Адаптация предпринимательства к процессу глобализации с учетом факторов культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.05, кандидат экономических наук Орлова, Ирина Александровна

  • Орлова, Ирина Александровна
  • кандидат экономических науккандидат экономических наук
  • 2003, Великий Новгород
  • Специальность ВАК РФ08.00.05
  • Количество страниц 185
Орлова, Ирина Александровна. Адаптация предпринимательства к процессу глобализации с учетом факторов культуры: дис. кандидат экономических наук: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда. Великий Новгород. 2003. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат экономических наук Орлова, Ирина Александровна

Введение

Глава 1. Процесс глобализации мирового хозяйства к связанные с ним проблемы

1.1 Развитие процесса глобализации и его формы

1.2 Роль национальных особенностей в формировании вкусов потребителей, организации производства и менеджмента

1.3 Проблема формирования международного рынка труда в условиях глобализации

Глава 2. Роль культуры в управлении социально-экономическими системами

2.1 Концепции категории "культура"

2.2 Место культуры в социально-экономической системе

Глава 3. Социально-экономические аспекты развития предпринимательства в современных условиях

3.1. Предпринимательская деятельность в системе рыночных отношений

3.2 Влияние глобализационных процессов на предпринимательскую деятельность

3.3 Особенности глобализационных процессов и развития предпринимательства в России

3.4 Международное предпринимательство как форма интеграции России в международную хозяйственную систему на примере Новгородской области)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Адаптация предпринимательства к процессу глобализации с учетом факторов культуры»

Актуальность темы исследования. Для современного этапа развития экономики России характерен бурный рост предпринимательской активности, Что в Свою ОЧёрёДЪ вызывает пристальное общественное внимание к деятельности предпринимателей. Развитие предпринимательства регламентируется большим количеством законодательных актов.

Несмотря на обширную правовую базу, на ежегодные правительственные отчёты и программы по развитию « предпринимательства в России и её регионах до сих пор существует ряд неразрешённых проблем, которые тормозят рост деловой активности.

К причинам, породившим эту ситуацию, прежде всего, следует отнести утрату россиянами за десятилетия господства административно-командной Системы традиций и навыков предпринимательской деятельности. Кроме того, сейчас положение усугубляется и тенденциями интернационализации экономики, что, с одной стороны, сокращает поле деятельности для предпринимателей, а с другой - требует интенсивного развития межкультурных бизнес-коммуникаций^ что затрудняется отсутствием у нас необходимого опыта. В связи с чем возникает проблема адаптации российского предпринимательства к быстро изменяющейся окружающей среде.

Чрезвычайно широкий круг проблем, Связанный С развитием предпринимательства в России, находит своё отражение и в научной литературе. Особого внимания заслуживают работы отечественных исследователей, таких как Автономов В. С., Агеев А. И., Афанасенко И. Д., Бусыгин А., Дудинов В,* Жизнин С, 3,, Ким Л, В,, Киян Л, Гч Колесникова Л., Крупанин А. А., Курганский С. А., Лапуста М. К., Марцинкевич В. И., * Медынский В. Г., Мелентьев Л. А., Никифоров П. В., Пожидаев Р. Г.,

Попова Т. Н., Пятибратов И. Н., Радаев В. В., Соболева И. В., Спивак В. А.,

Томилов В. В., Тощенко Ж. Г., Уваров В. В., Шаршукова Л. Г., Шихерев П. Н., Ясин Е. Г.

В выполненном исследовании были использованы и работы таких зарубежных авторов, как Веспер К., Друкер Г. Ф., Мусали А., Питере М., Сорос Дж., Уильямсон О. И., Шамперо А., Хирст Р.

Специфика данной работы потребовала тщательного изучения исследований в области социологии и культурологии. Были использованы работы Бароньева А. О., Большакова В. П., Выжлецова Г. П., Добрынина А. И., Дятлова С. А., Иконниковой С. Н., Каган М. С., Кармина А. С., Кефели И. Ф., Мовсесяна А. Г., Шпенглера О.

Настоящую диссертацию следует рассматривать как попытку продолжения этих исследований.

Цель исследования - разработка концептуальных основ процесса адаптации современного предпринимательства в России с учётом факторов культуры и глобализации экономики.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач: охарактеризовать современный этап развития глобализации и определить её роль для дальнейшего развития предпринимательства России; определить роль культуры в процессе развития социально-экономической системы; рассмотреть способы влияния культуры на процесс принятия решений в сфере управления; обобщить теоретические исследования в сфере предпринимательства с целью определения характеристик современного предпринимательства, которые способствуют или затрудняют процесс адаптации; определить наиболее приемлемый способ адаптации предпринимательства к процессу интеграции мирового хозяйства.

Объектом исследования является современная предпринимательская деятельность в процессе глобализации мирового хозяйства.

Предметом исследования является совокупность социально-экономических отношений, связанных с развитием предпринимательства как вида экономической деятельности в постиндустриальном обществе при доминирующем влиянии глобализации на нивелирование культурных различий между странами.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы являются фундаментальные монографические работы, научные статьи и прикладные разработки отечественных и зарубежных ученых в области исследования предпринимательства, культуры и глобализации. При рассмотрении конкретных вопросов по исследуемой проблеме были использованы нормативные акты Российской Федерации. Информационной базой работы послужил справочный материал статистических сборников Госкомстата России,

Научная новизна заключается в следующем: определены основные факторы развития глобализационных процессов, что позволяет выявить положительные и отрицательные стороны глобализации; показана связь системы "культура" и социально-экономической системы в моноэтническом и полиэтническом государствах; исследовано влияние уровней культуры на формирование решений, принимаемых субъектом управления в процессе экономической активности; определены приоритетные способы развития предпринимательства с целью адаптации к глобализационным процессам; выявлен наиболее приемлемый способ регионализации для развития предпринимательства в условиях глобализации (на примере Новгородской области).

Теоретическая и практическая значимость. Основные выводы и предложения могут быть использованы при разработке региональных программ социально-экономического развития. Исследования проведённые в данной работе могут быть использованы в образовательных курсах - "История развития предпринимательства", "Предпринимательство", "Менеджмент", "Международный маркетинг".

Основные положения, выносимые на защиту; принципы управления развитием предпринимательства в процессе роста влияния глобализационных процессов;

- "культура" как иерархическая система ценностей;

- особенности развития глобализации, оказывающие доминирующее влияние на развитие предпринимательства.

