Формирование культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Мочалов, Денис Владимирович
- Специальность ВАК РФ13.00.05
- Количество страниц 170
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Мочалов, Денис Владимирович
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
1.1 .Научная разработанность проблемы творчества как основы развития художественной культуры
1.2.Творческий потенциал самодеятельного хореографического коллектива
1.3.Развитие культуры художественного творчества подростков в самодеятельном хореографическом коллективе языком танца
1.4.Досуговая деятельность в формировании культуры художественного творчества
ГЛАВА II .ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАСТНИКОВ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА 84 2.1.Организационно-педагогические условия формирования культуры а художественного творчества в самодеятельном хореографическом коллективе
2.2.Механизм реализации педагогической модели формирования культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива и результаты ее апробации в самодеятельном хореографическом коллективе
2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива 123 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 13 5 ПРИЛОЖЕНИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Формирование эстетической культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива2010 год, кандидат педагогических наук Марченко, Сергей Евгеньевич
Социально-культурные условия формирования творческой активности младших школьников в самодеятельных хореографических коллективах2014 год, кандидат наук Патрикеева, Светлана Анатольевна
Воспитание эмоциональной культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива2011 год, кандидат педагогических наук Монохин, Геннадий Владимирович
Хореографическое искусство и дети: эстетические и нравственные аспекты воспитания2001 год, кандидат искусствоведения Сытова, Элеонора Валерьевна
Развитие навыков эмоциональной саморегуляции у подростков в условиях художественно-творческой деятельности хореографического коллектива2006 год, кандидат педагогических наук Черноштан, Андрей Анатольевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива»
Актуальность темы исследования. В условиях инновационных процессов, происходящих сегодня в обществе, формированию культурных ценностей подрастающего поколения уделяется особое внимание, поскольку творчество лежит в основе формирования личности, ориентированной на инновационные преобразования. Взаимосвязь творчества и инноваций проявляется и в социокультурной модернизации общества, что усиливает потребность в формировании культурных ценностей в обществе, важнейшим компонентом которых является художественное творчество, которое может осуществляться в различных сферах общественной жизни, в том числе в сфере искусства, как профессионального, так и любительского. Внимание к творчеству обусловлено необходимостью воспитания креативной личности, способной осуществлять ответственный социальный выбор, проявлять активность, принимать эффективные решения в условиях неопределённости и кардинальных преобразований, преодолевать кризисные ситуации и всевозможные трудности, участвовать в формировании культуры общества. Хореографическое искусство представляет собой сферу непосредственного контакта творческого опыта личности с художественным и эстетическим опытом, накопленным в профессиональном и народном творчестве. Как свидетельствует практика, в современных условиях недостаточное внимание уделяется вопросам развития культуры художественного творчества в самодеятельных хореографических коллективах, которые в большей степени ориентированы на постановочные занятия и показательные выступления.
Формирование культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива следует рассматривать с позиции системного подхода как целостную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Танец в этой системе является элементом, способствующем раскрытию духовных сил личности, воспитывает художественный вкус, любовь к прекрасному, вдохновляет к творчеству. В этой связи, с одной стороны, танец оказывает оздоравливающее действие на растущий организм, благотворно влияя на работу сердца, органов дыхания, кровообращения, укрепляя мышцы и улучшая осанку, с другой стороны - танец способствует воспитанию гармонически развитой личности, позволяет развивать ее творческую составляющую.
Таким образом, создание условий для формирования кулыуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива средствами хореографии определяет актуальность темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема формирования культуры художественного творчества достаточно многогранна, поэтому её осмысление потребовало обращения к работам философов, социологов, культурологов, педагогов и психологов.
Общетеоретические исследования представлены работами современных теоретиков и практиков танцевального искусства, таких как Л.Д.Блок, В.М.Богданов-Березовский, И.Я.Вершина, К.Я.Голейзовский, Р.В.Захаров, Н.М. Садовская, Ю.Е.Соколовский, В.И.Уральская и др. Эстетические и философские проблемы хореографии рассматривают исследователи Р.Арнхейм, В.В.Ванслов, А.Л.Волынский, П.М.Карп, Г.П.Меньчиков и др. Методика преподавания хореографии исследовалась в работах Ю.Б.Абдокова, Л.С.Андрусенко, Г.Ф.Богданова, А.В.Занковой, Э.А.Куруленко, А.К.Кульбековой, Е.В.Коноровой, Е.В.Николаевой, В.Н. Нилова, Б.Б.Мануйлова, И.Н.Мордовиной, П.А.Пестова, Г.Н. Прибылова, М.В. Судаковой, Т.В.Тарасенко, E.H. Фокиной, Н.А.Хайкара,
A.С.Яценко и др. Работы вышеперечисленных авторов составляют основу теории и практики российской системы хореографического образования.
В отдельных работах и публикациях раскрыты вопросы организации и творческой деятельности хореографических коллективов (М.С.Боголюбская,
B.Е.Боровик, Л.В.Бухвостова, В.С.Гончарова, О.А.Горобчук, Г.П.Гусев, Н.В. Даренская, В.П.Догаев, Н.В.Кипрушева, Г.В.Майер, И.Н.Мордовина, Л.Я.Николаева, А.Ф.Родин, С.Н.Темлянцева, В.Ф.Чабанный и др.).
Проблематика реализации педагогического потенциала социально-культурной практики раскрыта в исследованиях видных отечественных специалистов:
М.А.Ариарского, Г.М.Бирженюка, В.В.Гладких, Е.И.Григорьевой, М.И.Долженковой, В.З.Дуликова, А.Д.Жаркова, А.С.Корчагиной, Т.Г.Киселевой, Ю.Д. Красильникова, В.И.Курбатова, Н.Ф.Максютина, И.Ю.Марченко,
A.П.Маркова, В.Е.Новаторова, Р.Г.Салахугдинова, А.В.Соколова, Ю.А. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой. В.Я.Суртаева, П.П.Терехова, В.Е.Триодина,
B.В.Туева, Д.В.Шамсутдиновой, H.H. Ярошенко и др.
Несмотря на значительный объем литературы по различным аспектам становления и развития творческой личности, формированию культуры художественного творчества подростков не уделено достаточного внимания. Так, например, в ряду проблем развития культуры художественного творчества в условиях социально-культурной деятельности специально не исследовался механизм формирования культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива. Между тем в реальной социально-культурной практике существует ряд противоречий:
- между растущей потребностью общества в творческих личностях, способных полноценно функционировать в современных условиях, * и нереализованностыо воспитательного потенциала хореографии в самодеятельном коллективе по формированию культуры художественного творчества его участников;
- между социальной потребностью общества в формировании культуры художественного творчества и недостаточной разработанностью технологии эффективного использования хореографии в качестве средства формирования культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива.
Проблема настоящего исследования может быть определена как: каковы организационно-педагогаческие условия формирования культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия формирования культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива.
Объект исследования - процесс формирования культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия формирования культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива.
Гипотеза исследования: формирование культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива может быть эффективным при реализации следующих организационно-педагогических условий:
-создания педагогически комфортной образовательной среды, включая психологический климат и благоприятную творческую атмосферу, на принципах оптимального общения между участниками самодеятельного хореографического коллектива и педагогами-хореографами, руководителями коллективов;
-развития интеллектуальной мобильности и эмоциональных возможностей на основе рефлексивной самореализации творческой самостоятельности участников самодеятельного хореографического коллектива;
-использования индивидуального подхода к членам коллектива в процессе занятий хореографией с учетом возрастных особенностей характера;
-разработки и внедрения модели формирования культуры художественного творчества участников в самодеятельном хореографическом коллективе.
Для достижения цели данного диссертационного исследования нами были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность категории «культура художественного творчества» и дать собственную трактовку понятия «формирование культуры художественного творчества» как организационно-педагогического процесса.
2.0пределить творческий потенциал хореографии, способствующий формированию культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива.
3.Выявить специфику досуговой деятельности в формировании культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива.
