Формирование артистизма у художественных руководителей хореографических коллективов в вузах культуры и искусств тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Грищенко, Мария Геннадьевна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 200
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Грищенко, Мария Геннадьевна
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования артистизма у художественных руководителей хореографического коллектива
1.1. Теоретико-методологические основы изучения артистизма
1.2. Структура артистизма художественных руководителей хореографического коллектива
Выводы по I главе
Глава П. Методика формирования артистизма у художественных руководителей хореографического коллектива
2.1. Диагностика уровня развития артистизма у художественных 92 руководителей хореографического коллектива
2.2. Экспериментальная работа по формированию артистизма у 112 художественных руководителей хореографического коллектива
Выводы по II главе
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в профессиональной подготовке руководителей детских хореографических коллективов2006 год, кандидат педагогических наук Тарасенко, Татьяна Викторовна
Формирование артистизма речи учителя в системе среднего профессионально-педагогического образования2003 год, кандидат педагогических наук Головко, Инна Николаевна
Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности1998 год, кандидат педагогических наук Ваганова, Жанна Валентиновна
Формирование артистизма у детей младшего школьного возраста в системе музыкальных учреждений дополнительного образования2011 год, кандидат педагогических наук Харлашко, Милена Александровна
Формирование артистизма личности будущего учителя музыки2002 год, кандидат педагогических наук Гарипова, Гузель Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование артистизма у художественных руководителей хореографических коллективов в вузах культуры и искусств»
Актуальность исследования. Динамичное развитие современного общества и преобразования системы высшего профессионального образования определяют требования к подготовке педагогических кадров, а также определенную направленность педагогической подготовки специалистов, чья практическая деятельность связана с художественно-творческими процессами, одним из которых является искусство танца. Создание в обществе предпосылок для актуализации гуманистического и личпостно-ориентированпого подходов к воспитанию актуализирует психолого-педагогические знания для специалистов, что отражено в Законе РФ «Об образовании» (1992). В таких условиях значимыми становятся такие профессиональные качества специалиста, которые могли бы способствовать обновлению системы взаимодействия «педагог-ученик».
Воспитание специалиста, умеющего установить духовно-личностный контакт, диалог с аудиторией, донести содержание урока танца до каждого его участника, в новых условиях приобретает иное звучание. Хореограф, имея большой арсенал средств пластической выразительности, испытывает трудности при вербальном общении с аудиторией. Поэтому хореограф в период обучения в вузе должен уделять внимание формированию артистизма, без чего немыслима педагогическая деятельность в сфере искусства.
В этой связи актуальна проблема формирования артистизма у студентов хореографических специализаций — художественных руководителей хореографического коллектива. Поскольку профессиональная деятельность специалистов данной сферы включает не только художественно-творческую, исполнительскую, но и педагогическую деятельность, поэтому он должен владеть наряду с пластическими средствами выразительности и вербальными. Художественный руководитель хореографического коллектива, как педагог, раскрывается через богатство и красоту внутреннего мира, разнообразие эмоций, способности к гармоничному сочетанию внешней и внутренней выразительности и перевоплощение. Культурное пространство и профессиональная среда акцентируют внимание к транслируемому педагогом личному отношению к изучаемому предмету, что напрямую связано с его артистизмом.
Понятие «артистизм» в теории и практике педагогической деятельности хореографа еще не получило должного осмысления, что затрудняет развитие профессионально важных качеств у специалистов, осуществляющих специфичную деятельность, которая отличается от работы школьного учителя (исследования Ш.А. Амонашвили, О.Б. Булатовой) не только тем, что связана с искусством хореографии, но и особыми художественными задачами взаимодействия с воспитанниками.
Отсутствие должного внимания к данной проблеме является существенным противоречием для их дальнейшей педагогической деятельности и приводит к потере необходимого уровня подготовки специалистов к обучению искусству танца, к отчуждению педагога от воспитанников, к утрате эмоционально окрашенного, культурно-творческого взаимодействия.
Степень научной разработанности проблемы.
Анализ и осмысление проблем личности в научной литературе, где раскрываются различные аспекты творческой индивидуальности человека, показывает, что па протяжении длительного исторического периода к исследованию обращались античные мыслители (Платон, Сократ), мыслители Средневековья, Возрождения и Просвещения (Ф, Петрарка, Э. Роттердамский) в гуманистических теориях и др.
В эстетических учениях (XVTTT в.) Фр. Бэкон рассматривает представления о гармонии внешней и внутренней природы человека, Ф. Шиллер — идеи исследования человека как «существа играющего».
Позже в философских трудах H.A. Бердяева, В.В. Иванова, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, В.П. Шестакова и др. раскрываются вопросы назначения человека, смысла его существования, творческой свободы, осознания им возможностей самореализации, в том числе и профессиональной. Н. Гартман, Ж. Маритен, Ж.-П. Сартр высказывали идеи об артистизме как эстетической ценности и форме искусства. М.М. Бахтин артистизм рассматривал как одну из эстетических функций искусства. Ю.М. Лотмап отмечает объективность потребности общества в театрализации жизни, поскольку в определенные периоды его развития это делает жизнь более насыщенной. В контексте выхода из обезличивания российского искусства В.К. Кантор, К.Э. Разлогов исследуют метаморфозы артистизма.
Проблема формирования артистизма педагога находилась и находится в поле зрения психолого-педагогической науки прошлого и настоящего. Э. Бери исследует общие черты игрового поведения личности, что позволяет не только развивать артистические данные личности, но и урегулировать отношения с другими людьми. Артистизм как творческое начало в деятельности педагога раскрывается в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, АН. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.
Для данного исследования большое значение имели труды известных педагогов — К.Д. Ушинского, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других, где вопросам искусства воспитания, авторитета учителя, его мастерству уделялось большое внимание. Особенностью изучения артистизма педагога было то, что он рассматривался в контексте более общих проблем профессионального образования. Также внимание уделялось подготовке педагогических кадров и развитию личностных качеств педагога, учителя, особенностям стилей общения, мастерству педагога, его духовно-нравственному развитию в трудах: Ю.П. Азарова, И.П. Андриади, A.A. Аронова, Н.К. Баклановой, В.А. Кап-Калика, В.А. Сластенина, Л.С. Зориловой, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.Г. Казаковой, В.И. Черничеико и др., уточняются общепрофессиопальные технологические аспекты профессиональной подготовки специалистов в условиях педагогической системы вуза.