Апробация результатов работы. Основные материалы исследования были изложены на трёх научно-практических конференциях в период с 2000 по 2002 год. Кроме того, некоторые аспекты влияния культуры на развитие социально-экономической системы были изложены на семинаре молодых учёных в Европейском Государственном Университете города Санкт-Петербурга 23 - 25 ноября 2001 года.

Структура и объём работы. Представленная диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и двух приложений. Общий объем работы составляет 185 страниц машинописного текста, включая 15 рисунков и 10 таблиц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», Орлова, Ирина Александровна

Вот результаты исследования европейского рынка, проведённого в 1999 году [98]. Несмотря на интеграционные процессы в Европе, ещё нельзя говорить об едином типе европейца из-за существенного различия европейских стран в области экономики, демографии, социального развития и культуры.

Поэтому потребители европейского рынка должны быть сегментированы по показателям, характеризующим их вкусы, поведение.

Была использована следующая система показателей:

1) Отношения к прогрессу и традициям:

- динамизм, характеризующий современных активных потребителей, легко принимающих новые идеи;

- склонность к безопасности, осторожность, приверженность традициям.

2) Ценностная ориентация:

- предпочтение отдаётся материальным ценностям, жизненным удовольствиям;

- предпочтение отдаётся духовным ценностям.

3) Мотивация поведения:

- рациональный, обдуманный подход при принятии решений;

- склонность к принятию немотивированных, эмоциональных решений

В результате исследования в Европе были выделены следующие сегменты покупателей:

1) Консерваторы, ориентированные на материальные ценности, стабильность, спокойную жизнь. К новшествам относятся с недоверием, но если интересующий их товар дешёвый, они не противятся переменам. Как правило, это люди пожилого возраста. В Европе они составляют самую многочисленную группу (23%), причём больше всего их в Германии (30%), Австрии (27%) и Швеции (28%).

2) Покупатели престижных товаров, стремящиеся всячески повысить своё благосостояние и общественный статус. Считают себя гражданами "открытого мира", не признают культурных барьеров, готовы принять любой товар, если он высокого качества и престижен. Всего в Европе их 15%, причём опять-таки больше всего их в Германии (22%), Австрии (20%) и Швеции (20%).

3) "Мечтатели" - любители тихой жизни в привычной обстановке, привержены национальным традициям и культуре. Однако не противятся глобализации, если она делает их жизнь более приятной.

Всего в Европе их 15%, причём больше всего в Италии (24%) и Испании (19%).

4) "Зеленые" — обеспокоенные проблемами цивилизации, культуры, социальной справедливости. Ориентированы на духовные ценности. Всего в Европе их 20%, причём больше всего в Нидерландах (31%) и Бельгии (27%).

5) "Воинствующие" - обеспокоенные социальной ответственностью, уделяют большое внимание благотворительности. Всего их в Европе 10%, больше всего в Португалии (16%) и Франции (13%).

6) "Знатные" - приверженцы национальной культуры, духовных ценностей, религии. Предпочитают отечественные товары, среди них много противников глобализации. В Европе их 17%, больше всего в Испании (25%).

Глобализация рынка исходит из предположения, что все потребности будут удовлетворены схожими товарами и услугами, если они обеспечат им жизненные удобства. Однако она не способна ликвидировать различие между современным образом жизни и традиционным, поэтому для многих групп потребителей процесс глобализации воспринимается как навязанный сверху и следовательно вызывает сопротивление. Изменить поведение потребителей можно только посредством совершенствования международного маркетинга, усиления его региональных аспектов путём совершенствования межкультурных коммуникаций.

В значительной мере культурные барьеры обусловлены языковыми различиями. Однако необходимо учитывать и психологические различия населения различных стран. В Европе предлагается выделить четыре "культурные зоны", различающиеся интенсивностью действия в них следующих показателей: 1) значимость социальной иерархии; 2) отношение к контролю, неопределённости и риску; 3) индивидуализм;

4) приоритет в воздействии на поведение "мужских" или "женских" ценностей ("мужские ценности" -стремление к успеху, богатству, к высшему социальному статусу; "женские ценности" - качество жизни, социальная справедливость, благотворительность.)

Первая зона - это страны Северной Европы, а также Нидерланды. Здесь наблюдается высокое значение третьего показателя (индивидуализм) и низкое первого (значение социальной иерархии); на поведение воздействуют "женские ценности".

Вторая зона - англо-саксонские страны (Великобритания, Ирландия). Характерно высокое значение третьего показателя (индивидуализм). Доминируют "мужские ценности".

Третья зона - страны центральной Европы (Германия, Австрия, Франция, Швейцария, Бельгия). Большую роль играет первый показатель (значение социальной иерархии), второй (стремление к контролю неопределённости). Индивидуализм играет умеренную роль (кроме Германии Франции). Доминируют "мужские ценности".

Четвёртая зона — средиземноморские страны (Италия, Испания, Греция, Португалия). Больше всего внимания уделяется контролю над неопределённостью (второй показатель). Социальная иерархия и индивидуализм играют незначительную роль. Доминируют "мужские ценности".

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что глобализация в Европе - процесс чрезвычайно сложный. Если в этом процессе следует учитывать не только интересы ТНК, но и потребителей, нужно решить массу социальных, политических и культурологических задач, что и является первостепенной задачей создания эффективных бизнес-коммуникаций.

Проблема ещё более усложняется, если речь пойдёт не о европейском рынке, а, например, о евроазиатском рынке.

Национальная специфика наблюдается не только в сфере потребления, но и в сфере производства.

Длительное время во многих развивающихся странах считалось, что развитие экономики и промышленности где бы то ни было возможно только благодаря распространению современных западных технологий, что в свою очередь неизбежно должно привести к преобладанию основных направлений западного менеджмента, доминированию западных ценностей в процессе организации предприятий и межличностных отношений, превалирующих в промышленно развитых странах. Такая парадигма длительное время оставалась без изменений. Но возникает вопрос: применим ли в странах Азии, где царит глубокое культурное наследие и исторически сложившиеся традиции, менеджмент и теория организации предприятий, основанные на опыте западных стран, испытанные в организациях Америки и Европы? Существует множество примеров, подчёркивающих различия в поведении служащих предприятий с учётом социально-культурных факторов разных стран. Например, британские менеджеры отдают предпочтение официальному стилю общения. Взаимоотношения же китайских менеджеров имеют оттенок неофициального общения, т.к. семейные узы в этой стране имеют большое значение и тем самым влияют на деловую сферу, кроме того, в Китае даже в международной торговле полагаются в основном не на контрактные соглашения, а на доверие и семейные связи. Следовательно, не удивительно, что сейчас подвергаются критике многие теории об универсальном применении теории менеджмента, которая отвергает влияние культурных факторов на развитие бизнеса.

