Способы языковой репрезентации концептуального пространства в художественном дискурсе: на материале романа И.В. Гёте "Die Leiden des jungen Werther" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.04, кандидат филологических наук Кортовенкова, Татьяна Владимировна

  • Кортовенкова, Татьяна Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Калининград
  • Специальность ВАК РФ10.02.04
  • Количество страниц 223
Кортовенкова, Татьяна Владимировна. Способы языковой репрезентации концептуального пространства в художественном дискурсе: на материале романа И.В. Гёте "Die Leiden des jungen Werther": дис. кандидат филологических наук: 10.02.04 - Германские языки. Калининград. 2009. 223 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кортовенкова, Татьяна Владимировна

Введение.

Глава I. Теория концептуальной интеграции в условиях художественной коммуникации.

1. Теория концептуальной интеграции как механизм познания

Действительности.

1.1. Когнитивные тенденции в изучении художественного дискурса и интерпретации текста.

1.2. Модель концептуальной интеграции: принципы функционирования и использования.

2. Концепт как основной формат знаний.

2.1. Понимание категории «концепт».

2.2. Фрейм как концептуальная структура.

3. Художественная картина мира и творческая личность писателя.

Выводы к главе 1.

Глава II. Особенности структурирования концептуального пространства романа И.В. Гёте "Die Leiden des jungen Werther".

1. Интеграция автобиографического компонента в структуру романа

И.В. Гёте.

2. Роман И.В. Гёте "Die Leiden des jungen Werther" в аспекте теории концептуальной интеграции.

2.1. Структурный анализ исходных ментальных пространств.

2.2. Модель интегрирования исходных пространств в единое концептуальное пространство текста.

Выводы к главе II.

Глава III. Лексическая репрезентация центрального слота причины и способы (само)убийства» в подфрейме «(само)убийство».

1. Иерархия концептов в слоте «причины и способы «(само)убийства».

2. Структура и содержание дихотомического концепта-донора чувство-разум».

2.1. Субконцепт «резиденция чувств и эмоциональных состояний».

2.1.1. Первая составляющая: концепты «сердце», «душа» и

Sinn» (чувство).

2.1.2. Вторая составляющая: гиперо-гипонимические отношения концептов «чувства-эмоции» и «страдания».

2.1.3. Третья составляющая: концепт «слёзы».

2.2. Субконцепт «резиденция ratio»: концепты «голова» и

Sinn» (разум).

3. Специфика экспликации базового концепта «совершение деяния».

3.1. Образная репрезентация концепта.

3.2. Ментальная репрезентация концепта.

3.3. Ментально-процессуальная репрезентация.

3.4. Процессуальная репрезентация концепта.

Выводы к главе III.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Способы языковой репрезентации концептуального пространства в художественном дискурсе: на материале романа И.В. Гёте "Die Leiden des jungen Werther"»

Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению особенностей структурирования и способов экспликации концептуального пространства в художественном дискурсе на материале романа И.В. Гёте "Die Leiden des jungen Werther".

В последнее время дискурс, являющийся источником порождения текста и находящийся в фокусе многих современных исследований, все чаще рассматривается как совокупность последовательно разворачивающихся ментальных пространств, структурированных посредством фреймов или других когнитивных моделей и связанных различного вида отношениями (теория концептуальной интеграции Ж. Фоконье и М. Тернера). Согласно данной теории, по мере развертывания дискурса происходит слияние ментальных пространств - образуются так называемые «смешанные», или интегрированные, пространства (blended spaces), которые, используя структуру и роли исходных пространств (input spaces), генерируют свою собственную, новую структуру. После образования нового смешанного пространства становятся возможными различные манипуляции с его производной структурой: ее элементы могут быть подвергнуты расширению, уточнению; кроме того, интегрированное пространство, в свою очередь, может быть «смешано» с другими ментальными пространствами - как интегрированными, так и исходными, в результате чего и создается дискурс.

Этот когнитивный механизм носит универсальный характер и применим к различным типам дискурса, в частности, к художественному дискурсу. При этом механизм концептуальной интеграции может быть прослежен как на структуре целого текста, так и его отдельных частей, что создаёт возможность перехода от одного ментального пространства к другому и тем самым позволяет более глубоко проникнуть в замысел произведения.

Актуальность предпринятого исследования обусловлена прежде всего тем, что оно выполнено в рамках когнитивно-дискурсивного научного направления, которое активно разрабатывается в современном отечественном и зарубежном языкознании. Интенсивное развитие когнитивной лингвистики в последние годы в очередной раз пробудило интерес к изучению связи языка и мышления на уровне ментальных единиц-концептов, являющихся содержательными единицами индивидуальной языковой (художественной) картины мира писателя. Об актуальности работы свидетельствует и её междисциплинарный характер, поскольку она выполнена на стыке когнитивной лингвистики, лингвистики текста и лингвостилистики с привлечением релевантных данных из сферы литературоведения, психологии и культурологии.

Научная новизна работы определяется попыткой обращения к классическому наследию немецкой литературы - роману И.В. Гёте "Die Leiden des jungen Werther" - с позиций когнитивной лингвистики, что предполагает использование в ходе исследования актуальной методики когнитивного анализа, основанной на положениях теории концептуальной интеграции.

Объектом исследования в диссертационном сочинении выступает концептуальное пространство как феномен когнитивной лингвистики. Предметом являются особенности структурирования концептуального пространства в художественном тексте И.В. Гёте и способы его языковой репрезентации.

Цель настоящей работы заключается в систематизации, классификации и анализе: языковых средств, с помощью которых происходит вербализация концептуального пространства романа И.В. Гёте "Die Leiden des jungen Werther".

Для достижения поставленной цели в работе последовательно решаются следующие задачи:

1. освещение основных когнитивных тенденций в изучении художественного дискурса и интерпретации текста в целом и представление основных теоретических положений теории концептуальной интеграции в частности;

2. определение специфики категории «концепт» как ключевой единицы хранения знаний в художественном дискурсе;

3. систематизация научных подходов к понятию «художественная картина мира» как способ объективации средствами языка автора отражённой в тексте действительности;

4. разработка методики анализа текста романа И.В. Гете "Die Leiden des jungen Werther" с позиций теории концептуальной интеграции;

5. структурирование содержания исходных ментальных пространств анализируемого текста в виде событийного фрейма и подфрейма «(само)убийство» и моделирование механизма их интеграции;

6. осуществление систематизации концептов, репрезентирующих центральный слот «причины и способы (само)убийства» во подфрейме «(само)убийство», выявление специфики их структуры и содержания;

7. проведение лингвостилистического анализа ядерных репрезентантов концепта-донора дихотомического характера «чувство-разум» и базисного концепта «совершение деяния».

Теоретическая значимость диссертационной работы определяется её вкладом в дальнейшее исследование когнитивных основ теории концептуальной интеграции, в разработку актуальных проблем когнитивной стилистики как нового направления в рамках когнитивной лингвистики, а также в процесс изучения когнитивных и лингвостилистических аспектов феномена индивидуально-авторской (художественной) картины мира.

Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее-результатов в преподавании курсов когнитивной лингвистики и лингвистики текста, при подготовке спецсеминаров и спецкурсов по проблемам когнитивной семантики, в процессе практических занятий по аналитическому чтению, а также при руководстве курсовыми и дипломными работами.

Методологической и теоретической базой для написания диссертации послужили работы отечественных и зарубежных учёных в области исследования дискурса, в том числе художественного (Ю.С. Степанов, В.З. Демьянков, М. Фуко, У. Маас, Е.С. Кубрякова, О.В. Александрова, Н.Д. Арутюнова, Е.А. Гончарова, В.Е. Чернявская, Т.Ф. Плеханова и др.), теории концептуальной интеграции (Ж. Фоконье, М. Тернер, И. Суитсер, Х.-Х. Дрёссингер, O.K. Ирисханова), процессов концептуализации и категоризации (Е.С. Кубрякова, Н.Д. Арутюнова, А. Вежбицкая, В.И. Карасик, З.Д. Попова, Е.Г. Носова, Т.Ю. Юдина И.А. Стернин, М.В. Никитин, М.М. Бахтин, А.Е. Кибрик, О.А. Радченко, Ю.С. Степанов, С.Г. Воркачёв, Д.С. Лихачёв, Н.Н. Болдырев, А.П. Бабушкин, А.А. Залевская, В.М. Топорова, Е.Г. Беляевская, JI.B. Миллер, И.А. Тарасова, Ч. Филлмор, М. Минский, М. Шварц, Г. Штронер и др.), индивидуально-авторской (художественной) картины мира (Ю.С. Караулов, З.Д. Попова, И.А. Стернин, Е.В. Рахилина, О. Ольцьен и др.), а также труды, посвящённые творчеству И.В. Гёте (В. Жирмунский, И. Вагнер, JI. Топольска, Р. Паскаль, Г. Корфф, М. Румпф, У. Картхаус, М. Пфайфер, Г. Кайзер, Г. Заудер, И. Хусманн, Е. Трунц и др.).