Идеи театральной педагогики позволили определить специфику артистизма актеров, сценической выразительности и видов деятельности (К.С. Станиславский, Е.Б. Вахтангов, Б.Е. Захава, М.О. Кпебель, К. Рудницкий, М.А. Чехов и др.); сценического пространства и в связи с этим разновидностей артистизма (Г, Бачелис). А также работы, посвященные артистизму педагога, Ш.А. Амопашвили, О.С. Булатовой. О.С. Булатовой раскрыто понятие «артистизма» как компонента творческой индивидуальность педагога, обосновывается «педагогический артистизм», предполагающий «.открытость и непосредственность педагога, умение говорить и действовать напрямую, делиться тем, что есть внутри». Вопросы узкоспециальной подготовки хореографа в современной практике вуза рассматривались Ю.В. Богачевой, педагогические аспекты профессиональной подготовки хореографов в вузе — Г.В. Бурцевой, В.В. Геращенко, В.Ю. Никитиным, В.Н. Ниловым, Н.Ф. Спинжар, вопросы артистизма музыканта в диссертационном исследовании — Л.С. Майковской. Творческие аспекты профессиональной подготовки хореографов в вузе рассматривались на основе работ В.А. Кап-Калика, диссертационного исследования В.В. Королева и др. Проблемы артистизма в контексте специфических задач в исследованиях И.В. Адоевцевой, Р.К. Бажановой, Ж.В. Вагановой, Г.А. Гариповой, И.Н. Головко, К.Н. Федоровой, А.Н. Чвановой и др. В обосновании содержания образовательного процесса положены идеи классиков пластики и хореографии (М. Бежар, Р.В. Захаров, Ж.Ж. Новерр, М. Петипа). В представленном анализе теоретических источников артистизм не рассматривается как особые профессиональные способности педагога. Он по-прежпему описывается в рамках понятий виртуозности и мастерства. Вместе с тем следует отметить, что «артистизм» в структуре деятельности педагога не изучается как показатель степени отчуждения педагога от воспитанников, в том числе, нет работ, посвященных комплексному изучению артистизма у художественных руководителей хореографического коллектива.
Объект исследования: профессиональная подготовка художественных руководителей хореографических коллективов в вузах культуры и искусств.
Предмет исследования: процесс формирования артистизма у художественных руководителей хореографических коллективов на этапе вузовской подготовки.
Цель исследования: раскрыть теоретические основы становления артистизма и апробировать методику его формирования у будущих художественных руководителей хореографического коллектива.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что формирование артистизма у художественных руководителей хореографических коллективов в процессе профессиональной подготовки будет наиболее эффективным, если рассматривать его как особую профессиональную способность личности специалиста, в структуре которого выделены вербальные и невербальные компоненты педагогического воздействия, предполагающие развитие художественных способностей личности будущих художественных руководителей хореографических коллективов на основе личностно-ориептироваппого подхода по специально разработанной методике.
Задачи исследования: уточнить понятие «артистизма» в структуре профессиональной подготовки художественных руководителей хореографического коллектива; определить компоненты и показатели артистизма художественных руководителей хореографического коллектива в вузах культуры и искусств; выявить педагогические условия формирования артистизма у художественных руководителей хореографических коллективов; разработать и апробировать методику формирования артистизма у художественных руководителей хореографических коллективов в процессе профессиональной подготовки в вузах культуры и искусств; осуществить сравнительный анализ результатов эксперимента, сделать общие выводы.
Тсоретнко-методологнчсскую основу исследования составили положения, выдвинутые ведущими учеными в области философии, педагогики и психологии, среди них идеи Ф. Петрарки о приоритете риторики как средства передачи душевного состояния, о том, что основы профессионального развития строятся на особенностях личностного развития, духовно-нравственного совершенствования и активности самой личности в самосовершенствовании, а также организации образовательной деятельности с учетом особенностей профессиональной деятельности (H.A. Бердяев, М.К. Мамардашвили, В.А. Штофф), психолого-педагогические теории развития и деятельности (Б.Г. Ананьев, JT.C. Выготский, Ю.К. Бабанский, А.Н. Леонтьев), о деятельном профессиональном саморазвитии и самосовершенствовании педагога в условиях вуза. Идеи театральной педагогики (К.С. Станиславского) в практике профессиональной подготовки хореографов в вузах культуры и искусств.
Понимание процесса формирования артистизма педагога базировалось на идеях Ш.А. Амонашвили, О.С. Булатовой, О.Г. Ланщиковой, Л.С. Майковской, З.А. Масленниковой. Кроме того, диссертационное исследование потребовало рассмотрения и осмысления личпостно-ориептированного подхода (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская).
Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки исходных данных использовался комплекс взаимосвязанных методов, включающих анализ философской, психологической и педагогической, художественно-эстетической, социологической литературы, а также по различным аспектам хореографического искусства: анализ и обобщение опыта; наблюдение, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности, самооценка, интервьюирование, беседа, опрос, педагогический эксперимент и диагностика.
Базы исследования: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина (ТГУ), Сочинское училище искусств (СУИ), факультет хореографии Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ). В исследовании приняли участие преподаватели, студенты-хореографы указанных учебных заведений.
Эмпирическую базу исследования составили 243 респондента, из них 17 преподавателей. Основной базой экспериментальной работы явились кафедры хореографического факультета Московского государственного университета культуры и искусств (всего 106 студентов). Из них в эксперименте участвовало 53 студента (классического народного, эстрадного и бального отделений): 27 человек — экспериментальная группа и 26 человек — контрольная группа. Студенты других учебных заведений в количестве 120 человек.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2004 по 2009 год.
На первом этапе исследования (2004—2005 гг.) проводился анализ научных источников по проблеме исследования, изучалась степень ее разработанности; определялись теоретико-методологические основы исследования. Были сформулированы цель, задачи, гипотеза. Осуществлялся констатирующий этап экспериментального исследования, в ходе которого анализировалось состояние изучаемой проблемы в процессе профессионального обучения художественных руководителей хореографических коллективов в вузе. В процессе анкетирования, опросов, наблюдения, бесед выявлялось отношение к педагогической деятельности по формированию артистизма у художественных руководителей хореографических коллективов, разрабатывались критерии оценки и диагностический инструментарий для определения уровня сформироваппости артистизма у студентов.
На втором этапе исследования (2005-2006 гг.) осуществлялась экспериментальная работа, была разработана методика формирования артистизма педагога, реализовывалась программа эмпирического исследования, в которой участвовали студенты хореографического факультета Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ), Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина (ТГУ) и Сочинского училища искусств (СУИ).
Проводилась экспериментальная работа со студентами хореографического факультета, по специально разработанной методике «Формирование артистизма у художественных руководителей хореографических коллективов», в рамках дисциплин «Основы актерского мастерства», «Педагогика». Осуществлялось анкетирование и наблюдение, в конце работы проводилась повторная диагностика сформироваипости артистизма у художественных руководителей хореографического коллектива в экспериментальной и контрольной группах студентов.
На третьем этапе (2007—2009 гг.) проводились обобщения полученных результатов исследования, систематизация и качественно-количественный анализ экспериментальных данных. Осуществлялась окончательная формулировка выводов и выработка практических рекомендаций. Обосновывались пути совершенствования процесса формирования артистизма у художественных руководителей хореографических коллективов и осуществлялось литературное оформление результатов исследования. Кроме этого, выявлялись условия формирования артистизма у художественных руководителей хореографического коллектива.
