B. Когнитивный тип метафоры в диахронии (на материале перцептивной лексики русского языка) Текст./ JI.B. Балашова // Филология. Саратов,1999. Вып 4. - С. 27-37.
11. Балашова JI.B. Роль, метафоризации в становлении и развитии лек-сико-семантической системы (на материале русского языка XI-XIV вв) / Л.В. Балашова. АКД, Саратов, 1998. 42 с.
12. Баранов А.Н. Добровольский Д.О. Постулаты когнитивной семантики / А.Н. Баранов // Известия РАН. Сер. лит. и яз. 1996. - Т. 55. - № 6.с. 18 ; . : >■".';. л' :
13. БенвенистЭ. Общая лингвистика. Пер. с фр. / Э. Бенвенист. Общ., ред., ст. и коммент. Ю.С. Степанова.- Изд. 2-е, стериотипное. М.: Едитори-ал УРСС, 2002. - 448с. (Лингвистическое наследие XX века.) ^
14. Гече Г. Библейские истории: перевод с венгерского Р. Даллош. / Г. Гече. 2-е изд. М. издательство политической литературы 1990. 318с.
15. Богданов В.В. Семантикоцентризм и формоцентризм в мировой лингвистике XX века / В.В. Богданов // Структурная и прикладная лингвистика / Под ред. A.C. Гердта. СПб.: Изд-во СпбГУ. - Вып. 5. - 1998.
16. Бодуэн де Куртене И.А. Избранные труды по общему языкознанию./ И.А. Бодуэн де Куртене. М.: Изд-во АН СССР, 1963. -Т.1 - 391с.
17. Болдырев В.В. Предисловие / В.В. Болдырев // Когнитивная лингвистика.-Тамбов, 1998. 4.1.-С. 6-8.
18. Болдырев H.H. Концепт и значение слова / H.H. Болдырев // Методологические проблемы когнитивной лингвистики /Под ред. И.А. Стернина. -Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2001. — С. 25-35.
19. Борщев В.Б. Естественный язык наивная математика для описания наивной картины мира / В.Б. Борщев // Московский лингвистическийальманах. Вып. 1. Спорное в лингвистике. - М.: Школа "Языки русской культуры". - 1996. - С. 203 - 225.
20. Брутян Г.А. Язык и картина мира / Г.А. Брутян // НДВШ. Философские науки.-1973.-№ 1.-С. 108-111.
21. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. "Стихийная лингвистика" (folk linguistics) / Т.В. Булыгина // Русский язык сегодня /Отв. Ред. Л.П. Крысин. М.: Азбуковник, 2000. - С.9-19.
22. Васильев, А.Д. О некоторых вопросах изучения концептов / А.Д. Васильев // Когнитивная лингвистика. Тамбов: ТГУ, - 1980. - 4.1. - С. 34-'35. ¿¿v;.-; .;7, ■■ ■;
23. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. / А. Вежбицкая М.: Языки славянской культуры. - 2001 . -288 с.
24. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание. / А. Вежбицкая. М.: Русские словари, 1997. - 416 с.
25. Бенедиктова Л.Н. К вопросу о содержании понятия «концепт» / Л.Н. Бенедиктова; КемГУ, Российская Ассоциация Лингвистов-когнитологов (Кемеровское отделение) // Мир человека и мир языка: коллективная монография. Кемерово, 2003. - 373 с.
26. Верещагин Е.М., Костомаров, В.Г. Лингвострановедческая теория слова. /Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. -М.: Русский язык, 1980. 320с.
27. Войшвилло Е.К. Понятие. / Е.К. Войшвилло. М.: Издательство МГУ, 1967.-286 с.
28. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт. Становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С.Г. Воркачев // Филологические науки. 2001 .-№ 1. -С. 64-72.
29. Воркачев С. Г. Постулаты лингвоконцептологии / С. Г. Воркачев // Антология концептов. Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. Том 1. Волгоград: Парадигма, 2005.-С. 10—13.
30. Воробьев В.П. Лингвокультурология (теория и методы). / В.П. Воробьев.-М.: Издательство РУДН, 1997.-331 с.
31. Гак В.Г. Пространство вне пространства / В.Г. Гак // Логический анализ языка: Языки пространств. М.: Языки русской культуры, 2000 - С.127.135./'.'
32. Гак В.Г. Языковые преобразования. / В.Г. Гак. М.: Школа "Языки русской культуры", 1988. - 768с.
33. Гамаюнова Ю.И., Шелепова Л.И. Метафора в историческом развитии названия эмоций / Ю.И. Гамаюнова, Л.И. Шелепова // Языковая картина мира: Лингвистический и культурологический аспекты. Бийск: Изд-во БГУ, 1998.-Т. 1-С. 112-116.
34. Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы: Реконструкция и типологический анализ праязыка и протокультуры. / Т.В. Гамкрелидзе, В.В. Иванов. Тбилиси: Издательство Тбилисского ун-та, 1984. - 4.1 - 428с., Ч.П -888с. <у
35. Гудков Д. Б. Межкультурная коммуникация: Проблемы коммуникации. Лекционный курс для студентов РКИ. / Д.Б. Гудков. М.: Издательство МГУ, 2000.- 121с.
36. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. / В. фон Гумбольдт. М.: Прогресс, 1984. - 397с.
37. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. / А.Я. Гуревич-М.: Искусство, 1984.-350с.
38. Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода / В.3. Демьянков // Вопросы языкознания. -1994. -№4.-С. 17-32.
39. Евсюков В.В Мифы о вселенной. / В.В. Евсюков. Новосибирск: Наука, 1988.- 175с.
40. Залевская A.A. Когнитивизм, когнитивная психология, когнитивная наука и когнитивная лингвистика / A.A. Зелевская // Когнитивная лингвистика. Тамбов: 4.1. - С. 6-8.
41. Залевская A.A. Психолингвистический подход к проблеме концепта/ A.A. Залевская // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / Под ред. И.А. Стернина. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2001. -С. 36- 46. ■
42. Замалеев А.Ф. Человек в мировоззрении русского средневековья/ А.Ф. Замалеев // Человек в зеркале наук. JL: Издательство Ленинградского ун-та, 1989.-С. 96-106. л ;
43. Зелякова Т.В. Некоторые характеристики концепта MANN (на материале Библии в переводе Мартина Лютера) // Язык. Культура. Человек. Этнос. Кемерово: Комплекс «Графика», 2002. - Выпуск 3 (серия «Филологический сборник»).-С. 76-78. * г
44. Зелякова Т.В. Некоторые признаки концепта «MANN» на материале Ветхого Завета Библии Мартина Лютера // Грамматика. Семантика. Кон-цептология: Сборник научных статей. Кемерово: ИПК «Графика», 2005. -Выпуск 7 (Серия «Филологический сборник»).- С. 164-169.
45. Зелякова Т.В. Этническая характеристика концепта «MANN» в Библии (Ветхом Завете) Мартина Лютера // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Серия 5. Филология: Языкознание. -2005.'-Выпуск?.-С: 120-122." , ^
46. Зубкова Л.Г. Языковое содержание и языковая картина мира (к истории вопроса) / Л.Г. Зубкова // Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты. Бийск, 1998.- Т. 1. - С. 205-210.
47. Изард К.Е. Эмоции человека / К.Е. Изард. М.: Изд-во МГУ, 1990. -439с. : ■ ' . ■■■■
48. Ильин И.А. О вечно-женственном и вечно-мужественном в русской душе / Ильин И.А. Собрание сочинений. М.: Русская книга, 1997. - Т. 6.-с. 165-194. '' v; "у
49. Калимуллина Л.А. Эмотивная лексика и фразеология русского литературного языка (синхронический и диахронический аспекты): /. Л.А. Калимуллина. АКД, Уфа, 1999. 26с.
50. Карасик В.И. Культурные доминанты в языке / В.И. Карасик // Языковая личность. Культурные концепты. Волгоград: Перемена, 1996. - С. 3-16.
51. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования / В.И. Карасик // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / Под ред. И.А. Стернина. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2001.- С. 75-79.
52. Карасик В.И. О типах дискурса / В.И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2000а. С.5-20.
53. Карасик В.И. Этнокультурные типы институционального дискурса / В.И. Карасик // Этнокультурная специфика речевой деятельности: Сб. обзоров. М.: ИНИОН РАН, 20006. С.37-^4.
54. Карасик В.И. Религиозный дискурс / В.И. Карасик // Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 1999. С.5-19.
55. Касевич, В.Б. Буддизм. Картина мира. Язык. /В.Б. Касевич. СПб.: Петербургское востоковедение, 1996.-288с.
56. Кириллина A.B. Освещение связи языка и пола в истории лингвистики / A.B. Кириллина // Теория и методология тендерных исследований: Курс лекций; МЦГИ, МВШСЭН, МФФ. М.:МЦГИ, 2001. - 416 с.
57. Кобозева И.М. Мысль и идея на фоне категоризации ментальных имен / И.М. Кобозева // Логический анализ языка: Ментальные действия / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, Н.К. Рябцева. М.: Наука, 1993. - С. 95-103.
58. Ковшова М.Л. Роль концепта в семантической структуре фразеологических единиц / М.Л. Ковшова // Ядерно-периферийные отношения в области лексики и фразеологии (на материале славянских, германских и романских языков). Новгород: НГУ, 1991. -Ч.П. -С. 19-21.
59. Козина Н.О. Лингвокультурологический анализ русского концепта "грех" (на материале лексических, фразеологических и паремических единиц): / Н.О. Козина. Автореф. канд. Дис. Иваново, 2003. - 20с.
60. Колесов В.В. "Жизнь происходит от слова.". / В.В. Колесов. -СПб.: Златоуст, 1999а. 386с.
61. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. / В.В. Колесов. СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2000. - 326с.
62. Колесов В.В. Душа и личность // Колесов В.В. "Жизнь происходит от слова.". СПб.: Златоуст, 19996. - С. 167-177.
63. Колесов В.В. Концепт культуры: образ, понятие, символ / В.В. Колесов // Вестник СпбГУ. Сер. 2. - 1992. - № 3. - С. 30-40.
64. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. / Г.В. Колшанский. -М.: Наука, 1990. 108с.
65. Колшанский Г.В. Язык и "картина мира" // Г.В. Колшанский. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. М.: Наука, 1975. -С. 169-188.