Материалом для исследования послужил текст романа И.В. Гёте "Die Leiden des jungen Werther".

В процессе исследования для достижения поставленной цели использовался комплекс методов, а именно методы фреймового, концептуального и семантического анализа, метод анализа словарных дефиниций, метод лингвостилистической интерпретации текста и метод количественных подсчетов.

Полученные результаты исследования позволяют сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:

1. Концептуальное пространство в тексте художественного дискурса создаётся в процессе наложения индивидуальных картин мир литературных персонажей на индивидуальную концептуальную картину мира творческого субъекта.

2. Характерная особенность концептуального пространства романа И.В. Гёте "Die Leiden des jungen Werther" состоит в его двухмерности: на текстообразующем уровне происходит слияние картины миры И.В. Гёте и картины мира главного героя Вертера; на текстоформирующем уровне специфика концептуального пространства обнаруживается в развёртывании, взаимопроникновении и пересечении пяти исходных ментальных пространств — концептуальных структур, соответствующих основным сюжетным линиям произведения: ИМП «Вертер», ИМП «Издатель», ИМП «Крестьянский парень», ИМП «Девушка» и ИМП «Собиратель цветов». При этом в сознании читателя вызываются два базовых фрейма интерпретации данного текста, обеспечивающих структурную согласованность элементов исходных пространств и их метафорическую соотнесённость друг с другом, - общий событийный фрейм и подфрейм «(само)убийство», слотам которых соответствуют элементы вводных пространств. Интегрированное концептуальное пространство формируется с помощью подфрейма «(само)убийство».

3. Центральное место в под фрейме «(само)убийство» занимает слот «причины и способы (само)убийства», реализующийся, с одной стороны, при помощи концепта-донора дихотомического характера «чувство-разум», в котором аккумулируется диалектический характер отношений чувства и разума, послуживших источником формирования намерения героев уйти из жизни, а с другой - посредством базисного концепта «совершение деяния», в котором воплощается идея фактического совершения самоубийства. Данные концепты связаны между собой причинно-следственной связью.

4 f

4. Представленная в концепте-доноре «чувство-разум» дихотомия обусловлена интеграцией субконцептов «резиденция чувств и эмоциональных состояний» и резиденция ratio» на основе многозначности ядерной лексемы „Sinn" чувство/разум»). Субконцепт «резиденция чувств и эмоциональных состояний» имеет ' три составляющие. Концепты «сердце», «душа» и „Sinn" (чувство) выступают главными органами чувств героев (первая составляющая субконцепта), концепты «чувства-эмоции» и «страдания», манифестирующие процесс чувственного познания действительности и выражающие функции органов чувств, находятся в гиперо-гипонимических отношениях (вторая составляющая субконцепта), и, наконец, концепт i «слёзы» объективирует внешнее проявление восприятия окружающего мира с позиции чувства (третья составляющая субконцепта). Субконцепт «резиденция ratio» образован концептами «голова» и „Sinn" (разум).

5. Базисный концепт «совершение деяния» в тексте романа И.В. Гёте выявляется на основе четырёх видов языковой объективации: образной, ментальной, ментально-процессуальной и процессуальной в соответствии с тем, что мысль о смерти сначала зарождается в сознании личностей в виде определённых образов, затем она формулируется ими, далее непосредственно моделируется в человеческом мозге и, наконец, находит своё воплощение в действиях героев. В структуре каждого вида языковой репрезентации концепта выделяются ближняя и дальняя периферии, а также интерпретационное поле. Ядро концепта «совершение деяния» формируется на базе ключевого признака «определённое действие, направленное на телесное, моральное или ментальное уничтожение человека», характерного для всех уровней его языковой экспликации.

Апробация результатов исследования. Отдельные положения диссертации отражены в шести публикациях и в виде докладов излагались на ежегодных научных конференциях РГУ им. И. Канта (Калининград, 2004 - 2006гг.), на межвузовской научно-практической конференции КЮИ (Калининград, 2004г.), на международной научной конференции КГТУ "Инновации в науке и образовании" (Калининград, 2005г.), на международной научной конференции "Пелевинские чтения" (Светлогорск, 2005г.), на тематических семинарах по творчеству немецких классиков, организованных обществом имени И.В. Гёте в Веймаре (Германия) и фондом «Классики Веймара» (июнь - август 2005г.), на межвузовской научно-практической конференции БВМИ им. Ф.Ф.

Ушакова (Калининград, 2006г.), на международной заочной конференции в Астраханском государственном университете (октябрь 2007г.), на 81-м международном конгрессе гётеведов в г. Веймаре (Германия) (июнь 2009г.).

Структура данной работы определяется поставленными задачами. Работа состоит из введения, трёх глав с поглавными выводами, заключения, списка использованной литературы, списка словарей и справочников и списка источников примеров.

Во введении определяются объект, предмет, основная цель и задачи работы, обосновываются ее актуальность и новизна, теоретическая и практическая значимость, характеризуются комплекс использованных методов и материал исследования, освещается научно-теоретическая база, лежащая в основе диссертационного сочинения, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теория концептуальной интеграции в условиях художественной коммуникации» систематизируются когнитивные тенденции в изучении художественного дискурса и интерпретации текста, а также освещаются основные теоретические положения теории концептуальной интеграции, предложенной Ж. Фоконье, М. Тёрнером и И. Суитсер. На следующем этапе теоретического исследования упорядочиваются точки зрения на ключевую категорию когнитивной лингвистики, «концепт», представленные в работах таких отечественных и зарубежных учёных, как Е.С. Кубрякова, Н.Д. Арутюнова, Ю.С. Степанов, Н.А. Красавский, В.И. Карасик, М.В. Никитин, И.А. Стернин, З.Д. Попова, С. Каннгиссер, М. Шварц, Н. Хаверкамп, К. Фраас, В. Шиндлер, Г. Штронер и др. При этом особое внимание уделяется характеристике фрейма - концептуальной структуре, являющейся важным инструментом когнитивного анализа. Теоретическую главу работы заканчивает параграф, посвящённый выявлению сущности термина «индивидуально-авторская (художественная) картина мира» и раскрытию вопроса о взаимодействии индивидуальной языковой картины мира и творческой индивидуальности писателя.

Вторая глава «Особенности структурирования концептуального пространства романа И.В. Гёте "Die Leiden des jungen Werther"» посвящена представлению методики анализа романа в рамках теории концептуальной интеграции, выявлению и структурированию исходных ментальных пространств, составляющих «ткань романа», в виде событийных фреймов, а также моделированию процесса интеграции исходных ментальных пространств в единое ментальное пространство романа (бленд). Кроме того, отдельный параграф раскрывает характер влияния фрагментов индивидуальной картины мира автора на формирование концептуального пространства, представленного в тексте романа.

В третьей главе «Лексическая репрезентация центрального слота «причины и способы (само)убийства» в подфрейме «(само)убийство»» прослеживается взаимосвязь основных концептов, эксплицирующих причины и способы самоубийства героев в разных ментальных пространствах текста И.В. Гёте. В ходе исследования устанавливаются содержание и способы репрезентации каждого отдельного концепта и выстраивается иерархия вербализованных в концептах признаков.

В заключении работы излагаются результаты исследования и намечаются перспективы актуальные для дальнейшей разработки интерпретируемой проблемы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Германские языки», Кортовенкова, Татьяна Владимировна

Выводы к главе III

В результате систематизации, классификации и анализа языковых средств, эксплицирующих центральный слот «причины и способы (само)убийства» в под-фрейме «(само)убийство», мы пришли к следующим выводам.

1. Слот «причины и способы (само)убийства» реализован в тексте романа, с одной стороны, дихотомическим концептом-донором «чувство-разум, в котором -аккумулируются причины возникновения диалектики чувства и разума, послужившие источником формирования намерения героев уйти из жизни, а с другой — базисным концептом «совершение деяния» в его образной, ментальной, ментально-процессуальной и процессуальной репрезентации, выступающим в роли физического воплощения идеи совершения самоубийства. Данные концепты связаны между собой причинно-следственной связью.

Дихотомия концепта-донор а «чувство-разум» обусловлена интеграцией субконцепта «резиденция чувства и эмоциональных состояний» и субконцепта «резиденция ratio» посредством многозначной ядерной лексемы «Sinn" («чувство/разум»). Субконцепт «резиденция чувств и эмоциональных состояний» имеет три составляющее. Так, первая составляющая представлена концептами «сердце», «душа» и „Sinn" (чувство), соотносящимися с главными органами чувств, вторая - концептами «чувства-эмоции» и «страдания», находящимися в гиперо-гипономических отношениях и манифестирующими процесс чувственного познания действительности, третья - концептом «слёзы», эксплицирующим наглядное единство чувств и страданий в человеке. Субконцепт «резиденция ratio» образован концептами «голова» и „Sinn" (разум), объективирующими рациональную составляющую человеческого бытия.

