Значение семейного анамнеза для фониатрической диагностики голоса, профориентации, профотбора и профпрогноза тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 14.00.04, кандидат медицинских наук Рудин, Лев Борисович
- Специальность ВАК РФ14.00.04
- Количество страниц 100
Оглавление диссертации кандидат медицинских наук Рудин, Лев Борисович
Введение.
Глава № 1. Обзор литературы.,.
1.1. Генетика голоса и певческого таланта.
1.2. Развитие голосо-речевых реакций у детей.
1.3. Мутационный период.
1.4. Определение типа голоса.
Глава № 2. Объект и методы исследования.
2.1. Сбор семейного анамнеза.
2.2. Фониатрическое обследование опрошенных.
2.3. Анализ семейных данных.
2.4. Изучение данных контрольной группы.
2.5. Изучение структуры творческих способностей.
2.6. Изучение мутационного периода.
Глава № 3. Результаты собственных исследований.
3.1. Данные фониатрического обследования опрошенных вокалистов.
3.2. Анализ семейных данных.
3.3. Изучение структуры творческих способностей.
3.4. Мутационный период как этап формирования певческого голоса.
3.5. Фониатрическое прогнозирование типа певческого голоса.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Болезни уха, горла и носа», 14.00.04 шифр ВАК
Физиолого-гигиеническая характеристика факторов профессионального формирования голоса у студентов-вокалистов2015 год, кандидат наук Садретдинова, Рима Минибарыевна
Начальное интенсивное хоровое пение2001 год, доктор искусствоведения Венгрус, Любовь Анатольевна
Психомоторное развитие учащихся мужского хорового колледжа в период мутации голоса2008 год, кандидат педагогических наук Чернов, Даниил Евгеньевич
Теоретико-методические аспекты использования ТСО в процессе обучения пению подростков2003 год, кандидат педагогических наук Полякова, Ольга Ивановна
Обучение эстрадному пению на музыкальных факультетах педагогических вузов2003 год, кандидат педагогических наук Клипп, Олег Яковлевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Значение семейного анамнеза для фониатрической диагностики голоса, профориентации, профотбора и профпрогноза»
Вот уже более ста лет врачи — фониатры ведут упорный поиск тех анатомо-физиологических и других признаков, которые имеют значение для фониатрической диагностики голоса. Предложено большое количество различных методик, ни одна из которых на сегодняшний день не может считаться абсолютно достоверной для решения данного вопроса (И. Максимов, 1987). Однако проблема эта достаточно актуальна, а потому интерес к диагностики голоса остаётся высоким. Связано это, прежде всего с тем, что от правильного определения типа голоса зависит результат обучения вокалиста, рациональное использование его голосового аппарата в дальнейшем, а значит профилактика фониатрической патологии и сохранение творческого долголетия (М.С. Эрбштейн, 1925; Ф.Ф. Заседателев, 1925; B.C. Кантарович, 1937), что особенно актуально в современных социально-экономических условиях.
Профессиональные достижения в вокально-творческой деятельности, как, впрочем, и во многих других, возможны только лишь при осознанном и правильном выборе данной профессии. Как правило, наличие певческого голоса и желания петь ещё недостаточно. Должен быть высокий уровень музыкальной одарённости, хорошо развитый слух, интеллект, а для оперной сцены важна, например, ещё и внешность (JI.A. Венгер, 1975, В.Д. Шадриков, 1982; Т.С. Князева и др., 2001).
Основным мероприятием в данном контексте является профориентация молодых людей, собирающихся посвятить себя подобному виду деятельности. Её приемником является процедура профотбора (Т.С. Князева, 2001; Ю.С. Василенко, 2002; В.П. Морозов, 2002).
Как известно, любые признаки живого организма. определяются его генотипом, наследственно обусловлены. Певческий голос, как таковой, его тип, строение голосового аппарата не являются исключением. Анатомические предпосылки, психофизиологические особенности, задатки тех или иных способностей в комплексе и определяют возможность для выполнения той или иной деятельности, в том числе и вокально-артистической (К. Штерн, 1965; И. Максимов, 1987).