66. Кондратьева О.Н. Основные направления в области концептуальных исследований / О.Н. Кондратьева // Филологический сборник. Вып. 2. -Кемерово: Комплекс "Графика", 2002. - С.83-88.
67. Концепт движения в языке и культуре / Под. ред. Т. А. Агапкиной. -М., 1999.
68. Концептуальная метафора: Направления в исследовании (обзор). / E.J1. Шабанова // Реферативный журнал. Языкознание 1999. № 1. - С. 158 — 178.
69. Концептуальный анализ: Методы, результаты, перспективы. М., 1990.
70. Кормилов С. "Внутренний человек в литературе" / С. Кормилов // Вопросы литературы. Июль-август, 2000. С. 349-365.
71. Корнилов O.A. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. / O.A. Корнилов. М.: ЧеРо, 2003. - 349с.
72. Костенко, Н.В. Значение и смысл как категории когнитивной лингвистики Текст./ Н.В. Костенко // Когнитивная лингвистика. Ч.И. - С.34-36.
73. Кравченко А. В. Язык и восприятие: Когнитивные аспекты языковой категоризации. / A.B. Кравченко. Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1996. - 160с.
74. Кравченко Е.В. Вопросы когнитивной лингвистики / Е.В. Кравченко // Языковая картина мира: Лингвистический и культурологический аспекты.-Бийск, 1998.-Т. 1. С. 260-263.
75. Красавский H.A. Динамика эмоциональных концептов в русской и немецкой лингвокультурах. / H.A. Красавский Автореф. . дис. Д - ра. фи-лол. наук. - Волгоград, 2001. - 38с.
76. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. / В.В. Красных. М.: ИТДК "Гнозис", 2002. - 284 с.
77. Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика психология - когнитивная наука / Е.С. Кубрякова // Вопросы языкознания. - 1994. - № 4. - С. 3-15.
78. Кубрякова Е.С. О понятиях места, предмета, пространства / Е.С. Кубрякова // Логический анализ языка: Языки пространств. М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 84-93.
79. Кубрякова Е.С. Об одном фрагменте концептуального анализа слова ПАМЯТЬ / Е.С. Кубрякова // Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991. - С. 85-97.
80. Кубрякова Е.С. Семантика в когнитивной лингвистике (о концепте контейнера и формах его объективации в языке) / Е.С. Кубрякова // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз.-1999. -т58. -№ 5-6. -С. 3-12.
81. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа) / Е.С. Кубрякова // Язык и наука конца 20 века / Под. ред. Ю.С. Степанова. М.: Российсский гос. ун-т, 1995. -С. 149-238.
82. Кубрякова Е.С. Язык пространства и пространство языка (к постановке проблемы) / Е.С. Кубрякова // Известия РАН. Сер. лит. и яз. - 1997. -№ 3. - С. 22-31.
83. Кун Т. Структура научных революций./ Т. Кун. М.: Прогресс, 1977.-288с.
84. Лагута О.Н. Метафорология: теоретические аспекты. / О.Н. Лагута. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2003. - 4.1. - 114с; 4.2. - 208 с.
85. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. - С. 387-416.
86. Леденева В.В. О предъявлении языковой картины мира / В.В. Ле-денева // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира: Материалы Международной научной конференции /
87. Отв. Ред. Т.В. Симашко. Архангельск: Поморский государственный университет, 2002.-С. 50-52.
88. Логический анализ языка: Культурные концепты. М.: Наука, 1991.-204с.
89. Логический анализ языка: Образ человека в культуре и языке. /Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. М.:, 1999. - 424с.
90. Логический анализ языка: Языки динамического мира. Дубна: Международный университет природы, общества и человека "Дубна", 1999. -520с.
91. Логический анализ языка: Языки пространств / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000. - 448с.
92. Логический анализ языка: Языки этики / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко, Н.К. Рябцева. М.: Языки русской культуры, 2000. - 448с.
93. Ляпин С.Х. Концептология: к становлению подхода / С.Х. Ляпин // Концепты. Научные труды Центрконцепта. Архангельск: Изд-во Поморского гос. ун-та, 1997.-Вып. 1. -С. 11-35.
94. Мазалова Н.Е. Состав человеческий: Человек в традиционных соматических представлениях русских. / Н.Е. Мазалова. СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. - 192с.
95. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. / М.М. Маковский. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996. - 416с.
96. Марков Б.В. Разум и сердце: История и теория ментальностей. / Б.В. Марков. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1993. - 232с.
97. Маслова В.А. Лингвокультурология. / В.А. Маслова. М.: Academia, 2001.-208 с.
98. Меншиков М.О. Души народов. Немецкая душа. Золотое сердце./ М.О. Меншиков // Меншиков М.О. Письма к русской нации. М. 1999. - С. 512-517.
99. Метафора в языке и тексте / Отв. ред. В.Н. Телия. М.: Наука, 1988.- 174с.
100. Методологические проблемы когнитивной лингвистики / Под ред. И. А. Стернина. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2001. -181с.
101. Мечковская Н.Б. К характеристике аксиологических потенций слова: концепты 'круг', 'колесо' и их оценочно-экспрессивные дериваты / Н.Б. Мечковская // Логический анализ языка: Языки пространств. М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 299-308.
102. Мечковская Н.Б. Язык и религия / Н.Б. Мечковская. Агентство «ФАИР». М. 1998.-352с.