Научная новизна исследования заключается в том что: — определены сущность и содержание артистизма художественного руководителя хореографического коллектива, который рассматривается как комплексное понятие «высокого мастерства в искусстве, виртуозности», как совокупность способностей, тесно связанных с индивидуальностью и внутренней мотивацией, в которой проявляются общая, профессиональная и эмоциональная способности специалиста к органическому существованию в различных ситуациях художественно-творческой деятельности; выявлены компоненты артистизма художественного руководителя хореографического коллектива в условиях педагогической деятельности: личностная мотивация студентов, комплекс вербальных (оформление художественно-логического содержания звучащей речи, словесного действия, интонационные и смысловые акцепты) и невербальных (жесты, мимика, пластикой) средств воздействия на аудиторию; определены показатели сформироваппости артистизма: знание основных компонентов артистизма (вербальных и невербальных) и владение ими в условиях педагогической деятельности руководителя хореографического коллектива; определенный уровень развития мотивации к формированию артистизма (потребность в познании, стремление к эффективной педагогической деятельности); сбалансированное использование речевых и пластических умений воздействия на аудиторию; выявлены педагогические условия формирования основ артистизма у художественных руководителей хореографического коллектива: в процессе профессионального образования в вузе культуры и искусств (развитие мотивации к изучению основ артистизма, личностно-ориентироваппый подход к обучению с опорой на принципы обучения творческой личности, специально организованной системы занятий и комплекса методов активного обучения); разработана и экспериментально апробирована авторская методика формирования артистизма художественных руководителей хореографического коллектива, содержащие комплекс методов активного обучения: ролевые игры с внутренней логикой среды действия по заданному сюжету, создание учебных ситуаций, требующих актуализации артистизма при их выполнении и раскрывающих личностный и профессиональный потенциал; имитационные упражнения для закрепления умений и навыков, творчеасие задания на развитие выразительной речи,
12 метод вживания в предполагаемый образ; методы стимулирования интереса к активному освоению актерско-сценических навыков и умений при работе с текстами разного содержания.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в процессе исследования уточнено понимание «артистизма» художественных руководителей хореографических коллективов как способности специалиста (общей, профессиональной и эмоциональной), проявляющейся в органичном существовании в различных ситуациях художественно-творческой деятельности (эмоциональной восприимчивости, гибкого реагирования). В структуре артистизма руководителей хореографического коллектива выявлены (вербальные и невербальные) компоненты, которые при наличии определенных способностей, внутренней мотивации могут быть сформированы в процессе профессиональной подготовки, что доказано в материалах работы. Доказана возможность формирования артистизма в педагогическом процессе. Определено, что формирование артистизма как особой профессиональной способности художественного руководителя хореографического коллектива возможно при актуализации знаний в области артистизма в процессе учебных занятий; развитии интереса к актерскому мастерству педагога, на основе специально организованных занятий, введение в содержание учебной деятельности комплекса методов активного обучения, па основе личпостпо-ориентированного подхода к формированию артистизма у художественных руководителей хореографических коллективов в процессе профессионального образования в вузе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и внедрена в практику подготовки специалистов вуза методика формирования артистизма у художественных руководителей хореографических коллективов, включающая специально разработанные анкеты, комплекс творческих заданий, направленных на выявление в ходе исследования уровня сформированности эмоциональной сферы личности, рагрюналыюго использования основных компонентов и наличия арсенала средств воздействия на аудиторию; разработана и внедрена в учебный процесс в рамках дисциплин «Педагогика» и «Основы актерского мастерства», в ходе которых осуществлялось наблюдение, опросы. Материалы исследования могут использоваться в процессе профессиональной подготовки и других специалистов, сочетающих творческую и педагогическую деятельность, для совершенствования их учебной работы, как в вузах, так и в средних специальных учебных заведениях культуры и искусств. Кроме этого, для подготовки статей, выступлений на конференциях, в дальнейших исследованиях, разработке программ и материалов, связанных с педагогической практикой специалистов. Предложенный комплекс творческих заданий может использоваться для практических занятий по выявлению интонационных и смысловых акцентов в работе с текстами лекций и других публичных выступлений.
Положения, выносимые на защиту:
1. Артистизм художественного руководителя хореографического коллектива — комплексное понятие, в котором проявляется общая, профессиональная и эмоциональная способность специалиста к органическому существованию в различных ситуациях художественно-творческой деятельности.
2. Основными системообразующими компонентами в структуре артистизма выступают: вербальные (оформление художественно логического содержания звучащей речи, словесного действия, интонационные и смысловые акценты) и невербальные (жесты, мимика, владение голосом, пластикой) компоненты.
3. Показателями сформированности артистизма в структуре педагогической деятельности художественного руководителя хореографическим коллективом являются владение знаниями основных (вербальных и невербальных) компонентов артистизма, потребность в познании, самостоятельность, стремление к эффективной педагогической деятельности); определенный уровень развития мотивации к формированию артистизма; сбалансированное использование речевых и пластических умегшй воздействия на аудиторию.
4. Педагогические условия формирования артистизма заключаются в опоре на принципы обучения творческой личности в профессии; специально организованную систему занятий с целыо актуализации знаний в области артистизма, развитие интереса к актерскому мастерству педагога, включающее комплекс методов активного обучения.
5. Разработанная и экспериментально апробированная автором методика формирования артистизма у художественных руководителей хореографического коллектива, учитывающая специфику профессиональной деятельности, ориентированная на раскрытие актерско-сценических навыков; содержащая комплекс методов активного обучения (творческие задания на развитие эмоционально-выразительной речи, ролевые игры по заданному сюжету, создание учебных ситуаций, требующих актуализации артистизма при их выполнении и раскрывающих личностный и профессиональный потенциал педагога), позволяет эффективно формировать артистизм на основе реализации вербального и невербального компонентов.
Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью применением комплекса взаимодополняющих методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; опросом преподавателей и студентов в вузах культуры и искусств, разработкой методики формирования артистизма у художественного руководителя хореографического коллектива в вузе культуры и искусств и проверкой эффективности этой методики в процессе эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились в ходе выступления автора с докладами на научно-практических конференциях, «круглых столах», совещаниях и семинарах по высшему профессиональному образованию в Москве, Тамбове, Сочи. В публикациях, в научных сборниках, обсуждении результатов исследования на кафедре педагогики и психологии МГУКИ.
На Всероссийской научно-методической конференции «Гуманитарные науки: исследования и методика преподавания в высшей школе» (г. Сочи, 18-19 мая 2007г), Международном симпозиуме «Многообразие культур — путь к единству мира» (Москва, 17—18 мая 2007 г.), Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы воспитания молодежи на современном этапе» (Москва, 16 мая 2007 г.).
Структура диссертации состоит: из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Формирование педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов2005 год, кандидат педагогических наук Сеначин, Павел Витальевич
Становление элементов педагогического артистизма у будущих учителей музыки2001 год, кандидат педагогических наук Адоевцева, Ирина Викторовна
Аксиологический подход к развитию культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей2013 год, кандидат педагогических наук Каледин, Олег Петрович
Формирование художественных навыков педагогического мастерства будущего учителя средствами театрального искусства2000 год, кандидат педагогических наук Ильина, Лидия Афанасьевна
Компетентность библиотекаря в культурно-досуговой деятельности библиотеки: теоретические,методические и образовательные аспекты2012 год, кандидат педагогических наук Перепелица, Вита Владимировна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Грищенко, Мария Геннадьевна
Выводы по второй главе
Опытно-экспериментальная работа, проведенная в рамках исследования, выявила недостатки в образовательном процессе художественного руководителя хореографического коллектива, подтвердив необходимость формирования у них артистизма, как профессионального значимого качества.