4.Выявить, обосновать и экспериментально апробировать организационно-педагогические условия по формированию культуры художественного творчества участников в самодеятельном хореографическом коллективе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: на философском уровне: учение о гармоничном и всестороннем развитии личности, путях и средствах развития ее творческой направленности (А.И.Арнольдов, Н.А.Бердяев, А.Я.Флиер, П.А.Флоренский, и др.); концепции социального формирования личности (В.Д.Булгаков, Р.Х.Гильмеева, Ю.Н.Дрешер, Т.И.Ключенко, В.Ш.Масленникова, Г.П.Меньчиков, В.Е.Новаторов, З.А.Сафиуллина, Л.Ю.Сироткин, Р.Р.Юсупов и др.); на общенаучном уровне: природа творчества, сущность и содержание творческого воспитания (Ю.К.Бабанский, Ю.Б.Борев, Дж.Гилфорд, О.М.Дьяченко, Т.И.Ильина, М.Х.Герондоков, И.И.Киященко, М.С.Каган, В.М.Пивоев, З.М.Явгильдина и др.); на конкретно-научном уровне:
-исследования, посвященные истории, теории, технологии и современной социально-культурной деятельности (Б.С.Алишев, М.А.Ариарский, Т.И.Бакланова, С.Б.Брижатова, Е.И.Григорьева, А.Д.Жарков, А.С.Каргин, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красилышков, Е.Л.Кудрина, В.Е.Новаторов, Н.Ф.Максютин, А.П.Марков, Р.Г.Салахутдинов, Е.И.Смирнова, Ю.А.Стрельцов, В.Я.Суртаев, В.М.Рябков, В.Е.Триодин, Д.В.Шамсутдинова, Н.Н.Ярошенко и др.);
-исследования, посвященные методике работы в хореографическом коллективе (Л.В.Бухвостова, А.Я.Ваганова, Г.П.Гусев, И.Н.Мордовина, В.Ф.Чабанный и др.);
-исследования процесса формирования личности средствами хореографического искусства (М.С.Боголюбская, Л.А.Каюмова, Э.А.Куруленко, Б.Б.Мануйлов, А.М.Мессерер, И.Н.Мордовина, Е.В.Николаева, В.Н.Нилов, В.В.Окунева, Н.И.Тарасов, Т.С.Ткаченко, Т.А.Устинова, А.Б.Череднякова,
А.С.Яценко и др.).
-исследования, посвященные разработке и реализации педагогических моделей в педагогической и социокультурной практике (Н.М.Борытко, Л.Н.Буйлова, Б.С. Гершунский, В.В.Краевский, В.М.Монахов, В.А.Сластенин, В.В.Сериков, П.П.Терехов и др.);
-исследования, посвященные социально-культурной деятельности личности
Г.М.Бирженкж, В.З.Дуликов, Р.С.Гарифуллина, Е.И.Григорьева, Л.С.Жаркова, А.П.Марков, Б.Г.Мосалев и др.);
Методы исследования. В процессе исследования были использованы системный подход, методы сравнения, обобщения, анкетирования, беседы, экспертный опрос и интервью, анализ официальной документации и контент-анализ материалов прессы, социально-культурное моделирование, педагогический эксперимент.
База исследования: хореографический коллектив «Пестрая компания» (г.Казань), хореографические коллективы при общеобразовательных школах №174 и №175 Советского района г.Казани, хореографический коллектив при музыкальной школе №30 (г.Казань), частная хореографическая школа Helderse Balletschool Martine Goedegebuure г. DenXeldern ( Нидерланды). £
Для проведения мастер-классов по формированию культуры художественного творчества участников в самодеятельном хореографическом коллективе использовались ресурсы кафедры современного и спортивно-бального танца ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств».
Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 2007 по 2012 гг. и проходило в три этапа.
Первый этап (2007-2008 гг.) - поисковый: изучалась философская, культурологическая, социологическая, психологическая литература по теме диссертации; исследовался совокупный практический опыт самодеятельных хореографических коллективов; определялись основные направления, содержание и формы развития творческой направленности личности в условиях самодеятельного хореографического коллектива.
Второй этап (2009-2010 гг.) - организационный: осуществлялись длительное включенное наблюдение и опытно-экспериментальная работа: систематически отбирался эмпирический материал, проводились локальные и фронтальные исследования в действующих хореографических коллективах, осуществлялась непосредственная педагогическая работа в базовых учреждениях. Параллельно велась разработка теоретической структурно-функциональной модели развития творческой направленности в условиях самодеятельного коллектива.
Третий этап (2011-2012 гг.) - обобщающий: проведены обработка и систематизация теоретических и экспериментальных данных, сформулированы теоретические выводы и практические рекомендации. Результаты исследования систематически отражались в профессиональной печати, докладах на научных конференциях разного уровня. Осуществлена научная и литературная редакция текста диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1 .Уточнены и скорректированы понятия:
- «культура художественного творчества» (на базе понятий «творчество», «культура» и «художественное творчество») понимается как взаимосвязанное и своеобразно пересекающееся явление социальной жизни в рамках досуга, направленное на преобразование действительности, создание новых социально значимых культурных ценностей;
- «формирование культуры художественного творчества» понимается как процесс развития новаторства, преемственности культурных ценностей человека как личности и творца всей культуры общества.
2. Раскрыт творческий потенциал хореографии в всестороннем развитие личности, который предопределен синтезирующим характером хореографии, объединяющем музыку, ритмику и движение, развивающем зрительные, слуховые и двигательные формы чувственного и эмоционального восприятия мира, снимающем умственную усталость и дающем дополнительный импульс для всех аспектов жизнедеятельности личности.
3.Определены организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива, в том числе:
-создание педагогически комфортной образовательной среды, включая психологический климат и благожелательную творческую атмосферу на принципах оптимального общения между участниками самодеятельного хореографического коллектива и педагогами-хореографами, руководителями коллективов;
-развитие интеллектуальной мобильности и эмоциональных возможностей на основе рефлексивной самореализации творческой самостоятельности участников самодеятельного хореографического коллектива;
-использование индивидуального подхода к членам коллектива в процессе занятий хореографией с учетом возрастных особенностей характера;
-разработана и внедрена модель формирования культуры художественного творчества участников в самодеятельном хореографическом коллективе. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- осуществлены систематизация и развитие исследовательских подходов к проблеме формирования культуры художественного творчества в самодеятельном хореографическом коллективе в условиях досуговой деятельности;
- уточнена сущность понятия «культура художественного творчества» применительно к участникам самодеятельного хореографического коллектива;
- теоретически обоснована и экспериментально доказана эффективность организационно-педагогических условий формирования культуры художественного творчества участников в самодеятельном хореографическом коллективе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные результаты исследования доведены до конкретных методических рекомендаций и могут быть использованы при разработке программ по формированию культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива. Материалы исследования могут быть использованы педагогами учреждений дополнительного образования при разработке спецкурсов и учебных дисциплин. Выводы и основные положения диссертации могут быть использованы руководителями самодеятельных хореографических коллективов в процессе практических и индивидуальных заданий, а также в системе переподготовки и повышения квалификации педагогов-хореографов.
Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью исходных теоретических положений, использованием адекватных методов исследования, корректной реализацией исходных теоретических положений и понятийно-терминологического аппарата. Проведенное автором диссертации научное исследование подкреплено практической деятельностью, корректным применением аппарата математической статистики для обработки экспериментальных данных, тщательной проверкой гипотезы исследования.
Положения, выносимые на защиту:
1.Танец представляет собой синтез потенциалов искусства постановщика-хореографа и участников самодеятельного хореографического коллектива, реализующих его замысел средствами хореографии; является средством интерпретации творчества и потенциала хореографии при формировании культурьт художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива.
2.Для принятия решений по управлению процессом формирования культуры художественного творчества в различных средах и различных по способностям личностей необходимо дифференцировать «творчество» по классификационному признаку. Можно выделить творчество объективное, которое может быть представлено оригинальными, новыми общественно значимыми продуктами (теориями, научными открытиями, произведениями искусства), и субъективное творчество личности, проявляющееся в овладении новыми для данной личности способами познавательной деятельности, в открытии новых смыслов в прежней деятельности.
3.Самодеятельный хореографический коллектив служит благоприятной средой для формирования культуры художественного творчества его участников, способствует развитию их творческих способностей.
4.Творческий потенциал самодеятельного хореографического коллектива включает в себя три компонента:
-педагоги-хореографы — субъекты, владеющие суммой знаний, способные донести их до участников и формирующие культурные ценности языком танца;
-участники самодеятельного хореографического коллектива - объекты, способные принимать и воспринимать передаваемые им культурные ценности;
-организационно-педагогические условия, способствующие формированию культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива.