Любая история болезни начинается со сбора анамнеза. Тщательно собранный анамнез во многом определяет правильность постановки диагноза. Семейный анамнез несёт в себе данные наследственного характера, то есть те, которые заложены в человеке самой природой, что вносит определённые коррективы в диагностический и лечебный процесс. Фониатрическая практика не является исключением. Однако, это, пока что, касается только определённых заболеваний голосового аппарата.
На основании всего сказанного можно утверждать, что в схему диагностики типа голоса, для решения вопросов профориентации, профотбора и профпрогноза целесообразно включать и данные семейного анамнеза, как важное звено, несущее в себе биологическую, генетическую информацию.
Необходимо отметить и то, что семейные данные и генеалогический метод до сих пор не используются для изучения генетики голоса. Составление родословных для изучения нормы и патологии голоса высказывается в зарубежных источниках лишь как предположение (Я.Т. БаЫоГГ, 1995).
Цель работы
Усовершенствование комплексной методологии фониатрической диагностики голоса, профориентации, профотбора и профпрогноза, как тесно связанных между собой компонентов.
Задачи исследования
1. Изучить некоторые закономерности наследования певческого голоса.
2. Изучить связь особенностей мутационного периода с типологией певческого голоса.
3. Сформулировать принципы фониатрического прогнозирования голоса.
4. Определить значение семейного анамнеза для комплексной оценки типа голоса, профориентации, профотбора и профпрогноза.
Научная новизна
Показано, что вокальные данные в своей основе имеют наследственный характер.
Впервые данные семейного анамнеза использованы для определения типа голоса.
Впервые показано, что степень тяжести мутационного процесса может являться дополнительным критерием при определении типа голоса.
Впервые семейные данные предлагаются для решения вопросов профориентации, профотбора и профпрогноза.
Впервые сформулированы принципы фоннатрического прогнозирования типа голоса.
Показано, что гоучение генеалогических данных и применение генеалогического метода исследования является очень важным этапом на пути изучения генетики голоса.
Практическая значимость
Работа позволяет оценить голосовые тенденции того или иного человека, расширяя тем самым методические возможности практической и теоретической фониатрни, что во многом дополняет и систематизирует комплексную методологию фониатрической диагностики голоса. Изучение общемузыкальных и голосовых особенностей конкретной семьи позволяет расширить понятие профориентации и профотбора в фониатрической практике. На основании семейных данных возможно вести дальнейший научный поиск по прогнозированию вокально-творческих успехов и творческого долголетия, что с уже существующими методиками укладывается в понятие профпрогноза. Работа является первым шагом к систематизированному процессу изучения генетики голоса.
Положения, выносимые на защиту
1. Вокальные данные имеют наследственный характер.
2. Наследование типа певческого голоса подчинено определённым закономерностям.
3. Характер течения мутационного периода может зависеть от формирования того или иного типа голоса, что можно учитывать при фониатрической диагностики голоса.
4. На основании данных семейного анамнеза и особенностей течения мутационного периода возможно прогнозирование будущего типа голоса.
5. Фониатрическую диагностику голоса необходимо начинать со сбора семейного анамнеза, несущего в себе генетическую информацию.
6. Семейный анамнез возможно использовать для решения вопросов профориентации, профотбора и профпрогноза в фониатрической практике.
Внедрение в практику
Основные положения диссертационной работы нашли практическое применение в педагогическом процессе на кафедре оториноларингологии РМАПО, при профориентации и профотборе абитуриентов Российской академии театрального искусства (ГИТИСа), Московского государственного университета культуры и искусства, при фониатрической диагностике голоса абитуриентов и студентов данных ВУЗов, внедряются в повсеместное использование для фониатрического прогнозирования и профориентации детей, обучающихся в музыкальной школе при союзе композиторов России. В постмутационном периоде совместно с вокальным педагогом даётся заключение о наиболее вероятном типе голоса.
Апробация результатов исследования
Основные положения диссертации доложены на Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы оториноларингологии» (г. Москва, 20 ноября 2002 г.); на 50-й юбилейной научно-практической конференции молодых учёных - оториноларингологов «Петербургу - 300 лет» (г. Санкт-Петербург, 28 января 2003 г.); на научно-практической конференции «Коммуникативные нарушения голоса, слуха и речи» (г. Москва, 30 мая 2003 г.).