103. Никитина С.Е. О концептуальном анализе в народной культуре / С.Е. Никитина // Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991.-с. 117-123.
104. Николаев Н.И. "Внутренний мир человека в русском литературном сознании XVIII века" / Н.И. Николаев. Архангельск 1997. - 148 с.
105. Николаев Н.И. К уточнению понятий "внутренний человек" и "внутренний мир человека" / Н.И. Николаев // Resphilologia. Ученые записки. / Отв. Ред. Э.Я. Фесенко. Архангельск: Поморский государственный университет, 2002. - Вып. 3. - С. 147-150.
106. Нифанова Т.С. Из истории изучения картины мира / Т.С. Нифано-ва // Res philologia. Ученые записки / Отв. Ред. Э.Я. Фесенко. Архангельск: Поморский государственный университет, 2002. - Вып. 3 - С. 5-8.
107. Новикова Н.С., Черемисина Н.В. Многомирие в реалии и общая типология ЯКМ / Н.С. Новикова, Н.В. Черемисина // Филологические науки,2001.-№1.с.
108. Одинцова М.П. Человек как вселенная: образ целого и части в языковой картине мира / М.П. Одинцова // Человек. Культура. Слово: Мифопо-этика древняя и современная. Омск: Омск. Гос. ун-т, 1994. - Вып. 2. - С. 73-80.
109. Одинцова М.П. Языковые образы "внутреннего человека" / М.П. Одинцова // Язык. Человек. Картина мира. Лингвоантропологические и философские очерки (на материале русского языка) / Под. ред. М.П. Одинцовой. -Омск: Омск. Гос. ун-т, 2000. Ч. I. - С. 11-28.
110. Опарина Е.О. Концептуальная метафора Текст./ Е.О. Опарина // Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988. - С. 65-77.
111. Петров В.В. Метафора: от семантических представлений к когнитивному анализу / В.В. Петров // Вопросы языкознания. 1990. - № 3. - С. 135- 138.
112. Пименов Е.А. Лексическое значение и концепт / Е.А. Пименов // Mentalität. Konzept. Gender. Landau: Verlag Empirische Padagogik, 2000. - с. 154-158.
113. Пименов Е.А. Социальные признаки немецких концептов ДУХ и ДУША / Е.А. Пименов // Sprache. Kultur. Mensch. Etnie. Landau: Verlag Empirische Padagogik, 2002a. c. 99-107.
114. Пименов, Е.А. Эссе об эмоциях / Е.А. Пименов // Филологический сборник. Вып. 2. - Кемерово: Комплекс "Графика", 20026. - С. 127-130.
115. Пименов, Е.А. Исследование концепта Trauer «Печаль» посредством синонимического ряда / Е.А. Пименов // Ethnogermeneutik und Antropolo-gie: сб. статей, Band 10. Landau: Verlag Empirische Pädagogik, 2004. - c. 89 -94.
116. Пименова M.B. Антропоморфные признаки "внутреннего" человека: парадигматика и синтагматика языковых средств представления / М.В. Пименова // Парадигматика в языке и речи. Кемерово, 2001. - Вып. 1. - С. 43-57.
117. Пименова М.В. Вегетативные признаки концептов внутреннего мира / М.В. Пименова // Mentalität. Konzept. Gender. Landau: Verlag Empirische Padagogik, 2000. - С. 122-126.
118. Пименова M.B. Ментальность: лингвистический аспект. / М.В. Пименова. Кемерово: КемГУ, 1996. - 82с.
119. Пименова М.В. Методология концептуальных исследований / М.В. Пименова // Вестник КемГУ. Сер. Филология. Вып. 4(12)- Кемерово, 2002. -С. 100-105.
120. Пименова М.В. О некоторых способах концептуализации внутреннего мира человека (на примере когнитивной модели 'сердце □ контейнер') / М.В. Пименова // Язык. Миф. Этнокультура. Кемерово: ИПК Графика, 2003. -С.160-164.
121. Пименова М.В. Структура концепта РАЗУМ/ М.В. Пименова // Mentalität und Mentales / Hrsg. von Е.А. Pimenov, M.V. Pimenova. Landau: Verlag Empirische Padagogik, 2003.-S. 118-122.
122. Пименова, M.B. Антропоморфизм как способ представления концептов (на примере концепта УМ) / М.В. Пименова // Вопросы филологии. -Кемерово: Полиграф, 2003. Вып. IV. - С. 7-12.
123. Пименова М.В. Этногерменевтика языковой наивной картины мира внутреннего мира человека. Текст. / М.В. Пименова. Кемерово: Кузбас-свузиздат; Landau: Verlag Empirische Padagogik, 1999. - 262 с.
124. Пименова М.В. Этногерменевтический аспект концептуальных исследований / М.В. Пименова // Социокультурная герменевтика: проблемы и перспективы. Сборник научных статей международной конференции. Комплекс "Графика", 2002. - С. 116 - 119.
125. Пименова М.В. Концепты внутреннего мира. / М.В. Пименова. Дисс. д-ра. филол. наук. Санкт-Петербург, 2001. - 498с.
126. Пименова, М. В. Душа и дух: особенности концептуализации / М. В. Пименова / М.В. Пименова. Кемерово: ИПК «Графика», 2004. - 386 с. (Серия «Концептуальные исследования». Выпуск 3).