Хозяйственная жизнь, как и любая иная, всегда протекает в культурном контексте, даже если он не осознаётся" [34], следовательно, менеджмент и организация производства существенно зависят от общественных ценностей, которые основываются на культурных традициях. Многие исследователи полагают, что страны, признающие важность сохранения и развития культурных традиций и общественных ценностей для развития экономики, достигают успеха и в состоянии самостоятельно справляться с экономическим кризисом [99]. В качестве примера очень часто приводят Япопию, которая подобно фениксу восстала из пепла после Второй Мировой войны и за короткий период стала одной из высокоразвитых промышленных держав. При этом следует учесть, что японцы не отказались от своих культурных традиций. В действительности успех Японии в области экономики приписывался особому стилю менеджмента, отношению к работе и ценностям, основанным на конфуцианской философии, приверженности семейным узам и многим другим национальным традициям, которыми не обладают Евро-Американские институты. Можно сказать, что азиатские страны "экспериментируют" со множеством стилей менеджмента и организационных моделей, которые воплощают культуру, философские системы и традиции этих стран, резко отличающиеся от традиций Запада.

Длительное время в многочисленной литературе по менеджменту и организационному поведению использовался опыт западных стран. Успешные примеры Японии, Китая, Индии и некоторых других стран Азии признавались, но трактовались как "особые случаи", как "исключения" и, следовательно, западный менеджмент признавался как преобладающая, доминирующая парадигма.

При бурном процессе развития глобализации многие теоретики и практики менеджмента были вынуждены изменить свои взгляды и перестать рассматривать теорию менеджмента и организацию предприятий, основываясь только на опыте западных стран и не учитывать разнообразие культурных факторов. Становится очевидным, что при изучении менеджмента следует принимать во внимание большую восприимчивость к новым идеям и успехам таких стран как, Япония, Китай, Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Тайвань.

Менеджмент и организацию производства восточных и южноазиатских стран можно рассматривать как пример менеджмента, адаптировашюго к местным условиям (т<%ешга1:юп)[98]. Основной особенностью этого вида менеджмента является то, что иностранные предприятия строят своё производство с учётом социально-культурных условий страны, в которой они находятся; конечный продукт производства может быть востребован как в пределах принимающей страны, так и за её пределами. Подобный менеджмент основывается на адаптации целей организации и современных технологий к местным элементам культуры, образуя синтез местных социально-культурных факторов и современных технологий. В этом случае предприятие не генерирует потребности на продукт, который навязывается сверху, поскольку такие "навязанные" потребности могут противоречить основным культурным традициям страны.

Необходимо отметить, что развитие "менеджмента с учётом местного колорита" является объединяющим процессом, т.к. соединяет экзогенные факторы с уникальными элементами культуры принимающей страны. Основные ценности и особенности поведения местной культуры объединены с принципами и опытом западных стран, вследствие чего образуется особая система, которая не только уникальна, но и обладает огромным потенциалом в конкретной среде. Адаптация к местным традициям - это процесс, в котором имеется положительная направленность по отношению к местным традициям и культурному наследию, а также по отношению к тому, что выступает как "иностранное" или импортируемое. Но не следует упрощать процесс адаптации менеджмента к местным условиям, противопоставляя друг другу местную культуру и современный менеджмент, и рассматривать данный процесс как столкновение традиций и современности. В сущности "менеджмент с оттенком местного колорита" подразумевает следующее: то, что является полезным и ценным в культурах разных стран, должно быть сохранено и интегрировано с учетом современности, для того, чтобы образовать синергетическую культуру, которая не только совпадает с социокультурной реальностью, по также является достаточно функциональной и эффективной.

В процессе глобализации экономики возникает вопрос: будет ли с течением времени менеджмент, учитывающий социо-культурные условия разных стран, иметь такое же значение, какое он имеет сейчас? На этот счёт имеются различные точки зрения. За последние десятилетия в мире произошли огромные перемены. Глобализация бизнеса и возможность свободно путешествовать позволяют людям часто перемещаться из одной культурной среды в другую. Люди, привыкшие от рождения к различным системам культурных ценностей, могут общаться и работать бок о бок в течение длительного времени, что благоприятствует возникновению и развитию общей модели предпочтений и поведения в сфере менеджмента и организации производства. В результате этого индивидуальные культурные ценности будут позабыты.

Согласно другой точке зрения, тесное сотрудничество людей разных культур не может привести к полной универсализации культур и ценностей, несмотря на то, что схожие черты могут проявляться в одежде, произношении, манерах и моде. Опыт стран с разнообразным национальным составом показал, что основные культурные особенности большинства этнических групп сохраняются. Культурные особенности, передающиеся из поколения в поколение, имеют огромное функциональное значение и, возможно, по этой причине продолжают существовать. Следовательно, менеджмент, адаптированный к социокультурным условиям другой страны, остаётся важным.

Можно долго спорить о необходимости развития менеджмента, способного учитывать и подстраиваться под местный колорит, но очевидно одно: каждая кулыура имеет свои характерные особенности, от которых невозможно отказаться и которые не так-то легко поддаются влиянию извне. Несмотря па то, что глобализация может привести к значительному сокращению культурных различий и возникновению единых структур на поверхностном уровне, центральные первостепенные элементы культуры будут превалировать и влиять на поведение людей и развитие предприятий. Как уже отмечалось ранее, даже европейские страны, которые принадлежат к западной культуре, проявляют чёткие межкультурные различия в области менеджмента.

Следовательно, даже в условиях глобализации знание того, как действуют культурные факторы и происходит адаптация к местным социо-культурным условиям, является эффективным средством для развития производства. Культура будет играть значительную роль в организационном процессе до тех пор, пока не закончится процесс гомогенизации культуры, что вряд ли скоро произойдёт. С одной стороны, менеджмент и структура организации в каждой стране наделены социо-культурными особенностями, а с другой - в них проявляются универсальные тенденции развития.