Анализ программ учебных дисциплин показал, что требуется введение дополнительного содержания, стимулирующего развитие компонентов артистизма. При определении исходного уровня готовности к педагогической деятельности, проведенного при помощи комплекса методов педагогического исследования, был выявлен низкий уровень развития вербального компонента артистизма студентов, выражающийся в отсутствии эмоциональной гибкости, навыков владения голосом и др. Однообразная палитра урока, бедность инструментовки педагогического общения определило отсутствие целенаправленного воздействия па мотивациоппую сферу личности учащихся.
Критериями оценки контрольных замеров проявления артистизма у студентов в процессе педагогической деятельности, проведенных в ходе диагностического (констатирующего) и формирующего этапов экспериментальной работы, выступили его уровни — выше ожидаемого (высокий), соответствующий ожиданиям (средний) и не соответствующий ожиданиям (низкий) по основным компонентам: вербальный и невербальный артистизм и частично педагогическая импровизация и режиссура. Полученные результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению в учебно-педагогический процесс экспериментальной программы «Артистизм художественного руководителя хореографического коллектива» и апробации методических разработок по формированию вербального и невербального артистизма у студентов, развития их актерско-сценических умений воздействовать на аудиторию (импровизации и педагогической режиссуры), доказали их целесообразность и эффективность с позиции выдвинутых в исследовании задач.
154
Заключение
Проведенное исследование посвящено актуальной проблеме — формированию артистизма у художественного руководителя хореографического коллектива.
Цель данного исследования состояла в научном обосновании соответствующей системы научно педагогического обеспечения формирования артистизма художественного руководителя хореографического коллектива как неотъемлемого качества его личности и профессиональной деятельности. Освещая важнейшие специфические стороны артистизма художественного руководителя хореографического коллектива и предлагая определенные пути его развития, мы в данной работе стремились целенаправленно формировать у художественного руководителя (готовящегося стать им) определенную мотивацию и необходимость развития данного качества личности, самостоятельного совершенствования актерско-сценических умений взаимодействия с аудиторией.
В соответствии с ведущими задачами исследования был изучен широкий спектр философской, художественно-эстетической и, в первую очередь, театральной психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме. Проведенный анализ позволил проследить генезис проблемы формирующего воздействия искусства живого слова на аудиторию, эмоционального взаимодействия с обучаемыми, реализации импровизационных техник и элементов режиссуры, который помог выявить социокультурную базу формирования артистизма педагога, обеспечить методологическую обоснованность исходных позиций, а также извлечь прогрессивные идеи, имеющие важное значение для разработки эффективного воспитания профессиональных, художественно-речевых умений и навыков художественного руководителя хореографического коллектива.
Теоретические поиски выявили главное противоречие между социальным заказом па художественного руководителя хореографического коллектива и его неподготовленностью к публичной творческой и педагогической деятельности. Анализ опыта подготовки к педагогической деятельности, будущих руководителей хореографических коллективов позволил констатировать недооценку в практике их подготовки в вузе артистизма как профессионально значимого свойства личности художественного руководителя хореографического коллектива и необходимость поиска средств его развития.
Отсутствие теоретических и технологических разработок для решения исследовательских задач потребовало проведения эксперимента, результаты которого подтвердили, что студенты хореографического факультета не владеют технологией публичного выступления, испытывают тревожность, неуверенность и скованность.
Артистизм как особое качество личности художественного руководителя хореографического коллектива - явление многогранное, специфика и пути, развития которого вряд ли могут быть полностью раскрыты в пределах какой-либо одной работы. Поэтому к важным результатам следует отнести и выявление специфической сущности артистизма, заключающейся в его максимально эффективном воздействии па ум и чувства учащихся, которое приводит к преобразованию их интеллектуальных, эмоциональных и нравственных качеств. Такое понимание сущности артистизма недвусмысленно определяет его важное значение и место в профессиональном развитии художественного руководителя хореографического коллектива.
Сущность и содержание артистизма художественного руководителя хореографического коллектива рассматривается как комплексное понятие «высокого мастерства в искусстве, виртуозности», как совокупность способностей тесно связанных с индивидуальностью и внутренней мотивацией, в которых проявляются общая, профессиональная и эмоциональная способности специалиста к органическому существованию в различных ситуациях художественно-творческой деятельности, а выявленные компоненты артистизма художественного руководителя хореографического коллектива - е условиях педагогической деятельности: личностная мотивация студентов, комплекс вербальных (оформление художественно-логического содержания звучащей речи, словесного действия, интонационные и смысловые акценты) и невербальных (жесты, мимика, пластика) средств воздействия на аудиторию наиболее значим в период профессионального становления специалиста в вузе. Было доказано, что выделенные компоненты в структуре артистизма художественного руководителя хореографического коллектива взаимосвязаны, а их развитие и проявление обусловлены характером возмещения.
Ведущей задачей опытно-экспериментальной работы стало внедрение экспериментальной программы «Артистизм художественного руководителя хореографического коллектива», который представлял специфический содержательный компонент, включающий разделы: «Сущность, содержание и структура артистизма», «Общность и различие актерской и педагогической деятельности» и «театральная педагогика в процессе становления личности художественного руководителя хореографического коллектива». Уровень развития артистизма у студентов экспериментальных групп, как свидетельствуют результаты эксперимента, был значительно выше, чем у студентов контрольных групп.
Также был разработан комплекс заданий и упражнений. Их содержательный состав определялся в теоретической части исследования компонентами артистизма речи (вербальный и пе вербальный компоненты). Эти задания и упражнения составили основу комплексного речевого тренинга, выделенного нами в качестве наиболее эффективной формы работы со студентами по развитию и формированию их художественно-речевых умений и навыков.
Сравнительный анализ «срезов» проявления у студентов артистизма, которые были проведены па диагностическом и формирующем этапах экспериментальной работы, убедительно показали заметный рост в формировании у них артистизма по выделенным компонентам.
Разработанная и предложенная автором специальная методика формирования артистизма у художественного руководителя хореографического коллектива получила одобрение преподавателей Тамбовского государственного музыкального университета, Московского государственного университета культуры и искусств, Сочинского училища искусств, в которых проводилась опытно-экспериментальная работа.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать выводы, что проведенное исследование показало корректность выдвинутой гипотезы, вместе с тем, осознаем, что не все поставленные задачи решены в равной степени глубоко и основательно.
В дальнейшей разработке нуждаются: -обогащение и углубление содержания специального курса; -последующий поиск эффективных актерско-сценических приемов, форм и методов формирования артистизма у художественных руководителей хореографических коллективов;
-внедрение проблематики искусства живого слова в учебную практику профессиональной подготовки художественного руководителя хореографического коллектива.
158
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Грищенко, Мария Геннадьевна, 2009 год
1. Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение / Р.И.Аванесов. -М.: Просвещение, 1984. 383 с.