Формирование культуры художественного творчества в самодеятельном хореографическом коллективе происходит посредством взаимодействия педагогов-хореографов и участников через обучение основам искусства танца. И это взаимодействие многоаспектно.
5.Разработка модели формирования культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива предполагает проведение диагностики их потенциала педагогами-хореографами в целях формирования групп и создания для каждой из них педагогических условий, что позволит достичь поставленной цели - сформировать культуру художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива.
6.Алгоритм реализации модели по формированию культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива предполагает оценку эффективности организационно-педагогический условий на основании динамики критериев (культурно-познавательных, коммуникативно-поведенческих, эмоционально-эмпатийных и др.), определяющих уровень сформированное™ культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на протяжении всего времени работы над диссертацией, в течение пяти лет педагогической деятельности диссертанта в качестве преподавателя кафедры современного и спортивно-бального танца ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств» и педагога-репетитора хореографического коллектива «Пестрая компания» (г. Казань). Опытно-экспериментальная работа, проведенная диссертантом в самодеятельных хореографических коллективах г. Казани, дала необходимые основания для разработки и практической апробации в них модели формирования культуры художественного творчества.
Основные положения и результаты исследования неоднократно апробировались и обсуждались на научных конференциях: международных (г.Казань, 2010г., 2011г.; г.Бишкек, 2011г.), всероссийских с международным участием (г.Пермь, 2011г.), межвузовских (г.Казань, 2008г., 2009г.). Внедрение материалов исследования осуществлялось в ходе социально-культурной деятельности и организации учебного процесса на кафедре современного и спортивно-бального танца ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств», в хореографических коллективах «Пестрая компания», хореографических коллективах при общеобразовательных школах №174 и 175, ледового театра «Ривьера», (г.Казань), а также в частном хореографическом коллективе Helderse Balletschool Martine Goedegebuure Niderlande, о чем свидетельствуют акты о внедрение.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка литературы (177 источников), 5 приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Сохранение хореографической культуры эвенкийского народа в социально-педагогической деятельности0 год, кандидат педагогических наук Каплин, Никита Сергеевич
Формирование креативной личности средствами хореографии в сфере досуга2009 год, кандидат педагогических наук Опарина, Ольга Владимировна
Формирование культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства2010 год, кандидат педагогических наук Каюмова, Лейсан Амировна
Этнохудожественное воспитание подростков средствами хореографического творчества в учреждениях дополнительного образования2013 год, кандидат педагогических наук Фетисова, Наталия Евгеньевна
Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в профессиональной подготовке руководителей детских хореографических коллективов2006 год, кандидат педагогических наук Тарасенко, Татьяна Викторовна
Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Мочалов, Денис Владимирович
Выводы по главе II
Эффективность формирование культуры художественного творчества в деятельности самодеятельного хореографического коллектива предполагает наличие общих и частных педагогических условий. Общие педагогические условия отражают внешнюю сторону педагогической конструкции, частные -внутренние параметры. Совокупность общих и частных характеристик образует следствие, соответствующее педагогическим параметрам оптимальности. Следовательно, создание педагогически комфортной образовательной среды, включая психологический климат и благоприятную творческую атмосферу (сущность педагогических условий), осуществляемое в процессе обучения хореографии, образующем культурное пространство (самодеятельный хореографический коллектив), формирует культуру художественного творчества участников (следствие соответствующее педагогической оптимальности).
2.Самодеятельный хореографический коллектив как культурообразующее пространство обладает достаточным потенциалом для формирования культуры художественного творчества: через формирование культуры художественных отношений стимулирует каждого участника к накоплению знаний, впечатлений, к обмену духовными ценностями, к культурно-эстетической организации всей жизни и деятельности. Активизирует все виды побуждений -потребности, интересы, мотивы, стремления, цели, идеалы - участников к творческой и исполнительской деятельности средствами хореографического искусства. Культурно-эстетическая деятельность хореографического коллектива (творчество) и художественный репертуар оказывают необходимое воздействие на внутренний мир участников, их творческий потенциал. В этой связи выделены общие и частные педагогические условия.
3. Педагогическими условиями эффективной организации процесса формирования культуры художественного творчества в деятельности самодеятельного хореографического коллектива являются:
- создание педагогически комфортной образовательной среды, включая
130 психологический климат и благожелательную творческую атмосферу, на принципах оптимального общения между участниками самодеятельного хореографического коллектива и педагогами-хореографами, руководителями коллективов;
- развитие интеллектуальной мобильности и эмоциональных возможностей на основе рефлексивной самореализации творческой самостоятельности участников самодеятельного хореографического коллектива;
- использование индивидуального подхода к членам коллектива в процессе занятий хореографией с учетом возрастных особенностей характера;
- разработка модели формирования культуры художественного творчества в условиях самодеятельного хореографического коллектива.
4. Исходя из указанных форм и характера их взаимодействия в образовательно-воспитательном процессе, нами выбраны методы, помогающие развивать творческий потенциал участников в хореографическом коллективе: а) метод объяснения; б) метод иллюстрации; в) метод визуализации; г) метод эмоционально-волевого воздействия.
5. Итогом научного исследования явилась модель формирования культуры художественного творчества участников хореографического коллектива, включающая в себя целевой, содержательный и результативный блоки, компоненты культуры художественного творчества, основные виды творческой деятельности, основные формы творческой деятельности, методы организации процесса формирования культуры художественного творчества.
6. В ходе формирующего эксперимента рабочая гипотеза исследования нашла свое полное подтверждение. Было выявлено, что эффективность процесса формирования культуры художественного творчества участников хореографического коллектива тем выше, чем выше степень реализации всего выше выделенного комплекса педагогических условий в рамках целостного процесса воспитания культуры художественного творчества участников хореографического коллектива.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Творчество является высшим проявлением человеческой деятельности, направленным на преобразование действительности и создание новых социально значимых культурных ценностей. Проведенная автором классификация категории «творчество» по различным признакам необходима для принятия решений по управлению процессом формирования и развития творчества в различных средах.
2. Для формирования культуры художественного творчества наиболее подходящим является подростковый возраст (от 12 до 15 лет), находясь в котором индивид наиболее подвержен как внешним проявлениям (восприятию культурных ценностей), так и внутренним проявлениям (самоутверждение, саморазвитие, новаторство), в сумме определяющих развитие человека как личности и творца, формирующего культуру общества в целом.
3.Задачей культурно-досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для подростков, в основе которых лежат принципы включения незадействованных групп молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.
4.Применительно к диссертационному исследованию под термином «формирование культуры художественного творчества» следует понимать процесс развития новаторства, преемственности культурных ценностей и человека как личности и творца всей культуры общества средствами хореографии в социокультурной деятельности самодеятельного хореографического коллектива.
5.Самодеятельный хореографический коллектив как культурообразующее пространство обладает достаточным потенциалом для формирования культуры художественного творчества: через потенциал хореографии способствует формированию культуры художественных отношений и стимулирует каждого участника к накоплению знаний, впечатлений, к обмену культурными ценностями. Активизирует все виды побуждений - потребности, интересы, мотивы, стремления, цели, идеалы - участников к познанию культуры творческой и исполнительской деятельности средствами хореографического искусства. Культура художественного творчества, формируемая в хореографическом коллективе через художественный репертуар, оказывают воздействие на внутренний мир участников, их потенциал. В этой связи выделены общие и частные педагогические условия формирования культуры художественного творчества в самодеятельном хореографическом коллективе.
6. Педагогическими условиями формирования культуры художественного творчества в деятельности самодеятельного хореографического коллектива являются:
- создание педагогически комфортной образовательной среды, включая психологический климат и благожелательную творческую атмосферу, на принципах оптимального общения между участниками самодеятельного хореографического коллектива и педагогами-хореографами, руководителями коллективов;
- развитие интеллектуальной мобильности и эмоциональных возможностей на основе рефлексивной самореализации творческой самостоятельности участников самодеятельного хореографического коллектива;
- использование индивидуального подхода к членам коллектива в процессе занятий хореографией с учетом возрастных особенностей характера;
7. Итогом научного исследования явилась модель формирования культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива, включающая в себя целевой, содержательный, деятельностно - ориентированный и организационно-методический блоки, компоненты формирования культуры художественного творчества, педагогические условия, формы и методы организации процесса формирования культуры художественного творчества.