Межкулыурная психология выявляег различия между Западом и Востоком, основываясь на противопоставлении идеи коллективизма и индивидуализма. Страны, которым присущ дух коллективизма, демонстрируют более сильные привязанности к семейным традициям, чем страны, для которых характерен индивидуализм. Индия и Япония являются странами с развитым духом коллективизма и сильными семейными связями. Однако японская культура выступает как один из основных факторов успеха для промышленности Японии, в то время как в Индии национальная культура рассматривается как основное препятствие для успешного экономического развития страны.

Культура Японии достаточно однородна. Даже в период изоляции Японии от других стран и, несмотря на насильственные попытки придать этой стране черты западного мира, Япония не потеряла своей уникальности и восприняла ограниченное количество полезных идей с Запада. Примеров тесного сотрудничества правительства и разного рода компаний огромное множество. На японских предприятиях широко развит патернализм, что находит своё выражение в пожизненной занятости работника на одном и том же предприятии, чему способствуют постоянные курсы переподготовки и обучения кадров. Японские служащие делают большой вклад в развитие предприятий. Всем известно трудолюбие и стремление к инновационным идеям служащих в Японии. Однако значительно меньше известны отношения между организацией и семьями служащих. Это может быть объяснено отсутствием интереса у западных исследователей к семейным традициям. В воспиташш детей в японских семьях делается акцепт на достижении успеха, на быстром карьерном росте.

Многие исследователи подчёркивают гармоничность отношений всех служащих в структуре предприятий, т. е. организация выступает в роли семьи. Безусловно, после Второй Мировой войны в Японии произошли колоссальные изменения, но дух преданности служащих своей организации сохраняется.

В культуре Индии также сильно развита приверженность к семейным корням, но по сравнению с Японией в Индии существуют различая, как во внутрисемейных отношениях, так и во взаимоотношениях семьи служащего с предприятием. Исторически общество Индии разделено на касты, которые не имеют конституционного закрепления, но в тоже время принадлежность к той или иной касте играет важную роль в жизни каждого человека. В Индии считается, что нет ничего плохого в том, что высшее руководство предприятия продвигает своих родственников или людей из одной с

41 ? ними касты, каждый Hindi должен поступать таким образом, т. к. "если твоя должность не приносит никакой пользы твоим родственникам, то какая от тебя польза для общества?".

Кроме этого, существуют отличия между этими двумя восточными странами и в подходе к процессу воспитания детей. Если в Японии матери более требовательны к своим детям и стремятся воспитать в них стремление к карьерному росту, то воспитание детей в Индии основывается на других ценностях. В основном среднестатистический гражданин Индии менее нацелен на достижение успеха.

Японцы могут подавлять свои личные желания в интересах коллектива, а индусы, наоборот, ставят свои желания превыше всего. Это может вызвать определённые сложности при управлении подчинёнными на предприятии в Индии. Служащий может пользоваться определенным уважением благодаря своему положению в ссмьс или касте, но на предприятии ситуация бывает иной. Менеджеры среднего звена более интересуются отношениями со своим руководством, пренебрегая подчинёнными. Таким образом, структурные подразделения предприятия плохо связаны между собой и не могут решать сложные технические и организационные задачи.

На предприятиях Индии у служащих не возникает чувства привязанности к своей фирме, что приводит к росту отчуждения сотрудников от целей предприятия. В этом заключается одни из самых сложных особенностей управления предприятием в Индии.

В Индии организация никак не связана с семьями своих служащих, любой служащий рад продвижению по службе, но не ради карьеры, а ради той пользы, которую может принести семье это карьерное повышение.

Таким образом, с одной стороны в Индии отсутствует тесная связь между организацией и семьёй служащего, а с другой - для самого служащего семья играет первостепенную роль.

Благосостояние для индийцев важно, но оно не выступает в качестве единственного критерия социального статуса. Вышеперечисленные особенности, основанные на историческом развитии индийскою общества, отличают его от других восточных стран, а также стран Запада.

Большое внимание принято уделять взаимосвязи религии и управления предприятиями. В основном дискуссии на эту тему были посвящены влиянию христианства, несмотря на то, что многие страны других конфессий достигли значительных экономических успехов. Ярким примером является менеджмент исламских стран. Вклад Ислама в теорию управления организациями оказался слабо отражён в специальной литературе по менеджменту.

В мусульманских странах Ислам формирует взгляды как отдельных людей, так целых групп. Принципы Корана являются своего рода гидом для мусульман в их семейной жизни и ведении бизнеса. В целом они призваны оказывать на общество позитивное воздействие, а именно:

- способствуют сохранению таких традиций, как приверженность чести, гостеприимство, честность, уважения к родителям и старикам, щедрость;

- оберегает семейные устои;

- воспитывает аскетизм и трудолюбие (пророк Мухаммед учил, что только тяжелая работа может искупить грехи).

В исламских странах любая работа и творчество почётны. Большим уважением пользовались торговцы, т.к. "он, тот, кто приносит продовольствие на наши рынки, подобен воину в борьбе за Бога". На Западе же в средние века к торговле относились пренебрежительно.

Исторически исламская традиция рассматривала труд и торговлю как религиозные обязанности и как средства необходимые для обогащения государства, общества и самого человека. Трудолюбие и дисциплина являются основными добродетелями в исламском обществе.

Признавая огромную роль торговли для умножения благосостояния государства, ислам на некоторые виды бизнеса вводит строгие 01рани4сния; например, запрещается получение прибылей от сотрудничества с неисламскими организациями или отдельными лицами. Однако сейчас допускается получение таких прибылей при использовании исламской инвестиционной компании и одного из следующих механизмов:

- сделки Мурабаха (Murabaha), представляющей собой хорошее средство для использования временно свободных средств, которые вкладываются в приобретение товаров у производителя для их немедленной продажи и поставки покупателю, который в более поздний, отсроченный день оплаты уплачивает заранее определённую надбавку к издержкам. Отсрочка может составлять всего семь дней.

- сделки Мушарака (Musharaka transactions), предусматривающей совместное с другими партнёрами участие в финансировании торговли, лизинговых сделках, операциях с недвижимостью, в промышленных проектах. Чистые прибыли делятся в пропорции, которая оговаривается с самого начала.