2. Адоевцева, И.В. Становление элементов педагогического артистизма у будущих учителей музыки: Дис.канд. пед. наук: Кострома 2001.- 194 с.
3. Азаров, Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994.- 607с.
4. Азаров, Ю.П. Эрос и личность: Философия пола и любви. СПб.: Азбука», 2008.-224 с.
5. Айзенберг, А.Я. Самообразование: история теория и современные проблемы: Учебное пособие для вузов.- М.: Высш. шк., 1986.-128 с.
6. Амонашвили, Ш.А Размышления о гуманной педагогике.- М., 2002.-464с.
7. Андреева, Г.М. Социальная психология.- М.: Наука, 1994. 324 с.
8. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства: Уч. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 160 с.
9. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. JT.: ЛГУ,- 1968, - 312с.1 0. Ананьев, Б.Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера // Доклады на совещании психологии личности. М.: Наука, 1965. - 224с.
10. Арнольдов, А.И. Наука о культуре: современные коллизии// Вестник МГУКИ.-2007.-№3.-С.56-61.
11. Арнольдов, А.И. Общество и культура: Современный портрет.-М.:МГУКИ, 2007.-112 с.
12. Аронов, A.A. Научно-педагогические основы управления системой военно-патриотического воспитания школьников: автореферат Дис .д-ра пед.наук.-М.,1990.-53с.
13. Бабанский, Ю.К. Интенсивный процесс обучения Ереван.: Луйс, 1989. 78с.
14. Бажанова, Р.К. Феномен артистизма: Дис. . канд. пед. наук: Казань, 2003. 172 с.
15. Бакланова, H.K. Профессиональное мастерство работника культуры.- М.: МГИК, 1994. -222 с.
16. Бакланова, Т.Н. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности: Уч. пособие / М.: МГИК, 1992. 102с.
17. Баренбойм, JT.A. Эмиль Гилельс. Творческий портрет артиста. М.: Советский композитор, 1990. — 204 с.
18. Бахтин, М.М. Театрология.- М.: Лабиринт 1998. 607 с.
19. Бачелис, Г. Эволюция сценического пространства, (от Антуана до Грэка) // Западное искусство ХХв. М.: Наука, 1978. - 148- 212 с.
20. Бежар, М. Мгновение в жизни другого.- М.: В/О Союзтеатр, 1989. -237с.
21. Белухип, Д.А. Обучение будущих учителей основам актерско-сцепических умений как составной части педагогической техники: автореф. Дис. . канд. пед. наук: Москва, 1990. 16с.
22. Бердяев, H.A. Смысл творчества.- М.: ACT Москва: Хранитель, 2006. -414с.
23. Бердяев, H.A. Проблема человека (к построению христианской антропологии) // «Путь», 1936. с. 3-26.
24. Берикханова, Л.ГО. Педагогическая импровизация в деятельности учителя. Дис. .канд. пед. наук: Тюмень. 1990.- 186с.
25. Берн, Э. Игры в которые играют люди. Люди, которые играют в игры,-М.: Прогресс, 1990. -258 с.
26. Берне, Р. Развитие Я-концепции и ее воспитание.- М.: Прогресс, 1986.-422с.
27. Богачева, ГО.В. Формирование современной готовности практической деятельности педагогов-хореографов в вузах культуры и искусств: Дис. . канд. пед. наук. М., 2007,- 215с.
28. Болмэн, Ли. Дж. Рефрейтипг организации: артистизм выбор и лидерство. Спб: Стокгольм, шк. Экономики 2005.-491 с.
29. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования Ростов- на- Дону: Булат, 2000-351 с.
30. Букатов, В.М. Групповая работа на уроке: режиссура школьной повседневности в невыдуманных рассказах, неожиданных советах и нескучных рекомендациях М.: Чистые пруды, 2006. 30с.
31. Буксикова, О.Б. Танцевально-пластические образы в петроглифическом наследии Сибири // Вестник МГУКИ №1 2008.- 244-248с.
32. Булатова, О.С. Использование возможностей теоретической педагогики в процессе становления личности: Дис. .канд. пед. паук. Тюмень., 1999. -196с.
33. Булатова, О.С. Педагогический артистизм: Уч. пособ. для студ. высших педагогических уч. заведений М.: Академия 2001. 238с.
34. Булатова, О.С. Искусство современного урока: Уч. пособ. для студ. высш. уч. завед. М.: Академия.-2001. - 240с.
35. Булатова, О.С. Арт-педагогический подход в образовании Тюмень.: Изд-во ТГУ 2004. 230с.
36. Булатова, О.С. Педагогическая интеграция рациональной и эмоциональной сторон процесса школьного обучения: дис. . д-ра пед. паук: Тюмень 2005. 421 с,
37. Бурцева, Г.В. Управление развитием творческого мышления студентов-хореографов в процессе вузовской подготовки: Дис. . канд. пед. паук. Барнаул, 2002. 178с.
38. Бэкон, Ф. Собрание сочинений в 2-х т. СПб., 1874.
39. Ваганова, А.Я. «Основы классического танца» СПб.: Издательство «Лань», 2000. 192с.
40. Ваганова, Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности: Дис. . канд. пед. наук, Тюмень, 1998. -197с.
41. Васюкова, И.А. Словарь иностранных слов.- М.: АСТ-Пресс, 1998.-631 с.
42. Вахтангов, Е.Б. Литературное наследие: Перевод. / Евгений Вахтангов М.: Радуга, Б.г., 1989.- 303с.
43. Ветров, Ю. Мельникова М. Проблема моделирования педагогических систем// Высшее образование в России.-2005.-№5-с.59-62
44. Вилюнас, В.К. Психология эмоций. Учеб. пособ, для студентов в высш. уч. заведен, Питер 2007.- 496с.
45. Винкельмап, И.И. Избранные произведения и письма, M-JL, 1935. 206с.
46. Винокурова, Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей.- М.,1995. 96с.
47. Вифляев, В.Е. «Природа творчества» М.: Издательство Прометей, 2006.-71с.
48. Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном Вузе// Сб. науч. труд. М.: ГИТИС, 1980.-184с.
49. Выготский, Л.С.Психология искусства.Изд.З-е.М.:Искусство,1986.- 344с.
50. Выготский, JT.C. К вопросу о психологии и творчества актера // Сбор, соч. в 6-и томах,- М.: Педагогика, 1984.- 6.Т.- 328с.
51. Выготский, JT.C. Лурия, А.Р. Этюды по истории проведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок.- М.: Педагогика-Пресс, 1993. 224с.
52. Вэскер, А.Б. Система Станиславского в подготовке будущего учителя к эмоциональной регуляции познавательной деятельности:- М.,2004. 104с.
53. Вэскер, А.Б, Открывая занавес урока,- М.: ЦГЛ.2004. 160с.
54. Вэскер, А.Б. Формирование эмоционально творческих способностей будущего учителя: па основе пед, наследия К.С, Станиславского: Дис. .канд. пед. паук: М.: 2000. 166с.
55. Гарипова, Г.А. Формирование артистизма личности будущего учителя музыки: Дис. канд. пед. наук: Казань, 2002. 234с.