8. В ходе формирующего эксперимента рабочая гипотеза исследования нашла свое полное подтверждение. Было выявлено, что эффективность процесса формирования культуры художественного творчества участников хореографического коллектива тем выше, чем выше степень реализации всего выше выделенного комплекса педагогических условий в рамках целостного процесса воспитания культуры художественного творчества участников хореографического коллектива.
Вместе с тем настоящее исследование не исчерпывает всех проблем формирования культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива. Разработанная модель, механизм, алгоритм ее реализации и подходы могут служить основанием для определения возможностей коллектива художественной самодеятельности по формированию культуры художественного творчества участников в индивидуальной форме, а через нее и культуры общества в целом.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мочалов, Денис Владимирович, 2012 год
1. Монографии, учебники и периодические издания:
2. Актуальные проблемы социологии молодежи / под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2010. - 679 с.
3. Алишев, Б.С. Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня / Б.С. Алишев, Т.Б.Алишев, А.Х. Гильмутдинов // Вопросы образования. 2010. № 4. - С.227-246.
4. Альтшуллер, Г. С. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности / Г. С.Альтшуллер, И. М. Верткин. Минск.: Беларусь, 1994.-479 с.
5. Андреева, Г.М. Социальная психология /Г.М. Андреева. М.: Аспект пресс, 2008. - 352 с.
6. Андрусенко, Л.С. Работа над танцевальной образностью с воспитанниками младшего школьного возраста /Л.С. Андрусенко // Искусство и образование 2008. - № 6. - С. 63-67.
7. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного исследования /М.А. Ариарский. СПб: Арт-студия, 2008. - 244 с.
8. Арнольдов А. И. Введение в культурологию: учебное пособие. М: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. - 352 с.
9. Ахмедова, М.А. Культура организации в социокультурной системе общества / М.А. Ахмедова, С.Н. Митин // Человек, культура, образование: сб. науч. тр. I Всерос. науч.-практ. конф. Ульяновск, 2006. - С. 12-17.
10. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1089. 560 с.
11. Бакланова Т.И. Народное художественное творчество на рубеже веков: Сохранение традиций и подготовка кадров / Т.И. Бакланова // Сборник статей. М., 2000. -С. 176- 177.
12. Барышков, В. П. Аксиология личностного бытия /В. П.Барышков.1. М., 2005.-244 с.
13. Бережная, М.С. Основные направления и перспективы социокультурной адаптации детей и юношества- средствами художественного творчества: монография / М.С. Бережная. М.: ИХО РАО, Научные фонды, 2006.-144 с.
14. Бим-Бад, Б. М. Обучение и воспитание через непосредственную среду: теория и практика / Б. М. Бим-Бад // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. -2001.-№3. -С. 16-18
15. Бирженюк, Г.М. Основы социокультурного проектирования: учебное пособие / Г.М. Бирженюк, А.П. Марков.-СПб.: СПбГУП, 1998. 344 с.
16. Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания.- М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1986.- 128 с.
17. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. СПб.: Питер, 2008.- 400 с.
18. Бондаревская, Е. В. Антикризисная направленность современного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 2007. - № 3. - С. 3-14.
19. Борев, Ю.Б. Эстетика: учеб.для вузов / Ю.Б.Борев. М.: Высшая школа, 2002. - 511 с.
20. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности:-*Т
21. Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.
22. Брижатова, С.Б. Системообразующие основания разработки региональных программ социально-культурного развития в России / С.Б. Брижатова. Москва: МГУКиИ, 2001. - 589 с.
23. Буйлова, Л.Н. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ / Л.Н.Буйлова // Актуальные задачи педагогики: матер. Межд. заоч. науч. конф. Чита, Молодой ученый, 2011. - С. 13 8-141.
24. Бухвостова, Л. В. Фольклорный материал при созданиисценического танца // Образование и общество. 2004, №1 (24). С. 108-111.
25. Ваганова, А.Я. Основы классического танца. Издание 6. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» СПб.: Лань, 2000. - 192с.
26. Ващилин, Э.П. Творческая молодежь современной России: особенности социализации / Э.П.Ващилин //Социально-гуманитарные знания. -2003.- № 2. С.240-250.
27. Вишняк, А.И. Культура молодежного досуга /А.И.Вишняк, В.И. Тарасенко. Киев: Высш. школа, 2005 - 53с.
28. Выготский, Л. С. Психология развития личности /Л. С.Выготский.- М.: Смысл, 2005. 1136с.
29. Гарифуллина, P.C. Технологии социально-культурной деятельности молодежи: (духовно-нравственный ресурс воспитания): учеб.пособ. / Р. С. Гарифуллина. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2007. - 288 с.
30. Герасимов, Г.И. Культурно-образовательное пространство: сущность и реалии становления: монография / Г.И. Герасимов, Л.Н. Павленко.- Ростов н/Д, 2003. 456 с.
31. Гильмеева, Р. X. Непрерывное профессиональное педагогическое образование: стратегические ориентиры развития / Р. X. Гильмеева // Методист, 2006.-№Ю.-С. 2-5
32. Гладилина, В. И. Факторы обеспечения успешности процессов самоутверждения и самовыражения личности подростка в сфере досуга / В. И. Гладилина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2007.- №4. - С. 79-81.
33. Григорьева, Е. И. Медико-социальные основы здоровья и рекреации: учеб. пособие, 2-е изд., доп. и перераб. / Е.И. Григорьева, Г.В. Ганыиина, И. А. Ерохина. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. - 444 с.
34. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца:Танцевальные движения и комбинации на середине зала / Г.П.Гусев. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. 208 с.
35. Даль В.И. Современный словарь русского языка /В.И.Даль.- М.: Харвест, 2010.-512 с.
36. Дрешер, Ю.Н. Валеологические аспекты образовательной деятельности в социокультурной сфере // Философия современного социокультурного образования: Материалы межвузовской науч.-метод. конф. -Казань: ГранДан, 1999. С. 51-53.
37. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника / О.М. Дьяченко. М., Мозаика-Синтез, 2008. - 129 с.
38. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учеб. для ст-в вузов культуры и искусств/ А.Д. Жарков. М.: Изд. Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.
39. Зеер, Э. Ф. Психология становления педагога профессиональной школы / Э. Ф. Зеер. М.: Аспект- Пресс, 2006. - 127с.
40. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. -СПб.: Питер, 2004.-С. 55.
41. Ильина, Е. П. Духовно-нравственный облик «поколения перемен» (социолого- педагогический аспект). //Семья в современном обществе. От традиций к инновациям //Сборник статей межвузовской научно-практической конференции,- Чебоксары, 2008, с.55-60.
42. Ирхин, Ю.В. Социология культуры: учебник / Ю.В. Ирхин- М.: Экзамен, 2006.-525.
43. Кабурнеева, Е.О. Педагогические традиции хореографического образования в России (на примере Московской государственной академии хореографии) / Е.О. Кабурнеева //Вестник Московского университета МВД России.-2010.-№7.- С. 14-16.
44. Каган, М.С. К вопросу о понимании культуры /М.С.Каган// Филосовские науки. 1985. - №5. -С.78-91.
45. Каргин, A.C. Народное художетвенное творчество: Структура, форма, свойства/А.С.Каргин. -М.: Музыка, 1990. 141 с.
46. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов // А.
47. Карелин. М.: Эксмо, 2006. - 416 с.
48. Киселёва, Т.Г.Новые образовательные технологии в вузах культуры и искусств сегодня и завтра//Библиотековедение.-2004.-№ 5.-С. 14-22.
49. Киселёва, Т. Г. Социально-культурная деятельность: Учебник / Т.Г.Киселева, Ю.Д. Красильников. М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.
50. Киященко, Н.И. От опыта к эстетической культуре /Н.И. Киященко// Эстетическая культура. — М.: Искусство, 1996. -164 с.
51. Ключенко, Т.И. Математизация библиотечного образования. -Казань: Медицина, 2001.- 196 с.
52. Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей / В.В.Краевский. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001 .-244 с.
53. Кудрина, Е. Л. Диверсификация в вузах культуры и искусств в условиях модернизации высшего профессионального образования Текст. / E.JI. Кудрина, Е.В. Утин // Вестник МГУКИ. 2004. - №2. - С.115-126.
54. Куруленко Э.А. Становление педагогической теории самодеятельного хореографического творчества в СССР / Э.А. Куруленко. -Куйбышев, 1980. 78 с.