127. Пименова М. В. Методология концептуальных исследований / М. В. Пименова // Антология концептов. Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стерни-на. Том 1. Волгоград: Парадигма, 2005. - С. 15-19.
128. Плунгян В.А. К типологии глагольной ориентации / В.А. Плунтяг // Логический анализ языка: Языки динамического мира. Дубна: Международный университет природы, общества и человека "Дубна", 1999. С. 205224.
129. Попова Е.А. Человек как основополагающая величина современного языкознания / Е.А. Попова // Филологические науки. 2002. - № 3. -С. 6977.
130. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике / З.Д. Попова, И.А. Стернин. Воронеж: Изд-во "Истоки", 2002. - 192 с.
131. Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека / В.И. Постовалова // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Отв. ред. Б.А. Серебренников. -М.: Наука, 1988. С. 8-86.
132. Потебня A.A. Мысль и язык. Киев, 1993. - 325с.
133. Почепцов, Г.Г. Языковая ментальность: способы представления мира / Г.Г. Почепцов // Вопросы языкознания. 1990. - № 6. - С. 110-122.
134. Рахилина, Е.В. Когнитивный анализ предметных имен: семантика и сочетаемость / Е.В. Рахилина. -М.: Русские словари, 2000. 416с.
135. Рахилина, Е.В. О тенденциях в развитии когнитивной семантики Известия РАН. / Е.В. Рахилина. Сер. лит. и яз. - 2000. - № 3. - С. 3-15.
136. Резанова З.И. Языковая картина мира: взгляд на явление сквозь призму термина-метафоры / З.И. Резанова // Картина мира: модели, методы, концепты / Под общей ред. проф. З.И. Резановой. Томск; Издание ТГУ, 2002.-С. 28-35.
137. Розина Р.И. Человек и личность / Р.И. Розина // Логический анализ языка: Культурные концепты. М.: Наука, 1991. - С. 52-56.
138. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Отв. ред. Б.А. Серебренников. М.: Наука, 1988. -212с.
139. Руденко Д.И. Лингвофилософские парадигмы: Границы языка и границы культуры / Д.И. Руденко // Философия языка: в границах и вне границ. Харьков: Око, 1993.
140. Сергеева Н.М. Ментальные признаки концептов ум, разум / Н.М. Сергеева // Вестник Кемеровского государственного университета (Филология). Вып. 4(12). - 2002. - С. 125-130.
141. Серебренников Б.А. Предисловие / Б.А. Серебренникова // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Отв. ред. Б.А. Серебренников. М.: Наука, 1988. - С. 3-7.
142. Серио П. В поисках четвертой парадигмы Текст./ П.В. Серио // Философия языка: в границах и вне границ. Харьков: Око, 1993. - С. 83-100.
143. Слышкин Г.Г. От текста к символу: Лингвокультурные концепты прецендентных текстов в сознании и дискурсе / Г.Г. Слышкин. М.: Academia, 2000.-128с.
144. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. Текст./ Ю.С. Степанов. М.: Академический Проект, 2001. - 990 с.
145. Степанов Ю.С. Понятие/ Ю.С. Степанов // Языкознание / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1998.-С. 383-385.
146. Степанов Ю.С. Эмиль Бенвенист и лингвистика на пути преобразования. Вступительная статья / Ю.С. Степанов // Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974. - С.
147. Стернин Н.А. Методика исследования структуры концепта / Н.А. Стернин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / Под ред. И.А. Стернина. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2001. -С. 58-64.
148. Сулейманова Э. Д. Понятие смысла в современной лингвистике / Э. Д. Сулейманова. Алма-Ата, 1989. - С. 47-126.
149. Сукаленко Н.И. Отражение обыденного сознания в образной картине мира / Н.И. Сукаленко. Киев: Наукова думка, 1992. - 164с.
150. Тань Ао Шуан. Китайский концепт души или история о забытой душе / Тань Ао Шуан // Логический анализ языка: Образ человека в культуре и языке. М. Изд-во "Индрик", 1999. - С. 295-302.
151. Тарасова И.А. Душа: слово и концепт (к проблеме лексикографического описания констант идиостиля) / И.А. Тарасова // Вестник Межд. слав, ун-та. Харьков, 2001. -Т.4. -№ 1. - С. 7-8.
152. Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в создании русской языковой картины мира / В.Н. Телия // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира /Отв. ред. Б.А. Серебренников. М.: Наука, 1988. - С. 173-204.
153. Телия В.Н. Предисловие / В.Н. Телия // Метафора в языке и тексте. -М.: Наука, 1988.-С. 3-10.
154. Теория метафоры / Под ред. Н.Д. Арутюновой, М.А. Журинской. -М.: Прогресс, 1990.-511с.
155. Тильман Ю.Д. Культурные концепты в языковой картине мира. / Ю.Д. Тильман. АКД. - М., 1999. - 25с.
156. Топорова Т.В. Семантическая структура древнегерманской модели мира. / Т.В. Топорова. М.: Радикс, 1994. - 190с.
157. Урысон Е. В. Мысль / Е.В. Урысов // Новый объяснительный словарь синонимов. М.: Школа "Языки русской культуры", 1999. - Т.1. - С. 176-180.