Публикации
По материалам диссертации опубликовано 7 печатных работ (в центральной и местной отечественной печати), ещё 3 принято в печать (две в «Вестник оториноларингологии», одна в «Российскую оториноларингологию»). Они отражают основные положения научного исследования. Вклад автора в публикации составляет 100 %.
Похожие диссертационные работы по специальности «Болезни уха, горла и носа», 14.00.04 шифр ВАК
Клинико-генетический анализ врожденной и доречевой тугоухости2008 год, доктор медицинских наук Маркова, Татьяна Геннадьевна
Особенности голосообразующего аппарата и его заболевания в препубертатном и пубертатном периодах2013 год, кандидат медицинских наук Султонова, Камола Балташевна
Нарушения голоса в период мутации, их предупреждение и коррекция2007 год, кандидат педагогических наук Эстрова, Полина Александровна
Русское партесное многоголосие конца XVII - середины XVIII века: источниковедение, история, теория2013 год, доктор искусствоведения Плотникова, Наталья Юрьевна
Развитие музыкально-эстетического кругозора у будущих драматических актеров на занятиях по дисциплине "Вокальное искусство"2011 год, кандидат педагогических наук Давыдова, Галина Евгеньевна
Заключение диссертации по теме «Болезни уха, горла и носа», Рудин, Лев Борисович
выводы
1. Исследование семейных данных 97 профессиональных вокалистов показало, что вокальные данные в своей основе имеют наследственный характер. В данных семьях среднее число поющих родственников составляет 28,4%, что достоверно выше, чем в контрольной группе, в которой этот показатель равен 1,4 %.
2. В семьях высоких голосов поющие родственники на 78 % состоят из высоких голосов. В семьях средних голосов поющие родственники со средними голосами встречаются в 48 % случаев. В семьях низких голосов ноющих родственников с низкими голосами 40 %.
3. Обладатели высоких голосов в детстве в 71 % случаев имели дискант (сопрано). Низкие голоса в 75 % случаев имели альт. В группе средних голосов соотношение дискант, сопрано — альт примерно 1:1. Степень тяжести мутационного периода может указывать на степень его «физиологического комфорта», определяемого соответствием детского и взрослого голосов, что является дополнительным критерием при определении типа голоса.
4. На основании семейного анамнеза и характера течения мутационного периода возможно фониатричсское прогнозирование будущего типа голоса, что целесообразно учитывать при индивидуализации вокально-педагогического процесса.
5. Комплексную методологию фониатрической диагностики голоса, профориентации, профотбора и профпрогноза необходимо начинать со сбора семейного анамнеза, данные которого следует учитывать при решении этих вопросов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Фониатрическая диагностика типа певческого голоса на сегодняшний день должна представляться специалистам как комплексно-методологический процесс, аналогичный по структуре клинической истории болезни.
2. Данную методологию целесообразно начинать со сбора семейного анамнеза.
3. При выяснении семейных данных необходимо собрать сведения о максимально возможном количестве родственников вообще, а затем проследить передачу вокальных данных в роду. Главным условием опроса является акцент на типе голосов поющих родственников, что является ключевым моментом при определении семейных тенденций.
4. Данные семейного анамнеза наиболее удобно фиксировать в виде родословной, соблюдая при этом все соответствующие правила её составления.
5. При необходимости родословная, наряду с другими материалами фониатрического обследования, может быть представлена как документ, прикладываемый в амбулаторную карту пациента или личное дело студента -вокалиста.
6. На основании знаний о закономерностях наследования певческого голоса и его типа делаются соответствующие выводы.
7. При фониатрической диагностике голоса возможно учитывать данные о степени тяжести мутационного периода. Их следует использовать как дополнительный критерий.
8. При использовании методики фониатрического прогнозирования необходимо использовать данные семейного анамнеза и течения мутационного периода. Данные фониатрического прогнозирования возможно использовать для определения будущего типа голоса и необходимо учитывать при индивидуализации вокально-педагогического процесса.
9. При решении задач профориентации лиц, желающих посвятить себя вокально-творческой профессии, возможно принимать во внимание данные семейного анамнеза, показывающие генетические предпосылки для выполнения данного вида деятельности. Их необходимо рассматривать как одну из составляющих методики профориентации.