55. Леонова, O.A. Понятие «образовательное пространство» и его региональная интерпретация // Педагогика. 2008. - № 6. - С. 15-19
56. Леонтьев, Д. А. Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека /Д.А Леонтьев //Философские науки. 2009. - № 10.- С. 27-31
57. Лукиных, Ю. В. Становление социокультурных ориентаций будущего менеджера: монография / Ю. В. Лукиных, В. В. Игнатова. -Красноярск: СибГТУ, 2007,- 134 с.
58. Лысикова, Н.П. Культурно-образовательное пространство современного человека: кол. монография / Н.П. Лысикова, Н.Р. Вакулич, С.А. Алимаева и др. Саратов: Саратовский источник, 2010.-166 с.
59. Мадера, А. Г. Моделирование и принятие решений в менеджменте: руководство для будущих топ-менеджеров. М.: ЛКИ, 2010. - 688 с.
60. Максютин, Н.Ф. Культурологические аспекты праздника / Н.Ф. Максютин. Казань: Медицина, 1996. - С.58.
61. Малофеев, Н. Н. Совместное воспитание и обучение — закономерный этап развития системы образования / Н. Н. Малофеев, М. М. Маркович, Н. Д. Шматко // Управление ДОУ.- 2010. №6. - С. 8-23.
62. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учебник / Л.В. Мардахаев. М.: Гардарики, 2005.- 269 с.
63. Марков, А.П. Основы социокультурного проектирования: учеб. пособие /А.П. Марков, Г. М.Бирженюк. СПб.: Наука, 2007. - 124с.
64. Марченко, С. Е. Роль педагога-хореографа в эстетическом воспитании подростков / С. Е. Марченко // Омский научный вестник. 2010. -№ 5 (91).-С. 132-134.
65. Масленникова, В.Ш. Программа «Развитие духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Татарстан на 2008 2011 годы» / В.Ш. Масленникова, А.Н. Хузиахметов, Р.Г Габдрахманова и др. -Казань, 2008. - 84 с.
66. Меньчиков, Т.П. «Антропный принцип»: соотношение с «антропоцентризмом» и «антропологическим подходом» /Г.П. Меньчиков// Новые методы в решении фундаментальных проблем социальной философии: синергийная антропология. Казань, 2009. - С. 100-103.
67. Мессерер, А. Танец. Мысль. Время / А. Мессерер. М.: Искусство, 1990. 265 с.
68. Михайлова, Т. В. Ценностные ориентации личности / Т. В. Михайлова // Педагогический процесс и особенности его организации в условиях регионально-национального образования: сб. науч. ст.-М.; Чебоксары: Изд-во ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2008. С. 161- 175.
69. Мордовина, И.Н. Хореографическое искусство России конца XX -начала XXI в.: тенденции развития. Курс лекций: учеб. пособие /И.Н. Мордовина.-Тамбов:Издательский дом ТГУ им.Г.Р.Державина, 2010.-150 с.
70. Мосалев, Б.Г. Культура как способ регуляции поведения человека /
71. Б.Г.Мосалев//Социально-культурная деятельность: опыт, проблемы, перспективы. М.: МГУКИ, 2002. 13-20.
72. Мухина, B.C. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность (хрестоматия) / B.C. Мухина, А.А.Хвостов. М.: Академия, 2007. - 624 с.
73. Нилов В.Н. Хореография коренных малочисленных народов Севера России. Учебное методическое пособие / В.Н.Нилов. М.: Феникс, 2004.- 23 с.
74. Новикова, Т.М. Искусство философии и философия искусства: философия, ее смысл и предназначение: учеб. пособие / Т.М. Новикова. М.: Вузовская книга, 2006. - 128 с.
75. Новаторов, В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере / В.Е. Новаторов. Омск: Омич, 2000. - 288 с.
76. Орлов, А.И. Менеджмент. Организационно-экономическое моделирование. Ростов н/Д: Феникс, 2009 - 480с.
77. Основы психодиагностики: учебно-методический комплекс для специальности 030301 «Психология» / сост. Н.В. Зоткин. Самара, 2007.-208 с.
78. Останина, С. А. Формирование творческого стиля деятельности школьников в процессе художественно-эстетического образования / С. А. Останина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова.- 2009.- Т. 15.- № 2. С. 438-442.
79. Останина, С. А. Педагогические условия формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в образовательном пространстве гимназии / С. А. Останина // Молодой ученый-2011.- Т.2.- №4- С. 110-112.
80. Паршук, С.М. Роль хореографии в гармоничном развитии младших школьников / С.М. Паршук, А.О. Драган // Успехи современногоестествознания. -2011. -№ 8. С. 185-186.
81. Пивоев, В.М. Культурология: введение в историю и теорию культуры: уч. пособие для вузов по направлению и специальности «Культурология» 3-е изд., перераб. и доп. / В.М. Пивоев. М.: КноРус, 2011.— 528 с.
82. Попов, A.A. Философия открытого образования: социально-антропологические основания и институционально-технологические возможности: монография. Томск: Бия, 2008. - 279 с.
83. Попов, B.C. Педагогическая сущность социального партнерства // Науки о культуре: инновации и приоритетные разработки: сб. науч. тр. М.: МГУКИ, 2010.- С. 44-47.
84. Пупков, C.B. Нравственно-ценностная позиция социолога: теоретический аспект: монография / C.B. Пупков. Самара: Изд-во СГПУ, 2007.-112 с.
85. Пуртурова, Т.В. Учите детей танцевать: учеб. пособие / Т.В. Пуртурова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. М.: Владос, 2003. - 256 с.
86. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / Д. Я. Райгородский. М.: Бахрах, 2000. - 672 с.
87. Рябков, В. М. Методологические основы историографии социально-культурной деятельности как научной отрасли знания / В. М. Рябков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2007. - № 5.-С. 94-98.
88. Савченко, И.А. Интеграция и коммуникация как векторы социокультурной динамики: монография / И.А. Савченко. М.: ИНФРА-М,2011.-201 с. -( Научная мысль).
89. Салахутдинов, Р.Т. Социально-культурное творчество / Р.Т.Салахутдинов. Казань:Изд-во Казанск. ун-та, 1997. -87 с.
90. Сафиуллина, 3. А. Информация: ценность и оценка: науч.-практ. пособие / З.А. Сафиуллина. -М.: Либерея-Бибинформ, 2006. 222 с.
91. Селиванов, B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб. пособие / B.C. Селиванов М.: Академия, 2004. - 336 с.
92. Семёнов, В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи /
93. B.Е.Семёнов // Социс. 2007. - №4. - С.37-43.I
94. Серова, Н.С. Самоопределение личности в свете идеи эстетического бытия Ф. Ницше / Н.С. Серова // Искусство и образование 2008. - № 6 (56).1. C. 5-12.
95. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
96. Скрипунова, Е.А. О предпочтениях городской молодежи / Е.А. Скрипунова, A.A. Морозов // Социс. 2002.- № 1.- С105-110.
97. Смирнова Е. Художественные аналогии при изучении поэзии А.А.Блока. 11 класс: «Те же глаза, хоть различен наряд!. / Е.Смирнова // Литература в школе. 2006. - № 6. - С.32.
98. Современные технологии социально- культурной деятельности: учеб. пособие / под ред. Е.И. Григорьевой Тамбов, 2002 - 504с.
99. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. М.: Магистр, 1997. - 224 с.
100. Социально-культурная деятельность: теория, технологии, практика: колл. монография. Ч.Т / ред.-сост. JI.E. Осипова; науч. ред. В.Я. Рушанин; Челяб. гос. академия культуры и искусства. Челябинск, 2006.- 280с.
101. Стрельцов Ю. А. Культурология досуга: Учебное пособие / Ю. А. Стрельцов. М.: МГУКИ, 2003 - 151с.
102. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен: учебное пособ.-2-е изд. испр. и доп. / В.Я. Суртаев.- СПб., 2005.-272 с.
103. Тарасов, Н.И. Классический танец / Н.И. Тарасов.З-е изд. СПб.: Лань, 2005. - 496 с.
104. Триодин В.Е. Социально-культурная деятельность в условиях кризиса и его преодоления / В.Е. Триодин.- Спб.: Концерт, 2010. 244 с.
105. Туев, В. В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию)/ В.В.Туев // Вестник МГУКИ 2006 - № 23- С. 30.