- Иджара (Ijarah), связанной с получением прибыли от сдачи в аренду недвижимости.

- Иджарава-Иктина (Ijarawa- Iktina) - лизинг крупных капитальных активов, таких как недвижимость, машины или оборудование. В ходе лизинга осуществляются ежемесячные рентные платежи, а по истечении его срока арендатор приобретает оборудование.

Правда, в реальной жизни предписания Корана часто нарушаются.

Вышеперечисленные примеры влияния социо-культурных факторов на развитие предприятий в разных странах в очередной раз доказывают, что при глобализации мировой экономики создание универсальной системы менеджмента, приемлемой для любого общества, является задачей практически неразрешимой.

В связи с этим в теории менеджмента уже неоднократно приводились разного рода классификации типов менеджеров. Так, авторы книги "From management éducation to civic reconstruction" [103] выделяют следующие типы менеджеров, которые характерны для разных стран: ¿менеджер-охотник, менеджер-пастух, менеджер-садовник и менеджер-управляющий.

Тип менеджера "охотника" присущ англосаксонскому предпринимательству. Здесь основной акцент делается на хорошо структурированной, но автономной организации, способной приспособиться к окружающей среде и извлечь максимальную прибыль. Для неё характерен быстрый коммерческий рост и дух лидерства. По существу такой вид предпринимательства требует эмпирического подхода. Менеджер представляет собой охотника, который заявляет требования на незанятую территорию или рынок и захватывает их.

Основная цель менеджера-охотника - создавать структуры, способные помочь организации удержать свои позиции. Для достижения преимуществ охотник использует деловой инстинкт и здравый смысл. Действие носит инстинктивный характер и основано на чувственном восприятии действительности.

Менеджер-"пастух", в отличие от менеджера-"охотника", ориентируется не на захват территорий, а на развитие деятельности, способной найти на рынке специализированную нишу. Такой тип менеджмента характерен для северных стран, в частности, для Скандинавии. Его стратегия - приспособление к окружающей среде и ресурсосбережение, Большое внимание уделяется новым технологиям и стандартизации. Однако менеджеру-" пастуху" не хватает интуиции и проницательности менеджера-"охотника".

Тип менеджера-"садовника" характерен для восточных стран. Восточные организации лучше всего действуют в условиях нестабильности. Их подход состоит в том, чтобы и не противостоять потоку меняющихся событий и энергии окружающей среды и, в тоже время, не подчиняться им. Основное внимание уделяется чрезвычайно гибкой организации, которая способна меняться как внутри самой себя, так и в окружающей среде. Такая модель полагается исключительно на процессы, которые приводят к положительной обратной связи. Менеджер "садовник" предполагает, что беспорядки невозможно и не следует контролировать. Более того, нестабильное состояние воспринимается как позитивный момент, как предвестник созидания, творчества.

Некоторые компании такого типа намеренно провоцируют нестабильность, нанимая большие группы менеджеров средних слоев из других организаций. Цель таких действий состоит в том, чтобы предотвратить образование единой корпоративной структуры. Например, поощряется создание контр-структур (например, гражданская полиция и профессиональная полиция) с целью провоцирования нестабильности и, как следствие, инновационного процесса. Менеджер "садовник" воспринимает организацию и окружающую среду как динамичный феномен, неспособный быть заключённым в условия стабильности. Такие организации находятся в постоянном движении.

Для южных стран характерен тип менеджера-пуправляющего". Южный мир характеризуется способностью поддерживать себя в состоянии динамичного равновесия.

Менеджер "управляющий" предполагает, что ни одна организация не может существовать изолировано. Как все экологические феномены, организация остаётся живой и здоровой только до тех пор, пока она поддерживает внутренние связи и связи с окружающей средой. Для менеджера "управляющего", в отличие от менеджера "охотника" или "садовника", организационные действия не основываются на формуле или теории. Напротив, все организационные действия проходят через сеть отношений, которые опутывают всю организацию и связывают её с окружающей средой. Эта связь достаточно разветвлённая, т.е. продукты или услуги должны развиваться и улучшаться благодаря постоянной взаимосвязи людей, идей, навыков и ресурсов.

Всё вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы. Роль социально-культурных факторов в организации производства и менеджмента чрезвычайно велика. Каждая страна обладает неповторимым колоритом, традициями и культурными ценностями, пренебрежение которыми при развитии производства могут привести если не к полному краху компании, то к огромным трудностям. Конечно, в некоторых странах существуют особенности культуры, которые могут сдерживать развитие производства. В таком случае только знание культурных традиций и истории страны, а также особый подход к построению менеджмента на предприятии, могут способствовать сглаживанию культурных противоречий. Глобализации, ведущей не только к стиранию территориальных границ в процессе развития экономики, но и стремящейся к универсализации культур, должен противостоять менеджмент, способный учитывать социокультурные особенности страны.

Страны, которым удалось избежать разного рода геополитических катастроф, революционных преобразований, где развитие культуры происходило плавно, без ломки исторических традиций изнутри, в настоящее время достигли значительного экономического развития и способны противостоять угрозе глобализации. Расцвет экономики Японии является ярким примером того, как сохранение культурных традиций способствует устойчивому развитию страны [103].

В результате изучения японского опыта американцы установили, что управление предприятиями в Японии имеет ряд особенностей, существенным образом отличающих его от типично американского и западноевропейского. Оказалось, что на японских предприятиях рабочих и служащих расценивают не как инструмент для достижения экономических показателей, но как объект продуманной и тщательно разработанной социальной политики. Так, руководители японских предприятий всегда подчёркивают глубокое уважение к рабочим и служащим, всячески стремятся развить и использовать на практике их творческий потенциал, справедливо и деликатно разрешают противоречия между руководителями и подчинёнными, продуманно распределяют вознаграждения за достигнутые успехи и даже наказания за допущенные ошибки стараются решить не путём понижения в должности или увольнения (как это принято в США и Европе), а, главным образом, путём перемещения работника по горизонтали с тем, чтобы он имел шанс исправить упущения. Характерна и японская терминология, когда трудовые коллективы называют "социальным сообществом", "сообществом жизни", "взаимопонимающим сообществом труда" и даже "сообществом свадьбы". В целом методы руководства на японских предприятиях исходят из теории антропологизма с главными лозунгами: "человек выше прибыли" и "человек и прибыль равны".