2. Концепты «сердце», «душа» и «Sinn (чувство/разум)» содержат признак, объединяющий их - это соотнесённость с миром чувств. При этом естественно, что «сердце» и «душа» большие «резиденции» чувства, чем «чувство/разум», поскольку последний является, среди прочего, приютом разума и смыслов. Помимо этого, следует подчеркнуть, что содержание концепта «душа» схоже с содержанием концепта «сердце». Хотя мы обнаружили, что душа - более широкое понятие, чем сердце, поскольку помимо собственно чувств, оно включает душевное состояние человека - его моральную основу.

3. Содержания понятий „Gefuhl", „ftihlen", „Empfindung" и „empfinden", входящих в лексико-семантическое поле концепта «чувства-эмоции», схожи. Все они имеют отношение к миру переживаний героев произведения. Отличие их состоит в том, что глагол „empfinden" и отглагольное существительное „Empfindung", помимо прочего, могут обозначать, например, личное участие или сопереживание, то есть выражать сентиментальные идеи.

4. Один и тот же репрезентант рассматриваемого концепта может обнаруживать в своём содержании одновременно несколько признаков. Например, в предложении „Die Einsamkeit ist meinem Herzen kostlicher Balsam in dieser paradiesischen Gegend ." (S. 9) субстанциональная лексема „die Einsamkeit", вербализующая концепт «одиночество» имеет три признака: локальность, принадлежность к сердцу и спутник наслаждения или сочетание чувственной характеристики сердца с выражением её принадлежности ко всему (= целому) сердцу.

5. Индивидуальный характер познавательного компонента художественной картины мира И.В. Гёте сказывается в проявлении у ряда концептов ярко выраженных индивидуальных признаков в сочетании языковых репрезентантов этих концептов с определёнными словами. Например, сердце оказывается одушевлённым органом, двойником Вертера, а также обладает оценочной характеристикой; процесс чувствования, эксплицируемый номинативной лексемой „Empfindung", обладает прогностичностью и т.д.

6. Важной индивидуальной чертой художественной картины мира И.В. Гёте является наличие интерпретационного поля почти у всех концептов. Появление в нём противоречивых признаков обусловлено самой концепцией произведения (например, признак ментального начала у концепта «слёзы»).

7. Базисный концепт «совершение деяния» имеет в романе И.В. Гёте четыре сферы языковой репрезентации: образную, ментальную, ментально-процессуальную и процессуальную. В каждой из названных сфер на ядерный (ключевой) признак концепта - определённое действие, направленное на уничтожение человека (телесное, морально-нравственое или ментальное), -нанизываются соответствующие ядерные: вероятностный характер ухода из жизни, переходящий в элемент неизбежности деяния, осмысленность совершаемого деяния, сформированность суицидального намерения и неизбежность деяния как воплощение суицидального намерения в жизнь, соответственно. Помимо этого каждый вид языковой объективации концепта располагает периферийными признаками, одинаковыми в некоторых случаях языкового выражения. Исследование показало, что к ближней периферии концепта «совершение деяния» относятся такие признаки, находящие своё выражение во всех четырёх или трёх способах языковой представленности концепта, как причинно-следственный признак, желанность совершения суицидального деяния, локализация данного намерения во времени, а также связь с миром чувств и эмоциональных состояний, выступающих источником зарождения мысли о прекращении связи с реальной действительностью морально-нравственно, ментально или физически. К дальней периферии мы относим следующие признаки, встречающиеся в двух способах языковой манифестации концепта «совершение деяния»: готовность совершить акт смерти, неизбежность самоубийства, частотность появления суицидальных мыслей и бессознательность поступков. Остальные шестьнадцать единичных признаков концепта принадлежат его интерпретационному полю.

8. Языковые экспликаторы концепта «совершение деяния» можно разделить на 6 групп в зависимости от того, какой аспект умирания в них преобладает. Это лексемы, инициирующие способ ухода из жизни; лексемы, номинирующие определённое действие, направленное на уход из земного мира; лексемы, вербализирующие процесс умирания и его атрибуты; лексемы, репрезентирующие результат совершённого деяния; лексемы, эксплицирующие состояние перед самоубийством; лексемы, прогнозирующие скорую смерть.

9. Каждый выделенный нами признак концептов «чувство-разум» и «совершение деяния» может быть репрезентирован в одном, двух и т. д. исходных ментальных пространствах на данном уровне языковой объективации. Интеграция этих пространств с помощью событийного фрейма и подфрейма «(само)убийство» позволяет упорядочить все признаки, характерные для исследуемого концепта в концептуальном пространстве рассматриваемого произведения Гёте и обозначить степень их представленности и выполняемую ими функцию в каждом отдельном ментальном пространстве.

199

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённый в работе анализ теоретического и практического материала подтверждает целесообразность применения теории концептуальной интеграции, разработанной в 90-х годах Жилем Фоконье и Марком Тёрнером. Предлагаемый механизм интерпретации смысловой структуры текста предлагает идентификацию в ткани дискурса исходных ментальных пространств, анализ путей их структурирования с помощью фреймов, извлекаемых их фоновых знаний, и построение модели концептуальной интеграции, вскрывающей сущность интерпретативных операций, происходящих на когнитивном уровне, и обладающей, таким образом, значительной объясняющей ценностью.

В данной диссертационной работе было рассмотрено концептуальное пространство романа классика немецкой литературы И.В. Гёте "Die Leiden des jungen Werther" как совокупность последовательно разворачивающихся, а затем постоянно переплетающихся пяти основных ментальных пространств, структурированных посредством событийного фрейма и подфрейма «(само)убийство». Все ментальные пространства связаны различного рода отношениями и выполняют определённую функцию в интегрированном пространстве художественного произведения. Выявление этих отношений создаёт возможность перехода от одного ментального пространства к другому, способствуя улучшению интерпретации текста.

В отдельной главе была проведена систематизация, классификация и анализ языковых средств, с помощью которых происходит вербализация центрального слота «причины и способы (само)убийства» в подфрейме «(само)убийство». Было установлено, что данная концептуальная структура реализована дихотомическим концептом-донором «чувство-разум» и базисным концептом «совершение деяния», находящимися в причинно-следственных отношениях. Дихотомия концепта-донор а «чувство-разум» обусловлена интеграцией субконцепта «резиденция чувства и эмоциональных состояний» и субконцепта «резиденция ratio» посредством многозначной ядерной лексемы «Sinn" («чувство/разум»). Субконцепт «резиденция чувств и эмоциональных состояний» включает три составляющие, которые предполагают органы чувств, процесс чувственного познания действительности и его наглядный результат. Так, первая составляющая представлена концептами «сердце», «душа» и „Sinn" (чувство) (органы), вторая - концептами «чувства-эмоции» и «страдания», находящихся в гиперо-гипономичесикх отношениях (процесс), третья - концептом «слёзы» (осязаемый результат единства чувств и страданий). Субконцепт «резиденция ratio» образован концептами «голова» и „Sinn" (рг^ум). .

Что касается концепта «совершение деяния», то мы рассмотрели четыре возможных способа его языковой манифестации: образный, ментальный, ментально-процессуальный и процессуальный. В каждом виде языковой экспликации был выделен ядерный признак, характерный только для данного способа манифестации, помимо ключевого признака, обнаруживаемого во всех репрезентантах концепта. В целом структура концепта «совершение деяния» традиционна: ключевой+ядерный признаки, ближняя периферия, дальняя периферия и интерпретационное поле.

Особое значение в данном диссертационном сочинении приобретают фрагменты автобиографии И.В. Гёте, поскольку их интеграция в структуру произведения позволяет говорить о наложении концептуального пространства, характерного для мировидения писателя, на концептуальное пространство,1 s 1 обнаруживаемое у главного героя — Вертера. В этой связи нельзя не упомянуть важности понимания основных принципов периода «Бури и натиска», которые нашли отражение в особенностях структурирования и языковой репрезентации концептосферы исследуемого произведения, ставшего впоследствии манифестом данного литературного движения.

Следующим этапом работы в выбранном направлении мог бы стать поиск способов языковой манифестации концептов, характерных для других романов И.В. Гёте, а также интеграция исходных ментальных структур этих произведений в единое пространство с помощью, например, фрейма «любовь». Кроме того, интересным представляется исследование языковой объективации концепта «суицид» в текстах, созданных в рамках иных эпох и течений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кортовенкова, Татьяна Владимировна, 2009 год

1. Адлер А. Наука жить.- Киев: PORT-ROYAL, 1997 288 с.

2. Аникст А.А. Творческий путь Гёте.- М.: Худож. лит., 1986 543 с.

3. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека.- М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.

4. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. - С. 136-137.

5. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической системе языка-Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1996 104 с.