10. При сборе анамнеза в данном контексте необходимо определить не только факт передачи вокальных данных, но и выяснить общемузыкальный уровень семьи, установить превалирующие профессии. Если в семье прослеживаются или не прослеживаются определённые тенденции, то на основании этого делаются соответствующие выводы.
11. Полученные данные возможно учитывать при определении прогноза профессиональной деятельности.
12. При проведении профотбора данные семейного анамнеза следует использовать только лишь в качестве дополнительного критерия, что продиктовано чрезвычайной сложностью проблемы.
13. В рамках профориентации, профотбора и профпрогноза целесообразно внедрять применение ЭЭГ, спектрографии и других объективных методов исследования.
Список литературы диссертационного исследования кандидат медицинских наук Рудин, Лев Борисович, 2005 год
1. Алексахип И.В. Отцы и дети / И.В. Алексахии, A.B. Ткаченко // Химия и жизнь.- 1973.- № 8.- С. 55-59.
2. Артемьева Т.Н. О соотношении задатков и способностей / Т.И. Артемьева / Соотношение биологического и социального в человеке: материалы к симпозиуму.-М., 1975- С. 200-209.
3. Белова Е.С. Исследование особенностей развития творческого мышления у детей 5 — 6 лет / Е.С. Белова, Е.И. Щебланова // Школа здоровья 2000.Т. 7,№ 1.-С. 8-15.
4. Василенко Ю.С. О профориентации и профотборе лиц, готовящихся к вокально-речевой профессии / Ю.С. Василенко, A.C. Токман // Вестник оториноларингологии — 1973 —№ 6 —С. 47-50.
5. Василенко Ю.С. Изучение гормонального профиля у лиц с мутационной дисфонией / Ю.С. Василенко. // Научно-практическая конференция «Современные методы диагностики и лечения заболеваний верхних дыхательных путей»: Тез. докл.- Курск, 1987 С. 112-115.
6. Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты / Ю.С. Василенко,— М.: Энергоиздат, 2002 — 480 с. ,
7. Ветер JI.A. О детерминации способностей / JI.A. Венгер. Соотношение биологического и социального в человеке; материалы к симпозиуму — Москва, 1975.-С. 238-249.
8. Виноградов Е.С. Колебания рождаемости одарённых людей в 11-летнем солнечном цикле / Е.С. Виноградов // Психологический журнал.- 1990 Т. 11, №2.- С. 142-144.
9. Виноградов Е.С. Изменение частоты рождаемости одарённых людей в разных фазах 11-летнего солнечного цикла / Е.С. Виноградов // Вопросы психологии.- 1991—Т. 11, № 6 С. 96-102.
10. Ю.Гальтон Ф. Наследственность таланта. Ея законы и последствия: Пер. с англ. / Ф. Гальтон.- СПб., 1875.- 299 с.
11. М.Григорьев Г.* Гены и гении / Г. Григорьев // Химия и жизнь.— 1968-№ 2.- С. 62-68.
12. М.Григорьев Г.* Гены и гении / Г. Григорьев // Химия и жизнь.— 1968 — № З.-С. 44-47.
13. Ермолаев В.Г. Руководство по фониатрии / В.Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева, В.П. Морозов М.: Медицина, 1970 — 272 с.
14. ХЪ.Зелигман С.Б. О росте голосовых связок человека / С.Б. Зелигман // Архив анатомии, гистологии и эмбриологии.— 1963—Т. 45, вып. 11.—С. 88-92.
15. Исследование мозговой организации творчества / Н.П. Бехтерева, C.B. Медведев и др. // Физиология человека — 2000 Т. 26, № 5 - С. 12-18.
16. Ю.Каитарович B.C. Что надо знать артисту о своём голосе / B.C. Кантарович.-М.: Гос. муз. изд., 1937.-69 с.
17. Климов Е.А. Социальное и биологическое в контексте проблемы формирования профессиональной пригодности / Е.А. Климов.
18. Соотношение биологического и социального в человеке: материалы к симпозиуму-Москва, 1975-С. 210-220.
19. Кононова И.М. Основные факторы развития голосовых реакций детей 1-го года жизни / И.М. Кононова. Научные труды центрального института усовершенствования врачей, 1972.—Т. 166.—С. 60-69.