Итак, основным принципом японского менеджмента стала ставка не на "капитал денег", а на "капитал человека". Этот принцип вполне справедлив и в наши дни, в эпоху, когда самыми дорогими товарами становятся информация, знания и созидание.

Таким образом, национальная специфика проявляется и в сфере производства. Успехи, достигнутые в экономическом развитии Японией, Южной Кореей и Тайванем говорят о том, что не только менеджмент западноевропейского и американского образца может быть эффективным. Возможно, в странах Азии именно восточный стиль менеджмента может дать лучшие результаты. Это ещё раз ставит под сомнение рациональность современной модели глобализации. Похоже, что интернационализация экономики путём её регионализации для общества была бы более полезной. Во всяком случае задача разработки бизнес-коммуникаций в этом случае значительно упрощается.

1.3. Проблемы формирования международного рынка труда в условиях глобализации

Изучение взаимоотношений между людьми, возникающих как в процессе производства (между собственниками средств производства и нанимаемыми работниками), так в процессе распределения произведённой продукции (между продавцами и покупателями) является краеугольным камнем экономической науки. И. Г. Владимирова [22] совершенно права, когда пишет: " человек является в равной мере и исходным, и конечным пунктом экономического аспекта цивилизационного развития". Действительно, производство материальных благ и услуг имеет своей единственной целью удовлетворить потребности людей, а осуществляться оно может только при их участии. Однако в современном постиндустриальном обществе, особенно в условиях глобализации, происходит всё большая дифференциация как потребителей, так и производителей. Дифференциация потребителей обусловлена неодинаковостью доходов населения стран с разным уровнем развития экономики. По данным Всемирного Банка [52] ВНП, приходящийся на душу населения, составляет (в дол. США на человека): 1) в странах с высоким уровнем развития 25510; 2) в странах со среднем уровнем развития 1250; 3) в странах с низким уровнем развития 520.

Дифференциация производителей обусловлена их численностью в странах с разным уровнем развития и уровнем образования [52]:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В системе управления социально-экономическими системами система "культура" оказывает решающее влияние на управляющую подсистему. Именно через эту подсистему положения экономической теории посредством инструментария прикладных экономических дисциплин превращаются в управляющие воздействия, воспринимаемые социально-экономической системой.

Предлагается при определении целей, выбора критериев управления, разработки, принятии и реализации решений, осуществляемых субъектами управления, учитывать их зависимость от культурного уровня. Именно этим определяется качество управления, а, следовательно, и состояние управляемой системы, элементами которой являются как бизнес (предпринимательство), так и государство. От намеченных целей и выработанных критериев управления зависит возможность адаптации предпринимательства к глобализации, что в XXI веке является доминирующей проблемой мирового сообщества.

2. Многочисленные исследования предпринимательства как сложного социально-экономического явления позволили установить три группы свойств, характерных для субъектов предпринимательской деятельности. Две из них включают личностные свойства и управленческие способности, т. е. те свойства, которые непосредственно определяются культурным уровнем предпринимателя и в значительной степени формируются социальной средой. Нельзя говорить о культуре предпринимательства, если культурный уровень субъектов этой деятельности низок.

3. Как открытая динамическая система культура имеет иерархическую структуру как по признаку принадлежности (культура индивида - культура группы - культура социума), так и по содержательному признаку (обычаи, традиции, привычки, объекты материальной культуры). Конфронтация культур происходит именно на низшем содержательном уровне из-за несовместимости его элементов, характерных для различных субъектов-носителей. Элементы же высшего содержательного уровня (Добро, Любовь, Красота и т. д.) являются общечеловеческими и не зависят от этнической принадлежности и вероисповедания. Поэтому предлагается в межкультурных и бизнес-коммуникациях учитывать ведущую роль элементов высшего уровня культуры, что будет способствовать ускорению процесса адаптации предпринимательства.

4. Культурная специфика каждого этноса является фактом, игнорировать который нельзя. Эта специфика проявляется как в сфере потребления, так и в сфере управления и организации производства. Создание "прогрессивной общечеловеческой цивилизации", носителем которой будет некий "homo informaticus", в обозримом будущем представляется маловероятным.

Различие потребительских вкусов и приверженность к традиционному для нации стилю управления создают очень мощные барьеры на пути унификации товаров и услуг и внедрения повсеместно западного стиля менеджмента.

5. Интернационализация экономики - объективный процесс, характерный для современного уровня развития мирового сообщества. Спонсорами этого процесса являются индустриально развитые страны, поэтому их интересы играют здесь первостепенную роль. Особенно отчётливо это проявляется в форме интернационализации, получившей название глобализации -образовании неуправляемого мирового рынка, на котором господствуют ТНК. Интересы развитых стран определяют и палитру ВТО. Несмотря на наличие множества положительных аспектов в деятельности ТНК и ВТО на мировой арене, велики и негативные последствия этой деятельности в слаборазвитых странах. Экономическая мощь международных организаций урезает суверенитет этих стран, лишает их возможности отстаивать свои национальные интересы, в частности, в социальной сфере и в экологии. Деятельность ТНК в каких-либо отраслях развивающихся стран закрывает ниши для инновационного предпринимательства, финансируемого венчурным капиталом, что снижает интеллектуальный потенциал нации.

Трудности в создании международного рынка труда, основанного на мобильности человеческого капитала, в значительной степени обусловлены отсутствием эффективных межкультурных и бизнес-коммуникаций. Пока что мобильность рабочей силы, проявляющаяся в наплыве иммигрантов в развитые страны, привела лишь к росту в этих странах националистических настроений и ксенофобий.

6. Для российской экономики, в которой ещё не закончился переходный период, процесс интернационализации создаёт дополнительные проблемы.

Так, предпринимательство у нас находится в стадии становления, причём это становление протекает трудно и порождает в обществе много негативных явлений. Глобализация во многих отраслях хозяйства может закрыть туда путь инновационному предпринимательству. Ещё более существенным можно считать то, что у руководства страны отсутствует чёткое представление о роли отраслей хозяйства в процессе глобализации и выгоде, которую они могут при этом получить. Для некоторых отраслей хозяйства процесс глобализации и, в частности, вступление России в ВТО грозит катастрофой. Особое внимание здесь должно быть уделено отраслям, от которых зависит безопасность страны, а именно - энергетика и сельское хозяйство.