158. Урысон Е.В. Синтаксическая деривация и наивная картина мира / Е.В. Урысов // Вопросы языкознания. 1996. - № 4. - С.
159. Урысон E.B. Фундаментальные способности человека и "наивная анатомия" / Е.В. Урысов // Вопросы языкознания. 1995. - № 3. - С. 3-17.
160. Успенский Б.А. О вещных коннотациях / Б.А. Успенский // Семиотика и инфоматика. М., 1997. - Вып. 35. -С. 146-152. или М„ 1979. Вып. 14. -С. 142-148.
161. Фесенко Т.А. Реальный мир и ментальная реальность: парадигмы взаимоотношений. / Т.А. Фесенко. Тамбов: ТГУ, 1999. - 247с.
162. Франк C.JI. Предмет знания. Душа человека. Текст./ C.JI. Франк. -СПб.: Наука, 1995.
163. Фрумкина P.M. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста (концепт, категория, прототип) / P.M. Фрумкина // НТИ. Сер. 2. 1992. - № 3. -С. 1-8.
164. Фрумкина P.M. "Теории среднего уровня" в современной лингвистике / P.M. Фрумкина // Вопросы языкознания. 1996. - № 2. - С. 55- 76.
165. Фрумкина P.M. Самосознание лингвистики вчера и завтра / P.M. Фрумкина // Известия РАН. Сер. лит. и яз. - 1999. -Т. 58. - № 4. - С. 21-28
166. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени / М. Хай-деггер. Томск: Изд-во «Водолей», 1998. - 384 с.
167. Хроленко А.Т. Лингвокультуроведение: Пособие к спецкурсу по проблеме "Язык и культура" / А.Т. Хроленко. Курск: Изд-во ГУИП "Курск", 2000. - 165 с.
168. Худяков A.A. Концепт и значение / A.A. Худяков // Языковая личность. Культурные концепты. Волгоград: Перемена, 1996. - С. 97-103.
169. Ченки А. Современные когнитивные подходы к семантике: Сходства и различия в теориях и целях / А. Ченки // Вопросы языкознания. 1996. -№2.-С. 68-78.
170. Чернейко JI.O, Хо Сон Тэ. Концепты жизнь и смерть как фрагменты русской языковой картины мира / JI.O. Чернейко, Хо Сон Тэ // Филологические науки. -2001. -№ 5. С. 50-59.
171. Шарикова JI.A. Лингвистическая концепция Лео Вайсгербера: Учебное пособие. Изд-е 2-ое. Кемерово: ИПК «Графика», 2004. - 212с.
172. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. / В.И. Шаховский. Воронеж:, 1987. - 190с.
173. Шаховский В.И. Эмоциональные культурные концепты: параллели и контрасты / В.И. Шаховский // Языковая личность. Культурные концепты. -Волгоград: Перемена, 1996. С. 80-95.
174. Шишигина О.Ю. Лингвокультурологический анализ пословиц и поговорок английского языка с лексемой woman / О.Ю. Шишигина // Язык. Миф. Этнокультура: сб. статей / КемГУ. Кемерово, 2003. - с.292-297.
175. Шмелев А.Д. Могут ли слова языка быть ключом к пониманию культуры? / А.Д. Шмелев // Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Языки славянской культуры. 2001. - С. 7-13.
176. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л.В. Щер-ба. Л., 1974.
177. Эткинд Е.Г. "Внутренний человек" и "внешняя речь" / Е.Г. Эткинд. М.: Языки русской культуры. - 2001. - 1998. - с.
178. Язык и эмоции: Сборник научных трудов Волгоградского гос. пед ун-та. Волгоград: Перемена, 1995. - 225с.
179. Языковая личность: Культурные концепты. Сборник научных трудов ВГПУ, ПМГУ, Волгоград: Перемена, 1996. - 260с.
180. Яковлева Е.С. О некоторых моделях пространства в русской языковой картине мира / Е.С. Яковлева // Вопросы языкознания. 1993. - № 4. -С.
181. Яковлева Е.С. О понятии "культурная память" в применении к семантике слова / Е.С. Яковлева // Вопросы языкознания. 1998. - № 3. - С. 4373.
182. Языки и транснациональные проблемы: Материалы I междунар. Науч. Конф. 22-24 апреля 2004 года. Т 1. / Отв. ред. Т. А. Фесенко. М.Тамбов: Изд-во ТГУ им. Державина, 2004. - 569 с.
183. Язык. Культура. Человек. Этнос. / Отв. ред. М. В. Пименова. Кемерово: Комплекс «Графика». - 204 с. (Серия «Филологический сборник». Выпуск 3).
184. Язык. Этнос. Картина мира: Сборник научных трудов / Отв. ред. М. В. Пименова. Кемерово: Комплекс «Графика», 2003. - 214 с. (Серия «Концептуальные исследования». Выпуск 1).
185. Aitchison J.: Words in the Mind. An Introduction to the Mental Lexicon. Oxford 1987.
186. Anderson J.A. Theory of the origins of human knowledge // Artificial intelligence, 1989. Vol. 40.
187. Armstrong S.L. Gleitman L. Gleitman H. What some concepts might not be // Cognition. 1983. Vol. 13, P. 263 308.
188. Bernstein B. Social Class, Language and Socialization // Language and Social Context: Selected Readings. Harmondsworth: Penguin, 1979. P.157-178
189. Beutin Wolfgang. Deutsche Literaturgeschichte: von den Anfangen bis zur Gegenwart / Wolfgang Beutin. — Stuttgart; Weimar; Metzler, 5.überarb. Aufl., 1994. 627s.