20. Кутуков Ю.Н. Некоторые аспекты мутации голоса подростков / Ю.Н. Кутуков. Материалы зональной научно-практической конференции отоларингологов и выездной сессии МНИИ уха, горла и носа — Иркутск, 1987.-С. 213-214.
21. ЗОЛсвидов И.И. Охрана и культура детского голоса / И.И. Левидов.— Л.— М.: Гос. муз. издат, 1939 112 с.
22. Лейтес Н.С. О детской одарённости. / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии 2003 - № 4.
23. Ъ2Лепин Т.К. Действительные члены Академии наук за последние 80 лет (1846 1924 г.г.) / Т.К. Лепин, Я.Я. Лус, Ю.А. Филипченко // Известия бюро по евгенике — 1925- № 3 — С. 3-82.
24. ЗЗ.Максимов И. Фониатрия: Пер. с болг. / И. Максимов— М.: Медицина, 1987.-288 с.
25. ЗА.Макуха АЛ. Зависимость между формой, расположением надгортанника и видом голоса / А.Л. Макуха, E.H. Духовная, М.В. Соколюк // Вопросы морфологии .— 1968 — вып. 3 — С. 60-65.
26. Малютин E.H. Экспериментальная фонетика и фониатрия / E.H. Малютин. // Вестник оториноларингологии.- 1936.-№ 3- с. 3-12.
27. Зй.Митрипович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха: Пер. с польского / А. Митринович-Моджеевска,— Варшава: польское гос. мед. изд., 1965.-356 с.
28. Морозов В.П. Тайны вокальной речи / В.П. Морозов- Л.: Наука, 1967204 с.
29. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники / В.П. Морозов.- М.: ИП РАН, МГК им. Чайковского, центр «Искусство и наука», 2002.- С. 496.
30. АХ.Павлихип О.Г. Роль спектрального компьютерного анализа в определении типа голоса певца и профилактике заболеваний голосового аппарата у вокалистов / О.Г. Павлихин, А.ГТ. Мещеркин // Вестник оториноларингологии 2003.- № 1 — С. 9-11.
31. Павлова И. К вопросу об определении голоса певцов при помощи ларингоскопии / И. Павлова*, И. Казанский* // ЖУНГБ 1938— Т. 15, № 1.-С. 79-82.
32. АЗ.Плешков И. В. Клинико-акустические критерии определения профпригодности к речевой и певческой профессии / И.В. Плешков // Российская оториноларингология (приложение).—2002.—№ 1- С. 50-51.
33. АА.Рубишитейн СЛ. Проблемы способностей и вопросы психологической теории / СЛ. Рубинштейн // Вопросы психологии — i960 —№ 3 С. 3-15.
34. А5.Русалов В.М. Темперамент как предпосылка творческих способностей / В.М. Русалов, Л.И. Полтавцева // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова 1997.- Т. 47, № 3.- С. 451-460.
35. Савельев ILM. Эндофотография как метод определения вида голоса у обучающихся пению / Н.М. Савельев // ЖУНГБ 1963.- № 3 - С. 55-59.
36. Строгая Е.З. К вопросу о наследовании музыкальных способностей / Е.З. Строгая // Бюро по генетике. Известия 1925.-№ 2 — С. 85-88.
37. ЪО.Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплое.— М.: АПН РСФСР, 1947.- 345 с.
38. Теплое Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплое.- М.: Наука, 1961.-535 с.52 .Филипчепко Ю.А. Результаты обследования ленинградских представителей искусства / Ю.А. Филипчепко // Бюро по генетике. Известия 1924.-№ 2 - С. 5-28.
39. ЗЗ.Филипченко Ю.А. Интеллигенция и таланты / Ю.А. Филипчепко // Известия бюро по евгенике 1925 — № 3— С. 83-96.
40. Фомичёв М.И. Определение вида голоса. / М.И. Фомичёв. Сборник трудов ленинградского научно-практического института по болезням уха, горла, носа и речи-Л., 1940-Т. 6.-С. 109-118.
41. Фомичёв М.И. Основы фониатрии / М.И Фомичёв- Л.: Медгиз, 1949 — 188 с.