56. Гафт, A.M. Проблемы подготовки специалиста-хореографа из числа представителей коренных пародов севера // Вестник МГУКИ №2 2008.-129с.
57. Геращенко, В.В. Педагогические аспекты совершенствования самодеятельного хореографического творчества в клубных учреждениях. Дис. .канд. пед. наук. Москва, 1985.- 208с.
58. Гессеп, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1 995.— 448с.
59. Гиппиус, C.B. Тренинг развития креативности. Гимнастка чувств. -СПб.: Речь, 2001.-346с.
60. Головин, Б.Н. Основы культуры речи,- М.,1980,- 123с.
61. Головко, И.Н. Формирование артистизма речи учителя в системе среднего профессионального педагогического образования: Дис. .канд. пед. наук: Краснодар, 2003. 140с.
62. Голубовский, Б.Г. Пластика в искусстве актера. М., Искусство 1986. -188с.
63. Гоноболип, Ф.Н. Книга об учителе.- М., Просвещение, 1968. 260с.
64. Гоноболин, Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей,- М.: Просвещение, 1991. 175с.
65. Горюнова, JI.B. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. —1988. № 2. — С.7-17.
66. Григорьев, В,ТО. Исполнитель и эстрада/ Микроформа. М.: РГБ, 2007-117с.
67. Грищенко, М.Г. Понимание педагогического артистизма в деятельности хореографа // Вестник МГУКИ №2, 2008. 186с.
68. Грищепко, М.Г. Вариативный подход к процессу формирования педагогического артистизма в вузе// Вестник университета (Государственный университет управления). №6 М.:ГГУ, 2009.С 35-36
69. Грищенко, М.Г. К вопросу об артистизме хореографа// Современные гуманитарные исследования.2006. №5.- 264-266с.
70. Грищенко, М.Г. Формирование артистизма в процессе обучения хореографа// Педагогические науки №5 2006. — 124-126с.
71. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 1119с.
72. Диагностика и развитие актерской одаренности. Л.: ЛГИТМИК Е.Е.Колчин, Н.В. Рождественская. 1986. - 154с.
73. Добровольская, Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. Л.: Искусство, 1975. -125с.
74. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. М.: Питер 3-е издание 2007. - 358с.
75. Дубник, И.О. Специфика художественной образности в хореографическом искусстве .- М.,1984. 22с.
76. Дголлен, Ш. Воспоминания и заметки актера.- М., 1959.- 145с.
77. Дыои Д. Психология и педагогика мышления.- М.: Лабиринт, 1999.- 186 с.
78. Емельянов, Ю.Н. «Активное социально-психологическое обучение.- Л.: Изд-воЛГУ. 1985 88с.
79. Есаулов, И.Г. Хореодраматургия. Ижевск.: Издательский цент «Удмурдский Университет», 2000. - 320с.
80. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: «Социально культурная деятельность» Москва изд. дом МГУКИ, 2007. -479с.
81. Жаркова, Л.С. Многообразие культур путь к единству мира: (Москва, 17-18мая 2007 года): Сборник статей молодых ученных. - М.: МГУКИ, 2007.-215с.
82. Загвязинский, В.И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1987.-77с.
83. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика 1987. - 159с.
84. Загвязинский, В.И. Преподавание как творческий процесс. //Вестник высшей школы, 1987, № 7. с. 22-29.
85. Загвязинский, В.И. Развитие педагогического творчества учителя. -М.: Знание, 1986. 40с.
86. Загвязинский, В.И. Прудаева, В.И Азбука развивающего обучения. -Тюмень, ИПК ПК, 1993.-45с.
87. Захава, Б.Е. Мастерство актера и режиссера. Изд.З-е, испр. и доп. Учеб. пособ. для ин-тов культуры, театра и культ.-просвет. училищ. М.: «Просвещение», 1973. - 267с.
88. Захава, Б.Е. Мастерство актера и режиссера.- М.: «Просвещение», 1978. -184с.
89. Захава, Б.Е Воспитание. Спектакли и роли. Статьи. М.: Всерос. театр, об-во, 1982.-401с.
90. Захаров, Р.В. Записки балетмейстера.- М.: «Искусство», 1976.- 351с.
91. Захаров, Р.В. Слово о танце.- М.: «Искусство»! 977. 160с.
92. Захаров Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. М.: «Искусство», 1983. - 224с.
93. Захарова, Л.Н. Психологическая подготовка педагога.- Н.Новгород.: Нижегор. гуманитар. Центр, 1993. 186с.
94. Зимняя, И.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта .- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 67с.
95. Зинченко, В.П. Аффект и интеллект в воспитании.- М.: 1995. 20с.
96. ЮЗ.Иванихин, В.В. Искусство урока. Уч. пособ., Шадринск. Гос. Пед. ин-т Шадринск Оса Расстонина -на- Каме. 1995. 99с.
97. Иванов, В.В. Искусство как средство выражения этнической идентичности: Дис. .канд фил. наук: Ставрополь, 2006.- 170с.
98. Изард, К.Е. Эмоции человека.- М.: МГУ, 1980. 440с.
99. Ильин, Е.П. Искусство общения. М.: Педагогика, 1982. - 110с.
100. Ильин, И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий,- М.: Эксмо,2007.-528с.
101. Ильин, E.H. Рождение урока.- М.: Педагогика, 1986.-1 73с.
102. Ильев, В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.: АО АСПЕКТ-ПРЕСС, 1993. - 125с.
103. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика. М.: Наука, 1991 - 240с.
104. Иоч, Э.О. Основы педагогического мастерства преподавателей высшей школы // Совершенствование педагогической работы в вузе: сб. науч. тр./ сост. Э.О. Иоч. Челябинск, 1979.
105. Каган, М.С. Игровая кладовая. Новосибирск., 2007. - 225с.
106. Каган, М.С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений. -М., 1988.-319с.
107. Казакова, А.Г. Педагогика профессионального образования: Монография. М.: Экон-Информ, 2007. - 551 с.
108. ТСазачкова, Т.Б. Вариантные модели диалогового взаимодействия в процессе повышения квалификации: Дис. .канд. пед. наук: СПб.2002,-189с.
109. Калугин, Б.В. Основы профессиональной психодиагностики,- Л., 1984.-216с.
110. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении: М.: Просвещение, 1987.-190с.
111. Кан-Калик, В.А. Грамматика общения.- Грозный.: ЧИ изд-во, 1980. -70с.
112. Кан-Калик, В.А. Никандров, Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990- 144с.
113. Кант, И. Критика способности суждения.- СПб., 1898. 282с.
114. Кантор, В. Разлогов, К. Метаморфозы артистизма. Сб. статей. М.: 1997, 159с.
115. Карташова, H.H. Воспитание танцем: Заметки балетмейстера,-Челябинск.: Изд. Южно-Уральское, 1976.- 154 с.
116. Кириллов, А.П. Языковый аспект художественно образной природы танцевального движения: Дис. . канд. искусствовед: М.,1988. 176с.
117. Киселева, Н.В. Фролов, В.А Основы системы Станиславского. Ростов -на- Дону.: Феникс, 2000. - 84с.