106. Тюкульмина, О.И. Проблемы социальной работы с молодежью: учеб. пособие / О.И.Тюкульмина. Томск: ТПУ, 2006. - 152 с.
107. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. — М.: Академический Проект, 2000.- 496 с.
108. Флоренский, П.А. Священник. Сочинения в 4-х томах. Т.1./П.А. Флоренский. М.: Мысль, 1994. С. 38.
109. Чабанный В.Ф. Музыкально-педагогическое руководство хоровым любительством. Учеб.пособие / В.Ф. Чабанный; СПбГУКИ. СПб., 1999. -132 с.
110. Череднякова А.Б. Имидж педагога-хореографа и проблемы его формирования: монография / А.Б.Череднякова. М.: Владос, 2008. - 166 с.
111. Шамсутдинова, Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга: монография /Д. В. Шамсутдинова. Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2001,- 245 с.
112. Щугарева, И.Н. Развитие нравственных ценностей младшего школьника средствами танцевальной культуры /И.Н.Щугарева //Известия Южного федерального университета, пед.науки. Ростов н/Д, 2008. - № 4. -С.55- 62.
113. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения /Н.Е. Эрганова.- М.: Академия, 2007- 160 с.
114. Юнусова, Е.Б. Педагогические условия становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании ДОУ/ Е.Б. Юнусова // Вестник ЧГПУ. 2011. -№8.-С. 162-174.
115. Юрьева, М.Н. Интегральное формирование понятия «личностно-профессиональное становление студента-хореографа»: характеристика сущности / М.Н. Юрьева // Гаудеамус.- 2010.- Вып. 1 ( 15). С. 18-26.
116. Янаева, H.H. Хореография: учебник для начальной хореографической школы / H.H. Янаева. М.: Релиз, 2004. - 340 с.
117. Янковская, О.Н. Учить ребенка танцам необходимо/О.Н.Янковская // Начальная школа. 2000. - №2. - С. 34-37.
118. Ярошенко, H.H. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия / H.H. Ярошенко // Вестник МГУКИ.-2001. Вып. 23.- С. 39-43.
119. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. -М.: Смысл, 2001. 365с.
120. Russian Sociology in Turbulent Times / Ed. by V.A. Mansurov. -Moscow: RS S, 2011.
121. Guilford I. P., The structure of intellect, "Psychol. Bull.", 1956,- №53 p.267 -293
122. Lowrie, D. Rebellious Prophet. A Life of Nicolai Berdyaev. N. Y., 1960,p. 271.
123. Kosse, Vladis. Solving Problems with TRIZ; an Exercise Handbook. Internationallnc. 1999.- p.66-74
124. Kaplan, Stan, Zlotin, Boris and Zusman, Alia. New Tools for Failure and Risk Analysis. Internationallnc. 1999,- 28 p.
125. Zlotin, Boris and Zusman, Alia. Directed Evolution: Philosophy, Theory and Practice. Ideationlnternationallnc. 2001.- 124 p.
126. Диссертации и авторефераты:
127. Брусницына, А. Н. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографическом коллективе учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.05/ А.Н.Брусницына- М., 2007.-25 с.
128. Гарифуллина, Р.С. Аксиологический потенциал социально-культурной деятельности как ресурс духовно-нравственного воспитания молодежи: автореф. дис. . д-ра пед. наук: 13.00.05 / Р.С.Гарифуллина. СПб., 2006.- 49 с.
129. Гладилина, В.И. Культурно-досуговая деятельность как средство самоутверждения и самовыражения личности подростка: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.05/ В.И.Гладилина. СПб., 2008. - 20 с.
130. Гладкова, Т.М. Формирование социально-эстетических чувств у младших школьников в художественной коллективной досуговой деятельности: автореф.дис. . канд. пед. наук 13.00.05/Т.М. Гладкова. М., 2009.- 18 с.
131. Герлах, И. В. Развитие воспитательного потенциала молодежных общественных организаций средствами социально-культурной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.05/И.В.Герлах-М., 2008.-21 с.
132. Даянова, Д. П. Формирование социокультурных ценностных ориентаций учащихся в контексте деятельности молодежных общественных объединений и организаций: дис. . канд. пед. наук: 13.00.05/Д.П. Даянова. -Казань, 2006.-197 с.
133. Добрина, Е.К. Педагогическая регуляция деятельности учреждений культуры по патриотическому воспитанию молодежи: личностно-ориентированный подход: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.05/Е.К.Добрина. -М., 2011- 21 с.
134. Дюков, М.Л. Технологии социально-культурной деятельности как фактор развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива: автореферат дис. . канд. пед. наук: 13.00.05 /М.Л.Дюков. Тамбов, 2009. - 24 с.
135. Ершова, О.Б. Социально-культурная среда как фактор формирования ценностных ориентаций подростков и молодежи: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.05Ю.Б.Ершова. Тамбов, 2007.- 14 с.
136. Жиркова, М.В. Социально-педагогические основы организации досуга школьников в муниципальном образовании мегаполиса: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.05/М.В.Жиркова. -М., 2009.-21 с.
137. Запесоцкая, Н. А.Проектная культура как основа профессионального мастерства менеджера социально-культурной сферы: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.05/Н.А.Запесоцкая.- СПб., 2007. 23 с.
138. Заусалин, А.Н. Формирование художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста в клубах по месту жительства: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.05/А.н.3аусалин. Тамбов, 2006.-24 с.
139. Ильинская, Е. А.Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности:автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.05/ Е.А.Ильинская. СПб., 2009. - 21 с.
140. Кабурнеева, Е. О. Становление и развитие педагогических традиций хореографического образования в России: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01/Е.0. Кабурнеева. -М., 2011.- 21 с.
141. Калимуллина, О. А.Развитие творческого потенциала подростков средствами музыкально-эстетических практик: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.05/ О.Калимуллина. Казань, 2009. - 23 с.
142. Каюмов Л.А. Формирование культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического исскусства: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.05/Л.А.Каюмов. Казань, 2010. -21 с.
143. Комарова, Г. Н. Художественно-эстетические практики как средствоинкультурации личности: на примере детских артстудий: авторефератдис. канд. пед. наук: 13.00.05/Г.Н.Комарова- Казань, 2006. -24 с.
144. Кондаков, М. И. Влияние социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.05/ М.И.Кондаков.- М., 2007. 24 с.
145. Кондратьев, Д. В.Оптимизация процесса внедрения инновационных технологий менеджмента в деятельность учреждений культурно-досугового типа: дис. канд. пед. наук: 13.00.05/Д.В.Кондратьев. -М., 2007. -173 с.
146. Котельникова, Н. В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной Росси: дис. канд. социол. наук: 22.00.06/ Н.В.Котельникова. Ставрополь, 2003. - 204 с.
147. Кудинова, Л. С. Формирование творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга: дис.канд. пед. наук: 13.00.05/Л.С.Кудинова. Тамбов, 2010. - 203 с.
148. Мануйлов Б.Б.Развитие нравственных и эстетических ценностейличности ребенка в процессе хореографического творчества. Дисс.канд. пед.наук: 13.00.05/Б.Б. Мануйлов. Москва, 2001-188 с.
149. Марченко, С. Е. Формирование эстетической культуры подростков вусловиях самодеятельного хореографического коллектива: автореф. дис . канд. пед. наук: 13.00.05/ С.Е. Марченко. Барнаул, 2010.-20 с.
150. Матук, В. А. Организационно-педагогические основы функционирования самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов в системе культурно-досуговой деятельности: дисс. . канд. пед. наук: 13.00.05/В.А.Матук. Минск, 2009.- 244 с.
151. Мингазова, Л.П. Развитие творческой направленности личности участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.05/Л.П. Мингазова-Казань, 2006. -21 с.
152. Молодых, О. М. Социально-культурные условия развития музыкальной одаренности детей в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. канд.пед. наук: 13.00.05/ О.М.Молодых. Тамбов, 2009. - 208 с.
153. Николаева, Е.В. Социально-культурные условия формирования эмоционально-волевой устойчивости подростков в коллективе спортивно-бальной хореографии: дис . канд. пед. наук./Е.В.Николаева. М., 2006. - 226 с.
154. Опарина, О. В. Формирование креативной личности средствами хореографии в сфере досуга: автореф. дис . канд. пед. наук: 13.00.05/0.в.0парина. Казань, 2009. - 24 с.