42. Фониатрия и фонопедия / Л.Б. Дмитриев, Л.М. Телеляева, С.Л. Таптапова и др.— М.: Медицина, 1990 — 272 с.
43. Шадриков В.Д. Проблемы профессиональных способностей / В.Д Шадриков. // Психологический журнал 1982-Т. 3, № 5 -С. 13-26.
44. Штерн К. Основы генетики человека: Пер. с англ. / К. Штерн- М.: Медицина, 1965 690 с.
45. Эрбштейн М.С. Анатомия, физиология и гашена дыхательных и голосовых органов / М.С. Эрбштейн.- СПб., 1908 — 209 с.
46. Юрьев Ю.М. Записки. В 2-х томах / Ю.М. Юрьев JT - М.: Искусство, 1963.
47. Andrews B.R. Auditory Те sts. iv. Tests of Musical Capacity / B.R. Andrews // Amer. Journ. of Psychol 1905- №16.
48. Bernstein F. Uber die Tonlage der menschlichen singstimme / F. Bernstein, B. Schlaper // Sitzungsberichte der Preuss. Berlin: Akad. Wiss, Math-physikal. Klasse. 1922.
49. Bharadway R. Intelligence, sex and age as correlates of the components of creativity / R. Bharadway // Asian J. Psychol, and Educ.- 1985.- Vol. 16 (3).-P. 41.
50. Coon H.y Genetic and environmental determinants of musical ability in twins / H. Coon, G. Carey// Behav Genet.- 1989.-№ 19.-P. 183-193.
51. Hacker, Th. Ziehen. Leipzig.: Barth, 1922,- 186 p.
52. Koch. Die erblichkeit der musicalität / Koch,* Hans.* // Y. Ambrosius 1926-S. 16-73. (Aus dem winderem labarator).
53. Luchsinger R, Die Vererbung von Sprach — und Stimmstörungen / R. Luchsinger I I Folia Phoniatrica 1959 — № 11-P. 1-3.lü.Luchsinger R. Genetics of the voice. / R. Luchsinger, G.E. Arnold. Voice -speech — language-Belmont-Wadsworth, 1965 —P. 122-130.
54. Mjöen. Zur erbanalyse der musikalischen begabung / Mjöen,* Alfred J. // Separat ur Hereditas.- 1923-№7.-S. 109-128.
55. Kl.Prentky R. Creativity and psychopathology: gambling at the seat of madness / R. Prentky. Handbook of creativity / Ed. Glower J. A. et al.- N. Y.- L.: Plenum Press, 1988.-P. 243.
56. Revesz G. Prüfung der Musikalität / G. Revesz // Zeits. f. Psychol 1920 — № 85.
57. M.SataloffR.T. Genetics of the Voice / R.T. Sataloff//Journal of Voice 1995-Vol. 9,№ l.-P. 16-19.
58. Schilling R. Uber die Stimme erbgleicher Zwillinge / R. Schilling Klin Scher, 1936.-Vol. 15.-P. 756.
59. Schilling R. Uber die Stimme erbgleicher Zwillinge / R. Schilling // Folia Phoniatrica.- 1950.-№ 2.-P. 98-119.
60. Sl.Schoen M. Recent Literature on the psychology of the Musician / M. Schoen // Psychol. Bull.- 1921.—№ 18.
61. Seashore C. Measures of Musical Talent / C. Seashore // Psychol. Rew— 1930.-№37.
62. Seeman M. Die Bedeutung der Zwillingspathologie fur die Erforschung / M. Seeman// Sprach-Stimmheilk- 1937-№ l.-P. 88.
63. Tarneaud J. Traite pratique de Phonologie et de Poniatrie / J. Tarneaud-Paris Maloine, 1941.
64. Trendelenburg W. Ein Apparat zur Vorführung und zur Ausmessung des Kehlkopfspiegelbildes / W. Trendelenburg // Z. Hals. Nas. - u. Ohrenheilk.-1929.-№ 22.-P. 159-164.
65. Vernon P.E. The nature — nature problem in creativity / P.E. Vernon. Handbook of creativity / Ed. Glower J. A. et al N. Y.- L.: Plenum Press, 1988.- P. 93.
66. Звёздочками отмечены авторы, у которых в оригинальных статьях нетуказания на имя или отчество.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.