118. Клячко, Н. Теория и практика гармонического воспитания человека в Древней Греции //Из истории музыкального воспитания. — М.: Просвещение, 1990. — 295с,
119. Кнебель, М.О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли М.: ГИТИС, 2005. - 573с.
120. Кнебель, М.О. Вся жизнь —М.: Всерос. Театр, о-ов, 1967-583с.
121. Колмаповский, Е.С. Книга о театральном актере — М.: Искусство, 1984.-223с.
122. Корелин, М.С. Очерки из истории философской мысли -М.: 1899.- 92с.
123. Королев, B.B. Формирование творческой активности у студентов хореографов в процессе вузовской подготовки: Дис. .канд.пед. наук. М.: МГУКИ, 2003.-180с.
124. Корнеги, Д.К. Как завоевать друзей.- М.: Прогресс, 1992. 714с.
125. Красновский A.A. Я.А. Каменский.- М.: Казань, 1953
126. Кристи, Г.В. Воспитание актера школы К.С. Станиславского.- М.: Искусство, 1978. 178с.
127. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л.: ЛГУ, 1970.- 114с.
128. Кульбекова, А.К. Хореографическое наблюдение балетмейстеров Казахстана и его роль в становлении казахского танцевального искусства//Вестник МГУКИ, №1 2008. С.231
129. Лабунская, В.А. Невербальное поведение. -Ростов -па- Дону.: РГУ, 1986.- 135с.
130. Лапщикова, О.Г. Содержание и структура актерско-режиссерской подготовки вокалистов в системе высшего образования //Вестник МГУКИ №1 2008. С.196-198.
131. Ланщикова, О.Г. Формирование сценического внимания в актерско-режиссерской подготовке вокалистов//Вестник МГУКИ №2 2008. -218с.
132. Леонтьев, A.A. Язык, речь, речевая деятельность — Москва.: URSS, 2007.-211с.
133. Леонтьев, A.A. Психология общения// Социальная психология. М., 1975.-Гл.V .- С.163-16.
134. Левитова, Н.Д. О психологических состояниях человека.- М.: УЧПЕДГИЗ, 1960. 428с.
135. Ломов, Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // в сб. Методические проблемы социальной психологии. М., 1975.-135с.
136. Лосев, А.Ф. История античной этики: ранняя классика M.: 1963-445с.
137. Лосский, Н.О. Мир как осуществление красоты. М.,1998.- 298с.
138. Лотмап, Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства / СПб.: Акад. Проект. 2002. 542с.
139. Лук, А.Н. О чувстве юмора и остроумии.- М., Искусство, 1968,- 52с.
140. Лук, А.Н. Эмоции и личность. -М., Знание, 1982. 175с.
141. Макаренко, A.C. Методика организации воспитательного процесса. -М. 1958.- 178-179с.
142. Макаренко, A.C. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 1988. - 304с.
143. Максимов, В.И. Русский язык и культура речи.-М.: Гардарики 2007. 302с.
144. Майковская, Л.С. Артистизм учителя музыки: Учебное пособие по специальности — Музыкальное образование. —M .: МГУКИ, 2005. 67с.
145. Майковская, Л.С. Артистизм педагога-музыканта как необходимое условие формирования этнокультурной толерантности у школьников// Вестник МГУКИ №1 2008.- 181с.
146. Мамардашвили, М.К. Картезианские размышления. М.: Прогресс, 1993. - 352с.
147. Мамардашвили, М.К. Как я понимал философию. М.: Прогресс, 1992.-415с.
148. Маритен, Ж. «Творческая интуиция в искусстве и поэзии».- М,: РОССПЕН, 2004. 400с.
149. Маркова, А.К. Психологи профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996 - 308с.
150. Масленникова, З.А. Педагогические аспекты системы К.С. Станиславского как средство оптимизации профессиональной подготовки режиссеров в вузе культуры и искусств: Дис. .канд. пед. наук. М., 2006. 249с.
151. Мастерство устной речи. М.: Изд-во МГУ, 1983. - 77с.
152. Мессерер, А.М. Танец. Мысль. Время.- М.: Искусство, 1979.- 175с.
153. Meccepep, A.M. Уроки классического танца.- М.: Искусство. 1967.-551с.
154. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. -М., 1991.-225с.
155. Мижериков, В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию.- М., 1999. 269с.
156. Мудрик, A.B. Социальная педагогика. М.: Академия 2006. 223с.
157. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитапияю — М.: Просвещение, 1987. — 255с.
158. Неменский, Б.М. Искусство — Культура — Образование. М.: Центр XKOJ993. - 23с.
159. Никитин, Б.П. Ступенька творчества, или развивающие игры. -М.,1990. 124с.
160. Никитин, В.Ю. Профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера в учебных заведениях культуры и искусств: Дис. . д-ра пед. наук МГУКИ.- 2007,- 543 с.
161. Нилов, В.Н. Хореография в системе художественного воспитания младших школьников: Дис, .канд. пед. наук: М., 1998. 214с.
162. Новерр, Ж.Ж. Письма о танце и балете. JT.-M.: Искусство, 1965.- 375с.
163. Об искусстве чтеца. М., 1960.-112с.
164. Об ораторском искусстве /Сб. изречений и афоризмов,- М.: Знание, 1981.-352с.
165. Ожегов, Н.П. Шведова, И.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская Академия Наук. Институт русского языка им. Виноградова,- М., 1999.-251 с.
166. Ожегов, С.И. Словарь русского языка.-17-е изд., М.: Рус. яз., 1985-797с.
167. Основные принципы Единой трудовой школы / Народное образование в СССР: 1917 -1973. М., 1974.-145с.
168. Педагогический поиск.- М.: Педагогика 1988. 334с.
169. Петипа, М. Мемуары Мариуса Петипа, Солиста Его Императорского Величества и балетмейстера Императорских театров. Спб.: Предприятие С.-Петерб. союза художников « ПТМ А.Веселова», 1996. -159с.
170. Петрарка, Ф. Эстетические фрагменты. М,: Искусство, 1982. - 367с.
171. Петров, В.А. Основные драматические системы театрального искусства XX века.- Челябинск.: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2008. 107с.
172. Петровский, A.B. Социальная психология коллектива. Каунас.: Швиеса, 1983.-184с.
173. Педагогическое речеведепие. Словарь-справочник,- М.: Флинта Наука, 1998.-308с.
174. Пиз, А. Язык телодвижений.- Н.Новгород.: «Ай Кыо» 1992. 262с.
175. Понятийный аппарат педагогики и образования.- Екатеринбург, 1995. -224с.
176. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии.-СПб.: «Питер», 2000.-560с.
177. Подвойский, В.П. Методология, теория и педагогические технологии преодоления профессиональной деформации руководителей социально-культурных учреждений: Дис. д-ра пед. наук: Москва,1998.- 411с.
178. Прокопова, H.JI. Идеациональные ценности сценической речевой культуры новейшего времени// Вестник МГУКИ №1 2008,- С. 209-212.
179. Психогимнастика в тренинге,- СПб.: «Речь», институт тренинга, 2001. -256с.
180. Психология. Словарь.-М,: Политиздат, 1990.- 494с.