6. Беляевская Е.Г. Семантическая структура слова в номинативном и коммуникативном аспектах: Когнитивные основания формирования и функционирования семантической структуры слова: Дис. . д-ра филол. наук М.,. 1992.-40 с.

7. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. - 446с.

8. Бент М.И. «Вертер, мученик мятежный.» Биография одной книги Челябинск: Челябинский государственный университет, 1997 - С. 11-85.

9. Беспалова О.Е. Концептосфера поэзии Н.С. Гумилёва в её лексическом представлении: Автореф. дис. . канд. Филол. Наук. Спб., 2002.- 24 с.

10. Богданов В.В. Текст и текстовое общение. СПб.: СПбГУ, 1993. - 67 с.

11. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / Под ред. И.А. Стернина- Воронеж: ВГУ.- 2001 с. 2545.

12. Болдырев Н.Н. Концептуальной пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики.- 2004.- №1- С. 18-36.

13. Брандес М.П. Стилистика немецкого языка. М.: Высшая школа, 1983. - 271с.

14. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М: Русские словари, 1996 - 416 с.

15. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. Избранные труды- М.: Наука, 1980.-360 с.

16. Воркачёв С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт. Становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки, 2001— №1- С. 64-72.

17. Воркачёв С.Г. Концепт счастья в русском языковом сознании: опыт лингвокультурологического анализа- Краснодар: Техн. ун-т Куб.ГТУ, 2002.- 140 с.

18. Воркачёв С.Г. Концептология концепта: к плюрализму в лингвистике // Известия Волгоградского государственного педагогического университета №4.

19. Сер. Филологические науки, 2003-Волгоград: Волгоградский государственный-педагогический университет, 2003.- С. 127-146.

20. Воробьёва О.П. Текстовые категории и фактор адресата- Киев: Вища школа, 1993.- 256 с.

21. Гердер И.Г. Избранные сочинения M.-JL: Худож. лит., 1959.-593 с.

22. Гиндин СИ. Биография в структуре писем и эпистолярного повествования // Язык и личность / Под ред. Д.Н. Шмелева. М: НаукаД989. - С. 63 - 77.

23. Гончарова Е.А. Литературная коммуникация и художественный текст в их отношении к триаде «текст-дискурс-стиль» // Щирова И.А., Гончарова Е.А. Текст в парадигмах современного гуманитарного знания: Монография. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2006. - С. 102-115.

24. Гончарова Н.Н. Когнитивные основания интерпретации иносказания на уровне дискурса (на материале англоязычных художественных текстов): Дис. . канд. филол. наук.- М., 2001- 204 с.

25. Гофман О.В. Концептуальная и языковая картины мира // Вестник Кемеровского государственного университета. 2003. - Вып. 4. -С. 71-72.

26. Тройская О.Н. Обозначение животных в языковой картине мира немецкой народной сказки // Языковая картина мира в зеркале семантики, прагматики текста и перевода. Спб.: «Тригон», 1998. - С. 21-24.

27. Дейк Т.А. Язык и идеология: к вопросу о построении теории взаимодействия // Методология исследований политического дискурса: Актуальные проблемы содержательного анализа общественно-политических текстов,- Минск, 2000.- С. 50-64.

28. Жирмунский В. Очерки по истории немецкой классической литературы— JL: Худож. лит., 1972 495 с.

29. Залевская А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики.- Воронеж: ВГУ, 2001. -С. 75-91.

30. Иванова С.В., Артемова О.Е. Сценарный фрейм как когнитивная основа текстов прецедентного жанра «лимерик» // Вопросы когнитивной лингвистики.— 2005 — №3.-С. 46-52.

31. Ингарден Р. Исследования по эстетике М.: Изд-во иностр. лит., 1962.— 198 с.

32. Ипполитов О.О., Ипполитов О.М. О когнитивных «зеркалах» в пространстве концептосферы и аналогах некоторых математических задач в современной лингвистике // Вопросы когнитивной лингвистики.- 2005.- №1.- С. 63-70.

33. Ирисханова O.K. О теории концептуальной интеграции // Традиционные проблемы языкознания в свете новых парадигм знания: Материалы круглого стола.- М., 2000.- С. 66-71.

34. Ирисханова O.K. О теории концептуальной интеграции // Изв. РАН, СЛЯ — Т.60.-№3.-М.: Наука, 2001.- С. 44-49.

35. Исупов К.Г. Русская философская танаталогия // Вопросы философии, 1994-№3.-С. 106-112.

36. Кант И. Собрание сочинений: в 6-ти томах М.: Мысль, 1965 - Т.4.- 478 с.

37. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М: Гнозис, 2004. -390 с.

38. Карасик В.И. Этноспецифические концепты // Введение в когнитивную лингвистику: Учеб. пособие / Отв. Ред. М.В. Пименова. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005 С. 120-145.

39. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Базовые характеристики лингвокультурных концептов // Антология концептов / Под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина — Волгоград: Парадигма, 2005 Т. 1. - С. 23-51.

40. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М: Наука, 1987. - 264 с.

41. Караулов Ю.Н. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса: Вступительная статья / Ю.Н.Караулов, В.В.Петров // Т.А. ван Дейк. -Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. - С. 5-11.

42. Кибрик А.А. Анализ дискурса в когнитивной перспективе. Дисс. в виде доклада. .докт. фил.наук. -М., 2003. - 90с.

43. Коган JI.A. Жизнь как бессмертие // Вопросы философии, 1994 №12.- С. 3949.

44. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1983 - 223.

45. Колшанский Г.В. Соотношение субъективных и объективных факторов в — языке-М.: Наука-1975. -214 с.

46. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. М: Наука, 1990.-108 с.

47. КонрадиК.О. Гёте. Жизнь и творчество-М.: Радуга, 1987 -Т.1.-591 с.

48. Красавский Н.А. Эмоциональная концептосфера немецкого языка: опыт этимологического анализа // Вопросы когнитивной лингвистики 2005 - №1. - С. 38-43.

49. Красненкова И.П. Социально-философские и политико-правовые аспекты феномена суицида // Вестник МГУ, Сер. Политические науки, 1998 №6 — С. 1823.

50. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Лузина Л.Г., Панкрац Ю.Г. Краткий словарь когнитивных терминов М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. - 201 с.

51. Кубрякова Е.С. О термине «дискурс» и стоящий за ним структуре знаний // Язык. Личность. Текст: Сб.ст. к 70-летию Т.М. Николаевой. М.: Языки славянских культур, 2005. - С. 23-33.

52. Кубрякова Е.С., Александрова О.В. Виды пространств текста и дискурса // Категоризация мира: пространство и время. М.: Изд-во «Диалог-МГУ», 1997. — С. 15-26.

53. Куликов В.Г. Фонологические контексты и фреймовые структуры: на пути к формированию единой методологии изучения когнитивных аспектов языка // Вопросы когнитивной лингвистики 2005 - №2 - С. 28-40.

54. Лагутина И.Н. Символическая реальность Гёте: поэтика художественной прозы.-М.: Наследие, 2000.-277 с.

55. Либинзон З.И. И.В.Гёте («Гец фон Берлихинген», «Страдания юного Вертера», Гёте в Веймаре, «Фауст») / Либинзон З.И. Лекции по зарубежной литературе XVIII века. Немецкая литература XVIII века — Горький: Горьковский Госпед. ин—т, 1955 —1. С. 46-88.

56. Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка // ИАН ОЛЯ., 1993- №1. С. 310.

57. Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология М.: Academia, 1997 - с. 20-34.

58. Луначарский А. Самоубийство и философия.- М.: Худож. лит., 1977.-87 с.

59. Луначарский А. Несколько мыслей о самоубийствах.- М.: Худож. лит., 1977.— 82 с.

60. Макаров М.Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1998. - 200с.

61. Меннингер К. Война с самим собой М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 - 479 с.

62. Миллер Л.В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория // Мир русского слова, 2000.- №4 С. 39-45.

63. Минский М. Остроймие и логика когнитивного бессознательного // Новое в зарубежной лингвистке. Когнитивная лингвистика. Вып. 23- М.: Прогресс, 1988.

64. Михин А.Н. Роман Д.С. Мережковского «Александр I»: Художественная картина мира: Дис. . канд. фил. наук. Магнитогорск: Издательство Магнитогорского гос. ун-та, 2004. - 225 с.

65. Молчанова Г.Г. Семантика художественного текста Ташкент: Изд-во ФАН УзССР, 1988.-234 с.

66. Москальская О.И. Грамматика текста. М.: Высшая школа, 1981. -183с.

67. Никитин М.В. Развернутые тезисы о концептах // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. - № 1. - С. 53 - 64.

68. Новикова Н.С., Черемисина Н.В. Многомирие в реалии и общая типология языковых картин мира // Филологические науки. 2000. - № 1- С. 40 - 49.

69. Парачев A.M. Эмоциональные структуры ценностного сознания // Текст как отображение картины мира / Под ред. Д.Г. Бордуковой. М: МГПИИЯ им. М.Тореза, 1989. - С. 72-81.