190. Bierwisch M.: Semantische und konzeptuelle Repräsentation lexikalischer Einheiten. In Ruzicka, R. / Mötsch, W. (eds.): Untersuchungen zur Semantik. Berlin 1983.
191. Boas F. The mind of primitive man. New York: MacMillan, 1938. P.45.
192. Brugman C.M. The Story of'Over: Polisemy, Semantics, and the Structure of the Lexicon. M.A. thesis, UC Berkeley. Reprint in 1988 by Garland Publishing Inc. N.-Y. 200 p.
193. Bruner J.S. Acts of meaning. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1990.-270 p.
194. Brown P., Fräser C. Speech as a marker of situation // Social markers in speech. Cambridge, 1979.
195. Chomsky N.: New Horizons in the study of language and mind. Cambridge (Mass.) 2000.
196. Die Bibel nach der Übersetzung Martin Luthers. Deutsche Bibelgesellschaft. Stuttgart 1991.
197. Deutsche Literaturgeschichte : von den Anfängen bis zur Gegenwart / von Wolfgang Beutin.- 5., Überarb. Aufl. Stuttgart; Weimar : Metzler, 1994, S. 66.
198. Erkman P. Expression and the nature of emotion // Approaches to emotion. N. Y., 1984.-205 S.
199. Ethnohermeneutik und Antropologie / Hrsg. Von E.A. Pimenov, M.V. Pimenova. Landau: Verlag Empirische Pädagogik, 2004. - 644 s. (Band 10. Reihe «Ethnohermeneutik und Ethnorhetorik», Hrsg. der Reihe H. Barthel, E.A. Pimenov).
200. Fehr B., Rüssel J. A. Concepts of emotion viewed from a prototype perspective // Journal of Experimental Psychology: General. Vol. 113. 1984, P. 464 -486.
201. Fillmore Ch.J. Frame semantics // Linguistics in the morning calm. Seul. Korea, 1982. P. 111-137.
202. Fishman J. The sociology of language // Advances in the sociology of language. The Hague, 1976. Vol.1.
203. Fodor J.A. / Lepore E.: Remarks and Replies. The Emptiness of The Lexicon: Reflections on James Pustejovsky's The Generative Lexicon. In: Linguistic Inquiry, Vol. 29, № 2, 1998, S. 269-289.
204. Gans E. The Origin of Language. A Formal Theory of Representation. -Berkeley, 1981.-314 p
205. Gessinger J. Auge und Ohr: Studien zur Erforschung der Sprache am Menschen. Berlin; N.Y.: de Gruyter, 1994.789 S.
206. Gibbs R.W. Jr. Psycholinguistic studies on conceptual basis of idiomaticity // Cognitive Linguistics. 1991. V. 1.-221 p.
207. Gildea S. The development of tense markers from demonstrative pronoun in Panare (Cariban)// Studies in Language. 1993. Vol. 17, N1. 354 p.
208. Goffman E. Frame analysis: an essay on the organization of experience. Cambridge, 1974.
209. Goffman E. Relations in Public: Microstudies of the Public Order. Harmondsworth: Penguin, 1972. 460 p.
210. Hallig R. Wartburg W. // Begriffssystem als Grundlage fur die Lexicographie. Berlin, 1952. 76 S.
211. Husserl E. Intensionality and cognitive science. Cambridge: Cambridge University Press, 1982. 209 p.
212. Hodge R. Kress, G. Social Semiotics. Cambridge: Polity, 1988. 285 p.
213. Holy Bible. King James Version. World Bible Publishers. Printed in the USA. 1991.-600 p.
214. Hymes D. Foundations in sociolinguistics. An ethnographic approach. Philadelphia, 1974.- 315 p.
215. Izard C. E. Basic Emotions Relations among Emotions, and Emotion-cognition Relations / C. E. Izard // Psychological Review. - 1992. - V. 99. - № 3. -P. 561-565.
216. Jackendoff R.: Languages of the Mind. Essays on Mental Representation. Cambridge (Mass.), London 1995. 21 IP.
217. Johnson-Laird P.N.: The mental representation of the meaning of words. Cambridge 1987.
218. Lakoff G., Jonson M. Metaphors we live by / G. Lakoff, M. Jonson. -Chikago, London: Univ. of Chikago Press, 1980. 242 P.
219. Lakoff G.: Categories and Cognitive Models.
220. Lilje H. Martin Luther / Veröffentlicht im Rowolt Taschenbuch Verlag GmbH, Reinbek bei HamburgMentalitat. 22. Auflage Juni 2000,160 S.
221. Lotze H. Mikrokosmus. Ideen zur Naturgeschichte und Geschichte der Menschheit. Versuch etner Anthropology. Leipzig, 1856. 323 S.
222. Konzept. Gender / Hrsg. von E.A. Pimenov, M.V. Pimenova. Landau: Verlag Empirische Pädagogik, 2000. - 350 s. (Reihe «Ethnohermeneutik und Eth-norhetorik». Bd. 7. Herausgeber der Reihe: H. Barthel, E.A. Pimenov).