155. Останина, С. А. Формирование творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в образовательном пространстве гимназии: автореф. дис . канд. пед. наук: 13.00.01/С.А.Останина. -Петрозаводск, 2011. 16 с.
156. Сергеев, С. Ф. Проектирование обучающих сред/ С.Ф. Сергеев // Школьные технологии. -2006. №3 - С. 58-65.
157. Силкин, П.А. Педагогическая диагностика детей для обучения искусству танца (на примере Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой): дис. канд. пед. наук. СПб., 2008 - 153 с.
158. Стрельцова, Е. Ю. Народное художественное творчество как объект научного исследования: дис. . докт. пед. наук: 13.00.05 /Е.Ю. Стрельцова-М., 2005.-419 с.
159. Суркова, JI.B. Формирование ценностных ориентаций школьников средствами культуротворческих технологий социально-культурной деятельности: дис.канд.пед. наук: 13.00.05/Л.В.Суркова.-Тамбов,2009. -201 с.
160. Тарасенко, Т.В. Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в профессиональной подготовке руководителей детских хореографических коллективов: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 /Т.В.Тарасенко-Чимкент, 2006. 146 с.
161. Тарасова, Е. Н. Нравственное воспитание подростков средствами искусства в детских творческих объединениях: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.05 / Е.Н.Тарасова.-Казань, 2008. 20 с.
162. Турбина, Т. А. Культурно-досуговая деятельность как средство развития социальной активности современных подростков: дис. канд. пед. наук: 13.00.05/ Т.А. Турбина. СПб., 2007. - 19 с.
163. Турханова, Р. И. Игровая досуговая деятельность как средство творческого развития личности: дис.канд. пед. наук: 13.00.05/ Р.И.Турханова- СПб., 2006. 185 с.
164. Череднякова, А. Б. Формирование имиджа будущего педагога-хореографа в вузе культуры: дис. . канд. пед. наук: 13.00.05/А.Б.Череднякова-Екатеринбург, 2006. 208 с.
165. Шамсутдинова, Д. В. Досуговая деятельность как фактор социально-культурной интеграции личности: дис. . докт. пед. наук: 13.00.05/Д.В.Шамсутдинова- Казань, 2002.-497 с.
166. Широкая, Э. А. Личностное развитие учащихся начального профессионального образования средствами хореографического искусства: дис . канд. пед. наук: 13.00.08/Э.А. Широкая. Краснодар, 2005. - 183 с.
167. Шугарева, И.Н. Нравственное воспитание младших школьников средствами хореографии: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01/И.Н. Щугаева Ростов н/Д, 2009. - 24 с.
168. Юнусова, Е. Б. Становление хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании: автореф. дисканд.пед. наук: 13.00.02/Е.Б.Юнусова-Челябинск, 2011.-18 с.
169. Явгильдина, З.М. Татарский детский фольклор как средство воспитания музыкально-эстетического интереса у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис.канд.пед.наук / З.М.Явгильдина. Казань, 1998. -19 с.
170. Яценко A.C. Развитие профессионально-хореографической направленности детей в учреждениях дополнительногообразования: автореф. дис.канд. пед. наук./ A.C. Яценко М., 2001. - 24 с.1. Электронные издания:
171. Гладченкова, H.H. Культурно-информационное пространство образовательного учреждения как среда становления нравственного опыта личности: дис. канд. пед. наук: Электронный ресурс. / H.H. Гладченкова. М., 2003- Режим доступа: http://rspu.edu.ru.
172. Иванова, В.В. Дистанционное образование в философском контексте. Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.ostu.ru.
173. Сапотницкий, А.Я. Академические сети новое информационно -интеллектуальное пространство: тез. докл. Электронный ресурс. — Ростов н/Д., 1995. - Режим доступа: http://www.math.rsu.ru/ovtm/sap.html.
174. Щиголева, Н.В. Структура культурно-образовательного пространства Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.oim.ru/reader @nomer=319.asp
175. Russian Sociology on the Move / Ed. by V.A. Mansurov. Moscow: RSS., 2010.
176. Sergey A. Kravchenko. The Dynamics of the Sociological Imagination (A Report for the XVII World Congress of Sociology)177. http://www.metodolog.ru/00425/00425.html1. Опросник
177. Мотивы, обусловившие выбор подростков Количество ответов
178. Необходимость занять свое свободное время 11
179. Желание реализовать свои способности 321. Популярность коллектива 8
180. Авторитет руководителя коллектива 121. Поиск новых знакомств 7
181. Интерес к направлению творческой деятельности коллектива 331. Семейная традиция 8
182. Желание развить хореографические способности 21. Найти друзей 1
183. В коллективе занимаются школьные товарищи 1
184. Привлекло внимание выступление коллектива на смотре-конкурсе 1
185. Близость досугового центра к месту жительства 1
186. Была реклама относительно набора в коллектив 11. Посоветовали друзья 11. Другие мотивы 11. Опросник
187. Характеристики Абсолютно не важны 1 Не важны 2 Затрудняюсь ответить 3 Важны 4 Очень важны 5
188. Компетентность педагогов-хореографов
189. Оснащенность хореографических залов1. Стоимость занятий
190. Информация в фойе досугового центра
191. Работа буфета, наличие раздевалок и их оснащенность
192. Наличие гигиенических помещений и их оснащенность
193. Проведение творческих вечеров
194. Постоянная экспозиция достижений коллектива1. Концертная программа 1. Репертуар коллектива
195. Доброжелательное отношение в коллективе
196. Наличие условий для саморазвития личности1. АНКЕТА
197. Как Вы чаще всего проводите досуг?- смотрите телевизор- гуляете по улице- читаете книги, периодическую литературу- посещаете культурные заведения (театры, музеи, дискотеки и т.д.)- другие занятия
198. Какие культурные мероприятия и учреждения культуры Вы предпочитаете?- выставки- концерты классической музыки- концерты эстрадной музыки- дискотеки- театры- кинотеатры- музеи- другое- все безразличны
199. Какие культурные мероприятия и учреждения культуры Вы чаще всего посещаете?- выставки- концерты классической музыки- концерты эстрадной музыки- дискотеки- театры- кинотеатры- музеи- другое- все безразличны
200. Как часто Вы посещаете культурные заведения?- не посещаю- 1 раз в год- 1 раз в месяц- 1 раз в неделю- несколько раз в неделю
201. Чаще всего Вы посещаете культурные заведения- один / одна- с друзьями- с родителями- с детьми- с женой / мужем- всей семьей
202. Удовлетворяет ли Вас качество культурно-массовых мероприятий (уровень профессионализма актеров, разнообразие репертуаров, общее оформление)?1. Да Нет Причины)- театров, кинотеатров- выставок, музеев- дискотек
203. Хотелось бы Вам чаще посещать культурные заведения?
204. Если «да», то по каким причинам Вы посещаете реже желаемого?- финансовые трудности- нет свободного времени- опасность из-за криминальной обстановки- не позволяет здоровье- нет компании- другие причины
205. Привлекают ли Вас различные конкурсы, лотереи на культурно-массовых мероприятиях?
206. Посещаете ли Вы бары, кафе в культурных заведениях?
207. Считаете ли Вы, что в районе Вашего проживания не хватает культурных заведений?1. Каких именно?
208. Укажите, пожалуйста, сведения о себе:- возраст- пол- род деятельности- уровень дохода (высокий, средний, низкий)- место жительства (район)- состоите ли в браке- имеете ли детей (сколько)
209. Текст опросника (вариант А)диагностического конструкта Г. Айзенка
210. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлением, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?
211. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить или посочувствовать?
212. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?
213. Очень ли трудно Вам отказываться от своих намерений?
214. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать прежде чем действовать?
215. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам невыгодно?
216. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?
217. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите, не тратите ли много времени на обдумывание?
218. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
219. Верно ли, что "наспор" Вы способны решиться на все?
220. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?
221. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, Вы выходите из себя?
222. Часто ли бывает, что Вы действуете необдуманно, под влиянием момента?
223. Часто ли Вас беспокоят мысли о том, что Вам не следовало чего-либо делать или говорить?
224. Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?
225. Верно ли, что Вас легко задеть?
226. Любите ли Вы часто бывать в компании?
227. Бывают ли иногда у Вас такие мысли, которыми Вам не хотелось бы делиться с другими людьми?
228. Верно ли, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?
229. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим числом самых близких друзей?21. Много ли Вы мечтаете?
230. Когда на Вас кричат, отвечаете ли Вы тем же?