70. Пименова М.В. Типология структурных элементов концептов внутреннего мира (на примере эмоциональных концептов) // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. - № 1. - С. 82 - 90.

71. Плеханова Т.Ф. Социальный портрет адресата художественного текста // Языки социум. Материалы II международной научной конференции- Мн.: БГУ, 1998-С. 93-94.

72. Плеханова Т.Ф. Текст как диалог Мн.: БГУ, 2002.-168 с.

73. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике Воронеж: Истоки, 2001.-234 с.'Л-'S- 74. Попова З.Д;, Стернин И.А. Язык и национальная картина мира. Воронеж: 2003.-184 с. .' . ■', 'г .' . >;:тV'V- 'i-^V;;^л?V^4

74. Проскуряков М.Р. Концептуальная структура текста.- Спб.: Изд-во СПбГУ, 2000.- 153 с.

75. Расторгуева Г.В. О новых тенденциях в интерпретации текста // Композиционная семантика: материалы Третьей Международной школы-семинара по когнитивной лингвистике.— Часть I — Тамбов: Изд—во ТГУ им. F.P. Державина, 2002.-С. 173-175.

76. Рахилина Е.В. Когнитивный анализ предметных имен: семантика и сочетаемость. М: Русские словари, 2000. 416 с. •

77. Реферовская Е.А. Лингвистические исследования структуры текста. — Л.: Наука, ' 1983.-215с. ■••.V V.;"'-'

78. Розин В.М. Смерть как феномен философского осмысления // Общественные науки и современность, 1997.-№2 — С. 170-181.

79. Руберт И.Б. Текст и дискурс: к определению понятий // Текст и дискурс; Проблемы экономического дискурса: Сб.науч.ст СПб.,2001. - С. 23 - 38.

80. Серова И.Г. Концептуальный анализ в лингвокультурологии: методы и возможности //Вопросы когнитивной лингвистики- 2007- №1- С. 15-22.

81. Скаженик Е.Н. Категория оценки в лингвокультурологическом и лингвокогнитивном аспектах (на материале речи студентов): Автореф. дис. . канд. фил. наук. Таганрог: Издательство Таганрогского гос. пед. института, 2002.-24 c.

82. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты. -Волгоград: Перемена, 2004. 340 с.

83. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры: Опыт исследования. М.: Языки русской культуры, 1997. 423 с.

84. Степанов Ю.С. Язык и метод. К современной философии языка. М.: Яз. рус.--культуры, 1998. 779 с.

85. Стернин И.А., Быкова Г.В. Концепты и лакуны // Языковое сознание: формирование и функционирование М., 2000 - С. 55-67.

86. Стернин И.А. Когнитивная интерпретация в лингвокогнитивных исследованиях // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. - № 1. - С. 65 -70.

87. Судаков А.К. Любовь к жизни и запрет самоубийства в кантианской метафизике нравов//Вопросы философии, 1996-№8 -С. 54-65.

88. Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текставх.- М.: Когито-Центр, 2001 568 с.

89. Тарасова И.А. Категории когнитивной лингвистки в исследовании идиостиля // Вестник СамГУ, 2004.- №1,- С. 163-169.

90. Тильман Ю.Д. Пространство в языковой картине мира Ф.И. Тютчева (Концепт круг) // Логический анализ языка. Языки пространств /*Под ред. Н.Д. Арутюновой. М: Школа "Языки русской культуры", 2000. - С. 440 - 448.

91. Трегубов Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства-Пермь: КАПИК, 1993 269 с.

92. Трубников Н. О смысле жизни и смерти М.: РОССПЭН, 1996 - 383 с.

93. Тураева З.Я. Лингвистика текста. -М.: Просвещение, 1986. 127с.

94. Тэн И. Философия искусства М.: «Республика», 1996. - 341 с.

95. Усанкова Н.В. Слова-цветообозначения красного тона как репрезентанты концептуализированной зоны "кровь" // Языкознание: современные подходы к традиционной проблематике. Калининград: Издательство КГУ, 2001. - С. 165 -173.г

96. Филлмор Ч. Об организации семантической информации в словаре // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 14 — М.: Прогресс, 1983. С. 3-87.

97. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежнойлингвистике. Когнитивная лингвистика. Вып. 23.- М.: Прогресс, 1988 с. 54-176.

98. Франки В. Человек в поисках смысла М.: Прогресс, 1990.- 366 с.

99. Фуко М. Археология знания. Киев: Ника-Центр, 1996. - 208 с.

100. Худяков А.А. Понятие и концепт: опыт терминологического анализа // Филология и культура. Мат-лы III Междунар. Конф. Ч. 2— Тамбов: Изд-во ТГУим. Г.Р. Державина, 2001- С. 34-56. -----—----—

101. Чижевский A.JI. Космический пульс жизни М.: Мысль, 1995 - С. 350-408.

102. Чхартишвили Г. Писатели и самоубийство.- М.: Новое литературное обозрение, 1999.-573 с.

103. Шахов А.А. Гёте и его время. Лекции по истории немецкой литературы XVIII века, читанные на высших женских курсах в Москве.- С-Пб.: Тип. Тренке иу1. Фюсно, 1908.-296 с.

104. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. Автореф: дисс.докт.фил.наук. Волгоград, 2000. - 31с.

105. Чернявская В.Е. Дискурс как объект лингвистических исследований // Текст и , дискурс. Проблемы экономического дискурса: Сб. науч. ст. СПб: Изд-во ' СПбГУЭФ, 2001.-С. 11-22.

106. Чернявская В.Е. От анализа текста к анализу дискурса: немецкая школа' дискурсивного анализа // Филологические науки, 2003- № 3. С. 68-76.

107. Язык и национальное сознание: Вопросы теории и методологии / Под ред. З.Д. Поповой, И.А. Стернина. Воронеж: Издательство Воронежского гос. ун-та, 2002.-314 с.

108. Ahrens J. Selbstmord: die Geste des illegitimen Todes. Miinchen: Fink, 2001 — 321 S.

109. Aitchison J. Worter im Kopf: eine Einfiihrung in das mentale Lexikon. Tubingen: Niemeyer, 1997.- S. 49-64.

110. Assling R. Werthers Leiden: Die asthetische Rebellion der Innerlichkeit. Fr./ M.: Lang, 1981.-235 S.

111. Auer E. „Selbstmord begehen zu wollen ist wie ein Gedicht zu schreiben". Eine psychoanalytische Studie zu Goethes Briefroman „Die Leiden des jungen Werthers". -Stockholm: Almqvist & Wiksell International, 1999.- 274 S.

112. Aufklarung. Sturm und Drang / Hrsg. von Herold T. und Wittenberg H. Stuttgart:1. Klett, 2002.- 135 S.

113. Bach A. Uber Goethes Werther // Dem Tiichtigen ist Diese Welt nicht stumm. Beitrage zum Goethe-Bild / Preisker H. Jena: Wilhelm Gronau, 1968.- S. 51-63.

114. Barz A. Selbstmord der verbotene Tod Goethe, Kracht, Deutschunterricht, Tabu. //Deutschunterricht, 2004.-N 5,- S. 30-36.

115. Baumann U. Vom Recht auf den eigenen Tod. Die Geschichte des Suizids vom 18. bis zum 20. Jahrhundert. Weimar: Verlag Hermann Bohlaus Nachfolger, 2001 - 407 S.

116. Bertram G.W. Philosophic des Sturm und Drang: eine Konstitution der Moderne. -Munchen: Fink, 2000.- 284 S.

117. Bierwisch M. Psychologische Aspekte der Semantik natiirlicher Sprachen // Richtungen der modernen Semantikforschung / Hrsg. von Motsch W. und Viehweger D. Berlin: Akademie-Verlag, 1983.- S. 15-64.

118. Blessin St. Johann Wolfgang Goethe: Die Leiden des jungen Werther. Fr./M.: Moritz Diesterweg, 1998.-75 S.

119. Booth W. The Rhetoric of Fiction. 2nd edition. — Chicago & London.: The University of Chicago Press, 1983 552 p.

120. Brenner P.J. Doe Krise der Selbstbehauptung: Subjekt und Wirklichkeit im Roman der Aufklarung. Tubingen: Niemeyer, 1981.-253 S.

121. Brttggemann F. Die Ironie als entwicklungsgeschichtliches Moment.- Darmstadt, 1976.-S. 27-56.

122. Buhr H. „Sprich, soil denn die Natur der Tugend Eintrag tun?": Studiien zum Freitod im 17 und 18. Jahrhundert. Wtirzburg: Konigshausen & Neumann, 1998 - 302 S.

123. Bahr A. Der Richter im Ich: die Semantik der Selbsttotung in der Aufklarung-Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2002. 432 S.