В этой связи наиболее приемлемым способом развития предпринимательства с целью адаптации к глобализационным процессам предлагается считать регионализацию как способ привлечения в экономику отдельных территорий капитала из развитых стран для создания совместных предприятий. Успешные примеры регионализации уже имеются в Новгородской области. Успешная деятельность совместных предприятий Новгородской области служит примером отсутствия столкновения культур, что в свою очередь способствует эффективной экономической деятельности. Функционирование на территории области таких предприятий как ЗАО "Чудово-1Ш8", ООО "Амкор Ренч Новгород", ЗАО "Кэдбери", ЗАО "Дирол", ООО "Акрон" и других даёт не только значительные бюджетные пополнения, но и создаёт рабочие места, тем самым способствуя реализации потенциала человеческого капитала.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Орлова, Ирина Александровна, 2003 год

1. Гражданский Кодекс. Часть 1.

2. Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" 1990.

3. Федеральный Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской федерации" от 14 июля 1995г. № 88 ФЗ.

4. Федеральный Закон "О защите прав юридических индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 8 августа 2001г. № 134 ФЗ.

5. Указ Президента РФ от 29 июня 1998г. № 730 "О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства".

6. Постановление Правительства РФ № 446 от 18 июня 1991г.

7. Лвтономов В. С. Человек в зеркале экономической теории. (Очерк истории западной экономической мысли). М.: Наука, 1993. - 176с.

8. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: Наука, 1991. - 112с.

9. Афанасенко И. Д. Экономика и духовная программа России. Издательство "Третье тысячелетие", 2001. 414 с.

10. Бароньев А. О., Смирнов П. И. "Россия и русские: характер народа и судьбы страны". СПб.: Лениздат, 1992

11. Большаков В. П. Культура как форма человечности. Учебное пособие. Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000. - 92с.

12. Большаков В. П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры). Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2002. - 112с.

13. Боришполец К. П. Национальное измерение "глобального" мира/7 Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2001. №1. -С. 7

14. Бьюкенен П. Экономический национализм или глобальная экономика? Предпринимательство. Журнал-книга ЛХА "Альманах". -2001. №1. С.68.

15. Валлерстайн Н. И. Анализ мировых систем в современном мире. Пер. с англ. П. М. Кудюкина. Под общей редакцией канд. полит, наук Б. Ю. Кагарлицкого. СПб.: "Университетская книга", 2001. - 416 с.

16. Введение в институциональный анализ. Учебное пособие по курсам "Общая экономическая теория" и "Институциональная экономика"/Под ред. В. Л. Тамбовцева. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1996.

17. Веткина А. В. рекреационные формы воспроизводства человеческого капитала. СПб., 1999. - 147 с.

18. Веткина А. В. Проблемы эффективного использования человеческого капитала России// Сборник научных материалов. С-Петербургский Европейский Университет, 1999. С. 21

19. Витте С. Ю. По поводу национализма. Национальная экономика и Фридрих Лист. СПб., 1912. 71 с,

20. Владимирова И. Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия// Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №3. - С. 100.

21. Вопросы статистики, 2000, №2, С. 11.

22. Выжлецов Г. II. Аксиология культуры. СПб.: Изд. - С-Петербурского Университета. 1996. - 158с.

23. Геммерлинг Г. А., Ломакин О. Е., Шлёнов Ю. В. Ваше ДЕЛО. Практический курс предпринимательства. М.: Издательство БИНОМ, 1997. - 416 с.

24. Гуревич П. С. Философия культуры. М.: Аспект-Пресс, 1996, 280 с.

25. Демьяненко В., Рылько Д., Мировая аграрно-продовольственная система. Мировая экономика и международные отношения. 1998. №8. - С. 37.

26. Дилигенский Г. Г. Заседание круглого стола. Актуальные вопросы глобализации//Мировая экономика и международные отношения. -1999. №7. С. 86.

27. Добрынин А. И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999. - 309 с.

28. Долгов С. И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? М.: Экономика, 1998. С. 213.

29. Друкер П. Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. Перевод. А. Мкервали. Москва, 1992. 352 с.

30. Дудинов В. Предпринимательство как движущая сила развития рынка продовольствия. Маркетинг. 2001. №1. - С. 69.

31. Жизнин С. 3., Крупное В. И., Как стать бизнесмеом. Миненк, издательская группа "Предприниматель" ("Майнор-Совстник" -"Полифакт"). 1990. - 64 с.

32. Завершинский К. Ф. Культура и культурология в жизни общества: Учебное пособие/Под научной редакцией В. П. Большакова. Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000. 92с.

33. Иконникова С. Н. Диолог о культуре. Л., 1987. 203 с.

34. Инвестиционный климат. С. 4-5.

35. Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. 308 с.

36. Касьянов П. В. Есть ли у России долгосрочная перспектива? Экономия экологии. Российское общество экологической экономики. ЬКр: //ууу. и1Ь. ас. Ь. е/сее Бе/Из ее2 ООО.

37. Кармин Л. С. Культура социальных отношений. Серия "Мир культуры, история философия". СПб.: Издательство "Лань", 2000. 128 с.

38. Кефели И. Ф. Культурология. Основы теории и истории культуры: Уч. пособие. СПб: Спец. лит-ра, 1996. 591 с.

39. Ким Л. В., Никифоров П. В., Томилов В. В. Организация предпринимательства. "Новгород", 1996. 565 с.

40. Колесникова Л. Предпринимательство: от "максимизации прибыли" к синергии социально-экономических систем. Вопросы экономики. -2001. №10. С. 40-54.

41. Крупанин А. А. Основы предпринимательства. Учебно-практическое пособие для экономических специальностей в двух частях. СПб., Изд. Санкт-Петербургского инженерно-экономического института. 1992 г.

42. Кузнецов В. Что такое глобализация? Мировая экономика и международные отношения. 1998. №2. - С. 13.

43. Курганский С. А. Введение в теорию человеческого капитала: Учебное пособие. СПб.: Издательство СПб ГУЭФ, 1999. - 60 с.

44. Левашова А. В. Глобализация мира: миф или реальность?// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2001. №1. - С. 22.

45. Лихачёв Д. С. Русская культура в современном мире/7 Новый мир. -1991. №1. С.З

46. Лобковиц Н. Христианство и культура. Вопросы философии. -1993. №3. С.74

47. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. - 368 с,

48. Малиновский Б. Вопросы философии. 1983. №2. - С. 120

49. Марцинкевич В. И., Соболева И. В. Экономика человека: Учебное пособие для высш. Учеб. заведений. М.: Аспект Пресс, 1995. - 286 с.