231. Считаете ли Вы все свои привычки хорошими?
232. Часто ли у Вас появляется чувство, что Вы в чем-то виноваты?
233. Способны ли Вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться в веселой компании?
234. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают натянуты до предела?
235. Слывете ли Вы человеком живым и веселым?
236. После того как дело сделано, часто ли Вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?
237. Чувствуете ли Вы себя неспокойно, находясь в большой компании?
238. Бывает ли, что Вы передаете слухи?
239. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?
240. Если вы хотите узнать что-либо, предпочтете ли Вы найти это в книге, чем спросить у друзей?
241. Бывают ли у Вас сильные сердцебиения?
242. Нравится ли Вам работа, требующая сосредоточения?
243. Бывают ли у Вас приступы дрожи?
244. Всегда ли Вы говорите только правду?
245. Бывает ли Вам неприятно находиться в компании, где все подшучивают друг над другом?38. Раздражительны ли Вы?
246. Нравится ли Вам работа, требующая быстрого действия?
247. Верно ли, что Вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
248. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?
249. Опаздывали ли Вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?
250. Часто ли Вам снятся кошмары?
251. Верно ли, что Вы так любите поговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком?
252. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?
253. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?
254. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?
255. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?
256. Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?
257. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или Вашей работы?
258. Трудно ли Вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народа?
259. Беспокоит ли Вас чувство" что Вы чем-то хуже других?
260. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?
261. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
262. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?
263. Любите ли Вы подшутить над другими?
264. Страдаете ли Вы бессонницей?
265. Продолжение приложения 4 Текст опросника (вариант В)
266. Нравится ли Вам оживление и суета вокруг Вас?
267. Часто ли у Вас возникает беспокойное чувство, что Вам что-нибудь хочется, а Вы не знаете что?
268. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?
269. Чувствуете ли Вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без какой-либо причины?
270. Держитесь ли Вы обычно в тени на вечеринках или в компании?
271. Всегда ли в детстве Вы делали немедленно и безропотно то, что Вам приказывали?
272. Бывает ли у Вас иногда дурное настроение?
273. Когда Вас втягивают в ссору, предпочитаете ли Вы отмолчаться, надеясь, что всё обойдется?
274. Легко ли Вы поддаетесь переменам настроения?
275. Нравится ли Вам находиться среди людей?
276. Часто ли Вы теряли сон из-за своих тревог?12. Упрямитесь ли Вы иногда?
277. Могли бы Вы назвать себя беспечным человеком?
278. Часто ли Вам приходят хорошие мысли слишком поздно?
279. Предпочитаете ли Вы работать в одиночестве?
280. Часто ли Вы чувствуете себя апатичным и усталым без серьезной причины?
281. Вы по натуре живой человек?
282. Смеетесь ли Вы иногда над неприличными шутками?
283. Часто ли Вам что-то так надоедает, что Вы чувствуете себя "сытым по горло"?
284. Чувствуете ли Вы себя неловко в какой-либо одежде, кроме повседневной?
285. Часто ли Ваши мысли отвлекаются, когда Вы пытаетесь сосредоточиться на чем-то?
286. Можете ли Вы быстро выразить Ваши мысли словами?
287. Полностью ли Вы свободны от всяких предрассудков?
288. Часто ли Вы бываете погружены в свои мысли?
289. Нравятся ли Вам первоапрельские шутки?
290. Часто ли Вы думаете о своей работе?
291. Очень ли Вы любите вкусно поесть?
292. Нуждаетесь ли Вы в дружески расположенном человеке, чтобы выговориться, когда Вы раздражены?
293. Очень ли Вам неприятно брать взаймы или продавать что-нибудь, когда Вы нуждаетесь в деньгах?30. Хвастаетесь ли Вы иногда?
294. Очень ли Вы чувствительны к некоторым вещам?
295. Предпочли бы Вы остаться в одиночестве дома, чем дойти на скучную вечеринку?
296. Бываете ли Вы иногда беспокойными настолько, что не можете долго усидеть на месте?
297. Склонны ли Вы тщательно планировать свои дела раньше, чем следовало бы?
298. Бывают ли у Вас головокружения?
299. Всегда ли Вы отвечаете на письма сразу после прочтения?
300. Справляетесь ли Вы с делом лучше, обдумав его самостоятельно, а не обсуждая с другими?
301. Бывает ли у Вас когда-либо одышка, даже если вы не делали никакой тяжелой работы?
302. Можно ли сказать, что Вы человек, которого не волнует, чтобы все было именно так, как нужно?40. Беспокоят Вас Ваши нервы?
303. Предпочитаете ли Вы больше строить планы, чем действовать?
304. Откладываете ли Вы иногда на завтра то, что должны сделать сегодня?
305. Нервничаете ли Вы в местах, подобных лифту, метро, туннелю?
306. При знакомстве Вы обычно первым проявляете инициативу?
307. Бывают ли у Вас сильные головные боли?
308. Считаете ли Вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму?
309. Трудно ли Вам заснуть ночью?
310. Лгали ли Вы когда-нибудь в своей жизни?
311. Говорите ли Вы иногда первое, что придет в голову?
312. Долго ли Вы переживаете после случившегося конфуза?
313. Замкнуты ли Вы обычно со всеми, кроме близких друзей?
314. Часто ли с Вами случаются неприятности?
315. Любите ли Вы рассказывать истории друзьям?
316. Предпочитаете ли Вы больше выигрывать, чем проигрывать?
317. Часто ли Вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше Вас по положению?
318. Когда обстоятельства против Вас, думаете ли Вы обычно, что стоит еще что-либо предпринять?
319. Часто ли у Вас сосет под ложечкой перед важным делом?
320. Досуговый центр А.Ю.Романенко Самодеятельный хореографический коллектив «Пестрая компания»
321. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО1. ТВОРЧЕСТВА1. Общие положения
322. Программа развития культуры художественного творчества (далее Программа) включает содержание, структуру и условия ее реализации в досуговом центре Аллы Юрьевны Романенко в самодеятельном хореографическом коллективе «Пестрая компания».
323. В Программе используются следующие сокращения:1. ОС обязательный станок;1. ТЗ творческие занятия;1. КС круглый стол;
324. ЭМ экскурсионные мероприятия;1. ТЕС тестирование
325. I. Требования к минимуму содержания программы
326. Минимум содержания Программы должен обеспечивать целостное культурно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОС + ТЗ танцевально-исполнительских навыков хореографии.
327. Целью реализации Программы в досуговом учреждении является формирование культуры художественного творчества и ее развитие средствами хореографии, обеспечение тем самым воспроизводства культуры общества.
328. V. Требования к условиям реализации программы.
329. Требования к условиям реализации Программы представляют собой систему требований к педагогическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации Программы с целью достижения планируемых результатов.
330. Продолжительность занятий в досуговом учреждении согласуется с расписанием занятий участников в образовательных учреждениях ирегламентируется возрастной категорией участников, для которой определяются следующие временные интервалы проведения занятий:
331. Для младшей группы по 1 часу 2 раза в неделю;
332. Для средней группы по 2 часа 2 раза в неделю;
333. Для старшей возрастной группы 2 часа по 3 раза в неделю.
334. Реализация Программы предусматривает проведение индивидуальных занятий, связанных с подготовкой концертных номеров, групповых занятий численностью от 4 до 10 человек, групповых занятий численностью от 11 человек.
335. Реализация Программы обеспечивается консультациями для участников, которые проводят педагоги-репетиторы с целью формирования и развития творческого потенциала личности.
336. Оценка эффективности реализации Программы осуществляется посредством тестирования, концертной деятельности, просмотров.
337. Программой предусмотрена итоговая оценка эффективности ее реализации в форме выпускных зачетных занятий, на которых участники демонстрируют приобретенные навыки по хореографии:- классическому танцу;-народно-сценическому танцу;
338. Реализация Программы обеспечивается доступом каждого участника к фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей концертных номеров, имеющихся в досуговом учреждении.
339. Реализация Программы обеспечивается педагогическими работниками, имеющими профессиональное хореографическое образование, соответствующее профилю досугового учреждения.
340. Финансовая сторона реализации Программы обеспечивается досуговым учреждением за счет собственных средств.
341. Материально-технические условия реализации Программы обеспечивают возможность достижения участниками необходимых результатов.
342. Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Досуговое учреждение должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта помещений, где проводятся занятия по хореографии.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.