124. Dietze J. Texterschliessung: lexikalische Semantik und Wissensreprasentation.r

125. Munchen: Saur, 1994.-S. 15-81.

126. Diskurs: Begriff und Realisierung / Hrsg. Von Nennen H.-U. Wiirzburg: Konigshausen&Neumann, 1999.-408 S.

127. Dolezel L. Heterocosmica: Fiction and Possible Worlds. Baltimore and London: The John Hopkins UP, 1998.- 339 p.

128. Dorr V.C. ". bey einer guten Handlung bose Grundsatze zu argwohnen!" Empfindsame Diskurse bei Gellert, Sophie von La Roche und in Goethes Werther // ORBIS Litterarum 2000.- Bd. 55.- S. 58-79.

129. DroBinger H.-H. Metaphorik und Metonymie im Deutschen. Untersuchungen zum Diskurspotenzial semantisch-kognitiver Raume. Hamburg: Verlag Dr. Kovac, 2007— S. 21-107.

130. Dumiche B. Lottes Mutterbindung. Ihre Mitschuld an Werthers Selbstmord // Orbis Litterarum, 1995.-Bd. 50,- S. 278-288.

131. Dumiche B. Weiblichkeit im Jugendwerk Goethes: die Sprachwerdung der Frau als dichterische Herausforderung. Wiirzburg: Konigshausen&Neumann, 2002 - 298 S.

132. Durzak M. Der Todes-Diakurs in Goethes „Werther" // Literatur und Zeugenstand: Beitrage zur deutschsprachigen Literatur- und Kulturgeschichte: Festschrift zum 65. Geburtstag von Hubert Orlowski / Hrsg. Von Biatek E. Fr./M.: Lang, 2002.- S. 677690.

133. Ehrich-Haefeli V. Die Syntax des Begehrens // Sprachkontakt, Sprachvergleich, Sprachvariation. Festschrift fur Gottfried Kolde zum 65. Geburtstag / Hrsg. von Adamzik K. und Christen H. Tubingen: Niemeyer, 2001.- S. 139-169.

134. Eissler K.R. Goethe : eine psychoanalytische Studie 1775 1786 - Miinchen: Dt. Taschenbuch-Verl., 1987.-Bd. 2.- 1802 S.

135. El-Dandousch, N. Leidenschft und Vernunft im Drama des Sturm und Drang: dramatische als soziale Rollen. Wiirzburg: Konigshauen & Neumann, 2004 - 222 S.

136. Engel I. Werther und die Wertheriaden. Ein Beitrag zur Wirkungsgeschichte. -Sankt Ingbert: Rohrig Verlag, 1986.- S. 41-71.

137. Engelkamp J. Mentales Lexikon: Struktur und Zugriff // Die Ordnung der Worter: kognitive und lexikalische Strukturen. Berlin; New York: de Gruyter, 1995 - S. 99119.

138. Epochenumbruch 1800: Aufklarung Sturm und Drang / Hrsg. von Erlach D. und SchurfB. - Berlin: Cornelsen, 2002.- 24 cm.

139. Eriimetsa E. Der sprachliche Einfluss Richardsons auf Goethes Werther // Neuphilologische Mitteilungen. Helsinki, 1956-Vol. 57.-N3/4.-S. 118-125.

140. Eroms H.-W. Goethes „Werther" sprachwissenschaftlich betrachtet // Stile, Stilpragungen, Stilgeschichte.-Heidelberg: Winter, 1997. S. 135-157.

141. Fauconnier G. Mental Spaces: Aspects of Meaning Construction in Natural Language. — Cambridge and New York: Cambridge University Press, 1994 190 p.

142. Fauconnier G. Mappings in Thought and Language. Cambridge and New York: Cambridge University Press, 1997 - 205 p.

143. Fauconnier G. Conceptual blending and analogy // The analogical mind: Perspectives from cognitive science / Ed. Gentner, Dedre, K. Holyoak, and B. Kokinov. Cambridge, MA: MIT Press, 2001. - P. 255 - 286.

144. Fauconnier G., Turner M. Blending as a Central Process of Grammar // Conceptual Structure, Discourse, and Language / Ed. by A. Goldberg. — Stanford: Center for the Study of Language and Information (CSLI), 1996.- P. 113-130.

145. Fauconnier G., Turner M. Conceptual integration networks // Cognitive Science. 22:2, 1998.-P. 133-187.

146. Fauconnier G., Turner M. Metaphor, Metonymy, and Binding // Metonymy and Metaphor / Ed. by A. Barcelona. Berlin: de Gruyter, 1999.- P.133-148.

147. Fauconnier G., Turner M. Metonymy and Conceptual Integration // Metonymy in Language and Thought / Ed. by K.-U. Panther and G. Radden, — Amsterdam: John Benjamins, 1999. P. 77-90.

148. Fauconnier G., Turner M. The way we think: conceptual blending and the mind's hidden complexities. New York: Basic Books, 2002 - 440 p.

149. Fillmore Ch.J. An alternative to checklist theories of meaning // Proceedings of annual meetings of the Berkley Linguistics Society. V. I Berkley, 1975.- 223 p.

150. Flaschka H. Goethes ,Werther'. Werkkontextuelle Deskription und Analyse. -Munchen: Fink, 1987.- 367 S.

151. Flores d'Arcais, G.B. Konzeptuelle Strukturen und das mentale Lexikon // Perspektiven auf Sprache: interdisziplinare Beitrage zum Gedenken an Hanns Hormann / Hrsg. von Bosshardt H.-G. Berlin; New York: de Gruyter, 1986.- S. 130-148.

152. Fraas CI. Begriffe Konzepte - kulturelles Gedachnis. Ansatze zur Beschreibung kollektiver Wissenssysteme // Sprache und Kultur / Hrsg. von Schosser H.D. - Fr./M: Lang, 2000,-S. 31-45.

153. Goethes „Werther". Kritik und Forschung / Hrsg. von Herrmann H.P. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1994.-442 S.

154. Gose H. Goethes „Werther". Walluf bei Wiesbaden: Sandig, 1973.- 105 S.

155. Grady J., Oakley Т., Coulson S. Blending and Metaphor // Metaphor in cognitive linguistics / Ed. by G. Steen, R. Gibbs Amsterdam and Philadelphia: John Benjamins, 1999.-P. 101-124.

156. Graham I. Goethes eigener Werther: Eines Ktinstlers Wahrheit uber seine Dichtung // Jahrbuch der deutschen Schillergesellschaft, 1974- Bd.17.- S. 268-303.

157. Grosse E. Text und Kommunikation: eine linguistische Einfuhrung in die Funktionen der Texte. Struttgart: Kohlhammer, 1976. - 164 S.

158. Habel Chr., KanngieBer S., Rickheit G. Thesen zur kognitiven Linguistik // Perspektiven der Kognitiven Linguistik. Modelle und Methoden / Hrsg. von Habel Chr., KanngieBer S., Rickheit G. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1996.- S. 15-24.

159. Halliday M. Linguistic Function and Literary Style: An Inquiry into the Language of William Golding's The Inheritors // Literary Style: A symposium / Ed. by S. Chatman. London & New York: Oxford University Press, 1971- 427 p.

160. Hauger В. Individualismus und aufklarerische Kritik: Johann Wolfgang von Goethe: „Die Leiden des jungen Werther"; Friedrich Nicolau „Freuden des jungen Werthers".-Stuttgart: Klett, 1987.- S. 9^14.

161. Haverkamp N. Typisch Sport? Der Begriff Sport im Lichte der Prototypenmodelle. Koln: SPORT und BUCH Straufl GmbH, 2005,- S. 22^19.

162. Hein E. Johann Wolfgang Goethe. Die Leiden des jungen Werther: Interpretation. -Miinchen: R. Oldenbourg Verlag, 1997.- 145 S.

163. Hermann-Huwe J. „Pathologie und Passion" in Goethes Roman „Die Leiden des jungen Werther". Fr./ M.: Lang, 1997.- 216 S.

164. Hillebrand B. Goethes Werther ein deutsches Thema // Abhandlungen der Klasse der Literatur. Jahrgang 1981/82. - Mainz: Akademie der Wissenschaften und der Literatur, 1982.-24 S.

165. Hitchcock P. Dialogics of the Oppressed. Minneapolis & London: University of Minnesota Press, 1993- 244 p.

166. Hodge R. Literature as Discourse: Textual Strategies in English and History. -Cambridge : Polity Pr., 1990 255 p.

167. Hoffmann, M. Diskurstypiesierungen im kommunikativen Raum der literarischen Erzahlung //Textbeziehungen. Linguistische und literaturwissenschaftliche Beitrage zur Intertextualitat/ Josef Klein/ Ulla Fix (Hrsg.).-Tubingen, 1997. S. 303-326.

168. Hoffineister G. „Krankheit zum Tode". Bemerkungen zu Goethes „Werther" // Goethezeit. Studien zur Erkenntnis und Rezeption Goethes und seiner Zeitgenossen / Hrsg. von Hoffineister G. Bern: Francke, 1981- S. 81-90.