181. Психология. М.: Юрайт. -2005.- 661 с.
182. Разлогов, К. Артистизм в массовой культуре// Вопросы философии.-1997.-Ж7. 63-73с.
183. Ревякин, Н.В. Гуманистическое воспитание в Италии XTV-XVb. Иваново.: ИГУ 1993. 257с.
184. Рыбкина, Т.В. Пластическая интонация к проблеме взаимосвязи музыки и движения // Вестник МГУКИ №1 2008 .- 217-222с.
185. Рубинштейн, С.Л. Основы обшей психологии,- М.: Педагогика, 1989.-89с.
186. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 2003.-508с.
187. Рубинштейн, С.Л. Литературное наследие.- М.: Аграф, 2000. 429с.
188. Рудницкий, К. Театральные сюжеты М.: Искусство, 1990. 540с.
189. Сартер, Ж.-П. Бодлер // Бодлер Ш, Цветы зла стихотворение в прозе.-М.: Выс. шк., 1993.- 319-449с.
190. Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика -1994.-№5-С. 16-21.
191. Скаткип, М.Н. О повышении эффективности урока, М.: НИИОТ, 1986. -47с.
192. Сластенин, В. А. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя в системе высшего пед. образования.- М.: МГГГИ 1982.- 180с.
193. Словарь иностранных слов.- М.: ЮНВЕС, 1997.- 832с.
194. Современный словарь справочник по искусству.- М.: Олимп: ООО АСТ, 1999. - 336с.
195. Сперанский, М.М. Правила высшего красноречия. Сб. Ораторское искусство.- М.: Политиздат, 1937.- 216с.
196. Спинжар, Н.Ф. К вопросу профессионального и личностного развития специалиста- хореографа. // Русский танец: пути сохранения и развития: Всероссийская конференция, посвященная 100-летию со дня рождения Н.А Устинова М.: МГУКИ, 2008.-96-102с.
197. Спинжар, Н.Ф., Богачева Ю.В, Совершенствование профессиональной подготовки педагога-хореографа // Вестник. №2.М.:МГУКИ, 2007.-152 -157с.
198. Станиславский, К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма.- М.: Искусство, 1958.- 409с.
199. Станиславский, К.С. Моя жизнь в искусстве.- М.: Искусство, 1954, Т.1.-516с.
200. Станиславский, К.С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. М.: Искусство, 1954. Т.З.- 625с.
201. Станиславский, К.С. Работа актера над собой в творческом процессе воплощения.- М.: Искусство, 1954.Т.З.-З51с.
202. Станиславский, К.С. Работа актера над ролью.- М.: Искусство, 1954. Т.4.- 551с.
203. Стернин, И.А. Практическая риторика. М.: Академия 2005. -272с.
204. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга.- М .: МГУКИ 2003.-297с.
205. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. М.: Прогресс,! 982.- 482с.
206. Сухомлинский, В.А. О воспитании. — М.: Политиздат, 1982.- 169с.
207. Стырицо, Т.Г. Эмоциональность как профессионально-важное качество учителя: Автореф. дис. .канд. психол. наук.- СПб: Санкт-Петерб. гос. ун-т, 1997.-19с.
208. Суворов, H.H. «Этика». Пути создания художественного образа. М.: Знание 1984.- 63с.
209. Темлянцева, С.Н. Проектирование содержание специализации Бальной хореографии в «НХТ»: Дис, .канд. пед. паук: Барнаул 2004.-160с.
210. Уланова, Г. «Выразительные средства балета». М.: сов. Музыка 1955. -70с.
211. Учителю о педагогическом общении.- М.: Просвещение, 1987. 190с.
212. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические.-М.: Просвещение, 1974.-Т-l.-584c, Т.2 438с.
213. Фёдрова, К.Н. Интерпретация художественного текста как средство развития артистизма в процессе музыкально-художественного воспитания старшеклассников: Дис. .канд. пед. наук: Новосибирск 2005.-185с.
214. Фейенберг, С.Е. Артистизм и мастерство не разделим // Сов. муз.- 1963.-№ 1-92с.
215. Феномен артистизма в современном искусстве М.: ИНДРИК 2008.-517с.
216. Фокин, М.А. Против течения.- Л.-М.: Искусство, 1962. 520с.
217. Харькин, В.Н. Педагогическая импровизация: теория и практика. М.: Магистр, У. Хогарт, Анализ красоты, Л.-М.,1958.-231 с.
218. Харлашко, М.А. О Важности формирования артистических навыков у учащихся младшего школьного возраста на уроках академического вокала// Вестник МГУКИ №1 2008.-С.192-194.
219. Чванова, А.Н. Формирование артистизма у музыкальных исполнителей: Дис. .канд. пед. наук: Самара 2005.-194с.
220. Челышева, Т.В. Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. — 240 с.
221. Черниченко, В.И Педагогика высшей школы: курс лекций по разделу «Дидактика».- М.: МГУКИ, 2002.- 120 с.
222. Чехов, М.А. Путь актера // М.: Согласие 2000.-265с.
223. Шацкий, С.Т. Работа для будущего: Документальное повествование. — М.: Просвещение, 1989. 223с.
224. Шестаков, В.П. Лосев, И.Ф История эстетических категорий. М.: «Искусства» 1965. 265с.
225. Шиллер, Ф. Статьи по этике, -М., 193 6.-393с.
226. Шингаров, Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности.-М.: Педагогика, 1971. 222с.
227. Штофф, В.А. Проблемы методологии социального познания. -Ленинград, 1985. 166 с.
228. Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии // Пед. о-во России М., 1998.-249 с.
229. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: тезисы 2 всесоюзного семинара молодых ученных. Симферопль, 1986.- 19-24с.
230. Эльконин, Д.Б. Психология игры. —М.: ВЛАДОС, 1999.-359с.
231. Эстетика: Словарь.- M.: Политиздат, 1989.- 447с.
232. Эфрос, A.B. Репетиция любовь моя. - М.: Искусство, 1975.-319с.
233. Эфрос, A.B. Профессия режиссер. М.: Искусство, 1979.-367с.
234. Юрьев, М.Н. Профессионально- педагогическое воздействие субъектов в процессе подготовки педагога- хореографа в вузе: Дисс. . канд. пед. наук: Тамбов, 2001 .-192с.
235. Якиманская, И.С. Принципы активности в педагогической психологии // Вопросы психологии. 1989. №6.-С.5-14,
236. Якобсон, П.М. Психология чувств. М,, Изд-во акад. пед. наук РСФСР, 1958.-216с.
237. Ясперс К. Всемирная история философии, Санкт -Петербург.: «Наука» 2000.-272с.
238. Ямбург, Е.А. Педагогический Декамерон, М.: Дрофа 2008.-367с.
239. Яхонтов, В.Н. Театр одного актера. М.: Искусство, 1958.- 455с.
240. Яхонтов, В.Н. О художественном чтении. // Искусство звучащего слова. Вып. 13.- М.: 1974.-127с.
241. Izard, С.Е. The Psychology of Emotions. N.Y, Plenum Press, 1991.
242. Kleinke, K. The first impression. L., 1976.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.