223. Mentalität und Mentales / Hrsg. von E.A. Pimenov, M.V. Pimenova. -Landau: Verlag Empirische Pädagogik, 2003. 350 s. (Reihe «Ethnohermeneutik und Ethnorhetorik». Bd. 9. Herausgeber der Reihe: H. Barthel, E.A. Pimenov).
224. Nolan R. Cognitive practices: Human language and human knowledge. -Oxford: Blackwel, 1994. 200 p.
225. Orthony A., Clore G.L., Collins A. The cognitive structure of emotions. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. 100 p.
226. Pustejovsky J.: The generative Lexicon. 1991.
227. Schwarz Monika. Einführung in die Kognitive Linguistik. Tübingen, Basel. 2 Auflage, 1996. - 150 s.
228. Schweier U. Paradigmatische Aspekte der Textstruktur. Textlinguistische Untersuchungen zu der intra- und der intertextuellen funktionalen Belastung von Strukturelementen der frühen ostslavischen Chroniken. München, 1995.
229. Sprache. Kultur. Mensch. Ethnie / Hrsg. von E.A. Pimenov, M.V. Pi-menova. Landau: Verlag Empirische Pädagogik, 2002. (Band 8. Reihe «Ethno-hermeneutik und Ethnorhetorik», Hrsg. Der Reihe H. Barthel, E.A. Pimenov).
230. Slobin D.I. et al. (Hrsg.): Social Interaction, social context and laguage. Mahwah, New Jersey 1996.
231. Sucharowski W.: Sprache und Kognition. Neuere Perspektiven in der Sprachwissenschaft. Opladen 1996.
232. Tannen D.: Framing in Discourse. New York, Oxford 1993.
233. Talmy L.: Toward a Cognitive Semantics. Vol. I. Cambridge (Mass.), London 2000. г
234. Ungerer F. / Schmid, H. J.: An introduction to cognitive linguistics. London 1996.
235. Wierbicka A. Lexicography and conceptual analysis. Ann Arbor: Karoma, 1985.-386 s.
236. Wodak R. Disorders of discourse. London and New York: Longman, 1996.-200p.
237. Список использованных словарей их сокращений:
238. БС. Библейский словарь. Энциклопедический словарь. Составит. Эрик Нюстрем. Перевод со шведского под ред. И. С. Свенсона «Библия для всех» Санкт Петербург 2000 - 552с.
239. БНРС. Большой немецко-русский словарь: В. 3 Т. 1/ Авт. сост. Е.И. Лепинг, Н.П. Страхова, Н.И. Филечева и др. Под общ. Рук. О.И. Мос-кальская -6-е изд. М.: Рус. Яз, 2000 - 760с.
240. БНРС. Большой немецко-русский словарь: В. 3 Т. 2/ Авт. сост. Е.И. Лепинг, Н.П. Страхова, Н.И. Филечева и др. Под общ. Рук. О.И. Мос-кальская - 6 -е изд. М.: Рус. Яз, 2000 - 680с.
241. Зинченко 1994 Зинченко, В.П. Психологический словарь / В. П. Зинченко. - М. Наука, 1994. - С. 10.
242. КСКТ Кубрякова, Е. С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова и др. Под общей редакцией Е. С. Кубряковой. - М.: Наука, 1996.-247с. С. 92.
243. ЛЭС Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990.
244. ПС Психологический словарь. / Под ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - С. 461-462.
245. БЭСЯ. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 685 с.
246. НРЛС Мальцева, Д.Г. Германия: страна и язык. Немецко-русский лингвострановедческий словарь. - М., 2001.
247. DUW. Duden. Das grosse Universalwörterbuch der deutschen Sprache. 2004.
248. EWdD. Etymologisches Wörterbuch des Deutschen. Ausgearbeitet von einem Autorenkollektiv des Zentralinstitut für Sprachwissenschaft unter der Leitung von Wolfgang Pfeifen Akademie Verlag. Berlin. 1989. Landau Verlag Empirische Pädagogik. 1999. - 262c.
249. Lexikon der Synonyme. Tandem Verlag GmbH, Königswinter. 320 S.
250. СЭС Современный Энциклопедический словарь. Изд. "Большая Российская Энциклопедия", 1997 г. ОСЯПалек, 1998 г.
251. Список использованных интернет источников:
252. Иомдин Б.Л. Механизмы понимания в русской и английской картинах мира Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.dialog-21 .ru/archivearticle.
253. Кобозева И.М. К формальной репрезентации метафор в рамках когнитивного подхода Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.dialog-21.ru/archive article.
254. Новоселова A.A. Метафорическая концептуализация сознания в русском и английском языках Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.dialog-21.ru/archivearticle.
255. Писаренко В.И. О когнитивной лингвистике и семантике термина "когнитивный" Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.dialog-21 .ru/archivearticle.
256. Рябцева H.K. Ментальная лексика. Когнитивная лингвистика и ан-тропоцентричность языка Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.dialog-21.ru/archive article.
257. СМТ Словарь методических терминов Электронный ресурс. -Режим доступа: // http: //www.slovari/gramota.ru/portalsl.html?d=azimov&s
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.