169. Horvath G. Goethe: Die Leiden des jungen Werther: Dimensionen der Flucht // Neohelicon: acta comparationis, litterarum universarum. Budapest: Akademiai Kiado, 1998 - Bd. 25 — N 2 - S. 197-213.

170. Horvath G. Wege der deutschen Innerlichkeit: am Beispiel von Johann Wolfgang von Goethe „Die Leiden des jungen Werther", Hermann Hesse „Siddhartha" und Thomas Mann „Doktor Faustus". Budapest: Osiris, 2001.- S. 38-69.

171. Hsia A. Werther in soziologischer Sicht // Analecta"Helvetica et Germanica. Eine Festschrift zu Ehren von H. Boeschenstein / Hrsg. von Arnold A. u. a. Bonn: Bouvier, 1979.-S. 154-169.

172. Husmann I. Johann Wolfgang Goethe. Die Leiden des jungen Werther. Untersuchungen und Anregungen. Hollfeld/Ofr.: Joachim Beyer Verlag, 1996 - 136 S.

173. Huyssen A. Drama des Sturm und Drang: Kommentar zu einer Epoche. Miinchen: Winkler, 1980,- 272 S.

174. Httbner K. Alltag im literarischen Werk. Eine literatursoziologische Studie zu Goethes Werther. Heidelberg: Julius Groos Verlag, 1987 - 278 S.

175. Ibel R. Der junge Goethe. Leben und Dichtung. Bremen: J. Storm Verlag, 184 S.

176. Iser W. Interaction between Text and Reader // The Reader in the Text (Essays on Audience and Interpretation) / Ed. by S.R.Suleiman and I.Crosman. — Princeton, N.J.: Princeton Univ. Press, 1980. P. 106 - 119.

177. Jager G. Die Leiden des alsten und neuen Werther. Kommentare, Abbildungen, Materialien Miinchen, Wien: Carl Hansen Verlag, 1984.-S. 11-45, 107-145.

178. Jilg G. Die Kollision von Gefiihl und Verstand. Vom gesellschaftlichen Charakter des Selbstbewufltseins und der Formen seiner literarischen Dokumentation. Fr./M.: Lang, 1983.-204 S.

179. Kahlverkamper H. Orientirung zur Textlingustik. Tubingen: Niemeyer, 1981. -262 S.

180. Kaiser G. Aufklarung, Empfindsamkeit, Sturm und Drang. Tubingen; Basel: Franke, 1996.-374 S.

181. Karthaus U. Sturm und Drang: Epoche Werke - Wirkung. - Miinchen: Beck, 2000.-280 S.

182. Kayser W. Wandlungen im Gebrauch der verbalen Prafixe in der deutschen Sprache des 18. Jahrhunderts // Die Vortragsreihe: Studien zur Literatur / Kayser W. Bern, 1958.-S. 9-38.

183. Keller R. Begriff und Bedeutung // Bedeutung, Konzepte, Bedeutungskonzepte. Theorie und Anwendung in Linguistik und Psychologie / Hrsg. von Grabowski J., Harras G., Herrmann T. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1996 - S. 47-66.

184. Kelter St. Kognitive Semantik und Aphasieforschung. Zur Untersuchung zischen

185. Bedeutungen und Konzepten // Kognitive Semantik: Ergebnisse, Probleme, Perspektiven / Hrsg. von Schwarz M. Tubingen: Gunter Narr Verlag, 1994 - S. 81-96.

186. Komfort-Hein, S. Die Medialitat der Empfindsamkeit. Goethes „Die Leiden des jungen Werther" und Lenz „Uber Govon Berlichingen" // Jahrbuch des freien deutschen Hochstifts, 2002.- S. 31-54.

187. Konerding K.-P. Frames und lexikalisches Bedeutungswissen: Untersuchungen zur linguistischen Grundlegung einer Frametheorie und zu ihrer Anwendung in der Lexikographie. Tubingen: Niemeyer, 1993 - S. 6-79, 88-105.

188. Koopmann H. Warum bringt Werther sich um? // „Stets wird die Wahrheit hadern mit dem Schonen". Festschrift fur M. Windfuhr zum 60. Geburtstag / Hrsg. von Cepl-Kaufmann G. u. a. Koln: Bohlau, 1990,- S. 29-50.

189. Koopmann H. Goethes „Werther" der Roman einer Krise und ihrer Bewaltigung // Aurora: Jahrbuch der Eichendorff-Gesellschaft. - Tubingen: Niemeyer, Bd. 58/1998 - S. 1-17.

190. Korff П.А. Die Dichtung von Sturm und Drang im Zusammenhange der Geistesgeschichte: ein gemeinverstandlicher Vortragszyklus. Leipzig: Quelle & Meyer, 1928.-98 S.

191. Korten Chr. Erlauterungen zu Johann Wolfgang Goethe „Die Leiden des jungen Werther". Hollfeld: C. Bange Verlag, 1995.- 88 S.

192. Krist H., Wilkening F. Reprasentationale Entwicklung // Mentale Representation / Hrsg. von Engelkamp J. und Pechmann T. Bern: Huber, 1993 - S. 147-161.

193. Kristeva J. Desire in Language: A Semiotic Approach to Literature and Art. NY: Columbia University Press, 1990 — 305 p.

194. Krtiger R. Das Zeitalter der Empfindsamkeit. Kultur und Geist des spaten 18. Jahrhunderts in Deutschland. Leipig: Koehler & Amelang, 1972. - 206 S.

195. Kuhnert W. Die Aneignung sprachlicher Begriffe und das Erfassen der Wirklichkeit. Frankfurt am Main: Peter Lang, 1983. - 228 S.

196. Lang E. Uber einige Schwierigkeiten beim Postulieren einer Textgrammatik // Generative Grammar in Europe / F. Kiefer, N.Rewet (Hrsg.). Dordrecht: D.Reidel Publishing Company, 1973. - S. 284 - 314.

197. Lange V. Bilder, Ideen, Begriffe: Goethe-Studien Wurzburg: Konigshausen & Neumann, 1991.-217 S.

198. Langen A. Der Wortschatz des deutschen Pietismus. Tubingen: Niemeyer, 1954526 S.

199. Lappe C. Studien zum Wortschatz empfindsamer Prosa. Saarbrucken: O. Verlag, 1970.-433 S.

200. Leibfried E. Goethes Werther als Leser von Lessings „Emilia Galotti" // Text-Leser-Bedeutung. Untersuchungen zur Interaktion von text und Leser / Hrsg. Von Grabes H.- Grossen-Linden: Hoffmann, 1977.-S. 145-156.

201. Lembach C. Selbstmord, Freitod, Suizid: Diskurse iiber das UnSagliche. -Munchen: Akademie Verlag, 1998,- 249 S.

202. Leppin V. „Apologien fur den Selbstmord". Johann Melchior Goeze im Streit um den „Werther" // Archiv fur Kulturgeschichte, 2003.- Bd. 85.- N1.- S. 303-316.

203. Macovski M. Introduction. Textual Voices, Vocative Texts: Dialogue, Linguistics, and Critical Discourse // Dialogue & Critical Discourse: Language, Culture, Critical Theory. New York. Oxford: Oxford University Press, 1997. - P. 3-28.

204. Mannack E. Raumdarstellung und Realitatsbezug in Goethes epischer Dichtung — Frankfurt: Athenaum Verl., 1972 241 S.

205. McRae J. The Language of Poetry. London and New York: Routledge, 1998 - 156 P

206. Meindl C. Wie formt sich die Sprache im Kopf? // Forschung Frankfurt, 2005.- S. 68-71.

207. Minois G. Geschichte des Selbstmords. Diisseldorf: Artemis & Winkler, 1996520 S.

208. Morris, Ch. Types of Discourse // Morris Ch. Writings on the General Theory of Signs. Moutou: Hie Hague, 1971. - P. 120-142.

209. Minsky M. A framework for representing knowledge. 1974. http://web.media.mit.edu/~minsky/papers/Frames/frames.html

210. Mischler G. Von der Freiheit, das Leben zu lassen: Kulturgeschichte des Suizids. -Hamburg: Europa Verlag, 2000 255 S.

211. Mog P. Ration und Gefuhlskult: Studien zu Psychogenese und Literatur im 18. Jahrhundert. Tubingen: Niemeyer, 1976 - 146 S.

212. Miiller P. Zeitkritik und Utopie in Goethes "Werther". Berlin: Riitten und Loening, 1969.- S. 17-183.

213. Muller-Salget Kl. Zur Struktur von Goethes Werther // Zeitschrift fur die deutsche Philologie.- Berlin, 1981.- Bd. 100.- S. 527-545.

214. Muske E. Diskurssemiotik: zur fimktionellen Integration des Frames-Konzepts in eine dynamisches Modell literarisch-kunstlerischer Texte. Stuttgart: Heinz, 1992 - 290 S.