50. Медынский В. Г., Шаршукова Л. Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1997. - 240 с.

51. Мелентъев Л. А. Системные исследования в энергетике. Элементы теории, направления развития. Изд-е 2-е, доп. М.: Наука, 1983. 455 с.

52. Мовсесяп А. Г. Транснационализация в мировой экономике: Учебное пособие. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2001, -316 с.

53. На рубеже веков. М.: Издательство "Весь мир", 2000. 328 с.

54. Назаренко В. Сельское хозяйство России и мировой продовольственный рынок. Международный сельскохозяйственный журнал. 1998. №1. - С. 758. Обзор за 1999 г., с. 795.

55. Оболенский В.П., Поспелов В. А. Глобализация мировой экономики: проблемы и риски российского предпринимательства. -М.: Наука, 2001.-216 с.

56. Осадчая И. М. Государство в постиндустриальной экономике и социал-демократия// Мировая экономика и международные отношения. 1999. №7. - С. 86.

57. Охлопкова Н. В. Интернационализация рынка труда: современные тенденции и динамика развития/'/ Вестин. Моск. ун-та. Серия 6. Экономика. 2001. №6. - С.43.

58. Попова Т. Н. Предпринимательство в мировой экономике. Учебное пособие. Владивосток: Изд=во Далъпевост. ун-та, 2002. - 164 с.

59. Предпринимательство: Учебник/ Под ред. М. Г. Лапусты. М.: ИНФРА - М, 2001. - 448с.

60. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха: Роберт Хизрич, Майкл Питере. Вып. 1 Предприниматель и предпринимательство. Пер. с англ./ Общ. ред. В. С. Загашвили. М.: Прогресс, 1992. - 160 с.

61. Радаев В. В. Экономическая социология. Курс лекций: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 1998. - 368 с.

62. Расков Н. В. Макроэкономика России (1990 1999 гг.): Учебное пособие для факультета менеджмента СПбГУ. - СПб.: изд-во С-Петербургского ун-та, 2001. - 178 с,

63. Российский статистический ежегодник, 2000, С. 596,

64. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1993,-482 с.

65. Советский энциклопедический словарь. Главный редактор А. М. Прохоров. Изд. второе. М.: Советская энциклопедия. 1983.

66. Сорос Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. Пер. с англ. М.: Некоммерческий фонд "Поддержки Культуры, Образования и Новых Информационных Технологий",2001. -458с.

67. Сорос Дж. О глобализации. Москва, 2002. 184 с.

68. Спивак В. А. Современные бизнес-коммуникации. СПб.: Питер,2002. 448 с.

69. Статистический ежегодник Новгородской области, 2002, Великий Новгород.

70. Томилов В. В. Культура предпринимательства. СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 368 с.

71. Тощенко Ж. Т. Социология. Общ. курс. 2-е изд., дополи, и переработ. М: Прометей, Юрайт, 1999. - 126 с.

72. Уайт Л.//Антология исследований культуры. СПб.: Университетская книга. 1997. - С. 17.

73. Уваров В. В., Пятибратов И. Н. Стратегический менеджмент и глобализация мировой экономики. Учебное пособие по специальности "Менеджмент". М.: Международный университет бизнеса и управления, 2001 - 283 с.

74. Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление. М.: Логос, 2001 - 254 с.

75. Ушачёв И. Аграрная реформа в России и проблемы её интеграции в мировое сообщество. Международный сельскохозяйственный журнал. -1998. №1,-С. 3.

76. Философский словарь. Под ред. М. М. Розенталя. Изд-е 3-е М.: 1972. Изд. Политическая литература.

77. Франк С. Л. Этика нигилизма, Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990. С. 182.

78. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1989. 96 с.

79. Холодовский К. Политическая институцианализация российского общества// Мировая экономика и международные отношения. 1998. №1. - С. 42-44.

80. Шахмалов Ф. Роль предпринимателя в рыночной экономической системе. Маркетинг. 1997.№2. - С. 94.

81. Шихирев П. Н. Введение в российскую деловую культуру: Учеб. пособие./ Гос. ун-т управления; Нац. фонд подготовки фин. и управленческих кадров. М.: ОАО "Тшнлрафия "Новости", 2000. -200 с.

82. Шишков Ю. О. О гетерогешюсти глобалистики и стадиях её развития // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 2. - С. 73.

83. Шмелёв Г. Продовольственная безопасность России: пути достижения. Проблемы прогнозирования. 1999. №1. - 39 с.

84. Шумпетер Й. Теория экономического развития. (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) Пер. с нем. В. С. Автономова, М. С. Любского, А. Ю. Чепуренко. М.: Прогресс. 1982. 455с.

85. Энциклопедия. Ф. А. Брокгауз И. А. Ефрон. 1990. Т 33.

86. Ясин Е. Г. Хозяйствешгые системы и радикальная реформа. М.: Экономика, 1989. -319 с.

87. Albert Shampero. Entreprenership and Economic Development. Wisconsin, Project ISEED, LTD, The Center For Venture Management, Summer 1975, p. 187

88. Arrow K. Social Choice and Individual Values, 2-nd ed. New York, 1963.-246 p.

89. Bernard Pecqueur. Le Développement local Syros. 2000.

90. Entering the 21 st Century. World Development Report 1999/2000. Published for the World Bank. Oxford University Press

91. Hirst P., Thompson Gr. Globalization in Question. Polity Press, 1996. P.l.

92. Karl Vesper. New Venture Strategies. Englewood Cliffs, N. J., Prentice-Hall, 1980, p.2

93. Management and cultural values. The indigenization of organizations in Asia. Editors Henry S. R. Kao, Durganand Sinha, Bernhard Wilpert. Sage Publications. New Delphi/Thousand Oaks/London. 1999. P. 332.

94. Montesquieu/ Oeuvres completes, t. 3. P.419.

95. Moussaii Antoine. Judaism, christianism et islam. Etude comparée Editions de Paris, 2000.

96. Robert C. Ronstadt. Entrepreneurship. Dover, Mass., Lord Publishing Co., 1984, p.28.

97. Ronnie Lessem. From management education to civic reconstruction. The emerging ecology of organizations. London and New York. P. 358

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.