215. Nash W. Language and Creative Illusion. London: Addison Wesley Longman, 1998-258 p.

216. Neuhaus St. Warum Werther sterben musste // Literatur in Wissenschaft und Unterricht, 2002.-Bd. 35.-N4.-S. 287-308.

217. Niggl G. Studien zur Literatur der Goethezeit- Berlin: Duncker und Humblot, 2001.-S. 11-46.

218. Nolan E. Goethes „Die Leiden des jungen Werther". Absicht und Methode // Jahrbuch der deutschen Schillergesellschaft, 1984.- Bd. 28'.- S. 191-222.

219. Olzien O.H. Rainer Maria Rilke: Wirklichkeit und Sprache. -Stuttgart: Hans-Dieter Heinz-Akademischer Verlag,1984. 602 S.

220. Osinski J. Uber Vernunft und Wahnsinn. Studien zur literarischen Aufklarung in der Gegenwart und im 18. Jahrhundert. Bonn: Bouvier, 1983 - S. 153-163.

221. Pikulik L. Leistungsethik contra Geftihlskult: uber das Verhaltnis von Biirgerlichkeit und Empfindsamkeit in Deutschland. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1984 - 343 S.

222. Pikulik L. Die Mundigkeit des Herzens. Uber die Empfindsamkeit als Emanzipations- und Autonomiebewegung // Aufklarung, 2001.- S. 9-32;

223. Prinz F. Werther und Wahlverwandtschaften. Eine morphologische Studie. Bonn, Univ., Diss., 1954.-220 S.

224. Reimer U. FRM: Ein Frame-Reprasentationsmodell und die formale Beschreibung seiner empirischen Semantik. Disserttaion. Konstanz, 1987 - S. 5-47.

225. Reiss H. Literatur und Politik in Deutschland 1770-1789 // Sturm und Drang. Geistiger Aufbruch 1770-90 im Spiegel der Literatur / Hrsg. Von Plachta B. und Woesler

226. W. Tubingen: Niemeyer, 1997.-S. 1-21.

227. Rothmann K. J.W. Goethe, Die Leiden des jungen Werther. Erlauterungen und Dokumente. Stuttgart: Reclam, 1976 - 180 S.

228. Rumpf M. Johann Wolfgang Goethe, Die Leiden des jungen Werther. Miinchen: Mentor-Verl., 1997.-64 S.

229. Sauder G. Der junge Goethe und das religiose Denken des 18. Jahrhunderts // Goethe-Jahrbuch, 1995.- Bd. 112,- S. 97-110.

230. Scherpe K.R. Werther und Wertherwirkungen. Zum Syndrom burgerlicher Gesellschaftsodrnung im 18. Jahrhundert. Berlin; Zurich: Verlag Gehlen, 1970 - S. 11170.

231. Schindler St.K. Eingebildete Korper: phantasierte Sexualitat in der Goethezeit. -Tubingen: Schauffenburg-Verlag, 2001.-258 S.

232. Schindler W. Konzept und Kontiquitatsfeld: ein Beitrag zur linguistischen Beschreibung kognitiver Stukturen und ihrer Rolle bei der Produktion und Verarbeitung von Texten. Fr./M.: Haag und Herchen, 1988.- 555 S.

233. Schmitz U. Warum geht die Sonne auf? Sprachlicher Relativismus gibt zu denken // Der Deutschunterricht. Beitrage zu seiner Praxis und wissenschaftlichen Grundlegung, 2004. Bd. 56.- N5.- S. 6-16.

234. Schoffler H. Die Leiden des jungen Werther: ihr geistesgeschichtlicher Hintergrund. Fr./ M.: Vittorio Klostermann, 1938.- 35 S.

235. Schreiner J. Jenseits vom Gliick: Suizid, Melancholie und Hypochondrie in deutschsprachigen Texten des spaten 18. Jahrhunderts. Miinchen: Oldenbourg, 2003. -323 S.

236. Schroder K. Schatten der Revolution: Goethes „Werther" und die Befreiung des Individums. Berlin, Techn. Univ., Diss.- 2003.- 164 S.

237. Schwandler H.-P. Alles um Liebe? Zur Position Goethes im modernen Liebesdiskurs.-Opladen: Westdeutscher Verlag, 1997-S. 19-36.

238. Schwarz M. Einfiihrung in die kognitive Linguistik. Tubingen: Francke, 1992 - S. 83-87.

239. Schwarz M. Einfuhrung in die Kognitive Linguistik. Tubingen und Basel: Francke, 2008.- 298 S.

240. Staroste W. Werthers Krankheit zum Tode. Zum Aufbau des epischen Vorgangs in Goethes „Werther" // Raum und Realitat in dichterischer Gestaltung : Studien zu Goetheund Kafka / Staroste W Heidelberg : Stiehm, 1971.- S. 23-54.

241. Storey R. Mimesis and the Human Animal: On the Biogenetic Foundations of Literary Representation. Evanston: Northwestern UP, 1996 - 274 p.

242. Strohner H. Kognitive Systeme. Eine Einfuhrung in die Kognitionswissenschaft. -Opladen: Westdeutscher Verlag, 1995-S. 101-124.

243. Sturm und Drang / Hrsg. von Wacker M. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1985.-440 S.

244. Sturm und Drang. Erlauterungen zur deutschen Literatur / Wallesch F. u. a. Berlin: Volk und Wissen, 1988. - 571 S.

245. Sturm und Drang: Bilder, Texte und Materialien zu einer Epoche / Luttgens D. -Berlin: Cornelsen, 1994.- 94 S.

246. Suvin D. On Metaphoricity and Narrativity in Fiction: The Chronotope as the Differentia Generica// SubStance, 1986. No. 14.3. - P. 51-67.

247. Theorie der Empfindsamkeit und des Sturm und Drang / Hrsg. von Sauder G.

248. Stuttgart: Reclam, 2003.- 503 S.

249. Toolan M. Language in Literature. An Introduction to Stylistics London: Arnold, New York: St. Martin's Press, 1998.- 250 p.

250. Topol'ska L. Deutschsprachige Literatur des 18. Jahrhunderts (Aufkliirung, Sturm und Drang).- Olomau: Vydavatelstvi University Palackeno, 1996 S. 10—44.

251. Trunz E. Weltbild und Dichtung im Zeitalter Goethes: acht Studien. Weimar: Verlag Hermann Bohlaus Nachfolger, 1993 - 168 S.

252. Turner M. The Literary Mind New York: Oxford University Press, 1996 - 187 p.

253. Valk T. Melancholie im Werk Goethes: Genese Symptomatik - Therapie. -Tubingen: Niemeyer, 2002,- 327 S.

254. Vogel K. Das Symbolische bei Goethe. Begriffs „Bilder" des Scheinens. -Mtinchen: Fink, 1997.-227 S.

255. Willems M. Wieder die Kompensationsthese. Zur Funktion der Genieasthetik der Sturm-und-Drang-Bewegung//Euphorion, 2000-Bd. 94.-N 1-S. 1-43.

256. Willemsen R. Vorwort // Der Selbstmord. Briefe, Manifeste, literarische Texte / Willemsen R.-K6ln: Kiepenheuer&Witsch, 2002 S. 13-53.

257. Wuthenow R.-R. Die gebandigte Flamme: zur Wiederentdeckung der Leidenschaften im Zeitalter der Vernunft. Heidelberg: Winter, 2000 - 151 S.

258. Zabel H. Goethes Werther eine weltliche Passionsgeschichte? Anmerkungen zur Interpretation literarischer Werke in ihrem Verhaltnis zur biblischen Tradition // Zeitschrift fur Religions- und Geistesgeschichte, 1972,- Bd. 24- S. 57-69.

259. СПИСОК СПРАВОЧНИКОВ И СЛОВАРЕЙ

260. Большой немецко-русский словарь: в 3-х т. 9-ое издание Москва: Русский язык, 2004. - Т. 1 - 760 е., Т.2 - 680 е., Т.З - 363 с.

261. Краткий словарь когнитивных терминов / Под ред. Кубряковой Е.С., Демьянкова В.З., Лузиной Л.Г., Панкрац Ю.Г. М.: Изд-во МГУ им. М,В. Ломоносова, 1996. - 201 с.

262. Лингвистический энциклопедический словарь М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. - 790 с.

263. Langenscheidts GroBworterbuch Deutsch als Fremdsprache // G6tz D., Haensch G., Wellmann H Berlin und Munchen: Langenscheidt KG, 2002 - 1220 S.

264. Worterbuch zu Goethes Werther (begriindet von Erna Merker). Berlin: Akademie-Verlag, 1966.- 647 S.4

265. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПРИМЕРОВ

266. Goethe Johann Wolfgang von. Die Leiden des jungen Werther Munchen: Deutscher Taschenbuch Verlag, 2003,- 152 S.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.